Cпособы укрепления береговой линии естественного или искусственного водоема. Методы берегоукрепления - реферат Достоинства лиственницы в берегоукреплении

Для создания безопасных природных условий для последующего строительства, защиты территорий и ландшафтного благоустройства нередко требуется укрепление берегов естественных и искусственных водоемов.

Возможные причины разрушения берега

Причин разрушения может быть несколько, однако все они преимущественно формируются водным и ветровым воздействием: волны, вихревые потоки, вихревые течения на речных изгибах, отливы и приливы, половодья и наводнения.

Сползание грунтовой основы с откоса берега обычно происходит в случаях:

  • слабая устойчивость грунтовой основы на сдвиг/смещение;
  • чрезмерно большая высота склона вблизи участка разрушения;
  • физические, динамические и статические нагрузки на вершину склона;
  • наличие на разрушаемом участке достаточно крутого склона (с большим углом наклона);
  • землетрясение или физическая вибрация;
  • регулярное подмывание берега и воздействие волн;
  • изменения уровня и состояния грунтовых вод.

Последствия обрушения береговой линии крайне негативны не только с точки зрения эстетичной составляющей, но и вызывают ряд других проблем: обмеление, разрушение объектов транспортной инфраструктуры (в случае прохождения транспортных магистралей по территории склона или откоса), частичное или полное разрушение домов и других строений из-за смещений грунтовой основы поблизости и т.д.

В зависимости от конкретных условий работы и поставленных задач укрепление берега может проводиться по разным технологиям и с применением различных материалов. Рассмотрим основные методы укрепления берега, используемые в настоящее время в России.

Деревянные сваи

Для укрепления стоячих водоемов часто используются деревянные сваи – это эффективная технология берегового укрепления, способная прослужить в течение многих лет и в условиях быстрого течения, однако нецелесообразная в этом качестве из-за появления многих других более эффективных методов.

Деревянные опоры укреплений не только защищают береговую линию, но и формируют эстетичный вид ландшафта местности. Наиболее популярным является укрепление берега лиственницей. Стоимость работ начинается от 5000 рублей за погонный метр, включая стоимость материалов.

Шпунтовое ограждение

Шпунтовая стенка обеспечивает укрепление берега посредством установки пластиковых или металлических свай в виде оградительной подпорной конструкции, обеспечивающей полное отсутствие вымывания грунта и защиту подводной части берега.

Шпунтовой метод берегоукрепления считается наиболее эффективным (шпунт Ларсена, металлические, ПВХ и композитный шпунт), но не всегда уместным – без установки свай не обойтись в работе на крутых обрывистых берегах в пределах городской или промышленной зоны. Однако в естественной природной среде они будут выглядеть чужеродно.

Береговое ограждение из ПВХ-шпунта

Классический метод защиты берегов – заливка проблемного берега бетоном формирует надежную систему берегоукрепления, однако выглядят такие сооружения неблагородно в любом окружении. Поэтому технология бетонирования обычно использует в редких случаях (строительство плотин, гидроэлектростанций и т.д.) и/или бетонное покрытие покрывается слоем декоративной отделки.

Укладка природного камня

Более дорогой, но и более эстетичный метод защиты береговой линии природным камнем позволяет добиться высокой эффективности укреплений, не менее надежных, чем бетонные. Укладка булыжников или обработанных каменных глыб по дну, руслу и берегам водоема формирует прочную и долговечную конструкцию, монументальную и эстетичную внешне.

Комбинированный способ укрепления берега

Применение комбинированной технологии берегового укрепления необходимо для защиты водоемов с перепадами высот и разными основаниями берегового грунта. Также данный метод популярен для создания прочных и при этом эстетичных защитных сооружений.

Габионное укрепление

Эффективное укрепление берега без изменения его внешнего вида – габионные ящики из металлической сетки наполняются камнями и устанавливаются порогами на береговом склоне, формируя естественную защиту грунта от обрушения.

