Земляные работы в зимнее время. Выполнение земляных работ в зимних условиях Проведение земляных работ в зимний период

Современное строительство подразумевает непрерывный и поточный процесс, который производится кругло годично, поэтому возникает необходимость выполнения существенных объёмов земляных работ в условиях зимнего периода.

Осуществление земляных работ в условиях зимы напрямую связано с определёнными сложностями, зависящими от изменения физико-механических характеристик грунта при замерзании. Известно, механическая прочность мёрзлого грунта существенно больше чем у грунта в обычном состоянии. Прочность на сжатие во много превышает прочность на растяжение, таким образом разрушать замёрзший грунт методом скалывания легче, чем - резания.

Мёрзлый грунт в сравнении с талым имеет высокую теплопроводность, но малую теплостойкость, в результате чего он твердеет от промерзания быстрее, а оттаивает медленнее. Глубина и скорость промерзания грунта обуславливаются его зерновым составом, средней температурой воздуха, толщиной снегового покрова, влажностью, продолжительностью периода с отрицательными температурами и др.

Глубина сезонного промерзания принимается по информации метеорологических служб и климатическим справочникам или вычисляется с помощью эмпирических формул.
Применяются различного рода методы подготовки и разработки мёрзлых грунтов: разработка грунта в замёрзшем состоянии и оттаивание его, рыхление замёрзшего грунта, предохранение грунта от промерзания.

Разработка замёрзшего грунта в обычном состоянии выполняется машинами, рабочий элемент которых разрушает грунт путём скалывания. Этот метод проходит этап производственной проверки, во время которого модернизируются конструкции машин и расширяются их рабочие способности.

Грунт в мёрзлом состоянии при малых объёмах работ разумно оттаивать. Это выполняется при помощи паровых и водяных игл, электропрогрева, химическим, огневым и другими способами.
Рыхление мёрзлого грунта осуществляется взрывным или механическим способами.

Взрывной метод рыхления результативен при значительных объёмах работ и углублённом промерзании грунтов. Для рыхления используются в основном щелевые или шпуровые заряды с коротко замедленным взрыванием. Взрывное рыхление замёрзших грунтов выгодно, но в условиях урбанизированной застройки используется очень редко, потому, что взрывы оказывают сейсмическое влияние на расположенные рядом здания и сооружения.

Механическое разрушение слоя промёрзшего грунта выполняется клин- или шар-молотом, подвешенным к стреле экскаватора-драглайна; статическими и ударными рыхлительными приспособлениями, установленными на экскаваторах или тракторах; дизель-молотом, оборудованным клином; вибро рыхлителями и др.

В современном строительстве сплошное рыхление мёрзлого грунта заменено более продуктивным методом разработки, который подразумевает резку массива промёрзшего грунта на блоки и полосы, которые легко отделяются от талого грунта с помощью ковша экскаватора, оборудованного обратной лопатой, баровыми и диско-фрезерными машинами. Преимуществом этого способа является отсутствие сотрясений и вибраций, которые имеют место во время взрывного и механического рыхления грунтов.

От промерзания грунт защищается заблаговременной механической разработкой поверхности: вспахиванием с боронованием или глубоким рыхлением, утеплением теплоизоляционными материалами, снегоудерживанием, устройством ледозащитной оболочки; пропиткой грунта растворами солей, которые понижают температуру замерзания воды находящуюся в грунте; понижением отметки грунтовых вод.

Это позволяет предотвратить или значительно уменьшить глубину промерзания и тем самым обеспечить способность разработки грунта экскаватором. Защищать грунт от промерзания полезно, при условии знания места разработки и работы планируется осуществить не позже второго месяца зимнего цикла.

Выбор метода предварительной подготовки промёрзшего грунта к разработке обуславливается видом размеров земляного сооружения, условиями производства и сроками выполнения работ, а также родом грунта. Из ряда технически надлежащих вариантов предпочтительнее наиболее экономичный.

Особенности осуществления земляных работ в зимний период выдвигают определённые требования к организации и технологии их исполнения. Нужно избегать замерзания грунта в экскаваторном забое, для чего разработку необходимо вести непрерывно, узким фронтом и на полную глубину выемки. Резание и рыхление грунта должно производиться вне области работы экскаватора с упреждением не более чем на одну смену.

Александр Максимчук, главный редактор интернет-издания "ATMBud. Строительный вестник"


Насколько информация оказалась для Вас полезной?

По мере замерзания механическая прочность грунта резко возрастает, что приводит к увеличению затрат машинного времени и труда на его разработку, а следовательно и к удорожанию стоимости работ. В связи с этим при необходимости проведения земляных работ в зимнее время принимают меры по предохранению грунта от промерзания, а разрабатывают его только после оттаивания или рыхления.

Предохранение грунта от промерзания. Обеспечивают, создавая на его поверхности термоизоляционный слой; разрыхляя верхний грунтовый слой; укрывая грунт различными теплоизоляционными материалами.

Рыхлят грунт до его замерзания вспахиванием и боронованием, предварительно обеспечив отвод поверхностных вод. Обработанный таким образом верхний слой грунта приобретает рыхлую структуру с замкнутыми пустотами, заполненными воздухом, и обладает достаточными термоизоляционными свойствами. Вспашку ведут тракторными плугами на глубину 200...350 мм с последующим боронованием на глубину 150...200 мм. Искусственное увеличение снежного покрова сгребанием снега бульдозерами, автогрейдерами или путем снегозадержания с помощью щитов позволяет повысить термоизоляционный эффект. Механическое рыхление грунта чаще всего используют для утепления значительных по площади участков.

