Осипов аи вконтакте. Православная электронная библиотека

Обвинили в осипизме он необинуясь возразил: «Увы, сами выберут и сами пойдут. И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную (Мф.25:46). Никто никого не будет гнать и заставлять. Это не мысли профессора Осипова, это слова Господа. И другие слова Священного Писания в подтверждение того, что люди сами себе избирают место вечного пребывания, можно привести.» Вот так, что хочу то горожу, вы что сомневаетесь в моей образованности? Как можно читать Евангелие и не заметить нижеследующее:
«Не убойтеся от убивающих тело, души же немогущих убить, убойтеся же паче могущаго и душу и тело погубити в геенне. (Мф 10:28).
Скажу вам, кого бояться: бойтесь того, кто, по убиении, может ввергнуть в геенну: ей, говорю вам, того бойтесь (Лк 12:5).
Подвизайтесь войти сквозь тесные врата, ибо, сказываю вам, многие поищут войти, и не возмогут (Лк. 13,24).
Многие скажут Мне в тот день: Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили? (Мф. 7. 22)
Господи! когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не послужили Тебе? (Мф. 25, 44)
Мы ели и пили пред Тобою, и на улицах наших учил Ты (Лк. 13, 26)
Господи! Господи! отвори нам.
Но Он скажет вам в ответ: не знаю вас, откуда вы.
И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную (Мф.25:46)»
«О сем-то бедственном разлучении вспомнил я и не могу перенести его. У кого есть слезы и сокрушение, плачьте, потому что в страшный оный Час бедственною разлукою разлучены будут все друг с другом и каждый пойдет в переселение, из которого нет возврата. Тогда разлучены будут родители с детьми, друзья с друзьями, супруги с супругами, и те даже, кои клялись не разлучаться друг от друга вовеки. Тогда грешные будут наконец выгнаны из Судилища и поведутся на место мук немилостивыми ангелами, принимая от них толчки, побои, скрежеща зубами, все чаще и чаще обращаясь, чтоб увидеть праведников и ту радость, от которой сами отлучены. И увидят неизглаголанный оный свет, увидят красоты райские, увидят великие дары, какие приемлют от Царя Славы подвизавшиеся в добре. Потом, постепенно отдаляясь от всех праведников, и друзей, и знакомых, сокроются, наконец, и от Самого Бога, потеряв уже возможность зреть радость и истинный оный свет. Наконец приближатся к местам неописанных мучений и там будут рассеяны и расточены.» (Прп. Ефрем Сирин)
Кто не имеет в себе страха Божия, тот открыт нападениям диавольским. Кто не имеет у себя страха Божия, тот парит умом и равнодушен к добру, спит без меры и нерадит о делах своих; тот вместилище сластолюбия, тешится всем, что ему приятно, потому что не боится пришествия Владыки; тот хвалится страстями, любит покой, бегает злостраданий, гнушается смирением, лобызает гордыню. Наконец приходит Господь его и находит его в занятиях, Ему не угодных, и рассечет его, и предаст вечной тьме. Такого человека кто не признает окаянным? (Он же)
Если бы возможно было, при пришествии Господа после общего воскресения, уничтожиться от страха душам человеческим: то весь мир вымер бы по причине ужаса и трепета. Точно, каково увидеть небеса разверзающимися, являющегося прогневанного, негодующего Бога, бесчисленное воинство Ангелов, и весь, воедино собранный, род человеческий! По этой причине мы должны проводить жительство с тщательнейшим бодрствованием над собою, как долженствующие дать отчет Богу в каждом движении нашем. (Отечник)

Родился 31-го марта 1938 года в г. Белеве Тульской области в русской семье служащих. До 1952-го года проживал сначала в г. Козельске Калужской области, затем в поселке Оптино Козельского района. С 1952 года жил в г. Гжатске (теперь Гагарин) Смоленской области.


По окончании в 1955-м году средней школы,
отказавшись от предложений дирекции школы поступать в какой-либо институт, в течение трех лет в домашних условиях, начал занимался изучением богословия под руководством игумена Никона (Воробьева. +1963). В 1958 году, получив от него письменную рекомендацию (по благословению архиепископа Смоленского и Дорогобужского Михаила (Чуба), был принят в четвертый (выпускной) класс Московской духовной семинарии, сдав экзамены за три предыдущих класса.

