Ли ти че ские элиты. Лекция10: политическая элита

Понятие политической элиты

Определение 1

Политическую элиту следует рассматривать в качестве привилегированной группы, занимающей руководящие позиции во властных структурах, и непосредственно участвующей в принятии важнейших политических решений.

Состав политической элиты весьма разнообразен, однако в целом сюда входят партийные институты и отдельные политические личности. В основном, указанные категории граждан занимаются разработкой стратегий деятельности своих институтов, а также занимаются руководством ими.

Политическую элиту можно охарактеризовать следующими чертами:

  • Представляет собой небольшие и самостоятельные социальные группы;
  • Указанные группы обладают повышенным социальным статусом;
  • Указанные группы владеют значительным объемом государственной и информационной власти;
  • Указанные группы имеют организаторские способности и талант в определенных сферах.

Говоря более простым языком, элита – это нечто избранное. Данное понятие закреплено не только политологией, но и обществознанием. Человек может войти в элиту благодаря каким-то своим личностным качествам, а иногда это обусловлено случайными обстоятельствами.

Например, к административной элите относятся следующие категории граждан:

  • Глава государства;
  • Премьер-министр;
  • Министры;
  • Политические движения;
  • Региональные руководители;
  • Крупные чиновники-управленцы.

Выделяют также так называемую экономическую элиту: ладельцев крупных банков, корпораций и олдингов

Замечание 1

Помимо того, существует и военная элита в виде генералитета, информационная в виде самых известных представителей СМИ, а также научная, духовная.

Системы формирования элиты

Элита может формироваться различными способами.

Во-первых, как было уже упомянуто выше, выделяют 2 основных способа попадания в элиту: путем достижения данной цели за счет личных качеств либо случайным образом.

Во-вторых, имеется вторая система формирования элиты:

  • открытая, куда может попасть любое лицо в силу личностных качеств, назначения, преодоления конкурентов. Для того, чтобы попасть в данную систему, нужно обладать сильными лидерскими качествами;
  • закрытая, здесь отбор кандидатов закрыт и ведется узким кругом лиц и осложнен какими-либо формальными требованиями, происхождением, партийностью, стажем. Особенно данная система характерна недемократическим государствам.

Выделяют также так называемую контрэлиту, обладающую широким набором личностных и лидерских качеств, которая ввиду косности и закрытости политической системы, не может занять лидерские позиции. Но господство доминирующей со временем часто элиты слабеет, контрэлитой проводятся революционные преобразования, в итоге она сама по себе становится господствующей. Так происходит процесс смены элит.

Если общество открыто и стабильно, любой человек способен стать членом элиты за счет так называемого «социального лифта». При этом в таких государствах активно развивается государственная служба, а также деятельность партий.

Нередко также элита дифференцируется на различные категории, характеризуясь внутренними признаками. Элита была разделена на правящую, т.е. непосредственно обладающую государственной властью, и оппозиционную. Выделяют также «субэлиту». Различные подвиды правящей элиты обозначены данным понятием.

Роль и значение элиты

Элита является наиболее эффективной частью общества, обладающей признаками активности и ключевой роли в политическом процессе. Разработка и принятие стратегических решений и руководством их реализацией, определение дальнейшего направления развития, формирование политики государства играет важную роль для любого вида политической элиты. С ее помощью также вырабатывается идеология государства, то или иное политическое течение, формирование общественного мнения, мобилизация масс с целью участия в каких-либо политических акциях.

Политические группы также имеют важное значение в переходных и кризисных ситуациях для страны. Люди, которые не уверены в завтрашнем дне, позволяют правящей элите концентрировать значительный объем власти в своих руках, дают им возможность управлять судьбами миллионов, не неся какой-либо ответственности, а все ошибки элиты списывая на какие-либо обстоятельства.

Говоря о «явочном» порядке формирования политической элиты в России, можно сказать, что в последнее время формирование политической элиты не выдерживает никакой критики.

Таким образом, политическая элита преследует цель формирования политической власти, руководства обществом, управления им, концентрации власти в определенных позициях, в том числе руководящих.