Защита поверхности грунта термоизоляционными материалами эффективна на небольших по площади участках и при наличии местных дешевых материалов, древесной листвы, опилок и стружки, моха, торфа, соломы, шлака. Термоизоляционные материалы укладывают слоем 200... 400 мм непосредственно по грунту

Оттаивание мерзлого грунта. Является наиболее дорогим и трудоемким способом, поэтому его применяют при небольших объемах работ.

Наибольшее распространение в строительной практике нашли следующие способы оттаивания мерзлого грунта: огневой, электропрогрев, паропрогрев и водопрогрев (рис. 16).

Огневой способ основан на сжигании различного топлива на поверхности грунта под прикрытием металлического короба с вытяжной трубой {рис. 6.16.а). Для уменьшения теплопотерь короб укрывают шлаком или талым грунтом. Полосу оттаявшего грунта засыпают опилками, и нижележащий слой оттаивает за счет аккумулированного верхним слоем тепла.

котлован грунт экскаватор бульдозер

Рис. 16. Схема оттаивания мерзлого грунта: а--огневым способом; б--электропрогревом с использованием горизонтальных электродов; в--то же, с использованиев вертикальных электродов; г--паронагревом; 1--секция короба; 2--утеплитель; 3--вытяжная труба; 4--оттаявший грунт; 5--трехфазная электрическая сеть; 6--горизонтальные полосовые электроды; 7--слой опилок; 8--слой толя или рубероида; 9--стержневой электрод; 10--порапровод; 11--паровая игла; 12--пробуренная скважина; 13--колпак.

Электропрогрев грунта ведут с помощью электродов, располагаемых на поверхности или погружаемых вертикально в мерзлый грунт.

При использовании горизонтальных электродов поверхность грунта засыпают слоем опилок толщиной 150...200 мм (рис. 6.16.6). Опилки смачивают водным солевым раствором концентрации 0,2...0,5% для увеличения электропроводимости в начальный период оттаивания, так как мерзлый грунт не является проводником. После того, как грунт верхнего слоя, оттает, он сам становится проводником, а слой опилок выполняет рать термозащитного слоя. Поверхностный электропрогрев применяют при глубине промерзания грунта до 0,7 м.

При большей глубине промерзания используют вертикальные электроды. Оттаивание ведут сверху вниз или снизу вверх (рис. 16,в).

При оттаивании сверху вниз электроды в виде штырей забивают в грунт в шахматном порядке на глубину 200...250 мм и засыпают опилками, пропитанными концентрированным солевым раствором. По мере оттаивания верхних слоев электроды периодически погружают все глубже. Расход энергии при этом способе несколько ниже, чем при горизонтальном расположении электродов.

Прогрев снизу вверх требует погружения электродов на 150.-.200 мм ниже глубины промерзания грунта, для чего в грунте предварительно бурят скважины. Поверхность оттаиваемого грунта опилками не укрывают. Расход энергии при отогреве грунта снизу вверх значительно снижается, по сравнению с отогревом сверху вниз.

Паропрогрев грунта осуществляют с использованием паровых игл, устанавливаемых в предварительно пробуренные скважины на глубину 0,7 глубины оттаивания (рис. 16,г).

Паровая игла представляет собой трубу длиной 1,5...2 м, диаметром 25.,.50 мм. На нижней части трубы насажен наконечник с отверстиями 2...3 мм для выхода пара. Иглы по верху соединены паропроводом. Для наиболее эффективного использования пара и сокращения его потерь скважины сверху накрывают защитными колпаками, имеющими отверстия для пропуска паровой иглы.

После установки аккумулирующих колпаков прогреваемую поверхность покрывают слоем опилок или другим термоизоляционным материалом. Располагают иглы в шахматном порядке на расстоянии 1...1.5 м друг от друга.

Водопрогрев грунта ведут с применением водяных циркуляционных игл, установка которых аналогична паровым иглам. Теплоносителем здесь является вода, нагретая до 50...60 °С, которая циркулирует по замкнутому контуру «котел -- разводящие трубы -- водяные иглы -- обратные трубы -- котел». Такая схема обеспечивает наиболее полное использование тепловой энергии.

Водяная игла состоит из внутренней и наружной труб. Наружная труба имеет заостренный глухой нижний конец, а внутренняя -- открытый. Во внутреннюю трубу подают горячую воду, которая через нижнее отверстие поступает в наружную трубу, поднимается вверх к выходному патрубку и по соединительной трубе поступает к следующей игле или в обратный трубопровод. Иглы располагают в шахматном порядке на расстоянии 0,75...1,25 м друг от друга

Предварительное рыхление мерзлых грунтов. Осуществляют механическим и взрывным способами.

Механическое рыхление применяют при небольших объемах работ и сравнительно малых глубинах промерзания (до 1,3 м). Для рыхления используют клин-молоты, дизель-молоты и тракторные рыхлители, многоковшовые экскаваторы, оборудованные цепями-борами (рис. 17).

Клин-молот подвешивают к стреле крана, а дизель-молот является навесным оборудованием к крану, тракторопогрузчику и трактору.