С годами защитная конструкция становится все более прочной, намытый грунт можно засеять растительным слоем, чтобы придать берегам еще более натуральный внешний вид. Эффективно в спокойных водоемах без течения и волн.

Стоимость работ по монтажу и укреплению берега габионными конструкциями составляет от 5000 рублей за кубический метр, включая стоимость материалов.

Армирование геоматом

Противоэрозионный мат – прочный материал плетеной структуры, позволяющий эффективно закрепить даже уже подвергнувшуюся эрозионному воздействию почву. За счет прочного армирования насыпного материала геомат надежно закрепляет береговой склон, делая его невосприимчивым к негативным природным факторам. С годами корневая система газонных трав укрепляемого берега переплетается со структурой мата, создавая тем самым дополнительные армирующие связи. Материал крайне эффективен на небольших уклонах, на крутых же поверхностях рекомендуется применение решеток объемного типа.

Стоимость работ по армированию и укреплению склонов геоматом начинается от 300 рублей за квадратный метр, включая стоимость материалов.

Укрепление георешеткой

Укрепление береговой линии георешеткой один из самых новых методов берегового укрепления. Полимерные объемные георешетки используются для формирования надежного каркаса в основании берегового уклона, а ячейки модулей материала наполняются песком, грунтом, галькой и другими материалами для формирования гибкой системы надежной береговой фиксации.

Классический вид береговой линии скрывает из виду основу конструкции, поэтому мы видим обычный природный берег, который может оставаться чистым или засеянным растительностью.

Именно геосинтетика в последнее время все чаще используется в промышленной и частной берегозащите – цены на георешетки доступны как коммерческим организациям так и физическим лицам.

Стоимость работ по армированию и укреплению склонов георешёткой начинается от 700 рублей за квадратный метр, включая стоимость материалов.

Установка геотекстильных туб

Геотекстильные тубы — это специальные контейнеры, которые при необходимости могут быть любого типоразмера (длины, ширины, окружности), сшитые из высокопрочного полипропиленового геотекстиля. Особое плетение геотекстиля образует поры, которые пропускают воду только в одном направлении — наружу геотекстильной тубы, тем самым обеспечивается удержание внутри контейнера твердых частиц предварительно заполненного грунта или песка. Использование геотекстильных туб позволяет остановить процессы эрозии береговой линии и оградить территорию от разрушительного воздействия паводков даже в труднодоступных местах, где другие технологии защиты и укрепления берега могут быть не эффективны.

Выполнение берегозащитных строительных работ в Северо-Западном регионе страны является распространенной практикой из-за недостаточно высокого качества местных почв, легко поддающихся разрушению под воздействием природных факторов. И не удивительно, что следом за цивилизованной Европой Россия так же переходит на использование более эффективных и менее затратных технологий защиты берегов водоемов от эрозионного разрушения.

Морей, озёр , водохранилищ , каналов и др.) от разрушающего воздействия волн, течений, напора воды и льда и других природных факторов. Берегоукрепительные сооружения возводятся для предупреждения разрушений берегов и затоплений населённых пунктов, промышленных объектов, дорог, мостов, линий связи, ценных лесных и сельскохозяйственных угодий, культурных и исторических памятников и т.п.

Требования, предъявляемые к берегоукрепительным сооружениям: эффективность работы и надёжность (долговечность) конструкций, простота устройства, возможность максимального использования местных строительных материалов и проведения ремонтно-восстановительных работ, экономичность.

Берегоукрепление производят в пределах акваторий портов и на открытых побережьях. В первом случае оно призвано защитить от размыва незастроенные участки береговой линии и обеспечить благоустройство территории порта. Во втором случае берегоукрепительные сооружения строятся для защиты от размыва участка сопряжения прибрежной полосы с курортными комплексами, населёнными пунктами, промышленными объектами, железными и автомобильными дорогами.

Укрепление берега особенно актуально при сооружении водоотводных каналов, водосбросов дамб , при строительстве опор, конусов мостов, насыпей для железнодорожных путей, автомагистралей.

