Вредные условия труда характеризуются. Классы условий труда — что это значит


Исходя из гигиенических критериев, условия труда подразделяются на четыре класса: оптимальные, допустимые, вредные и опасные.
Оптимальные условия труда (1-й класс) - условия, при которых сохраняется здоровье работника и создаются предпосылки для поддержания высокого уровня работоспособности. Работоспособность
  • состояние человека, определяемое возможностью физиологических и психических функций организма, которое характеризует его способность выполнять конкретное количество работы заданного качества за требуемый интервал времени.
Оптимальные нормативы факторов рабочей среды установлены для микроклиматических параметров и факторов трудовой нагрузки.
Для других факторов за оптимальные условно принимают такие условия труда, при которых вредные факторы отсутствуют либо не превышают уровней, принятых в качестве безопасных для населения.
Допустимые условия труда (2-й класс) характеризуются такими уровнями факторов среды и трудового процесса, которые не превышают установленных гигиенических нормативов для рабочих мест, а возможные изменения функционального состояния организма восстанавливаются во время регламентированного отдыха или к началу следующей смены и не оказывают неблагоприятного действия в ближайшем и отдаленном периоде на состояние здоровья работников и их потомство. Допустимые условия труда условно относят к безопасным.
Вредные условия труда (3-й класс) характеризуются наличием вредных факторов, уровни которых превышают гигиенические нормативы и оказывают неблагоприятное действие на организм работника и (или) его потомство.
Вредные условия труда по степени превышения гигиенических нормативов и выраженности изменений в организме работников условно разделяют на четыре степени вредности:
  • 1-я степень 3-го класса (3.1) - условия труда, характеризующиеся такими отклонениями уровней вредных факторов от гигиенических нормативов, которые вызывают функциональные изменения, восстанавливающиеся, как правило, при более длительном (чем к началу следующей смены) прерывании контакта с вредными факторами и увеличивают риск повреждения здоровья;
  • 2-я степень 3-го класса (3.2) - уровни вредных факторов, вызывающие стойкие функциональные изменения, которые приводят в большинстве случаев к увеличению профессионально обусловленной заболеваемости (что может проявляться в повышении уровня заболеваемости с временной утратой трудоспособности, и в первую очередь теми болезнями, которые отражают состояние наиболее уязвимых для данных факторов органов и систем), появлению начальных признаков или легких форм профессиональных заболеваний (без потери профессиональной трудоспособности), возникающих после продолжительной экспозиции (часто после 15 и более лет);
  • 3-я степень 3-го класса (3.3) - условия труда, характеризующиеся такими уровнями факторов рабочей среды, воздействие которых приводит, как правило, к развитию профессиональных болезней легкой и средней степеней тяжести (с потерей профессиональной трудоспособности) в период трудовой деятельности, росту хронической (профессионально обусловленной) патологии;
  • 4-я степень 3-го класса (3.4) - условия труда, при которых могут возникать тяжелые формы профессиональных заболеваний (с потерей общей трудоспособности), отмечаются значительный рост числа хронических заболеваний и высокие уровни заболеваемости с временной утратой трудоспособности.
Опасные (экстремальные) условия труда (4-й класс) характеризуются уровнями факторов рабочей среды, воздействие которых в течение рабочей смены (или ее части) создает угрозу для жизни, высокий риск развития острых профессиональных поражений, в том числе и в тяжелых формах.
В зависимости от количественной характеристики и продолжительности воздействия отдельные вредные производственные факторы могут стать опасными.
  1. Гигиеническая оценка условий и характера труда
на рабочих местах
Для гигиенической оценки условий и характера труда на рабочих местах разработано «Руководство по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда» Р 2.2.2006-05 (далее - Руководство).
Руководство применяют в целях:
  • контроля состояния условий труда работника на соответствие действующим санитарным правилам и нормам и получения санитарно-эпидемиологического заключения;
  • установления приоритетности проведения профилактических мероприятий и оценки их эффективности;
  • аттестации рабочих мест по условиям труда и сертификации работ по охране труда в организации;
  • анализа связи изменений состояния здоровья работника с условиями его труда;
  • расследования случаев профессиональных заболеваний, отравлений и иных нарушений здоровья, связанных с работой;
  • оценки уровней профессионального риска;
  • установления класса условий труда, а внутри класса - степени вредности (степени превышения гигиенических нормативов);
  • обоснования мер социальной защиты работающих.
В Руководстве представлены гигиенические критерии и классификация условий труда при воздействии химических, биологических, виброакустических, микроклиматических факторов рабочей среды, неионизирующих электромагнитных полей и излучений, аэрозолей, аэроионного состава воздуха, показателей световой среды, тяжести и напряженности трудового процесса, а также при работе с источниками ионизирующих излучений.
Представлены способы защиты или снижения негативного влияния на работников вредных и опасных факторов производственной среды и трудового процесса.
Общая гигиеническая оценка условий труда. Если фактические значения уровней вредных факторов находятся в пределах оптимальных или допустимых величин, то условия труда на рабочем месте отвечают гигиеническим требованиям и относятся к 1-му или 2-му классу соответственно. Если уровень хотя бы одного фактора превышает допустимое значение, то условия труда на таком рабочем месте в зависимости от величины превышения как по отдельному фактору, так и при их сочетании могут быть отнесены к 1-й - 4-й степеням 3го класса вредных или 4-му классу опасных условий труда.
При общей оценке условий труда:
  • оценку устанавливают по наиболее высокому классу и степени вредности;
  • в случае сочетанного действия трех и более факторов, относящихся к классу 3.1, общая оценка условий труда соответствует классу 3.2;
  • при сочетании двух и более факторов классов 3.2, 3.3, 3.4 условия труда оценивают соответственно на одну степень выше.
В тех случаях, когда превышение гигиенических нормативов обусловлено особенностями профессиональной деятельности работника, а работодатель по обоснованным причинам не может в полном объеме обеспечить соблюдение гигиенических нормативов на рабочих местах, органы госнадзора в ряде случаев могут разрешить работу в таких условиях. Работа в условиях превышения гигиенических нормативов должна осуществляться с использованием средств индивидуальной защиты при строгом административном контроле за обязательностью и правильностью их применения. Использование эффективных (имеющих сертификат соответствия) средств индивидуальной защиты уменьшает уровень профессионального риска повреждения здоровья, но не изменяет класс условий труда работника.
Обязательным при этом является также ограничение времени воздействия на работающих вредных производственных факторов (защита временем). Защита временем может выражаться применением следующих мер:
  • введением внутрисменных перерывов;
  • сокращением рабочего дня;
  • увеличением продолжительности отпуска;
  • ограничением стажа работы в данных условиях.
При этом каждый работник должен получить полную информацию об условиях труда, степени их вредности, возможных неблагоприятных последствиях для здоровья, необходимых средствах индивидуальной защиты, режимах труда и отдыха, медикопрофилактических мерах и мерах по сокращению времени контакта с вредным фактором.
Работа в опасных (экстремальных) условиях труда (4-й класс) допускается при ликвидациях аварий, проведении экстренных работ для предупреждения аварийных ситуаций. При этом работа должна проводиться в соответствующих средствах индивидуальной защиты и при строгом соблюдении режимов, регламентированных для таких работ.

Производственными факторами, характеризующими условия труда, могут быть физические факторы - температура, влажность и подвижность воздуха, неионизирующие электромагнитные излучения (ультрафиолетовое, видимое, инфракрасное, лазерное и др.), статические, электрические и магнитные поля, ионизирующие излучения, производственный шум, вибрация, ультразвук и т.п.; химические факторы, в том числе некоторые вещества биологической природы (антибиотики, витамины, гормоны, ферменты); биологические факторы - патогенные микроорганизмы, препараты, содержащие живые клетки и споры микроорганизмов, белковые препараты; факторы трудового процесса, характеризующие напряженность труда (интеллектуальные, сенсорные и эмоциональные нагрузки, монотонность нагрузок, режим работы); факторы трудового процесса, характеризующие тяжесть физического труда (физическая динамическая нагрузка, масса поднимаемого и перемещаемого груза, стереотипные рабочие движения, статическая нагрузка, рабочая поза, наклоны корпуса, перемещение в пространстве).

