Гиперактивность у взрослых лечение. Проблемы, связанные с синдромом повышенного внимания

Прежде всего, детей и молодежи. Однако, пока примерно у 65% пациентов симптомы синдром дефицита внимания с гиперактивностью сохраняются в зрелом возрасте . Это не является большой проблемой, когда СДВГ было своевременно диагностировано и пролечено.

Трудности возникают, когда больной отправляется к врачу только во взрослом возрасте. К сожалению, взрослые с СДВГ часто получают неправильный диагноз и лечение. Иногда случается так, что дети не были вообще диагностированы или их подвергали неправильной терапии, от других заболеваний.

Диагностика СДВГ у взрослых

До недавнего времени вопросами СДВГ у взрослых практически никто не занимался. Даже сейчас, когда всё чащё говорят о синдроме дефицита внимания с гиперактивностью в зрелом возрасте, не хватает средств диагностики, а доступность методов лечения весьма ограничена.

Специалисты часто имеют сомнения в диагнозе. Симптомы СДВГ, часто бывает трудно отличить от симптомов страха или депрессивных расстройств . Для этого необходимо иметь достоверные сведения о функционировании человека в детстве. Трудности в установке правильного диагноза доставляет еще то, что часть взрослых не признают своей гиперактивности. Нередко, они воспринимают остальных людей как ленивых, неудачников и т.д. И в довершение всего, сами могут в это поверить.

Бывает, что не только сам больной обращается к врачу, а его родственники, которые сами признают его проблемы и обращают на них внимание.

Диагноз СДВГ у взрослых можно поставить при соблюдении ряда условий. Самое простое – это ситуация, когда удается выяснить, что симптомы и расстройства возникали уже в детстве, и это подтверждает больной и его близкие.

Однако, случается и так, что симптомы СДВГ появляются только в зрелом возрасте. Считается, что это возможно, когда симптомы болезни существуют в течение всего времени, однако их влияние на функционирование больного проявляется в важные для него моменты, такие, как: смена школы, начало учебы, новая работа.

Это влияние на функционирование, его нарушения более чем в одной области, также является важным симптомом во время диагностики СДВГ.

Симптомы СДВГ у взрослых

Ещё одним необходимым условием для диагноза СДВГ у взрослого человека, так же как и у ребенка, является констатация определенного количества симптомов, характерных для данного расстройства, которые описаны в критериях диагностики международной классификации болезней МКБ-10 и классификации психических заболеваний американской психиатрической ассоциации DSM-IV .

Однако, согласно оценкам, многие взрослые не удовлетворяет всем критериям. Это возможно из большой способности к адаптации к действующим правилам и в учебе, и в работе. Часто отдают они не отдают себе отчет в том, предъявляемых им требования противоречат их сущности.

Это приводит к тому, что, несмотря на болезнь, они пытаются преодолевать все трудности на столько, на сколько в состоянии. Однако, при этом у них развиваются существенные нарушение функционирования. Следствием этого является признание того, что для диагноза СДВГ у взрослых достаточно от 4-5 симптомов, когда у детей, для сравнения, требуется минимум 6.

Список симптомов СДВГ у взрослых , предложенный Британским Общество Психофармокалогии:

  • Безрассудство касательно деталей, отсутствие концентрации внимания;
  • Трудности с поддержанием внимания на задачах и действиях, которые утомительны;
  • Трудности со слушанием;
  • Трудности с разбирательством по инструкции;
  • Выполнение нескольких процессов одновременно и проблемы с их завершением;
  • Слабые организационные способности;
  • Потерянные предметы или оставление их не на своем месте;
  • Забывчивость о различных повседневных делах;
  • Трудность с усиживанием на одном месте;
  • Трудности с соблюдением тишины, контролем голоса, ожиданием своей очереди;
  • Слабое чувство правил и времени, во время разговора;
  • Прерывание и препятствование высказываний других;
  • Раздражительность, нетерпеливость;
  • Изменчивость настроения, стремительность;
  • Слабая устойчивость к стрессу ;
  • Импульсивность и принятие рискованного поведения.

Зачем признавать СДВГ у взрослых

Диагноз СДВГ у взрослых имеет смысл, потому что это нарушение делает людей очень уязвимыми к зависимостям, что может очень изменить жизнь больных. Постановка такого диагноза может помочь понять взрослому его прежние трудности, причины неисполнения, предъявляемых к нему ожиданий.

Лечению иногда могут препятствовать сопутствующие расстройства, вытекающие часто с нелеченного СДВГ например, злоупотребления психоактивными веществами, алкоголем. Больные также более склонны к депрессии, чувству страха, раздражительности, нарушениям сна .

Однако, помните, что жизнь для человека с этими симптомами также трудна. Поведение человека с СДВГ является для нее самого источником глубокого чувства вины, что приводит к негативным мыслям о себе, печали, подавленности. Это делает его особо нуждающимся в поддержке близких людей.

Жизнь в доме с гиперактивным человеком очень трудна. Часто ассоциируется с хаосом и беспорядком, требует особого терпения. Стоит также обратить внимание на еще один аспект. Люди с СДВГ, в большей степени, чем другие, имеют шанс стать родителями гиперактивных детей.

Это большой вызов! Однако, взрослому с симптомами синдрома гиперактивности легче понять, как себя чувствует ребенок с СДВГ, какие у него есть проблемы, что можно от него требовать и как ему можно помочь.

СДВГ в профессиональной деятельности

СДВГ часто является причиной проблем в профессиональной деятельности. Очень сложно хорошо выполнять обязанности, когда он не способен организовывать и планировать свою работу. Разработка и реализация планов – это «ахиллесова пята» человека с гиперактивностью. Такие трудности ведут к работе в большом напряжении, под сильным давлением времени.

Неудивительно, что гиперактивный человек, часто выглядит как непокорный и менее эффективный сотрудник. Это создает проблемы с поиском и сохранением работу. К этому следует добавить тот факт, что люди с СДВГ – за счет испытываемых симптомов и сопутствующих школьных трудностей (например, дислексии, дисграфии, дискалькуляции) – получают меньшие успехи образования, чем их сверстники с тем же интеллектуальным потенциалом.

В связи с этим, часто заканчивают образование на более ранней стадии. Это лишает многих людей возможности найти удовлетворительную работу и полной самореализации в области своих интересов.

Конечно, есть и другая сторона медали. Лица с психомоторной гиперактивностью по-другому воспринимают и обрабатывают информацию, часто имеют творческого, нешаблонное, инновационное мышление.

Впрочем, достаточно взглянуть на примеры людей, которые добились большого успеха. Среди них, в частности: Альберт Эйнштейн, Пабло Пикассо, Сальвадор Дали, Эрнест Хемингуэй, Джон Кеннеди, Уолт Дисней, Джон Леннон, Вупи Голдберг.

Это показывает, что, несмотря на симптомы гиперактивности, можно найти свой путь развития. Важно, чтобы выбрав занятие, учитывать ограничения, вытекающие из симптомов гиперактивности, и в то же время иметь возможность использования своего потенциала и имеющихся сил и средств.

