Самопознание: путешествие в глубины внутреннего мира. Саморазвитие или Самопознание? Что выбрать

Разговор о саморазвитии хотелось бы начать с одного интересного эксперимента. Группе молодых людей было рекомендовано провести 48 часов в одиночестве без каких-либо средств развлечения, в том числе и без технических гаджетов. Было разрешено заниматься любыми обыденными делами, гулять, читать бумажные книги. В любой момент можно было прекратить эксперимент.

До конца срока дошли только две девушки и один парень. Чем они занимались всё это время? Парень занимался физическими упражнениями и тренировками, одна девушка писала дневник и перечитывала любимые книги, а вторая медитировала.

Всем остальным молодым людям подобное вынужденное одиночество показалось просто невыносимым, и они в разное время вынуждены были прекратить эксперимент. Самое интересное, что после этого у них наблюдалось значительное изменение самочувствия, вплоть до панических атак, головных болей, обострения хронических заболеваний.

О чём говорят результаты этого эксперимента? О том, что современные люди не готовы к встрече со своим «Я», и совершенно не знают, чем занять себя, если убрать привычные способы структурирования времени, такие как бесцельное общение, просмотр телепередач, интернет-серфинг. Почти никто не знает, что такое саморазвитие, и как им можно заниматься.

Для чего нужно саморазвитие?

Человек – единственное существо на Земле, наделённое способностью к рефлексии. Ни одно животное не в состоянии осознавать свои действия и планировать будущее. Человеку дан великий дар – свобода воли. Именно свобода волеизъявления позволяет нам самостоятельно выстраивать собственную жизнь, идти вперёд, невзирая на препятствия, и добиваться невозможного.

Но хозяином своей жизни может стать далеко не каждый. Путь саморазвития долог и труден, на нём встречается огромное количество препятствий – реальных и вымышленных.

Саморазвитие личности и успех всегда идут рядом:

  1. Если вы понимаете себя – вы будете понимать других.
  2. Если вы знаете свои сильные и полезные стороны – вы сможете стать профессионалом в любом выбранном вами деле.
  3. Если вы осознали свои слабости – вы сможете сделать выводы, и не допускать глупых ошибок.

Только тот человек, который постоянно занимался самопознанием и саморазвитием, может в конце своего жизненного пути посмотреть назад с благодарностью, осознав, что сделал и добился в этой жизни всего, что было им задумано.

Саморазвитие нужно всем – любой человек может изменить себя, если действительно захочет, и всегда будет то, что можно изменить в себе.

Какое бывает саморазвитие?

Как нет двух одинаковых личностей, так не бывает двух одинаковых путей саморазвития. Всегда сложно давать какие-то советы по саморазвитию. У каждого человека своя психология и жизненная философия, поэтому первые шаги на пути саморазвития могут сильно отличаться.

Каждый может начать самореализовываться по-своему. Важно только то, что впоследствии в любом случае человек приходит к осознанию того, что всё в мире взаимосвязано, и только сочетание всех видов саморазвития гармонично влияет на становление Личности.

Виды саморазвития:

  1. Духовное саморазвитие – для одного это религия, для другого эзотерика, для третьего — просто медитации.
  2. Физическое саморазвитие – физические упражнения и спорт.
  3. Материальное саморазвитие – путь к финансовой независимости
  4. Социальное саморазвитие — повышение коммуникативных навыков, развитие эмпатии и умения любить.
  5. Саморазвитие личности – принятие себя, осознание сильных и слабых сторон.
  6. Интеллектуальное саморазвитие – чтение книг, семинары, тренинги, лекции.
  7. Творческое саморазвитие – стремление создавать что-то новое.
  8. Саморазвитие в профессиональной сфере – повышение квалификации, начать ходить на профессиональные или просто полезные курсы.

На самом деле, если вспомнить пирамиду Маслоу, то правильно удовлетворяя любую свою потребность, человек занимается саморазвитием.

Поэтому сколько есть у человека потребностей, столько у него возможностей для занятия саморазвитием

Важно понять чего вам не хватает и чего хочется, принять это в себе, полюбить себя, а после этого начать развивать свои способности

С чего начать?

Саморазвитие и самосовершенствование всегда начинаются с самопознания, с умения смело и без иллюзий посмотреть в себя, признать свои недостатки, осознать свои истинные достоинства. После чего уже можно делать следующие шаги на пути Личностного Роста и развития творческого потенциала.

Кроме того, личностный рост и саморазвитие предполагают:

  1. Планирование, умение следовать намеченному плану и графику.
  2. Стремление жить осознанной жизнью, развитие в себе осознанности.
  3. Управление собственными мыслями и эмоциями.
  4. Умение брать на себя ответственность за свои поступки и свою жизнь.
  5. Развитие воли, самосовершенствование волевых качеств.
  6. Умение самостоятельно расслабляться.
  7. Развитие эмпатии и любви к миру и другим людям.
  8. Повышение профессионализма в своём деле.
  9. Здоровый образ жизни.
  10. Занятие творчеством.

Советы психологов, мудрых старых людей и знакомых, добившихся успеха, тоже могут помочь вам в самопознании и саморазвитии, но важно не забывать о том, что это лишь советы, а решения в своей жизни надо принимать именно вам.

Кроме того, в сети есть многочисленные фильмы для саморазвития, которые вы можете посмотреть:

Вот пример такого видео о развитии через чакры и медитации:

Иногда даже подходящие фото или мотиваторы, случайно попавшиеся на ваши глаза, могут стать тем самым толчком к началу вашего саморазвития.

