Вербальные средства общения: что это такое. Вербальные средства общения: понятие, виды, характеристика, примеры и эффективное использование

Вербальная часть общения позволяет определить социальный статус собеседника, а также его уровень интеллекта. Наша речь способна оказать влияние на других людей, что способствует налаживанию связей и достижения взаимопонимания.

Речь и вербальные средства общения чрезвычайно важны. Нередко случается так, что внешность и особенности поведения собеседника производят исключительно положительное впечатление, но после первой же сказанной им фразы оно начинает рушиться. Для того чтобы не оказаться на его месте неплохо усвоить несколько правил.

Суть общения и коммуникации

Под общением понимают сложный механизм взаимодействия людей путем обмена информацией, включающий также восприятие и понимание собеседниками друг друга. Структура этого общения, в зависимости от точки зрения исследователя, в научной литературе рассматривается по-разному. Так, Г. М. Андреева выделяет в структуре общения три стороны:

  1. Коммуникативную, предполагающую непосредственный обмен информацией собеседниками.
  2. Интерактивную, сводящуюся не только к обмену знаниями, но и какими-либо действиями.
  3. Перцептивную, заключающуюся в установлении взаимопонимания на основе восприятия и познания индивидуумами друг друга.

Понятие вербальной коммуникации

Средства общения, такие как речь (язык) и слова, составляют основу этого вида коммуникации. Фонетическая система языка строится на правилах лексики и синтаксиса. Первая представляет собой совокупность слов какого-либо языка. А вторая – характерные для того или иного язык средства и правила образования речевых единиц.

Как вербальное средство общения человека речь можно назвать универсальным способом коммуникации, ведь при обмене информацией смысл ее теряется гораздо меньше, чем при использовании других средств. Речевая коммуникация осуществляется по следующему плану:

Говорящий - подбирает слова для выражения своей мысли, связывает их друг с другом по правилам грамматики, произносит сформулированную фразу.

Слушающий - воспринимает взаимосвязанные слова, расшифровывает речевые единицы и понимает закодированную в ней мысль.


Вербальные средства общения должны быть понятны обоим собеседникам. Поэтому оно, как правило, осуществляется на одном национальном языке, который выработан в процессе речевой коммуникации многими поколениями людей.

Язык и речь

В научной литературе, связанной с видами вербальных средств коммуникации, «язык» и «речь» взаимозаменяемы. Однако существует концепция «речевого общения», разработанная известным социальным психологом А. Леонтьевым. В ней общение - это прежде всего деятельность, осуществляемая посредством речи. А слово «язык» соотносится с некой системой и структурой. Речь можно назвать внешним проявлением языка, последовательностью его единиц, она организована и структурирована по его законам. Речь легко можно оценивать по различным параметрам, она может быть хорошей или плохой, ясной или невнятной, эмоциональной или невыразительной, что не соотносится с термином "язык".

Различают следующие виды речевой деятельности:

  • говорение;
  • написание;
  • слушание;
  • чтение.

Первые два необходимы для производства текста, а вторые - для его восприятия.


Функции речи

Основными функциями речи являются:

  • конструктивная, заключающаяся в формировании мыслей;
  • коммуникативная, подразумевающая обмен информацией;
  • эмотивная, проявляющаяся в отношении говорящего к предмету речи, а также в непосредственной эмоциональной реакции на ситуацию;
  • воздействие на собеседника.

В подготовке речи происходит формирование и формулирование мысли. Речь невозможно отделить от нее, поэтому по характеру речи можно сделать выводы об особенностях мышления и поведения человека. А используемые вербальные средства общения передают не только содержание речи, но и различные эмоции. Они делают речь стилистически окрашенной и социально дифференцированной.

Формы речи

Устно и письменно выраженная мысль может быть сформулирована по-разному с использованием одних и тех же вербальных средств общения. Поэтому выделяют формы и виды речи в зависимости от способа передачи информации. Этих форм три:

  • Внутренняя речь.
  • Внешняя устная речь.
  • Внешняя письменная речь.

Первую иногда называют речью «про себя», это внутренние монологи и реплики, то, как человек думает. К вербальным средствам общения относятся обе внешние формы речи. Именно они используются для передачи информации. Основными ее разновидностями являются диалог, монолог и групповая речь.


Варианты устной речи

Устная речь реализуется звуковыми (вербальными) средствами общения, являются ими звуки и звукосочетания, темпо-ритм, расстановка пауз, акценты, мелодика, а также интонация. Речевая деятельность обычно не отделяет их друг от друга, эти элементы образуют единое диалектическое целое. Однако в зависимости от того, какому из них уделяется большее внимание, от целей речи, выделяют несколько вариантов устной речи:

  1. Кодифицированная, то есть такая, которая отвечает принятым стандартам языка и "семантики", например, литературная речь, деловая, жаргонная и т. д. Этот вариант устной речи используется чаще остальных в повседневной жизни.
  2. Некодифицированная, предусматривающая использование "псевдослов". Этот термин применяют к не получившим широкого распространения неологизмам. У многих литературных деятелей встречаются звукосочетания, в которые они вкладывали некоторый смысл, но они не закрепились в языке читателей. Так, у И. Пивоваровой есть строки: "Кулинаки – пулинаки, Громко гавкают собаки...".
  3. Звуковые жесты, представляющие собой короткие слова не несущие информации, но характеризующие действия или показывающие отношение говорящего к чему-либо. Например, "угу", "кхе-кхе", "фьють", цоканье и т. д.
  4. Звукоподражания, то есть подражание звукам, которые издают животные, младенцы, неодушевленные предметы - автомобиль, пушка и т. д.
  5. Звуковые характеристики. Этот вид вербального средства общения является также звукоподражанием, но употребляемым в качестве оценки чего-либо.
  6. Эмболофразии, некие вставки в нормативную речь, взятые из ненормативной лексики, или нетипичные для данной ситуации. В качестве примера можно привести употребление слов или звуков "это самое", "ну", "так сказать" и т. д.
  7. Хезитации, тоже вставки, но некодированные, то есть собеседник не понимает их значения. Самый распространенный из них - звук "э".

Нередко какой-либо из этих видов средств вербального общения используются намеренно, например, удлиняется пауза для привлечения внимания слушателей к тому или иному фрагменту текста. Фактически все эти варианты устной речи сочетаются в речи каждого человека, нередко даже в одной фразе.


Вербальные средства общения

Как уже упоминалось выше, основные средства вербальной коммуникации - это слова, за которыми закреплены определенные значения. Они должны передавать информацию от одного человека другому, для этого их нужно произнести, написать или выразить жестами (например, для глухонемых).

Также к вербальным средствам общения относятся:

  • Интонация. Порой для понимания сути сказанного важно услышать и осознать значение интонации говорящего. С ее помощью выражаются чувства, эмоции, отношение к теме разговора. Так, высокий голос передает радость, энтузиазм и недоверие, а мягкий и приглушенный является признаком печали и усталости. Стоит отметить, что люди, умеющие точно передавать свои эмоции с помощью интонаций, способны точнее понимать оттенки речи других людей.
  • Темп. Обычно быстрая речь выдает взволнованность и обеспокоенность чем-либо, личную заинтересованность в разрешении проблемы, отчаянную попытку убедить собеседника. Медленная речь свидетельствует об усталости, впрочем, как и о высокомерии. Нарушения ритма, такие как прерывистость и сбивчивость, являются признаком волнения.
  • Громкость. Очень часто в книгах по психологии говорится о том, что громкая речь является признаком уверенности в себе. Помня об этом, многие люди пытаются произнести свою речь как можно громче. Однако это не всегда оправданно, поскольку громкость голоса сама по себе не есть эффективное средство вербального общения. Характеристика эта важна в плане выделения из общей монотонной речи наиболее значимых ее фрагментов.