Наличие факторов трудового процесса, характеризующих тяжесть физического труда в объеме, превышающем допустимые физические нагрузки, позволяет говорить о тяжелом физическом труде. Например, вынужденные наклоны корпуса более 50-100 раз за смену считаются допустимой (средней по тяжести) физической нагрузкой. Те же самые наклоны корпуса свыше 300 раз за смену позволяют считать выполняемый труд физически тяжелым, могущим вызвать стойкие функциональные нарушения, приводящие в большинстве к росту заболеваемости с временной утратой трудоспособности, к повышению частоты общей заболеваемости и появлению начальных признаков профессиональной патологии.

Условия труда, характеризующиеся такими уровнями производственных факторов, воздействие которых в течение рабочей смены (или ее части) создает угрозу для жизни, высокий риск возникновения тяжелых форм профессиональных поражений, считаются опасными (экстремальными). Возможность негативного воздействия на работников вредных производственных факторов в процессе трудовой деятельности обусловила необходимость разработки и утверждения предельно допустимых уровней воздействия указанных факторов. Например, установлены предельно допустимые концентрации вредных веществ в воздухе рабочей зоны; санитарные нормы допустимых уровней шума на рабочих местах; санитарные нормы вибрации рабочих мест и др. Наряду с этим законодательством запрещено применение труда лиц моложе 18 лет, а также женщин на тяжелых работах и работах с вредными условиями труда, указанных в специальных списках таких работ; на подземных работах предусмотрено предоставление компенсаций и льгот работникам, занятым на работах с вредными или опасными условиями труда, неустранимыми при современном техническом уровне производства и организации труда.

Вредные производственные факторы - это факторы среды и трудового процесса, которые могут вызвать профессиональную патологию, временное или стойкое снижение работоспособности, повысить частоту соматических и инфекционных заболеваний, привести к нарушению здоровья потомства /30/.

Условия труда - это совокупность элементов (факторов)

производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на

функциональное состояние организма человека - здоровье, работоспособность,

удовлетворенность трудом и его эффективность.

Можно выделить следующие группы факторов условий труда:

1. Санитарно-гигиенические, характеризующие микроклимат (температуру,

влажность и скорость движения воздуха), освещение, шум, вибрацию и

сопряженную с освещением окраску служебных помещений и оборудования;

2. Эстетические, включающие цветовую отделку интерьеров, озеленение

служебных помещений, использование в интерьерах помещений произведений

живописи и произведений прикладного искусства;

3. Психофизиологические, связанные с осуществлением мер

психофизиологического характера, обеспечивающих условия высокоэффективной

деятельности и сохранения здоровья служащих (постепенное вхождение в

труд, ритмизация труда, нормальное чередование труда и отдыха, смена форм

деятельности, активные формы труда и отдыха и ряд других факторов);

4. Социально-психологические, связанные с осуществлением мер, направленных

на формирование психологической готовности человека к работе с новой

техникой, к различного рода нововведениям (снятия психологических

барьеров), с созданием нормального психологического климата в коллективе,

установлением нормальных взаимоотношений руководителя и подчиненных и, в

частности, с использованием выработанных наукой и практикой принципов

общения руководителей с подчиненными.

Условия труда – совокупность факторов трудового процесса и рабочей среды, в которой осуществляется деятельность человека.

Оптимальные условия труда – предпосылки для поддержания высокого уровня работоспособности.

Безопасные условия труда – условия труда, при которых воздействие на работающих вредных и опасных производственных факторов исключено или их уровни не превышают установленные нормативы.

Вредные условия труда – условия труда, характеризующиеся наличием вредных производственных факторов, оказывающих неблагоприятное воздействие на организм работающего и (или) его потомство.

Гигиенические нормативы условий труда (ПДК, ПДУ) – уровни факторов рабочей среды, которые при ежедневной (кроме выходных дней) работе в течение 8 ч, но не более 40 ч в неделю, в течение всего рабочего стажа не должны вызывать заболеваний или отклонений в состоянии здоровья, обнаруживаемых современными методами исследований, в процессе работы или в отдаленные сроки жизни настоящего и последующего поколений. Соблюдение гигиенических нормативов не исключает нарушение здоровья у лиц с повышенной чувствительностью”.

В гигиене труда выделяются опасный и вредный факторы рабочей среды. Опасный фактор рабочей среды – фактор среды и трудового процесса, который может быть причиной острого заболевания или внезапного резкого ухудшения здоровья, смерти.

Вредный фактор рабочей среды – фактор среды и трудового процесса, воздействие которого на работника может вызывать профессиональное заболевание или другое нарушение состояния здоровья, повреждение здоровья потомства.

Вредные факторы рабочей среды делятся на следующие группы:

физические факторы – температура, влажность, скорость движения воздуха, все виды излучений (тепловое, электромагнитное, лазерное,ультрафиолетовое, ионизирующее и др.), производственный шум, вибрация (локальная, общая), ультразвук, инфразвук, аэрозоли (пыли) преимущественно фиброгенного действия, отсутствие или недостаточность освещенности, наличие в воздухе аэроионов;

химические факторы – химические вещества, смеси, в т. ч. вещества биологической природы (антибиотики, витамины, гормоны, ферменты, белковые препараты);

биологические факторы – патогенные микроорганизмы, живые клетки и споры;

факторы трудового процесса, характеризующие тяжесть физического труда;

факторы трудового процесса, характеризующие напряженность труда.

Условия труда по степени вредности и опасности подразделяются на 4 класса.

1-й класс – оптимальные условия труда, при которых сохраняется здоровье работника и создаются предпосылки для поддержания высокого уровня работоспособности.

2-й класс – допустимые условия труда, характеризуются такими уровнями факторов среды и трудового процесса, которые не превышают установленных гигиенических нормативов для рабочих мест, а возможные изменения функционального состояния организма восстанавливаются во время регламентированного отдыха или к началу следующей смены и не оказывают неблагоприятного действия в ближайшем и отдаленном периодах на состояние здоровья работников и их потомство. Допустимые условия труда условно относят к безопасным.

3-й класс – вредные условия труда, характеризуются наличием вредных факторов, уровни которых превышают гигиенические нормативы и оказывают неблагоприятное действие на организм работника и (или) его потомства.

Третий класс подразделяется на 4 степени вредности:

1-я степень (3.1) – условия труда с такими отклонениями уровней вредных факторов от гигиенических нормативов, которые вызывают функциональные изменения, восстанавливающиеся, как правило, при более длительном (чем к началу следующей смены) прерывании контакта с вредными факторами, и увеличивают риск повреждения здоровья;

2-я степень (3.2) – условия труда с уровнем вредных факторов, вызывающим стойкие функциональные изменения, приводящие в большинстве случаев к увеличению профессионально-обусловленной заболеваемости (что может проявляться повышением заболеваемости с временной утратой трудоспособности и, в первую очередь, теми болезнями, которые отражают состояние наиболее уязвимых для данных вредных факторов органов и систем), появлению начальных признаков или легких форм профессиональных заболеваний (без потери профессиональной трудоспособности), возникающих после продолжительной экспозиции (часто после 15 и более лет работы);

3-я степень (3.3) – условия труда с такими уровнями факторов рабочей среды, воздействие которых приводит к развитию, как правило, легких и средней степени тяжести профессиональных болезней (с потерей профессиональной трудоспособности) в периоде трудовой деятельности, росту хронической (профессионально-обусловленной) патологии;

4-я степень (3.4) – условия труда, при которых могут возникать тяжелые формы профессиональных заболеваний, отмечается значительный рост числа хронических заболеваний и высокие уровни заболеваний с временной утратой трудоспособности.

