Кто новый президент южной осетии. Кто станет новым президентом южной осетии

Анатолий Бибилов — спикер парламента Южной Осетии, участник грузино-осетинского конфликта, бывший десантник, создатель МЧС республики, основатель партии «Единая Осетия». Теперь, вполне вероятно, станет президентом частично признанного государства, где большинство населения имеет российские паспорта.

Военный и десантник

Анатолий Бибилов родился в Цхинвале в 1970 году в простой рабочей семье. После 8 класса выбрал путь военного и перешел в специализированную школу-интернат с углубленным изучением русского языка и усиленной военно-физической подготовкой. В 18 лет поступил в Рязанское училище ВДВ, где ему хорошо давался армейский рукопашный бой. После окончания училища был распределен в Псковскую военную дивизию, в составе которой участвовал в грузино-осетинском конфликте в 1992 году в Цхинвале. С 1996 по 1998 год жил в Киеве. Затем вернулся в Южную Осетию, где продолжил военную карьеру в качестве командира роты, замкомандира батальона миротворческих сил.

Участник войны и глава МЧС

В августе 2008 года участвовал в боевых действиях между грузинами и осетинами: организовывал оборону одного из районов Цхинвала. Дважды был ранен. За проявленный героизм получил высшую государственную награду Южной Осетии — орден Уацамонга.

В то же время создал с нуля и возглавил Министерство по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в ЮО. Это ведомство ему помогал формировать Сергей Шойгу, который остался кумиром для южноосетинского политика.

Политический лидер

Осенью 2011 года, когда президент Эдуард Кокойты досрочно подал в отставку из‑за протестов на улицах Цхинвала, Анатолий Бибилов стал одним из 13 кандидатов на пост главы ЮО.

Более того, он шел вторым за бывшей учительницей, а позже экс-министром образования Аллой Джиоевой. Правда, с большим отрывом — Джиоева, тогда пользовавшаяся огромной популярностью среди жителей республики, набрала почти 70% голосов. Но позже Верховный Суд РФ признал выборы недействительными, отменил результаты, и лидировавшие кандидаты не смогли пойти на новый тур. Тогда же появился Леонид Тибилов, который управлял республикой 5 лет и привел ее к состоянию, которое местные характеризуют: «Есть стабильность, но нет развития».
Интересно, что Джиоева после выборов 2011 года исчезла из политической жизни и появилась только перед выборами 2017 года — как говорят местные, по приглашению Леонида Тибилова. Она показала себя как сторонница Тибилова и противница идей Бибилова (при этом их политические программы похожи и в общем содержат реформы, которые необходимы для республики).

А вот Бибилов, напротив, стал заметен в политическом поле: занял пост председателя парламента, создал партию «Единая Осетия» (сейчас — 20 из 34 мандатов в парламенте ЮО), а перед выборами-2017 сделал ставку на встречи с избирателями (по количеству агитматериалов на улицах он уступал Леониду Тибилову).

Детали

В кабинете штаба Анатолия Бибилова, где мы беседуем с ним, три портрета.

Первый — небольшая цветная фотография Владимира Путина. Хотя в отличие от Леонида Тибилова на своих агитплакатах Анатолий Бибилов не появлялся с российским лидером, один из основополагающих девизов его программы — присоединение к России.

Самый большой портрет — почти в полстены — Сергей Шойгу, нарисованный маслом на холсте.

Есть и не очень заметный черно-белый портрет Сталина. Его в Цхинвале уважают, одна из центральных улиц города названа именем советского лидера.

Республика Южная Осетия или, как ее еще называют, Республика Алания является частично признанным самопровозглашенным государством на Кавказе. Исторически этот регион входил в разные государства, но со времен СССР республика была частью Грузинской ССР, от которой впоследствии провозгласила независимость, не признанную, впрочем, ведущими государствами мира.

История осетин

Многие историки сходятся во мнении, что современные осетины являются потомками сарматских племен, обитавших в окрестностях Большого Кавказского хребта и в Приазовье с первого века новой эры.

Однако на протяжении тысячелетия эти племена не имели сформированной государственности и кочевали по равнинам вдоль Северного Кавказа, пока не осели на территории грузинских феодалов в XVll веке.

Осетинские крестьяне получили разрешение от грузинских правителей поселиться по течению реки Большая Лиахви, которая считается одним из крупнейших притоков Куры. Именно в семнадцатом веке число осетин на территории нынешней Алании увеличилось настолько, что можно было говорить о создании собственной государственности, но в тот момент этого не произошло.

В составе России

Отвечая на вопрос о том, входит ли в состав России Южная Осетия, нельзя избежать рассказа о присоединении осетинских земель к Российской империи. Это присоединение состоялось в XlX веке.

Одним из первых европейских исследователей, составивших подробное описание национального состава региона, в котором сегодня значится республика Южная Осетия, был рижский ученый Иоган Антон Гильденштедт. Не исключено также, что он выполнял не только научную работу, учитывая последовавшие за его визитом события.

Путешествие российского подданного немецкого происхождения, состоявшееся в 1770-1773 годах, позволило имперским властям более подробно познакомиться с географией, политикой и экономикой региона.

Начиная с восемнадцатого века осетины проживали совместно с грузинами на территории Картли-Кахетинского царства, созданного Ираклием ll в 1716 году. Однако этому царству не суждено было просуществовать долго, так как Персидская империя начала активные действия по завоеванию Кавказа.

Неудивительно, что в такой ситуации грузинский царь стал искать поддержки у более сильного партнера, которым и стала Российская империя. В 1801 году император Павел l своим указом включил Грузинское царство в состав империи, а осенью того же года его преемник Александр l упразднил грузинскую государственность и учредил отдельную империю. Таким образом, грузины и осетины оказались на равных условиях в составе другого государства.

После империи

После ликвидации Российской империи Цхинвал и Южная Осетия оказались на территории Демократической Республики Грузия, что и послужило прологом к последующим межэтническим конфликтам.

