Презентация по обж "жизнеобеспечение человека". Искусственные системы жизнеобеспечения организма человека

Конспект урока по основам безопасности жизнедеятельности. 9 класс.

Составила учитель ОБЖ МАОУ «СОШ п. Витим» Михайлова Е.О.

Тема: Жизнеобеспечение человека. Необходимое снаряжение и имущество. Цели урока: Актуализировать знания о важности жизнеобеспечения человека в природных условиях. Научить выбирать необходимое снаряжение при подготовке к походу. Задачи урока: Образовательные. Познакомить учащихся с видами снаряжения и имуществом туриста. Развивающие . Развивать умение правильно комплектовать и укладывать необходимое снаряжение Воспитательные. Воспитывать собранность, ответственность. Тип урока: комбинированный Оборудование: 1. Учебник «Основы безопасности жизнедеятельности», авторы М.П. Фролов, Е.Н. Литвинов, А.Т.Смирнов 2.Проектор, презентация по теме урока 3. Рабочая тетрадь 4. Рюкзак с набором вещей для укладки (2 комплекта) 5. Секундомер 6. Карточки с изображением туристического снаряжения 7. Памятки «Личное снаряжение туриста» План урока:

На доске: Число, месяц. Тема урока «Жизнеобеспечение человека. Необходимое снаряжение и имущество». Ход урока: I .Организационный момент Нас с утра зовет звонок, Начинается урок. И мы отправимся вперед, Вещи собирать в ……………. (поход). С ребятами старших классов мы неоднократно ходили в походы. И сейчас я покажу вам несколько фотографии из этих походов. (слайды, 2-11) . И чтобы многодневный поход состоялся, а турист чувствовал себя комфортно, защищено, туристу необходимо правильно собрать снаряжение. Из этого я определяю цель нашего урока: познакомиться с видами и способами жизнеобеспечения человека в походных условиях

II . Объяснение нового материала.

    Введение в тему урока.
Человеку в обычных жизненных условиях требуется много вещей. Попробуйте подсчитать их количество, и очень скоро ваш счет перейдет за сотню. А отправляясь в поход, мы должны позаботиться о своем жизнеобеспечении в полевых условиях. Конечно, многими привычными предметами домашнего обихода придется пожертвовать. Делается это для облегчения веса поклажи, которую вам придется нести самим. Таким образом, мы будем выбирать для похода вещи, имеющие многофункциональную нагрузку.
    Иллюстрированный рассказ учителя.
Все снаряжение делится на личное, групповое и специальное (слайд 13) . Личное снаряжение , которое пригодится путешественникам, туристам, рыболовам, охотникам – всем, всем, кто часто бывает на природе. К личному снаряжению относятся 1)предметы индивидуального пользования – рюкзак (слайд 14) , очень важно подобрать рюкзак. Он должен плотно прилегать к спине всей задней стенкой, а не стоять на пояснице и не свисать ниже ее. Достигается это подбором рюкзака по росту и правильной подгонкой лямок. Важно правильно уложить рюкзак. Об этом мы поговорим позже. 2) кружка, миска, ложка, нож (слайд 15) . Эти принадлежности должны быть легкими, например из пластика, нож – складной. 3)Туалетные принадлежности (слайд 16). Поход – не повод зарастать грязью, да и с гигиеной важно дружить всегда и везде. Эти принадлежности складывают в мешочек и помещают в кармашке рюкзака, чтобы их быстро можно найти.
5) Спальные принадлежности (слайд 17). К спальным принадлежностям, прежде всего, относится спальный мешок. Он должен быть чуть длиннее его владельца. Любой спальник носится в непромокаемом чехле. Чтобы изолировать тело от холодной земли, под спальник кладут коврик-подстилку, как правило, из синтетических материалов. На нем можно сидеть у костра, укрываться от дождя. 6) Носильные вещи (слайд 18) . Очень важно обратить внимание на одежду и обувь. Одежда должна быть легкой, удобной, не стеснять движений, в то же время плотной, чтобы не прокусил комар. Одежда из брезента промокает, но хорошо сохнет. На случай дождя обязательна плащ-накидка с капюшоном. Для прохладного времени надо иметь теплую шерстяную одежду: свитер, рейтузы, вязаную шапочку. В теплое время года – купальные принадлежности. Обязательно наличие легкого головного убора, защищающего от солнца, с козырьком. На ноги одевают две пары носков – шерстяные и хлопчатобумажные, в любой последовательности. Лучшей обувью (слайд 19) являются хорошо разношенные ботинки на низком каблуке, желательно с рифленой подошвой. Обычно их берут на 1-2 размера больше. Чтобы можно было вложить войлочную стельку и надеть толстый носок. Желательно иметь и легкую сменную обувь, в которой ходят в биваке, давая отдыхать ногам. 7) Медикаменты (слайд 20) , лично необходимые.