Например:

Варианты саморазвития

Итак, начать занятия и упражнения, способствующие самосовершенствованию и саморазвитию, можно с чего угодно. Мы перечислим только некоторые из возможных вариантов самопознания и развития личности:

  1. Чтение книг (в бумажном или электронном варианте);
  2. Лекции;
  3. Семинары;
  4. Курсы;
  5. Тренинги;
  6. Видео- и аудиозаписи;
  7. Индивидуальные занятия со специалистом.

Мотивация при саморазвитии

Не стоит сразу ожидать ощутимых результатов. Человеческий организм и его психика устроены таким образом, что все наиболее значимые изменения происходят постепенно, как бы накапливаясь и никак не проявляясь внешне.

Вы чётко следуете намеченному плану. Занимаетесь своим физическим совершенствованием, читаете книги соответствующей тематики, посещаете лекции, семинары, общаетесь с единомышленниками. Проходит месяц, потом ещё один, вы продолжаете занятия, уже не надеясь на результат, а просто потому, что это стало стилем вашей жизни.

И вот тогда, в тот самый момент, количество вдруг переходит в качество, и вы просыпаетесь совершенно другим человеком. Теперь вы обладаете мощными ресурсами для дальнейшего саморазвития, а как вы ими распорядитесь дальше – зависит только от вас.

Как не опускать руки, когда что-то не получается?

Если у вас опускаются руки и исчезла вера в себя, подумайте о том, что наиболее тёмное время суток бывает перед самым рассветом. У вас есть достаточное количество причин, чтобы продолжать двигаться вперёд:

  1. Есть лишь одна-единственная уважительная причина, по которой позволительно сдаться – это смерть. Пока человек жив, он всегда может изменить ситуацию.
  2. Человек намного сильнее, чем он думает. Нам даются лишь те испытания, которые нам по силам.
  3. Верьте в себя. Правильный путь никогда не бывает лёгким.
  4. У вас есть огромная поддержка: ваша семья и близкие друзья, которые всегда поддержат вас в стремлении неудержимо продвигаться дальше.
  5. Саморазвитие меняет не только вас, благодаря ему вы можете изменять к лучшему мир или жизнь других людей.
  6. Всё требует времени, но лучше что-то сделать и жалеть, чем жалеть о том, чего не сделал.
  7. Саморазвитие – способ проявить себя и доказать себе, на что вы способны.
  8. Если это уже смог сделать кто-то, значит, сможете и вы.
  9. Есть очень много людей, не имеющих того, чем обладаете вы. Хотите отказаться от ежедневных физических упражнений? Некоторые люди не могут даже ходить…
  10. Ошибки тоже помогают саморазвитию. Отрицательный результат – это тоже результат.
  11. Часто силы покидают нас буквально на волоске от успеха.
  12. Ваше саморазвитие может служить источником вдохновения для окружающих людей. Подумайте об этом.

Саморазвитие и самосовершенствование – нелёгкое дело. Но путь осилит идущий. Всё, что быстро приходит, обычно также быстро и уходит. Поэтому настройтесь на размеренную и спокойную работу над собой, и просто сделайте первый шаг.

  • strict warning: Declaration of views_handler_filter::options_validate() should be compatible with views_handler::options_validate($form, &$form_state) in /home/j/juliagbd/сайт/public_html/sites/all/modules/views/handlers/views_handler_filter.inc on line 0.
  • strict warning: Declaration of views_handler_filter::options_submit() should be compatible with views_handler::options_submit($form, &$form_state) in /home/j/juliagbd/сайт/public_html/sites/all/modules/views/handlers/views_handler_filter.inc on line 0.
  • strict warning: Declaration of views_handler_filter_boolean_operator::value_validate() should be compatible with views_handler_filter::value_validate($form, &$form_state) in /home/j/juliagbd/сайт/public_html/sites/all/modules/views/handlers/views_handler_filter_boolean_operator.inc on line 0.
  • strict warning: Declaration of views_plugin_style_default::options() should be compatible with views_object::options() in /home/j/juliagbd/сайт/public_html/sites/all/modules/views/plugins/views_plugin_style_default.inc on line 0.
  • strict warning: Declaration of views_plugin_row::options_validate() should be compatible with views_plugin::options_validate(&$form, &$form_state) in /home/j/juliagbd/сайт/public_html/sites/all/modules/views/plugins/views_plugin_row.inc on line 0.
  • strict warning: Declaration of views_plugin_row::options_submit() should be compatible with views_plugin::options_submit(&$form, &$form_state) in /home/j/juliagbd/сайт/public_html/sites/all/modules/views/plugins/views_plugin_row.inc on line 0.
  • strict warning: Non-static method view::load() should not be called statically in /home/j/juliagbd/сайт/public_html/sites/all/modules/views/views.module on line 906.
  • strict warning: Non-static method view::load() should not be called statically in /home/j/juliagbd/сайт/public_html/sites/all/modules/views/views.module on line 906.
  • strict warning: Non-static method view::load() should not be called statically in /home/j/juliagbd/сайт/public_html/sites/all/modules/views/views.module on line 906.
  • strict warning: Declaration of views_handler_argument::init() should be compatible with views_handler::init(&$view, $options) in /home/j/juliagbd/сайт/public_html/sites/all/modules/views/handlers/views_handler_argument.inc on line 0.
  • strict warning: Non-static method view::load() should not be called statically in /home/j/juliagbd/сайт/public_html/sites/all/modules/views/views.module on line 906.
  • strict warning: Non-static method view::load() should not be called statically in /home/j/juliagbd/сайт/public_html/sites/all/modules/views/views.module on line 906.
  • strict warning: Non-static method view::load() should not be called statically in /home/j/juliagbd/сайт/public_html/sites/all/modules/views/views.module on line 906.

