Что включает в себя высшая нервная деятельность. Высшая нервная деятельность

Высшая нервная деятельность человека

Высшая нервная деятельность - это деятельность высших отделов центральной нервной системы, обеспечивающая наиболее совершенное приспособление животных и человека к окружающей среде. К высшей нервной деятеьности относят гнозис (познание), праксис (действие), речь, память и мышление, сознание и др. Поведение организма является венцом результата высшей нервной деятельности.

Структурную основу высшей нервной деятельности у человека составляет кора больших полушарий вместе с подкорковыми образованиями переднего и промежуточного мозга.

Термин "высшая нервная деятельность" ввел в науку И П. Павлов, который творчески развил и расширил теоретические положения о рефлекторном принципе деятельности головного мозга и создал учение о физиологии высшей нервной деятельности животных и человека.

Понятие о T. в. н. д. ввел внауку И. П. Павлов. Первоначально оно трактовалось как «картина поведения» животного, в дальнейшемстало рассматриваться как результат определенного сочетания выделенных Павловым свойств нервнойсистемы - силы, подвижности и уравновешенности. На этой основе он определил четыре основных Т. в. н.д.:

1) сильный, неуравновешенный или «безудержный»;

2) сильный, уравновешенный, инертный или медлительный;

3) сильный, уравновешенный, подвижный или живой;

4) слабый. В соответствии с этими типами ставились четыре темперамента, описанные еще в античности:

1) холерический,

2) флегматический,

3) сангвинический,

4) меланхолический. Выделенные в исследованиях на животных Т. в. н. д. Павлов считал общими у человекаи животных. Кроме того, им была предложена классификация специфически человеческих Т. в. н. д.,основанная на соотношении двух сигнальных систем:

1) художественный (преобладание первой сигнальной системы);

2) мыслительный (преобладание второй сигнальной системы);

3) средний.

ТИПЫ ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Под типом высшей нервной деятельности следует понимать совокупность свойств нервных процессов, обусловленных наследственными особенностями данного организма и приобретенных в процессе индивидуальной жизни.

В основу деления нервной системы на типы И. П. Павлов положил три свойства нервных процессов: силу, уравновешенность и подвижность (возбуждения и торможения) .

Под силой нервных процессов понимают способность клеток коры большого мозга сохранять адекватные реакции на сильные и сверхсильные раздражители.

Под уравновешенностью следует понимать одинаковую выраженность по силе процессов возбуждения и торможения. Подвижность нервных процессов характеризует быстроту перехода процесса возбуждения в торможение и наоборот.

На основании изучения особенностей нервных процессов И. П. Павлов выделил следующие основные типы нервной системы: два крайних и один центральный тип. Крайними типами являются сильный неуравновешенный и слабый тормозной.

Сильный неуравновешенный тип. Характеризуется сильными неуравновешенными и подвижными нервными процессами. У таких животных процесс возбуждения преобладает над торможением, их поведение агрессивное (безудержный тип).

Слабый тормозной тип. Характеризуется слабыми неуравновешенными нервными процессами. У этих животных преобладает процесс торможения, они трусливы, попадая в незнакомую обстановку; поджимают хвост, забиваются в угол.

Центральному типу свойственны сильные и уравновешенные нервные процессы, но в зависимости от их подвижности его делят на две группы: сильный уравновешенный подвижный и сильный уравновешенный инертный типы.

Сильный уравновешенный подвижный тип. Нервные процессы у таких животных сильные, уравновешенные и подвижные. Возбуждение легко сменяется торможением и наоборот. Это ласковые, любознательные, всем интересующиеся животные (живой тип).

Сильный уравновешенный инертный тип. Этот тип животных отличается сильными уравновешенными, но малоподвижными нервными процессами (спокойный тип). Процессы возбуждения и особенно торможения сменяются медленно. Это инертные, малоподвижные животные. Между этими основными типами нервной системы имеются переходные, промежуточные типы.

Основные свойства нервных процессов наследуются. Совокупность всех генов, присущих данной особи, получили название генотипа. В процессе индивидуальной жизни под влиянием окружающей среды генотип претерпевает определенные изменения, в результате которого формируется фенотип - совокупность всех свойств и признаков особи на определенной стадии развития. Следовательно, поведение животных и человека в окружающей среде определяется не только наследуемыми свойствами нервной системы, но и влияниями внешней среды (воспитание, обучение и т. д.). При определении типов высшей нервной деятельности у человека надо учитывать взаимоотношения первой и второй сигнальной систем. Основываясь на этих положениях, И. П. Павлов выделил четыре основных типа , использовав для их обозначения терминологию Гиппократа: меланхолик, холерик, сангвиник, флегматик.

Холерик - сильный, неуравновешенный тип. Процессы торможения и возбуждения в коре большого мозга у таких людей характеризуются силой, подвижностью и неуравновешенностью, преобладает возбуждение. Это очень энергичные люди, но легковозбудимые и вспыльчивые.

Меланхолик - слабый тип. Нервные процессы неуравновешенные, малоподвижные, преобладает процесс торможения. Меланхолик во всем видит и ожидает только плохое, опасное.

Сангвиник - сильный, уравновешенный и подвижный тип. Нервные процессы в коре большого мозга характеризуются большой силой, уравновешенностью и подвижностью. Такие люди жизнерадостны и работоспособны.

Флегматик - сильный и уравновешенный инертный тип. Нервные процессы сильные, уравновешенные, но малоподвижные. Такие люди ровные, спокойные, настойчивые и упорные труженики.