В связи с вышеуказанным важную роль играет политическое воспитание элиты, а также образование отдельных ее членов. При этом различные категории знатности и богатства различают различных членов общества. Как правило, такая позиция характеризует узкий круг лиц, несправедливо и расточительно для всего общества, так как не имеется возможность поддержать таланты детей из простых семей.

Если дети из элитных семей поступают в хорошие образовательные учреждения с высоким уровнем престижа, они не всегда успевают за сверстниками, так как генетическое происхождение не передает умственные способности лиц, даже если родители весьма образованные люди. Такая система обучения связана с рекруторованием элиты. Наиболее часто «элитные» дети обучаются в Итоне, Оксфорде, Кембридже, Гарварде, Йеле, Принстоне и т.д. От того, насколько высок уровень образованиячеловека, во многом зависит, сможет ли он попасть в правящую элиту.

Естественно, что элита не вечна, но отдельные ее представители целыми династиями занимают определенные политические места, что нередко ведет к упадку нации в целом, так как народам нужен реальный лидер.

Человеческое общество неоднородно, в нем существуют естественные и социальные различия между людьми. Эти различия обусловливают их неодинаковые способности к политическому участию в жизни общества, влияние на политические и социальные процессы, управление ими. Носителем наиболее ярко выраженных политико-управленческих качеств является политическая элита.

В советском обществоведении теория элит на протяжении многих лет рассматривалась как псевдонаучная, антидемократическая и буржуазно-тенденциозная. Сам термин "элита" заменялось произвольными и аморфными синонимами: "власть имущие", "влиятельные слои общества", "сливки нации" и др.

Что же такое "политическая элита "?

"Элита " в переводе с французского означает лучшее, отборное, избранное.

Философы Древней Греции считали, что править обществом должны лучшие, специально предназначенные для этого люди. Платон и Аристотель выступали против допущения народа к правлению государством, считая демократию наихудшей формой правления.

Править обществом, по их мнению, должны философы, у которых наиболее развита разумная часть души. Аристотель написав: "Тремя качествами должен обладать тот, кто намерен занимать высшие должности: во-первых, сочувствовать существующему государственному строю, затем, иметь большие способности к выполнению обязанностей, сопряженных с должностью; в-третьих, отличаться добродетелью и справедливостью", тем самым дал наиобщую характеристику правящей элиты.

Политическая элита - это относительно небольшая социальная группа, концентрирующая в своих руках значительный объем политической власти, обеспечивающая интеграцию, субординацию и отражение в политических установках интересов различных слоев общества и создающая механизм воплощения политических замыслов.

Другими словами, элита - это высшая часть социальной группы, класса, политической общественной организации.

Основы современных концепций элит заложены в трудах итальянских социологов Гаэтано Моска (1858 - 1941 гг.) и Вильфремо Парето (1848 - 1923 гг.) и немецкого политолога Роберта Михельса (1876 - 1936 гг.).

Моска Г. пытался доказать неизбежное деление любого общества на две неравные по социальному положению и роли группы. В "Основах политической науки" (1896 г.) он писал: "Во всех обществах, начиная с самых среднеразвитых и кончая современными передовыми и мощными обществами, существуют два класса лиц: класс управляющих и класс управляемых. Первый, всегда более малочисленный, осуществляет все политические функции, монополизирует власть и пользуется присущими ему преимуществами, в то время как второй, более многочисленный, управляется и регулируется первым и поставляет материальные средства для жизнеобеспечения политического организма".


Моска Г. считал господство меньшинства неотвратимым, ибо это господство организованного меньшинства над неорганизованным большинством. Парето В. неизбежность деления общества на управляющую элиту и управляемые массы выводил из неравенства индивидуальных способностей людей, проявляющегося во всех сферах социальной жизни. Он прежде всего выделял элиту политическую, экономическую, военную, религиозную.

Наряду со сходством исходных положений Парето и Моски в их концепциях есть и различия:

  1. Парето делал упор на замене одного типа элиты другим, а Моска - на постепенном проникновении в элиту "лучших" представителей масс.
  2. Моска абсолютизирует действие политического фактора, а Парето объясняет динамику элит скорее психологически; элита властвует потому, что насаждает политическую мифологию, возвышаясь над обыденным сознанием.
  3. Для Моски элита - политический класс. У Парето понимание элиты шире, оно антропологично.

