Основы общей. Основы общей психологии Рубинштейн основы общей психологии последнее издание

Основы общей психологии. Рубинштейн С.Л.

2-е изд. (1946г.) - СПб.: 2002 - 720 с. (Серия "Мастера психологии")

Представлено критическое обобщение достижений советской и мировой психологической науки на середину XX века. Данная книга - один из основных учебников по общей психологии в России, остающаяся таковым уже более полувека. Это последнее «авторское» издание данного учебника; последующие издания (3-е 1989 года, 4-е 1998 года), - под редакцией учеников С. Л. Рубинштейна, - являются, хотя и частично дополненными его более поздними работами и комментариями составителей, но значительно сокращёнными (причём, некоторые изменения оригинального текста не помечены) и как полноценные учебники по общей психологии не позиционируются.

Книга рассчитана на преподавателей и аспирантов психологии и педагогики, а также студентов высших педагогических учебных заведений и университетов.

Формат: doc / zip ( изд. 1999, -720с.)

Размер: 2 ,62 Мб

/ Download файл

Формат: html / zip ( изд. 2000, -720с.)

Размер: 0 ,98 Мб

/ Download файл

Формат: pdf / zip ( изд. 2002, -720с.)

Размер: 7 ,84 Мб

RGhost

Оглавление:
От составителей 2
Предисловие ко второму изданию 4
Предисловие к первому изданию 5
Часть первая
Глава I. Предмет психологии 7
Природа психического 7
Психика и сознание 15
Психика и деятельность 19
Психофизическая проблема 22
Предмет и задачи психологии как науки 27
Глава II. Методы психологии 37
Методика и методология 37
Методы психологии 38
Наблюдение 42
Самонаблюдение. 42 Объективное наблюдение 46
Экспериментальный метод 49
Глава III. История психологии 54
История развития западной психологии 54
Психология в XVII-XVIIIвв. И первой половине XIX в. 54
Оформление психологии как экспериментальной науки 61
Кризис методологических основ психологии 64
История психологии в СССР 77
История русской научной психологии 77
Советская психология 87
Часть вторая
Глава IV. Проблема развития в психологии 94
Развитие психики и поведения 103
Основные этапы развития поведения и психики 107
Проблема инстинкта, навыка и интеллекта 107
Инстинкты108
Индивидуально-изменчивые формы поведения113
Интеллект121
Общие выводы124
Глава V. Развитие поведения и психики животных 132
Поведение низших организмов 132
Развитие нервной системы у животных 133
Образ жизни и психика 136
Глава VI. Сознание человека 142
Историческое развитие сознания у человека 142
Проблема антропогенеза 142
Сознание и мозг 145
Развитие сознания 152
Развитие сознания у ребенка 159
Развитие и обучение 159
Развитие сознания ребенка 170
Часть третья
Введение 174
Глава VII. Ощущение и восприятие 189
Ощущение 189
Рецепторы 191
Элементы психофизики 192
Психофизиологические закономерности 195
Классификация ощущений 197
Органические ощущения 201
Статические ощущения 206
Кинестетические ощущения 207
Кожная чувствительность 207
1.Боль 208
2.и3.Температурные ощущения 209
4.Прикосновение,давление 211
Осязание 212
Обонятельные ощущения 214
Вкусовые ощущения 215
Слуховые ощущения 217
Локализация звука 222
Теория слуха 225
Восприятие речи и музыки 227
Зрительные ощущения 231
Ощущение цвета 232
Смешение цветов 233
Психофизиологические закономерности 235
Теория цветоощущения 239
Психофизическое действие цветов 240
Восприятие цвета 241
Восприятие 243
Природа восприятия 243
Константность восприятия 252
Осмысленность восприятия 253
Историчность восприятия 257
Восприятие и направленность личности 258
Восприятие пространства 259
Восприятие величины 265
Восприятие формы 265
Восприятие движения 267
Восприятие времени 270
Глава VIII. Память 277
Память и восприятие 277
Органические основы памяти 280
Представления 282
Ассоциации представления 286
Теория памяти 286
Роль установок в запоминании 292
Запоминание 295
Узнавание 300
Воспроизведение 301
Реконструкция в воспроизведении 303
Воспоминание 305
Сохранение и забывание 307
Реминисценция в сохранении 311
Виды памяти 315