В психологии существует закон - если в своем мозге вы создаете образ того, чем хотели бы быть и сохраняете этот образ достаточно долгое время, вскоре вы станете именно тем, о чем вы думали

Уильям Джейм

Воспитание самого себя и саморазвитие: Теория Tabula Rasa

Теория Tabula rasa (дословно с латинского «Чистая доска») впервые была предложена шотландским философом Дэвидом Хьюмом (David Hume).

По этой теории все люди рождаются без какого-бы то ни было умственного содержания, другим словом, чистыми. Эти ресурсы каждый приобретает в ходе всей жизни, когда вырабатывается стремление к саморазвитию.

Опираясь на эту теорию, можно объяснить феномен, почему дети быстро, много и легко внимают всю информацию, ведомо или неведомо предоставляемую им, так как, по сути, личностное саморазвитие человека заложено природой.

В результате, взрослый человек является ничем иным, как итогом последствий опыта, получаемого в детстве. Прослеживается прямо-пропорциональная зависимость становления человека от условий, в которых он рос. Еще Аристотель говорил: «Что припечатаешь, то и отпечатается».

События двадцатого века принесли много открытий в психологии, но одним из величайших было открытие самоконцепции: готовность и способность к саморазвитию.

Идея теории Self-concept состоит в том, что, начиная с рождения, каждый человек постепенно выстраивает набор определенных убеждений о самом себе, тем самым выбирая свой собственный мотив саморазвития.

На основе самоконцепции формируются наши мысли, чувства, а вследствие и действия. Благодаря этому, каждый из нас является творцом своей жизни, изменяя свой образ мыслей и отношение к себе и окружающему миру.

Понятие «саморазвитие» (самоконцепция) не является врожденной. Она приобретается в ходе жизни. Взаимодействуя с окружающим миром, меняя своё отношение к определенным вещам, сознательно или бессознательно используя разные механизмы саморазвития, человек подобно каменной кладке возводит своё «Я».

Мы являемся результатом совокупности идей и впечатлений, обретающих статус истины в ходе приобретения детского опыта. Истиной же становится все, что подкрепляется верой.

Принципы саморазвития: три части самоконцепции

Я-идеальное - это уникальное представление о самом себе. Оно включает в себя надежды, мечты, а так же иллюзии и идеалы.

Это само-идеал, вобравший в себя все те высшие ценности (добродетели), которые мы желаем видеть как в себе, так и в окружающих нас людях. Именно он оказывает непосредственное влияние на формирование стиля нашего поведения.

Я-идеальное хорошо сформировано у лидеров - мужчин и женщин, которые отличаются силой характера и четко представляют свои цели и идеалы. Руководствуясь высокими стандартами, они редко идут на компромиссы.

Это люди, сила духа которых внушает доверие. С ними всегда считаются. Они никогда не идеализируют, а воплощают в жизнь идеалы, придерживаясь при этом четкой определенности и ясности.

Я-реальное - это то, каким себя видит человек, это его собственный образ. В некоторых источниках можно встретить название «Внутреннее зеркало». Каждый из нас хотя бы раз заглядывал в это зеркало, что бы выбрать стиль поведения в той или иной ситуации. Подобно хрустальному мосту, этот образ соединяет наши представления о нормах поведения с их внешними проявлениями.

Разрабатывая учение о психокибернетике, Максвелл Мальц (Maxwell Maltz) ввел в психологический обиход такое понятие как «самообраз», который включает в себя самовоспитание и саморазвитие.

Это своего рода как программа, которая пишется каждый раз перед началом того или иного действия. Человек как бы подсознательно представляет себя в той или иной ситуации, её исход, что бы затем воплотить её в виде слов и поступков уже в реальной ситуации.

Большинство положительных изменений начинается только с того, что вы улучшаете образы, находящиеся в вашем сознании. Неоспоримо влияние внутренних образов на наши эмоции и поведение.

Оттого, насколько позитивным будет самообраз, зависит не только наше отношение к миру, но и отношение мира к нам. Развивая самообраз в позитивном русле, вы соответственно будете менять свой образ мышления, а значит и жизнь.

Я-самооценка так же является важным фактором, определяющим наши мысли, поведение и чувственные компоненты. Уровень самооценки напрямую говорит о том, насколько вы себе нравитесь или же не нравитесь.

А от этого, в свою очередь, зависит то, насколько успешна будет ваша деятельность. И обратно, определенные успехи в деятельности или хороший результат способны поднять вашу самооценку.

Ваша индивидуальность как цветок, а самооценка подобна живительно влаге. От наличия и качества влаги зависит то, каким вырастет цветок. Умеренно высокая самооценка будет поднимать планку стандартов, устанавливать масштаб целей, а значит и силу упорства для их достижения.

Ваша самооценка напрямую влияет на качество вашей коммуникации. Уверенный человек всегда вызывает больше симпатии и уважения со стороны окружающих. В сфере бизнеса именно этот фактор приобретает значение критической важности.

