В чем смысл концовки трилогии "Матрица"? Секреты «Матрицы Выжил ли нео в матрице.

Порой нам нравятся истории не только за сюжет, задуманный автором, но в большей степени за символизм, который мы сами в этом сюжете видим. Возможно, таким образом какие-то утонченные силы транслируют нам данные о мироустройстве или о том, как может сложиться будущее. Конечно, для ума это спорное, фактически ничем не доказуемое допущение. И в этом русле все те смыслы, которые я вижу в кинофильме «Матрица » – субъективны, и очевидно не были заложены режиссерами – братьями Вачовски . Но я придерживаюсь такого мнения, что жизнь зачастую говорит через людей куда больше, чем они сами хотели бы сказать. Путь Нео в «Матрице» наглядный пример этого феномена.

Монолог агента Смита из кинофильма «Матрица Революция »:

«Зачем, мистер Андерсон, зачем? Зачем, зачем вы это делаете? Зачем, зачем встаете? Зачем продолжаете? Неужели вы верите, что сражаетесь за что-то большее, чем ваша жизнь? Тогда скажите мне, что это, если знаете. Свобода? Или истина? Может быть, мир? А может, любовь? Иллюзии, мистер Андерсон, причуды восприятия! Подпорки, созданные примитивным человеческим интеллектом в тщетной попытке оправдать собственное существование, наделе не имеющее ни цели, ни смысла. И все это - столь же искусственно, как и сама Матрица . Лишь человеческий разум мог создать нечто настолько пошлое, как любовь. Вы должны понять это, мистер Андерсон, вам уже пора это понять! Если вы не можете победить, к чему продолжать сражаться? Зачем, мистер Андерсон, зачем, зачем эта настойчивость?»

Ответ Нео:

«Потому, что это мой выбор».

По моему мнению, этот монолог Агента Смита, предшествующий концовке трилогии «Матрицы » – один из лучших моментов во всем кинематографе нашего времени. В этой краткой речи существо из искусственного мира матрицы, искренне вопрошает человека о том, почему и ради чего тот живет. Если все искусственно и является причудами восприятия, тогда ради чего жить? Для чего и какой выбор мы делаем? Эти, казалось бы простые вопросы, на деле – самые сложные материи нашей жизни.

Еще один герой «Матрицы» – Меровинг о выборе:

«выбор это иллюзия, рубеж между теми, у кого есть власть и теми, у кого ее нет. За нашей успокоенностью скрывается истина: мы абсолютно не контролируем свою жизнь, не научились еще. Следствия. От них нет спасения. Мы навсегда их рабы. У нас есть лишь шанс обрести согласие с миром, научиться искать причину. Вот в чем разница между нами и ими, вами и мной. Единственный источник власти – умение видеть причину. И вот вы пришли ко мне, не видя причины, не имея власти. Очередное звено цепи. Но не бойтесь, я знаю вашу исполнительность чужой воли и подскажу вам, что делать дальше».

В первой части «Матрицы» нам дают понять, что привычная для нас реальность – это обман, бутафория, иллюзия; и хотя «реальный мир» в «Матрице» выглядит так же, как и сама матрица, в третьей части присутствует намек и на его иллюзорность. Вообще, фактор реальности и иллюзорности – это на самом деле одна большая условность. В привычном смысле реально все то, что видят несколько человек. Если картинка доступна лишь одному, она заносится в разряд иллюзии или галлюцинации.

В том смысле, в каком о реальности говорит, например буддизм, иллюзорно преходящее – «все, что имеет начало и конец» (эта фраза звучала несколько раз в последней части трилогии), то есть вообще все, за исключением нирваны как сущности нашего . Хотя и о самой нирване говорят как о том, что ни существует, ни не существует.

Путь Нео в «Матрице» является символическим выражением пути истинного духовного искателя. На протяжении трех частей фильма Нео переживает пробуждение, рост, борьбу, отрешение и в конечном итоге освобождение. Схожие переживания в символической форме описаны в «Махабхарате», где Кришна в роли духовного наставника и пророка поясняет Арджуне происходящее на поле битвы Курукшетра. Хотя, на самом деле битва происходит лишь в сознании – это битва между силами сокрытия и силами проявления истиной природы происходящего, и на определенном этапе она воспринимается, как божественная игра (Лила). Одна часть сознания играет в неведение и строит иллюзии, другая видит истину и пробуждает.

После монолога Смита отражены последние попытки бессмысленной борьбы Нео. Его возлюбленная Тринити погибла, горстка свободных людей вне матрицы – в смертельной опасности под гнетом машин. Сам Нео ослеп и находится в сердце города машин – в самой опасной точке, из которой уже нет выхода. Полная безысходность.

