Святой неофит кипрский о чем молятся. Преподобный неофит, затворник кипрский
Посетить этот очень необычный монастырь Кипра проще всего жителям Пафоса. Он расположен примерно в 10 км от города на высоте 412 метров над уровнем моря. Из Пафоса туда ходит рейсовый автобус 604. Живущим в Лимасоле имеет смысл запланировать посещение монастыря Agios Neophytos, а потом, например, побродить по Пафосу. А если время года "купательное", то после можно поехать на пляж, скажем на Coral Bay , чтобы совместить приятное с полезным. Приехав к этому монастырю, вы побываете практически на двух экскурсиях. Во-первых, здесь сохранились пещеры, в которых жил Неофит. А во-вторых осмотрите действующий монастырь.
Оставляем машину на близлежащей стоянке и идём на территорию монастыря. В первую очередь советуем зайти в пещеры затворника. Хотя вход туда и платный, но то впечатление, которое вы получите от увиденного, компенсируют потраченные 2,5 евро, как нам кажется. Во-о-он они там видны на заднем плане.
Но прежде чем мы зайдём внутрь, немного расскажем о Неофите.
Святой Неофит Затворник
Один из самых почитаемых святых на Кипре − Неофит родился в 1134 году в деревушке Като Дрис , что недалеко от известной деревни Лефкара , в бедной семье. В возрасте 18 лет родители решили его женить. Но, как и Иоанн Лампадист в своё время, будущий святой отказался от женитьбы, потому что хотел стать монахом. Он тайно покинул отчий дом и стал послушником в монастыре св. Иоанна Златоуста, находившемся на севере острова. Поскольку юноша был неграмотным, настоятель дал ему поручение заниматься возделыванием монастырских виноградников. Пять лет такого труда Неофит совмещал с учёбой, в которой за это время изрядно преуспел. Мечтой же его была ещё более аскетическая жизнь вдали от людей. Он попросил у настоятеля разрешение стать отшельником, но получил отказ. Настоятель посчитал его ещё слишком молодым для этого, но тем не менее дал разрешение на паломничество на Святую землю, где Неофит провел в скитаниях полгода.
После возвращения Неофит вновь попросил разрешение стать отшельником − и вновь отказ. Видимо, разуверившись, что настоятель его отпустит, Неофит решился уехать из монастыря самостоятельно, чтобы присоединиться к монахам-отшельникам в Малой Азии. Его планы нарушили зоркие "пограничники" Пафоса, которые арестовали беглеца в порту и препроводили в тюрьму. Знакомства на Кипре и сейчас играют немалую роль в современной жизни киприотов. По знакомству многие дела решаются быстрее, чем "просто так". Вот и у Неофита в то время нашлись влиятельные знакомые, которые помогли ему вскоре выбраться из тюрьмы. С этого момента он решил искать уединения на Кипре.
Скит Неофита
Вот мы постепенно и подобрались к рассказу о пещерах, к которым сегодня приехали. Но попросим ещё одну минутку внимания для небольшого рассказа. Итак, в 1159 году в возрасте 25 лет Неофит нашёл недалеко от Пафоса подходящую пещеру. За год упорных трудов он устроил в ней небольшую церковь-скит и келью, в которой даже вырыл себе... могилу (!).
Мне в детстве всегда нравились книжки с картинками. А если картинок было мало, то книжка считалась плохой.
Поэтому вставлю в рассказ картинку. Вот, мы уже на шаг ближе к этим пещерам!
Позднее Неофит вырубил в скале рядом с кельей трапезную и освятил весь скит во имя Святого Креста. Так прошло семь лет. Постепенно слухи о праведном затворнике распространились по окрестным деревням и дошли до епископа Пафоса. В начале 1166 года епископ Василий Киннамос предложил Неофиту принять священнический сан и взять себе в помощники учеников. Неофит четыре года не давал согласия, но в конце концов "сдался". Начиная с 1170 года, его жилище постепенно превращается в скит с небольшим числом братии, а затем и в монастырь, живущий идеалами отшельничества. В результате в скале появились новые монашеские кельи. Ну не сами по себе, конечно − их пришлось там вырубать. Приблизительно в 1187 году Неофит написал первый устав монастыря.