Диалоги и монологи

Диалог можно назвать естественной формой взаимодействия людей. Его элементарная единица – реплика. Для него характерны ситуативность и реактивность. То есть собеседники должны реагировать на реплики друг друга в зависимости от ситуации и стимулировать оппонента к ответу или обсуждению чего-либо.

Монолог изначально допускает отсутствие ответа от собеседника. Его используют в расчете на пассивное восприятие. Однако он требует большой подготовительной работы от говорящего. Он должен построить текст таким образом, чтобы в нем присутствовал не только предмет, но и его описание, и связанная с ним проблемная ситуация и т. д. Нужно спланировать не только отдельные реплики, но и весь монолог в целом, его композицию и смысловую завершенность.


Качества речи

Для любого человека важно, чтобы его речь была убедительной и понятной. А делают ее таковой следующие качества:

Умению говорить учили еще в древности. В античные времена каждый образованный человек обучался ораторскому искусству, поскольку то, как он говорил, указывало на уровень его развития. Однако не менее важно и умение слушать. Существуют понятия эффективного слушания. Если мы слышим речь, но не вникаем в ее суть, то говорят о неэффективном слушании. Немецкий ученый Г. Бройнинг выделил следующие правила успешной речевой коммуникации:

  1. Короткие предложения. Для понимания длинных предложений партнеру требуется большая сосредоточенность, ведь в придаточных предложениях может потеряться смысл вопроса. Мысль в них должна быть законченной.
  2. Голос. Один из самых сильных инструментов убеждения. Он действует не только на разум, но и на чувства. Голос способен вызывать симпатию или отвращение. Это вербальное средство общения с детьми особенно важно, оно помогает наладить контакт, заинтересовать, побудить к выполнению каких-либо действий. Монотонность речи приводит к неудачам на этом поприще.
  3. Паузы. Они не только усиливают внимание, как уже говорилось выше, но и успокаивают, помогают перевести дух всем собеседникам.
  4. Словарный запас. Важно не только качество слов, но и их количество. Так, в зависимости от образованности, человеческая память может выдавать от 3 до 50 тысяч слов, а в спонтанной речи лишь 3-12 тысяч.
  5. Глаголы важнее существительных. Глаголы создают наглядность выражения, в то время как существительные – абстрактность. Причем желательно выбирать активную форму глагола. Прилагательных и вовсе лучше избегать или использовать по минимуму, поскольку они чрезмерно личные.
  6. Однозначность толкования фраз. Если собеседник не понимает смысла произносимых слов, то и суть речи от него будет далека. Двусмысленные слова или выражения могут привести к ошибочному пониманию смысла разговора. Если монолог предполагает использование большого числа специальных терминов, то желательно в самом начале речи расшифровать, что понимается под тем или иным словом.

Коммуникативные барьеры

Подводя итог, стоит еще раз обратить внимание на то, что для успешной коммуникации важно соблюдение определенных правил произнесения речи. Даже незначительные отклонения от них приведут к возникновению коммуникативных барьеров даже при умелом использовании вербальных средств общения. Кратко эти барьеры можно охарактеризовать следующим образом:

  1. Фонетический - возникает из-за нюансов речи говорящего (интонации, дикции, акцента, скорости речи).
  2. Логический - формируется, когда логика в речи говорящего сложна для слушающего, или же кажется ему ошибочной.
  3. Смысловой - связан с различным пониманием собеседниками смысла слов.
  4. Стилистический - связан с несоответствием стиля речи оратора с ситуацией или с состоянием слушателя. Важно соблюдение логической цепочки: привлечь внимание к сообщению - вызвать к нему интерес - выдать основной текст - обсудить его и позволить собеседникам сделать выводы.

Человек ежедневно сталкивается с коммуникацией. Она необходима в профессиональной, учебной, бытовой деятельности.

В каком бы коллективе он не оказывался, с кем бы не сталкивался, происходит общение, в процессе которого индивидуумы обмениваются информацией.

Понятие

Вербальное общение — что это в психологии?

Под вербальной коммуникацией понимают обмен информацией, чувствами .

Это контакт индивидуумов с помощью общения . В коммуникации могут участвовать как два человека, так и целая группа людей.

Они обсуждают важные вопросы, ведут переговоры, пытаются доказать свою точку зрения.

Вербальная коммуникация особенно необходима представителям таких профессий как юрист, менеджер, психолог, учитель, оператор службы поддержки.

Без общения выполнение профессиональной деятельности невозможно. Оно характерно только для человека, у не встречается.

Длительность речевого взаимодействия зависит от его целей . Старые друзья могут говорить часами, а в бизнесе ценна каждая минута: взаимодействие в процессе переговоров ограничено несколькими минутами.

Это осложняет процесс, ведь достичь нужного результата бизнесмен пытается в кратчайшее время.

Ошибочно полагать, что в данном случае собеседники обмениваются только информацией , они также обмениваются эмоциями, чувствами, делятся переживаниями.

Функции

Специалисты выделяют несколько функций:

Название функции Определение
Индивидуально-звуковые Реализуются в литературном творчестве, зависят от мировоззрения родного языка. Основывается на создании стихотворений, рассказов.
Социально-языковые Язык предстает в качестве этнического самосознания, наименования предметов. Сохраняет значение слов, их историю.
Индивидуально-речевые Язык и общение существуют для мыслительной деятельности. С их помощью реализуются чувства, эмоции, внутренние переживания. Насколько близка степень владения языком к литературному, настолько высоким является культурный уровень индивидуума.
Социально-речевые Нужны для контакта между людьми, достижения поставленных целей, нахождения компромисса. Это умение договариваться, находить общие интересы. Взаимосвязь предстает как нечто необходимое для социальной жизни человека, его существования.

Данные функции доказывают, что с помощью коммуникации удается достичь множества результатов , повлиять на социальную, культурную и этническую область, внести изменения.

Средства

Что является вербальными средствами?

Основным вербальным средством является человеческая речь .

Речь бывает письменной и устной . При устной человек использует артикуляционный аппарат, фонетику, регулирует интонацию. Он говорит, применяя различную лексику, меняя тон голоса. Для письменной речи характерно написание сообщений, писем, статей.

Показателями эмоциональности являются знаки препинания . Устная речь, как правило, неподготовленная. Возможны лексические, фонетические ошибки. Письменная является обдуманной, в ней встречается меньше ошибок.

Некоторые специалисты относят к вербальным средствам чтение и слушание. Без них осуществлять письменное и устное общение не удалось бы.

Человек прочитывает, либо слушает сообщение, текст и понимает его смысл, высказывая на него свое мнение письменным или устным образом.

Виды и способы общения

К видам данного общения относятся:

  1. Коммуникационный . Это обмен информацией между личностями или группой людей.
  2. Познавательный . Происходит получение новых знаний, которые меняют мировоззрение индивида.
  3. Эмоциональный . Человек выражает свои эмоции и чувства с помощью интонации, тона голоса.
  4. Аккумулятивный . Происходит накопление и хранение информации, которая в будущем активно используется личностью.
  5. Этнический . Это метод объединения этнической группы или народа. Группа людей объединяется с помощью языка.
  6. Конструктивный . Подразумевает правильное выражение мыслей, составление плана, запись информации в виде таблицы.
  7. Контактоустанавливающий . Характеризуется взаимосвязью между людьми. Это может быть как повседневное, так и профессиональное общение.