По основному материалу берегоукрепительные сооружения подразделяются на деревянные, каменные, стальные, бетонные и железобетонные.

По характеру взаимодействия с водным потоком берегоукрепительные сооружения подразделяются на активные, использующие энергию потока на работу по намыву и сохранению береговых наносов, и пассивные, противопоставляющие водному потоку только прочность и устойчивость своей конструкции.

К активным берегоукрепительным сооружениям на морях и озёрах относятся наносозадерживающие полузапруды (буны), молы и волноломы, на реках – поперечные полузапруды, регулирующие дамбы, струенаправляющие щиты.

Пассивные берегоукрепительные сооружения на морях – волноотбойные стены, наброска из крупных блоков и фигурных массивов, на реках – каменная наброска, тюфяки, габионы, бетонные и железобетонные плиты и др.

Выбор комплекса берегоукрепительных сооружений и их типов зависит от рельефа берега, его гидрогеологического режима и геологического строения.

Мол – гидротехническое оградительное сооружение для защиты акватории порта от волнения, примыкающее одним концом к берегу. Одновременно мол может служить для размещения причалов и перегрузочных устройств.

В портах, расположенных на открытом берегу, сооружают два сходящихся или параллельных мола с воротами между ними (парные молы). Если порт расположен в бухте, берега которой частично защищают акваторию от ветра и волн, обычно ограничиваются одним молом. Конструкция и тип мола в основном определяются гидрологическим режимом и геологическими условиями района расположения порта.

Различают молы:

  • откосного типа – сооружаемые наброской из камня или бетонных массивов;
  • вертикального типа – в виде стенок, возводимых из каменной кладки, бетонных или железобетонных массивов;
  • комбинированного типа (сочетание первых двух типов).

Головная (выдвинутая в море) часть мола делается на 1–1,5 м выше остальной, и на ней устанавливают сигнальный огонь или маяк.

Волнолом , или волнорез – гидротехническое сооружение на воде (в море, на озере, водохранилище или реке), предназначенное для защиты береговой линии или акватории порта от волн, течений, льда и наносов. От мола отличается тем, что не примыкает к берегу.

Различают волноломы гравитационного типа, свайные, плавучие, гидравлические, пневматические, оградительные (окруженные водным пространством) и берегозащитные (расположенные непосредственно у берега).

Щит струенаправляющий предназначен для направления потоков и увеличения пути движения сточных вод в сооружениях очистки.

Полузапруда (буна, поперечная дамба) – гидротехническое сооружение, предназначенное для регулирования режима водного потока и защиты морского или речного берега от размыва. Для устройства полузапруды применяют грунт, камень, бетон, фашины, габионы. Устанавливают полузапруды вертикально или под некоторым углом к берегу. Донные полузапруды служат для предохранения от размыва оснований береговых сооружений (дамб, подпорных стенок и др.).

В зависимости от целей и местных гидротехнических условий в берегоукреплении используются различные конструкции и материалы. Берегоукрепительные сооружения могут быть выполнены в виде стенок набережных или в виде укрепительных одежд, уложенных на соответствующим образом спланированный откос берега.

Откосное берегоукрепление может быть выполнено быстрее и со значительно меньшими затратами, чем сооружение стенок набережных. Однако берегоукрепительные сооружения этого типа не всегда могут быть применены. Необходимо иметь в виду, что если берег реки, подлежащий укреплению, достаточно высок и сложен слабыми горными породами, то для обеспечения устойчивости откоса потребуется выделить полосу территории значительной ширины (при высоте берега 15 м над уровнем воды и среднем уклоне откоса 1:3 потерянная полоса территории составит 45 м). Отказ от использования такой значительной полосы береговой территории при ограниченных размерах строительной площадки не всегда возможен.

Откосное укрепление берега также не может быть применено в случае необходимости использования береговой полосы для причала судов и организации погрузочно-разгрузочных работ.

