О ком сказано сфинкс неразгаданный до гроба. "Сфинкс, неразгаданный до гроба"

Личность Александра Благословенного остаётся одной из самых сложных и загадочных в русской истории. «Сфинкс, неразгаданный до гроба», – скажет о нём князь Вяземский. К этому можно добавить, что и за гробом судьба Александра I столь же загадочна. Мы имеем в виду житие праведного старца Феодора Кузмича Благословенного, причисленного к лику Святых Русской Православной Церкви.

Мировая история знает немного деятелей, сопоставимых по масштабу с императором Александром. Эта удивительная личность остаётся непонятой и сегодня. Александровская эпоха была, возможно, наивысшим взлётом России, её «золотым веком», тогда Петербург был столицей Европы, и судьбы мира решались в Зимнем дворце.

Современники называли Александра I «ангелом на троне», победителем антихриста, освободителем Европы. Европейские столицы с восторгом приветствовали царя-освободителя: население Парижа встречало его цветами. Главная площадь Берлина названа его именем – Alexander Platz. На миротворческой деятельности царя Александра я и хочу остановиться. Но вначале напомним кратко исторический контекст Александровской эпохи.

Глобальная война, развязанная революционной Францией в 1795 году, продолжалась без малого 20 лет (до 1815 года) и по-настоящему заслуживает название «Первой мировой», как по своему размаху, так и по длительности. Тогда впервые на полях сражений Европы, Азии и Америки сталкиваются миллионные армии, впервые война велась в масштабах планеты за господство тотальной идеологии. Рассадником этой идеологии была Франция, а распространителем – Наполеон. Впервые войне предшествовала пропаганда тайных сект и массовая психологическая обработка населения. Просвещенцы-иллюминаторы работали не покладая рук, создавая управляемый хаос. Век просвещения, а точнее помрачения, закончился революцией, гильотиной, террором и мировой войной.

Богоборческая и антихристианская основа нового порядка была очевидна для современников. В 1806 году Святейший Синод Русской Православной Церкви предал анафеме Наполеона за его гонения на Западную Церковь. Во всех храмах Российской Империи (православных и католических) Наполеон был объявлен антихристом и врагом рода человеческого.

Зато европейская и русская интеллигенция приветствовали Наполеона как нового Мессию, который сделает революцию всемирной и объединит под своей державой все народы. Так, Фихте воспринимал революцию во главе с Наполеоном как подготовку к построению идеального мирового государства. Для Гегеля во французской революции «явилось само содержание воли человеческого духа». Гегель, несомненно, прав в своём определении, но с уточнением, что этот европейский дух был апостасийным. Незадолго до французской революции глава баварских иллюминаторов Вайсхаупт стремился вернуть человека в его «природное состояние». Его кредо: «мы должны разрушить всё без сожаления, как можно больше и как можно быстрее. Моё человеческое достоинство не позволяет мне никому повиноваться». Наполеон стал исполнителем этой воли.

После разгрома австрийской армии в 1805 году, тысячелетняя Священная Римская империя была упразднена, и Наполеон – официально «Император Республики» – стал фактически императором Запада. Пушкин скажет о нём:

Мятежной вольности наследник и убийца,
Сей хладнокровный кровопийца,
Сей царь, исчезнувший как сон, как тень зари.

После 1805 года Александр I, оставаясь единственным христианским императором в мире, противостоял духам злобы и силам хаоса. Но об этом не любят вспоминать идеологи мировой революции и глобалисты. Александровская эпоха необычайно насыщена событиями: в сравнении с ней бледнеют даже Петровское и Екатерининское царствования. За неполные четверть века император Александр выиграл четыре военные кампании, отразив агрессию Турции, Швеции, Персии и в 1812 году вторжение европейских армий. В 1813 году Александр освобождает Европу и в Битве Народов под Лейпцигом, где он лично руководит союзными армиями, наносит смертельное поражение Наполеону. В марте 1814 года Александр I во главе русской армии с триумфом вступает в Париж.

Тонкий и дальновидный политик, великий стратег, дипломат и мыслитель – Александр Павлович был необыкновенно одарён от природы. Его глубокий и проницательный ум признавали даже враги: «Он неуловим как морская пена», – говорил о нём Наполеон. Как же после всего этого объяснить, что царь Александр I остаётся одной из самых оклеветанных фигур русской истории?

Он – победитель Наполеона, объявляется бездарностью, а разбитый им Наполеон (кстати, проигравший за свою жизнь шесть военных кампаний) – военным гением. Культ людоеда-Наполеона, устилавшего трупами Африку, Азию и Европу, этого грабителя и убийцы, поддерживается и превозносится уже 200 лет, в том числе и у нас в сожженной им Москве. Глобалисты и клеветники России не могут простить Александру Благословенному его победы над «глобальной революцией» и тоталитарным мировым порядком.

Это длинное вступление мне потребовалось для того, чтобы обрисовать в общих чертах положение мира в 1814 году, когда после окончания Мировой войны, все главы европейских государств собрались на конгресс в Вене, чтобы определить будущее устройство мира.

Главным вопросом Венского Конгресса стал вопрос о предотвращении войн на континенте, определение новых границ, но, прежде всего, пресечения подрывной деятельности тайных обществ. Победа над Наполеоном не означала победы над идеологией иллюминатов, которая успела пронзить все структуры общества в Европе и России. Логика Александра была ясна: кто зло попускает, тот сам зло творит. Зло не знает ни границ, ни меры, поэтому противостоять силам зла нужно всегда и везде.

Внешняя политика является продолжением политики внутренней, и как не бывает двойной морали – для себя и для других, так нет политики внутренней и внешней. Православный царь и во внешней политике, в отношениях с неправославными народами, не мог руководствоваться иными нравственными принципами. Александр по-христиански прощает французам все их вины перед Россией: пепел Москвы и Смоленска, грабежи, взорванный Кремль, расстрелы русских пленных. Русский царь не позволил своим союзникам разграбить и разделить на части побеждённую Францию. Александр отказывается от репарации с обескровленной и голодной страны. Союзники (Пруссия, Австрия и Англия) были вынуждены покориться воле русского царя, и в свою очередь отказались от репараций. Париж не был ни ограблен, ни разрушен: Лувр с его сокровищами и все дворцы остались в неприкосновенности.

Европа была ошеломлена великодушием царя. В оккупированном Париже, переполненном наполеоновскими солдатами, Александр Павлович гулял по городу без эскорта, в сопровождении одного флигель-адъютанта. Парижане, узнавая царя на улице, целовали его коня и сапоги. Никому из наполеоновских ветеранов не пришло в голову поднять руку на русского царя: все понимали, что он был единственным защитником поверженной Франции. Александр I амнистировал всех поляков и литовцев, воевавших против России. Он проповедовал личным примером, твёрдо зная, что изменить другого можно только собой. По словам Святителя Филарета Московского: «Александр наказал французов милостью». Русская интеллигенция – вчерашние бонапартисты и будущие декабристы – осуждали великодушие Александра и в то же время готовили цареубийство.

Как глава Венского конгресса Александр Павлович приглашает побеждённую Францию к участию в работе на равных и выступает в Конгрессе с невероятным предложением о строительстве новой Европы на основе евангельских принципов. Никогда ещё за всю историю Евангелие не закладывалось в фундамент международных отношений. В Вене император Александр даёт определение правам народов: они должны покоиться на заветах Священного Писания. Православный царь предлагает в Вене всем монархам и правительствам Европы отказаться от национального эгоизма и макиавеллизма во внешней политике и подписать Хартию Священного Союза (la Sainte-Alliance). Важно отметить, что сам термин «Священный Союз» по-немецки и по-французски звучит как «Священный Завет», что усиливает его Библейское значение.

Окончательно Хартия Священного Союза будет подписана участниками Конгресса 26 сентября 1815 года. Текст был составлен лично императором Александром и только слегка подправлен императором австрийским и королём прусским. Три монарха, представлявшие три христианские конфессии: Православие, Католицизм и Протестантизм, обращаются к миру в преамбуле: «Торжественно заявляем, что настоящий акт не имеет другой цели, кроме как желания перед всем миром явить своё непоколебимое намерение избрать правилом, как во внутреннем управлении своими государствами, так и в отношениях с другими правительствами, заповеди Святой религии, заповеди справедливости, любви, миролюбия, которые соблюдаются не только в частной жизни, но должны руководить политикой государей, будучи единственным средством упрочения человеческих учреждений и исправления их несовершенства».

