Праздник Смоленской иконы Божьей Матери Одигитрии. Справка

This slideshow requires JavaScript.

10 августа, в седмицу 10-ю по Пятидесятнице, в день празднования Смоленской иконы Божией Матери, именуемой «Одигитрия»,- Преосвященнейший Серафим, епископ Белевский и Алексинский совершил Божественную литургию в Свято-Успенском соборном храме города Алексина в сослужении настоятеля соборного храма — протоиерея Геннадия Степанова и духовенства храма. По заамвонной молитве, архиерей совершил славление пред образом Смоленской иконы Пресвятой Владычицы, после чего, обратился к молящимся со словами архипастырского наставления.

«Не имамы иныя помощи, не имамы иныя надежды, разве Тебе, Владычице, Ты нам помози, на Тебе надеемся и Тобою хвалимся, Твои бо есмы раби, да не постыдимся»

(Ин кондак Божией Матери пред иконой Ее Одигитрия, глас 6)

Смоленская икона Божией Матери, именуемая «Одигитрия», что значит «Путеводительница», по Церковному преданию, была написана святым евангелистом Лукой во время земной жизни Пресвятой Богородицы. Святитель Димитрий Ростовский предполагает, что этот образ был написан по просьбе антиохийского правителя Феофила. Из Антиохии святыня была перенесена в Иерусалим, а оттуда императрица Евдокия, супруга Аркадия, передала ее в Константинополь Пульхерии, сестре императора, которая поставила святую икону во Влахернском храме. Греческий император Константин IХ Мономах (1042-1054), выдавая в 1046 году свою дочь Анну за князя Всеволода Ярославича, сына Ярослава Мудрого, благословил ее в путь этой иконой. После смерти князя Всеволода икона перешла к его сыну Владимиру Мономаху, который перенес ее в начале ХII века в Смоленскую соборную церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы. С того времени икона получила название Одигитрия Смоленская. В 1238 году по гласу от иконы самоотверженный православный воин Меркурий ночью проник в стан Батыя и перебил множество врагов, в том числе и их сильнейшего воина. Приняв в битве мученическую кончину, он был причислен Церковью к лику святых (память 24 ноября). В ХIV веке Смоленск находился во владении Литовских князей. Дочь князя Витовта София была выдана замуж за великого князя Московского Василия Димитриевича (1398-1425). В 1398 году она привезла с собой в Москву Смоленскую икону Божией Матери. Святой образ установили в Благовещенском соборе Кремля, по правую сторону от царских врат. В 1456 году, по просьбе жителей Смоленска во главе с епископом Мисаилом, икона была торжественно с крестным ходом возвращена в Смоленск, а в Москве остались две ее копии. Одна была поставлена в Благовещенском соборе, а другая — «мера в меру» — в 1524 году в Новодевичьем монастыре, основанном в память возвращения Смоленска России. Монастырь был устроен на Девичьем поле, где «со многими слезами» москвичи отпускали святую икону в Смоленск. В 1602 году с чудотворной иконы был написан точный список (в 1666 году вместе с древней иконой новый список возили в Москву для поновления), который поместили в башне Смоленской крепостной стены, над Днепровскими воротами, под специально устроенным шатром. Позже, в 1727 году, там была устроена деревянная церковь, а в 1802 — каменная. Новый список воспринял благодатную силу древнего образа, и, когда русские войска 5 августа 1812 года оставляли Смоленск, икону взяли с собой для охранения от неприятеля. Накануне Бородинской битвы этот образ носили по лагерю, чтобы укрепить и ободрить воинов к великому подвигу. Древний образ Смоленской Одигитрии, взятый временно в Успенский собор, в день Бородинской битвы вместе с Иверской и Владимирской иконами Божией Матери обносили вокруг Белого города, Китай-города и кремлевских стен, а затем отправили к больным и раненым в Лефортовский дворец. Перед оставлением Москвы икона была взята в Ярославль. Так благоговейно хранили наши предки эти иконы-сестры, и Матерь Божия через Свои образы охраняла нашу Родину. После победы над неприятелем икона Одигитрии вместе с прославленным списком была возвращена в Смоленск. Празднование в честь этого чудотворного образа 28 июля было установлено в 1525 году в память возвращения Смоленска России. Существует много чтимых списков со Смоленской Одигитрии, которым положено празднование в этот же день. Есть и день празднования Смоленской иконе, прославившейся в ХIХ веке, — 5 ноября, когда этот образ по распоряжению главнокомандующего русской армией М. И. Кутузова был возвращен в Смоленск. В память изгнания врагов из Отечества в Смоленске было установлено праздновать этот день ежегодно. Святая икона Божией Матери Одигитрии — одна из главных святынь Русской Церкви. Верующие получали и получают от нее обильную благодатную помощь. Матерь Божия через Свой святой образ заступает и подкрепляет нас, путеводствуя ко спасению, и мы взываем к Ней: «Ты верным людям — Всеблагая Одигитрия, Ты — Смоленская Похвала и всея земли Российския — утверждение! Радуйся, Одигитрие, христианом спасение!»