Тракторные рыхлители монтируют на базе гусеничных тракторов с мощностью двигателя более 110 кВт или используют для них навесное оборудование Рабочий орган рыхлителя представляет собой гребенку с зубьями, число которых составляет 1...5.

Мерзлые грунты можно разрабатывать с предварительной нарезкой на блоки. При этом методе в массиве мерзлого грунта с помощью баровых, дискофрезерных и других машин устраивают взаимно перпендикулярные прорези на глубину 0,8 глубины промерзания Полученные блоки вынимают ковшом экскаватора или отодвигают бульдозером.


Рис. 17. Схема рыхления грунтов: а--клин-молотом; б--дизель-молотом; в--многоковшовым экскаватором, оборудованным режущими цепями-барами; 1--клин-молот; 2--экскаватор; 3--направляющая штанга; 4--дизель-молот; 5--режущие цепи (бары); 6--многоковшовый экскаватор; 7--щели в мерзлом грунте

Рыхление мерзлого грунта взрывом применяют при больших объемах работ и значительной глубине промерзания. Этот метод отличает экономичность, особенно тогда, когда кроме рыхления требуется перемещение грунта в отвал. Методика выполнения взрывных работ описана ранее.

В зимний период целесообразно выполнять следующие работы: возведение насыпей из крупнообломочных и песчаных грунтов, разработка выемок и резервов в необводненных песках, гравийно-галечниковых и скальных грунтах, возведение насыпей из глинистых грунтов при влажности близкой к оптимальной на устойчивых основаниях, разработка в непереувлажненных глинистых грунтах выемок глубиной более 3 метров, устройство насыпей на болотах, укрепление откосов насыпей. Разработка боковых резервов возможна при отсутствии смерзания грунтов или в начале зимы при температуре близкой к нулю градусов, в остальных случаях работы целесообразно вести из глубоких сосредоточенных резервов или карьеров, пригодных для работы экскаваторов.

ППР должна быть предусмотрена организация систематической очистки от снега рабочих площадей и транспортных путей.

Подготовительные работы.

До начала земляных работ на объектах, намеченных к строительству в зимних условиях, кроме общих подготовительных работ, должны быть выполнены следующие специальные работы: установлены снегонезаносимые разбивочные знаки, обеспечен водоотвод на участках производства работ на трассе, подготовлены подъездные пути и средства защиты от заноса, подготовлены бытовые помещения.

Основания под насыпи должны быть подготовлены в летнее время (включая снятия растительного слоя), перед началом тщательно очищены от снега, в случае возведения насыпи на сильно и чрезмерно пучинистых участках в районах с глубиной промерзания более 1.5 метра, нижние слои насыпи следует возводить до наступления устойчивых отрицательных температур.

В летний период необходимо подготовить поверхность сосредоточенных резервов и карьеров: устройство подъездных дорог, расчистка поверхности, устройства входных забоев и пионерных траншей, предохранение от промерзания.

Резервы предназначенные для разработки в зимних условиях, должны быть предварительно обследованы осенью. В задачу обследования входит определение плотности и влажности грунта, после наступления морозов, проверяют влажность снова.

Разработка выемок и возведение насыпей.

Общие положения

При разработке выемок или карьеров в зимних условиях, необходимо очищать поверхность экскавации от снега, льда отепляющих материалов, не более чем на одну смену вперед и в дальнейшем по мере продвижения забоя непосредственно перед началом разработки грунта. Площадь очистки при температуре до - 10 градусов - суточная производительность ведущей машины, ниже - 10 градусов - суточная производительность ведущей машины.

При сильных снегопадах и метелях разработку грунта и отсыпку насыпей следует прекращать, а перед возобновлением работ полностью удалять с насыпи снег и лед. Во время оттепелей и перед началом весеннего снеготаяния верхняя часть насыпи и откосы насыпей возведенных зимой следует очищать от снега. Дно и откосы выемок следует планировать после оттаивания грунта.

В начале зимы, также при толщине мерзлого слоя не более 25 см, возможна разработка грунта скрепером с объёмом ковша более 6 м 3 , при условии их непрерывной работы.

Разработка выемок, расположенных на уклоне должна начинаться с низовой стороны. Отдельные забои располагают с обеспечением постоянного водоотвода. При наличии в откосах выемок грунтовых вод должен быть обеспечен отвод.

Зимой кузова автосамосвалов желательно обогревать, если нет то смазывать изнутри не ниже 2-3 раза в смену концентрированным раствором хлористого кальция либо нефтью, мазутом, отработанным маслом. В конце смены, кузова автосамосвалов, ковши скрепера и экскаватора - тщательно очищают.

В часть насыпи расположенную ниже уровня грунтовых вод на болотах с частичным или полным выторфовыванием, разрешается укладывать песчаные мерзлые грунты при условии, что верхняя часть насыпи будет возведена из таких же но талых грунтов.

Кавальеры отсыпанные в зимних условиях, по сравнению с обычными нормами их расположения должны быть отодвинуты от бровки выемки на 1.5 метра, при высоте кавальера до 2 метров, и на 0.25 метра при высоте кавальера более 2 метров.

Для наиболее эффективного использования землеройно-транспортных машин во время перерывов вынужденных вскрытые резервы, выемки должны быть утеплены рыхлением, что позволяет предохранить верхний слой от промерзания на 1-3 суток.

При возведении насыпей, грунт распределяют на полную её ширину с соблюдением поперечного уклона не менее 50 ‰.

