Монолитные лестничные марши снип. Железобетонные ступени: нормативные документы и особенности монтажа

Очень важно при проектировании, и строительстве лестницы, учитывать созданные правила. Нужно соблюдать правильное расстояние для передвижения вперед.

Также соблюдать нужно высоту для спуска, а также подъема. Рассчитать соотношение верно можно с помощью двух главных параметров. В сантиметрах исчисляется расстояние меж ступеньками, и между их краями. Формула для надежной лестницы дает нам сорок пять градусов.

Есть еще некоторые правила. Если в здании более двух этажей, обязательно должны быть лестничные пролеты, при чем, они должны быть гораздо больше. Лестницы передвижного типа можно применять только для чердаков или подвалов. Ширина пролетов должна быть одинаковой. Один пролет может иметь от трех до семнадцати степеней, число нечетное.

Как уже упоминалось, угол подъема идеальный, если он сорок пять градусов. Но минимальный предел составляет двадцать шесть градусов. Согласно ГОСТ, высота степени должна быть от ста пятидесяти до двух ста миллиметров. Ступени должны быть одной высоты в пролете. Отличие возможно только в пределах пяти миллиметров. Шириной ступеньки должны быть минимум двести пятьдесят миллиметров. Если речь о подвале, или чердаке, допустимо число в двести миллиметров.

Выступ ступени не должен превышать тридцать миллиметров. От ступени к двери должно быть пространство хотя бы в один метр. Площадка на лестнице не менее 1, 3 метра. Лестничное ограждение должно быть высотой не менее девятисот миллиметров.

Нормы СНИП

Для безопасности созданы некоторые нормы. Придерживаться всех правил очень важно. Это гарантирует в будущем удобное, безопасное пользование лестничной конструкцией. Согласно СНИП нужно проводить расчеты соответствующим образом. Нужно брать во внимание все факторы, которые могут повлиять на конструкцию, на ее надежность, а также функциональные качества. Также очень важен вид лестницы, ее стиль.

И еще стоит учитывать нагрузки, которые могут осуществляться в процессе эксплуатации. Более того, очень важно думать о том, какого возраста люди будут пользоваться лестницей, и будет ли им это комфортно делать. Подумайте о том, безопасно ли будет ходить по этой лестнице детям.

Итак, рассмотрим главные требования для создания лестницы. Планировать эту конструкцию нужно во всех деталях еще в момент проектирования, и даже подготовки всей необходимой документации. Чтобы спроектировать конструкцию, нужно определить, где она будет располагаться, какова высота определенного помещения, какова площадь свободного места, и какие будут максимальные нагрузки на нее.

Теперь можно выбирать материалы для конструкции, которые понадобятся в процессе работы. Самое важное нам нужно сделать теперь. Производим нужные расчеты.

Это мы делаем прежде, чем начнем непосредственно строительные работы. В технической документации к проекту всего дома, должны быть указаны все размеры будущих лестничных сооружений.

Только когда весь проект окончательно одобрен, и утвержден, можно приступать к монтажным работам.

Лестничные расчеты нужно производить так, чтобы исключить в будущем разрушения, которые могут просто прекратить эксплуатацию конструкции. Также в дальнейшем не должно возникать никаких трещин, или деформаций, которые могут повлиять на безопасность жителей дома, и пользователей лестницей. По нормам СНИП, лестницы, которые находятся в жилых помещениях должны иметь определенную ширину.

Она не должна быть меньше, чем 0, 9 метра. Точно такие же требования предусмотрены и для подвальных и цокольных помещений.

Если здание секционное, то лестничные марши имеют совсем иные параметры. В таком случае, ширина марша не может быть меньше одного метра. Согласно СНИП, ширина марша должна минимально составлять чуть более одного метра. Важное подметить, что ширина марша представляет собой расстояние между оградой и стеной, или перилами. Согласно общепринятых норм, если существуют перепады уровней пола, то лестница минимум будет иметь три ступени. Марш между этажами будет не больше, чем восемнадцати подъемов. Исключение может быть только в случае лестницы винтовой.

Очень важно, какой будет высота от ступени и до самого потолка. Высота должна быть минимум сто девяносто, двести метров. Если расстояние будет меньше, то это будет вызывать неудобства во время передвижения по лестнице.

Стандарты размеров ступеней

Есть определенные правила, и нормы, которым нужно следовать во время строительства, и во время отделочных работ. Они отличаются в зависимости от того, каким является предназначение помещения. Эти нормы распространяются также на проектирование лестничных конструкций. От соблюдения данных норм, во многом зависит безопасность пользователей.

Лестница представляет собой непростую архитектурную, дизайнерскую конструкцию. Правила, которые установлены для ее проектирования могут быть подкорректированы, в случае особой специфики планировки. Один из самых важных стандартов заключается в том, что угол наклона не должен превышать сорок пять градусов.

Это очень важное правило, которое нужно запомнить. Если превышать этот стандарт, то подъем ступеней будет слишком крутым. Естественно, это будет и неудобно, и не безопасно.

Второй стандарт помогает правильно регулировать высоту лестничных ступеней. Ширина ступени определяется по размеру человеческой ступни. Она должна ей соответствовать. Самая удобная ширина составляет от двух ста восьмидесяти до трех ста двадцати миллиметров. Если увеличить ширину, не по стандартам, то это может затруднить шаг, и по лестнице будет трудно ходить. Если же стандарт уменьшит, то по лестнице будет очень не комфортно спускаться вниз.

