Порядок выдачи специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов — Российская газета. Крупногабаритный груз: особенности перевозки, разрешения и реко

Оформить разрешение на перевозку негабаритных грузов просто: всего в четыре этапа.

Срок оформления разрешения может занять как от 3-4 , так и до 40 рабочих дней. Ниже подробно описаны все действия, которые необходимо осуществить на каждом из этапов, а также расшифрован срок прохождения каждого этапа.

Подробнее об этапах

Этап 1. Сбор информации и оформление документов

Для того, чтобы оформить документы правильно и в полной мере, вам необходимо обладать следующей информацией о вашей перевозке:

  • полный и точный маршрут перевозки, с адресами погрузки, таможенного оформления (для международок) и разгрузки;
  • количество планируемых рейсов и их даты (хотя бы примерные, чтобы понимать, на какой срок вам нужно разрешение);
  • колесная формула сцепки (грузовика) и межосевые расстояния;
  • погрузочная высота платформы полуприцепа (кузова).

Остальные данные вы возьмете из документов, которые будете прикладывать к заявлению. И когда вы будете готовы, то нужно будет собрать пакет документов для подачи в :

  • оплаченная госпошлина в размере 1600 рублей (до 31.12.2014 эта сумма составляла 1000 руб.);
  • заявление (см.образцы документов);
  • схема транспортного средства с грузом (см.образцы документов);
  • копии документов на тягач и полуприцеп (свидетельства о регистрации с обеих сторон или ПТС с обеих сторон), заверенные подписью и печатью заявителя;
  • договор(ы) аренды на ту технику, которая не в собственности заявителя;
  • некоторые управдоры требуют документ на груз с указанием его параметров или письмо от перевозчика с указанием параметров (см.образцы документов);
  • для получения международного разрешения обязательно потребуется нотариально заверенная копия допуска к международным грузоперевозкам.

Срок прохождения этого этапа полностью зависит только от вас. После сбора пакета документов можно переходить к следующему этапу.

Этап 2. Отправка документов в управление дорог

В зависимости от того, какой начальный пункт маршрута указан в вашем заявлении, определяется , которое будет принимать у вас заявление и оформлять разрешение. Туда и нужно отправить пакет документов, собранный на первом этапе. Это можно сделать одним из четырех способов:

  • принести оригиналы лично (некоторые управдоры настаивают на исключительности этого способа подачи документов и другими способами не принимают);
  • отправить документы по факсу (этот способ закреплен законодательно, используется крайне редко);
  • отправить скан-копии документов по электронной почте (де-юре этого способа не существует, но многие управдоры принимают документы таким способом);
  • подать заявление и остальные документы через портал Госуслуги .

Если вы отправляете документы по факсу или электронной почте, нужно в обязательном порядке отправить оригиналы документов срочным почтовым отправлением, но только после того, как копии будут проверены, одобрены и зарегистрированы — чтобы не отправлять исправленные вдогонку.

После отправки обязательно свяжитесь со специалистом, удостоверьтесь, что документы получены, уточните когда они будут проверены и зарегистрированы.

Этап 2.1. Приемка документов

Специалист в управлении дорог принимает ваши документы, в течение одного рабочего дня он обязан проверить их и либо принять в работу (зарегистрировать и присвоить входящий номер), либо отправить вам мотивированный отказ, в случае ошибок в документах.

После регистрации, по законодательству, у федеральных органов есть 15 рабочих дней для того, чтобы выполнить все процедуры по вашему заявлению и выдать вам оформленное разрешение (или мотивированный отказ). Однако, законодательство не уточняет, какую ответственность несут госорганы за несоблюдение этих сроков, поэтому нет никакой гарантии того, что эти сроки будут соблюдены.

Весь этап 2 можно пройти в течение 1 рабочего дня, а можно затянуть и до 5-10 рабочих дней, в зависимости от того, как к вашей заявке отнесется специалист упрдора; от того, сколько ошибок вы допустили в документах; от способа отправки документов.

Этап 3. Рассылка заявок на согласование участков маршрута и сбор согласований.

После того, как специалист упраления дорог зарегистрировал ваше заявление, ему нужно составить маршрут и согласовать его с организациями, на балансе которых находятся дороги, по которым проходит этот маршрут.

Некоторые управдоры (но далеко не все) лояльны к заявителям, обсуждают с ними маршрут, принимают во внимание пожелания и идут навстречу если нужно, например, избежать Казани на маршруте. После формирования маршрута они могут прислать копии заявок на согласования для того, чтобы заявитель самостоятельно разослал их по балансодержателям, проверил получение и получил ответ.

Многие — напротив, очень жестко против участия заявителя в процессе формирования маршрута: какой пропишут, таким и поедете. В таких управдорах вам не выдадут запросы на согласования и останется только надеяться что какие-то из них не потеряются при передаче по факсу (этот способ отправки заявок и получения согласований до сих пор очень распространен, особенно в регионах).

По законодательству, у балансодержателя есть 4 рабочих дня для того, чтобы ответить на запрос: либо выслать согласование, либо выставить счет за ущерб, либо выслать мотивированный отказ. Однако, этот срок соблюдается довольно условно, так как никакой ответственности за его несоблюдение никто не несет.

На этапе сбора согласований могут возникнуть следующие подэтапы:

  • в случае, если по заявке есть превышение нормативов по общей массе и/или осевым нагрузкам, балансодержатель вычисляет ущерб, выставляет счет и ждет его оплаты прежде чем выдать согласование;
  • в случае, если общая длина вашего автопоезда превышает 22 м, и/или общая высота превышает 4,49 м, а маршрут пересекает (не по путепроводам) железнодорожные линии, балансодержатель дороги высылает дополнительный запрос в органы управления железной дорогой на согласование пересечения ж/д путей; железнодорожники в свою очередь тоже могут выставить счет за сопровождение проезда, если сочтут это необходимым;
  • в случае если общая высота автопоезда превышает 4 м, а часть маршрута проходит по улицам населенных пунктов ВНЕ федеральных трасс, то балансодержатель может потребовать согласования с энергохозяйством (электриками), обслуживающими энергосети этого населенного пункта; при этом электрики также могут потребовать оплаты сопровождения груза; понять, придется ли согласовывать с электриками можно заранее, спросив об этом балансодержателя дорог этого населенного пункта; а понять заранее, придется ли оплачивать сопровождение можно, запросив энергохозяйство.

В случае, если эти подэтапы не возникли или были положительно разрешены, балансодержатели отправляют ответы в ваше управление дорог.

Этап 3.1. Проекты

В некоторых случаях, если габариты автопоезда превышают определенное значение (для каждой дороги — свое), балансодержатель прописывает в особых условиях движения требование о предоставлении проекта организации дорожного движения (ОДД). Это отдельный большой документ, в котором нужно подробно описать, с графиком движения и со схемами, как вы планируете осуществлять перевозку. По большому счету, подготовить проект ОДД не так сложно — его по силам оформить самостоятельно. Все требования описаны в п.56 приказа №7 Минтранса России .

В случае, если общая масса и/или осевые нагрузки не позволяют проехать по каким-то искусственным сооружениям на маршруте, балансодержатель сообщает об этом в отказе. В этом случае есть два варианта действий: найти объезд этого моста (путепровода) и согласовать новый участок маршрута, или составить проект укрепления искусственного сооружения, для доведения разрешенной нагрузки на него до уровня, который позволит разрешить проезд с вашим грузом.

Проекты укрепления искусственных сооружений оформляются в специализированных организациях. Это процесс долгий, муторный и дорогой. При этом нет гарантий, что вам в итоге дадут разрешение.

Весь этап 3, в «простых» случаях можно завершить даже за 1-2 рабочих дня. Срок здесь целиком и полностью зависит от маршрута, габаритов, массы. Нетяжелый груз по короткому маршруту, где требуется 1-3 согласования, вполне реально согласовать даже за один-два рабочих дня. Максимальный срок прохождения этапа согласования назвать сложно. Если пустить все «на самотек» то он может затянуться и на месяц. Но даже если активно проталкивать свое заявление, но по нему нужны согласования электриков, железнодорожников да еще впридачу проект ОДД, то даже интенсивная работа может занянуться на 10-15 рабочих дней.