Это нельзя игнорировать. Социальные, экономические и – прежде всего – личные последствия дефицита внимания с гиперактивностью, как правило, очень серьезные. Поэтому не только дети, но и взрослые должны бороться с симптомами СДВГ, должны иметь доступ к достоверной диагностике и терапии.

Проблемы с концентрацией - настоящий бич современного общества: все больше людей жалуются на быструю утомляемость, отвлекаемость и неспособность сосредоточиться на важной задаче. Это может быть как следствием многозадачности и информационных перегрузок, так и проявлением специфического психического расстройства - синдрома дефицита внимания и гиперактивности. «Теории и практики» попытались разобраться, что такое СДВГ и как с ним справиться.

Синдром дефицита внимания и гиперактивности вскрывает все слабые места психиатрии как науки: сложно найти более противоречивое, расплывчатое и загадочное расстройство. Во-первых, здесь высок риск неправильной диагностики, а во-вторых, ученые до сих пор спорят, болезнь ли это вообще или вариант нормы - а если все-таки болезнь, то можно ли считать СДВГ полноценным диагнозом или это просто набор симптомов, возможно, не объединенных одной причиной.

История исследований синдрома дефицита внимания (который получил свое нынешнее название лишь во второй половине ХХ века) началась в 1902 году, когда педиатр Георг Фредерик Стилл описал группу импульсивных, плохо усваивающих информацию детей и выдвинул гипотезу, что такое поведение не связано с отставанием в развитии. Гипотеза впоследствии подтвердилась - хотя объяснить причины этого феномена доктор так и не смог. Через 25 лет другой врач, Чарльз Брэдли, начал прописывать гиперактивным детям бензедрин - психостимулятор, производный от амфетамина. Стимуляторы оказались весьма эффективны, хотя опять-таки, в течение еще долгого времени врачи не могли понять механизм их воздействия на больных. В 1970 году американский психиатр Конан Корнецки впервые выдвинул гипотезу о том, что заболевание может быть связано с пониженным уровнем определенных нейромедиаторов в мозгу и подобные препараты помогают его повысить. Первые методы диагностики синдрома Американская ассоциация психиатров предложила лишь в 1968 году, а в России о нем заговорили только во второй половине 1990-х - и то без особого энтузиазма.

Настороженное отношение к этой теме можно понять: изучение СДВГ и выработка критериев постановки диагноза сопровождались скандалами еще с 1970-х - создателей американского справочника DSM-4 обвиняли в том, что их описания расстройства вызвали целую эпидемию гипердиагностики у детей и подростков. Некоторые врачи и родители выбрали медикаменты как путь наименьшего сопротивления: проще было пичкать трудных ребят лекарствами, чем справляться с их особенностями педагогическими методами. Кроме того, препараты амфетаминового ряда, прописываемые активным и неуправляемым детям, порой перекочевывали в арсенал их матерей-домохозяек: стимуляторы придавали сил и помогали справляться с работой по дому (самая эффектная страшилка на тему того, к чему приводит бытовое злоупотребление такими препаратами - история матери главного героя в «Реквиеме по мечте»). К тому же критерии диагностики расстройства несколько раз менялись, что также вызывало шквал критики. В результате синдром дефицита внимания оказался сильно дискредитирован и на какое-то время попал в топы «несуществующих заболеваний».

Тем не менее, опыт психиатров показал, что проблема, как ее ни классифицируй, все-таки существует: определенный процент населения испытывает трудности, связанные со слабой концентрацией внимания, неспособностью самоорганизоваться, импульсивностью и гиперактивностью. Зачастую эти особенности сохраняются и во взрослом возрасте, и проявляются достаточно сильно, чтобы создавать человеку (особенно амбициозному) серьезные проблемы в учебе, на работе и в личной жизни. Но обычно расстройство воспринимается окружающими и самим пациентом не как серьезное заболевание, а как проявление личных недостатков. Поэтому большинство взрослых с таким набором симптомов не обращается к врачам, предпочитая волевыми усилиями бороться со своим «слабым характером».

Синдром дефицита внимания вызывает у пациентов сложности еще в школе: подростку с таким диагнозом, даже если у него высокий IQ, сложно усваивать материал, общаться со сверстниками и учителями. Человек с СДВГ может с головой погружаться в тему, которая ему субъективно интересна (впрочем, как правило, ненадолго - такие люди склонны к частой смене приоритетов и увлечений) и проявлять яркие способности, но ему трудно выполнять даже несложную рутинную работу. При этом у него плохо получается планировать, а при высоком уровне импульсивности - предвидеть даже ближайшие последствия своих действий. Если все это еще и сочетается с гиперактивностью, такой подросток превращается в страшный сон школьного учителя - он будет получать плохие оценки по «скучным» предметам, удивлять окружающих импульсивными выходками, нарушать порядок и порой игнорировать социальные условности (поскольку ему будет сложно сосредоточиться на ожиданиях и требованиях окружающих).

Раньше считалось, что с возрастом расстройство «рассасывается» само собой - но по последним данным, примерно у 60% детей, страдающих СДВГ, симптомы заболевания продолжают проявляться и во взрослом состоянии. Сотрудник, неспособный досидеть до конца совещания и пропускающий важные инструкции мимо ушей, талантливый специалист, срывающий важные дедлайны, внезапно отвлекаясь на какой-то личный проект, «безответственный» партнер, неспособный организовать домашний быт или внезапно спускающий кучу денег на какую-нибудь странную прихоть - все они могут быть не просто безвольными разгильдяями, а людьми, страдающими от психического расстройства.

Проблемы диагностики

По разным оценкам, от этого заболевания страдают 7-10% детей и 4-6% взрослых. При этом популярное представление о больном СДВГ как исключительно об импульсивном непоседе уже устарело - современная наука выделяет три разновидности расстройства:

С акцентом на дефицит внимания (когда у человека отсутствуют признаки гиперактивности, но ему сложно сконцентрироваться, продолжительно работать с одной и той же задачей и организовывать свои действия, он забывчив и легко утомляется)

С акцентом на гиперактивность (человек излишне активен и импульсивен, но не испытывает значимых трудностей с концентрацией)

Смешанный вариант

Согласно американскому классификатору психических расстройств DSM-5 диагноз «синдром дефицита внимания\гиперактивности» можно установить не ранее 12 лет. При этом симптомы должны быть представлены в разных ситуациях и обстановках и проявляться достаточно сильно, чтобы заметно влиять на жизнь человека.

СДВГ или биполярное расстройство? Одна из проблем диагностики синдрома - в том, что по некоторым приметам синдром пересекается с другими психическими заболеваниями - в частности, с циклотимией и : гиперактивность можно спутать с гипоманией, а быструю утомляемость и проблемы с концентрацией - с признаками дистимии и депрессии. К тому же эти расстройства коморбидны - то есть, достаточно высока вероятность заполучить одновременно и то, и другое. Кроме того, подозрительные симптомы могут быть связаны с непсихическими заболеваниями (например, тяжелой травмой головы или отравлением). Поэтому специалисты часто рекомендуют тем, кто подозревает у себя синдром дефицита внимания, перед тем, как обращаться к психиатрам, пройти обычный медицинский осмотр.