Несмотря ни на что, Нео продолжает бороться, иногда даже кажется, что наш мессия близок к победе над Смитом - этаким кибер-демоном. И эта победа может даровать жизнь людям. Но все потуги совершенно бессмысленны и бесполезны, ведь Смит – это все, кто есть в иллюзорном мире матрицы.

Смит – это эго Нео. Все это время он боролся сам с собой, вообще вся битва происходит в его сознании. В фильме присутствуют моменты, где Нео и Смит бьют друг друга и отлетают, словно взаимные отражения в зеркале. Прорицательница говорила ему: «Нео, Смит – это ты, он твоя темная сторона ». Смит – это отражение Нео, и его невозможно победить одной лишь силой.

Последняя речь Смита в теле прорицательницы:

«Это мой мир! Мой мир! … Постойте. Я предвидел это. Это же, это конец! Да. Я видел именно это место. Вы лежите, а я, я… Я стою здесь, вот здесь и мы, и потом я что-то говорю. Ах, да! Все то, что имеет начало, имеет и конец, Нео. Что? Что я сейчас сказал? Нет… Нет, это неправильно, невозможно. Не подходите ко мне! Это трюк!»

Ответ Нео:

«Ты был прав, Смит. Ты всегда был прав. Это действительно неизбежно».

Сам Смит начинает понимать, что это не может длиться вечно. Нет смысла в борьбе, власти, эгоизме – разрушение ни к чему не ведет. Когда, наконец, Нео становится близок к полному смирению с тем, что уже невозможно что-либо сделать, он сдается тотально и без сожаления, позволяет Смиту слиться с собой, отдает себя без малейшего сопротивления. Победив свое эго, смирившись, отбросив все устремления, желания, попытки выбирать и действовать, Нео отдается реальности. В какой-то момент есть только Смиты, больше никого, и тогда наступает катарсис, болезнь выходит через обострение и эго растворяется.

Еще в ходе фильма Прорицательница говорила: «Разве ты выбирать ко мне пришел? Твой выбор сделан». Пока Нео считал, что у него есть выбор, он боролся, и были сомнения. Все дело в том, что с выбора и начинается человеческая часть бытия – иллюзия свободы в том, что у нас всегда есть выбор. .

Смит спрашивает Нео, почему, во имя чего тот действует. Ответ Нео подчеркивает осознание им того факта, что он действует потому, что выбрал действовать. Не важно, вера или истина окрасила его выбор, важен выбор как таковой, потому что «у человека всегда есть выбор» (фраза одного из персонажей фильма). И до тех пор, пока эта иллюзия выбора держится, вы остаетесь человеком. Далее, когда Нео видит, что его выбор ведет лишь к дальнейшей бесконечной борьбе, он признает, что Смит был прав. Он отказывается от выбора, потому что бороться бесполезно. Он оставляет все, как есть, и входит в состояние свободы от выбора, отдается реальности, принимает ее такой, какой она и является.

Надпись над дверью прорицательницы Пифии гласила: «познай себя». То, что действительно существует – это и есть само чистое существование, суть нашего высшего «Я». Мы изначально ничего не имеем, и терять нам нечего, но лишь потеряв все эти мелкие частности, распознав их как иллюзии (просто мысли), мы «обретаем» свободу, которая всегда была с нами.

Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

«Матрица» - культовая лента, снятая тогда еще братьями Вачовски, стала ярчайшим кинособытием не только конца XX века, но и всей истории кинематографа в целом. Философия, глубина, символизм вкупе с уникальными спецэффектами и совершенно образцовой постановкой сделали этот фильм одним из лучших фантастических боевиков всех времен.

Но есть в нем еще что-то неуловимо-привлекательное, что заставляет пересматривать его даже спустя более десятка лет после премьеры. И каждый раз находить новые секреты.

К годовщине первого показа «Матрицы» в России сайт собрал 25 тайн о том, как создавался этот шедевр.