Суть концепции Р. Михельса состоит в том, что "демократия , чтобы сохранить себя и достичь известной стабильности", вынуждена создавать организацию. А это связано с выделением элиты - активного меньшинства, которому народная масса вверяет свою судьбу ввиду невозможности ее прямого контроля над крупной организацией. Лидеры никогда не уступают свою власть "массам", а только другим, новым лидерам. Необходимость управления организацией требует создания аппарата, и власть концентрируется в его руках.

Последователи Михельса считают, что Ленин , заложив организационные и идеологические основы РСДРП(б) в своем труде "Что делать?", ориентировался на узкий слой профессиональных революционеров - будущую элиту. Придя к власти, партия воспроизвела свою структуру в масштабе страны: управлять обществом стала так называемая партократия.

Характерными чертами политической элиты являются следующие:

  • это небольшая, достаточно самостоятельная социальная группа;
  • высокий социальный статус;
  • значительный объем государственной и информационной власти;
  • непосредственное участие в осуществлении власти;
  • организаторские способности и талант.

Таким образом, под элитой понимаются:

  1. Лица, обладающие высшими показателями (результативностью) в своей области деятельности (В. Парето).
  2. Харизматические личности (М. Вебер).
  3. Лица, обладающие интеллектуальным и моральным превосходством над массой, безотносительно к своему статусу.
  4. Наиболее активные в политическом отношении люди, ориентированные на власть; организованное меньшинство общества (Г. Моска).
  5. Люди, занимающие высшие места в обществе, благодаря своему биологическому и генетическому происхождению.
  6. Лица, имеющие высокое положение в обществе и благодаря этому влияющие на социальный прогресс (Дюпре).
  7. Люди, получившие в обществе наибольший престиж, статус (Г. Лассуэл).
  8. Лица, получающие материальные и нематериальные ценности в максимальном размере.

Факты реальной жизни и многочисленные исследования подтверждают, что политическая элита - реальность сегодняшнего (и, вероятно, завтрашнего) этапа развития общества и обусловлена действием следующих основных факторов :

  1. Психологическое и социальное неравенство людей, их неодинаковые способности, возможности и желания участвовать в политике.
  2. Закон разделения труда требует профессионального занятия управленческим трудом.
  3. Высокая значимость управленческого труда и его соответствующее стимулирование.
  4. Широкие возможности использования управленческой деятельности для получения различного рода социальных привилегий.
  5. Практическая невозможность осуществления всеобъемлющего контроля за политическими руководителями.
  6. Политическая пассивность широких масс населения.

Политическая элита обладает следующими функциями :

  • изучение и анализ интересов различных социальных групп;
  • субординация интересов различных социальных общностей;
  • отражение интересов в политических установках;
  • выработка политической идеологии (программ, доктрин, конституции, законов и т.п.);
  • создание механизма воплощения политических замыслов;
  • назначение кадрового аппарата органов управления;
  • создание и коррекция институтов политической системы;
  • выдвижение политических лидеров.

Элитарность современного общества очевидна. Всякие попытки ее устранения приводили к формированию и господству деспотических нерезультативных элит, что в конечном счете наносило ущерб всему народу.

Видимо, устранить политическую элиту можно лишь за счет всеобщего общественного самоуправления. Однако на нынешнем этапе развития человеческой цивилизации самоуправление народа скорее привлекательный идеал, чем реальность.

Поэтому в современных условиях первостепенную значимость имеет не борьба с элитарностью, а проблемы формирования результативной, полезной для общества политической элиты - рекрутирование элит.

Большая часть тиранов вышла, собственно говоря, из демагогов, которые приобрели доверие народа тем, что клеветали на знатных.

Аристотель

Политическая практика показывает, что процесс распределения и реализации власти не предполагает равноправного участия в нем всех граждан государства. Реальная политическая власть сосредоточена в руках меньшинства - элиты, формирующей цели развития общества и принимающей важные политические решения. В связи с этим для современной политической науки характерно признание элитарности существующего общества.

