Основные формы политического поведения. Формы политического поведения
Использование в политологии термина «политическое поведение» обусловлено необходимостью разграничения действий субъектов политики, основанных на рациональных началах, и элементов активности, продиктованных неосознанными или частично осознанными мотивами.
Политическое поведение охватывает все проявления человеческой активности в сфере политики. Индивиды или социальные общности всегда каким-то образом ведут себя. Однако не всегда они при этом действуют. Если это поведение имеет осознанный и целенаправленных характер, то оно несомненно представляет политическое действие. Когда поведенческие акты имеют неосознанный или не вполне мотивированный характер, то они есть не что иное, как проявление бессознательного политического поведения.
Соответственно этому в политическом поведении принято выделять:- формы рациональных политических действий;- формы бессознательного политического поведения.
Разграничительным критерием при этом оказывается принцип: поведение, не контролируемое сознанием, не является подлинным политическим действием, а его характер определяется иными психическими свойствами субъекта и особенностями конкретной социально-политической ситуации.
В политической литературе называются следующие основания для систематизации политического поведения:
1. По субъектам поведения - индивид, социальная группа, класс, нация, политическое движение, масса, толпа и т.д.;
2. По склонностям и психическим состояниям - поведение импульсивное, инстинктивное, эмоциональное, чувственное и по настроению;
3. По ситуационному контексту поведения - ситуации стабильные, кризисные, революционные, военные;
4. По организационным формам и нормам поведения - организационные, институциональные, неформальные;
5. По характеру отклоняющегося поведения - произвольное, случайное, неожиданное, неизбежное, стихийное;
6. По продолжительности поведения - единичный акт, явление или развивающийся процесс;
7. По остроте проявления поведения - борьба, протест, гнев, ненависть, бунт;
8. По степени целесообразности и успешности - функциональное, дисфункциональное, малоэффективное, конструктивное, дезинтегрирующее и т.п.
Политическое поведение обладает значительной качественной неоднородностью, среди его наиболее значимых форм выделяют следующие:
-реакция , когда действия людей в политике служат ответами на внешнее воздействие, источником активности в этом случае служат другие люди или институты;
- периодическое участие , связанное с делегированием полномочий во всякого рода выборах, полит. кампаниях;
- Деятельность в политических организациях, партиях ;
- выполнение политических функций в рамках государственных органов : служба в армии, органах государственного управления и охраны правопорядка;
- посещение политических собраний, освоение и передача политической информации, участие в политических дискуссиях;
- прямое действие - непосредственное влияние на функционирование и изменение политических институтов через такие формы политической деятельности как митинги, демонстрации, забастовки;
- воздействие на ход политических процессов через обращения и письма, встречи с политическими лидерами, представителями государственных и политических организаций и движений.
Характер политического поведения зависит не только от интереса и той мотивации, которая возникает на его основе, но и от таких его внешних регуляторов (оснований) как:
- роль , это та формальная рамка поведения, которую принимает для себя участник политического действия или которая ему отводится обстоятельствами или другими участниками;
- статус , или совокупность предполагаемых, возможных для данного субъекта моделей, типов политического поведения, функций, которые он готов принять на себя в политике;
- принадлежность к группе , социальной или политической общности, возникающей на основе установления между ее членами определенного вида отношений;
- участие в организации - группе, созданной для осуществления определенных ролей в политике.
№ 43. Политический экстремизм и терроризм как формы политического поведения.
Полит-ое поведение - это мотивированные действия субъектов, направленные на защиту и реализацию полит-их интересов и ценностей; универсальная хар-ка полит-ой жизни, применимая к любым субъектам властных отношений (индивидуальным, групповым, массовым, институализированным и неинституализированным). Полит-ое поведение - это форма участия личности, соц-ой общности людей в осущ-ии полит-ой власти, защите своих полит-их интересов.
Экстремизм - приверженность к крайним взглядам, мерам. Экстремизм есть ни что иное, как крайнее проявление чего-либо - действий, высказываний, взглядов и т. п. Следовательно, экстремизм может быть политическим, религиозным, экон-им, соц-ым и т. п, вплоть до бытового. Следовательно, политический экстремизм - это осущ-ие политики крайними методами.
Терроризм – разновидность полит-ого экстремизма в его крайнем насильственном варианте. Согласно принятому в американской политологии понятию, терроризмом явл-ся «угроза или исп-ие насилия в полит-их целях отдельными лицами или группами, которые действуют как на стороне, так и против существующего правительства, когда такие действия направлены на то, чтобы оказать влияние на большее число людей, чем непосредственные жертвы».
Сам термин "терроризм" вызывает однозначно негативную реакцию и связан с повышенно эмоциональным отнош-ем к феномену, часто исп-ся как ярлык для не связанных между собой и довольно разнородных типов полит-ого поведения.
Полит-ий терроризм стал объектом научного анализа в последние десятилетия, а его становление как заметного явления в полит-ой жизни обычно датируют концом 60-х -нач 70-х гг.
Терроризм представляет собой специфическую форму вооруженного насилия.
Сущ-ют различные аспекты, связанные с наличием полит-ой направленности в деят-сти террористических групп, вне зависимости от их ориентации, этнической, соц-ой и демографической структуры или личных устремлений боевиков.