Икона Божией Матери «Смоленская», по преданию, написанная святым евангелистом Лукой, с самого начала была увенчана царской славой. Будучи чтимой иконой в доме византийских императоров, в этом же статусе она попала на Русь и стала родовой иконой русских князей. Однако Своим честным Смоленским образом Божия Матерь оказала помощь не только государям, но и всему русскому народу.

Смоленской иконе молятся о сохранении России от иноплеменных; от ересей и расколов; о возвращении заблуждших об исцелении слепоты телесной и духовной; о помощи в скорби и печали; об освобождении из плена.

В отличие от образов Пресвятой Богородицы, которые были явлены чудесным образом, Смоленская икона Божией Матери имеет вполне земную историю происхождения. Однако и этот образ прославился многими чудесами и помощью людям. Как гласит предание Церкви, святой апостол Лука написал несколько образов Пресвятой Богородицы, в том числе и тот, который впоследствии получил название «Смоленская». Считается, что первоначально она пребывала в Иерусалиме, но позднее была перенесена в Константинополь. Изначально она называлась Одигитрией, то есть «Путеводительницей» (в дальнейшем это наименование получил целый ряд Богородичных икон). По одной из версий, свое название икона обрела тогда, когда Пресвятая Богородица явилась в Константинополе двум слепым и повелела им идти в Свой храм; придя туда, они сразу же исцелились. По другой версии, Одигитрией икону назвали потому, что она сопровождала византийских императоров в их боевых походах.

Существуют и иные версии происхождения этого названия. В 1046 году византийский император Константин Мономах Порфирородный благословил этой иконой свою дочь Анну, которую выдал замуж за черниговского князя Всеволода Ярославича. С этого момента икона Пречистой Богородицы становится родовым образом русских князей. В XII веке сын князя Всеволода и княгини Анны, Владимир Мономах, переносит икону в Смоленск, где ставит ее в соборном храме Успения Пресвятой Богородицы в мае 1101 года. Собственно, с этого момента икона и получает наименование Смоленской.

В 1237 году, когда на Русь пришли полчища татаро-монголов во главе с ханом Батыем, икона явила себя как чудотворная. Так, когда в 1239 году отряды хана Батыя подошли к Смоленску, по молитвам жителей к образу Смоленской иконы Божией Матери произошло чудо - объятые ужасом от явления им Самой Богородицы войска татаро-монголов отступили от города. Известно, что Смоленскую икону Божией Матери очень чтил Преподобный Сергий Радонежский, а в его келье был список с этой иконы. В XIV столетии, впервые со дня принесения в Смоленск, икона покидает город - ее переносят в Москву. Кто и по какому поводу перенес икону в Москву, достоверно неизвестно - на этот счет есть несколько версий. Так, по одной из них, последний князь Смоленский, изгнанный из города в 1404 году литовским князем Витовтом, прибыл в Москву, куда и привез икону вместе с другими реликвиями. На новом месте чудотворный образ поместили «в кремлевской церкви Благовещения», то есть в Благовещенском соборе Московского Кремля, справа от царских врат.