Уплотнение грунтов в зимних условиях.

Для катков нужен значительный фронт работ, что зимой трудно осуществить, поэтому работу катка часто принимают по челночной схеме.

Общее количество мерзлого грунта в насыпях не более 20 % для автодорожных насыпей... размеры мерзлых комьев при возведении насыпей не должны превышать 30 см, при уплотнении грунтов трамбующими машинами, и плитами и 20 см - при уплотнении грунтов катками массой более 25 тонн. Укладывать мерзлые комья грунта следует не ближе 1 метра от поверхности насыпи и откосов, равномерно по насыпи, нельзя допускать скоплений грунта особенно в боковых частях насыпи Отсыпку грунта зимой следует вести более толстыми слоями чем летом, причем на более коротких захватках...

В зимнее время - разработка должна быть круглосуточна. Не допуская образования мерзлой корки между зарезаниями, учитывая при расчете предельной дальности возки грунтов следующие значения:

Уплотнять грунты в зимних условиях следует самоходными и прицепными катками массой более 25 тонн, трамбовочными машинами и подвесными трамбующими плитами. При наличии мерзлых комьев также целесообразно применять решетчатый каток. Работа катков на пневмошинах давлением до 0.7 МПа становится малоэффективна при толщине мерзлой корки на поверхности толщиной 2-3 см.

Лучший способ работы в зимнее время - трамбование, при котором можно отсыпать грунт наиболее толстыми слоями и укладывать в насыпь более крупные куски мерзлого грунта.

Катки с гладкими вальцами и кулачковые катки практически малоэффективны для уплотнения грунта в зимних условиях ввиду незначительной толщины уплотняемого слоя и в связи с тем, что они требуют большого фронта работ по укатке, что ведёт к быстрому охлаждению грунта и к возможности его промерзания. Работа катков на пневмошинах в зимнее время сопровождается большим износом шин. Применение прицепных катков требует большого фронта работ, а это трудно осуществить в условиях быстрого промерзания, особенно в при тонкослойной отсыпке насыпи. Из этого следует, что уплотнение грунтов следует производить особенно тщательно, а отсыпку производить непереувлажненными и талыми грунтами с количеством мерзлоты не более допустимого. Работы производят на суженном фронте при максимальном насыщении его механизированными средствами с минимальными перерывами, и с такой интенсивностью, чтобы уложенный слой грунта не замерзал до отсыпки следующего слоя...

Поверхность выемки из которой намечается отвозка грунта в насыпь, до наступления морозов, предохраняется от промерзания путём рыхления ее на глубину не менее 25 см с последующим боронованием. Одновременно надо принять меры к снегозадержанию вплоть до засыпки поверхности снегом, чтобы толщина снежного покрова была не менее 25 см... При прекращении работ по укладке грунта в насыпь, необходимо предотвратить нарушение плотности и монолитности уложенного и уплотнённого грунта в связи с возможным его замерзанием и последующим оттаиванием, для этого последние 2-3 слоя грунта укладывают в насыпь с влажностью не превышающей 0.9 границы раскатывания, после чего отсыпают еще один слой грунта но без уплотнения...

Для отсыпки насыпей зимой допускаются: предварительно разрыхлённые скальные, гравийные, щебень, крупный и средней крупности песок. Несвязные грунты укладывают и уплотняют также как в летнее время, причем их дополнительное увлажнение не требуется. Глинистые грунты допускаются если их влажность не превышает 0.9 границы раскатывания. Допускаются также мелкие и пылеватые грунты.

Однако следует ориентироваться - на разработку несвязных грунтов и малосвязных грунтов...

Рыхлый - неуплотнённый снег - хороший утеплитель!

При возведении земляного полотна зимой - особое внимание устойчивости естественного основания, для предотвращения промерзания естественного основания, можно в летнее время отсыпать слой грунта высотой 1.5 метра с тщательным уплотнением, эти работы выполнять до зимы, в зимний период производят основные работы по отсыпке земляного полотна, а в летний период, после осушения земляного полотна отсыпать последние 1-1.5 метра верха насыпи (естественно это эффективно при высоких насыпях и больших объёмах работ).

Классификация свай

Современное строительство позволяет возводить здания различной конструкции практически на любых грунтах. Классификация свай производится по способу передачи нагрузок от сооружений на грунт, форме ствола, поперечного сечения, материалу и методам производства работ.

Согласно методу производства сваи делят на забивные и набивные . Производство забивных свай осуществляется в заводских условиях, после чего осуществляется их транспортировка на строительный объект и погружение в грунт ударными или безударными способами. С вою очередь, набивные сваи формируются непосредственно на стройплощадке в самом грунте.

По материалу сваи делятся на железобетонные и бетонные, деревянные и металлические. По своей форме сваи бывают круглого, квадратного и призматического сечения. По продольному сечению сваи могут быть одной ширины, сужающиеся к концу или, наоборот, расширяющиеся.

Особенностями проведения земляных работ в зимнее время являются отрицательная температура воздуха, наличие снега и льда. Промерзание грунтов осложняет их разработку, транспортирование, укладку и уплотнение. Удорожание строительства, вызываемое зимними работами, должно компенсироваться. Грунты от промерзания предохраняют следующим образом:
до наступления морозов грунты, подлежащие разработке зимой, защищают от промерзания укладкой слоя материала с низкой теплопроводностью, рыхлением (вспашкой) или обработкой солями, понижающими температуру замерзания воды;
в процессе производства работ уплотняющий слой снимают только на участке, достаточном по своим размерам для работы СКМ в течение смены, с таким расчетом, чтобы отрытый грунт до его разработки не успел промерзнуть;
разрабатывать грунт следует на максимально сжатом фронте работ.

