Объект, предмет и задачи социальной психологии. Социальная психология

Предисловие

Социальная психология – достаточно сложная и многопрофильная отрасль психологической науки. В фокусе ее внимания – практически любая сфера жизни и деятельности людей в социуме: социальное общение и взаимоотношения людей в обществе, психологические закономерности социального поведения индивидов и мотивы объединения их в группы, конфликты и общественные настроения. Социально-психологические знания нужны любому человеку, поскольку каждый общается, взаимодействует с другими людьми, сталкивается с межличностными проблемами.

Теоретические знания о социально-психологических процессах разработаны в классических трудах отечественных и зарубежных авторов (Г. М. Андреева, А. А. Бодалев, А. Л. Журавлев, E. С. Кузьмин, Б. Д. Парыгин, Д. Майерс, Т. Шибутани и др.). В предлагаемом учебнике отражены результаты современных исследований в области социальной психологии, при этом материал адаптирован для понимания обучающихся.

Учебник состоит из четырех разделов: "Введение в социальную психологию", "Группа как социально-психологический феномен", "Психология общения", "Феномен личности в социальной психологии", и четырнадцати глав. В конце каждой главы сделаны выводы, – даны контрольные вопросы и список литературы для углубленного изучения. В конце учебника имеется глоссарий.

В приложении предлагаются практикумы по темам "Формирование команды", "Психология общения", "Лидер", "Путь к успешной карьере". Предлагаемый материал преподаватель может включить в изучаемый курс либо использовать в психолого-педагогической практике.

Авторы надеются на творческое осмысление читателем содержания данного учебника, чтобы применять полученные знания для своего личностного и профессионального развития, улучшения атмосферы взаимопонимания в среде ближайшего окружения.

ВВЕДЕНИЕ В СОЦИАЛЬНУЮ ПСИХОЛОГИЮ

ОБЪЕКТ, ПРЕДМЕТ, ЗАДАЧИ И МЕТОДЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ

О предмете, объекте и задачах социальной психологии

В 1908 г. были опубликованы практически одновременно "Введение в социальную психологию" английского психолога В. Мак-Дугалла и "Социальная психология" американского социолога Э. Росса. Социальная психология как самостоятельная отрасль научного знания возникла в конце XIX в. на стыке двух наук – психологии и социологии. Развитие общества ставило перед учеными различного рода социально-психологические задачи, решение которых стало необходимым для совершенствования таких сфер общественной жизни, как политика, производственные отношения и управление, воспитание и т.д. По оказалось, что поставленные проблемы весьма трудно изучать только в рамках существовавших тогда наук. Необходима была прежде всего интеграция социологии и психологии, поскольку психология исследует психику человека, а социология – общество.

Психология и социология, по образному выражению Г. М. Андреевой, стали "материнскими" дисциплинами по отношению к социальной психологии. В то же время нельзя считать, что социальная психология – это лишь часть социологии и психологии. Самостоятельность данной отрасли научного знания обусловлена спецификой предмета исследования, который не может быть изучен в рамках какой-либо одной науки.

По поводу специфики предмета социальной психологии существуют различные мнения. Во-первых, под социальной психологией принято понимать многообразие проявлений социальной психики человека: особенности его психического состояния и поведения в ситуации группового и массового взаимодействия с другими людьми. Во-вторых, термин "социальная психология" применяется для обозначения научного направления, изучающего закономерности психической жизнедеятельности человека в социуме, в общении и взаимодействии с другими людьми. Мы даем определение этой научной области, наиболее распространенное в отечественной социальной психологии.

Социальная психология наука, изучающая закономерности поведения и деятельности людей, объединенных в социальные группы, а также психологические характеристики этих групп.

Социальные группы складываются в рамках исторически определенного общества как совокупность людей, связанных единством интересов, культурных, национальных ценностей и норм поведения.

Предметом изучения социальной психологии являются определенные социально-психологические феномены, такие как:

  • психологические факты, закономерности и механизмы общения и взаимодействия людей при совместной деятельности;
  • проявление и формирование особенностей личности в различных общностях людей;
  • психологические взаимосвязи, которые устанавливаются между людьми в процессе их взаимодействия;
  • психологические процессы возникновения, функционирования и развития различных общностей людей и пр. социально-психологические процессы и явления.

В зависимости от того или иного понимания предмета социальной психологии выделяются основные объекты ее изучения, т.е. носители социально-психологических явлений. К ним относятся:

  • – личность в группе (системе отношений);
  • – взаимодействие в системе "личность – личность" (родитель – ребенок, руководитель – исполнитель, врач – больной, психолог – клиент и др.);
  • – малая группа (семья, школьный класс, трудовая бригада, воинский экипаж, группа друзей и др.);
  • – взаимодействие в системе "личность – группа" (лидер – ведомые, руководитель – трудовой коллектив, командир – взвод, ученик – школьный класс и пр.);
  • – взаимодействие в системе "группа – группа" (соревнование команд, групповые переговоры, межгрупповые конфликты и пр.);
  • – большая социальная группа (этнос, партия, общественное движение, социальный слой и т.д.).

В последние годы многие ученые, размышляя об актуальных научных задачах, отмечают, что активные социальные преобразования в мире требуют от специалиста в любой области психологии социально-психологического понимания общественных процессов. Практика последних десятилетий показала, насколько значимой проблемой является психологическая неготовность людей к переменам – социальным, экономическим, политическим, идеологическим.

Известный отечественный социальный психолог Б. Д. Парыгин считает, что многие затруднения в социально-экономическом, правовом и политическом реформировании общества "объясняются не только и даже не столько несовершенством тех или иных частных социальных проектов, сколько их несоотнесенностью с духовно-нравственным, социально-психологическим состоянием человека". Он подчеркивает необходимость развития и совершенствования духовно-нравственной и социальнопсихологической культуры, гражданского самосознания человека. Для успешного решения данных задач нужны глубокие и разносторонние знания в области социальной психологии.

Оценивая перспективы фундаментальных психологических исследований, Д. И. Фельдштейн рассматривает различные аспекты влияния глобальных социальных перемен на человека. Огромный объем информации, дискредитация многих нравственных ориентиров, манипулирование сознанием человека через средства массовой информации, неустойчивость экологической, социальной, политической, экономической обстановки – все это изменяет сознание, деятельность, мотивационно-потребностную и эмоционально-волевую сферу личности.

Одной из важнейших исследовательских задач Д. И. Фельдштейн считает исследование проблемы самоопределения человека, а также его идентификации с определенной группой – страны, этноса, всего человеческого сообщества. Необходимо исследовать малоизученные грани проблемы отношений, особенно "по вертикали": дети – взрослые, молодые – пожилые. Причем необходимо рассматривать не просто отношения взрослых и детей, а именно их взаимодействие, в том числе и взаимовлияние.

Г. М. Андреева, подчеркивая важность развития психологии социального познания, говорит: "Есть ли что более важное для человека в сложном сегодняшнем мире, чем познать, что его окружает, какие переживания это окружение в нем вызывает и, наконец, как же в этих условиях следует действовать". Практическая значимость социальной психологии предопределена важностью решаемых ею задач, связанных с жизнью человека в социуме.

Задачи исследований социально-психологических феноменов многогранны, среди них:

  • 1. Изучение содержания, форм проявления и закономерностей функционирования социально-психологических явлений и процессов.
  • 2. Установление всесторонних связей с представителями смежных наук (социологией, философией и других общественных наук) в совместном исследовании социально-психологических феноменов.
  • 3. Прогнозирование политических, экономических, национальных и других процессов в развитии государств на основе учета социально-психологических закономерностей и механизмов.

Социальная психология призвана заниматься вопросами, волнующими конкретное сообщество. В одних частях нашей планеты наиболее актуальны проблемы межрасовых отношений, дискриминации женщин. В других – вопросы межкультурной миграции населения, реформы образования, мотивации труда, экологического сознания, изменения института семьи и брака и т.д. Изучая личность, социальная психология одновременно учитывает микро- и макросоциум, в которые она включена. Рассматривая общественные явления, она помогает попять чувства, ценности, мотивы, стоящих за ними реальных людей.

1. Предмет и задачи социальной психологии. Отрасли социальной психологии.

Социальная психология - это отрасль психологической науки, изучающая закономерности возникновения и функционирования общественно-психологических явлений 1 , которые выступают ре­зультатом взаимодействия людей (и их групп) как представителей различных общностей.

Предмет – социально – психологические явления и процессы, выступающие результатом взаимодействия людей как представителей различных социальных общностей.

Объект – конкретные социальные общности(группы) или отдельные их представители(люди).