В следующем году поступил в Московскую духовную академию, которую окончил в 1963 году со степенью кандидата богословия , защитив диссертацию по кафедре древнегреческого языка на тему: "Перевод чинопоследований Утрени и Вечерни по служебнику Греческой Церкви 1951 года издания в сравнении с русским служебником Синодального издания". По окончании академии получил справку о направлении в Смоленскую епархию. Но осенью в том же году получил приглашение в открывшуюся аспирантуру при Московской духовной академии. По ее окончании был оставлен в ней преподавателем по совершенно новой тогда дисциплине «Экуменизм». В 1965 году был приглашен читать лекции по Основному богословию в академии, а затем в следующем году - тот же предмет и в семинарии.

В последующие годы в аспирантуре читал лекции по Истории русской религиозно-философской мысли, Протестантизму, Современным богословским проблемам; в академии кроме Основного богословия - по Западным исповеданиям.

В 1969 г. получил звание доцента, в 1975 г. - профессора, в 1985 г. - степень доктора богословия, в 2004 г. - звание заслуженного профессора.

Кроме преподавания в Московских духовных школах имел многие другие обязанности.

В 1964 г. был назначен секретарем комиссии Русской Православной Церкви по подготовке материалов в Религиозно-этическую энциклопедию, издававшуюся в Афинах.

1967 - 1987 гг. и с сентября 1995 по 2005гг. - член редакционной коллегии сборника "Богословские труды".

С 1973 по 1986 гг. - член Учебного Комитета при Священном Синоде от Московской духовной академии.

С 1976 по 2004 гг. - член комиссии Священного Синода по вопросам христианского единства, преобразованную в 1994 г. в Синодальную Богословскую комиссию.

С 1981 по 2004 гг.- заведующий филиала аспирантуры Московской духовной академии при ОВЦС.

В 1990-93 гг. главный редактор возобновленного журнала Московской духовной академии "Богословский Вестник".

В 1991-99 годы - сопредседатель ежегодной Международной Конференции "Наука. Философия. Религия" в г. Дубне (Московская обл.).

В 1994-95 года - член Совместного координационного комитета по взаимодействию между Вооруженными силами Российской Федерации и Русской Православной Церкви.

В 1994 г. назначен в состав Издательского совета Московской Патриархии.

В 1995 - 1997 годах на II - IV-м Всемирных Русских Соборах был членом его Постоянного Президиума.



В 1995 г. определением Священного Синода был включен:
1) в рабочую группу на базе Учебного комитета по разработке детальной концепции новой системы богословского образования Русской Православной Церкви;
2) в рабочую группу по изучению темы: "Об отношении Русской Православной Церкви к межхристианскому сотрудничеству в поисках единства";
3) в Синодальную рабочую группу по разработке Основ Социальной концепции РПЦ.
В 2005 г. определением Священного Синода включен в состав рабочей группы «для составления концептуального документа, излагающего позицию Русской Православной Церкви в сфере межрелигиозных отношений».

С 1979 г. состоял членом Межправославной подготовительной богословской комиссии по подготовке православно-лютеранского диалога, а с 1982 г. по 2007 г. - Смешанной Православно-лютеранской богословской комиссии по диалогу; с 1991 г. по 1998 членом комиссии "Вера и Церковное устройство" Всемирного Совета Церквей.
Принимал участие в двусторонних диалогах, проводимых Русской Православной Церковью с: Дохалкидонскими церквами, Ватиканом, католической организацией «Пакс Кристи Интернационалис», лютеранскими церквами ФРГ, ГДР, Финляндии, Национальным Советом церквей США, Всемирным союзом реформатских церквей, Англиканской церковью, Епископальной церковью в США и др.

Был участником ряда Ассамблей Всемирного Совета Церквей, Конференции Европейских Церквей, Христианской Мирной Конференции; многих всемирных, международных, региональных и иных церковных и общественных конференций и ассамблей как внутри страны, так и за рубежом.

