Из за чего была война в афганистане. Ввод советских войск в Афганистан

Оценка ситуации. Из Кабула поступали все новые и новые донесения с просьбами Х. Амина ввести советские войска в ДРА, а также с оценками ситуации, складывавшейся в Афганистане. Причем представители различных ведомств часто давали противоречивую информацию.

Стратегическая обстановка на Ближнем и Среднем Востоке в конце 1970-х гг. складывалась не в пользу Советского Союза. Кэмп-Дэвидский мирный договор между Израилем и Египтом, поражение на выборах премьер-министра Индии Индиры Ганди, военный переворот в Ираке, исламская революция в Иране значительно ослабили советские позиции в регионе. В этой связи возможность потери «ставшего на социалистический путь развития» Афганистан советским руководством воспринималась крайне болезненно.

По оценкам советских аналитиков того времени, события в ДРА стали частью мирового революционного процесса, и руководству СССР рекомендовалось не допустить экспорта контрреволюции и оказать помощь «здоровым силам» Афганистана в защите революционных завоеваний. Такая позиция была созвучна настроениям советских руководителей. Слишком заманчивой казалась возможность иметь на своих южных границах надежного союзника, связанного с Советским Союзом единой идеологией и интересами. Но Х. Амин представлялся человеком, способным в любой момент переориентироваться на Запад. Такого развития событий опасались больше всего. Еще свежи были в памяти изменения курсов в Египте, Чили, Сомали... А тут еще всплыли «сведения» о причастности Амина к ЦРУ.

Постепенно появилась идея устранить Х. Амина и заменить его более лояльным деятелем. В то время в Москве уже находился лидер фракции «Парчам» Б. Кармаль. По оценкам экспертов, он пользовался поддержкой определенной части афганских партийцев и населения. Поэтому ему было предложено возглавить борьбу по свержению режима Х. Амина.

Письмо Андропова. В начале декабря председатель КГБ СССР Ю.В. Андропов написал Генеральному секретарю ЦК КПСС Л.И. Брежневу письмо, в котором излагал ситуацию в Афганистане как критическую и предлагал меры по обеспечению защиты наших интересов в этом регионе. Очевидно, это письмо дало новый толчок обсуждению и проработке вопроса о необходимости ввода советских войск в Афганистан.

Руководство СССР пришло к выводу, что без советских войск создать условия для отстранения от власти Амина будет очень сложно. Не было также гарантий того, что афганская армия поддержит Б. Кармаля и его новое правительство. А если ему даже и удастся захватить власть, сумеет ли он отразить нападки вооруженной оппозиции?

Последнее совещание. 8 декабря в кабинете Брежнева состоялось совещание, в котором принял участие узкий круг членов Политбюро ЦК КПСС: Ю.В. Андропов, А.А. Громыко, М.А. Суслов и Д.Ф. Устинов. Они долго обсуждали положение, сложившееся в Афганистане и вокруг него, взвешивали все «за» и «против» ввода туда советских войск. Ю.В. Андропов и Д.Ф. Устинов приводили следующие доводы в защиту такого шага: предпринимаемые якобы ЦРУ США (резидент в Анкаре Пол Хенци) усилия по созданию «новой Великой Османской империи» с включением в нее южных республик из состава СССР; отсутствие на юге надежной системы ПВО, что в случае размещения в Афганистане американских ракет типа «Першинг ставило под угрозу многие жизненно важные объекты, в том числе космодром Байконур; возможность использования афганских урановых месторождений Пакистаном и Ираком для создания ядерного оружия, установление в северных районах Афганистана власти оппозиции и присоединение этого региона к Пакистану. В итоге решили проработать два варианта: руками спецслужб КГБ устранить Х. Амина и передать власть в Афганистане Б. Кармалю; послать какое-то количество войск на афганскую территорию для этих же целей.

Удивление генерала Огаркова. 10 декабря 1979 г. министр обороны СССР Д.Ф. Устинов вызвал к себе начальника Генерального штаба Н.В. Огаркова и сообщил ему, что Политбюро приняло предварительное решение временно ввести советские войска в Афганистан, и поставил задачу готовить 75—80 тысяч человек. Н.В. Огарков был удивлен таким решением, сказав, что 75 тысяч обстановку не стабилизируют и он против ввода войск, так как это безрассудство. Но министр осадил его: «Вы что, будете учить Политбюро? Вам надлежит только выполнять приказания...»

В тот же день Н.В. Огаркова срочно вызвали в кабинет Л.И. Брежнева, где собралось так называемое «малое Политбюро» (Андропов, Громыко и Устинов). Начальник Генерального штаба вновь попытался убедить присутствующих, что афганскую проблему надо решать политическим путем, а не уповать на силовые методы. Он ссылался на традиции афганцев, не терпевших на своей территории иноземцев, предупреждал о вероятности втягивания наших войск в боевые действия, но все оказалось тщетным.