Уровни памяти 315
Типы памяти 317
Глава IX . Воображение 320
Природа воображения 320
Виды воображения 324
Воображение и творчество 326
«Техника» воображения 330
Воображение и личность 333
Глава Х. Мышление 335
Природа мышления 335
Психология и логика 338
Психологические теории мышления 339
Психологическая природа мыслительного процесса 343
Основные фазы мыслительного процесса 348
Основные операции как стороны мыслительной деятельности 351
Понятие и представление 356
Умозаключение 360
Основные виды мышления 362
О генетически ранних ступенях мышления 368
Развитие мышления ребенка 372
Первые проявления интеллектуальной деятельности ребенка 373
Первые обобщения ребенка 377
«Ситуативное» мышление ребенка 379
Начало активной мыслительной деятельности ребенка
Обобщения у дошкольника и понимание им отношений
Умозаключения ребенка и понимание им причинности
Отличительные особенности ранних форм детского мышления 380
Развитие мышления ребенка в процессе систематического обучения 394
Овладение понятиями
Суждения и умозаключения 396
Развитие теоретического мышления в процессе овладения системой знаний 400
Теория развития мышления ребенка 404
Глава XI. Речь 414
Речь и общение. Функции речи 414
Различные виды речи 424
Речь и мышление 428
Развитие речи у детей 431
Возникновение и первые этапы развития речи ребенка 431
Структура речи 436
Развитие связной речи 438
Проблема эгоцентрической речи 445
Развитие письменной речи у ребенка 447
Развитие выразительной речи 450
Глава XII . Внимание 453
Теория внимания 455
Физиологические основы внимания 458
Основные виды внимания 459
Основные свойства внимания 462
Развитие внимания 469
Часть четвертая
Введение 473
Глава XIII. Действие 483
Различные виды действия 485
Действие и движение 487
Действие и навык 495
Глава XIV. Деятельность 507
Задачи и мотивы деятельности 507
Труд 515
Психологическая характеристика труда 516
Труд изобретателя 518
Труд ученого 522
Труд художника 525
Игра 529
Природа игры 529
Теория игры 535
Развитие игр ребенка 537
Учение 540
Природа учения и труд 540
Учение и познание 542
Обучение и развитие 544
Мотивы учения 545
Освоение системы знаний 548
Часть пятая
Введение 558
Глава X V. Направленность личности 566
Установка и тенденции 566
Потребности 570
Интересы 573
Идеалы 580
Глава XVI. Способности 584
Общая одаренность и специальные способности 589
Одаренность и уровень способностей 593
Теории одаренности 595
Развитие способностей у детей 599
Глава XVII. Эмоции 602
Эмоции и потребности 602
Эмоции и образ жизни 605
Эмоции и деятельность 610
Выразительные движения 618
Эмоции и переживания личности 624
«Ассоциативный» эксперимент 626
Виды эмоциональных переживаний 627
Эмоциональные особенности личности 638
Глава XVIII. Воля 642
Природа воли 642
Волевой процесс 649
Патология и психология воли 659
Волевые качества 663
Глава XIX.Темперамент и характер 670
Учение о темпераменте 670
Учение о характере 678
ГлаваXX. Самосознание личности и ее жизненный путь 694
Самосознание личности 694
Жизненный путь личности 701
Послесловие 706
Список научных трудов 738
Список работ 742

Предисловие

От составителей

Предлагаемое вниманию читателя издание "Основ общей психологии" С.Л.Рубинштейна является четвертым по счету. Оно подготовлено учениками С.Л.Рубинштейна по изданию этой книги 1946 г. и трудов С.Л.Рубинштейна 50-х гг., т. е. работ последнего десятилетия его жизни.

Первое издание "Основ общей психологии" (1940) было удостоено Государственной премии и получило высокие оценки в рецензиях Б.Г.Ананьева, Б.М.Теплова, Л.М.Ухтомского, В.И.Вернадского и других. Второе издание (1946) неоднократно обсуждалось советскими психологами, дававшими и позитивные, и критические оценки, однако последние никогда не затрагивали принципов концепции С.Л.Рубинштейна. Острый характер обсуждений этой книги, особенно в конце 40-х гг., был отражением общей негативной обстановки в науке тех лет, о чем подробно говорится в "Послесловии" к данному изданию.