Учитывая особенности взаимодействия первой и второй сигнальных систем, И. П. Павлов дополнительно выделил три истинных человеческих типа.

Художественный тип. У людей этой группы по степени развития первая сигнальная система преобладает над второй, они в процессе мышления широко пользуются чувственными образами окружающей действительности. Очень часто это художники, писатели, музыканты.

Мыслительный тип. У лиц, относящихся к этой группе, вторая сигнальная система значительно преобладает над первой, они склонны к отвлеченному, абстрактному мышлению и нередко по профессии являются математиками, философами.

Средний тип. Характеризуется одинаковым значением первой и второй сигнальных систем в высшей нервной деятельности человека. К этой группе относится большинство людей.

Первая и вторая сигнальные системы

Типы ВНД, о которых говорилось выше, являются общими для животных и человека. Можно выделить особые, присущие только человеку типологические черты. По мнению И.П.Павлова, в их основе лежит степень развития первой и второй сигнальных систем.Первая сигнальная система - это зрительные, слуховые и другие чувственные сигналы, из которых строятся образы внешнего мира.

Восприятие непосредственных сигналов предметов и явлений окружающего мира и сигналов из внутренней среды организма, приходящих от зрительных, слуховых, тактильных и других рецепторов, составляет первую сигнальную систему, которая имеется у животных и человека. Отдельные элементы более сложной сигнальной системы начинают появляться у общественных видов животных (высокоорганизованных млекопитающих и птиц), которые используют звуки (сигнальные коды) для предупреждения об опасности, о том, что данная територия занята и т.д.

Но лишь у человека в процессе трудовой деятельности и социальной жизни развивается вторая сигнальная система - словесная, в которой слово в качестве условного раздражителя, знака, не имеющего реального физического содержания, но являющегося символом предметов и явлений материального мира, становится сильным стимулом. Эта система сигнализации состоит в восприятии слов - слышимых, произносимых (вслух или про себя) и видимых (при чтении и письме). Одно и то же явление, предмет на разных языках обозначается словами, имеющими разное звучание и написание, из этих словесных (вербальных) сигналов создаются абстрактные понятия.

Способность понимать, а потом и произносить слова возникает у ребенка в результате ассоциации определенных звуков (слов) со зрительными, тактильными и другими впечатлениями о внешних объектах. Субъективный образ возникает в мозге на основе нейронных механизмов при декодировании информации и сравнении ее с реально существующими материальными объектами. С возникновением и развитием второй сигнальной системы появляется возможность осуществления абстрактной формы отражения - образование понятий и представлений.

Раздражители второй сигнальной системы отражают окружающую действительность с помощью обобщающих, абстрагирующих понятий, выражаемых словами. Человек может оперировать не только образами, но и связанными с ними мыслями, осмысленными образами, содержащими смысловую (семантическую) информацию. С помощью слова осуществляется переход от чувственного образа первой сигнальной системы к понятию, представлению второй сигнальной системы. Способность опери ровать абстрактными понятиями, выражаемыми словами служив основой мыслительной деятельности.

Высшая нервная деятельность

Определение 1

Высшая нервная система – это работа коры больших полушарий и всех подкорковых образований.

Это понятие также включает в себя психологическую деятельность и особенности поведения индивида.

Поскольку каждому человеку свойственны свои отличительные способности, взгляды, привычки, убеждения и особенности поведения, которые формируются на протяжении всей жизни. Все эти особенности зависят от системы условных рефлексов, которые, в свою очередь, формируются под воздействие м окружающей среды и наследственности нервной системы.

Свойства высшей нервной деятельности

К свойствам высшей нервной деятельности относят:

  • Подвижность;
  • Уравновешенность;
  • Силу нервных процессов.

Самое важное свойство считается сила нервных процессов, которое характеризуется, непосредственно, способностью нервной системы выдерживать длительное время воздействие возбуждающих факторов.

Нервная система у людей бывает сильной, а бывает слабой. Сильная нервная система подразделяется на уравновешенную и неуравновешенную. Уравновешенность имеет высокую скорость при выработки условных рефлексов.

Подвижность зависит от смены процессов торможения и возбуждения. Люди с подвижной нервной системой легко переключаются с одной деятельности на другую.

Типы высшей нервной деятельности

Поведенческие реакции и психические процессы имеют свои индивидуальные особенности у каждого человека. Сочетание уравновешенности, подвижности и силы характеризует тип высшей нервной деятельности. По таким характеристикам различают следующие типы:

  1. Уравновешенный, подвижный и сильный;
  2. Неуравновешенный и сильный;
  3. Уравновешенный, инертный и сильный;
  4. Слабый.

Также различают типы высшей нервной деятельности связанные с взаимодействием первой и второй сигнальной систем:

  1. Мыслительный;
  2. Художественный;
  3. Мыслительный и художественный.

Отличительные черты высшей нервной деятельности человека

Физиология высшей нервной деятельности способна развивать и воспитывать все необходимые обществу качества и свойства личности, не зависимо тот его темперамента.

Поведение и психические процессы усложняет наличие в человеке второй сигнальной системы. Также высшая нервная деятельность характеризуется наличием условно-рефлекторной деятельности, приобретаемой человеком в течение всей его жизни. У человека в отличие от животных появляется мыслительная деятельность, осознаются внутренние процессы жизни.

