Расчет металлических стеллажей на прочность. Расчет на прочность конструкций, зданий и сооружений

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР

СТЕЛЛАЖИ

ОСНОВЫ РАСЧЕТА

ГОСТ 28766-90

ГОССТАНДАРТ РОССИИ

Москва

1. Общие положения 2. Нагрузки и их сочетания 3. Расчет стеллажей с настилом для тарно-штучных грузов 4. Расчет консольных стеллажей для тарно-штучных грузов 5. Расчет консольных стеллажей для длинномерных грузов Приложение 1. Типы и исполнения стеллажей Приложение 2. Конструкция стеллажей и основные понятия

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР

ГОСТ
28766-90

СТЕЛЛАЖИ

Основы расчета

Racks . Basis for calculation

Дата введения 01.01.92

Настоящий стандарт устанавливает основы расчета стальных конструкций стационарных стеллажей, обслуживаемых кранами-штабелерами по ГОСТ 16553, предназначенных для хранения грузов в производственной таре по ГОСТ 14861 и поддонах по ГОСТ 9078, а также пакетированных или уложенных в специальную тару длинномерных грузов на складах. Требования настоящего стандарта являются обязательными, за исключением требований приложений 1- 2.

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Обозначения типов и исполнений стеллажей даны в приложении 1. Конструкция стеллажей и применяемые основные понятия приведены в приложении 2. Количественный показатель номенклатуры грузов, т.е. число различных наименований изделий, хранимых в стеллаже, учитываемый в расчетах стеллажей, и типы складов приведены в табл. 1.

Таблица 1

1.3. Проверку прочности, устойчивости и жесткости элементов стеллажа выполняют по методике СНиП II-23-81 «Нормы проектирования. Стальные конструкции», утвержденных Госстроем СССР, с учетом требований настоящего стандарта. При этом расчет изгибаемых элементов выполняется по формулам для упругой стадии работы материала с учетом требований настоящего стандарта. Коэффициенты условий работы принимают равными единице, для всех элементов, кроме следующих: 0,75 - для сжатых раскосов из одиночных уголков, прикрепляемых; одним болтом или привариваемых одной полкой (для неравнополочных уголков – только узкой полкой); 0,90 - для балок крановых путей стеллажей исполнений 1.2; 2.2; 3.2.Гибкость сжатых элементов стеллажей не должна превышать следующих величин:
стойки, колонны (целиком или отдельные ветви)
элементы решетки стоек, колонн
продольные горизонтальные связи
элементы решетки верхних и промежуточных горизонтальных ферм стеллажей исполнений 1.2; 2.2; 3.2
то же, для стеллажей прочих исполнений
Гибкость растянутых элементов крестовых раскосов, устанавливаемых в задней плоскости стеллажа, должна быть не более:
для стеллажей исполнений 1.2; 2.2; 3.2
для стеллажей прочих исполнений
Гибкость предварительно напрягаемых раскосов не ограничивается.

2. НАГРУЗКИ И ИХ СОЧЕТАНИЯ

2.1. Нормативная нагрузка от сил тяжести элементов стеллажа определяется по их проектным размерам. Коэффициент надежности по нагрузке принимается равным 1,05. Терминология принята по СНиП 2.01.07-85 «Нагрузки и воздействия», утвержденным Госстроем СССР. 2.2. Нормативную нагрузку от сил тяжести ограждающих конструкций стен и крыши склада определяют по данным стандартов и заводов-изготовителей или по проектным размерам и объемным, весам материалов. Коэффициент надежности по нагрузке принимается равным 1,2. 2.3. Нормативную нагрузку от сил тяжести мостового крана-штабелера с номинальным грузом определяют по данным проекта или завода-изготовителя. При этом грузовая тележка с грузом должна быть расположена в крайнем рабочем положении со стороны рассматриваемого стеллажа. Положение крана-штабелера по длине стеллажа должно быть таким, чтобы нагрузка на рассматриваемый элемент была наибольшей. Коэффициент надежности по нагрузке принимается равным 1,1. 2.4. Нормативную нагрузку от силы тяжести единичного груза (пакет или груз в таре) определяют по номинальной грузоподъемности обслуживающего крана-штабелера. При этом предполагается, что номинальная масса брутто тары соответствует номинальной грузоподъемности крана-штабелера. Значения коэффициентов надежности по нагрузке даны в разд. 3- 5. 2.5. Нормативную нагрузку от сил тяжести группы складируемых грузов, приходящихся на одну стойку (колонну) стеллажа или на настил ячейки стеллажа типа 1, определяют как произведение нормативной нагрузки (п. 2.4) на число грузов в группе. 2.6. Нормативная горизонтальная нагрузка, направленная вдоль кранового пути, вызываемая торможением мостового крана-штабелера, принимается равной 0,1 от нормативной вертикальной нагрузки на приводное колесо, определенной при условиях п. 2.3. Коэффициент надежности по нагрузке принимается равным 1,1. 2.7. Нормативная горизонтальная нагрузка, направленная поперек кранового пути, вызываемая: торможением грузовой тележки мостового крана-штабелера, принимается равной 0,1 от силы тяжести грузовой тележки с номинальным грузом. Коэффициент надежности по нагрузке принимается равным 1,1. При учете этой нагрузки в расчетах прочности и устойчивости принимается, что она передается на одну балку кранового пути, распределяется поровну между опирающимися на нее колесами крана-штабелера и может быть направлена как внутрь пролета крана-штабелера, так и наружу. Горизонтальное перемещение стойки (колонны) стеллажа на уровне головки кранового рельса определяют от нормативной нагрузки, которая распределяется между двумя крайними стеллажами пропорционально жесткостям их стоек. Величина перемещения не должна превышать 1 / 4000 от высоты указанного уровня, отсчитываемой от основания стеллажа. Расчет выполняется путем рассмотрения балки кранового пути (вместе с горизонтальной фермой, если таковая имеется), как балки на упругих опорах. 2.8. Нормативная горизонтальная нагрузка упора в стеллаж грузозахватным органом при движении на малой скорости мостового крана-штабелера с номинальным грузом определяется как наименьшая из трех величин: суммарного тягового усилия на ободах приводных колес крана-штабелера, соответствующего пусковому моменту электродвигателей, или пробуксовке приводных колес с коэффициентом сцепления 0,2; или началу отрыва неприводных ходовых колес от крановых рельсов. Коэффициент надежности по нагрузке принимается равным 1,05. Указанная нагрузка применяется при расчете нижней панели передней ветви стоек стеллажей типов 1 и 2, в соответствии с чем грузозахватный орган принимается расположенным на уровне середины длины панели, измеряемой от основания стеллажа до первой продольной связи или ригеля. Если длина следующей панели передней ветви превосходит длину нижней панели, то и эта панель подвергается аналогичному расчету. 2.9. Нормативную горизонтальную нагрузку упора в стеллаж грузозахватным органом при движении на малой скорости грузовой тележки мостового крана-штабелера с номинальным грузом определяют как наименьшую из двух величин: суммарного тягового усилия на ободах приводных колес тележки, соответствующего пусковому моменту электродвигателя, или пробуксовку приводных колес с коэффициентом сцепления 0,2. Коэффициент надежности по нагрузке принимается равным 1,05. Направление силы упора принимается соответствующим увеличению нагрузки приводных колес. Указанная нагрузка применяется при расчете нижней панели, передней ветви стоек стеллажей типов 1 и 2, в связи с чем расположение грузозахватного органа по высоте принимается в соответствии со схемой стержневой решетки стойки. Указанная нагрузка применяется также при расчете колонн стеллажей типа 3. При этом для стеллажей исполнения 3.1 рассматривается верхнее положение грузозахватного органа, а для стеллажей исполнения 3.2 - среднее и нижнее положения. 2.10. Нормативную горизонтальную нагрузку на верхний рельсовый крановый ( P 1) путь при полностью выдвинутом грузозахватном органе стеллажного крана-штабелера в ньютонах, вычисляют по формуле

P 1 =g (Ql 3 +M 3)/H p , (1)

Где g =9,81 м/с 2 - ускорение свободного падения; Q - нормативная масса единичного груза, кг (см. п. 2.4); l 3 - номинальный вылет грузозахватного органа, м; М 3 - момент масс выдвижных частей грузозахватного органа относительно плоскости крановых путей, кг × м; H p -расстояние верхнего рельсового кранового пути от уровня головки рельса наземного кранового пути, м. Коэффициент надежности по нагрузке принимается равным 1,25. Рассматриваемая нагрузка распределяется между верхними боковыми роликами одной стороны по правилу рычага, если число таких роликов более единицы. 2.11. Для видов нагрузок; указанных в 2.1-2.10, расчетную нагрузку, определяют как произведение нормативной нагрузки на коэффициент надежности по нагрузке. Расчетную нагрузку от сил тяжести группы складируемых грузов для расчета стоек (колонн) стеллажа получают умножением нормативной нагрузки (п. 2.5) на коэффициент сочетаний. 2.12. Расчетную нагрузку упора в стеллаж ( P 2) при выдвижении грузозахватного органа стеллажного крана-штабелера в случае, неправильного позиционирования грузоподъемника в ньютонах вычисляют по формуле