С 1815 по 1818 год устав Священного Союза подписали пятьдесят государств. Не все подписи были поставлены искренне, оппортунизм свойственен всем эпохам. Но тогда, перед лицом Европы правители Запада не посмели открыто опровергнуть Евангелие. С самого возникновения Священного Союза Александра I обвиняли в идеализме, мистицизме и мечтательности. Но Александр не был ни мечтателем, ни мистиком; он был человеком глубокой веры и ясного ума, и любил повторять слова царя Соломона (Притчи, гл. 8,13-16):

Страх Господень – ненавидит зло, гордость и высокомерие и злой путь и коварные уста я ненавижу. У меня совет и правда, я – разум, у меня сила. Мною цари царствуют, и правители узаконяют правду. Мною начальствуют начальники и вельможи и все судьи земли.

Для Александра I история была проявлением Промысла Божия, Богоявлением в мире. На медали, которой награждали русских воинов-победителей, были выбиты слова царя Давида: «Не нам, Господи, не нам, но Имени Твоему дай славу» (Псалом 113,9).

Планы устроения европейской политики на евангельских принципах были продолжением идей Павла I – отца Александра I и строились на святоотеческой традиции. Так, Святитель Тихон Задонский в своём труде «Истинное христианство» посвятил две главы теме царской власти. В христианском обществе Святитель Тихон различает двоевластие: власть светскую и церковную. Он пишет: «Монарх должен помнить, что как сам Христос, Царь царей, не стыдился нарицать нас братиею, так тем более и ему, как человеку, подобных себе людей следует почитать братьями. Корона, украшенная добродетелями, прославляется более, чем победная над врагами внешними» (Святитель Тихон Задонский. Творения в 5 томах. М., 1889. Т. 3, с. 348 ).

Эти слова, казалось, прямо относились к Александру, победителю Европы. Другой великий современник Александра I Святитель Филарет (Дроздов) провозглашал Библиоцентризм основой государственной политики. Его слова сравнимы с положениями Устава Священного Союза. Враги Священного Союза прекрасно понимали, против кого направлен Союз. Либеральная пропаганда и тогда, и после всячески очерняла «реакционную» политику русских царей. По словам Ф.Энгельса: «Мировая революция будет невозможна, пока существует Россия». Вплоть до смерти Александра I в 1825 году главы европейских правительств собирались на конгрессы для согласования своей политики.

На Конгрессе в Вероне царь сказал министру иностранных дел Франции и знаменитому писателю Шатобриану: «Считаете ли Вы, что, как говорят наши враги, Союз лишь слово, прикрывающее амбиции? […] Больше нет политики английской, французской, русской, прусской, австрийской, а есть только общая политика, её-то ради общего блага и должны принять народы и цари. Мне первому следует проявить твёрдость в принципах, на которых я основал Союз».

В своей книге «История России» Альфонс де Ламартин напишет: «Такова была идея Священного Союза, идея, которую оболгали в её существе, представляя её низким лицемерием и сговором о взаимной поддержке для угнетения народов. Долг истории вернуть Священному Союзу его истинное значение».

В течение сорока лет, с 1815 по 1855 год, Европа не знала войн. В то время митрополит Филарет Московский говорил о роли России в мире: «Историческая миссия России – утверждение нравственного порядка в Европе, на основе Евангельских заповедей». Наполеоновский дух воскреснет с племянником Наполеона I – Наполеоном III, который при помощи революции захватит трон. При нём Франция в союзе с Англией, Турцией, Пьемонтом, при поддержке Австрии развяжет войну против России. Европа Венского Конгресса закончится в Крыму, в Севастополе. В 1855 году будет похоронен Священный Союз.

Многие важные истины могут постигаться от противного. Попытки отрицания часто приводят к утверждению. Последствия нарушения мирового порядка хорошо известны: Пруссия разбивает Австрию и, объединив германские государства, громит Францию в 1870 году. Продолжением этой войны будет война 1914-1920 годов, а следствием Первой мировой – Вторая мировая война.

Священный Союз Александра I остался в истории благородной попыткой возвысить человечество. Это единственный пример бескорыстия в области мировой политики в истории, когда Евангелие стало Уставом в международных делах.

В заключение хочется привести слова Гёте, сказанные в 1827 году по поводу Священного Союза, уже после смерти Александра Благословенного: «Миру необходимо ненавидеть что-нибудь великое, что и подтверждалось его суждениями о Священном Союзе, хотя ещё не задумывалось ничего более великого и более благодетельного для человечества! Но чернь этого не понимает. Величие ей нестерпимо».

Старец Павел Таганрогский - Александр 1 Павлович

(статья посвящена 133-х летию светлой памяти Блаженного старца

Павла Павловича Таганрогского)

Возыка Андрей Анатольевич

Тех. Поддержка:

Возыка Ярослав Андреевич

(студент 5 курса ТТИ ЮФУ)

«Всю жизнь свою провел в дороге, простыл и умер в Таганроге». Такими словами великий русский поэт А.С. Пушкин отозвался о смерти благословенного императора Александра I (Александра Павловича). По предположению историков, русский император должен был встретиться с дворянином Павлом Павловичем Стожковым и своим таинственным «уходом» расчистить ему путь для старческого подвига. И здесь мы подходим к неразгаданной и по сей день загадке русской истории, которая непосредственно связана с городом Таганрогом.

Легенда… Узнав на следующий день о кончине императора Александра I , загадочный странник направился к монастырю, чтобы помолиться за упокой души и посмотреть на усопшего. Охрана не подпустила его к телу, но в этот момент вмешалась знатная красивая дама и попросила: «Пропустите»… Именно у стен иерусалимского монастыря началась известность старца Павла Павловича.

Эта статья будет основываться в большой части на воспоминаниях и размышлениях других людей, ученых и историков, напечатавших их в разных изданиях в разные временные периоды. Мы обратимся к размышлениям тех людей, которые хотели просто оставить воспоминания или же попробовать разобраться и дать ответы на вопросы, окутавшие загадочную связь Александра I и старца Павла. На основе данного материала мы попробуем по-другому взглянуть на события, которые произошли в Таганроге в период с 1825 по 1879 года. Сопоставляя жизнеописание Блаженного старца Павла Павловича и Благословенного императоры Всероссийского Александра 1 Павловича, я неожиданно пришел к удивительному выводу: это не два разных человека, а один и тот же. Далее, когда мы будем проводить сравнительное описание этих двух людей, на первый взгляд таких разных, мы увидим, что внешность и характер этих двух личностей одинаковы, разница только в возрасте в 15 лет (старец Павел младше). На первый взгляд это непреодолимое препятствие, но это лишь на первый.

Но прежде я должен объяснить причины, по которым я обратился именно к этой теме, что послужило для меня вдохновением. Ровно 20 лет назад, а именно в 1993г., мне в первый раз довелось переступить порог часовни и кельи старца Павла.

Я пришел к нему за помощью, в своих житейских делах, и старец откликнулся, он мне помог. Оглядываясь назад, я с удивлением понял, что старец Павел вел меня к написанию этой статьи. Он направлял меня, помогал в поисках источников нужной информации. По моему самоощущению, теперь я отрабатываю свой долг, я бы сказал даже так: это пишет сам старец Павел моей рукой (исходя из исторических источников, у старца Павла всегда был специальный человек, который под диктовку записывал его письма, хотя сам старец был грамотным), потому моей заслуги в написании статьи очень мало.

Более того, поначалу, когда мне начали приходить мысли сопоставить жизнеописание старца Павла и императора Александра, я отгонял их, как отвлекающие меня от основных (в моем понимании) дел. Для того, чтобы больше не обращаться к далекой истории, для спокойствия, я обратился к проверенным фактам: сопоставил даты рождения не дающих мне покоя исторических личностей: 19.11.1792 и 23.12.1777, и эта разница составила 15 лет. Решив, что все загадки разгаданы, взял очередную «интересную книгу» и лег на диван. Но не тут-то было. Уж «колы ты начал считать мои годы» - то мне предложили (имеющий уши да услышит) сравнить годы рождения Александра и смерти старца Павла 23.12.1777 и 23.03.1879 . Получается 101 год, а это не такой уж запредельный возраст для сильного здорового мужчины без вредных привычек, даже в наши дни. При всем этом, если брать во внимание образ жизни, то это совсем не удивительно. Сам старец говорил, что ему господь прибавил 15 лет за любовь к людям. Что касается императора, Александр был воздержан в еде и питье. И здесь можно опираться на твердые исторические факты. О том, какие обеды были во дворце Александра, оставил свои воспоминания баснописец И.А. Крылов. Советую найти и прочитать, в интернете такая информация есть.