Так как грузинская аристократия владела большинством сельскохозяйственных земель региона, нет ничего удивительного в том, что осетины стали убежденными сторонниками большевиков, которые обещали передать землю в собственность крестьянам. Однако грузинские землевладельцы отреагировали на эти требования вполне однозначно - начали подавлять недовольство, что вылилось в сильные столкновения в 1918 году.

Вплоть до 1921 года на территории Цхинвальского региона продолжались этнические столкновения, жертвами которых стали, по разным данным, от 7000 до 13000 человек. Конец кровопролитию положило вторжение Красной армии, после чего молодая республика оказалась под контролем Москвы, а позже была присоединена к вновь созданному Советскому Союзу.

Осетинская автономия

Продолжая разбираться в вопросе, входит ли в состав России Южная Осетия, нужно поведать историю осетинской национальной автономии, созданной после присоединения Грузии к СССР.

Современное грузинское правительство считает, что Юго-Осетинская автономия была создана большевиками в благодарность за участие осетин в борьбе с демократическим грузинским правительством и уничтожение ими многих грузинских политиков времен независимости в 1919 году.

Стоит отметить, что Цхинвал в Южной Осетии, являющийся сегодня ее столицей, в те годы не имел осетинского большинства, однако большевиками был включен в состав новой автономии. Помимо этого города в состав осетинской автономии были включены и другие районы с грузинским большинством.

Административное деление автономии

Проведение границы во вновь создаваемой автономии было непростым делом, то и дело вспыхивали конфликты на национальной почве. Грузины активно сопротивлялись включению земель, которые они традиционно считали своими, в состав Южной Осетии.

Многие исследователи считают, что советское правительство осознанно создавало условия для возможных конфликтов, чтобы препятствовать таким образом сепаратизму региональных элит.

К Южно-Осетинской автономии были присоединены части Тифлисской и Кутаисской губерний, которые исторически были населены исключительно грузинами, а осетинских поселений на их территории не было вовсе.

Грузино-осетинский вооруженный конфликт

В конце восьмидесятых, когда стало понятно, что дни СССР сочтены, в национальных республиках резко возрос уровень национализма, а многие и вовсе открыто стали заявлять о намерениях добиться независимости.

Разумеется, в таких условиях активизировались все прошлые противоречия, копившиеся на протяжении нескольких десятилетий советской власти. Первоначально в планы властей автономии входило лишь изменение статуса на Автономную Республику, однако грузинское правительство выступило резко против и сняло руководителя секретаря горкома Цхинвала.

А уже в 1990 году правительство осетинской автономии заявило о суверенитете в рамка СССР. Так началось долгое противостояние, переросшее в вооруженный конфликт.

Развитие конфликта

Конфликт набирал обороты с декабря 1990 года по март 1991-го, когда начались прямые столкновения между грузинским и осетинским МВД, отряды которых пытались разделить силы российских войск.

Есть мнение, что участие российских военных на ранних стадиях противостояния помогло сократить число жертв и позволило мирным жителям покинуть регион, однако с развитием конфликта произошли изменения в поведении российских милиционеров, и позже они принимали участие в конфликте на стороне осетинских военных. Поэтому вопрос о том, входит ли Южная Осетия в состав России, не такой праздный, каким может показаться на перый взгляд, ведь многие государства считют эту территорию оккупированной российскими войсками.

За два года войны более ста тысяч этнических осетин покинули регион, а число грузин, ставших беженцами, составило порядка двадцати трех тысяч. Международные наблюдатели отмечали, что боевые действия велись с игнорированием международного права обеими сторонами. Особенную жестокость проявляли не кадровые военные, а ополченцы, принимавшие участие в боевых действиях с обеих сторон.

Современное положение дел

До 2008 года грузинские власти не раз предпринимали попытки вернуть контроль над так называемым Цхинвальским регионом. Однако ни одна попытка не увенчалась успехом, напротив, действия грузинских политиков привели к вооруженному столкновению между Грузией и Россией, а президент Южной Осетии провозгласил окончательную независимость, которая была признана Российской Федерацией.

Сегодня столицей республики является город Цхинвал, численность населения которого едва превышает тридцать тысяч человек. Должность президента Южной Осетии занимает Анатолий Бибилов, вступивший на этот пост 21 апреля 2017 года. До этого пост главы республики занимал Эдуард Кокойты.

Отвечая на ключевой вопрос: "Входит ли Южная Осетия в состав России?", стоит сказать, что российские власти отрицают факт оккупации и считают республику суверенным государством. Хотя есть мнение, что власти республики, в отличие от абхазского руководства, хотели бы присоединения к России.

Однако официальных подтверждений о желании присоединиться к сильному соседу из столицы Южной Осетии не поступало.

Президент Южной Осетии Леонид Тибилов рассказал в эксклюзивном интервью ТАСС о предстоящих в апреле президентских выборах, реализации Договора о союзничестве и интеграции с Россией, а также возможных перспективах воссоединения республики с РФ.

Леонид Харитонович, в апреле в Южной Осетии состоятся президентские выборы. Можно ли быть уверенным, что в период выборов и подведения их итогов в республике удастся сохранить политическую стабильность?

Конечно, период выборов всегда отличается от обычного будничного времени в жизни государства. Появляется определенный всплеск. Предвыборная кампания уже начинается, выборы объявлены. 9 апреля народ выберет президента на следующие пять лет.

Конечно, как действующий президент, я внимательно слежу за тем, как развиваются события. Мы улавливаем, что некоторые претенденты ведут себя несдержанно, используют разные приемы. Я сделал соответствующее обращение к гражданам страны и к тем, кто будет баллотироваться. Мой посыл заключается в том, что мы не допустим отката республики в 2011 год, когда Южная Осетия оказалась практически на грани гражданской войны. Тогда произошел раскол в обществе, было серьезное противостояние. Ценой больших усилий, благодаря мудрости народа и его высокой политической культуре республика сумела преодолеть последствия того кризиса. Поэтому сегодня мы не можем допустить даже намека на его повторение: выборы должны пройти в спокойной обстановке. Это наша первоочередная задача, и на ее решение ориентированы практически все государственные структуры.