Этап 4. Завершающий

Когда все согласования балансодержателей будут собраны, управление дорог может распечатать разрешение и отправить его в ГИБДД на подписание. Кроме собранных согласований, им будет требоваться оплаченная госпошлина, а также у них на руках уже должны находиться оригиналы всех документов, которые были собраны и поданы вами на первых двух этапах. При выполнении всех этих пунктов, разрешение печатается на специальном бланке и отправляется им в органы ГИБДД, ответственные за подписание разрешений.

В ГИБДД разрешение может находиться по законодательству до четырех рабочих дней. После подписания, разрешение отправляется назад в управление дорог, где вы можете получить его лично или отправив сотрудника или курьера с доверенностью.

Этап 4.1. Корректировка ошибок

Вполне вероятна ситуация, в которой специалист упрдора допустил ошибки или недочеты в маршруте. Иногда упрдор не успевает получить информацию от балансодержателя о том, что какая-то дорога сменила собственника, а в ГИБДД эта информация уже есть — в этом случае кусок маршрута останется не согласованным, и разрешение вернут на досогласование. Бывает, к сожалению, и так, что специалист упрдора на каком-нибудь особенно заковыристом маршруте просто забывает согласовать какой-нибудь участок, и разрешение также возвращается.

В таких случаях вы возвращаетесь частично к этапу 3 — придется снова заниматься подачей заявки на согласование и «выбиванием» согласования, с возможной оплатой ущерба / согласованием электриков или железнодорожников.

В итоге, срок всего завершающего этапа зависит от ГИБДД, в котором подписывается разрешение и от отношения специалиста в упрдоре к вашей заявке. Вполне реально и «без подвязок» получить подписанное решение через 1-2 рабочих дня после передачи его из упрдора в ГИБДД, если специалист не допустил ошибок в маршруте. В плохом варианте, четвертый этап (с возвратом к третьему) может занять и до 5-10 рабочих дней.

Резюме по этапам

Этап «Собрать документы» (от 0 рабочих дней)

  • оформляем документы по образцам;
  • заверяем копии;
  • готовим скан-копии к отправке.

Этап «Подать документы в управдор» (от 0-1 до 5-10 рабочих дней)

  • одним из трех способов отправляем документы в соответствующий управдор;
  • специалисты управдора принимают и регистрируют вашу заявку (если нет ошибок, иначе возвращают вам на доработку);
  • управдор выставляет вам счет на оплату госпошлины.

Этап «Согласовать маршрут» (от 1-2 до 20-30 рабочих дней)

  • специалисты управдора отправляют по вашей заявке свои запросы на согласования со всеми балансодержателями автомобильных (и если нужно, железных дорог) по пути следования;
  • управдор перевыставляет вам для оплаты счета за ущерб (если он возникнет) и за сопровождение автовышкой электриков (если это необходимо);
  • управдор получает от балансодержателей дорог согласования после вашей оплаты (если оплата возникла);
  • в случае, если на каких-то участках маршрута потребовалось оформление проекта организации дорожного движения или проекта укрепления искусственных сооружений, нужно оформить проект (на основании согласованного маршрута и прописанных особых условий движения по маршруту) и передать его в управление дорог;
  • после подтверждения оплаты госпошлины, если у специалистов управдора на руках имеются оригиналы документов, то они выписывают разрешение на специальном бланке;
  • выписанное разрешение управдор сам подает в соответствующий отдел ГИБДД для подписания;
  • если ГИБДД не находит ошибок или других сложностей с вашей поездкой, они подписывают разрешение и возвращают в управдор;

Этап «Получить разрешение» (от 1-2 до 8-10 рабочих дней)

  • вы можете получить готовое разрешение у специалистов управдора лично или отправить за ним сотрудника с доверенностью.

По срокам оформления

Как видите, при определенных условиях действительно можно абсолютно легально оформить разрешение на негабарит за 3-5 рабочих дней. И это так же верно, как и то, что при других условиях процесс может занянуться и на пару месяцев.

Предложение

Вы по-прежнему можете сами пройти все круги ада, подробно описанные в этой схеме. Но если у вас возникло желание избавиться от необходимости разбираться во всех этих мелочах и поручить это дело профессионалам, заполните простую форму, расположенную справа вверху на этой странице, мы вам перезвоним и расскажем сроки и стоимость оформления ваших документов.

Блок-схема всего процесса

Сохраните себе «на стену» эту блок-схему, чтобы не забыть чего-то по ходу оформления.

Чтобы качественно организовать перевозку груза, необходимо всегда (!) тщательно измерять его габариты и вес. Причем если груз должен «ехать» пакетированным, то взвешивать и производить замеры нужно как перед тем, как он будет упакован, так и тогда, когда он уже находится в таре.

Точное определение массы и габаритов груза в любом случае влияет на правильный выбор автомобиля: зачем обеспечивать себе дополнительные сложности и затраты на штрафы, «запихивая», например, товар весом в 8 тонн в машину, рассчитанную на шесть тонн, или груз длиной 3,5 метра - в стандартную «Газель» (2,8 м), если есть транспортные средства большей грузовместимости, удлиненные варианты «Газели» и т.д. и т.п.?

Однако вместе с тем нередко приходится перевозить грузы, которые по своим габаритам не способны вместиться ни в одно из существующих автотранспортных средств или чья масса превышает допустимые нагрузки на дорожное покрытие. Причем разделить эти грузы или разобрать, дабы перевезти по партиям, нет никакой возможности.

Например: генераторы, трансформаторы, длинномерные трубы, сельскохозяйственная и дорожная техника, пресс, буровые установки, резервуары для нефтепродуктов и др.

В таком случае речь будет идти о крупногабаритных и(или) тяжеловесных грузах, а их перевозка потребует особой подготовки: получения разрешения, согласования маршрута, платы за проезд по автомобильным дорогам, разработки специального проекта передвижения, организации сопровождения… И если какой-то из необходимых пунктов не будет выполнен, то перевозчику грозит не маленький штраф.

Поэтому очень важно знать все тонкости и нюансы перевозки негабаритных грузов и четко соблюдать прописанные условия.

Однако прежде необходимо знать, когда именно груз начинает считаться негабаритным.

Итак, груз является негабаритным, если его размеры превышают установленные предельно допустимые значения хотя бы по одному из параметров:

по высоте (вместе с автомобилем): 4 метра;
по ширине: для всех транспортных средств - 2,55 метра, для изотермических кузовов - 2,6 метра;
по длине: для прицепов и одиночных транспортных средств - 12 метров, для автопоезда - 20 метров; при этом важна не только длина груза, но и то, насколько он превышает длину транспортного средства: допускается свес груза не более 2-х (!) метров.

Что касается тяжеловесного груза, то он будет таковым, если превышает либо установленные пределы массы (кстати, в этом случае высчитывается совместная масса груза и транспортного средства!), либо допустимые осевые нагрузки.

