Виды эмоциональных состояний. Курсовая работа: Психология эмоциональных состояний

Известный ученый А.В. Петровский писал: «… Одно и то же проявление психики может быть рассмотрено в различных отношениях. Например, аффект как психическое состояние представляет собой обобщенную характеристику эмоциональных, познавательных и поведенческих аспектов психики субъекта в определенный относительно ограниченный отрезок времени; как психический процесс, он характеризуется стадиальностью развития эмоций; он может рассматриваться и как проявление психических свойств индивида (вспыльчивости, несдержанности, гневливости). К психическим состояниям относятся проявления чувств (настроение, аффекты, эйфория, тревога, фрустрация и др.), внимания (сосредоточенность, рассеянность), воли (решительность, рассеянность, собранность), мышления (сомнения), воображения (грезы) и т.д. Предметом специального изучения в психологии являются психические состояния людей в условиях стресса при экстремальных обстоятельствах (в боевой обстановке, во время экзаменов, при необходимости экстренного принятия решения), в ответственных ситуациях (предстартовые психические состояния спортсменов и т.д.). В патопсихологии и медицинской психологии исследуются патологические формы психических состояний – навязчивые состояния, в социальной психологии – массовидные психические состояния» .

«Психическое состояние – один из трех видов психических явлений, частнопсихологических категорий: у человека – промежуточное звено между кратковременным психическим процессом и свойством личности. Психические состояния достаточно продолжительны (могут продолжаться месяцами), хотя при изменении условий или вследствие адаптации могут и быстро изменяться» .

«Психические состояния – (англ. –psychic states) – широкая психологическая категория, которая охватывает различные виды интегрированного отражения ситуации (воздействий на субъект как внутренних, так и внешний стимулов), без отчетливого осознания их предметного содержания. Примерами психических состояний могут служить: бодрость, усталость, психическое пресыщение, апатия, депрессия, отчуждение, утрата чувства реальности (дереализация), переживание «уже виденного», скука, тревога и др.» .

В свою очередь эмоциональные состояния - это переживания человеком своего отношения к окружающей действительности и к самому себе в определенный момент времени, относительно типичные для данного человека; те состояния, которые регулируются преимущественно эмоциональной сферой и охватывают эмоциональные реакции и эмоциональные отношения; относительно устойчивые переживания .

Основные эмоциональные состояния, которые испытывает человек, делятся на собственно эмоции, чувства и аффекты . Эмоции и чувства предвосхищают процесс, направленный на удовлетворение потребности, имеют идеаторный характер и находятся как бы в начале его. Эмоции и чувства выражают смысл ситуации для человека с точки зрения актуальной в данный момент потребности, значение для ее удовлетворения предстоящего действия или деятельности. Эмоции могут вызываться как реальными, так и воображаемыми ситуациями. Они, как и чувства, воспринимаются человеком в качестве его собственных внутренних переживаний, передаются другим людям, сопереживаются.

Эмоции относительно слабо проявляются во внешнем поведении, иногда извне вообще незаметны для постороннего лица, если человек умеет хорошо скрывать свои чувства. Они, сопровождая тот или иной поведенческий акт, даже не всегда осознаются, хотя всякое поведение, как мы выяснили, связано с эмоциями, поскольку направлено на удовлетворение потребности. Эмоциональный опыт человека обычно гораздо шире, чем опыт его индивидуальных переживаний. Чувства человека, напротив, внешне весьма заметны.

Эмоции и чувства – личностные образования. Они характеризуют человека социально-психологически. Эмоции обычно следуют за актуализацией мотива и до рациональной оценки адекватности ему деятельности субъекта. Они есть непосредственное отражение, переживание сложившихся отношений, а не их рефлексия. Эмоции способны предвосхищать ситуации и события, которые реально еще не наступили, и возникают в связи с представлениями о пережитых ранее или воображаемых ситуациях.

Чувства же носят предметный характер, связываются с представлением или идеей о некотором объекте. Другая особенность чувств состоит в том, что они совершенствуются и, развиваясь, образуют ряд уровней, начиная от непосредственных чувств и кончая высшими чувствами, относящимися к духовным ценностям и идеалам.

Чувства носят исторический характер. Они различны у разных народов и могут по-разному выражаться в разные исторические эпохи у людей, принадлежащих к одним и тем же нациям и культурам. В индивидуальном развитии человека чувства играют важную социализирующую роль. Они выступают как значимый фактор в формировании личности, в особенности ее мотивационной сферы. На базе положительных эмоциональных переживаний типа чувств появляются и закрепляются потребности и интересы человека.

Чувства – продукт культурно-исторического развития человека. Они связаны с определенными предметами, видами деятельности и людьми, окружающими человека. Чувства выполняют в жизни и деятельности человека, в его общении с окружающими людьми мотивирующую роль. В отношении окружающего его мира человек стремится действовать так, чтобы подкрепить и усилить свои положительные чувства. Они у него всегда связаны с работой сознания, могут произвольно регулироваться .

Наиболее общее эмоциональное состояние, окрашивающее в течение длительного времени все поведение человека называется настроением . Оно весьма разнообразно и может быть радостным или печальным, веселым или угнетенным, бодрым или подавленным, спокойным или раздраженным и т.п. Настроение является эмоциональной реакцией не на прямые последствия тех или иных событий, а на их значение для жизни человека в контексте его общих жизненных планов, интересов и ожиданий.