Полит-ий аспект. Осн методы полит-ой борьбы террористических организаций след:
Провоцирование вооруженного мятежа, восстания или военного переворота для захвата власти;
Наруш-ие системы гос-ого управления с помощью полит-их убийств, шантажа, нагнетания страха, безысходности и отчаяния;
Разрушение основ цивилизованной жизни и создание хаоса в функционировании систем связи и жизнеобеспечения, транспортных средств, работе организаций и учреждений совр-ого общ-ва.
Далеко не все акты заговорщических, повстанческих и экстремистских организаций явл-ся террористическими, и напротив, не нее террористические действия соверш-ся профессионалами-террористами. Вообще "чистых" террористических движений очень мало. Больш-во из них - организации, прибегающие не только к тактике терроризма.
Военно-технический аспект. Для терроризма характерны крайне жестокие формы вооруженного насилия. Типичными методами являются убийства, взрывы в поездах и авиалайнерах, взрывы автомашин, захват заложников и расправа с, ними, посылка по почте мин-ловушек, массовые побоища. Часто исп-ся новейшее автоматическое оружие, портативное и высокоэффективное - вплоть до противотанковых и зенитных ракет. Не испытывая недостатка в вооружении и взрывчатке, террористы умело используют достижения совр-ой техники и технологии, включая радиотелевизионную аппаратуру, комп-ую технику.
Конечно, нельзя отождествлять войну и терроризм, но они тесно связаны и иногда переходят друг в друга. Нередко пытаясь представить свою деятельность как "военные действия", террористы стремятся также присвоить себе более приемлемый в глазах общественного мнения имидж "партизан", "борцов за свободу", "повстанцев".
Морально-психолог-ий аспект. Общечеловеческие нравственные нормы не сущ-ют для совр-ого терроризма. Он отрицает основное право человека - право на жизнь. Известный английский исследователь П. Уилкинсон пишет, что "террор кардинально отлич-ся от др-х видов насилия не просто жестокостью, а высшей степенью аморальности, неразборчивости в средствах и неуправляемостью". Предельно широк круг полит-их и общественных деятелей, попадающих в орбиты террора. Одновременно к разряду "символов режима" причисляются люди самых разных профессий, занимающих разные места на ступенях общественной лестницы.
Одна из осн-ых задач террористических организаций - массовая деморализация населения. "Сценарий устрашения", как правило, продумывается и идеологически обоснов-ся. Он включает не только стрельбу, взрывы бомб, но также манеру поведения, часто необычную одежду и маски, воинственную риторику, психолог-ий прессинг. Все делается для того, чтобы вызвать ужас и замешательство у широкой публики, подорвать чувство безопасности и доверия к институтам власти. Иногда такая тактика достигает успеха.
Аморализм террористов подчеркивается тем, что иногда самые жестокие преступления совершаются ради достижения внешнего эффекта, которого нередко добиваются с помощью СМИ. Террористам необходима возможно большая аудитория, макс-ый отзвук, широкий резонанс. Они обычно предполагают и просчит-ют реакцию полит-их партий и правительств, широкой общественности. Эта реакция порой важнее для террористов, чем убийство намеченной жертвы.
Юридический аспект терроризма представляет немалые трудности в силу отсутствия однозначного понимания феномена и сложности его отграничения от уголовной преступности и различных форм освободительной борьбы. Несомненно, терроризм криминален по своей природе.
Сложность различения понятий "террорист" и "борец за свободу", обусловленность подхода к этому вопросу идеологическими позициями в течение ряда лет во многом блокировали антитеррористическую деятельность ООН и других международных организаций.
Сущ-ют и другие юридические проблемы. Так, бросая вызов гос-ву, обществу, международной общественности, терроризм одновременно стремится макс-но исп-ть весь комплекс гражданских и полит-их прав, предоставляемых этим же гос-ом - привлечь к себе внимание и сочувствие, интегрироваться в международно-правовое и юридическое пространство современной цивилизации, обеспечить захваченным террористам статус "военнопленных".
Сфера действий терроризма простирается не только на сухопутную территорию, но также на воздушное и морское пространство. Современные террористические организации ставят под угрозу воздухоплавание и мореходство, бизнес, коммуникации и др.
Больш-во ученых считают современный терроризм явлением, качественно и количественно отличным от экстремистских движений прошлого, что говорит о необходимости его пристального изучения на междисциплинарном уровне. В небывалой доныне активизации террористов опасна прежде всего их бескомпромиссная атака на моральные и политические ценности современной цивилизации, демократические институты, стабильность и свободу выбора.
Несмотря на то, что мнения западных политологов весьма различаются, они едины в своем выводе об опасном характере террористического вызова, как в западных, так и в развивающихся странах; подчеркиваются такие характеристики современного терроризма, как глобализация, политическая многоликость, динамизм в изменении внешнего облика, ясно обозначенная международная направленность. По мнению ученых, он является важным фактором и компонентом конфликтных ситуаций в современном мире.
301.73kb.
Сущность политической культуры. Гражданская политическая культура. Многообразие форм политического поведения.
ПОЛИТИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ, ПОВЕДЕНИЕ, КУЛЬТУРА ПОЛИТИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ
Политическое сознание это особый вид общественного сознания. Общественное сознание - это духовное отражение общественного бытия людей. Само общественное бытие многообразно, поэтому и общественное сознание существует в различных видах и формах: политическое, правовое, религиозное, художественное, нравственное, научное, философское, экономическое оозна нпе. В различных видах сознания отражаются разные грани бытия.
Политическое сознание отражает многообразные отношения партий, классов и государств в их борьбе за власть, ее использование и удержание. Поскольку в обществе существуют различные субъекты, включенные в политические процессы, в политику, постольку можно различать специфические носители политического сознания: политическое сознание индивида, социальной группы, партии, класса, этноса и общества в целом. Они различны по объему, но включают в себя общие элементы: политические чувства, настроения, мнения, убеждения, идеи, учения, доктрины, ориентации, интересы и т.д.
Можно говорить о двух уровнях политического сознания: обыденно-психологическом и теоретико-идеологическом. Обыденно-психологический уровень политического сознания включает в себя эмпирические, чувственно-эмоциональные, понятийно выраженные духовные элементы: чувства, эмоции, аффекты, настроения, мнения, стремления, интересы. ценностные ориентации, убеждения. Эти явления духовного мира личности и общества (т.е. общественную психологию) изучает специальная наука - социальная психология. Яркий пример - это изучение социальной психологией общественного мнения, мнения различных социальных групп по тем или иным вопросам политической жизни общества. При этом ученые не требуют четкого определения понятий "реформа" или "лидер", "приватизация" или "рынок" и т.д., а просят только высказать свое мнение, дать свою оценку, выразить свое отношение к этим явлениям.
Теоретико-идеологический уровень политического сознания общественного бытия людей представлен абстрактными, теоретическими, концептуальными понятиями: политическая теория, доктрина, учение, концепция, программа. Понятно, что не все люди поднимаются до такого теоретического уровня отражения политической жизни. Здесь нужны основательные научные знания в области истории и теории политической ни и политической мысли. Такую функцию теоретического осмысления политики и выполняют профессионалы Если политик практически реализует политические программы, доктрины, концепции, то идеолог занят их разработкой и формулированием. Политическая идеология через систему СМИ, учреждения образования становится достоянием и обыденного, массового политического сознания.
С другой стороны, политическая психология, политические чувства, интересы, настроения отражаются, обобщаются, теоретически осмысливаются идеологами и оформляются в соответствующие учения, теории, программы, доктрины. Все эти процессы взаимодействия двух уровней политического сознания можно хорошо увидеть в ходе предвыборной борьбы, в избирательных кампаниях. Электорат (избиратели) является тем объектом, на котором проверяются и социально-психологические и идеологические механизмы манипулирования сознанием: убеждение и заражение, внушение и подражание. Огромное значение при этом имеют средства массовой информации, поскольку люди склонны больше верить газетам и телевидению, чем самой реальной жизни.
Политическое сознание наиболее активно взаимодействует с нравственным, правовым и религиозным сознанием личности или общества.
ПОЛИТИЧЕСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ
Политическое сознание – это часть духовного мира личности или общества, политическое же поведение характеризует реальные практические поступки, действия, функции человека или той или иной социальной общности. В политическом поведении проявляется политическое сознание, хотя это отношение сложное. Мы привыкли говорить о единстве слов и дел, знаний и убеждений. Здесь можно выстроить цепочку зависимостей: "знания - убеждения - слова - дела".
Если знания и убеждения относятся к духовному миру человека, к его политическому сознанию, то слова и дела, т.е. языковые и практические формы реализации сознания относятся к политическому поведению. Значит, важно, чтобы политические знания человека превра г. члись в его политические убеждения (установки, ориентации), а его словесные заверения, декларации - в его политические дела, в поступки, в действия. У политически зрелого человека существует это необходимое единство знаний и убеждений, слов и дел, хотя на практике мы можем видеть все многообразие сочетаний: убеждения расходятся со знаниями, слова с убеждениями, дела со словами.
Поступок - центральное понятие поведения вообще и политического поведения в частности. В поступке практически реализуется позиция личности. Устное или письменное заявление, выступление на собрании, в прессе, по телевидению - это тоже поступок, как и политическое действие (участие в стачке или в забастовке, голодовка, участие в демонстрации или выборах).
Характеризуя типы политического поведения, прежде всего можно выделить людей политически активных и политически пассивных (индифферентных). Политическая апатия, безразличие, пассивность может быть и следствием политической безграмотности и следствием такой политической осведомленности, которая отторгает человека от политики ("политика - грязное дело").
Политическая активность тоже имеет два основания в установках, позициях личности: ее пропозиции и ее контрапозиции. В пропозициях выражаются положительные, позитивные взгляды и убеждения личности, ее позитивное кредо: за что я выступаю. В контрапозициях выражаются отрицательные, негативные взгляды и установки, негативное кредо: против чего я выступаю. У каждого человека, как правило, существует система пропозиций и система контрапозиций, т.е. диепозиционная система. В обыденной практике мы все это хорошо ощущаем:
- "скажи мне, кто твои друзья (т.е. за что ты), и я скажу кто ты";
- "скажи мне, кто твои враги (т.е. против кого ты), и я скажу, кто ты".
