Полимерно битумно вяжущие марки пбв. Полимерно-битумные вяжущие: особенности структуры и свойств

ГОСТ Р 52056-2003

Группа Б43

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ВЯЖУЩИЕ ПОЛИМЕРНО-БИТУМНЫЕ ДОРОЖНЫЕ НА ОСНОВЕ БЛОКСОПОЛИМЕРОВ ТИПА СТИРОЛ-БУТАДИЕН-СТИРОЛ

Технические условия

Polymer-bitumen binders for roads on the basis of block copolymers of styrene-butadiene-styrene type. Specifications


ОКС 93.080.20
ОКП 02 5612

Дата введения 2004-01-01

Предисловие

1 РАЗРАБОТАН Федеральным Государственным унитарным предприятием "Государственный дорожный научно-исследовательский институт" (ФГУП "Союздорнии")

ВНЕСЕН Научно-техническим управлением Госстандарта России, Государственной службой дорожного хозяйства Министерства транспорта Российской Федерации, ТК 418 "Дорожное хозяйство"

2 ПРИНЯТ И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Госстандарта России от 23 мая 2003 г. N 157-ст

3 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

4 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Декабрь 2007 г.

1 Область применения

1 Область применения

Настоящий стандарт распространяется на дорожные полимерно-битумные вяжущие материалы на основе вязких дорожных нефтяных битумов и блоксополимеров типа стирол-бутадиен-стирол (СБС), предназначенные для применения при строительстве, реконструкции и ремонте дорог, мостов и аэродромов.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ 12.0.004-90 Система стандартов безопасности труда. Организация обучения безопасности труда. Общие положения

ГОСТ 12.1.004-91 Система стандартов безопасности труда. Пожарная безопасность. Общие требования

ГОСТ 12.1.007-76 Система стандартов безопасности труда. Вредные вещества. Классификация и общие требования безопасности

ГОСТ 12.1.044-89 (ИСО 4589-84) Система стандартов безопасности труда. Пожаровзрывоопасность веществ и материалов. Номенклатура показателей и методы их определения

ГОСТ 12.3.002-75 Система стандартов безопасности труда. Процессы производственные. Общие требования безопасности

ГОСТ 12.4.011-89 Система стандартов безопасности труда. Средства защиты работающих. Общие требования и классификация

ГОСТ 12.4.021-75 Система стандартов безопасности труда. Системы вентиляционные. Общие требования

ГОСТ 17.2.3.02-78 Охрана природы. Атмосфера. Правила установления допустимых выбросов вредных веществ промышленными предприятиями

ГОСТ 427-75 Линейки измерительные металлические. Технические условия

ГОСТ 1510-84 Нефть и нефтепродукты. Маркировка, упаковка, транспортирование и хранение

ГОСТ 2517-85 Нефть и нефтепродукты. Методы отбора проб

ГОСТ 4333-87 Нефтепродукты. Методы определения температур вспышки и воспламенения в открытом тигле

ГОСТ 11501-78 Битумы нефтяные. Метод определения глубины проникания иглы

ГОСТ 11505-75 Битумы нефтяные. Метод определения растяжимости

ГОСТ 11506-73 Битумы нефтяные. Метод определения температуры размягчения по кольцу и шару

ГОСТ 11507-78 Битумы нефтяные. Метод определения температуры хрупкости по Фраасу

ГОСТ 11508-74 Битумы нефтяные. Метод определения сцепления битума с мрамором и песком

ГОСТ 18180-72 Битумы нефтяные. Метод определения изменения массы после прогрева

ГОСТ 28498-90 Термометры жидкостные стеклянные. Общие технические требования. Методы испытаний

3 Технические требования

3.1 Полимерно-битумные вяжущие (ПБВ) готовят на основе вязких дорожных битумов введением полимеров - блоксополимеров типа СБС, пластификаторов и ПАВ в соответствии с требованиями настоящего стандарта по технологическому регламенту, утвержденному в установленном порядке.

3.2 Характеристика ПБВ

3.2.1 В зависимости от глубины проникания иглы при 25 °С ПБВ подразделяют на следующие марки: ПБВ 300, ПБВ 200, ПБВ 130, ПБВ 90, ПБВ 60 и ПБВ 40.

При отгрузке продукции указывают марку ПБВ и обозначение настоящего стандарта, например ПБВ 90 по ГОСТ Р 52056.

3.3 По физико-механическим показателям ПБВ должны соответствовать требованиям и нормам, указанным в таблице 1. Перед испытанием ПБВ определяют его однородность (см. 6.1). Если ПБВ однородно, проводят его дальнейшие испытания.


