Экологические проблемы лесов дальнего востока. Как решаются главные экологические проблемы дальнего востока

Распад СССР оказал двоякое влияние на развитие российского Дальнего Востока и его отдельных районов. Во-первых – отрицатель­ное – в связи с разрывом многих экономических связей с западными районами по ресурсам, по готовой продукции, вследствие резко ус­ложнившихся проблем движения товаров и денежного обращения в СНГ. Происходит также нежелательный, опасный разрыв социальных связей не только в СНГ, но и между западными и восточными района­ми России.

Территория России 2000 года по сравнению с СССР 1990 года меньше на 24%, природно-ресурсный потенциал – примерно на 20–25%, а социально-экономический потенциал, включая население, валовой внутренний продукт, объем промышленного производства – уменьшился более чем в 2 раза. С отделением от СССР прибалтийских республик, Украины, Белоруссии, закавказских республик, Казахстана и Средней Азии Россия в целом на 0,5–2 тыс. км удалилась от развитых и развивающихся стран Европы, Средиземноморья, Ближнего и Среднего Востока и стала более восточной, а точнее более северо-восточной страной по сравнению с Советским Союзом. Более близкими по расстоянию к России стали многие развитые и развивающиеся страны Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) по сравнению с развитыми европейскими странами.

В этой связи геополитическая и экономическая роли дальневосточных районов и особенно его южных районов в России в целом существенно возрастают. Дальневосточный регион (ДВР, включающий 9 субъектов РФ, в том числе Саха-Якутию) занимает 6,2 млн км 2 территории (36,4% территории России). В составе ДВР, по нашему мнению, следует рассматривать и более 1,5 млн км 2 морских акваторий в пределах 200 ‑мильной морской экономической зоны.

Во-первых, на 10–15% возросло значение природно-ресурсного потенциала ДВР в России. По нашим обобщенным оценкам природно-ресурсный потенциал России в настоящее время распределяется следующим образом: в европейских районах и на Урале сосредоточено около 25%, в районах Сибири около 40% и в районах Дальнего Востока, включая морской шельф, около 35%.

Во-вторых, основные морские и океанические выходы России остались на Дальнем Востоке – более 18 тыс. км морских побережий, в том числе тихоокеанских.

В-третьих, значительно повысилась роль морских отраслей хозяйства. Так, добыча рыбы и морепродуктов на Дальнем Востоке составила до 60% общероссийской (было 40% общесоюзной). Через порты региона проходит около 70% морского грузооборота. В СССР было 17 морских пароходств, в России осталось 8, из которых 4 крупнейших на Дальнем Востоке, 2 – в Приморском крае. В дальневосточных морях и на шельфе по прогнозным оценкам размещены разнообразные морские природные ресурсы: биологические, минеральные, нефтегазовые. В южных районах Дальнего Востока находится до 80% побережий России, где возможно развитие марикультуры.

В-четвертых, возросло значение многих природных ресурсов суши ДВР: цветных и благородных металлов (в том числе золота, серебра, алмазов); лесных ресурсов – в широком, комплексном их виде; топливно-энергетических.

Наконец возросло значение и социально-экономического потенциала региона в целом: доля ДВР в населении, промышленности и сельском хозяйстве России оценивается около 5–6% (в СССР она составляла 3%). Значительно возросла в новых политико-экономических условиях международная, геополитическая роль Дальнего Востока. Именно здесь у России остались непосредственные контакты, границы с крупнейшими развитыми и развивающимися странами АТР (в том числе США, Ки­таем, Японией). В условиях ориентации и России, и Китая на построе­ние открытой рыночной экономики резко возросли межгосударственные связи и контакты.

Однако в настоящее время ДВР, как и Россия в целом, переживает глубокий социально-экономический кризис. Продолжается спад производства, капиталовложений, численности населения. Так, спад промышленного производства в ДВР до 1993 г. был ниже, чем в России, а затем сравнялся и к 1999 г. (от 1990 г.) составил 72,2% (в России – 79%). По-видимому, добывающая промышленность (ее удельный вес в регионе до 30%) оказывается более инерционной к кризисным явлениям.

