Асоциальное и антисоциальное поведение. Антисоциальное поведение и его формы

Антисоциальное поведение или непринятие индивидом норм социума подразумевает под собой полное отрицание правил и порядков, принятых в обществе.

Если перевести слово «антисоциальность» с древнегреческого и латинского языков, то получится словосочетание — «против общественного».

Индивиды, придерживающиеся такого поведения, не приемлют даже традиций, соблюдаемых в любых социальных группах людей.

Поведение – это процесс контактирования человека и среды, основным проявлением которого является внешняя активность, опосредованная внутренним личностным содержанием. Поведение трактуется как любые действия человека и проявления его характера. Это движение, поступок, высказывание, вегетативная реакция. Внутренние компоненты поведения представляют из себя мотивацию, когнитивную переработку, эмоции с чувствами, привычки человека с жизненным опытом.

Поведение всегда социально в своей сути. Оно всегда подчиняется социуму и регулируется его мотивами и ценностями. Оно играет важную роль в работе речевой системы при целеполагании.

Индивидуальное личностное поведение

Индивидуальное личностное поведение – это всегда многоуровневый и очень сложный феномен-результат по взаимодействию некоторых систем. В их числе это социальная среда, конкретная ситуация и сама личность.

Исходя из этого, поведение конкретной личности можно представить как список норм социума, дополненный личностными психологическими характеристиками человека. К ним можно отнести:

В житейском понимании все эти характеристики имеют две оценки:

  1. Нормальное поведение, в котором нет признаков психических отклонений, то есть соответствующее нормам и ожиданиям в социуме.
  2. Ненормальное или анормальное поведение, то есть не соответствующее нормам и ожиданиям в социуме и имеющее признаки психических отклонений.

Формы нежелательного или анормального поведения

Формы нежелательного поведения являются очевидными характеристиками в отторжении личностью социально-принятых норм, варьируя от вполне безобидных проявлений до полного тотального разрушения личности.

Проявлением такого поведения считается склонность к бродяжничеству, к вредным привычкам, грубость, употребление ненормативной лексики, агрессия по отношению к родным и близким людям. Регулярные правонарушения, такие, как — звонки–пранки (розыгрыши), рисование на стенах зданий (граффити), драки, воровство, насилие (как психическое, так и физическое устрашение), мелкое хулиганство, зачастую являются причиной привода в полицию.

Если прогрессирующий процесс антисоциальности у индивида не прервать вовремя и не приступить к коррекции, то может произойти внутреннее саморазрушение его личности.

К таким формам анормального поведения можно отнести:

  • патологическое;
  • нестандартно-креативное;
  • маргинальное;
  • ретристское;
  • девиантное, как антисоциальное.

Симптомы антисоциальности

Проявление синдрома антисоциальности начинается с основного симптома в поведении человека. Оно становится психопатоподобным. Это значит, что в человеке зарождается неконтролируемая им, чрезмерная импульсивность, как правило, ведущая к нарушению общепринятых в социуме норм.

Под нормами социума обычно принимают:

  1. Духовная, нравственная норма. Она выражается в общечеловеческих ценностях, представленных мировой культурой и научной мыслью в обществе.
  2. Мораль и этические нормы. Этика поведения индивида в социуме.
  3. Норма права и закон. В случае нарушения следует неотвратимость наказания, которого антисоциальнист не страшится.
  4. Эстетическая и культурная норма. Соответствие идеалу стиля, красоты, поведения и общения.

Признаки, по которым можно выявить такое поведение. Поведенческие вектора

Для того чтобы распознать именно этот вид поведения и не спутать его с другими, необходимо знать, что существуют признаки, по которым безошибочно можно это определить.

Признаки антисоциальных нарушений личности могут начать своё проявление с дошкольного возраста и приобретать развитие на протяжении всей жизни. Им свойственно отсутствие эмоций и любых других видов привязанности к близким людям и родителям, постоянное враньё, жестокое обращение с домашними любимцами и агрессивность.

Такое поведение всегда разрушительно. Причем имеет значение направление вектора. Если это «интер-вектор» (направление «в себя»), то сила разрушения энергии будет направлена человеком на самого себя. Это называют аутодеструктивным воздействием.

Если это «экстерио-вектор» (направление «от себя»), то сила разрушения будет направлена на ближайшее его окружение – в основном на семью. То есть имеет место деструктивное воздействие.

Такое поведение является регулярным, стойко повторяющимся, длительным по времени и многократным. Оно согласуется с внутренним миром личности, его направленностью. Достаточно часто оно предсказуемо и регулярно проявляется в повседневной жизни. Человек постепенно утрачивает способность контактировать с окружающими его людьми, меняя круг своего общения.

Происходит разительная смена поведения. Материальные потребности и духовное желание не согласуются с предложениями. Возникают негативные ценностные отношения к своему имени, телосложению, просто к себе. Закрепляется устойчивое отношение к сложившемуся новому образу поведения и отстаивание его.

Зачастую антисоциальность проявляется через регулярный приём наркотиков, занятия проституцией, участившиеся побеги из дома приводящие к попрошайничеству и бродяжничеству.

Возникает несбалансированность психических процессов, неадаптивность. Проявляется нарушение процесса самоактуализации.

Антисоциальное («противобщественное») поведение не может проявляться в результате трудной жизненной ситуации — тяжёлой болезни, психологической травмы, но может вызвать его причину.

Виды такого поведения

В зависимости от той нормы поведения принятой обществом, которую преступает человек, можно расклассифицировать антисоциальное («противобщественное») поведение на виды.