Коллегия министерства Обороны. Вечером Д.Ф. Устинов собрал коллегию Министерства обороны СССР и сообщил, что в ближайшее время, очевидно, будет принято решение о применении советских войск в Афганистане и надо готовить соответствующую группировку. В войска была направлена директива Г 312/12/00133. Начиная с 10 декабря Д.Ф. Устинов стал отдавать устные указания начальнику Генерального штаба по формированию новой общевойсковой армии в Туркестанском военном округе, в частности, - подготовить к десантированию воздушно-десантную дивизию, отдельный парашютно-десантный полк, повысить боеготовность двух дивизий в Туркестанском военном округе, доукомплектовать до полного штата понтонно-мостовой полк в Киевском военном округе и отправить его в район Термеза. Все мероприятия проводились скрытно.

Политбюро склонилось к применению войск еще более уверенно после получения из Кабула донесения представителя КГБ СССР с негативной оценкой обстановки в Афганистане. В донесении говорилось, что просьбы афганского руководства о помощи имеют под собой реальную почву. Над марксистским режимом страны нависла угроза падения. Трезвые оценки ситуации советскими военными руководителями расценивалась в Политбюро ЦК КПСС как непонимание или недооценка политической важности происходящих в Афганистане процессов.

Последней каплей, перевесившей чашу весов в пользу ввода войск в Афганистан стало решение министров иностранных дел и обороны НАТО на встрече 12 декабря в Брюсселе, одобрившее сценарий размещения в Западной Европе новых американских ракет средней дальности «Круз» и «Першинг-2». Эти ракеты могли поражать практически всю европейскую часть территории СССР.

Окончательное решение. Именно в тот день - 12 декабря - и было принято окончательное решение ввести советские войска в Афганистан. В Особой папке ЦК КПСС сохранился протокол этого заседания Политбюро, написанный секретарем ЦК К.У. Черненко. Из протокола видно, что инициаторами ввода советских войск в Афганистан были Ю.В. Андропов, Д.Ф. Устинов и А.А. Громыко. За ввод войск проголосовали единогласно все члены Политбюро. Однако примечательным является отсутствие на заседании Политбюро председателя Совета Министров СССР А.Н. Косыгина, который был категорически против ввода войск в Афганистан. Либо он сам предпочел не явиться на заседание, либо ему посоветовали это сделать, либо заседание провели без его ведома. Последнее все же выглядит маловероятным.

Шифротелеграммы. Поступавшие позже из Афганистана шифротелеграммы как бы подтверждали правильность принятых руководством СССР шагов в отношении Афганистана. По сообщению представителя КГБ СССР, Х. Амин в ходе встреч с ним 12 и 17 декабря говорил, что афганское руководство будет приветствовать присутствие Советских Вооруженных Сил в ряде стратегически важных пунктов в северных провинциях ДРА. Формы и методы оказания военной помощи должна определить советская сторона.

Тогдашнее руководство КПСС не посчитало нужным вынести такой важный вопрос, как ввод войск в соседнюю страну, на обсуждение государственных органов власти - Верховного Совета СССР или Совета Министров СССР. Ни указа Президиума Верховного Совета СССР, ни постановления Совета Министров СССР, ни какого-либо другого документа по вопросу ввода войск не принималось. Все указания отдавали устно, мотивируя это необходимостью обеспечить и ввести в заблуждение Х. Амина.

Официальная причина. Официально провозглашенная цель советского военного присутствия в ДРА формулировалась однозначно - оказание помощи в стабилизации обстановки и отражении возможной агрессии извне. Советские войска должны были стоять гарнизонами и не ввязываться во внутренний конфликт и боевые действия. Им предписывалось защищать местное население от банд, а также распределять продовольствие, горючее и предметы первой необходимости. Считалось, что само присутствие советских войск явится мощным стабилизирующим фактором, существенно укрепит режим НДПА, окажет сдерживающее влияние на оппозиционное движение и обеспечит устойчивость военно-политической обстановки в Афганистане. При этом подчеркивалось, что если ввод войск и случится, то он будет носить кратковременный характер.

В то же время замалчивался тот важнейший факт, что первой задачей, которой придется решать нашим войскам, станет свержение и устранение Х. Амина и замена его советским ставленником Б. Кармалем. Следовательно, ссылка на то, что ввод советских войск на афганскую территорию осуществлялся по просьбе законного правительства ДРА, вряд ли обоснована.

В целом же решение советского руководства о вводе войск в ДРА было принято без соответствующего анализа обстановки и прогноза развития ситуации, оценки причин, характера, масштабов и способов разрешения конфликта, а также без постановки четких общеполитических и стратегических целей. В результате Афганистан для Советского Союза стал «трясиной» вроде той, какой был Вьетнам для США.

15 мая 1988 года начался вывод советских войск с территории Афганистана. Операцией руководил последний командующий ограниченным контингентом генерал‑лейтенант Борис Громов. Советские войска находились на территории страны с 25 декабря 1979 года; они действовали на стороне правительства Демократической Республики Афганистан.

Решение о вводе советских войск в Афганистан было принято 12 декабря 1979 года на заседании Политбюро ЦК КПСС и оформлено секретным постановлением ЦК КПСС. Официальной целью ввода было предотвращение угрозы иностранного военного вмешательства. В качестве формального основания Политбюро ЦК КПСС использовало неоднократные просьбы руководства Афганистана.