Наряду со многими проблемами, которые характерны почти для всех регионов России, для Дальнего Востока, в том числе и Приморского края, можно выделить и новые специфические региональные проблемы, появившиеся здесь в 1990-е годы.

1. Разрыв экономических связей с западными районами России и СНГ и достаточно резкая их переориентация на страны Азиатско-Тихо­океанского региона. В дореформенный (1991 г.) период на Дальний Восток ввозилось до 60–85% производственных ресурсов и потребительских товаров и вывозилось до 80–100% продукции основных отраслей. Последовавшие в ходе реформы распад Союза, переход к конверсии военной промышленности и резкое снижение соответствующих заказов, а особенно – рост цен и транспортных тарифов (в 9–10 тыс. раз на различные виды продукции и транспорта), привели многие предприятия основной специализации Дальнего Востока к альтернативе: либо – закрытие предприятия, либо поиск экономически выгодных рынков в соседних странах АТР. В этих условиях предприятия рыбной промышленности, горнодобывающей, лесной, а в какой-то степени и машиностроения, стали находить рынки сбыта в странах АТР и тем самым – выходить из кризиса. То же самое наблюдается и в поставках на Дальний Восток сырья, нефтепродуктов, металла, машин и оборудования, потребительских, в том числе продовольственных товаров. Ранее такие поставки из других районов СССР достигали 60–80% и более. Сейчас многие из таких поставок либо невозможны, либо экономически крайне неэффективны. Такие снабженческие поставки также стали активно замещаться импортными из стран АТР. Например, снабжение нефтью и нефтепродуктами всех районов Дальнего Востока шло из Сибири и даже из Поволжья. Отпуск цен на нефтепродукты и резкий рост транспортных тарифов привели к тому, что цены на сырую нефть в районах дальневосточных нефтеперерабатывающих заводов (Хабаровск, Комсомольск-на-Амуре) превысили мировые. Цены на многие нефтепродукты на Дальнем Востоке также превысили мировые. Проведенные нами с учетом всего этого расчеты и оценки привели к парадоксальным (для прежней экономики) выводам: для дальневосточных нефтеперерабатывающих заводов экономически эффективнее покупать нефть Персидского залива и перевозить ее морским путем. Нефтепродукты также дешевле покупать в США, Южной Корее, в Японии. И как следствие этого – во Владивостоке ряд наших компаний уже продают японский автомобильный бензин. Моряки и рыбаки заправляют свои суда в США, Канаде, Южной Корее, Китае и других странах.

2. Разрыв социальных связей. Возросшие в 9–10 тыс. раз транспортные тарифы на железнодорожные и авиационные пассажирские перевозки сделали невозможными регулярные поездки в западные районы страны для большинства дальневосточников. А если учесть, что из нынешних жителей Дальнего Востока почти каждый 2-й родился на западе и там у него остались либо все, либо многие родственники, то необходимость регулярных поездок становится очевидной.

Таким образом, оказались разорванными родственные связи, до минимума сокращены научные, профессиональные, спортивно-культур­ные связи. Выпускники университетов, вузов, училищ запада уже не едут на Дальний Восток, зная о том, что даже в критических ситуациях им не удастся приехать обратно.

3. Низкая плотность рыночного пространства. В связи с низкой плотностью населения (1,3 чел./км 2 , а в ряде районов: Якутия, Камчатка, Магаданская область, Чукотка – менее 1 чел./км 2) очень разреженной является сеть поселений, особенно городских. В ДВР 6 городов, рассредоточенных на огромной территории, то есть почти 1 город на 100 тыс. км 2 . Поэтому здесь относительно невелики общие объемы спроса на потребительские и многие производственные товары, а плотность спроса на территории еще более низкая. Хотя около 75% населения, а следовательно, и совокупного спроса сконцентрировано в южных районах Дальнего Востока (Амурская, Сахалинская, Еврейская области, Приморский и Хабаровский края), тем не менее, и здесь проживает всего 5,9 млн человек населения, тоже рассредоточенного по огромной территории, где размещено лишь 47 городских поселений с соответствующим спросом на потребительские и продовольственные товары.

