Почему существуют мифологическое мировоззрение в наше время. Специфика мифологического мировоззрения

мировоззрение миф религия

Люди уже в исторические времена создавали представления о мире, который их окружает, и о силах, которые управляют и миром, и человеком. О существовании этих взглядов и представлений свидетельствуют материальные остатки древнейших культур, археологические находки. Древнейшие письменные памятники ближневосточных областей не представляют целостных философских систем с точным понятийным аппаратом: нет ни проблематики бытия и существования мира, ни честности в вопросе о возможности человека познать мир.

Миф - одна из форм выражения человеком своего реального на исходном этапе отношения к миру и опосредованного постижения социальных отношений определенной целостности. Это первый (пусть фантастический) ответ на вопросы о возникновении мира, о смысле естественного порядка. В нем определяется также предназначение и содержание индивидуального человеческого существования. Мифическое изображение мира тесно связано с религиозными представлениями, содержит ряд иррациональных элементов, отличается антропоморфизмом и персонифицирует силы природы. Однако оно содержит и сумму знаний о природе и человеческом обществе, приобретенных на основе векового опыта.

Известный английский этнограф Б. Малиновский отмечал, что миф, как он существовал в первобытной общине, то есть в его живой первозданной форме - это не история, которую рассказывают, а реальность, которой живут. Это не интеллектуальное упражнение или художественное творчество, а практическое руководство к действиям первобытного коллектива. Миф служит для оправдания определенных общественных установок, для санкционирования определенного типа верований и поведения. В период господства мифологического мышления еще не возникла потребность в получении специальных знаний.

Таким образом, миф - это не первоначальная форма знания, а особый вид мировоззрения, специфическое образное синкретическое представление о явлениях природы и коллективной жизни. В мифе как наиболее ранней форме человеческой культуры объединялись зачатки знаний, религиозных верований, нравственная, эстетическая и эмоциональная оценка ситуации. Если применительно к мифу можно говорить о познании, то слово «познание» здесь имеет смысл не традиционного добывания знания, а мироощущения, чувственного сопереживания.

Для первобытного человека как было невозможно зафиксировать свое знание, так и убедиться в своем незнании. Для него знание не существовало как нечто объективное, не зависящее от его внутреннего мира.

В первобытном сознании мыслимое должно совпадать с переживаемым, действующее с тем, что действует. В мифологии человек растворяется в природе, сливается с ней как ее неотделимая частица.

Мифологической форме присущи:

Синкретизм - нет четких различий между материальным и духовным явлениями;

Антропоморфизм - отождествление природных сил с человеческими силами, одухотворение их;

Политеизм (многобожие) - каждое природное явление имеет свою причину - это Бог. Богам присущи человеческие черты, пороки, но они бессмертны.

Формирование мира понималось в мифологии как его творение или как постепенное развитие из первобытного бесформенного состояния, как упорядочение, превращение из хаоса в космос, как созидание через преодоление демонических сил.

Основным принципом решения мировоззренческих вопросов в мифологии был генетический. Объяснения по поводу первоначала мира, происхождения природных и общественных явлений сводились к рассказу о том, кто кого породил. В знаменитой «Теогонии» Гесиода и в «Илиаде» и «Одиссее» Гомера - наиболее полном собрании древнегреческих мифов - процесс творения мира представлялся следующим образом. Вначале существовал лишь вечный, безграничный, темный Хаос. В нем заключался источник жизни мира. Все возникло из безграничного Хаоса - весь мир и бессмертные боги. Из Хаоса произошла и богиня Земля - Гея. Из Хаоса, источника жизни, поднялась и могучая, все оживляющая любовь - Эрос.

Безграничный Хаос породил Мрак - Эреба и темную Ночь - Нюкту. А от Ночи и Мрака произошли вечный Свет - Эфир и радостный светлый День - Гемера. Свет разлился по миру, и стали сменять друг друга ночь и день. Могучая, благодатная Земля породила беспредельное голубое небо - Урана, и раскинулось Небо над Землей. Гордо поднялись к нему высокие Горы, рожденные Землей, и широко разлилось вечно шумящее Море. Небо, Горы и Море рождены матерью Землей, у них нет отца. Дальнейшая история порождения мира связана с браком Земли и Урана - Неба и их потомков. Аналогичная схема присутствует в мифологии других народов мира. Например, можем познакомиться с такими же представлениями древних евреев по Библии -- Книга Бытия.

Миф обычно совмещает в себе два аспекта - диахронический (рассказ о прошлом) и синхронический (объяснение настоящего и будущего). Таким образом, с помощью мифа прошлое связывалось с будущим, и это обеспечивало духовную связь поколений. Содержание мифа представлялось первобытному человеку в высшей степени реальным, заслуживающим абсолютного доверия.

Мифология играла огромную роль в жизни людей на ранних стадиях их развития. Мифы, как уже отмечалось раньше, утверждали принятую в данном обществе систему ценностей, поддерживали и санкционировали определенные нормы поведения. И в этом смысле они были важными стабилизаторами общественной жизни. Этим не исчерпывается стабилизирующая роль мифологии. Главное значение мифов состоит в том, что они устанавливали гармонию между миром и человеком, природой и обществом, обществом и индивидом и, таким образом, обеспечивали внутреннее согласие человеческой жизни.

Практическое значение мифологии в мировоззрение и в настоящее время не утрачено. К образам мифологии, в основном греческой, римской и немного древнегерманской, прибегали в своих работах как Маркс, Энгельс и Ленин, так и сторонники противоположных взглядов - Ницше, Фрейд, Фромм, Камю, Шубарт. Мифологическая основа выделяет первый исторический тип мировоззрения, ныне сохранившийся только в качестве вспомогательного.

На ранней стадии человеческой истории мифология не была единственной мировоззренческой формой. В этот же период существовала и религия. Близким к мифологическому мировоззрению, хотя и отличным от него, стало религиозное мировоззрение, развившееся из недр еще не расчлененного, не дифференцированного общественного сознания. Как и мифология, религия апеллирует к фантазии и чувствам. Однако в отличие от мифа, религия не «смешивает» земное и сакральное, а глубочайшим и необратимым образом разводит их на два противоположных полюса. Творческая всемогущая сила - Бог - стоит над природой и вне природы. Бытие Бога переживается человеком как откровение. Как откровение, человеку дано знать, что душа его бессмертна, за гробом его ждет вечная жизнь и встреча с Богом.

Для религии мир имеет разумный смысл и цель. Духовным началом мира, его центром, специфической точкой отсчета среди относительности и текучести мирового многообразия является Бог. Бог придает целостность и единство всему миру. Он направляет ход мировой истории и устанавливает нравственную санкцию человеческих поступков. И наконец, в лице Бога мир имеет “высшую инстанцию”, источник силы и помощи, дающий человеку возможность быть услышанным и понятым.

Религия, религиозное сознание, религиозное отношение к миру не оставались жизненными. На протяжении истории человечества они, как и другие образования культуры, развивались, приобретали многообразные формы на Востоке и Западе, в разные исторические эпохи. Но всех их объединяло то, что в центре любого религиозного мировоззрения стоит поиск высших ценностей, истинного пути жизни, и то, что и эти ценности, и ведущий к ним жизненный путь переносится в трансцендентную, потустороннюю область, не в земную, а в «вечную» жизнь. Все дела и поступки человека и даже его помыслы оцениваются, одобряются или порицаются по высшему, абсолютному критерию.