- Опасаетесь ли вы каких-либо провокаций со стороны Грузии накануне выборов?

Конечно, любые политические мероприятия в Южной Осетии Грузия оценивает негативно. Это внутреннее дело Грузии. Мы суверенное государство и занимаемся системным решением задач, которые перед нами стоят. Мнение Грузии по поводу процессов, происходящих в Южной Осетии, не имеет для народа республики никакого значения.

Никакого развития межгосударственных отношений между Южной Осетией и Грузией нет. В соседней стране все еще не могут смириться с объективной реальностью, существующей уже более 25 лет

Никакого развития межгосударственных отношений между Южной Осетией и Грузией нет, потому что Грузия не признает суверенитет нашей республики и факт агрессии против Южной Осетии. Если взять Женевские переговоры, то здесь Грузия отказывается подписывать документ о неприменении силы против Южной Осетии и Абхазии. В соседней стране все еще не могут смириться с объективной реальностью, существующей уже более 25 лет.

На днях вы приняли решение о проведении в день выборов президента референдума по переименованию Южной Осетии в Государство Аланию. Поддерживает ли население страны такие планы?

Эта тема была озвучена мной еще в прошлом году. Ведомствам было поручено провести соответствующую работу. Мы получили полную поддержку со стороны интеллигенции республики, молодежи, всего народа, ученых и историков Северной Осетии - Алании. Все они поддержали предложение президента об использовании в будущем двух равнозначных названий: Республика Южная Осетия и Государство Алания. Этот вопрос действительно будет вынесен на всенародное голосование. Референдум по данному вопросу приурочен к выборам президента 9 апреля.

Решение было принято после тщательного изучения общественного мнения. Признание государственного суверенитета Южной Осетии стало возрождением исторической традиции аланской государственности. Если народ одобрит предложение президента, то этот факт найдет отражение и в имени нашего государства.

- Вы приняли решение участвовать в предстоящих выборах. Что вы можете сказать о своих конкурентах?

На сегодня в ЦИК уже обратились в том числе и мои сторонники, и претендентов сейчас семь. Я, конечно, должен ценить каждого, потому что все они граждане нашей республики, но вместе с тем каждый из них должен понимать задачи, которые предстоит решать в новой пятилетке. Это очень непростые задачи, и нужно быть абсолютно готовыми к их решению. Если соответствующего опыта нет, то, конечно, будет тяжело, и может произойти определенная пробуксовка в темпах развития республики.

Сейчас в ЦИК обращаются инициативные группы по выдвижению кандидатов. Это будет продолжаться до начала марта. ЦИК уже дает им возможность собрать подписи, их должно быть 3500. Образована также лингвистическая комиссия с целью определения уровня владения кандидатами на должность президента государственными языками - осетинским и русским.

Леонид Харитонович, до сих пор не утвержден бюджет на текущий год. Какие загвоздки кроются здесь? Увязываете ли вы этот вопрос с предвыборной кампанией еще одного претендента на должность президента - председателя парламента Анатолия Бибилова?

Если непринятие бюджета является для кого-то предвыборным ходом, то, честно говоря, этот ход нужно назвать откровенно неудачным. Проект закона о бюджете был направлен в парламент в конце ноября. На протяжении месяца парламент его не рассматривал, и только в последние дни 2016 года мы получили информацию о том, что вопрос бюджета не выносится на обсуждение депутатами, поскольку спикер парламента и его партия хотят включить в бюджет проект судебной реформы по своему сценарию. Вдаваться в подробности я сейчас не намерен. Но увязывать принятие бюджета с судебной реформой или чем-то иным в корне неправильно. Бюджет - это деньги народа, социальные и экономические программы, это отражение нашего сотрудничества с Россией.

К сожалению, спикер парламента поставил свои личные амбиции выше всего этого, и в Южной Осетии такой подход не встретил понимания. Могу определенно сказать, что он не встретил понимания и в России. Спикер полностью проигнорировал и мнение исполнительной власти, и мнение наших российских коллег, и интересы народа Южной Осетии, организовав в республике бюджетный кризис. Я считаю такие действия неверными и несистемными, и они, конечно, будут иметь последствия.

Сейчас нам уже нельзя терять времени, государственный бюджет будет принят с тем замечанием, что внесение парламентом в закон о бюджете положения касательно судебной системы незаконно и противоправно. Соответствующие органы получат поручение работать по этому вопросу.

- Ощущает ли ваша команда поддержку российской стороны?

Я считаю большой привилегией возможность ответить на ваш вопрос без каких-либо сомнений. Поддержка президента Путина и наших коллег из российских министерств и ведомств является одним из важнейших факторов развития Южной Осетии. Совместными усилиями нам удалось переломить определенные негативные тенденции, имевшие место в республике, и на протяжении последних лет у нас нет ни одного примера нецелевого использования средств.

Республика преобразилась, стала намного более комфортным местом для жизни. Конечно, без внимания и поддержки России мы бы таких результатов не добились

Республика преобразилась, стала намного более комфортным местом для жизни. Конечно, без внимания и поддержки России мы бы таких результатов не добились. Уровень взаимодействия очень высокий, он позволяет оперативно решать любые возникающие вопросы в рабочем порядке. Доверие руководства и народа России для меня как президента имеет огромное значение. Уверен, что оно позволит нам и в будущем успешно решать имеющиеся задачи.

- Реализация каких проектов по развитию республики намечена на ближайшее время?

В марте ждем завершения строительства Государственного драматического театра. Рассчитываем, что темпы строительства и финансирования университетского комплекса позволят нашим студентам уже в сентябре начать учебу в новом здании. Текущий год мы посвящаем и строительству дорог. Продолжаем строить хирургический комплекс с отделением гемодиализа. В 2016 году мы завершили строительство детской больницы, аналогов которой нет даже в республиках на Северном Кавказе. Завершается строительство мясоперерабатывающего комбината. Надеемся, что это произойдет также в марте. В этом году продолжается закладка фруктовых садов, речь идет о 70 гектарах рядом с Цхинвалом. Продолжается работа по выращиванию сельхозпродукции, появился свой семенной фонд.