Что же касается старца Павла, то здесь можно привести выписки о старце за последние 5 лет его жизни:

«… За 5 лет до смерти он никогда не выходил из своей кельи, спал мало, так же и ел очень мало. … В последнее время никто не видел, что бы он много поклонов совершал в молитве. … Закрылся у старца один глаз, а вскорости и другой. … При этом душевные очи еще больше открывались. ... Загорелся соседний дом. … Послушницы. … прибежали к старцу, взяли его под руки, чтобы вывести из кельи… Мария поразилась большой перемене в здоровье старца. Голова его, прежде крепкая и здоровая, стала бессильна, и как бы мертва. Силы его оставили, и бодрость исчезла, тогда как недавно еще старец, бывало, как турнет кого, то и на ногах не удержишься (старец обладал хорошим здоровьем) и это 81-86 лет, а если отнять 15 лет добавленных остается 71 год жизни. Все- таки, мне кажется возраст 86 лет для человека с крепким здоровьем, с медицинским присмотром до 48 лет, выросшим в экологически чистом климате, будет маловато, даже без учета его подвижнической деятельности. А в 71 год в советский период, можно было на каком-нибудь предприятии города, встретить кладовщицу с папиросой в зубах, и не одну».

После проведенного мною анализа исторических записок и мемуаров, я могу сделать следующий вывод: 23.03.1879 в Таганроге в возрасте 101 года умер и был похоронен Благословенный император всероссийский Блаженной памяти Александр 1 Павел Павлович.

Чтобы объяснить, как я пришел к такому решению, обратимся к истории. В 1825-1830гг. в пригороде Таганрога на землях генерал-лейтенанта Касперова в одной из слободок, вполне возможно под названием «Каменный мост», в устье реки «Малая черепаха», появился человек. Имя его было Павел Павлович (Касперовка на тот момент была за городской чертой). Прожив какое-то время в пригороде и, оставаясь незаметным для властей, он перебирается в черту города, в район так называемой «крепости». Этот район состоял из землянок, в которых жили рыбаки и, как принято сейчас говорить, «люди без определенного места жительства» (эта часть города долгое время была головной болью для городских властей). Но это и нужно было Павлу Павловичу.

Здесь он долго не задержался и переселился в домик на Банном спуске, где и прожил последующие 18 лет. В те годы старец Павел много странствует, он прошел все места поклонения, который посетил Александр I в свое время. Во время путешествия старец мог оставить своих послушников на какое-то время под предлогом того, что он якобы что-то забыл на последней ночевке в городе или селении. Он возвращался назад, а послушники сидели и ждали его, при этом успевали даже отдохнуть. Вернувшись к спутникам, не отдыхая, он шел дальше. Эти его отлучки запомнили только в связи с его выносливостью.

В свете дальнейшего описания этому факту можно дать и другое толкование. Старцу Павлу по каким-то причинам на время нужно было оставаться без свидетелей. Он редко появляется в городе, но на его образ жизни начинают обращать внимание простые люди. Когда он дома, они идут к нему за советом и помощью, как в житейских, так и в духовных вопросах. В это время ему, наверное, еще удается скрывать свое дворянское происхождение, но делать это становится все труднее и труднее, ибо он все реже покидает Таганрог. Благородные черты лица старца уже не может скрыть не длинная борода с усами и белокурыми волосами до плеч, ни простая одежда с суконной шапкой и мужицкими сапогами. Старец был высок, физически силен, с румянцем на лице, прямым длинным носом, голубыми глазами , многие, особенно женщины, считали его привлекательным и даже красивым. Вопросы возникали. Он в очередной раз меняет место жительства и переселяется на Депальдовский переулок 88 (ныне Тургеневский 82), и вот здесь у него в возрасте 66 лет появляется билет от 13.02.1858 за номером 14.02-М, где и записан год его рождения? И дворянское происхождение его родителей? После чего возникающие вопросы отпали сами собой.

В годы советской власти, сотрудники ГПУ утверждали обратное. Якобы они в архиве кладбищенской церкви обнаружили документ: ответ Черниговского губернского предводителя дворянства от 16.02.1917 за номером 335, адресованный священнику церкви Александру Курилову. В нем описано, что родители Павла Стожкова не имели ни богатства, ни крепостных крестьян. Сам по себе билет от 13.02.1858 за номером 14.02-М вызывает недоумение, а второй от 16.02.1917, за номером 335, просто сводит на нет его достоверность. В описанных событиях стоят одни вопросы, и нет ответов.

Известность старца как раз приходится на годы великой славы в миру, которой и не искал благочестивый подвижник. Это годы, отмеченные взлетом духовности и благодати Божьей. «Бог добавил мне 15 лет»,- так говорил о себе старец.

В то самое время, как он переселился в домик на Банном спуске, осенью 1836г. на границе Пермской области и Урала, в одном из сел у кузни остановился всадник на белом коне. Своим видом он вызвал подозрение местных жителей, был задержан и доставлен в суд, где назвался Федором Кузьмичом, получив наказание плетью за бродяжничество и попрошайничество, он был этапирован в Томскую губернию на поселение. Мы пока оставим Федора Кузьмича, обратимся к нему после, и снова вернемся в Таганрог.

Из вышеизложенного можно сделать вывод, что старец поселился в Таганроге не сразу, а сделал это в три этапа. Селился он преимущественно в бедных кварталах города. (Кстати О.П. Гаврюшкин в своей книге «Гуляет старый Таганрог» район Банного спуска и Екатерининской улицы (Энгельса) назвал полюбовным и зачумленным кварталом). То есть, старец Павел выбирал места, где его никто не мог узнать в лицо, потому что нормальные люди стараются не жить в таких районах, там он мог довольно легко скрывать свой возраст и происхождение в связи с поголовной неграмотностью.

Уважаемый читатель, теперь присмотримся к характеру старца Павла. Павел Павлович Стожков дворянин, который до определенного момента скрывал свое происхождение. Общеизвестна любовь старца к простому народу. От него никто не уходит с пустыми руками, и в то же время он строг, как со своими послушницами, так и с другими людьми, которых он наставлял. В данном аспекте, показателен такой факт: весь базар избавлялся от семечек, если вдали показывалась фигура старца. Он не любил семечки, и людей, которые их «лузгают». Можно дать ему определение «интеллигент». Мог он и палкой ткнуть, такие были нравы. Заботился о заключенных, помогал им, чем мог, а если кто умирал, то брал расходы на себя. Попутно заметим, Александр I по прибытии в Таганрог посетил тюрьму, где приказал рассадить деревья, которые давали бы тень арестантам во время прогулок. Город произвел на императора приятное впечатление.

Старец Павел Павлович был светильник, через который свет веры льется в душу. Он чуждался суеты, которою решил оставить раз и навсегда . Духовником Павла был иеромонах Дамиан, состоящий в братии Александро-Невского монастыря (Греческий монастырь), да и сам старец любил посещать этот монастырь. В создание этого монастыря активно принимал участие сам император Александр Павлович, и именно здесь был выставлен его гроб для прощания с народом. Старец почитал Успенский собор в городе Таганроге. Там были его именные серебряные лампады в количестве 18 штук. Можно провести параллель, что в Успенском соборе Кремля венчался на царство Александр I , коронация проходила по чину его отца Павла I .

Ночь перед 18 ноября больной провел в забытье, иногда он открывал глаза и устремлял их на распятие, крестился и молился. Это распятие в золотом медальоне висело над диваном, и было отцовским благословением. Александр I очень чтил распятие и всегда хранил при себе.

Откуда же взялся псевдоним Павел? Я особенно акцентирую на этом внимание потому, что в Альманахе выпуске № 1(данные о нем будут напечатаны ниже) написано, что старец Павел был приписан к Никольскому храму, но почему-то его не посещал или посещал, но очень редко. На этот вопрос в Альманахе сразу дается ответ: старец Павел мог жертвовать деньги на строительство Успенского собора, поэтому его и любил .