Общаться индивидуумы могут двумя способами: при помощи говорения или написания друг другу текстов, сообщений.

Примеры

Чтобы лучше разобраться в вербальном типе общения, необходимо ознакомиться с некоторыми примерами.

Устная речь — это разговоры, прохождение собеседования, диалоги и полилоги.

Сюда же относятся научные обсуждения того или иного явления, важные бизнес-переговоры.

Примерами письменной речи являются сообщения в социальных сетях. Коммуникацией является и отправка писем, открыток по почте.

Все названные примеры относятся к вербальному общению, когда устанавливается контакт между людьми, они общаются и делятся мыслями.

В качестве примера также можно привести отрывок из школьных занятий:

"Учительница : — Мы рассмотрели данную геометрическую формулу, которую применим в контрольной работе на следующей неделе. Есть ли у кого-то вопросы?

Ученик : — Мария Ивановна, а будут ли в контрольной работе еще какие-то формулы?

Учительница : — Да, конечно, но мы пройдем их завтра".

Таким образом, даже на уроке происходит коммуникация между учителем и учащимися. Происходит обмен информацией, усвоение новых знаний, объясняются новые темы ученикам. Они задают вопросы, участвуя в дискуссии, происходит полилог.

Другой пример, который характеризует важность контакта между людьми, включает диалог покупателя и продавца:

"Покупатель : — Здравствуйте, мне бы хотелось приобрести парфюм, но я не могу найти нужный бренд.

Продавец : — Добрый день! Я Вам с радостью помогу. Нужная Вам марка парфюма находится на данном стеллаже.

Покупатель : — Огромное спасибо! Вы мне очень помогли".

Этот разговор говорит о том, что продавец не просто помог, ответив на вопрос покупателя, но и был вежливым. Была использована вежливая форма обращения "Вы".

Это привело к успешному результату, а значит, покупатель остался доволен, что скажется положительно на продажах.

По этой причине крайне важно знать основы правильной коммуникации для торговой деятельности.

Особенности

Главной особенностью такого общения является успешная или неуспешная реализация поставленных перед контактом целей.

Если собеседники добились поставленного результата, нашли компромисс, смогли договориться, то их взаимосвязь считается успешной .

Если же добиться поставленных целей не удалось, разговор привел к конфликту, стороны не поняли друг друга, это результат неуспешной коммуникации.

Посредством речи не просто "движется информация", процесс является более сложным, чем кажется . Собеседники пытаются повлиять друг на друга: переубедить в чем-либо, помочь принять решение, изменить мнение о том или ином предмете, человеке.

Чтобы доказать свою правоту, убедить партнера, регулируется тон голоса и интонация. Устанавливается связь, которая приводит к определенному результату.

К непониманию ведут не только разногласия сторон, но и фонетические барьеры. Это нечеткая речь, неправильное произношение слов, нарушения дикции, интонации.

По этим причинам собеседник может не понять ничего из сказанного. Важно произносить слова правильно, с нужной интонацией во избежание непонимания и конфликтов.

Вербальная коммуникация включает в себя множество особенностей, разновидностей, функций.

Это говорит о том, что каждый контакт между индивидами является сложным процессом , состоящим из различных элементов.

Люди не просто общаются, а пытаются добиться поставленных целей, воздействуя на партнера.

Вербальная коммуникация:

Человек - это единица общества, и от его взаимодействия с себе подобными зависит не только личное благополучие, но и жизнь в целом. Обмениваться информацией возможно как вербально, так и невербально. Какой из этих методов общения более эффективный? Какая роль невербальных и вербальных средств общения человека? Об этом поговорим ниже.

Какой способ общения более важен?

На данный вопрос однозначно ответить невозможно, так как в деловом общении превалирует безусловно вербальный способ, а в межличностном, скорее, невербальный.

Давайте представим ситуацию, что человек, который читает доклад, вместо ожидаемых и нужных сухих фактов начинает жестикулировать, клацать губами, подмигивать, прыгать и так далее. развеселит дремлющую публику, но может быть воспринято неоднозначно. Деловой подразумевает максимальное проговаривание той информации, которую необходимо донести до собеседника. Но даже в сухом докладе много невербальных составляющих.

В разговоре с людьми, с которыми сложилась тесная эмоциональная связь, проговаривание некоторых моментов может смотреться нелепее, чем замена их более понятными жестами. Например, когда мы зовем человека пойти с нами, достаточно кивнуть головой в сторону выхода; резкий кивок вверх-вниз с широко распахнутыми глазами будет означать вопросительный взгляд, на который можно ответить кивком (что будет означать "да"), пошатать головой влево-вправо (что будет означать "нет") или пожать плечами, что означает "я не знаю".

Вербальное

Говорение, слушание, письмо и чтение относятся к вербальным средствам общения. При устном или письменном разговоре обмен знаниями происходит только благодаря закодированной информации (в форме звуков или символов).

Вербальное общение, безусловно, принесло огромную пользу человечеству благодаря своей уникальной функции скоростного дублирования мира. Сказать фразу "чашка на столе" гораздо проще, чем пытаться изобразить это жестами.

Дублируя, язык кодирует информацию в очень компактный формат. Эту единицу информации настолько удобно передавать из уст в уста и из поколения в поколение, что именно благодаря вербальному общению мы можем видеть картины мира, который был задолго до нас.

Невербалика

Большую часть информации о человеке мы получаем именно в ходе невербального общения, которое может быть синхронизировано с вербальным или являться самостоятельным способом коммуникации.

Взаимодействие невербальных и вербальных средств общения часто происходит на подсознательном уровне. К последним мы относим мимику, жесты, пантомимику, смену локации в ходе общения. Но также огромное значение в невербальном общении играет внешний вид, стиль одежды, прическа или головной убор, аксессуары и аромат человека.

Ухоженная, опрятная личность с собранной мимикой и жестами уже многое может рассказать о себе собеседнику. Как минимум можно прочесть, что человек себя уважает, любит определенный стиль одежды, предпочитает определенную марку телефона, работает над своей речью или талантлив от природы, стремится хорошо зарабатывать, позитивно относится к жизни, на этой неделе делал маникюр и т. д. Внешний вид - это первая порция невербальной информации. Вот почему говорят, что встречают по одежке.

Без мимики, жестов и пантомимики речевое общение выглядело бы скучным и неполным. К тому же оно дает возможность понять истинную суть слов, ведь даже слово "спасибо", произнесенное с разной интонацией, может иметь абсолютно противоположный смысл.

Интонирование, высота голоса, длина произносимых звуков, мимика, жесты, осанка, динамика телодвижений, угол между собеседниками, взгляд... Все это может говорить больше, чем сами слова. Если человек хорошо воспитан, то несовпадение вербальной и невербальной информации проявляется чаще.

Например, кто-то воспитанный опаздывает на поезд, а его собеседник все никак не закончит свой рассказ. Хоть этот интеллигентный товарищ и будет утверждать, что внимательно слушает своего знакомого, однако его стопы, скорее всего, будут направлены к выходу, глазами он подсознательно будет искать альтернативные способы выхода из помещения, чесать или теребить кончики пальцев. Жесты и мимика могут быть как осознанными, так и проектировать наше подсознание.