Групповое снаряжение готовится всеми и распределяется замом по хозяйству поровну между всеми участниками похода.

    Палатки (слайд 21) из расчета 1-2 на человека + одна складская. Несмотря на то, что палатки сделаны из непромокаемой ткани, их следует покрывать специальными тентами или полиэтиленовой пленкой от дождя. Топоры, пилы, лопатки (слайд 22) (по 1 на группу 4-6 человек), которые должны иметь чехлы с плотной прокладкой у острия Костровые принадлежности (слайд 23) – складные таганки, треноги, разборные очаги, крючки и цепочки для подвески посуды и регулирования ее высоты над огнем. Необходимы также рукавицы, без которых невозможно работать у костра, мешалка с длинной ручкой. К кухонному хозяйству (слайд 24) относятся котелки, не менее трех, ножи, половники, разделочные доски, спички в водонепроницаемой упаковке, столовая клеенка. В специальный ремонтный набор (слайд 25) включают (иглы, нитки, клей, проволока, английские булавки… То есть все, что может понадобиться для ремонта в пути. А что бы вы добавили к этому списку? К групповому снаряжению относится и медицинская аптечка (слайд 26) , с набором необходимых медикаментов и перевязочного материала. Аптечка находится у руководителя группы. (слайд 27) Группе нельзя обойтись без компаса, карты и других важных предметов
В зависимости от специфики предстоящей деятельности или если в походе предусматривается преодоление водной, горной или иной преграды, к перечисленному добавляется специальное (слайд 28) личное и групповое снаряжение – спасательные жилеты, веревки, ледорубы и др.
    Практикум по укладке рюкзака.
- На соревнованиях «Школы выживания» у участников проверяется наличие личного снаряжения и умения укладки рюкзака. Что нужно предусмотреть для правильной укладки рюкзака: (слайд 29)
    В правильно уложенном рюкзаке тяжелые вещи помещаются внизу, со смещением от центра к спине, хрупкие вещи, обложенные чем-либо мягким, наверху. Предметы первой необходимости (ремонтный набор) в карманах рюкзака, чтобы их можно легко и быстро достать (показ учителя) Надо предусмотреть, чтобы после падения туриста вещи в рюкзаке не повредились и не испортились. Уложенные вещи не должны греметь, смещаться по рюкзаку. (показ учителя) Не желательно подвешивать на рюкзак сзади различные предметы (ухудшает центр тяжести, цепляется за ветки). Острые, колющие предметы поместить в чехлы или обложить частями одежды. Рюкзак уложить нужно так, чтобы он плотно прилегал к спине, не болтался, не отвешивался назад, не давил на плечи, имел низкий центр тяжести, не мешал при ходьбе. (слайд 30)
- Из всего сказанного выводим Правило укладки рюкзака: тяжелое – вниз, мягкое - к спине, объемное - наверх, предметы первой необходимости - в карманы (записать в тетрадь). - Я предлагаю желающим продемонстрировать укладку рюкзака из приготовленного снаряжения. (Несколько человек на скорость укладывают рюкзак и одевают его на плечи. Время выполнения задания фиксирует учитель.)
    Проверочный этап.
1) Какие виды снаряжения вы узнали? 2) Перед вами набор карточек. Разложите их на 3 группы по видам снаряжения 3) что использовали для подвески котла между деревьями (стр. 111, рис 32), к какой группе снаряжения это относится? 4) (стр. 111, рис 32) для чего у последних четырех крючков такие длинные «хвосты» 4) что вы сделаете, если лямки рюкзака режут вам плечи? 5. Обобщить результаты изучения материала и работы отдельных учащихся. 1. Повторить выводы урока: - снаряжение туриста делится на 3 группы. Какие? - чтобы многодневный поход состоялся, а турист чувствовал себя комфортно, защищено, необходимо … ( правильно собрать снаряжение) - вспомните правило укладки рюкзака (тяжелое – вниз, мягкое - к спине, объемное - наверх, предметы первой необходимости - в карманы) - Что нового и интересного вы узнали сегодня на уроке? (Дети пишут отзывы об уроке на карточках с изображением с изображением туристического снаряжения) 2. Выставить оценки. 6 . - На память об уроке я хочу подарить вам памятки с перечнем личного снаряжения туриста. Дома вы отработаете ее содержание для успешной реализации при сборах в будущие походы. Желаю вам удачных походов, счастливых путешествий.