Выступал с докладами и лекциями в России и за рубежом перед различными аудиториями, как церковными, так и светскими: в академиях, университетах, институтах, школах, в общественных, военных и деловых организациях, по радио и телевидению.

Награжден орденами Русской Православной Церкви и других Церквей.
Публиковался в "Журнале Московской Патриархии"(ЖМП), в "Богословских трудах", "Stimme der Ortodoxie" (издательство Московской Патриархии), в светских журналах и газетах, а также за рубежом: в Германии, Финляндии, Греции, США, Италии и других странах.

Официальный сайт профессора Московской Духовной Академии и Семинарии Алексея Осипова:
http://aosipov.ru

А.Осипов:
- У христиан всё должно быть освящено - и дома, и земли, и скотина, и их дела. Мы должны быть и сами освящаемыми и на всё спрашивать благословения Божиего: «Господи, благослови, да будет Твоя воля, и просим Тебя, чтобы во благо были эта подводная лодка и атомная электростанция». Если бы все эти электростанции, подводные лодки не были явлениями, необходимыми в нашей жизни, то тогда мы должны были бы действительно воспротивиться этому. Но они — необходимость нашей жизни. Вот когда нас будут приглашать освящать публичные дома, всякие притоны, места развлечений и диких концертов, на которых играют тяжёлый рок, где настоящий разгул сатанизма, — вот тогда вы будете правы в своём осуждении, тогда это будет дискредитация Церкви. Когда я молюсь за успех моей футбольной команды, чтобы она победила другую команду, за которую молится какой-нибудь батюшка, — это неверно. Или когда я, например, молюсь, чтобы мой боксёр уложил в нокаут другого, — что это? Молиться надо не о таких вещах. Святой Иоанн Златоуст осуждает все эти ристалища, спортивные состязания, ибо здесь рождаются ревность, тщеславие, гордыня, рождается злоба. А такие вещи, как атомная электростанция, подлодки, орудия и самолёты, — пожалуйста. Конечно, надо молиться, чтобы эта пушка никогда не стреляла, но если понадобится, пусть она становится на защиту Отечества.

У нас найдется полное собрание лекций Алексея Ильича Осипова:

Осипов Алексей Ильич. Полное собрание лекций (51 DVD):
Для удобства все лекции разделены на пять частей:
(Общая продолжительность: более 470 часов)

В нашей рубрике «Герои» мы стараемся рассказывать про интересных людей, которые представляют собой значительный вклад в какой-то области, оставили след в истории или стали символами эпохи. Алексей Ильич Осипов, доктор богословия, профессор Московской духовной академии, является человеком, который максимально, как никто другой, популяризировал учение Иисуса Христа, в точности следуя всей православной христианской традиции.

А.И.Осипов

Это не просто академический богослов, который в силу своего опыта может толковать те или иные события с точки зрения Русской православной церкви. Благодаря его трудам тысячи, если не миллионы людей пришли к православию. Благодаря Алексею Осипову большое количество верующих людей открывает для себя новое понимание духовных текстов и знакомится с преданием святых отцов, накопленное за две тысячи лет христианства на Земле.

Богослов из советского времени

Алексею Ильичу Осипову 77 лет и лишь 25 лет из них он пользуется всеми возможностями информационного общества и свободы совести. До этого Алексей Осипов не имел возможности общения с широким кругом верующих, занимаясь преподаванием в Московской духовной академии и семинарии, а также совершенствуя свои навыки в ходе многочисленных религиозных диалогов и общения с представителями западного христианства.

Слева направо: иеромонах Кирилл (ныне Патриарх Кирилл), митрополит Никодим (Ротов), А.И.Осипов

Официальный сайт Алексея Ильича Осипова сообщает, что родился он 31 марта 1938 г. в г. Белеве Тульской области. В 1955 г. окончил Среднюю школу в г. Гжатске (ныне Гагарин, Смоленская обл.). В 1959 г. окончил Московскую Духовную Семинарию. В 1963 г. - окончил Московскую Духовную Академию со степенью кандидата богословия, защитив диссертацию на тему: «Перевод чинопоследований Утрени и Вечерни по служебнику Греческой Церкви 1951-го года издания в сравнении с русским служебником Синодального издания». В 1964 г. окончил аспирантуру МДА и был назначен в ней преподавателем. В разные годы читал лекции по Экуменизму, Истории Русской религиозно-философской мысли, Актуальным богословским проблемам, Протестантизму.