4-й класс – опасные (экстремальные) условия труда, характеризуются уровнями факторов рабочей среды, воздействие которых в течение рабочей смены (или ее части) создает угрозу для жизни, высокий риск развития тяжелых форм острых профессиональных поражений, в т. ч. и тяжелых форм.

Тяжесть и напряженность трудового процесса

Тяжесть труда – характеристика трудового процесса, отражающая преимущественно нагрузку на опорно-двигательный аппарат и функциональные системы организма (сердечно-сосудистую, дыхательную и др.), обеспечивающие его деятельность.

Тяжесть труда определяется энергетическим (силовым) компонентом и характеризуется определенными показателями: физической динамической нагрузкой, массой поднимаемого и перемещаемого груза, общим числом стереотипных рабочих движений, величиной статической нагрузки, характером рабочей позы, глубиной и частотой наклонов корпуса, перемещениями в пространстве.

По показателям тяжести все физические работы делят (на основе общих энерготрат организма) на три класса условий труда:

оптимальные (легкая физическая нагрузка);

допустимые (средняя физическая нагрузка);

вредные (тяжелый труд) – в градациях 1-й и 2-й степеней.

Напряженность труда – характеристика трудового процесса, отражающая нагрузку преимущественно на центральную нервную систему, органы чувств, эмоциональную сферу работника. Факторы, характеризующие напряженность труда: интеллектуальные, сенсорные, эмоциональные нагрузки, степень монотонности нагрузок, режим работы (по специальным шкалам).

По показателям напряженности трудового процесса все работы делят на три класса условий труда:

1-й класс – оптимальные (напряженность труда легкой степени);

2-й класс – допустимые (напряженность труда средней степени);

3-й класс – вредные (напряженный труд).

Критерии оптимального труда (1-й класс напряженности) – отсутствие необходимости принятия решений, односменная работа (без ночной смены), работа по индивидуальному плану, степень риска для собственной жизни исключена, фактическая продолжительность рабочего дня 6–7 ч, степень ответственности за безопасность других лиц исключена и др.

К категории этих работ (раньше их определяли как связанные с незначительным нервно-психическим напряжением) относятся такие, которые характеризуются малой изменчивостью ситуации, сосредоточением внимания чаще на одном объекте, небольшим объемом производственной деятельности (счетно-канцелярская, административно-хозяйственная работа малого объема, работа табельщицы, секретаря, машинистки и т. п.).

К категории работ 2-го класса напряженности (связанных с умеренным нервно-психическим напряжением) относятся такие, которые связаны с выполнением заданий средней сложности, ответственностью только за определенные производственные операции, свойственные этой профессии (бухгалтер, экономист, рядовой инженер, юрисконсульт, врач, библиотекарь и т. д.). Эти работы доступны большинству больных с умеренными функциональными нарушениями, медленно прогрессирующим течением заболевания.

К категории работ 3-го класса напряженности (связанных со значительным нервно-психическим напряжением) относятся такие, которые требуют выполнения большого объема производственной деятельности, длительного напряжения внимания, быстрой ориентировки и переработки большого потока

информации (руководители крупных предприятий и учреждений, административно-хозяйственные работники с работой большого объема – главный бухгалтер, главный технолог, конструктор), а также работы, требующие восприятия большого и непрерывного потока информации, немедленной и точной реакции на нее (операторы пульта управления сложными процессами, диспетчеры аэродромов, поездные, узловые, локомотивные, маневровые диспетчеры и дежурные железнодорожных станций, операторы и дежурные метрополитена, режиссеры и ассистенты телевидения, телеграфистки и телефонистки междугородных и международных линий, лица, связанные с вождением транспорта, врачи скорой помощи, реанимационных отделений, палат интенсивной терапии и т. п.).

Критериями 3-го класса напряженности труда являются: работа в условиях дефицита времени и информации с повышенной ответственностью за конечный результат (авиадиспетчер), продолжительность рабочего дня более 12 ч, отсутствие перерывов, нерегулярная сменность с работой в ночное время, степень риска для собственной жизни – вероятна, степень ответственности за безопасность других лиц – возможна, и ряд других критериев.

Эти виды работ противопоказаны больным, у которых чрезмерное нервно-эмоциональное напряжение может привести к прогрессированию или обострению заболевания, а в ряде случаев – к возникновению в связи с этим аварийной рабочей ситуации, а также больным, у которых основное заболевание протекает с частыми и длительными обострениями или явлениями декомпенсации сердечно-сосудистой, легочной систем и др.

Виды умственного труда

К умственному труду относят работы, связанные с приемом и переработкой информации, при выполнении которых требуется значительное напряжение сенсорного аппарата, внимания, памяти, активация мышления и эмоциональной сферы.

Все виды умственного труда в гигиене труда предложено делить на пять основных групп.

1. Операторский труд (профессии операторов, связанные с управлением машинами, оборудованием, технологическими процессами). Труд связан с большой ответственностью и высоким нервно-эмоциональным напряжением.

2. Управленческий труд (руководители предприятий и учреждений, учителя, преподаватели). Труд связан с чрезмерным ростом объема информации, дефицитом времени для ее переработки, повышением социальной значимости и личной ответственности за принятие решений, нерегулярностью нагрузки, нестандартностью принимаемых решений, периодическим возникновением конфликтных ситуаций.

3. Творческий труд (научные работники, писатели, композиторы, артисты, художники, архитекторы, конструкторы). Труд предполагает создание новых алгоритмов на основе многолетней подготовки и высокой квалификации. Работники должны иметь хорошую память, инициативность, способность к длительному сосредоточению внимания, что приводит к повышенному нервно-эмоциональному напряжению.

4. Труд медицинских работников. Универсальные черты профессии – контакт с больными людьми, дефицит информации, высокая ответственность при принятии решений.

5. Труд учащихся и студентов, требующий напряжения памяти, внимания, восприятия, с возникновением стрессовых ситуаций во время контрольных работ, зачетов, экзаменов.

Нервно-эмоциональная напряженность труда оценивается по степени загрузки или уплотненности рабочего дня, числу выполняемых операций, времени, затраченному на операцию, сложности и количеству принимаемой информации, изменениям анализаторных систем и психических функций.

Организация решения вопроса о рациональном трудовом устройстве

Под условиями труда понимают совокупность факторов трудового процесса и производственной среды, в которой осуществляется трудовая деятельность работника, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работника. (Заметим, что в новом Руководстве Р 2.2.2006-05 «Руководство по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда», введенном в действие с 1 ноября 2005г. термин «производственная среда» заменен термином «рабочая среда», не меняя его смысла – содержание понятия).

Под факторами трудового процесса (безотносительно окружающей среды) понимают основные его характеристики: тяжесть труда и напряженность труда .

Тяжесть труда – один из основных факторов трудового процесса, отражающий нагрузку преимущественно на опорно-двигательный аппарат и функциональные системы организма (сердечно-сосудистая, дыхательная и др.), которые обеспечивают его трудовую деятельность.
Тяжесть труда характеризуется физической динамической нагрузкой, массой поднимаемого и перемещаемого груза, общим числом стереотипных рабочих движений, величиной статической нагрузки, характером рабочей позы, глубиной и частотой наклона корпуса, перемещениями в пространстве.

Напряженность труда – один из основных факторов трудового процесса, отражающий нагрузку преимущественно на центральную нервную систему, органы чувств, эмоциональную сферу работника.

К факторам, определяющим напряженность труда, относятся интеллектуальные, сенсорные, эмоциональные нагрузки, степень их монотонности, режим работы.