  1. Имя Нео (Neo) - это анаграмма слова «избранный» (one).
  1. Когда Нео получает выговор за опоздание , мойщик окон стирает мыльную пену с наружной поверхности оконного стекла в кабинете начальника своим скребком. Потеки на стекле сильно напоминают бегущие сверху вниз ряды символов, при помощи которых оператор наблюдает за Матрицей.
  1. Сами же символы на экранах компьютеров состоят из перевернутых букв, чисел и японских иероглифов письма катакана.
  1. В комнате, где Нео ждет Оракула , по телевизору показывают гигантских кроликов. Так как Нео получил в начале фильма сообщение о том, что он должен следовать за белым кроликом, это символизирует то, что он на правильном пути. Также белые кролики отсылают нас к «Алисе в Стране чудес» Льюиса Кэрролла.
  1. Актер Уилл Смит отказался от роли Нео , чтобы сняться в фильме «Дикий, дикий Запад». Об этом решении Уилл сожалеет до сих пор.
  1. Также на роль Нео рассматривали Джонни Деппа, Брэда Питта и Вэла Килмера . Но, после того как Килмер и Питт отказались, выбор встал между Деппом и Ривзом. В результате роль досталась Киану.
  1. Внимательный зритель сможет заметить дату на одном из мониторов в самом начале фильма - 18 февраля 1998 года. Ближе к концу картины на экране высвечивается уже иная дата - 18 сентября 1999 года. Таким образом, события, описанные в картине, проходят в течение 19 месяцев.
  1. Жан Рено был близок к тому, чтобы сыграть роль агента Смита . Но отказался от роли, вместо этого сыграв в фильме «Годзилла».
  1. Роль Морфеуса была предложена Шону Коннери , однако он отказался из-за того, что совершенно ничего не понял в сценарии.
  1. Имя Морфеус отсылает нас к Морфею - богу сновидений в древнегреческой мифологии. В «Матрице» корабль Морфеуса называется «Навуходоносор» - от имени царя Вавилона. По преданию, этот царь пытался разобраться в смысле своих сновидений.
  1. Надпись на борту корабля «Mark 3.11» обозначает номер стиха Священного Писания из Евангелия от Марка: «Нечистые при виде Его падали на колени и возглашали: Ты есмь наследник Божий».
  1. В словах босса Нео в начале фильма скрыт толстый намек на будущие способности Нео: «Думаете, вы особенный, мистер Андерсон? И правила писаны не для вас?»
  1. Тринити означает «троица». Поэтому номер комнаты, в которой она находится в начале фильма, - 303.
  1. А номер квартиры Нео - анаграмма слова «оne» (первый, избранный, номер один) - 101.
  1. Изначально предполагалось получить $80 миллионов на постановку фильма , однако студия Warner Brothers выделила только 10. Получив деньги, Ларри (Лана) и Энди Вачовски решили полностью вложить их в первые десять минут фильма (сцена с Кэрри-Энн Мосс). Результат настолько впечатлил студию, что оставшуюся часть денег они получили без всяких проблем.
  1. В фильме «Матрица» главные герои используют мобильный телефон Nokia 8110 .
  1. За первые 45 минут фильма исполнитель Киану Ривз произносит лишь 80 строк текста, 44 из которых - вопросы. Более того, впервые озвучить больше четырех предложений подряд ему позволили только в финальной речи, перед самыми титрами.
  1. Перед началом съемок «Матрицы» ведущие актеры тренировались целых 4 месяца, изучая основы восточных единоборств. Они не ожидали таких нагрузок и были полностью уверены, что для получения практических навыков хватит и нескольких недель.
  1. До начала съемок все актеры , занятые в главных ролях, и основные члены съемочной группы в обязательном порядке должны были прочитать книгу Жана Бодрийяра «Симулякры и симуляция». Эта книга является популярной критической теорией, пытающейся объяснить, где «реальность», а где, собственно, «симулякры» и «симуляция». Из нее же в начале фильма Нео достает компьютерный диск.
  1. Из фильма намеренно убрали голубой цвет , чтобы показать насколько мрачным является мир Матрицы.

Матрица: неизвестный финал.

Многие считают, что братья (тогда еще) Вачовски, собственно, сотворили один-единственный фильм, на славе которого и строили всю свою последующую карьеру. Первая «Матрица» гениальна. Вторая и третья части трилогии далеко ушли в сторону чистой коммерции, и этим слегка подпортили послевкусие, но то, что оригинальная картина оказалась выше всех и всяческих похвал - это уж точно.

К сожалению, переполнив сногсшибательными спецэффектами продолжения, забив их под завязку персонажами и второстепенными событиями, авторы «Матрицы» утратили обжигающую простоту оригинала, чему своеобразный хэппи-энд с восходом солнца только поспособствовал.

Но что вы скажете, если узнаете, каков был оригинальный замысел Вачовски? Будь он воплощен на экране должным образом - эффект от «Матрицы» был бы усилен втрое, ведь по жестокости финального поворота событий фильм превзошел бы даже «Бойцовский клуб»!

Сценарий «Матрицы» создавался Вачовски на протяжении более чем пяти лет. Годы непрерывного труда породили целый иллюзорный мир, густо пронизанный сразу несколькими сюжетными линиями, время от времени причудливо переплетавшимися между собой. Адаптируя свой колоссальный труд для экранизации, Вачовски изменили так много, что, по их же собственному признанию, воплощение их замыслов оказалось лишь «фантазией по мотивам» той истории, что была придумана в самом начале. Хотя, конечно, основная идея всегда оставалась неизменной.

Самое интересное заключается в следующем: на определенном этапе из сценария в конечном итоге была убрана на редкость занимательная составляющая - суровый финальный твист. Дело в том, что с самого начала Вачовски задумывали свою трилогию как фильм с, пожалуй, самым печальным и безысходным концом, какой только можно себе представить. Судя по обширному фрагменту сценария, который был отвергнут весь целиком на этапе согласования производства картины с продюсером Джоэлом Сильвером, мы лишились на редкость ошеломляющего финала, который уж точно смотрелся бы лучше того «хэппи-энда», который в конце концов попал на экраны.