Политическая элита: сущность, структура и функции

Понятие “элита” происходит от латинского “eligere” (отбирать) и французского “elite” (отборный). В литературе можно встретить много разных определений элиты, подразумевающих властвующая часть общества, правящий слой. Если обобщить различные точки зрения, то можно констатировать, что элита - социальная общность, представленная людьми, имеющими высокое положение в обществе, обладающими престижем, властью, богатством, активными в политической и иных сферах деятельности. Критерием определения сущности элиты является способность и возможность элитарного субъекта принимать и реализовывать общезначимые политические решения. Еще философы Древней Греции считали, что править обществом должны лучшие, специально предназначенные для этого люди. Платон и Аристотель выступали против допущения народа к правлению государством, считая демократию наихудшей формой правления.

Править обществом, по их мнению, должны философы, у которых наиболее развита разумная часть души. Аристотель по этому поводу писал, что тремя качествами должен обладать тот, кто намерен занимать высшие должности: во-первых, сочувствовать существующему государственному строю, затем иметь большие способности к выполнению обязанностей, сопряженных с должностью; в-третьих, отличаться добродетелью и справедливостью. Тем самым Аристотель сформулировал общую характеристику правящей элиты.

В политологии принято подразделять элиту на две составные части: властвующую элиту и политическую элиту. Причем особо подчеркивается, что понятия “властвующая элита” и “политическая элита” соотносятся как целое и часть. Властвующая элита включает в себя различные группы, непосредственно или опосредованно участвующие во властных процессах в различных сферах жизнедеятельности общества (политическая, экономическая, военная, идеологическая и другие виды элит).

Следовательно, политическая элита - это лишь часть властвующей элиты, которая характеризуется следующими чертами: небольшая, достаточно самостоятельная социальная группа; высокий социальный статус; значительный объем государственной и информационной власти; непосредственное участие в осуществлении власти; организаторские способности и талант.

Желая подчеркнуть главные характеристики политической элиты, ее часто отождествляют с политическим руководством, управляющими структурами, центрами принятия решений, центральными звеньями политической системы.

Появление и существование политической элиты обусловлено следующими факторами:

  • - психологическими и социальными особенностями людей, их неодинаковыми способностями, возможностями и желанием участвовать в политике;
  • - законом разделения труда, который требует профессионального занятия управлением, определенной специализации;
  • - высокой социальной значимостью управленческого труда и его соответствующим стимулированием;
  • - широкими возможностями использования управленческой деятельности для получения социальных привилегий (ибо она прямо связана с распределением ценностей);
  • - практической невозможностью осуществления всеобъемлющего контроля за политическими руководителями;
  • - политической пассивностью широких масс населения, главные интересы которых обычно лежат вне политики.

Зависимость динамики развития общества от эффективности политических решений, которые принимает элита, требует тщательного отбора граждан для выполнения властно-управленческих функций. В западных странах политика давно превратилась в профессию, поэтому процессу элитообразования здесь уделяется серьезное внимание.

В связи с этим в различных странах сложились присущие только им концепции рекрутирования элиты. Политология выделяет две наиболее характерные сегодня системы: антрепренерская (предпринимательская ) и система гильдии. Конечно, выделение их достаточно условно, поскольку на практике используются их различные сочетания.

Антрепренерская (предпринимательская) система элитообразования ориентирована на личностные качества кандидата, его способность нравиться людям. Отбор кандидатов на властные позиции осуществляется из различных по имущественному положению групп общества. Систему характеризуют открытость, демократизм, ограниченное число фильтров. Предполагается конкуренция между кандидатами на руководящие посты, в ходе которой каждый кандидат должен надеяться на собственную изобретательность, остроумие, активность. На второй план отходят профессиональная компетентность, качество образования и т. п. Данная система хорошо приспособлена к требованиям времени и момента. Существенным недостатком является возможность прихода в политику случайных лиц, авантюристов, способных производить лишь внешний эффект.

Система гильдии предполагает медленное продвижение кандидата вверх по ступеням власти. Это связано с множеством формальных требований к соискателю на руководящий пост: уровень образования, партийный стаж, опыт работы с людьми и т. д. Отбор кандидатов осуществляется из определенных социальных групп или партии. Система рекрутирования закрытая, ориентированная на узкий круг руководящих работников. Она очень консервативна, в ней отсутствует конкуренция, поэтому она склонна к воспроизводству одного типа руководителей, обрекая элиту на постепенное вымирание, превращение в замкнутую касту. И тем не менее данная система отбора обеспечивает высокую степень предсказуемости в политике, снижает возможность конфликтов внутри элиты.