Прежде всего, следует отметить, что воплощенные в мифах представления тесно переплетались с обрядами, служили предметом веры. В первобытном обществе мифология находилась в тесном взаимодействии с религией. Однако было бы неправильным однозначно утверждать, что они были нераздельны. Мифология существует отдельно от религии как самостоятельная, относительно независимая форма общественного сознания. Но на самых ранних стадиях развития общества мифология и религия составляли единое целое. С содержательной стороны, т. е. с точки зрения мировоззренческих конструкций, мифология и религия неразделимы. Нельзя сказать, что одни мифы являются «религиозными», а другие - «мифологическими». Однако религия имеет свою специфику. И эта специфика заключается не в особого типа мировоззренческих конструкциях (например, таких, в которых преобладает разделение мира на естественный и сверхъестественный) и не в особом отношении к этим мировоззренческим конструкциям (отношение веры). Разделение мира на два уровня присуще мифологии на довольно высокой стадии развития, а отношение веры также неотъемлемая часть мифологического сознания. Специфика религии обусловливается тем, что основным элементом религии является культовая система, т. е. система обрядовых действий, направленных на установление определенных отношений со сверхъестественным. И поэтому всякий миф становится религиозным в той мере, в какой он включается в культовую систему, выступает в качестве ее содержательной стороны.

Мировоззренческие конструкции, включаясь в культовую систему, приобретают характер вероучения. И это придает мировоззрению особый духовно-практический характер. Мировоззренческие конструкции становятся основой формальной регуляции и регламентации, упорядочения и сохранения нравов, обычаев, традиций. С помощью обрядности религия культивирует человеческие чувства любви, доброты, терпимости, сострадания, милосердия, долга, справедливости и т. д., придавая им особую ценность, связывая их присутствие со священным, сверхъестественным.

Основная функция религии состоит в том, чтобы помочь человеку преодолевать исторически изменчивые, преходящие, относительные аспекты его бытия и возвысить человека до чего-то абсолютного, вечного. Выражаясь философским языком, религия призвана «укоренить» человека в трансцендентное. В духовно-нравственной сфере это проявляется в придании нормам, ценностям и идеалам характера абсолютного, неизменного, не зависящего от конъюнктуры пространственно-временных координат человеческого бытия, социальных институтов и т. д. Таким образом, религия придает смысл и знание, а значит, и устойчивость человеческому бытию, помогает ему преодолевать житейские трудности.

По мере развития человеческого общества, установления человеком определенных закономерностей, совершенствования познавательного аппарата появилась возможность новой формы освоения мировоззренческих проблем. Эта форма носит не только духовно-практический, но и теоретический характер. На смену образу и символу приходит Логос -- разум. Философия и зарождается как попытка решить основные мировоззренческие проблемы средствами разума, т. е. мышления, опирающегося на понятия и суждения, связывающиеся друг с другом по определенным логическим законам. В отличие от религиозного мировоззрения с его преимущественным вниманием к вопросам отношения человека к превосходящим его силам и существам, философия вынесла на первый план интеллектуальные аспекты мировоззрения, отразив нарастающую в обществе потребность в понимании мира и человека с позиций знания. Первоначально она выступила на исторической арене как поиск мирской мудрости.

Философия унаследовала от мифологии и религии их мировоззренческий характер, их мировоззренческие схемы, то есть всю совокупность вопросов о происхождении мира в целом, о его строении, о происхождении человека и его положении в мире и т. д. Она унаследовала также весь объем позитивного знания, которое на протяжении тысячелетий накопило человечество. Однако решение мировоззренческих проблем в зарождающейся философии происходило под иным углом зрения, а именно с позиций рациональной оценки, с позиций разума. Поэтому можно сказать, что философия- это теоретически сформулированное мировоззрение. Философия - это мировоззрение, система общих теоретических взглядов на мир в целом, место в нем человека, уяснение различных форм отношения человека к миру, человека к человеку. Философия -- это теоретический уровень мировоззрения. Следовательно, мировоззрение в философии выступает в форме знания и носит систематизированный, упорядоченный характер. И этот момент существенно сближает философию и науку.

1. Мифологическая форма мировоззрения: диалектика мифа и его социально-антропологические корни

Миф – греч. mythos – слово, предание, рассказ – явление чрезвычайно сложное и по настоящее время не имеет общепринятой трактовки. Миф иногда трактуют настолько широко, что под него попадают не только теогония, космология, но и всякого рода сказки, поучения, родословные и т.д. К тому же первоначально mythos не противопоставлялся logos-у, который тоже означал «слово», «речь», и лишь позднее logos стал означать способность мышления, разум. Поэтому есть смысл начать с общей характеристики мифологии, а затем перейти к раскрытию сущности мифа, лежащего в основании ее.

В современной литературе слово «мифология» употребляется не меньше, чем в трех значениях:

1. Мифология как совокупность преданий, сказаний, рассказов о богах и героях, их происхождении, жизни, деяниях и т.д.;

2. Мифология как система фантастических представлений о мире, включающая массу разнообразных мифов, которые могут быть типологизированы;

3. Мифология как наука о мифах, их природе, сущности, происхождении, функциях и т.д.

В настоящей лекции речь пойдет о мифологии как специфическом миропонимании , как мировоззрении . Словосочетанием «мифологическое мировоззрение » мы объединяем, во-первых, целый комплекс различных психических явлений, феноменов сознания, во-вторых, ряд элементов, «практических», «деятельных» в виде системы ритуалов, обрядов, действий, которыми сопровождаются акты сознания, предания, рассказ о том, как это было впервые. Тем самым индивид вовлекается в жизнь рода, общины, обеспечивая мифу сохранность и трансляцию его следующим поколениям. Мир мифа – мир родственников, большой общины. Миф – социоантропоморфен. Таким образом, мифологическое мировоззрение содержит в себе два ряда: словесно-повествовательный и деятельно-практический, событийный . Синкретичность и недифференцированность такого мировоззрения, имплицитно содержащего в себе элементы самых различных знаний, делают его неразложимым на составные части. По мнению многих отечественных авторов (А.С. Богомолова, А.Ф. Лосева, Е.М. Мелетинского и др.), в мифологическом мировоззрении вообще нет отчетливого разделения субъекта и объекта, вещи и слова, предмета и знака, существа и его имени и т.д. В мифологическом мировоззрении мир мифа и реальный, действительный мир не отделены друг от друга. И тот и другой принимаются субъектом за подлинный, настоящий. Во многом это объясняется тем, что индивид не выделяет себя из окружающего мира и не отделяет себя от рода, Космоса. Более того, жизнь Космоса мыслилась, виделась им по аналогии с жизнью рода. Нерасчлененность, недифференцированность мировоззрения, нераздельная слитность эмоционального, аффективного и мыслительного, созерцательного и являются свидетельством слитности самой жизни. Мифологическое мировоззрение вбирает в себя и опирается не на индивидуальный опыт, а на опыт рода. «Миф, – пишет М. Мамардашвили, – это упакованная в образах и метафорах и мифических существах многотысячелетняя коллективная и безымянная традиция» . Миф как бы говорит, что когда-то все это было, и в этом смысле оно представляется индивиду реальным, действительно имевшим место. Но будет ли оно иметь место в будущем, повторится ли, сказать трудно. Скорее всего нет! И потому событийный ряд воспринимается как чудо . События, о которых говорится в мифе, имели место как бы в далеком прошлом, от настоящего их отделяет большой временной интервал, что и позволяет их видеть как реальные, как ту первооснову, на которой вырастает все последующее. Таким образом, мифологическое мировоззрение приобретает значение парадигмы, образца для воспроизведения, выполняя тем самым регулятивную функцию и принуждая индивида следовать этому образцу.