Прежде всего, стоит оговориться, что сценарные наброски и разные варианты одного и того же фильма, будучи отвергнутыми, далее не дорабатывались, поэтому многое осталось не увязанным в стройную систему. Так, в «грустном» варианте трилогии события второй и третьей частей довольно сильно урезаны. При этом в третьей, заключительной части начинается развертывание настолько суровой интриги, что она практически ставит с ног на голову все события, происходившие ранее по сюжету. Точно так же финал шьямалановского «Шестого чувства» полностью перетряхивает все события фильма с самого его начала. Только в «Матрице» зритель новыми глазами должен был взглянуть практически на всю трилогию. И очень жаль, что Джоэл Сильвер настоял на реализованном варианте - этот явно лучше.

Итак, оригинальный сценарий истории:

С момента окончания событий первого фильма проходит шесть месяцев. Нео, находясь в реальном мире, обнаруживает у себя невероятную способность воздействовать на окружающее: сперва он поднимает в воздух и гнет ложку, лежащую на столе, потом определяет положение машин-Охотников за пределами Зиона, потом в бою со Спрутами уничтожает одного из них силой мысли на глазах потрясенной команды корабля.

Нео и все окружающие не могут найти объяснение данному феномену. Нео уверен, что этому есть веская причина, и что его дар как-то связан с войной против машин, и способен оказать решающее воздействие на судьбу людей (интересно отметить, что в снятом фильме эта способность тоже есть, но она вовсе не объясняется, и на ней даже не особенно заостряют внимание - может, и все тут. Хотя, по здравом размышлении, умение Нео в реальном мире вытворять чудеса не имеет абсолютно никакого смысла в свете всей концепции «Матрицы», и выглядит просто странно).

Итак, Нео отправляется к Пифии, чтобы получить ответ на свой вопрос, и узнать, что ему делать дальше. Пифия отвечает Нео, что не знает, почему он обладает сверхспособностями в реальном мире, и как они связаны с Предназначением Нео. Она говорит, что тайну Предназначения нашего героя может открыть только Архитектор - верховная программа, создавшая Матрицу. Нео ищет способ встретиться с Архитектором, проходя через неимоверные трудности (здесь участвуют уже известные нам Мастер ключей в плену у Меровингена, погоня на шоссе и прочее) .

И вот Нео встречается с Архитектором. Тот открывает ему, что город людей Зион уничтожался уже пять раз, и что уникальный Нео был намеренно создан машинами для того, чтобы олицетворять для людей надежду на освобождение, и таким образом сохранять спокойствие в Матрице и служить ее стабильности. Но когда Нео спрашивает у Архитектора, какую роль во всем этом играют его сверхспособности, проявляющиеся в реальном мире, Архитектор говорит, что ответ на этот вопрос никогда не может быть дан, ибо он приведет к знанию, которое уничтожит все, за что сражались друзья Нео и он сам.

После разговора с Архитектором Нео понимает, что здесь скрыта какая-то тайна, разгадка которой может принести долгожданный конец войны между людьми и машинами. Его способности становятся все сильнее. (В сценарии есть несколько сцен с впечатляющими боями Нео с машинами в реальном мире, в котором он развился до ультимативного супермена, и может почти то же, что и в Матрице: летать, останавливать пули и прочее)

В Зионе становится известно, что машины начали движение к городу людей с целью убить всех вышедших из Матрицы, и все население города видит надежду на спасение в одном только Нео, который вытворяет прямо-таки грандиозные вещи - в частности, получает умение устраивать мощные взрывы там, где он хочет.

Тем временем вышедший из-под контроля главного компьютера агент Смит, ставший свободным и получивший умение бесконечно копировать себя, начинает угрожать уже самой Матрице. Вселившись в Бэйна, Смит проникает также и в реальный мир.

Нео ищет новой встречи с Архитектором, чтобы предложить ему сделку: он уничтожает агента Смита, разрушив его код, а Архитектор открывает Нео тайну его сверхспособностей в реальном мире и останавливает движение машин на Зион. Но комната в небоскребе, где Нео встречался с Архитектором, пуста: создатель Матрицы поменял свой адрес, и теперь никто не знает, как его найти. Ближе к середине фильма происходит тотальный коллапс: агентов Смитов в Матрице становится больше, чем людей, и процесс их самокопирования нарастает как лавина, в реальном мире машины проникают в Зион, и в колоссальной битве уничтожают всех, кроме горстки уцелевших во главе с Нео, который, несмотря на свои сверхспособности, не может остановить тысячи машин, рвущихся в город.