Допустимые массы транспортных средств

Допустимые осевые нагрузки транспортных средств

расположение осей транспортного средства расстояние между сближенными осями (в метрах) допустимые осевые нагрузки колесных транспортных средств в зависимости от нормативной (расчетной) осевой нагрузки (тонн) и числа колес на оси
для автомобильных дорог, рассчитанных на осевую нагрузку 6 тонн/ось для автомобильных дорог, рассчитанных на осевую нагрузку 10 тонн/ось для автомобильных дорог, рассчитанных на осевую нагрузку 11,5 тонн/ось
Одиночные свыше 2,5 5,5 (6) 9 (10) 10,5 (11,5)
Сдвоенные оси прицепов, полуприцепов, грузовых автомобилей, автомобилей-тягачей, седельных тягачей при расстоянии между осями (нагрузка на тележку, сумма осевых масс) до 1 (включительно) 8 (9) 10 (11) 11,5 (12,5)
9 (10) 13 (14) 14 (16)
10 (11) 15 (16) 17 (18)
11 (12) 17 (18) 18 (20)
Строенные оси прицепов, полуприцепов, грузовых автомобилей, автомобилей-тягачей, седельных тягачей при расстоянии между осями (нагрузка на тележку, сумма осевых масс) до 1 (включительно) 11 (12) 15 (16,5) 17 (18)
свыше 1 до 1,3 (включительно) 12 (13) 18 (19,5) 20 (21)
свыше 1,3 до 1,8 (включительно) 13,5 (15) 21 (22,5) 23,5 (24)
свыше 1,8 до 2,5 (включительно) 15 (16) 22 (23) 25 (26)
Сближенные оси грузовых автомобилей, автомобилей-тягачей, седельных тягачей, прицепов и полуприцепов с количеством осей более трех при расстоянии между осями (нагрузка на одну ось) до 1 (включительно) 3,5 (4) 5 (5,5) 5,5 (6)
свыше 1 до 1,3 (включительно) 4 (4,5) 6 (6,5) 6,5 (7)
свыше 1,3 до 1,8 (включительно) 4,5 (5) 6,5 (7) 7,5 (8)
свыше 1,8 до 2,5 (включительно) 5 (5,5) 7 (7,5) 8,5 (9)
Сближенные оси транспортных средств, имеющих на каждой оси по восемь и более колес (нагрузка на одну ось) до 1 (включительно) 6 9,5 11
свыше 1 до 1,3 (включительно) 6,5 10,5 12
свыше 1,3 до 1,8 (включительно) 7,5 12 14
свыше 1,8 до 2,5 (включительно) 8,5 13,5 16

(В скобках указаны значения для двухскатных колес, без скобок - для односкатных.)

Если параметры груза «не прошли» хотя бы по одному приведенному значению (длине, ширине, высоте, массе), то он, повторимся, является крупногабаритным и(или) тяжеловесным, а значит, на его транспортировку необходимо получать специальное разрешение.

Кто выдает разрешение на перевозку негабарита по территории РФ?

На самом деле все зависит от того, по какому маршруту будет ехать груз.

  • Если путь (или часть пути) пролегает по автомобильным дорогам федерального значения или по территории двух и более субъектов РФ, то за разрешением следует обращаться в Федеральное дорожное агентство (Росавтодор) .
  • Если по автомобильным дорогам регионального или межмуниципального значения (или по территории двух и более муниципальных образований, что важно - в границах субъекта), не затрагивая федеральные трассы, - в орган исполнительной власти субъекта РФ.
  • Если по автомобильным дорогам местного значения муниципального района (или по территории двух и более поселений в границах муниципального района) - в орган местного самоуправления муниципального района.
  • Если по автомобильным дорогам местного значения поселения при условии, что маршрут транспортного средства проходит в границах такого поселения, - в орган местного самоуправления поселения.
  • Если по автомобильным дорогам местного значения городского округа - в орган местного самоуправления городского округа.
  • Если по частной автомобильной дороге - к собственнику автомобильной дороги.

Однако вне зависимости от того, в какой именно орган следует обращаться за разрешением, пакет необходимых документов будет одинаковым. Он включает в себя:

  • заявление (с указанием маршрута движения, вида перевозки, сроков ее выполнения, количества поездок; характеристик груза - габариты, масса, делимость; сведений о транспортном средстве - регистрационный знак, марка и модель, масса, расстояние между осями, габариты; данных по организационно-правовой форме перевозчика);
  • копии документов на транспортное средство (паспорт или свидетельство о регистрации);
  • схему транспортного средства с изображением количества осей и колес и их взаимного расположения, с указанием распределения нагрузки по осям, крепления груза ;
  • сведения о технических требованиях к перевозке заявленного груза в транспортном положении.

В принципе, после подачи заявления все, что остается перевозчику, - это ждать. Росавтодор (или другой уполномоченный орган) устанавливает, по каким еще участкам дорог (кроме тех, что находятся под его непосредственным контролем) проходит маршрут транспортного средства (например, по дорогам регионального, муниципального и т.д. значения), определяет их владельцев и направляет в их адрес заявку на согласование маршрута. Когда получен ответ из каждого ведомства и если этот ответ положительный, заявителю выставляется счет - возмещение причиненного вреда. Как только счет будет оплачен и доказательства оплаты (копии платежных документов) предоставлены, перевозчику выдается специальное разрешение и он может начинать процесс транспортировки. В этом случае, кстати, максимальный срок со дня подачи заявления до получения разрешения составляет 11 рабочих дней.

При этом разрешение может быть как одноразовым, так и многоразовым - на несколько (не более 10) однотипных поездок: по определенному маршруту с аналогичным грузом.

Однако нередко согласование маршрута перевозки негабаритного и(или) тяжеловесного груза требует больше времени и включает в себя больше этапов.

Что такое специальный проект перевозки и в каких случаях он разрабатывается?

Если перевозимый груз вместе с транспортным средством выше 4,5 метров, то для того, чтобы доставить его в пункт назначения, необходимо разрабатывать специальный маршрут, двигаясь по которому автомобилю не придется проезжать через туннели, железнодорожные переезды, под мостами и т.д. Причем в случаях, если, например, избежать проезда под электросетями, линиями передач и т.п. не удастся, придется в процессе транспортировки груза привлекать также спецтехнику для их подъема или строить различные объезды.

Точно так же придется разрабатывать специальный проект, график движения, организовывать особый маршрут и принимать повышенные меры безопасности перевозки, если ширина груза превышает 5 метров, а длина - 35 метров.

Когда груз вместе с перевозящим его автомобилем весит больше 44 тонн, то, помимо согласования маршрута, понадобится также оценка технического состояния автомобильных дорог (смогут ли они выдержать предполагаемую нагрузку?) или даже усиление дорожных покрытий.

Во всех этих случаях утверждать маршрут, варианты проезда транспортного средства и меры по обеспечению его передвижения необходимо с теми, в чьем владении находятся те или иные объекты инфраструктуры (например, линии электропередач), а также с ГИБДД. Что значительно облегчает процедуру, так это то, что все шаги по согласованию, разработке проекта и т.д. предпринимает тот уполномоченный орган, который ответственен за выдачу разрешения. Правда, сроки выдачи разрешения, естественно, растягиваются, а за все дополнительные работы по организации маршрута предусмотрена отдельная плата.

Кроме того, понадобится согласование маршрута с владельцем железнодорожной инфраструктуры в тех случаях, когда перевозимый груз выше 4,5 метров, когда длина автомобиля с прицепом больше 22 метров (или автопоезд имеет два и более прицепов) или когда транспортное средство движется со скоростью меньше 8 км/ч.

Всегда ли нужно получать разрешение на перевозку тяжеловесного груза?

Нет, не всегда. Разрешение не требуется, если масса груза с транспортным средством или осевая нагрузка лишь на 2 процента (или менее) превышает допустимые значения. Если же превышение составляет более 2 процентов, но менее 10 , то разрешение выдается в упрощенном порядке.

Кстати, что важно знать: нельзя перевозить крупногабаритные и(или) тяжеловесные делимые грузы! Если груз можно беспрепятственно и без повреждений разобрать, то и транспортироваться он должен именно в таком, разобранном, виде. Есть только единственное исключение: если масса транспортного средства, осевая нагрузка, параметры ширины, длины или высоты превышают предельно допустимые значения менее чем на 2 процента , то транспортному средству, перевозящему такой груз, все-таки можно выезжать на автомобильные дороги. Только прежде все равно необходимо получить специальное разрешение!

Кроме того, при организации перевозки крупногабаритного и(или) тяжеловесного груза нужно учитывать, что в некоторых случаях для этого груза понадобится специальное сопровождение .

Такую необходимость легко объяснить: если, например, транспортное средство с грузом выступает за пределы своей полосы, кто-то ведь должен заранее предупредить встречный поток о возможной опасности. Или приостановить движение на то время, когда поворачивает автопоезд с большим заносом. Или предварительно замерять высоту, на которой расположены линии электропередач и т.п., чтобы определить, сможет ли под ними проехать автомобиль с высоким грузом или нет.