Сейчас правительство работает над предложениями по программе на 2018–2019 годы. Денежные средства, которые предоставляются для развития республики, не сокращены, несмотря на то что на территории РФ многие субъекты получили сокращение. Такое решение российской стороны по Южной Осетии свидетельствует о доверии к нам, и руководство республики сделает все, чтобы его оправдать.

В новой программе будут и объекты социального значения. Нам нужны новые детские садики, пока количество не охватывает всех детей. Будем ставить вопрос о ремонте школ. Важное внимание уделим развитию сельского хозяйства.

В общем, могу определенно сказать, что основные наши планы и программы на ближайшие годы связаны с проектами развития. Особое внимание при этом будет уделено поддержке местных предпринимателей. Я вижу предпринимательский класс одной из основ экономического развития Южной Осетии и создания новых рабочих мест. К решению задач развития мы намерены в большей степени привлекать новые управленческие кадры.

Как вы оцениваете в целом реализацию Договора о союзничестве и интеграции между Россией и Южной Осетией? Какие дополнительные соглашения остается подписать?

Что касается договора, то буквально на днях наши соответствующие ведомства плотно поработали с Министерством обороны России. Нам остается подписать, в частности, дополнительное соглашение по военным ведомствам. Отрабатывались возникшие вопросы правового характера о вхождении отдельных подразделений Министерства обороны Южной Осетии в состав ВС России, в основном в состав 4-й военной базы. Вопросы урегулированы. Это дополнительное соглашение практически готово к подписанию, планируем подписать его в течение месяца. Учения при участии наших войск, которые уже проходят и проходили, в частности, на территории Северного Кавказа - это уже совместная работа и служба.

По линии МВД мы подписали дополнительное соглашение о создании совместного координационного центра, он будет базироваться в Цхинвале. Сейчас идет подбор кадров в этот центр. Что касается финансового и материально-технического обеспечения МВД, то здесь тоже практически разработано дополнительное соглашение, и мы сможем его вскоре подписать. Так что уже в этом году мы скажем, что договор реализован и действует.

- Вы упомянули совместные учения. Какова оценка сторон? Успешно ли они проходят?

Учения проходят успешно. На последних учениях были представители командования Северо-Кавказского округа. Они отметили, что все прошло нормально, при хорошем взаимодействии. Оценка была высокой. Это говорит о полном взаимопонимании между нашими военными ведомствами.

- Сохраняете ли вы как кандидат в президенты идею по вхождению Южной Осетии в состав России?

Идея вхождения в состав России не принадлежит мне или кому-либо еще, она в полном смысле народная. Все жители Южной Осетии настроены на сближение с Россией. Уже сегодня можно сказать, что мы находимся с РФ в едином экономическом, политическом и информационном пространстве. Но если говорить о непосредственно вхождении, то мы, сохраняя эту идею, должны понимать, что есть серьезные вопросы, которые подлежат проработке и осмыслению, притом не в одностороннем порядке. Мы не должны создавать каких-то трудностей для наших российских коллег.

В прошлом году мы пришли к некой схеме, которая позволила бы нам на базе референдума прийти с предложением к руководству РФ о вхождении. Это внутригосударственный процесс. Я вышел с предложением о внесении изменений в статью 10 нашей Конституции, но потом возникли разные противоречивые мнения относительно процедур, и как президент страны я пришел к выводу, что вопрос должен быть подробно рассмотрен на политическом совете.

На политсовете мы приняли решение вернуться к этому вопросу после выборов 2017 года. Время для работы с нашими коллегами из России есть, в Москве с нашими идеями знакомы.

Беседовала Юлия Шарифулина

В выборах также участвовала неизвестная ранее фигура – сотрудник КГБ Алан Гаглоев . Четвертый серьезный претендент – бывший президент республики Эдуард Кокойты выбыл из президентской гонки – 4 марта ему было отказано в регистрации .

Предвыборная борьба

По оценке издания JAMnews, главные претенденты на пост президента Южной Осетии – Леонид Тибилов и Анатолий Бибилов – фактически начали вести битву за пост главы республики не в начале 2017 года, а еще в январе 2014 году, когда "Единая Осетия" предложила провести референдум о вхождении в состав России , а "президент и его команда в категоричной форме высказались против инициативы, напомнив, что внешнеполитическая деятельность – сфера исключительно президента". Расхождения в позициях президента и спикера привели к обострению отношений между исполнительной и законодательной ветвями власти, вылившегося в информационные войны, дрязги и публичные взаимные обвинения.

С подачи Леонида Тибилова в 2016 году был заблокирован проект закона о профессиональном парламенте. В свою очередь Бибилов сделал все для того, чтобы парламентское большинство отказалось принимать проект бюджета на 2017 год. "Расхождения между политиками обнаружились в методах, а также в некоей конкуренции за то, кто "главный" в республике", - подчеркнула Жанна Тарханова.

На первом этапе предвыборной борьбы в январе-марте 2017 года в острое противостояние вступили действующий и бывший президенты Южной Осетии – Леонидом Тибилов и Эдуард Кокойты, которому 4 марта 2017 года отказали в регистрации в кандидаты на должность президента.

Два других зарегистрированных кандидата – Анатолий Бибилов и Алан Гаглоев никак в этот конфликт не вмешивались. Бибилов лишь заявил, что "мы должны понимать, что нельзя допустить повторения событий 2011 года . Хватит поливать друг друга грязью. Пора повернуться друг к другу лицом" , а Гаглоев призвал противников разрешить разногласия за столом переговоров .

К началу апреля остались только три кандидата, хотя основная борьба шла между Тибиловым и Бибиловым. Положение складываелось не в пользу Тибилова. Ряд опрошенных "Кавказским узлом" российских и югоосетинских политологов и политиков сказали, что в республике накопилась большая протестная масса людей, не довольных действующей властью, – и именно эти люди смогут изменить ход выборов .

Среди этих людей - 15% сторонников бывшего президента Эдуарда Кокойты, недопущенного на выборы, которые могли проголосовать на выборах за спикера парламента Анатолия Бибилова, последовав призыву своего лидера .