Посудите сами, имея высокий уровень самооценки вы сможете как минимум упорством получить должность, увеличить продажи, заключить крупные сделки. Уровень самооценки так же важен в личностном взаимодействии.

Имея высокий уровень самооценки, родители на собственном опыте будут демонстрировать позитивное поведение, повышая тем самым самооценку своих детей. Дети будут приумножать это качество в себе, притягивая сверстников, имеющих подобные качества. Одинаково высокая самооценка - это залог гармоничных отношений.

Как заняться саморазвитием самостоятельно?

Как привести свои мысли в порядок, что бы настроиться на нужный лад? Проблема саморазвития личности в психологии определяется не чем иным, кроме как самостоятельной работой над собой, и для того, чтобы достигнуть хороших результатов, у человека должна быть конкретная мотивация саморазвития, благодаря которой он будет постоянно двигаться вперед.

  • Первым делом нужно определиться со своими идеалами. Идеальный человек - кто он? Какими качествами он должен обладать? Как бы вы вели себя на месте этого человека? Фактически определить задачи саморазвития и выбрать для себя определенные методики саморазвития.
  • Думайте по меньшей мере хотя бы 15 минут в день о том, к чему вы хотите прийти. Постарайтесь сконцентрироваться на тех моментах, в которых ваше мышление играет наиболее важную роль для ваших эмоций, отношений или действий.
  • Представьте, как вы будете выглядеть в той сфере, которая дается вам лучше всего. Начните действовать в воображении.
  • Представьте своё взаимодействие с важными для вас людьми, деловыми партнерами. Каким должно быть это взаимодействие, что бы быть максимально близким с ними по духу.
  • Постарайтесь представить именно те сферы, в которых вы больше всего нравитесь себе. Постарайтесь прочувствовать рост самоуважения в эти моменты. Что можно еще сделать, что бы поднять самоуважение еще больше?
  • Вы - отличный человек, который ни в коем случае не станет ограничивать свои возможности, ссылаясь на препятствия, и будет преодолевать все барьеры саморазвития, которые будут встречаться на пути.
  • Нарисовав полную картину идеальной жизни идеального человека, постарайтесь представить, что вы уже являетесь таким человеком, живущим такой жизнью.

Проделав несколько раз этот аутотренинг вы уже через несколько дней заметите улучшения.

Рано или поздно, в жизни человека настаёт такой момент, когда он начинает задумываться о том, кто он такой на самом деле, какие способности и возможности в нем скрываются. Поэтому саморазвитие и самопознание – тема, актуальная для всех людей любых возрастов.

Что такое саморазвитие и самопознание? И чем они отличаются?

Саморазвитие

Саморазвитие — как понятно из состава слова — это развитие самого себя, самостоятельно. Человек занимается саморазвитием вне зависимости от того, эзотерик он или нет. В ходе жизни каждый постигает свой опыт, делает выводы, в результате чего его душа, дух, разум развиваются.

Самопознание

Самопознание — это процесс наблюдения за самим собой, в следствие чего происходит накопление знаний о самом себе. По сути это изучение себя, исследование своих сил и возможностей.

В отличие от саморазвития — самопознание скорее пассивный процесс, можно познавать себя, но при этом двигаться в развитии довольно медленно. Все-таки считается, что саморазвитие — это процесс изменения себя в лучшую сторону путем каких-то усилий над собой. И это более активный процесс, чем самопознание. Однако, одно без другого невозможно — развиваясь, мы познаем себя. А познавая свои возможности, мы получаем шансы их развить.

Как заниматься саморазвитием и самопознанием.

Процесс внутреннего познания запускается, когда человек начинает наблюдать за своими мыслями и анализировать поступки (свои и окружающих). Процесс внутреннего совершенствования – второй шаг по лестнице саморазвития. Он происходит, когда человек начинает проводить над собой внутреннюю работу с целью совершенствования, улучшения своих мыслей и поступков, своего здоровья, энергетики, а значит и всей своей жизни. Ведь познание себя не будет иметь никакого смысла, если при этом не будет происходить внутренней работы над собой. Отсюда вытекает факт признания собственного невежества и, как следствие – стремление получить истинное Знание.

Что помогает в саморазвитии и самопознании.

Важно понимать, что ум и логика – это не те инструменты, которые нужны на данном пути. Один лишь самоанализ вкупе с умственной деятельностью неспособен привести к познанию себя и таинств окружающего мира. Необходимо пробудить сознание своей высшей природы и опираться больше на интуицию и ощущения, нежели на логику. Возможно, вы спросите «Почему?». Зачастую техники и практики, связанные с темами саморазвитие и самопознание, не поддаются логическому объяснению и пониманию — но они реально действуют! Вероятно, вы даже лично уже имели возможность в этом убедиться на собственном опыте. Если еще нет, то различные техники вы сможете найти на сайте нашей школы — http://сайт
Вся эзотерика оперирует нематериальными понятиями и категориями, такими как «мысль», «намерение», «желание», «энергия» и др. Мы говорим о том, что не проявлено на физическом плане: мы не можем, например, «увидеть» физическими глазами мысль человека, но это вовсе не означает, что он ни о чём не думает. Точно так и с энергетическим воздействием: неспособность увидеть его нашими физическими глазами не говорит о его отсутствии. Эзотерика лежит за гранью понимания мозга. В большинстве случаев, мы имеем дело с работой сознания и подсознания, которые практически безграничны. У сознания не существует предела, а значит, нет границ и для развития. Абсолютно любой человек обладает невероятными скрытыми способностями, которые он может в себе развивать и использовать на благо себе и миру. С каждым шагом он будет открывать в себе новые и новые возможности, о существовании которых даже не подозревал ранее. Синхронно будет меняться и его отношение к людям, событиям, жизни.
Поскольку именно сознание производит изменения, которые затем отражаются на физическом плане, т.е. те изменения, которые мы можем наблюдать в нашей реальной жизни, то саморазвитие и самопознание, в первую очередь, связаны с постоянным повышением уровня сознания.