С 1965 г. параллельно читал лекции в Московской духовной академии и семинарии по Основному богословию и Западным исповеданиям. В академии вел спецкурс «Основы духовной жизни в Православии». В 1969 году получил звание доцента, в 1975 г. - профессора, в 2004 г. - заслуженного профессора, в 1985 году за совокупность богословских трудов присвоена ученая степень доктора богословия.

С 1982 по 2006 годы – был заведующим аспирантурой МДА. В 2007 году получил диплом почетного профессора Института Дружбы народов Кавказа. В том же году избран действительным членом Российской Академии Естественных Наук.

С 1991 года сопредседатель Международной ежегодной конференции «Наука. Философия. Религия» (г. Дубна Моск. обл.).

Осипов о духовной жизни

Центральная тема, которая проходит через все лекции и работы А.И.Осипова, это духовная жизнь и законы духовной жизни. По мнению Осипова, христианство является учением неземного происхождения, которое наиболее точно описывает духовную природу человека. Христианство предлагает развивать духовную природу через соответствующие законы также, как материальную природу человека развивают законы физики или социальные установки. Нет смысла вести разговор с людьми, которые отрицают загробную жизнь, полностью являющуюся явлением духовного порядка. Собственно, изначальный смысл слова «религия» - это возвращение утраченной связи с Богом, которое возможно лишь при соблюдении этих самых законов.

Многие люди считают, что законами духовной жизни являются 10 заповедей пророка Моисея, при соблюдении которых человек достигает освящения. Профессор Осипов говорит, что это не так. Главную заповедь христианства дал Иисус Христос словами «Да любите друг друга», а также примером жертвенности за весь мир. Ветхозаветные заповеди являются обязательными, но они не затрагивают духовный уровень бытия человека.

По мнению Осипова, православное христианство сегодня наиболее близко к первоначальному учению, которое дал людям Иисус Христос. Оно несёт самое главное - дух любви во Христе, который является важнее всех внешних форм и обрядов. Католицизм практически утратил дух христианства и занимается лишь социальной работой, благотворительностью, молодёжным и нравственным воспитанием. Протестантизм пошёл ещё дальше, разрушив не только установленную Христом церковь, но и превратив христианство в «протестантскую этику и дух капитализма».

Патриарх Кирилл награждает А.И.Осипова в связи с 75-летием

Осипов ни в коем случае не отрицает церковных таинств и обрядов, традиций. Он не признаёт «веру в Бога без церкви». Однако, целеполагание заключается в том, что вся полнота церкви призвана привести человека к правильной духовной жизни через живое общение с Богов в таинствах церкви.

Осипов о проблемах современности

В последнее время Алексей Ильич Осипов много говорит о глобальных проблемах современного мира, экологии. Во всех негативных процессах, происходящих на планете, Алексей Ильич видит духовную природу. Современное глобальное капиталистическое сообщество, по его мнению, является причиной катастроф и разрушений. Материализм, как бы его не ограничивали, способен разрушать не только планету, но и человека, превращая его в раба материальной культуры. В конечном итоге человек начнёт уничтожать человека и человечество в целом. Дехристианизация мира уже приносит свои страшные результаты. Светская этика, по мнению Осипова, никогда не станет альтернативой христианству, так как является лицемерием по сути, не обладая сверхчеловеческим началом.

Алексей Ильич Осипов не воспринимает богословие как умозрительную догму. Он считает это полноценной наукой, по отношению к которой применяются все известные научные методы. Сравнивая богословие и философию, Осипов видит много общего, однако различие заключается в том, что у философии отсутствует предмет поиска, знание, которое является истиной.