Таблица 1

Наименование показателя

Норма для вяжущего марки

Метод испытания

1 Глубина проникания иглы, 0,1 мм, не менее, при температуре:

2 Растяжимость, см, не менее, при температуре:

3 Температура размягчения по кольцу и шару, °С, не ниже

4 Температура хрупкости по Фраасу, °С, не выше

7 Температура вспышки, °С, не ниже

8 Сцепление с мрамором или песком

Выдерживает по контрольному образцу N 2

По ГОСТ 11508 , метод А

9 Однородность

Однородно

По 6.1 настоящего стандарта

4 Требования безопасности

4.1 При применении ПБВ используют средства защиты работающих по ГОСТ 12.4.011 .

4.2 При работе с ПБВ должны соблюдаться общие требования безопасности по ГОСТ 12.3.002 и требования пожарной безопасности по ГОСТ 12.1.004 и ГОСТ 12.0.004 .

4.3 ПБВ являются горючими веществами по ГОСТ 12.1.044 с температурой вспышки выше 220 °С.

4.4 ПБВ являются малоопасными веществами и по степени воздействия на организм человека относятся к 4-му классу опасности по ГОСТ 12.1.007 .

4.5 Предельно допустимая концентрация ПБВ в воздухе рабочей зоны 300 мг/м; блоксополимера бутадиена и стирола типа СБС, а именно полимера этенил бензола с бутадиеном 1,3 составляет 10 мг/м (4-й класс опасности).

4.6 Помещение, в котором производят работы с ПБВ, должно быть оборудовано приточно-вытяжной вентиляцией в соответствии с требованиями ГОСТ 12.4.021 .

4.7 При загорании небольших количеств ПБВ их следует тушить песком, кошмой или пенным огнетушителем. Развившиеся пожары следует тушить пенной струей.

4.8 При работе с ПБВ необходимо соблюдать требования ГОСТ 17.2.3.02 по охране природы и атмосферы. Эффективными мерами защиты природной среды является герметизация оборудования, предотвращение розлива ПБВ.

5 Правила приемки

5.1 ПБВ принимают партиями. Партией считают любое количество ПБВ, однородное по составу и по показателям качества, сопровождаемое одним документом о качестве.

5.2 Объем выборки ПБВ определяют по ГОСТ 2517 .

5.3 Качество ПБВ необходимо проверять при получении потребителем каждой новой партии в соответствии с 3.3 после определения его однородности по 6.1.

5.4 Из каждой партии ПБВ отбирают две пробы. При получении неудовлетворительных результатов испытаний первой пробы хотя бы по одному показателю проводят испытания второй пробы. Результаты испытаний распространяют на всю партию. При получении неудовлетворительных результатов партию бракуют.

5.5 При проведении входного контроля потребитель определяет показатели свойств ПБВ, приведенные в таблице 1.

5.6 Каждая партия ПБВ должна сопровождаться документом о качестве.

5.7 При приемке каждой партии ПБВ отбирают по ГОСТ 2517 и оформляют арбитражную пробу, которую следует хранить у изготовителя и потребителя в течение одного года.

6 Методы испытаний

6.1 Метод определения однородности ПБВ

6.1.1 Сущность метода

Сущность метода заключается в определении однородности ПБВ визуально с помощью стеклянной палочки.

6.1.2 Аппаратура и реактивы

Стакан фарфоровый вместимостью не менее 600 см.

Палочка стеклянная.

ГОСТ 28498 диапазоном измерения 0-250 °С и ценой деления 1 °С.

Плитка электрическая с закрытой спиралью.

6.1.3 Подготовка к испытанию

Пробу ПБВ массой 0,5 кг отбирают в фарфоровый стакан. Если проба ПБВ хранилась при температуре ниже температуры размягчения ПБВ, то перед испытанием ее следует разогреть до температуры, превышающей на 10 °С температуру приготовления ПБВ, и перемешать в течение 5-6 мин.

6.1.4 Проведение испытания

Стеклянную палочку погружают в подготовленную пробу ПБВ на 3-4 с, затем извлекают и визуально оценивают характер стекания вяжущего с палочки и состояние пленки вяжущего на ее поверхности.

ПБВ должно стекать с палочки равномерно и на ее поверхности не должно быть сгустков, комков и крупинок.

6.1.5 Обработка результатов

Однородность ПБВ определяют сравнением результатов трех определений. Если два из трех определений дают положительный результат, то ПБВ считают выдержавшим испытание на однородность.

6.1.6 Норма погрешности

Если два из трех определений дают положительный результат, ПБВ готово к испытаниям.

6.2 Метод определения эластичности ПБВ

6.2.1 Сущность метода

Сущность метода заключается в определении доли эластической (полностью обратимой) деформации в предельной деформации образца.

6.2.2 Аппаратура и реактивы

Аппаратура и реактивы, перечисленные в ГОСТ 11505 , раздел 1.

Линейка металлическая по ГОСТ 427 длиной не менее 50 см с ценой деления 0,1 см.

Емкость для воды диаметром дна не менее 30 см.

Термометр лабораторный химический по ГОСТ 28498 диапазоном измерения 0-250 °С, ценой деления 1 °С.

6.2.3 Подготовка к испытанию

Для образцов ПБВ определяют растяжимость по ГОСТ 11505 .

6.2.4 Проведение испытания

Эластичность ПБВ определяют непосредственно после испытания образцов на растяжимость. Формы с разорвавшимися образцами снимают со штифтов дуктилометра и помещают в отдельную емкость, температура воды которой равна 35 °С, с целью ускорения сокращения образцов при определении эластичности ПБВ при 25 °С. Затем проводят измерения (с точностью до 0,1 см) обеих частей образца от свободного конца образца до зажима формы и момента изменения длины не более чем на 0,1 см за 15 мин. При определении эластичности ПБВ при 0 °С измерения проводят при (0±0,5) °С.

6.2.5 Обработка результатов

Показатель эластичности вычисляют по формуле

где - растяжимость, см;

- длина образца до его растяжения, равная 3 см;

- сумма длин двух частей образца после их восстановления (по последнему измерению), см.

6.2.6 Норма погрешности

Расхождение между каждым определением и среднеарифметическим не должно превышать 10% от среднеарифметического значения полученных результатов.

6.3 Температуру хрупкости ПБВ определяют по ГОСТ 11507 , допустимые точностные характеристики действительны до температуры минус 60 °С.

7 Транспортирование и хранение

7.1 Транспортирование и хранение ПБВ - по ГОСТ 1510 для вязких дорожных нефтяных битумов.

7.2 Температура нагрева ПБВ при транспортировании и хранении не должна превышать 160 °С. Время хранения ПБВ без перемешивания при температуре не выше 160 °С не должно превышать 8 ч. При необходимости хранения ПБВ в нагретом состоянии более 8 ч во избежание расслоения необходимо обеспечить его механическое перемешивание или эффективную циркуляцию с периодичностью не более 2 ч, которые следует начинать не позднее чем через 3 ч после начала хранения.

7.3 ПБВ транспортируют к месту применения в битумовозах, автогудронаторах или обогреваемых цистернах.

Транспортирование ПБВ длительностью более 3 ч в нагретом состоянии следует производить в битумовозах, оборудованных элементами нагрева вяжущего и обеспеченных битумными насосами, при этом не позднее чем через 3 ч после начала транспортирования битумовоз следует останавливать через каждые 2 ч и перемешивать ПБВ с помощью битумного насоса циркуляцией на себя.

После длительного хранения или транспортирования ПБВ допускается к применению только после перемешивания при 160 °С до однородного состояния и при соответствии показателей его свойств требованиям настоящего стандарта.

Минимально допустимая температура ПБВ при его разгрузке должна быть не ниже 140 °С.

8 Гарантии изготовителя

8.1 Изготовитель гарантирует соответствие качества ПБВ требованиям настоящего стандарта при соблюдении условий транспортирования и хранения.

8.2 Гарантийный срок хранения ПБВ при температуре окружающей среды воздуха - один год со дня изготовления.

8.3 По истечении гарантийного срока хранения ПБВ проводится повторный контроль качества и только при получении положительных результатов принимается решение о применении ПБВ.



УДК 625.7.08:006.354 ОКС 93.080.20 Б43 ОКП 02 5612

Ключевые слова: полимерно-битумные вяжущие, дивинил-стирольный термоэластопласт, блоксополимер стирол-бутадиен-стирол, однородность, эластичность, блоксополимеры бутадиена и стирола типа СБС
__________________________________________________________________________________________


Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
официальное издание
М.: Стандартинформ, 2007

В результате модификации битумов полимерами с эластическими и пластическими свойствами получается полимерно битумное вяжущее (ПБВ). ПБВ – это качественно новый материал, применение которого позволяет продлить срок службы дорожных покрытий. Если провести сравнение ПБВ с обычными битумами, то можно отметить, что модифицированный продукт обладает целым комплексом новых свойств: трещиностойкостью, эластичностью, повышением прочности при растяжении, широким интервалом пластичности.

Производство полимерно битумных вяжущих

На сегодняшний день способы модификации битумов полимерами изучены и освоены в достаточной степени. Наладить выпуск ПБВ можно как на асфальтобетонных заводах с терминалом, так и на собственных производствах.

Получение качественных полимерно-битумных вяжущих (ПБВ) для последующего производства асфальтобетона не теряет своей актуальности вот уже на протяжении многих лет. В первую очередь это обусловлено тем, что в отличии от той же битумной эмульсии ПБВ до сих пор остаются продуктом, который не может долго сохранять свои свойства, т.е. быстро портиться.

ПБВ имеют тенденцию к расслоению, поэтому требуют эффективного перемешивания. Не стоит также забывать, что ПБВ, полученное с использованием СБС-полимеров, в условиях высоких температур подвергается медленному влиянию деструктивных процессов. Потеря свойств материала будет происходить тем быстрее, чем выше его текущая температура.

Это и является основной трудностью при работе с ПБВ, так как необходимо всегда обеспечивать как можно меньший промежуток времени между изготовлением и использованием вяжущего при получении асфальтобетонной смеси.

На сегодняшний день наиболее эффективным методом производства ПБВ можно считать процесс с использованием такого устройства, как коллоидная мельница. Она стала правопреемником обычной мешалки, которую ранее устанавливали в расходных емкостях. Сначала в эти емкости помещался битум, а затем засыпался полимер. Далее содержимое перемешивалось до тех пор, пока не происходило полное растворение полимера. В этом случае на время приготовления существенное влияние оказывает температура битума и эффективность мешалки.

Основная суть процесса сохранилась и до наших дней. Полимер растворяется в мальтеновой фракции битума, после чего образует оболочку, под которой находится нерастворенное ядро частицы. Главной задачей коллоидной мельницы является удаление набухшей оболочки и обнажение ядра для создания условия его растворения в битуме. Для полного растворения полимера необходимо обеспечить циркуляцию вещества через диспергатор.

Существуют также технологии, не предусматривающие многократное прохождение. В этом случае полимер попадает в мельницу один раз вместе с потоком битума, который пребывает практически в твердом состоянии. Проходя через зазор между ротором и статором, полимер измельчается до необходимого размера. На этом процесс не заканчивается – полученное вещество нужно перемешать до завершения всех процессов растворения частиц полимера.

Как видим, получение асфальтобетона и ПБВ – два отдельных производства с разной цикличностью. Это значит, что вначале нужно получить необходимое количество и только потом можно приступать к производству асфальта.

Применение полимерно битумных вяжущих

На дорожные покрытия возлагается функция обеспечения максимального сопротивления усталостным нагрузкам, а также устойчивости к изменению температурного режима. Модифицирование битумов – одно из наиболее перспективных направлений, позволяющих справиться с данными задачами.

Модифицированный битум по стоимости превышает битум обычный, но его доля в асфальтобетонном покрытии составляет всего 6%. Практические расчеты подтверждают, что подорожание прокладки километра дорожного полотна составит около 1%. Если учесть тот факт, что использование модифицированных битумов позволяет продлить срок службы дорожных покрытий в 2-3 раза, то экономическая целесообразность применения данного материала не вызывает никаких сомнений.

Немодифицированные битумы обладают определенными недостатками, к которым стоит отнести:

  • высокую термическую чувствительность. Битум размягчается при высоких температурах и крошится при низких;
  • плохие механические характеристики;
  • низкую упругость;
  • склонность к старению.

Именно эти недостатки и стимулировали проведение ряда исследований, которые показали, что полимерные материалы являются наилучшими модификаторами для повышения качественных показателей и эксплуатационных характеристик битумов.

Модифицированный битум образуется за счет объединения обычного битума и полимера. Такой материал способен обеспечить более высокий уровень качества, что выражается в улучшенных рабочих характеристиках при изменении температуры, улучшении эластопластических характеристик, улучшении когезии и адгезии с наполнителями, повышении сопротивления усталости материала, замедлении процессов старения.

Степень эффективности каждого из перечисленных преимуществ определяется видом битумной основы и полимера, а также особенностями применяемого технологического процесса.

Битум – это коллоидная субстанция с мицеллами асфальтенов, окруженными смолами и рассеянными в масляных фазах высокой вязкости (мальтенах). Специфические свойства битумов определяются именно наличием асфальтенов. На упругость и пластичность также оказывает влияние содержание смол и мальтенов.

Качественные смеси на основе битума должны сохранять сцепляющие и связующие свойства в текущих условиях на протяжении целого года. Поскольку битум – материал термически чувствительный, то он не может вести себя одинаково как при высоких, так и низких температурах. Именно поэтому битумы требуют модификации.

ПРЕИМУЩЕСТВА:
ПБВ относительно БНД
1. Увеличение срока службы дорожных покрытий в 2–3 раза, с 6 лет при использование БНД, до 12–18 лет при использовании ПБВ;
1.1. Повышенная деформационная устойчивость. ПБВ относятся к классу эластомеров и поэтому отличаются от БНД: высокой эластичностью (более 70%), широким интервалом пластичности, повышенной прочностью при растяжении, более сильной адгезией с компонентами асфальтобетонной смеси. Эти свойства сохраняются и при низких температурах. В результате, дорожное покрытие построенное с применением ПБВ выдерживает повышенные нагрузки на дорожное полотно и обладает высокой трещиностойкостью при отрицательных температурах и большой цикличности замораживания-размораживания;
1.2. Повышенная коррозионная стойкость дорожных покрытий;
1.3. Снижает вероятность колеобразование на дорогах летом за счет более высокой температуры размягчения.
2. Существенное снижение затрат на эксплуатацию и текущий ремонт дорожных покрытий за счет увеличения срока службы.
3. Дает возможность продлить строительный сезон на 20–30%. Применение разжиженных ПБВ позволяет проводить строительные работы при температурах воздуха до –10°С.

ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ:
ПБВ в РФ
В 1995г была начата реконструкция Московской кольцевой автодороги (МКАД). Согласно комплексу произведенных наблюдений за отдельными участками дороги, и полученным результатам увеличение срока службы покрытий произошло в 2–3 раза (Гохман, Комплексные органические вяжущие материалы на основе блоксополимеров типа СБС, стр. 231).
Расход ПБВ при строительстве 1 км верхнего слоя дорожного покрытия составляет ориентировочно 42 т, при устройстве поверхностной обработки 7 т. (при принятой ширине дороги 7 м). За период с 1995 по 2000 гг. при строительстве дорожных покрытий и устройстве поверхностных обработок было использовано 80 тыс. т ПБВ и охвачен 3000 км дорог. Каждый рубль дополнительных затрат дает не менее 5,12 рублей экономии, а удорожание стоимости всей дорожной одежды на 1км составляет 0,11%.

ПБВ 130 ПБВ 90 ПБВ 60 ПБВ 40 Методы испытания
Глубина проникания иглы 0.1 мм, не менее при 25°С / при 0°С 130 / 50 90 / 40 60 / 32 40 / 25 по ГОСТ 11501-78
Температура размягчения по кольцу и шару, °С, не ниже 49 51 54 56 по ГОСТ 11506-73
Растяжимость, см, не менее при 25°С / при 0°С n 30 / 20 30 / 15 25 / 11 15 / 8 по ГОСТ 11505-75
Температура хрупкости, °С не выше -30 -25 -20 -15 по ГОСТ 11507-78
Эластичность, %, не менее
при 25°С
при 0°С

85
75

85
75

80
70

80
70
п.6.2 ГОСТ 52056-2003
Изменение температуры размягчения
после прогрева, °С, не более
6 6 5 5 по ГОСТ 18180-72
по ГОСТ 11506-73
с доп. по п.3.3
Температура вспышки, °С, не ниже 220 220 230 230
Сцепление с мрамором или песком Выдерживает по контрольному образцу № 2 ГОСТ 11508-74 (метод А)
Однородность Однородно п.6.1 ГОСТ 52056-2003

Гарантийный срок хранения ПБВ при температуре окружающей среды - один год со дня изготовления.

ГОСТ Р 52056-2003

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ВЯЖУЩИЕ ПОЛИМЕРНО-БИТУМНЫЕ
ДОРОЖНЫЕ НА ОСНОВЕ
БЛОК-СОПОЛИМЕРОВ ТИПА
СТИРОЛ-БУТАДИЕН-СТИРОЛ

Технические условия

ГОССТАНДАРТ РОССИИ

Москва

Предисловие

1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным унитарным предприятием «Государственный дорожный научно-исследовательский институт» (ФГУП « Сою здорнии») ВНЕСЕН Научно-техническим управлением Госстандарта России, Государственной службой дорожного хозяйства Министерства транспорта Российской Федерации, ТК 418 «Дорожное хозяйство» 2 ПРИНЯТ И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Госстандарта России от 23 мая 2003 г. № 157 -ст 3 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

ГОСТ Р 52056-2003

ГОСУДАРСТВЕН НЫ Й СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ВЯЖУЩИЕ ПОЛИМЕРНО-БИТУМНЫЕ ДОРОЖНЫЕ
НА ОСНОВЕ БЛОК-СОПОЛИМЕРОВ ТИПА СТИРОЛ-БУТАДИЕН-СТИРОЛ

Технические условия

POLYMER -BITUMEN BINDERS FOR ROADS ON THE BASIS
OF BLOCK COPOLYMERS OF STYRENE -BUTADIENE -STYRENE TYPE

Specifications

Дата введе н ия 2004-01-01

1 Область применения

Настоящий стандарт распространяется на дорожные полимерно-битумные вяжущие материалы на основе вязких дорожных нефтяных битумов и блок-сополимеров типа стирол-бутадиен-стирол (СБС), предназначенные для применения при строительстве, реконструкции и ремонте дорог, мостов и аэродромов.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты: ГОСТ 12.0.004-90 Система стандартов безопасности труда. Организация обучения безопасности труда. Общие положения ГОСТ 12.1.004-91 Система стандартов безопасности труда. Пожарная безопасность. Общие требования ГОСТ 12.1.007-76 Система стандартов безопасности труда. Вредные вещества. Классификация и общие требования безопасности ГОСТ 12.1.044-89 (ИСО 4589-84) Система стандартов безопасности труда. Пожаровзр ы воопасность веществ и материалов. Номенклатура показателей и методы их определения ГОСТ 12.3.002-75 Система стандартов безопасности труда. Процессы производственные. Общие требования безопасности ГОСТ 12.4.011-89 Система стандартов безопасности труда. Средства защиты работающих. Общие требования и классификация ГОСТ 12.4.021-75 Система стандартов безопасности труда. Системы вентиляционные. Общие требования ГОСТ 17.2.3.02-78 Охрана природы. Атмосфера. Правила установления допустимых выбросов вредных веществ промышленными предприятиями ГОСТ 427-75 Линейки измерительные металлические. Технические условия ГОСТ 1510-84 Нефть и нефтепродукты. Маркировка, упаковка, транспортирование и хранение ГОСТ 2517-85 Нефть и нефтепродукты. Методы отбора проб ГОСТ 4333-87 Нефтепродукты. Методы определения температур вспышки и воспламенения в открытом тигле ГОСТ 11501-78 Битумы нефтяные. Метод определения глубины проникания иглы ГОСТ 11505-75 Битумы нефтяные. Метод определения растяжимости ГОСТ 11506-73 Битумы нефтяные. Метод определения температуры размягчения по кольцу и шару ГОСТ 11507-78 Битумы нефтяные. Метод определения температуры хрупкости по Фраасу ГОСТ 11508-74 Битумы нефтяные. Метод определения сцепления битума с мрамором и песком ГОСТ 18180-72 Битумы нефтяные. Метод определения изменения массы после прогрева ГОСТ 28498-90 Термометры жидкостные стеклянные. Общие технические требования. Методы испытаний

3 Технические требования

3.1 Полимерно-битумные вяжущие (ПБВ) готовят на основе вязких дорожных битумов введением полимеров - блок-сополимеров типа СБС, пластификаторов и ПАВ в соответствии с требованиями настоящего стандарта по технологическому регламенту, утвержденному в установленном порядке. 3 .2 Характеристика ПБВ 3 .2.1 В зависимости от глубины проникания иглы при 25 °С ПБВ подразделяют на следующие марки: ПБВ 300 , ПБВ 200 , ПБВ 130 , ПБВ 90 , ПБВ 60 и ПБВ 40 . При отгрузке продукции указывают марку ПБВ и обозначение настоящего стандарта, например ПБВ 90 по ГОСТ Р 52056. 3 .3 По физико-механическим показателям ПБВ должны соответствовать требованиям и нормам, указанным в таблице 1 . Перед испытанием ПБВ определяют его однородность (см. 6.1). Если ПБВ однородно, проводят его дальнейшие испытания. Таблица 1

Наименование показателя

Норма для вяжущего марки

Метод испытания

1 Глубина проникания иглы, 0,1 мм, не менее, при температуре: По ГОСТ 11501
25 ° С
0 ° С
2 Растяжимость, см, не менее, при температуре: По ГОСТ 11505
25 ° С
0 ° С
3 Температура размягчения по кольцу и шару, °С, не ниже По ГОСТ 11506
4 Температура хрупкости по Фраасу, °С, не выше По ГОСТ 11507 с дополнением по 6.3 настоящего стандарта
5 Эластичность, % , не менее, при температур е: По 6.2 настоящего стандарта
25 ° С
0 ° С
6 Изменение температуры размягчения после прогрева, °С, не более (по абсолютной величине) По ГОСТ 18180 , ГОСТ 11506
7 Температура вспышки, °С, не ниже По ГОСТ 4333
8 Сцепление с мрамором или песком

Выдерживает по контрольному образцу № 2

По ГОСТ 11508 , метод А
9 Однородность

Однородно

По 6.1 настоящего стандарта

4 Требования безопасности

4.1 При применении П БВ используют средства защиты работающих по ГОСТ 12.4.011. 4 .2 При работе с ПБВ должны соблюдаться общие требования безопасности по ГОСТ 12.3.002 и требования пожарной безопасности по ГОСТ 12.1.004 и ГОСТ 12.0.004. 4 .3 ПБВ являются горючими веществами по ГОСТ 12.1.044 с температурой вспыш ки выше 220 °С. 4 .4 ПБВ являются малоопасными веществами и по степени воздействия на организм человека относятся к 4 -му классу опасности по ГОСТ 12.1.007. 4 .5 Предельно допустимая концентрация ПБВ в воздухе рабочей зоны 300 м г/м 3 ; блок-сополимера бутадиена и стирола типа СБС, а именно полимера эти нилбензола с бутадиеном 1 ,3 , составляет 10 мг/м 3 (4 -й класс опасности). 4 .6 Помещение, в котором производят работы с ПБВ, должно быть оборудовано приточной вентиляцией в соответствии с требованиями ГОСТ 12.4.021. 4 .7 При загорании небольших количеств ПБВ их следует тушить песком, кошмой или пенным огнетушителем. Развившиеся пожары следует тушить пенной струей. 4 .8 При работе с ПБВ необходимо соблюдать требования ГОСТ 17.2.3.02 по охране природы и атмосферы. Эффективными мерами защиты природной среды являются герметизация оборудования, предотвращение розлива ПБВ.

5 Правила приемки

5.1 ПБВ принимают партиями. Партией считают любое количество ПБВ, однородное по составу и по показателям качества, сопровождаемое одним документом о качестве. 5 .2 Объем выборки ПБВ определяют по ГОСТ 2517. 5 .3 Качество необходимо проверять при получении потребителем каждой новой партии в соответствии с 3.3 после определения его однородности по 6.1. 5 .4 Из каждой партии ПБВ отбирают две пробы. При получении неудовлетворительных результатов испытаний первой пробы хотя бы по одному показателю проводят испытания второй пробы. Результаты испытаний распространяются на всю партию. При получении неудовлетворительных результатов партию бракуют. 5 .5 При проведении входного контроля потребитель определяет показатели свойств ПБВ, приведенные в таблице 1. 5 .6 Каждая партия ПБВ должна сопровождаться документом о качестве. 5 .7 При приемке каждой партии ПБВ отбирают по ГОСТ 2517 и оформляют арбитражную пробу, которую следует хранить у изготовителя и потребителя в течение одного года.

6 Методы испытаний

6 .1 Метод определения однородности ПБВ 6.1.1 Сущность метода Сущность метода заключается в определении однородности ПБВ визуально с помощью стеклянной палочки. 6.1 .2 Аппаратура и реактивы Стакан фарфоровый вместимостью не менее 600 см 3 . Палочка стеклянная. Термометр лабораторный химический по ГОСТ 28498 диапазоном измерения 0 - 250 °С и ценой деления 1 °С. Плитка электрическая с закрытой спиралью. 6.1 .3 Подготовка к испытанию Пробу ПБВ массой 0 ,5 кг отбирают в фарфоровый стакан. Если проба ПБВ хранилась при температуре ниже температуры размягчения ПБВ, то перед испытанием ее следует разогреть до температуры, превышающей на 10 °С температуру приготовления ПБВ, и перемешать в течение 5 - 6 мин. 6 .1 .4 Проведение испытания Стеклянную палочку погружают в подготовленную пробу ПБВ на 3 - 4 с, затем извлекают и визуально оценивают характер от екания вяжущего с палочки и состояние пленки вяжущего на ее поверхности. ПБ В должно стекать с палочки равномерно, и на ее поверхности не должно быть сгустков, комков и крупинок. 6.1 .5 Обработка результатов Однородность ПБВ определяют сравнением результатов трех определений. Если два из трех определений дают положительный результат, то ПБВ считают выдержавшим испытание на однородность. 6 .1 .6 Норма погрешности Если два из трех определений дают положительный результат, ПБВ готово к испытаниям. 6 .2 Метод определения эластичности ПБВ 6 .2 .1 Сущность метода Сущность метода заключается в определении доли эластической (полностью обратимой) деформации в предельной деформации образца. 6 .2 .2 Аппаратура и реактивы Линейка металлическая по ГОСТ 427 длиной не менее 50 см с ценой деления 0 ,1 см. Емкость для воды диаметром дна не менее 30 см. Термометр лабораторный химический по ГОСТ 28498 диапазоном измерения 0 - 250 °С и ценой деления 1 °С. 6 .2 .3 Подготовка к испытанию Для образцов ПБВ определяют растяжимость по ГОСТ 11505. 6 .2 .4 Проведение испытания Эластичность ПБВ определяют непосредственно после испытания образцов на растяжимость. Формы с разорвавшимися образцами снимают со штифтов дуктил омет ра и помещают в отдельную емкость, температура воды которой равна 35 °С, с целью ускорения сокращения образцов при определении эластичности ПБВ при 25 °С. Затем проводят измерения (с точностью до 0,1 см) обеих частей образца от свободного конца образца до зажима формы и момента изменения длины не более чем на 0,1 см за 15 мин. При определении эластичности ПБВ при 0 °С измерения проводят при (0 ± 0 ,5) ° С. 6 .2 .5 Обработка результатов Показатель эластичности Э вычисляют по формуле

Где Д - растяжимость, см; l - длина образца до его растяжения, равная 3 см; L - сумма длин двух частей образца после их восстановления (по последнему измерению), см. 6 .2 .6 Норма погрешности Расхождение между каждым определением и среднеарифметическим не должно превышать 10 % среднеарифметического значения полученных результатов. 6 .3 Температуру хрупкости ПБВ определяют по ГОСТ 11507 , допустимые точности характеристики действительны до температуры минус 60 ° С.