Ограниченный контингент советских войск (ОКСВ) оказался непосредственно втянут в разгоравшуюся в Афганистане гражданскую войну и стал ее активным участником.

В конфликте принимали участие вооруженные силы правительства Демократической Республики Афганистан (ДРА) с одной стороны и вооруженная оппозиция (моджахеды, или душманы) - с другой. Борьба велась за полный политический контроль над территорией Афганистана. Душманам в ходе конфликта поддержку оказывали военные специалисты США, ряда европейских стран-членов НАТО, а также пакистанские спецслужбы.
25 декабря 1979 года начался ввод советских войск в ДРА по трем направлениям: Кушка‑Шинданд‑Кандагар, Термез‑Кундуз‑Кабул, Хорог‑Файзабад. Десант высаживался на аэродромах Кабул, Баграм, Кандагар.

В состав советского контингента входили: управление 40‑й армии с частями обеспечения и обслуживания, четыре дивизии, пять отдельных бригад, четыре отдельных полка, четыре полка боевой авиации, три вертолетных полка, одна трубопроводная бригада, одна бригада материального обеспечения и некоторые другие части и учреждения.

Пребывание советских войск в Афганистане и их боевая деятельность условно разделяются на четыре этапа.

1‑й этап : декабрь 1979 г. ‑ февраль 1980 г. Ввод советских войск в Афганистан, размещение их по гарнизонам, организация охраны пунктов дислокации и различных объектов.

2‑й этап : март 1980 г. ‑ апрель 1985 г. Ведение активных боевых действий, в том числе широкомасштабных, совместно с афганскими соединениями и частями. Работа по реорганизации и укреплению вооруженных сил ДРА.

3‑й этап : май 1985 г. ‑ декабрь 1986 г. Переход от активных боевых действий преимущественно к поддержке действий афганских войск советской авиацией, артиллерией и саперными подразделениями. Подразделения спецназначения вели борьбу по пресечению доставки оружия и боеприпасов из‑за рубежа. Состоялся вывод 6 советских полков на Родину.

4‑й этап : январь 1987 г. ‑ февраль 1989 г. Участие советских войск в проведении афганским руководством политики национального примирения. Продолжение поддержки боевой деятельности афганских войск. Подготовка советских войск к возвращению на Родину и осуществление полного их вывода.

14 апреля 1988 года при посредничестве ООН в Швейцарии министрами иностранных дел Афганистана и Пакистана подписаны Женевские соглашения о политическом урегулировании положения вокруг ситуации в ДРА. Советский Союз обязался вывести свой контингент в 9‑месячный срок, начиная с 15 мая; США и Пакистан, со своей стороны, должны были прекратить поддерживать моджахедов.

В соответствии с соглашениями вывод советских войск с территории Афганистана начался 15 мая 1988 года. 15 февраля 1989 года из Афганистана полностью выведены советские войска. Выводом войск 40‑й армии руководил последний командующий ограниченным контингентом генерал‑лейтенант Борис Громов.

Об авторе: Никита Мендкович – эксперт Центра изучения современного Афганистана (ЦИСА).

Проблемы вооруженного противостояния в Афганистане до сих пор активно обсуждаются в научной литературе. В частности, предметом дискуссий все еще являются потери в вооруженном противостоянии с участием советских войск с 25 декабря 1979 г. по 15 февраля 1989 г. Ниже приведенный текст является попыткой обзора оценок существующих данных о потерях сторон-участниц конфликта.

Для начала можно констатировать, что несколько в лучшем состоянии находится статистика потерь советских войск, сражавшихся на стороне кабульского правительства. Уровень исходного учета потерь был достаточно высок: этому способствовала порядок в вооруженных силах СССР, нормы учета передвижения и убыли личного состава. К тому же, несмотря на политические перемены, затронувшие постсоветское пространство, сравнительно неплох уровень сохранности военных архивов, что позволило специалистам министерства обороны с высокой точностью оценить потери прошедшей войны.

Всего за период в войсках, находившихся на территории Афганистана, прошло военную службу 620 тыс. военнослужащих, включая 525,5 тысяч солдат и офицеров Советской Армии, 21 тысячу гражданских служащих, 95 тысяч представителей КГБ (включая пограничные войска), внутренних войск и милиции .

Общее число погибших за период более чем девятилетнего военного присутствия составило 15051 человек, из них — 14427 бойцов вооруженных сил, которые погибли как в результате боевых ранений, так и от несчастных случаев и болезней. Процент боевых потерь составляет 82,5%. В число безвозвратных боевых и небоевых потерь включены и лица, скончавшиеся в госпиталях, и лица умершие от последствий болезней уже после увольнения из вооруженных сил. Поэтому, видимо, эти данные о погибших практически полны, и следует оставлять без внимания более высокие оценки, встречающиеся в западной литературе: в представленную здесь статистику не вошли только лица, скончавшиеся до увольнения из армии при излечении в госпиталях вне территории ДРА .

В статистику безвозвратных потерь также не включены 417 человек, которые в период боевых действий пропали без вести или попали в плен. По состоянию на 1999 год не были возвращены на родину 287 человек.