Решение пожарно-тактической задачи.

Эвакуация пострадавшего из зоны заражения в безопасную зону в СИЗОД.

Этап № 10 Преодоление навесной переправы

Задание: преодолеть препятствие.(Старшая команда- не нагружая страховочную систему, младшая - на грудном карабине)

Этап № 11 Переправа по качающимся перекладинам «Ногоход»

Задание: преодолеть препятствие, посещение первой и последней перекладины обязательно.

Этап № 12 Преодоление ворот (Мышеловка).

Задание: преодолеть препятствие. Одновременно может работать вся команда.

Примечание: сбитую перекладину восстанавливает судья на этапе. Движение участника допускается только через свободные установленные ворота.

Этап № 13 Переправа по качающимся перекладинам. (Рукоход)

Задание: преодолеть препятствие. Посещение первой и последней перекладин обязательно.

2. Действия группы в ЧС и решение пожарно-технической задачи

В данном виде команда самостоятельно распределяется по этапам. Общий результат определяется максимальным количеством набранных баллов за правильные ответы.

1. Действие команды при выбросе АХОВ (тест) ;

2. Вязка двойной спасательной петли ;

3. Работа с прибором ДП-5, поиск радиоактивного источника ;

4. Тест по ПДД ;

5.Одевание СИЗОД (противогазы). Оценивается правильность одевания с учетом норматива;

7. Тест на применение огнетушащих средств ;

Боевое развертывание - 3 человека из состава команды одевают боевую одежду пожарного, один остается у разветвления, двое остальных, взяв по одному рукаву, подсоединяют их к разветвлению, и направляются к «очагу возгорания», подключая на ходу пожарные стволы РС-50, РС-70 или РСК-50. Задание считается выполненным по пересечению контрольной линии.



Возможно выполнение одного из вариантов, либо комбинирование этапов.

Перед началом работы на данном виде проводится жеребьевка между участниками команды, при которой определяется, кто из участников какое задание будет выполнять. Задания теоретические и практические. За каждое правильно выполненное задание команда получает определенное количество баллов. Общий результат в данном виде определяется по сумме баллов выполненных заданий.

1. Укладка различных типов костров;

2. Определение сторон света по местным признакам;

3. Определение точки по заданным азимутам;

4. Международная кодовая таблица «Земля-воздух»;

5. Построение маршрута по заданным азимутам и расстояниям (определение азимута из конечной точки в начальную);

6. Определение съедобных и ядовитых грибов;

7. Определение ядовитых и лекарственных растений;

8. Определение азимута по карте;

9. Измерение расстояния по карте;

10. Передача письменного сообщения без использования фабричных материалов;

11. Определение азимута на объект;

12. Определение топографических знаков;

13. Сигналы бедствия.

Перед началом работы на данном виде проводится жеребьевка, по результатам которой между участниками команды распределяются задания (практические и теоретические). За каждое правильно выполненное задание, участник получает определенное количество баллов. Результат команды - сумма баллов, набранных за выполненные задания всеми участниками команды. Команда-победитель в виде «Жизнеобеспечение человека» определяется по наибольшему количеству баллов.