Семья Александра также жертвовала деньги на строительство Успенского собора в Таганроге . В чести у него так же был Греческий храм Константина и Елены, где старец преимущественно в пределе святого Спиридона заказывал обедни. По легенде, святой Спиридон ходит по миру и помогает бедным. День памяти святителя по старому стилю

12 декабря, этот день так же является днем рождения императора Александра 1 Павловича (по строму стилю). Стоит так же отметить, что старец Павел никогда не пользовался почтой, свою корреспонденцию он передавал с оказией. Также известно, что старец Павел был грамотным человеком, но после себя не оставил ни одной записи, где можно было б увидеть его почерк, что весьма показательно. В то время как у Федора Кузьмича, проживавшего в Томской губернии, пишут, почерк видели, и он якобы был похож на почерк Александра I .

Далее, старец Павел, когда только поселился в Таганроге, ходил на поклонение в Киев. По дороге, заходил на свою родину в Черниговской губернии, и встречался там со старшим братом. Встреча была единственная и не продолжительная. Родных он не вспоминал, а о матери не говорил совсем. А если взять во внимание документ, который представили сотрудник ГПУ, то получается, что родословная старца нам неизвестна, точнее она известна, только там старец упоминается под другим именем.

«У нас нет чувства своего начала и конца. И очень жаль, что мне сказали, когда именно я родился. Если бы не сказали, я бы теперь и понятия не имел о своем возрасте, - тем более, что я еще совсем не ощущаю его бремени, - и значит, был бы избавлен от мысли, что мне будто бы полагается лет через 10 или 20 умереть.»- И.А. Бунин «Жизнь Арсеньева».

Людям свойственно возвеличивать ничтожное и не замечать великое. Примером этому может служить жизнь благочестивого старца Павла. Сам Павел Павлович как-то заметил: «Хозяин квартиры не знает, кто живет в его дворе, да и послушники мои не знают, кому служат.». Старец Федор Кузьмич на прямо поставленный вопрос о его происхождении, с улыбкой говорил: «Я лишь воробушек, перелетная птичка!».

Выше я привел воспоминания о жизни старца Павла, проводя параллели с жизнедеятельностью Александра Павловича и Федора Кузьмича. Теперь я попробую описать вкратце воспоминания об Александре I , также проводя параллели со старцем Павлом и Федором Кузьмичом.

Александр I Павлович родился 12(23).12.1777г. в г. Санкт-Петербурге. Император и самодержец всероссийский с 12(24) марта 1801г.

Протектор Мальтийского ордена с 1801г.

Великий князь Финляндский с 1809г., Царь Польский с 1815г., старший сын императора Павла I и Марии Федоровной. В начале своего правления провел умеренно либеральные реформы.

В 1805-1807гг. участвовал в антифранцузских коалициях. 1807-1812 временно сблизился с Францией.

В 1806-1812гг. вел успешные войны с Турцией, Персией 1804-1813, Швецией 1808-1809. При Александре I к России присоединены земли восточной Грузии 1801, Финляндии 1809г., Бессарабии 1812г., Герцогство Варшавское 1815г., после отечественной войны 1812г. Возглавил антифранцузскую коалицию европейских держав 1813-1814гг.

Был одним из руководителей Венского конгресса 1814-1815гг. и организатором священного союза. Священный союз – это что-то вроде нынешнего Евросоюза. Одно единое европейское государство без внутренних границ вместе с Россией. На тот момент западная Европа не доросла до понимания этого, постоянно воевала между собой, при этом готовила новую коалицию против России, что и вылилось в Севастопольскую кампанию, затронув Таганрог.

Мы немного отклонились от темы, но для раскрытия нашего вопроса просто необходимо заострить внимание на том, что Александр I опережал в развитие всех своих коллег лет этак на 200, что подтверждается и тем фактом, что я сижу и пишу эти строки. В годовщину 200-летия победы России над Наполеоном, он себя явил миру в новом свете.

Детские годы. Начнем с воспоминаний его бабушки Екатерины II . Дело в том, что она, будучи императрицей, забрала своего внука из семьи отца Павла I и занялась его воспитанием сама.

Царское село. Сего 23 августа 1779г.: «… Удивительно, что, не умея говорить, этот ребенок знает, в возрасте 20 месяцев то, что не способен понять любой другой ребенок 3-х лет…. Он будет премиленьким! ...».

Царское село, Сего 3 июня 1783г.: «… Если бы вы видели, как господин Александр мотыжит землю, сажает горох, высаживает капусту, идет за плугом, баранит и затем, весь в поту, бежит ополоснуться в ручей, после чего берет сеть и вместе с сударем Константином лезет в воду ловить рыбу. … Что бы отдохнуть, он идет к своему учителю письма или учителю рисования. … Мы делаем все это по своей воле. … И никто нас к этому не обязывает. … У Александра удивительная сила и ловкость…». 25 апреля 1785г. «… Он соединяет большую уравновешенность характера с удивительной для его возраста любознательностью…; Его стремление всегда благожелательно: он хочет преуспеть и во всем добиваться большего. …. У него прекрасное сердце…»

«Благородством, силой, умом, любознательностью, знаниями господин Александр значительно превосходит свой возраст, он станет, по-моему, наипревосходнейшим человеком…»,- это воспоминания бабушки, хоть она и императрица, но что с нее возьмешь, ведь она души не чает в своем внуке Александре. И вот с 1785г. у господина Александра появляются наставники, и один из них- это Сезар Де Лагарп. Он стал не только учителем, но и другом господина Александра, даже после того, как он будет вынужден покинуть пределы России. Сезар Де Лагарп быстро выучил русский язык и полностью посвятил себя заботам о двух, таких разных, учениках, как Александр и Константин. Все выходило просто с одаренным, часто ленившимся, но послушным и ласковым Александром: « Александр – восхитительный ученик». Лагарп отнюдь не приукрашивает жизнь, он кормит Александра «горьким хлебом исторических фактов и рассказывает голую правду…». «Он ценит свободу, одинаково данную всем людям. Мечтает о равенстве и братстве; страстно желает совершить великие дела»,- пишет Лагарт.

Александр растет, и вот уже граф Ростопчин пишет о нем: «14 летний Александр не имеет себе подобных в мире…»

« А душа у Александра еще прекраснее, чем его тело…», - добавляет Воронцов.

А вот Александр уже сам говорит о себе: «Я, все-таки, буду довольно смышлен. К чему же мне стараться? Принцы подобные мне знают все, ничему не учась! …». Заявление, конечно, очень уж надменное, но отнесемся ж со снисхождением к 14-летнему мальчику, тем более, что он все-таки учился и был действительно прилежным учеником.

А вот Александру уже 19 лет. 10 Мая 1796г. Он пишет письмо князю Кочубею: «Я отнюдь не доволен своим положением. Придворная жизнь не для меня. Я каждый раз страдаю, когда должен являться на придворную сцену. И кровь портится во мне, при виде низости, совершаемой другими на каждом шагу, для получения внешних отличий, не стоящих в моих глаз и медного гроша. Я сознаю, что не рожден для такого высокого сана. И еще менее для предназначенного мне в будущем, от которого, я дал клятву отказаться.»

Но детство закончилось, и мы вынуждены отойти от темы. Хорошо бы сравнить высказывания юного Александра о своей роли, как правителя государства, и высказывания Ленина, Троцкого, Свердлова, Сталина и других, которые за власть истребляли миллионы своих сограждан, при этом не забывая уничтожать самих себя. А если бы победила мировая революция…?!

Конечно, многие скажут: мало ли что говорил Александр, главное, что делал, и ткнут пальцем в его отца Павла I . Знал Александр о заговоре или нет, вопрос открытый. Даже если и знал, то он боролся не за власть, а за свою жизнь, ибо Павел I видел в нем не старшего сына, а умного конкурента, при этом есть много свидетельств о том, что Павел I хотел избавиться от этого конкурента. Поэтому, прежде чем обвинять, нужно поставить себя на его место, а потом уж делать выводы и осуждать.