Эффективное использование вербальных средств общения с невербальными дают возможность воспринимать информацию наиболее объемно. Вот почему многие мессенджеры предлагают целый арсенал смайлов, мультов и гиф-анимаций.

Вербальные средства общения

Характеристика данного метода коммуникации исходит из основных функций, одной из которых является передача закодированной информации. Код - это набор слов определенного языка. Для полноценного общения необходимо, чтобы собеседники владели хотя бы одним общим языком, в противном случае слова могут быть неправильно истолкованы либо вообще не поняты.

Многим приходилось бывать в ситуации, когда нужно было показать или спросить дорогу у иностранца на языке, которым вы не владеете, или разобрать его ломанный русский. Встречая непонимающий взгляд и оценивая всю сложность происходящего, в ход начинает идти весь арсенал невербальных средств.

Поэтому важной характеристикой вербальных средств общения является ясность излагаемого материала. К сожалению, недопонимания в разговоре встречаются гораздо чаще, чем можно подумать. Это касается и тех случаев, когда люди говорят на одном языке, но по-разному формулируют свои мысли.

Получается, информация вроде бы и озвучена, но витает в воздухе, так как принять ее и разложить по полочкам собеседник не в силах, или в ней настолько неправильно расставлены акценты, что понять ее правильно не представляется возможным. Звуки изданы, а смысла в них немного.

Виды речевой деятельности

Речевое общение может быть как устным, так и письменным. К устным вербальным средствам общения относятся говорение и слушание, а к письменным - письмо и чтение.

В течение дня мы используем все четыре вида речевой деятельности, сами того не подозревая. Даже в самый пассивный выходной день мы с кем-то здороваемся, кому-то отвечаем, кого-то слушаем, читаем объявление в подъезде, новую газету или новость в интернете, отправляем сообщение в мессенджере...

Хотя ученые считают плохим способом коммуникации вербальные средства общения, но без них не обходится ни один наш день.

Говорение

Как можно слушать, но не слышать, точно так же можно говорить, но ничего не сказать. Давайте вспомним скучный урок в школе или лекцию в институте, которая не была приправлена эмоциями или вескими фактами, не звучало такой информации, которая могла бы оставить отпечаток в нашей памяти. Или, например, обычный разговор с далеким знакомым о природе и погоде, когда молчание смотрится нелепо, а рассказывать сокровенное не хочется.

Говорение, рассматриваемое через призму вербалики, - это грамотное линейное и главное - всем понятное изложение информации. Но вот в чем беда: если речь монотонна, лишена нужного интонирования, пауз и точных жестов, то ее невозможно длительное время воспринимать. Даже самый заинтересованный слушатель не сможет вникать в суть текста спустя 45 минут. Все старания преподавателя или докладчика уже не воспринимаются аудиторией.

Чтобы информация дошла до слушателя и по возможности сразу не вылетела из его головы, этот вербальный способ нужно дополнить невербальными трюками. То бишь, делать акценты, что срабатывает как Например, после озвучивания очень важной ключевой информации стоит сделать паузу, а затем снова повторить последнее предложение. Еще лучше, если эта пауза будет дополнена поднятым вверх указательным пальцем.

Слушание

Слушание - самый активный вид речевой деятельности, не что иное как раскодирование сказанной информации. Этот процесс хоть и является более пассивным, однако все равно требует немалых интеллектуальных затрат. Особенно тяжело приходится тем слушателям, которые плохо владеют языком докладчика или определенной профессиональной терминологией, либо же говорящий высказывает свои мысли не линейно, перескакивая с темы на тему, забывая, о чем говорил вначале. Тогда мозг слушателя работает в усиленном режиме, дабы из этого сложить более или менее ясную картину.

Стоит отделить процесс слушания от слышания. Пусть такого слова нет, зато есть множество народных выражений: мимо ушей пролетело, в одно ухо влетело, в другое вылетело и т. д. Что это значит? Слушатель принимает информацию только тогда, когда нацелен на ее принятие. Если внутренние проблемы или интересы доминируют над информацией извне, то, скорее всего, она не будет воспринята.

Мы слышим только важную или интересную информацию, а всю остальную просто слушаем. За это мы должны сказать спасибо нашему мозгу, ведь он умеет разделить все окружающие шумы на фракции и отсеять лишние, иначе бы мы просто сошли с ума.

Письмо

Письмо - это вид вербальной коммуникации, который появился позже двух предыдущих, но в наше время его популярность заметно выросла: школьные тетради, личные дневники, деловые документы... Ярким примером вербального средства общения в письменной форме являются диалоги в социальной сети.

Однако письмо имеет одну очень важную функцию - аккумулятивную. Это накопление информации в больших объемах, что было бы невозможным без ее фиксации.

Чтение

Чтение, как вид коммуникативной деятельности, представляет собой аналитико-синтетический процесс. Читающий должен раскодировать символы, написанные на бумаге, определить слова так, чтобы они прозвучали в его голове, ну и, конечно же, понять смысл прочитанного.

В первом классе при чтении по слогам детям очень сложно концентрироваться на содержании текста, так как большую часть их внимания занимает раскодирование написанного в книге.

Изучая иностранные языки, люди снова проходят все те же этапы адаптации к письменному тексту. Особенного это касается языков, которые используют непривычные нам символы: арабский, грузинский, китайский, берберские и другие.

Читая, мы анализируем и синтезируем информацию, но при неумении ее обобщать, делать умозаключения и прогнозировать, чтение не несет большой пользы. Помните, когда в школе учитель спрашивал: "Ты читал или буквы вспоминал?", а недовольный ученик угрюмо отвечал: "Читал, но не мог связать и двух слов".

Виды вербальных средств общения

В зависимости от количества персон, принимающих участие в коммуникативном процессе, выделяют диалогическое и монологическое общение.

Все знают, что диалог - это разговор двух и более людей. Он может иметь деловой, межличностный или конфликтный характер. Интервью, разговор, дискуссия, собеседование и диспут относят к диалогическому общению.

Монолог - это рассказ одного человека. Он может быть направленным как вовне, на публику (лекция, театральный монолог, доклад и т. д.), так и происходить внутри человека(внутренний монолог).

Зоны устного вербального общения

Многие замечали, как некомфортно себя чувствуешь, когда при межличностном общении человек подходит к тебе слишком близко? И как удивляет, когда другой человек, наоборот, отдаляется, соблюдая дистанцию в два метра? Хоть это можно отнести именно к невербальным проявлениям, однако при устном разговоре стоит знать эти правила соблюдения дистанции, чтобы не прослыть странным или не загонять человека в неловкое положение.

Итак, интимная зона - это расстояние до 25 сантиметров. Она часто нарушается в общественном транспорте, но так есть на это веские причины. Если вы подойдете к малознакомому человеку слишком близко, не удивляйтесь, если он отстранится. В эту зоны мы пускаем только самых проверенных людей, а вторжение посторонних личностей вызывает как минимум дискомфорт.

Трудности

Вербальные средства общения (речь устная и письменная), по предположениям некоторых ученых, передают только от 20 до 40 процентов информации. Это означает, что невербальная составляющая значительно превалирует.

Действительно, если мимика, жесты и пантомимика человека вызывает в нас отвращение, то совершенно неважно, что он будет говорить.

Итак, при вербальном общении с глазу на глаз происходит наиболее полный обмен информацией, так как собеседники имеют возможность наблюдать мимику и жесты друг друга, ловить интонации, обонять аромат, что тоже является очень важной составляющей невербалики.