Ширина марша на лестнице также имеет свои стандарты. Самый оптимальный размер составляет от шестисот до семисот миллиметров. Это дает возможность человеку без каких-либо препятствий перемещаться по лестнице. Важно помнить, что это самый минимальный показатель для ширины марша. Самая популярная ширина, которая встречается очень часто, составляет от девяти ста до тысячи миллиметров. Такой вариант удобен для людей с любыми особенностями фигуры, и веса.

Когда человек поднимается по лестнице, он тратит намного больше энергии, чем во время ходьбы по ровному участку. Поэтому, специалисты считают, что удвоив размеры подступенка, можно создать самые удовлетворительные лестничные конструкции. То есть, необходимо добавить ширину одной ступени.

Заключение

Итак, мы многое узнали о том, как не допустить ошибки, рассчитывая лестницу, особенно ее ступени. Зная основные требования, будет гораздо проще сделать удобную, надежную лестницу, которая прослужит вам не один год.

Нормы проектирования лестницы-гост, снип, стандартные размеры наборных ступеней, проступи и подступенка-высота, ширина, уклон лестничного марша, сколько степенек в лестничном пролете-максимальное количество


Сообщение
отправлено.

Существует ли ГОСТ на железобетонные ступени? По каким нормативным документам производятся марши и лестничные площадки из железобетона? Как они монтируются в процессе строительства? Давайте разбираться.

Ступени для наборных лестниц. Материал — железобетон.

Перечень стандартов

Начнем с нормативных документов.

Полезно: ГОСТ 9818-85 содержит техническое описание не только маршей и лестниц, но и производящихся отдельно бетонных проступей для них.

О чем говорится в упомянутых нами документах?

ГОСТ 8717.0.-84

Область применения железобетонных ступеней нами уже упоминалась — внутри и снаружи зданий. ГОСТ дает более развернутое определение: допустимо их применение вне отапливаемых зданий в климатических зонах с самой холодной пятидневкой сезона, имеющей среднюю температуру -40 градусов. Разрешен контакт бетона с агрессивными средами, что позволяет использовать изделия на производстве (в том числе на предприятиях химической промышленности).

Ступени делятся на следующие категории:

  • ЛС — основная.
  • ЛСВ — фризовая верхняя (примыкающая к площадке).
  • ЛСП — площадочный вкладыш.
  • ЛСН — фризовая нижняя.
  • ЛСС — плоская для сквозных маршей.

Основной материал для изделий — железобетон; однако основные ступени ЛС длиной до 1,5 метра могут производится без армирования.

Максимальная кратковременная нагрузка для железобетонных изделий составляет 6 кПа, или 600 кгс/см2.

Нюанс: расчетная нагрузка не учитывает собственный вес ступени. Впрочем, на сплошном основании он должен полностью передаваться этому самому основанию, не нагружая ступеньку.

Стандарт оговаривает, что железобетонные лестничные ступени производятся со стальными закладными деталями для крепления ограждений. По согласованию с заказчиком, впрочем, закладные могут быть заменены гнездами.

Плоские ступени ЛСС, помимо этого, комплектуются закладными для крепления к косоурам (опорным балкам марша) шириной 155-180 мм; под конкретный проект могут устанавливаться дополнительные закладные элементы.

При необходимости изделия изготавливаются левыми и правыми — в зависимости от направления подъема лестницы. Как правило, этот параметр влияет только на расположение закладных или гнезд для монтажа ограждения.

В зависимости от проекта и по согласованию с заказчиком ступени могут поставляться с монтажными петлями и без них. Во втором случае подразумевается использование погрузочной техники с особыми захватами: стропить сами бетонные изделия нельзя.

Ступени, изготовленные из легкого бетона, должны иметь на лицевой поверхности как минимум 15-миллиметровый слой из тяжелого бетона или стойкое к истиранию покрытие из синтетических материалов.

Отделка верхней поверхности в рамках стандарта может различаться.

Какие варианты возможны?

  1. Гладкий бетон на обычном цементе.
  2. Декоративный бетон — на белом, цветном цементе или мраморной щебенке.
  3. , полученный шлифованием бетона на мраморном щебне и/или на белом и цветном цементах.

Какими могут быть размеры лестничных железобетонных ступеней?

  • Ширина варьируется от 900 до 2380 миллиметров.
  • Высота составляет от 100 до 168 мм.
  • Глубина проступи — от 260 до 330 мм.

Железобетонные наборные ступени обладают массой от 45 до 187 килограмм. Если вы не опытный спортсмен-силовик — очевидно, браться за перемещение и установку этих изделий своими руками, без погрузочной техники, не стоит.

Варианты конструкций ступеней описываются смежным нормативным документом — ГОСТ 8717.1-84.

Маркировка

Она состоит из буквенно-цифровых групп и дефисов между ними.

  1. В первой группе указывается тип ступени и ее габаритные размеры с округлением до целых чисел. При этом высота 145 мм не отображается.
  2. Во второй группе присутствуют буквы Б — для бетонных основных ступеней, Л — для изделий из легкого бетона и С — для силикатного. Железобетонные сборные ступени из плотных бетонов, относящиеся к отличным от ЛС типам, второй буквенно-цифровой группой не маркируются.
  3. В третьей группе присутствуют:
  • Цифры 1, 2, 3 и т.д., указывающие на наличие закладных или гнезд для ограждений. Цифра 1 соответствует конструкции, предусмотренной ГОСТ 8717.1-84; прочие цифры отсылают к проектной документации.
  • Буква Л обозначает левое исполнение ступени (для лестниц с ограждением по правой стороне).
  • Буква Г означает гладкую поверхность бетона на белом или цветном цементе, буква Ш — шлифованную мозаичную поверхность. Гладкий бетон на обычном цементе отдельно в маркировке не указывается.