Самопознание и саморазвитие личности — это взаимосвязанные понятия, без первого невозможно второе. В этой статье рассмотрим подробнее эти понятия и можно ли считать их взаимозаменяемыми?

Важно знать! Снижение зрения приводит к слепоте!

Для коррекции и восстановления зрения без операции наши читатели используют набирающий популярность ИЗРАИЛЬСКИЙ OPTIVISION - лучшее средство, теперь доступно всего за 99 руб!
Тщательно ознакомившись с ним, мы решили предложить его и вашему вниманию...

Самопознание — изучение себя, личных способностей, характерных особенностей, взаимоотношений с окружающим миром.

Это базовое определение. Кроме того, выделяют такие особенности самопознания:

  • самопознание — основа здоровой личности (психического компонента),
  • способствует сохранению гармонии с окружающим миром и внутри себя,
  • путь для развития личности и реализации в жизни.

Все эти направления неразрывно связаны, а различные течения психологической науки акцентируют внимание, обычно, на одной из сторон. В данном случае наиболее близкой является последняя характеристика. Вспомним, что значит саморазвитие?

Саморазвитие — это самостоятельное развитие способностей, как физических, так и психических качеств личности.

Естественно, что без осознания базового уровня своих качеств, определения сильных и слабых сторон, постановки целей, развитие невозможно. Самопознание и саморазвитие личности стали основой для возникновения гуманистической психологии 20 века.

Такие специалисты, как Роджерс , Маралов , Козлова , Селевко разработали ряд концепций, способствующих наиболее полному развитию личности в современном мире. Данные теории будут рассмотрены в нашей статье.
Перейдём к более глубокому изучению вопросов самопознания.

Основы самопознания и саморазвития

Самопознание всегда имеет свою направленность, цель познания. Что изучает человек на протяжении жизни? У.Джейм выделил 3 основные сферы:

1. Физическая личность — включает в себя телесную оболочку и всё с ней связанное (внешность, органы тела, здоровье).
2. Социальная личность — возникает в результате понимания и признания другими людьми в личности другого человека.
3. Духовная личность — это сущность человека на духовном уровне, особенности конкретного индивида.

Есть ещё трактовка природы человека, как биосоциального создания. Выделяют социальный, биологический уровень. В.В. Столетин предложил следующую классификацию:

  • биологический индивид (имеет особую нервную систему, строение тела, особенности организма),
  • социальный индивид (возникает в процессе изучения окружающего мира, умений и знаний человечества),
  • личность (строит свой путь жизни, делает выбор, умеет координировать схему поведения).

Самопознание производится по всем уровням. Причём человек становится одновременно тем, кто изучает и кого изучают. «Я» может изменяться во времени — » Я сейчас», «Я был», «Я буду». При этом есть определённые взаимосвязи между объектом и субъектом, а именно — самопознание в начале, самоконтроль, саморегулирование — как результат полученных результатов.

Основы самопознания и саморазвития предполагают чёткую взаимосвязь понятий.

Самонаблюдение — Самоанализ-Сравнивание с другими (собой в идеале)-Постановка целей на будущее-Саморазвитие.

Подробнее теория саморазвития представлена в работах Роджерса.

Ориентация на личность в работах К. Роджерса

Роджерс считается одним из лучших психологов прошлого века, он основал . В основе его концепции лежит стремление личности к актуализации, он выделяет такие понятия:

1. «Реальное Я» — включает осознание человеком мыслей, ценностей, установок жизни.

2. «Идеальное Я» — комплекс представлений, как человек видит своё будуще, к чему стремится, опыт жизни.

3. «Социальное окружение» — включает ценности и нормы, особенности поведения, присущие социальной среде обитания человека.

При наличии несоответствий в жизни между реальным и идеальным состоянием человека и его реализацией в обществе возникают психические расстройства, неврозы, тревоги, плохая адаптация в социуме. Для гармонии со своим Я, достижения идеального состояния нужно обрести свободу, научиться слушать внутренний голос, действовать на основе своего опыта и понимания жизни.

Обычно, проблемы возникают при ситуации, когда личность живёт по правилам общества, стараясь не выбиваться из общей массы, забывая об «Идеальном Я». Роджерс, работая психотерапевтом, считал, что его задача — раскрыть потенциал личности, помочь определиться и обрести свободу путём познания самого себя.

Его «теория» обрела своё применение и в педагогике.

Ключевые правила в работе учителя:

  1. педагогика должна способствовать формированию личности здоровой и адекватной, способствовать росту личности;
  2. источник развития и роста заложен в самом человеке, только путём осмысления и собственного опыта, ответственного выбора возможно обучение и самосовершенствование личности;
  3. личностный рост и развитие невозможно без понимания и принятия своей сущности. Уважение к себе и своему внутреннему миру позволяет рисковать, раскрывать новые грани личности.

Роджерс предполагал, что самопознание и саморазвитие учеников будут важными составляющими педагогического процесса. Идеи этого психиатра будут полезны и родителям в процессе воспитания целостной и здоровой личности.