Непреходящую ценность книги С.Л.Рубинштейна составляет не столько ее энциклопедичность (ведь сводка основных психологических знаний рано или поздно устаревает и начинает представлять чисто исторический интерес), сколько предложенная в ней система психологической науки на определенном этапе ее развития. В этой книге представлена целостная система новой психологии, включающая как основные методологические принципы, так и особый способ построения этой науки. Кроме того, в книге учтены достижения мировой психологии и отражен значительный период в развитии советской науки, когда ведущие психологи нашей страны, такие как сам С.Л.Рубинштейн, Б.М.Теплов, А.Н.Леонтьев и другие, совместно работали над ключевыми проблемами психологических знаний, например над проблемами деятельности. В книге также были обобщены экспериментальные исследования, построенные на принципе единства сознания и деятельности.

Таким образом, потребность в новом издании книги определяется прежде всего ее научной актуальностью, но то, что она давно стала библиографической редкостью и пользуется неизменно высоким спросом у читателей, также побудило к ее переизданию.

При подготовке данного издания его составители исходили из следующих принципов: 1) акцентировать внимание читателя на концептуальных построениях С.Л.Рубинштейна, 2) проследить развитие его теоретических позиций в работах, написанных после 1946 г. В связи с этим практически по всей книге был сокращен онтогенетический материал - разделы о развитии тех или иных психологических функций, процессов у ребенка (хотя в советской психологии исследования в области детской психологии были в тот период значительны, в настоящем издании по сравнению с предыдущим эта область исследования представлена менее полно). Кроме того, были исключены разделы по истории психологии древнего мира, средневековья и эпохи Возрождения, по патологии памяти, а также фактические данные, приводившиеся автором для полноты изложения темы, поскольку предыдущие издания этой книги выходили как учебное пособие. Были значительно сокращены разделы о познавательных процессах (часть третья), главы, посвященные эмоциям и воле, из части третьей перенесены в часть пятую.

Одновременно были дополнены фрагментами из более поздних работ С.Л.Рубинштейна разделы о предмете психологии, о сознании, мышлении, способностях, личности и др. Такое дополнение текста позволит читателю увидеть внутреннее единство и преемственность в развитии основных методологических принципов концепции С.Л.Рубинштейна, восстановить те взаимосвязи, которые иногда казались разорванными в силу совершенствования и уточнения С.Л.Рубинштейном положений своей концепции на последующих этапах ее разработки. Составители также стремились, чтобы производившаяся редакционная правка никак не затронула аутентичности авторских идей и стиля. Все произведенные сокращения отмечены знаком <…>, введение дополнительных материалов оговорено соответствующими заголовками.

Мы надеемся, что переиздаваемая монография С.Л.Рубинштейна послужит делу дальнейшего развития российской психологической науки, становление которой во многом определялось творчеством этого видного ученого.

К.А.Абульханова-Славская,

А.В.Брушлинский

Предисловие ко второму изданию

Во второе издание настоящей книги я внес небольшие исправления и дополнения, направленные только на возможно более четкую и последовательную реализацию ее исходных установок.

Подготовка к печати этого издания проходила в дни Великой Отечественной войны. Все силы и помыслы были сосредоточены тогда на войне, от исхода которой зависели судьбы человечества. В этой войне наша Красная Армия защищала лучшие идеалы всего передового человечества от варварства, омерзительнее которого еще не видел мир. Майданек, Бухенвальд, Освенцим и другие "лагеря смерти", представшие теперь перед взорами человечества, навсегда останутся в памяти не только как места нечеловеческих страданий людей, замученных фашистскими палачами, но и как памятники такого падения, такой деградации человека, которой не могло и представить себе даже самое извращенное воображение.