Морфеус и Тринити гибнут рядом с Нео, героически защищая Зион. Нео в страшном отчаянии увеличивает свою силу до совсем уж неимоверных масштабов, прорывается к единственному уцелевшему кораблю («Навуходоносор» Морфеуса), и покидает Зион, выбираясь на поверхность. Он направляется к главному компьютеру, чтобы уничтожить его, мстя за гибель жителей Зиона, и особенно - за смерть Морфеуса и Тринити.

На борту «Навуходоносора» прячется Бэйн-Смит, пытающийся помешать Нео уничтожить Матрицу, поскольку он понимает, что при этом погибнет и сам. В эпической драке с Нео Бэйн также проявляет суперспособности, выжигает Нео глаза, но в конце концов погибает. Далее следует совершенно сногсшибательная сцена, в которой ослепший, но все равно все видящий Нео сквозь мириады врагов прорывается к Центру и устраивает там грандиозный взрыв. Он буквально испепеляет не только Центральный Компьютер, но и самого себя. Миллионы капсул с людьми отключаются, свечение в них пропадает, машины замирают навсегда и взору зрителя предстает погибшая, пустынная планета.

Яркий свет. Нео, совершенно неповрежденный, без ран и с целыми глазами, приходит в себя сидящим в красном кресле Морфеуса из первой части «Матрицы» в абсолютно белом пространстве. Он видит перед собой Архитектора. Архитектор говорит Нео, что потрясен тем, на что способен человек во имя любви. Он говорит, что не учел ту силу, которая вселяется в человека, когда он готов пожертвовать своей жизнью ради других людей. Он говорит, что машины на это не способны, и поэтому они могут проиграть, даже если это кажется немыслимым. Он говорит, что Нео - единственный из всех Избранных, который «смог зайти так далеко».

Нео спрашивает, где он. В Матрице, отвечает Архитектор. Совершенство Матрицы заключается, в числе прочего, еще и в том, что она не допускает, чтобы непредвиденные события нанесли ей хоть малейший ущерб. Архитектор сообщает Нео, что они сейчас находятся в «нулевой точке» после перезагрузки Матрицы, в самом начале ее Седьмой Версии.

Нео ничего не понимает. Он говорит, что только что уничтожил Центральный Компьютер, что Матрицы больше нет, как и всего человечества. Архитектор смеется, и сообщает Нео нечто, шокирующее до глубины души не только его, но и весь зрительный зал.

Зион - это часть Матрицы. Для того, чтобы создать для людей видимость свободы, для того, чтобы дать им Выбор, без которого человек не может существовать, Архитектор придумал реальность внутри реальности. И Зион, и вся война с машинами, и агент Смит, и вообще все, что происходило с самого начала трилогии, было спланировано заранее и является не более чем сном. Война была только отвлекающим маневром, а на самом деле все, кто погиб в Зионе, боролся с машинами, и сражался внутри Матрицы, продолжают лежать в своих капсулах в розовом сиропе, они живы и ждут новой перезагрузки системы, чтобы снова начать в ней «жить», «бороться» и «освобождаться». И в этой стройной системе Нео - после его «перерождения» - будет отведена все та же самая роль, что и во всех предыдущих версиях Матрицы: вдохновлять людей на борьбу, которой нет.

Ни один человек никогда не покидал Матрицу с момента ее создания. Ни один человек никогда не умирал иначе, как согласно плану машин. Все люди - рабы, и это никогда не изменится.

Камера показывает героев фильма, лежащих в своих капсулах в разных уголках «питомников»: вот Морфеус, вот Тринити, вот капитан Мифунэ, погибший в Зионе смертью храбрых, и многие, многие другие. Все они безволосы, дистрофичны и опутаны шлангами. Последним показывают Нео, выглядящего в точности так же, как в первом фильме в момент его «освобождения» Морфеусом. Лицо Нео безмятежно.

Вот как объясняется ваша суперсила в «реальности», говорит Архитектор. Этим же объясняется и существование Зиона, который люди «никогда не смогли бы построить таким, каким вы его видели» из-за нехватки ресурсов. И неужели, смеется Архитектор, мы позволяли бы освобожденным из Матрицы людям скрываться в Зионе, если у нас всегда была возможность либо убить их, либо подключить к Матрице снова? И неужели нам нужно было ждать десятилетия, чтобы уничтожить Зион, даже если бы он существовал? Все-таки вы нас недооцениваете, мистер Андерсон, говорит Архитектор.

Нео, с помертвевшим лицом глядящий прямо перед собой, пытается осознать происшедшее, и бросает последний взгляд на Архитектора, который говорит ему на прощание: - "В Седьмой Версии Матрицы миром будет править Любовь".

Звучит будильник. Нео просыпается, и выключает его. Последний кадр фильма: Нео в деловом костюме выходит из дома, и быстрым шагом направляется на работу, растворяясь в толпе. Под тяжелую музыку начинаются финальные титры.