P 2 = N 3 n 3 h 3 / u 3 , (2)

Где N 3 - номинальная мощность электродвигателя выдвижения грузозахватного органа, Вт; n 3 - кратность максимального момента электродвигателя; h 3 - КПД механизма выдвижения грузозахватного органа; u 3 - номинальная скорость выдвижения грузозахватного органа, м/с. 2.13. Расчетную нагрузку от удара мостового крана-штабелера о тупиковый упор, установленный на стеллаже, определяют согласно СНиП 2.01.07-85 «Нагрузки и воздействия», утвержденным Госстроем СССР. Нагрузка учитывается при расчете тупикового упора и элементов его крепления к балке кранового пути, а также при расчете раскосов задней плоскости стеллажей исполнений 1.2; 2.2; 3.2. 2.14. Расчетную ветровую нагрузку, действующую на стеновые ограждающие конструкции стеллажей исполнений 1.4; 2.4; и 3.4, определяют согласно СНиП 2.01.07-85 «Нагрузки и воздействия», утвержденным Госстроем СССР. Разгружающее действие ветра на крышу склада не учитывается. 2.15 Расчетную снеговую нагрузку на крышу склада определяют согласно СНиП 2.01.07-85 «Нагрузки и воздействия», утвержденным Госстроем СССР. 2.16. Расчетные сейсмические нагрузки определяют согласно СНиП II-7-81 «Строительство в сейсмических районах», утвержденным Госстроем СССР. При этом коэффициент К 1 , учитывающий допускаемые повреждения сооружений, принимается равным 0,25; коэффициенты К 2 и K f , учитывающие тип конструкции сооружения, принимаются равными 1,0. Сейсмические нагрузки могут действовать как в горизонтальных направлениях - вдоль или поперек стеллажа, так и в вертикальном направлении. Действие сил каждого из трех направлений рассматривается раздельно, т.е. без суммирования результатов воздействия между собой. Горизонтальные сейсмические нагрузки рассматриваются для всех исполнений стеллажей; при этом для стеллажей, установленных на уровне земли, допускается учитывать только первый тон собственных колебаний нагруженного стеллажа, а форму деформации стеллажа принимать в виде прямой для определения нагрузок, действующих вдоль стеллажа, и как для призматической консоли - для определения поперечных нагрузок. Для стеллажей, установленных на перекрытии здания, следует учитывать деформацию здания, которая принимается по результатам расчетов здания на сейсмические воздействия. Расчетную вертикальную сейсмическую нагрузку ( P c) на консоль, стеллажа в ньютонах, исполнения 3.1; 3.2; 3.3 или 3.4 вычисляют по формуле

P c =5AK 1 K 2 K f P , (3)

Где А - коэффициент по СНиП II-7-81; P - расчетная нагрузка на консоль по п. 5.1. 2.17. Условную горизонтальную нагрузку (Р 4) вдоль стеллажа, в ньютонах, применяемую для расчета раскосов задней плоскости, вычисляют по формуле

P 4 =200F × n , (4)

Где F - площадь сечения стойки (колонны) стеллажа, см 2 ; n - количество стоек по длине стеллажа. Указанная нагрузка применяется в том случае, если она превышает продольные нагрузки (пп. 2.6; 2.13; 2.16). Нагрузка распределяется поровну между всеми расположенными в одном ярусе раскосами задней плоскости стеллажа. 2.18. Указания по учету сил тяжести складируемого груза и значения коэффициентов сочетаний нагрузок К и К т даны в разд. 3- 5. Значения коэффициентов сочетаний различных видов нагрузок для расчета стоек (колонн) стеллажей даны в табл. 2.

Таблица 2

Значения коэффициентов сочетаний нагрузок
для расчета стоек (колонн) стеллажей

Вид нагрузки

Номер сочетания

Сила тяжести стеллажа
Сила тяжести ограждающих конструкций
Сила тяжести мостового крана-штабелера
Сила тяжести складируемого груза
Нагрузка торможения мостового крана-штабелера
Нагрузка торможения грузовой тележки мостового крана-штабелера
Нагрузка упора в стеллаж при движении мостового крана-штабелера
Нагрузка упора в стеллаж при движении грузовой тележки мостового крана-штабелера
Нагрузка на верхний рельсовый путь при выдвинутом захвате стеллажного крана-штабелера
Нагрузка упора в стеллаж при выдвижении захвата стеллажного крана-штабелера

Расчетные сочетания нагрузок для стоек (колонн) стеллажей должны приниматься согласно табл. 3.

Таблица 3

Исполнение стеллажа

Расчетные сочетания нагрузок

1.1; 2.1 1, 2, 3, 14
3.1 1, 3, 14
1.2; 2.2 4, 5, 6, 7, 15
3.2 4, 5, 7, 15
1.3; 2.3; 3.3 8, 9, 14
1.4; 2.4; 3.4 10, 11, 12, 13, 16

3. РАСЧЕТ СТЕЛЛАЖЕЙ С НАСТИЛОМ ДЛЯ
ТАРНО-ШТУЧНЫХ ГРУЗОВ

3.1. При расчете ригелей настила на изгиб принимаете» шарнирное опирание их концов на стойки стеллажа, влияние настилов соседних ячеек не учитывается. Нагрузка на настил - собственная сила тяжести (п. 2.1) и силы тяжести полного комплекта грузов (п. 2.5) с коэффициентом надежности по нагрузке 1,1, если в ячейке размещается три и более грузов; 1,15 - если в ячейке размещается два груза; 1,25, если в ячейке размещается один груз. Указанная нагрузка распределяется поровну между двумя ригелями настила. Вертикальная нагрузка от силы тяжести каждого груза принимается в виде системы одинаковых сосредоточенных сил, приложенных по углам опорного контура груза, если в ячейке размещается два и более грузов. Если в ячейке размещается один груз, то распределение нагрузки проводится согласно п. 3.2. 3.2. При расчете элементов настила, непосредственно контактирующих с грузами, расчетная вертикальная нагрузка, создаваемая любой из двух пар диагонально расположенных углов тары (пакета), принимается равной на каждый угол по 0,45 от нормативной нагрузки (п. 2.4). При этом нагрузка двух других углов составляет по 0,18 от той же величины. 3.3. Ригель и поперечные элементы решетчатого настила дополнительно проверяются на действие горизонтальной нагрузки упора грузозахватным органом крана-штабелера (п. 2.9) для исполнений 1.1 и 1.2 или (п. 2.12) для исполнений 1.3 и 1.4. Указанная нагрузка распределяется поровну между двумя клыками вил или двумя телескопическими захватами. Силы тяжести грузов учитываются с коэффициентом 0,8 независимо от их количества на полке. Опирание концов ригеля - шарнирное. Расчетные напряжения изгиба и сжатия не должны превышать предела текучести материала. 3.4. Узловое соединение ригеля со стойкой рассчитывается на моменты и усилия по схеме полного защемления концов ригеля при нагрузках (п. 3.1). 3.5. Упругий прогиб ригеля полки от сил тяжести грузов в их нормативном значении не должен превышать 1 / 200 пролета этого ригеля. Указанное значение прогиба для стеллажей исполнений 1.3 и 1.4, обслуживаемых кранами-штабелерами исполнения СА по ГОСТ 16553, не должно превышать 8 мм. 3.6. Расчет стоек выполняется на сочетания нагрузок согласно табл. 2 и 3. При этом предполагается полная занятость стеллажа по количеству грузов, а значения коэффициентов сочетаний сил тяжести грузов (п. 2.5) принимается согласно табл. 4, если количество грузов, размещаемых в ячейке, не менее двух.

Таблица 4

Примечание. При числе этажей хранения от 7 до 11 значения коэффициентов определяют интерполяцией. Если в ячейке размещается только один груз, то значения коэффициентов сочетаний принимается по табл. 5. 3.7. При расчете ветви стойки на сочетания нагрузок 1, 4, 5, 8 по табл. 2 учитывается также узловой момент, равный половине момента согласно п. 3.4 (при этом подразумевается незанятость ячейки, соседней с узлом, передающим моментную нагрузку). 3.8. При проверке общей устойчивости ветви стойки в передней плоскости стеллажа учитывается жесткость передних ригелей полок и верхних горизонтальных связей при их изгибе в вертикальной плоскости, а также жесткость полок на сдвиг в горизонтальной плоскости.