4. Действие многих удорожающих факторов (неблагоприятные и экстремальные природно-климатические условия, большая удаленность от индустриальных и аграрных районов, слабая освоенность, повышенные затраты на строительство, более высокая стоимость жизни и др.) в условиях перехода к рыночной экономике существенно снижает конкурентоспособность многих дальневосточных товаров.

5. Транспортный и энергетический устойчиво удорожающие факторы для производственной и социальной сфер. В связи с тем, что на Дальний Восток завозится большое количество энергоресурсов (около 9,5 млн тонн угля, 7–8 млн тонн нефти и до 12 млн тонн нефтепродуктов), высокие транспортные затраты ведут к повышенному росту затрат на электрическую и тепловую энергию, а повышенные транспортные и энергетические затраты включаются в цены практически всех товаров и услуг региона.

6. Особые социально-демографические проблемы, связанные с тем, что естественная убыль населения примерно до 25 тыс. человек в год (в 1994 г.) дополняется большим оттоком населения из ДВР – до 100–150 тыс. человек в год (1993–1994 гг.). В целом к 1999 г. по сравнению с 1990‑м население региона сократилось более чем на 800 тыс. человек. Особенно значительно сокращается население на Чукотке, в Магаданской и Камчатской областях, на Сахалине.

7. В условиях перехода России к открытой рыночной экономике резко обозначились и обострились экономико-географические, социально-демографические и геополитические контрасты дальневосточных районов с соседними зарубежными странами. Например, по плотности и численности населения, уровням освоенности территории, показателям экономического роста, емкости рынков, состоянию социальной сферы и другим параметрам – все такие показатели для районов Дальнего Востока в настоящее время намного ниже, чем для соседних стран (Китай, Северная и Южная Корея, Япония, США, Канада). Контрастны и политические системы этих стран. Причем российский Дальний Восток находится на стыке, пожалуй, самых различных контрастных политических систем (Северная и Южная Корея, Китай, Япония, США, Россия). Здесь наложены друг на друга рубежи крупных прошлых войн, остры геополитические проблемы.

8. С учетом разрыва многих экономических и социальных связей, специфики экономико-географического положения и геополитических контрастов на Дальнем Востоке периодически муссируются идеи сепаратизма – экономического обособления отдельных районов и всего ДВР вплоть до полного отделения от России.

Таковы специфические проблемы, общие для всех районов Дальнего Востока и осложняющие выход этих районов из кризиса и их последующее социально-экономическое развитие. Каждая область, край ДВР, кроме общерегиональных, имеет и свои внутренние проблемы. Но они также во многом сходны. Например, нами для Приморского края было выделено более 30 проблем развития, в том числе более половины проблем новых, связанных с экономическими реформами. По оценкам, около 80–85% таких проблем имеется и в других районах ДВР. Тем не менее, существуют стратегические интересы России в активном социально-экономическом и научно-техническом развитии ДВР и Приморского края.

Бакланов П.Я. Россия и мы // Дальневосточный ученый. 2001. № 8 (1186). С. 8.

Дальний Восток и его экологические проблемы

Замечание 1

Российский Дальний Восток является самым большим по площади экономическим районом. Он занимает восточную материковую часть страны и Новосибирские, Курильские, Сахалин, Командорские, Шантарские острова, а также остров Врангеля.

Географическая удаленность Дальнего Востока от Центра страны и сложившаяся там экономическая ситуация вызвали целый ряд негативных факторов.

Экстремальные природно-климатические условия, слабая освоенность и заселенность территории, отсутствие транспортной инфраструктуры являются большим тормозом в его развитии.

На неблагоприятную ситуацию в регионе большое влияние оказывает отраслевая структура экономики, где на долю добывающих отраслей приходится 30%, что в свою очередь создает дополнительные экологические проблемы.

Для дальневосточного Севера серьезной проблемой является загрязнение вод и складирование твердых отходов.

К главным загрязняющим веществам речной воды относятся органические вещества, соединения железа, меди, цинка, фенолы, нефтепродукты.

Надо сказать, что объемы загрязненных сточных вод не увеличиваются, а состояние поверхностных вод становится хуже. Причина заключается в том, что очистные сооружения построены более чем полвека тому назад и имеют неудовлетворительное техническое состояние.