Мало того, что этот сценарий выглядит более стройным и понятным, мало того, что в нем действительно блестяще объясняются сюжетные дыры, которые были оставлены без объяснений в экранизации - он еще и гораздо лучше вписывается в мрачный стиль киберпанка, чем исполненный «надежды» конец увиденной нами трилогии. Это не просто Антиутопия, но Антиутопия в своем самом жестоком проявлении: конец света давно позади, и ничего нельзя исправить.

Но продюсеры настояли на хэппи-энде, пусть и не особенно радостном, а еще их условием было обязательное включение в картину эпичного противостояния Нео и его антипода Смита как некого библейского аналога битвы Добра и Зла. В итоге довольно навороченная философская притча первой части досадно выродилась в набор виртуозных спецэффектов без особенно глубокой задней мысли.

Это никогда не будет снято. Остается только представлять, как это могло быть. И это могло быть очень, очень круто.

О качестве фильмов "Матрица: Перезагрузка" и "Матрица: Революция" споры ведутся по сей день; первый фильм трилогии, однако, шедевром признан практически безоговорочно. Поскольку создать действительно интересную историю без интересного главного героя почти невозможно, "Матрица" своим успехом обязана в том числе блестяще сыгранному Киану Ривзом Томасу "Нео" Андерсону.

Родился Томас Андерсон в Кэпитал-Сити, США (Capital City, USA). В школе мальчик отлично справлялся с точными науками, математикой и программированием; впрочем, литература и история ему также давались неплохо. В 13-14 лет у парня были какие-то проблемы с дисциплиной, однако школу он все же окончил отлично. Впоследствии он устроился программистом в компанию "Meta Cortex"; никто не знал, что в нерабочее время респектабельный программист был хакером по кличке "Нео". Именно в ходе своей хакерской деятельности Андерсон впервые услышал о таинственной Матрице. Некоторое время он пытался найти некоего Морфеуса (Morpheus) – как предполагалось, единственного человека, точно знающего о Матрице. Вскоре Морфеус выходит с Нео на связь – и тут же за Андерсоном начинают охоту странные Агенты. От Агентов Нео спасает хакерша Тринити; с её помощью Томас попадает на встречу с тем, кого так долго искал.



Морфеус рассказывает Томасу о Матрице – и рассказ его звучит как минимум невероятно. Андерсон узнает, что окружающий его мир – лишь компьютерная иллюзия, используемая поработившими человечество машинами для поддержания контроля над побежденной расой. Морфеус предлагает Нео либо забыть о случившемся и вернуться к обычной жизни, либо освободиться от пут Матрицы. Выбравший второй вариант, Андерсон просыпается в постапокалиптическом мире – и вскоре его находит корабль Морфеуса, "Навуходоносор" ("Nebuchadnezzar"). Нео узнает легенду об Избранном, чьи способности к управлению Матрицей смогут положить конец войне людей и машин и проходит базовый курс подготовки, увеличивающий его шансы выжить в условиях иллюзорного мира. Вскоре Нео удается пообщаться с таинственной пророчицей Пифией; та подтверждает, что определенный дар у него есть – но и заявляет, что Избранным Нео в текущей его жизни не является. Последнее пророчество Пифии звучит пугающе – вскоре Нео предстоит пожертвовать либо собой, либо Морфеусом.

Предательство одного из членов команды, Сайфера, стоит жизни целом ряду друзей Морфеуса и Тринити; к счастью, одну из своих жертв Сайфер не добивает – за что впоследствии платит самой своей жизнью. Нео и Тринити удается бежать из Матрицы, а вот Морфеус попадает в плен к Агентам. В ходе совершенно безумной операции по спасению Морфеуса Нео открывает в себе доселе невиданные возможности – он, подобно Агенту, уклоняется от летящих в него пуль. Спасенный Морфеус верит в то, что Андерсон и впрямь является Избранным, однако перед самым выходом в реальность Нео попадает в плен к агенту Смиту. Поединок Агента и Избранного некоторое время идет на равных; увы, в целом шансов у Нео мало – Агентов много, да и их способность возрождаться делает победу над ними невозможной. Смиту удается смертельно ранить Нео; поцелуй Тринити возвращает Андерсона в жизни – уже в качестве полностью раскрывшегося и осознавшего свой потенциал Избранного. Нео легко уничтожает Смита, после чего обещает машинам освободить столько людей, сколько удастся.

Постепенно Нео полностью осваивается со своими новыми способностями; увы, почти непобедимый в Матрице, он пока еще не может напрямую помочь жителям реального мира.

На последний оплот человечества, Зион, меж тем готовится массовая атака машин. С помощью Пифии Нео узнает об этом – и таинственном Ключнике, способном провести его в самое сердце Матрицы. На пути у Избранного возникает целый ряд препятствий – и самым серьезным становится восставший из мертвых Смит. Теперь он уже существует не в качестве Агента, но в качестве самостоятельной сущности, способной самокопироваться и одержимой желанием уничтожить Нео. С большим трудом Нео удается добраться до Ключника и с его помощью пробиться в сердце Матрицы.