4. РАСЧЕТ КОНСОЛЬНЫХ СТЕЛЛАЖЕЙ ДЛЯ
ТАРНО-ШТУЧНЫХ ГРУЗОВ

4.1. Расчетная вертикальная нагрузка на консольную полку стеллажа, создаваемая любым из четырех углов тары (пакета), принимается согласно п. 3.2. При расчете консольной полки тара (пакет) устанавливается в крайнее возможное положение по ширине ячейки стеллажа. 4.2. Расчет стоек выполняется на сочетание нагрузок согласно табл. 2 и 3. При этом предполагается полная занятость ячеек стеллажа, а значения коэффициентов сочетаний сил тяжести грузов (п. 2.5) в соответствии с табл. 5.

Таблица 5

Примечание. При числе этажей хранения от 7 до 11 значения коэффициентов определяют интерполяцией. 4.3. При проверке общей устойчивости ветви стойки в передней плоскости стеллажа учитывается жесткость продольных связей передней плоскости, а также наличие верхних горизонтальных связей. Жесткость стержневой решетки, связывающей переднюю ветвь с задней, не учитывается.

5. РАСЧЕТ КОНСОЛЬНЫХ СТЕЛЛАЖЕЙ ДЛЯ
ДЛИННОМЕРНЫХ ГРУЗОВ

5.1. При расчете консолей и их соединений с колоннами коэффициент надежности по нагрузке для силы тяжести груза принимается равным 1,25. Расчетная вертикальная нагрузка на одну консоль получается умножением полной расчетной нагрузки на коэффициент в соответствии с табл. 6.

Таблица 6

Полученная нагрузка на консоль делится на две одинаковые сосредоточенные силы, прикладываемые к консоли на расстоянии друг от друга, равном ширине груза с учетом положения последнего на вылете консоли. Если консоль имеет двухветвевую конструкцию в виде горизонтальной рамы, то указанные две силы прикладываются полностью к одной ветви и консоль рассчитывается как плоско-пространственная рама с учетом кручения ветвей. 5.2. Расчет колонн выполняется на сочетание нагрузок согласно табл. 2 и 3. При этом предполагается полная занятость стеллажа по высоте, а значения коэффициентов сочетаний сил тяжести грузов (п. 2.5) в соответствии с табл. 7.

Таблица 7

Количественный показатель номенклатуры грузов

Значения коэффициентов сочетаний при нагружении стеллажа

двухстороннем

одностороннем

К

К т

К

К т

10 и более
От 3 до 9
1 или 2
Расчетная вертикальная нагрузка на каждую из консолей колонны получается умножением полной расчетной нагрузки от силы тяжести груза на коэффициенты в соответствии с табл. 6. 5.3. При расчете колонн необходимо рассматривать следующие случаи: для стеллажей исполнений 3.1 и 3.2 - случаи одностороннего и двухстороннего нагружения (последний - для двухстороннего стеллажа); для стеллажей исполнений 3.3 и 3.4, если последние представляют собой пару стеллажей с одним проходом между ними - случай, когда один стеллаж нагружен, а противоположный - пустой; для стеллажей исполнений 3.3 и 3.4, если они представляют собой тройку стеллажей с двумя проходами между ними - два случая, причем в обоих случаях один из крайних стеллажей нагружен, другой пустой; средний же стеллаж в первом случае нагружен односторонне, во втором - полностью; для стеллажей исполнений 3.3 и 3.4 при числе проходов три и более состояние крайних стеллажей соответствует предыдущему, а среди остальных - z 1 , нагруженных односторонне, прочие же нагружены полностью; здесь z 1 =0,25 ( z +2); z - количество проходов. 5.4. При расчете на изгиб колонн в виде составных стержней следует учитывать местные узловые моменты в ветвях в местах присоединения к ним консолей, а также влияние продольных деформаций ветвей на величину узловых моментов. 5.5. При расчете анкерного или сварного крепления колонн к основанию следует для исполнений 3.1 и 3.2 дополнительно рассмотреть сочетания нагрузок по табл. 2 и 3, но без учета сил тяжести складируемого груза; для исполнений 3.3 и 3.4 следует рассматривать пустые стеллажи в составе блоков по п. 5.3. 5.6. Для стеллажей исполнения 3.1 горизонтальное перемещение колонны на уровне верхней консоли от действия односторонней нагрузки с коэффициентом К т (табл. 7) не должно превышать 15 мм. Для стеллажей исполнения 3.1, имеющих увеличенную ширину межстеллажного прохода против требуемой по ГОСТ 16553, указанный норматив может быть увеличен на половину размера уширения прохода. 5.7. Для стеллажей исполнения 3.2 горизонтальное перемещение колонны на уровне головки кранового рельса от действия односторонней нагрузки с коэффициентом К т (табл. 7) не должно превышать 3 мм.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Справочное

Таблица 8

ТИПЫ И ИСПОЛНЕНИЯ СТЕЛЛАЖЕЙ


Функция, выполняемая стеллажом

Обозначение типов и исполнений стеллажей

1 - с настилом для тарно-штучных грузов

2 - консольные для тарно-штучных грузов

3 - консольные для длинномерных грузов

Складирование грузов
Поддержание балок кранового пути для мостового крана-штабелера
Поддержание верхнего рельсового кранового пути для стеллажного крана-штабелера
Поддержание ограждающих конструкций стен и крыши склада

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Справочное

КОНСТРУКЦИЯ СТЕЛЛАЖЕЙ И ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

1. Схемы фронтальных проекций стеллажей представлены на черт. 1, схемы поперечных разрезов складов, оборудованных стеллажами и кранами-штабелерами, даны на черт. 2. 2. Стеллажи типов 1 и 2 представляют собой металлоконструкцию на основе двухветвевых вертикальных решетчатых стоек; шаг решетки по высоте стойки может совпадать или не совпадать с шагом расположения грузонесущих элементов. Ветви стоек со стороны загрузки стеллажа именуются передними ветвями; их совокупность образует переднюю плоскость стеллажа. Задние ветви образуют заднюю плоскость стеллажа. Верхние обрезы стоек образуют верхнюю плоскость стеллажа. В задней плоскости с определенным шагом по длине стеллажа устанавливаются раскосы или предварительно напрягаемые растяжки. В соответствующих панелях верхней плоскости стеллажа также устанавливаются раскосы. 3. Грузонесущим элементом стеллажей типа 1 является настил, состоящий, как минимум, из двух ригелей, выполняющих одновременно функцию продольных связей стеллажа. Между ригелями могут быть установлены поперечные связи, образуя решетчатый настил. При установке поверх указанных элементов листа настил называется сплошным. 4. Грузонесущим элементом стеллажей типа 2 являются консольные элементы, присоединенные к ветвям стоек. Эти элементы обычно конструируются, в виде уголков, выполняющих одновременно роль планок стержневой решетки стойки, но могут быть и в виде коротких элементов. Продольные связи, соединяющие стойки, устанавливаются в передней и задней плоскостях, причем поверху - обязательно. 5. Стеллаж типа 3 представляет собой металлоконструкцию на основе ряда колонн, снабженных консолями. Стеллаж может быть односторонним или двухсторонним (симметричным). Колонны связаны между собой продольными связями и в отдельных панелях - раскосами, установленными в средней плоскости колонн, условно именуемой задней плоскостью по аналогии с п. 2. 6. На полках (консолях) стеллажей, предназначенных для установки на площадках с сейсмичностью 8 и 9 баллов, должны быть предусмотрены упоры, предотвращающие сползание грузов с полок (консолей). 7. Исполнения 1.3; 2.3; 3.3 представляют собой блоки стеллажей, связанных поверху поперечными связями, к которым крепятся верхние рельсовые крановые пути стеллажных кранов-штабелеров. Во избежание появления дополнительных нагрузок на стеллажи, вызванных неравномерной просадкой фундаментов, крепление поперечных связей к стойкам (колоннам) стеллажей следует выполнять шарнирным (например, с помощью болта) или же применять поперечные связи малой жесткости на изгиб в вертикальной плоскости. 8. Исполнения 1.4; 2.4; 3.4 аналогичны по конструкции описанным в п. 7, но дополнительно имеют стропильные и стеновые элементы для установки ограждающих конструкций стен и крыши. Во избежание появления дополнительных нагрузок на стеллажи и стропила, вызванных неравномерной просадкой фундаментов, следует принимать конструктивные мероприятия по моментной развязке стропильных конструкций и стеллажных блоков.