Особую разновидность системы гильдии представляет номенклатурная система. Первоначально она сложилась в СССР, а затем получила распространение в других социалистических странах. Ее главная особенность заключается в том, что назначение руководителей практически любого уровня осуществлялось только с согласия соответствующих партийных органов. Кандидат последовательно продвигался по служебной лестнице, поднимался со ступеньки на ступеньку. При такой системе были исключены конфликты внутри элиты, обеспечивалась преемственность политического курса. Вместе с тем эта система культивировала угодничество кандидата руководству, показной активизм и т. д. Поэтому со временем закрытый характер номенклатурной системы обусловил деградацию политической элиты.

Современная элита делится на четыре группы: правящую, высшую, среднюю и административную. Правящая элита - это те, кто непосредственно обладает государственной властью. Высшую элиту составляют те, кто непосредственно участвует или оказывает существенное влияние на процесс принятия решений. Их не так много, это 100-200 человек, занимающих стратегические посты в правительстве, крупных политических партиях, группах давления, сюда же входят законодатели. Принадлежность к средней элите определяется по трем показателям - уровню доходов, профессиональному статусу, образованию. Средняя элита составляет 5% взрослого населения (главы исполнительной власти в субъектах федерации, лидеры политических партий). К административной элите относится высший слой государственных служащих, занимающих руководящие посты в министерствах, департаментах и других органах управления. В административную элиту входят и те высокообразованные управленцы, которые сохраняют нейтралитет и не проявляют своих партийных симпатий.

Структура и социальная представительность политической элиты непостоянны. Изменения, происходящие в обществе под влиянием его прогресса, оказывают большое влияние на состав элиты. В подготовке политической элиты огромная роль принадлежит партиям, которые выдвигают из своей среды политических лидеров, способных отстаивать интересы тех или иных социальных групп. Роль правящей элиты как составной части политической элиты наглядно демонстрируют ее функции, которые зависят от особенностей самой элиты:

  • - стратегическая (определение политической программы действий путем генерирования новых идей, отражающих интересы общества, классов, слоев и т. п.);
  • - организаторская (осуществление на практике выработанного курса, воплощение политических решений в жизнь);
  • - коммуникативная (эффективное представление, выражение и отражение в политических программах интересов и потребностей (политических, экономических, культурных, региональных, профессиональных и др.) различных социальных групп и слоев населения и реализация их в практических действиях);
  • - интегративная (укрепление стабильности и единства общества, устойчивости его политической и экономической систем, недопущение и разрешение конфликтных ситуаций).

Таким образом, политическая элита - не простая сумма лиц, силой случая оказавшихся наделенными властью, а социальная группа, которая формируется в результате “естественного отбора” и представляет собой слой людей, который создается из личностей, обладающих определенными способностями, профессиональными знаниями, навыками, умениями.

Информация из моих лекций.

Что представляет собой политическая элита?

Политическая элита представляет собой сообщество профессионалов, которые заняты в государственном управлении и властных отношениях; элитарные слои общества, имеющие авторитет и властный ресурс в политической, экономической, гуманитарной, и прочих сферах.

Каковы основные типы формирующихся в обществе элит?

Правящая элита (обладает властью), административная элита (чиновники, министры), научная элита (занята в развитии культуры и науки), клика (незаконно захваченная власть и личное подчинение – 90е), клан (замкнутая группировка, основанная на родстве) и оппозиционная контрэлита (оппозиция).

Чем контрэлита отличается от элиты?

Контрэлита отличается от элиты (имеется в виду, правящей) тем, что это определяет функции, действие и деятельность, программы оппозиционных партий и движений. Контрэлита противодействует, борется с правящей элитой.

В чем заключается сущность политического лидерства?

Сущность политического лидерства заключается в постоянстве и легитимности лидера, который влияет не только на отдельные группы, но и на общество в целом.

На каких основаниях определяют лидера?