Однако есть люди (а в наше время их число заметно увеличилось), которые при разговоре с глазу на глаз не могут передать очень важную или трепетную информацию, им намного проще это сделать с помощью удаленных средств связи.

Тотальная безграмотность населения начала прогрессировать лет 15 назад, когда мобильная связь и интернет стали доступны практически всем. Эра СМС породила болезненную лаконичность, частая переписка в различных мессенджерах и социальных сетях стерла грань между деловым и дружеским общением.

2.Вербальные средства общения3

3.Речевая деятельность6

4.Заключение6

Список литературы7

Введение

Общение - это сложный социально-психологический процесс достижения взаимопонимания между людьми.

Основными его инструментами являются вербальные и невербальные средства общения.

Вербальное (от латинского «устный, словесный») средство - это речь. С этим все более-менее понятно, но мы ведь общаемся не только при помощи голоса.

Большинство наших «сообщений» мы передаем при помощи невербального (неречевого) способа общения.

Невербальное общение - или язык тела - включает в себя нашу мимику, жесты, зрительный контакт, позы тела и даже интонации нашего голоса.

Вербальные средства общения

Вербальная коммуникация для человека является основной - имеется в виду не генезис коммуникации и не “процент использования”, а универсальность этого способа для человека, всеобщую “переводимость” любых коммуникативных средств на вербальный человеческий язык.

К числу вербальных средств относятся устная и письменная разновидности языка.

Вербальная коммуникация основана на словах, а произносимое слово является основой всех остальных форм речи.

Любое общение реализуется в знаках. Знак - материальный объект (предмет, явление, событие, действие), выражающий указания, обозначения и употребляется для приобретения, хранения, переработки и передачи информации.

О.С. Ахманова рассматривает знак как функцию двух функтивов (функтива выражения и функтива содержания) и называет три категориальных признака, определяющих специфическое соотношение плана выражения и плана содержания, которое отличает знак от не-знака. Содержание и выражение не закреплены по природе, и соотношение между ними возникает в результате соглашения людей.

При этом каждая единица (знак) должна быть всегда равна себе. Данные характеристики являются общими для всех знаков. Изучение знаков и знаковых систем находятся в поле зрения семиотики. К знаковым системам относится человеческий.

Средством вербального общения является речь, которая в сою очередь является реализацией языка.

Язык — это система знаков, служащая средством человеческого общения, мыслительной деятельности, способом выражения самосознания личности.

Согласно этому определению язык отождествляется с другими знаковыми системами. Такая специфическая область семиотики и языкознания, как прагматика изучает функционирование языковых знаков в речи.

Прагматика занимается изучением всех аспектов, относящихся к адресату речи, говорящему субъекту, ситуации общения. Лингвистическая прагматика напрямую связана с коммуникацией. Польза слов для людей, как участников процесса коммуникации, заключается в том, что слова позволяют нам общаться друг с другом, без всякой необходимости носить с собой окружающие нас предметы.

Особый раздел филологии - семантика занимается изучением различных значений слов. Это второй компонент вербальной коммуникации.

Третьим составляющим вербальной коммуникации является синтаксис. Синтаксис изучает структуру слов и словосочетаний, а также целых предложений (законченных мыслей).

Слова организуются в предложения, параграфы и фразы. Соединяя все три компонента вербальной коммуникации (фонемы, семантику и синтаксис), мы получаем язык.

Вербальное поведение независимо от того, устная это речь или письменная одинаково удобно для сообщения информации, намерений и чувств.

Слова и их графические эквиваленты несут значения (содержание, смысл).

Они встраиваются в сообщения, которые должны быть расшифрованы адресатом.

Общение между людьми порой бывает настолько тонким, что если собеседники не будут иметь общего кода и одинаковых фоновых знаний, адресат не сможет сделать вывод о сути высказывания. Контекст ситуации не всегда помогает.

Одним из преимуществ использования языка вместо средств невербальной коммуникации является то, что язык служит лучшим инструментом для передачи идей и намерений говорящего.

В крайнем случае, говорящий всегда может изменить своё сообщение или предоставить слушающему пропущенные детали для лучшего восприятия.

Безусловно, может возникнуть ситуация, в которой ни говорящий, ни слушающий не добьются ясности сообщения, так как они не хотят, чтобы их услышали окружающие.

Если деловые партнеры будут говорить чуть тише, они будут защищены от всех посторонних людей.

Собеседники знают необходимый экстралингвистический контекст, окружающие - нет.

В вербальной коммуникации способом передачи информации является текст или дискурс.

Невербальные компоненты коммуникации также считаются формой общения, не относящейся к собственно языку.

Речь без невербальных компонентов коммуникации представляет не полноценное общение.

Речевая деятельность

Под речевой деятельностью понимается ситуация, когда для общения с другими людьми человек использует язык. Существует несколько видов речевой деятельности:

Говорение - использование языка для того, чтобы что-то сообщить;

Слушание - восприятие содержания звучащей речи;

Письмо - фиксация содержания речи на бумаге;

Чтение - восприятие зафиксированной на бумаге информации.

Заключение

Вербальное общение (знаковое) осуществляется с помощью слов. К вербальным средствам общения относится человеческая речь.

Невербальная коммуникация — это сторона общения, состоящая в обмене информацией между индивидами без помощи речевых и языковых средств, представленных в какой-либо знаковой форме. Такие средства невербального общения как: мимика, жесты, поза, интонация и др. выполняют функции дополнения и замещения речи, передают эмоциональные состояния партнёров по общению.

Инструментом такого «общения» становится тело человека, обладающее широким диапазоном средств и способов передачи информации или обмена ею, которое включает в себя все формы самовыражения человека.

Список литературы

1. Овчинникова И. Г., Угланова И. А. Компьютерное моделирование вербальной коммуникации- : Флинта; 2009 г., 136 стр.

2. Шипилова О. Невербальная коммуникация. Теории, функции, язык и знак: - Гуманитарный центр; 2009 г., 248 стр.

3. Шипицына Л. М., Защиринская О. В. Невербальное общение у детей при нормальном и нарушенном интеллекте: - Речь; 2009 г., 128 стр.

4. Russell J. Невербальное общение. - 2012 г., 107 стр.

Средства общения

Главные особенности общения определяются целями и задачами, которые решаются людьми в этом процессе, а также используемыми средствами общения .

Средства общения. В процессе общения используются различные средства передачи информации, установления и поддержания контактов людей друг с другом. В психологии средства общения подразделяют на вербальные (знаковыми, словесными, речевыми) и невербальные (неречевыми). Все они при общении несут в себе определенную информацию.

К вербальным средствам общения относятся слова, фразы, логика высказываний, звуковая инструментовка речи (громкость, темп, дикция, произношение, тембр) и экспрессивность – выразительность речи (тональность, эмоциональность, образность, насыщенность выразительными словами, оборотами речи, звуковыми включениями – смех, вздохи и пр.).

Слово является главным средством при передаче информации в общении людей. Система словесных знаков образует язык как средство существования, усвоения и передачи общественно-исторического опыта. Благодаря общению с помощью языка происходит обмен мыслями, передача информации, формируется логическое мышление. Слова и их сочетания всегда представляют собой результат отвлечения и обобщения. Сложный процесс вербального общения основывается на действии последовательного включения обеспечивающих его нейрофизиологических и психологических механизмов.