Задачи социальной психологии как науки. Социальная психо­логия как отрасль научных исследований имеет свои конкретные задачи, включающие:

    изучение: а) специфики и своеобразия феноменов, составляю­щих общественное сознание людей; б) соотношения между его ком­понентами; в) влияния последних на развитие и жизнь общества;

всестороннее осмысление и обобщение данных об: а) источниках и условиях возникновения, формирования, развития и функциони­рования социально-психологических явлений и процессов: б) воздействии этих факторов на поведение и поступки людей в составе многочисленных общностей;

    исследование наиболее значимых особенностей и отличий со­циально-психологических явлений и процессов от других психоло­гических и социальных феноменов, возникающих как результат взаимодействия, общения и взаимоотношений людей в различных общностях;

    выявление закономерностей функционирования социально-психологических явлений и процессов в различных социальных ус­ловиях;

    социально-психологический анализ взаимодействия, общения и взаимоотношений людей, а также факторов, обусловливающих специфику и эффективность их влияния на совместную деятель­ность;

    всеобъемлющее изучение социально-психологических харак­теристик личности и своеобразия ее социализации в различных об­щественных условиях;

    осмысление специфики функционирования социально-психо­логических явлений и процессов, возникающих в малой группе, и их влияния на поведение, общение и взаимодействие людей в ней;

    исследование своеобразия психологии больших социальных групп и специфики проявления мотивационных, интеллектуально-познавательных, эмоционально-волевых и коммуникативно-пове­денческих особенностей людей, являющихся их членами;

    выявление роли и значения религиозной психологии в жизни и деятельности людей, ее социально-психологического содержания и форм проявления, а также специфики ее влияния на общение и взаимодействие индивидов;

    всестороннее изучение социально-психологических особенно­стей политической жизни и политической деятельности людей, свое­образия трансформации психики человека и групп людей, оказав­шихся под непосредственным влиянием политических процессов, происходящих в обществе;

    исследование массовидных социально-психологических явле­ний и процессов, их роли и значения в общественной жизни, влия­ния на поступки и поведение людей в экстремальных ситуациях;

    прогнозирование политических, национальных и других про­цессов в развитии государства (общества) на основе учета социаль­но-психологических законов и механизмов.

Отрасли социальной психологии.

Задачи, решаемые социальной пси­хологией как наукой, а также большое разнообразие и сложность социально-психологических явлений, которые она изучает, и общностей, в которых они возникают, определили возникновение и развитие ее конкретных отраслей.

Этническая психология изучает психологические особенности людей как представителей различных этни­ческих общностей.

Психология религии изучает пси­хологию людей, вовлеченных в раз­личные религиозные общности, а так­же их религиозную деятельность.

Политическая психология иссле­дует различные стороны психологичес­ких явлений и процессов, относящихся к сфере политической жизни общества и политической деятельности людей.

Психология управления уделяет главное внимание анализу проблем, связанных с воздействием на группы, общество в целом или отдельные его звенья с целью их упорядочения, со­хранения качественной специфики, со­вершенствования и развития.

Психология социального воздей­ствия, пока слабо развитая отрасль социальной психологии, занимается изучением особенностей, закономер­ностей и методов влияния на людей и группы в различных условиях их жиз­ни и деятельности.

Психология общения раскрывает своеобразие процессов взаимодействия и обмена информацией между людьми и социальными группами.

Психология семьи (семейных от­ношений) ставит перед собой задачи всестороннего изучения специфики от­ношений между членами начальной ячейки человеческого общества.

Психология конфликтных отно­шений (конфликтология), бурно прогрессирующая отрасль социальной психологии, нацелена на доскональное исследование психологических особен­ностей различных конфликтов и выяв­ление путей наиболее эффективного их разрешения.

2 . Психология общения. Содержание, средства, цели общения. Формы, виды, функции общения. Взаимодействие в процессе общения.

Понятие и сущность общения.

Общение - сложный многоплановый процесс установления и раз­вития контактов и связей между людьми, порождаемый потребностя­ми совместной деятельности и вклю­чающий в себя обмен информацией и выработку единой стратегии взаи­модействия.

Общение включено в прак­тическое взаимодействие людей (со­вместный труд, учение, коллективная игра и т.п.) и обеспечивает планирова­ние, осуществление и контролирование их деятельности.

В ходе общения его участники обме­ниваются не только своими физическими действиями или продуктами, результатами труда, но и мыслями, намерени­ями, идеями, переживаниями и т.д.

Общение по своему содержанию - сложнейшая психологическая деятель­ность партнеров.

Особенности и функции общения.

Общение обычно проявляется в един­стве пяти его сторон: межличностной, когнитивной, коммуникативно-инфор­мационной, эмотивной и конативной.

Межличностная сторона обще­ния отражает взаимодействие человека с непосредственным окружением.

Когнитивная сторона общения позволяет ответить на вопросы о том, кто собеседник, что он за человек, чего от него можно ожидать, и многие дру­гие, связанные с личностью партнера.

Коммуникативно-информацион­ ная сторона представляет собой обмен между людьми различными представле­ниями, идеями, интересами, настроени­ями, чувствами, установками и т.п.

Эмотивная сторона общения свя­зана с функционированием эмоций и чувств, настроения в личных контак­тах партнеров.

Конативная (поведенческая) сто­ рона общения служит целям согласо­вания внутренних и внешних противоречий в позициях партнеров.

Общение выполняет определенные функции:

    Прагматическая функция об­щения отражает его потребностно-мотивационные причины и реализуется при взаимодействии людей в процессе совместной деятельности.

    Функция формирования и раз­ вития отражает способность общения оказывать воздействие на партнеров, развивая и совершенствуя их во всех отношениях. Общаясь с другими людь­ми, человек усваивает общечелове­ческий опыт, исторически сложившие­ся социальные нормы, ценности, зна­ния и способы деятельности, а также формируется как личность.

    Функция подтверждения обес­печивает людям возможность познать, утвердить и подтвердить себя.

    Функция объединения-разъе­динения людей.

Функция организации и под­держания отношений служит инте­ресам налаживания и сохранения дос­таточно устойчивых и продуктивных связей, контактов и взаимоотношений между людьми в интересах их совмест­ной деятельности.

Внутриличностная функция общения реализуется в общении чело­века с самим собой (через внутреннюю или внешнюю речь, построенную по типу диалога).

Виды общения:

    Межличностное обще­ ние связано с непосредственными кон­ тактами людей в группах или парах, постоянных по составу участников.

    Массовое общение - это множе­ство непосредственных контактов незнакомых людей, а также комму­ никация, опосредованная различными видами средств массовой информации.

    межперсональ­ное общение. Участниками общения являют­ся конкретные личности, обладающие специфическими индивидуальными качествами, которые раскрываются по ходуобщения и организации совмест­ных действий.

    В случае ролевой коммуникации ее участники выступают как носители оп­ределенных ролей (покупатель-про­давец, учитель-ученик, начальник- подчиненный). В ролевом общении человек лишает­ся определенной спонтанности своего поведения, так как те или иные его шаги, действия диктуются исполняемой ролью.

    дове­рительным. В ходе пе­редается особо значимая информация.

    Доверительность - существенный признак всех видов общения, без него нельзя осуществлять переговоры, ре­шать интимные вопросы.

    Конфликтное общение характе­ризуется взаимным противостояни­ем людей, выражениями неудоволь­ствия и недоверия.

    Личное общение - это об­мен неофициальной информацией.

    Деловое общение - процесс вза­имодействия людей, выполняющих совместные обязанности или вклю­ченных в одну и ту же деятельность.

    Прямое (непосред­ственное) общение является исто­рически первой формой общения лю­дей друг с другом.

    Опосредованное общение - это взаимодействие при помощи допол­нительных средств (письма, аудио-и видеотехники).

Средства общения:

Вербальное общение два варианта речи: уст­ная и письменная. Письменная речь - это та, которой обучают в школе. Устная речь, самостоятельная речью со своими правилами и грамматикой.

Невербальные средства общения нужны для того, чтобы: регулировать течение процесса общения, создавать психологический контакт между парт­нерами; обогащать значения, переда­ваемые словами, направлять истолко­вание словесного текста; выражать эмоции и отражать истолкование си­туации.

Они делятся на:

1. Визуальные средства общения - это (кинесика - движения рук, ног, головы, туловища; направление взгляда и визуаль­ный контакт; выражение глаз; выражение лица; поза кожные реакции и т.д.)

2. Акустические (звуковые) сред­ства общения - это (паралингвистические, т.е. свя­занные с речью (интонация, громкость, тембр, тон, ритм, высота звука, рече­вые паузы и их локализация в тексте, экстралингвистические, т.е. не связанные с речью (смех, плач, кашель, вздохи, скрежет зубов, шмыганье но­сом и т.п.).

3. Тактильно-кинестезические (связанные с прикосновением) сред­ства общения - это (физическое воздействие (ведение слепого за руку, контактный танец и др.); такесика (пожатие руки, хло­панье по плечу).

4. Ольфакторные средства обще­ния - это: приятные и неприятные запахи окружающей среды; естественный, искусственный запахи человека и др.