В самом общем виде можно отметить следующие черты мифологического мировоззрения. Во-первых, оно является социально-антропоморфным : окружающий мир осмысливается в соответствии со свойствами человека и общества. Иногда эту черту мифологического мировоззрения называют аналогизмом , подчеркивая тем самым, что человеку свойственно судить о мире по аналогии с самим собой, наделяя мир собственными свойствами, одушевляя его. По этой причине мифологическое мировоззрение имеет и второе название – социоантропоморфическое мировоззрение . Во-вторых, мифологическое мировоззрение отличается исключительной тотальностью , целостностью . Мир, представленный в нем, представляет собой пусть и смутную, но целостную картину. В-третьих, мифологическое мировоззрение воспринимало мир как изменчивый, возникающий и постоянно изменяющийся. Данную черту мировоззрения принято называть грекоязычным термином генетизм . Генетизм – это представление о происхождении всего сущего, включая и мифологических богов. По выражению Е.М. Мелетинского, генетизм носит тотальный характер, включая в себя не только теогонию (мифы о происхождении богов), но и этнологизм (учение о причинах и условиях возникновения и происхождения всего сущего, мира в целом).

Надо отметить, что идея происхождения – рождения и гибели, смерти сущего – является центральной и для философского мировоззрения. Поэтому философия внимательно относится к указанной черте мифологического мировоззрения, поскольку она сама возникает, выходит из мифологического мировоззрения. Однако основу представляет не первоначальная мифология, а существенно переработанная, преобразованная творческим воображением и талантом Гомера, Гесиода (героический эпос Гомера, дидактический эпос «Труды и дни» Гесиода, его же «Теогония»).

Олимпийские боги Гомера – это третье поколение древнегреческих мифологических богов. К первому поколению следует отнести Океан и его жену Тефиду (у Гомера) или Хаос (у Гесиода). Ко второму поколению следует отнести широкогрудую Гею -Землю, мрачный Тартар , прекрасный Эрос . Гея с мужем Ураном (Небо) порождает титанов во главе с Кроносом . Свергнув Урана, Кронос со своей женой Реей порождает олимпийских богов – третье поколение, – во главе которых, свергнув своего отца Кроноса, становится Зевс . Этот теогонический процесс продолжается и дальше: появляются Танатос (Смерть), Сон, богини судьбы Керы и Мойры... От любовных связей богов и богинь со смертными рождаются герои. Гомер и Гесиод, подвергнув мифы обработке, придали им художественную образность, заложив основу аллегоризма: нами эти мифы воспринимаются как образы природных стихий, как метафоры – поэтические образы. В конечном итоге мифологическое мировоззрение пыталось объяснить, как из Хаоса рождается упорядоченый и гармонизированный мир.

Таким образом, мы подошли к характеристике самого мифа как ядра мифологического мировоззрения, как его основного понятия. «Миф, – по словам А.Ф. Лосева, – необходимая, прямо можно сказать, трансцендентально-необходимая категория мысли и жизни, в нем нет ровно ничего случайного, ненужного, произвольного, выдуманного или фантастического. … Он диалектически необходимая категория сознания и бытия вообще» .

В философской и исторической литературе существует много определений мифа, но если попытаться суммировать их суть, то все они в конечном итоге определяют миф как обобщенное отражение мира в фантастическом виде тех или других одушевленных существ. Но само по себе определение мифа еще не раскрывает его сущность. Сущность мифа раскрывает его теория. Классическим трудом по теории мифа является «Диалектика мифа» А.Ф. Лосева. Считается, что он дает наиболее верную методологию исследования феномена мифа: не останавливаясь на определении мифа как фантастического отражения – этого недостаточно для понимания – он раскрывает особый характер мифологического отражения . Отражение действительности в мифе оказывается ее освоением .

Исходный методологический принцип своей концепции мифа А.Ф. Лосев формулирует следующим образом: «Я беру миф так, как он есть , т.е. хочу вскрыть и позитивно зафиксировать, что такое миф сам по себе – как он смыслит свою сказочную природу … я даю только одну диалектику мифа» . Но что значит, взять миф как таковой, как он есть? А.Ф. Лосев разъясняет: «Надо сначала стать на точку зрения самой мифологии, т. е. стать самому мифическим субъектом. Надо вообразить, что мир, в котором мы живем и существуют все вещи, есть мир мифический, что вообще на свете только и существуют мифы» .

Следовательно, взять миф как таковой означает взглянуть глазами мифического субъекта, а не извне, не из нашего времени глазами рационально-теоретически мыслящего отчужденного субъекта. Потому-то А.Ф. Лосев и говорит, что миф не есть выдумка, не есть понятие, не есть образ... он есть все . Отсюда он делает вывод, что сущность мифа нельзя понять через его сравнение с художественным образом, религиозным представлением, научным понятием. В нем можно обнаружить элементы самых различных форм познания и способов освоения действительности, и каждый из них рассмотреть в качестве специфической природы мифа. Однако, предупреждает А.Ф. Лосев, ни один из них нельзя брать в качестве самостоятельных и готовых предпосылок мифа, наличных форм знания. Все эти элементы в мифе слиты, неразрывно сплавлены, а потому не имеют смысла их значения вне этой тотальной синкретичности. То есть все сопоставления мифа с другими формами не отвечают на вопрос, что такое миф: ответ всегда будет негативным.

Может показаться странным, парадоксальным, что миф, будучи фантастическим отражением действительности, не содержит ничего... выдуманного, фантастического. Да, парадокс, если смотреть на миф с позиций рационально-теоретического сознания и пытаться определить его через сравнение с чистым искусством, религией, наукой, поскольку в нем можно обнаружить иносказание, образность, метафоричность, понятийность, не заметив только самого мифа.

Что же такое миф, если встать на точку зрения мифологического субъекта? Ответ А.Ф. Лосева звучит парадоксально: «Вот наше кратчайшее резюме всего предыдущего анализа, со всеми его отграничениями и подразделениями: миф есть бытие личностное или, точнее, образ бытия личностного, личностная форма, лик личности » . И одно дополнение – оно нам потребуется в дальнейшем – «Всякая живая личность есть так или иначе миф » .

Итак, миф есть личность. То есть понять природу, сущность, тайну мифа означает прежде всего, что необходимо понять личность носителя мифологического сознания, субъекта мифа. Оставим на время выяснение структуры мифа, специфики мифологического сознания, эволюции мифа, а попытаемся понять мифологическую личность, носителя мифологического мировоззрения.

В исследовательской форме А.Ф. Лосева («в нашей формуле, собственного говоря, четыре члена: 1) личность, 2) история, 3) чудо, 4) слово») на первом месте стоит личность. Для него любая личность мифична. Что это значит? Это значит, что корни мифа социоантропоморфны, миф вытекает из самой социокультурной сущности человека. Человек, самосотворив себя, создал тем самым, как подчеркивает М. Мамардашвили, «разрыв, пропасть между культурой и природой». Миф и оказывается системой нейтрализации оппозиции «культура-природа», заполнения этой пропасти. По Мамардашвили, «мифические существа и природны, и культурны, и одновременно сверхъестественные и способные на невозможное в отличие от человека» . На что же не способен в первую очередь человек? Что для него невозможно в реальности? Достигнуть физического бессмертия, преодолеть смерть, преодолеть разрыв между жизнью и смертью. Именно это-то и преодолевают мифические существа: они или бессмертны, или, умирая, воскресают.