Побочная операция, необходимая для организации прохода, стоит жизни возлюбленной Нео, Тринити. В сердце Матрицы Избранный находит Архитектора – программу, создавшую Матрицу. Архитектор объясняет Нео, что пророчество, ведшее его вперед, было лишь ловушкой, и что с его помощью Матрица лишь организует необходимую ей перезагрузку. Нео, однако, отказывается играть по правилам Архитектора; ему удается сначала спасти Тринити, а затем – уже в реальном мире – таинственным образом уничтожить несколько боевых машин.

Чтобы отразить близящуюся атаку на Зион, Нео решает отправиться на встречу с машинами. Пробиться в город машин Нео удается, однако это стоит жизни Тринити и зрения самому Избранному. В беседе с аватарой машинного сознания Нео предлагает сделку – взамен на прекращение войны он обещает уничтожить захватившего практически всю Матрицу Смита. Избранному удается победить Агента – однако за это ему приходится заплатить своей жизнью. Сдержавшие свое обещание машины прекращают атаки, тем самым давая людям возможность наконец-то начать строить новый мир.

Невероятные факты

Фильм "Матрица", вышедший в 1999 году, изменил восприятие мира многих людей и заставил многих усомниться в своем существовании.

Прошло больше 15 лет с момента выхода фильма, и мы еще узнаем многое из того, чего никогда не слышали о нем.

Читайте также: 20 фильмов, над которыми придется серьезно поломать голову

Вот несколько удивительных фактов, которые вы, вероятно, не знали об этом фильме.

Фильм "Матрица" 1999 года

1. Когда братья Вачовски представили идею Матрицы и бюджет, составляющий больше $80 миллионов, компании Warner Bros., им отказали.


Вместо этого, им выделили только $10 миллионов. Вачовски приняли предложение и использовали эти деньги, чтобы снять первые 10 минут фильма. Позже, когда они показали сцену руководству, все были настолько впечатлены, что и им удалось получить оставшиеся деньги.

2. Сначала Вачовски предложили Джонни Деппа на роль главного героя Нео. Также на эту роль рассматривали Уилла Смита, Николаса Кейджа, Вэла Килмера и Брэда Питта, но все они отказались.


В конце концов, студия выбрала Кеану Ривза, так как он хорошо уловил идею фильма, что сыграло решающую роль во время кастинга.

3. В фильме Нео работает на компанию Metacortex. Название состоит из двух слов:" meta", что означает идти за пределы и выше, и "cortex" – "внешний слой (граница) серого вещества, окружающий мозг. Вместе это означает "переходить границы разума", что и делает Нео в фильме.


4. Согласно греческой мифологии, Морфеус был богом сновидений. Однако в фильме Морфеус делает как раз все наоборот – он пытается разбудить людей из Матрицы – виртуальной реальности, созданной машинами, чтобы использовать людей в качестве источника энергии.


5. Больше половины диалогов Нео в фильме состоит из вопросов.


Первые 45 минут фильма у Нео 88 строк, из них 44 составляют вопросы. Это также соответствует теме фильма – задавать вопросы о том, что происходит вокруг, чтобы в действительности увидеть мир, в котором живут герои.

Это также напоминает тему другого фильма по книге "Алиса в стране чудес", где Алиса любопытствует и постоянно задает вопросы. Нео – это своего рода "Алиса" в Матрице, и потому больше половины его диалогов состоит из вопросов включая: "Что такое Матрица?".

6. Когда Нео просыпается в коконе, у него довольно истощенный вид. Кеану Ривз смог добиться этого, сбросив 7 кг и полностью сбрив волосы с тела.


7. Солнечные очки являются неотъемлемой частью костюмов фильма.


Все главные герои фильма носят солнечные очки, которые были сделаны на заказ для каждого из них. Форма линз отличается у агентов и у группы отступников. Агенты носят очки прямоугольной формы, в то время как у отступников - округлые линзы, что говорит о том, что они настоящие, а агенты заодно с машинами. Когда герои снимают очки - это символизирует снятие маски и уязвимость, как в сцене пытки Морфея, где он без очков.

8. Братья Вачовски выбрали пистолет IMI Desert Eagle Mark XIX в качестве оружия для агентов. Однако оружейник Джон Боуринг считал его бестолковым оружием .



9. За несколько месяцев до начала съемок Кеану Ривз перенес операцию на шее, что постепенно парализовало его ноги. В о время съемок фильма он все еще восстанавливался, и потому Нео не так много дрался в фильме.



Фильм "Матрица": факты о героях фильма

10. Во время сцены "Женщин в красном", когда Морфеус провожает Нео по компьютерной симуляции Матрицы, было задействован о множество близнецов, чтобы создать иллюзию повторяющейся программы.