Есть несколько вариантов сопровождения негабаритного и(или) тяжеловесного груза:

  • автомобиль прикрытия;
  • автомобиль сопровождения.

Автомобиль прикрытия, как правило, выделяется грузоотправителем либо перевозчиком или нанимается со стороны. Он необходим на всем протяжении пути в тех случаях, когда:

  • высота транспортного средства с грузом более 4,5 метров;
  • ширина груза выходит за пределы 3,5 метров;
  • длина груза превышает 25 метров.

При этом автомобиль прикрытия может быть не один и следовать он может как перед транспортным средством, так и позади него. Все зависит от того, какой именно груз сопровождается. Если высокий, то, естественно, необходимо его предварять (дабы проводить замеры высоты расположения линий электропередач, мостовых сооружений и т.п.), если длинный, то автомобиль прикрытия обязательно должен быть позади (причем в прямом смысле - прикрывать позади едущие машины от опасного длинномера), если широкий - впереди: предупреждать о возможной угрозе.

В каких случаях необходимо привлекать автомобиль прикрытия и сколько таких автомобилей должно быть, можно узнать из таблицы «Обязательные условия использования автомобилей прикрытия» в Приложении №1 к Правилам обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом.

Кроме того, автомобили прикрытия необходимо особенным образом обозначать :

  • полосами желто-оранжевого оттенка из светоотражающего материала;
  • двумя желтыми или оранжевыми проблесковыми маячками (они монтируются на крыше автомобиля);
  • световым или светоотражающим информационным табло с надписями «Большая длина» и(или) «Большая ширина».

Однако помимо автомобиля прикрытия негабаритному грузу может еще понадобится автомобиль сопровождения. Автомобиль сопровождения - это патрульная машина ГИБДД. Она используется тогда, когда маршрут транспортного средства проходит по оживленному участку дороги с интенсивным движением, когда оно хотя бы частично занимает встречную полосу (ширина габаритов превышает 4 метра), когда длина автопоезда больше 30 метров и в других случаях, требующих вспомогательного регулирования дорожного движения.

Каким еще мерам безопасности должно подчиняться транспортное средство?

Во-первых, оно тоже должно быть специально обозначено :

  • знаком «Крупногабаритный груз» : если груз выступает за габариты транспортного средства более чем на 1 метр по длине и 0,4 метра по краям;
какой груз оно перевозит, а также от погодных условий, сезона, местности, особенностей ландшафта и дорожного покрытия. Однако если груз транспортируется с сопровождением, то его скорость не должна быть выше 50 км/ч, а при движении по искусственным сооружениям или под ними ограничиваться 15 км/ч.

В-третьих, транспортному средству запрещается :

  • уклоняться от установленного маршрута;
  • ехать во время гололеда, снегопада, а также при видимости менее 100 метров;
  • двигаться по обочине дороги;
  • останавливаться вне специально обозначенных стоянок;
  • продолжать перевозку при возникновении технической неисправности, угрожающей безопасности движения, а также при смещении груза или ослаблении его крепления.

Если же появляется необходимость изменить установленный маршрут движения, то все изменения, опять-таки, должны быть согласованы и на них должно быть выдано соответствующее разрешение. Иначе - перевозчику грозит крупный штраф. Кроме того, штрафные санкции применяются в тех случаях, когда дополнительные замеры и взвешивание (а весогабаритный контроль может проводиться по пути следования транспортного средства) показывают, что реальные значения массы, осевой нагрузки и(или) габаритов автомобиля больше тех, что указаны в сопроводительном документе .

Итак, что обязательно нужно учитывать при организации перевозки крупногабаритного и(или) тяжеловесного груза?

Естественно, в первую очередь и прежде всего - габариты и массу груза. Причем измерять вес, длину, ширину и высоту нужно в любом случае, даже если логика вместе с глазомером уверены, что данный груз ну никак к «крупногабаритам» или «тяжеловесам» не относится.

Точное определение параметров груза (что важно - и в упакованном виде тоже!) необходимо для правильного выбора машины и для верного расположения груза в ней.

Тем более что для грузовых транспортных средств массой более 12 тонн предусмотрена плата за проезд по автомобильным дорогам федерального значения (система «Платон») и отсутствие этой платы предусматривает штраф.

Превышение же допустимых габаритов требует получения разрешения, согласования маршрута, а также, возможно, разработки специального проекта перевозки. То, на каких условиях будет выдано это разрешение, зависит от указанных массы и размеров груза. От них же зависит и стоимость перевозки : чем больше превышения допустимых значений, тем выше плата за проезд по дорогам.

И хотя кажется, что можно слукавить и слегка преуменьшить вес и параметры груза (чтобы меньше заплатить или избежать дорогостоящей разработки специального проекта), сэкономить вряд ли удастся: весогабаритный контроль по пути следования транспортного средства обязательно выявит нарушения и заплатить придется еще больше.

Кроме того, не стоит забывать, что данные сложности в организации перевозки крупногабаритного и(или) тяжеловесного груза предусмотрены не зря: такой груз, во-первых, представляет опасность для других участников дорожного движения, а во-вторых, портит дорожное покрытие и несет угрозу для дорожной и пр. инфраструктуры.

Перевозка негабаритных грузов является ответственным мероприятием, поэтому получение разрешения на ее осуществление – достаточно непростая процедура. Компания ООО «НП-Технология» полностью возьмет ее выполнение на себя. Наши сотрудники помогут получить разрешение на перевозку негабаритного груза по России и странам СНГ.

Официально разрешение на негабаритный груз подлежит оформлению в течение 3–8 дней. Однако часто происходит задержка получения необходимых согласований. Сотрудники «НП-Технология» принимают необходимые меры для того, чтобы в срок получить требуемые документы, и стимулируют сотрудников соответствующих органов на выполнение работы в срок.

Этапы получения разрешения

Заполнение заявления. Первоначально от заказчика получается исходная документация. Она состоит из метрических данных и чертежей груза, спецификации на него, а также маршрута следования, в котором указаны точные адреса погрузки и выгрузки. На основании этих данных заполняется заявление на разрешение. Затем оно направляется в соответствующую дорожную службу. Практика показывает, что самостоятельно проделать все указанные процедуры достаточно сложно. Компания «НП-Технология» знакома с нюансами предоставления информации и выполнит эту работу максимально оперативно. Это одна из причин, по которой стоит воспользоваться нашими услугами.

Согласование маршрутов перевозки. Сотрудники всех перечисленных ведомств для обеспечения безопасности доставки крупногабаритных объектов ведут согласование маршрута грузоперевозки с другими различными организациями. В ходе него определяется наличие и высота ЛЭП, местоположение газо- и прочих путепроводов, а также оптимальное время проезда грузового транспорта через железнодорожные пути.

Получение пропуска. В случае успешного согласования маршрута с дорожными службами нужно получить пропуск на транспортировку от органов ГИБДД РФ. Со своей стороны в ГИБДД также оговаривают маршрут перевозки. Если массогабаритные показатели превышают допустимые значения или груз относится к категории особо опасных, возникает необходимость в сопровождении машины доставки автомобилем прикрытия с проблесковыми маячками или патрулем ГИБДД.

Какая информация содержится в разрешении

Перевозки крупногабаритных и тяжеловесных грузов в городском, пригородном и междугородном сообщениях осуществляется в соответствии с Правилами перевозок грузов автомобильным транспортом (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2011 г. № 272), изданными во исполнение Федерального закона от 8 ноября 2007 г. № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» (далее - Устав) и имеют ту же область применения, что и Устав, т.е. регулируют отношения, возникающие при оказании услуг автомобильным транспортом.

В случае перевозок крупногабаритных и тяжеловесных грузов, осуществляемых для удовлетворения собственных нужд юридических и физических лиц на транспортных средствах, которыми они владеют на законных основаниях, договорные отношения не возникают. Поэтому указанные перевозки по-прежнему являются областью применения Инструкции по перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов автомобильным транспортом по дорогам Российской Федерации (утверждена Минтрансом России 27 мая 1996 г.). Приказом Минтранса России от 24 июля 2012 г. № 258 в указанную Инструкцию были внесены изменения.