Время шло, посетителей монастыря становилось всё больше. Неофит понял, что стремление к уединению, увы, постепенно уходит в прошлое. Тогда он снова решается на очередной поступок. В 1197 году выкопал высоко над скитом новую келью и дал ей название "Новый Сион". А чтобы участвовать в богослужениях, он устроил над церковью скита ещё одну келью, названную "Святилище". Последняя соединялась с церковью прямоугольным лазом. С тех пор он стал приходить к своим ученикам только по воскресеньям, а остальное время проводил в одиночестве.
А что он делал в уединении? Более 60 лет Неофит неустанно читал и изучал книги, которые брал у епископов соседних епархий, а также занимался составлением духовных сочинений. Но так как образование его не было законченным, эти произведения были написаны не высоким церковным стилем той эпохи, а разговорным греческим языком.
Дата его смерти неизвестна, известно лишь то, что прожил примерно 85 лет. Неофита похоронили в той самой могиле, которую он сам себе выкопал, по его же завету.
Ну теперь, после довольно пространного рассказа, пришло время заглянуть внутрь, не забыв заплатить за вход. Нас табличка предупреждает о "вреде" съёмок, но поскольку никто особо не следит за этим, то рука сама тянется к "спусковому крючку". Некоторые фрески, которые мы там увидели, создавались ещё при жизни Неофита. Например, эта, на которой он изображён между архангелами Михаилом и Гавриилом, удерживающими его за плечи.
Посмотрим ещё на несколько фресок.
Не правда ли, на последнем фото как-то странно фрески выглядят? А все потому, что это "пещера" и здесь всё необычно. И даже можно прикоснуться руками к "потолку".
Ну а теперь пришла пора продолжить осмотр действующего монастыря, расположившегося неподалёку.
Главный храм монастыря святого Неофита
Храм был построен в начале XVI века и освящён в честь Пресвятой Богородицы. Нам он хорошо виден со ступеней, ведущих к скиту.
Подходим ближе и заходим внутрь храма. В нём частично сохранились росписи сводов, а также иконостас храма − один из немногих сохранившихся на Кипре образцов резьбы по дереву XVI века.
В 1570 году монастырь был разграблен турками. После этого он переживал не лучшие времена вплоть до середины восемнадцатого века, когда он стал снова возрождаться. В 1756 году были найдены мощи Неофита, которые были перенесены в главный храм монастыря. Сегодня желающие могут к ним прикоснуться.
В восточном корпусе обители расположен музей монастыря. В пяти его залах представлены собрания икон XII − XIX веков, евангелий, рукописей, включая рукописи самого Неофита, печатных книг и античной керамики. Среди экспонатов есть шитая золотом плащаница из России, подаренная монастырю в XIX веке.
Престольный праздник монастыря − 15 августа, Успение Пресвятой Богородицы. Память св. Неофита празднуется дважды − 24 января и 28 сентября. В настоящее время в монастыре 10 монахов, причём несколько из них приехали из России, чтобы посвятить себя служению Церкви на кипрской земле. Неплохой выбор в общем-то.
Ιερά Βασιλική και Σταυροπηγιακή Μονή Αγίου Νεοφύτου , также Монастырь Энклистра , греч. Μονή τῆς Ἁγίας Ἐγκλείστρας ) - ставропигиальный мужской монастырь Кипрской православной церкви , расположенный близ деревни Тала.Монастырь | |
Монастырь Святого Неофита | |
---|---|
Ιερά Μονή Αγίου Νεοφύτου | |
34°50′48″ с. ш. 32°26′46″ в. д. H G Я O L | |
Страна | Кипр Кипр |
Посёлок | Тала |
Конфессия | Кипрская православная церковь |
Епархия | ставропигиальный монастырь |
Тип | мужской |
Основатель | монах Неофит Затворник |
Дата основания | XII век |
Статус | действующий монастырь Кипрской православной церкви |
Монастырь Святого Неофита на Викискладе |
Монастырь Святого Неофита был основан в XII веке монахом Неофитом Затворником . Монастырь находится на высоте 412 м над уровнем моря, в 10 км к западу от города Пафос .
История
Сведения об основателе монастыря, святом Неофите, носят скорее легендарный характер. В молодости Неофит стал послушником монастыря Святого Иоанна Златоуста на севере острова, стремился стать отшельником, но не получал у настоятеля монастыря разрешения на это из-за своего молодого возраста, совершал паломничества. Получив откровение, монах Неофит вернулся на Кипр и начал жить в горах возле источника реки в 9 км от Пафоса. 24 июня 1159 года, в день памяти святого Иоанна Крестителя, он впервые зашёл в пещеру Энклистра, которую выбрал для своего подвижничества .