Однако в Москве икона пребывала недолго: уже в следующем, XV, веке горожане решили обратиться к великому князю Василию Темному с просьбой вернуть образ в Смоленск. Для этого в 1456 году в Москву прибыл смоленский епископ Мисаил. Князь дал свое разрешение на возвращение чудотворного образа, и с этим связан еще один важный момент. Дело в том, что икону вынесли из Москвы с крестным ходом и сопровождали ее на протяжении двух верст. В честь возвращения Смоленска под власть русских князей великим князем Василием III на месте расставания москвичей с иконой был основан в 1524 году Новодевичий монастырь. В новоустроенной обители был поставлен список с чудотворного образа Божией Матери «Смоленская» и установлены праздник и крестный ход в его честь.

Есть сведения, что чудотворный Смоленский образ Божией Матери побывал в Москве еще один раз. В 1666 году его привез архиепископ Смоленский Варсонофий с целью подновить почерневший от времени образ.

Следующие значимые события, связанные со Смоленской иконой Божией Матери, произошли уже в начале XIX века. Во время Отечественной войны 1812 года икона была вынесена из Смоленска епископом Иринеем (Фальковским), который доставил ее в Москву. Изначально ее поместили в храме святого Василия Неокесарийского на Тверской-Ямской улице, а в дальнейшем перенесли в Успенский собор Кремля (перенесение это возглавил преосвященный владыка Августин). По дошедшим до нас сведениям, в самый день Бородинского сражения - 26 августа (7 сентября) - владыка Августин вместе с грузинскими епископами Ионой и Пафнутием с крестным ходом пронес Смоленскую икону Божией Матери вокруг Белого города, Китай-города и Кремля.

Когда войска Наполеона были изгнаны из России, икона была возвращена в Смоленск, где пребывала вплоть до 1941 года. С наступлением Великой Отечественной войны следы древнего чудотворного образа, к сожалению, теряются. Не исключено, что чудотворный образ разделил участь многих православных святынь, которые в те годы массово вывозились немцами из России. Часть из них пропала бесследно, а часть попала в различные частные коллекции. Так или иначе, память о Смоленской иконе Божией Матери, а также чудотворные списки с нее остались с православными христианами нашей страны навсегда.

Иконография Смоленской иконы Богородицы

Богословским замыслом данного образа было изобразить Матерь Божию как нашу Заступницу перед Христом и Водительницу к Нему.

  • Изображение Богородицы поясное, Богомладенца Христа - в полный рост.
  • На ряде списков Смоленской иконы справа и слева от образа Богородицы с Христом либо вверху изображаются фигуры архангелов Михаила и Гавриила. Главы их склонены в поклоне по направлению к центральному изображению образа - это символ смирения, любви, служения, к которому призван весь ангельский мир.
  • Центр иконы - взгляды Божией Матери и Иисуса Христа - обращены на молящегося, что в соединении с минимумом динамики в образе помогает человеку сконцентрироваться на главном действе - молитве.
  • Богомладенец Иисус Христос в левой руке держит свернутый свиток - символ той благой вести, Евангелия, которое Он принес в мир. Правая рука Младенца Христа направлена к Его Матери. Таким образом, на иконе изображено незаконченное движение - Матерь Божия протягивает Свою руку ко Христу, а Господь - к Ней. Все это символизирует постоянное стремление человека к Богу и встречное движение, которое характеризуется главным христианским чувством - любовью. Одновременно с этим движение правой руки Богомладенца - это и благословляющий жест.
  • Левой рукой Матерь Божия поддерживает Богомладенца Христа, а правой указует молящимся на Него как на обетованного миру Спасителя.

Чтимые и чудотворные списки Смоленской иконы Богородицы

Несмотря на то, что древний чудотворный образ Божией Матери «Смоленская» утерян, в России имеется немало его чтимых списков. Расскажем о том, где ныне находятся некоторые из них.

СВЯТО-УСПЕНСКИЙ КАФЕДРАЛЬНЫЙ СОБОР ГОРОДА СМОЛЕНСКА

В этом соборе находится один из чтимых списков Смоленской иконы Божией Матери, а ранее здесь хранился сам древний образ, который был утерян в годы Великой Отечественной войны. В соборе имеется два престола. Главный из них освящен во имя Успения Пресвятой Богородицы, второй, придельный - во имя Смоленской иконы Божией Матери.

ХРАМ СМОЛЕНСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ НА СМОЛЕНСКОМ КЛАДБИЩЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

В этом храме также имеется чтимый образ Смоленской иконы Божией Матери, в честь которой освящен главный придел. По преданию, во время строительства этого храма к нему носила кирпичи святая блаженная Ксения Петербургская, в честь которой освящен южный придел. Северный освящен в честь иконы Божией Матери «Достойно есть».