Типы стеллажей

Исполнение стеллажей

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ДАННЫЕ

1. РАЗРАБОТАН И ВНЕСЕН Министерством тяжелого машиностроения СССР РАЗРАБОТЧИКИ И.И. Бененсон (руководитель темы), С.Э. Усаковский, В.Г. Блинов, Л.А. Столярова2. УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Государственного комитета СССР по управлению качеством продукции и стандартам от 03.12.90 № 3007 3. Срок первой проверки - 1996 год; периодичность проверки - 5 лет 4. ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ 5. ССЫЛОЧНЫЕ НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ

Номер пункта

ГОСТ 9078-84 Вводная часть
ГОСТ 14861-91 Вводная часть
ГОСТ 16553-88 Вводная часть, 3.5, 5.6
СНиП 2.01.07-85 2.1; 2.13; 2.14; 2.15;
СНиП II-7-81 2.16
СНиП II-23-81 1.3
6. Переиздание. Июнь 1992

Все документы, представленные в каталоге, не являются их официальным изданием и предназначены исключительно для ознакомительных целей. Электронные копии этих документов могут распространяться без всяких ограничений. Вы можете размещать информацию с этого сайта на любом другом сайте.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР

СТЕЛЛАЖИ

ОСНОВЫ РАСЧЕТА

ГОСТ 28766-90

ГОССТАНДАРТ РОССИИ

Москва

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Обозначения типов и исполнений стеллажей даны в . Конструкция стеллажей и применяемые основные понятия приведены в .

Количественный показатель номенклатуры грузов, т.е. число различных наименований изделий, хранимых в стеллаже, учитываемый в расчетах стеллажей, и типы складов приведены в табл. 1.

Таблица 1

1.3. Проверку прочности, устойчивости и жесткости элементов стеллажа выполняют по методике СНиП II-23-81 «Нормы проектирования. Стальные конструкции», утвержденных Госстроем СССР, с учетом требований настоящего стандарта. При этом расчет изгибаемых элементов выполняется по формулам для упругой стадии работы материала с учетом требований настоящего стандарта.

Коэффициенты условий работы принимают равными единице, для всех элементов, кроме следующих:

0,75 - для сжатых раскосов из одиночных уголков, прикрепляемых; одним болтом или привариваемых одной полкой (для неравнополочных уголков – только узкой полкой);

0,90 - для балок крановых путей стеллажей исполнений 1.2; 2.2; 3.2.

Гибкость сжатых элементов стеллажей не должна превышать следующих величин:

стойки, колонны (целиком или отдельные ветви)

элементы решетки стоек, колонн

продольные горизонтальные связи

элементы решетки верхних и промежуточных горизонтальных ферм стеллажей исполнений 1.2; 2.2; 3.2

то же, для стеллажей прочих исполнений

Гибкость растянутых элементов крестовых раскосов, устанавливаемых в задней плоскости стеллажа, должна быть не более:

для стеллажей исполнений 1.2; 2.2; 3.2

для стеллажей прочих исполнений

Гибкость предварительно напрягаемых раскосов не ограничивается.

2. НАГРУЗКИ И ИХ СОЧЕТАНИЯ

2.1. Нормативная нагрузка от сил тяжести элементов стеллажа определяется по их проектным размерам. Коэффициент надежности по нагрузке принимается равным 1,05. Терминология принята по СНиП 2.01.07-85

2.2. Нормативную нагрузку от сил тяжести ограждающих конструкций стен и крыши склада определяют по данным стандартов и заводов-изготовителей или по проектным размерам и объемным, весам материалов. Коэффициент надежности по нагрузке принимается равным 1,2.

2.5. Нормативную нагрузку от сил тяжести группы складируемых грузов, приходящихся на одну стойку (колонну) стеллажа или на настил ячейки стеллажа типа 1, определяют как произведение нормативной нагрузки () на число грузов в группе.

2.6. Нормативная горизонтальная нагрузка, направленная вдоль кранового пути, вызываемая торможением мостового крана-штабелера, принимается равной 0,1 от нормативной вертикальной нагрузки на приводное колесо, определенной при условиях . Коэффициент надежности по нагрузке принимается равным 1,1.

2.7. Нормативная горизонтальная нагрузка, направленная поперек кранового пути, вызываемая: торможением грузовой тележки мостового крана-штабелера, принимается равной 0,1 от силы тяжести грузовой тележки с номинальным грузом. Коэффициент надежности по нагрузке принимается равным 1,1.

При учете этой нагрузки в расчетах прочности и устойчивости принимается, что она передается на одну балку кранового пути, распределяется поровну между опирающимися на нее колесами крана-штабелера и может быть направлена как внутрь пролета крана-штабелера, так и наружу.

Горизонтальное перемещение стойки (колонны) стеллажа на уровне головки кранового рельса определяют от нормативной нагрузки, которая распределяется между двумя крайними стеллажами пропорционально жесткостям их стоек. Величина перемещения не должна превышать 1 / 4000 от высоты указанного уровня, отсчитываемой от основания стеллажа. Расчет выполняется путем рассмотрения балки кранового пути (вместе с горизонтальной фермой, если таковая имеется), как балки на упругих опорах.

2.8. Нормативная горизонтальная нагрузка упора в стеллаж грузозахватным органом при движении на малой скорости мостового крана-штабелера с номинальным грузом определяется как наименьшая из трех величин: суммарного тягового усилия на ободах приводных колес крана-штабелера, соответствующего пусковому моменту электродвигателей, или пробуксовке приводных колес с коэффициентом сцепления 0,2; или началу отрыва неприводных ходовых колес от крановых рельсов. Коэффициент надежности по нагрузке принимается равным 1,05.

Указанная нагрузка применяется при расчете нижней панели передней ветви стоек стеллажей типов 1 и 2, в соответствии с чем грузозахватный орган принимается расположенным на уровне середины длины панели, измеряемой от основания стеллажа до первой продольной связи или ригеля.

Если длина следующей панели передней ветви превосходит длину нижней панели, то и эта панель подвергается аналогичному расчету.

2.9. Нормативную горизонтальную нагрузку упора в стеллаж грузозахватным органом при движении на малой скорости грузовой тележки мостового крана-штабелера с номинальным грузом определяют как наименьшую из двух величин: суммарного тягового усилия на ободах приводных колес тележки, соответствующего пусковому моменту электродвигателя, или пробуксовку приводных колес с коэффициентом сцепления 0,2. Коэффициент надежности по нагрузке принимается равным 1,05. Направление силы упора принимается соответствующим увеличению нагрузки приводных колес.

Указанная нагрузка применяется при расчете нижней панели, передней ветви стоек стеллажей типов 1 и 2, в связи с чем расположение грузозахватного органа по высоте принимается в соответствии со схемой стержневой решетки стойки.

Указанная нагрузка применяется также при расчете колонн стеллажей типа 3. При этом для стеллажей исполнения 3.1 рассматривается верхнее положение грузозахватного органа, а для стеллажей исполнения 3.2 - среднее и нижнее положения.

2.10. Нормативную горизонтальную нагрузку на верхний рельсовый крановый (P 1 ) путь при полностью выдвинутом грузозахватном органе стеллажного крана-штабелера в ньютонах, вычисляют по формуле

P 1 =g (Ql 3 +M 3)/H p ,(1)

где g =9,81 м/с 2 - ускорение свободного падения;

Q - нормативная масса единичного груза, кг (см. );

l 3 - номинальный вылет грузозахватного органа, м;

М 3 - момент масс выдвижных частей грузозахватного органа относительно плоскости крановых путей, кг × м;

H p -расстояние верхнего рельсового кранового пути от уровня головки рельса наземного кранового пути, м.

Коэффициент надежности по нагрузке принимается равным 1,25.

Рассматриваемая нагрузка распределяется между верхними боковыми роликами одной стороны по правилу рычага, если число таких роликов более единицы.

2.11. Для видов нагрузок; указанных в -2.10, расчетную нагрузку, определяют как произведение нормативной нагрузки на коэффициент надежности по нагрузке.

Расчетную нагрузку от сил тяжести группы складируемых грузов для расчета стоек (колонн) стеллажа получают умножением нормативной нагрузки () на коэффициент сочетаний.

2.12. Расчетную нагрузку упора в стеллаж (P 2 ) при выдвижении грузозахватного органа стеллажного крана-штабелера в случае, неправильного позиционирования грузоподъемника в ньютонах вычисляют по формуле

P 2 = N 3 n 3 h 3 / u 3 , (2)

где N 3 - номинальная мощность электродвигателя выдвижения грузозахватного органа, Вт;

n 3 - кратность максимального момента электродвигателя;

h 3 - КПД механизма выдвижения грузозахватного органа;

u 3 - номинальная скорость выдвижения грузозахватного органа, м/с.

2.13. Расчетную нагрузку от удара мостового крана-штабелера о тупиковый упор, установленный на стеллаже, определяют согласно СНиП 2.01.07-85 «Нагрузки и воздействия», утвержденным Госстроем СССР.

Нагрузка учитывается при расчете тупикового упора и элементов его крепления к балке кранового пути, а также при расчете раскосов задней плоскости стеллажей исполнений 1.2; 2.2; 3.2.