На протяжении долгого времени монах Неофит без устали работал, вручную увеличивая пещеру, разбивая камень за камнем. В 1160 году работы закончились. Монах-отшельник закрыл все входы в пещеру, оставив только вход со стороны юга. В пещере монах сделал стену, разделив пространство на 2 части. В глубине пещеры Неофитос сделал келью с приготовленной для себя могилой, а возле выхода из пещеры сделал из мраморной плиты святой престол. своё отшельническое жилище он посвятил Святому Кресту .
В начале 1166 года епископ Пафский Василий (Киннамос) предложил Неофиту принять священнический сан и взять себе в помощники учеников. Четыре года Неофит не давал согласия, но в конце концов «сдался». Начиная с 1170 года, его жилище постепенно превращается в скит с небольшим числом братии, а затем и в монастырь, живущий идеалами отшельничества. В результате в скале появились новые монашеские кельи. Приблизительно в 1187 году Неофит написал первый устав монастыря .
Но жизнь всё более разраставшегося монастыря казалась ему слишком суетной, и в 1197 году он выкопал высоко над скитом новую келью и дал ей название «Новый Сион», там он и поселился. Наконец он высек в скале собственную могилу и завещал не трогать её до наступления
Монастырский комплекс Неофитоса Затворника
Монастырь Св. Неофитоса в Пафосе величественно возвышается над окрестностями. Он является древнейшим памятником архитектуры Пафоса. ВеличественныйМонастырь размещается на горе, на высоте 600 метров над уровнем моря. В состав монастырского комплекса входит музей древностей.
Каждый год 28 сентября в монастыре отмечают день Святого Неофита, на который съезжаются тысячи паломников со всего мира.
Истрия названия православного монастыря
Назван монастырь Св. Неофитоса в честь святого монаха-отшельника Неофитоса. Он является автором большого количества произведений на религиозную тему. Монах-отшельник описывал хронику исторических событий, связанных с легендарным Ричардом Львиное Сердце, а также о византийских коллекторах налогов.
Неофитос расписывал стены храма фресками, которые сохранились до наших дней и являются памятниками архитектуры. Таким образом, Неофитос Затворник внёс значительный вклад в развитие культуры, искусства и архитектуры Кипра. Его произведения до сих пор изучают многочисленные историки.
Основание монастыря Св. Неофитоса в Пафосе
В молодые годы святой Неофит много путешествовал. В Пафосе у него украли деньги, и юноша в этом происшествии увидел знак Божий.
В XII веке он решил жить отшельником в отдалённом уютном месте на этой земле. В течение нескольких лет Неофитос Затворник изнурительно работал, вручную прорубая себе пещеру в скале, в которой он позже поселился. На протяжении одиннадцати лет Неофит тяжело работал, скромно жил и спал, вместо кровати используя могилу, которая напоминала ему, что все земное несёт свой крест и рано или поздно заканчивается. Так им была построена церковь Животворящего Креста Господня.
Молва о странном затворнике пролетела по всей стране. Неофит стал собирать вокруг себя монахов-единомышленников, которые затем объединились в общину. Именно эта община заложила на этом месте целый монастырский комплекс в Пафосе, которая впоследствии был назван в честь Святого Неофита и стал памятником архитектуры.
В начале XIII века Неофитос умер. Его похоронили в той могиле, которую он приготовил для себя при жизни. Со временем были утрачены следы этой могилы, но по счастливому стечению обстоятельств, в середине XVIII века случайно были обнаружены мощи Святого. Останки Святого Неофитоса поместили в деревянный саркофаг, который находится в главной церкви монастырского комплекса.
В наши дни в монастыре Св. Неофитиса проживают около десяти монахов. В эти святые места Пафоса ежегодно приезжают паломники и туристы из разных стран мира, чтобы преклониться пред мощами основателя монастыря. Приехать в эти места на экскурсию можно в любое время года.
Музей в монастыре Св. Неофитоса
При монастыре в Пафосе создан музей. В нем собрана интересная коллекция древних фресок XII века и уникальных икон XV - XVI веков. Все посетители монастыря могут посетить музей и полюбоваться историческими реликвиями. Сам монастырь является памятником православной архитектуры Пафоса.