Высшая нервная деятельность людей имеет социальную природу. Речь, имеющаяся у людей, дает возможность абстрактно мыслить, что накладывает весомый отпечаток на деятельность и поведение людей.

Разнообразие высшей нервной деятельности людей имеет огромное практическое значение. Научно доказано, что заболевания центральной нервной системы, непосредственно, связаны с особенностями протекания нервных процессов.

Пример 1

Например, люди со слабым типом высшей нервной деятельности являются клиентами клиники неврозов. Многие болезни протекают с большей сложностью у людей со слабой нервной системой. При наличии у человека сильной нервной системы, болезни переносятся легче, и быстрее наступает выздоровление.

Также от индивидуальных особенностей высшей нервной деятельности зависит действие препаратов на человеческий организм, поэтому их учитывают при назначении лечения.

На поведение человека, кроме его темперамента, влияет условие их жизни в обществе. Тип высшей нервной деятельности и темперамент являются предпосылкой в развитии необходимых качеств личности.

Высшая нервная деятельность I

интегративная деятельность головного мозга, обеспечивающая индивидуальное приспособление высших животных и человека к изменяющимся условиям окружающей среды. Научные представления о В. н. д. были разработаны школой академика И.П. Павлова на основе учения об условном рефлексе (Условные рефлексы). В основе В. н. д. лежат физиологические механизмы безусловных рефлексов (Безусловные рефлексы) и формирующихся на их основе в процессе онтогенеза условных рефлексов. генетически детерминированы, присущи определенному виду организмов и формируют , обеспечивающее их выживание в относительно постоянных условиях окружающей среды. Индивидуально приобретаемые формы поведения, обеспечивающие приспособление человека и животных к изменяющимся условиям среды, возможны только за счет обучения, в основе которого лежат нейрофизиологические механизмы памяти (Память).

Основные закономерности В. н. д. базируются на физиологических механизмах образования и исчезновения условных рефлексов. Для образования условных рефлексов необходимо появление в структурах ц.н.с. временной связи между нейронами, воспринимающими условное , и нейронами, входящими в структуру безусловных рефлексов. Условно-рефлекторное возникает, когда какой-либо (условный) подкрепляется безусловным. Благодаря временным связям различной сложности ранее индифферентные раздражители, предшествующие той или иной деятельности, становятся сигналом этой деятельности. Приобретая сигнальное значение, условный раздражитель приводит к возникновению в ц.н.с. возбуждения, опережающего структур мозга, обеспечивающих формирование будущего поведения. Такое опережающее возбуждение не только обеспечивает биологически целесообразное приспособление организма к окружающей среде, но и лежит в основе активного воздействия на эту среду.

В механизмах формирования В. н. д. животных и человека наряду с условнорефлекторным возбуждением в ц.н.с. всегда участвуют процессы торможения. Различают два вида торможения: внешнее (безусловное) и внутреннее (условное). Внешнее возникает в случае внезапного появления постороннего раздражителя и проявляется тем, что условный не образуется совсем либо, начавшись, прекращается. Разновидностью внешнего торможения является запредельное торможение, отмечающееся при чрезмерном увеличении силы условного раздражителя. Внутреннее торможение возникает, когда условный раздражитель не подкрепляется безусловным. В зависимости условий образования внутреннего торможения различают следующие его виды: угасательное, дифференцировочное, условный тормоз, запаздывающее (см. Торможение). Взаимодействие процессов условнорефлекторного возбуждения и внутреннего торможения дает возможность животному и человеку ориентироваться в самых сложных ситуациях. При этом, если постоянно совершает примерно одинаковые и последовательные во времени действия, то различные раздражители, являющиеся условными по отношению к совершающимся действиям, создают стереотипность их выполнения. Последовательность возбуждений, возникающая при этом в коре больших полушарий и приводящая к определенной последовательности совершаемых поведенческих актов, носит название динамического стереотипа. Резкое нарушение сложившегося на протяжении всей жизни человека динамического стереотипа может служить причиной развития различных заболеваний и преждевременного старения.

Высшая нервная деятельность отдельного животного (одного вида) и человека имеет индивидуальные особенности, связанные прежде всего с врожденными свойствами ц.н.с. (его генотипом). Индивидуальное развитие, возможность обучения навыкам определяются различиями в скорости и прочности образующихся условных рефлексов, интенсивности внешнего и внутреннего торможения, быстроты иррадиации и концентрации нервных процессов (т.е. фенотипом). Совокупность генотипических и фенотипических особенностей организма определяет его В. н. д. Выделяют четыре основных типа В. н. д. у животных, которые по основным показателям (силе, подвижности и уравновешенности процессов возбуждения и торможения) аналогичны с классическим представлением о темпераментах у людей. сильный, неуравновешенный с преобладанием возбуждения совпадает с холерическим темпераментом; сильный, уравновешенный, малоподвижный тип - с флегматическим; сильный, уравновешенный, подвижный - с сангвиническим; слабый, быстроистощаемый, малоподвижный - с меланхолическим.

Основные закономерности В. н. д. являются общими у животных и человека. и синтез раздражителей (сигналов) из внешнего мира в ц.н.с. составляют первую сигнальную систему. У человека, в отличие от животных, наряду с первой имеется вторая сигнальная , связанная с речью. Слово для человека является не только звуковым, но и смысловым сигналом. например, слово «вперед» для собаки служит только сигналом начала . Для человека это слово может означать проявление самых разнообразных форм деятельности. Развитие словесной сигнализации сделало возможным отвлечение человека от данной конкретной жизненной обстановки и в то же время обобщение многих окружающих явлений. Первая и вторая сигнальные системы у человека неотделимы друг от друга. Только у ребенка до овладения речью, а у взрослого в случаях патологии может быть обособленное функционирование первой сигнальной системы.