И если император Александр I Павлович и Павел Павлович Стожков одно лицо, то псевдоним Павел должен что-то означать. Через 6 месяцев после смерти Павла I , Александр торжественно въехал в Москву, там он был коронован на царство по чину Императора Павла I в Успенском соборе кремля и стал властителем самого обширного государства. И вот Александр – император. Здесь можно обратиться к свидетельствам современников. Посол Наполеона герцог Виченский Коленкур писал Наполеону в Париж: «Александра принимают не за того, кто он есть. Его считают слабым – и ошибаются. … Он не выйдет за очерченный для себя круг. А этот круг сделан из железа и не гнется… У него умение полностью скрывать свои мысли, что говорит о непобедимом упрямстве».

На Вандомской площади Парижа царь полюбовался на статую Наполеона, поставленную при жизни, и сказал: «У меня закружилась бы голова, если бы меня поставили так высоко…».

«Он был прост, добр, великодушен и очень набожен» - так отзывается об Александре знаменитый историк Валишевский. Современники отмечают, что у царя лицо, при взгляде на которое становится теплее и радостнее, - открытый лоб, ясные голубые глаза, очаровательная улыбка, выражение доброты, мягкости, благорасположение ко всему и подлинно ангельской частоты…; высокого роста и осанку имеет очень благородную.

Александр выехал из Парижа в Польшу. Генерал Данелевский отмечал в своем дневнике, что по дороге из Цюриха в Базель император много шел пешком, часто заходил в дома крестьян: «Он очень высок, хорошо сложен … ступни хоть и великоваты, но очень хорошо выточены (вспомним большие мужицкие сапоги старца Павла Павловича), волосы светло каштановые, глаза голубые , очень красивые зубы, очаровательный цвет лица, нос прямой, довольно красивый. Он не мог устоять перед искушением блеснуть красивой фразой, и чем более не понятен был смысл фраз, тем лучше он приспосабливал ее к своим намерениям…».

Я напомню, уважаемые читатели, что такой же характеристики удостоился и старец Павел от своих ученых современников. Двойственность была одной из основных черт царя, он привык «ломать комедию», из-за чего Наполеон назвал его «Северным Тальма».

Еще одна характеристика: «сфинкс, не разгаданный до гроба».

Из всего вышесказанного сделаем простой вывод: Александр имел талант перевоплощаться. Это я к тому, что из царя самого большого государства уйти незаметно в мужики, одного желания мало, для этого надо что-то большее, нужно быть артистичным. Свидетельств этих качеств Александра много, можно книгу написать. Свидетель Князь Чарторейский: « Я должен страдать, ибо ни что не может смягчить моих душевных мук». И в конце жизни после дней триумфа в Париже и в Вене, потерявший иллюзии и разочарованный «освободитель Европы», «избранник божий» удалился от людей и приблизился к богу.

Александр I победил Наполеона, а всемогущий бог победил царя. Графиня Шуазель писала: «Как-то царь ехал по пригороду в карете, и увидел выходившего из церкви священника. Он остановил лошадей, соскочил на землю, с почтением поцеловал крест, затем руку старика». По воспоминаниям современников, Александр любил путешествовать инкогнито, без свиты, и охотно завязывал разговор с незнакомыми людьми. Будучи человеком очень щедрым, он раздавал деньги, а также драгоценности, табакерки, кольца, броши. Также стоит привести сравнение с щедростью Павла Павловича. Великий искуситель, виртуозно умевший вызывать людей на доверие, царь был, по выражению Сперанского, «настоящий чародей». Лагарп всегда гордился своим питомцем: « самые не доверчивые вынуждены признать, что Александр одно из редких созданий, которые появляются раз в 1000 лет!»

Наполеон: « царь из тех людей, которые привлекают, и, кажется, созданы, чтобы очаровывать тех, кто с ними сталкивается.

Начиная с 1820 года, Александр много путешествует по России и Польше, царь ездит и днем, и ночью, в любую погоду, по ужасным дорогам. Путешествия были утомительны и изнуряющие. Ежегодно служил заупокойную службу в память его отца Павла I . Каждый день в течение двух часов он молился, стоя на коленях, так что его медик записал: «на ногах его величества образовались обширные затвердения, оставшиеся у него вплоть до смерти»… Царь жил затворником. Мистическое настроение государя, постоянно поддерживавшиеся текущими событиями, не находило ни одного себе оправдания, среди сановников государства и особенно церкви .

Тем временем, Царица Елизавета Алексеевна заболела, ей рекомендовали пожить в Таганроге. Александр решил сопровождать ее. 1 сентября 1825г. Государь собирался к отъезду. Камердинер спросил его, когда ожидать обратно. Александр, указав на икону спасителя, сказал: «Ему одному известно это». Покидая Петербург, государь привстал в коляске, обратился лицом к покидаемой столице, долго и задумчиво смотрел на неё, как бы прощаясь с ней.

По словам Филевского, император Александр обладал чрезвычайной способностью быть приветливым, простым и не принужденным в общении. Ему сообщили о заговоре и готовящемся покушении (декабристами). Спокойно восприняв это известие, государь ответил: «Предадимся воле божьей!… Я решил отречься и жить как частное лицо» и не пожелал ничего менять. Государь занимался чтением полученных им бумаг. … Помимо таковых и другие причины беспокоили императора, настоящее значение которых не совсем известны. Так 11 ноября ночью от генерала Ротта, командира пехотного корпуса, прибыл с секретным донесением офицер Шервуд. Генерал принял его секретно и, проговорив с ним полчаса, приказал немедленно выехать из Таганрога. При этом, приказал, чтобы ни о въезде, ни о выезде никто не знал. В ту же ночь государь потребовал к себе полковника Николаева, командовавшего дворцовым караулом, и коменданта, барона Фредерикса, и, дав им важные секретные поручения, приказал немедленно выехать из Таганрога.

Об этих распоряжениях государя не знал даже начальник штаба Дибич: « Между тем болезнь прогрессировала, отказы государя принимать лекарства;» с 8 ноября, я замечаю, что его (Александра) что-то важнее, чем мысль о выздоровлении смущает. Ему хуже». «Все идет дурно»,- пишет Вилье, хотя у него нет еще бреда. Мне хотелось дать ему лекарство в питье, но по обыкновению отказано: «Ступай прочь». Я плакал; Заметив мои слезы, государь сказал мне: «Подойдите, любезный друг, надеюсь, что вы на меня за это не сердитесь. У меня свои причины так действовать. …».

Император умер 19 ноября 10 часов 47 минут утра. … На груди его был найден золотой образок, на одной стороне которого было изображение спасителя, а на другой надпись:

« Ты, Господи, мой путь исправишь:

от гибели меня избавишь,

спасешь создание твое.» .

Также показательно то, что Александр не любил роскошь и внешнего этикета . Из анализа множества фактов, можно заметить, что он устраивался в Таганроге надолго, быть может навсегда. Он говаривал: « Надо, что бы переезд к частной жизни не был резок». Последний пароль, отданный Александром караулу дворца, – было слово

«ТАГАНРОГ».

Александр I Павлович Благословенный умер 19.11.1825г. (1 декабря). Гроб был выставлен в монастыре Александра Невского в Таганроге. Тело показывать народу было запрещено. Собравшиеся в царском селе, члены императорской семьи присутствовали при вскрытии гроба, и были поражены чернотой лица покойного, но вдовствующая императрица Мария Федоровна вскрикнула: « Я его хорошо узнаю! Это мой сын, мой дорогой Александр! О! Как он похудел!...».

После опознания тела погребение было совершено 13 марта в Соборе Петра и Павла Санкт-Петербурге, все формальности были соблюдены, но саркофаг оказался пуст .

Прошло 10 лет. В царствование Николая I смуты внутри страны и войны отвлекли внимание от судьбы Александра, однако осенью 1836 произошел любопытный случай: однажды вечером в Пермской губернии на границе Урала, у дома кузнеца остановился всадник на белом коне: человек очень высокого роста, благородной осанки, скромно одетый, на вид примерно 60 лет. Кузнецу он показался подозрительным. Кузнец вызвал местного стражника, который отвел его к судье, там он заявил, что зовут его Федором Кузьмичом, что у него нет ни семьи, ни денег, ни дома. Он был приговорен к 20 ударам плетью за бродяжничество и попрошайничество и к ссылке в Сибирь. Интересно, что белый конь исчез, и никто не предъявил ему обвинения в краже коня, ни с неба же он ему упал.