Этим же приказом утвержден Порядок выдачи специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозку крупногабаритных и тяжеловесных грузов, предусмотренного статьей 31 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. № 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

Правила перевозки негабаритных грузов автотранспортом

Перевозка негабарита допускается только в тех случаях, если выполняется ряд условий (п. 23.3. ПДД ):

  • Груз не ухудшает обзор водителю;
  • Не оказывает негативного влияния на устойчивость транспортного средства;
  • Не закрывает светоотражатели, осветительные устройства, опознавательные знаки, не препятствует восприятию сигналов, подаваемых водителю рукой;
  • Не создает шумов, не поднимает пыль при транспортировке, не вредит дороге и окружающей среде.

Если же одно из этих условий нарушается во время следования, в задачу водителя входит устранить нарушение. Если по какой-либо причине это невозможно, необходимо прекратить движение, в противном случае будет выписан штраф за перевозку крупногабаритного груза.

Таблица штрафов

Статья КоАП РФ

Правонарушение

Перевозка крупногабаритных и тяжеловесных грузов без специального разрешения и специального пропуска в случае, если получение такого пропуска обязательно, а равно с отклонением от указанного в специальном разрешении маршрута движения

штраф: на водителя от 2000 до 2500 руб. или лишение права управления ТС на срок от 4 до 6 мес., на должностных лиц от 15000 до 20000 руб., на юридических лиц от 400000 до 500000 руб. / изъятие у водителя ВУ, с 1 июля 2008 г. – задержание ТС

Перевозка крупногабаритных грузов с превышением габаритов, указанных в специальном разрешении, более чем на 10 сантиметров

штраф: на водителя от 1500 до 2000 руб. или лишение права управления ТС на срок от 2 до 4 мес., на должностных лиц от 10000 до 15000 руб., на юридических лиц от 250000 до 400000 руб. / изъятие у водителя ВУ, с 1 июля 2008 г. – задержание ТС

Перевозка тяжеловесных грузов с превышением разрешенных максимальной массы или нагрузки на ось, указанных в специальном разрешении, более чем на 15 процентов

штраф: на водителя от 1500 до 2000 руб., на должностных лиц от 10000 до 15000 руб., на юридических лиц от 250000 до 400000 руб.

Нарушение правил перевозки крупногабаритных и тяжеловесных грузов, за исключением случаев, предусмотренных частями 1 – 3 настоящей статьи

штраф: на водителя от 1000 до 1500 руб., на должностных лиц от 5000 до 10000 руб., на юридических лиц от 150000 до 250000 руб.

Также существуют специальные опознавательные знаки, которые в обязательном порядке должны быть установлены на груз в случаях (п. 23.4. ПДД):
" Если груз превосходит габариты транспортного средства и выступает сзади или спереди более чем на 1 метр, либо с боку более чем на 40 сантиметров, он должен быть помечен знаком "Крупногабаритный груз".
" Если транспортировка происходит в темное время суток или в условиях недостаточной освещенности, то помимо вышеописанных правил необходимо также соблюдать следующее: прикрепить на груз впереди световозвращатель белого цвета или фонарь; сзади световозвращатель красного цвета. При несоблюдении этих правил нарушается безопасность движения и может последовать штраф за негабарит .

Существуют специально разработанные правила движения, которые вступают в силу в тех случаях, если транспортное средство с грузом или без, превышает по ширине 2,55 метров, 4 метра по высоте, 20 метров по длине.
На транспортное средство должны быть установлены опознавательные

знаки "Негабаритный груз" и проблесковые маячки (цвета желтый и оранжевый).

Следующие особенности движения касаются ограничений в скоростном режиме. Так, скорость движения по дорогам не должна превышать 60 километров в час и 15 км/ч при движении по мостам. Кроме того, водителю запрещается отклоняться от заранее намеченного маршрута, который согласовывается со специальными органами.

ПРАВИЛА ПЕРЕВОЗКИ ГРУЗОВ

Перевозка крупногабаритных и тяжеловесных грузов

Перевозка крупногабаритных и тяжеловесных грузов по автомо­бильным дорогам осуществляется в разрешительном порядке, исходя из несущей способности дорог и сооружений. При этом грузы, допускаемые к перевозке, в зависимости от их массы и размеров, подразделяются на две категории. Под грузом в данном случае подразумевается само транспортное средство (загруженное или нет) с допустимыми:

  • осевой нагрузкой на каждую ось;
  • габаритом по высоте, ширине или длине.

Соответственно, под тяжеловесным грузом понимается транспорт­ное средство, масса которого (с грузом или без груза) или осевая масса превышают хотя бы один из установленных параметров, а под круп­ногабаритным грузом - транспортное средство, габариты которого (с грузом или без груза) по высоте, ширине или длине превышают хотя бы одно из установленных значений.

Основным нормативным документом, регулирующим перевозку круп­ногабаритных и тяжеловесных грузов, является Инструкция Минтранса России и МВД России по перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов автомобильным транспортом по дорогам Российской Федерации от 27.05.1996 (с изм. на 12.11.2012). Кроме того, крупногабаритные и тяжело­весные грузы должны перевозиться с учетом требований Правил дорожного движения Российской Федерации, правил перевозки грузов и дополнитель­ных требований, указанных в разрешении на перевозку груза.

Перевозка по дорогам крупногабаритных и тяжеловесных грузов может осуществляться только на основании специальных разрешений, выдаваемых в установленном > "порядке.

Заявления для получения разрешений на перевозку крупногабарит­ных или тяжеловесных грузов, в зависимости от вида предполагаемых перевозок (международные, межрегиональные или местные), категории крупногабаритных и тяжеловесных грузов и места нахождения транс­портного средства перевозчика, подаются в соответствующие дорожные органы, с территории, обслуживания которых начинается маршрут движе­ния транспортного средства.

Заявления для получения разрешений на международные перевозки крупногабаритных и тяжеловесных грузов всех категорий подаются в Министерство транспорта РФ или его подразделение (уполномоченный орган).

Заявления для получения разрешений на осуществление межре­гиональных и местных перевозок по маршруту, проходящему целиком или частично по федеральным дорогам, для крупногабаритных и тя­желовесных грузов всех категорий подаются ближайшему к пункту, с которого начинается маршрут перевозки, органу управления федеральной автомобильной дорогой.

Заявления для получения разрешений на осуществление межре­гиональных и местных перевозок крупногабаритных и тяжеловесных грузов всех категорий по маршруту, проходящему целиком по дорогам объектов Российской Федерации, подаются территориальным органам управления автомобильными дорогами по месту нахождения транспорт­ного средства перевозчика.

Заявление для получения разрешения на перевожу крупногаба­ритного или тяжеловесного груза подается в орган, уполномоченный выдавать соответствующие разрешения.

Сведения, приведенные в заявлении, заверяются подписью руко­водителя или заместителя руководителя и печатью организации или подписью физического лица, осуществляющих перевозку.

Заявление на перевозку груза подается по форме, установленной Инструкцией по перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов автомобильным транспортом. Оно должно содержать все необходимые организациям, согласовывающим перевозку, сведения о характере и категории груза, параметрах массы и габаритах транспортного средс­тва, предполагаемых сроках перевозки, маршруте движения и другую информацию.

В зависимости от категории перевозимых грузов, вида и характера перевозок владельцы или пользователи транспортных средств, перево­зящих крупногабаритные и тяжеловесные грузы, могут получать разовые разрешения или разрешения на определенный (конкретный) срок.

Разовые разрешения выдаются на одну перевозку груза по определен­ному (конкретному) маршруту в указанные в разрешении сроки.

Разрешения на определенный срок выдаются только для перевозки грузов первой категории на срок от 1 до 3 месяцев или на определенное количество данного вида перевозок в течение указанного в заявлении времени, но не более чем на 3 месяца.