1. Доверительные отношения.
2. Стимулировать внутреннюю мотивацию учеников.
3.Делиться опытом, оказывать помощь в трудных ситуациях.
4. Чутко относиться к эмоциям и чувствам ребёнка.
5. Быть активным во взаимоотношениях, выражать свои эмоции, переживания.
6. Понимать и знать самого себя.

Конечно, у педагогов не всегда получается найти время для каждого ученика и способствовать полному раскрытию и развитию их личности, поэтому данный вопрос в большей степени относится к родителям, которые должны знать и понимать своего ребёнка, помогать ему развиваться.
Каждый человек в процессе своей жизни задаётся вопросами поиска себя, своего , что важно для дальнейшего развития и самосовершенствования. «Познай себя и ты познаешь мир,» — говорили мудрецы.

Психология развития А. Маслоу

Носит также гуманистический характер. Он уделял большое внимание исследованиям и выделил основные качества самоактуализированной личности, такие, как: независимость, креативность, философский юмор, потребность в уединении и другие.

Считал, что человечество стоит на пороге новой психологии, которая позволит раскрыть потенциал и способности людей в полной мере, рассматривая человека как единую и целостную психическую систему. Самопознание и саморазвитие личности лежат в основе теорий формирования этой личности.

Основные выводы Маслоу:

  1. У каждого человека есть особая своя изначальная природа, которая получена при рождении.
  2. Человек развивается на протяжении жизни, может развивать данные, которые получил изначально. При этом в значительной степени влияет окружающая среда (семья, школа) на дальнейшее развитие.
  3. Природой дано наличие инстинктов и желаний человеку, но с годами «голоса-импульсы» уменьшают свою силу в результате получения образования и тотального контроля над собой. Именно эти голоса помогают определить, что именно нужно человеку, что вызывает интерес, на что способен, а не только, что отвечает нормам и правилам общества.
  4. Характеристики личности могут быть схожими для разных индивидов, а могут быть уникальные, со своими особенностями. У всех есть потребности в любви, уважении, понимании, а есть личные свойства, способности.
  5. Природу человека изучает как наука, так и сам человек, применяя самопознание, психиатрические методы.
  6. Большая часть внутренних, глубинных мыслей, инстинктов подавляются нами, и переходят в бессознательную форму в результате постоянного страха, боязни осуждений.
  7. Внутренняя сила природы человека всё равно сохраняется, периодически даёт о себе знать, даёт стимул к развитию и поиску себя.
  8. Основа человека заключается в том, что дано изначально, важно уметь понять и принять себя. Причём в выборе на жизненном пути главным критерием должно быть мнение личности, не общества. Личность динамична и имеет свойство развиваться на протяжении жизни.
  9. Внутренняя сущность человека может подвергаться сложным испытаниям, непониманию, чувствовать отвергнутость в жизни. Часто это приводит к реальным заболеваниям на психическом уровне. Сложными ситуациями считается — потеря личности, своей особенности, определяющих свойств, когда нет возможности достичь своей проекции, представления свого Я.
  10. Внутренняя сила изначально позитивна, главное научиться использовать её во благо, стимулировать развитие творческого начала, доброты, альтруизма, способности любить.

Второстепенные качества:

  1. Совесть или чувство вины — это индикатор правильного поведения человека, идёт сравнение из внутренними установками и ценностями. Стоит прислушиваться к своей совести, она укажет дорогу на поиск истинного Я.
  2. Принять и полюбить себя как личность необходимо для полноценной и здоровой жизни!
  3. Самопознание — это единственный, главный способ развития личности.
  4. Самопознание и саморазвитие требует значительных усилий индивида.
  5. Важно понять воздействие защитных механизмов — регресса, обороны, самосохранения. Изучая психиатрию можно понять, что в жизни нужен и реализм, так как ложный оптимизм в результате приводит к разочарованию в жизни.
  6. Теория свободного воспитания предполагает, что ребёнок сам чувствует, что идёт ему во благо, следует давать ему больше свободы выбора и действий, а не загонять постоянно в рамки требований.
  7. Только идя путём понимания и принятия своей сути, предназначения, удовлетворения потребностей личности, можно стать настоящим человеком, раскрыть свой потенциал. В первую очередь речь идёт о духовных потребностях.
  8. Важно помнить, что без сложностей и разочарований нет жизни. Поэтому ребёнка нужно учить переносить трудности жизни, при этом любовь родителей, их поддержка является основой для формирования сильной личности. Злоупотребление опекой может привести к инфантильности, тормозит развитие силы воли.
  9. Зрелую личность отличает тип познания . Выделяется Д-познание и Б-познание. Причём Д- эгоистичное , направленное лишь на свои потребности, а Д- бескорыстное , способность приносить добро, заботиться о других. Вектор внимания личности с Д-познанием направлен в большей степени во внешний мир, чем на сугубо личные интересы.
  10. Человеку для нормальной жизни нужна система ценностей , своя система координат, что позволит существовать в этом мире. Для создания такой системы важно изучить себя, понять цели и мотивы, что хорошо и плохо, что позитивно влияет на собственное достоинство.
  11. Человек, который может дружить с бессознательным уровнем, часто склонен к творчеству, а эстетическое воспитание должно быть в основе образования , психологии и всей жизни.
  12. Важной задачей становится — быть выше обычных человеческих проблем и неурядиц , проще относиться к жизни, формирование реального и здорового восприятия жизни.