С этапом он был отправлен в Томскую губернию. Повсюду с ним обращались с большим почтением: настолько поражало его сходство с Александром I . Ползли тысячи слухов. Один солдат, увидев его, упал на колени и вскликнул: «это- царь! ». Почерк у него был, как у Александра (сравните со старцем Павлом, после которого не осталось ни одного письма, у него всегда был человек, который писал вместо него письма). На стене висела икона с буквой «А» и императорской короной, более того, он тоже был глуховат! (Попутно отмечу, что я нигде не нашел воспоминаний о глухоте старца Павла, но часто вспоминают о громком голосе старца: старец громким голосом спросил: «Чего ты, Авдотья, пришла до мене?». Обычно громко разговаривают люди с нарушенным слухом. Также обращаю ваше внимание на то, что Александр был глуховат на одно ухо, и вполне возможно на первых парах мог это скрывать, а когда вошел в возраст, то это было само собой разумеющееся, и никто на это не обращал внимания). Очень образованный, говоривший на нескольких языках, старец давал дельные советы крестьянам, и прекрасно учил их детей.

К старцу приезжал император Николай I , беседа их продолжалась около двух часов. В Томске старца Федора Кузьмича посещали и различные гражданские чиновники, причем ведя себя с ним предельно почтительно. Каждый вновь назначенный губернатор считал своим долгом заезжать в келью старца, и подолгу наедине с ним беседовать. Беседы эти касались, как и духовной жизни, так и общественного устройства. В проблемах государственной и общественной жизни старец разбирался так же хорошо, как и в жизни духовной. Однако, когда его спрашивали о происхождении или о прошлом, он прерывал собеседника и с улыбкой говорил: «Я лишь воробушек, перелетная птичка»… (Вспомним старца Павла Павловича, который неоднократно говорил: "ни хозяин не знает, кто у него живет, ни послушницы, кому служат" . Даже на смертном одре старец Федор Кузьмич отказывался назвать свое имя.

Впрочем, в житии старца вставлен рассказ. … «Есть молва, - продолжал Семен Феофанович, - что ты, батюшка ни кто иной, как Александр благословенный… правда ли это? … Старец, услышав это, стал креститься и говорит: «Чудны дела твои, Господи. Нет тайны, которая бы не открылась». После чего попросил схоронить его просто». Этот ответ- лишнее подтверждение того, что старец знал, чем закончится эта история.

Старец Федор Кузьмич умер 20.01.1864г. и, если Федор Кузьмич и Александр I одно лицо, то получается, что он умер в возрасте 87 лет, из которых последние 2 года он тяжело болел, это для сравнения со старцем Павлом Таганрогским. Он ориентировался в дворцовой службе Петербурга, и все решили, что это он!!! А теперь, дорогие мои читатели, задумаемся, могла ли такая фигура, как император всероссийский, уйти незамеченным с престола без поддержки административного ресурса?!

Конечно, нет! Если и была инсценировка смерти Александра I (а это бесспорно была инсценировка), то это было сделано на высшем государственном уровне с использованием специальных служб и спец.мероприятий.

Разрабатывалось несколько версий прикрытия и ложных путей направления. Вполне возможно, что старца Федора Кузьмича, выражаясь языком спец.служб, преднамеренно «засветил», и, тем самым, прикрыли легенду Павла Павловича Стожкова, который поселился в Таганроге и остался при этом незамеченным. Да и кому в голову придет искать человека в городе, в котором тот умер. Это достойно величия благословенного императора всероссийского блаженной памяти Александра I Павла Павловича. В этой истории много вопросов: чье было тело, если было, в гробу Александра? Кем был на самом деле Федор Кузьмич: добровольный сиделец или государственный преступник, заключивший сделку со следствием, ибо после 1825 образованных сидельцев было более чем достаточно.

Только что я изложил несколько версий, кем был Федор Кузьмич. Но после моей поездки в г. Томск (статья писалась в два этапа) я, ознакомившись с житием святого праведного Федора Томского, понял, что Федор Кузьмич- это человек из ближайшего окружения царя Александра I . Все указывает на то, что он был поверенный в его делах, и он не только знал, но и подготовил уход Александра в мирскую жизнь. На груди этот человек носил всю жизнь портрет Александра, и имел всего одну награду (от остальных он отказался): орден Александра Невского. После ухода Александра I в мир, этот человек отошел от дел, уединился в своем имении, здоровье его ослабло. Николай I послал к нему медика Вилье, но последний не мог ему уже помочь (кстати это, тот самый лейб-медик Вилье, который находился при умирающем Александре I ).

Этот человек умер 21 апреля 1834г. «Не спуская глаз с портрета Александра, на том самом диване, который служил кроватью самодержцу», его девиз «Без лести, предан». Я специально не назвал фамилию этого человека, ибо отзывы о нем очень противоречивы. В отечественной истории отзывы скорее отрицательны, чем положительны. Разобраться в этом должны историки. Через 2 года после его смерти появился Федор Кузьмич, я не буду приводить внешнее сходство этих двух людей, ибо это уже другая история.

На Банковской площади города Таганрога стоит памятник императору Александру I Павловичу, памятник был установлен в 1830г. Приблизительно в это время старец Павел приходит на жительство в Таганрог. Это единственный памятник Александру 1 в России. (Еще один был в светском имении Федора Кузьмича, и был разрушен). В 20-х годах прошлого века памятник был снесен. Бронзовую статую Александра отправили на переплавку, а гранитный постамент старец Павел не отдал. Он перенес его на (ныне «старое») городское кладбище, поближе к себе, и отдал под охрану революционного караула, где он стоит и по сей день. В 1998г. памятник Александру I Павловичу был восстановлен на Банковской площади г. Таганрога, а на следующий год прошла канонизация блаженного старца Павла Таганрогского. По пророчеству старца Павла, его мощи должны быть перенесены в собор, и этим собором будет собор Петра и Павла в Петербурге, где и дожидается его пустой саркофаг.

Если у меня и были сомнения в соответствии Александра I Павловича и Павла Павловича, то к концу написания статьи все они пропали. Дело в том, что Александр I являет себя миру в годовщину двухсотлетия победы над Наполеоном, а это значит, что те, кто ждут не дождутся, ибо это не может быть концом, это может быть только началом подъема нашей с вами государственности. Лично я вижу в этом промысел божий. Закончить эту статью я хочу словами протеерея Александра Клюнкова: «На мой взгляд, внимательно вчитываясь в житие святого блаженного Павла, нам еще только предстоит осознать значение этого человека, не только в жизни Таганрога, но и в русской истории». От себя добавлю, и в мировой в том числе. С просветлением вас, сограждане.

Разное по теме. Он шел к людям, а они если и не отвергали его, то просто не замечали.

Людям свойственно возвеличивать ничтожное, и не замечать великое.

Слаб человек, не каждый, осознав свой грех, может уйти из самого верха общества, помазанник божий, в землянку к людям без определенного места жительства. Потом начать новый духовный подъем во имя славы Божьей и всего русского народа. Другого пути у этого человека не было, на верху его бы не поянли, а в народе сказали бы, блажит барин. Александр чувствовал благодать исходящую от него, и поэтому пошел в народ, где его помощь была более понятна, а главное востребована. Даром получил, даром раздавал.

Считаю, что должно быть произведено расследование со всеми возможными экспертизами, т.к. это дело государственного уровня. Инициаторами в этом вопросе должны быть не только верующие люди, но и администрация города Таганрога совместно с администрацией Ростовской области.

И прошу меня извинить, если этот очерк составлен с ошибками и не отличается последовательностью изложения, я строитель, а не писатель.

Пароль «Таганрог»

P.S. Уважаемый читатель эта статья написана ровно один год назад и в ней есть слова: ".... Александр 1 являет себя миру в годовщину двухсотлетия победы над Наполеоном, а это значит, что те, кто ждут не дождутся, ибо это не может быть концом, это может быть только началом подъема нашей с вами государственности."

За пять лет до написания статьи, Россия присоединила Абхазию и Южную Осетию, а уже через год после написания пытается вернуть Крым и русскоязычные области Украины, при этом есть все основания полагать, что это мероприятие увенчается успехом.