Речь - это вербальная коммуникация, т е. процесс общения с помощью языка. Средством вербальной коммуникации являются слова с закрепленными за ними в общественном опыте значениями.

Слова могут быть произнесены вслух, про себя, написаны или же заменены у глухих людей особыми жестами, выступающими носителями значений (так называемая дактилология, где каждая буква обозначается движениями пальцев, и жестовая речь, где жест заменяет целое слово или группу слов). Речь бывает письменная и устная, последняя, в свою очередь, подразделяется на диалогическую и монологическую.

Первым этапом речи является построение смысловой основы речевого высказывания, т.е. осмысление того, что человек хочет сказать. Для этого отбирается информация, которую он считает важной, и отсеивается ненужная, второстепенная. Второй этап - построение синтаксической структуры предложения, на котором создается общая конструкция фразы в определенной грамматическая форме, идет поиск нужных слов и выражений для наиболее точного выражения мысли. На третьем этапе осуществляется непосредственная передача речевого высказывания в письменном или устном виде. Таким образом, развертывается процесс, в ходе которого человек кодирует информацию, подлежащую передаче.

В процессе восприятия информации, передаваемой при помощи речи, собеседник декодирует полученную информацию, что, в свою очередь, представляет собой поэтапный перевод звуков слышимой речи в значения слов, и это обеспечивает понимание полученной информации.

Речь бывает письменная и устная, последняя, в свою очередь, подразделяется на диалогическую и монологическую. Передача информации при помощи вербальных средств общения может иметь различную форму – беседа, спор, дискуссия, переговоры, дебаты, полемика, лекция.

Для разговорной речи характерны реплики, которыми обмениваются говорящие, повторения фраз и отдельных слов за собеседником, вопросы, дополнения, пояснения, употребление намеков, понятных только говорящим, разнообразных вспомогательных слов и междометий. Особенности этой речи в значительной мере зависят от степени взаимопонимания собеседников, их взаимоотношений.

Первой разновидностью устной речи является диалог, т.е. разговор, поддерживаемый собеседниками, совместно обсуждающими и разрешающими какие-либо вопросы. В диалогическом общении коммуникативные роли попеременно меняются, в результате чего постепенно складывается взаимопонимание, оказывается возможным согласование действий и поведения общающихся, без чего было бы невозможно достичь результата в совместной деятельности.

Диалог предполагает свободное владение речью, чуткость к невербальным сигналам, способность отличать искренние ответы от уклончивых. В основе диалога – умение задавать вопрос себе и другим. Произнесение монологов, гораздо эффективнее преобразовать в форму вопросов и использовать их в беседе, получая ответную информацию. Сам факт вопроса является показателем желания участвовать в общении, обеспечивает его дальнейшее развитие.

Вторая разновидность устной речи - монолог, который произносит один человек, обращаясь к другому или многим лицам, слушающим его. Монологическая речь сложна в композиционном отношении, требует завершенности мысли, более строгого соблюдения грамматических правил, строгой логики и последовательности при изложении того, что хочет сказать произносящий монолог. Ее развернутые формы в онтогенезе по сравнению с диалогической речью развиваются позднее. Сумма потерь информации при монологическом сообщении может достигать 50%, а в некоторых случаях и 80% от объема исходной информации.

Письменная речь появилась в истории человечества много позднее устной. Она возникла как результат потребности общения между людьми, разделенными пространством и временем, и развилась от пиктографии, когда мысль передавалась условными схематическими рисунками, до современного письма, когда тысячи слов записываются с помощью нескольких десятков букв. Благодаря письму оказалось возможным наилучшим образом передавать от поколения к поколению опыт, накопленный людьми, так как при передаче его с помощью устной речи он мог подвергаться искажению, видоизменению и даже бесследно исчезать. Письменная речь играет важную роль в развитии сложных обобщений, которыми пользуется наука, в передаче художественных образов. Письменная речь заставляет добиваться максимально правильных формулировок, строже соблюдать правила логики и грамматики, глубже продумывать содержание и способ выражения мыслей.

Функционирование процессов кодирования и декодирования речевых высказываний оказывается возможным при сохранности мозговых центров и систем, обеспечивающих успешность вербального общения. Если возникают нарушения в работе этих систем, у человека появляются различные расстройства речи - афазии. В одних случаях оказывается невозможным построение фразы, но понимание речи сохраняется, в других - нарушается членораздельность речи (возникает дезартрия), хотя слова больной подбирает правильно, в третьих - утрачивается возможность восприятия речевого высказывания при сохранении возможности высказаться и т.д.



Общение людей не может быть уподоблено передаче информации по телеграфу, где люди обмениваются вербальными сообщениями. В общение оказываются закономерно включены эмоции и чувства общающихся людей, которые определенным образом относятся к передаваемой информации, к участникам общения, ко всей ситуации общения. Это эмоциональное отношение, сопровождающее речевое высказывание образует особый, невербальный аспект коммуникативного процесса и выражается в экстра- и паралингвистическом сопровождении речи.

Невербальные (экспрессивные) средства общения сопутствуют использованию вербальных и могут использоваться как самостоятельные. К ним относятся: мимика, жестика, таксика, пантомимика, проксемика, экстралингвистика, паралингвистика, визуальный контакт.

Экспрессивное поведение человека – это сложное социально-психологическое явление. Оно включает в себя систему действий с использованием невербальных средств общения. Современные психологические исследования показали, что экспрессивный репертуар человека и психологические особенности его личности представляют собой целостное единство. Элементы экспрессивного поведения имеют социокультурные особенности. Они усваиваются человеком в процессе социализации. В процессе взаимодействия людей от 60 до 80% актов передачи информации осуществляется за счет невербальных средств общения.

Особенностью невербальных средств общения является то, что их использование обусловлено работой подсознания. На этот процесс невозможно влиять, невозможно рационально изменять импульсы подсознания, поэтому информация, переданная при помощи невербальных средств общения, является наиболее достоверной.

В современной психологии существует классификация всех невербальных средств общения, которые являются знаковыми системами невербальной коммуникации (Лабунская В.А., 1989). В этой классификации выделяется четыре основных типа невербальных средств общения: оптико-кинетическая система, пара- и экстралингвистическая, организация пространства и времени коммуникативного процесса, визуальный контакт. (Таблица Неверб средства общения Лабунская).

Паралингвистика - это невербальные средства общения, определяющие ритмико-мелодическую структуру речи. К паралингвистическим средствам общения относятся: качество, высота, громкость голоса, его диапазон, тональность, ударения, тембр, ритм, вокализация (смех, плач, зевота, вздохи и т.д.). Например, голос, в котором отражается эмоционально-напряженное состояние сдерживания негативных эмоций, воспринимается как признак агрессивности, спокойный, благожелательный голос вызывает интерес. Фраза «Пошел вон отсюда!», сказанная со смехом, приобретает свой неповторимый смысл, значительно отличающийся от смысла этой фразы, сказанной с выражением злости на лице и сопровождающейся указательным жестом.

Экстралингвистика - это паузы, покашливание, смех, плач, шепот, темп речи.Скорость речи является особенно действенным невербальным средством изменения мнения слушателя.

Темп речи может свидетельствовать о психоэмоциональном состоянии, состоянии здоровья. Например, ускоренная речь в конкретной ситуации повседневного или делового общения является признаком психоэмоционального возбуждения, волнения, а в условиях профессионального общения эта же характеристика речи может быть и симптомом имеющегося заболевания.

Оптико-кинестетическая система невербальных средств общения включает в себя мимику, жестику и пантомимику.