Причины, по которым может возникнуть это поведение

Психологи, при рассмотрении такого вопроса выделяют несколько причин его возникновения.

  1. Биологические или медицинские. К ним относится генетическая предрасположенность. В семье были личности, родственники по одной из ветвей, страдающие от антисоциальности в своём поведении.
  2. Личностные, то есть психологические и психопатологические. К ним можно отнести желание самоутвердиться. Сюда же относятся слабые уровни развития личностно-психологических особенностей и их взаимосвязи в рамках психической нормы. Например, недостаточное владение саморегуляцией в поведении, заниженность самооценки, недостаточная развитость социальных навыков, дефицит общения.
  3. Семейные и социальные факторы риска. К ним относятся недопонимание в семье между детьми и родителями, нестабильная социально–экономическая ситуация как в стране, так и в семье, негативное влияние телевидения и радио, несовершенное законодательство.

Качества характера, свойственные лицам с таким поведением

Этим людям свойствено:

Медицинская и психологическая точки зрения на рассматриваемый вопрос

С психологической точки зрения антисоциальное поведение рассматривается как сигнал обществу о наличии проблем у индивида.

Общество игнорирует проблемных людей, тем самым усугубляя сложившуюся у них ситуацию. Сегодня негативное поведения со стороны антисоциальников, к большому сожалению, становится нормой и вынуждает к ответным мерам. Социум вынужден применить к ним формальные и неформальные санкции, в том числе: изоляцию, принудительное лечение, исправление с помощью трудотерапии или наказание правонарушителя с применением к нему норм закона.

С медицинской точки зрения такое отклонение рассматривается как составляющая компонента антисоциального расстройства личности. МКБ-10 трактует данное заболевание, как отклонение от принятых в социуме норм и правил по здоровью индивида в различных формах пограничного уровня нервно-психической патологии.

Профилактика такого вида поведения

Для профилактики такого вида поведения необходимо проводить психологическое просвещение семей, члены которых страдают от деструктивного поведения их членов. Такое просвещение должно быть направлено на повышение психологической компетентности лиц, контактирующих с этой особой группой.

Необходимо отметить, что вторым компонентом профилактики является улучшение психологического климата в семье и ближайшем окружении, как микросообществе, в котором постоянно находится индивид.

Совокупность этих двух компонентов ведёт человека к социализации и, как следствие, обретению психологического благополучия.

На особенности мышления и поступки индивида оказывают влияние нормы, характерные для конкретного общества. Но не все люди подчиняются установленным законам. Лица, нарушающие их, воздействуют на других членов группы, в которой они находятся. Поступки, не соответствующие моральным и правовым нормам, называются антисоциальным поведением. Это явление встречается среди разных слоев населения.

Что подразумевается под данным понятием?

Любой индивид подчиняется законам той группы, к которой он принадлежит. Человеку знакомы и правового характера, существующие в обществе. Есть определенное число лиц, игнорирующих подобные правила. Это индивиды разных профессий, уровней материального достатка, возрастных категорий. Антисоциальное поведение - это намеренное нарушение законов и норм, оказывающее активное или пассивное влияние на других членов общества. Люди, у которых оно наблюдается, не соблюдают сложившихся традиций. Поэтому окружающие относятся к ним негативно.

Особенности антисоциальных лиц

Подобным индивидам свойственны такие черты:

  1. Их поступки определяются только эгоистическими потребностями.
  2. Такие люди стремятся любыми способами избавиться от того, что провоцирует отрицательные переживания.
  3. Подобные личности импульсивны, любят склонны к обману.
  4. Антисоциальное поведение - это действия, которые связаны с неустойчивостью самооценки. Такие люди бурно реагируют на неудачи, недовольны собой.
  5. Они не стремятся измениться даже в том случае, если уже были наказаны за плохие проступки.
  6. Данные лица легко общаются в компаниях, собирающихся с целью развлечений.
  7. Подобным людям незнакомы такие чувства, как стыд, сострадание, раскаяние.

Наиболее часто встречаются эпизоды антисоциального поведения у подростков.

Это объясняется тем, что в пубертатном периоде происходят изменения в психике индивида, она становится чувствительной к внешним воздействиям.

Мнение психиатров

Существует много обстоятельств, способствующих развитию отклонения. Специалисты утверждают, что оно может быть сопряжено с причинами биологического характера, особенностями воспитания, определенным способом мышления. Существуют два понятия - асоциальное поведение и антисоциальное. Чем они различаются? Многие ученые связывают данные явления с наличием душевных расстройств. Психиатры выделяют два типа личностей с такими отклонениями. Согласно этой точке зрения, к асоциальным индивидам относятся:

  1. Люди, изолировавшие себя от общества. Они имеют особый внутренний мир. Контактов с окружающими почти не поддерживают. Переживания таких индивидов, их эмоции, привязанности не проявляются внешне и неизвестны другим. Замкнутость подобных личностей не причиняет им страданий. Малообеспеченные люди с этим отклонением становятся бродягами. Богатые приобретают репутацию эксцентричных чудаков.
  2. Лица, которые неспособны к с окружающими. Они не могут нормально функционировать в обществе и испытывают от этого сильные страдания. Любое взаимодействие такой индивид воспринимает как пытку. Поэтому он всеми силами старается спрятаться от других. Окружающие замечают странности в поведении человека (излишнюю застенчивость, бесцеремонность, нелепые поступки) и тоже инстинктивно избегают общения. В результате асоциальная личность лишается дружбы, романтических отношений. Такие люди вынуждены проводить много времени дома, никуда не выходить. Они переживают по поводу того, что неспособны реализовать себя в работе, создать семью.