Кроме этого устарела сама технология очистки, которая не может обеспечить нормативную очистку сточных вод.

Не менее важной проблемой является складирование твердых отходов, образование несанкционированных свалок, загрязняющих не только территории, но и поверхностные и подземные воды.

Основную часть отходов дают предприятия добывающей промышленности – это вскрышные породы, хвосты обогащения, отвалы золошлаков. Вторичная переработка отходов развита слабо, поэтому главным методом их утилизации является захоронение на свалках.

Характерной проблемой является изменение площадей в категориях земель, причем увеличение площадей происходит только в землях промышленности. Что касается площадей сельскохозяйственных земель и земель лесного фонда, то они сокращаются.

Характерной чертой состояния окружающей среды Дальнего Востока является несбалансированность природопользования. Это означает, что в развитии и размещении материального производства, расселении людей, экологической ёмкости территории нарушено всякое соответствие.

Дальневосточные экосистемы менее устойчивы по сравнению с западными, что особенно касается гидротехнического режима, наличия сезонной и многолетней мерзлоты, увеличивающихся с юга на север.

Малая устойчивость экосистем иногда полностью исключает одновременную эксплуатацию нескольких ресурсов на одной территории, например, развитие химической промышленности в приморских районах и создание плантаций марикультуры на шельфе, который именно здесь наиболее благоприятный для её разведения.

Большой экологический вред наносит незаконная вырубка девственных лесов Дальнего Востока, да и сама лесная промышленность имеет отходы – это фенольные высокотоксичные соединения, выделяемые древесиной и попадающие в водоемы.

Физически и морально устаревшее оборудование предприятий приводит к серьезным загрязнениям, например, заканчивается нормативный срок эксплуатации почти у 70% флота рыбной промышленности. Списанные и брошенные морские суда загрязняют бухты региона.

Переполненные базы военно-морского флота хранят большое количество радиоактивных отходов.

Ежегодные лесные пожары находятся в числе экологических проблем, их дополняют последствия тайфунов, землетрясений, наводнений, аварий на промышленных объектах.

Замечание 2

Таким образом, экстенсивное природопользование не только подорвало потенциал самовоспроизводства возобновимых природных ресурсов, но и способствовало появлению потенциального очага социальной напряженности.

Перспективы развития Дальнего Востока

Характер экологических проблем Дальнего Востока специфический и связан с размещением производительных сил и разным уровнем освоенности огромной территории.

Значительная часть района расположена в зоне многолетней мерзлоты, а нагрузка на окружающую среду носит очаговый характер, что приводит к серьезным локальным нарушениям и требует самых неотложных мер.

С этой целью дальневосточным отделением Академии наук России была разработана долговременная программа охраны природы и рационального её использования.

Основой программы стали принципы рационального пользования ресурсами, сохранения видового состава биоты, снижение генетических последствий загрязнения среды.

Созданный в регионе НПО «Экопрос» должен разработать и внедрить концепцию инженерно-экологического обеспечения безопасности присахалинского шельфа в местах месторождений углеводородов.

В условиях рынка намечены перспективы развития Дальнего Востока:

  • необходимость реализации сложившегося в регионе потенциала отраслей тяжелой промышленности, включая конверсируемые предприятия;
  • вместе с освоением новых природных ресурсов продолжить формирование Южно-Якутского территориально-производственного комплекса;
  • создание в районе БАМа нового металлургического комплекса на базе якутских коксующихся углей;
  • развитие Зейско-Свободненского комплекса, основу которого составит энергетика, лесная и деревообрабатывающая промышленность, а также машиностроение и добыча других полезных ископаемых;
  • создание химического комплекса в районе Комосольска-на-Амуре, базой которого будут западносибирская и сахалинская нефть, якутский природный газ, южно-якутские угли, а также местные апатиты и фосфориты;
  • для заготовки древесины в эксплуатацию должно быть введено 40 млн. га сибирской и дальневосточной тайги;
  • создание в перспективе крупной металлургической дальневосточной базы на базе разведанных магнетитовых кварцитах;
  • продолжить разгосударствление экономики региона;
  • создание элементов свободной конкуренции и рыночной инфраструктуры, а также устранение причин, препятствующих развитию отраслей промышленности.