Есть несколько теорий:

- теория черт (принадлежит Бирду и Богардусу), которая рассматривает психологические основания (79 черт лидера); - психологическая теория (принадлежит Фройду и Фромму) рассматривает мотивации человека, стремящегося к лидерству; - теория ситуационного анализа , которая рассматривает стечение обстоятельств, места и времени, которые способствовали лидерству; - интегративная теория , которая рассматривает окружение лидера, давление и стресс; - теория конституентов (принадлежит Стэнфорду) рассматривает последователей лидера и видит в этих отношениях связь и выражение интересов свиты через деятельность лидера.

Как создается имидж политического лидера?

Существуют политические технологи, которые разрабатывают не только политическую программу, но и имидж лидера. Для этого есть классификация, которую разработал Херманн: лидер-знаменосец, лидер-служитель, лидер-торговец, лидер-пожарный. Знаменосец – идейный вдохновитель (Ленин, Ганди); служитель – удовлетворяет интересы электората или сторонников (Черненко, Брежнев); торговец – окружен командой профессионалов (Рейган); пожарный – проявляет себя в кризисы (Обама).

Какую роль в политической жизни играют группы давления?

Группы давления играют большую и очень важную роль в политической жизни, поскольку они оказывают влияние на политику, стимулируют изменения, влияют на правительство и на общественное мнение. Кроме того, из различных групп давления состоит политическая система.

Как мы уже указывали, властные отношения асимметричны. Общества всех типов по своей внутренней структуре обычно делятся на два класса: те, кто правит (правящее меньшинство), и те, кем правят (управляемое большинство). Те, которые правят, называются элитой.

Понятием элиты (лат. eliger – отбирать, фр. elite – лучший, отборный, избранный) обозначаются группы людей, имеющих высокое положение в обществе, обладающих престижем, властью, богатством, активных в различных сферах общественной жизни.

Выделяют более широкое понятие «властвующая элита» (рис.5.1). Принадлежность к ней определяется занятием господствующих позиций в обществе, наивысшими показателями в своей профессиональной сфере. Различают столько видов элит, сколько существует видов власти в обществе. Политическая элита – это лишь часть властвующей элиты.

Политическая элита – это составляющая меньшинство общества, достаточно самостоятельная, высшая, относительно привилегированная группа лиц, обладающая качествами лидерства, способная к управленческой деятельности, непосредственно участвующая в принятии и осуществлении решений, связанных с использованием государственной власти или воздействием на нее.

Основными признаками политической элиты выступают обладание властью и монополизация права на принятие решений. Политическая элита концентрирует в своих руках государственную власть и занимает командные посты, управляя обществом. Обладание властью обеспечивает привилегированное и господствующее положение в обществе.

Кроме того, политическая элита характеризуется структурным постоянством ее властных отношений. При изменении (смене) персонального состава элиты эти отношения в своей основе остаются неизменными. Сменялись вожди племен, монархи, бояре, дворяне, народные комиссары, партийные секретари, президенты, парламентарии, министры, но отношения господства и подчинения между элитой и массами сохраняются. Всякое правление является олигархичным, что неизбежно предполагает господство немногих над многими.

Без политической элиты невозможно функционирование государства. Деление общества на управляющих и управляемых обусловлено следующими факторами:

Выделение в ходе разделения труда особого вида профессиональной деятельности – управленческого труда, требующего компетентности, особых знаний и способностей;

Иерархическая организация общества проявляется в господстве одних людей и подчинении других, поэтому социальное деление на руководителей и исполнителей, управляющих и управляемых неизбежно;

Естественное неравенство людей по умственным, психологическим, организаторским, нравственным качествам и способностям к управленческой деятельности ведет к отчуждению большинства граждан от власти и политики и нежеланию участвовать в политических процессах;

Высокий статус управленческой деятельности связан с возможностью получения различных социальных привилегий, почета, славы;

Практическая невозможность осуществлять всеобъемлющий контроль за политическими руководителями;

Политическая пассивность широких масс населения, интересы которых обычно лежат вне сферы политики.

Элита внутренне дифференцирована. Она делится на правящую, непосредственно обладающую властью, и неправящую, оппозиционную.