Эти типы личностей не оказывают отрицательного влияния на общество.

По мнению психиатров, случаи антисоциального поведения характеризуются негативным воздействием на окружающих. К таким проявлениям относятся правонарушения и Специалисты объясняют такие отклонения развитием серьезного психического недуга.

Разновидности антисоциального поведения

В зависимости от того, какие сферы жизни общества затрагивает нарушение, выделяют 4 формы:

  1. Противоправные поступки. К ним относится угон машин, мотоциклов, оскорбление, драки.
  2. Криминальные действия. Это совершение поступков, противоречащих установленным в государстве законам. К подобным проявлениям причисляют насилие, ограбление, бандитизм, рэкет, убийство.
  3. (не соответствующее общепринятым нормам нравственности). Это гомосексуализм, беспорядочные половые контакты, отказ от трудовой деятельности, бродяжничество.
  4. Аддикция. К ее типам относится употребление спиртосодержащей продукции и наркотиков, зависимость от компьютерных игр, анорексия и булимия.

Признаки нарушений

Симптомы антисоциального поведения могут быть различными. У некоторых лиц встречаются такие отклонения, как бродяжничество, пагубные пристрастия, употребление нецензурной лексики, агрессия по отношению к родным. Такие проявления причиняют страдания лишь тем, кто проживает рядом с этим человеком или близко общается с ним. Другие признаки (розыгрыши по телефону, рисование граффити, вандализм, кражи) относятся к правонарушениям. Лица, совершающие эти поступки, попадают в отделение полиции.

Как распознать отклонения в раннем возрасте?

Антисоциальное поведение - это расстройство, которое нередко начинает проявляться еще в детстве. Малыши, у которых присутствует нарушение, не интересуются уроками или занятиями в дошкольном учреждении. Они демонстрируют жестокость по отношению к животным, членам своей семьи и более слабым сверстникам.

Такие дети часто крадут деньги и вещи у ровесников или близких людей, склонны к истерикам, дракам, оскорбляют окружающих. В школе испытывают трудности с учебой, конфликтуют с одноклассниками и педагогами. Уже в начале пубертатного периода демонстрируют пристрастие к никотину и спиртосодержащей продукции. Почему возникают подобные нарушения?

Причины развития отклонений

Антисоциальное поведение - это патология, которая появляется в результате различных факторов. В качестве таких обстоятельств можно назвать:

  1. Медицинские причины. К ним относятся заболевания матери в период вынашивания плода, плохая наследственность, душевные расстройства, а также инфекционные недуги и механические повреждения головы, перенесенные в детстве.
  2. Факторы педагогического характера. Это дурной пример родственников и недостатки воспитания. Некоторые мамы и папы чрезмерно опекают своих детей или, наоборот, предъявляют к ним слишком высокие требования. Это способствует формированию поведенческих расстройств.
  3. Причины, имеющие психологическую природу. Это совокупность медицинских факторов и ошибок в воспитании.
  4. Социальные обстоятельства. К ним относится материальное неблагополучие, издевательства со стороны одноклассников. Негативное воздействие на ребенка также оказывает наличие родственников, страдающих алкогольной или наркотической зависимостью.

Итак, развитие отклонений во многих случаях связано с неблагоприятным микроклиматом в семье человека.

Влияние близкого окружения

Самую большую роль в формировании характера несовершеннолетнего играют его мать и отец. Это люди, с которыми ребенок постоянно проживает и проводит значительную часть времени. Педагоги утверждают, что не только родители с алкогольной или наркотической зависимостью способствуют развитию у подростка антисоциального поведения. Примеры подобных отклонений можно встретить и в семьях, которые на первый взгляд кажутся благополучными. Дело в том, что неправильный стиль воспитания отрицательно влияет на личность ребенка.

Такое бывает, когда родители эмоционально отдалены друг от друга или проявляют черствость по отношению к сыну или дочери. Чрезмерная опека, стремление контролировать подростка также вызывает у него протест. Особенно сильно на развитии психики ребенка отражается насилие психологического, физического или сексуального характера. У таких юношей и девушек обнаруживается тяга к спиртному, наркомания, склонность к беспорядочным интимным контактам и побегам из дома.

Бедность также негативно влияет на самооценку и взаимоотношения со сверстниками. Малообеспеченные дети подвергаются насмешкам. Еще одним фактором, способствующим развитию отклонений, является эмоциональное потрясение. Это может быть развитие болезни или душевного расстройства у кого-то из членов семьи, смерть родственника, развод, новый брак отца или матери.

Виды антисоциального поведения у лиц пубертатного возраста

К типам данного отклонения относятся:


Антисоциальное и девиантное поведение

Данные слова имеют много общего. Однако под вторым понятием, как правило, подразумеваются поступки, которые причиняют вред окружающим. В их число входят правонарушения (делинквентное поведение) и преступления. Первое проявляется в виде поджогов, драк, оскорблений и воровства. Второе связано с более серьезными действиями, в результате которых человек может попасть на скамью подсудимых.

Согласно статистике, такие поступки наиболее часто встречаются среди лиц мужского пола в возрасте от 14 до 29 лет. Антисоциальное делинквентное поведение - это патология, которая формируется под влиянием общественных катаклизмов, неблагополучия в семье, низкого уровня достатка, игнорирования проблем, возникающих у молодого поколения.