Любой человек, если только он не принял аскетизм и не живёт жизнью отшельника, является частью социума. Он взаимодействует с другими людьми и выполняет свою социальную роль. И, как правило, общение разных людей друг с другом всегда различается. Все люди разные и они могут относиться к различным социальным группам, занимать разное социальное положение, иметь разный статус и т.д. На общение и отношения людей влияют многие факторы и нашей задачей, как людей, стремящихся к саморазвитию и лучшему пониманию природы человека, является разобраться в том, что же это за факторы и каковы вообще особенности взаимодействия людей и их поведения. И в этой теме нам поможет разобраться социальная психология, которой мы посвящаем очередной урок нашего курса.

В представленном уроке мы разберёмся в том, что такое прикладная социальная психология, знания из области которой мы сможем успешно применять на практике. Мы узнаем, на чём основываются взаимоотношения людей, разберёмся в том, каковы задачи и проблемы социальной психологии, поговорим о её предмете, объекте и методах. И начнём мы с объяснения самого понятия социальной психологии.

Понятие социальной психологии

Это раздел психологии, который посвящён изучению поведения человека в обществе и различных группах, его восприятия других людей, общения с ними и влияния на них. Знание основ социальной психологии представляется очень важным для психологически правильного воспитания человека и организации взаимодействия личности и коллектива.

Социальная психология является наукой, которая находится на стыке психологии и социологии, поэтому и изучает социальная психология аспекты, характерные для этих обеих наук. Если быть конкретнее, то можно сказать, что социальная психология изучает:

  • Социальную психологию личности
  • Социальную психологию групп людей и общения
  • Социальные отношения
  • Формы духовной деятельности

Социальная психология имеет и свои разделы:

По мнению Галины Андреевой - человека, с именем которого связывают развитие социальной психологии в СССР, данная наука разделяется на три основных раздела:

  • Социальная психология групп
  • Социальная психология общения
  • Социальная психология личности

Исходя из этого, можно описать круг проблем социальной психологии.

Проблемы, предмет и объект социальной психологии

Социальная психология, рассматривая, главным образом, личность в социуме, ставит своей задачей определить, в каких условиях личность усваивает социальные влияния и в каких условиях она реализует свою социальную сущность. Выявляется то, каким образом формируются социально-типические черты, почему в одних случаях они проявляются, а в других появились какие-то новые. При изучении в расчёт берётся система межличностных отношений, поведенческая и эмоциональная регуляция. Кроме этого, поведение и деятельность личности рассматриваются в конкретных социальных группах, изучается вклад отдельного человека в деятельность всей группы и причины, влияющие на величину и ценность этого вклада. Главным ориентиром в исследовании личности для социальной психологии является взаимоотношения личности и группы.

Предмет социальной психологии - это закономерности возникновения, функционирования и проявления социально-психологических явлений на микро-, среднем и макроуровнях, а также в разных областях и условиях. Но это больше относится к теоретической стороне науки. Если же говорить о практической стороне социальной психологии, то её предметом будет выступать совокупность закономерностей психодиагностики, консультирования и применения психотехнологий в области социально-психологических явлений.

К объектам социальной психологии относятся сами носители социально-психологических явлений:

  • Личность в группе и системе отношений
  • Взаимодействие человека с человеком (родственники, коллеги, партнёры и т.п.)
  • Малая группа (семья, класс, компания друзей, рабочая смена и т.п.)
  • Взаимодействие человека с группой (лидеры и ведомые, начальники и подчинённые, учителя и ученики и т.п.)
  • Взаимодействие групп людей (соревнования, дебаты, конфликты и т.п.)
  • Большая социальная группа (этнос, социальный слой, политическая партия, религиозная конфессия и т.п.)

Чтобы было понятнее, чем занимается социальная психология и что она изучает, вы можете задаться вопросами на тему того, почему, например, одни ученики в классе ведут себя одним образом, а другие - другим? Как влияет на становление личности человека, к примеру, то, воспитывают его родители-алкоголики или родители-спортсмены? Или почему одни люди склонны давать указания, а другие склонны их выполнять? Если вам интересно узнать психологические детали общения людей или взаимодействия групп людей друг с другом, то ваши потребности в этом вопросе как нельзя лучше удовлетворит именно социальная психология.

И, конечно же, чтобы изучение предмета и объекта социальной психологии было наиболее эффективным, и чтобы исследования давали максимальные результаты, социальная психология, как и любая другая наука должна иметь в своём арсенале определённый набор методов. О них мы и побеседуем ниже.

Методы социальной психологии

Вообще, о конкретных методах социальной психологии нельзя сказать, что они являются независимыми от общих методов психологии . Поэтому, использование любого метода должно быть обусловлено спецификой представленной науки, т.е. любой метод должен применяться в определённом «методологическом ключе».

Сами же методы социальной психологии имеют свою классификацию и подразделяются на четыре группы:

  • Методы эмпирического исследования (наблюдение, эксперимент, аппаратурные методы, социометрия, анализ документов, тесты, опрос, групповая оценка личности);
  • Метод моделирования;
  • Методы управленческо-воспитательного воздействия;
  • Методы социально-психологического воздействия.

Рассмотрим каждую группу методов вкратце.

Методы эмпирического исследования

Метод наблюдения. Под наблюдением в социальной психологии подразумевается сбор информации, который осуществляется путём непосредственного, целенаправленного и систематического восприятия и регистрирования социально-психологических явлений в лабораторных или естественных условиях. Основной материал по вопросу наблюдения содержится в нашем втором уроке , из которого вы можете узнать о том, какие виды наблюдения существуют и чем они характеризуются.

О том, как работает метод наблюдения, вы можете узнать, проверив его на своём личном опыте. Например, вы хотели бы узнать, что вызывает наибольший интерес у вашего подрастающего ребёнка в процессе обычной жизни. Чтобы это выяснить, нужно всего лишь наблюдать за ним, его поведением, настроением, эмоциями, реакциями. Более всего внимание стоит обращать на речевые акты, их направленность и содержание, физические действия и их выразительность. Наблюдение поможет вам выявить какие-то отдельные интересные черты в своём ребёнке или, наоборот, увидеть, что происходит закрепление каких-либо тенденций. Главной задачей во время организации наблюдения является точное определение того, что вы хотите увидеть и зафиксировать, а также умения выявить факторы, оказывающие на это влияние. При необходимости наблюдение можно проводить систематически, использовать для него определённые схемы, оценивать результаты по каким-либо системам.

Метод анализа документов - это одна из разновидностей способов анализа продуктов человеческой деятельности. Документом считается любая информация, зафиксированная на каком-либо носителе (бумага, фотоплёнка, жёсткий диск и т.д.). Анализ документов позволяет составить достаточно точную психологическую характеристику личности человека. Этот метод очень популярен среди психологов и простых людей. Например, многие родители, замечая некоторые отклонения в развитии своих детей и пытаясь выяснить их причину, обращаются за помощью к психологам. А те, в свою очередь, просят родителей, что бы они принесли рисунки, которые нарисовали их дети. На основе анализа этих рисунков психологи приходят к какому-то мнению и дают родителям соответствующие рекомендации. Есть ещё пример: как известно, многие люди ведут дневники. На основе изучения этих дневников опытные специалисты могут составить психологический портрет их владельцев и даже определить, какие факторы повлияли на то, что личность человека сформировалась конкретным образом.

Метод опроса , а в частности, интервью и анкетирование, широко распространены в современном обществе. Причём, не только в психологических кругах. Интервью берутся у людей из совершенно разных социальных слоёв с целью получения разного рода информации. Анкетирования проводятся аналогично. Если вы, к примеру, являетесь руководителем отдела в какой-нибудь организации и стараетесь найти возможность улучшить показатели работы своего отдела или сделать обстановку в коллективе более дружественной, вы можете провести среди своих подчинённых анкетирование, предварительно составив список вопросов. А подвидом интервью можно смело назвать собеседование при трудоустройстве на работу. Как работодатель, вы можете составить список вопросов, ответы на которые дадут вам объективную «картинку» соискателя, которая поможет принять верное решение. Если же вы соискатель, претендующий на серьёзную (и не только) должность, то это повод подготовиться к интервью, для чего сегодня есть множество полезной информации в Интернете.

Метод социометрии относится к способам социально-психологического исследования структуры малых групп и человека, как члена группы. С помощью данного метода изучают отношения людей между собой и внутри группы. Социометрические исследования могут быть индивидуальными и групповыми, а их результаты обычно представляют в виде социометрических матриц или социограмм.

Метод групповой оценки личности (ГОЛ) заключается в получении характеристики человека в определённой группе, основанной на опросе членов этой группы относительно друг друга. Используя этот метод, специалисты оценивают уровень выраженности психологических качеств человека, которые проявляются в его появлении, деятельности и взаимодействии с окружающими.