Замечание 3

Таким образом, если говорить в общем, экология этого региона не так сильно пострадала от хозяйственной деятельности человека, по сравнению с другими регионами страны. Район, где сложные условия для проживания и малая активность населения с низкой плотностью, остается непривлекательным для бизнеса. В крупных городах Дальнего Востока, где человек наладил промышленное производство, экология оставляет желать лучшего. В таких городах, как Владивосток, Хабаровск, Южно-Сахалинск, Магадан, Благовещенск, Якутск, Комсомольск-на-Амуре экология находится в критическом состоянии.

Экологический туризм Дальнего Востока

Дальний Восток всегда привлекал к себе внимание исследователей и путешественников.

Памятники истории и культуры, особенности жизни коренных жителей региона, удивительная флора и фауна, могут стать местом посещения как отечественных, так и иностранных туристов.

Сегодня в обиход входит такое понятие как «экотуризм», но точное определение ему ещё не дано. В широком понимании это путешествие по нетронутым местам природы, чтобы изучить, полюбоваться и насладиться удивительными ландшафтами.

Экотуризм направлен на окружающую среду, при этом интересы туристов и активистов охраны природы преследуют общую цель – сохранить качество окружающей среды через туризм.

Среди видов экотуризма выделяют научный туризм, когда туристы принимают участие в исследованиях природы и ведут полевые наблюдения.

Туры истории природы, связанные с местной культурой и познанием окружающей природы. Проходят они по специально оборудованным экологическим тропам.

«Приключенческий туризм» объединяет все путешествия, связанные с природой.

Если говорить о туристическом комплексе Дальнего Востока, то он имеет огромный потенциал и низкий уровень его реализации, что объясняется суровыми природно-климатическими условиями.

Туристические фирмы Дальнего Востока делают попытку привлечь иностранных граждан для знакомства с природой и историей региона, но происходит это медленно, хотя и уверенными шагами.

В качестве примера возьмем современное состояние экологического туризма Чукотского Автономного Округа, где он находится на начальной стадии своего развития.

Популярностью здесь пользуется ледовая база «Борнео», в ста километрах от Северного полюса, куда совершаются лыжные походы.

На Чукотском побережье организуются круизы с посещением Китовой Аллеи на острове Ыттыгран, горячих ключей, национальных сел, стойбищ оленеводов.

В пределах округа расположен природно-этнический парк «Берингия», государственный заповедник «Остров Врангеля», четыре природных заказника, 20 памятников природы.

В перспективе они могут создать свои уникальные экологические маршруты.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Экологическая ситуация на Дальнем Востоке

дальний восток экологический природопользование

Дальний Восток - самый удаленный от столицы и исторического центра страны регион. Уже этот факт создает довольно серьезные проблемы, учитывая размеры государства. В советское время прилагалось немало усилий для освоения Дальнего Востока - повышения плотности населения, развития инфраструктуры, строительства военно-морских баз, освоения ресурсов. В результате распада СССР Дальний Восток оказался в весьма уязвленном положении: местное русское население стало покидать регион, промышленность деградировала, остро ощущается нехватка рабочих мест.

Ввиду своего географического положения и экономической ситуации в стране Дальний Восток существует в условиях целого ряда негативных факторов. Это прежде всего сложные, в том числе экстремальные природно-климатические условия, слабая освоенность и отдаленность региона от промышленно-развитых районов страны, бездорожье, нестабильность и отток населения. В этой ситуации большую роль играют Транссибирская магистраль и БАМ, хотя сейчас Байкало-Амурская железнодорожная магистраль, строительство которой потребовало огромных государственных капитальных вложений и осуществлялось всеми республиками бывшего СССР, загружена менее чем наполовину своих провозных мощностей.

Хроническое отставание производственной инфраструктуры, прежде всего транспорта и энергетики, отразилось и дополнилось тяжелым положением в отраслях специализации. В депрессивном состоянии находится золотодобывающая отрасль, где из-за резкого сокращения ассигнований свертываются геологоразведочные работы, наблюдаются массовый уход работников с предприятий и значительное падение добычи в основных ее районах - Магаданской области и Якутии.