Диагностические мероприятия

Чтобы выявить отклонения, специалисты используют несколько методов. К ним относятся:

  1. Беседы и наблюдение. В процессе разговора с родителями подростка выясняются особенности отношений между членами семьи. Психолог также обращает внимание на поведение пациента (адекватность суждений, эмоции, присутствие агрессии).
  2. Анкеты. Этот метод позволяет определить склонность к правонарушениям, жестокости, пагубным пристрастиям, патологиям сексуальной сферы.
  3. Дополнительные сведения, полученные от врачей, участковых, педагогов.

Методы борьбы с нарушениями

В качестве способов решения проблемы используются следующие:

  1. Сеансы поведенческой терапии. Применяются для формирования у подростка рефлексии, способности к адекватному общению.
  2. Психотерапевтические сеансы с близкими пациента.
  3. Занятия творческого характера (живопись, лепка, театрализованные постановки).
  4. Лечение при помощи медикаментов. Используется в случае выявления душевных расстройств.

Как предупредить развитие нарушений?

Профилактика антисоциального поведения заключается в следующем:

  1. Родителям и педагогам следует хвалить ребенка только в том случаях, когда он заслужил одобрение.
  2. Нельзя игнорировать отрицательные свойства характера, пагубные привычки и неблаговидные поступки.
  3. Нужно быть всегда готовым к открытому и спокойному общению с ребенком. Он должен чувствовать, что его поддерживают и уважают.
  4. Стараться проводить с сыном или дочерью как можно больше времени.
  5. Особое внимание надо уделять созданию позитивной атмосферы в семье, взаимопониманию, организации совместного досуга.
  6. Родителям и работникам педагогической сферы нужно прививать детям стремление к творчеству, спорту, интеллектуальной деятельности.

Тема: Проявления девиантного поведения личности и их психологический анализ.

1.Проявления девиантного поведения личности в сфере наиболее значимых социальных отношений.

2.Проявления девиантного поведения в сфере межличностных отношений и отношения к себе.

3.Психологический анализ делинквентного и криминального поведения.

4.Аутодеструктивное поведение личности.

К основным психологическим проявлениям девиантного поведения личности относят:

Духовные проблемы (отсутствие или потеря смысла жизни, переживание внутренней пустоты, блокирование самореализации духовного потенциала);

Деформация ценностно - мотивационной сферы - неформальные либо редуктированные моральные ценности (совесть, ответственность, честность) переживание девиантных ценностей, ситуативно - эгоцентричную ориентацию, фрустрированность высших потребностей, внутренние конфликты, малопродуктивные механизмы психологической защиты;

Эмоциональные проблемы - тревога, депрессия, переживание негативных эмоций, алекеитимия (усложнение в понимании своих переживаний, проблема вербализации своих эмоциональных состояний), эмоциональное огрубение (потеря способности определять уместность тех или иных эмоциональных реакций, дозировать их), афективность и т.д.;

Проблемы саморегуляции - неадекватная самооценка и уровень притязаний, слабое развитие рефлексии, чрезмерный либо недостаточный самоконтроль, низкий уровень адаптивных возможностей;

Искажение в когнитивной сфере - стереотипность, ригидность мышления, ограниченность знаний, наличие забобонов;

Негативный жизненный опыт - наличие вредных привычек, психических травм, опыт насилия, социальная некомпетентность и т.д.

-В зависим ости от вида нормы, с которой сопоставляются особенности поведения и ее негативные последствия выделяют такие виды девиан тного поведения : антисоциальное (делинквентное и криминальное) поведение, асоциальное (аморальное) поведение, аутодеструктивное поведение.

- Антисоциальное поведение - это поведение, противоречащее правовым нормам, угрожающее социальному порядку и благополучию окружающих.

- Асоциальное поведение (аморальное т.е. девиантное поведение в сфере межличностных отношений) - это уклонение от выполнения морально - нравственных норм, принятых в обществе, угрожающее благополучию межличностных отношений.

Что бы поведение было асоциальным, индивиду необходимо действовать либо осознано (тогда его поведение - следствие его убеждений), либо же индивид - не социализированная личность, - т.е. в силу различных причин не усвоивший моральных поведенческих норм общества, и не действующий в соответствии с ними.

- Такими причинами считаются: наследственные предпосылки, определенные характерологические и патохарактерологические особенности, дефекты раннего воспитания, вовлеченность в асоциальные группы и т.п.

- КАСОЦиал ьному поведению можно соотнести бродяжничество как

Следствие социальной дезадаптации, обусловленное стремлением избегания социального контроля, «избегание» требований общества посредством субъективного переживания невозможности придерживаться их (с одной стороны) и примирение с этим фактом (с другой стороны). О бродяжничестве идет речь, когда у личности нет постоянного места жительства, а она существует на нетрудовые

доходы (речь идет о так называемом «социальном

Аутодеструктивное поведение - это поведение, отклоняющееся от медицинских и психологических норм, угрожающее целостности и развитию самой личности.

В этом случае речь идет о:

1. суицидальном поведении;

2.поведением с выраженной угрозой для жизни, когда личность отдает предпочтение экстремальным видам деятельности;

3.виктимное поведение;

4.аддиктивное поведение;

5.фанатичное поведение (слепое следование определенным идеям, н -р релизиозному культу деструктивной направленности) и т.д. Психологический анализ делинквентного и криминального поведения. Делинквентное поведение - состоит в совершении личностью мелких правонарушений, за которые ее не притягивают к ответственности.

Это поведение проявляется в форме озорства и хулиганства, когда, н. - р., личность желает развлечься, но выбирает для этого не принятые формы, в первую очередь, вследствие недостатков в своем воспитании.

Подросток из любопытства может бросать с балкона тяжелые предметы (или еду) в прохожих, получая удовлетворение от точности попадания в «жертву». В виде шадости человек может позвонить в диспетчерскую аэропорта и предупредить о якобы заложенной бомбе. С целью привлечения внимания к собственной персоне («на спор») молодой человек может попытаться залезть на телевизионную башню или украсть у учителя из сумки записную книжку.

К делинквентному поведению можно отнести, в определенных случаях и проявления вандализма, как формы разрушительного поведения,

направленного на бессмысленное уничтожение культурных и материальных ценностей.

Опираясь на классификацию мотивов вандализма Д. Кантера , выделяют такие типы вандализма:

1.Вандализм как способ приобретения, мотивом разрушения есть - материальная выгода;

2.вандализм, как месть, ответ на обиду;

3.злость за переживание неспособности достичь определенной цели и попытка справиться со стрессом;

4.скука и, соответственно, желание развлечься, поиск новых, острых ощущений;

5.Вандализм, как способ самоутверждения, привлечение к себе внимания;

6.Вандализм - как исследование (в детском возрасте), желание понять принципы и механизмы функционирования определенных вещей;

7.Граффити, как разновидность коммуникации, которое через анонимность освобождает личность от социального контроля.

Граффити зачастую служит способом выражения подавления внутриличностного конфликта и проблем (н.-р. таким способом личность стремиться утвердить собственную или групповую идентичность, проявить протест против «давления» социальных и культурных норм или же через высказывания в адрес известных людей самоутвердится за их счет).

Отличия делинквентного от криминального поведения коренятся в тяжести правонарушений, выраженности антиобщественного их характера.

Правонарушения делятся на преступления и проступки. С уть проступка заключается не только в том, что он не представляет существенной общественной опасности, но и в том, что отличается от преступления мотивами совершения противоправного действия.

К.К. Платонов выделил такие типы личности преступников:

1.определяется соответствующими взглядами и привычками, внутренней тягой к повторным преступлениям.

2.определяется неустойчивостью внутреннего мира, личность совершает преступления под влиянием сложившихся обстоятельств или окружающих лиц.

3.определяется высоким уровнем правосознания, но пассивным отношением к другим нарушителям правовых норм.

Определяется не только высоким уровнем правосознания, но и активным противодействием или попытками противодействия при нарушении правовых норм.

Определяется возможностью только случайного преступления.

В группу лиц с делинквентным поведением относят представителей второй, третьей и пятой групп.

У них в рамках волевого сознательного действия в силу индивидуально - психологических особенностей нарушается и блокируется процесс предвосхищения будущего результата деликта (проступка).

Такие индивиды легкомысленно, часто под влиянием внешней провокации совершают противоправное деяние, не представляя его последствий.

Сила побудительного мотива к определенному действию тормозит анализ отрицательных (в том числе, и для самого человека) последствий.

Нередко делинквентные действия опосредствуются ситуационо - импульсными или аффектогенными мотивами.

В основе ситуационно - импульсных преступных действий лежит тенденция к разрешению внутреннего конфликта, под которым понимается наличие неудовлетворенной потребности.

Реализуются ситуационно - импульсные мотивы, как правило, без этапа предварительного планирования, без выбора адекватных объектов, целей,

способов и программы действия для удовлетворения актуальной потребности.

Постепенно делинквентное поведение может трансформироваться в преступное.

Криминальное поведение проявляется в поступках, которые перечат нормам права и нормам уголовного законодательства.

О.Ю. Дроздов, М. А. Скок, опираясь на классификацию Ю. Антоняна, выделяют несколько типов криминального поведения в зависимости от тяжести преступления:

1. преступления, которые совершаются с применением физической силы: убийства (гомицид), нанесение телесных повреждений, побои и хулиганство, изнасилование, захват заложников и т.д.

2.преступления, которые происходят с угрозами применения физического насилия: рекет, угроза физической расправы, принуждение к дачи заведомо ложных показаний и т.д.

3.преступления, которые совершаются через психологическое насилие: шантаж, оскорбления, оговор и ряд подобных.

4.преступления, совершаемые с помощью «интеллектуального насилия»: н- р, должностное лицо превышает полномочия и власть, совершает арест или задержание и т.д.

В зависимости от особенностей направленности личности Г.М. Миньковский определил такие типы преступного поведения:

Случайное, что перечит общей направленности личности;

Вероятное, но неизбежное с учетом общей нестабильности личностной направленности;

Такое, что отвечает антиобщественной направленности личности, но случайное со стороны повода и ситуации;

Такое, что отвечает преступным установкам личности и предусматривает поиск либо создание необходимых поводов и ситуаций.

Преступленное поведение объяснять очень сложно.

Преступление - это социально - политическое событие, а не клиническое состояние.

Закон определяет его как поведение, отклоняющееся настолько, что оно приносит ущерб обществу и поэтому заслуживает применения правовых санкций и вмешательства со стороны общества в жизнь тех, кому подобное поведение свойственно.

Такое поведение не является болезненным состоянием, в отношении которого может быть поставлен медицинский диагноз и проведено специальное лечение.

В силу этого к проблеме преступности подходят с различных позиций, которые по - разному соотносятся и согласуются между собой.

Преступное поведение, несомненно, нельзя объяснить исходя из наблюдений, лежащих на поверхности явлений. Отклоняющееся поведение может считаться, а может и не считаться патологическим с клинической точки зрения.