Гендерные нюансы. В прошлом году в журнале The Atlantic вышла статья о том, что у женщин СДВГ проявляется иначе, чем у мужчин. Согласно описанным в статье исследованиям, женщины с этим расстройством реже проявляют импульсивность и гиперактивность и чаще - неорганизованность, забывчивость, тревожность и интровертность.

Редакция T&P напоминает, что не стоит полностью полагаться на самодиагностику - если вы подозреваете у себя СДВГ, имеет смысл обратиться к специалисту.

Потеря контроля

В развитии СДВГ большую роль играет генетический фактор - если ваш близкий родственник страдает от этого синдрома, вероятность, что вам поставят такой же диагноз - 30%. Современные теории связывают СДВГ с функциональными нарушениями в нейромедиаторных системах мозга - в частности, с балансом допамина и норадреналина. Допаминовые и норадреналиновые пути непосредственно отвечают за исполнительные функции мозга - то есть, за способность планировать, волевым усилием переключаться между разными стимулами, гибко менять свое поведение в зависимости от меняющихся условий среды и подавлять автоматические реакции в пользу сознательных решений (это то, что нобелевский лауреат Дэниел Канеман называет ). Все это помогает нам контролировать свое поведение. Еще одна функция допамина - поддержание «системы вознаграждения», которая контролирует поведение, отвечая на «правильные» (с точки зрения выживания) действия приятными ощущениями. Нарушения в работе этой системы сказываются на мотивации. Кроме того, у людей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности могут быть отклонения и в серотониновом балансе. Это может вызвать дополнительные проблемы с организацией, чувством времени, концентрацией и контролем над эмоциями.

Расстройство или особенность личности?

Сейчас набирает популярность концепция нейроразнообразия - подход, рассматривающий разные неврологические особенности как результат нормальных вариаций человеческого генома. В сфере интересов адептов нейроразнообразия - как сексуальная ориентация и гендерная самоидентификация, так и некоторые генетически обусловленные психические заболевания, в том числе, аутизм, биполярное расстройство и синдром дефицита внимания. Некоторые ученые считают, что многие из особенностей поведения, по поводу которых выставляется диагноз СДВГ - естественные черты личности, не указывающие на наличие нездоровых отклонений. Но поскольку такие черты затрудняют функционирование человека в современном обществе, на них навешивается ярлык «расстройства».

Психотерапевт Том Хартман разработал эффектную теорию «охотника и фермера», по которой люди с СДВГ сохранили гены первобытных людей, отвечающие за поведение, оптимальное для охотников. Со временем человечество перешло на земледелие, требующее большего терпения, и «охотничьи» качества - быстрая реакция, импульсивность, восприимчивость - стали считаться нежелательными. Согласно этой гипотезе, проблема заключается лишь в постановке задач, а способность людей с синдромом к «гиперфокусировке» - сильной концентрации на субъективно интересной им задаче в ущерб всем остальным - можно рассматривать и как эволюционное преимущество. Правда, Хартмана сложно считать объективным исследователем - СДВГ диагностирован у его сына.

Но в любом случае, в этой теории есть здравое зерно: поскольку один из важнейших критериев психического здоровья - способность успешно справляться с повседневными задачами, можно сгладить многие проблемы, выбрав подходящую сферу деятельности. То есть, ту, где рутинные процессы и терпение играют меньшую роль и ценится «спринтерский» темперамент, способность к импровизации, любопытство и умение легко переключаться между разнообразными видами деятельности. Например, считается, что с СДВГ можно сделать неплохую карьеру в сфере продаж или развлечений, в искусстве и «адреналиновых» профессиях (скажем, пожарный, врач или военный). А еще можно стать предпринимателем.

Как лечиться

Медикаменты. Для лечения СДВГ все еще используются психостимуляторы, содержащие амфетамин (адерол или декседрин) или метилфенидат (риталин). Назначают и препараты других групп, например, ингибиторы обратного захвата норадреналина (атомоксетин), гипотензики (клонидин и гуанфацин) и трициклические антидепрессанты. Выбор зависит от конкретных проявлений СДВГ, дополнительных рисков (склонность к наркотической зависимости или сопутствующие психические расстройства) и желания избежать тех или иных побочных эффектов (примерный список «побочек» от разных препаратов можно посмотреть )

Поскольку в России психостимуляторы прочно осели в списке опасных наркотических веществ, недоступных даже по рецепту, отечественные психиатры используют атомоксетин , гуанфацин или трициклики.

Психотерапия. Cчитается, что при СДВГ помогает когнитивно-поведенческая терапия, которая, в отличие от многих других психотерапевтических школ, ставит акцент на работе с сознанием, а не подсознанием. Долгое время этот метод успешно использовался в борьбе с депрессией и тревожным расстройством - а сейчас появились специальные программы для лечения синдрома дефицита внимания. Суть такой терапии в том, чтобы развивать осознанность и не позволять иррациональным паттернам поведения захватить власть над жизнью человека. Занятия помогают контролировать импульсы и эмоции, бороться со стрессом, планировать и систематизировать свои действия и доводить дела до конца.

Питание и биодобавки. Можно попробовать скорректировать свой рацион в соответствии с советами зарубежной медицины. Самые распространенные рекомендации - принимать рыбий жир и избегать резких скачков уровня глюкозы в крови (то есть сказать «нет» простым углеводам). Также есть данные, показывающие взаимосвязь между недостатком в организме железа, йода, магния и цинка и усилением симптомов. По данным некоторых исследований, небольшие порции кофеина могут помочь сконцентрироваться, но большинство специалистов все-таки не советуют налегать на кофе. В любом случае, настройка рациона - скорее «поддерживающая» мера, чем полноценный способ борьбы с расстройством.

Распорядок дня. Людям с СДВГ более, чем всем остальным, требуется планирование и четкий распорядок дня. Компенсировать внутренние проблемы с систематизацией и тайм-менеджментом помогает внешний «костяк»: таймеры, органайзеры и to-do-списки. Любые крупные проекты стоит разбивать на мелкие задания и заранее закладывать в план периоды отдыха и возможные отклонения от графика.

Явление, при котором человек импульсивен и стабильно невнимателен, называют синдромом дефицита внимания с гиперактивностью. СДВГ у взрослых проявляется реже, чем в детском возрасте. Необходимо знать возможные первопричины его появления, характерную симптоматику и методы лечения.

Что это за болезнь

Это небольшая дисфункция головного мозга, пробуждающая у человека повышенную импульсивность и гиперактивность, а также не концентрированность внимания. Может быть нескольких типов:

  • доминирует чрезмерная активность;
  • преобладает дефицит внимания;
  • два показателя проявляются равнозначно.

Людям, страдающим таким заболеванием, трудно следовать нормам поведения и правилам. Они могут отвлечься на любой звук, не способны долго концентрировать свое внимание. В то же время человек активен, эмоционален, нетерпелив, и всегда пытается занимать позицию лидера.

Причины заболевания

Синдром дефицита внимания и гиперактивности может появиться, если имеется наследственная склонность к заболеванию, либо организм человека подвержен патологическому воздействию.

Важно! Наследственность – самая распространенная .