ХРАМ СМОЛЕНСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ В ОРЛЕ

Храм, в котором хранится чтимый список иконы Божией Матери «Одигитрия», был заложен жителями Стрелецкой слободы в 1767 году. Благословил народ на возведение храма епископ Севский и Брянский Тихон (Якубовский).

ХРАМ ПРПЕПОДОБНОГО ФЕОДОРА СТУДИТА (СМОЛЕНСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ) У НИКИТСКИХ ВОРОТ В МОСКВЕ

Главный придел освящен в честь Смоленской ико- ны, второй - в честь преподобного Феодора Студита. Отличительной особенностью храма является то, что это был приходской храм А. В. Суворова.

Любой старинный чудотворный образ Пречистой Девы Марии имеет богатую историю. Обязательно в ней присутствуют случаи волшебного спасения народа от страшных событий, благодатной помощи, дарованной людям по молитвам перед святым полотном. Одной из главнейших святынь русской земли, чей возраст исчисляется столетиями, является . Праздник в ее честь Церковь постановила отмечать 10 августа каждого года. И поныне икона подает исцеление и утешение всем страждущим.


Особенности иконографии

Смоленская икона Божией Матери принадлежит к иконописному типу Одигитрия. Предполагается, что этот святой чудотворный образ является списком с другой иконы - Одигитрии Влахернской. Изображение Богородицы на интересующем нас полотне поясное. Левая рука Девы Марии поддерживает Младенца Иисуса. Последний в свою очередь правой рукой творит благословение, а в левой держит свиток. Обратная сторона первообраза украшена распятием со сделанным на нем надписью, гласящей «Царь распят» и изображением Иерусалима . В 1666 году эту композицию пополнили фигурами Божией Матери и Иоанна Богослова. Прослеживается сильное сходство между Смоленской и Иверской иконами Богородицы . Однако первая отличается большей строгостью в расположении фигур и выражениях ликов Девы Марии и Богомладенца.


Автором Смоленской иконы считается святой евангелист Лука . Свою известность чудотворный образ получил в XI-м веке. В России икона очутилась в результате благословения невесты русского князя. На данный счет существует две версии. Первая утверждает, что благословение иконой Божией Матери на свой брак с правителем Чернигова получила царевна Анна, дочь византийского императора Константина Порфирородного, от своего же отца. Вторая версия указывает на другую царицу Анну, что венчалась со святым равноапостольным князем Владимиром. В любом случае, какая бы из рассмотренных выше исторических гипотез не была истинной, именно факт сопровождения и переезда объясняет название святого образа: «Одигитрия» означает в переводе с греческого «Путеводительница». Однако, если отталкиваться от описанного ранее предположения, будто Смоленская икона – это список с таковой Одигитрии Влахернской, то закрепление за ней названия «Путеводительница» связана с преданием о том, как Богородица привела во Влахернский храм к собственному образу двух слепцов, которые тотчас получили исцеление. Таким образом, Пречистая Дева Мария является для всех православных христиан Путеводительницей к спасению.

История иконы

Надо сказать, что большинство ученых и исследователей придерживаются первой версии о возникновении святого образа на Руси. После того, как император Византии в 1046 году благословил свою дочь Анну этой иконой на супружеский союз с князем черниговским Всеволодом Ярославичем, она превратилась в родовую религию русских правителей, а также символом близости России и Царьграда. Спустя 51 год, по другим данным – в начале XII-го века князь Владимир Мономах способствовал перенесению чудотворного святого образа в город Смоленск. Там он заложил храм Успения Божьей Матери, где, когда тот был воздвигнут, и поместили княжескую святыню. Понятно, что свое наименование последняя получила по имени населенного пункта, в котором оказалась по воле правителя Руси. В то же время Смоленск окрестили градом Пресвятой Богородицы, храм же ее – Домом Девы Марии.