Самой мощной эмоциональной реакцией является аффект. Аффект (от лат. affectuctus – «душевное волнение») - сильное и относительно кратковременное эмоциональное состояние, связанное с резким изменением важных для субъекта жизненных обстоятельств и сопровождаемое резко выраженными двигательными проявлениями и изменением в функциях внутренних органов . Аффект полностью захватывает психику человека. Это влечет за собой сужение, а порой и отключение сознания, изменения в мышлении и, как следствие неадекватное поведение. Например, при сильном гневе многие люди теряют способность к конструктивному разрешению конфликтов. Гнев у них переходит в агрессию. Человек кричит, краснеет, размахивает руками, может ударить противника.

Аффект возникает резко, внезапно в виде вспышки, порыва. Управлять и справиться с этим состоянием очень трудно. Любое чувство может переживаться в аффективной форме. В то же время было бы неверно думать, что аффект полностью неуправляем. Несмотря на кажущуюся внезапность, аффект имеет определенные этапы развития. И если на конечных этапах, когда человек полностью теряет контроль над собой, остановиться практически невозможно, то в начале это может сделать любой нормальный человек. Безусловно, это требует огромных волевых усилий. Здесь самое важное отсрочить наступление аффекта, «затушить» аффективную вспышку, сдержать себя, не терять власть над своим поведением.

Аффекты - это особо выраженные эмоциональные состояния, сопровождаемые видимыми изменениями в поведении человека, который их испытывает. Аффект не предшествует поведению, а как бы сдвинут на его конец. Это реакция, которая возникает в результате уже совершенного действия или поступка и выражает собой его субъективную эмоциональную окраску с точки зрения того, в какой степени в итоге совершения данного поступка удалось достичь поставленной цели, удовлетворить стимулировавшую его потребность. Аффекты способствуют формированию в восприятии так называемых аффективных комплексов, выражающих собой целостность восприятия определенных ситуаций. Развитие аффекта подчиняется следующему закону: чем более сильным является исходный мотивационный стимул поведения и чем больше усилий пришлось затратить на то, чтобы его реализовать, чем меньше итог, полученный в результате всего этого, тем сильнее возникающий аффект. В отличие от эмоций и чувств аффекты протекают бурно, быстро, сопровождаются резко выраженными органическими изменениями и двигательными реакциями .

Аффекты отрицательно сказываются на деятельности человека, резко снижая уровень ее организованности, изменяют типичное поведение. Они способны оставлять сильные и устойчивые следы в долговременной памяти. В отличие от аффектов работа эмоций и чувств связана по преимуществу с кратковременной и оперативной памятью. Эмоциональная напряженность, накапливаемая в результате возникновения аффекгогенных ситуаций, может суммироваться и рано или поздно, если ей вовремя не дать выхода, привести к сильной и бурной эмоциональной разрядке, которая, снимая напряжение, часто влечет за собой ощущение усталости, подавленности, депрессии .

Одним из наиболее распространенных в наши дни видов аффектов является стресс . Под стрессом (от англ. stress - «давление», «напряжение») понимают эмоциональное состояние, возникающее в ответ на всевозможные экстремальные воздействия. Он представляет собой состояние чрезмерно сильного и длительного психологического напряжения, которое возникает у человека, когда его нервная система получает эмоциональную перегрузку. Стресс дезорганизует деятельность человека, нарушает нормальный ход его поведения. Стрессы, особенно если они часты и длительны, оказывают отрицательное влияние не только на психологическое состояние, но и, на физическое здоровье человека .

Ни одному человеку не удается жить и работать, не испытывая стрессов. Тяжелые жизненные потери, неудачи, испытания, конфликты, напряжение при выполнении тяжелой или ответственной работы время от времени переживает каждый. Одни люди справляются со стрессами легче, чем другие, т.е. являются стрессоустойчивыми .

Страсть - еще один вид сложных, качественно своеобразных и встречающихся только у человека эмоциональных состояний. Страсть представляет собой сплав эмоций, мотивов и чувств, сконцентрированных вокруг определенного вида деятельности или предмета. Объектом страсти может стать человек . С.Л. Рубинштейн писал, что страсть всегда выражается в сосредоточенности, собранности помыслов и сил, их направленности на единую цель... Страсть означает порыв, увлечение, ориентацию всех устремлений и сил личности в едином направлении, сосредоточение их на единой цели .

Близким по своим проявлениям к стрессу является эмоциональное состояние фрустрации.

Фрустрация (от лат. frustration - «обман», «расстройство», «разрушение планов») - состояние человека, вызываемое объективно непреодолимыми (ли субъективно так воспринимаемыми) трудностями, возникающими на пути к достижению цели .

Фрустрация сопровождается целым набором отрицательных эмоций, способных разрушить сознание и деятельность. В состоянии фрустрации человек может проявлять озлобленность, подавленность, внешнюю и внутреннюю агрессию. Например, при выполнении какой-либо деятельности человек терпит неудачу, что вызывает у него отрицательные эмоции - огорчение, недовольство собой. Если в такой ситуации окружающие люди поддержат, помогут исправить ошибки, пережитые эмоции останутся лишь эпизодом в жизни человека. Если неудачи повторяются, и значимые люди при этом упрекают, стыдят, называют неспособным или ленивым, у этого человека обычно развивается эмоциональное состояние фрустрации.

Уровень фрустрации зависит от силы и интенсивности воздействующего фактора, состояние человека и сложившихся у него форм реагирования на жизненные трудности. Особенно часто источником фрустрации выступает отрицательная социальная оценка, затрагивающая значимые отношения личности. Устойчивость (толерантность) человека к фрустрирующим факторам зависит от степени его эмоциональной возбудимости, типа темперамента, опыта взаимодействия с такими факторами.