Значительный вред советской группировке наносили и т.н. санитарные потери, включающие в себя лиц, выбывших из войны по состоянию здоровья. В них включаются как раненные в период боевых действий, так и заболевшие по причинам не связанным с ранами и контузиями. Для афганской войны был чрезвычайно высок уровень потерь связанных с «небоевыми» факторами: на их долю приходилось 89% санитарных потерь.

По оценкам американских исследователей 1990-х годов, 56,6% небоевых потерь приходились на долю инфекционных заболеваний, 15,1% — бытовых травм, 9,9% – дерматологических заболеваний, 4,1% — болезней легких. По данным Грау и Джоргенсена на всем протяжении войны до 1/4 личного состава группировки Советской Армии было небоеспособно. Как пишут авторы: «В октябре-декабре 1981 года, вся 5-я мотострелковая дивизия стала небоеспособной, когда более 3 тысяч человек одновременно заболело гепатитом» . Видимо, высокая заболеваемость связана с нехваткой чистой питьевой воды, перебоями с поставками новой одежды, создававшими проблемы со стиркой обмундирования, нетипичными для Европейской России, откуда происходило большинство бойцов, инфекционными заболеваниями. Из-за радикальной смены климата практически у всех вновь прибывших в страну бойцов через определенное время появлялись симптомы расстройства желудка. Были часты случаи дизентерии, гепатита и брюшного тифа.

Всего за время присутствия вооруженных сил в стране за медицинской помощью обращались 466 тысяч военнослужащих. Из них по причине болезни были уволены из вооруженных сил 11284 человека, из которых 10751 человек получил инвалидность.

Самые высокие безвозвратные потери Советской Армии относятся к периоду с марта 1980 по апрель 1985 г. Именно к этому времени относятся также самые высокие среднемесячные безвозвратные потери. Самые высокие среднемесячные санитарные потери (и, видимо, пик заболеваемости) относятся к маю 1985 г. — декабрю 1986 г.

Более сложна ситуация с потерями вооруженных сил ДРА, антиправительственных вооруженных формирований и мирного населения. Потери вооруженных сил, подчинявшихся Кабулу, известны по оценке А.А.Ляховского и составили с 1979 по 1988 год: 26595 человек – безвозвратных боевых потерь, 28002 – пропавших без вести, 285541 – дезертировавших. Аномально высокий уровень дезертирства отражен во многих мемуарных источниках и объясняется хаотичной мобилизационной политикой правительства ДРА и низким уровнем идеологической работы среди личного состава. Пик боевых безвозвратных потерь пришелся на 1981 год, когда афганские вооруженные силы потеряли 6721 человека убитыми. Пики потерь от дезертирства (более 30 тысяч человек в год) пришлись на 1982 и 1988 годы.

С одной стороны данный уровень потерь значительно выше, чем у советской стороны, что указывает на большую вовлеченность в боевые действия, однако здесь важно учитывать разницу в технической оснащенности и количестве и качестве работы медицинского персонала, что вело к большим летальным потерям.

В том, что касается потерь «моджахедов» и гражданского населения, ситуация еще более запутана. Точная статистика практически отсутствует. За период с 1980 по 1990 годы ООН зарегистрировала 640 тысяч смертей жителей Афганистана, из которых 327 тысяч человек пришлось на долю мужского населения страны . Однако эти данные заведомо неполны и могут считаться лишь нижней границей потерь населения.

Запутан, прежде всего, вопрос о численности отрядов оппозиции. Наиболее распространена в литературе оценка: от 20 до 50 тысяч человек постоянного состава, и 70-350 тысяч лиц, участвовавших их деятельности на нерегулярной основе . Наиболее аргументированной представляется оценка Крайла, который, со ссылкой на воспоминания сотрудников ЦРУ, утверждал, что США финансировали отряды численностью примерно 150 тысяч бойцов из 400 тысяч, действовавших в стране .

Сколько из них погибли? Автор не встречал в литературе, посвященной военной истории, каких-либо достоверных оценок. Их появление представляется маловероятным хотя бы из-за проблем идентификации принадлежности «нерегулярных моджахедов», документирования текущих потерь отдельных отрядов и централизованного учета этих данных, который вряд ли вообще проводился во время войны.

Видимо, потери оппозиционных отрядов можно учесть только в общей массе населения, оценки потерь которого сильно рознятся. Так, по состоянию на 1987 год, в Афганистане по данным USAID погибло 875 тысяч человек, по данным исследования «Гэллап» — 1,2 миллиона человек . Наибольшая оценка суммарных безвозвратных потерь населения, встречающаяся в литературе, – 1,5-2 миллиона человек, но автору они представляются завышенными. Численность беженцев традиционно оценивается в 5,7 миллионов человек в 1987 году и 6,2 миллионов – в 1990-м на территории Пакистана, Ирана и некоторых других государств . Впрочем, важно отметить, что заметная часть лиц, зарегистрированных в качестве «беженцев», были афганскими гастарбайтерами, стремившимися таким образом легализоваться за границей и надеявшимися получить гуманитарную помощь. Их численность была велика и в довоенный период, так в начале 1970-х с целью поиска работы Афганистан покинуло до 1 миллиона человек. Поэтому оценить реальные процент тех, кто вынужденно покинул Афганистан в период войны непросто.