Возможные задания:

1. Международная кодовая таблица сигналов оповещения «Земля-воздух».

Капитан вытягивает карточку (задание) с обозначением одного из сигналов Международной кодовой таблицы «Земля-воздух». Команде необходимо выложить полученное задание-сигнал своими телами и, имеющимся в наличии (у команды), снаряжением.

2. Передача письменного сообщения без использования предназначенных для этого материалов.

Сообщение должно быть читаемо.

3. Измерение расстояния по карте.

Измерить маршрут, обозначенный на карте и вычислить расстояние в километрах (с учетом масштаба). Допустимая погрешность составляет ± 5%.

4. Определение азимута по карте.

На карте даны три азимута, необходимо определить их числовое значение. Допустимая погрешность составляет ± 3о.

5. Определение названия растений (ядовитых и неядовитых).

На карточке изображены растения, необходимо определить к какой группе они относятся (ядовитые, неядовитые). Участник получает дополнительные баллы, определив названия растений.

6. Определение названия грибов (съедобных и ядовитых).

На карточке изображены грибы, необходимо определить к какой группе они относятся (съедобные, ядовитые). Участник получает дополнительные баллы, определив названия грибов.

7. Построение маршрута по заданным азимутам и расстояниям.

На бланке дана исходная точка - начало маршрута, азимуты и расстояния. Построить маршрут движения, учитывая масштаб, расстояние и азимут. Определить азимут из конечной точки маршрута на исходную. Допустимая погрешность составляет ±10о.

8. Определение местонахождения пострадавшего.

На карте обозначены три точки с номерами и три азимута к каждой из этих точек. Необходимо определить местонахождение «пострадавшего». Допустимая погрешность составляет 100м (М 1:10 000).

9. Тест по «ПДД».

10. Сигналы бедствия.

В карточке представлены сигналы бедствия и варианты ответов, необходимо к каждому сигналу найти правильный вариант ответа.

11.Определение топографических знаков.

В карточке представлены знаки и варианты ответов, необходимо к каждому знаку найти правильный вариант ответа.

12. Определение азимута на объект.


Участник, из указанного судьей места, определяет 3 азимута на призмы, и результат вписывает в контрольную карточку. Допустимая погрешность составляет ± 3°.

13. Знание телефонов экстренных служб.

В карточке даны названия экстренных служб, участнику необходимо ВПИСАТЬ соответствующие каждой службе номера, при вызове их с МОБИЛЬНОГО телефона.

14. Укладка различных типов костров.

Участнику дается карточка с несколькими видами костров и варианты ответов, необходимо к каждому виду костра определить правильный вариант ответа.

15. Тест на применение огнетушащих средств.

Задание выполняется в виде теста.

16. Тест по ОБЖ (АХОВ).

Задание выполняется в виде теста.

17. Тест по оказанию первой помощи.

Задание выполняется в виде теста.

18. Семафорная азбука и определение объекта по азимуту.

Участнику необходимо прочитать и записать, составленные с помощью семафорной азбуки, слова. Каждому правильно записанному слову соответствует числовое значение в градусах (азимут). Участник, из указанного судьей места, определяет, по полученным азимутам, номер объекта (номер призмы), результат вписывает в контрольную карточку.

Жизнеобеспечение в узком смысле - комплекс мероприятий, направленных на под­держание жизнедеятельности на каком-либо замкнутом объекте или транспортном средстве (здания, бункеры, шахты, самолеты, надводные и подводные суда, космиче­ские корабли и тому подобное), где «естественные» окружающие условия непригод­ны для жизни человека. Жизнь и деятельность людей на таких объектах может быть обеспечена созданием искусственной среды обитания, близкой к оптимальным усло­виям жизни на Земле, ее биосферы. Система Ж. в этом смысле - комплекс устройств, агрегатов и запасов веществ, обеспечивающих необходимые условия жизнедеятель­ности человека: дыхание, питание, водный обмен, теплообмен (терморегулирова­ние) и т.д. Системы Ж. могут быть коллективными, например, системные Ж. под­водных, надводных, воздушных судов, космических кораблей, планетных станций и т.п.), и индивидуальными (например, автономные системы, применяемые вместе со скафандрами). Иногда сюда также относят все остальные устройства и предме­ты, служащие для обеспечения гигиенических, бытовых, культурных и эстетических потребностей. Необходимость наиболее полного удовлетворения этих потребностей существенно возрастает с увеличением продолжительности пребывания человека на объекте, когда эти стороны деятельности людей могут приобретать значение жиз­ненно важных факторов.