Под факторами рабочей (производственной) среды, в которой осуществляется деятельность человека, понимают самые различные факторы этой среды – от физических до социально-психологических. Все они, так или иначе, влияют на организм человека.

Среди их многообразия выделяют такие производственные факторы, которые при определенных условиях представляют собой опасность (угрозу) для человека.

Вредный производственный фактор – фактор среды и трудового процесса, воздействие которого на работающего при определенных условиях (интенсивность, длительность и др.) может вызывать профессиональные заболевание. Временное или стойкое снижение работоспособности. Повысить частоту соматических и инфекционных заболеваний, привести к нарушению здоровья потомства.

Разные люди могут иметь разную чувствительность к тем или иным вредным факторам.

Опасный производственный фактор – фактор среды и трудового процесса, который может быть причиной травмы, острого заболевания или внезапного резкого ухудшения здоровья, смерти.

Согласно официальному подходу, действующему в нашей стране, все опасности, связанные с охраной труда, классифицируют как опасные и вредные производственные факторы: физического, химического, биологического и психофизиологического типа.

К физическим опасным и вредным производственным факторам относятся:

§ движущиеся машины и механизмы;

§ подвижные части производственного оборудования; передвигающиеся изделия (материалы, заготовки);

§ разрушающиеся конструкции;

§ обрушивающиеся горные породы;

§ повышенная запыленность и загазованность воздуха рабочей зоны;

§ повышенная или пониженная температура поверхностей оборудования, материалов;

§ повышенная или пониженная температура воздуха рабочей зоны;

§ повышенные уровни шума, вибрации, ультразвука, инфразвуковых колебаний;

§ повышенное или пониженное барометрическое давление и его резкое изменение;

§ повышенные или пониженные влажность, подвижность, ионизация воздуха;

§ повышенный уровень ионизирующих излучений;

§ повышенное значение напряжения в электрической цепи;

§ повышенные уровни статического электричества, электромагнитных излучений;

§ повышенная напряженность электрического, магнитного полей;

§ отсутствие или недостаток естественного света;

§ недостаточная освещенность рабочей зоны;

§ повышенная яркость света;

§ пониженная контрастность;

§ прямая и отраженная блесткость;

§ повышенная пульсация светового потока;

§ повышенные уровни ультрафиолетовой и инфракрасной радиации;

§ острые кромки, заусеницы и шероховатость на поверхности заготовок, инструментов и оборудования;

§ расположение рабочего места на значительной высоте относительно земли (пола);

§ невесомость.

Кхимическим опасным и вредным производственным факторам относятся химические вещества, которые по характеру воздействия на организмчеловека подразделяются на:

§ токсические,

§ раздражающие,

§ сенсибилизирующие,

§ канцерогенные,

§ мутагенные,

§ влияющие на репродуктивную функцию.

По путям проникновения в организм человека они делятся на проникающие в организм через:

§ органы дыхания,

§ желудочно-кишечный тракт,

§ кожные покровы ислизистые оболочки.

К биологическим опасным и вредным производственным факторам относятся: патогенные микроорганизмы (бактерии, вирусы, риккетсии, спирохеты, грибы, простейшие) и продукты их жизнедеятельности, а также макроорганизмы (растения и животные).

К психофизиологическим опасным и вредным производственным факторам относятся:

§ физические (статические и динамические)

§ нервно-психические перегрузки (умственное перенапряжение, перенапряжение анализаторов, монотонность труда, эмоциональные перегрузки).ё

Заметим, что один и тот же опасный и вредный производственный фактор по природе своего действия может относиться одновременно к различным типам.

Чаще всего работающий человек подвергается действию вредных веществ, называемых еще ксенобиотиками . Классическим примером ксенобиотиков являются промышленные яды.

Случаи воздействия одного ксенобиотика на организм человека встречаются довольно редко. В реальных условиях современного производства организм человека, в основном, подвергается одновременному воздействию различных ксенобиотиков. Еще чаще на работника действует целый комплекс вредных производственных факторов. При этом изменяется и результат воздействия на организм человека.

Комплексным принято называть такое воздействие, когда ксенобиотики поступают в организм одновременно, но разными путями (через дыхательные пути с вдыхаемым воздухом, в желудок с пищей и водой, через кожные покровы).

Комбинированным принято называть такое воздействие ксенобиотиков, когда они одновременно или последовательно поступают в организм одним и тем же путем. Различают несколько видов комбинированного действия (воздействия):

1. Независимое действие. Результирующий эффект не связан с комбинированным воздействием и не отличается от изолированного действия каждого компонента смеси, а потому обусловлен преобладанием действия наиболее токсичного компонента и равен ему.
2. Аддитивное действие. Результирующий эффект смеси равен сумме эффектов каждого компонента комбинированного воздействия.
3. Потенцированное действие (синергизм). Результирующий эффект смеси при комбинированном воздействии больше суммы эффектов раздельного действия всех компонентов смеси.
4. Антагонистическое действие. Результирующий эффект смеси при комбинированном воздействии меньше суммы эффектов раздельного действия всех компонентов смеси.

Комбинации веществ с независимым действием встречаются достаточно часто, но, как и комбинации с антагонистическим действием, несущественны для практики, поскольку аддитивное и потенцированное действия более опасны.

Примером аддитивного действия является наркотическое действие смеси углеводородов. Потенцированное действие отмечено при совместном действии сернистого ангидрида и хлора, алкоголя и ряда производственных ядов.

Часто встречается воздействие ксенобиотиков в сочетании с другими неблагоприятными факторами, например такими, как высокая и низкая температура, повышенная, а иногда и пониженная влажность, вибрация и шум, различного рода излучения и др. При таком воздействии эффект может оказаться более значительным, чем при изолированном воздействии того или иного фактора.

На практике часто встречается ситуация, когда воздействие ксенобиотика имеет «перемежающийся» или «прерывистый» характер. Из физиологии известно, что максимальный эффект любого воздействия наблюдается в начале и в конце воздействия раздражителя. Переход от одного состояния к другому требует приспособления, а потому частые и резкие колебания уровня раздражителя ведут к более сильному воздействию его на организм.

Работник соприкасается с ксенобиотиками, как правило, при выполнении физической работы. Физическая нагрузка, оказывающая мощное и разностороннее влияние на все органы и системы организма, отражается на условиях всасывания, распределения, превращения и выделения ксенобиотиков, а в конечном итоге – на течении интоксикации.

Как показала практика, основными причинами профессиональных заболеваний являются высокие значения вредных производственных факторов и длительность их воздействия на организм работающего, а также индивидуальные особенности и отклонения в состоянии здоровья отдельного работника (в том числе не выявленные при медицинских осмотрах). Низкие значения этих факторов не приводят к таким заболеваниям, а значит, с определенной долей условности их можно принять за «безвредные». Разделение значений факторов производственной среды на «опасно вредные» и «практически безвредные» производится на основе аппарата концепции так называемого «порогового воздействия факторов производственной среды» .

В рамках этой концепции считается, что ниже некоторого порога – предельно допустимого для сохранения здоровья значения вредного производственного фактора – его вредное воздействие практически отсутствует и им можно полностью (для практических нужд) пренебречь.
Классическим примером реализации концепции порогового воздействия химических веществ на живой организм является понятие ПДК – предельно допустимой концентрации, впервые предложенное в начале 20-х годов ХХ века.

Официальное определение ПДК вредных веществ в воздухе рабочей зоны выглядит так: «Гигиенические нормативы условий труда (ПДК, ПДУ) – уровни вредных факторов рабочей среды, которые при ежедневной (кроме выходных дней) работе в течение 8 ч и не более 40 ч в неделю, в течение всего рабочего стажа не должны вызывать заболеваний или отклонений в состоянии здоровья, обнаруживаемых современными методами исследований в процессе работы или в отдаленные сроки жизни настоящего и последующих поколений. Соблюдение гигиенических нормативов не исключает нарушение состояния здоровья у лиц с повышенной чувствительностью».