Приведенные данные о численности сторон и потерях в конфликте 1979-1989 годов могут быть неполными, однако, на взгляд автора, они, по крайней мере, аргументированы в отличие от ряда явно завышенных оценок, которые используются при политических спекуляциях вокруг истории этой войны.

Разумеется, любые военные потери, особенно несознательных участников конфликта, а населения, проживающего на территории, где он развернулся, ужасны и с точки зрения простой этики не могут быть оправданными, и не может быть оправдана сама война как страшнейшее проявление насилия человека над человеком. Однако, как видно и из событий дня сегодняшнего, уровень развития общества и международных отношений все еще не исключает применения этого инструмента для разрешения противоречий между государствами. А значит – новых потерь и новых человеческих трагедий.


  1. Здесь и далее статистика советских потерь приводится по: Россия в войнах XX века. Потери вооруженных сил. Под общей редакцией Г. Ф. Кривошеева. Москва: Олма-Пресс, 2001.
  2. Сообщение профессора кафедры термических поражений Военно-медицинской академии Санкт-Петербурга Владимира Сидельникова // РИА «Новости», 15 февраля 2007.
  3. L. W. Grau, W. A. Jorgensen Medical support in counter-guerrilla war: epidemiologic lesson learned in Soviet-Afghan war
  4. А. А. Ляховский Трагедия и доблесть Афгана
  5. United Nations Statistics Division
  6. J. B. Amstutz Afghanistan. The first five ears of soviet occupation. Washington D. C., 1986. P. 155-156.
  7. Д. Крайл Война Чарли Уилсона. Перевод с английского К. Савельев. М., 2008. С. 205.
  8. D. C. Isby War in a Distant Country: Afghanistan, Invasion and Resistance. London, 1989.
  9. М. Ф. Слинкин Афганистан: страницы истории (80-90-е гг. XX века). Симферополь, 2003. С. 119-120.
Фото: about.com

В 1979 году советские войска вошли в Афганистан. На 10 лет СССР был втянут в конфликт, который окончательно подорвал его былое могущество. «Эхо Афгана» слышно до сих пор.

Контингент

Афганской войны не было. Был ввод ограниченного контингента советских войск в Афганистан. Принципиально важно то, что советские войска вошли в Афганистан по приглашению. Приглашений было около двух десятков. Решение о вводе войск было непростым, но оно все же было принято членами Политбюро ЦК КПСС 12 декабря 1979 года. По сути, СССР был втянут в этот конфликт. Недолгие поиски "кому это выгодно" однозначно указывают, прежде всего, на США. Англосаксонский след афганского конфликта сегодня даже не пробуют скрыть. Согласно мемуарам бывшего директора ЦРУ Роберта Гейтса, 3 июля 1979 года американский президент Джимми Картер подписал секретный президентский указ, санкционирующий финансирование антиправительственных сил в Афганистане, а Збигнев Бзежинский прямо говорил: "Мы не толкали русских вмешиваться, но мы намеренно увеличили вероятность, что они это сделают".

Афганская ось

Афганистан в геополитическом отношении является осевой точкой. Не напрасно на протяжении всей его истории за Афганистан идут войны. Как открытые, так и дипломатические. Начиная с XIX века между Российской и Британской империями ведётся борьба за контроль над Афганистаном, получившая название «Большая игра». Афганский конфликт 1979-1989 годов - часть этой "игры". Мятежи и восстания в "подбрюшье" СССР не могли остаться без внимания. Потерять афганскую ось было нельзя. К тому же Леонид Брежнев очень хотел выступить в образе миротворца. Выступил.

О спорт, ты мир

Афганский конфликт "совершенно случайно" вызвал в мире серьезную протестную волну, которую всячески подпитывали "дружественные" СМИ. Радиоэфиры "Голоса Америки" ежедневно начинались с военных сводок. Всеми способами людям не давали забыть, что Советский союз ведёт "захватническую" войну на чужой для себя территории. Олимпидаду-80 бойкотировало множество стран (в том числе США). Англосаксонская пропагандистская машина работала на полную, создавая из СССР образ агрессора. Афганский конфликт очень помог со сменой полюсов: к концу 70-х годов популярность СССР в мире была грандиозной. Бойкот США не остался без ответа. Наши спортсмены не поехали на Олимпиаду-84 в Лос-Анджелесе.

Всем миром

Афганский конфликт был афганским только по названию. По сути, была проведена излюбленная англосаксонская комбинация: врагов заставили воевать друг с другом. США санкционировало «экономическую помощь» афганской оппозиции в размере 15 миллионов долларов, а также военную - поставляя им тяжелое вооружение и обучая военной подготовке группы афганских моджахедов. США даже и не скрывали своей заинтересованности в конфликте. В 1988 году была снята третья часть киноэпопеи "Рэмбо". Герой Сильвестра Сталлоне на этот раз воевал в Афганистане. Нелепо скроенный, откровенно пропагандистский фильм даже получил "Золоту малину" и попал в Книгу рекордов Гиннеса как фильм с максимальным количеством насилия: в фильме содержится 221 сцена насилия и суммарно погибает более 108 человек. В конце фильма идут титры «Фильм посвящен доблестному народу Афганистана».