Объяснить преступное поведение пытались при помощи догадок и с позиций метода дроб и ошибок, но во всем этом всегда было слишком много эмоций. В форме различных теорий предлагались и опровергались разного рода умозрительные конструкции. Их использование для объяснения труднообъяснимых явлений стало обычным.

Некоторые из таких теорий способствовали развитию исследований и сами совершенствовались, другие были отброшены, и о них забыли. Социологическая мысль того времени исходила из принципиальной посылки, согласно которой поведение имеет биологические основы и коллективное поведение следует рассматривать как некий организм.

Джон Дъюи говорил, что «человек живет и действует в окружающей его среде, причем не как монета в копилке, а как растение, высаженное в почву и растущее под солнцем».

Фердинанд Теннис разработал типологию социальной приспособляемости , выделяя главным образом два ее типа - общность и общество.

Психологическая классификация видов отклоняющегося поведения

Психологический подход основан на выделении социально-психологических различий отдельных видов отклоняющегося поведения личности. Психологические классификации выстраиваются на основе следующих критериев:

Вид нарушаемой нормы;

Психологические цели поведения и его мотивация;

Результаты данного поведения и ущерб им причиняемый;

Индивидуально-стилевые характеристики поведения.

В рамках психологического подхода используются различные типологии отклоняющегося поведения. Большинство авторов, например Ю.А. Клейберг, выделяют три основные группы поведенческих девиаций: негативные (например, употребление наркотиков), позитивные (например, социальное творчество) и социально-нейтральные (например, попрошайничество) .

Один из наиболее полных и интересных вариантов систематизации видов отклоняющегося поведения личности, на наш взгляд, принадлежит Ц. П. Короленко и Т.А.Донских . Авторы делят все поведенческие девиации на две большие группы: нестандартное и деструктивное поведение. Нестандартное поведение может иметь форму нового мышления, новых идей, а также действий, выходящих за рамки социальных стереотипов поведения. Подобная форма предполагает активность, хотя и выходящую за рамки принятых норм в конкретных исторических условиях, но играющую позитивную роль в прогрессивном развитии общества. Примером нестандартного поведения может быть деятельность новаторов, революционеров, оппозиционеров, первооткрывателей в какой-либо сфере знания. Данная группа не может быть признана с отклоняющимся поведением в строгом смысле.

Типология деструктивного поведения выстраивается в соответствии с его целями. В одном случае это внешнедеструктивные цели, направленные на нарушение социальных норм (правовых, морально-этических, культурных) и соответственно внешнедеструктивное поведение. Во втором случае - внутридеструктивные цели, направленные на дезинтеграцию самой личности, ее регресс, и соответственно внутридеструктивное поведение.

Внешнедеструктивное поведение, в свою очередь, делится на аддиктивное и антисоциальное. Аддиктивное поведение предполагает использование каких-то веществ или специфической активности с целью ухода от реальности и получения желаемых эмоций. Антисоциальное поведение заключается в действиях, нарушающих существующие законы и права других людей в форме противоправного, асоциального, аморально-безнравственного поведения.

В группе внутридеструктивного поведения Ц. П. Короленко и Т.А. Донских выделяют: суицидное, конформистское, нарциссическое, фанатическое и аутическое поведение. Суицидное поведение характеризуется повышенным риском самоубийства. Конформистское - поведение, лишенное индивидуальности, ориентированное исключительно на внешние авторитеты. Нарциссическое - управляется чувством собственной грандиозности. Фанатическое - выступает в форме слепой приверженности к какой-либо идее, взглядам. Аутистическое - проявляется в виде непосредственной отгороженности от людей и окружающей действительности, погруженности в мир собственных фантазий.

Все перечисленные формы деструктивного поведения отвечают, по мнению ученых, таким критериям девиантности, как ухудшение качества жизни, снижение критичности к своему поведению, когнитивные искажения (восприятия и понимания происходящего), снижение самооценки и эмоциональные нарушения. Наконец, они с большой вероятностью приводят к состоянию социальной дезадаптации личности вплоть до полной ее изоляции.

В психологической литературе можно встретить и другие подходы к классификации видов отклоняющегося поведения личности.

В дальнейшем мы будем придерживаться собственной классификации поведенческих отклонений, основанной на таких ведущих критериях, как вид нарушаемой нормы и негативные последствия отклоняющегося поведения.

В соответствии с перечисленными критериями выделим три основные группы отклоняющегося поведения: антисоциальное (делинквентное) поведение, асоциальное (аморальное) поведение, аутодеструктивное (саморазрушительное) поведение.

Антисоциальное (делинквентное) поведение - это поведение, противоречащее правовым нормам, угрожающее социальному порядку и благополучию окружающих людей. Оно включает любые действия или бездействия, запрещенные законодательством.

У взрослых людей (старше 18 лет) делинквентное поведение проявляется преимущественно в форме правонарушений, влекущих за собой уголовную или гражданскую ответственность и соответствующее наказание. У подростков (от 13 лет) преобладают следующие виды делинквентного поведения: хулиганство, кражи, грабежи, вандализм, физическое насилие, торговля наркотиками. В детском возрасте (от 5 до 12 лет) наиболее распространены такие формы, как насилие по отношению к младшим детям или сверстникам, жестокое обращение с животными, воровство, мелкое хулиганство, разрушение имущества, поджоги.

Асоциальное поведение - это поведение, уклоняющееся от выполнения морально-нравственных норм, непосредственно угрожающее благополучию межличностных отношений. Оно может проявляться как агрессивное поведение, сексуальные девиации (беспорядочные половые связи, проституция, совращение, вуайеризм, эксгибиционизм и др.), вовлеченность в азартные игры на деньги, бродяжничество, иждивенчество.