Эмоциональным состоянием, близким к стрессу, является синдром «эмоционального выгорания ». Данное состояние возникает у человека, если в ситуации психического или физического напряжения он длительное время испытывает отрицательные эмоции. При этом он не может ни изменить ситуацию, ни справиться с негативными эмоциями. Эмоциональное выгорание проявляется в снижение общего эмоционального фона, равнодушие, уход от ответственности, негативизм или циничность по отношению к другим людям, потеря интереса к профессиональным успехам, ограничение своих возможностей. Как правило, причинами эмоционального выгорания становятся монотонность и однообразие работы, отсутствие для карьерного роста, профессиональное несоответствие, возрастные изменения и социально-психологическая дезадаптация. Внутренними условиями для возникновения эмоционального выгорания могут быть акцентуации характера определенного типа, высокая тревожность, агрессивность, конформность, неадекватный уровень притязаний. Эмоциональное выгорание препятствует профессиональному и личностному росту и, также как и стресс, приводит к психосоматическим нарушениям.

Попытки дать универсальные классификации эмоций предпринимали многие ученые, и каждый из них выдвигал для этого собственное основание. Так, Т. Браун в основу классификации положил временной признак, разделив эмоции на непосредственные, т. е. проявляемые «здесь и сейчас», ретроспективные и проспективные. Рид строил классификацию на основании отношения к источнику действия. Все эмоции он делил на три группы: 1) которым свойственно механическое начало (инстинкты, привычки); 2) эмоции с животным началом (аппетит, желание, аффектации); 3) эмоции с рациональным началом (самолюбие, долг). Классификация Д. Стюарта отличается от предыдущей тем, что первые две ридовские группы объединены в один класс инстинктивных эмоций. И. Кант сводил все эмоции к двум группам, в основе которых лежала причина возникновения эмоций: эмоции сенсуальные и интеллектуальные. При этом аффекты и страсти он относил к волевой сфере.

Г. Спенсер предлагал разделять чувства по признаку их возникновения и воспроизведения на четыре класса. К первому он отнес презентативные чувства (ощущения), возникающие непосредственно при действии внешних раздражителей. Ко второму классу - презентативно-репрезентативные, или простые, эмоции, например страх. К третьему классу он отнес репрезентативные эмоции, вызываемые поэзией как раздражителем, не имеющим конкретного предметного воплощения. Наконец, к четвертому классу Спенсер отнес высшие, отвлеченные, эмоции, образующиеся без помощи внешнего раздражителя абстрактным путем (например, чувство справедливости).

К примеру, А. Бэн выделял 12 классов эмоций, а основоположник научной психологии В. Вундт считал, что число эмоций (точнее было бы сказать - оттенков эмоционального тона ощущений) настолько велико (значительно больше 50 000), что язык не располагает достаточным количеством слов для их обозначения. Противоположную позицию занимал американский психолог Э. Титченер. Он полагал, что существует только два вида эмоционального тона ощущений: удовольствие и неудовольствие. По его мнению, Вундт смешивал два различных явления: чувства и чувствование. Чувствование, по представлению Титченера, это сложный процесс, состоящий из ощущения и чувства удовольствия или неудовольствия (в современном понимании - эмоционального тона). Видимость существования большого количества эмоций (чувств), по мнению Титченера, создается тем, что эмоциональный тон может сопровождать неисчислимые комбинации ощущений, образуя соответствующее число чувствований. Титченер различал эмоции, настроение и сложные чувства (sentimentes), в которых существенную роль играют состояния удовольствия и неудовольствия .

Сложность классификации эмоций состоит и в том, что, с одной стороны, трудно определить, является ли выделяемая эмоция действительно самостоятельным видом или же это обозначение одной и той же эмоции разными словами (синонимами), а с другой стороны, не является ли новое словесное обозначение эмоции лишь отражением степени ее выраженности (например, тревога - страх - ужас).

На это обращал внимание еще У. Джемс, который писал: «Затруднения, возникающие в психологии при анализе эмоций, проистекают, мне кажется, от того, что их слишком привыкли рассматривать как абсолютно обособленные друг от друга явления. Пока мы будем рассматривать каждую из них как какую-то вечную, неприкосновенную духовную сущность наподобие видов, считавшихся когда-то в биологии неизменными сущностями, до тех пор мы можем только почтительно составлять каталоги различных особенностей эмоций, их степеней и действий, вызываемых ими. Если же мы станем их рассматривать как продукты более общих причин (например, в биологии различие видов рассматривается как продукт изменчивости под влиянием окружающих условий и передачи приобретенных изменений путем наследственности), то установление различий и классификация приобретут значение простых вспомогательных средств» .

Как отмечает П. В. Симонов, ни одна из предложенных классификаций не получила широкого признания и не стала эффективным инструментом дальнейших поисков и уточнений. Это объясняется тем, что все эти классификации были построены на неверной теоретической основе, а именно: на понимании эмоций как силы, непосредственно направляющей поведение. В результате появились эмоции, которые побуждают стремиться к объекту или избегать его, стеничные и астеничные эмоции и т. д.

Деление эмоций по виду контакта живых существ. П.В. Симонов , исходя из характера взаимодействия живых существ с объектами, способными удовлетворить имеющуюся потребность (контактного или дистанционного), предложил классификацию эмоций, представленную в таблице 1.