Роль афганского конфликта сложно переоценить. Ежегодно СССР тратил на него порядка 2-3 млрд американских долларов. Советский Союз мог себе это позволить при пике цен на нефть, который наблюдался в 1979-1980 годах. Однако в период с ноября 1980 год по июнь 1986 год цены на нефть упали почти в 6 раз! Упали, конечно, не случайно. Отдельное "спасибо" антиалкогольной кампании Горбачева. «Финансовой подушки» в виде доходов от продажи водки на внутреннем рынке уже не было. СССР по инерции продолжал тратит деньги на создание положительного имиджа, но внутри страны средства заканчивались. СССР оказался в экономическом коллапсе.

Диссонанс

Во время афганского конфликта страна пребывала в некоем когнитивном диссонансе. С одной стороны, все знали про "Афганистан", с другой - СССР мучительно старался "жить лучше и веселей". Олимпиада-80, XII Всемирный фестиваль молодежи и студентов - Советский союз праздновал и радовался. Между тем, генерал КГБ Филипп Бобков впоследствии свидетельствовал: «Задолго до открытия фестиваля, в Пакистане были специально подобраны афганские боевики, которые прошли серьёзную подготовку под руководством специалистов ЦРУ и за год до фестиваля заброшены в страну. Они осели в городе, тем более, что деньгами их обеспечили, и стали ожидать получения взрывчатки, пластиковых бомб и оружия, готовясь к осуществлению взрывов в местах массового скопления людей (Лужники, Манежная площадь и другие места). Акции были сорваны, благодаря принятым оперативным мерам».

Последнее советское десятилетие ознаменовала Афганская война (1979-1989). Ход войны, кратко говоря, сегодня известен далеко не каждому жителю России и других В 90-е годы из-за бурных реформ и экономических кризисов афганская кампания была почти вытеснена из общественного сознания. Но сегодня, когда проведена большая работа историков и исследователей, исчезли все идеологические клише, появилась хорошая возможность беспристрастно взглянуть на события тех лет.

Предпосылки

В России и на всем постсоветском пространстве Афганская война, кратко говоря, ассоциируется с десятилетним периодом (1979-1989 гг.), когда в этой стране присутствовали вооруженные силы СССР. Фактически это была только одна часть длительного гражданского конфликта. Предпосылки для его возникновения появились в 1973 году, когда в Афганистане была свергнута монархия. К власти пришел недолговечный режим Мухаммеда Дауда. Он прекратил свое существование в 1978 году, когда произошла Саурская (апрельская) революция. После нее править страной начала Народно-демократическая партия Афганистана (НДПА), которая провозгласила Демократическую Республику Афганистан (ДРА).

Организация была марксистской, что роднило ее с Советским Союзом. Левая идеология стала главенствующей в Афганистане. Так же, как и в СССР, там начали строить социализм. Однако к 1978 году страна уже существовала в условиях непрекращающегося хаоса. Две революции, гражданская война - все это уничтожило стабильность в регионе.

Социалистическому правительству противостояли разные силы, но в первую очередь - радикальные исламисты. Они считали членов НДПА врагами всего афганского народа и ислама. По сути, новому политическому режиму была объявлена (джихад). Для борьбы с неверными были созданы отряды моджахедов. Именно с ними и сражалась советская армия, для которой скоро началась Афганская война. Кратко успех моджахедов можно объяснить их умелой пропагандистской работой в стране. Для исламистских агитаторов задача облегчалась тем, что абсолютное большинство населения Афганистана (около 90%) было неграмотным. В государстве за пределами больших городов царили родоплеменные порядки с крайне патриархальными взглядами на мир. Религия в таком обществе, безусловно, играла значительную роль. Таковы были причины Афганской войны. Кратко они были описаны в официозных советских газетах как оказание интернациональной помощи дружественному народу соседней страны.

Не успела НДПА прийти к власти в Кабуле, как в остальных провинциях страны начались подогреваемые исламистами. Афганское руководство начало терять контроль над ситуацией. В этих условиях в марте 1979 года оно впервые обратилось с просьбой о помощи в Москву. В дальнейшем такие послания повторялись еще несколько раз. Ждать помощи марксисткой партии, окруженной националистами и исламистами, было больше неоткуда.

Впервые вопрос о предоставлении помощи кабульским «товарищам» был рассмотрен в Кремле 19 марта 1979 года. Тогда Брежнев выступил против вооруженного вмешательства. Однако время шло, а ситуация у границ СССР становилась все хуже. Постепенно члены политбюро и другие высшие государственные функционеры поменяли свое мнение. Например, министр обороны считал, что Афганская война, кратко говоря, может стать причиной опасности для советских границ.