Политическое поведение населения может приобретать хаотические формы (психология толпы), приводить к созданию экстремальных ситуаций. В этих условиях решающее значение имеет появление и поведение лидера. Лидер может быть как формальным (избранным, утвержденным, назначенным), так и неформальным (самовыдвиженец или выдвиженец толпы). Главное, что к его голосу, к его авторитету прислушивается масса: лидер может управлять движением людей, пресекать или сеять панику, звать к радикальным действиям или к успокоению.
ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА о культуре вообще говорилось в курсе философии. Большинство авторов склоняется к пониманию культуры как совокупности ценностей, т.е. всего того, что имеет положительное, благотворное значение для человека и человечества. Культура - это все то, что приводит к развитию, возвышению, а антикультура - это все разрушающее бытие людей, все, приводящее к деградации.
Понятие политической культуры вполне уместно здесь для объединения одноименным термином двух понятий: политическое сознание и политическое поведение. Политическая культура характеризует как духовный мир личности, ее сознание, так и практическое поведение личности, ее деятельность, ее поступки.
Политическая культура - это адекватное, правильное отражение личностью политической жизни и эффективное, адекватное же практическое включение в нее. Политическая культура является результатом политической социализации личности, т.е. передачи ей обществом и усвоением содержания политического образования, обучения и воспитания, о чем говорилось в теме 5. Следовательно, политическая культура личности включает в себя соответствующие политические знания, умения и политические установки, которые и реализуются в реальном политическом поведении личности.
Формирование политической культуры личности осуществляется в двух основных формах: педагогической и практической. Педагогическая система общества со всеми ее учреждениями, институтами включает в себя такие учебные циклы, дисциплины и предметы, которые формируют политические знания, умения и установки: всеобщая история, история отечества, граждановедение, история и теория мировой и отечественной культуры, мир человека, социология, политология, философия, социальная экология, основы права и др. Политической культурой может овладеть личность и в ходе практической деятельности, связанной с общественными организациями, движениями, партиями, политическими кампаниями, митингами, демонстрациями, манифестациями и т.д. Идея "деполитизации" и "деидеологизацпи" общества, средней и высшей школы, трудовых коллективов и пр. является иллюзорной, неадекватной реальному состоянию общественной жизни: идут политические процессы, дискуссии, создаются политические партии, функционирует огромная политическая система государства и т.д. И во все это объективно включен каждый человек, каждый гражданин. Все - от президента до будущего мэра или депутата, от газет, радио, телевидения до отдельных деятелей искусства ~ призывают каждого гражданина принять участие, например, в такой политической кампании, кате выборы. Но чтобы грамотно действовать политически, надо обладать политической культурой. Человек не может быть вне политики и вне идеологии, Другое дело - какие они: ложные или истинные, демократические пли консервативные, честные или демагогические, прогрессивные или реакционные Во всем этом надо разбираться, чтобы не быть "винтиком", "пассивной пешкой" в руках демагогов, политиканов, олигархов или новых фюреров
4. ЗАДАНИЯ ДЛЯ ДОМАШНИХ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ И МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИХ ВЫПОЛНЕНИЮ
По дисциплине предусмотрено выполнение одной домашней контрольной работы. Контрольная работа дает возможность осуществлять текущий контроль за самостоятельной работой учащихся и координировать их работу над учебным материалом в межсессионный период.
Данная контрольная работа состоит из трех заданий по трем разделам.
Варианты заданий определяются по приведенной ниже таблице согласно номеру книжки успеваемости учащегося. Номер книжки успеваемости указывается в работе в обязательном порядке.
Выполненная, согласно заданиям, домашняя контрольная работа высылается учащимся в учреждение на рецензирование.
Контрольная работа должна быть написана разборчивым почерком, в определенной последовательности, в ученической тетради согласно развернутому плану. Развернутый план пишется на первой странице.
Для замечаний и поправок преподавателя оставляются поля в 3…4 см и не менее одной чистой страницы для рецензирования. В конце контрольной работы приводится перечень использованной литературы, дата, подпись. На обложку контрольной работы наклеивается бланк установленного образца.
Домашняя контрольная работа, представленная после установленного графиком срока ее сдачи, принимается на рецензирование с разрешения директора колледжа.
Доработанный вариант не зачтенной контрольной работы представляется на рецензирование вместе с прежним вариантом, при этом правильно выполненная часть задания не переписывается.
Контрольная работа, оформленная небрежно, написанная неразборчивым почерком, а также выполненная по неправильно выбранному варианту, возвращается учащемуся без проверки с указанием причин возврата. В случае выполнения работы по неправильно выбранному варианту, учащийся должен выполнить работу согласно своему варианту задания.
Работа, оформленная небрежно, рецензированию не подлежит и возвращается учащемуся для правильного оформления.
ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ К ИТОГОВОЙ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЕ
- Основные концепции антропосоциогенеза.
- Проблема возникновения языка, сознания и социальной жизни.
- Познание и творчество.
- Формирование философского понимания материи.
- Человек как предмет философского анализа.
- Культура как предмет философского анализа.