В 1239 году чудотворный образ спас жителей Смоленска от нашествия татар. Один из отрядов Батыя зашел в Смоленскую область, ввиду чего территория эта оказалась под угрозой разграбления неприятелем. Жители города в отчаянии и бессилии обратились со слезной мольбой о защите к Божией Матери. Пречистая Дева услышала народную молитву и даровала людям спасение ради своей чудотворной иконы. Как это происходило? Остановка татар находилась в 24 верстах от города. Там враги готовились произвести внезапное нападение на Смоленск. В дружине же княжеского войска был человек по имени Меркурий, которого Богоматерь и избрала орудием своим для спасения жителей города. В ночь с 23 на 24 ноября указанный субъект получил от пономаря кафедрального собора повеление от Девы Марии явиться, облачившись в воинское снаряжение, к чудотворной иконе Богородицы Смоленская. Меркурий повиновался. Когда пришел он на указанное место, то услышал голос, произнесший: «Меркурий! Посылаю тебя оградить дом Мой. Властитель ордынский тайно хочет в нынешнюю ночь напасть на град Мой с войском своим, но Я умолила Сына и Бога Моего о доме Моем, да не предаст его в работу вражескую. Изыди в сретение врага тайно от народа, святителя и князя, неведущих о нападении ратных; Сама Я буду с тобою, помогая рабу Своему. Но там вместе с победой ожидает тебя венец мученический, который приими от Христа».


Воин тотчас исполнил волю Богоматери. Он пробрался ночью в стан врага и умертвил самого сильного из бойцов татарских. После Меркурий подвергся жестокому нападению неприятелей, но бесстрашно отражал их удары. Ему помогала сама Богородица, и лик ее в ужасе узрели ордынские приспешники. В конце концов, русский воин был убит. Позже его похоронили с почестями в соборной церкви, а за Малаховскими воротами в память о совершенном им подвиге поставили обелиск. Героя, чьи туфли и железный шишак хранятся сегодня в Смоленском Богоявленском соборе, канонизировали. Ежегодно 24 ноября эти события вспоминают, устраивая в кафедральном соборе Смоленска всенощное бдение и производя благодарственный молебен перед чудотворной иконой Одигитрия.

В начале XV-го столетия Смоленский образ богоматери перенесли в Москву, где поместили в Благовещенском соборе. По чьему указанию сие совершилось и кто оказался исполнителем этого действа, историки до сих пор точно не знают. Одни говорят, будто святой образ очутился в столице в 1455 году в результате разграбления Смоленска литовским князем Юргой, паном Свилколдовичем, который направлялся к великому московскому князю Василию Васильевичу и преподнес украденную святыню в дар русскому правителю. Другие склонны полагать, что икону Одигитрия получила в 1398 году от Витовта смоленского дочь его Софья, супруга московского князя Василия Дмитриевича. Согласно третьей версии, святой образ привез в столицу Руси изгнанный в 1404-м году из Смоленска смоленский князь.


Как бы там ни было, в 1456 году к великому князю Василию Темному с просьбой вернуть святой образ обратились представители посольства епископа Смоленского Мисаила. Прошение было удовлетворено: икону перенесли в Смоленск с крестным ходом 18 января 1456 года (по другим данным - 28 июля 1456 года).

На этом путешествия святого образа не закончились. Во время Отечественной войны 1812 года его снова вывезли в Москву и вместе с другими почитаемыми иконами обнесли вокруг Кремля. По всей видимости, после икона была возвращена в Смоленск, поскольку есть сведения, что она хранилась там до Великой Отечественной войны.

После оккупации немцами города святой образ исчез. Его место в Успенском соборе Смоленска в послевоенный период заняла и занимает по сей день икона начала XVII века из храма над Днепровскими воротами Смоленского кремля.

Предполагается, что отсюда и произошло ее название "Одигитрия". Так святыня впервые попала на Русь.

Сын князя Всеволода Владимир Мономах в начале ХII в. перенес образ в Смоленскую церковь Успения Пресвятой Богородицы. С того времени икона получила название "Одигитрия Смоленская".

В XIV в. Смоленск перешел во временное владение Литовских князей. Вскоре дочь литовского князя Витовта София была выдана замуж за великого князя Московского Василия Димитриевича. В 1398 г. она привезла в Москву Смоленскую икону Божией Матери. Святой образ установили в Благовещенском соборе Московского Кремля, по правую сторону от царских врат.