Таблица 1 - Классификация эмоций человека в зависимости от характера

действия

Величина потребности

Оценка вероятности удовлетворения

Контактное взаимодействие с объектом

Дистанционные действия

овладения, обладания объектом

сохранения

преодоления, борьбы за объект

Нарастает

Превышает

имевшийся прогноз

Наслаждение, удовольствие

Бесстрашие,

смелость, уверенность

Торжество, воодушевление, бодрость

Небольшая

Безразличие

Спокойствие

Расслабление

Невозмутимость

Нарастает

Неудовольствие,

отвращение, страдание

Беспокойство, печаль, горе, отчаяние

Настороженность, тревога, страх, ужас

Нетерпение, негодование, гнев, ярость, бешенство

Автор этой классификации считает, что она справедлива и для тех эмоций человека, которые вызваны потребностями высшего социального порядка, поэтому не согласен с С.X. Раппопортом, оценившим ее как отражение биологической теории мотивации.

По мнению Е.П. Ильина, достоинством описанной выше классификации является попытка найти критерий, по которому можно дифференцировать эмоциональный тон ощущений от собственно эмоций (контактные формы взаимодействия - для первых и дистантные -для вторых). Но в целом эта классификация мало способствует прояснению истины, так как в ней почему-то присутствуют не только эмоции, но и волевые качества (смелость, бесстрашие) или эмоционально-личностные особенности (невозмутимость, оптимизм) .

Позже П.В. Симонов , несмотря на заявление о безнадежности построения полной классификации эмоций, снова воспроизводит свою классификацию, правда в укороченном виде. В ее основу он кладет систему из осей двух координат: отношение к своему состоянию и характер взаимодействия с объектами, способными удовлетворить имеющуюся потребность.

В результате он получил четыре пары «базисных» эмоций: удовольствие-отвращение, радость-горе, уверенность-страх, торжество-ярость. Каждая из этих эмоций имеет качественные различия в переживаниях (оттенки), которые целиком определяются потребностью, в связи с удовлетворением которой возникает данное эмоциональное состояние. Автор считает, что данная классификация с непреложностью вытекает из развиваемой им «теории эмоций». Так это или нет, судить трудно, но возникает вопрос: почему уверенность - это эмоция, да еще базовая, почему при радости я не могу испытывать удовольствие, а при ярости - отвращение? А если могу, то какая тогда эмоция будет базовой, а какая - нет?

Возможно, ответом на последний вопрос может быть то, что помимо базовых положительных и отрицательных эмоций, проявляющихся в чистом виде, Симонов выделяет еще сложные смешанные эмоции, которые возникают при одновременной актуализации двух или нескольких потребностей. В этом случае, как пишет П.В. Симонов, могут возникать сложнейшие эмоциональные аккорды (таблица 2).

Таблица 2 - Примеры эмоциональных состояний, возникающих на базе двух

сосуществующих потребностей

Вторая потребность

Первая потребность

удовольствие

отвращение

Удовольствие

Суммация

Отвращение

Пороговые состояния, пресыщение

Суммация

Сочетаются нередко

Поверженный негодяй

Суммация

Религиозное

«принять

страдание»

Необходимость что-то делать в горе

разлукой

Суммация

Аттракционы, риск

Желанная встреча с неизвестным исходом

Новая опасность на фоне уже понесенной утраты

Суммация

Презрение

Злорадство, торжество

Возмущение

Разновидность ненависти

Суммация

Исходя из выделения базовых и вторичных потребностей эмоции делят на первичные (базовые) - радость, страх и вторичные (интеллектуальные) - интерес, волнение (Владиславлев, 1881; Кондаш, 1981; Ольшанникова, 1983). В этом делении непонятно зачисление волнения в интеллектуальные эмоции (если вообще о таких целесообразно говорить), и причисление к эмоциям интереса, - мотивационного, а не эмоционального образования. Если следовать этому принципу, тогда все мотивационные образования (влечения, желания, направленность личности и др.) надо отнести к эмоциям (что, к сожалению, и наблюдается у некоторых авторов) .

Б.И. Додонов выделил следующие виды эмоций: альтруистические, коммуникативные, глорические, праксические эмоции, пугнические эмоции, романтические, гностические, эстетические, гедонистические и акизитивные эмоции. Он отмечает, что создать универсальную классификацию эмоций вообще невозможно, поэтому классификация, пригодная для решения одного круга задач, оказывается недейственной при решении другого круга задач. Он предложил свою классификацию эмоций, притом не для всех, а только для тех из них, в которых человек чаще всего испытывает потребность и которые придают непосредственную ценность самому процессу его деятельности, приобретающей благодаря этому качество интересной работы или учебы, «сладостных» мечтаний, отрадных воспоминаний и т. д. По этой причине в его классификацию вошла грусть (так как есть люди, любящие слегка погрустить) и не вошла зависть (так как даже о завистниках нельзя сказать, что им нравится завидовать). Таким образом, предложенная Додоновым классификация касается только «ценных», по его терминологии, эмоций» По существу, основой этой классификации являются потребности и цели, т. е. мотивы, которым служат те или иные эмоции. Нельзя не отметить, что в разряд «эмоционального инструментария», т. е. признаков выделения данной группы эмоций, у автора нередко попадают желания и стремления, что создает путаницу .

Более адекватное понимание проведенной Б. И. Додоновым классификации, с точки зрения Е.П. Ильина, имеется у Е. И. Семененко, который рассматривает выделенные Додоновым эмоции как типы эмоциональной направленности. У студентов педагогического института эти типы по яркости проявления расположились следующим образом:

При оценке себя: праксический, коммуникативный, альтруистический, эстетический, гностический, глорический, гедонистический, романтический, пугнический, акизитивный;

При оценке товарищами: праксический, акизитивный, коммуникативный, гедонистический, романтический, глорический, эстетический, гностический, альтруистический, пугнический.

Как видно из этого перечня, совпадение наблюдалось в отношении только праксического и пугнического типов эмоциональной направленности .