Метод тестов. Как и некоторые другие методы психологии, тесты уже рассматривались нами в одном из первых уроков и подробно ознакомится с понятием «тесты» вы можете там. Поэтому, коснёмся лишь общих вопросов. Тесты - это краткие, стандартизированные и, в большинстве случаев, ограниченные по времени испытания. При помощи тестов в социальной психологии определяют различия между людьми и группами людей. Во время выполнения тестов испытуемый (или группа таковых) выполняет определённые задания или выбирает из перечня ответы на вопросы. Обработка и анализ данных выполняются в соотнесении их с определённым «ключом». Результаты выражаются в тестовых показателях.

Шкалы , измеряющие социальные установки, относятся к числу тестов, которым всё же уделяется особое внимание. Шкалы социальных установок применяют с самыми разными целями, но чаще всего их используют для характеристик следующих направлений: общественное мнение, потребительский рынок, выбор эффективной рекламы, отношение людей к работе, проблемам, другим людям и т.д.

Эксперимент. Ещё один метод психологии, которого мы касались в уроке «Методы психологии ». Эксперимент подразумевает создание исследователем определённых условий взаимодействия между испытуемым (или группой таковых) и определёнными ситуациями с целью восстановления закономерностей этого взаимодействия. Хорош эксперимент тем, что позволяет моделировать явления и условия для исследования и воздействовать на них, измерять реакции испытуемых и воспроизводить результаты.

Моделирование

В предыдущем уроке мы уже касались метода моделирования в психологии и ознакомиться с ним вы можете, перейдя по ссылке. Стоит лишь заметить, что в социальной психологии моделирование развивается в двух направлениях.

Первое - это техническая имитация процессов, механизмов и результатов психической деятельности, т.е. моделирование психики.

Второе - это организация и воспроизведение какой-либо деятельности, посредством искусственного создания среды этой деятельности, т.е. психологическое моделирование.

Метод моделирования позволяет получить множество самых разных достоверных социально-психологических сведений о человеке или группе людей. Например, для того, чтобы узнать, как сотрудники вашей организации будут действовать в экстремальной ситуации, будут под воздействием панического состояния или станут действовать сообща, смоделируйте ситуацию возникновения пожара: включите тревогу, оповестите сотрудников о возгорании и наблюдайте за происходящим. Полученные данные позволят вам определить, стоит ли уделить внимание работе с сотрудниками по поведению на рабочем месте в чрезвычайных ситуациях, понять, кто является лидером, а кто - ведомым, а также узнать о тех качествах и чертах характера ваших подчинённых, о которых вы, возможно, не знали.

Методы управленческо-воспитательного воздействия

Под управленческо-воспитательными методами подразумевается совокупность действий (мыслительных или практических) и приёмов, выполняя которые можно достигнуть нужных результатов. Это своеобразная система принципов, которая даёт установку на организацию продуктивной деятельности.

Влияние методов воспитания проявляется через непосредственное воздействие одного человека на другого (убеждение, требование, угроза, поощрение, наказание, пример, авторитет и т.п.), создание специальных условий и ситуаций, вынуждающих человека проявить себя (выразить мнение, сделать какое-то действие). Также влияние оказывается через общественное мнение и совместную деятельность, передачу информации, обучение, получение образования, воспитание.

Среди методов управленческо-воспитательного воздействия выделяют:

  • Убеждения, формирующие определённые психические проявления (взгляды, понятия, представления);
  • Упражнения, организующие деятельность и стимулирующие позитивные мотивы;
  • Оценку и самооценку, определяющие поступки, стимулирующие деятельность и оказывающие помощь в регуляции поведения

Отличным примером управленческо-воспитательного воздействия является воспитание ребёнка его родителями. Именно посредством воспитания в человеке зарождаются и формируются основные черты и свойства его личности. Нетрудно догадаться, что, если вы желаете, чтобы ваш ребёнок вырос самостоятельным, уверенным в себе и успешным человеком, обладающим набором положительных качеств (ответственность, целеустремлённость, стрессоустойчивость, позитивность мышления и т.п.), то и воспитывать его следует должным образом. В процессе воспитания важно проводить доверительные беседы, уметь направлять деятельность ребёнка и его поведение, поощрять за успехи и давать понять, когда совершён какой-либо проступок. Нужно приводить веские доводы, аргументы, примеры. Ставить в пример авторитетных людей, выдающихся личностей. Также важно стараться всегда давать правильную оценку поведению, действиям, поступкам и результатам вашего ребёнка, формировать в нём адекватную самооценку. Это, конечно, лишь несколько примеров. Но важно понять, что только в случае правильного управленческо-воспитательного воздействия на личность человека становится возможным оказать на него положительное и конструктивное влияние.

И последней группой методов социальной психологии являются методы социально-психологического воздействия.

Методы социально-психологического воздействия

Методы социально-психологического воздействия - это совокупность приёмов, оказывающих воздействие на потребности, интересы, склонности человека, его установки, самооценку, эмоциональное состояние, а также социально-психологические установки групп людей.

При помощи методов социально-психологического воздействия можно оказывать влияние на потребности людей и их мотивацию, изменять их желания, стремления, эмоции, настроение, поведение. Умело используя данные методы можно менять взгляды людей, мнения и установки, а также создавать новые. Оказывая правильное социально-психологическое воздействие на человека, можно обеспечить максимально благоприятное положение человека в обществе, сделать его личность более устойчивой к воздействию различных факторов, сформировать у него здоровое мировоззрение и отношение к людям, миру, жизни. Иногда методы социально-психологического воздействия применяются с целью разрушения уже имеющихся свойств личности, остановки какой-либо деятельности, мотивации к поиску новых целей и т.п.

Как мы видим, методы социальной психологии - это одна из наиболее сложных тем в психологической науке. Чтобы детально разобраться в этих методах, нужно провести за их изучением не один месяц. Но, несмотря на это, можно сделать один точный вывод: учитывая все методологические трудности, в любом социально-психологическом исследовании должно присутствовать умение чётко обозначать и разграничивать решаемые задачи, выбирать объект, формулировать исследуемую проблему, уточнять используемые понятия и систематизировать весь спектр применяемых для исследования методов. Только так можно сделать социально-психологические исследования максимально точными и результативными.

Но для того, чтобы вы могли уже сейчас начать внедрять полученные знания в свою жизнь, не занимаясь углублённым изучением специализированных материалов, следует знать несколько важных законов и закономерностей социальной психологии, которые оказывают влияние на жизнь человека в обществе и его взаимодействие с этим обществом и другими людьми.

Люди всегда тем или иным образом воспринимают находящихся рядом людей.

Обычно мы приписываем людям, с которыми контактируем, определённые свойства, которые относятся к социальным стереотипам. Стереотипы могут приписываться людям по антропологическому признаку, т.е на основе особенностей той расы, к которой принадлежит человек. Есть также социальные стереотипы - это образы, приписываемые людям, занимающим определённые должности, имеющие разный статус и т.п. Стереотипы могут быть и эмоциональными, т.е. связанными с физиологическими свойствами людей.

Поэтому, общаясь с разными людьми, вы должны понимать, что ваше их восприятие может быть подсознательно основано на стереотипах. Так, например, красивый человек может оказаться тем, с кем лучше не связываться, а непривлекательный внешне может поразить вас красотой и глубиной своей души. Если вы предвзято относитесь к людям определённой расы, это совсем не значит, что они таковы, как вы о них думаете. Ведь люди любого цвета кожи, пола, вероисповедания, мировоззрения могут быть как хорошими, так и плохими. Важно научиться воспринимать людей, не основываясь на стереотипах, а только на личном опыте. Как говорится, не судите по одёжке, а судите по уму.

Люди легко присваивают навязанные им социальные роли.

Человек, находящийся в постоянном взаимодействии с обществом, выстраивает своё поведение согласно тому, какую социальную роль присвоило ему это общество. Это легко прослеживается на примере человека, которого вдруг повысили в должности: он становится очень важным, серьёзным, общается с людьми с высока, те, кто ещё вчера были с ним на равных, сегодня ему уже не под стать и т.д. Навязанные социумом социальные роли могут сделать человека и слабовольным, бессильным что-то изменить. Люди, на которых оказано такое воздействие, могут «опуститься» до самых скверных поступков (даже убийства) или сами вознести себя до высот.

Нужно всегда помнить о том, что социальные роли, навязанные обществом, оказывают сильное влияние на человека. Чтобы иметь возможность не «прогнуться» под давлением социальной роли и остаться собой, необходимо быть сильной личностью, обладать внутренним стержнем, иметь убеждения, ценности и принципы.

Лучший собеседник - это тот, кто умеет слушать.