Специалисты проводят исследования на выявление генов, ответственных за генетическую предрасположенность к болезни. Также первопричиной появления синдрома может быть:

  • Патологии определенных частей головного мозга и его химической составляющей;
  • Неблагоприятная экологическая ситуация;
  • Неполноценное питание.

Симптомы гиперактивности

Гиперактивность у взрослых может сопровождаться такими характерными признаками:

  • Рассеянность и несконцентрированность . Человек, страдающий СДВГ, постоянно живет в хаосе. Ему трудно решить проблемы, выполнять задания на работе. Такие люди не имеют высшего образования, зарабатывают немного.
  • Забывчивость . Человек постоянно все забывает и теряет. Лучше не давать ему важных поручений. Имеется вероятность, что он забудет, либо выполнит их так, как считает нужным.
  • Импульсивность . Зачастую люди с СДВГ ведут себя неадекватно, их поступки не обдуманны. Они быстро и на эмоциях принимают решения, о возможных последствиях которых не задумываются.
  • Перемена настроения . У человека слишком быстро плач сменяется смехом, истерические припадки – спокойствием. Без видимых причин больной может проявлять ярость, злиться и ненавидеть других людей.
  • Низкая самооценка . СДВГ у взрослых может провоцировать неуверенность в собственных силах и возможностях. Такие люди зачастую неудачливы в отношениях с противоположным полом, а также не могут добиться успехов и продвинуться по карьерной лестнице.
  • Немотивированность . Некоторые больные не работают, не убирают в доме, и не следят за своей внешностью. Такое явление обусловлено тем, что человек действительно не понимает, зачем необходимо это делать.
  • Чрезмерная тревожность . Гиперактивный человек постоянно двигается, стараясь не сидеть на месте и что-либо делать. Их труды не приносят никаких плодов. Стараясь успеть все вокруг, человек в итоге не доделывает ничего до конца.

Диагностика дефицита внимания и гиперактивности

Ученые утверждают, что СДВГ у взрослых не появляется просто так, оно черпает свое начало еще с детства. Следовательно, началом диагностирования болезни является составление анкеты. Это помогает определить, присутствовали в детстве симптомы болезни, или нет. Помогут полученные сведения о школьной поре: как человек в детстве учился, вел себя на уроках, а также какими темпами развивался.

На следующем этапе проводится диагностика общемедицинского характера, способная исключить вероятность прогрессирующей болезни соматической или неврологической природы, проявляющейся схожей симптоматикой.

В процессе проведения исследования заболевания важно подтвердить наличие патологических процессов в головном мозге, имеющих органическую природу. Провести это помогает томография. При наличии заболевания, пребывая в спокойном состоянии, томограф покажет отсутствие таких изменений, а при попытке сосредоточить свое внимание на чем-либо – их наличие.

Только психологам под силу протестировать личность человека, определить его уровень IQ и получить полную картину о его личности.

Лечение СДВГ

Не нужно ждать, что, проведя лечение, человек полностью избавится от него. Чем раньше диагностировали заболевание, и была проведена эффективная терапия, тем заметнее будет результат. Комплексное лечение болезни, которое помогает избавиться от ее характерной симптоматики, включает в себя:

  • бихевиоральную терапию, направленную на изменения мышления и привычек в целом;
  • физиопроцедуры;
  • занятия лечебной физкультурой;
  • влияние на патологию, которая сопутствует болезни;
  • терапию зависимостей (если таковые имеются);
  • лечение медикаментозными средствами различного действия.

Важно! Главным в процессе всей терапии СДВГ у взрослых, являются занятия с психотерапевтом, обучение самоконтролю и адаптации к окружающему миру. Лекарства может назначить только специалист, если имеется такая необходимость. Применять препараты без назначения нельзя.

Препараты

Зачастую людям в качестве лечения назначают стимуляторы. При подобной терапии большей части пациентов удается добиться значительных улучшений. Стимулирующие лекарственные средства, применяемые в процессе терапии болезней: Аддералл, Концерта, Фокалин, Квилливант и Виванс.

Бывают определенные сложности при медикаментозном лечении синдрома дефицита внимания у взрослых. Стимуляторы могут спровоцировать привыкание. Забывчивые люди могут принимать дозу больше, чем назначает специалист, поэтому лечение может усложниться.

Народные методы

Человека, который скептически относится к медикаментозной терапии, интересует, как лечить СДВГ методами народной медицины. Такая терапия иногда даже не уступает своей эффективностью приему таблеток. Рекомендовано употребление ромашкового чая, шалфея и календулы. Не менее эффективен прием ванны с эфирными маслами или солью, обладающими успокаивающим воздействием на организм.

Официального подтверждения тому, что народные методы будут эффективны, не существует. Пациент берет на себя всю ответственность, если отказавшись от приема препаратов, не увидит значительных результатов.

Питание, диета

Правильное питание – неотъемлемая часть в процессе терапии СДВГ. Планировать его необходимо тщательно. Питаться важно по часам, включив в приемы пищи перекусы. Беспорядочное питание, при котором человек длительное время находится без еды, а затем съедает слишком много, приводит к обострению негативной симптоматики.

Улучшить концентрацию внимания помогут продукты, содержащие жирные кислоты Омега-3, а также рыбий жир. Нужно употреблять рыбу, яйца и молочную продукцию. Также пища должна состоять из белка и сложных углеводов, чтобы человек не был таким гиперактивным и получал хороший запас энергии на целый день.

Очень важно кушать продукты, богатые содержанием цинка, железа и магния. Можно принимать витаминные комплексы, если нет уверенности, что организм полностью насыщен витаминами и минералами.

Упражнения

На заметку! Снизить симптоматику, характерную СДВГ, можно регулярно выполняя упражнения. Человек становится более сконцентрированным, мотивированным, у него улучшается память и поднимается настроение.

Тренироваться нужно максимально долго. Для этого посещать спортивные залы не принципиально. Полчаса физической активности ежедневно – залог успешного лечения СДВГ.

Чтобы занятия приносили не только пользу, но и удовольствие, нужно подобрать их исходя из своих предпочтений, а также задействовать все свои сильные стороны и развивать их. Спортивные секции, в которых придется работать в составе команды, лучше не выбирать. Необходимость общения и контакта с людьми может только ухудшить положение.

Ученые доказали, что упражнения, которые выполняются на природе, максимально устраняют симптомы заболевания. Это может быть длительная прогулка ускоренным темпом, поход, бег в парке и т.д.

Профилактика гиперактивности

Для того, чтобы проводить профилактику СДВГ, человеку необходимо изменить свои привычки, правильно питаться по режиму и заниматься физическими упражнениями. Также организму нужно обеспечить полноценный отдых и сон.

Если появились симптомы болезни, необходимо отправиться к специалисту и постараться сгладить их проявления. Человек, который не проводит терапию болезни, не сможет комфортно чувствовать себя при контакте с другими людьми, а также не добьется профессиональных успехов. Очень важно научиться жить с СДВГ, и вовремя сглаживать все его негативные проявления.