Отправляясь на экскурсию
Добраться до монастыря лучше с экскурсиями, можно также доехать на такси или на своей машине. Для этого нужно выехать за пределы города Пафос и следовать в сторону деревни Mesogi. Следуя согласно дорожному знаку, надо повернуть налево, по направлению к деревне Tremithousa и монастыря. Далее нужно ехать по главной дороге, которая укажет вам путь к монастырю Св. Неофитоса.
Монастырь Св.Неофитоса относится к наиболее посещаемым туристами памятникам архитектуры Пафоса.
Монастырь Святого Неофита расположен рядом с деревней Тала, на лесной поляне среди зелёных холмов.
Купольная базилика, построенная в начале XVI века, находится в центре монастырского двора, а вокруг неё ютятся остальные постройки, среди которых особый интерес представляет древняя пещерная обитель, вырубленная, согласно преданию, самим святым Неофитом.
Неофит родился в небольшой горной деревне Лефкара в 1134 году. Юношей он тайно покинул родительский дом, чтобы посвятить себя служению Богу, и ушёл в монастырь Святого Хрисостома, где, проявляя упорство в учении, он заслужил должность помощника ризничего. Однако желание Неофита идти дальше и дальше в своём духовном поиске привело его в Иерусалим, где монах хотел найти наставника и убежище от мирской суеты. Эти поиски не увенчались успехом, спустя некоторое время Неофит вернулся на Кипр, и, в конце концов, отыскал для себя уединённую пещеру в горном районе Пафоса, вырубил в ней каменную скамью для работы и сна, а в восточной стене кельи подготовил для себя гробницу, в которой его впоследствии и похоронили.
Пока Неофит жил в своей пещерной келье, он трудился над созданием монастыря. Он построил алтарь и неф, соединив их со своим жилищем, а чуть позднее появилась и трапезная. Новую обитель освятили именем Святого Креста. Кроме того, отшельник вкропил в деревянный крест храма частицу обретённого им Истинного Креста (до наших дней дошёл только сам крест, а чудотворная частица была утрачена).
Со временем слухи о новой обители и отшельнике, её основавшем, распространились по всей округе, и в монастырь потянулись ученики. Епископ Василий Киннамос посвятил Неофита в церковный сан и убедил его взять послушников. Художник Теодор Ансевдис расписал фресками келью отшельника и Святилище, а трапезная и неф были украшены спустя 30 лет другим художником (стилистические различия росписей можно заметить невооружённым глазом).
Одна из фресок Теодора Апсевдиса изображает самого святого Неофита у ног восседающего на троне Христа. Роспись на потолке Святилища, созданная рукой того же художника, изображает монаха Неофита в ангельском облачении в окружении архангелов Михаила и Гавриила, готовых сопровождать святого на праведный суд Христа Вседержителя.
Как указано в книге Неофита «Ритуал Таинств», он хотел, чтобы его похоронили в гробу, который он заранее сколотил своими руками, а сам гроб замуровали в склепе в стене кельи. Затем стену, за которой скрывался склеп, надлежало украсить росписями, чтобы ничто не указывало на то, что там скрыто место захоронения. Насельники монастыря в точности исполнили пожелание Неофита после его смерти, и со временем все позабыли отшельника и его могилу. Спустя годы, в 1735 году, монах и путешественник Василий Григорович-Барский с сожалением писал в своих заметках, что место захоронения основателя монастыря Святого Неофита до сих пор не обнаружено. А через 21 год, когда настоятелем монастыря был Афанасий, могилу и мощи святого нашли и переместили в главную церковь монастыря, где они сохраняются по сей день.
Неофит, научившийся читать и писать лишь в 18 лет, считается самым плодотворным византийским писателем XII столетия. Некоторые его труды были изданы в Венеции при архиепископе Киприане, а рукопись «Ритуал Таинств» с пометками автора находится в библиотеке университета Эдинбурга.
За свою долгую историю монастырь Святого Неофита пережил несколько взлётов и падений. Важную роль в его развитии сыграло то, что в первой половине XVII века он получил статус ставропигиального, давший обители независимость и самоуправление.
Главная пещерная церковь, посвящённая Пресвятой Богородице, была построена к востоку от пещерного скита в XVI веке. Сегодня это базилика с нартексом, колоннами и полукруглыми арками, увенчанная шестиметровым куполом. На мраморном полу храма можно увидеть двуглавого орла - символ Византийской империи.