В 1456 г., по просьбе жителей Смоленска во главе с епископом Мисаилом, икона была торжественно с крестным ходом возвращена в Смоленск, а в Москве остались две ее копии. Одна была поставлена в Благовещенском соборе, а другая - "мера в меру" - в Новодевичьем монастыре, который был основан в память возвращения Смоленска в состав русских городов.

Главный храм Новодевичьего монастыря был освящен в честь Смоленской иконы Божией Матери, точный список с которой занял главное место в иконостасе собора.

Из многочисленных чудес, совершившихся от этой иконы, особо замечательно избавление Смоленска от татар. Предание гласит, что в 1238 г. по гласу, исходившему от иконы, самоотверженный православный воин Меркурий ночью проник в стан хана Батыя и перебил множество врагов.

Считается, что молитвы верующих перед "Одигитрией Смоленской" помогли войскам Василия III вернуть Смоленск России в 1514 г. после 110 лет литовского владычества.

Празднование в честь этого чудотворного образа 10 августа (28 июля по старому стилю) было установлено в 1525 г. в память возвращения Смоленска России. С тех пор в честь "Одигитрии Смоленской" ежегодно совершается всероссийское празднество, которое особенной торжественностью отличается в Москве, где в этот день при громадном стечении народа бывает крестный ход из Кремля в Новодевичий монастырь.

До 1941 г. древний чудотворный образ Смоленской Богоматери находился в смоленском кафедральном соборе в честь Успения Богородицы построенном в 1667-1679 гг. Дальнейшая судьба древнего образа неизвестна. Последние достоверные известия о самом чудотворном первом образе относятся к 1941 г. Закрытый в 1929 г., Успенский собор Смоленска разорен не был: его святыни и утварь сохранялись в целости до начала Великой Отечественной войны. Но когда два года спустя Смоленск был освобожден советскими войсками, иконы там уже не было.

В настоящее время в смоленском кафедральном соборе в честь Успения Пресвятой Богородицы находится другая чудотворная икона Смоленской Пресвятой Богородицы . В 1602 г. с древней чудотворной иконы был написан точный список, который поместили в башне Смоленской крепостной стены, над Днепровскими воротами, под специально устроенным шатром, где она стояла до 1727 г. Потом ее перенесли в деревянный храм в честь Рождества Богородицы, как особо почитаемую.

В 1802 г. над Днепровскими воротами была сооружена каменная церковь, в которую перенесли чудотворную икону. В это же время по благословению преосвященного Серафима обветшавший оклад иконы вновь был отремонтирован и украшен драгоценными камнями и жемчугом. Новый список воспринял благодатную силу древнего образа. В 1812 г., накануне Бородинской битвы, икону носили по русскому стану, чтобы ободрить и укрепить дух воинов.

Древний образ Смоленской Одигитрии, взятый временно в Успенский собор Кремля, в день Бородинской битвы вместе с Иверской и Владимирской иконами Божией Матери обносили вокруг Белого города, Китай-города и кремлевских стен, а затем отправили к больным и раненым в Лефортовский дворец.

Перед оставлением Москвы икона была отправлена в Ярославль. Здесь она оставалась до самого окончания Отечественной войны 1812 г. После окончания военных действий икона была торжественно перенесена в Смоленск 5 ноября 1812 г., где и установлена вновь в кафедральном соборе. В память изгнания врагов из Отечества в Смоленске было установлено праздновать этот день ежегодно.

Празднование в честь Смоленской иконы Богоматери установлено также 7 декабря (24 ноября по старому стилю) в память заступничества Богородицы при битве с Батыем.

В настоящее время эта чудотворная икона находится в специально устроенном кивоте в смоленском кафедральном соборе в честь Успения Пресвятой Богородицы. Икона украшена ризой с множеством цветных камней.

Смоленская икона Божией Матери пользуется великим почитанием среди православных. Списки с нее распространены в огромном количестве по церквям и домам верующих. Чудотворных и особо чтимых копий с этой иконы насчитывается более 30 , среди которых наиболее известны: икона "Одигитрии-Смоленской" над Днепровскими воротами в Смоленске, "Одигитрия-Устюжская" из Великого Устюга, икона "Смоленская" в Белгороде, икона "Смоленская" из Троице-Сергиевой Лавры, икона "Смоленская-Седмиозерная" из Богородицкой Седмиозерной пустыни близь Казани и др.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

28 июля (10 августа) совершается празднование в честь чтимой иконы Смоленской Божией Матери.