Введение ПДК, а затем и ПДУ (предельно допустимого уровня) позволяет на практике разграничить безопасные условия труда, где концентрации ниже ПДК (уровни ниже ПДУ), и значит, профессиональные заболевания практически невозможны, от неблагоприятных условий труда, где концентрации (уровни) выше ПДК (ПДУ), и возникновение профессиональных заболеваний гораздо более вероятно.
На этом принципе основано практически все гигиеническое нормирование вредных производственных факторов и условий труда.
Исходя из степени отклонения фактических уровней факторов рабочей среды и трудового процесса от гигиенических нормативов, условия труда по степени вредности и опасности условно подразделяются на 4 класса: оптимальные, допустимые, вредные и опасные.

Оптимальные условия труда (1 класс) – условия, при которых сохраняется здоровье работника и создаются предпосылки для поддержания высокого уровня работоспособности. Оптимальные нормативы факторов рабочей среды установлены для микроклиматических параметров и факторов трудовой нагрузки. Для других факторов за оптимальные условно принимают такие условия труда, при которых вредные факторы отсутствуют либо не превышают уровни, принятые в качестве безопасных для населения.

Допустимые условия труда (2 класс) характеризуются такими уровнями факторов среды и трудового процесса, которые не превышают установленных гигиенических нормативов для рабочих мест, а возможные изменения функционального состояния организма восстанавливаются во время регламентированного отдыха или к началу следующей смены и не оказывают неблагоприятного действия в ближайшем и отдаленном периоде на состояние здоровья работников и их потомство. Допустимые условия труда условно относят к безопасным.

Вредные условия труда (3 класс) характеризуются наличием вредных факторов, уровни которых превышают гигиенические нормативы и оказывают неблагоприятное действие на организм работника и/или его потомство.Вредные условия труда по степени превышения гигиенических нормативов и выраженности изменений в организме работников условно разделяют на 4 степени вредности:

1 степень 3 класса (3.1) – условия труда характеризуются такими отклонениями уровней вредных факторов от гигиенических нормативов, которые вызывают функциональные изменения, восстанавливающиеся, как правило, при более длительном (чем к началу следующей смены) прерывании контакта с вредными факторами, и увеличивают риск повреждения здоровья;
2 степень 3 класса (3.2) – уровни вредных факторов, вызывающие стойкие функциональные изменения, приводящие в большинстве случаев к увеличению профессионально обусловленной заболеваемости (что может проявляться повышением уровня заболеваемости с временной утратой трудоспособности), в первую очередь, теми болезнями, которые отражают состояние наиболее уязвимых для данных факторов органов и систем), появлению начальных признаков или легких форм профессиональных заболеваний (без потери профессиональной трудоспособности), возникающихпосле продолжительной экспозиции (часто после 15 и более лет);
3 степень 3 класса (3.3) – условия труда, характеризующиеся такими уровнями факторов рабочей среды, воздействие которых приводит к развитию, как правило, профессиональных болезней легкой и средней степеней тяжести (с потерей профессиональной трудоспособности) в периоде трудовой деятельности, росту хронической (профессионально обусловленной) патологии;
4 степень 3 класса (3.4) – условия труда, при которых могут возникать тяжелые формы профессиональных заболеваний (с потерей общей трудоспособности), отмечается значительный рост числа хронических заболеваний и высокие уровни заболеваемости с временной утратой трудоспособности.

Опасные (экстремальные) условия труда (4 класс) характеризуются уровнями факторов рабочей среды, воздействие которых в течение рабочей смены (или ее части) создает угрозу для жизни, высокий риск развития острых профессиональных поражений, в т.ч. и тяжелых форм.
Работа в опасных (экстремальных) условиях труда (4-й класс) не допускается, за исключением ликвидации аварий и проведения экстренных работ для предупреждения аварийных ситуаций. При этом работа должна осуществляться в соответствующих средствах индивидуальной защиты и при строгом соблюдении временных режимов, регламентированных для таких работ.

Безопасность труда есть часть более общих явлений нашей жизни – безопасности трудовой деятельности, безопасности производственной деятельности, наконец, безопасности деятельности человека. Но поскольку в русском языке термин «безопасность» образовался от термина опасность, то рассмотрим эти два понятия в паре.

Понятие опасность – очень общее и многогранное и дать строгое, общее и правильное определение очень сложно. Чаще всего опасность подразумевает угрозу причинения (нанесения) какого-либо вреда, того или иного ущерба. Эта угроза всегда носит вероятностный (возможный, потенциальный) характер. Опасность – свойство, внутренне присущее нашему непрерывно меняющемуся миру, но свойство изначально потенциальное. Можно сказать, что мы живем в мире опасностей. Но сам факт нашего успешного существования говорит о том, что от опасностей можно уберечься, что угрозы можно предотвратить. С понятием опасность тесно связано понятие опасная ситуация – ситуация, в которой возможна реализация опасности. При этом, если в этой ситуации опасность смогла подействовать на свою «жертву», то с последней происходит какое-то неблагоприятное событие: авария, травма, отравление и т.д. Данное определение опасности описывает ее как безусловную, на все 100% реализующую способность, которая угрожает тому или иному состоянию объекта, изменяя его своим воздействием в худшую сторону.

Вопрос о том, какое состояние считать безопасным (т.е. дословно состоянием без опасностей) в реальном мире, где всегда существуют определенные опасности, давно занимал, занимает, и будет занимать умы человечества. Однако простого, однозначного ответа не было, нет, и не будет, ибо обеспечение безопасности (в том числе и безопасности труда) – сложная организационная, техническая и научная проблема.
Многовековой практикой доказано, что абсолютной безопасности , т.е состояния, в котором исключены воздействия всех мыслимых опасностей, просто не существуют. Это означает, что практически все состояния объектов лишь относительно защищены от опасностей, а разговоры о безопасности / опасности без количественной меры являются некорректными или неконструктивными.

Такой мерой является риск – относительно новое для нашей страны, но широко используемое за рубежом понятие, которое позволяет количественно оценить меру опасности (меру безопасности) в каждом конкретном случае.

В широком смысле слова обыденной речи риск – возможность появления обстоятельств, обуславливающих неоднозначность или невозможность получения ожидаемых результатов. Риск – в узком смысле термина научной мысли и практики – поддающаяся оценке, расчету или измерению вероятность понести убытки или упустить выгоду.

Рассматривая результаты воздействия той или иной конкретной опасности на тот или иной объект, легко выделить две основные количественных характеристики этого воздействия. Первая – вероятность самого воздействия. Без этой характеристики говорить о риске нельзя. Это основная количественная характеристика случайной природы реального воздействия опасности. Вторая характеристика – масштаб причиненного вреда (ущерба) состоянию пострадавшего объекта.

На практике часто о второй характеристике ничего не говорят, уделяя основное (если не подавляющее) внимание первой. Это связано с тем, что для предотвращения опасности желательно знать (сначала) самые вероятные риски, а тогда при ранжировании рисков по величине мы интересуемся только вероятностями.

В силу этого существует два основных подхода к определению и исчислению риска, и это затрудняет использование данного понятия на практике.

Наиболее часто под риском понимают вероятность наступления того или иного неблагоприятного события в течение некоторого времени (обычно берется календарный год). При этом нулевой риск будет соответствовать абсолютной безопасности.

Следовательно, важным является не только и не столько то, велик или мал риск, сколько то, является ли он приемлемым – допустимым или неприемлемым – недопустимым риском!

Вот теперь-то можно легко определить понятие «безопасность», под которым понимают отсутствие недопустимого риска.
Количественно определив, что есть из себя безопасность, мы для защиты от всевозможных опасностей должны противопоставить им соответствующие безопасности.