Созданный человеком мир культуры – это «вторая природа». Поэтому все, что помогает человеку преодолеть разрыв между двумя этими мирами, человеку близко, необходимо и понятно. Все писавшие о мифе указывают на близость мифа природе человека. М. Бахтин отмечал, что в мифе есть «теплота сплачивающей тайны» . Б. Зайцев в повести «Преподобный Сергий Радонежский» говорит, что «миф лучше чувствует душу события, чем чиновник исторической науки» . И, наконец, К. Ясперс пишет, что «миф чарует, вступать в его сферу благо» . Откуда такая чарующая родная теплота мифа, которая и современного, рассудочного человека пленяет и согревает, оказывается ему нужной? И не только в плане эстетическом, но и более широком – социально-культурном, ставя под сомнение утверждение Маркса, что в будущем миф отомрет, что он станет невозможным в век электричества. Пожалуй, прав Ф. Х. Кессиди, автор книги «От мифа к логосу», говоря применительно к нашим дням, что мы идем «От логоса к мифу».

Существование современной мифологии нельзя объяснить только готовностью современных мифотворцев создать любой миф, выполняя социальный заказ. Речь идет не о мифотворчестве, а о мифологии, т.е. массовом коллективном сознании, нуждающемся в мифах и воспринимающем их как реальность. «Существование мифов в современной культуре, – говорит И.Т. Касавин, – очевидный факт, ибо всякая духовная культура на добрую половину состоит из мифов. Трансляция культурных архетипов – типичный мифологический процесс, в котором фигурируют культурные герои, процедуры, их культовое возвеличивание» .

В основе современной мифологии лежит целый ряд объективных и субъективных причин. К числу таких объективных причин, по мнению А.Ф. Лосева, относится сохранение элементов общинно-родовых отношений, которые никогда полностью не исчезали и, возможно, никогда не исчезнут, поскольку «человеку, при всех успехах его цивилизации и при любом торжестве рассудочных построений, очень трудно забыть, что у него есть родители и дети, что в течение всей своей жизни он по рукам и ногам связан родственниками и что родство это отнюдь не есть случайное явление, а нечто в человеческой, да и во всей природной жизни весьма глубокое и неискоренимое» . Никакие, даже самые глубокие, экономические и научно-технические достижения не могут до конца уничтожить корни мифологического мировоззрения, поскольку они коренятся в известной мере в самой природе человека. Поэтому миф нельзя искоренить рациональными доводами. Будучи иррациональным по своей сути, он не всегда реагирует на обстоятельства разума.

Вечность элементов мифологического сознания коренится в дуалистической, амбивалентной природе человека. Человек как существо целеполагающее и идеалопреследующее, долженствующее и существующее, надеющееся и верующее не может не содержать потенциально в себе склонность к мифологизации. Мифологизация – это особый, специфический способ освоения действительности, рождающий иллюзию преодоления человеком собственной раздвоенности. Преодолеть эту раздвоенность до конца человеку не удается. Он навсегда обречен на то, что является носителем, по замечанию Ф.К. Кессиди, «двойной мировоззренческой ориентации в мире, связанной со свободой и необходимостью» . Необходимость вынуждает человека к адаптации, к примирению с действительностью, с сущим, но свободная целеполагающая деятельность толкает его иллюзорно, в вере принять должное за сущее, желаемое за действительное . В этом источник веры в различные утопические проекты, в скорые и облегченные («чудесные») пути и способы их реализации.

Мифологическое мировоззрение – это мировоззрение родового человека, которого еще не коснулось разделение груда. Такой человек отличается цельностью и примитивной всесторонностью. Он не осознавал своей духовной индивидуальности, да ее практически и не было. Целостности индивида, т.е. не ограниченного каким-то одним видом деятельности, соответствовало столь же целостное мифологическое мировоззрение, дававшее ему полное знание о роде, о мире, который, по существу, был тем же большим Родом, о самом себе. В этом и заключается, как мы уже говорили, социоморфизм мифологического мировоззрения.

Знание истории рода, истории богов, героев – понятных и близких индивиду своими человеческими силами и слабостями, делало окружающий мир доступным и простым, понятным и ясным. В мифологических сюжетах находилось место почти всем явлениям окружающей жизни. И в случае необходимости каждый индивид легко мог вписать в общую картину то или иное явление, с которым он сталкивался: для этого требовалось знать историю своего рода, представленную в системе мифов.

Мифологическое мировоззрение давало такую картину мира, в которой легко было ориентироваться, находить свое место в нем, знать свое предназначение и т.д. В этом-то и состоит мировоззренческая природа мифа и его целесообразность: для субъекта мифологического сознания вообще не существует чего-либо непонятного, неясного. Ему было чуждо ощущение своего незнания. Ему казалось, что он знает все. Мифология была полным и законченным знанием о мире. Разумеется, это не означает, что сама мифология не менялась. Миф претерпевал определенную эволюцию. Например, можно говорить о значительном отличии мифологии Гомера и Гесиода от ранней мифологии. Так, Ж.-П. Вернан пишет: «При чтении же Гомера картина меняется. В «Илиаде» нам открывается другое общество, иной человеческий мир, как если бы, начиная с гомеровской эпохи, греки не могли боле воспринимать облик былой микенской цивилизации… Оно оказало влияние на самого человека той эпохи, изменило его духовный мир, трансформировало его психологические установки» .

Говоря о поздней мифологии, можно указать на такие ее особенности, как, во-первых, систематизированность и внутренняя упорядоченность, во-вторых, литературная обработанность, в-третьих, произошла генетическая и рациональная формализация теогонических и эпических представлений о богах. Генетическая упорядоченность означала, что нет универсального мифологического детерминизма, когда все может произойти от всего. А рациональная упорядоченность означала, что функции богов ограничиваются, они как бы «специализируются» .

В целом можно сказать, что эволюция мифологического мировоззрения означала его диалектику: изменение соотношения в мифе веры и знания, образного метафорического и здравомыслящего, объективного и субъективного. Постепенно нарастает процесс сокращения в мифе сферы непознанного, таинственного, мистического. Рационально-логические элементы, растворявшиеся ранее в образно-чувственных реакциях на малопонятные явления природы, начинают преобладать над фантастическо-иллюзорными представлениями. Сфера познанного расширяется, хотя сфера непознанного и непонятного сохраняется, более того, она может и разрастаться, но эта сфера уже утрачивает свой мистический характер: непонятное перестает объясняться с помощью еще более непонятного. Таким образом, эволюция мифологического мировоззрения идет в направлении его разрушения, приводящего в конечном итоге к появлению новых форм познания и знания. Так, например, символико-образные элементы мифа послужили предпосылкой для развертывания из них религии, опирающейся в основном на символическую функцию мифа. Аллегорический элемент послужил основой для генезиса искусства. Философская форма знания опиралась на обобщающую функцию мифа. Мифологическое обобщение, строившееся на восхождении от конкретно-персонального к общей причине миропорядка, воспроизводило иерархию мифологических существ. Постепенно такой тип обобщения заменяется восхождением от абстрактного к конкретному, приводящим к образованию теоретической целостности, отражающей целостность предмета и воспроизводящей логическую иерархию. Процесс разложения, расщепления мифологического мировоззрения стал возможен благодаря рационализации всего уклада жизни общинно-родового строя. Термином «рационализация» мы обозначаем целую совокупность процессов, охватывающих все сферы: экономическую, социальную, духовную. Рационализация экономической сферы проявилась в дальнейшем разделении труда, углублении специализации. В социальной сфере рационализация выразилась в появлении первых элементов рабовладельческой демократии, пришедших на смену родовой демократии: начинается социальное расслоение, возникает писаное право , рождаются разные ветви власти. И самое главное – индивид выделяется из рода, приобретая относительную личностную суверенность. Рационализация, следовательно, разрушала почву, питавшую мифологию. Под влиянием рационализации жизненного уклада происходит рационализация самого общественного сознания. Идет процесс накопления элементов правильного знания и представлений, потребность в которых растет в связи с разделением труда, его специализаций. То есть появляется позитивное Режабек Е.Я. Становление мифологического сознания и его когнитивности // Вопросы философии. 2002. № 1.