Таким образом, теория Маслоу предполагает поиск своего внутреннего стержня, принятие себя и развитие личности, гармония с окружающим миром.

Психология Рубенштейна

Сапознание и саморазвитие человека происходит в процессе общения с другими людьми, так человек осознаёт свои особенности и производит работу над характеристиками личности. Характер человека — это, отчасти, врождённая вещь, связанная с типом нервной системы, отчасти — приобретённая в ходе жизни и накопленного опыта.

В какой-то мере изучение характеров связано с теорией Маслоу, так бесхарактерный человек не имеет жёсткой системы ценностей, а человек с сильным характером — чётко понимает своё предназначение и уверен в своей системе координат, придерживается строго своей линии поведения. Понятие же «личность» возникает в результате самосознания своего «Я» и своих действий.

Самопознание

Самосознание возникает в результате развития человека, овладения новыми знаниями, понимания своих возможностей, управления физическими процессами. Самостоятельность развивается в процессе овладения речью, навыками обслуживания, а позже проявляется в умении ставить задачи, цели, находить основное направление развития своей личности.

Самопознание и саморазвитие личности — важные составляющие в жизни человека, эти процессы чётко прослеживаются в подростковом периоде, когда перед личностью возникает множество вопросов. Человек определяет своё предназначение в этом мире, способности и возможности своего «Я». Это первые попытки понять себя.

Каждому человеку свойственны особенности характера, личные качества, которые отличают от других. Понимание себя приводит к формированию личности, осознанию необходимости изменений в тех или иных направлениях, установлению своих принципов жизни.

Личность — это человек со своим мировоззрением, чёткой жизненной позицией, которые возникли, как результат большой сознательной деятельности, осмысления себя и жизни в целом.

Индивидуальность — яркий, неповторимый человек

Личность более глобальное понятие, и её формирование требует довольно значительных усилий, внимания к этому вопросу и целеустремлённости.

Такой человек обладает своими особенностями, «почерком», сознательно выделяет себя из общей массы людей, что предполагает самостоятельное мышление, наличие силы воли. При этом глубина личности определяется богатством внутреннего мира, отношений с людьми.

Самоизоляция ведёт к опустошению человека, хотя в определённой мере необходима для проведения внутренней работы и понимания своей сути. Особенностью личности является возможность смотреть на мир со стороны для более полного понимания процессов.

Развитый человек оказывает и другим помощь в процессе саморазвития. Настоящая личность не может вызывать безразличие, могут быть друзья или враги. В таком человеке всегда есть сила и активное начало.Самосознание развивается вместе с человеком на протяжении жизни, происходит переосмысление себя в связи с новым опытом.

Каждая личность проходит процесс осознания жизни, ставит себе вопросы и находит ответы, понимая, что является наиболее важным для неё и несёт ценность. Накопленный опыт и осмысление жизни приводит к формированию мудрости.
Личность создаётся, строится человеком всю его сознательную жизнь, каждый человек развивается особым образом.

Очень важно самопознание и саморазвитие производить во временном периоде и задавать вопросы: каким я был? — какой я есть? — каким я хочу быть? Однако важно понимать, что человеку необходимо развивать имеющийся потенциал, причём в процессе труда, создания чего-либо личность растёт. Между человеком и его результатом деятельности есть большая взаимосвязь.

Личность

Личность всегда представляет интерес, если может создать нечто существенное и видно, что это не предел возможностей. Развитие личности во времени можно отследить за счёт деятельности человека, в ней он проявляется и постоянно развивается.

Особенности человека не всегда стоят во главе поступков, а могут быть и следствием. А способности развиваются в результате постоянной практики, чем больше внимания человек направляет на определённую сферу, тем выше вероятность успеха в ней и достижения высоких результатов.

Каждый человек имеет свою историю жизни, которую можно отразить в автобиографии или резюме, они будут содержать данные об обучении, работе, достижениях человека, — таким образом, прослеживается взаимосвязь развития человека через деятельность.

Для того, чтобы стать исторической личностью, нужно совершать дела, создавать творения, которые будут достоянием общественности, войдут в историю общества.

Основы саморазвития и характеристики

Основы саморазвития предполагают, наличие способностей у человека формировать свою жизнь и достигать поставленных задач, целей. Кроме деятельности, на этот процесс оказывают влияние также активность человека. Он может быть социально активным (инициативный, исполнительный) или социально реактивным (импульсивным, пассивным).
Социальная активность проходит следующие пути развития:

  • Нормативный уровень — школьники, имитация, повторение действий.
  • Нормативно-личностный — подростковый период, появляется свой взгляд на жизнь, отношение к определённым вопросам.
  • Личностно-продуктивный, продуктивно-творческий — взрослый человек, который оказывает вклад в общественную жизнь, создаёт новшества, модернизирует старое, вносит элементы творчества в процесс жизни.

Неотъемлемыми условиями саморазвития является инициатива, позже — сознательность и самостоятельность. Социальная активность способствует выработке способностей к собственному выбору путей развития на жизненном пути, появляется ответственность за свои действия. Развитие невозможно и без достижения необходимого уровня самосознания, понимания и анализа своей личности.

Основы саморазвития напрямую зависят от внутреннего мира человека и анализа им реальной жизни и ситуации на данном этапе. Внутренний мир уникален и отчасти является отражением внешнего. Есть и предположения, что он развивается на протяжении жизни, вместе с самой личностью, под воздействием окружающей реальности.