Повышенная активность, неуравновешенное поведение, невозможность сконцентрировать внимание – признаки, часто встречающиеся у людей различной возрастной категории. Эти симптомы свидетельствуют о наличии серьезного заболевания под названием синдром дефицита внимания. Важно разобраться с проблемами протекания заболевания и выявить оптимальный способ лечения, как для взрослого пациента, так и для ребенка.

Характеристика проблемы

Развитию болезни чаще подвержены дети в возрасте от 2-3-х лет и старше. У взрослых также может возникнуть заболевание, но такие люди меньше поддаются его негативному воздействию, больше себя контролируют. Дети, наоборот, испытывают острую нехватку взаимоотношений с другими людьми.

Возникновение в сознательном возрасте болезни обусловлено генетической предрасположенностью. Но проявляющиеся симптомы практически не развиваются. Это обусловлено тем, что на первом плане у взрослого человека стоят семья, работа, поэтому эмоции отодвигаются на второстепенный план.

Часто заболевание проявляется у мальчиков. Практически в каждом классе есть яркий представитель симптомов синдрома дефицита внимания.

Когда фиксируется развитие СДВГ у детей, то он характеризуется неспособностью удерживать собственное внимание на каком-то определенном предмете или событии. Пациент проявляет чрезвычайную активность, пытаясь быть в нескольких местах одновременно.

Если на уроке ребенок совершает ошибку в задании, он не концентрирует внимание на ней, не слушает объяснений в своей неправоте и не вслушивается в поучительные слова. В некоторых ситуациях поведение ребенка переходит все границы, он не может контролировать себя, постоянно вертится, вскакивает на своем месте. Именно такие реакции сильно заметны на фоне других детей, которые спокойно увлечены учебными занятиями или совместной ролевой игрой.

В большинстве случаев учителя замечают отклонения в развитии и стремятся повесить на ребенка ярлык «СДВГ». Для подтверждения симптомов необходимо пройти диагностику у психолога.

Выделяют следующие разновидности дефицита внимания у ребенка:

  1. Невнимательность – только этот симптом, предопределяющий болезнь, проявляется у больного при СДВГ. При этом вероятность возникновения гиперактивности практически полностью исключается;
  2. Импульсивность и гиперактивность – клиническая картина сопровождается не только повышенной по сравнению с другими детьми активностью, но и вспыльчивостью, неуравновешенностью, импульсивностью и нервозностью;
  3. Смешанный вид – формирующийся у пациентов чаще других типов. В него включаются оба признака синдрома. Может развиваться не только у маленьких пациентов, но и у взрослых людей.

Если опустить человеческий фактор и прислушаться к языку психологии, синдром дефицита внимания представляет собой дисфункцию нервной системы, характеризуется нарушением нормального функционирования головного мозга. Такие проблемы, связанные с важнейшим органом человека, являются самыми опасными и непредсказуемыми.

Для предотвращения последствий от развития заболевания необходимо следить за поведением ребенка и вовремя обратить внимание на возможные неполадки в формировании индивида. Своевременно обнаруженные симптомы подлежат терапевтическому воздействию. Поэтому паниковать без причин и расстраиваться при выявлении диагноза не стоит.

Причины возникновения гиперактивности

Медицина точно не может определить причины, обуславливающие возникновение гиперактивности и нарушений во внимании у пациентов разных возрастных категорий. Факторами развития могут выступать различные ситуации, негативно воздействующие на больного, а также совокупность происходящих процессов. Все влияние негативно отражается на нервной системе человека.

Выделяют определенные причины, стимулирующие формирование дефицита внимания у детей:

  1. Развитие ребенка внутри утробы, при котором происходят негативные изменения в формировании центральной нервной системы малыша, что приводит к кислородному голоданию или кровоизлиянию в мозг;
  2. Прием беременной женщиной лекарственных препаратов, в неконтролируемых дозировках;
  3. Негативное влияние пагубных привычек при беременности на развивающийся плод (алкогольное пристрастие, никотиновая и наркотическая зависимость);
  4. Угроза выкидыша или прекращение подачи крови через пуповину к плоду;
  5. Тяжелые роды, осложнения или, наоборот, стремительные роды, которые способны привести к травме головы малыша или развитию проблем с позвоночником;
  6. Конфликт по резус-фактору крови, что приводит к иммунологической несовместимости матери и развивающегося ребенка;
  7. В годовалом возрасте и раньше наличие заболеваний, которые провоцируют повышение температуры тела младенца до критических показателей (до 39-40 градусов);
  8. Воспаление легких или перетекание незначительной болезни в бронхиальную астму;
  9. Заболевания почек, характеризующиеся тяжелой степенью протекания;
  10. Ввод в организм маленького пациента, возрастом до 1-2-х лет, препаратов нейротоксического воздействия;
  11. Врожденный порок сердечной мышцы или выявление ее недостаточности;
  12. Генетическая предрасположенность.

Наследственность, проявившаяся у ребенка, может просматриваться напрямую от родителей, и передаться от дальних родственников. Недоношенные младенцы имеют больше 80% склонности приобрести синдром дефицита внимания на первых порах своего существования, чем новорожденные, появившиеся на свет в положенный момент.

Причиной появления заболевания в подростковом периоде служит знакомство с компьютером и другими гаджетами. При контакте с техникой у ребенка вырабатывается кортизол (гормон стресса), что приводит к невозможности мозга сосредоточиться.

Проявление процесса нарушений в развитии ребенка не стоит путать с избалованностью. Диагноз СДВГ поддается лечению, а невоспитанность молодого человека невозможно искоренить.

Клиническая картина

Яркая картина протекания симптомов выявляется у детей. Во взрослом периоде признаки нарушения тщательно прячутся и замалчиваются, поэтому выявить заболевание в сознательном возрасте постороннему человеку достаточно проблематично. В большинстве случаев направляют детей в больницу воспитатели, замечающие отклонения и недостаток внимания у малышей.

Яркие симптомы начинают проявляться у ребят по достижению 5-12-летнего возраста. Первые признаки можно заменить еще раньше, они выявляются в следующем:

  1. Младенец рано и подолгу начинает держать головку, присаживаться, переворачиваться и ползать;
  2. Новорожденный мало спит, больше бодрствует;
  3. Перед засыпанием ребенок утомляется, но заснуть самостоятельно он не в состоянии, обязательно присутствует истерика;
  4. Малыши с таким диагнозом очень чувствительны к посторонним предметам, людям, яркому свету и громкому звуку;
  5. Игрушки или любые предметы откидываются раньше, чем ребенок полностью их рассмотрел.

Эти признаки могут, как указывать на дефицит внимания у детей в раннем периоде жизни, так и присутствуют у некоторых детей с беспокойным характером, возрастом до 3-х лет. Часто проблемы с активностью накладывают своеобразный отпечаток на работу всех внутренних органов.

Дети в такой ситуации нередко подвержены расстройству пищеварения. Наличие частой диареи – явный симптом постоянной стимуляции тонкого кишечника нервной системой малыша. Кроме этого, у пациентов с установленным диагнозом аллергические реакции и различные кожные высыпания присутствуют чаще, чем у сверстников.

При дефиците внимания у детей основными признаками нарушения в протекании нормального становления организма являются недостаточное внимание, импульсивность и гиперактивность. Для каждого определенного симптома выделяются собственные признаки.