Беседа - это неотъемлемая часть человеческого общения. Встречаясь с другими людьми, мы начинаем разговор: о том, как у кого дела, о новостях, о переменах, интересных событиях. Беседа может быть дружеской, деловой, интимной, официальной или ни к чему не обязывающей. Но многие люди, если обратить на это внимание, гораздо больше любят говорить, чем слушать. Практически в каждой компании есть человек, который постоянно перебивает, хочет высказаться, вставить своё слово, никого не слушает. Согласитесь, это не очень приятно. Но это ярко выраженная потребность в разговоре. У других людей она может быть менее выражена, но, в любом случае, всегда существует.

Если человеку дать возможность говорить без умолку, то попрощавшись с вами, он будет испытывать только самые приятные эмоции от общения. Если же постоянно говорить будете вы, то ему, вероятнее всего, станет скучно, он будет кивать головой, зевать, и общение с вами станет для него непосильной ношей. Сильная личность - это человек, способный управлять своими эмоциями и желаниями. А лучший собеседник - это тот, кто умеет слушать и не говорить ни слова, даже если очень хочется. Возьмите это на вооружение и попрактикуйтесь - вы увидите, как приятно будет людям с вами общаться. К тому же, это будет тренировкой вашего самоконтроля, самодисциплины и внимательности.

Установки людей влияют на их восприятие действительности и окружающих.

Если у человека есть заранее сформированная предрасположенность реагировать на что-то определённым образом, то и делать это он будет в соответствии с ней. Вот, к примеру, вы должны встретиться с каким-то человеком и вам заранее рассказали о нём что-то очень нехорошее. При встрече вы будете испытывать к этому человеку острую неприязнь, нежелание общаться, негатив и отторжение, даже если этот человек на самом деле очень хороший. Любой, даже один и тот же человек, может предстать перед вами в совершенно разном свете, если перед этим вам будет дана определённая установка на его восприятие.

Не стоит брать на веру всё, что вы слышите, видите, узнаёте от кого-то другого. Главное всегда - это доверять только личному опыту и проверять всё самому, беря, конечно, во внимание всё, что вы узнали, но не основываясь на этом. Только личный опыт позволит вам узнать достоверную информацию и вынести объективные суждения по поводу других людей, событий, ситуаций, вещей и пр. В этом случае идеально подходит поговорка: «Доверяй, но проверяй!».

Поведение людей часто зависит от того, как их воспринимают другие.

В психологии это называется рефлексией. Это присуще, конечно же, не всем, но очень многим. Есть люди, которые всецело зависят от того, как их воспринимают окружающие. Гипертрофированное чувство важности чужого мнения приводит к тому, что человек начинает чувствовать постоянный дискомфорт, эмоциональное напряжение, зависимость от другого человека, неспособность отстоять свою позицию, выразить своё мнение и множество других довольно неприятных ощущений. Причём, проявляться эти ощущения могут по-разному: от небольших перепадов настроений в течение дня до затяжных и глубоких депрессий.

Чтобы избежать подобных ситуаций, нужно понимать, что чужое мнение - это всего на всего чужое мнение. Не зря успешные люди говорят, что чужое мнение никогда не накормит вас и ваших близких, не купит вам одежду, не принесёт успеха и счастья. Совсем наоборот, практически всегда чужое мнение заставляет людей опускать руки, переставать к чему-то стремиться, развиваться и расти. То, как вас воспринимают окружающие - это их лично дело. Вы не обязаны ни под кого подстраиваться и всегда должны оставаться самими собой.

Люди склонны к осуждению окружающих и оправданию себя.

Ситуации в жизни бывают разные, как и люди, которые в них попадают. Но реакции, вызываемые у людей, попавших в эти ситуации, могут восприниматься нами совершенно по-разному. Например, если вы стоите в очереди, чтобы совершить покупку и перед вами стоит человек, который очень долго что-то покупает, это вызывает негативные эмоции у вас, вы можете начать выражать недовольство, торопить впереди стоящего и т.д. В то же время, если вы по какой-то причине задержитесь на кассе, а стоящий за вами человек начнёт что-то вам выговаривать, вы начнёте приводить вполне разумные доводы по поводу того, почему вы так долго стоите. И будете правы. Люди попадают в подобные ситуации практически каждый день.

Существенным плюсом для вас в плане своего развития будет овладение навыком критической оценки ситуации и людей, в ней оказавшихся (других и себя). Всякий раз, когда вы чувствуете, что начинаете испытывать в силу каких-либо обстоятельств негативные эмоции, раздражение, желание выразить недовольство в сторону другого человека, абстрагируйтесь ненадолго. Взгляните на ситуацию со стороны, критически оцените себя и других, подумайте о том, виноват ли другой в сложившейся ситуации и как бы вы повели и чувствовали себя на его месте. Вероятнее всего, вы заметите, что ваша реакция не совсем верная и следует вести себя спокойнее, тактичнее, осознаннее. Если сделать такую практику систематической, жизнь станет гораздо приятнее, вы будете меньше раздражаться, начнёте испытывать больше положительных эмоций, станете позитивнее и т.д.

Люди часто идентифицируют себя с другими людьми.

В социальной психологии это называется идентификацией. Очень часто наша идентификация с другими происходит во время нашего общения с кем-то: человек рассказывает нам какую-то историю или описывает ситуацию, участником которой был, мы же подсознательно ставим себя на его место, чтобы почувствовать то, что чувствовал он. Также идентификация может происходить во время просмотра кинофильма, чтения книги и т.п. Мы отождествляем с себя с главным героем или другими участниками. Таким образом мы глубже погружаемся в ту информацию, которую изучаем (смотрим, читаем), понимаем мотивы поступков людей, оцениваем себя с ними.

Идентификацию можно производить осознанно. Это очень помогает и в нестандартных, сложных жизненных ситуациях, и в процессе обычной жизни. Например, если вы в какой-то ситуации затрудняетесь в принятии верного решения, не знаете как вам лучше поступить, вспомните героя своей любимой книги, фильма, человека, являющегося для вас авторитетом, и подумайте о том, как бы он поступил на вашем месте, чтобы он сказал или сделал. В вашем воображении сразу же появится соответствующий образ, который и натолкнёт вас на верное решение.

Люди составляют первое впечатление о человеке в течение первых пяти минут.

Этот факт уже давно доказан психологами. Первое впечатление о другом человеке мы составляем в течение первых 3-5 минут общения с ним. Несмотря на то, что первое впечатление может быть обманчивым, этому моменту следует уделять особое внимание. При встрече с человеком впервые, мы смотрим на его внешний вид, осанку, поведение, речь, эмоциональное состояние. Также на первое впечатление влияет то, не чувствуем ли мы, что человек превосходит нас по каким-то параметрам, насколько привлекательна его внешность, какое отношение проявляет человек по отношению к нам. Другие люди составляют впечатления о нас по этим же критериям.

Нужно уметь производить первое впечатление. А для этого необходимо учитывать все вышеизложенные факторы его формирования. Поэтому, всегда, когда знаете, что у вас планируется первая встреча с человеком (собеседование, встреча в дружеской компании, свидание и т.д.), вы должны подготовиться к этому: аккуратно выглядеть, уверенно держаться, уметь найти что сказать, соблюдать манеры приличия и правила этикета, внятно говорить и т.п. Запомните, что первое впечатление - это фундамент для выстраивания всех дальнейших отношений.

Человек притягивает в свою жизнь то, что соответствует его мыслям.

Это называют по-разному: законом притяжения, «подобное притягивает подобное» или «мы - это то, что мы думаем». Смысл таков: в течение жизни на пути человека встречаются такие люди и происходят такие события, которые находятся с ним в резонансе: соответствуют его мыслям, ожиданиям, убеждениям. Если человек излучает негатив, то и в его жизни происходит больше неприятностей, ему сопутствуют неудачи, встречаются плохие люди. Если же от человека исходят позитивные вибрации, то и жизнь его будет наполнена, по большей части, добрыми вестями, хорошими событиями, приятными людьми.

Многие успешные люди и духовные личности говорят о том, что всё в жизни зависит от того, как мы мыслим. Поэтому, если вы хотите, чтобы ваша жизнь изменилась в лучшую сторону, происходило больше положительных событий, встречались хорошие люди и т.д., то, в первую очередь, вы должны обратить внимание на образ своего мышления. Перестройте его на нужный лад: с негатива на позитив, с позиции жертвы на позицию победителя, с ощущения неудачи на ощущение успеха. Не ждите мгновенных перемен, но старайтесь быть на позитиве - через некоторое время вы заметите изменения.

В жизни человека часто происходит то, чего он ожидает.

Вы, наверное, не раз замечали такую закономерность: то, чего вы опасаетесь больше всего, происходит с завидной регулярностью. Но дело здесь совсем не в том, что это что-то плохое, а в том, насколько сильную эмоциональную окраску вы этому придаёте. Если вы постоянно думаете о чём-то, переживаете об этом, ожидаете чего-то, то велика вероятность того, что это произойдёт. Любые ваши ожидания могут оказывать влияние и на людей, окружающих вас. Но отрицательные эмоции (страх, боязнь, опасения), как известно, в гораздо большей степени овладевают сознанием людей, нежели положительные. Поэтому и происходит то, чего мы не хотим, чаще, чем то, чего хотим.