Так возникают понятия «транспортная безопасность» (безопасность на транспорте), «производственная безопасность » (безопасность производства), «радиационная безопасность» (безопасность при обращении с радиоактивными материалами), «экологическая безопасность» (безопасностьокружающей среды) и другие виды безопасности.

Но в практике использования этих понятий и обеспечения всех этих и других видов безопасности возникают свои терминологические сложности.

Первая терминологическая сложность состоит в том, что прилагательное перед существительным безопасность и само слово «безопасность» образуют новый термин из двух неразрывно связанных слов. Смена порядка слов меняет и «уничтожает» смысл термина. Например, новый термин и понятие «физическая безопасность » не означает безопасность в физике, а означает обеспечение безопасности при физическом доступе других лиц и физическом изъятии (кражи) оборудования или информации. Еще один пример с более известным термином. Например, понятие «промышленная безопасность» не означает безопасность в промышленности, а является специальным термином, означающим «безопасность опасных производственных объектов» .

Вторая терминологическая сложность связана с тем, что один и тот же термин начинают использовать для обозначения двух (а то и больше) понятий. Например, слово «безопасность» означает состояние, слова «безопасность на транспорте» также означают состояние, а термин «транспортная безопасность» используют не только для обозначения состояния, но и для обозначения некоторого вида человеческой деятельности – обеспечения транспортной безопасности. В условиях своеобразного многозначного использования термина дать ему однозначную формулировку зачастую не удается. В итоге в учебной, справочной литературе и в нормативных документах (где вообще все термины и понятия используют только в контексте потребности данного документа, например, Федерального закона) кочуют самые разные определения, что создает путаницу на практике.

Вот и термин «безопасность труда» используется в самых разных смыслах. Чаще всего его используют для обозначения вида деятельности по обеспечению безопасности работающих, что ведет к неявной частичной подмене термина «охрана труда». Реже его используют в том же смысле, в котором использовался хороший (но якобы устаревший и давно уже тщательно изгоняющийся из официальных документов) термин «техника безопасности».

Раньше вместе с термином «техника безопасности» использовали термин «производственная санитария» , но сейчас и им редко пользуются – из официального языка нормативной документации он как-то незаметно был вытеснен.

Подчеркнем, что понятие «безопасность труда» относится к любому конкретному простому процессу труда любого работающего, работника или учащегося. Обеспечение безопасности труда является важнейшей составной частью охраны труда работников.

Безопасность труда – это такое состояние условий труда на рабочем месте, при котором воздействие на работающих вредных и (или) опасных производственных факторов исключено, либо отсутствует недопустимый риск, связанный с возможностью нанесения ущерба здоровью работников. Тем самым термин «безопасность труда» увязывается с безопасным состоянием условий труда, а деятельность по созданию или поддержанию этого состояния продолжаем называть «техникой безопасности».

Дисциплина труда – это обязательное для всех работников подчинение установленным работодателем правилам поведения во время выполнения ими трудовых обязанностей. Эти правила устанавливаются общими требованиями Трудового кодекса РФ, иными федеральными законами, а также коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, индивидуальным трудовым договором.
Работодатель обязан создавать условия, необходимые для соблюдения работниками дисциплины труда.

Дисциплина труда важнейший элемент трудовых отношений работника с работодателем и его святая обязанность соблюдать правила внутреннего трудового распорядка.

Значение дисциплины труда заключается в том, что она:

§ способствует достижению высокого качества результатов труда каждого работника и организации;

§ позволяет работнику трудиться с наивысшей производительностью;

§ способствует охране здоровья и жизни во время трудовой деятельности, профилактике производственного травматизма и профессиональной заболеваемости;

§ способствует рациональному использованию рабочего времени каждого работника и всего трудового коллектива.

Методы обеспечения трудовой дисциплины необходимы для создания организационных и экономических условий для высокопроизводительной работы. Следующие три метода взаимосвязаны: сознательное отношение к труду; методы убеждения и воспитания; поощрение за добросовестный труд, а для нерадивых, недобросовестных работников – применение в необходимых случаях мер дисциплинарного и общественного воздействия.

Внутренний трудовой распорядок – это установленный законодательством и на его основе локальными актами порядок поведения работников на работе, как в процессе самого труда, так и во время перерывов в работе во время пребывания работников на территории организации.
Правила внутреннего трудового распорядка – локальный нормативный акт работодателя, регламентирующий в соответствии с Трудовым кодексом РФ и иными федеральными законами порядок приема и увольнения работников, основные права, обязанности и ответственность сторон трудового договора, режим работы, время отдыха, применяемые к работникам меры поощрения и взыскания, а также иные вопросы регулирования трудовых отношений.

Правовое регулирование внутреннего трудового распорядка осуществляется на основе гл. 29 и 30 ТК РФ.

Правила внутреннего трудового распорядка должны иметь все организации. Эти правила включают обязанности не только работников, но и руководителей, и не только по исполнению самих Правил, но и соответствующих должностных инструкций, инструкций по охране труда, других правил безопасности производственной деятельности, производственной санитарии, противопожарной, противорадиационной безопасности и др.

Правила внутреннего распорядка обычно состоят из следующих семи разделов:
1) общие положения, предусматривающие действие этих правил, на кого они распространяются, их цель, задачи;
2) порядок приема и увольнения (приводятся кратко положения Трудового кодекса РФ с их уточнением для данного учреждения);
3) основные обязанности работника;
4) основные обязанности работодателя (администрации);
5) рабочее время и его использование;
6) меры поощрения за успехи в труде;
7) дисциплинарная ответственность за нарушение трудовой дисциплины.


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27

Условия труда характеризуют факторы , которые могут воздействовать на жизнь и здоровье сотрудника, а также его работоспособность. Производственные факторы, влияющие на них, характеризуется непосредственным местом работы, выполняемой деятельностью и продолжительностью рабочего времени.

Основными являются продолжительность трудовой деятельности и отдыха, размер заработка в зависимости от условий, вопросы, касающиеся трудовой дисциплины и выполнения требований техники безопасности, а также существенное соблюдение всех видов норм, относящихся к необходимым условиям (санитарно-гигиенические, пожарные, производственные, технические и т.д.).

Характеристики, которые обуславливают промышленный процесс , определяются качеством и способностью оборудования, что применяется в деятельности. На производственный процесс также влияют предметы и продукты трудовой деятельности, выполняемые технологии, система по обслуживанию и оборудованию рабочих мест.

Условия, влияющие на трудовую и производственную деятельность на предприятии , определенно характеризуются состоянием производственной среды. Она содержит в себе выполнение норм санитарно-гигиенических условий, безопасности, трудового распорядка организации и взаимоотношений, которые установлены между сотрудниками коллектива.

Конечным результатом полноценной, трудовой, безопасной деятельности для сотрудника является интенсивность труда, которая зависит от количества затраченных сил, заложенных в единицу рабочего часа.

Нормативные акты

Нормативную базу классов условий труда в первую очередь составляет Федеральный закон 426-Ф3 , также непосредственными правилами, которыми обязан руководствоваться директор предприятия, являются нормы по технике безопасности, охране труда, гигиене и санитарии.

При заключении трудового договора с сотрудником руководитель обязан включить все производственные условия в зависимости от отраслевой принадлежности, которые предусмотрены Трудовым кодексом Российской Федерации.

Ответственные на предприятии лица обязаны вносить все изменения и учитывать при разработке инструкций в определенной организации все стандарты, которые предусмотренные законом.

Классификация

Нормативной базой предусмотрена основная классификация условий труда , которая распределяется на оптимальные, допустимые, вредные и опасные показатели.

Оптимальные

Оптимальные – это те, при которых влияние отрицательных показателей вредности на работника отсутствует и создаются благоприятные условия для повышения работоспособности. Соответствуя нормативам производственной среды, в оптимальные условия включаются положительные параметры микроклимата и выносливость трудовой нагрузки .