Алексей Ильич Осипов много выступает перед различной аудиторией. В стенах Московской духовной академии его лекции посвящены глубоким проблемам современного богословия в России и мире. В общении с простыми верующими, которые не знают и не понимают многих вещей, он разговаривает другим языком, более понятным современному нерелигиозному человеку. Также Осипов является частым гостем московских радиостанций. Лекции профессора Осипова регулярно транслирует православный телеканал «Союз», в интернете хранится множество видео с его лекциями и комментариями.

Осипов Алексей Ильич (31 марта 1938, Белев, Тульская область) — советский и российский учёный-богослов, педагог и публицист, доктор богословия honoris causa. Профессор Московской духовной академии, крупный апологет, видный православный катехизатор современности. Действительный член РАЕН.

В 1955 г. окончил Среднюю школу в г. Гжатске (ныне Гагарин, Смоленская обл.).

В 1959 г. закончил Московскую Духовную Семинарию.

В 1963 г. — Московскую Духовную Академию. Защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата богословия по теме: «Перевод чинопоследований Утрени и Вечерни по служебнику Греческой Церкви1951-гогода издания в сравнении с русским служебником Синодального издания».

В 1964 г. окончил аспирантуру МДА и был оставлен при ней преподавателем. В разные годы читал лекции по Экуменизму, Истории Русской религиозно-философской мысли, Актуальным богословским проблемам, Протестантизму.

В 1969 году получил звание доцента, в 1975 г. — профессора, в 2004 г. — заслуженного профессора.

В 1985 году за совокупность богословских трудов присвоена ученая степень доктора богословия.

С 1982 по 2006 годы — заведующий аспирантуры МДА.

В 2007 году получил диплом почетного профессора Института Дружбы народов Кавказа. В том же году избран действительным членом Российской Академии Естественных Наук.

С 1991 года сопредседатель Международной ежегодной конференции «Наука. Философия. Религия» (г. Дубна Моск. обл.).

Состоял секретарем комиссии Русской Православной Церкви по подготовке материалов в Религиозно-этическую энциклопедию, издававшуюся в Афинах. Главным редактором журнала Московской духовной академии «Богословский Вестник».

Принимал участие в двусторонних диалогах, проводимых Русской Православной Церковью с Древними Восточными (Дохалкидонскими) церквами, Римско-католической церковью, католической организацией «Пакс Кристи Интернационалис», Лютеранскими церквами ФРГ, ГДР, Финляндии, Всемирным альянсом реформатских церквей (WARC), Англиканской церковью, Национальным Советом церквей США, Протестантской Епископальной церковью США, Учениками Христа (США).

Был участником ряда Ассамблей Всемирного Совета Церквей, Лютеранской Всемирной Конференции Конференции

Европейских Церквей, Христианской Мирной Конференции, Африканской Христианской Мирной конференции и других Всемирных и региональных христианских конференций.

Выступал на всемирных, международных, региональных православных, межхристианских и светских ассамблеях, конференциях, в университетах и институтах, в аудиториях общественных и деловых организаций, в Домах культуры, как в России, так и за рубежом: в Австралии, Австрии, Англии, Белоруссии, Бельгии, Германии, Голландии, Греции, Израиле, Индии, Иране, Исландии, Италии, Кипре, Латвии, Польше, Сирии, Словакии, США, Турции, Украине, Финляндии, Чехословакии, Швеции, Эстонии.

Книги (14)

Бог

Удивительный факт - все попытки найти в доступном исторической науке времени какой-либо атеистический народ или хотя бы маленькое племя не увенчались успехом.

Некоторые предполагали, что в те далекие времена это было обусловлено незнанием законов природы и невозможностью естественного объяснения многих ее явлений, особенно таких, которые вызывали страх, или, напротив, поражали воображение своей красотой и величием, отсюда и возникали фантазии о существовании другого мира, духов, богов, Бога.

Но вот наступило долгожданное царство науки, время потрясающего развития научно-технического прогресса и... мало что изменилось.

Из времени в вечность: посмертная жизнь души

Книга рассматривает один из самых сложных и жизненно важных вопросов бытия: что ожидает человека в вечности?

Многочисленные свидетельства святых Отцов Церкви, ее соборы и литургическое предание говорят о парадоксальном ответе Церкви на этот вопрос. Она не осудила учения ни Отцов, говорящих о бесконечности адских мучений грешников, ни Отцов, утверждавших об исполнении во Христе творческого замысла Божия о человеке, когда будет Бог все во всем (1Кор. 15,28).