В сентябре 1979 года в Афганистане произошел очередной переворот. На этот раз поменялось руководство в правящей партии НДПА. Главой партии и государства стал По линии КГБ в советское политбюро стали поступать сообщения о том, что он является агентом ЦРУ. Эти донесения еще больше склонили Кремль к военному вмешательству. Тогда же началась подготовка к свержению Амина. По предложению Юрия Андропова было решено поставить на его место лояльного Советскому Союзу Бабрака Кармаля. Этот член НДПА был сначала важным человеком в Революционном совете. В ходе партийных чисток его сначала отправили послом в Чехословакию, а затем объявили предателем и заговорщиком. Кармаль, находившийся в тот момент в эмиграции, так и остался за границей. При этом он перебрался в СССР, став фигурой, на которую поставило советское руководство.

Принятие решения о вводе войск

12 декабря 1979 года стало окончательно ясно, что для СССР начнется собственная Афганская война. Кратко обсудив последние оговорки в документах, в Кремле одобрили операцию по свержению Амина.

Конечно, едва ли кто-то в Москве тогда осознавал, насколько затянется эта военная кампания. Но с самого начала у решения ввести войска были и противники. Во-первых, не хотел этого начальник Генштаба Николай Огарков. Во-вторых, не поддержал решение Политбюро Эта его позиция стала дополнительным и решающим поводом для окончательного разрыва с Леонидом Брежневым и его сторонниками.

Непосредственные мероприятия по подготовке к переброске советской армии в Афганистан начались на следующий день, 13 декабря. Советские спецслужбы попытались организовать покушение на Хафиззулу Амина, однако первый блин вышел комом. Операция повисла на волоске. Тем не менее подготовка продолжалась.

Штурм дворца Амина

Ввод войск начался 25 декабря. Еще через два дня Амин, находясь в своем дворце, почувствовал себя плохо и потерял сознание. То же самое случилось с некоторыми его приближенными. Причиной этому послужило отравление, которое организовали советские агенты, устроившиеся в резиденцию поварами. Амину оказали медицинскую помощь, но охрана почувствовала неладное.

В семь часов вечера неподалеку от дворца советская диверсионная группа заглохла на своей машине, остановившейся около люка, который вел в распределительный узел всех кабульских коммуникаций. Туда благополучно была опущена мина, и через несколько минут прогремел взрыв. Кабул остался без электричества.

Так началась Афганская война (1979-1989). Кратко оценив ситуацию, командующий операцией полковник Бояринцев распорядился приступить к штурму дворца Амина. Сам афганский лидер, узнав о нападении неизвестных военных, потребовал у своих приближенных попросить помощи у Советского Союза (формально власти двух стран продолжали оставаться дружественными друг к другу). Когда Амину доложили, что у его ворот спецназ СССР, он не поверил. Точно неизвестно, при каких обстоятельствах погиб глава НДПА. Большинство очевидцев позже утверждало, что Амин покончил жизнь самоубийством еще до того, как в его апартаментах появились советские военнослужащие.

Так или иначе, но операция была успешно проведена. Был захвачен не только дворец, но и весь Кабул. В ночь на 28 декабря в столицу прибыл Кармаль, который и был объявлен главой государства. Силы СССР потеряли 20 человек (среди них были десантники и спецназовцы). Погиб и командующий штурмом Григорий Бояринцев. В 1980 году он был посмертно приставлен к званию Героя Советского Союза.

Хронология конфликта

Согласно характеру боев и стратегическим задачам, краткая история Афганской войны (1979-1989) может быть разделена на четыре периода. Зимой 1979-1980 гг. состоялся ввод советских войск в страну. Военнослужащие были отправлены по гарнизонам и важным инфраструктурным объектам.

Второй период (1980-1985) был самым активным. Боевые действия велись по всей стране. Они носили наступательный характер. Уничтожались моджахеды, и улучшалась армия Демократической Республики Афганистан.

Третий период (1985-1987) характеризуется операциями советской авиации и артиллерии. Мероприятия с применением наземных войск осуществлялись все реже, пока наконец не сошли на нет.

Четвертый период (1987-1989) стал последним. Советские войска готовились к выводу. При этом гражданская война в стране продолжалась. Исламисты так и не были окончательно побеждены. Вывод войск был вызван экономическим кризисом в СССР и переменой в политическом курсе.

Продолжение войны

Когда Советский Союз только вводил свои войска в Афганистан, руководство страны аргументировало свое решение тем, что оно лишь оказывало помощь, согласно многочисленным просьбам афганского правительства. По свежим следам в конце 1979 года был созван Совет Безопасности ООН. На нем была представлена антисоветская резолюция, подготовленная США. Документ не был поддержан.

Американская сторона, хотя и не принимала фактического участия в конфликте, активно финансировала моджахедов. У исламистов было оружие, закупленное на Западе. Таким образом, фактически холодное противостояние между двумя политическими системами получило новый фронт, которым стала Афганская война. Ход войны кратко освещался во всех мировых СМИ.

ЦРУ организовало на территории соседнего Пакистана несколько тренировочных и учебных лагерей, в которых проходили подготовку афганские моджахеды (душманы). Исламисты, помимо американского финансирования, получали деньги за счет наркоторговли. В 80-е эта страна стала мировым лидером по производству героина и опиума. Часто целью советских операций было именно уничтожение этих производств.