Вместе с заявлением на получение разрешения для перевозки круп­ногабаритных и тяжеловесных грузов второй категории представляется схема автопоезда с изображением на ней всех участвующих в перевозке транспортных средств, количества осей и колес на них, взаимного распо­ложения колес и осей, распределения нагрузки по осям и на отдельные колеса с учетом возможного неравномерного распределения нагрузки по длине оси.

Согласование всех перевозок крупногабаритных и тяжеловесных грузов по всему маршруту движения с органами управления автомо­бильными дорогами, балансодержателями искусственных сооружений и коммуникаций, отделениями железных дорог (мосты, путепроводы, железнодорожные переезды, линии метро, подземные трубопроводы и кабели, воздушные линии электроснабжения и связи и т.п.), служба­ми, уполномоченными органами субъекта Российской Федерации или органами местного самоуправления управлять улично-дорожной сетью городов и других населенных пунктов, осуществляет орган управления дорогами, выдающий разрешение.

После получения разрешения перевозчик согласовывает эту перевозку с ГИБДД Министерства внутренних дел РФ. ГУВД. УВД субъектов Российской Федерации, на территории, обслуживания ко­торых начинается маршрут перевозки (Приложение 3 к настоящему параграфу). При согласовании определяются специальные требования к порядку перевозки груза, исходя из условий обеспечения безопас­ности дорожного движения, и выдается специальный пропуск, пре­доставляющий право на движение транспортного средства. Пропуск помещается в правом нижнем углу лобового стекла транспортного средства.

Перевозка крупногабаритных и тяжеловесных грузов второй кате­гории по населенным пунктам осуществляется в период наименьшей интенсивности движения, а вне населенных пунктов - в светлое время суток. В темное время суток по дорогам вне населенных пунктов, а также при интенсивном движении в светлое время суток перевозка допускается только при условии сопровождения груза.

При согласовании разрешения на перевозку груза ГИБДД определяет необходимость и вид сопровождения.

Сопровождение может осуществляться:

  • автомобилем прикрытия и (или) тягачом;
  • патрульным автомобилем Госавтоинспекции.

Сопровождение автомобилем прикрытия обязательно во всех слу­чаях, когда:

  • ширина транспортного средства с грузом превышает 3,5 м;
  • длина автопоезда более 24 м;
  • в других случаях, когда в разрешении в графе «Особые условия движения» записано, что движение через какое-либо искусственное сооружение разрешается в одиночном порядке, либо указаны другие условия, требующие оперативного изменения организации движения на маршруте перевозки груза.

Автомобиль (автомобили) прикрытия, а также тягачи (в зависимости от перевозимого груза и дорожных условий) выделяются перевозчиком груза или грузоотправителем.

Участие в сопровождении патрульного автомобиля Госавтоинспекции необходимо, если:

  • ширина транспортного средства превышает 4,0 м;
  • длина автопоезда превышает 30,0 м;
  • транспортное средство при движении вынуждено хотя бы час­тично занимать полосу встречного движения;
  • в процессе перевозки предполагается необходимость оперативного Изменения организации движения с целью обеспечения безопасности проезда;
  • груз относится ко второй категории.

В иных случаях необходимость сопровождения определяется ГИБДД исходя из дорожных условий, интенсивности движения и состава транспортного потока.

В качестве автомобиля прикрытия используется автомобиль с про­блесковым маячком оранжевого или желтого цвета.

Автомобиль прикрытия должен двигаться впереди на расстоянии 10-20 м уступом с левой стороны по отношению к сопровождаемому транспортному средству, перевозящему крупногабаритный и тяжеловесный груз, т.е. таким образом, чтобы его габарит по ширине выступал за габарит сопровождаемого транспортного средства. При проезде по мостовым соору­жениям движение автомобиля прикрытия (дистанция, положение на мосту и т.п.) осуществляется в соответствии с согласованной схемой.

Скорость движения во время перевозки крупногабаритных и тяже­ловесных грузов устанавливается ГИБДД, с учетом требований других организаций, согласовавших перевозку.

Скорость движения не должна превышать по дорогам 60 км/ч, а по мостовым сооружениям - 15 км/ч. При этом разрешенный режим движения может иметь переменный характер на различных участках маршрута.

Во время перевозки крупногабаритного и тяжеловесного груза запрещается:

  • отклоняться от установленного маршрута;
  • превышать указанную в разрешении скорость движения;
  • осуществлять движение во время гололеда, а также при метео­рологической видимости менее 100 м;
  • двигаться по обочине дороги, если такой порядок не определен условиями перевозки:
  • останавливаться вне специально обозначенных стоянок, распо­ложенных за пределами дороги;
  • продолжать перевозку при возникновении технической неисправ­ности транспортного средства, угрожающей безопасности движения;
  • выезжать в рейс без разрешения, с просроченным или с не­правильно оформленным разрешением на перевозку, при отсутствии подписей, указанных в нем должностных лиц;
  • вносить в разрешение на перевозку крупногабаритного или тя­желовесного груза дополнительные записи.

Если во время движения возникнут обстоятельства, требующие изменения маршрута, перевозчик должен получить разрешение на дви­жение по новому маршруту в установленном порядке.

Техническое состояние транспортных средств, с использованием которых осуществляются перевозки, должно отвечать требованиям Правил дорожного движения, Основных положений по допуску транс­портных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, Правил технической эксплуатации подвижного состава автомобильного транспорта, инс­трукций заводов-изготовителей, а также Инструкции по перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов.

Для перевозки крупногабаритных и тяжеловесных грузов запреща­ется использовать в качестве тягачей колесные трактора на федеральных дорогах, и гусеничные - на всех автомобильных дорогах с усовершенс­твованным покрытием.

Не допускается транспортировка тяжеловесных грузов транспор­тным средством (тягачом), когда масса буксируемого прицепа (полу­прицепа) с грузом превышает технические нормативы, установленные заводом-изготовителем.

Тормозная система автопоезда должна работать от педали тормоза автомобиля-тягача и обеспечивать такое распределение тормозных усилий между его звеньями, чтобы при торможении исключалась воз­можность «складывания» автопоезда.

Автомобили-тягачи, предназначенные для работы с прицепами, должны быть оборудованы устройством, позволяющим в случае разрыва соединительных магистралей между тягачом и его прицепом (полуприце­пом) затормозить автомобиль рабочим или аварийным тормозом.

Прицепы (полуприцепы) должны быть оборудованы стояночным тормозом, обеспечивающим удержание отсоединенного от автомобиля груженого прицепа (полуприцепа) на уклоне не менее 16% рабочим тормозом, действующим на все колеса, и устройством, обеспечивающим автоматическую остановку в случае разрыва соединительных магистралей с автомобилем-тягачом.

При перевозке тяжеловесных грузов необходимо иметь не менее двух противооткатных упоров для каждого звена автопоезда в целях дополни­тельной фиксации колес в случае вынужденной остановки на уклоне.

Кабина транспортного средства должна быть оборудована не менее чем двумя наружными зеркалами заднего вида с обеих сторон, которые должны обеспечивать водителю достаточный обзор, как при прямо­линейном, так и при криволинейном движении с учетом габаритов транспортного средства и перевозимого груза.

На транспортных средствах, перевозящих крупногабаритный и тяжеловесный груз, должны быть установлены опознавательные знаки «Автопоезд», «Крупногабаритный груз» и «Длинномерное транспорт­ное средство» в соответствии с Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностям должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения и Правилами Дорожного движения.

Транспортные средства, перевозящие крупногабаритные и тяже­ловесные грузы, должны быть оборудованы специальными световыми сигналами (проблесковыми маячками) оранжевого или желтого цвета.

При высоте транспортного средства более 4,0 м грузоперевозчик обязан проводить контрольный промер высоты под путепроводами и другими искусственными сооружениями и коммуникациями на мар­шруте перевозки.

Контроль за соблюдением правил перевозок крупногабаритных и тяжеловесных грузов, допустимых весовых параметров и габаритов транспортных средств осуществляют органы управления дорогами, органы Федеральной службы по надзору в сфере транспорта и ГИБДД.