При благоустройстве береговой полосы в пределах населённого пункта могут применяться как откосные берегоукрепительные сооружения, так и набережные стенки в зависимости от архитектурно-планировочного решения береговой полосы.

При проведении берегоукрепительных работ в зоне зелёных насаждений находят применение комбинированные двухъярусные берегоукрепительные сооружения, состоящие из низкой, затопляемой паводковыми водами подпорной стенки и откоса, закреплённого дерновым покровом и кустарниковой растительностью. Набережные такого типа, помимо их основного использования как берегоукрепительных сооружений, могут также служить для организации отдыха населения.

В комплекс городских набережных, помимо берегоукрепительных сооружений, входят специальные устройства в виде сходов – причалов, лестниц и др. Стенки городских набережных покрывают на уровне тротуаров карнизным камнем и ограждают решетками или парапетами.

Ю.В. Богатырева, А.А. Беляков

(гр. 5), (гр. 3-6) предусматривают производство работ в условиях защищенной акватории судоходных рек, водохранилищ и озер. При работе на открытой акватории следует дополнительно учитывать затраты на содержание дежурного буксира, исходя из количества машино-часов основного несамоходного плавучего средства, предусмотренного в сметных нормах указанных таблиц сборника.

Отнесение условий строительства к категории закрытой или открытой акватории и мощность дежурного буксира устанавливаются проектом.

1.10. Нормами учтено бетонирование вертикальных стенок каналов. Затраты на крепление дна каналов следует определять по соответствующим нормам . Затраты на установку арматуры следует определять по соответствующим нормам сб. 37 "Бетонные и железобетонные конструкции гидротехнических сооружений".

1.11. Нормами табл. , , на крепление откосов сборными железобетонными плитами затраты на устройство подготовки не учтены. Эти затраты следует определять дополнительно по нормам

2.4. Площадь надводных и подводных тюфяков следует определять по проекту отдельно для каждого слоя тюфяка. Толщину тюфяка определять в местах сжатия канатом с учетом толщины каната.

Берегоукрепительные сооружения − сооружения для защиты берегов водоёмов (рек, морей, водохранилищ, каналов и др.) от разрушающего воздействия волн, течений, напора воды и льда и др. природных факторов. Возводятся для предупреждения разрушений (размывов) берегов и затоплений населённых пунктов, промышленных объектов, дорог, мостов, линий связи, ценных лесных и с.-х. угодий, культурных и исторических памятников и т. п. В курортных зонах Б. с. используются для сохранения, создания и расширения пляжей. Требования: эффективность работы и надёжность (долговечность) конструкций, простота устройства, возможность максимального использования местных строительных материалов и проведения ремонтно-восстановительных работ, экономичность. По характеру взаимодействия с водным потоком подразделяются на активные, использующие энергию потока на работу по намыву и сохранению береговых наносов, и пассивные, противопоставляющие водному потоку только прочность и устойчивость своей конструкции. К активным на реках - поперечные полузапруды , регулирующие дамбы , струенаправляющие щиты. Пассивные на реках - каменная наброска, тюфяки, габионы , бетонные и железобетонные плиты и др.

7.3. Набережные

Набережная - сооружение, окаймляющее береговую линию моря, реки. Набережная служит для придания берегу правильной формы, укрепления его, предохранения от размыва, для удобного прохода и проезда вдоль берега (городские набережные), для причала судов непосредственно к территории, облег чения передачи грузов, а также перехода пассажиров с берега на судно и обратно (портовые набережные). Набережные в городах − проезды (улицы), расположенные вдоль берегов и ограниченные с одной стороны городской застройкой или парком. Набережные как сооружения выполняются обычно в виде подпорных стенок, реже в виде сквозной конструкции эстакадного типа.