Не удалось стабилизировать обстановку в топливно-энергетическом комплексе. Значительное число предприятий Забайкалья и Дальнего Востока работают в режиме жестких ограничений поставок энергоресурсов из-за дефицита финансовых средств для их оплаты. Крайне сложная ситуация сложилась в горнорудной промышленности, которая усугубляется отставанием прироста разведанных запасов минерального сырья, резким снижением темпов геологоразведочных работ. По существу, нарушен процесс воспроизводства минерально-ресурсного потенциала региона. В кризисном состоянии находятся лесной и рыбопромышленный комплексы.

Спад производства, хроническая неплатежеспособность, инфляционные процессы катастрофически отразились на финансовом положении предприятий. Все это особенно болезненно сказывается на дальневосточных территориях с ресурсной специализацией, где из-за слабых инвестиционных возможностей предприятий основная тяжесть финансирования производственных, инфраструктурных и социальных программ ложится на федеральный и региональный бюджеты. Но местные органы управления, конечно, не могут справляться с огромным числом проблем, существующих в регионе, в том числе и экологических.

Многие из экологических проблем Дальнего Востока связаны с экономическими проблемами. Общее состояние окружающей среды на Дальнем Востоке характеризуется несбалансированностью природопользования практически во всех регионах.

Уникальная пространственно-временная изменчивость природных условий, особенно гидротехнического режима, широкое развитие сезонной и многолетней мерзлоты определяют значительно меньшую относительно западных районов России устойчивость дальневосточных экосистем. Неустойчивость возрастает с юга на север, что можно видеть хотя бы на примере климата.

Иногда характер межресурсных связей, усугубленный малой устойчивостью экосистем, крайне осложняет, а порой и полностью исключает эксплуатацию на одной территории одновременно нескольких ресурсов. Например, разработка россыпных месторождений и добыча красной рыбы, развитие химической промышленности на приморских территориях и создание плантаций марикультуры на шельфе и т. д. Эти примеры типичны для Дальневосточного региона, т. к. моря и реки имеют для него очень большое значение.

Практически все пляжи Уссурийского и Амурского заливов загрязнены тяжелыми металлами. Оснащенность дальневосточных портов очистными сооружениями крайне неудовлетворительная, поэтому нефть просачивается в пляжные зоны.

Серьезное загрязнение происходит из-за морально и физически устаревшего оборудования. В настоящее время около 70% флота рыбной промышленности Дальневосточного бассейна дорабатывают свой нормативный срок эксплуатации. В бухтах Дальнего Востока находится много списанных и брошенных морских судов. В устаревших и переполненных базах военно-морского флота хранится большое количество радиоактивных отходов.

На Дальнем Востоке производится незаконная вырубка девственных лесов - главного богатства региона, а древесина, попадая в водоем, выделяет высокотоксичные фенольные соединения.

В числе экологических проблем Дальнего Востока также лесные пожары, последствия тайфунов и землетрясений, наводнения, крушения нефтеналивных танкеров, аварии на нефтегазопромыслах и других промышленных объектах. При этом следует отметить, что лишь 75% участков могут быть рекультивированы. Одна из основных демографических характеристик Дальнего Востока - это незначительная численность населения в сравнении с ее площадью (36,4% площади РФ). В связи с этим начиная с XIX в. правительство царской России привлекало туда население для поднятия целины и создания инфраструктуры. Советское правительство привлекало население на Дальний Восток при помощи высоких заработков и лучших условий жизни. Однако после распада СССР государственная поддержка прекратилась, и регион потерял привлекательность для населения.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Локальные, региональные и глобальные экологические проблемы современности. Потепление климата, его причины и последствия. Гибель и вырубка лесов. Экологическая проблема озонового слоя. Загрязнение воды отходами производства. Проблемы вымирания видов.

    презентация , добавлен 19.02.2012

    Основные проблемы экономической оценки водных ресурсов. Анализ существующих подходов в экономической оценке водных ресурсов, а также проблем, связанных с их применением. Замыкающие затраты на воду, их расчет. Экономическая оценка водных биоресурсов.