- Категория материи и ее эволюция.
- Традиционное и современное индустриальное общество.
- Постиндустриальное общество. Проблемы и перспективы развития.
- Духовность и проблема смысла жизни.
- Нравственное сознание как форма общественного сознания.
- Крушение техногенной цивилизации. Глобальные кризисы и опасности.
- Маргинализация и люмпенизация общества. Специфика стратификации переходных обществ.
- Социальные нормы и ценности.
- Девиация и девиантное поведение.
- Роль семьи в процессе социализации детей.
- Типы политического поведения. Формы политического поведения
- Политическая культура.
- Различие понятий власть и авторитет.
- Права человека как основа демократии. Взаимосвязь прав и обязанностей.
- Молодежные неправительственные организации и движения РБ.
- Политика как общественное движение.
- Государственная идеология РБ, ее функции и значение.
- Система органов государственной власти в РБ.
- СМИ и коммуникации в политическом процессе, их роль и значение.
- Политические конфликты и способы их разрешения.
- Политические партии.
- Понятие политической идеологии, ее сущность и функции.
- Понятие и типы избирательных систем.
- Сущность и функции политического лидерства.
54. Государство как основной институт политической системы.
ДОМАШНЯЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по вариантам
Вариант № 1
- Политические партии.
- Философия Нового времени (15-18 вв.).
- Классический период развития древнегреческой философии (Сократ, Платон, Аристотель).
Вариант № 2
- Политические элиты. Основные каналы формирования элит.
- Социальные статусы и роли.
- Мировоззрение как феномен духовно-практической жизни человека
Вариант № 3
- Философия средневековья.
- Понятие социальной группы. Классификация групп.
- Типы политического поведения. Формы политического поведения.
Вариант № 4
- Философия эпохи Возрождения.
- Определение понятия политический режим. Критерии политического режима.
Вариант № 5
- Исторические типы мировоззрения: миф, религия, философия.
- Человек индивид, личность. Теории личности.
- Понятие и типы избирательных систем
Вариант № 6
- Классическая немецкая философия.
- Социальные нормы и ценности.
- Избирательный процесс, функции выборов в политической системе общества.
Вариант № 7
- Диалектика как философская концепция развития.
- Социальный конфликт. Способы разрешения конфликтов.
- Государство как основной институт политической системы.
Вариант №8
- Многообразие видов познания, их значение.
- Социальная роль как динамическая, поведенческая сторона статуса. Ролевой набор.
- Теории происхождения государства. Государство и общество.
- Античная философия
- Понятие социального института и его элементы, виды и функции.
- Политическая модель Д. Истона.
Вариант № 11
- Основные концепции антропосоциогенеза
- Социальная мобильность: понятие, типы, каналы.
- Типология общественных движений.
Варианты № 11
- Общество как предмет философского анализа.
- Миграция: понятие, причины, виды, механизм осуществления. Последствия избыточной миграции.
- Президент как глава государства. Его конституционные права, обязанности и полномочия.
Вариант № 12
- Специфика философского знания и его функции.
- Бедность и неравенство. Измерение неравенства: богатство, доход, заработная плата. Измерение бедности.
- Демократия как форма организации политической жизни.
Вариант № 13
- Историческая динамика предмета философии.
- Признаки социальной зрелости. Критерии успешной и неуспешной социализации.
- Формы территориально-политического устройства.
Вариант № 14
- Проблема сознания в философии и науке.
- Аномия. Проявление аномии в переходном обществе.
- Понятие легитимности власти, источники легитимности.
Вариант № 15
- Философия экзистенциализма
- Исторические типы социальной стратификации.
- Процесс политической социализации, его взаимосвязь с политическим поведением
Вариант № 16
- Диалектика как философская концепция развития.
- Процесс политической социализации, его взаимосвязь с политическим поведением
- Основные элементы политической системы. Субъекты политики, политические отношения и нормы.
Вариант № 17
- История возникновения философии и метафизики.
- Социальные нормы и ценности.
- Правовое государство, его основные признаки.
Вариант № 18
- Проблема человека в философии и науке.
- Понятие стратификации и ее показатели.
- Типология общественных движений.
Вариант № 19
- Многообразие видов познания, их значение.
- Специфика стратификации переходных обществ.
- Политическая культура.
Вариант № 20
- Познание и творчество.
- Функции социологии и ее место в системе других общественных наук.
- Избирательный процесс, функции выборов в политической системе общества.
Вариант № 21
- Основные направления в философии (20 вв.).
- Социальная мобильность: понятие, типы, каналы.
- Происхождение и типология политических партий.