Рис. … Типы берегоукрепительных сооружений:

а-г - откосного типа; д, е - полуоткосного типа; 1 - каменная наброска из сортированного камня; 2 - обратный фильтр; 3 - упор (каменный банкет); 4 - засыпка (песок, песчаногравелистый грунт др.); 5 - каменная наброска из несортированного камня; 6 - профиль переформирования; 7 - бетонная или железобетонная плита; 8 - упор (массив); 9 - выкладка камнем массой не менее 100 кг; 10 - упор (обыкновенный или пустотелый массив); 11 - каменная постель; 12 - разгрузочная каменная призма; 13 - шпунт или сплошной ряд свай; 14 - оголовок, 15 - анкерная тяга; 16 - анкерная плита

В основу архитектурной классификации набережных могут быть положены следующие признаки: функциональное назначение и профиль гидротехнических конструкций.

По функциональному признаку различают набережные прогулочные, набережные зоны отдыха, транспортные, причальные.

В зависимости от конструкции набережная может быть с вертикальным, полуоткосным или откосным профилем.

Укрепление берегов камнем

Рис. …. Габионное укрепление берега

Рис. … Железобетонное крепление берега р. Иртыш в Тюмени

Рис. …. Железобетонное крепление откоса берега

Рис. … Вертикальное берегоукрепление берега из каменной кладки

Возможна классификация набережных и по другим признакам, например природным (ландшафтная, городская), по профилю прибрежной территории (одноярусная, двухъярусная и т.д.).

Перечисленные типы не всегда встречаются в чистом виде. Иногда те или иные условия подсказывают различное сочетание этих типов.

Прогулочная набережная представляет собой пешеходную аллею или благоустроенный тротуар вдоль реки. Это, как правило, неширокая набережная, допускающая лишь местный подъезд транспорта. На такой набережной возможны сходы и спуски к воде, видовые площадки, беседки, в том числе зеленые, малые архитектурные формы. По своему масштабу такая набережная близка к набережной на закрытом водоеме в парке. Здесь могут быть места для ужения рыбы, читальные павильоны, стенды для газет, места для тихого отдыха, площадки для кормления птиц, зимой - лыжная трасса.

Набережная − зона отдыха представляет собой парковую территорию у реки, с пляжем или наплавной купальней. Транспортные подъезды и в этом случае должны допускаться лишь для работ по уходу за благоустройством. На такой набережной может быть организован прокат лодок, причал для прогулочных речных судов.

Рис. …. Набережная р. Волги в г. Ярославле

Рис. … Набережная в одной из Европейских стран

Рис. … Набережная р. Волги

Рис. … Верхневолжская набережная в г. Н. Новгороде

Рис. … Набережная

Комплекс предпринимаемых мер по защите прибрежных зон искусственных и природных водоёмов от размывания, обвала и воздействия волн определяется термином «берегоукрепление» . Как и любые другие строительные работы, берегоукрепление начинается с проекта.

Проект берегоукрепления представляет собой полный пакет технической документации, на основании которой проводятся строительные работы. Пакет документов по проектированию защитных сооружений включает в себя расчёты (экономические, технические), графики и схемы, спецификации, макеты, строительную смету и полное описание строительного процесса.

При проектировании берегоукрепления применяется несколько различных методов.

1) Вариантное проектирование. Базируется на рассмотрении нескольких вариантов различных технических решений. Позволяет определить наиболее эффективное и экономически выгодное решение в данном конкретном случае.

2) Проектирование с использованием «метода аналогий». Надёжный и практичный метод в условиях «сходных ситуаций». Решение использовать проверенные на практике конструкции принимается в аналогичных вариантах.

3) Метод статистики подразумевает обобщение уже имеющихся данных о конструкциях с целью дальнейшего их использования в каждом конкретном случае.

4) Теоретические исследования. Это важнейший метод проектирования берегоукрепительных сооружений. Применение метода теоретических исследований позволяет производить расчёты по определению формы и размеров защитных береговых укреплений, выбирая оптимальное устройство моделей.

5) Натурный (экспериментальный) метод используется в случаях больших и ответственных проектов, когда невозможно применить теоретические расчёты.