Способ защиты грунтов от промерзания и технологию его разработки выбирают путем технико-экономического сравнения различных вариантов, возможных в данных условиях. Простейший и наиболее экономичный способ предупреждения глубокого промерзания грунтов - их предварительное рыхление до наступления морозов, осуществляемое перекрестной вспашкой тракторными плугами или прицепными рыхлителями на глубину 25-35 см. После вспашки производят боронование на глубину 10-15 см. Поры разрыхленного грунта, заполненные воздухом, уменьшают его теплопроводность.

Промерзание разрыхленного грунта происходит медленнее, чем окружающего плотного грунта. Мерзлый слой разрыхленного грунта обладает малой прочностью и относительно легко поддается разработке экскаваторами или бульдозерами. Утепляющее действие разрыхленного грунта усиливается при накоплении на нем снега. Утепление грунтов рыхлением обычно применяют на участках, намеченных к разработке в течение первой трети зимы.



Один из способов предохранения грунта от замерзания - обработка его химическими добавками, понижающими температуру замерзания воды. Чаще всего для этой цели применяют соли СаС12 и NaCl. Обработка грунта заключается в розливе на его поверхности растворов этих солей. Проникая в грунт, соляные растворы снижают температуру замерзания влаги, находящейся в грунте, и этим защищают его от промерзания. Слой грунта, пропитанный соляными растворами, в свою очередь, защищает от промерзания нижележащие слои.

Рыхление мерзлых грунтов этим способом следует применять при глубине промерзания грунта h более 0,4 м (преимущественно на незастроенных участках, а на застроенных - с применением укрытий и локализато-ров взрыва).

14 В строительстве из общего объема земляных работ от 20 до 25% выполняется в зимних условиях.

При отрицательных температурах замерзание воды, содержащейся в порах грунта, существенно изменяет строительно-технологические свойства нескальных грунтов. В мерзлых грунтах значительно увеличивается механическая прочность, в связи с чем разработка их землеройными машинами затрудняется или вообще невозможна без подготовки.Глубина промерзания зависит от температуры воздуха, длительности воздействия отрицательных температур, рода грунта и др.Предварительная подготовка грунта для разработки выполняется одним из следующих способов: предохранением грунта от промерзания, рыхлением мерзлого грунта, оттаиванием мерзлого грунта. Непосредственная разработка мерзлых грунтов может осуществляться блочным способом или землеройными машинами с рабочим оборудованием, разрушающим мерзлый грунт в естественном залегании. Разрабатывать мерзлый грунт одноковшовыми экскаваторами в зависимости от емкости ковша допускается при толщине мерзлого слоя от 0,25 до 0,4 м.Рыхление взрывами - один из основных способов подготовки мерзлых грунтов для разработки экскаваторами. Этот способ весьма эффективен при глубине промерзания более 1 м и больших объемах работ, выполняемых на вновь осваиваемых территориях или вдали от зданий и сооружений.

Сущность взрывного способа рыхления состоит в дроблении мерзлого грунта энергией взрыва зарядов, размещаемых в полостях, предварительно созданных в грунте (шпуры, скважины, рукава, котлы, щели).

Механическое рыхление мерзлого грунта применяют при глубине промерзания от 0,4 до 1,5 м и небольших по площади выемках траншей или котлованов.

Сущность механического рыхления состоит в дроблении или сколе мерзлого слоя динамическим или статическим воздействием, которое осуществляют сменным рабочим оборудованием, устанавливаемым на базовой машине (экскаваторе, тракторе и др.). Динамическое воздействие производят ударным, вибрационным и виброударным способами.

При ударном способе используют шар-молот или клин-молот, дизель-молот, клиновые тракторные рыхлители и др.

Статическим воздействием разрушение мерзлого грунта осуществляется непрерывно рабочим органом, состоящим из одного или нескольких (до 5) зубьев, внедряемых в грунт при движении трактора (тягача).

Оттаивание мерзлых грунтов применяют при незначительных объемах работ, в стесненных условиях, труднодоступных местах и в тех случаях, когда невозможно использовать более экономичные и менее энергоемкие способы. Сущность метода оттаивания заключается в том, что теплота, передаваемая в слой мерзлого грунта, растапливает лед в его порах и обращает грунт в талое состояние.

15. В настоящей технологическойкарте в качестве примера принят следующий состав механизмов: бульдозер ДЗ-34С снавесным рыхлительным оборудованием ДП-9С и экскаватор ЭО-4124 обратная лопата,оснащенный ковшом с зубьями вместимостью 0,65 м 3 , предназначеннымдля разработки сыпучих и связных грунтов I-IV групп и предварительноразрыхленных скальных и мерзлых грунтов с кусками размером не более 400 мм.

2.5 По обозначенной трассе траншеи и прилегающей к нейтерритории в местах складирования и раскладки труб производится принеобходимости расчистка снега бульдозером.