Например, высокого мужчину с приглаженными черными волосами и солнечными очками в начальной сцене можно увидеть несколько секунд спустя в качестве полицейского, выписывающего парковочный талон.

Читайте также: 33 самых ожидаемых фильмов 2017 года

11. В фильме используют 5 главных цветов: синий, зеленый, красный, желтый и белый. У каждого цвета есть уникальное значение.



В фильме все, что происходит внутри Матрицы , имеет зелены й оттенок, что представляет разум и бесконечные возможности.



Реальный мир – синий с красным в определенных точках. Синий представляет собой тело, где основной заботой является выживание.



Город машин – желтого цвета и символизирует область духа или небеса.

Красный символизирует опасность, зло и жестокую правду реальности.

Белый цвет появляется в определенные моменты фильма, например, когда герои входят в "Симулятор" или загрузочную программу и олицетворяет рост. Черный цвет также доминирует, как цвет одежды и солнечных очков, он изображает нечто непроницаемое или непоколебимое.

12. В фильме все сцены с экранами компьютеров (за исключением компьютера Нео) показывают код Матрицы с цифрами, перевернутыми буквами и слогами японского алфавита – катаканами.


13. Чтобы создать подлинный зеленый вид внутри Матрицы, все костюмы, которые носили актеры, окунали в зеленую краску.


Синий цвет внутри Матрицы полностью исключили. Зеленый оттенок был на всем, и это делалось для того, чтобы казалось, будто вы смотрите через экран компьютера. Дизайнер костюмов Ким Баррет (Kym Barret ) окунул все костюмы, которые носили внутри Матрицы, в зеленую краску.

14. Когда снимали сцену с вертолетом, вертолеты по ошибке пролетали по запрещенному для полетов воздушному пространству Сиднея. Это чуть не привело к закрытию фильма. П озже законы в Новом Южном Уэльсе в Австралии изменили так, чтобы можно было возобновить съемки фильма.



15. Перед тем, как Морфеус начинает тренировать Нео в программе рукопашного боя, Нео быстро потирает нос большим пальцем. Это движение похоже на манеру Брюса Ли перед нападением на противника и являлось импровизацией Кеану Ривза для этой сцены.




Фотокопии паспорта Нео можно мельком увидеть среди бумаг агента Смита во время сцены переговоров. Согласно бумагам, паспорт был выдан 12 сентября 1991 года, и его срок истекает 11 сентября 2001 года.

17. В исходном сценарии роль Свитча должен был играть актер андрогинного типа. В реальной жизни Свитч должен был быть мужчиной, а в Матрице – женщиной.


Считается, что герой Свитч отражает борьбу братьев Вачовски с гендерной идентичностью, о которой в то время никто ничего не знал. Бывшие братья Ларри и Энди Вачовски теперь являются сестрами Ланой и Лили.

Кадры из фильма "Матрица"

18. Во время съемок сцены, в которой Морфиус разговаривает с Нео по телефону, подсказывая как выйти из офиса, Кеану Ривз на самом деле вылез из окна, которое находилось на 34 этаже, не пользуясь услугами дублера.


19. Во время сцены перестрелки в холле, камера возвращается, чтобы показать последствия. В этот момент кусок столба упал, и это выглядело настолько естественно, что его решили добавить в фильм.

20. Во время съемок одной из сцен актриса Кэрри-Энн Мосс вывернула лодыжку. Она никому не сказала об этом до конца съемок, чтобы ее не заменили.


21. Греческая фраза "Познай самого себя", написанная на входе кухни Оракула, является дельфийским изречением написанным в храме Аполлона в Дельфах.


22. Лоуренс Вачовски однажды рассказал, что композитор Дон Дэвис создал замедленный волновой эффект в фильме, поместив пули на струны и вращая их в студии.

Также звук кода Матрицы был создан при оцифровке дождевых капель на окнах. Звуки ударов во время сцен борьбы были созданы с помощью тонких металлических прутьев, звуки которых записывали, а затем редактировали.

23. В начале фильма можно заметить дату 19 февраля 98 года, а в конце фильма видна дата 18 сентября 99 года.


Это говорит о том, что события в фильме произошли в течение 19 месяцев.


24. Ученые утверждают, что люди скоро смогут приобретать новые навыки, загружая их в мозг так же, как это продемонстрировано в фильме Матрица.


В фильме Нео обучается джи-джитсу, боксу и навыкам некоторых восточных единоборств, после того, как их загружают ему в мозг.

Ученые из Японии и Бостона разработали метод, который можно использовать, чтобы передать образцы активности мозга через визуальную кору человека. Они надеются, что однажды мы сможем приобретать новые навыки, загружая их в наш мозг, вместо нескольких лет практики, которые обычно требуются для освоения.