Часть древних фресок в алтаре и на сводах боковых приделов храма сохранилась до наших дней. В конце апсиды в Святилище храма можно увидеть традиционное изображение Богоматери Одигитрии, сцену «Причащение Апостолов» и фронтальные образы Отцов Церкви. В полукруглой башне слева от апсиды помещены мощи святого мученика Стефана.
Стефан жил во времена становления христианства, и был выбран одним из семи помощников апостолов. Иудеи возненавидели юношу и однажды, во время проповеди, схватили его и привели в суд, обвинив в оскорблении Бога и пророка Моисея. По ложному обвинению Стефан был убит.
На софите первой арки южной колоннады храма сохранилась ещё одна древняя фреска, изображающая преподобного Алексия, который, покинув родителей и жену, в течение 17 лет просил милостыню при храме Пресвятой Богородицы в Эдессе. Однажды Алексий решил отправиться на корабле на родину святого апостола Павла. Судно, на котором он плыл, сбилось с курса и пристало к берегу неподалёку от Рима и Алексий, узрев в этом божий замысел, вернулся в отчий дом, где его, по прошествии стольких лет, никто не узнал. Правда о происхождении Алексия выяснилась в день его смерти: лик святого сиял чудесным светом, а в руке его был зажат свиток, содержащий подробное описание всей его жизни.
Резной трёхъярусный иконостас занимает всю ширину нефов и почти полностью загораживает алтарное пространство. По две стороны от Царских Врат расположены иконы Спасителя и Пресвятой Богородицы (XVI век), а также иконы Святого Неофита авторства Иоанна Корнаро и образ Иоанна Крестителя, а праздничный ряд включает в себя 26 сюжетов из жизни Иисуса и Богородицы. В центре верхнего ряда иконостаса можно увидеть фресковую композицию «Деисус», на которой изображены Пресвятая Богородица и Иоанн Креститель, молящиеся о прощении грехов человеческих (авторство Иосифа Хуриоса указано на обратной стороне иконы).
Также посетители храма могут посмотреть на серебряную раку, в которой хранится череп кипрского святого и украшенный ажурной резьбой саркофаг с мощами святого отшельника Неофита.
В музее, расположенном в восточной части монастырского комплекса, представлены церковные книги и утварь, рукописи Неофита, мощехранительницы, канделябры, редкие иконы XII века и многое другое.
Белокаменный монастырский комплекс живописно смотрится на фоне зелёных холмов. В трапезной обители висит большая фреска Тайной Вечери, написанная современными русскими художниками, а гостевую комнату украшает мозаика: её сюжет повторяет роспись в келье святого отшельника, именем которого назван монастырь.
«Поехали к Неофиту» - так нередко говорят жители , решившие погожим воскресным днем съездить в горы, в древний монастырь, словно собрались в гости к доброму знакомому. Отчасти это так и есть: у Бога все живы, и души святых, с радостью принимают всех, кто приходит к ним с миром и молитвой.
В выходные дни в монастыре святого Неофита всегда людно: киприоты приезжают большими семьями, много молодежи, и нет-нет, да мелькнет повязанный на голову женский платок – отличительный признак паломников из России.
Дорога к монастырю
Добраться до монастыря очень просто. Выехав на дорогу, ведущую от Пафоса в Полис, буквально через несколько километров от города будет указатель Agios Neofytos 4 km. Сворачиваете налево и проезжаете мимо фешенебельной деревни Tala, где живет много русских семей.
Отсюда открывается замечательный вид на море с высоты птичьего полета, и остается по-доброму завидовать обладателям местных вилл, прилепившихся к террасам на крутых горных склонах.
Дорога поднимается выше, и вскоре упирается в большую парковку, сокрытую под кронами хвойных деревьев. Здесь царит идеальный порядок: аккуратно размечены места стоянки авто, а цветные таблички помогают сориентироваться на месте. Мы поднимаемся вверх – наша цель пещера в отвесном горном склоне, которую святой облюбовал для незаметного и вместе с тем великого монашеского подвига.
История
«Неофит» - в переводе с греческого буквально «молодая поросль» - новообращенный, недавно уверовавший. Св. Неофит родился в 1134 году в большой бедной крестьянской семье, жившей на Кипре в местечке .