2.14. Расчетную ветровую нагрузку, действующую на стеновые ограждающие конструкции стеллажей исполнений 1.4; 2.4; и 3.4, определяют согласно СНиП 2.01.07-85 «Нагрузки и воздействия», утвержденным Госстроем СССР.

Разгружающее действие ветра на крышу склада не учитывается.

2.15 Расчетную снеговую нагрузку на крышу склада определяют согласно СНиП 2.01.07-85 «Нагрузки и воздействия», утвержденным Госстроем СССР.

2.16. Расчетные сейсмические нагрузки определяют согласно СНиП II-7-81 «Строительство в сейсмических районах», утвержденным Госстроем СССР. При этом коэффициент К 1 , учитывающий допускаемые повреждения сооружений, принимается равным 0,25; коэффициенты К 2 и K f , учитывающие тип конструкции сооружения, принимаются равными 1,0.

Сейсмические нагрузки могут действовать как в горизонтальных направлениях - вдоль или поперек стеллажа, так и в вертикальном направлении. Действие сил каждого из трех направлений рассматривается раздельно, т.е. без суммирования результатов воздействия между собой.

Горизонтальные сейсмические нагрузки рассматриваются для всех исполнений стеллажей; при этом для стеллажей, установленных на уровне земли, допускается учитывать только первый тон собственных колебаний нагруженного стеллажа, а форму деформации стеллажа принимать в виде прямой для определения нагрузок, действующих вдоль стеллажа, и как для призматической консоли - для определения поперечных нагрузок.

Для стеллажей, установленных на перекрытии здания, следует учитывать деформацию здания, которая принимается по результатам расчетов здания на сейсмические воздействия.

Расчетную вертикальную сейсмическую нагрузку (P c ) на консоль, стеллажа в ньютонах, исполнения 3.1; 3.2; 3.3 или 3.4 вычисляют по формуле

P c =5AK 1 K 2 K f P ,(3)

где А - коэффициент по СНиП II-7-81;

P

2.17. Условную горизонтальную нагрузку (Р 4) вдоль стеллажа, в ньютонах, применяемую для расчета раскосов задней плоскости, вычисляют по формуле

P 4 =200F × n ,(4)

где F - площадь сечения стойки (колонны) стеллажа, см 2 ;

n - количество стоек по длине стеллажа.

Указанная нагрузка применяется в том случае, если она превышает продольные нагрузки (пп. ; ; ). Нагрузка распределяется поровну между всеми расположенными в одном ярусе раскосами задней плоскости стеллажа.

2.18. Указания по учету сил тяжести складируемого груза и значения коэффициентов сочетаний нагрузок К и К т даны в - .

Значения коэффициентов сочетаний различных видов нагрузок для расчета стоек (колонн) стеллажей даны в табл. 2.

Таблица 2

Значения коэффициентов сочетаний нагрузок
для расчета стоек (колонн) стеллажей


Вид нагрузки

Номер сочетания

Сила тяжести стеллажа

Сила тяжести ограждающих конструкций

Сила тяжести мостового крана-штабелера

Сила тяжести складируемого груза

Нагрузка торможения мостового крана-штабелера

Нагрузка торможения грузовой тележки мостового крана-штабелера

Нагрузка упора в стеллаж при движении мостового крана-штабелера

Нагрузка упора в стеллаж при движении грузовой тележки мостового крана-штабелера

Нагрузка на верхний рельсовый путь при выдвинутом захвате стеллажного крана-штабелера

Нагрузка упора в стеллаж при выдвижении захвата стеллажного крана-штабелера


Расчетные сочетания нагрузок для стоек (колонн) стеллажей должны приниматься согласно табл. 3.

Таблица 3

Исполнение стеллажа

Расчетные сочетания нагрузок

1.1; 2.1

1.2; 2.2

1.3; 2.3; 3.3

1.4; 2.4; 3.4

10, 11, 12, 13, 16

3. РАСЧЕТ СТЕЛЛАЖЕЙ С НАСТИЛОМ ДЛЯ
ТАРНО-ШТУЧНЫХ ГРУЗОВ

3.1. При расчете ригелей настила на изгиб принимаете» шарнирное опирание их концов на стойки стеллажа, влияние настилов соседних ячеек не учитывается. Нагрузка на настил - собственная сила тяжести () и силы тяжести полного комплекта грузов () с коэффициентом надежности по нагрузке 1,1, если в ячейке размещается три и более грузов; 1,15 - если в ячейке размещается два груза; 1,25, если в ячейке размещается один груз. Указанная нагрузка распределяется поровну между двумя ригелями настила.

Вертикальная нагрузка от силы тяжести каждого груза принимается в виде системы одинаковых сосредоточенных сил, приложенных по углам опорного контура груза, если в ячейке размещается два и более грузов. Если в ячейке размещается один груз, то распределение нагрузки проводится согласно .

3.2. При расчете элементов настила, непосредственно контактирующих с грузами, расчетная вертикальная нагрузка, создаваемая любой из двух пар диагонально расположенных углов тары (пакета), принимается равной на каждый угол по 0,45 от нормативной нагрузки (). При этом нагрузка двух других углов составляет по 0,18 от той же величины.

3.3. Ригель и поперечные элементы решетчатого настила дополнительно проверяются на действие горизонтальной нагрузки упора грузозахватным органом крана-штабелера () для исполнений 1.1 и 1.2 или () для исполнений 1.3 и 1.4. Указанная нагрузка распределяется поровну между двумя клыками вил или двумя телескопическими захватами. Силы тяжести грузов учитываются с коэффициентом 0,8 независимо от их количества на полке. Опирание концов ригеля - шарнирное.

Расчетные напряжения изгиба и сжатия не должны превышать предела текучести материала.

3.4. Узловое соединение ригеля со стойкой рассчитывается на моменты и усилия по схеме полного защемления концов ригеля при нагрузках ().

3.5. Упругий прогиб ригеля полки от сил тяжести грузов в их нормативном значении не должен превышать 1 / 200 пролета этого ригеля.

Указанное значение прогиба для стеллажей исполнений 1.3 и 1.4, обслуживаемых кранами-штабелерами исполнения СА по ГОСТ 16553, не должно превышать 8 мм.

3.6. Расчет стоек выполняется на сочетания нагрузок согласно и . При этом предполагается полная занятость стеллажа по количеству грузов, а значения коэффициентов сочетаний сил тяжести грузов () принимается согласно табл. 4, если количество грузов, размещаемых в ячейке, не менее двух.

Таблица 4

12 и более

6 и менее

К

К т

К

К т

10 и более

0,35

0,60

0,39

0,66

От 3 до 9

0,75

0,85

0,83

0,94

1 или 2

0,95

0,95

0,95

0,95

Примечание .

Если в ячейке размещается только один груз, то значения коэффициентов сочетаний принимается по

3.7. При расчете ветви стойки на сочетания нагрузок 1, 4, 5, 8 по учитывается также узловой момент, равный половине момента согласно (при этом подразумевается незанятость ячейки, соседней с узлом, передающим моментную нагрузку).

3.8. При проверке общей устойчивости ветви стойки в передней плоскости стеллажа учитывается жесткость передних ригелей полок и верхних горизонтальных связей при их изгибе в вертикальной плоскости, а также жесткость полок на сдвиг в горизонтальной плоскости.

4. РАСЧЕТ КОНСОЛЬНЫХ СТЕЛЛАЖЕЙ ДЛЯ
ТАРНО-ШТУЧНЫХ ГРУЗОВ

4.1. Расчетная вертикальная нагрузка на консольную полку стеллажа, создаваемая любым из четырех углов тары (пакета), принимается согласно При расчете консольной полки тара (пакет) устанавливается в крайнее возможное положение по ширине ячейки стеллажа.

4.2. Расчет стоек выполняется на сочетание нагрузок согласно и . При этом предполагается полная занятость ячеек стеллажа, а значения коэффициентов сочетаний сил тяжести грузов () в соответствии с табл. 5.

Таблица 5

Количественный показатель номенклатуры грузов

Значения коэффициентов сочетаний при числе этажей хранения

12 и более

6 и менее

К

К т

К

К т

10 и более

0,40

0,65

0,44

0,72

От 3 до 9

0,80

0,90

0,88

0,95

1 или 2

0,95

0,95

0,95

0,95

Примечание . При числе этажей хранения от 7 до 11 значения коэффициентов определяют интерполяцией.

4.3. При проверке общей устойчивости ветви стойки в передней плоскости стеллажа учитывается жесткость продольных связей передней плоскости, а также наличие верхних горизонтальных связей. Жесткость стержневой решетки, связывающей переднюю ветвь с задней, не учитывается.

5. РАСЧЕТ КОНСОЛЬНЫХ СТЕЛЛАЖЕЙ ДЛЯ
ДЛИННОМЕРНЫХ ГРУЗОВ

5.3. При расчете колонн необходимо рассматривать следующие случаи:

для стеллажей исполнений 3.1 и 3.2 - случаи одностороннего и двухстороннего нагружения (последний - для двухстороннего стеллажа);

для стеллажей исполнений 3.3 и 3.4, если последние представляют собой пару стеллажей с одним проходом между ними - случай, когда один стеллаж нагружен, а противоположный - пустой;

для стеллажей исполнений 3.3 и 3.4, если они представляют собой тройку стеллажей с двумя проходами между ними - два случая, причем в обоих случаях один из крайних стеллажей нагружен, другой пустой; средний же стеллаж в первом случае нагружен односторонне, во втором - полностью;

для стеллажей исполнений 3.3 и 3.4 при числе проходов три и более состояние крайних стеллажей соответствует предыдущему, а среди остальных - z 1 , нагруженных односторонне, прочие же нагружены полностью; здесь z 1 =0,25 (z +2); z - количество проходов.

5.4. При расчете на изгиб колонн в виде составных стержней следует учитывать местные узловые моменты в ветвях в местах присоединения к ним консолей, а также влияние продольных деформаций ветвей на величину узловых моментов.

5.5. При расчете анкерного или сварного крепления колонн к основанию следует для исполнений 3.1 и 3.2 дополнительно рассмотреть сочетания нагрузок по и , но без учета сил тяжести складируемого груза; для исполнений 3.3 и 3.4 следует рассматривать пустые стеллажи в составе блоков по

5.6. Для стеллажей исполнения 3.1 горизонтальное перемещение колонны на уровне верхней консоли от действия односторонней нагрузки с коэффициентом К т () не должно превышать 15 мм. Для стеллажей исполнения 3.1, имеющих увеличенную ширину межстеллажного прохода против требуемой по ГОСТ 16553, указанный норматив может быть увеличен на половину размера уширения прохода.

3 - консольные для длинномерных грузов

1.1

1.2

1.3

1.4

2.1

2.2

2.3

2.4

3.1

3.2

3.3

3.4

Складирование грузов

Поддержание балок кранового пути для мостового крана-штабелера

Поддержание верхнего рельсового кранового пути для стеллажного крана-штабелера

Поддержание ограждающих конструкций стен и крыши склада

Черт. 2 .

6. На полках (консолях) стеллажей, предназначенных для установки на площадках с сейсмичностью 8 и 9 баллов, должны быть предусмотрены упоры, предотвращающие сползание грузов с полок (консолей).

7. Исполнения 1.3; 2.3; 3.3 представляют собой блоки стеллажей, связанных поверху поперечными связями, к которым крепятся верхние рельсовые крановые пути стеллажных кранов-штабелеров. Во избежание появления дополнительных нагрузок на стеллажи, вызванных неравномерной просадкой фундаментов, крепление поперечных связей к стойкам (колоннам) стеллажей следует выполнять шарнирным (например, с помощью болта) или же применять поперечные связи малой жесткости на изгиб в вертикальной плоскости.

8. Исполнения 1.4; 2.4; 3.4 аналогичны по конструкции описанным в п. 7, но дополнительно имеют стропильные и стеновые элементы для установки ограждающих конструкций стен и крыши. Во избежание появления дополнительных нагрузок на стеллажи и стропила, вызванных неравномерной просадкой фундаментов, следует принимать конструктивные мероприятия по моментной развязке стропильных конструкций и стеллажных блоков.

Черт. 2

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ДАННЫЕ

1. РАЗРАБОТАН И ВНЕСЕН Министерством тяжелого машиностроения СССР

РАЗРАБОТЧИКИ

И.И. Бененсон (руководитель темы), С.Э. Усаковский, В.Г. Блинов, Л.А. Столярова

2. УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Государственного комитета СССР по управлению качеством продукции и стандартам от 03.12.90 № 3007

3. Срок первой проверки - 1996 год; периодичность проверки - 5 лет

4. ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

5. ССЫЛОЧНЫЕ НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ

6. Переиздание. Июнь 1992

Вы можете быстро спроектировать любую ширину полки в нашем онлайн конструкторе на главной странице сайта и сразу узнать её стоимость.

Полки из ДСП(ЛДСП)

Основной материал в нашем конструкторе – это ЛДСП. Преимуществами этого материала являются цена, большой диапазон цветов и применяемости. Шкафчики из ЛДСП подойдут и в офис, жилую комнату, на дачу и т.д.

Исходя из нашего опыта, и опыта других мебельных фабрик мы получили оптимальную длину для разных толщин материала для глубины конструкции 300-400 мм:
- ДСП 16мм до 600 мм;
- ДСП 18мм до 800 мм;
- ДСП 22мм до 1000 мм.

Каждая такая полка сможет выдержать до 40 кг и при этом с годами не станет выглядеть «уставшей». Наши рекомендации, конечно же, не значат, что нужно строго использовать наши параметры и никакой свободы для собственных решений.

Если сделать полку шире рекомендованного размера, то со временем под влиянием влажности воздуха, веса и других факторов, конструкция начнет прогибаться. Если вы все же хотите сделать полку шире чем рекомендуется, то используйте шкафчик с задней стенкой из материала шкафа или ХДФ - это существенно добавит жесткости конструкции. Этой рекомендации мы рекомендуем придерживаться даже если полки не такие длинные!

На примере ДСП 16 мм можно сказать, что если вы решили сделать полку от 600 до 800 мм, то на нее можно поставить до 30 кг, полку от 800 до 1000 мм можно нагрузить до 20 кг, свыше 1000 мм до 10 кг. Причём полки такой длины могут со временем прогнуться даже под собственным весом.


Полки из стекла

Также рассмотрим вариант стеклянных полок. Материал хрупкий, а значит относиться к его нагрузке нужно аккуратно. Положительным моментом в использовании стеклянных полок является устойчивость к влаге. Такие полки находят широкое применение в комнатах с повышенной влажностью. Например, в ванной или на кухне.

При глубине 250-300 мм максимальной развесовкой являются следующие длины полок:
- Стекло 6 мм до 305 мм;
- Стекло 10 мм до 610 мм;
- Стекло 12 мм до 914 мм.

Предметы на стеклянные полки ни в коем случае нельзя бросать, последствиями могут стать мелкие осколки, которые очень сложно потом будет разглядеть.

На примере изображения ниже вы можете увидеть оптимальную нагрузку на полку в зависимости от ее длины и толщины:


А как быть со столами?

Размеры столов обычно существенно больше чем непрогибающиеся полки, но часто их изготавливают из тех же материалов. Если вы хотите сделать надёжный, устойчивый стол, значит вам нужно выбирать надёжный каркас, который отличается от простых ножек наличием жёстких связей между опорами. Примеры таких столов вы можете найти

Является основным документом, регламентирующим процесс производства и эксплуатации стеллажных систем и стеллажей, а также методику проведения испытания, в том числе на нагрузку. В этой статье мы разберемся, как и кому следует выполнять требования ГОСТ Р55525-2013 .

Стеллажное хранение товаров, сырья и материалов в процессе деятельности предприятия или организации - распространенное явление без которого не обойтись. Однако не стоит забывать, что стеллажи и системы стеллажного хранения на складах или в офисах, являются оборудованием, относящимся к немеханической группе (торгового) оборудования.

Как и к любому другому оборудованию, к стеллажам предъявляются требования по безопасности, так стеллажи должны соответствовать требованиям по прочности, устойчивости, а также обеспечивать безопасность при проведении погрузо-разгрузочных работ и размещении товаров или материалов на полках стеллажей. Ответственность за безопасность любого производственного оборудование, как обычно, лежит на работодателе.

Государственная инспекция труда сообщает, что нарушения правил эксплуатации металлических стеллажей в организациях торговли и складских комплексах, принимают постоянных характер, в частности не организуется проведение испытаний стеллажей (полное технического освидетельствования стеллажей ), не обеспечивается их устойчивость, отсутствует защитное заземление, не осуществляется должный надзор со стороны эксплуатирующей стелажи организации в процессе эксплуатации.

За подобные нарушения законодательства об охране труда предусмотрена административная ответственность. Размеры штрафных санкций установлены частью 1 статьи 5.27 Кодекса об административных правонарушениях РФ.

Торопиться и сразу проводить испытание стеллажей на нагрузку по ГОСТ P 55525 2013 не к чему, требуется разобраться что конкретно требуется от вас, как от эксплуатирующей стеллажное оборудование организации, какие мероприятия необходимо выполнять в обязательном порядке?

В большей своей части требования ГОСТ P 55525 2013 распространяются на организации занимающиеся проектированием и изготовлением стеллажных систем и стеллажей.

В ряде случаев проведение испытаний стеллажей на нагрузку в процессе эксплуатации проводить не только не нужно, но и грозит порчей самого стеллажного оборудования. Более того сама попытка их проведения может быть воспринята поставщиком стеллажей как нарушение требований по эксплуатации и грозит снятием всех обязательств и гарантий!

Все требования по необходимым испытаниям и техническим освидетельствованиям указаны в руководстве по эксплуатации (паспорте на стеллаж). Покупателю или организации эксплуатирующей стеллажи (стеллажные конструкции) следует заблаговременно уточнить о наличии у поставщика этих документов, а при получении крайне полезно будет внимательно ознакомиться с их содержанием.

В соответствии с ГОСТ 2.601-2006 «ЕСКД. Эксплуатационные документы» - "Руководство по эксплуатации (РЭ) - документ, содержащий сведения о конструкции, принципе действия, характеристиках (свойствах) изделия, его составных частях и указания, необходимые для правильной и безопасной эксплуатации изделия (использования по назначению, технического обслуживания, текущего ремонта, хранения и транспортирования) и оценок его технического состояния при определении необходимости отправки его в ремонт, а также сведения по утилизации изделия и его составных частей".

  • Эксплуатирующая организация должна назначить сотрудника, ответственного за эксплуатацию стеллажей (п.10.1. ГОСТ Р 55525-2013) ;
  • Сотрудник, ответственный за эксплуатацию стеллажей, должен организовывать проведение частичного и (п. 10.3. ГОСТ Р 55525-2013).

В процессе проведения частичного и полного технического освидетельствования происходит планомерный осмотр стеллажного оборудования с описанием и идентификацией поврежденных элементов, лицом ответсвенным за эксплуатацию стелажей, аттестованым на знание правил, либо организацией аккредитованной в установленном порядке и имеющей квалифицированный персонал.

Стоит обратить внимание на то, что в современных условиях, на стеллажных системах хранятся большие объемы товаров и материалов, для обеспечения чего, на складских работах занято значительное число работников, внезапное обрушение конструкции может привести к серьезным последствиям, групповым (тяжелым) травмам. В случае причинения тяжкого вреда здоровью одному или нескольким работникам, предусмотрена уголовная ответственность на работодателя или должностных лиц, допустивших нарушения охраны труда.

Разберемся в вопросе проведения полного технического освидетельствования и правильной эксплуатации стеллажей.

Установка стеллажей

Завод - изготовитель стеллажного оборудования на стадии выпуска продукции проводят все необходимые испытания, предусмотренные ГОСТ Р 55525-2013, эксплуатирующей организации остается выполнить монтаж стеллажей в соответствии с инструкциями предприятия-изготовителя, а так же проводить профилактические осмотры конструкции.

Необходимость крепления стеллажей к полу, тип анкерования, число анкерных болтов, других фиксирующих элементов определяется предприятием - изготовителем стеллажей. Установка анкерных болтов и других элементов производится в соответствии с инструкцией производителя крепежных элементов. Отсутствие крепления к полу допускается при наличии указания со стороны предприятия - изготовителя стеллажей.

После завершения монтажных работ обязательна установка информационных табличек размером не менее А4 с указанием высот уровней хранения и максимально допустимой нагрузки на каждый из уровней хранения. Данные таблички могут входить в комплект поставки либо устанавливаться эксплуатирующей организацией.


Эксплуатация стеллажей

Необходимость проведения конкретных испытаний стеллажных конструкций и стеллажей в период эксплуатации, а также периодичность и методика их проведения, кроме общих требований указанных в ГОСТ, не должны противоречить требованиям эксплуатационной документации, прилагаемой на каждый конкретный вид эксплуатируемых стеллажей или стеллажных конструкций.

Порядок, содержание и периодичность испытаний определяются заводом-изготовителем из условия необходимой достаточности для обеспечения стабильности качества выпускаемой продукции и указывается в ТУ.

Полностью требования по эксплуатации, касающиеся покупателя стеллажей или организации эксплуатирующей стеллажи, должны быть отражены в «Руководстве по эксплуатации», которое, как раз, и относится к эксплуатационной документации. Добросовестные поставщики обычно наряду с паспортом включают «Руководство по эксплуатации» в комплект поставки стеллажей, либо объединяют оба документа в один.

Таким образом, если в комплекте эксплуатационной документации на установленные на вашем складе стеллажи и стеллажные конструкции нет требований по проведению испытаний, то испытания стеллажей проводиться ни в коем случае не должны!

При использовании контролирующими организациями в качестве аргумента для необходимости проведения испытаний стеллажей материалы ГОСТ Р 55525-2013, по возможности следует:

  • Незамедлительно связаться с поставщиком (заводом-изготовителем) стеллажей, установленных на вашем складе, а в случае затруднения его определения, обратиться в сервисные организации. Найти и ознакомиться с имеющейся эксплуатационной документацией;
  • Максимально корректно рекомендовать проверяющим внимательно (и по возможности вдумчиво) читать документ, на который они ссылаются.

ГОСТ Р 55525-2013 "Складское оборудование. Стеллажи сборно-разборные. Общие технические условия"

Необходимость проведения статических испытаний стеллажей при проведении технического освидетельствования с целью проверки соответствия элементов стеллажей требованиям настоящего стандарта определяется эксплуатирующей организацией.

Не попадают под испытание стеллажи:

1)свыше 16 метров

2) С нагрузкой свыше 1,5 тон.

Распространяется на стальные сборно-разборные стеллажи высотой до 16 м, предназначенные для хранения тарных и штучных грузов массой до 1500 кг (далее - стеллажи), обслуживаемые напольной штабелирующей техникой и эксплуатируемые в закрытых помещениях.

· Настоящий стандарт не распространяется на стеллажи специального назначения, стеллажи, несущие нагрузки от зданий и штабелирующих устройств (кранов-штабелеров), на стеллажи, применяемые для работы в сейсмически опасных районах.

ГОСТ Р 56356-2015 «Стеллажи металлические для архивов. Технические условия»

Распространяются на металлические стеллажи, состоящие из секций высотой не более 3100 мм и эксплуатационной нагрузкой на секцию не более 1000 кг, предназначенные для ручной обработки грузов, используемые в архивах, складах, офисных, производственных и торговых помещениях.

Центр охраны труда и правового информирования предоставляет услугу по проведению полного технического освидетельствования стеллажей, для организаций и предприятий Москвы и Московской области.

АКЦИЯ АНТИКРИЗИС - при заключение договора на ПТО, повышение квалификации по 72 часовой программе обучения для лиц ответственных за эксплуатацию стеллажных конструкций, а также ЧАК (членов аттестационных комиссий) по ГОСТ Стеллажное оборудование. Общие технические условия. Проведение технического освидетельствования в ПОДАРОК!*

  • * Действие Акции распространяется ТОЛЬКО на дистанционное обучение, при очном обучении действует обычный тариф -8000 рублей.

Для расчета стоимости полного технического освидетельствования стеллажей , потребуется следующая информация:

  • 1) Паспорт (руководство по эксплуатации) на стеллаж;
  • 2) Количество типов и количество стеллажей;
  • 3) Фото;
  • 4) Площадь склада (торгового зала);
  • 5) Точный адрес объекта.

Перечень работ по полному техническому освидетельствованию стеллажей

  • 1) Проверка на соответствие стеллажей параметрам, указанным в разделе 6 ГОСТ Р 55525-2103 (измерение отклонений и деформаций элементов стеллажей);
  • 2) Контроль моментов затяжки болтовых соединений и анкерных болтов в объеме, составляющем не менее 5% от общего числа болтовых соединений;
  • 3) Идентификация поврежденных элементов по методике, описанной в ГОСТ 55525-2013, и общий анализ состояния стеллажей;
  • 4) Контроль сварных соединений и швов.

По результатам освидетельствования, Заказчику передаются документы:

  • 1) Протокол технического освидетельствования стеллажного оборудования с описанием и идентификацией поврежденных элементов;
  • 2) Копии результатов метрологической поверки измерительного оборудования и инструментов, применяемых в испытаниях и освидетельствованиях стеллажей;
  • 3) Копии сертификатов, аттестатов или иных разрешений для персонала, проводящих испытания стеллажей и подтверждающих их квалификацию выполнять работы в соответствии с ГОСТ Р 55525-2103.

Лица допущенные к эксплуатации стеллажных систем хранения, процедуре проведения полного или частичного технического освидетельствования стеллажей по ГОСТ Р 55525-2013, а также члены комиссии (ЧАК) по проверке знаний, должны пройти обучение и иметь .

"Безопасная эксплуатация складского оборудования. Техническое освидетельствование стеллажей в соответствии с ГОСТ 55525-2013"

Подробнее по вопросам проведения повышения квалификации, вы можете узнать позвонив нам потелефону или направить запрос на почту.

Многоярусные сборно-разборные металлоконструкции для складов проектируются, изготавливаются и монтируются с учетом правил, регламентируемых ГОСТ 16140-77. Требования государственного стандарта разработаны относительно стеллажей для складирования тарных и штучных товаров.