    статья , добавлен 17.08.2017

    История появления экологических проблем в процессе природопользования в Енисейском промышленном регионе. Экологические проблемы в процессе промышленного использования водных ресурсов Енисея. Снижение уровня техногенного воздействия на водную среду.

    реферат , добавлен 19.10.2012

    Анализ экологических проблем, падение плодородия почвенных ресурсов, загрязнение земли бытовыми, промышленными, сельскохозяйственными отходами. Экологические проблемы крупных городов, паспортизация предприятий производственной и непроизводственной сферы.

    реферат , добавлен 09.11.2010

    Водообеспеченность планеты и основные водные проблемы мира. Изъятие речного стока. Малые реки, их значение и основные особенности. Загрязнение и изменение качества природных вод. Оценка и анализ последствий влияния изменений климата на водные ресурсы.

    реферат , добавлен 20.11.2010

    Понятие современной экологической ситуации и причины ее обострения. Характеристика водных, земельных и биологических ресурсов, воздушного бассейна и ресурсов недр Донецкого региона. Основные направления улучшения экологической ситуации области.

    курсовая работа , добавлен 14.03.2009

    Экологическая ситуация в начале XXI века. Главные экологические проблемы. Общемировые проблемы атмосферы. Важнейшие экологические проблемы гидросферы. Причины экологической ситуации. Экологические проблемы в современном мире (анализ философского текста).

    контрольная работа , добавлен 28.07.2010

    Загрязнение и самоочищение морей и океанов. Сброс отходов в море с целью захоронения (дампинг). Экологические проблемы Каспийского, Азовского и Черного морей. Охрана морей и океанов. Экологические проблемы пресных вод. Методики очистки сточных вод.

    реферат , добавлен 08.11.2009

    Проблемы экологии: невозможность планеты справиться с отходами человеческой деятельности, с функцией самоочищения и ремонта. Современная экологическая ситуация на планете. Экологическая характеристика и загрязнение среды в Новомалыклинском районе.

    контрольная работа , добавлен 02.03.2014

    Сущность и основные виды природопользования. Планирование и прогнозирование использования природных ресурсов. Принципы и направления рационального использования водных ресурсов и недр. Рациональное использование, воспроизводство и охрана лесов России.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования САМАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ Самостоятельная работа по предмету концепция современного естествознания на тему: «Экология города» Выполнили студенты 3 группы ИЭФ: Мошкова Мария Соколова Наташа Самара 2013

Задачи работы Введение Выявить экологические проблемы Дальнего Востока Выявить пути решения экологических проблем на Дальнем Востоке. Опрос

Введение: специфический характер, Проблемы Дальнего Востока имеют связанный с размещением производительных сил на необъятных территориях с различным уровнем освоенности. Нагрузка на окружающую среду носит не сплошной, а очаговый характер, который ведет к серьезным локальным нарушениям, при этом нужно иметь в виду, что большая часть района находится в зоне многолетней мерзлоты. Современное состояние окружающей среды требует самых неотложных мер. Дальневосточное отделение Академии наук России разработало Долговременную программу охраны природы и рационального использования природных ресурсов Дальнего Востока. В эту программу заложены принципы рационального пользования ресурсами, сохранения уникального видового состава биоты, снижения генетических последствий загрязнения среды.

Экологические проблемы Дальнего Востока Первая проблема. Общее состояние окружающей среды на Дальнем Востоке характеризуется несбалансированностью природопользования практически во всех регионах, то есть нарушением соответствия развития и размещения материального производства, расселения населения и экологической емкости территорий. Что это значит? Моря и реки имеют очень большое значение для Дальнего Востока. Множество предприятий, связанных с добывающими, химическими отраслями сливают свои отходы прямо в сточные воды.

Экологические проблемы Дальнего Востока Вторая проблема. На Дальнем Востоке производится незаконная вырубка девственных лесов, главного богатства Дальнего Востока. При этом от лесной промышленности также много отходов; например, в виде высокотоксичных фенольных соединений, выделяемых древесиной и попадающих в водоемы.