В подростковом возрасте наиболее распространены уходы из дома, бродяжничество, школьные прогулы или отказ от обучения, ложь, агрессивное поведение, промискуитет (беспорядочные половые связи), граффити (настенные рисунки и надписи непристойного характера), субкультуральные девиации (сленг, шрамирование, татуировки).

У детей чаще встречаются побеги их дома, бродяжничество, школьные прогулы, агрессивное поведение, злословие, ложь, воровство, вымогательство (попрошайничество).

Границы асоциального поведения особенно изменчивы, поскольку оно более других поведенческих девиаций находится под влиянием культуры и времени.

Аутодеструктивное (саморазрушительное поведение) - это поведение, отклоняющееся от медицинских и психологических норм, угрожающее целостности и развитию самой личности. Саморазрушительное поведение в современном мире выступает в следующих основных формах: суицидальное поведение, пищевая зависимость, химическая зависимость (злоупотребление психоактивными веществами), фанатическое поведение (например, вовлеченность в деструктивно-религиозный культ), аутическое поведение, виктимное поведение (поведение жертвы), деятельность с выраженным риском для жизни (экстремальные виды спорта, существенное превышение скорости при езде на автомобиле и др.).

Спецификой аутодеструктивного поведения (аналогично предыдущим формам) в подростковом возрасте является его опосредованность групповыми ценностями. Группа, в которую включен подросток, может порождать следующие формы аутодеструкции: наркозависимое поведение, самопорезы, компьютерную зависимость, пищевые аддикции, реже - суицидальное поведение.

В детском возрасте имеют место курение и токсикомания, но в целом для данного возрастного периода аутодеструкция малохарактерна.

Мы видим, что различные виды отклоняющегося поведения личности располагаются на единой оси "деструктивное поведение", с двумя противоположными направлениями - на себя или на других.

По направленности и степени выраженности деструктивности можно представить следующую шкалу отклоняющегося поведения: антисоциальное (активно-деструктивное) - просоциальное (относительно-деструктивное, адаптированное к нормам антисоциальной группы) - асоциальное (пассивно-деструктивное) - саморазрушительное (пассивно-аутодеструктивное) - самоубивающее (активно-аутодеструктивное).

Выделение отдельных видов отклоняющегося поведения и их систематизация по схожим признакам являются условными, хотя и оправданными в целях научного анализа. В реальной жизни отдельные формы нередко сочетаются или пересекаются, а каждый конкретный случай отклоняющегося поведения оказывается индивидуально окрашенным и неповторимым.

Справедливо считается, что социальная установка - одно из основных качеств человеческой природы; характер социальной установки представляет собой важнейшую черту личности. В качестве фундаментального выдвигается противопоставление личности, ориентированной вовне, общительной, открытой, и личности, так сказать, замкнутой на себя, сосредоточенной на себе (аутистической), закрытой.

Юнг говорит об экстравертах и интровертах, Кречмер - о циклотимном и шизотимном характере. В пределах циклотимного типа Кречмером выделяется еще одна оппозиция: наивной самоуверенности со склонностью к грандиозным предприятиям и скромной нерешительности. В пределах шизотимного типа идеалистическое мышление (на одном полюсе которого мы наблюдаем страсть к преобразованиям, стремление к систематизации и организации, тогда как на другом - упрямство, дух противоречия, угрюмую подозрительность и мизантропию) противопоставляется грубому, откровенно антисоциальному поведению.

Социальное поведение душевнобольных и психопатов не сводимо к единой, простой формуле. Даже при одной и той же форме расстройства разные люди ведут себя по-разному. Иногда лицо с тяжелым шизофреническим процессом продолжает вести вполне активную социальную жизнь; с другой стороны, лицо, страдающее психопатией, может прекратить всякие контакты с другими людьми и до конца своих дней прозябать в полном одиночестве. Но люди, которых мы считаем психически аномальными, в большинстве своем аномальны и в аспекте социального поведения. Эта особенность даже выдвигалась в качестве критерия для определения болезни. Люди, страдающие психическими аномалиями, в большинстве своем асоциальны; но лишь немногие из них антисоциальны.

(а) Асоциальное поведение

Многочисленные разновидности асоциального поведения сводятся к Двум типичным формам.

1. Помешанные в узком смысле этого слова - то есть те, кого мы в настоящее время относим к больным шизофренией, - как правило, в той или иной форме исключают себя из человеческого общества. Внутри себя они воздвигают новый, особый мир, в котором главным образом и живут. - хотя поверхностному наблюдателю может показаться, что они сохраняют контакт с реальным миром. У них нет потребности делиться с другими тем царством чувств, переживаний и бредовых идей. которое принадлежит только им. Они самодостаточны и постепенно отчуждаются от других людей, в том числе и от тех, кто страдает той же формой психического расстройства. Справедливо считается, что между такими больными и нами дистанция больше, чем между нами и представителями первобытных культур. Сам больной, судя по всему, не сознает своей антисоциальности и живет в своем мире так, как если бы мир этот был вполне реален. В типичном случае такие люди замыкаются в себе. сами того не замечая и не испытывая в этой связи никаких страданий. Они составляют «социально мертвую» группу. Если расстройство выражено относительно слабо, больные из низших слоев общества становятся бродягами, а больным из обеспеченных слоев уготована репутация чудаков.