Хочу обратить внимание читателя на один любопытный факт: за всю тысячелетнюю историю России, во главе нашего государства было только три человека по имени Владимир: - это Св. Владимир он-же Владимир Мономах; В.И. Ульянов и В.В. Путин. Все они были и преобразователями и собирателями земли Русской. Что касается Владимира Мономаха, то в моем понимании Св. Владимир и Владимир Мономах это один и тот же человек, но раздвоенный в истории, а само слово - Мономах - озночает титул: Моно - единственный; Мах - Максимус или Царь, Император.

Посмотрим какие еще сюрпризы нам преподнесет старец Павел Павлович или, если хотите, Император Александр Павлович.

Добавлено в марте 2014г.

Список использованной литературы:

1)«История города Таганрога» 1996г. П.П. Филевский

2)«Алесандр I » Москва 1991г. А. Валлоттон

3)Таганрогский Альманах духовного чтения выпуск 1 сын света 1997г. В. Федоровский, А. Клюнков.

4)Св. блаженный Павел Таганрогский 1994г. М. Цурюпина

5)Отблески золотых куполов 1999г. О.П. Гаврюшкин

6)Гуляет старый Таганрог 1997г. О.П. Гаврюшкин

7)«Житие Святого праведного старца Феодора Томского» Богородице-Алексиевский монастырь 2010г..

Март 2013г. Возыка Андрей Анатольевич.

Портрет Александра I

Метрическое свидетельство новорожденного великого князя Александра Павловича, подписанное лейб-медиками Карлом Фридрихом Крузе и Иваном Филипповичем Беком

Парадный костюм семилетнего великого князя Александра Павловича

Портрет графа
Н.И. Салтыкова

Триумфальный венок "Освободителю Европы", преподнесенный императору Александру I

Торжественный въезд Всероссийского Государя Императора Александра I в Париж

Медаль в память Отечественной войны 1812 года, принадлежавшая императору Александру I

Портрет императрицы Елизаветы Алексеевны в трауре

Посмертная маска Александра I

Экспозиция в Невской анфиладе парадных покоев Зимнего дворца насчитывает свыше тысячи экспонатов, тесно связанных с жизнью и деятельностью императора Александра I, из собрания Государственного Эрмитажа, музеев и архивов Санкт-Петербурга и Москвы: архивные документы, портреты, мемориальные вещи; многие памятники представлены впервые.

"...Сфинкс, не разгаданный до гроба, О нем и ныне спорят вновь..." - писал почти через полвека после смерти Александра I П.А. Вяземский. Эти слова актуальны и в наши дни - спустя 180 лет со дня кончины императора.

Выставка, собравшая множество вещественных и документальных свидетельств, рассказывает об эпохе Александра и позволяет проследить судьбу императора от рождения до смерти и погребения в Петропавловском соборе. Уделено внимание и своеобразной мифологии, окружающей безвременную кончину Александра Павловича в Таганроге - знаменитая легенда о сибирском отшельнике старце Федоре Кузьмиче, под именем которого якобы скрывался удалившийся от света император Александр I.

На экспозиции представлены портреты Александра I, выполненные русскими и европейскими живописцами, скульпторами и миниатюристами. Среди них работы Дж. Доу, К.А Шевелкина и недавно приобретенный портрет кисти крупнейшего миниатюриста первой четверти XIX века А. Беннера.

Следует отметить и другие приобретения Эрмитажа, демонстрирующиеся на выставке: "Портрет Наполеона", исполненный известным французским художником-миниатюристом, учеником знаменитого Ж.Л. Давида, придворным мастером Наполеона Ж.-Б. Изабэ и "Портрет императрицы Елизаветы Алексеевны", написанный с натуры Э. Г. Боссе в 1812 году.

Наряду с уникальными документами, и автографами Александра I и лиц его ближайшего окружения представлены личные вещи императора: парадный костюм семилетнего великого князя Александра Павловича, костюм кавалера Ордена Святого духа, коронационный мундир (считается, что жилет к нему сшит самим императором), кипарисовый крест, медальон с прядями волос Александра I и Елизаветы Алексеевны, неопубликованные письма воспитателей будущего императора Ф.Ц. Лагарпа и Н.И. Салтыкова, учебные тетради.

Ценные экспонаты предоставил коллекционер В.В. Царенков: в их числе расшитый золотом портфель, которым Александр I пользовался в дни Венского конгресса и три редкие акварели работы Гавриила Сергеева "Александрова дача".

Выставка подготовлена Государственным Эрмитажем совместно с Государственным архивом Российской Федерации (Москва), Архивом внешней политики Российской империи Историко-документального департамента МИД России (Москва), Военно-историческим музеем артиллерии, инженерных войск и войск связи (Санкт-Петербург), Военно-медицинским музеем Министерства обороны Российской Федерации (Санкт-Петербург), Всероссийским музеем А.С. Пушкина (Санкт-Петербург), Государственным историко-культурным музеем-заповедником "Московский Кремль" (Москва), Государственным Историческим музеем (Москва), Государственным музеем истории Санкт-Петербурга (Санкт-Петербург), Государственным музеем-заповедником "Павловск", Государственным музеем-заповедником "Петергоф", Государственным музеем-заповедником "Царское село", Государственным Русским музеем (Санкт-Петербург), Государственной коллекцией уникальных музыкальных инструментов (Москва), Институтом русской литературы Российской академии наук (Пушкинский дом) (Санкт-Петербург), Научно-исследовательским музеем Российской Академии художеств (Санкт-Петербург), Российским государственным архивом древних актов (Москва), Российским государственным военно-историческим архивом (Москва), Российским государственным историческим архивом (Санкт-Петербург), Центральным военно-морским музеем (Санкт-Петербург), Государственным музейно-выставочным центром РОСИЗО, а также коллекционерами М.С. Глинка (Санкт-Петербург), А.С. Сурпиным (Нью-Йорк), В.В. Царенковым (Лондон).

К выставке коллективом сотрудников Государственного Эрмитажа подготовлен иллюстрированный научный каталог, общим объемом 350 страниц (изд-во "Славия"). Вступительные статьи к изданию написаны директором Государственного Эрмитажа М.Б. Пиотровским и директором Государственного архива Российской Федерации С.В. Мироненко.

Александр I был сыном Павла I и внуком Екатерины II. Императрица недолюбливала Павла и, не видя в нём сильного правителя и достойного преемника, все нерастраченные материнские чувства отдавала Александру.

С детства будущий император Александр I часто проводил время с бабушкой в Зимнем дворце, но тем не менее успевал бывать и в Гатчине, где проживал отец. По мнению доктора исторических наук Александра Мироненко, именно эта двойственность, проистекающая из желания угодить столь разным по темпераменту и взглядам бабушке и отцу, сформировала противоречивый характер будущего императора.

«Александр I в юношестве любил играть на скрипке. В это время он переписывался со своей матерью Марией Фёдоровной, которая сказала ему, что он слишком увлекается игрой на музыкальном инструменте и что ему следует больше готовиться к роли самодержца. Александр I ответил, что лучше будет играть на скрипке, чем, как его ровесники, в карты. Он не хотел царствовать, но в то же время мечтал излечить все язвы, исправить любые непорядки в устройстве России, сделать всё так, как в его мечтаниях должно быть, а после этого отречься», — рассказал в интервью RT Мироненко.

По мнению экспертов, Екатерина II хотела передать трон своему любимому внуку, минуя законного наследника. И лишь внезапная смерть императрицы в ноябре 1796 года нарушила эти планы. На престол взошёл Павел I. Началось короткое, длившееся всего четыре года правление нового императора, получившего прозвище Русский Гамлет.

Чудаковатого Павла I, помешанного на муштре и смотрах, презирал весь екатерининский Петербург. Вскоре среди недовольных новым императором возник заговор, итогом которого стал дворцовый переворот.

«Неясно, понимал ли Александр, что отстранение его родного отца от трона невозможно без убийства. Тем не менее Александр пошёл на это, и ночью 11 марта 1801 года заговорщики вошли в спальню Павла I и убили его. Скорее всего, Александр I был готов к такому исходу событий. Впоследствии из мемуаров стало известно, что Александр Полторацкий, один из заговорщиков, быстро сообщил будущему императору, что его отец убит, а значит, ему надо принимать корону. К удивлению самого Полторацкого, он застал Александра посреди ночи бодрствующим, в полном обмундировании», — отметил Мироненко.

Царь-реформатор

Вступив на престол, Александр I занялся разработкой прогрессивных реформ. Обсуждения проходили в Негласном комитете, в который входили близкие друзья молодого самодержца.