Cлайд 1
Политическое поведение 1.Многообразие форм политического поведения. 2. Политический терроризм. 3. Регулирование политического поведения.Cлайд 2
Многообразие форм политического поведения. Прочитать пункт 1 стр.173-177 и проанализировать план. 1.Сущность политического поведения: а) политическое поведение как взаимодействие с социальной средой, различными политическими слоями; б) мотивы политического поведения. 2. Формы политического поведения: а) открытые и закрытые; действие и бездействие; б) традиционные и инновационные; в) конструктивные и деструктивные; г) индивидуальные, групповые и массовые; электоральное поведение; д) нормативные и отклоняющиеся; экстремальные; е) протестные; ж) аффективное поведениеCлайд 3
Политический терроризм. ТЕРРОРИЗМ (террор) (от франц. terreur - страх, ужас), термин вошел в употребление в конце 18 в. для обозначения репрессивной политики, проводившейся якобинцами в период Великой французской революции. Впоследствии приобрел универсальное значение и используется для обозначения мотивированного насилия с политическими целями. Терроризм - это метод, посредством которого организованная группа или партия стремится достичь провозглашенных ею целей преимущественно через систематическое использование насилия. Политический терроризм- систематическое или единичное осуществление насилия с применением оружия или угроза применения насилия, причиняющего вред людям имуществу, с целью создания обстановки страха, паники, ощущения тревоги, опасности, недоверия к власти.Cлайд 4
Причины терроризма: Неравномерное распределение ресурсов, доходов и богатства внутри отдельных стран и между странами; Обострение проблемы бедности; Концентрация населения в городах, создающая опасность их перенаселения и деградации; Усиление конфронтации между этническими группами и культурными слоями, приводящее к росту агрессивного поведения, к пренебрежению законами и усвоению маргинальной частью населения преступного опыта; Сопротивление глобализации, стремление к сохранению национальной (религиозной) самобытностиCлайд 5
КОНФРОНТАЦИЯ (франц. confrontation), противоборство, противопоставление, столкновение социальных систем, классовых интересов, убеждений (напр., политика конфронтации, военная конфронтация, конфронтация взглядов). МАРГИНАЛЬНЫЙ (от франц. marginal - побочный, на полях), незначительный, несущественный, второстепенный; промежуточный. ЭКСТРЕМИЗМ (от лат. extremus - крайний), приверженность к крайним взглядам, мерам (обычно в политике).Cлайд 6
Регулирование политического поведения. Почему необходимо законом установить границы политической свободы? В чем состоит связь между утверждением в общественном сознании демократических ценностей и политическим поведением? Почему наличие политических организаций увеличивают возможность регуляции политического поведения? Почему политические знания и информированность о событиях благоприятно влияют на политическое поведение? Какие качества политических лидеров оказывают воздействие на политическое поведение их сторонников?Политическое поведение
1. Политическое поведение: понятие, факторы, виды и формы.
Политическое поведение:1) любая форма участия людей в осуществлении власти или противодействие ее осуществлению, которая включает участие в формальных организациях и массовых движениях, вовлеченность в политическую систему или сознательную отрешенность от нее, публичная манифестация взглядов для воздействия на политические взгляды и политические институты, сюда же относим голосование против всех и неявка на выборы. 2) политическое поведение понимается как политическая социализация, то есть усвоение индивидом политических ценностей, норм и традиций общества.
Факторы, влияющие на политическое поведение
1.Психологические- характер индивида, инерционные механизмы его поведения, степень его своды в рамках данных институтов власти.
2.Экономические – степень экономической независимости индивида, интенсивность экономического давления на общество, что проявляется в уровне и качестве жизни. 3.Социальные – характер и интенсивность социального контроля.
4.Характер и интенсивность группового воздействия - каждый индивид принадлежит определенной социальной группе.
5.Степень остроты социального противостояния – октябрь 1993 г. в Москве, смутное время.
6.Ситуационные – особенности внутри политической обстановки, особенности международной остановки, специфика поведения политических организаций и лидеров.
7.Характер и уровень эффективности средств массовой информации – чеченская война.
Цель политического поведения, с точки зрения существующей власти как конструктивная так и деструктивная.
Виды политического поведения
Для 90-х годов ХХ века политическое поведение значительной части населения России можно определить по следующим видам: импульсивное, волевое, суггестивное и принудительное.
Импульсивное поведение: источником является актуальная потребность, начинается импульсом потребности и заканчивается актом ее удовлетворения.
Волевое поведение – человек делает не то, к чему принуждает его актуальная потребность, чего ему хочется, а то, что соответствует его личным интересам (общим интересам его Я как социального индивида).
Суггестивное – человек действует не согласно своей актуальной потребности, не по собственной воле, а под чужим влиянием, и, в тоже время, переживает это и действует по своему желанию, а не чужому велению.
Принудительное поведение – мы действуем, но при этом чувствуем, что выполняем чужую волю, что по своему желанию мы бы за это дело не взялись.
Типы политического поведения:
1.Открытые (политические действия)
2.Закрытые (политическое бездействие)
Выход из сферы политических отношений из-за низкого уровня политической культуры.
Выход из сферы политических отношений как результат заорганизованности политической смстемы, разочарование и безразличие деятельности политическим институтам
Политическая апатия как форма неприятия политической системы
Политический байкот как выражение активной враждебности к политической системе.
Формы политического поведения
1.Индивидуальные – более индивидуализировано поведение в ходе избирательных кампаний, поэтому в развитых странах и России сегодня поведению избирателей уделяется осоое внимание: опросы общественного мнения, выборочные исследования, анализ результатов предыдущих выборов, и то и другое создают империческую базу для выработки модели поведения избирателей на выборах.