Деление эмоций на первичные (базисные) и вторичные характерно для сторонников дискретной модели эмоциональной сферы человека. Однако разные авторы называют различное число базисных эмоций - от двух до десяти. П. Экман с сотрудниками на основе изучения лицевой экспрессии выделяют шесть Таких эмоций: гнев, страх, отвращение, удивление, печаль и радость. Р. Плутчик выделяет восемь базисных эмоций, деля их на четыре пары, каждая из которых связана с определенным действием: 1) разрушение (гнев) - защита (страх); 2) принятие (одобрение) - отвержение (отвращение); 3) воспроизведение (радость) - лишение (уныние); 4) исследование (ожидание) - ориентация (удивление).

К. Изард называет 10 основных эмоций: гнев, презрение, отвращение, дистресс (горе-страдание), страх, вину, интерес, радость, стыд, удивление.

С его точки зрения, базовые эмоции должны обладать следующими обязательными характеристиками: 1) имеют отчетливые и специфические нервные субстраты; 2) проявляются при помощи выразительной и специфической конфигурации мышечных движений лица (мимики); 3) влекут за собой отчетливое и специфическое переживание, которое осознается человеком; 4) возникли в результате эволюционно-биологических процессов; 5) оказывают организующее и мотивирующее влияние на человека, служат его адаптации .

Однако сам Изард признает, что некоторые эмоции, отнесенные к базовым, не обладают всеми этими признаками. Так, эмоция вины не имеет отчетливого мимического и пантомимического выражения. С другой стороны, некоторые исследователи приписывают базовым эмоциям и другие характеристики.

Очевидно, что базовыми можно называть те эмоции, которые имеют глубокие филогенетические корни, т. е. имеются не только у человека, но и у животных. Остальные эмоции, присущие только человеку (стыд, вина) к ним не относятся. Вряд ли можно назвать эмоциями также интерес и застенчивость.

Близко к этому и деление эмоций Р. Плутчиком на первичные и вторичные (под последними подразумеваются комбинации двух или нескольких первичных эмоций). Так, к вторичным эмоциям он относит гордость (гнев + радость), любовь (радость + принятие), любопытство (удивление + принятие), скромность (страх + принятие) и т. д. Не трудно заметить, что в эмоции у него попали и чувства, и нравственные качества (скромность) и весьма странная эмоция – принятие .

В.К. Вилюнас делит эмоции на две фундаментальные группы: ведущие и ситуативные (производные от первых). Первую группу составляют переживания, порождаемые специфическими механизмами потребностей и окрашивающие непосредственно относящиеся к ним предметы. Эти переживания возникают обычно при обострении некоторой потребности и отражении отвечающего ей предмета. Они предшествуют соответствующей деятельности, побуждают к ней и отвечают за общую ее направленность. Они в значительной степени определяют направленность других эмоций, поэтому они и названы автором ведущими .

Ко второй группе относятся ситуативные эмоциональные явления, порождаемые универсальными механизмами мотивации и направленные на обстоятельства, опосредующие удовлетворение потребностей. Они возникают уже при наличии ведущей эмоции, т.е. в процессе деятельности (внутренней или внешней), и выражают мотивационную значимость условий, благоприятствующих ее осуществлению или затрудняющих его (страх, гнев), конкретных достижений в ней (радость, огорчение), сложившихся или возможных ситуаций и др. Производные эмоции объединяет их обусловленность ситуацией и деятельностью субъекта, зависимость от ведущих эмоциональных явлений.

Если ведущие переживания открывают субъекту значимость самого предмета потребности, то производными эмоциями эта же функция выполняется по отношению к ситуации, условиям удовлетворения потребности. В производных эмоциях потребность как бы объективируется вторично и уже более широко - по отношению к условиям, окружающим ее предмет.

Анализируя ситуативные эмоции у человека, Вилюнас выделяет класс эмоций успеха-неуспеха с тремя подгруппами:

1) констатируемый успех-неуспех;

2) предвосхищающий успех-неуспех;

3) обобщенный успех-неуспех.

Эмоции, констатирующие успех-неуспех, отвечают за смену стратегий поведения; обобщенная эмоция успеха-неуспеха возникает в результате оценки деятельности в целом; предвосхищающие эмоции успеха-неуспеха формируются на основе констатирующих в результате ассоциации их с деталями ситуации. При повторном возникновении ситуации эти эмоции позволяют предвосхищать события и побуждают человека действовать в определенном направлении .

Л.В. Куликов делит эмоции («чувства») на активационные, к которым относит бодрость, радость, азарт, тензионные (эмоции напряжения) - гнев, страх, тревога, и самооценочные - печаль, вина, стыд, растерянность.

Таким образом, эмоции отличаются по многим параметрам: по модальности (качеству), по интенсивности, продолжительности, осознанности, глубине, генетическому источнику, сложности, условиям возникновения, выполняемым функциям, воздействию на организм. По последнему из названных параметров эмоции делят на стенические и астенические. Первые активизируют организм, поднимают настроение, а вторые – расслабляют, подавляют. Кроме того, эмоции делят на низшие и высшие, а также по объектам, с которыми они связаны (предметы, события, люди и т.д.).

Человек познает и отражает окружающий мир при помощи своего восприятия, памяти, способности мыслить, анализировать. Все это называют познавательными психическими процессами.

Существуют и иные процессы, которые активизируют человека на преобразование окружающей его действительности и регулируют его поведение. К ним относятся внимание, воля и эмоции (эмоциональные состояния).

Эмоциональные состояния личности представляют собой психические состояния, возникающие в процессе повседневной жизни человека, и определяющие процессы информационно-энергетического обмена, а также отношение к ним человека.