2.6 После этого приступают к рыхлению мерзлогогрунта навесным рыхлителем ДП-9С по ширине траншеи, принятой согласно п. 3.3СНиП3.02.01-87. Рыхление грунта осуществляется послойно за две проходки. Дляобеспечения фронта работы экскаватору первоначально рыхлится верхний слой наглубину 0,4 м и полностью удаляется бульдозером в отвал в отдаленные от забоячасти. При второй проходке грунт рыхлится на оставшуюся глубину промерзания научастке траншеи длиной около 50 м и делается (по мере необходимости) грубаяпланировка разрыхленного участка с перемещением крупных глыб грунта в отвал.

Экскаватор ЭО-4124, двигаясь по спланированной поверхностиразрыхленного грунта вдоль оси траншеи, разрабатывает грунт до отметки минус2,1 м с погрузкой грунта в автосамосвалы. Траншея разрабатывается экскаваторомс низких отметок продольного профиля навстречу уклону. Схема разработки грунтав траншее показана на рисунке 1.

1 - экскаватор ЭО-4124; 2 - бульдозер ДЗ-34С с навесным рыхлителемДП-9С; 3 - автосамосвал КАМАЗ-55111; 4 - ограждение инвентарное; 5 - вешка

Рисунок 1 - Схема разработки грунта в траншее

2.7 Дальнейшее рыхление второго слоя мерзлого грунтапроизводится каждый раз на объем грунта, обеспечивающий работу экскаватора на 2смены.

2.8 Подчистка дна траншеи до проектной отметкиосуществляется тем же экскаватором с применением планировочного струга.Недобор, остающийся после механизированной зачистки, не должен превышать 0,05м.

2.9 Необходимость выполнения ручных работ по зачистке недобораопределяется при привязке карты к конкретным условиям в зависимости отназначения траншеи и типа коммуникаций.

2.10 Грунт транспортируется автосамосвалами КАМАЗ-55111 идругими по спланированной грунтовой дороге на расстояние до 1 км. Подъезжающиепод погрузку автосамосвалы устанавливаются по заранее выставленным вешкам нарасстоянии не менее 2 м от подошвы откоса выемки.

2.11 Для устройства и содержания дорог, планировки грунта наотвале используется бульдозер ДЗ-34С.

2.12 Способ восстановления оснований, нарушенных врезультате промерзания, согласовывается с проектной организацией.

21. Водоотлив и понижение уровня грунтовых вод. При устройстве выемок, расположенных ниже уровня грунтовых вод, необходимо осушать водонасыщенный грунт и обеспечивать его разработку в нормальных условиях. Кроме этого необходимо предотвращать попадание грунтовой воды в котлованы, траншеи и выработки и период производства в них работ.

Эффективным технологическим приемом решения таких задач является откачка грунтовой воды. Котлованы и траншеи при небольшом притоке грунтовых вод разрабатывают с применением открытого водоотлива, а если приток воды значителен и большая толщина водонасыщенного слоя, подлежащая разработке, то до начала производства работ уровень грунтовых вод искусственно понижают с использованием различных способов закрытого водоотлива, называемого водопонижением.

Открытый водоотлив применяют для откачки протекающей поды непосредственно из котлованов или траншей насосами. При открытом водоотливе грунтовые воды просачиваются через откосы и дно котлована и направляются по прорытым водосборным канавам или лоткам к специально устроенным в пониженной части котлована приямкам, называемым зумпфами, откуда вода выкачивается диа-фрагмовыми или центробежными насосами соответствующей производительности.

Насосы подбирают в зависимости от дебита (притока) вод, а сам дебит рассчитывают по формулам установившегося движения грунтовых вод.

Водосборные канавы устраивают шириной по дну 0,3...0,6 м и глубиной 1...2 м с уклоном 0,01...0,02 м в сторону приямков. Сами приямки в устойчивых грунтах крепят в виде деревянного сруба без дна, а в оплывающих грунтах еще и шпунтовой стенкой.

Открытый водоотлив является простым и доступным способом борьбы с грунтовыми водами, но имеет серьезный технологический 4едостаток. Восходящие потоки грунтовой воды, протекающей через стенки и дно котлованов и траншей, разжижают грунт и выносят из нeгo на поверхность мелкие частицы. В результате такого вымывания этот способ имеет ряд существенных недостатков:

■ снижается естественная прочность основания выемки за счет размыва его проточной водой;

■ наличие воды на дне выемки затрудняет разработку грунта;

■ требуется крепление стенок выемок, так как движение воды к зумпфам приводит в движение и грунты;

■ подток воды к водосборной канаве может вызвать ослабление оснований зданий и сооружений, расположенных рядом со строящимся объектом.

В тех случаях, когда водоотлив оказывается нецелесообразным, три меняют искусственное понижение уровня грунтовых вод (водопонижение).

24 . Оборудование, применяемое при свайных работах

Погружение свай в грунт является сложным процессом и осуществляется двумя основными способами: 1) с помощью сваебойных машин ударного действия; 2) с помощью вибропогружателей. Кроме этих способов для погружения свай применяют машины вдавливающего и завинчивающего действия, а также агрегаты смешанного действия -виброударные молоты и вибровдавливающие машины.

К сваебойным машинам ударного действия относятся свайные молоты, которые разделяются по роду привода на молоты с дизелем внутреннего сгорания (дизель-молоты), паровоздушные молоты одиночного и двойного действия и молоты механические (27.1).