Отсутствие внимания проявляется в следующем:

  1. Концентрация на одном предмете или ситуации быстро становится в тягость. Пациент теряет интерес к деталям, не старается отличить главное от второстепенного или дополнительного. Малыш в этот момент начинает заниматься несколькими делами одновременно. Он старается закрасить все участки одного цвета, но не может довести начатое дело до конца. При чтении перескакивает через слово или даже строчку. Такое проявление означает, что ребенок не умеет строить планов. Чтобы лечить симптом, требуется научить малыша планировать: «Сначала нужно сделать этот пункт, а затем перейти к следующему».
  2. Больной под любым предлогом старается не прибегать к выполнению повседневных заданий, уроков или помощи по дому. В такой ситуации заболевание проявляется либо тихим протестом, либо гневным скандалом или истерикой.
  3. Цикличность внимания. В этой ситуации дошкольник концентрирует свое внимание на определенном предмете или занятии до 5-ти минут, школьник в состоянии заниматься до 10 минут. После необходим такой же период времени для восстановления сил и концентрации. У больных в период отдыха выявляется особенность: человек просто не слышит собеседника, не реагирует на происходящее, он занят своими мыслями и делами.
  4. Внимание проявляется, только если пациент остается с учителем или родителем наедине. В этот момент концентрация полностью налаживается, малыш становится послушным и усердным.

Дети с синдромом дефицита внимания отличаются специфической особенностью. Их мозг совершенствуется в момент, когда маленький пациент бегает, разбирает игрушки или играется. Такая двигательная активность заставляет работать структуры головного мозга, ответственные за самоконтроль и мышление.

Симптомы импульсивности выражаются определенным образом:

  • Ребенок слушается и руководствуется только собственными проблемами и желаниями. Все действия основаны на первом импульсе, поступившем в головной мозг. В большинстве случаев последствия осуществленных поступков никогда не обдумываются и не планируются. Ситуаций, в которых малыш должен находиться в полном спокойствии, для него не существует.
  • Больной не может выполнять действий по инструкции, особенно если она включает в себя несколько составляющих. При выполнении заданного действия, пациент находит для себя новое задание, бросая предыдущий процесс.
  • Нет возможности ждать или терпеть. Больной требует, чтобы ему сиюминутно преподнесли то, что он хочет. Если его требованиям не соответствуют, то ребенок начинает скандалить, устраивать истерики, оставлять ранее начатые дела или выполнять бесцельные действия. Такое проявление повышенной двигательной активности очень заметно при выжидании очереди;
  • Каждые несколько минут происходит резкая перемена настроения. Заметны переходы от надрывного смеха к истерическому плачу. Если малыша что-то не устроило в его собеседнике, он швыряет вещи, может сломать или испортить личный предмет другого ребенка. Все производимые действия не несут специфической мести, исполняются под импульсом.
  • Отсутствует чувство опасности – совершаются поступки, которые опасны для жизнедеятельности не только этого ребенка, но и окружающих его сверстников.

Все эти симптомы проявляются в связи с тем, что нервная система пациента в раннем возрасте достаточно уязвима. Ей трудно принять и переработать весь объем поступающей информации. Недостаток внимания и активность – возможность защититься от чрезмерной нагрузки на ЦНС.

При гиперактивности малыш производит большое количество ненужных движений. Ребенок в таком случае даже не замечает собственных деяний. Он может дергать ногами, водить руками, описывая круги или другие фигуры. Все это объединяется в единый отличительный признак – бесцельность.

Такой ребенок не настроен говорить тихо, он все произносит с определенной быстротой и на повышенных тонах. Не удосуживается дождаться окончания вопроса, перекрикивает и перебивает. Его слова в большинстве случаев не отличаются обдуманностью, они обидны для посторонних.

Гиперактивность также выражается в мимике лица такого малыша. На его физиономии за короткое время проскакивает весь спектр эмоций – от гнева, до счастья.

В некоторых случаях дополнительно присутствуют некоторые симптомы:

  1. Нарушения в общении, как со своими сверстниками, так и с взрослыми людьми. Больной старается везде и всюду успеть, иногда бывает резкий и даже агрессивный. Эти признаки в некоторых случаях мешают другим людям идти на контакт и устанавливают преграду для дружеских отношений.
  2. Выявляются трудности в осваивании школьной программы, при том, что интеллектуальное развитие пациента находится на достаточно высоком уровне;
  3. Отставание больного в развитии эмоционального плана – часто проявляются капризы или плаксивость. Уже подросший ребенок не воспринимает критики, не принимает неудачного итога, часто ведет себя по-детски. Медицина установила, что при СДВГ отставание в развитии на эмоциональном уровне происходит в среднем на 30%. Так 10-и летний индивид ведет себя как 7-ми летний дошкольник.
  4. Самооценка такого человека падает. Это обусловлено тем, что за день малыш слышит значительный объем критики и замечаний в свой адрес, его сравнивают с более послушными и удачливыми сверстниками. Такое состояние снижает собственную значимость и понижает ребенка в своих глазах, что приводит к агрессивности, неуравновешенности и непослушании, стимулирует различные расстройства.

Но вместе со всеми негативными сторонами присутствия синдрома, такие дети отличаются специфическими положительными чертами. Они подвижны, легки на подъем, действенны. При контакте с человеком быстро воспринимают его состояние, пытаются помочь действием или советом. Часто такие люди самоотверженны, готовы бросить все свои дела и кинуться на помощь к другу. Человек не имеет способности затаивать обиду, мстить, он быстро забывает любые неприятности и относится к окружающим «со всей душой».

Если четко дают о себе знать симптомы, ими не стоит пренебрегать и оттягивать поход к доктору. Раннее выявление подобного заболевания помогает быстро избавиться от проблемы посредством медикаментозного воздействия или сдерживания позывов и импульсов ребенка.

Диагностика патологии

При выявлении любого синдрома следует обратиться к врачу. Медицина советует обратиться к любому из специалистов: психиатры, неврологи, социальные работники или психологи. Для начала можно получить консультацию у семейного врача или педиатра.

Но социальные работники, терапевты и психологи часто не имеют права назначать лечение, они устанавливают диагноз и направляют для дальнейшей консультации к узкому специалисту, такому как невролог или психиатр.

Для того чтобы назначить лечение СДВГ у детей, доктор проведет необходимое обследование. Последнее осуществляется в несколько этапов, соответственно определенному алгоритму.

Первоначально врач попросит рассказать пациента о себе. Если терапию проходит несовершеннолетний пациент, то следует нарисовать его психологический портрет. В повествование требуется обязательно включить манеру поведения ребенка и среду жизнедеятельности.

Вторым этапом для пациента станет прохождение определенного теста, выявляющего степень рассеянности малыша.

Следующим этапом алгоритма определения диагноза является проведение требуемых лабораторных обследований. Такая проверка считается классической при установлении верного диагноза.

Необходимо пройти томографию головного мозга и ультразвуковое исследование головы. Протекание болезни на полученных снимках отчетливо видно. В такой ситуации работа головного мозга подлежит изменениям.