Факторы влияния на избирателей
1.Коренные:
Симпатии избирателя к политическим партиям
Совпадение надежд избирателя и программы целей партии
Знание избирателем своих кандидатов
2.Социальные конфликты в обществе, актуальные события в экономической жизни, личность лидера партии, уровень пропаганды, уровень политической культуры избирателей.
Массовое поведение: проявляется на митингах, забастовках, актах гражданской поддержки и гражданского неповиновения, бывает организованным (заявлено организатором, разрешено властью, приняты меры безопасности. Определено мести) и неорганизованным - поведение толпы, и участники организованной демонстрации может превратиться в толпу (Г. Лебон –психологи толпы).
Признаки толпы:
1.Аффективность поведения людей.
2.Отризание ими разумных доводов.
3.Деструктивность поведении, вплоть до погромов.
4.Отсутствие социального ориентира, массовые недовольства.
5.Выбор «врага».
6.Отрицание всяких дискуссий в пользу самых примитивных лозунгов и любой демагогии.
7.Отсутствие всяческой дисциплины.
8.Подчинение лидеру, либо грубой силе.
Предпосылки этого феномена:
1.Социально-экономические и политические кризисы.
2.Длительная терпимость ко всем формам политической, национальной и иной дискриминации, что способствует накоплении. Деструктивной социальной энергии.
4.Толпа обладает способностью лишать людей: классового, национального и религиозного обл потребностейика, она высвобождает подсознательные инстинкты, агрессивность, направление которой непредсказуемо.
2.Основные элементы политического поведения
В современной политической науке, политическом поведении учитывают: внешняя среда, которая посылает стимулы субъекту поведения, потребности индивида или группы, участвующей в деятельности, мотивы, которыми руководствуются субъекты, установки, ценности, ориентации, убеждения и цели, личностные особенности субъектов поведения, действия и поступки, обратная связь между поведением и условиями, которые его сформировали.
Внешняя среда
Поведение начинается с тех стимулов, которые посылает субъекту внешняя среда:
1.Сама политическая система предъявляет определенные требования к поведению граждан.
2.Учитывается роль и группового климата, воздействие ближайшего окружения на принятие решения.
3.Потребности.
Абрахам Маслоу сформулировал пять видов человеческих
1.Материальные потребности
2.Потребность в безопасности
3.Потребность в любви
4.Потребность в самореализации
5.Потребность в самоактуализации
Маслоу предположил – потребности более высокого порядка мы можем удовлетворить лишь тогда, когда потребности более низкого уровня уже пройдены.
В настоящее время в политологии потребности делят на материалистические и постматериалистические (Американский ученый Инглхарт). Доминирует тенденция к обладанию постматериалистических потребностей. Потребности побуждают человека действовать, но смысл к действию придает лишь особый мотив.
Выделяют три вида мотивов:
Мотив власти-нацеленность на влияние и престиж
Мотив достижения – нацеленность на превосходство и на уникальный результат
Мотив аффилиации – стремление быть с другими.
Три типа причин по которым мотив власти может быть желанным:
1.Желание доминировать над другими и/или ограничивать действия других
2.Желание чтоб над ним не доминировали другие и/или не вмешивались в его дела
3.Желание иметь политические достижения
Понятие, факторы и формы политического поведения
Тема 19: Политическое поведение
Поведение субъекта становится политическим в тех случаях, когда оно оказывает влияние на распределение политической власти. Политическое поведение представляет собой совокупность действий социальных субъектов, стремящихся реализовать свои потребности посредством участия в политической жизни. Понятие «политическое поведение» шире, чем понятие «политическая деятельность» и вбирает в себя сознательные и бессознательные, рациональные и иррациональные, успешные и безуспешные формы участия в политике.
В основе любой человеческой активности лежат потребности (нужды), которые не только порождают, но также и направляют деятельность человека. Американский психолог А. Маслоу предложил различать базовые потребности и метапотребности (потребности роста).
Базовые потребности - это потребности в пище, привязанности, безопасности, самоуважении и т.п.
Метапотребности (потребности роста) - это потребности в справедливости, красоте, порядке и т.п. Базовые потребности сильнее метапотребностией и организованы иерархически. Метапотребности не имеют иерархии и могут легко замещаться одна другой. В то же время, подобно базовым потребностям, они являются врожденными (инстинктивными). Невозможность их удовлетворения ведет к психическим заболеваниям и проявляется в таких состояниях, как отчужденность, страдание, апатия.
Потребности могут быть как осознаваемыми, так и неосознаваемыми. Осознанная потребность превращается в мотив - побуждение к деятельности, направленной на удовлетворение потребности. Мотив определяет направленность и выбор способов поведения. Как и потребности, мотивы могут формироваться и преобразовываться в процессе социализации.
Силой, побуждающей субъектов политики к автономным действиям, являются интересы- притязания социальных субъектов, основанные на осознании ими своих потребностей.
В случае, когда индивид способен выстроить на основе своих потребностей, мотивов и интересов стратегию рациональных действий и стремится ее осуществлять, его поведение можно назвать деятельностью.
Политическое поведение - это совокупность реакций социальных общностей, личностей на деятельность политической системы. Политическое поведение можно подразделить на политическое участие и абсентеизм.