Ко всем остальным параметрам оптимальных условий соотносят отсутствие или минимальную принадлежность вредных факторов , которые не превышают установленные уровни и не несут опасности для трудового коллектива.

Допустимые

Допустимые не превышают рамки санитарно-гигиенических показателей для оборудованных рабочих мест в процессе производства и организма сотрудников в целом. Все возможные отклонения в состоянии здоровья сотрудника могут восстановиться в процессе отдыха или до начала следующего промежутка рабочего времени.

Такие условия не создают пагубного воздействия на состояние здоровья и организм сотрудника, а также ни в настоящий и ни в следующий рабочие периоды не несут опасности. Допустимые, согласно профессиональных стандартов, считаются безопасными условиями .

Вредные

Вредные условия трудовой деятельности обуславливаются воздействием вредных показателей на здоровье и организм работника, соответственно, при таких положениях превышаются санитарно-гигиенические стандарты.

Такие условия на основании превышения уровней гигиенических показателей разделяются на 4 степени влияния:

  • I степень – отсутствие восстановления после трудовой нагрузки до начала следующего рабочего периода, риск для здоровья, приводит к функциональным изменениям состояния работника;
  • II степень – в организме происходят функциональные изменения, что может привести к развитию профессиональных заболеваний на производстве (временная нетрудоспособность) после значительного опыта работы (не менее 15 лет);
  • III степень – предусматривает воздействие факторов производства на организм человека с последующим развитием профзаболеваний в легкой и средней форме выражения (после определения данной степени заболеваний сотрудник может утратить профессиональную трудоспособность с последующим развитием патологических отклонений и хронических заболеваний);
  • IV степень – развивает в организме и состоянии человека ряд хронических заболеваний и потерю трудоспособности во всех случаях легкой и тяжелой степени тяжести работы, практически без восстановления способности к трудовой деятельности.

Опасные

Данные условия создают предпосылки для острой опасности жизни сотрудника в процессе производственной деятельности и нарушений состояния здоровья, несут повышенную травмоопасность.

Возможное снижение класса подкласса

Руководитель обязан согласовать с исполнительной властью Федерального законодательства, которая выполняет функции по надзору и утверждению санитарно-эпидемических норм, где, в соответствии с расположением определенных рабочих цехов и мест, допускается снижение классов или подклассов условий на одну единицу степени и более , полагаясь на методические указания.

Данные методические указания разработаны и утверждены Министерством труда Российской Федерации и вступили в свою силу с мая 2015 года. Методика снижения класса предусматривает выполнение требований по эффективному использованию и оценке средств индивидуальной защиты, правильному заполнению документации при прохождении оценки и оформлению результатов.

Следовательно, по результатам переоценки СИЗ устанавливается порядок снижения класса в условиях эффективного использования. Процедуру проводит эксперт службы, а переоценку и подготовку результатов устанавливает специально созданная комиссия.

Степени вредности и опасности

Условно вредные факторы подразделяются на группы .

Первая определяется в случае неправильной постановки и организации трудовой деятельности, а вторая — неполноценным технологическим процессом:

  • физические показатели (атмосферное давление, ухудшение микроклимата, воздействие шумов и вибраций, различные виды излучений);
  • химические показатели (яды, пыль, жидкости);
  • биологические показатели (пыль животного происхождения, эфирные масла, микрофлора, которая содержит органические соединения в воздухе, спецодежде, оборудовании, органические добавки);
  • условные показатели определяются недостаточным освещением, отрицательными санитарными условиями и сквозняками.

Факторы производственной среды и трудового процесса

Вредные факторы воздействия на производстве могут приводить к снижению работоспособности и развитию в организме человека профессиональных заболеваний, а опасные предполагают повышение травматизма и НС на предприятии.

Существует несколько факторов , которые влияют на трудовую деятельность работника в общей производственной среде:

  1. Физические определяют возможность передвижения машин и механизмов в производственной среде, вибраций, излучений и электрического напряжения.
  2. Химические определяют состав разнообразных жидкостей с различным агрегатным состоянием, обладающие токсическим и аллергенным воздействием на организм сотрудника, что приводит к нарушению здоровья.
  3. Биологические рассматривают воздействие микроорганизмов и определенных продуктов жизнедеятельности на состояние и самочувствие сотрудника при выполнении производственной деятельности.
  4. Психофизиологические предполагают физические, умственные, эмоциональные нагрузки на организм сотрудника, а также нервные и психические расстройства.

Оценка травмоопасности

Оценку травмоопасности на предприятии проводят специалисты аттестующих компаний . Объектами оценки является оборудование, инструменты и соответствующая законодательная подготовка сотрудников в вопросах охраны труда на производстве.

Специалист проверяет правильность выполнения требований к защищенности сотрудника от механического, электрического, температурного и токсического воздействия. Также специалист проверяет заполненную документацию по эксплуатации средств защиты, окраску и специальные предупреждающие обозначения (знаки), ограждения и защиту электрооборудования.

Оценка травмоопасности подразделяется на три класса : опасный, допустимый, оптимальный.

Оптимальный класс предусматривает соответствие производственного процесса требованиям охраны труда. Также предполагает, что на рабочих местах присутствуют все наборы необходимых инструментов, не испытывается и не ремонтируется оборудование во время производственного процесса, что может повлиять на жизнь и здоровье работников предприятия.

При допустимой оценке можно проводить ремонтные работы во время производственного процесса, но нормативные требования по охране труда должны обязательно соблюдаться работниками и контролироваться ответственными лицами.

Опасная оценка предполагает выявление специалистом одного и более нарушений в области охраны труда и жизнедеятельности рабочего коллектива.

Гигиенические критерии и показатели микроклимата

Гигиенические критерии – это возможность нарушения параметров к производственной деятельности и непосредственно трудовому процессу, выполняемому сотрудниками, от санитарно-гигиенических норм, установленных законодательно.

Классы условий труда разработаны на основании норм индивидуальной защиты, утвержденных Министерством здравоохранения, и доказывают дифференциацию основных отклонений, что относится к определенному классу и установке степени опасности.

Микроклимат определяется воздействие на самочувствие сотрудника температуры, влажности, воздуха. Определенное значение на организм составляет показатель нагретости воздуха .

Если условия работы отклоняются от нормы – это производит негативное действие на состояние и самочувствие работников . Данное действие выражается обезвоживанием, повышенным потоотделением, потерей солевого баланса, вследствие чего образовывается сгущение крови, снижение уровня витаминов в организме и т.д.

Как прописать в трудовом договоре

Обязательным условием для составления договора является информация о классе работы . Для прописи таких условий в договорах создают раздел для ознакомления с охраной труда на рабочем месте.

Данный раздел ознакамливает сотрудников с классом условий (оптимальный или же опасный). Первая формулировка обозначает, что все нормы соблюдаются, и непосредственно на рабочем месте отсутствуют вредные факторы, а в случае с опасным видом работ указывают, что в течение трудовой деятельности работник может нанести вред здоровью. Обязательно прописывают факторы, которые воздействуют на организм, в соответствии с чем трудовая деятельность признается вредной.

Методика проведения специальной оценки условий труда показана в данной презентации.

Содержуние:

Введение…………………………………………………………………………...3

1. Формы деятельности человека………………………………………………...4

2. Классификация условий трудовой деятельности…………………………….6

3. Особенности трудовой деятельности женщин и подростков……………….8

4. Классификация условий труда по степени тяжесть и напряженности

трудового процесса…………………………………………………………….9

5. Общие принципы гигиенической классификации условий труда…………12

Заключение……………………………………………………………………….15

Список использованной литературы……………………………………….......16

Введение

Труд – целенаправленная деятельность человека на удовлетворение своих культурных и социально-экономических потребностей. Характер и организация трудовой деятельности человека оказывают существенное влияние на изменение функционального состояния организма человека. Многообразные формы трудовой деятельности делятся на физический и умственный труд.