Ж. в широком смысле - система мер, направленных на обеспечение нормальной жизнедеятельности человека и общества в целом, а также защита от опасных и не­благоприятных факторов во всех сферах человеческой деятельности, сохранение без­опасности и здоровья в среде обитания. Сюда относятся: социально-бытовая сфе­ра (в том числе обеспечение продовольствием, одеждой, жильем, коммунальными услугами, санитарно-гигиенические мероприятия и т.д.); производственная сфера; экологическая безопасность; предупреждение чрезвычайных ситуаций и ликвидация их последствий; медицинское обеспечение. В экономической, научно-технической, социальной, культурной, образовательной, административной и некоторых других сферах Ж. означает, прежде всего, создание условий, необходимых для выполнения предприятием, организацией или учреждением своих основных функций.

В разных сферах (по «горизонтали» и по «вертикали») Ж. имеет свою специфику. Так, на производстве среди прочего это - обеспечение технологического цикла, то­варооборота и денежного оборота, функционирование механизма управления и кон­троля (менеджмент), обеспечение рабочей силой и средствами производства (техни­кой и технологией) и т.п. В научной и образовательной сфере, помимо коммунальных (помещения, электроэнергия, вода, отопление) и кадровых аспектов, важное значение имеет финансирование не только зарплатного и стипендиального фондов, но в осо­бенности - субсидирование научно-исследовательских программ, обеспечение со­ответствующим оборудованием и оргтехникой, комплектование научных библиотек и т.п. На региональном и муниципальном уровне (населенный пункт, территория, регион) в Ж. среди прочего выделяется снабжение продовольствием, топливом, электроэнергией, средствами связи, транспортными коммуникациями. Ж. региона не в последнюю очередь зависит от степени его интегрированное™ в единое обще­национальное экономическое, политическое, социальное и правовое пространство. В общенациональном масштабе, помимо всех перечисленных факторов, особое зна­чение приобретает поддержание правопорядка и обороноспособности страны, что, в свою очередь, предполагает не только организационные и «силовые» мероприятия (функционирование соответствующих институтов: армия, милиция, спецслужбы), но также адекватную научно-техническую, финансово-экономическую и идеологи­ческую базу. Это ставит вопрос об экономической, научно-технической, информаци­онной и идеологической безопасности.

Таким образом, Ж. - обеспечение необходимых условий жизни и деятельности людей, а также нормального функционирования социальных институтов. Для по­следних норма определяется задачами их деятельности и означает полноценное вы­полнение этих задач, т.е. соответствие результата целям деятельности конкретного института. В этом смысле для целого ряда из них (прежде всего, государственных учреждений, организаций, предприятий и т.п.) нормальный уровень определяет­ся нормативными и правовыми актами. Подобными актами определяются также некоторые минимальные стандарты жизни и деятельности людей - прежде всего, в бытовой, социальной и коммунальной сфере и сфере охраны труда. Представле­ние общества о нормальных условиях жизни в значительной мере зависит от общего уровня жизни населения, культурно-исторических традиций того или иного региона, а также социального статуса и привычек человека. Эти представления также связаны с возможностью удовлетворения соответствующих потребностей человека: биоло­гических, социальных, духовных. Обычно с увеличением длительности пребывания где-либо потребности человека возрастают. Соответственно задачи Ж. расширяются: от удовлетворения минимальных биологических потребностей (пища, одежда, жили­ще и т.п.) к более высоким - социальным и духовным (в том числе организация до­суга, положительного психологического настроя, удовлетворение потребности в зна­ниях и информации, эстетическом комфорте, нравственном идеале и т.п.).