Причины Афганской войны (1979-1989), кратко говоря, отправили на противостояние огромную массу населения, никогда до этого не державшего в руках оружие. Вербовкой в ряды душманов руководила широкая агентурная сеть по всей стране. Преимуществом моджахедов было отсутствие у них определенного центра. На протяжении всего вооруженного конфликта это была совокупность из многочисленных разнородных групп. Управляли ими полевые командиры, однако никакого «главаря» среди них не было.

Низкую эффективность партизанских операций в полной мере показала Афганская война (1979-1989). Кратко итоги многих советских наступлений упоминались в СМИ. Многие рейды сводились на нет эффективной пропагандистской работой противника среди местного населения. Для афганского большинства (особенно в глубоких провинциях с патриархальным укладом) советские военнослужащие всегда были оккупантами. Никакой симпатии к социалистической идеологии простолюдины не испытывали.

«Политика национального примирения»

В 1987 году началось осуществление «политики национального примирения». На своем пленуме НДПА отказалась от монопольного права на власть. Появился закон, который разрешал оппонентам власти создавать собственные партии. В стране появилась новая Конституция и новый президент Мухаммед Наджибулла. Все эти меры предпринимались для того, чтобы прекратить войну методом компромисса и уступок.

Одновременно с этим советское руководство во главе с Михаилом Горбачевым взяло курс на уменьшение собственных вооружений, что означало вывод войск из соседней страны. Афганская война (1979-1989), кратко говоря, не могла вестись в условиях экономического кризиса, начавшегося в СССР. Кроме того, уже на последнем дыхании была холодная война. СССР и США начали договариваться между собой посредством подписания многочисленных документов о разоружении и прекращении эскалации конфликта между двумя политическими системами.

Впервые Михаил Горбачев заявил о предстоящем выводе советских войск в декабре 1987 года, находясь с официальным визитом в США. Вскоре после этого советская, американская и афганская делегации сели за стол переговоров в швейцарской Женеве. 14 апреля 1988 года по итогам их работы были подписаны программные документы. Так подходила к концу история Афганской войны. Кратко можно сказать, что согласно женевским договоренностям, советское руководство обещало вывести свои войска, а американское - прекратить финансирование противников НДПА.

Половина военного контингента СССР покинула страну уже в августе 1988 года. Летом были оставлены важные гарнизоны в Кандагаре, Градезе, Файзабаде, Кунддузе и других городах и поселениях. Последним советским военнослужащим, покинувшим Афганистан 15 февраля 1989 года, стал генерал-лейтенант Борис Громов. Весь мир облетели кадры того, как военные переходили и переезжали Мост Дружбы через пограничную реку Амударью.

Потери

Многие события советских лет подвергались однобокой коммунистической оценке. Была среди них и история Афганской войны. Кратко появлялись сухие сводки в газетах, а телевидение рассказывало о неизменных успехах воинов-интернационалистов. Однако вплоть до начала Перестройки и объявления политики гласности власти СССР старались умолчать об истинном масштабе своих безвозвратных потерь. Цинковые гробы с призывниками и рядовыми возвращались в Советский Союз полутайно. Солдат хоронили без огласки, а на памятниках долгое время не было упоминаний о месте и причине гибели. В народе появился устойчивый образ «груза 200».

Только в 1989 году в газете «Правда» были опубликованы реальные данные о потерях - 13,835 человек. К концу XX столетия эта цифра дошла до 15 тысяч, так как многие военнослужащие умирали уже на родине на протяжении нескольких лет из-за ранений и полученных болезней. Таковы были настоящие последствия Афганской войны. Кратко упоминая о своих потерях, только больше усиливала конфликт с обществом. К концу 80-х годов требование вывести войска из соседней страны стало одним из главных лозунгов Перестройки. Еще раньше (при Брежневе) за это выступали диссиденты. Так, например, в 1980 году знаменитый академик Андрей Сахаров за свою критику «решения афганского вопроса» был выслан в ссылку в Горький.

Итоги

Каковы же итоги Афганской войны? Кратко говоря, советское вмешательство продлило жизнь НДПА ровно на тот период, на который в стране оставались войска СССР. После их вывода режим постигла агония. Моджахедские группировки быстро восстановили собственный контроль над Афганистаном. Исламисты появились даже у границ СССР. Советским пограничникам приходилось терпеть обстрелы противника уже после того, как войска покинули страну.

Статус-кво был нарушен. В апреле 1992 года Демократическая Республика Афганистан была окончательно ликвидирована исламистами. В стране начался полноценный хаос. Ее разделили многочисленные группировки. Война всех против всех там продолжалась вплоть то вторжения войск НАТО в начале XXI века. В 90-е годы в стране появилось движение «Талибан», которое стало одной из ведущих сил современного мирового терроризма.

В массовом постсоветском сознании одним из важнейших символов 80-х годов стала именно Афганская война. Кратко для школы о ней сегодня рассказывают в учебниках по истории для 9 и 11 класса. Войне посвящены многочисленные произведения искусства - песни, фильмы, книги. Оценка ее итогов разнится, хотя в конце существования СССР большинство населения, согласно социологическим опросам, выступало за вывод войск и прекращение бессмысленной войны.