Перечень нормативов и требований:

    Прочностные характеристики деталей и элементов стеллажных конструкций должны быть рассчитаны таким образом, чтобы выдерживать возможные нагрузки в соответствии с ГОСТ 14757-74.

    Кривизна стоек и балок в собранном виде не должна превышать 3 мм на 1000 мм длины и 0,1% от общей длины.

    Скручивание стоек и балок вокруг их продольной оси не должно быть более 0,5 мм на 1000 мм длины и 0,05% от общей длины.

    Конструктивные элементы должны быть без дефектов, трещин, расслоений, заусенцев, отслоений. Соответствие показателей шероховатости указаны в ГОСТ 2789-73, сварные швы - ГОСТ 8713-70, ГОСТ 5264-69, ГОСТ 11534-75, ГОСТ 14771-76.

    Сварные соединения не должны содержать непроваров, местных наплывов, пор и шлаковых включений, диаметром превышающих 1 мм, подрезов металла более 0,5мм, трещин любых видов.

    Конструктивные детали должны быть оцинкованными, либо их загрунтованными и окрашенными, либо покрытыми полимерной краской с обжигом в печи при высокой температуре.

    Неперпендикулярность стоек в собранном виде без нагрузки к горизонтальной плоскости стеллажей не должна превышать 1 мм на 1000 мм длины, а под действием горизонтальной нагрузки - 4 мм на 1000 мм и 6 мм по всей длине.

Гарантией безопасности размещения и сохранности груза является выполнение предусмотренных правил, предъявляемых к проходам между стеллажными конструкциями на складе (ином помещении) и совокупность других нормативных требований, предъявляемых к системам хранения. Чтобы обеспечить пожарную безопасность при эксплуатации склада, необходимо правильно спланировать расстановку складского комплекса.

Требования к размещению стеллажей на складе

Чтобы организовать оптимальную среду для эффективной работы склада, которая позволит оперативно выполнять погрузочно-разгрузочные мероприятия, складировать большие партии товара необходимо рационально расположить оборудование в помещении. Минимальное расстояние между металлоконструкциями по нормам составляет 80 см. На этапе общетехнической планировки устанавливаются рабочие проезды и проходы в необходимом количестве. Размещение основного транспортного проезда производится противоположно входу. Величина проезда в закрытом помещении с двусторонним движением техники рассчитывается следующим образом: двойное значение ширины погрузчика плюс 0,9 м. Необходимо оставлять достаточное место для проезда, минимальные размеры которого приравнивается к размеру ворот.

Перечень положений, на основании которых следует устанавливать складскую мебель:

    Если товары хранятся штабелями, то расстояние между ними и ограждениями - 0,8 м.

    Оборудованный смотровой проход (ширина 1 м) на каждые 10-12 штабелей.

    Размер прохода напротив двери соизмерим с ее шириной, но не менее 1 м.

    При ширине складского помещения более 10 м, необходимо оставлять центральный коридор равный 2,5 м, который будет обустроен между стеллажными конструкциями.

    Проход следует увеличивать, если будут использоваться секции с выдвижными полками. Односторонняя установка конструкции - увеличение прохода равняется половине размера полки. Двухстороннее расположение стеллажей - расширение прохода будет соизмеримо с полной шириной полки.

По техническим нормам допуска, продольная сторона секций может быть размещена на расстоянии 20 см до ограждения. Бывают и исключения для специальных грузов, которые запрещено хранить вблизи источников тепла (батарей). В данной ситуации монтаж выполняется на расстоянии 0,8 - 1м от стены. Расположение эвакуационных коридоров следует планировать вдоль торца стеллажных конструкций.

Установлены места, на которых категорически запрещено размещать груз (даже временный) - это просветы между штабелями и линии перемещения по складскому помещению.

Установка систем с фронтальной загрузкой регламентируется требованиями ГОСТ Р 55525-2013 и осуществляется следующими способами:

    Широкопроходный - ширина варьируется от 2,5 до 3,7 м, площадь коридора позволяет выполнить разворот погрузчика на 90º.

    Узкопроходный - размеры в диапазоне от 1,5 до 1,9 м, для разворота техники задействуется транспортный проезд.

Комплекс стеллажного оборудования позволяет оптимизировать рабочее пространство архивных помещений. Благодаря наличию эргономичных вместительных полок можно обеспечить удобство доступа к документации и улучшить организацию рабочего процесса.

Порядок расстановки стеллажей в архивах закреплен нормативным документом СН 426-82:

    Стеллажи следует размещать на расстоянии 0,75 м;

    Величина просвета между секциями - 1,2 м;

    Расстояние между торцом стеллажной конструкции и стеной - 0,45 м.

Требования пожарной безопасности

Когда на складе хранятся различные грузы необходимо соблюдать нормы пожарной безопасности, которые предупреждают возгорание и создают оптимальные условия для оперативной эвакуации при возникновении пожара. Системы хранения должны устанавливаться по параметрам, предусмотренным требованиями ГОСТ 16140-77. Между монтируемой мебелью и стенами, колоннами, элементами отопления следует выдерживать расстояние не меньше 0,7 м. Минимальное расстояние между складским оборудованием и перекрытием, либо приборами освещения составляет 0,5 м.

Складские помещения без распределения на секции до 700 м 2 следует оборудовать эвакуационным коридором, ширина которого будет не менее 1,5м. Склад площадью более 700 м 2 обустраивается дополнительным проходом с аналогичными параметрами.

Системы хранения монтируются по правилам, которые будут напрямую зависеть от типа груза, находящегося на хранении. В общей секции не разрешается хранение автошин и других товаров. Если на хранении находятся изделия из шерсти, хлопка и других аналогичных материалов, то размеры продольных и поперечных проходов должны составлять минимум 2 м, а между кипой и элементами освещения следует оставлять просвет не менее 1 м.

Стеллажные металлоконструкции являются незаменимым оборудованием в управлении, размещении на хранение, пополнении и выдачи товаров на складах. Кроме складской логистики, они активно задействуются магазинами, офисами, мастерскими, торговыми павильонами для складирования различной продукции.

Требования к паллетным стеллажам

Паллетные стеллажи изготавливаются по установленным нормативным стандартам, что обеспечивает безопасную эксплуатацию металлоконструкции и длительный срок службы. Данными требованиями определены эксплуатационные правила, комплектность, габаритные размеры оборудования, контроль технического состояния.

Стеллажи для размещения тарных и штучных грузов соответствуют техническим условиям хранения продукции и имеют допустимые габариты, которые определены государственными стандартами.

В соответствии с нормами ГОСТ 16140-77, габариты металлоконструкций могут быть следующими:

    по высоте - 1,8-12,6 м;

    по предельной грузоподъемности, исчисляемой допустимой нагрузкой на ячейку - от 125 до 4000 кг.

Стеллажи с настилом имеют следующие габариты:

    по ширине - от 0,45-1,35 м;

    стойки расположены на расстоянии 0,9-2,9 м.

Консольные конструкции характеризуются такими габаритами:

    диапазон ширины - 0,45-1,35 м;

    стойки могут располагаться на расстоянии от 0,75 до 1,8 м.

Металлоконструкции поставляются в комплекте с паспортом и сборочными чертежами. Системы хранения, которые доставляются на склад, представлены в виде набора элементов, состоящих из деталей конструкции и необходимого крепежа. Подбор комплектующих элементов выполнен по правилам - все детали соответствуют конфигурации конкретной металлоконструкции.

Требования безопасности к стеллажам

При эксплуатации стеллажных систем необходимо придерживаться следующих требований безопасности:

    Не превышать допустимую грузоподъемность ячейки;

    Выполнить обработку выступающих частей (на фаску) и углов (скруглить);

    Выполнить заземление конструкций;

    Зафиксировать стеллаж к опорной поверхности жестким креплением;

    Конструкции следует монтировать на расстоянии не менее 1 м друг от друга;

    Запрещается эксплуатация систем хранения с треснувшими поддонами, гнутыми балками прочими дефектами и неисправностями элементов;

    Поддон с товаром должен иметь высоту, меньшую шага направляющих на 10 см.

Техническое состояние и контроль

Испытание на прочность всех паллетных фронтальных стеллажей, в которых хранятся поштучные или упакованные в тару грузы, осуществляется не реже одного раза в год. Испытание заключается в том, что на ячейку создается усилие, превышающее предельную грузоподъемность на 25%(не более). Для сохранения целостности конструкции, установлены временные ограничения - длительность такого испытания не более 10 минут.

Горизонтальная и вертикальная нагрузка на конструкцию осуществляется в последовательном порядке. Затем оценивают состояние стоек и балок, степень их деформации, смотрят на целостность полок и поддонов. При успешном прохождении испытания, на металлоконструкциях ставят маркировку с пометкой о допустимой нагрузке.