Вместе с тем имеются различия в соотношении развития первой и второй сигнальных систем у разных людей, что позволило И.П. Павлову выделить частные типы В. н. д. (художественный, мыслительный и промежуточный, или средний).

При художественном типе В. н. д. преобладают проявления первой сигнальной системы. Такие люди отличаются выраженным образно-эмоциональным типом мышления, необычайной остротой, яркостью и полнотой непосредственного восприятия действительности. Чаще всего такой тип В. н. д. присущ художникам, писателям, музыкантам, артистам; мыслительный тип В. н. д. характерен для человека с наклонностью к отвлеченно-словесному мышлению, т.е. с преобладанием второй сигнальной системы. Люди мыслительного типа наиболее часто встречаются среди ученых, общественных деятелей, юристов. При среднем типе В. н. д. первая и вторая сигнальные системы в равной степени значимы для восприятия человеком окружающей среды. К этому типу В. н. д. относится большинство людей.

Сложность и многогранность В. н. д. у различных животных и человека тесно связаны с развитием коры больших полушарий головного мозга. Современные методы исследования В. н. д. ( , стереотаксическая и микроэлектродная техника, раздражение и самораздражение структур мозга) показали различную степень участия структур головного мозга в формировании В. н. д. Внутримозговая процессов при формировании В. н. д. рассматривается не как локальный механизм установления временной связи между очагами условного и безусловного возбуждения в коре головного мозга, а как взаимодействие возбуждений, связанных с формированием мотиваций (Мотивации), с механизмами памяти и работой анализаторов (Анализаторы). В рамках теории функциональных систем академика П.К. Анохина взаимодействие возбуждений начинается на стадии афферентного синтеза, который является системным процессом сопоставления, интеграции и отбора в структурах ц.н.с. разнообразных по функциональному значению для организма многочисленных потоков возбуждений (см. Функциональные системы). Подобная может осуществляться не только в отдельных структурах мозга, но и на уровне отдельных нервных клеток, на основе конвергенции разномодальных возбуждений. Последующее взаимодействие между клетками определяется механизмами функциональных взаимосвязей между отдельными структурами головного мозга. Прежде всего это механизмы восходящих активирующих влияний подкорковых образований на кору головного мозга (см. Подкорковые функции). Объединению коры больших полушарий и подкорковых структур способствуют также кортикофугальные влияния, которые активируют ретикулярную формацию ствола мозга и создают потоки возвратных генерализованных воздействий на кору. На этой основе может возникать корково-подкорковая реверберация (циркуляция) возбуждений и центробежная настройка периферических рецепторов, позволяющая устранять избыточную информацию. Устранение избыточной информации в ц.н.с. есть, по существу, переход к следующей стадии системной организации внутримозговых процессов - стадии принятия решения. В результате афферентного синтеза имеет возможность совершать бесконечное количество поведенческих актов, стадия принятия решения способствует формированию программы действия. На этой стадии осуществляется динамическое объединение соматических и вегетативных функций в целостный поведенческий акт, направленный на получение полезного для организма результата. Одновременно с формированием программы действия в ц.н.с. формируется физиологический предвидения и оценки результатов действия - . Он «предвосхищает» афферентные свойства того результата, который должен быть получен в соответствии с принятым решением и, следовательно, опережает ход событий в отношениях между организмом и внешним миром. Сопоставление параметров результата действия в виде возбуждений, идущих в ц.н.с. от периферических рецепторов, с «афферентной моделью» результата, представленной в аппарате акцептора результатов действия, осуществляется на основе поступления в структуры мозга обратной афферентации (обратной связи). Если обратная не соответствует параметрам запрограммированного результата поведения, возникает ориентировочно-исследовательская организма, сопровождающаяся поисками новых форм адаптивного поведения. Подобное несоответствие, получившее название рассогласования, является основой возникновения нарушений В. н. д., проявляющихся неврозами, эмоциональными стрессами. Подтверждением этому служат так называемые экспериментальные , изучавшиеся в лабораториях И.П. Павлова. Несоответствие формируемых целей поведения физиологическим возможностям их достижения, определяемым типом высшей нервной деятельности у каждого человека, нередко является причиной заболеваний. На этой основе может быть выработана врачебная тактика в лечении с использованием не только фармакологических препаратов, но и нелекарственных методов терапии.

Библиогр.: Анохин П.К. Системные механизмы высшей нервной деятельности, М., 1979; Асратян Э.А. Рефлекторная теория высшей нервной деятельности, М., 1983; Симонов П.Ф. Высшая нервная деятельность человека, М., 1975.

II Вы́сшая не́рвная де́ятельность

интегративная деятельность головного мозга, обеспечивающая индивидуальное поведенческое приспособление человека или высших животных к изменяющимся условиям окружающей и внутренней среды.


1. Малая медицинская энциклопедия. - М.: Медицинская энциклопедия. 1991-96 гг. 2. Первая медицинская помощь. - М.: Большая Российская Энциклопедия. 1994 г. 3. Энциклопедический словарь медицинских терминов. - М.: Советская энциклопедия. - 1982-1984 гг .

Смотреть что такое "Высшая нервная деятельность" в других словарях:

    Высшая нервная деятельность это процессы, происходящие в высших отделах центральной нервной системы животных и человека. К этим процессам относят совокупность условных и безусловных рефлексов, а также «высших» психических функций, которые… … Википедия

    высшая нервная деятельность - Категория. Нейрофизиологические процессы, проходящие в коре больших полушарий головного мозга и ближайшей к ней подкорке и обусловливающие осуществление психических функций. Специфика. В качестве единицы анализа высшей нервной деятельности… … Большая психологическая энциклопедия

    Деятельность высших отделов центральной нервной системы, обеспечивающая наиб, совершенное приспособление животных и человека к окружающей среде. Структурная основа В. н. д. у млекопитающих кора больших полушарий вместе с подкорковыми ядрами… … Биологический энциклопедический словарь

    ВЫСШАЯ НЕРВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - (ВИД), см. Типы ВИД. ВЫСШАЯ ШКОЛА ВЕРХОВОЙ ЕЗДЫ, продолжение совершенствования манежной езды. В р те систематич. тренировки, развития природных кач в л. и ее уравновешивания под всадником вырабатываются эффектные, грациозные, красивые движения л … Справочник по коневодству

    Современная энциклопедия

    Деятельность высших отделов центральной нервной системы (коры больших полушарий и подкорковых центров), обеспечивающая наиболее совершенное приспособление животных и человека к окружающей среде. В основе высшей нервной деятельности лежат условные … Большой Энциклопедический словарь

    Высшая нервная деятельность - ВЫСШАЯ НЕРВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, деятельность высших отделов центральной нервной системы (коры больших полушарий и подкорковых центров), обеспечивающая наиболее совершенное приспособление животных и человека к окружающей среде. В основе высшей… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    Нейрофизиологические процессы, проходящие в коре больших полушарий головного мозга и ближайшей к ней подкорке и обусловливающие осуществление психических функций. В качестве основной теоретической модели для … Психологический словарь

    высшая нервная деятельность - обеспечивает поведенческое приспособление высших животных к условиям внешней среды. ↓ психика … Идеографический словарь русского языка

    ВЫСШАЯ НЕРВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - ВЫСШАЯ НЕРВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. 1. Процессы, протекающие в коре головного мозга и ближайшей к ней подкорке при формировании, функционировании и угасании условных рефлексов у животных и человека. 2. Наука о механизмах деятельности мозга,… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

Книги

  • Физиология и этология животных в 3-х частях. Часть 3. Эндокринная и центральная нервная системы, высшая нервная деятельность, анализаторы, этология. Учебник и практикум для СПО , Скопичев В.Г.. Данный учебник представляет собой изложение основных физиологических функций организма. Ориентируясь на современные научные данные, авторы раскрыли сущность механизмов нервной, гуморальной и…

Иваном Петровичем Павловым

психофизиология

Работы выдающихся ученых по исследованию ВНД

Мысль о том, что психическая деятельность осуществляется при участии нервной системы, высказывали учёные ещё до нашей эры, но каким образом это происходит, долгое время оставалось неясным. Даже сейчас нельзя сказать, что механизмы работы мозга раскрыты.

Учение о рефлекторном принципе деятельности организма было разработано Иваном Михайловичем Сеченовым . Главный труд его жизни - книга «Рефлексы головного мозга» - был издан в 1863 г. В этой книге учёный доказал, что рефлекс - это универсальная форма взаимодействия организма со средой, то есть рефлекторный характер имеют не только непроизвольные, но и произвольные, сознательные движения. Они начинаются с раздражения каких-либо органов чувств и продолжаются в мозге в виде определённых нервных явлений, приводящих к запуску поведенческих реакций. Сеченовым был сделан вывод, что мозг - это область непрерывной смены возбуждения и торможения. Два этих процесса постоянно взаимодействуют друг с другом, что приводит как к усилению, так и к ослаблению (задержке) рефлексов. Нервная система не просто пассивно реагирует на внешние раздражители, но может и усиливать действие одних стимулов и затормаживать действие других, поэтому организм реагирует на одни раздражители и не реагирует на другие. Он также обратил внимание на существование врождённых рефлексов , которые достаются людям от предков, и приобретённых , которые возникают в течение жизни, являясь результатом обучения. Предположения и выводы И. М. Сеченова опережали своё время.



Экспериментальное доказательство правильности идей И. М. Сеченова было получено И. П. Павловым. Все рефлексы, возникающие в организме, он подразделил на безусловные и условные .

К безусловным рефлексам относятся: кашель при попадании инородных тел в дыхательные пути, выделение слюны при виде пищи, отдёргивание руки при болевом раздражении и т. д.

Для образования условного рефлекса необходимо сочетание во времени двух раздражителей: условного и безусловного, вызывающего определённый безусловный рефлекс. Условный раздражитель (вспышка света, звук и т. п.) должен несколько опережать во времени безусловное подкрепление. Обычно условный рефлекс вырабатывается после нескольких сочетаний условного и безусловного раздражителей.

Поведение человека

Поведение - это активность человека, направленная на удовлетворение биологических, физиологических, психологических и социальных потребностей.

Поведение человека определяется двумя составляющими:

  • нервно-гуморальной деятельностью организма;
  • социальными условиями его жизни.

Мы рассмотрим первую составляющую - нейрогуморальную регуляцию психологии и поведения человека .



Сначала рассмотрим аспектымозговой (нервной) деятельности:

Во-первых, правое и левое полушарие головного мозга - у каждого полушария есть своя функция:

  • Правое полушарие - творческое мышление, восприятие образов, музыки, эмоции, чувства, функциональность левой руки;
  • Левой полушарие - логика, стратегическое мышление, чтение, счет, функциональность правой руки.

Интересно, что право- или леворукость человека закладывается еще в зародыше - та рука, пальчик которой он сосет, и будет функциональной, когда он родится и повзрослеет.

За высшую нервную (психологическую) деятельность человека отвечает кора, ее участки принято делить на доли головного мозга:

Нервная система человека действует по принципу возбуждения - основные функции нейрона и нервной ткани - возбудимость и проводимость.

Однако есть противоположный механизм - торможение - прекращение возбуждения, блокировка поступающих в кору головного мозга импульсов. Это позволяет нервной ткани отдохнуть, восстановиться.

Самый яркий пример торможения - сон. В этот момент нервная система не перестает работать, она перестраивается на другой режим работы - отдых, приведение всех функций в норму, расслабление.

Во сне мозг отдыхает, но не бездействует, при этом отдыхают клетки, активные днем. Многие ученые предполагают, что во время сна происходит своеобразная переработка накопленной за день информации, но человек не осознает этого, т. к. соответствующие функциональные системы коры, обеспечивающие осознание, заторможены.

Виды торможения

1. Внешнее торможение, оно жефизиологическое, оно же безусловное - по названию и суть -это какое-то сильное воздействие на нервную систему извне, например, резкий звук, болевой эффект и т.д. Получается, что новый нервный импульс, новый «сигнал» подавляет, перебивает предыдущий.

2. Внутреннее торможение - идет изнутри, т.е. из непосредственно из коры головного мозга, проявляется в следующих случаях:

  • условный рефлекс, не получая подкрепления при повторении условного раздражителя, постепенно ослабевает (угасает),
  • при приспособлении организма к внешним раздражителям, в связи с чем возбуждение возникает при действии лишь строго определенных раздражителей, в то время как другие, даже незначительно отличающиеся от первого, вызывают тормозное действие.

Сон и его фазы

Основные контакты с внешним миром человек осуществляет в бодрствующем состоянии, которое характеризуется достаточно высоким уровнем электрической активности мозга. Сон - это особое состояние мозга и всего организма в целом, характеризующееся расслаблением мышц, слабой реакцией на внешние раздражители.

Для того чтобы возникло состояние сна, в мозге вырабатывается ряд особых веществ. Одним из таких веществ, необходимых для засыпания, является серотонин , вырабатываемый нейронами центральной части среднего мозга. Если в ходе эксперимента у животных разрушали эту область мозга, то они лишались возможности спать. Да и у людей лосле тяжёлых электротравм изредка исчезает потребность во сне.

При регистрации электрических сигналов мозга можно заметить, что период сна неоднороден. Он разбивается на несколько циклов, повторяющихся приблизительно каждые 90 минут. Во время полного цикла период медленных и низкоамплитудных электрических колебаний на электроэнцефалограмме сменяется периодом, когда отмечаются быстрые волны. В это время наблюдаются быстрые движения глаз, сокращения мимической мускулатуры, движения пальцев. В эту фазу человек видит сновидения . В течение ночи обычно бывает 4-6 полных циклов.

Значение сна

На вопрос, зачем нужен сон, однозначного ответа не существует. По-видимому, во время сна происходит восстановление мембран нейронов, которые были повреждены во время интенсивной деятельности в состоянии бодрствования. Кроме того, во время сна происходит выработка и доставка к месту их использования многих химических регуляторов деятельности мозга.

Сновидения

На вопрос, зачем нам нужны сновидения, также пока нет ответа. По одной теории, во время сновидений происходит пересортировка информации, полученной в период бодрствования, и решается вопрос, что помнить, а что забыть. А вот психолог 3. Фрейд предположил, что в снах выражаются те идеи и побуждения, которые во время бодрствования скрыты в подсознании человека.

Расстройства сна

Наиболее часто встречающимся расстройством сна является бессонница . Причём обычно бессонница - вторичная проблема, и устранять надо причину. Например, перестать пить кофе за несколько часов до сна. Очень часто пожилые люди, жалующиеся на бессонницу, на самом деле спят совершенно достаточно, так как любят подремать час-другой днём, а с возрастом потребность в сне всё время снижается.

Познавательная деятельность

Способности к познавательной деятельности у человека неизменно выше, чем у животных. Конечно, высокая способность к познавательной деятельности передаётся человеку с генетическим материалом от предков, но в то же время огромное влияние оказывает и окружающая ребёнка среда. Так, ребёнок, выращенный волками, никогда не сможет обладать потребностями и способностями нормального человека, хотя его генетический материал находится в полном порядке.

Речь

В своей жизни животные реагируют только на те предметы и явления, которые они могут почувствовать через свои анализаторы: обонятельный, зрительный, слуховой и др., то есть посредством первой сигнальной системы. Люди же, в отличие от животных, пользуются ещё и речью - второй сигнальной системой. Сигнальной системой называют комплекс условно- и безусловно-рефлекторных связей центральной нервной системы человека и животных с окружающей их средой.