Когда сыну исполнилось восемнадцать, родители решили женить его, но у юноши было желание посвятить себя Богу и стать монахом. Неофит тайно уходит из дома… Много препятствий пришлось преодолеть молодому подвижнику. Как беглеца юношу взяли под стражу в порту кипрской столицы Пафоса (библейского города Паф).
Неофит мечтал попасть в одну из монашеских общин в Малой Азии, однако ему суждено было совершить свой подвиг на Родине. По ходатайству верующих людей юношу освободили, и Неофит, лишившись всех денег, нашел убежище недалеко от города – в горах. Это была небольшая пещера, к которой мы направляемся.
Келья святого Неофита
Проходим через ворота мимо обычно пустующей стойки ресепшн, идем мимо основных, более поздних, построек монастыря. Впереди показались пещеры – здесь и подвизался много лет молодой подвижник. У пожилого киприота, сидящего в маленькой будке, покупаем билеты. Их надо сохранить, по этим же билетам мы позже войдем в монастырский музей.
Начинаем осмотр с первой пещеры, в которой был организован храм.
Церковь была украшена фресками в 1183 году. Однако первоначальные изображения до нас не дошли.
Фрески, украшающие храм сегодня, были сделаны после 1214 года. Некоторые датируются 1503 годом. К ним принадлежат сцены Страстей Христовых, начинающиеся с юго-западного угла в верхней части стены и продолжающиеся по всей западной и южной стороне: «Тайная Вечеря», «Омовение Ног», «Гефсиманское Моление», «Предательство Иуды», «Христос перед Пилатом», «Путь на Голгофу», «Распятие», «Снятие с Креста».
Выход на улицу. Невольно приходится поклониться, дверной проем высотой не более полутора метров. И потрясающая панорама!
Более 10 лет святой жил в своей каменной келье в полном одиночестве, возвышаясь над миром силой молитвы и ценой невероятного аскетического подвига. Рост монастыря начинается с 1170 года, когда святой Неофит был рукоположен в сан священника и по просьбе правящего архиерея взял на воспитание одного ученика, которых вскоре стало много больше.
Святой Неофит умер в 1219 году.
Монастырь
Мы покидаем келью и идем обратно – к основному монастырскому комплексу, здесь расположен храм, монашеские кельи и музей.
Главная церковь монастыря была построена уже в начале XVI века. Храм посвящен Пресвятой Богородице, это и определило основную тему росписи.
Вскоре после строительства вся церковь была украшена фресками, однако до наших дней сохранилась лишь их незначительная часть. Виной тому стало землетрясение 1577 года, а также период турецкого владычества.
Вскоре после завоевания Кипра турками в 1585 году монастырь был продан, а монахи изгнаны. Возродилась обитель при игумене Афанасии, ставшем настоятелем монастыря в 1746 году. Тогда же произошло очень важное событие: обретение мощей святого Неофита.
Мощи были перенесены в главный храм обители, где и пребывают до настоящего времени. Каждый желающий имеет возможность приложиться к ним с верой и молитвой.
Мы выходим из храма в уютный монастырский дворик. Можно присесть на скамейку и насладиться тишиной и каким-то неземным умиротворением.
Музей
Лестница у восточного крыла монастыря ведет вниз, мы входим в музей.
Все экспонаты снабжены табличками – кто изображен на иконе, примерная дата написания. Есть здесь древние иконы, относящиеся к 12 веку.
В экспозиции представлено несколько Евангелий, а также фрагменты рукописей, датируемых 12-13 веками. Древнейшая рукопись в экспозиции Музея - это часть папируса размером 15 х 13 см, датированная 6-м веком.
Отдельного внимания заслуживает книга, куда записывались имена жертвователей. Здесь много русских имен: паломники из России были желанными гостями и оставляли в дар монастырю немалые деньги.
В последнем зале музея представлены гончарные изделия, относящиеся к IX–V векам до н. э. Дух захватывает от прикосновения к такой древности. Лишний раз вспоминаешь, что находишься в «центре земли», месте, где испокон веков пересекались важнейшие торговые и транспортные пути старого света…
Мы покидаем гостеприимный монастырь, купив спелых мандаринов у местного торговца. Мы обязательно вернемся сюда еще, чтобы развеять печаль, посетившую сердце, либо, напротив, поблагодарить Бога за очередной подарок.