Выходит эта книга в свет в незабываемые дни победоносного окончания Великой Отечественной войны, войны всех свободолюбивых народов против фашизма. Наше правое дело победило. И теперь, в свете всего происшедшего и пережитого, с новой значительностью, как бы в новом рельефе выступают перед нами большие, основные мировоззренческие проблемы философской и психологической мысли. С новой остротой и значительностью встает вопрос о человеке, о мотивах его поведения и задачах его деятельности, о его сознании - не только теоретическом, но и практическом, моральном - в его единстве с деятельностью, в ходе которой человек не только познает, но и преобразует мир. С новыми силами и новыми перспективами надо браться за их разрешение. От человека - сейчас это очевиднее, чем когда-либо, - требуется, чтобы он не только умел находить всяческие, самые изобретательные средства для любых задач и целей, но и мог, прежде всего, определить надлежащим образом цели и задачи подлинно человеческой жизни и деятельности.

Институт философии Академии наук СССР,

С.Рубинштейн,

20/V 1945 г., Москва

Предисловие к первому изданию

Настоящая книга выросла из работы над предполагавшимся вторым изданием моих "Основ психологии", вышедших в 1935 г. Но по существу - как по тематике, так и по ряду основных своих тенденций - это новая книга. Между ней и ее предшественницей лежит большой путь, пройденный за эти годы советской психологией вообще и мною в частности.

Мои "Основы психологии" 1935 г. были - я первый это подчеркиваю - пронизаны созерцательным интеллектуализмом и находились в плену традиционного абстрактного функционализма. В настоящей книге я начал решительную ломку ряда устаревших норм психологии, и прежде всего тех, которые довлели над моим собственным трудом.

Три проблемы представляются мне особенно актуальными для психологии на данном этапе, и правильная постановка, если не решение их, особенно существенна для передовой психологической мысли:

1. развитие психики и, в частности, преодоление фаталистического взгляда на развитие личности и сознания, проблема развития и обучения;

2. действенность и сознательность: преодоление господствующей в традиционной психологии сознания пассивной созерцательности и в связи с этим;

3. преодоление абстрактного функционализма и переход к изучению психики, сознания в конкретной деятельности, в которой они не только проявляются, но и формируются.

Этот решающий сдвиг от изучения одних лишь абстрактно взятых функций к изучению психики и сознания в конкретной деятельности органически приближает психологию к вопросам практики, в частности психологию ребенка к вопросам воспитания и обучения.

Именно по линиям этих проблем прежде всего идет размежевание между всем, что есть живого и передового в советской психологии, и всем отжившим и отмирающим. В конечном счете вопрос сводится к одному: превратить психологию в конкретную, реальную науку, изучающую сознание человека в условиях его деятельности и, таким образом, в самых исходных своих позициях связанную с вопросами, которые ставит практика, - такова задача. В настоящей книге эта задача, пожалуй, больше ставится, чем разрешается. Но для того чтобы ее когда-нибудь разрешить, ее надо поставить.

Эта книга по существу (плохая или хорошая - пусть судят другие) исследовательская работа, которая по-новому ставит целый ряд основных проблем. Укажу для примера на новую трактовку истории психологии, на постановку проблемы развития и психофизической проблемы, на трактовку сознания, переживания и знания, на новое понимание функций и - из более частных проблем - на решение вопроса о стадиях наблюдения, на трактовку психологии памяти (в соотношении с проблемой реконструкции и реминисценции), на концепцию развития связной ("контекстной") речи и ее места в общей теории речи и т. д. Во главу угла этой книги поставлены не дидактические, а научные задачи.

Основы общей психологии

Серия «Мастера психологии»

А. В. Брушлинский, К. А. Абульханова-Славская

Главный редактор В. Усманов

Заведующий редакцией М. Чураков

Художественный редактор С. Лебедев

Художник В. Чугунов

Корректоры Н. Викторова Н. Солнцева

Оригинал-макет подготовила, М. Шахтарина

ББК 88 УДК 159.9 Рубинштейн С. Л.

Основы общей психологии

ISBN 5-314-00016-4

СПб.: Питер Ком, 1999.