Причём, эмоции гораздо сильнее воздействуют и управляют человеком, чем кажется. Ведь даже отсутствие всяких эмоций – это тоже эмоциональное состояние, также влияющее на поведение индивидуума.

Эмоции – это переживание человека своих связей с окружающим миром. Они необходимы для жизни и человеческой активности. Эмоциональные процессы и состояния являются мотивом к деятельности человека и влияют на поведение личности. Также они отражают внутреннее отношение человека к происходящим и значимым для него событиям и объектам.

Кроме того, они обеспечивают определенную селективность восприятия, а именно, выделяют из окружающего мира те события и объекты, которые особенно значимы для человека в данный момент. Выделяют и усиливают эмоционально. В то же время, другие события и объекты, не имеющие такого воздействия на индивидуума, отделяются, как-бы уходят в тень.

Эмоциональные состояния богаты и многообразны. Человек может испытывать радость, злость, любить и ненавидеть. Вообще принято объединять их в четыре большие группы :

Чувства удовольствия, все приятные, радостные переживания;

Чувства неудовольствия, все негативные, неприятные переживания;

Амбивалентные (двойственные) состояния;

Ощущения неопределенности по отношению к окружающей действительности.
Рассмотрим коротко основные виды эмоциональных состояний:

Страх

Это психическое, эмоциональное состояние испытываемое индивидуумом при настоящей или мнимой опасности. Человек, который испытывает страх, всегда меняет свое поведение. Возникает состояние депрессии, ощущение беспокойства. Человек желает избежать опасности и в зависимости от силы этого желания, определяется линия его поведения.

Гнев

Это психическое состояние, которое может возникать вследствие определенных отрицательных раздражителей. Это могут быть моральные раздражители - оскорбление, или физические - ранение, удар. Чувство гнева часто является ответной реакцией и связано с желанием причинить вред и страдания другому человеку.

Радость

Конечно, радость относится к положительным эмоциям. В эту группу входят также жизнерадостность, приятное самочувствие.

Психологи выделяют два вида этого эмоционального ощущения. К первому виду относят собственно радость - глубокое внутреннее состояние радости. Ко второму ее внешнюю форму, которая выражается смехом, улыбкой, веселостью. Это необходимая эмоция для любого человека. Радость способствует нормализации работы всего организма. Человек ощущает себя счастливым, бодрым, уверенным в себе.

Печаль, грусть, скорбь

Это негативные эмоциональные состояния являются противоположными радости. Чаще всего возникают при эмоциональной неудовлетворенности, отсутствии успешности, при потере близких и друзей. Они появляются при возникновении препятствий движении к важной жизненной цели.

Высшие моральные чувства

Эти чувства возникают при анализе им своих поступков и других людей. Они появляются при оценке обстоятельств, при готовности совершить какой-то нравственный поступок.

К основным моральным чувствам относят чувство долга. Оно основано на переживании, человеком общественных потребностей и понимании необходимости их выполнения.
Кроме того, к моральным чувствам относят доброжелательность, сочувствие к окружающим, а также негодование по поводу происходящей несправедливости или совершенного аморального поступка.

Огромное место в жизни каждого человека занимает чувство любви. Оно способно делать людей лучше, облагораживает их мысли и поступки. Кроме того, эмоциональное состояние влюбленности и любви объединяет в себе сочувствие, переживание любящих, а также чувство долга в отношении друг друга. Одними из составляющих любви являются ощущение радости от существования любимого человека, нежность друг к другу.

Человеку, находящемуся на высокой ступени нравственности свойство чувство ответственности. Именно оно определяет самосознание личности, отношение к окружающим людям, коллективу, а также к обществу в целом.

Формирование необходимых нравственных качеств и устоев, чувства ответственности являются важнейшей проблемой воспитания человека, формирования личности будущего. Ведь в большинстве случаев от наличия в каждом человеке ответственности, зависят успехи целого народа в осуществлении экономического строительства и сфере социальных отношений.

Интеллект индивидуума, эстетическое воспитание, нравственные качества способствуют самоощущению, развитию активной жизненной позиции каждого гражданина. Они формируют систему его взглядов, отношение человеку к происходящим событиям в общественной жизни, материальным, духовным ценностям общества, а также к другим людям и к самому себе.

21. Эмоциональные состояния В психологии выделяют ряд основных эмоциональных состояний

1. Радость. Это эмоциональное состояние, имеющее яркую положительную окраску. Оно связано с возможностью вполне удовлетворить актуальную текущую потребность в условиях, когда вероятность этого до данного момента была невелика или, по крайней мере, неопределенна. Радость относится к стеническим эмоциям.

2. Страдание. Отрицательное эмоциональное состояние, являющееся антиподом радости. Страдание возникает при невозможности удовлетворения актуальной потребности или при получении информации об этом, при условии, что до настоящего момента удовлетворение этой потребности представлялось достаточно вероятным. Форму страдания часто принимает эмоциональный стресс. Страдание является астенической эмоцией.

3. Гнев. Отрицательное эмоциональное состояние. Чаще всего протекает в виде аффекта. Вызывается, как правило, возникновением непредвиденного серьезного препятствия на пути удовлетворения исключительно важной для субъекта потребности. В отличие от страдания гнев имеет стенический характер – он позволяет мобилизовать все силы на преодоление препятствия.

4. Страх. Отрицательное эмоциональное состояние. Оно возникает при реальной, предполагаемой или воображаемой угрозе жизни, здоровью, благополучию субъекта. В отличие от эмоции страдания, вызываемой реальным отсутствием возможности удовлетворения потребности, переживание страха связано лишь с вероятностным прогнозом возможного ущерба. Носит астенический характер.