Перестройтесь - перестаньте думать о том, чего вы опасаетесь, и ожидать этого, начните ждать от жизни и окружающих только самого лучшего! Но здесь главное не переусердствовать, чтобы не испытывать чувства разочарования. Создайте для себя привычку ждать только хорошего, но не идеализируйте свои ожидания. Отстранитесь от негатива и настройтесь на позитивный лад, но всегда оставайтесь реалистами и трезво смотрите на мир.

Закономерностей, которые действуют в общении между людьми, очень много, ведь психология - это наука, обладающая огромным количеством особенностей. Чтобы сделать свою жизнь лучше, а общение с другими людьми и взаимодействие с обществом приятнее и эффективнее, нужно развивать в себе внимательность ко всему, происходящему вокруг: поведению людей, их реакциям, причинам тех или иных ситуаций и событий. Никакая теория не изменит вас и вашу жизнь сама по себе. Только практическое применение новых знаний, оттачивание навыков своего общения и тренировка личных качеств смогут повлиять на вас и изменить то, что вы хотите изменить.

Что же касается непосредственно самого человека в социальной психологии, то можно с уверенностью заявить, что человек, как сформировавшаяся личность, играет здесь главную роль. Именно социальные и психологические особенности позволяют вообще существовать такой науке, как социальная психология. А знания о ней, которые мы теперь имеем, желаем углублять и стремимся применять на практике, дают нам возможность определить, осознать и понять факторы, влияющие на развитие личности, специфику взаимодействия людей между собой и в группах (а также этих групп). И уже это позволяет сделать нашу жизнь, как отдельных личностей, так и частей социума, более комфортной и осознанной, а результаты наших поступков и действий лучше и эффективнее. Именно по этим причинам мы должны осваивать азы социальной (и не только) психологии и делать их использование частью своей повседневной жизни.

Литература

Для тех, у кого есть желание глубже погрузиться в изучение темы социальной психологии, ниже мы представляем небольшой, но очень хороший список литературы, к которой есть смысл обратиться.

  • Агеев B.C. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы. М., 1990
  • Андреева Г.М. Социальная психология М., 2003
  • Битянова М.Р. Социальная психология М., 2002
  • Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком М. МГУ, 1982
  • Бодалев А.А. Личность и общение М., 1995
  • Донцов А.И. Психология коллектива М., 1984
  • Леонтьев А.А. Психология общения М., 1998
  • Коломенский Я.Л. «Дифференциация социальной психологии и некоторые проблемы психологии развития» - Санкт-Петербург: Питер, 2000
  • Мясищев В.Н. Психология отношений Москва-Воронеж,1995
  • Основы социально-психологической теории / Под ред. А.А.Бодалева, А.Н. Сухова М., 1995
  • Парыгин Б.Д. Социальная психология М., 1999
  • Психология личности и образ жизни / Отв. ред. Е.В.Шорохова М. Наука, 1987
  • Реан А.А., Коломенский Я.Л. Социальная педагогическая психология СПб., 1998
  • Робер М., Тильман Ф. Психология индивида и группы М., 1988
  • Секун В.И. Психология активности. Минск, 1996
  • Семенов В.Е. Метод изучения документов в социально-психологических исследованиях Л., 1983
  • Современная зарубежная социальная психология Тексты / Под ред. Г.М.Андреевой и др. М., 1984
  • Социальная психология / Под ред. А.Н.Сухова, А.А.Деркача М., 2001
  • Социальная психология и общественная практика /Под ред. Е.В. Шороховой, В.П. Левкович. М., 1985
  • Социальная психология классов / Под ред. Г.Г.Дилигенского М., 1985
  • Спивак Д.Л. Измененные состояния массового сознания СПб., 1996
  • Станкин М.И. Психология общения Курс лекций М.,1996
  • Стефаненко Т.Г, Шлягина Е.И., Ениколопов С.Н. Методы этнопсихологического исследования. М., 1993
  • Стефаненко Т.Г. Этнопсихология. Вып. 1. М., 1998
  • Сухарев В., Сухарев М. Психология народов и наций. М., 1997
  • Фрейд 3. Групповая психология и анализ «ЭГО» М., 1991
  • Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании М., 1996
  • Шихирев П.Н. Современная социальная психология в Западной Европе М, 1985

Проверьте свои знания

Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только 1 вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.

Предмет исследования социальной психологии.

Тема 2.1. Социальная психология как наука

Лекция

Социальная психология как наука. Предмет исследования социальной психологии. Разделы социальной психологии.

Личность в системе социальных связей и отношений.

Массовидные явления: паника, слухи и др.

Понятия «менталитет», «национальный характер», «толерантность»

Методы исследования в социальной психологии.

Практическая социальная психология и ее взаимосвязь с медициной и здравоохранением.

Семинарские занятия

(леч)

1.Социальная психология: предмет исследования, задачи и практическое значение

2. Практическая социальная психология и медицина

  1. Социальная психология: задачи и практическое значение.

Социальная психология как наука.

Социальная психология - это раздел психологической науки, возникший на стыке двух наук - психологии и социологии.

Социальная психология– это сложное, многообразное культурное явление, которое нельзя свести только к научной форме своего существования.

Социальная психология - это раздел психологической науки, изучающий психологические связи между людьми и разрабатывающий пути их совершенствования в процессе жизни и деятельности.

Социальная психология изучает закономер­ности поведения и деятельности людей, обусловленные включени­ем их е социальные группы, а также психологические характерис­тики самих этих групп.

Человек - социальное существо, его жизнь и развитие невозможно без общения и взаимодействия с людьми. Человек включается в общество через взаимодействие с другими людьми, объединенными в различные социальные общности - социальные группы, социальные институты, социальные организации и объединения.

Она изучает социально-психологические

проявления личности: особенности общения людей друг с другом, формы и особенности взаимодействия людей друг с другом, социальные условия, влияющие на поведение и деятельность людей (в т.ч. изменения психики, происходящие под влиянием взаимодействия с другими людьми), а также

социальные общности, внутри которых осуществляется общение людей друг с другом (виды социальных групп, их характеристики, положение личности в этих группах).

Таким образом, объектом исследования социальной психологии являются социально-психологические особенности (характеристики) поведения и деятельности людей и психологические характеристики социальных групп

В течение длительного времени социально-психологические аспекты жизни и деятельности людей разрабатывались в рамках различных философских учений и таких наук, как социология, антропология, этнография, криминология.

Под влиянием различных факторов во второй половине 19 в. стали формироваться первые научные подходы к анализу и объяснению социально-психологических феноменов. В это время зарождается социальная психология как отрасль научного знания.

Американский исследователь С. Сержента выделил 4 важнейших научных источника формирования социальной психологии как еще одной науки о человеке:

Социально-философские учения Платона, Аристотеля, Ш. Монтескье, Т.Гоббса, Дж. Локка, Ж.-Ж. Руссо;

Антропологические работы М. Лоцаруса, Г. Штейнталя, В. Вундта (19 в.);

Эволюционное учение Ч. Дарвина и Г. Спенсера;

Социологические взгляды О.Конта и Э.Дюркгейма.

П.Д. Парыгин отмечает также значение философских взглядов Л.Фейербаха и Г.Гегеля.

Во второй половине 19 в. появляются первые попытки создания самостоятельных социально-психологических концепций: "психология народа", "психология масс", теория "инстинктов социального поведения".

Началом существования социальной психологии, как самостоятельной науки, считается 1908 г., когда появились работы английского психолога У. Макдугалла и американского социолога Э. Росса, в названиях которых содержался термин "социальная психология".

Первая половина 20 в. - период бурного развития социальной психологии в США и странах Западной Европы. В это время разрабатываются различные социально-психологические проблемы личности и социальных групп, имеющие большое значение для сферы производства, армии, политики, образования и др. В социальной психологии США большое внимание уделялось проблемам малых социальных групп.

В отечественной науке социальная психология начала развиваться в 20-е гг. 20в. Затем, после длительного периода "застоя", бурное развитие ее началось в 50 -60 - е гг. Таким образом в истории отечественной социальной психологии можно выделить два этапа: 20-е годы и конец 50-х - начало 60-х годов XX века.

20-е годы XX в.: рефлексология Бехтерева В.М., отделение социальной психологии от общей психологии. Но социальная психология отождествлялась, с одной стороны, с изучением социальной детерминации психики, с другой – с исследованием особого класса явлений, порождаемых совместной деятельностью людей, прежде всего явлений, связанных с коллективом. Поэтому в развитии социальной психологии на некоторое время наступил перерыв, а разработка проблем социальной детерминации психического развития человека успешно шла в рамках материалистической общей психологии. Только в конце 50-х – начале 60-х годов в нашей стране вновь возник вопрос о предмете изучения социальной психологии. Это было связано с двумя обстоятельствами: 1) расширяющимися запросами практики. Возникла необходимость изучения активного воздействия сознания на ход объективных процессов в обществе. 2) произошли изменения в области самой психологии (разработанная теоретическая база, методы исследования, кадры).