Кессиди Ф.К. К проблеме происхождения греческой философии. Послесловие // Вернан Ж.-П. Происхождение древнегреческой мысли. М., 1988. С. 179.

В своем изначальном содержании философия практически совпадает с религиозно-мифологическим мировоззрением.

Мифология — система преданий, сказаний, легенд, при помощи воображения объясняющая протекание и происхождение природных и социальных процессов. Мифология в своем возникновении была наивной философией и наукой.

Миф — образная вариация художественного эпоса с явно выраженным тяготением к героико-фантастическому воспроизведению явлений действительности, сопровождаемому конкретно-чувственной персонификацией психических состояний человека.

Структура мифа:

  • познавательный компонент — миропонимание: происхождение сущего, этиология мира и т.п.;
  • предписательно-побудительный компонент — принципы жизнедействия: ценности, установки, инструкции, директивы, идеалы;
  • практический компонент — миродействие: социальное взаимодействие, межиндивидное общение, обмен деятельностью, самоутверждение, культовые и ритуально-мистические акты, символические обряды, заклинания и т.п.

В мифологии впервые в истории человечества ставится ряд философских вопросов:

  • как возник мир;
  • как он развивается;
  • что такое жизнь;
  • что такое смерть и др.

Мифология являла собой попытку объяснения явлений природы и жизни людей, взаимоотношение земного и космического начал.

Основные исторические виды и сущность мировоззрения

Мифология — начальная форма мировоззрения, она выражала: наивные формы объяснения природных и социальных явлений; нравственное и эстетическое отношение к миру.

Мифологическое мировоззрение — система взглядов на объективный мир и на место в нем человека, которая основана не на теоретических доводах и рассуждениях, а на художественно-эмоциональном переживании мира, на общественных иллюзиях, рожденных неадекватным восприятием большими группами людей (нациями, классами) социальных процессов и своей роли в них.

Близко к мифологическому религиозное мировоззрение, оно также апеллирует к фантазии и чувствам, но при этом не смешивает сакральное и земное.

— мироощущение и мировоззрение, а также соответствующее поведение, определяемое верой в существование Бога, божества; чувство зависимости, связанности и долженствования по отношению к тайной силе, дающей опору и достойной поклонения. База живой религиозности — мифологическое миродействие и миропонимание.

По , религия — это закон, живущий в нас, это мораль, обращенная к познанию Бога.

Вера дается Богом человеку:

  • через воспитание в условиях религиозной семьи;
  • обучение в школе;
  • опыт жизни;
  • силу разума, постигающего Бога через проявление его творений.

Свобода религиозных убеждений — одно из неотъемлемых прав человека. Поэтому нужно с терпимостью относиться к представителям других религий, атеистам, которые пребывают в неверии: ведь неверие в Бога — это тоже вера, но с отрицательным знаком. Религия ближе к философии, чем мифология. Им присущи: взгляд в вечность, поиск высших целей, ценностное восприятие жизни. Но религия — сознание массовое, а философия — сознание теоретическое, религия не требует доказательства, а философия — всегда работа мысли.

Мифологическое мировоззрение

С момента «обнаружения» человеком себя в окружающем мире перед ним возникла проблема, связанная с его отношением к миру. Для этого необходимо было искать ответы на важные вопросы: какова сущность и природа окружающего мира, какова сущность и природа самого человека, что общего между человеком и окружающей его действительностью и что их разделяет, как следует вести себя в этом мире? Подобные вопросы относят к разряду мировоззренческих.

Сама постановка такого рода вопросов стала свидетельством определенной зрелости человека, развития его мировосприятия. В ходе своих наблюдений человек стал подмечать в окружающих его явлениях и процессах закономерности, связи. Некоторые из них были восприняты как результаты внутренней активности, относительно скрытой, но целенаправленной деятельности. Последовал вывод о том, что не только человек познает и осваивает мир, но и сам он является объектом исследования, наблюдения и воздействия.

Не только животные и растения, но и реки, горы, степи, огонь, воздух, земля, вода, небесные светила оказались в понимании человека одушевленными. Каждая из актуализированных таким образом сущностей обрела личностное начало, а вместе с ним — волю, устремления, интересы, пристрастия. Каждая подобная сущность, конечно же, была наделена именем. Кроме того, в человеческом сознании сформировалось представление о существах, невиданных в обычной практике, но якобы играющих существенную роль в процессах бытия, способных оказать большое влияние на жизнь человека. Различные культурно-этнические системы отличаются совокупностью своих мифологических существ. Неотъемлемые персонажи античных мифов — боги-олимпийцы, кентавры, грифоны, циклопы, сирены; в русской традиции — это Ярило, лешие, птица-феникс и т.д.

Рис. Мировоззрение и его типы.

Некоторые из людей оказались талантливыми организаторами своих соплеменников, мужественными и умелыми воинами. Другие — мудрецами, повлиявшим на сознание и образ жизни многих людей. Третьи проявили себя как искусные художники или ремесленники. Все они остались в человеческой памяти и в представлении следующих поколений приобрели статус героев, наделенных сверхчеловеческими способностями, полубогов. Им приписывали невероятные подвиги, они смело вступали в борьбу со стихией, в партнерство или противоборство со сверхъестественными сущностями, часто выходили победителями в сложных и опасных ситуациях. В рассказах, легендах о них переплетались реальный опыт, народная мудрость, образность, выдумка, приобретшая фантастические формы.

Так возникла мифология. Она считается первым типом мировоззрения и представляет собой относительно стройную систему мифов, а также представление о мире и отношение к нему, основанное на критериях, вытекающих из содержания мифов.

Миф в современном понимании — это форма целостного массового переживания и истолкования действительности при помощи чувственно-наглядных образов, считающихся самостоятельными явлениями реальности.

В мифах отражается представление людей древних обществ о происхождении мира и человека, о характере его функционирования, системы духовных, этических, эстетических ценностей и норм. Миф отличает простота сюжета, согласно которому человек вступает во взаимодействие с очеловеченной природой и фантастическими существами. Все, что было изложено в мифах, не могло подвергаться критике, принималось за факты действительности, являлось образцом мировосприятия, поведения.

Другими словами, миф — это проявление мировосприятия древнего человека, содержащее определенные ориентиры и некоторые предписания его повседневной практики.

Древний человек, осознав свою автономность в природе, еще не в полной мере выделил себя из нее. Он себе представлялся неотъемлемым, естественным и, по всей видимости, достаточно уязвимым элементом окружающего мира и полагался больше на чувства, чем на разум. Следует заметить, что элементы мифологическою восприятия мира существуют и сегодня, по в глубокой древности мифология была единственной формой мировосприятия. Мифологическое сознание отличается восприятием никогда не наблюдаемых в реальности, идеальных картин, рожденных творческим воображением человека, в качестве «неопровержимых фактов бытия». Оно стирает грани между естественным и сверхъестественным, объективным и субъективным, подменяет причинно-следственные связи аналогиями и поверхностными объяснениями.

Итак, мифология (от греч. mythos — сказание и logos — слово, понятие, мысль, разум) — тип мировоззрения, которому свойственно чувственно-образное некритическое восприятие индивидуальным и массовым сознанием мифов; их содержание принимается как священное, а сформулированные в них нормы — как требующие неукоснительного исполнения.