Кроме основных методов диагностики, можно прибегнуть к полному обследованию:

  1. Генетическое исследование обоих родителей на установление причин, послуживших толчком для развития проблемы;
  2. Осуществляется осмотр неврологического типа, на котором требуется проведение методики NESS;
  3. Проведение нейропсихологического тестирования для малышей, дошкольников и подростков школьного возраста.

На основании полученных результатов анализов и обследований доктор устанавливает диагноз. В результате проводимого тестирования будет точно выявлено наличие гиперактивности и возбудимости у пациента или ее полное отсутствие. После подтверждения диагноза назначается результативное лечение.

Лечение заболевания

В России дефицит внимания у детей распространен, его лечение состоит из комплекса мероприятий и контролируется на всех этапах. Главным воздействием на пациента считается психотерапия, а также коррекция поведения путем педагогического контроля и нейропсихологического влияния.

В первую очередь доктор проводит беседу с родителями и ближайшим окружением пациента, разъясняет им особенности взаимодействия с больным. Перед родителями устанавливаются задачи, которые необходимо обязательно выполнять:

  1. Воспитание должно быть строгим. Не следует сюсюкать, жалеть ребенка, все ему разрешать. В противном случае чрезмерная опека и любовь усилит протекающие симптомы заболевания.
  2. Не требовать от ребенка выполнения действий, с которыми он не в силах справиться. Невозможность выполнения поставленных задач ведет к увеличению капризности, нервозности, недовольства собой и еще большему падению самооценки пациента.

Для медикаментозного лечения назначается комплексная терапия. Препараты подбираются на основании выявленных признаков в индивидуальном порядке. Для лечения синдрома дефицита внимания применяются следующие средства:

  1. Для центральной нервной системы вегетативного характера, ее стимулирования прописываются Пемолин, Декстроамфетамин или Метилфенидат;
  2. Рекомендуется применение трициклических антидепрессантов, таких как Амитриптилин, Имипрамин, Тиоридазин;
  3. Следует принимать таблетки ноотропного ряда: Семакс, Ноотропил, Фенибут, Церебролизин;
  4. Психостимуляторы: Дексметилфенидат, Дексамфетамин или Левамфетамин.

Дополнительно назначаются витамины, стимулирующие мозговую активность. Терапия осуществляется в низких дозировках, чтобы не спровоцировать развитие у несовершеннолетнего побочных явлений.

Контроль протекания заболевания подобного типа фиксирует, что все препараты действуют только во время приема. После отмены их влияние полностью прекращается, и симптоматика возвращается.

Дополнительно к медикаментозному воздействию можно применять физиотерапию и лечебный массаж. Процедуры этого комплекса направлены на устранения травм, полученных при рождении малыша. Это положительно влияет на мозговое кровообращение и давление внутри черепа.

Применяется перечень упражнений:

  1. Лечебная гимнастика проводится ежедневно, стимулирует укрепление мышечной ткани плечевого пояса и шеи;
  2. Массаж зоны воротника – должен проводиться до 3-х раз в год по 10 процедур ежедневно в течение 10-15 минут;
  3. Проводится физиотерапия с помощью инфракрасного излучения, способствующего прогреванию определенной зоны. Осуществляется по 10-15 сеансов не чаще 2-х раз в год.

Назначать комплекс мероприятий физиологического воздействия должен только лечащий врач. Обращение к неквалифицированному специалисту может стоить больному здоровья.

Гиперактивность можно устранить и без комплексного медикаментозного лечения. Можно воспользоваться народными средствами, пропить успокоительные травы, такие как шалфей, ромашка или календула.

Кроме этого, следует набраться терпения и уделять маленькому человеку больше внимания, выполняя следующие рекомендации:

  1. Находить время на общение с ребенком;
  2. Отдать малыша в развивающие кружки;
  3. Со школьником следует вместе учить уроки, больше заниматься, воспитывать его усидчивость и внимание;
  4. При гиперактивности требуется найти применение его непоседливости и энергии: отдать на танцы, бег или другие подвижные спортивные занятия;
  5. Не проявлять агрессию, не ругать больного, демонстрировать больше спокойствия и сдержанности;
  6. Поддерживать все начинания и увлечения своего ребенка. В этой ситуации важно не спутать вседозволенность и принятие маленького человека в качестве самостоятельного индивида.

При следовании этим правилам лечение ребенка будет постепенно приносить результат. Не стоит ожидать моментального прогресса, но не следует забрасывать занятия. Можно использовать в комплексе и таблетки, физиотерапию и зарядку, а также самостоятельно влиять на маленького пациента. Главное, не терять надежды и выполнять рекомендации лечащего врача.

Синдром дефицита внимания у взрослого человека, что это? Патология внимания, при которой человек неспособен сосредоточиться, распределить свое время, правильно расставить приоритеты и многое другое. Такие неприятные «мелочи», очень часто выбивают человека из «колеи» и способны оказывать отрицательное влияние, на общение, карьеру и уровень жизни в целом.

Испытывая постоянные трудности с , человеку может казаться, что жизнь «проходит мимо него» и что все вокруг успешнее, лучше, собранней и т.д.

Данный синдром протекает ненавязчиво для окружающих, однако последствия его более заметны. Это могут быть, различные психические заболевания. Начиная от синдрома повышенной утомляемости и заканчивая маниакально-депрессивными состояниями с суицидальным уклоном.

Природа дефицита внимания

Упоминая синдром низкого дефицита внимания у взрослых (СДВ), можно говорить о том, что явление это проистекает из детства. Большинство исследователей и врачей-психиатров сходятся в едином мнении, что патология внимания имеет психологическую основу.

Мозг каждого человека работает по определенным схемам, заложенным еще до нашего рождения, и если анализировать это, мы можем говорить о некоторых «привычках ума» усваивать информацию. Чаще всего СДВ у взрослых проявляется в том случае, когда в детстве он не был диагностирован .

Симптомы этого заболевания списываются родителями и учителями на характер или объясняются слабым развитием интеллектуальных способностей.

Но со временем проблема нарастает как снежный ком, становится серьезней, жизненные задачи требуют большей ответственности, и под натиском всего этого психика человека не выдерживает.

Проявление синдрома дефицита внимания возможно и во взрослом возрасте, однако это не означает, что ранее его не было, просто уровень проблем окружающих человека, не превышал его способности. Плюс, жизнь ребенка более беспечна и структурирована. Все важные задачи решают родители, школа обеспечивает определенный порядок жизни и от собственного решения мало что зависит. Однако, выходя во взрослую жизнь, такой человек может оказаться не готов к испытаниям и проблемам, которые непременно проходит на своем пути каждый из нас. Больше нет того, кто все разложил бы по полочкам, управление своей жизнью приходится брать в свои руки, и оказывается, что человек к этому совершенно не готов.

Презентация: "Синдром дефицита внимания и гиперактивности у взрослых"

Способы определения СДВ у взрослых

Многие из нас даже не подозревают, что страдают этим синдромом. Людям свойственно списывать снижение внимания на недостаток воспитания, сложность характера, переутомление и тому подобные вещи.