Социальная психология основывается на принципиальных ис­ходных положениях, касающихся природы общественных отноше­ний, соотношения индивидуального и общественного сознания, по­нимания личности как совокупности общественных отношений и др.

Большую роль сыграли успехи, достигнутые в области общей психологии, что позволило советской социальной психологии опе­реться, как на фундамент, на такие диалектико-материалистические принципы, как принцип сознания и деятельности.

Современная социальная психология заключает в себе большой объем разнообразных знаний, полученных в рамках совершенно различных по своей методологической направленности школ, в ходе прикладных исследований и богатой практики активного социально-психологического обучения.

Предмет исследования социальной психологии.

Г.М. Андреева определяет социальную психологию как науку с двуединым предметом и выделяет основные направления содержательного развития этой науки. В качестве предмета она рассматривает закономерности поведения и деятельности людей, которые обусловлены их включенностью в социальные группы, и психологические характеристики таких групп.



Социальная психология изучает психические явления, которые возникают в процессе взаимодействия людей в различных организованных и неорганизованных общественных группах.

Социальная психология в настоящее время изучает следующие проблемы:

1. социально-психологические явления в больших социальных группах. К этому ряду проблем относятся проблемы массовой коммуникации (радио, ТВ и др.).

2. Социально-психологические явления малых социальных групп. Это проблемы психологической совместимости в замкнутых группах, межличностных отношений в малых группах и др.

3. Социально-психологические проявления личности человека (социальная психология личности).

4. социально-психологические особенности общения и взаимодействия людей.

Социально-психологическая реальность включает в себя:

социально-психологические факты - наблюдаемые (или фиксируемые с помощью социально-психологических методов) проявления социально-психологической реальности.

К основным социально-психологическим фактам относятся: факты существования целостных объектов социально-психологической реальности - личности и социально-психологических общностей.

социально-психологические закономерности - объективно существующие устойчивые, повторяющиеся причинно-следственные зависимости возникновения и динамики социально-психологических явлений. Причины могут быть как психологические, так и социальные, то же - следствия.

Социально-психологические закономерности имеют вероятностный характер.

Следствие появляется под действием нескольких причин.

Социально-психологические связи между людьми и группами.

(Связь - это отношения между объектами и явлениями, разделенными во времени и пространстве).

Социально-психологические связи выступают как взаимосвязи, т.е. как взаимное обусловливание объектов и явлений друг другом, являясь одновременно взаимодействием.

Социальные взаимосвязи и взаимодействия - это системообразующее явление, превращающее множество индивидов и других элементов социальной действительности в социальные системы.

Социально-психологические механизмы - превращения, посредством которых совершается действие закономерностей и происходят переходы от причины к следствию.

Личностно-групповые социально-психологические явления характеризуют психологические связи между отдельным человеком и группой, например: преподавателем и учебной группой, руководителем и персоналом учреждения, группой и отдельным ее членом (лидером или, напротив, - пренебрегаемым членом ее).

Межличностные социально-психологические явления - психологические связи между отдельными личностями.

Личностные социально-психологические явления - социально-психологические явления, возникающие у отдельных личностей в группах.

Являясь достоянием индивидуальной психики, они, тем не менее, представляют в ней то, что вызвано массовидными социально-психологическими явлениями, а также иными (социально-психологическими механизмами, взаимоотношениями, общением и др.). Современную социальную психологию интересуют не столько те социально-психологические влияния, которые сопутствовали социализации личности в прошедшие годы жизни, сколько главным образом те, влияние которых испытывают ее психическая деятельность и поведение в данное время при включенности в систему групповой психологии.

Теоретическую базу социальной психологии составляют диалектико-материалистические принципы, ведущим из которых является принцип сознания и деятельности.

Основные теоретико-методологические положения объясняют с диалектико-материалистических позиций природу общественных отношений, закономерности соотношения индивидуального и общественного сознания, личность как совокупность (продукт) общественных отношений.

Все проблемы в отечественной социальной психологии рассматриваются в соответствии с принципом деятельности, т.е. социально-психологические явления изучаются в реальных социальных группах, объединенных совместной деятельностью.

В отечественной социальной психологии рассмотрение всех этих проблем осуществляется на основе принципа деятельности , что означает исследование социально-психологических явлений в ре­альных социальных группах, объединенных совместной деятельнос­тью. Социальная психология, построенная на таких методических принципах, в состоянии выполнить свою основную практическую задачу - способствовать оптимизации управления социальными процессами. Большое значение приобретает создание психологи­ческой службы, которая могла бы обеспечить решение прикладных проблем социальной психологии в экономике, системе воспитания, в сфере массовой информации, в спорте, в сфере быта и семьи.

Главной задачей социальной психологии является оптимизация управления социальными процессами.

В последние десятилетия 20 в. активно стали развиваться прикладные области социальной психологии, в которых решаются проблемы и задачи, возникающие в различных областях жизни общества: экономика, образование, спорт, медицина, семейные отношения, массовая информация и коммуникация, правоохранительная сфера и др.

1. НЕМНОГО ИСТОРИИ

Социальная психология как самостоятельная отрасль научного знания начала формироваться в конце 19 в., хотя само понятие стало широко употребляться только в начале 20 века.

Некоторые вопросы социальной психологии были поставлены давно в рамках философии и носили характер осмысления особенностей взаимоотношения человека и общества.

Однако исследование собственно социально-психологических научных проблем началось в XIX в., когда социологи, психологи, философы, литературоведы, этнографы, медики стали анализировать психологические феномены больших социальных групп и особенности психических процессов и поведения человека в зависимости от влияния окружающих людей.

Поставленные проблемы трудно было изучать только в рамках существовавших тогда наук. Необходима была интеграция социологии и психологии, поскольку психология исследует психику человека, а социология – общество.

Основные этапы развития социальной психологии как науки.

Первый этап – становление социальной психологии как науки (с середины 19 в. по начало 20-го). Определяются предмет изучения и основные проблемы.

Издаются первые фундаментальные работы по основным вопросам социальной психологии.

На этом этапе решение и теоретический анализ социально-психологических проблем привлекают внимание специалистов различного профиля: психологов, социологов, философов, литературоведов, этнографов и т. д.

Большинство работ по социальной психологии было издано в первый период развития данной науки.

Второй этап (до середины 40-х гг. xx в.) характеризуется появлением научных социально-психологических школ, ориентированных как на разработку фундаментальной теории, так и на прикладные аспекты исследования.

Один из наиболее влиятельных социальных психологов этого периода – К. Левин, создатель теории групповой динамики. Он исследовал проблемы социальных факторов воли как целенаправленного поведения; социальной психологии малых групп, лидерства, личности в группе и т. д.

Было проведено большое количество экспериментальных работ и одновременно разрабатывались фундаментальные теории, которые не потеряли своей актуальности в наше время.

Третий этап (с середины 1940-х гг. до наших дней). Он связан с решением практических задач, работой на социальный заказ. Экспериментальная психология продолжает свое развитие, фундаментальные теоретические разработки отступают на второй план.

Социальная психология обретает широкую популярность, вводится в общеобразовательные вузовские программы и является одним из обязательных предметов изучения для специалистов различных профилей.

Такое пристальное внимание к социально-психологическим вопросам вызвано потребностями совершенствования и стабилизации общественных отношений на всех уровнях социальной стратификации.

Разрабатываются так называемые малые теории, имеющие конкретное прикладное значение: социально-психологические особенности руководства детской группой, психология бизнеса, психология рекламы, психология формирования общественного мнения и др.

2. ОБЪЕКТ И ПРЕДМЕТ

Возникнув на стыке наук психологии и социологии, социальная психология до сих пор сохраняет особый статус. Это приводит к тому, что каждая из «родительских» дисциплин включает ее в себя в качестве составной части. это создает трудности как в определении предмета социальной психологии, так и в выявлении круга ее проблем.

По вопросу о предмете социальной психологии сложились три подхода .

1) получил преимущественное распространение среди социологов: понимал социальную психологию как науку о «массовидных явлениях психики». В рамках этого подхода разные исследователи выделяли разные явления, подходящие под это определение; иногда больший акцент делался на изучение психологии классов, других больших социальных общностей и в этой связи на таких отдельных элементах, сторонах общественной психологии групп, как традиции, нравы, обычаи и пр. В других случаях большее внимание уделялось формированию общественного мнения, таким специфическим массовым явлениям, как мода и пр.