Экологические проблемы Дальнего Востока Третья проблема Очень вредна для окружающей среды в настоящее время деятельность горнодобывающих предприятий. Кое-где даже есть опасность происшествия таких катастроф как отравление окружающей среды цианидами, кислотными стоками. одной из сложных отраслей промышленности, с точки зрения воздействия на окружающую природную среду, является угольная промышленность. Основными направлениями негативного воздействия являются: загрязнение подземных и поверхностных вод, нарушение гидрологического режима; загрязнение воздушного бассейна; нарушение земель, загрязнение их отходами добычи и переработки угля и сланца. Наиболее специфичными компонентами сточных вод угольных предприятий являются: взвешенные вещества, нефтепродукты, минеральные соли, соли тяжелых металлов, органические соединения; менее характерны фенолы, СПАВ, микроэлементы и др.

Пути решения экологических проблем на Дальнем Востоке Что бы устранить экологические последствий деятельности добывающей промышленности на месторождениях Дальнего Востока должно осуществляться строительства очистных сооружений для шахтных и карьерных вод, содержащих трудноосадимую дисперсную взвесь, повышения эффективности действующих сооружений и рекультивации земель. А метод борьбы с загрязнением речных вод, основанный на способности рек к самоочищению то есть заключается в расчете необходимого разбавления сточных вод и степени очистки для выполнения норм ПДК.

Опрос: На вопрос знаете ли вы о проблемах экологии Дальнего Востока 4 из 10 опрошенных ответила да, 6 из 10 ответили нет. Продажи да нет

Экологические проблемы Дальнего Востока очень серьезны. В их числе: лесные пожары, последствия тайфунов и землетрясений, наводнения, крушения нефтетоплевных танкеров, аварии на нефтепромыслах и других промышленных объектах, умышленный сброс в реки и моря, а также в атмосферу вредных отходов производства.

Для решения проблем в регионе создано НПО «Экопрос», разрабатывающее и внедряющее, в частности, концепцию инженерно-экологического обеспечения безопасности присахалинского шельфа в местах освоения месторождений нефти и газа.

Экологические проблемы Дальнего Востока имеют специфический характер, связанный с размещением производительных сил на необъятных территориях с различным уровнем освоения. Нагрузка на окружающую среду носит не сплошной, а очаговой характер, который ведет к серьезным локальным нарушениям, при этом нужно иметь в виду, что большая часть района находиться в зоне многолетней мерзлоты.

Высокая чувствительность «хрупких» экосистем севера Дальнего Востока к антропогенному воздействию, влиянию транспорта, уничтожению оленьих пастбищ резко уменьшают продуктивность территории и поэтому безотходность производства должна быть доведена здесь до технологически возможного уровня. Для приморских регионов Дальнего Востока серьезной проблемой являются чистота водной среды и сохранение биологических ресурсом моря.

Очень важно не перейти предел допустимого воздействия человека на лес, чтобы не деградировали таежные биоценозы.

Современное состояние окружающей среды требует самых неотложных мер. Дальневосточное отделение Академии наук России разработало Долговременную программу охраны природы и рационального использования природных ресурсов Дальнего Востока. В эту программу заложены принципы рационального пользования природными ресурсами, сохранения уникального видового состав биотопов, снижения генетических последствий загрязнения среды.

Этот интересный мир:

Изменение продуктивности и сдвиг зоны лесов
Чтобы оценить влияние увеличения концентрации СО2 и потепления на климат, экосистемы и урожайность, мы выполнили численные расчеты на климатической модели. Модели, описывающие динамику экосистем, и экспертные оценки позволили определить смещение границ лесов при соответствующем изменении климата. Э...

О международных механизмах решения экологических проблем
Могут ли международные институты стать панацеей при решении экологических проблем Черного моря? Автор предлагаемой статьи, признавая неэффективность международных усилий, приложенных для защиты Черного моря, все же считает, что есть возможности для придания большего веса экологическим аргументам. В...

Особенности развития Японского права
Господствующее положение в современном японском праве занимает романо-германская система. Хотя американское право и оказало непосредственное влияние на некоторые законы, принятые в период американской оккупации Японии, японское право по-прежнему осталось статутным. Источники японского права Это нор...