Устная и письменная речь позволяет человеку делиться информацией с другими людьми, передавать свои знания следующим поколениям, что делает непрерывным развитие науки, техники, культуры. Речь состоит из слов, каждое из которых обозначает какое-то понятие: предмет, действие или признак предмета. С помощью слов люди могут выражать очень сложные ощущения, описывать какие угодно процессы. Это связано с тем, что человек способен формировать отвлечённый от обстоятельств образ. Например, сейчас вы прочитаете слово «лимон». При этом вы представите, какой он (жёлтый, сочный и кислый) и как вы морщились, когда его ели. Усиление секреции слюны в вашей ротовой полости и есть проявление работы второй сигнальной системы.

Эмоции

Эмоции - это те переживания, в которых проявляется отношение человека к себе и к происходящему в окружающем его мире. В основе эмоций лежит активация систем специализированных мозговых структур, приводящая к изменению поведения с целью ослабить (отрицательная эмоция) или усилить (положительная эмоция) испытываемое состояние. Если вероятность добиться достижения какой-либо желаемой потребности мала, то возникают отрицательные эмоции (тревога, страх, разочарование). Если же какая-либо желаемая потребность успешно достигается, то возникают положительные эмоции (наслаждение, радость, удовольствие).

Важнейшим материальным субстратом эмоций являются структуры лимбической системы мозга, о чём уже говорилось выше. Эмоции очень ярко выражаются в жестах человека и его мимике. Общаясь при помощи слов, любой человек невольно дополняет содержание своей речи целым рядом сигналов. В гневе люди сжимают кулаки и искривляют рот, а при удивлении разводят руки и приподнимают брови. Жестикуляция и мимика придают большую значимость словам и помогают правильно понять мысли собеседника.

Виды памяти

Выделяют несколько видов памяти. По преобладанию в процессах запоминания какого-либо анализатора различают зрительную, слуховую, обонятельную, вкусовую память и др. Например, двигательная память зависит от работы анализаторов, рецепторами которых являются нервные окончания в мышцах скелетной мускулатуры. Она задействуется в процессе формирования у человека двигательных умений и навыков, связанных с запоминанием последовательности движений при различных видах деятельности: работе, спорте, письме, речи. Ведь, научившись ездить на двухколёсном велосипеде в детстве, мы без труда сохраняем этот навык на всю жизнь. Сказанное относится и к умению плавать.

Обычно человек запоминает не только раздражители, которые действуют на него, но и те ощущения, образы и эмоции, которые они вызывают. Образная память - это запоминание и сохранение в памяти различных образов: слуховых, зрительных, обонятельных. Образная память должна быть особенно хорошо развита у людей творческих профессий: музыкантов, художников, поэтов, писателей, артистов.

Эмоциональная память - это сохранение в памяти тех чувств, которые когда-то вызвала какая-то жизненная ситуация. Например, при укусе собаки возникают боль и страх. При этом в мозге и железах внутренней секреции вырабатывается ряд веществ, которые необходимы для реакции на стресс. По прошествии нескольких лет человек, которого когда-то укусила собака, при виде этого животного вновь вспоминает и переживает те же ощущения. При этом снова могут вырабатываться и выбрасываться в кровь те же регуляторные вещества, что и при реальном укусе.

Выделяют и некоторые другие виды памяти. Важно понимать, что все они тесно связаны между собой. Лучше всего запоминается то, что заставляет включаться сразу несколько механизмов запоминания, то есть то, что ново, интересно, вызывает сильные эмоции.

Расстройства памяти

Существует целый ряд расстройств мозга, сопровождающихся поражением памяти. Амнезия - полная или частичная утрата памяти под влиянием чрезвычайного физического или химического воздействия на мозг. Часто она возникает в случае значительных нервных потрясений и переживаний.

Нередко встречаются врождённые или приобретённые расстройства памяти. Они выражаются либо в ослаблении памяти, либо, наоборот, в уникальной способности запоминать большой объём информации на продолжительный срок.

Не менее распространены поражения памяти, вызываемые постоянным употреблением алкоголя, которое приводит к массовой гибели нейронов. В результате пьющий человек теряет способность к запоминанию новых событий, а старые воспоминания превращаются в подобие реальности. При этом он не отличает свои воспоминания от действительности, а его мозг не может правильно реагировать на происходящее вокруг. Это расстройство памяти назвали синдромом Корсакова в честь русского психиатра, который впервые его описал.

Способы улучшения памяти

Существуют специальные приёмы, способствующие улучшению памяти. Если снижение способности к запоминанию не связано с прогрессирующим заболеванием, а вызвано усталостью, перенапряжением или стрессом, то можно воспользоваться комплексами витаминов, помогающих снабжать мозг всем необходимым для нормальной работы. Не менее актуальным в этом случае является и приём (по рецепту врача) лекарств, улучшающих кровоснабжение мозга. Однако всегда надо помнить, что злоупотреблять лекарствами не стоит. Если мозгу всё время помогать работать, то в случае прекращения приёма препаратов способность к обучению на некоторое время может снизиться.

Внимание – это сосредоточенность и избирательная направленность психической деятельности человека или высших позвоночных на определенный объект в данный момент.
Под направленностью понимают избирательный характер психической активности, а под сосредоточенностью – углубление в данную деятельность. Функция внимания в фило- и онтогенезе развивается на базе врожденного ориентировочного рефлекса, направленного на создание условий для восприятия изменений во внешней среде.

Интеллект

Для того чтобы попытаться оценить умственные способности человека, пользуются понятием «интеллект».