По объему властных функций различают следующие уровни правящей элиты:

Высшая политическая элита принимает наиболее значимые для всего общества решения (высшие руководители органов государственной власти, непосредственное окружение президента, монарха, премьер-министра, спикера парламента, лидеры ведущих политических партий, политических фракций в парламенте);

Средняя политическая элита формируется из выборных должностных лиц (парламентарии, сенаторы, депутаты, губернаторы, мэры, лидеры политических партий и общественно-политических движений, руководители избирательных округов);

Низшая политическая элита образуется политическими деятелями местного масштаба (руководители и депутаты местных органов власти, деятели партий на региональном уровне).

В качестве самостоятельной группы выделяется административная элита (бюрократия), монополизирующая в своих руках технико-организационные средства власти. К ней принадлежит высший слой государственных служащих, занимающих высшие позиции в министерствах, департаментах и других органах государственного управления. Политическая элита намечает главные цели деятельности государства, а на бюрократический аппарат возлагается их реализация. Если между ними нет единства целей, бюрократия может саботировать выполнение любого общего плана. Как правило, хотя и не всегда, положение бюрократии в политических системах более стабильно, чем положение политической элиты.

Иногда в политических системах складываются и такие ситуации, когда, достигая высокого уровня власти, политическая элита и бюрократический аппарат настолько возвышаются над обществом, что полностью стараются избежать его контроля. В результате возникает опасное явление, называемое политическим отчуждением.

Американский политолог, экономист Энтони Даунс (род. 1930) утверждает, что бюрократии свойственно сочетание проблем «утечки власти» и «бюрократической негибкости». Поскольку существует множество несовпадающих интересов, а контроль внутри бюрократической организации несовершенен, происходит ослабление власти начальства по мере того, как его приказы спускаются вниз по иерархической лестнице к тем, кому они предназначены. Данную «утечку власти» пытаются компенсировать за счет усиления централизации, внутренней специализации, принятия разнообразных регулирующих правил, из-за чего усиливается косность всей бюрократической структуры.

Элиты – носители наиболее ярко выраженных управленческих качеств. Элитарность исключает усредненность людей, отражает соревновательность, конкуренцию в области политической жизни. По различным оценкам в разных странах численность политической элиты не превышает 2–4 тысяч человек. Это весьма узкий, немногочисленный слой общества.

Важнейшими критериями эффективности деятельности политической элиты являются: достигнутый уровень прогресса и благосостояния широких масс населения, политическая стабильность общества; национальная безопасность, оптимальное соотношение между гражданским обществом и государством.

Функции политической элиты многообразны, сложны и связаны с большой ответственностью. Самыми существенными из них являются следующие:

1) Руководство и управление обществом. Политическая элита – основной резерв руководящих кадров для политического, экономического, административного, культурного и т.п. управления. Контролируя самые разнообразные ресурсы, политическая элита имеет возможность влиять на условия жизни людей.

2) Стратегическая функция. Политическая элита разрабатывает стратегии и тактики развития общества, определяет политическую программу действий, разрабатывает концепции назревших реформ. Эта функция в полной мере реализуется на высшем уровне политической элиты.

3) Мобилизующая функция. Для реализации стратегического курса политической элите необходимо организовать массы на воплощение политических решений в жизнь.

4) Коммуникативная функция. В политических программах элиты должны найти отражение мнения, интересы, потребности различных социальных групп и слоев общества. Политическая элита должна уметь видеть особенности настроений различных социальных общностей, реагировать на изменения общественного мнения и вовремя принимать соответствующие им решения. Эта функция также должна обеспечивать работу каналов взаимосвязи с массами, к которым относятся СМИ, PR-службы, социологические центры и т.п.

5) Интегративная функция. Она призвана обеспечить стабильность общественной жизни, снимать острые противоречия и конфликты. Для этого действия политической элиты должны быть направлены на сплочение различных слоев населения, гармонизацию и согласование социальных интересов, достижение консенсуса и сотрудничества с политическими оппонентами.

Необходимо отметить, что содержание и границы функций, которые призвана выполнять политическая элита, определяются конституцией страны, другими нормативными актами. На содержание функций также значительное влияние оказывает политический режим данного государства.