720с.: (Серия «Мастера психологии»)

Классический труд С. Л. Рубинштейна «Основы общей психологии» относится к числу наиболee значительных достижений отечественной психологической науки. Широта теоретических обобщений в сочетании с энциклопедическим охватом исторического и экспериментального материала, безупречная ясность методологических принципов сделали «Основы...» настольной книгой для нескольких поколений психологов, педагогов, философов. Несмотря на то, что с момента первой публикации прошло более полувека, она остается одним из лучших учебников по общей психологии и в полной мере сохраняет свою научную актуальность.

ОТ СОСТАВИТЕЛЕЙ

Предлагаемое вниманию читателя издание «Основ общей психологии» С. Л. Рубинштейна является четвертым по счету. Оно подготовлено учениками С. Л. Рубинштейна по изданию этой книги 1946 г. и трудов С. Л. Рубинштейна 50-х гг., т. е. работ последнего десятилетия его жизни.

Первое издание «Основ общей психологии» (1940) было удостоено Государственной премии и получило высокие оценки в рецензиях Б. Г. Ананьева, Б. М. Теплова, Л. М. Ухтомского, В. И. Вернадского и других. Второе издание (1946) неоднократно обсуждалось советскими психологами, дававшими и позитивные, и критические опенки, однако последние никогда не затрагивали принципов концепции С. Л. Рубинштейна. Острый характер обсуждений этой книги, особенно в конце 40-х гг., был отражением общей негативной обстановки в науке тех лет, о чем подробно говорится в «Послесловии» к данному изданию.

Непреходящую ценность книги С. Л. Рубинштейна составляет не столько ее энциклопедичность (ведь сводка основных психологических знаний рано или поздно устаревает и начинает представлять чисто исторический интерес), сколько предложенная в ней система психологической науки на определенном этапе ее развития. В этой книге представлена целостная система новой психологии, включающая как основные методологические принципы, так и особый способ построения этой науки. Кроме того, в книге учтены достижения мировой психологии и отражен значительный период в развитии советской науки, когда ведущие психологи нашей страны, такие как сам С. Л. Рубинштейн, Б. М. Теплов, А. Н. Леонтьев и другие, совместно работали над ключевыми проблемами психологических знаний, например над проблемами деятельности. В книге также были обобщены экспериментальные исследования, построенные на принципе единства сознания и деятельности.

Таким образом, потребность в новом издании книги определяется прежде всего ее научной актуальностью, но то, что она давно стала библиографической редкостью и пользуется неизменно высоким спросом у читателей, также побудило к ее переизданию.

При подготовке данного издания его составители исходили из следующих принципов: 1) акцентировать внимание читателя на концептуальных построениях С. Л. Рубинштейна, 2) проследить развитие его теоретических позиций в работах, написанных после 1946 г. В связи с этим практически по всей книге был сокращен онтогенетический материал - разделы о развитии тех или иных психологических функций, процессов у ребенка (хотя в советской психологии исследования в области детской психологии были в тот период значительны, в настоящем издании по сравнению с предыдущим эта область исследования представлена менее полно). Кроме того, были исключены разделы по истории психологии древнего мира, средневековья и эпохи Возрождения, по патологии памяти, а также фактические данные, приводившиеся автором для полноты изложения темы, поскольку предыдущие издания этой книги выходили как учебное пособие. Были значительно сокращены разделы о познавательных процессах (часть третья), главы, посвященные эмоциям и воле, из части третьей перенесены в часть пятую.

Одновременно были дополнены фрагментами из более поздних работ С. Л. Рубинштейна разделы о предмете психологии, о сознании, мышлении, способностях, личности л др. Такое дополнение текста позволит читателю увидеть внутреннее единство и преемственность в развитии основных методологических принципов концепции С. Л. Рубинштейна, восстановить те взаимосвязи, которые иногда казались разорванными в силу совершенствования и уточнения С. Л. Рубинштейном положений своей концепции на последующих этапах ее разработки. Составители также стремились, чтобы производившаяся редакционная правка никак не затронула аутентичности авторских идей и стиля. Все произведенные сокращения отмечены знаком <...>, введение дополнительных материалов оговорено соответствующими заголовками.

Мы надеемся, что переиздаваемая монография С. Л. Рубинштейна послужит делу дальнейшего развития российской психологической науки, становление которой во многом определялось творчеством этого видного ученого.

К. А. Абульханова-Славская,

А. В. Брушлинский