Интеллект характеризуется тремя основными чертами. Во-первых, это способность познавать, исследовать окружающий мир. Во- вторых, это свойство, присутствующее во всех видах умственной деятельности, а не одна какая-то способность. И в-третьих, это преимущественно врождённое качество, достающееся (или не достающееся) нам от предков, а окружающая среда и личный опыт влияют на степень интеллекта в меньшей степени.

Учёные предлагают разделить интеллект на три категории. Первая - технические способности, то есть умение использовать орудия труда, приспособления и т. п. Вторая - общественные способности, то есть умение контактировать и общаться с людьми. Третья - умение пользоваться символами, то есть цифрами, буквами, обозначениями, а также научными понятиями. Некоторые психологи выделяют ещё и творческие способности как отдельную категорию.

Психология и поведение человека. Высшая нервная деятельность

Высшей нервной деятельностью (ВНД) называют сложный и взаимосвязанный набор нервных процессов, лежащих в основе поведения человека. Она обеспечивает выбор правильного варианта поведения из нескольких возможных и даёт возможность человеку быстро и успешно приспосабливаться к постоянно изменяющимся условиям существования. Этот термин был введён в науку академиком Иваном Петровичем Павловым (1849-1936), считавшим его равнозначным понятию «психическая деятельность». В основе ВНД лежат сложные электрические и химические процессы, происходящие в клетках головного мозга. Получая информацию через органы чувств, мозг обеспечивает взаимодействие организма с окружающей средой и поддерживает постоянство внутренней среды в организме.

Работу мозга изучают такие науки, как психология и физиология ВНД. Их объединяет и ряд общих методов исследования, но вместе с тем они изучают разные стороны нервных процессов. Физиология ВНД исследует механизмы деятельности центральной нервной системы, отдельных её структур и нейронов, связи между структурами и их влияние друг на друга, обусловливающее сложные взаимоотношения человека с окружающей средой. Психология изучает результаты работы центральной нервной системы, выраженные в виде образов, идей, представлений и других психических проявлений. Труды психологов и физиологов ВНД всегда тесно переплетались. В последние десятилетия возникла новая наука - психофизиология , основной задачей которой является изучение физиологических основ психической деятельности.

"Если бы животное не было... точно приспособлено к внешнему миру, то оно скоро или медленно перестало бы существовать... Оно так должно реагировать на внешний мир, чтобы всей ответной деятельностью его было обеспечено его существование".
И.П. Павлов.

Приспособление животных и человека к изменяющимся условиям существования во внешней среде обеспечивается деятельностью нервной системы и реализуется через рефлекторную деятельность. В процессе эволюции возникли наследственно закрепленные реакции (безусловные рефлексы), которые объединяют и согласовывают функции различных органов, осуществляют адаптацию организма. У человека и высших животных в процессе индивидуальной жизни возникают качественно новые рефлекторные реакции, которые И. П. Павлов назвал условными рефлексами, считая их самой совершенной формой приспособления.

В то время как относительно простые формы нервной деятельности определяют рефлекторную регуляцию го-меостаза и вегетативных функций организма, высшая нервная деятельность (ВНД) обеспечивает сложные индивидуальные формы поведения в изменяющихся условиях жизни. ВНД реализуется за счет доминирующего влияния коры на все нижележащие структуры центральной нервной системы. Основными процессами, динамично сменяющими друг друга в ЦНС, являются процессы возбуждения и торможения. В зависимости от их соотношения, силы и локализации строятся управляющие влияния коры. функциональной единицей ВНД является условный рефлекс.

Высшая нервная деятельность - это совокупность безусловных и условных рефлексов, а также высших психических функций, которые обеспечивают адекватное поведение в изменяющихся природных и социальных условиях. Впервые предположение о рефлекторном характере деятельности высших отделов мозга было высказано И.М.Сеченовым, что позволило распространить рефлекторный принцип и на психическую деятельность человека. Идеи И.М.Сеченова получили экспериментальное подтверждение в трудах И.П.Павлова, который разработал метод объективной оценки функций высших отделов мозга - метод условных рефлексов.

И.П.Павлов показал, что все рефлекторные реакции можно разделить на две группы: безусловные и условные.

Безусловные рефлексы

Условные рефлексы

1. Врожденные, наследственно передающиеся реакции, большинство из них начинают функционировать сразу же после рождения. 1. Реакции, приобретенные в процессе индивидуальной жизни.
2. Являются видовыми, т.е. свойственны всем представителям данного вида. 2. Индивидуальные.
3. Постоянны и сохраняются в течение всей жизни. 3. Непостоянны - могут возникать и исчезать.
4. Осуществляются за счет низших отделов ЦНС (подкорковые ядра, ствол мозга, спинной мозг). 4. Являются преимущественно функцией коры больших полушарий.
5. Возникают в ответ на адекватные раздражения, действующие на определенное рецептивное поле. 5. Возникают на любые раздражители, действущие на разные рецептивные поля.

Безусловные рефлексы могут быть простыми и сложными. Сложные врожденные безусловно-рефлекторные реакции называются инстинктами. Их характерной особенностью является цепной характер реакций.

Условный рефлекс - это сложная многокомпонентная реакция, которая вырабатывается на базе безусловных рефлексов с использованием предшествующего индифферентного раздражителя. Он имеет сигнальный характер, и организм встречает воздействие безусловного раздражителя подготовленным. Например, в предстартовый период происходит перераспределение крови, усиление дыхания и кровообращения, и когда мышечная нагрузка начинается, организм уже к ней подготовлен.