Жизнеобеспечение населения - категория, выражающая единство материально-вещественного содержания и социально-экономических форм всех благ и услуг для людей, а также функционирование и интеграцию факторов производства; социаль­но-трудовой активности населения и сфер расширенного воспроизводства совокуп­ного общественного продукта и производственных отношений в интересах удовлет­ворения постоянно растущих разумных потребностей личности, семьи и общества.

Категория «Ж.н.» рассматривается с позиций создания нормальных условий жиз­ни населения, обеспечения условий, в которых человек воспроизводится не только как биологическое существо, но и как активный член общества, с позиций рацио­нальной занятости, комплексной социальной защиты населения с учетом идеалов социального прогресса. Некоторые ученые Ж.н. определяют как достигнутый уро­вень потребления благ и услуг и как степень удовлетворения их разумных потребно­стей. Однако эта категория не ограничивается только достигнутым уровнем матери­альных, социальных и духовных благ, она охватывает более широкое экономическое, социальное, национальное, духовное, экологическое и психологическое простран­ство. Реальный уровень разумного потребления измеряется с помощью показателей обеспеченности благами повседневного и длительного пользования, содержанием и структурой получаемых услуг, жилищно-бытовых условий при определении их качественной характеристики. Особо следует подчеркнуть зависимость системы Ж.н. от уровня развития производительных сил общества. Поскольку диалектика взаимосвязи производительных сил и социально-экономических отношений, их совокупность реализуется для удовлетворения потребностей личности, государства и общества, то в результате возникает относительно самостоятельная и в то же вре­мя взаимопроникающая и дополняющая экономическая категория «Ж.н.». Эта ка­тегория и ее составляющие сложны по содержанию и многообразны по формам их проявления.

Пребывание человека в космосе, особенно длительное, должно быть безопасным и комфортным. Системы жизнеобеспечения (СЖО) экипа­жей пилотируемых космических апапартов, создаваемые Россией, нахо­дятся на уровне лучших мировых достижений. Однако их развитие в по­следние 10-15 лет затормозились из-за недостаточного финансирования. По некоторым подсистемам жизнеобеспечения на МКС, по сравнению с ОКС «Мир», сделан даже шаг назад.

Пилотируемая космонавтика вступила в XXI век с СЖО, построенны­ми на основе физико-химических процессов со степенью замкнутости по воде и кислороду около 70 %. В ближайшее десятилетие одной из главных практических задач будет их модернизация на основе имеющихся техно­логий и материалов с целью повышения надежности и снижения энерго­потребления.

В первой трети XXI века должны появиться новые элементы физико-химических СЖО в виде подсистем регенерации кислорода, построенных на основе процессов гидрирования углекислого газа по реакциям Сабатье или Боша. Имена двух знаменитых учёных - нобелевских лауреатов фран­цуза Поля Сабатье и немца Карла Боша - будут внесены в этом столетии в историю космической летописи. Создавая в начале прошлого века теорию и методы синтеза и переработки углеводородов, они и не подозревали, что когда-то их труды могут стать достоянием космонавтики.

Реакторы Сабатье появятся на ПКАдо 2020 г., сначала в качестве экс­периментальных, а затем штатных систем. Они уже разработаны и должны включаться в состав перспективных СЖО. Реактор Боша может обеспе­чить полный цикл обращения кислорода и водорода, однако его техни­ческая реализация более сложна и будет возможна во второй трети века.

Высокий уровень автономности и степень автоматизации новых систем жизнеобеспечения приведут к улучшению габаритно-массовых характе­ристик СЖО, снижению в 4-5 раз, по сравнению с существующими ком­плексами, нагрузки на космонавтов по их техническому обслуживанию и ремонту.

С появлением реакторов для восстановления кислорода может быть создан комплекс СЖО, функционирующий на физико-химических прин­ципах со степенью замкнутости по воде и газу более 90 %. Применение его в целом или в виде отдельных звеньев будет определяющим в XXI веке на орбитальных и межпланетных ПКА. Исключение составят лишь транс­портные пилотируемые корабли кратковременного функционирования и орбитальные туристические самолёты. На них в течение 3-4 десятилетий значительное место будут занимать СЖО, построенные на запасах рас­ходуемых веществ. Затем их постепенно будут вытеснять компактные си­стемы на основе физико-химических технологий.