Смоленская икона Божией Матери. Дионисий,1482 год

Смоленская икона Божией Матери - чтимая в православной церкви икона Богородицы. Относится к иконописному типу Одигитрия. Богородица, предстает в этом своем образе как Путеводительница человека, идущего к Богу. Она представлена фронтально, смотрящей в упор на молящихся. На своей левой руке Богородица держит Младенца Христа, а правой указывает на него как на Спасителя. Сам Младенец одну руку протягивает к Матери, а в другой держит свернутый свиток - Его учение. К характерным особенностям Одигитрии относят очень небольшой поворот Богоматери в сторону Сына.

Первообраз Смоленской Богородицы очень древний и, по преданию, написан самим апостолом Лукой для антиохийского правителя Феофила. После смерти Феофила этот образ Одигитрии-Путеводительницы вернулся в Иерусалим; в V веке царица Евдокия, жена императора Феодосия, перенесла его в Царьград, во Влахернский храм. Оттуда будущая Смоленская икона в 11 веке попала на Русь. Возможно, икона стала в 1046 году родительским благословением для дочери византийского императора Константина Девятого Мономаха Анны, которую выдали замуж за черниговского князя Всеволода Ярославича, сына Ярослава Мудрого.

Однако, существует историческое свидетельство о том, что царьградская икона, была уничтожена турками, делившими её драгоценный оклад, во время осады Константинополя в 1453 году. Поэтому большинство исследователей склоняется к тому, что привезенная в 11 веке на Русь икона является списком с древнего константинопольского образа.

После же смерти князя Всеволода Одигитрия обрела нового хранителя в лице его сына, великого князя киевского Владимира II Мономаха - полководца, писателя (автора знаменитого «Поучения») и храмостроителя. В 1095 году он перенес икону из Чернигова (первого своего удела) в Смоленск, а в 1101 году заложил здесь соборный храм Успения Пресвятой Богородицы. Спустя десять лет Одигитрия была поставлена в этом соборе и с этого времени стала именоваться Смоленской - по имени города, хранительницей которого оставалась в течение почти девяти веков.

Храм Успения Пресвятой Богородицы в Смоленске.

В XIII столетии на Русь обрушились полчища Батыя, стремительно продвигаясь на запад. Плача и молясь, смоляне обратились к заступничеству своей Хранительницы. И свершилось чудо: Богородица через образ Одигитрии Смоленской даровала городу чудесное спасение. Татары стояли уже нескольких верстах от Смоленска, когда воин по имени Меркурий услышал исходящий от святой иконы глас: «Посылаю тебя оградить дом Мой. Властитель Ордынский тайно хочет в нынешнюю ночь напасть на град Мой с войском своим, но Я умолила Сына и Бога Моего о доме Моем, да не предаст его в работу вражескую. Сама Я буду с тобой, помогая рабу Своему». Повинуясь Пречистой, Меркурий поднял горожан, а сам бросился в неприятельский стан, где погиб в неравном бою. Он был погребен в соборной церкви Смоленска и вскоре причислен к лику святых. В память о Меркурии в день его кончины перед чудотворным образом Одигитрии совершалось особое благодарственное молебствие.

В 1395 году Смоленское княжество утратило свою самостоятельность, попав в зависимость от Литвы. Но всего три года спустя дочь литовского князя Витовта Софию выдали замуж за князя московского Василия Дмитриевича (сына князя Димитрия Донского), и Одигитрия стала ее приданым. В 1398 году обретенную святыню установили в Благовещенском соборе Кремля по правую сторону от царских врат. Москвичи благоговейно поклонялись ей в течение полувека, но в 1456 году в Москву прибыл представитель смолян - епископ Смоленский Михаил - и бил челом о возвращении святыни. Великий князь Василий Темный (1415-1462), посовещавшись с епископами и боярами, повелел «отпустить» чудотворную в Смоленск, оставив в Москве ее точный список. 28 июля при стечении едва ли не всех москвичей икону торжественно проводили через Девичье поле до брода у крутой излучины Москвы-реки, за которым начиналась дорога на Смоленск. Здесь был отслужен молебен Путеводительнице, после чего первообраз чудотворной отправился в Смоленск, а провожавшие отнесли список со Смоленской в Благовещенский собор Московского Кремля. В этот день 28 июля (10 августа) совершается празднование Смоленской Одигитрии. В Москве было принято совершать крестный ход из Кремля, по Пречистенке и Девичьему полю в Новодевичий монастырь, который был основан в 1525 году великим князем Василием III на том самом месте, где в 1456 году москвичи провожали чудотворную икону.