Перевозчики крупногабаритных и тяжеловесных грузов обязаны:

  • соблюдать требования, изложенные в Инструкции по перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов автомобильным транспортом по дорогам Российской Федерации;
  • предоставлять по требованию инспектора ГИБДД транспортные средства для проведения весового контроля;
  • предъявлять по требованию контролирующих органов разрешения на перевозку крупногабаритных и тяжеловесных грузов, лицензии иные предусмотренные документы;
  • строго руководствоваться дополнительными требованиями и маршрутом движения, указанными в разрешении;
  • не допускать повреждения дорожных и других инженерных сооружений по пути следования;
  • выполнять требования органов, осуществляющих контроль за перевозкой по дорогам крупногабаритных и тяжеловесных грузов, в пределах полномочий этих органов.

Водители и должностные лица, владельцы или пользователи транс­портных средств несут ответственность, в соответствии с действующим законодательством, за нарушение правил перевозки крупногабаритных и тяжеловесных грузов и установленных заводами-изготовителями правил эксплуатации транспортных средств.

В случае задержания транспортных средств, перевозящих круп­ногабаритные и тяжеловесные грузы, за нарушение установленных требований оплата за пребывание транспортного средства на платной автостоянке осуществляется перевозчиком.

Если же нарушение установленного порядка перевозки крупно­габаритного или тяжеловесного груза привело к повреждению дорог, дорожных сооружений и коммуникаций по пути следования груза, владельцы или пользователи транспортных средств обязаны по требова­нию органов управления дорогами или владельцев (балансодержателей) сооружений и коммуникаций возместить им убытки в установленном законодательством порядке.

Водители, владельцы или пользователи транспортных средств вправе обжаловать незаконные действия должностных лиц, осуществляющих контроль за перевозкой крупногабаритных и тяжеловесных грузов, в установленном порядке.

Параметры автотранспортных средств категории 1 и 2

I. Параметры автотранспортного средства, при превышении которых оно относится к категории 1

1. Классификация автотранспортных средств (АТС), в зависимости
от осевых масс, подразделяется на две группы:

Группа А - АТС с осевыми массами наиболее нагруженной оси свыше 6 т до Ют включительно, предназначенные для эксплуатации на дорогах I - III категории, а также на дорогах IV категории, покрытие которых построены или усилены под осевую массу 10 т.

Группа Б - АТС с осевыми массами наиболее нагруженной оси до 6 т включительно, предназначенные для эксплуатации на всех дорогах.

2. Осевые и полные массы АТС

2.1. Осевая масса двухосных АТС и двухосных тележек не должна превышать значений, приведенных в таблице 1.

Таблица I

Примечания.

1) «*» - для контейнеров - 9,0.

2) Допускается увеличение осевой массы при расстоянии между осями двухосной тележки у автотранспортных средств группы А свыше 1,35 до 1,65 м включительно до 9,0 т, если осевая масса, приходящаяся на смежную ось, не превышает 6,0 т.

3) Для автотранспортных средств групп А и Б, спроектированных до 1995 г., с расстоянием между осями не более 1,32 м допускаются осевые массы соот­ветственно 8,0 т и 5,5 т.

2.2 Осевая масса трехосных тележек автотранспортных средств

не должна превышать значений, приведенных в таблице 2.

Таблица 2

Расстояние между осями, м

Осевая масса на каждую ось не более, т

АТС группы А

АТС группы Б

Свыше 3,20 до 5,00 включительно

Свыше 2,60 до 3,20 включительно

Свыше 2,00 до 2,60 включительно

До 2.00

Примечание. Данные, приведенные в табл. 2, распространяются на трехосные тележки, у которых смежные оси находятся на расстоянии не менее чем 0,4м. расстояния между крайними осями.

2.3 Полная масса АТС не должна превышать значений, приведен­ных в таблице 3.

Таблица 3

Полная масса, т

Расстояние между крайними осями АТС группы А не менее, м

Одиночные автомобили

Двухосные

Трехосные

Четырехосные

Седельные автопоезда (тягач с полуприцепом)

Трехосные

Четырехосные

Пятиосные и более

Прицепные автопоезда

Трехосные

Четырехосные

Пятиосные и более

Примечания.

2) Предельные значения полной массы автотранспортных средств допустимы при равномерном их распределении по осям с отклонением в осевых нагрузках не более 35,8, а для передней оси не более 40,8.

2.4 При движении по мостовым сооружениям полная масса авто­транспортных средств не должны превышать значений, приведенных в таблице 4.

таблица 4

Примечания.

1) Для одиночных автомобилей (тягачей) не допускается превышение полной массы более 30 т.

2) Предельные значения полной массы автотранспортных средств допустимы при равномерном их распределении по осям с отклонением в осевых нагрузках не более 35,8 т, а для передней оси не более 40,8.

3. Габариты АТС

3.1. Габарит АТС по длине не должен превышать:

Одиночных автомобилей и прицепов 12,0 м; и

Автопоездов в составе «автомобиль-прицеп» «автомобиль-полуприцеп» - 20,0 м; ф,

3.2. Габарит АТС по ширине не должен превышать 2,5 м, для рефрижераторов и изотермических кузовов допускается 2,6 м.

За пределы разрешенного габарита по ширине могут выступа

Приспособления противоскольжения, надетые на колеса;

Зеркала заднего вида, элементы крепления тента, сконструированные таким образом, что они могут отклоняться, входя при этом в габарит;

Шины вблизи контакта с дорогой, эластичные крылья, брызговики колес и другие детали, выполненные из эластичного материала, при условии, что указанные элементы конструкции или оснастки выступают за габариты не более 0,05 м с любой стороны.

3.3. Габарит АТС по высоте не должен превышать 4,0 м.

К крупногабаритным относятся также АТС, имеющие в своем составе два и более прицепа (полуприцепа), независимо от ширины и общей длины автопоезда.

II. Параметры автотранспортного средства,

при которых оно относится к категории 2

1. При движении автотранспортных средств по мостовым соору­жениям с массами и нагрузками на ось, указанными в таблице 5, они

Таблица 5

Параметры АТС

Общая масса, т

АК-11, Н-30, НК-80

АК-8, Н-13, НГ-60

более 9,5* более 12,0*

* Значение осевой нагрузки относится к случаям движения по деревянным мостам.

Заказать разрешение

Маршруты - всего 38 городов

Екатеринбург, Уфа, Самара, Волгоград, Краснодар, Пермь, Оренбург, Киров, Вологда, Тихвин, Колпино, Рязань, Коломна, Москва, Тверь, Тюмень, Омск, Новосибирск, Кемерово, Красноярск, Иркутск, Улан-Удэ, Чита, Благовещенск, Тобольск, Нефтеюганск, Сургут, Нижневартовск, Когалым, Ноябрьск, Губкинский, Новый Уренгой, Надым, Нижний Тагил, Ивдель, Нягань, Ханты-Мансиийск.

В пакет включены 28 разрешений:

  • Екатеринбург - Пермь - Киров – Котельнич – Тотьма – г.Вологда – Тихвин – Ленинградская область г.Колпино (2 400 км)
  • Екатеринбург - Пермь – Уфа – Казань – Чебоксары – Нижний Новгород – Владимимр – Москва – Тверь – Ленинградская область г.Колпино (2 700 км)
  • Екатеринбург – Серов – Ивдель – Карпинск – Советский - Ханты-Мансийск (1 127 км)
  • Екатеринбург – Тюмень – Нефтеюганск – Сургут – Губкинский – Новый Уренгой (1950 км)
  • Екатеринбург – Тюмень – Омск – Новосибирск- Ачинск – Красноярск – Иркутск – Улан Удэ – Чита – Благовещенск (6 170 км)
  • Екатеринбург – Сим – Стерлитамак – Ишимбай – Оренбург (850 км)
  • Екатеринбург – Уфа – Октябрьский - Тольятти – Сызрань – Саратов – Волгоград – Ростов-на-Дону – Новороссийск (2800 км)

Ну негабарит, и что?