Александр Скаков, координатор рабочей группы Центра изучения Центральной Азии и Кавказа Института востоковедения РАН в интервью "Кавказскому узлу" отметил: "Поддержка Кокойты - это приезжие из Северной Осетии, которые утратили связь с местом своего первоначального проживания, но, тем не менее имеющие право участвовать в голосовании. А также протестный электорат - недовольные действующей властью граждане". В сложившейся конфликтной ситуации, считает Скаков, положение Бибилова улучшается: у консолидированного электората не остается выбора, кроме как голосовать за данного кандидата, указал Скаков. "Это разумное решение, хотя встает вопрос, что же Бибилов может предложить. По моей оценке, Бибилов как политик за последние годы сильно вырос. Шансы Бибилова растут", - сказал Скаков. Тибилов, опасаясь поражения, может решится сорвать или сфальсифицировать выборы .

Отказ в регистрации Кокойты

Эдуард Кокойты намеревался стать одним из кандидатов на предстоящих президентских выборах, но не прошел ценз оседлости , требующий постоянного проживания на территории республики на протяжении последних пяти лет. Отказ в регистрации привел его сторонников к активным протестам .

На одном из митингов Кокойты заявил, что отказ ЦИКа в его регистрации кандидатом в президенты Южной Осетии связан с указаниями помощника президента России Владислава Суркова : "Мы за Россию, мы за Путина. И не дадим таким проходимцам, как Сурков, подставлять Путина. И в Донецке, и в Луганске. Получается, что Сурков, Филатов (Алексей Филатов - главный советник управления администрации президента РФ по социально-экономическому сотрудничеству со странами СНГ, Абхазией и Южной Осетией. - Прим. "Кавказского узла") и им подобные говоруны представляют, наверное, что мы здесь квартиранты, а они - хозяева этого дома. Когда приезжают сюда и указывают: этого допустить к выборам, этого человека не допускать к выборам, этого человека уволить... Но кто мы, скажите, в своем доме? Хозяева или квартиранты?...".

Действующий президент обвинил Кокойты в попытке сорвать президентские выборы. Сторонники Кокойты, начиная с 13 марта проводили массовые митинги, требуя отставки главы Южной Осетии. Назначенная на 15 марта встреча Тибилова и Кокойты, где противники могли бы договориться, не состоялась .

30 марта на очередном митинге Эдуард Кокойты призвал своих сторонников голосовать на выборах за спикера парламента Анатолия Бибилова .

Осенью 2016 года Кокойты критиковал размещение российских пограничников в Южной Осетии: "Посмотрите, что у нас творится в приграничных селах. Я поехал в родное село. А там почему-то стоят пограничники. Я должен спросить у них разрешение, чтобы проехать в родное село. Извините, мы [с Россией] подписали договор 2008 года , но таких договоренностей не было, чтобы пограничники стояли посреди осетинских сел" .

Кроме Кокойты, в регистрации также отказали Амирану Багаеву , Владимиру Гулиеву , Хохе Гаглойты , Анатолию Джиоеву , Нару Габараев у , Алану Козонову .

Параллельно с президентскими выборами в Южной Осетии состоялся референдум о переименовании республики в Государство Алания , который стал поводом для обострения давних споров о том, какая из кавказских республик имеет право считаться наследником исторической Алании. "Кавказский узел" попробовал найти ответы на некоторые из самых насущных вопросов в дискуссии об аланском наследии в справке "Битва за Магас ".

Кандидаты в президенты


Анатолий Бибилов

Профессиональный военный, служивший в миротворческих силах Южной Осетии, занимавший пост министра по чрезвычайным ситуациям (2008), соратник бывшего президента Кокойты по республиканской партии "Единство".

Принимал участие в президентских выборах 2011 года. Вышел во второй тур, однако подведение итогов выборов было сорвано .

В 2014 года возглавляемая им партия "Единая Осетия" одержала победу на парламентских выборах, а он занял место спикера. В 2017 году решил участвовать в президентских выборах. Основная цель Бибилова в случае победы на выборах заключается в осуществлении проекта по воссоединение двух Осетий . Программа кандидата предусматривает использование мер по выходу республики из экономического кризиса – прежде всего, подъем сельского хозяйства. На встрече с жителями республики, он отметил, что скоро "в селах никого не останется, и Республика Южная Осетия будет состоять только из одного города Цхинвал" .


Алан Гаглоев

Алан Галоев – новая фигура на выборах президента 2017 года . За Аланом Гаглоевым может стоять клан Гаглоевых, который с 1990-х годов на вторых ролях всегда присутствовал в югоосетинской политике и бизнесе.

Среди крупных представителей клана – бывший руководитель администрации президента Тибилова - Арсений Гаглоев, которого в июне 2016 года забраковало руководство "Газпрома", председатель правления "Темпбанка" Михаил Гаглоев, выступающий основным спонсором предвыборной кампании Алана Гаглоева .

Леонид Тибилов

Выходец из рядов советского КГБ, проиграл Эдуарду Кокойты президентские выборы 2006 года.


Работал консультантом Полномочного представителя Президента РЮО по вопросам постконфликтного урегулирования грузино-осетинских взаимоотношений.

Одержал победу в президентских выборах 2012 года, назначенных после срыва подведения итогов голосования на выборах в 2011 году, в которых лидировали Анатолий Бибилов и Алла Джиоева .

18 марта 2015 года Леонид Тибилов и президент России Владимир Путин подписали в Москве договор о союзничестве и интеграции между Россией и Южной Осетией.

Кроме того, Тибилов делал заявления о необходимости присоединения Южной Осетии к России. Поручил юристам своей администрации проработать вопросы проведения референдума по этому вопросу.

Итоги выборов

Согласнопредварительным результатам ЦИК , насостоявшихся 9 апреля выборах Анатолий Бибилов пока что набрал большинство - 57,98% голосов избирателей, Леонид Тибилов получил 30%, а Гаглоев - 11,01%.