Дизель-молоты работают по принципу дизель-моторов; паровоздушные молоты приводятся в действие силой пара или сжатого воздуха, непосредственно воздействующего на ударную часть молота, а механические молоты приводятся в действие лебедкой, соединенной канатами через систему блоков с ударной частью молота.

Для подтаскивания и установки свай на место заглубления, для установки молота на сваю, направления молота к свае при забивке, а также для перемещения сваебойного агрегата на строительной площадке служат копры. В зависимости от назначения копры подразделяются на копры для забивки вертикальных свай, поворотные для забивки свай при различных способах погружения и краны-копры, смонтированные на кране с гусеничным передвижением или на одноковшовом экскаваторе.

При кустовом расположении свай в слабосжимаемых грунтах сваи забивают по спиральной схеме, начиная от середины ряда по спирали в направлении к крайним рядам участка. На больших площадях и плотных грунтах сваи забивают по секционной схеме, т.е. их погружают по секциям через ряд. Перед забивкой свай предварительно намечают главные оси здания или сооружения и определяют форму и размеры свайного поля для составления разбивочного чертежа, с которого переносят на местность расстояния между осями свай и от стен здания.

Как правило, сваи для основания под фундаменты забивают по одной с помощью сваебойных машин.

Забивку шпунтовых свай производят молотами всех типов с использованием копров и стрелковых кранов. Для удержания шпунтовых свай и предупреждения их отклонения от вертикали во время забивки устраивают направляющую раму, состоящую из маячных свай и прикрепленных к ней направляющих схваток. Для погружения стального шпунта используют направляющие шаблоны, форма которых определяется проектом

31. . Возведение каменных конструкций в зимних условиях

Отрицательные температуры оказывают сильное влияние на физи­ко-механические процессы, происходящие в свежевыложенной камен­ной кладке. Твердение раствора в кладке прекращается из-за перехода воды раствора в лед, а реакция гидратации цемента, начавшаяся с ук­ладкой раствора, по мере снижения температуры раствора затухает и приостанавливается. Раствор при замерзании превращается в проч­ную механическую смесь цемента (извести), песка и льда. Вода, пере­ходя в лед, увеличивается в объеме, что приводит к увеличению объе­ма раствора, в результате чего он разрыхляется, нарушаются связи ме­жду его частицами, прочность резко снижается. На поверхности кам­ней образуется ледяная пленка, а это дополнительно снижает проч­ность сцепления раствора с камнем. В итоге при раннем замерзании кладки конечная прочность ее в возрасте 28 дн. оказывается значи­тельно ниже прочности нормально твердевшей кладки.

В известковом растворе при замораживании процесс твердения также прекращается, но в отличие от цементного раствора после от­таивания процесс гидратации не возобновляется.

Для выполнения каменной кладки в зимних условиях используют способ замораживания. Его отличительные особенности заключаются в следующем:

■ при положительной температуре после оттаивания кладка будет дальше набирать свою прочность, если раствор к моменту замер­зания набрал критическую прочность, которая составляет обыч­но более 20% марочной прочности;

■ способ замораживания не применим для внецентренно сжатых конструкций со значительным эксцентриситетом и конструкций, подвергаемых вибрации, а также в бутовой кладке, в стенах из бутобетона, в сводах;

■ используют только цементные и сложные растворы, так как из­вестковые и известково-глиняные не сохраняют способности к твердению после оттаивания;

транспортные средства, в которых доставляют раствор на строи­тельную площадку, обязательно утепляют, к месту работ подают порцию раствора только на 20...30 мин работы и при температу­ре раствора не ниже +20°С;

■ обязателен журнал контроля за выполнением кирпичной кладки и за ее размораживанием, так как из-за неодинаковой плотности раствора при оттаивании возможны неравномерные осадки.

34. В зависимости от вида каменных изделий, их физико-механических свойств и конструктивных требований каменная кладка может быть сплошной, пустотелой, слоистой и крупноблочной. Сплошная кирпичная кладка выполняется из кирпича всех видов. Монолитность кладки обеспечивается перекрытием вертикальных швов. Вдоль стены кладка перевязывается в каждом ряду, а по толщине ее-через несколько рядов, однако не реже чем через 50 см. Многорядная система перевязки требует меньших затрат труда, однако раствор должен быть повышенной прочности. При выполнении кладки методом замораживания, а также при возведении столбов и узких простенков рекомендуется однорядная система перевязки. При любой системе перевязки швов сплошной кладки требуется укладка тычковых рядов в нижнем (первом) и верхнем (последнем) рядах конструкции, а также на уровнях обрезов стен, столбов и выступающих рядов (карнизов, поясков и т. п.). Кладка из бетонных и природных камней должна иметь не менее одного тычкового ряда на каждые три ряда кладки.

Кирпичная кладка при многорядной (а) и однорядной (б) системе перевязки, пустотелая кладка из легко бетонных (в) и керамических камней (г), слоистая облегченная (д) и облицовочная {е) кладка: 1-утеплитель; 2-лицевой кирпич; 3-металлические скобки; 4-легкий бетон.

Кирпичные столбы, пилястры и простенки шириной до 64 см как наиболее ответственные каменные конструкции следует возводить лишь из целого кирпича. Для стен влажных и мокрых помещений во всех случаях должна применяться сплошная кладка, в первую очередь из обыкновенного глиняного кирпича пластического прессования. Пустотелую кладку из легкобетонных и керамических камней со щелевидными пустотами следует выполнять по однорядной системе перевязки. Пустотелая кладка является весьма эффективной. Она позволяет повышать производительность труда и снижать массу стен на 30...40%.