«Согласно первой реформе управления, принятой в 1802 году, коллегии заменились министерствами. Главное отличие заключалось в том, что в коллегиях решения принимаются коллегиально, а в министерствах вся ответственность лежит на одном министре, которого теперь надо было выбирать очень осторожно», — пояснил Мироненко.

В 1810 году Александр I создал Государственный совет — высший законосовещательный орган при императоре.

«Известная картина Репина, на которой изображено торжественное заседание Госсовета в его столетнюю годовщину, написана в 1902 году, в день утверждения Негласного комитета, а не в 1910 году», — отметил Мироненко.

Государственный совет как часть преобразования государства разработал не Александр I, а Михаил Сперанский. Именно он положил в основу российского государственного управления принцип разделения властей.

«Не стоит забывать, в самодержавном государстве этот принцип было трудно осуществить. Формально первый шаг — создание Госсовета как законосовещательного органа — был сделан. С 1810 года любой императорский указ выходил с формулировкой: «Вняв мнению Госсовета». При этом Александр I мог издавать законы и не прислушиваясь к мнению Госсовета», — пояснил эксперт.

Царь-освободитель

После Отечественной войны 1812 года и заграничных походов Александр I, воодушевлённый победой над Наполеоном, вернулся к давно забытой идее реформ: изменению образа правления, ограничению самодержавия конституцией и решению крестьянского вопроса.

  • Александр I в 1814 году под Парижем
  • Ф. Крюгер

Первым шагом в решении крестьянского вопроса стал указ о вольных хлебопашцах 1803 года. Впервые за многие столетия крепостного права было разрешено освобождать крестьян, наделяя их землей, хотя и за выкуп. Конечно, помещики не торопились освобождать крестьян, тем более с землей. В итоге свободными оказались очень немногие. Однако впервые в истории России власть дала возможность крестьянам уходить из крепостной зависимости.

Второе значимое государственное деяние Александра I — проект конституции для России, который он поручил разработать члену Негласного комитета Николаю Новосильцеву. Давний друг Александра I выполнил это поручение. Однако этому предшествовали события марта 1818 года, когда в Варшаве при открытии заседания Польского совета Александр по решению Венского конгресса даровал Польше конституцию.

«Император произнёс слова, потрясшие всю тогдашнюю Россию: «Когда-нибудь благодатные конституционные принципы будут распространены на все земли, подвластные моему скипетру». Это всё равно что в 1960-е годы сказать, что советская власть больше не будет существовать. Многих представителей влиятельных кругов это напугало. В итоге Александр так и не решился принять конституцию», — отметил эксперт.

План Александра I по освобождению крестьян также не был осуществлён до конца.

«Император понимал, что невозможно освобождение крестьян без участия государства. Определённая часть крестьян должна выкупаться государством. Можно представить такой вариант: помещик разорялся, его имение выставлялось на торги и крестьяне лично освобождались. Однако это не было осуществлено. Хотя Александр был самодержавным и властным монархом, он всё же находился внутри системы. Нереализованная конституция должна были видоизменить саму систему, однако сил, которые поддержали бы императора, в этот момент не было», — рассказал историк.

По мнению экспертов, одна из ошибок Александра I заключалась в его убеждённости в том, что сообщества, в которых обсуждаются идеи переустройства государства, должны быть тайными.

«Вдали от народа молодой император обсуждал проекты реформ в Негласном комитете, не догадываясь, что уже возникающие декабристские общества отчасти разделяют его идеи. В итоге ни те, ни другие попытки не увенчались успехом. Понадобилось ещё четверть века, чтобы понять, что эти реформы были не столь уж и радикальными», — заключил Мироненко.

Тайна смерти

Александр I скончался во время поездки по России: простудился в Крыму, несколько дней пролежал «в лихорадке» и умер в Таганроге 19 ноября 1825 года.

Тело покойного императора предстояло перевезти в Санкт-Петербург. Для этого останки Александра I забальзамировали, однако процедура прошла неудачно: цвет лица и внешний облик государя изменились. В Петербурге во время народного прощания Николай I распорядился закрыть гроб. Именно этот случай породил неутихающие споры о смерти царя и вызвал подозрения о том, что «тело подменили».

  • Wikimedia Commons

Самая популярная версия связана с именем старца Фёдора Кузьмича. Старец появился в 1836 году в Пермской губернии, а после оказался в Сибири. Последние годы он жил в Томске, в доме купца Хромова, где и скончался в 1864 году. Сам Фёдор Кузьмич никогда о себе ничего не рассказывал. Однако Хромов уверял, что старец — это тайно ушедший от мира Александр I. Так возникла легенда, что Александр I, мучимый угрызениями совести из-за убийства отца, инсценировал собственную смерть и отправился странствовать по России.

Впоследствии историки пытались развенчать эту легенду. Изучив сохранившиеся записки Фёдора Кузьмича, исследователи пришли к выводу, что в почерках Александра I и старца нет ничего общего. Более того, Фёдор Кузьмич писал с ошибками. Однако любители исторических тайн считают, что точка в этом деле не поставлена. Они убеждены, что пока не проведена генетическая экспертиза останков старца, нельзя сделать однозначный вывод, кем был Фёдор Кузьмич на самом деле.

В январе 1864 года в далекой Сибири, в маленькой келье в четырех верстах от Томска, умирал высокий седобородый старик. «Молва носится, что ты, дедушка, никто иной, как Александр Благословенный, правда ли это?» - спросил у умирающего купец С.Ф. Хромов. Уже много лет мучила купца эта тайна, которая сейчас, на его глазах, уходила в могилу вместе с загадочным старцем. «Чудны дела твои, Господи: нет тайны, которая бы не открылась, - вздохнул старик. - Хоть ты знаешь, кто я, но ты меня не величь, схорони просто».
Юный Александр взошел на престол в результате убийства масонами - теми самыми «верноподданными извергами, ну то есть господами с благородными душами, первейшими в свете подлецами» - императора Павла I. Сам Александр тоже был посвящен в заговор. Но когда до него дошла весть о смерти отца, он был потрясен. «Мне же обещали не посягать на его жизнь!» - с рыданиями повторял он, и метался по комнате, не находя себе места. Ему было ясно, что теперь он - отцеубийца, навсегда повязанный кровью с масонами.

Как свидетельствовали современники, первое появление Александра во дворЦе представляло собой жалкую картину: «Он шел медленно, колени его как будто подгибались, волосы на голове были распущены, глаза заплаканы... Казалось, лицо его выражало одну тяжелую мысль: «Они все воспользовались моей молодостью, неопытностью, я был обманут, не знал, что исторгая скипетр из рук самодержца, неминуемо подвергаю его жизнь опасности». Он пытался отказаться от престола. Тогда «верноподданные изверги» пообещали показать ему «рекой пролитую кровь всей царствующей семьи»... Александр сдался. Но сознание своей вины, бесконечные упреки самому себе в том, что он не сумел предвидеть трагический исход - все это тяжелым фузом легло на его совесть, ежеминутно отравляя его жизнь. С годами Александр медленно, но неуклонно отодвигался от «братьев». Начатые было либеральные реформы постепенно были свернуты. Александр все чаще находил утешение в религии - позднее либеральные историки испуганно назвали это «увлечением мистикой», хотя религиозность никакого отношения к мистике не имеет и на самом деле мистикой является именно масонский оккультизм. В одной из частных бесед Александр говорил: «Возносясь духом к Богу, я отрешаюсь от всех земных наслаждений. Призывая на помощь Бога, я приобретаю то спокойствие, тот душевный мир, который не променяю ни на какие блаженства здешнего мира»
Крупнейший биограф Александра І Н.К. Шильдер писал: «Если бы фантастические догадки и народные предания могли быть основаны на положительных данных и перенесены на реальную почву, то установленная этим путем действительность оставила бы за собой самые смелые поэтические вымыслы. Во всяком случае, подобная жизнь могла бы послужить канвой для неподражаемой драмы с потрясающим эпилогом, основным мотивом которой служило бы искупление.
В этом новом образе, созданном народным творчеством, император Александр Павлович, этот «сфинкс, неразгаданный до гроба», без сомнения, представился бы самым трагическим лицом русской истории, и его тернистый жизненный путь устлали бы небывалым загробным апофеозом, осененным лучами святости».