Выделяют несколько этапов саморазвития:

  • оживления (ребёнок учится общаться, понимать свою индивидуальность),
  • одушевления (ребёнок осваивает внешний мир),
  • персонализации (изучение правил, норм жизни с наставниками и понимание своей роли в создании истории жизни),
  • индивидуализации (в процессе общения формируется представление о своей личности, проявляются особенности, и возникает потребность в самоанализе, ответственность за себя),
  • универсализации (человек выходит за рамки своей индивидуальности, появляются единство с ценностями сверхчеловеческими, вера или духовность).

Основы саморазвития лежат в стремлении человека к самосовершенствованию, улучшению своего Я на протяжении всей жизни.

Вывод

Можно сделать заключение, что человек сам творец себя и своего счастья. Самопознание и саморазвитие неделимы и неразрывно связаны, на протяжении всего жизненного пути человек осознаёт и соотносит себя с другими людьми, общаясь и участвуя в совместной деятельности.

Развитие предполагает , которое уникальное у каждого человека. Именно поэтому важно понять и принять свою сущность, осознать свои сильные и слабые стороны, научиться ставить цели и задачи на будущее. Самосовершенствование личности происходит на постоянной основе, в результате приложения силы воли и наличия желания развиваться.

Желаем жить в гармонии с собой, развиваться и достигать наивысших результатов!

Последние десятилетия развитие психологии тесно связано с открытиями в естественных науках и достижениями философской мысли. Свою очередную статью я решила посвятить такому вопросу, как направления психологии, который у меня в студенческие годы вызвал ступор и заставил перелопатить горы заумных учебников. Надеюсь, моя статья будет интересной для вас, и вы почерпнете что-то полезное для себя.

Духовное развитие - три пути самосовершенствования

Философы древнего мира утверждали: «Ищите новых знаний, читайте мудрые книги и слушайте мудрых людей, но ко всему услышанному и прочитанному, ко всему увиденному относитесь вдумчиво, пропуская все через уши свои, через разум свой и через сердце свое. Отделите истину от лжи и собирайте этот клад на протяжении всей жизни своей. И, если вы поступите так, то сыщите великую мудрость этого мира».

Так каждый из нас имеет три пути духовного развития:

  1. Книги. Чтобы достигнуть гармонии, развить наибольший интеллектуальный потенциал, следует выбирать самые разнообразные книги, и не только развлекательного характера, но чаще - познавательного. История, философия, художественная литература, религия - вот что позволяет развить ум и душу. Технические науки способствуют развитию логического мышления, без чего также немыслима развитая личность. Книги по психологии, причем не учебники и учебные пособия, в которых содержится лишь сжатая теория, но практические руководства позволят приоткрыть завесу тайн мира и своих собственных возможностей. Из психологических работ наиболее примечательны труды Дейла Карнеги, в которых автор уделяет особое внимание такому важному вопросу, как развитие личности. Дейл Карнеги давно стал мировым классиком прикладной психологической науки.
  2. Искусство. «Искусство - это мир. Это возможность говорить с Вселенским Разумом. Это способ духовной самореализации и постижения мира. Способность творить и воспринимать искусство - есть высшее счастье человека», - говорил Данте. И верно: именно высококачественное искусство способно настроить мысли на верный лад, очистить душу и получить мощнейший заряд положительной энергии , внутренней силы. Человек в искусстве - мыслящий человек, имеющий свое мнение. Так, тонко, незаметно, оно формирует личность, жизненные установки. Хорошо приучить себя изучать классическую живопись и прослушивать перед сном спокойную красивую музыку, не обязательно классику, не меньший заряд дает музыка Поля Мориа, Владимира Косма, Раймона Лефевра.
  3. Медитация, йога. В последнее время большой популярностью стали пользоваться медитативные техники. Действительно, выполненные грамотно, с расстановкой, они способны привести тело и дух к состоянию гармонии, равновесия, что особенно важно среди суеты будней и сумасшедшего ритма большого города, давящего своей запыленностью и многолюдностью.

Наряду с вышеперечисленным значительное место в таком вопросе, как личностный рост занимает психологическая установка , самогипноз. Но на этом вопросе остановимся более подробно.

Самоустановка и самопознание

Сила нашей веры, сила нашей мысли - это огромная сила. То, как мы настраиваемся на день, на выполнение того или иного задания, напрямую влияет на итоговый результат.

Психологи рекомендуют перед каждым серьезным делом проводить небольшой мысленный аутотренинг перед зеркалом: «Я смогу. Я достоин победы. У меня все получится. Я верю в это! Я знаю это!» Стоит произнести эти нехитрые слова трижды, не отводя взгляд от своего зеркального отражения (желательно глядя себе в глаза), и уже от былых сомнений не остается и следа.

Сомнение - причина большинства поражений. Так, уверенный в себе человек с минимальными физическими возможностями может одержать победу в бою с настоящим гигантом, который не уверен в себе. Вот почему так важно тренировать себя именно в этом направлении и работа над собой принесет положительный результат. Но не путайте уверенность в себе с самоуверенностью, что уже не приводит ни к чему доброму и хорошему.

Тема самопознания и саморазвития - одна из богатейших, многогранных тем, говорить о которой можно бесконечно, каждый раз открывая для себя что-то новое, значимое, интересное.

Теперь, изучив основы этого знания, выбирайте и вы свой метод личностного роста. А я от всей души пожелаю вам удачи на этом пути!