Слоистая облегченная кладка состоит из конструктивных и теплоизоляционных слоев, соединенных жесткими или гибкими связями. Толщина несущих слоев определяется по требованиям прочности кладки. Теплоизоляционный слой стены может находиться как внутри кладки, так и у внутренней ее поверхности. Его толщина подбирается с учетом результатов теплотехнических и экономических расчетов. Связи слоев являются жесткими лишь в том случае, если расстояние между осями вертикальных диафрагм не более 120 см. Гибкие связи состоят из коррозионно-стойких сталей, суммарная площадь сечения которых не менее 0,4 кв. см. на1 кв. м. поверхности стены.

Облегченная кладка применяется для несущих стен зданий высотой до пяти этажей и самонесущих стен высотой до девяти этажей. Однако во всех случаях применять слоистую кладку нельзя, если в помещениях имеется повышенное содержание влаги. Слоистыми являются также стены, состоящие из лицевого кирпича или камня и закладных или плоских облицовочных плит. Наружная облицовка перевязывается с камнем и выполняется одновременно с возведением стен и столбов. Прислонная тонкая облицовка прикрепляется к стене на растворе или специальной мастике и соединяется с кладкой при помощи стальных анкеров, защищенных от коррозии. Если каменная кладка подвергается оштукатуриванию, то швы на ее поверхности не заполняются раствором на глубину до 15 мм в стенах и до 10 мм в столбах и узких простенках. В помещениях с мокрыми процессами производства необходимо предусматривать защиту внутренних поверхностей стен облицовочными плитками, водонепроницаемыми пленочными покрытиями и т. п. В данном случае устраивать наружную штукатурку не рекомендуется.

38. Проведенные маркетинговые исследования рынка строительной продукции и анализ литературных источников позволили выделить следующие группы свойств, которые находят отражение в показателях качества строительства:

  • социальные свойства;
  • функциональные свойства;
  • надежность;
  • эстетические свойства;
  • региональные свойства;
  • долговечность;
  • удобства эксплуатации;
  • технологичность;
  • ремонтопригодность;
  • экологичность;
  • экономические свойства.

39 Определение объемов земляных работ

Мерзлые грунты по твердости приравниваются к скальным . Если есть возможность, то следует заранее подготовить в предзимнее время места, намечаемые к разрытию в зимний период.

Для этого грунты вспахива­ют или перелопачивают и утепляют. Однако в городах и населенных пунктах такая подготовка грунтов к раз­рытию крайне ограничена, поэтому мерзлые грунты при­ходится перед их разработкой предварительно разрых­лять или отогревать (оттаивать).

При промерзании грунтов на глубину 0,25-0,4 м их можно разрабатывать экскаватором без предваритель­ного рыхления или отогрева . Если грунт промерз на большую глубину, его следует рыхлить одним из следу­ющих способов:

механизированным - клином дизель-молота, навеши­ваемым на экскаватор, трактор или тракторный погруз­чик, тракторами, оборудованными барами с резцами, землеройно-фрезерными машинами, а также отбойными молотками, работающими от компрессора, или электромолотками;

вручную - ломами, кувалдами с использованием клиньев;

взрывным , если есть возможность.

Механизированный способ рыхления грунтов - наи­более эффективный и экономичный . Однако возможность использования этого способа в городах и населенных пунктах ограничена, так как куски мерзлого грунта, асфальта и бетона разлетаются на значительные расстоя­ния (до 50 м). Установив оградительные сетки, этот способ можно применять и в местах с относительно ин­тенсивным движением транспорта и людей.

Способ, связанный с использованием машин ударно­го действия (дизель-молот), применяют, если допуска­ется сотрясение грунта вблизи домов и над подземными сооружениями и коммуникациями.

Ручная разработка грунта безопасна, но малопроиз­водительна, поэтому ее используют лишь в исключитель­ных случаях (при незначительных объемах рыхления грунтов).

Отогрев (оттаивание) грунта не относится к числу экономичных способов и применяется при незначитель­ных объемах работ или при производстве работ в стес­ненных условиях, когда другие способы подготовки мерз­лого грунта к разработке невозможны.

Оттаивание может быть поверхностное или глубин­ное .

При поверхностном оттаивании на открытой поверх­ности грунта сжигают под специальными приспособле­ниями (металлическими коробами) жидкое, твердое или газообразное топливо. В других случаях на отогреваемый грунт укладывают горячий песок температурой не менее 180°С, покрытый теплоизолирующим материалом. Тепло распространяется с поверхности земли на глубину оттаи­вания.

При глубинном оттаивании в толщу мерзлого грунта погружают нагреватели (электроды, прогреваемые элек­тротоком, паровые, водяные или электрические иглы). В этом случае тепло распространяется в грунте одно­временно по всей глубине оттаивания.

При большой глубине промерзания грунта оттаива­ние с применением коробов, прогреваемых дымовыми га­зами, производят в несколько приемов. Короба устанав­ливают в один или несколько рядов в зависимости от требуемой ширины отогрева, присыпают грунтом и сжи­гают под ними топливо. После оттаивания верхней зоны промерзания короба снимают и отогретый грунт выби­рают. Затем вторично устанавливают короба для отогре­ва оставшегося промерзшего слоя.