В ходе развития мифологического мировоззрения и мифологии как системы мифов в человеческом сознании крепла убежденность в реальности и могуществе сверхъестественных сил. волей которых детерминированы процессы действительности и жизнь самого человека. Возник и стал выделяться в отдельные нормативно-ценностные регулятивные системы элемент поклонения этим силам.

Первоначально в качестве предмета поклонения выступали тотемы (как правило, животные или растения, считающиеся покровителями той или иной группы людей — рода) и фетишы (неодушевленные предметы, наделенные в представлениях верующих сверхъестественными свойствами). Однако их сакральные свойства в определенный момент развития человеческого сознания девальвировались, их место заняли сверхъестественные нематериальные (часто в представлении людей — человекоподобные) всесильные сущности. Как правило, они не были непосредственно связаны с природой, но сами выступали ее творцами.

Между этими существами возникала определенная иерархия. Люди искренне верили в способность этих существ контролировать компоненты природы, причем как реально существующие (например, океан), так и вымышленные («подземное царство»). Различные сверхъестественные сущности могли «заведовать» той или иной сферой деятельности людей или распространять свое покровительство на крупные области, на которых люди проживали. Таким образом, весь окружающий человека мир был поделен между совокупностью божеств , которые в зависимости от их статуса обладали большими или меньшими сверхъестественными полномочиями. Приблизительно так выглядел политеизм.

Но возникали представления и о единственном могущественном боге, способном единолично определять абсолютно все происходящие в природе и обществе процессы. Люди безраздельно доверяли ему, наделяли непререкаемым авторитетом. Такая система называется монотеизмом.

Так сформировался еще один тип мировосприятия — религиозный , в котором, как и в мифологическом, чувственный аспект в отношениях к действительности преобладал над рациональным.

Религиозное мировоззрение

Главным отличием религии является безграничная вера в сверхъестественное идеальное начало — Бога, в его всесильность и вездесущность. Религия предполагает доминирование в душе человека чувства зависимости от Бога и безоговорочное поклонение ему.

Надо отметить, что феномен поклонения священным предметам, животным возник примерно водно время с формированием системы мифов, во многих случаях это был один и тот же процесс. Элементы религиозного мировосприятия присутствовали и в мифологическом сознании. Но окончательное формирование развитых религиозных верований обычно связывают с монотеизмом, когда религиозное мировоззрение стало преобладать над мифологическим. Среди ранних монотеистических религий наиболее известны , , сложившиеся до нашей эры, в начале первого тысячелетия сформировалось христианство , а в середине — ислам.

(лат. religio — благочестие, набожность, святыня) — мировоззрение, миропонимание, мироощущение, а также сопряженное с ними поведение людей, определяемые верой в существование сверхъестественной сущности — божества, влияющего на окружающей мир и жизнь человека.

Круг проблем, решаемый религиозным мировоззрением, существенно не отличается от проблем, решаемых мифологией. Однако характер их решения в рамках религии более строг и однозначен. Религиозные системы (прежде всего мировые религии) органичнее мифологических и совершеннее их в структурном плане. Они более строго и детально регламентируют жизнь человека. Помимо онтологической, идеологической, воспитательной функций, свойственных и мифологии, религии реализуют оценочную, консолидирующую, утешительную и некоторые другие функции.

Однако и религиозное мировоззрение было в немалой степени противоречиво. Это естественно. Мировосприятие даже отдельного человека нередко оказывается сложнее, чем самая совершенная религиозная система. Развивающемуся общественному сознанию еще более проблематично не выйти за рамки религиозного сознания. Это обусловлено неповторимостью индивидуального сознания, сложностью коллективного, многофакторностью и динамизмом общественного сознания. Процесс освоения окружающего мира связан с разносторонним практическим опытом, необходимостью углубления самых различных прикладных знаний, важностью обладания точными данными и закономерностями процессов доступного наблюдению бытия.

В решении фундаментальных мировоззренческих вопросов о мире, обществе, познании человек уже в древности опирался не только на мифологические традиции, религиозные ценности и нормы, но и на рациональное знание. Это было обусловлено совершенствованием производства материальных и духовных ценностей. Развитию рациональных знаний способствовало появление все новых типов специализированной деятельности — животноводства, земледелия, медицины, возведение крупных инженерных сооружений. Важную роль играло развитие искусств и ремесел. Немалое значение имела социально-территориальная экспансия, реализованная в экономических, политических, культурно-информационных отношениях с соседними и дальними странами. Она принимала различные формы — от путешествий и торговых экспедиций до войн. Дальние морские и сухопутные походы, военное противоборство требовали организации производства различных технических устройств, транспортных средств, строительства коммуникаций и т.д. При решении этих задач возникали многие вопросы, которые невозможно было разрешить в рамках мифологии и религии. Одновременно эти процессы вскрывали противоречия некритического мировоззрения.

В результате все более очевидной становилась необходимость формирования рационального осмысления действительности. Процесс возникновения и развития такого подхода к действительности происходил параллельно с развитием «некритичных» по своей сути видов мировоззрения — мифологического и религиозного. Однако поначалу рациональное знание распространялось исключительно в области практик и, как правило, не выходило за рамки решения бытовых вопросов. Оно носило в большей степени вспомогательный характер. Мифология и религия, тем временем, обрели форму идеологических систем.

Новые знания оказывали существенное влияние на социальную практику, на сознание. Они стали первыми элементами науки и, помимо прочего, требовали обобщения, систематизации. Постепенно сформировалось осознанное стремление целостного восприятия мира на основании именно этих знаний. Мировосприятие все больше основывалось на понимании сущности окружающих человека процессов и явлений, на более логичных теоретических выводах, все чаше подтвержденных эмпирическим опытом. Так складывался еще один тип мировоззрения — философский.

Философское мировоззрение

Отличает критическая позиция в отношении окружающего мира, в отношении самого человека, а также в отношении процесса познания человеком действительности. Философское мировоззрение основывается на логически непротиворечивых выводах по поводу предмета исследования. Не требующая доказательств вера, традиционные для мифологии взгляды в философии были потеснены стремлением разобраться в сущности вещей.

Постепенно философия стала занимать все более прочные мировоззренческие позиции, но не отменила окончательно ни мифологии, ни тем более религии. Следует также отметить, что по своей сущности и значению в жизни общества все виды мировоззрения во многом схожи между собой. Это позволяет определить сущность мировоззрения.

Мировоззрение — система взглядов на объективный мир и место в нем человека, ценностные ориентации, идеалы, жизненная позиция, убеждения, которые лежат в основе отношения человека (отдельного человека, группы людей, сообщества) к себе и к миру, его повседневного поведения и устремлений.

В мировоззрении обычно выделяются два уровня: образно-эмоциональный и понятийно-категориальный. Мифологический и религиозный типы мировоззрения в большей степени носят эмоционально-образный характер. В отличие от этою философский тип мировоззрения основан прежде всего на рациональном мышлении. он представляет собой логически обоснованные системы взглядов и оценок действительности, отношений к ней.

Наконец, философия оказалась более динамичной, емкой и разнообразной формой мировоззрения. Она глубже проникает в сущность вещей и процессов, позволяет иметь о них более емкое и разностороннее представление.

В мифологии и религии все это либо отсутствует, либо не имеет такой же, как в философии, строгости.

Элементы философского мировоззрения существовали всегда с тех пор, когда человек впервые задумался о том, что его окружает, как этот окружающий мир устроен, как возник тот или иной его элемент, кто он сам в этом мире. Мифология и религия также содержат в себе в качестве компонентов фрагменты философского знания, так как в них присутствуют определенные обобщения. С другой стороны, мифологию и религию в какой-то степени можно считать вариантами философского подхода к реальности.