Примечания

  1. Постановление № 11/2 от 4 марта 2017 года «Об отказе в регистрации Кокойты Эдуарду Джабеевичу кандидатом на должность Президента Республики Южная Осетия» // ЦИК Республики Южная Осетия, 04.03.2017.
  2. Бибилов призвал кандидатов не делить людей на "своих" и "чужих" // Спутник-Осетия, 16.03.2017.
  3. Гаглоев призвал Тибилова и Кокойты сесть за стол переговоров // Спутник-Осетия, 17.03.2017.
  4. Политологи не исключили заинтересованности Тибилова в срыве выборов // Кавказский узел, 22.03.2017.
  5. Шествие в поддержку Кокойты проходит в Цхинвале // Кавказский узел, 13.03.2017; Кокойты объявил о начале бессрочной акции за отставку Тибилова // Кавказский узел, 19.03.2017.
  6. Кокойты призвал голосовать за Бибилова на выборах в Южной Осетии // Нэхас – Осетинский информационный портал, 31.03.2017.
  7. "Я чист перед своим народом... / Таира Гаглоева // Facebook, 11.11.2016.
  8. Постановление № 14/1 от 14 марта 2017 года // ЦИК Республики Южная Осетия, 14.03.2017.
  9. ЦИК Южной Осетии назвал имя последнего претендента на президентский пост // Кавказский узел, 20.02.2017.
  10. Постановление № 13/1 от 10 марта 2017 года "Об отказе в регистрации Козонову Алану Дударовичу кандидатом на должность Президента Республики Южная Осетия" // ЦИК Республики Южная Осетия, 12.03.2017.
  11. Анатолий Бибилов выдвинут в кандидаты в президенты от "Единой Осетии" // Кавказский узел, 26.01.2017.
  12. Кандидат в Президенты РЮО Анатолий Бибилов встретился с жителями микрорайона Жилмассив г. Цхинвал // Нэхас – Осетинский информационный портал, 06.04.2017.

Президент Республики Южная Осетия Анатолий Бибилов в первый раз приехал в Россию с официальным трехдневным визитом. Во вторник он встретился с президентом России Владимиром Путиным. О том, какие вопросы удалось обсудить с российским лидером, и о дальнейшем развитии сотрудничества РЮО и РФ “Интерфаксу” рассказал Анатолий Бибилов.

– Анатолий Ильич, накануне вы встречались с президентом РФ Владимиром Путиным. О чем удалось договориться?

– Фактически удалось обсудить все сферы жизнедеятельности Южной Осетии, начиная от обеспечения безопасности и заканчивая социально-экономическим развитием, в том числе и вопросы развития здравоохранения, аграрного сектора, развития двухсторонних отношений, вопросы поставки в РФ продукции, производимой на территории Южной Осетии. Одним словом, практически все сферы жизнедеятельности и взаимоотношений РЮО и РФ.

– Вы упомянули о поставках товаров из Южной Осетии в Россию. Что это за товары?

– В основном это товары сельхозпроизводства – это и яблоки, и переработка мяса, и вино, и минеральная вода, которая изобилует в Южной Осетии. Причем мы должны понимать, что эта вода абсолютно экологически чистая – у нас нет вредных производств, поэтому визитной карточкой можно представить именно экологически чистый продукт, который производится на территории Южной Осетии. Кроме того, сегодня довольно успешно работает швейная фабрика, она входит в “БТК-групп” (крупнейший холдинг легкой промышленности в РФ – ИФ), которая на сегодняшний день является крупнейшим предприятием на территории Южной Осетии.

– В какие регионы могут поставлять эти товары?

– Поставлять мы можем в любые регионы России – не только на Северный Кавказ – и за рубеж. Обсуждались как раз эти вопросы, и были даны конкретные поручения соответствующим министерствам, ведомствам взаимодействовать с соответствующими министерствами и ведомствами Южной Осетии, чтобы реализовать эти договоренности.

– Вчера также говорилось о том, что готовится соглашение об облегченном получении гражданства РФ жителями РЮО. Когда примерно могут подписать это соглашение?

– Вряд ли мы успеем до конца года (подписать – ИФ), хотя в принципе это соглашение находится на внутригосударственной экспертизе – сейчас его согласуют все министерства и ведомства, которые занимаются или имеют какое-то отношение к его подготовке. В Южной Осетии мы провели необходимые процедуры, переслали коллегам в РФ. Я думаю, что уже в начале следующего года это соглашение будет подписано.

– По вашим оценкам, сколько примерно граждан Южной Осетии могут получить гражданство РФ в ближайшее время?

– На сегодняшний день подавляющее большинство граждан республики уже являются гражданами РФ. Но, как мы знаем, в 2008 году уже после признания РЮО выдача паспортов гражданам России, проживающим за рубежом, была приостановлена. Я думаю, после упрощения процедуры получения гражданства его получат еще где-то 10% населения РЮО.

– Раньше вы высоко оценивали возможность вхождения РЮО в состав России. Обсуждался ли этот вопрос на встрече с президентом РФ?

– Этот вопрос весьма актуален. В 1920-1921 годах Осетия была разделена на Северную и Южную: Южная вошла в состав ГССР, а Северная – в состав РCФCР. С этого момента началась борьба осетинского народа за восстановление исторической справедливости и включение Южной Осетии в состав России.

Фактически, каждые 10 лет мы пытались донести мнение народа Южной Осетии до высшего руководства, чтобы Южная Осетия вошла в состав России. К сожалению, пока мы имеем то, что имеем. Возможности есть без сомнения – пока этот вопрос обсуждается. Я думаю, что будущее Южной Осетии в любом случае в составе РФ.

– Ранее планировалось провести референдум по вхождению Южной Осетии в состав России в 2017 году. Возможность провести его до конца 2017 года невелика. Когда планируется провести референдум?

– В 2017 году в республике прошел референдум о переименовании в Государство Алания. Нам показалось вполне логично, чтобы мы провели и референдум по вхождению в состав РФ. В принципе один референдум у нас был в 1992 году, где 99,8% проголосовали за вхождение в состав России. Но в 2006 году был еще один референдум. Тогда ставился вопрос, войдет ли Южная Осетия в состав РФ или станет независимым государством. Тогда за независимость проголосовало 98%. Но там ведь был поставлен вопрос о независимости от Грузии, но, тем не менее, получилось, что референдум 2006 года нивелировал результаты 1992 года. Потому что по международному праву юридическую силу имеет референдум, проводившийся позже.