5. Интерес. Положительное эмоциональное состояние, способствующее познавательной деятельности: развитию навыков и умений, приобретению знаний. Интерес мотивирует обучение. Это стениче-ская эмоция.

6. Удивление. Эта эмоция нейтральна по знаку. Она является реакцией на внезапно возникшую ситуацию или объект в случае отсутствия информации о характере данного объекта или ситуации.

7. Отвращение. Отрицательное эмоциональное состояние. Возникает в случае контакта с объектами, вызывающими резко негативное отношение субъекта на любом из уровней – физическом, нравственном, эстетическом, духовном.

8. Презрение. Отрицательное эмоциональное состояние. Возникает в межличностных отношениях, т. е. объектом презрения могут быть только другой человек или группа людей. Данное эмоциональное состояние является следствием неприемлемых для субъекта взглядов, установок, форм поведения объекта, расцениваемых субъектом как недостойные, низменные, не соответствующие его представлениям о нравственных нормах и эстетических критериях.

9. Стыд. Отрицательное эмоциональное состояние. Возникает при осознании субъектом собственного несоответствия ситуации, ожиданиям окружающих, а также несоответствия своих помыслов, поступков, форм поведения своим же нравственным и эстетическим нормам.

Из книги ЧАВО автора Протопопов Анатолий

Из книги Турбо-Суслик. Как прекратить трахать себе мозг и начать жить автора Леушкин Дмитрий

Обработка эмоциональных состояний Следующей важной частью Фазы 1 является работа со шкалой эмоций. Вам предстоит обработать с помощью «Обработай это» список эмоций и эмоциональных состояний, который базируется на так называемой эмоциональной шкале «AGFLAP-CAP» Лестера

Из книги Практическая интуиция в любви автора Дэй Лора

Глава 1. Развитие состояния любви из состояния удовольствия Вернёмся назад: вспомним первое упражнение.Помните упражнение, предложенное в самом начале книги? Возможно, когда вы только приступили к его выполнению, оно показалось вам слишком простым. Что может быть проще –

Из книги Измененные состояния сознания и культура: хрестоматия автора Гордеева Ольга Владимировна

Гордеева О. В ИЗМЕНЕННЫЕ СОСТОЯНИЯ СОЗНАНИЯ И КУЛЬТУРА: ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И НАПРАВЛЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ В СОВРЕМЕННОЙ

Из книги Теории личности автора Хьелл Ларри

Применение: эмоциональные состояния, психические расстройства и терапия фиксированной роли Теория Келли представляет когнитивный подход к личности. Келли предположил, что наилучшим образом поведение человека можно понять, считая его исследователем. Подобно

Из книги Психотехнологии измененных состояний сознания автора Козлов Владимир Васильевич

Из книги Психология: Шпаргалка автора Автор неизвестен

Из книги Психология и педагогика: Шпаргалка автора Автор неизвестен

Из книги Как общаться с пользой и получать от этого удовольствие автора Гуммессон Элизабет

Эмоциональные состояния, вызванные неудовлетворенными потребностями Гнев.Гнев - это не то чувство, от которого можно отмахнуться, он захлестывает как волна. Гнев часто маскирует другие эмоции, за ним может скрываться печаль, разочарование, усталость, меланхолия,

Из книги Возрастная педагогика и психология автора Склярова Т. В.

II. Краткая характеристика основных используемых в педагогике и психологии схем возрастной периодизации Прежде чем приступить к данному разделу, сделаем две оговорки.Во - первых, нами описывается здесь лишь один аспект из богатейшего научного наследия каждого из

Из книги Психология общения и межличностных отношений автора Ильин Евгений Павлович

ГЛАВА 8 Коммуникативные эмоциональные состояния Общение связано с эмоциональным реагированием субъектов общения на получаемую информацию, на различные формы воздействия и на проявление своих чувств друг к

Из книги Юридическая психология автора Васильев Владислав Леонидович

13.3. Судебно-психологическая экспертиза эмоциональных состояний Данный вид экспертизы назначается работниками следственных или судебных органов в тех случаях, когда возникает вопрос о возможности квалифицировать действия обвиняемого (подсудимого) как совершенные в

Из книги Психология общения. Энциклопедический словарь автора Коллектив авторов

15.6. Диагностика эмоциональных состояний и их проявлений в общении Тест «Деловые ситуации» рисуночный. Модификация Н. Г. Хитровой. Тест является модификацией ассоциативно-рисуночного теста С. Розенцвейга. Автор создала типологию реакций на фрустрацию, к-рая положена в

Из книги Шпаргалка по общей психологии автора Резепов Ильдар Шамильевич

61. Эмоциональные состояния В жизни личности большое значение имеют эмоциональные состояния. Эмоциональное состояние может зависеть от выполняемой деятельности, совершенного поступка, от самочувствия и т. д.Все эмоциональные состояния носят преходящий характер. Но

Из книги Методы арт-терапии в преодолении последствий травматического стресса автора Копытин Александр Иванович

2. Арт-терапевтические приемы, направленные на содержательную переработку травматического опыта и связанных с ним эмоциональных состояний Упражнение № 7. Пейзажи эмоционального состояния В некоторых жизненных ситуациях человеку бывает трудно выразить и понять свои