Таким образом, Церковь по целому ряду причин оставила этот вопрос тайной вечной жизни, но, предупредив, устами святых, «что хотя геенна и подлежит ограничению, весьма страшен вкус пребывания в ней, и за пределами нашего познания — степень страдания в ней».

Ищущему спасения. Советы и предостережения

Брошюра профессора Московской духовной академии Алексея Ильича Осипова поможет читателю взглянуть на вопросы личного спасения через призму святоотеческого учения, которое указывает истинный путь спасения и предупреждает о возможных ошибках на этом пути.

Любовь, брак и семья

«Любовь, брак и семья» - тема, охватывающая, можно сказать, самую сердцевину земной, «горизонтальной» стороны жизни человека, в современных условиях приобретающая особенную остроту.

«Горизонтальность» эта может восходить к полноте единства в браке, но может и погружаться в глубины распущенности, противоестественности и измен. Эти векторы в огромной степени определяются уже в юные годы жизни человека.

Известный русский философ конца XIX века Владимир Соловьев очень точно заметил: «И ад, и Земля, и Небо с особым вниманием следят за человеком в ту роковую пору, когда в него вселяется Эрос». Эрос - античный бог любви. Но почему время, когда в человека «вселяется Эрос», философ назвал «роковым»?

Носители духа

Знание законов духовной жизни и тех опасностей, которые стоят на пути христианина, — одно из необходимых условий верного достижения им горнего Иерусалима.

Исключительную важность приобретает такое знание в настоящее время, когда, с одной стороны, в Россию бурным потоком нахлынули всевозможные «духи» и появились бесчисленные варианты духовности; с другой — святоотеческое понимание духовной жизни и мудрость применения ее законов к психологии и силам современного человека в силу многих причин становится все большей редкостью.

Незнание этих законов приводит к тому, что многие, даже искренне ищущие, нередко увлекаются внешне притягательными, но, по существу, далекими от Священного Предания Церкви формами духовности, в результате чего в лучшем случае они остаются без плода, в худшем — попадают в секты, губя свои души и расстраивая свое физическое и психическое здоровье. Все это имеет самые серьезные последствия не только для их жизни, но и жизни всей Церкви и общества в целом.

О началах жизни

Современные представления о духовной жизни наполнены многими и глубокими противоречиями. Поэтому православное ее понимание особенно нуждается в разъяснении. Игумен Никон (Воробьев), 50-летие кончины которого отмечается в этом (2013) году, с особой верностью сохранил и с любовью передал своим соотечественникам главное в ней — святоотеческое учение о ее законах. Значение таких людей в наше время неоценимо.

В предлагаемой книге собраны наиболее важные мысли из писем, проповедей и бесед игумена Никона о вере и жизни в Православии.

Письма духовным детям

Настоящее издание избранной части эпистолярного наследия игумена Никона (Воробьева) вызвано большим интересом к его творчеству, которое полностью посвящено главному в человеческой жизни — ее духовным запросам.

Эта тема приобретает сейчас особую насущность в связи с развитием многих негативных процессов в ее понимании. Верующий найдет в этой книге ответы на многие вопросы, неразрешимые научной психологией.

Посмертная жизнь души

Брошюра посвящена проблемам бытия человека за гранью смерти. Как понять Вечность с помощью наших земных мерок? Как действуют в посмертье наши непреодоленные страсти? Геенна - это место наказания и пребывания души или ее собственное состояние? Будут ли блаженствовать мои родные, если они окажутся в раю, а я - в аду? Что и как мы можем реально сделать для наших усопших близких?

Как именно действует молитва на посмертное состояние души?Никого не могут оставить равнодушными эти глубинные вопросы, эта великая тайна человеческой жизни в двух измерениях - во времени и в Вечности. Брошюра одного из лучших богословов нашего времени - Алексея Ильича Осипова, составленная на основе его публичных лекций, ответов на вопросы, поможет читателю во многом заново осмыслить общеизвестное, взглянуть на загробный мир через призму собственной жизни.