Реалии таковы, что сейчас появились две вновь образованные республики, которые мы признали – это Донецкая и Луганская народные республики (ДНР и ЛНР). Думаю, вопрос вхождения РЮО в состав РФ сам собой предопределен. Когда? Мы в Южной Осетии даже 24-25 августа 2008 года (когда Абхазия и Южная Осетия объявили о своей независимости от Грузии – ИФ) не представляли, что через день или два Россия признает независимость нашей республики. Политические процессы протекают очень бурно. Мы в любое время можем принять решение о проведении очередного референдума. Так что это дело времени. Причем, недалекого времени.

– Как в целом вы оцениваете реализацию договора о союзничестве и интеграции между РФ и РЮО?

– Оцениваю, конечно же, высоко. Тем более по этому договору с 2015 года подписано уже около 100 соглашений. Буквально вчера были еще подписаны соглашения между министерствами здравоохранения и внутренних дел (МВД). Я думаю, что эти процессы неизбежны. Много разных дорог, которые имеют одну и ту же цель. И мы к ней придем.

– Только что упомянули о соглашении по линии МВД. Что это за соглашение? О чем оно?

– Это соглашение об оптимизации структур, рабочем взаимодействии, об улучшении материально-технической базы Министерства внутренних дел. Это и повышение зарплаты, и повышение социальных гарантий, которые должны иметь сотрудники МВД. То есть, это поступательное движение, развитие и самого МВД РЮО и взаимоотношений с МВД РФ.

– Вчера президент также упомянул о новой инвестиционной программе, которая формируется на 2018-2019 годы. Какие направления будут заложены?

– Проекты, которые мы уже согласовали и которые войдут в Инвестпрограмму 2018-2019 годов, фактически определены. В основном они направлены на развитие экономики и социальной сферы республики – это и социальные объекты, в том числе школы и объекты здравоохранения. Но сегодня особый акцент делается на развитие экономики – это самое главное. Потому что социальная сфера уже развивается – строятся объекты, современнейшее оборудование поставляется в медицинские учреждения. Теперь акцент смещен на развитие экономики: увеличение рабочих мест, увеличение внутреннего производства. Программа как раз направлена на развитие экономики РЮО.

– РЮО сейчас активно проявляет себя и во внешней политике. Какие основные направления вы сейчас для себя видите? И намерены ли в дальнейшем добиваться признания РЮО?

– Я, скажем так, радикальный сторонник вхождения РЮО в состав РФ. В то же самое время я всегда говорил, что сидеть на месте и ждать, когда же мы войдем в состав РФ, как минимум недальновидно. Поэтому статус, который сегодня есть у РЮО, мы будем наращивать и будем работать с нашими друзьями по признанию РЮО и другими государствами.

Многие напоминают, что уже девять лет прошло, а Южную Осетию признают только несколько государств. Мы из этого трагедии не делаем. Работа в этом направлении идет. Мы прекрасно понимаем, что Советский Союз тоже не сразу признали. Много государств, в том числе, и такие маленькие государства, где граждан меньше, чем в РЮО, допустим, тот же Науру (островное государство в Тихом океане – ИФ) – тоже не сразу были признаны. Но сегодня они находятся и в ООН, и в серьезных тихоокеанских международных организациях. Поэтому мы никуда не спешим. Мы планомерно, уверенно будем идти к тому, чтобы Южную Осетию и дальше признавали.

– Как вы оцениваете формат Женевских международных дискуссий. Насколько он эффективен для РЮО?

– Он не то, что эффективен, он просто нам необходим. На сегодняшний день Женевские дискуссии – это единственная высокая политическая площадка, где Южная Осетия высказывает свое мнение, где Южная Осетия доводит до мирового сообщества те процессы, которые происходят на территории РЮО – политические, внешнеполитические, взаимоотношения с нашим соседом с Грузией. Он необходим, но эффективность работы, конечно, может быть выше. Это зависит не от самой площадки Женевской, а от участников дискуссии.

В данном случае я говорю про Грузию. Потому что уже девять лет основным вопросом, который наша делегация ставит на каждой встрече, является подписание меморандума о неприменении силы. К большому сожалению, грузинская сторона до сих пор не хочет подписывать этот меморандум. Это, конечно, очень сильно напрягает нас и всех тех, кто хочет мира в этом регионе.

На сегодняшний день США выделили около $100 млн для перевооружения и оснащения грузинской армии. Мы это уже проходили. После реализации программы партнерства во имя мира никакого мира мы не увидели – мы увидели войну. К большому сожалению, опять происходит перевооружение грузинской армии, опять США дают какую-то моральную и финансовую поддержку для того, чтобы вооруженные силы Грузии имели возможность решить вопросы именно силовым путем. Не хочется увязывать, но абсолютно четко это просматривается: не подписание соглашения о неприменении силы, вооружение и выделение финансовых средств для перевооружения грузинской армии – они в какой-то степени наталкивают на очень недобрые мысли.

– Какие-то еще вопросы планируете поднять на этой площадке?

– На этой площадке в основном обсуждаются взаимоотношения РЮО и Грузии. В том числе, обсуждается граница соприкосновения между РЮО и Грузией, неоднократное нарушение границ гражданами Грузии, пропавшие без вести люди. Все эти вопросы рабочие и переносятся со встречи до встречи.

К сожалению, пока мы не можем найти людей, которые пропали без вести в 2008 году, хотя их показывают по центральному каналу Грузии, есть видео, что они живы. Может быть, после этого видео, не дай Бог, с ними что-то случилось. Но как бы там ни было, мы хотим знать, где же находятся наши граждане, которые по вот этим видеоматериалам действительно жили, действительно их допрашивали, причем их били полицейские Грузии. Конечно же, хотелось бы возвратить их обратно домой.