Так, для мифологии окружающий мир — это некоторая данность, само собой разумеющееся вместилище явлений и процессов, в той или иной мере понятных человеку, арена драматичных взаимоотношений сверхъестественных сущностей, на которой нашлось место и самому человеку, хотя отведенная ему роль и скромна. При этом ни прошлое, ни будущее в мифе зачастую существенно не отличаются от настоящего, мир цикличен в своем развитии, субъект исследования этим ничуть не обеспокоен, эволюция для него носит достаточно ограниченный, а порой лишь бытовой характер.

Большинство известных религий трактуют мир как творение Бога, запрещая задумываться о том, существует ли (существовало ли) что-нибудь вне этого «товарного» (т.е. сотворенного) мира. Человек — всего лишь один из элементов, всецело зависящий от творца реальности, но в то же время самое важное и совершенное творение, призванное осознанно, в доступной ему форме и в дозволенных свыше пределах реализовывать божественную волю в этом мире.

Философия не удовлетворяется простотой и статичностью мифологической картины мира, заданностью и предопределенностью религиозной трактовки бытия. Философы выдвигают различные, порой противоречащие друг другу идеи субстанционального характера или рационально обосновывают онтологические (например космологические) идеи мифов. Так, некоторые ранние философские системы выступали с позиций гилозоизма (предполагающего одушевленность всех материальных тел, природы космоса).

Даже в рамках религиозного мировоззрения философия стремится к более полному пониманию бытия, к более адекватному его отражению, к познавательной разноплановости. Помимо политеизма (многобожия, язычества) и монотеизма (религия, в основе которой вера в единого Бога) философская мысль, проявляясь в религии, в разнос время выдвигала концепции деизма, пантеизма. Позиция деизма заключается в представлении о том, что Бог создал мир и после этого не вмешивался в его развитие, давая человеку возможность самому жить по разумным законам, полученным вместе с актом творения. Пантеизм отождествляет Бога с природой.

Однако философия выходит далеко за рамки религии.

Философия стремится учесть все значительные сведения о реальности. Она критически исследует вновь возникшие концепции, но подвергает сомнению и представления о природе, сложившиеся ранее. Суммируя весь критический опыт и последние достижения науки, философия формирует современное представление о мире. В это представление включены все вопросы, которые возникли как в самом начале развития человеческой цивилизации, так и в ходе всей ее истории. Эти вопросы называют философскими — о вечном и временном, о беспредельном и конечном, о единичном и неисчислимом, о возвышенном и низменном, об истине и заблуждении, о справедливости и обмане, о совершенстве и примитивности. Философию в равной мере интересует и вся Вселенная, и отдельный человек. Философы вновь и вновь рассуждают о том, что такое наш мир. как он возник и в каком направлении развивается; о красоте, любви, добре, счастье.

Реальность в различных философских системах, учениях, школах представляется неодинаково, но каждая новая концепция, как правило, не отвергает прежнюю (во всяком случае не отвергает абсолютно). Очередная концепция, скорее, добавляет новые штрихи в создаваемую веками картину мира. В результате взаимодействия подобных систем и представлений философское знание стремится более глубоко проникнуть в сущность известных ранее явлений и процессов, составляющих наш мир.

Философия ставит целью сформулировать универсальные подходы, позволяющие полно и глубоко осознать общие закономерности бытия или сущность его важных фрагментов — окружающего нас материального мира, общества, человека. При этом философия пытается обеспечить наибольшую объективность содержащегося в ней знания. Однако в любую концепцию неизбежно включается значительный субъективным компонент, обусловленный личностью ее автора. И как нет одинаковых людей, так и нет двух одинаковых философских концепций. Впрочем, это не мешает большим группам философов и разделяющим их позиции представителям общества придерживаться каких-либо общих принципов, наиболее фундаментальных положений, центральных, особо значимых идей.

Как известно, под мировоззрением мы понимаем общую картину мира, т.е. более или менее сложную и систематизированную совокупность образов, представлений и понятий, в которой и через которую осознают мир в его целостности и единстве и (что самое главное) и положение в этом мироздании такой его важнейшей (для нас) части как человечество.

Мировоззрение - нечто большее, чем религия, философия или мифология, будучи плодом всей совокупности знаний и суеверий человечества.

Мифологическое мировоззрение

Миф - необходимейшая - прямо нужно сказать, трансцендентально-необходимая - категория мысли и жизни; и в нем нет ровно ничего случайного, ненужного, произвольного, выдуманного или фантастического. Это - подлинная и максимально конкретная реальность. Миф - не идеальное понятие, и также не идея и не понятие. Это есть сама жизнь. Для мифического субъекта это есть подлинная жизнь, со всеми ее надеждами и страхами, ожиданиями и отчаянием, со всей ее реальной повседневностью и чисто личной заинтересованностью. (Алексей Федорович Лосев «Диалектика мифа»)

Любовь к мудрости послужила основой становления философии как отрасли духовной культуры. Если уподобить философию древу, то любовь к мудрости - корень, из которого она произрастает, или, другими словами, развитие философии вдохновлено любовью к мудрости. Материалом же для построения духовного древа философии послужила предшествовавшая ей по времени отрасль духовной культуры - мифология. Философия полный курс - А.А.Горелов стр.8

Мифологическое мировоззрение - это такая система взглядов на мир и место человека в нем, которая основана не на теоретических доводах и рассуждениях, а на художественном переживании мира либо на общественных иллюзиях. Мифологическое мировоззрение строится в основном на ассоциативных, а не на смысловых связях, которые первобытное сознание неспособно открыть. Ассоциации по сходству, по смежности и контрасту в мифологическом мировоззрении превалируют над смысловыми, объективными связями (открытие которых - все еще незавершенное дело науки). Поэтому в мифологическом мировоззрении несущественное оказывается существенным (например, имя предмета), а несвязанное - связанным.

Из ассоциации по сходству вырастает еще одна особенность мифологического мировоззрения: в нем превалируют умозаключения по аналогии, т.е. выводы, сделанные о свойствах одного предмета на основании его сходства с другим предметом.

Метод аналогии в мифологическом мировоззрении проявляется главным образом в том, что мифологическое мировоззрение формируется путем перенесения на природу чуждых ей свойств человеческого рода. В этом и состоит центральная, главная особенность мифологического мировоззрения.

Особенностью мифологического мировоззрения является генетизм. В мифологии нет еще понятия пребывающего, субстанционального первоначала. Если в мифологии и говорится о первоначалах, то как о генетических. При этом действует тот же закон перенесения на природу родовой структуры общества. Эволюционистские мифы дополняются креационистскими - важнейшей формой мифологического генетизма.

Но так или иначе, мифологическое мировоззрение сводит объяснение к рассказу о происхождении. Мировоззренческий миф есть рассказ, отвечающий на вопрос, как произошло мироздание в целом и в своих частях, откуда что взялось. Это “объяснение” соответствует низкому уровню мифологического сознания, хорошо показывает его “детскость”. Л. Фейербах замечает, что “вопрос что? ставит взрослый, вопрос - откуда? - ребенок”. Фейербах Л. Избр. филос. произв. в 2-х томах. - М., 1955. - С.265. Мифологическое мировоззрение как раз и сводится к фантастическому ответу на вопрос: откуда? Откуда произошел мир и населяющие его живые существа? Г.В.Плеханов даже полагал, что основным вопросом, на который отвечает “... мифология, является вопрос не о том, кто создал человека и животных, а о том, откуда они пришли”. Плеханов Г.В. О религии и церкви. - М., 1957. - С.267.