2) Второй подход, напротив, видит главным предметом исследования социальной психологии личность . Оттенки здесь проявлялись лишь в том, в каком контексте предполагалось исследование личности. С одной стороны, больший акцент делался на психологические черты, особенности личности, типологию личностей. С другой стороны, выделялись положение личности в группе, межличностные отношения, вся система общения.

3) Третий подход. В каком-то смысле с его помощью пытались синтезировать два предыдущих. Социальная психология была рассмотрена здесь как наука, изучающая и массовые психические процессы, и положение личности в группе . В этом случае, естественно, проблематика социальной психологии представлялась достаточно широкой, практически весь круг вопросов, рассматриваемых в различных школах социальной психологии, включался тем самым в ее предмет. Были предприняты попытки дать полную схему изучаемых проблем в рамках этого подхода.

Итого: Социальная психология изучает психологические явления (процессы, состояния и свойства), характеризующие индивида и группу как субъектов социального взаимодействия.

В качестве основного объекта исследований в социальной психологии выступает личность в системе социальных связей, отношений.

Предмет социальной психологии: закономерности поведения, деятельности и общения людей, обусловленные их включением в социальные группы, а также психологические характеристики самих этих групп. (Г.Андреева)

Как известный компромисс сложилось такое положение, что практически сейчас существуют две социальные психологии : одна, связанная преимущественно с более «социологической», другая – преимущественно с «психологической» проблематикой. Так, например, в США социальная психология официально существует «дважды»: ее секция есть внутри Американской социологической ассоциации и внутри Американской психологической ассоциации; в предисловиях к учебникам обычно указывается, является ли автор социологом или психологом по образованию. В 1954 г. в США по предложению известного социального психолога Т.Ньюкома в одном из университетов был поставлен любопытный эксперимент: курс социальной психологии читался половине студентов одного курса в первом семестре лектором-социологом, второй половине во втором семестре – лектором-психологом. После окончания курсов студентам было предложено провести дискуссию по проблемам социальной психологии, но она не получилась, так как студенты были в полной уверенности, что прослушали совершенно различные курсы по совершенно различным дисциплинам (см.: Беккер Г., Босков А., 1961). Изданный в США в 1985 г. учебник К.Стефан и В.Стефан так и называется «Две социальные психологии». Конечно, такая двойственность вызывает ряд неудобств. Она может быть допустима лишь на каком-то этапе развития науки, польза от дискуссий о ее предмете должна заключаться, между прочим, и в том, чтобы способствовать однозначному решению вопроса.

В рамках социальной психологии можно выделить несколько психологических школ. Это: функционализм, бихевиоризм, гуманистическая психология, когнитивизм и интеракционизм.

Функционализм (или функциональная психология) возник под влиянием эволюционной теории в биологии Ч. Дарвина и эволюционной теории социального дарвинизма Г. Спенсера.

Г. Спенсер полагал, что основным законом социального развития является закон выживания наиболее приспособленных обществ и социальных групп.

Представители функционализма (Д. Дьюи, Д. Энджелл, Г. Кэрр и др.) изучали людей и социальные группы с точки зрения их социальной адаптации – приспособления к сложным условиям жизни. Главная социально-психологическая проблема функционализма – проблема наиболее оптимальных условий социальной адаптации субъектов общественной жизни.

Бихевиоризм (позднее необихевиоризм) – поведенческая психология, изучающая проблемы закономерностей поведения человека и животного (И. В. Павлов, В. М. Бехтерев, Д. Уотсон, Б. Скиннер и др.).

Поведение рассматривалось как объективная, наблюдаемая реальность, которую можно исследовать в экспериментальных условиях. Центральная проблема бихевиоризма – проблема научения, т. е. приобретения индивидуального опыта посредством проб и ошибок.

Выделены четыре закона научения: закон эффекта, закон упражнения, закон готовности и закон ассоциативного сдвига.

Психоаналитическое направление связано с именем З. Фрейда. Исследовал проблемы бессознательных, иррациональных процессов в личности и в ее поведении.

Он полагал, что центральной движущей силой человека выступает совокупность влечений.

Некоторые из аспектов данного направления получили развитие в работах К. Юнга и А. Адлера. Социально-психологические проблемы направления: конфликт человека и общества, проявляющийся в столкновении влечений человека с социальными запретами; проблема источников социальной активности личности.

Гуманистическая психология (Г. Оллпорт, А. Маслоу, К. Роджерс и др.) исследовала человека как полноценно развивающуюся личность, которая стремится реализовать свои потенциальные возможности и достигнуть самоактуализации, личностного роста.

В каждом нормальном человеке заложена тенденция к самовыражению и самореализации.

Когнитивизм трактует социальное поведение человека как совокупность преимущественно познавательных процессов и делает акцент на процессе познания человеком мира, постижении им сущности явлений посредством основных когнитивных психических процессов (памяти, внимания и т. д.).

Проблема когнитивизма – принятие решений человеком. Представители когнитивной школы (Ж. Пиаже, Дж. Брунер, Р. Аткинсон и др.) обращали особое внимание на знание человека и способы его формирования.

Интеракционизм (позднее символический интеракционизм) исследовал проблемы социального аспекта взаимодействия между людьми в процессе деятельности и общения.

Основная идея интеракционизма: личность всегда социальна и не может формироваться вне общества. Особое значение придавалось коммуникации как обмену символами и выработке единых значений и смыслов.

Большинство психологических школ можно разграничить лишь с известной долей условности, поскольку все они исследуют человека в группе, обществе, мире.

Запросы на социально-психологические исследования в условиях современного этапа развития общества поступают из всех сфер общественной жизни, особенно в связи с тем, что в каждой из них сегодня происходят радикальные изменения.

Такие запросы следуют из области промышленного производства, различных сфер воспитания, системы массовой информации, области демографической политики, спорта, сферы обслуживания и т. д.

Все это стимулирует интенсивное развитие социальной психологии на современном этапе. Социальная психология по существу является наукой, стоящей весьма близко к социальным и политическим проблемам, а потому возможно использование ее результатов различными общественными силами .

Для социальной психологии актуально одновременное решение двух задач : выработка практических рекомендаций , полученных в ходе прикладных исследований, необходимых практике; «достраивание» своего собственного здания как целостной системы научного знания с уточнением своего предмета, разработкой специальных теорий и специальной методологии исследований.

Французский социальный психолог С. Московией справедливо заметил, что задачи для социальной психологии задает именно общество, оно диктует ей проблемы (Московией, 1984).

Теоретические задачи социальной психологии:

Дань Андреевой:

-- корректное отношения к зарубежной социальной психологии, прежде всего к содержанию ее теоретических концепций, а также методов и результатов исследований. (видимо, имеется в виду критика советского нигилизма, отрицающего любые достижения западной науки)

-- задача тщательной отработки проблемы прикладного исследования в социальной психологии.(высокий профессионализм, проф.этика, гражданская и соц.позиция ученого)

1. Продолжение углубленных исследований проблем, относящихся к предмету социальной психологии во взаимодействии с другими науками;

2. Содержательный пересмотр социально-психологических проблем в связи с изменившимися социальными условиями в нашей стране;

3. Исследование новых социально-психологических явлений (этнических, экономических, классовых, политических, идеологических и др.);

4. Социально-психологические исследования изменений в массовом сознании, общественных настроениях и общественном мнении;

5. Анализ возрастания роли социальной психологии в условиях реформирования общества;

6 .Взаимодействие социальной психологии с прикладной и практической психологией;

7. Обеспечение взаимосвязи отечественной социальной психологии с различными направлениями зарубежной социальной психологии.

Прикладные задачи:

1) осмысление места и роли человека в изменяющемся мире; выявление типов социально-психологических характеров;

2) исследование всего многообразия отношений и общения, их изменения в современном социуме;

3) выработка социально-психологического отношения на природу государства, политики, экономики и общества;

4) разработка теорий социальных конфликтов (политических, межгосударственных, этнических);

5) выработка теоретических основ социально психологической диагностики, консультирования и оказание различных видов помощи нуждающимся в этой помощи слоям населения.

Социальная психология должна помочь разобраться в механизмах преступного поведения, явлениях массовых забастовок и протестах населения, вести переговоры по освобождению заложников, принимать участие в решении проблем конкретного общества .

5. ФУНКЦИИ

Функции социальной психологии:

1) интеграция и трансляция социального опыта, на основе которого формируется единое направление мыслей, воли и чувств, в данной социальной группе;

2) социальная адаптация – приведение индивидуального сознания в соответствие с принципами и нормами, господствующими в данной социальной группе;

3) социальная корреляция – приведение поведения личности в соответствие с нормами, принятыми в данном социуме;

4) социальный контроль – регуляция поведения личности системой неформальных санкций общества;

5) психологическая разгрузка – освобождение от социально-психологического напряжения, без нарушения общепринятых норм;

6) социальная активация – усиление человеческой деятельности благодаря активизации массовых эмоций.


Похожая информация.