Мимика - это совокупность движений лица и глаз, создающих выражение лица человека. Выражение лица больше всего подчеркивают уголки губ, нахмуривание или поднимание бровей, сморщивание лба. Поэтому, чтобы определить состояние человека, нужно смотреть на его губы и брови.

Данные современных исследователей показывают, что представители разных культур, испытывая определенные эмоции, одинаково выражают их в экспрессии лица. Базовые эмоции, выраженные в мимике, распознаются людьми, независимо от принадлежности к той или иной культуре.

Мимические движения лица отражают разнообразные по степени осознаваемости психо-эмоциональные состояния человека, его отношение к происходящему, мысли, поэтому в различной степени подвластны произвольной регуляции. При передаче эмоционального состояния и чувств человека источником возбуждения становятся подкорковые структуры мозга и мимика имеет непроизвольный характер.

Мимические движения подразделяются на

1) агрессивно-наступательные (гнев, злость, жестокость и др.),

2) активно-оборонительные (отвращение, презрение, ненависть и др.),

3) пассивно-оборонительные (покорность, приниженность и др.),

4) ориентировочно-исследовательские (интерес, любопытство и др.),

5) подражательные,

6) выражающие степень удовольствия или неудовольствия,

7) маскировочные (сокрытие истины, двусмысленность и др.).

Глаза и губы – наиболее выразительные части лица. Движения мышц лица – индикатор чувств и настроений человека. Особенно информативны глаза и окологлазная область лица. Существуют сотни различных вариантов сочетаний положения губ и выражения глаз, которые создают те или иные мимические выражения.

Жестика – это совокупность выразительных движений головой, рукой или кистью руки, которые используются в общении и могут сопровождать размышление или состояние. Один и тот же жест может интерпретироваться по-разному. Это зависит от ситуации, в которой протекает общение, личностных особенностей общающихся и других факторов.

В психологии выделяют следующие виды жестов: указательные, подчеркивающие (усиливающие), демонстративные, касательные, произвольные и непроизвольные.

Подчеркивающие (усиливающие) жесты служат для подкрепления высказываний. Решающее значение при этом имеет положение кисти руки. Демонстративные жесты поясняют ситуацию. Касательные жесты используют для установления социального контакта или получения знака внимания со стороны партнера. Также они используются для ослабления значения высказываний.

Произвольные жесты – это движения головы, рук, кистей, которые совершаются сознательно, с использованием волевых усилий. Если произвольные жесты используются часто, то они могут стать непроизвольными. Непроизвольные жесты – это движения головы, рук, кистей, которые совершаются неосознанно, без волевых усилий человека.

В современной психологии накоплен большой объем информации по интерпретации жестов и телодвижений человека. Например, вертикальная жестикуляция проявляется при авто­ритарной внутренней позиции (например, помахивание пальцем) человека в общении с другими людьми. У слушателя такие жесты вызывают подсознательный протест, неприятие гово­рящего, настраивают против сообщаемой информации. К благожелательному отношению предрасполагают жесты в горизонтальном направлении, открытые жесты. Кивание головой в подавляющем большинстве стран обозначает «да», также как покачивание головой для обозначает отрицание, несогласие. Многократное и резкое кивание используется для подчеркивания значимости слов, придания им особо важного значения.

Ладонь является одним из наиболее информативных источников для расшифровки невербальной информации. Главными признаками являются положение ладони и ее сила. Как правило, используются три жеста ладони: положение ладони вверх, положение ладони вниз и положение указательного пальца. Каждый жест, как слово в языке, имеет свое значение и смысл, которые могут быть правильно поняты только в контексте конкретной ситуации. Понимание согласованности жестов позволяет более точно видеть позицию человека, с которым мы общаемся. Интерпретируя жесты, человек осуществляет обратную связь, которая играет главную роль в целостном процессе взаимодействия, а жестовые группы – это важные составляющие обратной связи. Они поэтапно (поминутно, от движения к движению) указывают, как люди реагируют на происходящее.

Жесты, означающие открытость для общения, всегда в качестве элемента содержат открытые для собеседника ладони. «Раскрытые руки» - руки, вытянутые вперед ладонями вверх. Этот жест обычно интерпретируют с проявлением искренности, открытости. Дети, когда гордятся своими достижениями, открыто показывают свои руки, а когда они чувствуют свою вину или настороженно воспринимают ситуацию, то прячут руки либо в карман, либо за спину. Ладони, повернутые вверх, обозначают просьбу, требование, а сомкнутые при этом пальцы усиливают требование.

Поворот головы и легкое напряжение говорят о заинтересованности человека, а в сочетании с легким кивком или другими жестами является знаком признательности, готовности к действию, уверенности в себе и искренности. При сдержанном проявлении интереса поворот головы замедляется. Это может восприниматься как пренебрежение. Отворачивание головы всегда является движением уклонения, отказа и говорит о том, что потребность и интерес к данному объекту отсутствует. Отворачивание с сильным напряжением мышц лица, шеи и даже тела заключает в себе гнев. Наклон головы в сторону собеседника выражает желание контакта. Покачивание головы из стороны в сторону может выражать как проявление симпатии, так и антипатии. Так проявляется скептицизм и готовность к компромиссу. Оно часто сопровождается поднятыми плечами и опущенными вниз уголками рта.

«Закрытые» жесты всегда отражают стремление защититься, закрыться от воздействия внешнего мира, других людей. Ладони, опущенные вниз, выражают стремление защититься от чего-то неприятного, стремление сдержать, взять под контроль что-то. Если ладонь выдвинута вперед, то жест обозначает стремление отодвинуть, отстранить от себя что-то.

Руки, заложенные за спину, означают стремление отстраниться от окружающего, желание никого не беспокоить. Такое положение рук может сохраняться длительное время, стать привычным для человека. Такая привычка часто наблюдается у сдержанных, пассивных и склонных к созерцанию людей. Руки в карманах означают желание скрыть или преодолеть в себе внутреннюю неуверенность, демонстрацию отсутствия интереса к действиям, нежелание больше слушать собеседника и оценивается как нарушение правил вежливости.

Жесты защиты и обороны являются одним из видов жестов. Указательный палец, вытянутый вверх или вперед, обозначает привлечение внимания, указание, предупреждение, угрозу. Сжатые кулаки обозначают концентрацию сил или агрессивное состояние в зависимости от сопровождающей этот жест мимики и условий конкретной ситуации.

Пантомимика - это совокупность невербальных средств общения, включающих положения и движения тела. Положение и движения тела несут информацию о психологическом и физическом состоянии человека, его отношении к происходящему и его намерениях. Человек проявляет по отношению к другому человеку большую открытость, если стоит к нему лицом, а не боком. Расслабление тела и наклон вперед сидящего выражают симпатию, а напряжение - неприязнь.

Пожимание плечами выражает непонимание, незнание чего-то. Усиливающими значение слов пантомимическими движениями являются наклоны туловища вперед, стук и притопывание ногой, покачивание стопой ноги. Положение и движения плечами несут большую информацию для собеседника: опущенные сигнализируют о чувстве свободы и уверенности в себе, приподнятые – об ощущении опасности и неуверенности в себе, отведенные назад служат для демонстрации предприимчивости, силы и мужества, выдвинутые вперед – о чувстве страха и стремлении защититься, поднимание и опускание плеч выражает сомнение, задумчивость. Верхняя часть туловища, отведенная назад, свидетельствует об отсутствии интереса, какой бы то ни было активности в отношении своего партнера, «отступлении» от общения и предмета разговора. Наклоненная вперед, она «говорит» о желании сближения, интересе, запланированной активности, а в отдельных случаях – о нападении.