Из книги Квантовый ум [Грань между физикой и психологией] автора Минделл Арнольд

Эмоции – психические явления, отражающие в форме переживаний личную значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций для жизнедеятельности человека. Эмоции служат для отражения субъективного отношения человека к самому себе и к окружающему его миру. Эмоции - это психический процесс отражения отношения субъекта к явлениям внутреннего и внешнего мира. Наиболее существенной чертой эмоций является субъективность. Так же эмоции характеризуются направленностью (положительной или отрицательной), степенью напряжения и уровнем обобщенности.
С.Л.Рубинштейн, рассматривая эмоцию как феномен, выделяет три основных ее признака:
1. Эмоции выражают состояние субъекта и его отношение к объекту (в отличие от восприятия, в котором отражается содержание самого объекта);
2. Эмоции, обычно, отличаются полярностью, т.е. обладают положительным или отрицательным знаком: удовольствие - неудовольствие, веселье – грусть, радость – печаль и т.п. Причем, эти два полюса не являются взаимоисключающими. В сложных человеческих чувствах они часто образуют противоречивое единство;
3. В эмоциональных состояниях так же, как отметил В.Вундт, обнаруживаются противоположности напряжения и разрядки, возбуждения и подавленности. Наличие напряжения, возбуждения и противоположных им состояний вносит существенную дифференциацию в эмоции: наряду с радостью-восторгом, радостью-ликованием существует «тихая» радость – растроганность и т.п.
Три аспекта целостного определения эмоций:
а) внутреннее переживание;
б) физиологическую активацию (процессы, проходящие в нервной, эндокринной и других системах организма);
в) поддающиеся наблюдению выразительные комплексы эмоций (внешнее выражение в поведении).
Классификация эмоциональных явлений (Грановская):
1) Аффект – наиболее мощная эмоциональная реакция. Отличительные черты аффекта: ситуативность, обобщенность, большая интенсивность, малая продолжительность.
2) Собственно эмоции – более длительные состояния. Они могут быть реакцией не только на свершившиеся события, но и на вероятные или вспоминаемые.
3) Чувства – еще более устойчивые психические состояния, имеющие четко выраженный предметный характер.
4) Настроение – самое длительное эмоциональное состояние, окрашивающее все поведение человека.
5) Стресс – эмоциональное состояние, вызванное неожиданной и напряженной обстановкой.
Эмоциональные состояния - психические состояния, которые возникают в процессе жизнедеятельности субъекта и определяют не только уровень информационно-энергетического обмена, но и направленность поведения. Эмоции управляют человеком намного сильнее, чем это кажется на первый взгляд. Даже отсутствие эмоций это эмоция, точнее целое эмоциональное состояние, которое характеризуется большим количеством особенностей в поведении человека. ОСНОВНЫЕ эмоциональные состояния, выделяемые в психологии:
1) Радость (удовлетворение, веселье)
2) Грусть (апатия, печаль, депрессия),
3) Гнев (агрессия, озлобление),
4) Страх (тревога, испуг),
5) Удивление (любопытство),
6) Отвращение (презрение, брезгливость).

из всего перечисленного выше.

Эмоциональные состояния личности свидетельствуют об основной сущности человека, так какдают возможность проникнуть в его внутренний мир, представляя собой базу, на которой строятся цели и решения, намерения и поведение. Эмоциональные состояния личности очень важны в отношении самопознания, понимания собственных особенностей, действия и планирования будущего.

Эмоциональные состояния личности регулируют поведение человека при контакте с окружающими. Внешние мимика, жесты и позы людей, являющиеся провожатыми любых эмоций, а также речь человека говорят о состоянии его внутреннего мира, о его переживаниях.

Среди всех эмоциональных состояний личности выделяются три главных разновидности, которые имеют отличие по силе и длительности, - это аффект, страсть и настроение.

Аффект - это непродолжительное, бурное, ярко проявляющееся внешне эмоциональное состояние. Как правило, аффекты проявляются по причине каких-либо оченьволнующих событий или ситуаций в человеческой жизни. Чаще всего состояние аффекта наблюдается как реакция человеческой психики на событие, которое произошло не так давно. Основа состояния аффекта - состояние внутреннего конфликта, которое переживает личность. Причиной конфликта может являться противоречие между желаниями и намерениями, между требованиями и вероятностью их выполнения.

Страсть представляет собой мощное, длительное, всеобъемлющее эмоциональное состояние личности, которое превалирует над прочими стремлениями и желаниями человека и, как правило,ведетк концентрации внимания и душевных сил на объекте всех человеческих желаний. Главный показатель страсти - это тяга к активным действиям и осознание того, что страсть захватывает. По сути, эмоциональное состояниестрасти можно сопоставить с очень продолжительным состоянием аффекта. Разница заключается в том, что страсть поддается контролю, а аффект нет.

Настроение представляет собой совокупность множества чувств. Настроение - это эмоциональное состояние личности, характеризующееся продолжительной неизменностью. Настроение является своеобразной основой, по которой проходят все прочие психические и эмоциональные процессы. Разница между окказиональными эмоциями и состояниями аффекта заключается в том, что настроение представляет собой эмоциональную реакцию не на следствиякаких-либо событий, а на важность этих событий в отношении жизненных планов, интересов и желаний. Настроение отражается на внешнем поведении человека, его общении с другими людьми, действиях и поступках.

Эмоциональное состояние личности отражается и на результативности трудовой деятельности. Каждая отдельная профессия имеет определенные требования к области человеческих эмоций. Профессии, которые предполагают постоянный контакт и общение с другими людьми, призывают человека к осуществлениюсамоконтроля над собственными эмоциональными состояниями. Еще с древности существует мысль о том, что доктор врачует главным образом не само заболевание, а именно человека. В связи с этим эффективность лечения во многом опирается на то, как человек может регулировать и брать под контроль собственные эмоции.