Дело в том, что негабарит можно возить только при наличии специального разрешения. В случае, если на посту ДПС или весового контроля вы попадетесь с негабаритом без разрешения, то вам грозят санкции согласно статье 12.21.1 КОАП РФ . И с каждым годом ситуация на дорогах становится все жестче. Становится гораздо выгоднее спланировать перевозку заранее, объяснить грузовладельцу важность получения разрешения, отложить погрузку до получения разрешения и ехать спокойно.

Законодательство РФ о негабаритных превозках

Штрафы за перевозку негабаритных и тяжеловесных грузов, Кодекс РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ) от 30.12.2001 N 195-ФЗ.


Статья 12.21.1. Нарушение правил перевозки крупногабаритных и тяжеловесных грузов (введена Федеральным законом от 24.07.2007 N 210-ФЗ)

1. Перевозка крупногабаритных и тяжеловесных грузов без специального разрешения и специального пропуска в случае, если получение такого пропуска обязательно, а равно с отклонением от указанного в специальном разрешении маршрута движения - (в ред. Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции) влечет наложение административного штрафа на водителя в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от четырех до шести месяцев; на должностных лиц, ответственных за перевозку, - от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.


2. Перевозка крупногабаритных грузов с превышением габаритов, указанных в специальном разрешении, более чем на 10 сантиметров - влечет наложение административного штрафа на водителя в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от двух до четырех месяцев; на должностных лиц, ответственных за перевозку, - от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот пятидесяти тысяч до четырехсот тысяч рублей.


3. Перевозка тяжеловесных грузов с превышением разрешенных максимальной массы или нагрузки на ось, указанных в специальном разрешении, более чем на 5 процентов - (в ред. Федерального закона от 06.11.2011 N 296-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции) влечет наложение административного штрафа на водителя в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц, ответственных за перевозку, - от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот пятидесяти тысяч до четырехсот тысяч рублей.


3.1. Предоставление грузоотправителем недостоверных сведений о массе и габаритах груза, если это повлекло нарушение правил перевозки крупногабаритных и тяжеловесных грузов, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере пяти тысяч рублей; на индивидуальных предпринимателей - от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот пятидесяти тысяч до четырехсот тысяч рублей. (часть 3.1 введена Федеральным законом от 06.11.2011 N 296-ФЗ)


4. Нарушение правил перевозки крупногабаритных и тяжеловесных грузов, за исключением случаев, предусмотренных частями 1 - 3 настоящей статьи, - влечет наложение административного штрафа на водителя в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц, ответственных за перевозку, - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей.


5. Несоблюдение требований, предписанных дорожными знаками, запрещающими движение транспортных средств, в том числе составов транспортных средств, общая фактическая масса которых либо нагрузка на ось которых превышает указанные на дорожном знаке, если движение таких транспортных средств осуществляется без специального разрешения, - влечет наложение административного штрафа на водителя в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей. (часть 5 введена Федеральным законом от 06.11.2011 N 296-ФЗ)

Набор документов для оформления спецразрешения

Для того, чтобы вам оформить документы правильно и в полной мере, нам необходимо обладать следующей информацией о вашей перевозке:

  • В пакете «Вся Россия» мы готовим разрешения по маршрутам Пермь-Ханты-Мансийск, Пермь-Надым, Пермь-Благовещенск, Пермь-Санкт-Петербург (через Киров и Вологду), Пермь-Санкт-Петербург (через Самару и Москву), Пермь-Новороссийск, Пермь-Оренбург.
  • Если вам необходимы другие города, то нужно предоставить полный и точный маршрут перевозки, с адресами погрузки и разгрузки (город, улица, дом);
  • колесная формула сцепки (грузовика) и межосевые расстояния;
  • погрузочная высота платформы полуприцепа.
  • копии документов на тягач и полуприцеп (свидетельства о регистрации с обеих сторон или ПТС с обеих сторон)
  • договор(ы) аренды на ту технику, которая не в собственности заявителя;
  • карточка вашего предприятия (ООО, ИП, ЗАО) с указанием банковских реквизитов.

Максимально возможное количество поездок

Мы оформляем разрешение на максимальное количество - 10 поездок, согласно п. 4 Порядка выдачи спецразрешений (приказ 258 Минтранса).

Максимальный срок разрешения

Межрегиональное разрешение можно оформить общим сроком ДО трех месяцев. Управдоры очень буквальны с этим «до». Разрешение оформляется, например, с 1 января по 31 марта (а не по 1 апреля); с 14 июня по 13 сентября (а не по 14 сентября).

Количество пунктов в маршруте

Обычно в межрегиональном разрешении указывают два пункта маршрута: пункт отправления и пункт назначения. Но лояльные сотрудники Управдоров позволяют вносить нашей компании свои предложения по прокладыванию маршрута перевозки и составлять маршрут с «заездом». Поэтому все промежуточные города мы указываем для наших клиентов в разрешении.


Приказ №7: безопасность негабаритных перевозок

Вступивший в силу 1 июля 2014 года, приказ Минтранса №7 от 15.01.2014 г. регламентирует некоторые нормы, призванные обеспечить безопасность перевозки негабаритных грузов. В нем идет речь:

  • про делимые грузы;
  • про организацию сопровождения негабарита: с каких параметров требуется сопровод и как он должен быть оборудован;
  • условия, при которых требуется проект организации дорожного движения и требования к оформлению такого проекта.

Постановление №934 + №12: возмещение вреда

До конца 2014 года перевозчик оплачивает ущерб, причиняемый дорогам тяжеловесными грузами, на основании постановления Правительства №934 от 16 ноября 2009 г. А с 1 января 2015 года вступит в силу постановление Правительства №12 от 9 января 2014 г. , которое многократно увеличивает размер ущерба, взимаемый за перевозку тяжеловесов.

В правилах возмещения вреда дается общая формула расчета ущерба, а также таблицы ставок за ущерб по общей массе и по осевым нагрузкам, для каждого федерального округа РФ.


Постановление №125: порядок весогабаритного контроля

В этом документе рассказывается, кто может вводить ограничения на дорогах, когда и на какой период; а также, на кого эти ограничения не распространяются.


КОАП РФ: штрафы за нарушение правил перевозки негабарита

«Нарушение правил перевозки крупногабаритных и тяжеловесных грузов» регламентирует форму и степень ответственности за нарушение правил перевозки негабарита.

В ней описаны размеры штрафов за несоблюдение правил и с кого они взимаются.


Федеральный закон о международных перевозках негабарита

Международные перевозки негабарита регулируются Федеральным законом №127-ФЗ . В нем говорится, что:

  • при пересечении границы без спецразрешения машина будет задержана;
  • нельзя осуществлять межрегиональные перевозки иностранным транспортным средством.

Приказ №258: порядок выдачи разрешений

Основной документ, который регламентирует процедуру оформления спецразрешения на негабаритные грузы - это Порядок выдачи специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, или как его коротко называют в народе, «Приказ 258″. Он регламентирует:

  • как должно выглядеть спецразрешение,
  • какая информация должна в нем содержаться;
  • процедуру подачи заявления на спецразрешение - куда подавать, какую информацию указывать и какие приложения делать к заявлению;
  • условия приемки заявлений и отказов по ним;
  • порядок рассмотрения и согласования заявления;
  • особенности согласования очень тяжелых грузов;
  • сроки оформления разрешения;
  • порядок выдачи или отказа в выдаче готового разрешения.

Приказ №107: регламент для госорганов по оформлению разрешений

Приказ 258 определяет порядок оформления разрешений «со стороны перевозчика». Но есть документ и для «другой стороны окна» - административный регламент предоставления государственной услуги по оформлению разрешений, утвержденный приказом Минтранса №107 от 15 января 2013 г. Он предписывает порядок действий госоргана, оформляющего разрешения. В нем указаны:

  • исчерпывающий список документов, требуемых от перевозчика;
  • перечень оснований для отказа в предоставлени услуги;
  • размер госпошлины;
  • сроки регистрации и оформления;
  • требования к помещениям, в которых предоставляется услуга;
  • порядки подачи и рассмотрения жалоб, касающихся услуги;