Новодевичий монастырь в Москве.

В 1609 году Смоленск обложило польское войско, и после двадцати месяцев осады, в 1611 году, город пал. Чудотворная Смоленская икона была вновь отправлена в Москву, а когда поляки захватили и Москву, то в Ярославль, где она находилась до изгнания поляков и возвращения Смоленска русскому государству в 1654 году, в царствование Алексея Михайловича. 26 сентября 1655 года чудотворная икона Одигитрии вернулась в Смоленск.

Снова в Москве Смоленская Одигитрия появилась во время Отечественной войны 1812 года. 26 августа, в день Бородинского сражения, Смоленскую, Иверскую и Владимирскую иконы крестным ходом обносили вокруг Москвы, а 31 августа Иверская и Смоленская навестили раненых в сражении, лежавших в Лефортовском госпитале. Когда русские войска оставили Москву, Смоленскую икону перевезли в Ярославль. Однако, уже 24 декабря 1812 года Одигитрия вернулась в Успенский собор Смоленска.

До начала Великой Отечественной войны Смоленская икона Одигитрии пребывала на своем историческом месте - в Успенском соборе Смоленска, который не был разорен и после закрытия в 1929 году. Последние достоверные известия о иконе Смоленской Божьей Матери относятся к 1941 году, когда город оккупировали фашисты. Два года спустя, Смоленск был освобожден советскими войсками, но иконы в соборе не оказалось.

Сейчас в Успенском соборе Смоленска на почетном месте находится список Смоленской иконы Божией Матери.


Чтимый список Одигитрии Смоленской в Успенском соборе Смоленска.

Один из самых почитаемых списков иконы в Москве находится в Московском Новоспасском ставропигиальном мужском монастыре.

Московский Новоспасский монастырь.

Эта икона была подарена обители инокиней Марфой, матерью царя Михаила Федоровича (16 век). Перед иконой молятся о сохранении помощи в пути.

Чтимый список с Одигитрии Смоленской в Московском Новоспасском монастыре. Дар инокини Марфы.

Тропарь, глас 4

К Богородице прилежно ныне притецем, грешнии и смиреннии, и припадем, в покаянии зовуще из глубины души: Владычице, помози, на ны милосердовавши, потщися, погибаем от множества прегрешений, не отврати Твоя рабы тщи, Тя бо и едину надежду имамы.

Кондак, глас 6

Предстательство христиан непостыдное, ходатайство ко Творцу непреложное, не презри грешных молений гласы, но предвари яко благая на помощь нас, верно зовущих Ти: ускори на молитву и потщися на умоление, предстательствующи присно, Богородице, чтущих тя.

Списки Одигитриии Смоленской.

Смоленская икона Божией Матери. Москва,1456 год.

Икона «Богоматерь Смоленская». Тихон Филатьев. 1668 г.
Икона изНоводевичьего монастыряв Москве.

Икона «Богоматерь Одигитрия Смоленская» (из местного ряда иконостаса Смоленского собора).

Богоматерь Одигитрия Смоленская со святыми. Новгородская школа. 1565 год.

Одигитрия Смоленская с клеймами. 16 век . Центральный музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева, Москва

Одигитрия Смоленская. XVIII в. Великоустюжский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник

Одигитрия Смоленская. XVв. Государственный Владимиро-Суздальский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник

Одигитрия Смоленская. XVI в. Кирилло-Белозерский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник

Одигитрия Смоленская. XVII в. Пермская государственная художественная галерея

Одигитрия Смоленская. XVIв.Пермская государственная художественная галерея

Одигитрия Смоленская. XVI в. Сольвычегодский историко-художественный музей

Использованы материалы Википедии и сайтов: