Римско католическая церковь святой екатерины. Католический храм святой екатерины

* А за забором - внутри этого внутреннего двора - вот такой чудесный ухоженный дворик-садик с детской площадкой и статуей Мадонны (справа).

Вход в этот дворик, как я поняла, только из двери в дворовом корпусе (дверь за кадром справа), и гуляют здесь, похоже, только ученики

Воскресной школы при церкви. А в начале 1980-х здесь заливали каток, и я через эту дверь водила дочку на занятия фигурным катанием. А ещё

Раньше это был двор ремесленного училища, а до того, вероятно, двор одной из школ при костёле, в корпусе слева. А справа и прямо - окна

Жилых помещений.(бывших монашеских келий). Там и сейчас ещё осталось несколько жилых квартир, насколько мне известно. (Irinfa 10.2017)

В конце 1970-х гг. храм передали в ведение Ленинградской филармонии для организации органного зала. Был сделан проект приспособления храма, поставлены леса. Но работы затянулись. А в 1984 г. сильный пожар разрушил все внутреннее убранство здания.

1992 - храм возвратили Католической церкви, начался ремонт и реставрация

1998 - после реставрации открыта часовня Божией Матери

2000 - освящена алтарная часть храма

2003 - открыт трансепт и вход с Невского проспекта

2008 - отреставрирован и освящен главный неф храма

Восстановленный интерьер производит удивительное впечатление.

Лишенное прежних росписей, витражей, мраморных алтарей и других утраченных деталей обстановки пространство воспринимается особенно цельно и ясно. Обращает на себя внимание правый алтарь трансепта. На стене зондажом оставлен только его силует и некоторые сохранившиеся после пожара камни. А на фоне голого кирпича повешено старинное распятие, спасенное во время закрытия храма в 1938 г. прихожанкой Софьей Степулковской.

Подробно об истории храма можно прочесть в книге искусствоведа и реставратора Ромуальды Ханковской "Храм святой Екатерины в Санкт-Петербурге", СПб, 2001. (добавил - )

По проекту Ж.-Б. Валлен-Деламота на аттике над центральной частью фасада предполагалось установить скульптурную группу из двух ангелов, поддерживающих крест, а на фланкирующих башенках - статуи святых. Арх. А. Ринальди завершил здание прямоугольным аттиком на котором были установлены скульптуры четырёх Евангелистов - Св. Иоанна, Св. Луки, Св. Матфея и Св. Марка, а по центральной оси - скульптурная композиция «Поклонение Кресту». Эта композиция перекликается с решением, предложенным Ж.-Б. Валлен-Деламотом, однако отличается большей композиционной завершённостью. Скульптуры выполнены из белого мрамора. Композиция «Поклонение Кресту» состоит из двух коленопреклонённых ангелов, один из которых держит крест, и двух херувимов у основания креста. Крест стальной кованый с позолоченной облицовкой из цветного металла (медь). Скульптуры Евангелистов размещены попарно над углами ризалитов главного фасада. Авторство и время выполнения статуй не определены. Они были установлены одновременно, вероятно, в 1799-1780 годах при устройстве стропил и возведении купола храма, однако художественное решение центральной группы и фигур четырёх Евангелистов различно. Композиция «Поклонение Кресту» выполнена в характере барокко, стилистика скульптур Евангелистов позволяет отнести их к эпохе классицизма

(сайт Благовест-инфо blagovest-info.ru 14.12.2017)

"Украшавшие храм статуи предположительно итальянской работы, - рассказала представитель храма Анастасия Медведева. - Они были изготовлены во второй половине XVIII в. и с тех пор ни разу не покидали крышу нашей базилики. Не были сняты после закрытия церкви, пережили блокаду, устояли при пожаре, зимой и летом глядя с 24-метровой высоты на главную улицу города. За прошедшие века мраморные евангелисты и ангелы серьезно пострадали от времени и климата. Ангелочки лишились пальцев рук и ног, перьев на крыльях, сгладились черты лиц и детали одеяний евангелистов, а у апостола Иоанна оказалась утраченной кисть правой руки."

(из статьи Оксаны Ермошиной "Крышу базилики на Невском проспекте покинули ангелы", "Вечерний Петербург" №186 (25455) от 12.10.2015)

В 2014 г. для решения вопроса о копировании скульптур был созван реставрационный совет с участием специалистов КГИОП, Государственного Эрмитажа и Государственного Русского музея, члены которого единодушно пришли к выводу, что дальнейшее пребывание подлинных скульптур на открытом воздухе невозможно, поскольку деструкция мрамора увеличивается вследствие влияния климата и агрессивной атмосферной среды.

Все основные параметры скульптур (высота, ширина, толщина), а также все нюансы авторской пластики и даже выветренность исторического камня перешли в копии. Для того чтобы избежать передачи значительных дефектов поверхности и многочисленных утрат с поверхности оригинала была применена так называемая «двойная формовка». Работы выполняли специалисты ООО «РМ «Наследие».

Копии скульптур святых Евангелистов Матфея, Марка, Луки и Иоанна начали устанавливать на аттик храма 14 декабря 2017 г. На следующий день намечался монтаж на аттик центральной скульптурной группы «Поклонение Кресту»

(сайт КГИОП kgiop.gov.spb.ru 14.12.2017)

Включением в Перечень объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения, находящихся в г. Санкт-Петербурге, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2001 № 527

В 1739 году по указу императрицы Анны Иоанновны для храма было выделено место на Невском проспекте. За работу над проектом взялся архитектор Пьетро Антонио Трезини. За время возведения этой церкви Трезини успел стать главным архитектором Петербурга и построить несколько православных храмов в Петербурге, но храм Святой Екатерины не закончил. В 1751 году (к этому времени сменилось еще два правителя, к власти пришла Елизавета Петровна) Трезини уехал из России в Италию. В правление Петра III стройка стояла. И лишь при Екатерине II, сумевшей прервать череду дворцовых переворотов и удерживать власть в течение 34 лет, работы были возобновлены и закончены уже третьей командой архитекторов. Благодаря щедрому пожертвованию баварского купца Пирлинга итальянским архитекторам Антонио Ринальди и Минчиани удалось наконец завершить строительство.

Спустя 45 лет после начала стройки, в 1783 году, папский нунций Джованни Аркетти торжественно освятил храм, получивший имя святой великомученицы Екатерины Александрийской, небесной покровительницы императрицы Екатерины II. Храм в стиле классицизма был увенчан монументальным куполом и имел в плане традиционную форму латинского креста. Длина его достигала 44 метров, высота «42 метров, что смотрелось внушительно по меркам той эпохи. Над входом были начертаны слова из Евангелия: «Дом Мой домом молитвы наречется» (Матфей, 21).

Внешняя скромность фасада, выкрашенного в традиционный для Петербурга желтый цвет, контрастировала с роскошью внутреннего убранства. Главной достопримечательностью храма стал престол из цветного мрамора, дар от жителей итальянского Ливорно. Престол также украшали резные деревянные скульптуры и живописные полотна, одно из которых, «Мистическое обручение святой Екатерины», было подарено самой императрицей. Традиционный для католических храмов орган считался одним из лучших в Европе.

По обеим сторонам храма построили два трехэтажных дома для его служителей. В одном из них открылась школа для юных католиков. Войны, которая вела Россия, в том числе и с католическими странами, странным образом влияли не на сокращение, а наоборот, на расширение паствы. Большинство прихожан храма составляли жившие в столице поляки, переселившиеся в российскую столицу после раздела Польши в 1772 году, также храм посещали французы, немцы, итальянцы. Но были среди католиков и русские. Почти все они принимали католичество из стремления к оригинальности или из протеста против самодержавия: считалось, что оно тесно связано с православной верой.

Знаменитые прихожане

Среди прихожан в разное время числились такие известные люди того времени, как княгиня Зинаида Волконская, Петр Чаадаев, декабрист Михаил Лунин. Здесь же венчались Жорж Дантес и Екатерина Гончарова. Для многих видных деятелей XVIII-XIX веков в силу разных причин храм стал усыпальницей. Здесь были похоронены последний король Польши Станислав-Август Понятовский (ныне его прах перевезен в Варшаву) и французский генерал Жан Виктор Моро, соперник Наполеона. Изгнанный с родины французским императором, он перешел на русскую службу и погиб под Дрезденом, сражаясь со своими соотечественниками. Его гробница находится в крипте храма. А в 1858 году здесь отпели Огюста Монферрана, архитектора знаменитого Исаакиевского собора. На протяжении всей истории приход храма неустанно рос. Если при Петре I паству составляли несколько сотен прихожан, то в начале XIX века их было около 7000, а перед революцией 1917 года - уже 30 тысяч, что не мало. Особенно, если учесть, что в наши дни храм посещает около 1000 человек.

Любопытная особенность, связанная с храмом, заключается в том, что управители храма сменялись, подобно монархам на российском престоле. Вначале приход принадлежал францисканцам, но ловкий иезуит Габриэль Грубер в 1800 году убедил императора Павла I передать храм своему ордену. Грубер успешно проповедовал в Петербурге католичество и даже выдвинул проект объединения западной и восточной церквей, но в 1805 году погиб во время пожара в своем доме. Ходили слухи, что это было убийство: Грубер вел тайную переписку с Наполеоном и погиб буквально недели за две до создания антинаполеоновской коалиции. Через десять лет деятельность иезуитов запретили в столицах, а еще через пять лет их и вовсе выслали из России. Императору Александру I не нравился переход некоторых представителей аристократических семей в католицизм.

Храм Святой Екатерины передали ордену доминиканцев. Николай I не раз его посещал и делал щедрые подарки, в том числе серебряную дароносицу, усыпанную бриллиантами и сапфирами. При нем рядом с храмом было выстроено еще одно здание, где позже открылась женская гимназия с интернатом, в котором преподавала сестра Урсула (Юлия Ледуховская), причисленная позже к лику святых. Она приехала в Санкт-Петербург по приглашению настоятеля храма Константина Будкевича.

Храм в послереволюционное время

После революции Католическая церковь, как и другие конфессии, подверглась притеснениям. Академия и гимназии были закрыты, принадлежащие храму здания конфискованы. В 1923 году ГПУ арестовало Константина Будкевича и еще нескольких священников, обвинив их в сопротивлении советской власти. Громкое «дело ксендзов» завершилось расстрелом Будкевича и отправкой остальных обвиняемых на Соловки. Позже многие прихожане храма, в первую очередь, поляки, также были репрессированы.

В 1938 году храм Святой Екатерины постановлением Верховного Совета СССР был закрыт «в рамках борьбы с религией». Все, что находилось внутри - картины, статуи, книги, - просто выбросили на улицу. В здании разместили склад, а после войны передали его Ленинградской филармонии для устройства концертного зала. В 1947 году при пожаре погиб орган. История храма, сделав виток, вернулась к началу - к стройке. Которая так же, как и несколько столетий назад, больше напоминала муку.

Многолетний ремонт в 1984 году вновь был «завершен» пожаром, окончательно уничтожившим убранство храма. Несколько лет Невский проспект «украшало» обгорелое здание с окнами, забитыми фанерой. Только в 1992-м, после смены трех правителей страны, земля и здание храма были возвращены Католической церкви. Уже осенью был освящен временный алтарь, открылись воскресная школа и центр катехизации. Однако прошло еще 16 лет (за которые президенты сменились дважды), прежде чем строительные работы над главным зданием были полностью закончены в 2008 году. Убранство храма теперь значительно скромнее: восстановить уничтоженные произведения живописи и прикладного искусства невозможно.

Восстановление храма, включенного в список культурного наследия, продолжается, а его служители и прихожане, как и прежде, принимают в нем активное участие.

Церковь Святой Екатерины Александрийской в Санкт-Петербурге. Действующий католический храм, один из старейших в России, со статусом малой базилики, выполненный в стиле классицизма, был построен в 1738-1783 годах по проекту П. А. Трезини, Ж. Б. Валлен-Деламота, И. Минчиани и А. Ринальди.

Католический приход Святой Екатерины Александрийской появился в Санкт-Петербурге в 1716 году, но собственным храмом он обзавелся не сразу. Только в 1738 году императрица Анна Иоанновна разрешила построить католическую церковь на Невском проспекте, но и тогда строительство затянулось на десятилетия. Первый проект церкви был разработан архитектором Трезини, под его руководством работы продолжались до 1751 года, но после его отъезда на родину стройка остановилась. В 1760-х годах архитектор Ж. Б. Валлен-Деламот продолжил возведение незаконченного храма, но и он не смог завершить церковь. И только в 1782 году, уже под началом зодчих И. Минчиани и А. Ринальди, были вновь начаты строительные работы. Наконец, в 1783 году новый собор был освящен в честь Святой Екатерины Александрийской, покровительницы императрицы Екатерины II.

Конструкция здания, построенного в переходном стиле от барокко к раннему классицизму, выполнена в виде латинского креста и увенчана большим куполом. Главный фасад оформлен в виде монументального арочного портала, опирающегося на свободно стоящие колонны (наподобие арки Новой Голландии). Над фасадом находятся фигуры четырех евангелистов и ангелов, держащих крест. Над входом в храм написаны слова из Евангелия от Матфея на латинском языке: «Domus mea domus orationis» («Дом Мой домом молитвы наречется»).

Внутри католический костел был отделан с изяществом и красотой — богатый мраморный престол привезли из Италии, а внутренние колонны и стены храма оформили искусственным мрамором. К сожалению, многое из оригинального убранства собора до наших дней не сохранилось — большой образ «Мистическое обручение святой Екатерины» авторства Иогана Меттенлейтера, подаренный храму императрицей Екатериной II, исчез после революции 1917 года; также был утерян орган, который долгое время считался одним из лучших в Петербурге. А вот старинный алтарный крест, спасенный одной прихожанкой после разграбления храма в 1938 году, сейчас находится на прежнем месте.

Первое время собор Святой Екатерины находился в ведении монашеских орденов. Сначала он принадлежал францисканцам, с 1800 года — иезуитам, а в 1815 году здесь обосновались доминиканцы. В 1892 году храм перестал считаться орденским и стал управляться католическими епархиальными священниками.

В этой церкви в 1837 году состоялось бракосочетание Жоржа Дантеса и Екатерины Гончаровой, сестры супруги Александра Сергеевича Пушкина. Также здесь венчался архитектор Огюст Монферран, автор многих зданий Санкт-Петербурга.

Храм был закрыт и разграблен в 1938 году, а утварь, иконы и книги из церковной библиотеки выбросили прямо на улицу. Уничтожение собора довершил пожар в 1947 году, во время которого серьезно пострадал оставшийся интерьер. Долгое время церковь использовалась как склад, а в 1977 году здание решили превратить в органный зал филармонии, но пожар 1984 года остановил и эту реконструкцию.

В 1991 году в Петербурге вновь появился католический приход Святой Екатерины, в 1992 году в церкви начались восстановительные работы, и в 2000 году была заново освящена алтарная часть храма, а в 2003 году было закончено восстановление основной части храма и открыты центральные ворота. В 2013 году церкви Святой Екатерины был дарован статус малой базилики, она стала единственной базиликой в России.

Размеры храма — 44 метра в длину, 25 метров в ширину, 42 метра в высоту. Базилика может одновременно вместить около 2000 человек.

Здание базилики Святой Екатерины Александрийской включено в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) России.

Туристу на заметку:

Посещение базилики Святой Екатерины Александрийской будет интересно католическим верующим, остальным туристам, интересующимся церковной архитектурой середины XVIII века, а также может стать одним из пунктов экскурсионной программы во время знакомства с соседними достопримечательностями —

По адресу: Невский проспект, д. 32-34 (м. Невский проспект. Район Центральный).

Храм Святой Екатерины Александрийской - католический храм в городе Санкт-Петербург, один из старейших католических храмов России.

Во дворе зданий на Невский проспект, д. 32-34 есть проход на улицу Итальянскую по живописному дворику.

Историческая справка

Католический приход святой Екатерины Александрийской был основан в 1716 году. В 1738 году императрица Анна Иоанновна подписала разрешение на возведение католической церкви на Невской перспективе (Невском проспекте).

Первоначальный проект был разработан Пьетро Антонио Трезини, начавшиеся под его руководством работы были прекращены в 1751 году после отъезда на родину. Попытка закончить строительство в 60-х годах XVIII века, предпринятая архитектором Ж. Б. Валлен-Деламотом, также была неудачной. Всё это время община служила во временном храме, зал для которого был оборудован в соседнем доме (совр. Невский пр., д.34). Лишь в 1782 году строительство храма было закончено под руководством итальянских архитекторов Минчиани и А. Ринальди, последний был старостой общины.

7 октября 1783 года храм, получивший статус собора, был освящён в честь святой Екатерины Александрийской, покровительницы императрицы Екатерины II.

В период СССР храм не действовал.

В период с 1992 по 2008 год в храме была проведена реконструкция. Сейчас храм открыт для верующих. При церкви действует воскресная школа, катехуменат, Детский центр им. Урсулы Ледуховской, встречи Движения Живого Розария, доминиканцев-мирян. Приходской хор регулярно выступает на различных фестивалях. В храме проводятся концерты и встречи с деятелями культуры. Работает общество помощи нуждающимся.

С момента основания Петербурга в городе активно строились храмы различных вероисповеданий. Традиция веротерпимости была продолжена и после смерти Петра I. Во второй половине XVIII века значительно увеличилось количество подобных храмов, что было связано с ростом количества подданных других государств. Многие из них строили дома, покупали землю, основывали торговые и промышленные предприятия в Петербурге.

Католический костел Святой Екатерины Александрийской, сооруженный на левой стороне Невского проспекта, относится к числу наиболее крупных церквей в Петербурге. Главный фасад храма решен в виде торжественной арки, опирающейся на свободно стоящие колонны.

Арку венчает грандиозный аттик, верхний парапет украшают фигуры ангелов и Евангелистов. По обеим сторонам храма построили два симметрично расположенных жилых дома, поставленных по линии застройки проспекта.

С Костелом их соединяют каменные ограды, прорезанные арками ворот. Строительство костела началось в 1762 году по проекту Ж.-Б.Валлена- Деламота, но после того как он уехал из России,здание достраивалось под руководством А.Ринальди. Костел был освещен 7 октября 1783 года.
Интерьер храма отличался изысканностью, прежде его украшала монументальная живопись, цветные витражи, многочисленная скульптура. Над главным алтарем размещался большой образ Святой Екатерины, исполненный художником Я.Меттенлейтером. Его подарила костелу императрица Екатерина II . В 1828-1830 годах, стены и колонны поддерживающие свод, были облицованы искусственным мрамором. Тогда же храм украсил богатый мраморный престол, изготовленный в Италии.

Распятие, возвышавшееся над алтарем, было сделано по эскизу И.П.Витали. Гордостью храма являлся прекрасный орган, изготовленный по специальному заказу немецкими мастерами.

Обширная библиотека костела насчитывала 60 тысяч редких книг, изданных на тридцати языках. Костел посещали не только католики – петербуржцы, но и гости столицы. Здесь побывали Т.Готье, А.Мицкевич, О.Бальзак, Ф.Лист, А.Дюма.

В костеле в 1798 году был торжественно похоронен последний польский король С.-А.Понятовский, вынужденный отречься от престола, после третьего раздела Польши, он проживал в России.

В костеле погребен французский генерал Ж.-В.Моро, сражавшийся в рядах войск антинаполеоновской коалиции. В 1837 году, незадолго до трагической дуэли с А.С.Пушкиным, Ж.Дантес венчался здесь с Е.Н.Гончаровой. В 1858 году в костеле состоялось отпевание французского архитектора О. Монферрана, после чего вдова увезла тело мужа во Францию.

После октябрьской революции 1917 года костел Св.Екатерины разделил судьбу многих храмов Петербурга. Не стало его библиотеки, исчезло великолепное внутреннее убранство, орган пришел в негодность. В соборе был утроен склад, кроме того, здесь размещалась дирекция Музея истории религии и атеизма. Во второй половине XX века по решению местных властей костел перешел в ведение государственной филармонии им. Д.Д.Шостаковича, для того чтобы устроить здесь органный зал. Начались реставрационные работы, но в 1984 году пожар уничтожил и то немногое, что еще оставалось. В настоящее время костел передан петербуржским католикам. Во вновь действующем храме проводятся ежедневные службы на разных языках.

Составитель статьи:Паршина Елена Александровна.Использованная литература:Лисовский В.Г.Архитектура Петербурга,Три века истории.Славия.,СПб.,2004 ,Павлов А.П.Храмы Санкт-Петербурга.Лениздат.,СПб.,2007.Бунатян Г.Г.Петербург за три дня. Путеводитель.Паритет.,Спб.,2008

© Е. А. Паршина, 2009