Кроме того, мы предлагаем грузинской стороне провести, наконец, демаркацию границ, чтобы мы понимали, где чья граница проходит. Но пока мы не видим четкого ответа. Со своей стороны мы, конечно же, будем проводить демаркацию, будем оснащать границу с Республикой Грузия, как это делается во всех государствах, уважающих себя.

– Сейчас территория границ РЮО охраняется. Как вы в целом оцениваете уровень безопасности в Южной Осетии?

– Абсолютно четко и понятно, что РЮО сегодня находится в полной безопасности, можно сказать в стопроцентной безопасности, какие бы финансовые средства не вкладывались в вооруженные силы Грузии. Гарантом РЮО является РФ. На сегодняшний день на территории находятся четвертая военная база Вооруженных сил РФ, сегодня там находится пограничное управление ФСБ РФ по РЮО. Границу мы охраняем совместно с российскими пограничниками. Безопасность обеспечивается вооруженными силами, в том числе, силовой составляющей РФ. Совместно с Минобороны РФ проходят учения и занятия. Также наши военнослужащие проходят подготовку на базах ВС РФ, молодые ребята у нас поступают в учебные заведения РФ, все это взаимосвязано.

– Вернемся к вопросам экономики. Сейчас обсуждается вопрос транзита грузов из стран Закавказья через Южную Осетию в Россию. Какие-то шаги уже принимаются в этом направлении?

– Мы готовы рассмотреть этот вопрос, готовы полностью содействовать тому, чтобы заработала транзитная дорога Иран-Турция-Грузия-Южная Осетия-Россия плюс еще Армения. Мы не хотим, чтобы эти государства страдали из-за нас в экономическом плане.

В то же самое время должно быть абсолютно понятно, что РЮО здесь будет участвовать как полноценный партнер. Я думаю, что на сегодняшний день вся проблема в этом: Грузия не может определиться, как же там Южная Осетия будет участвовать. Нашим грузинским коллегам надо уже понять, что реалии совершенно другие. Есть признанная Республика Южная Осетия, и с ней надо считаться и работать. Я думаю, что все-таки появятся политические силы в Грузии, которые это поймут, и взаимоотношения, в том числе, и политические, будут меняться по отношению к РЮО.

– Полгода назад вы вступили в должность главы РЮО, за это время сформирована новая команда. Какие цели и задачи вы ставите в развитии республики?

– Мы понимаем, что любое развитие связано с финансированием. Основная задача для нас – это мобилизация возможностей республики по увеличению собственных доходов, и нам это удается. За этот период мы фактически увеличили доходы государства на 25%. Впереди, конечно, огромная работа по мобилизации бюджета республики. В то же самое время, мы ни в коем случае не собираемся увеличивать налоги или другие выплаты в бюджет государства. На сегодняшний день самая главная задача – это администрировать те доходы, которые должна получить Южная Осетия во всех сферах. Нам пока это удается, и, я думаю, наша работа будет способствовать увеличению государственного бюджета.

Помимо этого нам нужно развивать экономику – без этого не может существовать ни одно государство. Мы разработали законопроект, где не менее 2% бюджета РЮО будет направлено на поддержку малого и среднего предпринимательства. Он заработает уже с 1 января 2018 года. Конечно, эти финансовые средства будут наращиваться, и мы сможем оказать поддержку нашим предпринимателям, которые работают в сфере сельского хозяйства, производства, промышленности. Я думаю, что все у нас будет хорошо.

– Какова сейчас политическая и социальная ситуация в РЮО после выборов? Какие вопросы нужно решить в первую очередь в социальной сфере?

– Вопросов на самом деле много. Нельзя сказать, что власть поменялась и, как по мановению волшебной палочки, все встало на свои места. Вопросов много, в том числе, и восстановления жилья, на которое РФ выделила довольно-таки большие средства. Однако эти дома не все, скажем так, были отремонтированы. Мы сегодня решаем вопрос, чтобы уже внутренними возможностями решить эту проблему. Фактически 2018 год у нас будет посвящен как раз устранению этой проблемы. Я уверен, что нам это удастся.

Конечно же, огромная проблема и с рабочими местами, много вопросов по инфраструктуре, которая тоже развивается. Проблемы есть, но они решаемы. Другое дело, что все это связано с финансами. И опять-таки мы приходим к тому, что надо наращивать собственные доходы в бюджет республики. Все зависит от финансов, которые будут у государства.

– Много говорилось о создании резервной линии передачи электроэнергии в РЮО. Как обстоят дела в этом направлении?

– Сейчас согласуются специальные условия, которые необходимы для решения вопроса об обеспечении резервной электроэнергией. Мы об этом говорили и с Министерством транспорта РФ. Пока мы ждем специальной технической документации, которая нам позволит приступить к работам. Финансовые средства заложены. Никаких проблем с возможностями протянуть кабель и пустить резервную энергию у нас нет. Остается только вопрос согласования вот этой специальной технической документации, условий. Вопрос решится.

– Как вы считаете, в следующем году уже могут начаться работы в этом направлении?

– Да. Уверен, что такие работы начнутся.

– В первой половине года?

– В первой. Этот вопрос обсуждался на встрече.

– Тема восстановления в первые годы после войны в августе 2008 года шла рука об руку с коррупционными скандалами. Как сейчас обстоит дело? Какие шаги по борьбе с коррупцией принимаются руководством РЮО?

– Мы далеко ушли от той ситуации, которая тогда складывалась. На сегодняшний день все идет в рамках законодательства. Недавно у нас работала Счетная палата. Хочу отметить, что серьезных нарушений по использованию средств Инвестпрограммы не выявлено. Она исполняется хорошими темпами. Планируем, что Инвестпрограмма (на 2015-2017 годы – ИФ) будет завершена с максимальной процентностью исполнения – более 95%. Почему не 100%? Остальные проценты заложены на подготовку документации, сдачу объектов. Эти проценты мы уже возвращаем по фактической работе и отдаем после того, как тот или иной объект будет полностью сдан. Фактически реализуемая инвестиционная программа будет выполнена полностью.