Мифологическое мировоззрение, можно, видимо, определить как такую картину мира, которая строится по принципам мифологического “мышления” ,т.е. на уровне эмоционально-чувственной ступени познания по законам воображения и методам аналогии, переноса на мироздание основных черт человеческого рода, в результате чего “мы” онтологизируется, а “оно” персонифицируется. Так возникает мифологический надприродный мир, а вместе с тем и основной вопрос мифологического мировоззрения - вопрос о взаимоотношении природного и сверхприродного. Этот вопрос решается мифологическим сознанием в пользу первенства сверхприродного перед природным (природа -результат организующей деятельности богов, человек - их творение). Возможность второго ответа на основной вопрос мифологического мировоззрения означает кризис последнего, а реализация этой возможности - появление философии.

Развитая мифология содержит в себе мировоззрение, первобытную теорию мира. Возможность и необходимость такой “теории” была заложена в самой сущности человека как такой части природы, которая выступила по отношению к целому как активная, преобразующая сила, созидающая из бесчеловечного стихийного мира очеловеченный мир, из естественной среды - искусственную, и в этом смысле как бы творя мир.

Мировоззренческие мифы, интересующие нас, и которые мы имеем прежде всего в виду, когда говорим о мифологии, сложились постепенно. Маркс К. и Энгельс Ф. Соч., - С.24. Например, у австралийцев и индейцев Южной Америки имеются мифы о происхождении Земли и Вселенной не обнаружено.

Хотя в мифологии отношения между предметами выступают в отчужденной форме отношений между супранатуральными существами, мифологию нельзя отождествлять с религией. Во-первых, религия включает в себя не только мировоззренческую, мифологическую часть, но и культ (обряды), и объединение людей для совместного исполнения обрядов (религия всегда коллективна). Во-вторых, не все мифы были религиозными, не все они обслуживали культ. Поэтому мифологию нельзя сводить к религии, хотя и нельзя забывать о религиозном аспекте мифологии.

Фетишизм. Анимизм

Фетишизм -- религиозное поклонение материальным предметам -- фетишам, которым приписываются сверхъестественные свойства. Название происходит от португальского слова feitiзo -- «волшебство». Термин «фетиш» был введён в начале XVIII века голландским путешественником В. Босманом. Некоторые исследователи, например, Г. Спенсер и Тэйлор считали фетишизм формой анимизма. Фетишем мог стать любой предмет, почему-либо поразивший воображение человека: камень необычной формы, кусок дерева, части тела (зубы, клыки, кусочки шкуры, высушенные лапки, кости и т. д.). Позднее появились изготовленные из камня, кости, дерева, металла фигурки. Нередко фетишем оказывался случайно выбранный предмет. И если его владельцу сопутствовала удача, значит, фетиш обладает магической силой. В противном случае его заменяли другим. У некоторых народов существовал обычай благодарить, а иногда и наказывать фетиши.

Анимизм (от лат. anima, animus -- душа и дух соответственно) -- вера в существование души и духов, вера в одушевлённость всей природы. Впервые этот термин ввел немецкий учёный Г. Э. Шталь. В сочинении «Theoria medica» (1708) он назвал анимизмом своё учение о душе как некоем безличном жизненном начале, лежащем в основе всех жизненных процессов. Анимизм (от лат. anima, animus -- душа и дух соответственно) -- вера в существование души и духов, вера в одушевлённость всей природы. Впервые этот термин ввел немецкий учёный Г. Э. Шталь. В сочинении «Theoria medica» (1708) он назвал анимизмом своё учение о душе как некоем безличном жизненном начале, лежащем в основе всех жизненных процессов.

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

Исторически первым типом мировоззрения явилось мифологическое, возникшее на заре человеческой истории. Мифология, как особый способ понимания мира, была присуща всем народам на ранней стадии общественного развития, воплощая в себе особенности становящегося, формирующегося человеческого сознания, того человечества, которое еще сохраняло ощущение своей теснейшей связи с природным миром. Для нее характерна нерасчлененность сознания, отсутствие четких разграничений мира и человека, эмпирических знаний и фантазий, субъективного и объективного, мысли и эмоций, идеального и вещественного. Миф, выражая мысли в поэтической, образной, эмоциональной форме, имел этиологическое (греч. aitia - причина, logos - учение) значение. Отвечая на многочисленные "почему", он как бы заменял теорию, предлагал доступное всем, понятное, образно-наглядное объяснение природы, явлений окружающего мира. Среди многочисленных мифов каждого народа присутствовали и такие, которые определяли характер мировоззрения, объясняя происхождение природы и человека, место человека в мире, его отношение к миру в целом

и к другим людям. И хотя каждое племя, народ, социальная общность в своем мировоззрении отражали мир своего обитания, свой образ жизни, между различными видами мифологического мировоззрения имелось и много общего в решении главных мировоззренческих вопросов.

Из другого источника:

Мифологическое мировоззрение - это такая система взглядов на мир и место человека в нем, которая основана не на теоретических доводах и рассуждениях, а на художественном переживании мира либо на общественных иллюзиях.

Характеристика мифологического сознания:

1. синкретичность (слитность, нерасчлененность). В любом мифе сосуществуют объективные знания о мире, зачатки религиозных верований, искусства.

2. нечувствительность к противоречиям. Основа мифа - человеческая фантазия.

3. нет причинно-следственных связей между предметами и явлениями.

В мифологическом сознании присутствуют:

а) метаморфоза

б) ассоциации (дыхание <=> душа, сон <=> смерть)

в) телеологичность (связь не от причины к следствию, а от цели к причине)

г) символичность (оперирование не понятиями, а конкретными символами)

д) коллективность (миф - это всегда продукт коллективного сознания)

В отличие от мифа философия предлагает иные способы решения мировоззренческих проблем:

1. вместо образа - рациональные понятия

2. философия несинкретична (четкое противопоставление субъекта и объекта)

3. в философии есть причинно-следственные связи.

Особенности, характерные для мифологического мировоззрения:

1) Антропоморфемность — рассмотрение явлений природы по аналогии с человеком.

2) Дескриптативность — стремление к объяснению событий, явлений в форме описательного рассказа, сказания, легенды; среди действующих фигур — герои и боги

в виде особых людей.

3) Синкретизм (слитность, нерасчлененность) объективного и субъективного миров.

4) Связь с магией свойственна более зрелому первобытно-общинному сознанию и выражается в действиях колдунов, шаманов и других людей, вооружённых зачатками

научных знаний о теле человека, о животных и растениях.

5) Апелляция к прецеденту в объяснении событий, определяющих современный порядок вещей. Например: "человек начал использовать огонь потому, что тот был украден у богов Прометеем" и т.д.

6) Антиисторичность. Время не понимается как процесс прогрессивного развития. В лучшем случае оно допускается как обращённое вспять.

7) Эмоционально-образная форма проявляется при передаче образов героев, богов, духов. Например, всем известен образ подземного царства Мертвых — Аида (ада), где Харон (лодочник) перевозит души умерших через реку Стикс (греческий миф).

8) Очеловечивание природы.

9) Рефлексия (работа сознания, мысли человека над собственным сознанием; размышление над своими взглядами, психическим состоянием, их оценка)отсутствует.

10) Утилитарная направленность мифологии проявляется в том, что решаемые ею мировоззренческие проблемы тесно связаны с практическими задачами: на удачу, счастливую жизнь, защиту от голода, болезней, нужды и т. д.