Походка свидетельствует о физическом состоянии человека, его настроении. Позы и жесты нередко свидетельствуют о характере взаимоотношений между людьми. Например, человек с более высоким социальным статусом, вступая в контакт с другим человеком, имеющим более низкий социальный статус, обычно выглядит более расслабленным, свободным, его руки и ноги находятся в ассиметричных позициях и слегка согнуты по отношению к телу. Чувство расположения, симпатии, доверия другому человеку проявляется в использовании открытых поз и жестов, наклоне туловища в сторону этого человека. Один и тот же жест у представителей различных культур может иметь различное значение.

Телесные проявления не всегда могут быть интерпретированы однозначно, так как они зависят от культурных и социальных норм общества, могут быть проявлением привычки, могут быть реакцией на внешние физические раздражители, проявлением физического состояния человека, а не отражать внутренние психические состояния.

В последние десятилетия изучение коммуникативных функций телодвижений человека (язык тела) выделилось в отдельную область научного знания (кинесика).

Проксемика – это совокупность невербальных средств общения, создающих пространственно-временные характеристики общения. Проксемика включает в себя расположение общающихся в пространстве друг относительно друга (расстояние до собеседника, угол поворота, личное пространство и др.).

Личное пространство - невидимое пространство, окружающее человека и охраняемое им, вторжение в которое вызывает состояние дискомфорта. Человек защищает свое личное пространство, отходя в сторону, отводя глаза, отворачивая голову.

В психологии общения описан такой социально-психологический феномен, как хронотоп «больничной палаты». Это специфический набор про­странственных и временных характеристик общения (общение ограничено во времени и пространстве, нарушается личное пространство человека, че­ловек лишен своей территории). Специфическая пространственно-временная организация общения вызывает откровенность человека по от­ношению к первому встречному. Объясняется это тем, что человеку гаран­тирована конфиденциальность, т.к. он никогда больше не встретится со своим попутчиком или соседом по палате и переданная информация со­кровенного характера не будет использована ему во вред.

Таксика - это совокупность невербальных средств общения, включающих движения и действия человека при непосредственном контакте с другим человеком. К ним относятся: рукопожатия, похлопывания, прикосновения, поглаживания, поцелуи, объятия. Значение прикосновений в жизни человека зависит от возраста. Наибольшее значение они имеют в детстве (особенно в младенчестве). Прикосновения подтверждают ребенку любовь родителей и обеспечивают сенсорную стимуляцию. Ребенку важно получить ласковое прикосновение после порицания, чтобы убедиться в том, что любовь родителей не потеряна. Подростков раздражают прикосновения взрослых, когда они стремятся к независимости, ревностно охраняют границы личного пространства. Для взрослых особенно желанны прикосновения близких; они очень важны для стариков, остро нуждающихся во внимании.

Визуальный контакт – это вид психологического контакта людей друг с другом, который устанавливается и регулируется при помощи взгляда. Выражение глаз и взгляд человека передают эмоциональное состояние, чувства, отношение человека к происходящему. Использование взгляда в общении определяется рядом культурных традиций и норм. В европейских странах и Северной Америке прямой взгляд в глаза другому человеку выражает стремление к искренности, доверительности. В странах Азии и Востоке прямой взгляд может интерпретироваться как показатель агрессивности. В европейской культуре пристальный взгляд в глаза другому человеку может использоваться как знак агрессивных намерений, проявления власти.

Визуальный контакт облегчает взаимодействие людей при выполнении совместной задачи. Врачи и медсестры, оказывая помощь пациентам, обмениваются взглядами между собой и с пациентами, когда те не имеют возможности что-то сказать. Взгляд в данном случае выполняет не только коммуникативную функцию, но и регулятивную, т.к. с его помощью направляется и корректируется совместная деятельность людей, удовлетворяются их потребности.

Во время беседы визуальный контакт составляет от 25 до 75%. Р. Экслайн установил, что люди, склонные к абстрактному мышлению, больше смотрит на других во время взаимодействия, чем люди, мыслящие конкретными образами. Пристальный взгляд, используемый в целях визуального контакта выполняет следующие пять функций (М. Паттерсон): 1) информационное обеспечение, 2) регулирование взаимодействия, 3) выражение интимности, 4) проявление социального контроля, 5) облегчение выполнения задачи. Таким образом, пристальный взгляд с целью визуального контакта является столь же значимой стороной коммуникации, как и использование слов.

При визуальном контакте имеют значение частота, продолжительность, напряженность, неожиданность, избегание взгляда, направленность, причем чаще смотрит слушающий, нежели говорящий. Взгляд длится примерно 2-10 сек. Взгляд как средство общения не менее важен и выразителен, чем слово. Взгляд порою выдает истинные намерения человека гораздо больше, чем его слова и поступки. Не зря говорят, что глаза - это зеркало души. Следует иметь в виду, что смоделировать «нужный» взгляд очень сложно и для этого требуются определенные навыки.

Возможность видеть выражение глаз собеседника способствует созданию доверительной атмосферы, а затемненные очки, опущенный вниз взгляд и другие способы, скрывающие выражение глаз собеседника, препятствуют доверительности. Человек, отводящий глаза от собеседника воспринимается как скрытный и неискренний, а человек, который смотрит не отрываясь на собеседника («пялящий глаза») воспринимается ограниченным и бестактным. Говорящий человек обычно меньше смотрит на собеседника, чем слушающий, но примерно за секунду до окончания отдельного речевого блока говорящий переводит взгляд на лицо слушателя, как бы подавая сигнал о наступлении его очереди говорить и оценивая произведенное впечатление. Положительные эмоции увеличивают количество обменов взглядами, отрицательные – сокращают это количество. В радостном состоянии человека зрачки расширяются в несколько раз, при угнетенном – суживаются. Выражение глаз коррелирует с выражением губ.

Невербальные средства общения выполняют следующие функции :

1) участвуют в создании образа партнера по общению,

2) выражают взаимоотношения партнеров и формируют эти взаимоотношения,

3) уточняют, изменяют, дополняют, а также создают субъективный фон для содержания передаваемого словесного сообщения,

4) являются индикаторами индивидуального эмоционального состояния человека и стабильных личностных характеристик,

5) выполняют функцию контроля над аффектами, нейтрализации их или создании социально значимого аффективного состояния,

6) служат показателями общей психомоторной активности субъекта.

Без речевого сопровождения язык мимики и жестов, пантомимические движения человека очень трудно правильно интерпретировать. Нередко информация, передаваемая при помощи вербальных и невер­бальных средств общения, противоречит друг другу.

Соответствие используемых невербальных средств общения целям и содержанию информации, передаваемой вербальными средствами, является одним из элементов культуры общения. Соотношение вербальных и невербальных средств общения может быть различным, в зависимости от содержания и цели общения, особенностей культуры, характера общения. Исследования показывают, что в ежедневном акте коммуникации человека слова составляют 7%, звуки и интонации - 38%, неречевое взаимодействие - 55%.

Таким образом, в реальном общении людей друг с другом используются все средства общения, а соотношение этих средств определяется в каждом акте общения в соответствии с условиями, целями, особенностями личности и другими факторами избирательно. «Говорим голосом, беседу­ем всем телом» (Публиций).