Проектирование береговых укреплений - процесс многоступенчатый и сложный. На основании собранных данных о сточных водах и скорости течения производятся предварительные расчёты. Во время проектирования происходит визуализация образа будущего объекта. На стадии создания технического проекта учитываются различные факторы - возможность оползней, состояние берегового склона, степень подмыва берега водоёма. Объём будущих затрат на строительство защитных береговых укреплений определяется с учётом комплексного подхода ко всем сопутствующим факторам.

Защитные сооружения по укреплению берега востребованы на различных участках береговой линии. Благоустройство портовых сооружений, лодочных станций, яхт- клубов, набережные городов, участки береговой линии, не подвергшиеся пока застройке - всё требует берегоукрепительных работ. Даже прибрежная полоса, расположенная невдалеке с автомобильными магистралями, курортными зонами, населёнными пунктами в обязательном порядке должна быть защищена от размыва. Реализация предупредительных мер предохраняет большие города и малые населённые пункты, промышленные объекты и опоры мостов, ценные лесные массивы и окультуренные поля от возможного затопления.

Важнейшим условием успешного градостроения по обе стороны берега реки является надёжная фиксация её прибрежной зоны. Талые воды, волны, течение реки, сильный ветер - эти природные явления обладают мощной разрушительной силой. Решение по строительству защитных сооружений по всей береговой линии принимается с учётом гидрологических особенностей каждого конкретного участка прибрежной полосы. Наиболее надёжный, но и дорогой вид укрепления - вертикальные подпорные стены - используется при строительстве набережных в крупных мегаполисах. Более экономичный вариант укрепления берега реки - строительство откосов.

Береговые откосы условно делятся на три «зоны» - подводная зона, зона переменного уровня и не затопляемая зона, так называемая, надводная. При строительстве береговых откосов применяют различные материалы и методы, с учётом их экономичности, надёжности и эффективности. Подводная зона сооружается при помощи тюфяков из камыша и хвороста с применением гибких железобетонных покрытий и сборных железобетонных плит. Такие виды плит не предусматривают устройство «обратного фильтра». В случаях сильного подводного течения применяется возведение специальных упорных поясов и береговых банкетов.

Строительство зоны переменного уровня происходит с использованием камня, крупнозернистого песка и гравия, железобетонных разрезных плит (с обратным фильтром), габионных укреплений . Каждая плита, соприкасающаяся с грунтом, имеет слой гидроизоляционного покрытия. Предусмотрена система дренажа в виде водоотводных отверстий, расположенных ниже уровня воды.

Не затопляемая надводная зона создаётся при помощи посадки кустарников и засева травой, а также с применением смолы, закрепляющей грунт, и асфальтобетонных покрытий. Берегоукрепление габионами является наиболее востребованной и экономичной конструкцией, применяемой при строительстве городских набережных. И не только.

Слово «габион» переводится с французского языка как «большая клетка с камнями» или «корзина с камнями». Защитные функции габионных конструкций успешно используются уже не одну сотню лет в различных вариантах. В прошлом такие «каменные корзины» применялись при строительстве фортификационных сооружений и выполняли защитные функции во время войны.

Современные сооружения разработаны с учётом применения новейших технологий. По своей сути габион является объёмным контейнером, произведенным из металлической проволоки. Контейнер заполняется природным камнем. Габионные конструкции предусматривают быстрое наполнение с применением ковшовых погрузчиков и удобную транспортировку к месту назначения. Камень, заполняющий габион, может быть любым: гладкий речной камень или карьерный «рваный» щебень. Главное условие - размер камня, наполняющего габион, должен быть чуть больше ячейки габионной сетки. Стандартный габион имеет форму параллелепипеда.