Политическое участие- вовлеченность членов данной общности в процесс политико-властных отношений. Участие в политической жизни является показателем востребованности человеком своих прав, средством достижения собственных целей. Возникает процесс взаимодействия индивида с правительством, органами власти, другими политическими институтами.
Участие в политике - это конкретные практические действия, включенность индивида в политическую жизнь. Причем, речь идет о целенаправленных действиях, сознательно совершаемых. Например, сознательно спланированный поход на митинг расценивается как политическое участие, а случайное появление там не относится к участию.
Политические системы по-разному реагируют на участие граждан в политике. Если граждане принимают активное участие в формировании элиты, в определении основных целей политики и контроле за ее осуществлением, то такую систему считают основанной на участии. В демократических обществах это участие - свободное, всеобщее, действенное в решении важных вопросов. Оно обеспечено правовыми нормами, относительно равномерным распределением среди населения таких ресурсов участия, как деньги, образование, свободное время, доступ к средствам массовой информации. Демократическое общество допускает также такие формы несогласия и протеста, как митинги, демонстрации, шествия, забастовки, .пикетирование, направление петиций, судебные процессы, в которых граждане оспаривают действия правящих структур. Авторитарный режим часть населения полностью или частично отстраняет от участия в политике. Тоталитарный режим мобилизует массы на ритуальные действия поддержки власти. Граждане вынуждены под страхом репрессий идти на митинги, демонстрации, выборы, организуемые правящей элитой. Запрещены все формы протеста и даже несогласия.Политическое участие выражается в двух основных формах:
· прямой (непосредственной);
· опосредованной (представительной).
Прямое участие характерно для небольших политических общин, для местного самоуправления, референдумов, собраний, когда граждане непосредственно принимают участие в решении государственных и общественных дел. При опосредованном участии граждане выбирают своих представителей для осуществления политической власти. Опосредованное участие дает больше возможностей для искажения воли масс, которые могут терять контроль над своими представителями. Тем не менее, оно является единственно возможным в крупных политических системах. Посредниками участия в современном обществе выступают политические партии, общественные организации, а его основной формой - выборы.
Английский ученый А. Марш предложил следующую классификацию типов политического участия:
· ортодоксальное, обеспечивающее стабильность, устойчивость политической системы;
· неортодоксальное - несанкционированные действия, связанные с выражением требований» или направленные против политической системы (протестное поведение);
· политические преступления - деятельность, связанная с использованием нелегитимного насилия (захват заложников, убийства, похищения, войны, революции, саботаж и др.).
Формами политического участия являются:
· поддержка кандидатов и партий в избирательных кампаниях;
· создание и участие в деятельности политических партий, общественных объединений, движений, групп интересов;
· посещение политических акций и др.
Политическое участие бывает:
· прямое (непосредственное), реализуемое в ходе референдумов, работы собраний и комитетов, где все участники могут участвовать в любой стадии принятия решения;
· опосредованное (представительное), при котором граждане делегируют право выступать от их имени своим представителям.
Наиболее распространенной формой политического участия является электоральное поведение - активность граждан, связанная с делегированием отдельным лицам полномочий на представительство их в выборных органах власти. На активности и характере электорального поведения сказываются общественное положение человека, уровень его образования и доходов, религиозность, место жительства и др. факторы. Важными факторами электорального поведения являются также система регистрации избирателей, число жителей страны и уровень их образования, особенности партийной системы. Исследователями отмечено, что в европейских странах активность избирателей более высокая, чем в США. Так, в период с 1979 по 1989 гг. среднее значение активности избирателей в 18 странах Европы колебалось в пределах от 94 до 72 процентов, за исключением Швейцарии, где оно составило 48 процентов. Причина такой активности состоит в избирательных законах, дающих европейским избирателям больше влияния, чем, например, в США, где положение правящих партий (республиканцев или демократов) в конгрессах штатов обычно слишком устойчиво, чтобы очередные выборы могли его существенно изменить. В Европе же во многих странах используется пропорциональная избирательная система, и даже один лишний голос может обеспечить партии дополнительное место.
С точки зрения самостоятельности субъектов можно выделить автономное и мобилизационное политическое участие.
Автономное политическое участие граждан происходит по их собственной инициативе. Это свободная добровольная политическая-активность граждан, направленная на реализацию ими своих интересов или выражение их отношения к политическим событиям.
Мобилизованное политическое участие организуется посредством принуждения или манипуляции. Если автономное участие может носить протестный характер, то мобилизованное участие направлено исключительно на поддержку системы и служит интересам правящей элиты.
Политический протест- это активное выражение негативного отношения к политической системе в целом или к отдельным ее структурам, нормам, ценностям. Формами политического протеста являются митинги, шествия, демонстрации, пикетирование, забастовки, акции гражданского неповиновения, групповые или массовые насильственные действия.
Уклонение избирателей от участия в политике называется абсентеизмом(англ. abcence - отсутствие). Результатом абсентеизма становится разрушение связи между властью элит и интересами избирателей, ведущее к ослаблению легитимности всей политической системы. Причиной абсентеизма может быть как апатия, безразличие к политике, так и разочарование во власти, недоверие к существующим в стране институтам, поддержка протестных движений.