  • М означает повышенную морозостойкость (возможность эксплуатации при -40С и ниже). П — повышенную плотность, позволяющую использовать изделия при постоянном контакте с агрессивными средами.

Образцы маркировки

Давайте приведем пару примеров и разберем их.

Технические требования

ГОСТ на сборные лестницы и ступени для них предъявляет определенные требования к применяемым материалам и, разумеется, качеству готовой продукции.

  • Прочность бетона на сжатие для наружных лестниц не должна быть ниже марки В25. Для внутренних лестниц допускается использование бетона марки В15.
  • Средняя плотность легкого и силикатного бетонов не должна быть ниже 1800 кг/м3.
  • Для изделий, предназначенных для эксплуатации на открытом воздухе, в неотапливаемых помещениях или при постоянной относительной влажности выше 60%, арматура защищается от коррозии. Способ оговаривается в проектной документации.

Полезно: традиционно для защиты используются лакокрасочные материалы. Однако сейчас в продаже несложно найти более эффективное средство — фосфатирующий преобразователь ржавчины, создающий на поверхности коррозионно-нестойкой стали прочную пленку из химически преобразованных окислов железа. Цена материала начинается от 200 рублей/кг.

ГОСТ 9818-85

Стандарт оговаривает производство изделий следующих типов:

На фото — марши с полуплощадками.

Расчетные нагрузки без учета собственного веса составляют:

  • 360 кгс/см2 для жилых зданий.
  • 480 кгс/см2 для общественных зданий и промышленного строительства.

Все элементы могут производиться в левом и правом исполнении.

Варианты поверхности несколько отличаются от рассмотренных выше, в рамках предыдущего стандарта:

  1. Гладкая поверхность бетона на обычном цементе.
  2. Шлифованная поверхность бетона на белом цементе, цветном цементе или мраморной щебенке.

Уточним: этот тип отделки допускается только для лестничных площадок и накладных проступей.

  1. Кроме того, площадки могут отделываться керамической плиткой, обеспечивающей максимальную износостойкость поверхности.

Маркировка

Она и здесь состоит из нескольких групп, разделенных дефисами ().

Первая группа указывает на тип элемента и его габариты. В общем случае указываются длина и ширина в дециметрах; для лестничных маршей дополнительно указывается их высота (проекция на вертикальную плоскость).

Нюанс: для марша ЛМП с одной верхней полуплощадкой длина указывается равной длине марша с двумя полуплощадками, принадлежащего к тому же типу.

Буква В в первой группе означает, что перед нами конечная площадка или накладная проступь для верхней конечной ступеньки.

Вторая группа содержит:

  • Для площадок и маршей — расчетную нагрузку (цифра 4 соответствует нагрузке в 360 кгс/см2, цифра 5 — 480 кгс/см2).
  • Для накладных проступей — левое исполнение и тип отделки поверхности (Ш — шлифованная мозаичная; отсутствие букв говорит о гладкой бетонной поверхности).

В третьей группе могут присутствовать:

  • Буква Л, обозначающая левое исполнение марша или площадки.
  • Буква К для площадки означает наличие опорных консолей. Буква М — технологическое отверстие для мусоропровода. Буква У — усиление для опирания марша.
  • В случае марша ЛМП цифра 1 говорит об удлиненной верхней полуплощадке, 2 — удлиненной нижней полуплощадке, 3 — об отсутствии нижней полуплощадки.
  • Ш — опять-таки шлифованная мозаичная поверхность, К — облицовка керамической плиткой.

  • Буква С говорит о повышенной сейсмоустойчивости конструктивного элемента лестницы. Такие изделия применяются при строительстве зданий, рассчитанных на 7-9 баллов по шкале Рихтера.

Образцы маркировки

Технические требования

Они относятся к типу применяемой арматуры, истираемости поверхности, качеству бетона и максимально допустимым отклонениями по линейным размерам.

Монтаж

Как монтируются железобетонные лестничные марши, наборные ступени и прочие элементы лестниц? Понятно, что эта работа редко выполняется своими руками неподготовленным человеком; понятно и то, что профессиональному строителю едва ли потребуется инструкция по проведению монтажных работ.

Раз так — уделим внимание лишь основным моментам.

  • Для выверки положения маршей используются деревянные шаблоны.
  • Монтаж маршей и площадок производится с помощью подъемного крана. Стропы цепляются за монтажные петли; в случае их отсутствия используются стальные захваты из профилированной трубы.

  • Доводка до нужного положения осуществляется вручную, ломами. Марш вначале устанавливается краем на нижнюю площадку; верхний край выставляется в нужное положение и осаживается на подушку из цементного раствора.
  • Ступени могут устанавливаться на косоуры как с помощью тяжелой техники, так и вручную.

Уточним: понятно, что вручную можно смонтировать лишь ступени весом до 80-100 кг. Переноска и установка ступеней весом 150-180 кг не только проблематична, но и опасна.

  • Ступени укладываются вдоль марша снизу вверх. На край нижней ступени набрасывается песчано-цементный раствор, после чего сверху устанавливается следующий элемент лестницы. Проступи просто укладываются на раствор.

  • Для того, чтобы проделать непредусмотренные при изготовлении элементов монтажные отверстия, используется абразивная резка железобетона — бетона алмазными кругами, арматуры — обычными режущими кругами по металлу или газовым резаком.

При этом нужно учитывать, что нарушение арматуры резко ослабляет конструкцию: при строительстве многоэтажных зданий такая доработка запрещена. Алмазное бурение отверстий бетоне наряду с обычными победитовыми бурами используется для того, чтобы проделать дополнительные гнезда при установке ограждений.

Заключение

Как обычно, видео в этой статье предложит читателю дополнительную информацию. Успехов!

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
НА УСТРОЙСТВО ОПАЛУБКИ ЛЕСТНИЧНЫХ МАРШЕЙ ПРИ МОНОЛИТНОМ СТРОИТЕЛЬСТВЕ
139-06 ТК

В технологической карте представлены схема устройства опалубки лестничных маршей, контроль качества и приемки опалубочных работ, требования безопасности и охраны труда, приведена потребность в машинах, механизмах и приспособлениях, технико-экономические показатели.

Карта предназначена для производителей работ, мастеров и бригадиров, занимающихся устройством опалубки лестничных маршей, а также работников технического надзора заказчика и инженерно-технических работников строительных организаций, связанных с производством и контролем качества опалубочных работ.

В разработке технологической карты участвовали сотрудники ОАО ПКТИпромстрой:

Новикова Е.И. - разработка технологической карты, компьютерная обработка и графика;

Савина О.А. - компьютерная обработка и графика;

Черных В.В. - общее технологическое сопровождение;

Бычковский Б.И. - разработка технологической карты, техническое руководство, корректура и нормоконтроль;

Колобов А.В. - общее техническое руководство;

К.т.н. Едличка С.Ю. - общее руководство разработкой технологической документации.

1 ОБЩИЕ ДАННЫЕ

1.1 Настоящая технологическая карта разработана на устройство разборно-переставной мелкощитовой опалубки, предназначенной для возведения монолитных лестничных маршей при строительстве жилых, административных и промышленных зданий и сооружений.

1.2 Лестницы подразделяются на одномаршевые прямые и многомаршевые прямые и винтовые (полностью или частично) из монолитного или сборного железобетона.

В настоящей технологической карте в качестве примера принят лестничный марш размером в плане 5,80 ´ 3,00 м из монолитного железобетона при высоте типового этажа Н = 3,2 м, конструкция которого представлена на рисунке 1.

Рисунок 1 - Конструкция лестничного марша

1.3 При привязке карты к конкретным объектам и условиям производства работ подлежат уточнению объемы работ по разногабаритным щитам, потребность в материально-технических ресурсах, калькуляция затрат труда и машинного времени и календарный план производства работ.

1.4 Форма использования технологической карты предусматривает обращение ее в сфере информационных технологий с включением в базу данных по технологии и организации строительного производства автоматизированного рабочего места технолога строительного производства (АРМ ТСП), подрядчика и заказчика.

2 ОРГАНИЗАЦИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ СТРОИТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

2.1 До начала производства работ по устройству опалубки лестничных маршей необходимо:

Выполнить бетонирование монолитного перекрытия нижележащего этажа с набором бетоном 80% прочности от проектной, выше которого будут выполняться работы по бетонированию лестничных маршей;

Забетонировать стены лестничных клеток с формированием специальных ниш для опирания промежуточных лестничных площадок посредством закладки специальных шпонок, которые при демонтаже опалубки стен удаляются;

Выставить временное инвентарное ограждение по периметру перекрытия, проемов лестничных клеток и лифтовых шахт, при этом монтажник, производящий установку временного ограждения, должен быть закреплен предохранительным поясом за страховочный канат, который закрепляется к перекрытиям в местах, указанных мастером или прорабом;

Организовать площадки складирования основных элементов опалубки перекрытия (стойки, главные и второстепенные балки, щиты фанеры);

Выполнить противопожарные мероприятия;

Выполнить мероприятия, обеспечивающие безопасность производства работ.

2.2 Поступившие на строительную площадку элементы опалубки размещают в зоне действия крана. Все элементы опалубки должны храниться под навесом в условиях, исключающих их повреждения, рассортированные по маркам и типам размеров. Балки и щиты опалубки укладывают в штабели на деревянные прокладки.

Стойки и крепежные элементы складируются в металлических ящиках.

2.3 Основными составляющими опалубки лестничного марша являются аналогичные опалубкам перекрытий элементы, представленные на рисунке 2:

Опалубка ступеней;

Стойки опалубки (инвентарные телескопические стойки);

Опорные стойки из бруса 100 ´ 100 мм;

Прогоны из бруса 150 ´ 100 мм;

Листы фанеры толщиной 18 ¸ 21 мм (либо деревянные щиты).

Рисунок 2 - Вариант установки основных элементов опалубки лестничного марша

Поддерживающая конструкция опалубки лестничного марша состоит из одного или двух рядов прогонов из брусьев сечением 150 ´ 100 мм, опирающихся на деревянные опоры (опорные стойки из бруса 100 ´ 100 мм) или стальные опоры (инвентарные телескопические стойки).

Однако наклонное положение плит лестничного марша затрудняет размещение опор на наклонной части лестницы, располагающихся вертикально в соответствии с вертикальным давлением бетона, а это, в свою очередь, затрудняет установку брусьев на оголовки опор. В связи с этим иногда предпочитают наклонное положение опор, при этом под нижней поверхностью плит лестничного марша они стоят вертикально.

Опалубка нижней стороны плит лестничного марша и площадок, а также боковин лестницы устраивается из досок или щитов. Кроме этого, может быть использована бакелизированная фанера толщиной 18-21 мм. На верхней стороне лестницы необходима опалубка для. передних сторон ступенек. Она состоит из досок, крепящихся к опалубке боковин короткими прижимными брусками.

Особое внимание следует уделять тщательному креплению стоек с прогонами и наклонных брусьев в целях обеспечения восприятия сдвигающих усилий. Опалубка ступеней показана на рисунке 3.

Рисунок 3 - Опалубка ступеней лестничного марша

Если при широких лестницах возникает опасность прогиба щитов ступенек из-за большого расстояния между конечными точками крепления, то необходимо установить посередине дополнительный брус с планками на каждой ступеньке. Схема опалубки ступеней с дополнительным бруском показана на рисунке 4.

Рисунок 4 - Опалубка ступеней лестничного марша с дополнительным бруском

Этот дополнительный элемент жесткости соединяется проволочной стяжкой с брусьями поддерживающей конструкцию. Его необходимо закрепить на нижнем конце для предотвращения сдвига вдоль лестницы. Для этого его крепят подпорками к существующим стенам. Можно также крепить к закладным, заделанным в бетон площадкам, если бетон к моменту бетонирования ступенек набрал достаточную прочность.

2.4 Фанера, применяемая в качестве палубы опалубки, должна иметь водостойкое покрытие, пропитку или другую обработку рабочих поверхностей. Торцы фанеры и древесные материалы формирующих элементов опалубки должны быть защищены от механических повреждений и проникновения влаги герметиком.

2.5 Установку элементов опалубки лестничных маршей выполнять в следующей технологической последовательности:

Выставить временное инвентарное ограждение по всему периметру перекрытия с ограждением всех монтажных проемов, а также проемов лифтовых шахт и лестничных клеток;

Установить на нижележащий лестничный марш инвентарные телескопические стойки опалубки или, там где это невозможно, стойки из бруса 100 ´ 100 мм, а по ним укладывать прогоны из бруса сечением 150 ´ 100 мм (поперек лестничного марша);

При помощи винтовых устройств инвентарных стоек выставить прогоны по высоте, прогоны укладывать с инвентарных площадок монтажника Н = 1,5м;

На прогоны внахлестку уложить брусья сечением 100 ´ 150(h ) мм (вдоль лестничного марша). Схема расстановки опорных стоек и раскладки опорных брусьев в продольном и поперечном направлениях показана на рисунке 5;

Рисунок 5 - Схема расстановки опорных стоек и раскладки опорных брусьев в продольном и поперечном направлениях

Уложить на брусья листы фанеры (палубу) с закреплением их к поперечным балкам шурупами или гвоздями;

Выставить, где необходимо, торцевую опалубку;

Установить опалубку ступеней, закрепив ее с палубой из фанеры;

Произвести смазку палубы и торцевых поверхностей опалубки;

Сдать опалубку по акту приемки-сдачи.

Схема установки опалубки лестничного марша смотри на рисунке .

2.6 Плоскости опалубки до начала работ по ее установке должны быть очищены от остатков старого бетона, грязи, ржавчины, наледи и снега и смазаны антиадгезионной смазкой. Все резьбовые соединения должны быть проверены и смазаны. Установка опалубки производится по чертежам проекта производства работ. Смонтированная опалубка должна быть принята по акту.

Опалубку, установленную в проектное положение, удобнее смазывать распылительными удочками типа 6943/9Б и УС-2. Вязкие смазки наносят с помощью валиков или пистолетов.

2.7 Все элементы опалубки перекрытия (опорные стойки, балки и листы фанеры) подавать в контейнерных ящиках, имеющих монтажные петли. Все элементы укладывать в ящики по высоте менее 100-150 мм его верхнего бортового ограждения.

Схемы строповки элементов опалубки дана на рисунке 6.

Рисунок 6- Схемы строповки грузов

2.8 Демонтаж опалубки лестничного марша согласно СНиП 3.03.01-87 «Несущие и ограждающие конструкции» при пролете до 6 м разрешается производить только после достижения бетоном не менее 70% проектной прочности. Снятие опалубки следует производить после предварительного отрыва от бетона при отсутствии нагрузок на марш, превышающих допустимые.

При распалубке лестничных маршей палубу вместе с продольными и поперечными балками при помощи винтовых устройств опор отрывают от бетона и опускают. Затем извлекают опалубку ступеней, опалубку боковых поверхностей и устанавливают стойки переопирания. Стойки переопирания устанавливают в наклонном положении, при этом под нижней поверхностью лестничного марша они стоят вертикально. На опорной поверхности их снабжают подкладками и заклинивают.

Схема переопирания стоек показана на рисунке 7.

Рисунок 7 - Схема переопирания стоек

2.9 Демонтаж всех элементов опалубки выполняется вручную со складированием их на перекрытии, последующей укладкой их в металлические ящики, строповкой их краном и переносом на новый участок работ.

2.10 Все листы фанеры каждый раз после демонтажа надо очищать от налипшего цементного раствора, при необходимости смазать. Смазку следует наносить не более чем за 2 часа перед следующим бетонированием.

2.11 В качестве дополнительных средств подмащивания при демонтаже элементов опалубки необходимо использовать площадку монтажника Н р.н. = 1,50 м (проект 4624 ГП Мосоргстрой)

2.12 При разборке опалубки необходимо принимать меры против случайного падения элементов опалубки, обрушения поддерживающих лесов и конструкций.

2.13 Монтаж опалубки лестничного марша следующего участка начинать после установки стоек переопирания на предыдущем участке.

2.14 Монтаж и демонтаж основных элементов опалубки следует производить, соблюдая правила производства и приемки работ согласно СНиП 3.03.01-87 «Несущие и ограждающие конструкции».

2.15 Все поверхности опалубки, не соприкасающиеся с бетоном, должны быть окрашены красками, стойкими к окружающей среде в условиях эксплуатации. Лицевые и торцевые поверхности палубы должны быть защищены от механических повреждений и увлажнения водостойкими покрытиями.

3 ТРЕБОВАНИЯ К КАЧЕСТВУ И ПРИЕМКЕ РАБОТ

3.1 Контроль качества работ по устройству опалубки лестничных маршей при монолитном строительстве должен осуществляться специалистами (мастером и (или) прорабом) или специальными службами, входящими в состав строительных организаций или привлекаемыми со стороны, и оснащенными техническими средствами, обеспечивающими необходимую достоверность и полноту контроля.

3.2 Контроль качества работ осуществляют на всех стадиях технологической цепи, начиная от разработки проекта и кончая его реализацией на объекте на основе ППР и технологических карт. Производственный контроль качества должен включать входной контроль рабочей документации, поступающих материалов и изделий, качества поверхности основания, операционный контроль производства работ по установке опалубки лестничных маршей и оценку соответствия выполненных работ по установке опалубки лестничного марша нормативным требованиям.

3.3 При входном контроле рабочей документации проводится проверка ее комплектности и достаточности в ней технической информации. При входном контроле поступающих на объект материалов и изделий для устройства опалубки лестничных маршей проверяется соответствие их стандартам, требованиям рабочих чертежей, наличия сертификатов соответствия, гигиенических и пожарных документов, паспортов и других сопроводительных документов.

Результаты входного контроля должны регистрироваться в «Журнале входящего учета и контроля качества получаемых деталей, материалов, конструкций и оборудования».

3.4 При приемке установленной опалубки проверяется вертикальность опорных стоек и горизонтальность продольных, поперечных балок и листов фанеры, смещение осей опалубки от проектного положения, правильность установки закладных деталей и проемообразователей. Результаты проверки установленной опалубки регистрируются в «Журнале производства работ».

3.5 Точность изготовления и установки опалубки, а также допустимая прочность бетона при распалубливании должны соответствовать требованиям, приведенным в таблице 1.

Таблица 1 - Требования, предъявляемые к опалубке (СНиП 3.03.01-87 )

№ п/п

Технические требования

Предельные отклонения

Контроль (метод, объем, вид регистрации)

Точность изготовления опалубки:

инвентарной

По рабочим чертежам и техническим условиям не ниже H 14; h 14;

по ГОСТ 25346-89 и ГОСТ 25347-82* ; для формообразующих элементов - h 14

Технический осмотр, регистрационный

Уровень дефектности

Не более 1,5% при нормальном уровне контроля

Точность установки инвентарной опалубки

по ГОСТ 25346-89 и ГОСТ 25347-82*

Измерительный, всех элементов, журнал работ

в том числе:

Уникальных и специальных сооружений

Определяется проектом

Малооборачиваемой и (или) неинвентарной при возведении конструкций, к поверхности которых не предъявляются требования точности

По согласованию с заказчиком

может быть ниже

Для конструкций, готовых под окраску без шпатлевки

Перепады поверхностей, в том числе стыковых, не более 2 мм

Для конструкций, готовых под оклейку обоями

То же, не более 1 мм

Оборачиваемость опалубки

Регистрационный, журнал работ

Прогиб собранной опалубки:

Контролируется при заводских испытаниях и на строительной площадке

Перекрытий

1/500 пролета

Вертикальных поверхностей

1/400 пролета

Минимальная прочность бетона монолитных незагруженных конструкций при распалубке поверхностей:

Щетка ручная из проволоки

Зубило слесарное

ГОСТ 7211-86*

Молоток плотничий с круглым бойком

МПЛ ГОСТ 2310-77*

Временное инвентарное ограждение

Проект 2652 ПКТИпромстрой

Н=1,10м

Ограждение опасных зон на перекрытии

150 м

Строп кольцевой

L =6,0 м

Q =3,2 т

Перенос пакета щитов опалубки в горизонтальном положении с помощью фиксатора БР-417.02.68-146

Строп 4-х ветвевой

L =5,0 м

Q =10,0 т

Подъем и перемещение грузов

Лестница приставная

Р.ч. 3257.04

L =3,0 м

Установка и крепление щитов опалубки в проектное положение

Площадка монтажника

4624 Мосоргстрой

Н р.н =1,5 м

Р=28 кг

Стремянка

Пр. 0472.00

Н р.н =2,0 м

Ящик инструментальный 3-х секционный

Р.ч. 1.111.00

Ведро

ГОСТ 20558-82*

V =8-10л

Рулетка измерительная металлическая

Для линейных измерений

Отвес стальной строительный

Уровень строительный

Уровень гибкий водяной

ТУ 25-11-760-72

Шнур разметочный в корпусе

ТУ 22-4633-80

Шнур капроновый

Карандаш

Р-7

Рейсмус реечный

ТУ 22-3951-77

Метр складной деревянный

Рейка с отвесом

Р.ч. №175

Угольник металлический

ТУ 22-4400-79

500 ´ 240

Каска строительная

6 ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ

6.1 Работы по установке и демонтажу элементов опалубки лестничного марша выполняются бригадой в следующем составе из 6 человек:

машинист крана

5 разряда

1 человек

такелажник

2 разряда

1 человек

плотники (монтажники)

4 разряда

1 человек

3 разряда

1 человек

2 разряда

1 человек

слесарь строительный

4 разряда

1 человек

6.2 Затраты труда и машинного времени подсчитаны из расчета установки элементов опалубки лестничного марша на один этаж здания.

Подсчет выполнен по «Единым нормам и расценкам на строительные, монтажные и ремонтно-строительные работы», введенным в действие в 1987 г. и приведен в таблице 4.

Таблица 4 - Калькуляция затрат труда и машинного времени на устройство опалубки лестничного марша

№ п/п

Обоснование (ЕНиР и др. нормы)

Наименование работ

Ед. изм.

Объем работ

Нормы времени

Затраты труда

рабочих, чел.-ч.

рабочих, чел.-ч.

машинистов, чел.-ч., (работа машин, маш.-ч.)

Е4-1-40 №2

Разборка листов палубы и других элементов опалубки. Очистка листов палубы от бетона

1 м 2

0,12

2,52

Е1-7 №28

Подача элементов опалубки башенным краном к месту их установки

100 т

0,012

0,16 (0,16)

4,55

0,05 (0,05)

Е4-1-33 Табл.1 №3

Установка опорных стоек с раскреплением их к плите перекрытия

100 м стоек

0,65

5,07

Е4-1-34 Табл.8 №а

Устройство опалубки из досок и листов фанеры

1 м 2

Е4-1-34 Табл.8 №б

Демонтаж элементов опалубки лестничного марша

1 м 2

0,91

19,11

6.3 Календарный план производства работ приведен в таблице 5.

Таблица 5 - Календарный план производства работ

Измеритель конечной продукции - лестничный марш

6.4 Технико -экономические показатели при устройстве опалубки лестничного марша на один этаж составят:

затраты труда, чел.-час. - 33,16

затраты машинного времени, маш.-час. - 0,05

продолжительность работ, часов - 10,7

7 ПЕРЕЧЕНЬ НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1 СНиП 12-01-2004 Организация строительства. ССБТ. Процессы производственные. Общие требования безопасности. ССБТ. Строительство. Каски строительные. Технические условия. Монтаж сборных и устройство монолитных железобетонных конструкций. Выпуск 1. Здания и промышленные сооружения.

24 СП 12-135-2003 «Безопасность труда в строительстве. Отраслевые типовые инструкции по охране труда».

25 Шмит О.Т. «Опалубки для монолитного бетона», М., Стройиздат, 1987.

26 Рекомендации по установке и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов, строительных подъемников, грузоподъемных кранов-манипуляторов и подъемников (вышек) при разработке проектов организации строительства и проектов производства работ. ОАО ПКТИпромстрой, М., 2004 г.

Норма ширины и высоты ступеней лестницы является базовым параметром при конструировании лестницы. ГОСТ и СНиП предъявляют требования к проектированию винтовых, маршевых и других лестничных конструкций. Выполнение требований стандартизации позволяют конструкции быть безопасной и эргономичной. На какой же оптимальной высоте должны располагаться ступени?

При проектировании лестничных конструкций инженеры применяют требования следующих стандартов:

  • ГОСТ 23120-78 – требования к маршевым трапам;
  • ГОСТ 25772-83 – требования к ограждающим элементам;
  • ГОСТ 24258-88 – нормы для средств подмащивания;
  • ГОСТ 8556-72 – технические условия для пожарных лестниц;
  • ГОСТ 21.101-97 – перечень требований к проекту;
  • ГОСТ Р53254-2009 – технические условия для наружных конструкций;
  • ГОСТ 8717.1-84 – нормы размеров элементов лестниц;
  • ГОСТ 8717.0-84 – технические параметры разработки изделий.

Помимо ГОСТ применяются СНиП, в которых изложены методические рекомендации и факторы, которые необходимо учесть при расчете, проектировании и конструировании лестничных конструкций в домах, общественных зданиях и производственных сооружениях.

Нормативные документы предъявляют требования к следующим основным элементам:

  • высоте ступеней;

Согласно тенденциям современности все в цивилизованном мире обязано вписываться в нормы и правила, изобретенные для удобства и безопасности жизни. Лестницы не стали тому исключением.

В процессе проектирования очень важно брать во внимание такие факторы, как:

— ширина ступеней и марша;

— угол наклона ступеней;

— высота ступени лестницы по СНиП.

Все требования к строительным конструкциям изложены в «Строительных Нормах и Правилах». Далее рассмотрим численные показатели ключевых факторов и укажем причины их назначения, сведения, необходимые для самостоятельного расчета и конструирования.

Стандарты и нормы СНиП

Со времен создания первых лестниц строители знали правило, которое гарантировало успех. Для обеспечения удобного движения требуется придерживаться гармоничного соотношения расстояний перемещения вперед и высоты подъема/спуска. Эти две величины выражены расстоянием по вертикали между поверхностями смежных ступеней (х) и расстоянием между их краями (у). Идеальная формула, выведенная в XVII веке Блонделем, имеет вид: 2х+у=60-66 с м . Из нее выросли еще две формулы: формула безопасности, согласно которой х+у=46 , и формула удобства: у-х=12 .

Сегодня наука строительства продвинулась далеко вперед, и правил стало на порядок больше. Современные люди гораздо больше придают значение вопросам личной безопасности. Собственно, уже упомянутые ранее нормы СНиП, хоть и оставили некий простор для фантазии, все же имеют список требований, следовать которым требуется неукоснительно.

Чтобы избежать административных нарушений и прочих проблем, следуйте данному перечню:

  1. Если здание насчитывает более двух этажей, должен быть один большой пролет.
  2. Трансформируемые лестницы должны использоваться лишь для прохода на чердак или в подвал.
  3. Ширина лестничного пролета должна составить от 80 см до 1 метра 20 сантиметров для прохода одного человека. Важно соблюдать эту ширину на всей протяжённости лестницы.
  4. В один марш должно поместиться от 3 до 18 ступеней, в общественных местах - от 3 до 16. Приветствуется нечетное количество ступеней, это позволит начать и завершить подъем/спуск с той же ноги.
  5. Угол на подъеме должен равняться не менее 26 и не более 45 градусам.
  6. Высота лестничных ступеней: 150-200 мм. Нормы допускают различие в пределах одного марша до 5 мм.
  7. Ширина ступени составляет 250 мм, не менее. Для чердачных и подвальных помещений нижний предел - 200 мм.
  8. Величина выступа - не более 30 мм.
  9. Лестничные площадки согласно СНиП должны по ширине соответствовать ступеням, если же примыкают сразу два марша - не менее 1,3 м. От двери до ступени нужно выдерживать расстояние в 1 м. В том случае, если двери распахиваются наружу - следует рассчитать исходя из ширины двери.
  10. Высота ограждения должна достигать 900 мм, на балюстраде можно подогнать и до 1100 мм. Между балясинами желательно оставлять промежуток в 100-150 мм, особенно в домах, где есть дети.

Ключевые моменты проектировки

При выборе типа необходимо считаться с требованиями, которые будут выдвинуты заказчиком. К примеру, какой тип движения будет осуществляться, нагрузки, которым будет подвергаться конструкция, примененные технологии и дизайнерские решения. Важно учесть количество пространства, которое возможно выделить под лестницу и места, подходящие для размещения опор.

Часто заказчик вспоминает о необходимости постройки лестницы уже после выполнения основных работ. Это ставит жесткие ограничения в проектировании и временами заставляет выбирать менее экономичные или эстетичные варианты. В идеале ее проект должен разрабатываться наряду с конструированием самого здания.

Так как лестницы представляют собой зону повышенного риска, конструктор должен принять во внимания вопросы безопасности. Выбрать подходящую высоту ступени лестницы, описанную в нормативных документах и указанную выше. Чаще всего именно несоответствие стандартам становится причиной многих травм. При конструировании лестничных поручней и перил требуется учесть вес, который они должны выдерживать. Целесообразно брать в расчет 100 кг веса, чтобы взрослый человек мог облокотиться, подстраховаться и не провалить перила.

И напоследок - критическая высота лестничной конструкции. Зазор между потолком и лестницей составляет 1,95 м, лучше 2 м. Эти же размеры касаются лестничного проема.

Совет:

Важно учитывать материал, из которого сделаны ступени. Если их поверхность гладкая и скользкая, целесообразно закрепить ковровое покрытие.

Коврики будут выполнять не только тормозящую, страхующую роль, но и эстетическую и шумоизолирующую. Отличный вариант для домашней лестницы.

Замеры и материалы при конструировании

Для проведения замеров при условии, что лестницу придется делать уже в период отделочных работ, вам понадобится уровень, рулетка и еще одна пара рук. Неплохо обзавестись длинной прямой рейкой и угольником.

Для проверки перпендикулярности стен используем угольник. Меряем высоту потолка, толщину перекрытия, после выполнения замеров на миллиметровке рисуется план и разрез помещения, на котором следует отобразить не только замеры пола и проемы, но и двери, окна, прочее.

Хороший инженер должен быть и хорошим экономистом, в том смысле, что его работа не должна нести за собой излишних затрат. Создавая эскиз лестницы, стоит учесть, что стандартные изделия из дерева гораздо дешевле созданных на заказ, так что лучше постараться спроектировать интересный дизайн, используя более дешевые материалы. Производство стандартных лестничных деталей - широко распространенная практика, в основном, их создают для фирм, занимающихся монтажом лестниц.

В США, к примеру, практика самостоятельного создания лестниц настолько широка, что фирмы по созданию стандартных элементов переориентировались на частных лиц. В России стандарт заготовок у разных фирм аналогичен. Большие детали желательно заказывать в сборном виде, так как возможности в выборе могут быть ограничены исходя из размеров транспорта для перевозки. Качество же дерева-основы напрямую зависит от условий эксплуатации.

Нормы эвакуации по лестничным клеткам

Основная задача строительных норм в случае эвакуации - обеспечение противопожарной безопасности и способствование быстрой и грамотной эвакуации персонала. Теперь пару слов об эвакуации по лестницам и лестничным клеткам.

На лестнице для эвакуации ширина марша обязана совпадать и ни в коем случае не быть меньше ширины дверного проема. Уклон равен один к одному, ширина и высота ступеней лестницы по ГОСТ - 25 и 22 см соответственно.

На лестничных клетках недопустимо размещение трубопроводов с газами, встроенных шкафчиков, за исключением коммуникационных, и установка оборудования, выпирающего над выступами ступеней более чем на 2,2 м. Допускается располагать не более двух кабин лифтов. Лестничные клетки обязаны иметь выход на прилегающую территорию напрямую или через вестибюль и световые проемы не менее 1,2 квадратных метра.

Надеемся, наша статья пригодится вам в самостоятельном проектировании лестниц. Материал старались изложить в наиболее доступном для понимания формате. Успехов вам на строительном фронте. Запомните, только связывая в общую картину проект лестницы с конструктивными, эстетическими и планировочными решениями всего здания, можно добиться хорошего результата, соорудить долговечные, практичные, эстетичные и экономически выгодные.

Видео ниже покажет, как произвести расчет размеров ступеней в программе AutoCad