Достоинства габионных сооружений неоспоримы. Это достаточно недорогая конструкция, удобная и очень простая при монтаже. Габионы превосходно гармонируют с любым ландшафтом. Эти укрепления очень долговечны, совершенно безопасны с экологической точки зрения. Более того, со временем корни посаженных растений сплетаются с габионными конструкциями , одновременно укрепляя их и украшая. Современные производители предлагают габионы разнообразной формы из металлической сетки с различным покрытием. Чаще всего это оцинкованная сетка, но может быть гальфановое либо поливинилхлоридное покрытие. Форма сегодняшних габионов разнообразна: в виде коробки, цилиндра или плоского прямоугольника, разделённого на несколько секций. Такие прямоугольные габионы с секциями называют «матрацы Рено».

Плоскостная конструкция малой высоты и большим покрытием напоминает матрац - отсюда и название. Изготавливают «матрацы Рено» из сетки двойного кручения. Боковые кромки усиливаются проволокой большого диаметра, и этот фактор придаёт конструкции необычайную прочность, а также позволяет равномерно распределять нагрузку. Перегородки (деление на секции) установлены через каждый метр по всей длине габиона для придания дополнительной прочности и надёжности всей конструкции.

«Матрацы» наделены превосходными гидравлическими характеристиками, что позволяет их повсеместно использовать в качестве защитных сооружений дна и берега различных водоёмов от размыва. Для строительства берегоукрепляющих сооружений отлично подходит сетка с ПВХ покрытием - поливинилхлорид предохраняет от коррозии, обладает устойчивыми характеристиками по отношению к агрессивной химической среде.

Габион - универсальная защита с широким спектром применения. Простота монтажа габионов является ещё одним их важнейшим преимуществом. Берегоукрепление габионами производится без применения сложной грузоподъёмной техники и какого-либо специального оборудования. Работа ведётся по следующей схеме - выполнение откосов, закрепление грунта, установка габионов. Грамотный профессиональный подход к укреплению берега реки или искусственного водоёма решает одновременно несколько задач:

Защита прибрежной полосы от разрушения;

Использование прибрежной территории в различных целях;

Предотвращение последствий паводков;

Элемент ландшафтного дизайна.

Но не только габионные конструкции применяются для защиты береговой линии. Выбор вида берегоукрепляющего сооружения во многом зависит от геологического строения прибрежной зоны. Для защиты городских набережных часто приходится использовать бетонные и железобетонные конструкции, особенно на участках, подверженных оползням. Геоморфологический рельеф берега является основным фактором, от которого зависит выбор оптимальной конструкции. Учитывается и общий архитектурно-дизайнерский замысел при строительстве прибрежной зоны.

Защита морского берега предусматривает два способа: сооружения активного метода и пассивного. Активные сооружения предназначены гасить энергию волн в значительной степени ещё на подходе непосредственно к берегу. При строительстве сооружений «активного типа» предусматривается возможность накопления наносов на береговой линии, что со временем приводит к расширению пляжа естественным путём. Образование наносов создаёт дополнительную «линию защиты» прибрежной полосы. Для решения таких задач строятся волноломы или возводятся конструкции, называемые бунами.

Волноломы - монолитные блоки, изготовленные из бетона. Различают два вида волноломов - надводные, возвышающиеся над поверхностью моря и подводные (затопленные). Находятся они, как правило, в 30-40 метрах от береговой линии. Волноломы выполняют и волнозащитную роль.

Строительство бун преследует цель расширения линии пляжа путём накопления и удержания природных наносов. Буны строятся из различных материалов: железобетона, камня, шпунта металлического.

Сооружения, относящиеся к пассивному методу защиты, осуществляют защиту берегового откоса от внешних воздействий. К ним относятся берегоукрепительные стенки откосного и ступенчатого вида. Нередко при возведении защитных сооружений применяется комплексный подход. Укрепления с применением обоих методов называют комбинированными. Как правило, пассивный метод оптимален в портовой зоне, а применение активного или комбинированного типа чаще встречается на открытых побережьях. Строительство защитных береговых сооружений ведётся с учётом перспективного развития данной береговой линии.