Однако, к сожалению, по данным некоторых исследователей синдром дефицита внимания в той или иной форме присутствует у каждого второго человека на планете, однако серьезное лечение необходимо далеко не всем.

Возможно ли, самостоятельно поставить себе такой диагноз? В какой-то степени да, однако, без заключения специалиста все же не обойтись.

Итак, подозрение на патологию внимания присутствует, если:

  • вам кажется, что вы не достигаете успеха в любых своих начинаниях;
  • испытываете трудности в процессе самоорганизации;
  • постоянно откладываете новые дела, боясь сделать что-то неправильно;
  • начинаете огромное количество проектов, при этом доводя до завершения лишь единицы;
  • вы неспособны удержаться от высказывания своих мыслей, не обращая внимания на то, уместны они или нет;
  • находитесь в постоянном поиске новых острых ощущений;
  • постоянная отвлекаемость;
  • испытываете необходимость все делать по-своему, «изобретая велосипед» даже в самых обыденных вещах;
  • нетерпеливы, импульсивны;
  • постоянно испытываете чувство тревожности, незащищенности, неуверенности;
  • испытываете постоянные беспричинные перепады настроения;
  • тревожитесь из-за внутренних проблем самооценки и того, каким вы выглядите в глазах окружающих.

Презентация: "Что такое синдром дефицита внимания с гиперактивностью"

Говорить о том, что у вас синдром дефицита внимания, можно только в том случае, если все эти симптомы наблюдаются у вас с детства.

Поскольку уровень загруженности современного человека очень высок, многие к 15-16 годам приобретают симптом псевдо-СВД.

В случае если внезапно во взрослом возрасте у вас обнаруживаются тревожные симптомы, следует обратиться к специалисту, скорее всего в вашем случае лечение не потребуется и это будет именно псевдо форма, развившаяся под воздействием городской среды.

И если вы на какое-то время отвлечетесь и уедете в тихое место, то все ваши симптомы постепенно исчезнут. В том же случае если у вас действительно синдром дефицита внимания, то тихое место, очень скоро станет «громким».

Проблемы, связанные с синдромом повышенного внимания

Часто не обращая внимания на проблемы ребенка в школе и ставя «диагноз», «перерастет» родители игнорируют очень опасные проявления проблем с психикой. Отсутствие соответствующего лечения и коррекционной работы с такими детьми может привести к серьезным проблемам во взрослой жизни.

  • постоянное нервное напряжение;
  • высокий уровень возбудимости;
  • нежелание доводить начатое до конца;
  • трудности в общении;
  • проблемы при изучении чего-либо нового;
  • вредные привычки, как способ «уйти от проблемы нереализованности».

Все это приводит человека к определенному способу жизни, в котором, чаще всего появляются нездоровые увлечения, как попытка привлечь внимание к своей персоне и способ уйти от проблем.

Презентация: "Дети и взрослые с синдромом дефицита внимания и гипервозбудимости"

Однако в таком случае проблемы лишь накапливаются и в последствии обрушиваются с удвоенной силой на и без того ослабленную психику. Именно такие ситуации и приводят человека в то эмоциональное состояние, за которым начинается серьезное расстройство психики. В таком состоянии самостоятельно принять решение о лечении человек не в силах.

Способы борьбы с СВД

Если все-таки вам показалось, что вы, или кто-то из ваших близких страдаете этим синдромом, стоит попытаться чуть-чуть поменять свое мировосприятие. В западной медицине применяется медикаментозное лечение. Но все же их опыт лишь больше и больше подтверждает, что нет «волшебной таблетки» устраняющей дефицит внимания. Эффективное лечение проявлений этого синдрома, включает в себя работу над своей личностью.

Для улучшения состояния стоит:

  • стараться контролировать свои эмоции;
  • не допускать бесцельной активности тела;
  • старайтесь избегать хаотического восприятия информации, для этого упорядочите свою работу в сети Интернет;
  • постоянно сосредотачивайтесь, старайтесь повышать уровень своего внимания и концентрации;
  • следите за своей речью;
  • постарайтесь избавиться от вредных привычек, или хотя бы снизить их активность;
  • устраивайте эмоциональный отдых, читайте, слушайте музыку, гуляйте, посещайте театр.

Помочь себе можно всегда, стоит лишь очень сильно этого захотеть. Даже если помощь эта заключается в своевременном обращении к специалисту и соответствующем лечении.

Нужно, ставить перед собой цель и двигаться к ее достижению, не откладывая дела на завтра. «Каждый сам кузнец своего счастья» и иногда для того, чтобы его выковать, достаточно просто заглянуть в себя и встать с дивана.

Медикаментозное лечение

Лечение синдрома дефицита внимания также осуществляет при помощи лекарственных препаратов, назначающиеся в соответствии с результатами диагностики.

Среди препаратов, которые чаще всего назначают пациентом, следует отметить:

  • Метилфенидат;
  • Атомоксетин;
  • Декстроамфетамин;
  • Ноотропил;
  • Семакс;
  • Фенибут и другие.

Суть действия этих медикаментов – улучшить возможности концентрации. Лекарства обладают длительным воздействие от 4-х до 12-ти часов. Помимо прочего, эти медикаменты способствуют снижению импульсивности, повышают усвоение информации.

Именно медикаментозное лечение в совокупности с психотерапией и поведенческой терапией оказывает положительно влияние на нормализацию человекам с диагнозом СДВГ. Ученые провели исследования и выявили, что лечение такие препаратами оказывает влияние на патогенетические факторы, имеющие прямую направленность на систему мозга. Пожалуй, главным преимуществом этих медикаментов является увеличение скорости исцеления пациента. Иными словами, при приеме лекарств эффект заметен уже на первой недели.

Лечение данного синдрома за последнее время осуществляется при помощи препарата Глиатилина. Она характеризуется высоким уровнем метаболическим и нейропротективным эффектом. Данный препарат снижает симптоматику, значительно повышая качество жизни. Единственный нюанс, это своевременное лечение. Именно в этом случае он поможет в оптимальные сроки нормализовать здоровье человека.

Необходимо отметить, что на 100% исцелится от СДВГ невозможно, но современные медицинские методики и средства позволяют снизить симптоматическую картину.

Заметим, что вышеперечисленные лекарства также могут назначать как детям, так и подросткам, а также у взрослых людей, у которых синдром был диагностирован в детстве. Но сейчас нет разработок препаратов, которые могут помочь в лечении синдрома при его диагностировании после двадцати лет. В этих случаях, врач проводит лечебные мероприятия, основываясь на динамике клинических признаков и индивидуальных особенностей пациентов.

Как замечено выше, прием медикаментов должен проводиться в комплексе с терапией. В этом случае, врач на каждом сеансе подробно объясняет пациентам, как синдром влияет на их жизнь. Такой подход позволяет человеку осознать состояние и, соответственно, начнет учиться контролировать его.

Если СДВ протекает наряду с гиперактивность, то помимо вышеуказанных видов лечения доктор назначается физические нагрузки. Рекомендуется заниматься одним конкретным видом спорта. Командные игры лучше на время оставить, т.к. придется контактировать с большим количеством людей. Это может влиять на самооценку и негативно сказываться на курсе лечения.