Современный научно-технический уровень развития СЖО позволя­ет уже в настоящее время разработать комплекс жизнеобеспечения для космонавтов лунной базы. Первые лунные базы будут функционировать целиком на доставленных с Земли физико-химических СЖО. Затем на них появится оборудование по добыче из лунного грунта некоторых рас­ходных компонентов, в первую очередь кислорода и воды. При наличии льда на Луне или Марсе для получения кислорода может быть использо­ван простой электролиз воды.

Во второй половине века на борту длительно функционирующих ПКА возможно применение отдельных звеньев биолого-технических СЖО, ко­торые будут работать совместно с физико-химическими. Однако до конца XXI века полного перехода на замкнутые биолого-технические СЖО с пол­ным кругооборотом веществ не произойдет. Огромные габариты и энер­гопотребление этих систем являются самым серьёзным препятствием к их использованию. Кроме того, в силу разных причин, физико-химические СЖО обладают лучшим потенциалом для оперативного управления, об­служивания, эффективной диагностики и восстановления работоспособ­ности при возникновении нештатных ситуаций.

В то же время, на основе физико-химических процессов пока невоз­можно синтезировать пищевые продукты, поэтому в ближайшие два-три десятилетия должны внедряться наиболее перспективные элементы биолого-технических систем жизнеобеспечения - витаминные оранже­реи. Они должны органично вписываться в будущие СЖО. Большой опыт работы с ними космонавтов на «Мире» и МКС позволяет надеяться на их результативное применение уже в первой половине нового века.

Биолого-технические СЖО появятся в качестве экспериментальных подсистем в последней трети века, а широкое применение найдут лишь в следующем столетии при создании планетных баз и колоний-поселений. При этом физико-химические СЖО будут согласовывать и нормировать работу биолого-технических систем.

Вопросы комфортного пребывания экипажей на ПКА кратковремен­ного функционирования также будут оставаться актуальными, поскольку создание ПТК НП планируется на первые два десятилетия века.

При разработке новых транспортных кораблей не должны ухудшаться условия пребывания в них космонавтов (по величине свободного объёма на человека, по разграничению бытовых и рабочих зон, по среде обита­ния). Лучшие качества таких «патриархов» пилотируемой космонавтики, как корабли «Союз» и «Аполлон», в части комфортной среды обитания, должны быть сохранены при создании транспортных кораблей нового по­коления.

В текущем столетии революционный вклад в разработку СЖО внесут нанотехнологии. За счёт наноматериалов будет возможно улучшение средств очистки воды и атмосферы жилых отсеков, повышение каче­ства различных адсорбентов, снижение темпов биодеградации материа­лов и др.

Элементы и узлы СЖО, созданные с применением наноматериалов и нанотехнологии, появятся на ПКА к 2020-2025 гг. Во второй половине столетия их успешное применение сделает физико-химические СЖО ещё более конкурентоспособными по сравнению с биолого-техническими си­стемами.

С помощью наноматериалов будет повышена прочность ПКА и улуч­шены их защитные свойства от влияния вредных факторов космоса. Элек­тризация КА перестанет в XXI веке быть проблемой. Она не будет пред­ставлять угрозы не только для оборудования ПКА, но и для космонавтов, работающих в открытом космосе. Качественно улучшатся противорадиа­ционные свойства космических аппаратов, как за счёт применения на­номатериалов, так и за счёт использования физических свойств космиче­ской плазмы. К концу века ПКА с экипажами на борту начнут осваивать области радиационных поясов Земли.

Будут найдены эффективные способы защиты жилых отсеков ПКА от разгерметизации, в том числе вследствие пробоя микрометеоритами или фрагментами космического мусора. Механические противометеорит-ные экраны, наподобие тех, которые применяются в настоящее время на МКС, станут анахронизмом.

СЖО к концу столетия станут синтезом новейших достижений в сфе­рах нанотехнологии, биотехнологий, информации.

Понятие «жизнь вне Земли» обретет в XXI веке более реальный смысл, поскольку и количество и длительность пребывания людей в космосе зна­чительно возрастут по сравнению с прошедшим столетием.