В условиях современного мира с появлением устройств, облегчающих трудовую деятельность (компьютер, техническое оборудование) резко сократилась двигательная активность людей по сравнению с предыдущими десятилетиями. Это, в конечном итоге, приводит к снижению функциональных возможностей человека, а также к различного рода заболеваниям. Сегодня чисто физический труд не играет существенной роли, его заменяет умственный.

В процессе физического и умственного труда у человека возникает определенный комплекс эмоций. Эмоции - это реакция человека на определенные условия. А производственная обстановка - комплекс факторов, которые положительно или отрицательно влияют на самочувствие и работоспособность нормального человека.

Целью контрольной работы является изучение классификации условий труда, обеспечивающий целостность человека в трудовой среде. Необходимо установить, как современные условия производства и совокупность общественных отношений, которые устанавливаются и развиваются в современном обществе, влияют на здоровье работника.

Улучшение условий труда и его безопасности приводит к снижению производственного травматизма, профессиональных заболеваний, что сохраняет здоровье трудящихся и одновременно приводит к уменьшению затрат на оплату льгот и компенсаций за работу в неблагоприятных условиях труда.

Формы деятельности человека

Трудовая деятельность требует от человека высокой подвижно­сти нервных процессов, быстрых и точных движений, повышенной активности восприятия, внимания, памяти, мышления, эмоциональ­ной устойчивости. Изучение человека в процессе труда осуществляют физиология и психология труда, а также другие науки, как-то: инже­нерная психология, эргономика, техническая эстетика и др.

Физиология труда - раздел гигиены труда, посвященный изу­чению изменения функционального состояния организма человека под влиянием производственной деятельности и разработке рекомен­даций по организации трудового процесса.

Многообразные формы трудовой деятельности принято условно подразделять на труд физический и умственный. Физический труд требует большой мышечной активности и имеет место при отсутствии механизированных средств для работы (труд сталевара, грузчика, овощевода и т.д.). Он развивает мышечную систему, стимулирует обменные процессы в организме, но в то же время социально неэффективен, обладает низкой производительностью, требует длительного отдыха.

Механизированная форма труда требует социальных знаний и длительных навыков, в работу включаются мелкие мышцы рук, ног, которые обеспечивают скорость и точность движения, но однообразие простых действий, малый объем воспринимаемой информации приводят к монотонности труда.

Труд, связанный с автоматическим и полуавтоматическимпроизводством, имеет следующие недостатки: монотонность, повышенный темп и ритм работы, отсутствие творческого начала, так как обработкой предметов занимается механизм, а человек выполняет простые операции по обслуживанию станков.

Конвейерныйтруд отличается дроблением процесса на операции, заданным темпом и ритмом, строгой последовательностью операций. Его недостатком является монотонность, приводящая к преждевременной усталости и быстрому нервному истощению.

Умственный труд связан с восприятием и переработкой большого количества информации и подразделяется на:

1) операторский - подразумевает контроль за работой машин; отличается высокой ответственностью и нервно-эмоциональным напряжением;

2) управленческий - характеризуется большим ростом объема информации при нехватке времени для ее переработки, большой личной ответственностью за принятые решения, стрессовыми и конфликтными ситуациями;

3) творческий труд - требует большого объема памяти, напряжения, внимания; он приводит к повышению нервно-эмоционального напряжения, тахикардии, повышению кровяного давления, изменению ЭКГ и другим сдвигам со стороны вегетативных функций;

4) труд преподавателей и медицинских работников - это постоянный контакт с людьми, повышенная ответственность, частая нехватка времени и информации для принятия правильного решения, что приводит к высокому нервно-эмоциональному напряжению;

5) труд учащихся и студентов - подразумевает концентрацию памяти, внимания; присутствуют стрессовые ситуации (экзамены, зачеты).

Классификация условий трудовой деятельности

Условия труда - это совокупность факторов производственной среды, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье в процессе труда.

Условия труда подразделяются на 4 класса:

1. Оптимальные условия труда обеспечивают максимальную производительность труда и минимальную напряженность организма человека. Оптимальные нормативы установлены для параметров микроклимата и факторов трудового процесса. Для других факторов условно применяют такие условия труда, при которых уровни неблагоприятных факторов не превышают принятых в качестве безопасных для населения.

Сохраняется не только здоровье работающих, но и создаются предпосылки для поддержания высокой производительности труда. При этом за оптимальные принимаются такие условия труда, при которых неблагоприятные факторы не превышают уровней, принятых в качестве безопасных для населения.

2. Допустимые условия труда. При них вредные воздействия не превышают уровней, установленных для рабочих мест, а возможные изменения функционального состояния организма восстанавливаются при отдыхе, и не должны оказывать неблагоприятного воздействия в ближайшем и отдаленном периоде на состояние здоровья работающих и их потомства. Изменения функционального состояния организма восстанавливаются во время регламентированного отдыха или к началу следующей смены.

1 и 2 классы соответствуют безопасным условиям труда.

3. Вредные условия труда, при которых наличие вредных производственных факторов, превышающих гигиенические нормы, оказывает неблагоприятное влияние на организм работающего и его потомство.

4. Опасные условия труда. Воздействие вредных факторов в течение смены создает угрозу для жизни, и существует высокий риск возникновения тяжелых форм острых профессиональных поражений.

Условия труда могут быть также:

Физические;

Бытовые;

Социальные;

Производственные.

К физическим условиям труда относятся: температура, давление, загрязненность воздуха, влажность, сухость, освещенность, шум и вибрация, скорость движения воздуха.

В результате воздействия на человека физических условий труда могут возникать:

Переутомление;

Переохлаждение;

Перегрев;

Загрязненность и сквозняк.

Комфортные условия включают: бытовые удобства, благоустроенность, уют. В соответствии с действующими нормативами, к комфортным относятся следующие условия:

T = 18-20 С°;

Давление 760 мм рт. ст.;

Минимальная скорость движения воздуха - 0,1 м/сек.,

Относительная влажность - 45 - 50% летом, 50 - 55% - зимой.

Особенности трудовой деятельности женщин и подростков

При использовании на производстве труда женщин и подростков необходимо учитывать анатомо-физиологические особенности их организма.

В подростковом возрасте наблюдается ускоренный рост костей скелета и мускулатуры, особенно конечностей, и вместе с тем - слабость связочного аппарата, более быстрая утомляемость мышц, нередки отклонения в развитии органов дыхания и желудочно-кишечного тракта.

Для лиц в возрасте 16-18 лет установлена сокращенная - 36-часовая - рабочая неделя. Ограничено применение труда подростков при переносе тяжестей, а если работа связана именно с переносом тяжестей, то масса груза не должна превышать 4,1 кг.

Анатомо-физиологические особенности женщин в некоторых случаях, при неудовлетворительной производственной обстановке, могут способствовать возникновению гинекологических заболеваний и повлиять на состояние репродуктивной функции женщин. Для работающих женщин регламентируют предельные величины переноски и перемещения грузов, вводят более благоприятные режимы труда и отдыха, ограничивают использование труда женщин в ночное время, устанавливают для них режим работы с неполным рабочим днем или с неполной рабочей неделей.

Максимальная масса поднимаемого и перемещаемого женщинами груза, при условии чередования этого труда с другими видами работ до 2-х раз в час, составляет 10 кг, а при постоянном подъеме и перемещении тяжестей в течение рабочей смены - 7 кг.

Поскольку организм женщины особенно уязвим во время беременности, существует необходимость перевода женщин на определенное время на работы, не связанные с опасностью воздействия тяжелых и вредных условий труда.

Классификация условий труда по степени тяжесть и напряженности трудового процесса