7 Транспортирование и хранение

7.1 Транспортирование и хранение ПБВ - по ГОСТ 1510 для вязких дорожных нефтяных битумов. 7 .2 Температура нагрева ПБВ при транспортировании и хранении не должна превышать 160 °С. Время хранения ПБВ без перемешивания при температуре не выше 160 °С не должно превышать 8 ч. При необходимости хранения ПБВ в нагретом состоянии более 8 ч во избежание расслоения необходимо обеспечить ег о механическое перемешивание или эффективную циркуляцию с периодичность ю не более 2 ч, которые следует начинать не позднее чем через 3 ч после начала хранения. 7 .3 ПБВ транспортируют к месту применения в битумовозах, автогудронаторах или обогреваемых цистернах. Транспортирование ПБВ длительностью более 3 ч в нагретом состоянии следует производить в битумовозах, оборудованных элементами нагрева вяжущего и обеспеченных битумными насосами, при этом не позднее чем через 3 ч после начала транспортирования битумовоз следует останавливать через каждые 2 ч и перемешивать ПБВ с помощью битумн ого насоса ц иркуляцией на себя. После длительного хранения или транспортирования ПБВ допускается к применению только после перемешивания при 160 ° С до однородного состояния и при соответствии показателей ег о свойств требованиям настоящего стандарта. Минимально допустимая температура ПБВ при е г о разгрузке должна быть не ниже 140 °С.

8 Гарантии изготовителя

8 .1 Изготовитель гарантирует соответствие качества ПБВ требованиям настоящего стандарта при соблюдении услов ий транспортирования и хранения. 8 .2 Гарантийный срок хранения ПБВ при температуре окружающей среды воздуха - один год со дня изготовления. 8 .3 По истечении гарантийного срока хранения ПБВ проводится повторный контроль качества, и только при получении положительных результатов принимается решение о применении ПБВ. Ключевые слова: полимерно-битумные вяжущие, дивинилстирольн ы й термоэластопласт, блок-сополимер стирол-бутадиен-стирол, однородн ость, эластичность, блок-сополимеры бутадиена и стирола типа СБ С
1 Область применения. 1 2 Нормативные ссылки. 1 3 Технические требования. 2 4 Требования безопасности. 3 5 Правила приемки. 3 6 Методы испытаний. 4 7 Транспортирование и хранение. 5 8 Гарантии изготовителя. 5

Назначение: Время – не лучший друг автодорожных покрытий. Сложные условия эксплуатации, связанные с огромными нагрузками, диктуют серьезные требования к качеству этих объектов. Традиционный битум уже не соответствует высоким стандартам, которые предъявляются к современным дорогам. Компания ООО «МастикИзол» представляет новый инновационный материал – битум ПБВ. Физико-механические свойства этого продукта существенно превосходят показатели аналогов, что обеспечивает высокое качество и долговечность покрытий, подверженных самым интенсивным нагрузкам.

Классификация по назначению:

Описание

Полимерно битумно вяжущее или битум ПБВ представляет собой высокооднородный композиционный материал черного цвета. Его производят на основе обычного нефтяного битума, модифицированного термопластичными полимерами, эмульсиями и адгезионными присадками. Тщательно подобранные компоненты совершенствуют структуру продукта, увеличивая ряд важных физико-механических показателей: прочность, пластичность, растяжимость, температуру хрупкости и размягчения.

Благодаря этому ПБВ широко востребован в сфере дорожного строительства и ремонта. Его применение исключает образование деформаций, трещин и разрывов асфальтовых покрытий, повышает износостойкость конструкции в широком диапазоне эксплуатационных температур и, следовательно, безопасность движения автотранспорта.

Полимеры, добавленные в состав материала, наделяют магистрали способностью к быстрому снятию напряжения, возникающего под действием движущейся техники.

Срок службы дорожных покрытий, созданных на основе полимерно битумно вяжущего (битума ПБВ) от ООО «МастикИзол», в 1,5-3 раза выше, чем систем, построенных из обычных нефтяных аналогов. Применение этого материала позволяет возводить высококачественные долговечные трассы и, соответственно, - уменьшать будущие затраты на их реконструкцию. Важно отметить, что цена битума ПБВ является не просто доступной, но и выгодной, поскольку сам продукт отличается экономичным расходом.

Эксплуатационные преимущества

  • Уменьшает риск образования трещин, разрывов и деформаций;
  • Увеличивает срок эксплуатации дорог;
  • Повышает сопротивляемость статическим и динамическим нагрузкам;
  • Водонепроницаемость;
  • Высокая пластичность и адгезия;
  • Уменьшает уровень шума при интенсивном движении;
  • Эксплуатация в широком спектре температур;
  • Выгодная цена.

Сфера применения

  • Строительство и реконструкция дорожных полотен;
  • Производство холодных асфальтобетонных смесей;
  • Герметизация трещин, швов, стыков, соединений и других технических пустот на дорожных полотнах;
  • Строительство и ремонт аэродромов, мостов, туннелей, путепроводов, транспортных развязок.