2. Совершенно иной тип асоциальности, иногда, на ранних стадиях процесса, сочетающийся с только что описанным, развивается как неспособность общаться с другими и приспосабливаться к ситуациям. Субъективно эта неспособность ощущается как нечто весьма мучительное. Любой контакт становится настоящей пыткой; поэтому человек старается держаться подальше от других, предпочитает оставаться наедине с собой. Это причиняет ему огромные страдания: ведь подавляя в себе социальные инстинкты, человек испытывает тоску по общению и любви. Его асоциальность становится заметна окружающим; он досаждает им своей неловкостью. Застенчивость перемежается в нем с бесцеремонностью, все его внешние проявления неумеренны, поведение противоречит принятым нормам. Он чувствует реакцию окружающих и поэтому все больше и больше замыкается в себе. Этой форме асоциальности присуще множество разнообразных психологически понятных связей; она зависит от самых разных «комплексов» и при благоприятно складывающихся обстоятельствах может исчезнуть. С другой стороны. она способна привести к абсолютной самоизоляции: человек заточает себя в помещении, которого никогда не покидает. Такое поведение наблюдается у представителей самых разных характерологических типов - не только у личностей грубых и недифференцированных, но и у людей культурных и способных на глубокие чувства; оно может сочетаться со многими другими дефектными проявлениями психической жизни и обнаруживаться как преходящая фаза или как один из аспектов устойчивой конституции. Оно может развиваться спонтанно или представлять собой отчетливую реакцию на неблагоприятные обстоятельства. Короче говоря, такое поведение может быть выражением самых разных форм психических заболеваний.

(б) Антисоциальное поведение

Антисоциальных больных много среди преступников. Большинство случаев обусловлено не столько болезненными процессами, сколько конституциональными аномалиями. Антисоциальные элементы встречаются среди больных шизофренией - в особенности на ранних стадиях, - а также среди больных прогрессивным параличом. Среди больных маниакально-депрессивными расстройствами их практически не бывает.

Развитие исследований по психологии преступников прошло через три фазы, с позиций настоящего времени эти фазы выглядят как ряд параллельных, разумно дополняющих Друг друга направлений. Bнaчaле изучались отдельные преступники, они рассматривались как редкие, аномальные, отклоняющиеся случаи. Были продемонстрированы классически отчетливые сопряжения событий психической жизни, которые обычно выступают в менее явных, неразвитых формах. Затем были выделены психологически понятные связи, встречающиеся достаточно редко и толкуемые в целом неправильно, то есть слишком «интеллектуально» (это касается, в частности, психологии отравительниц и женщин. совершивших преступления на почве ностальгии). Наконец, исследовалось воздействие болезненных процессов на отдельные случаи. В работах, относящихся к этой первой фазе, психологическое понимание часто носит упрощенный, наивный характер, что оставляет в читателе чувство неудовлетворенности. Преступления сплошь и рядом ошибочно приписываются определенным влечениям или страстям; им даются чрезмерно интеллектуальные толкования; слишком многое в психической жизни, в незаметных сопряжениях инстинктов, символических актах и комплексах приписывается осознанному мышлению С другой стороны, многие описания свидетельствуют о том, что авторам удалось выявить в высшей степени ценный и незаменимый материал. К ряду случаев был успешно применен понимающий психологический подход. Были осуществлены попытки обобщающей систематизации всего множества описаний преступников. В качестве образца можно привести недооцененную книгу Крауса\

Вторая фаза была отмечена переходом от понимающего исследования отдельных случаев к статистическим. методам. Анализ причин преступлений и приведших к ним обстоятельств стал основой для выведения длинных рядов корреляций. Исследования такого рода осуществлялись обычно по данным официальной статистики и сосредоточивались на связях преступности в целом, равно как и отдельных видов преступлений, с самыми разнообразными факторами: временем года, возрастом, ценами на хлеб. В частности, было обнаружено, что пик воровства и мошенничества приходится на зиму, а пик преступлений, связанных с повышенной психической возбудимостью (таких, как изнасилование, оскорбление словом и действием), - на лето; было обнаружено также, что количественный рост случаев воровства происходит отчасти параллельно росту стоимости жизни. Оценить и объяснить эти и другие аналогичные корреляции, как правило, нелегко. Существует тенденция к упрощенным объяснениям; однако сторонники критического подхода указывают на значительное многообразие факторов и предостерегают от интерпретации любых параллелизмов в терминах одних только причинных связей. Регулярно повторяющиеся связи вполне могут быть обусловлены зависимостью обоих членов корреляции от целого ряда каких-то неизвестных факторов.

Интерпретация результатов статистических исследований трудна потому, что, подсчитывая преступные действия, мы ничего не знаем о людях, которые эти действия совершают. Необходимость приблизиться к пониманию реальных, глубинных связей привела к тому, что в третьей фазе исследований основное внимание вновь переключилось на личность преступника, на человека в целом. Но на этот раз, в отличие от первой фазы, речь шла уже не о поиске отдельных, редких, классически отчетливых случаев. Материал, собранный в специальных заведениях и других местах, исследовался во всей своей целостности. Это делалось ради того, чтобы познать феномен среднего, обычного преступника, так как с точки зрения борьбы с преступностью именно этот феномен наиболее важен. В таких работах приходится оперировать относительно малыми числами; соответственно, удается достичь высокой точности подсчетов и изучить весьма обширный спектр связей, ибо основой для статистики служит исследование индивида в целом (здесь, в отличие от массовой статистики предыдущей фазы, речь идет об индивидуальной статистике). Груде применил этот подход к качественному и количественному анализу уже известных объективных признаков. Он также попытался сделать предметом статистики данные по типологии характеров, наследственным предрасположенностям, психологическому пониманию, зависимости асоциального поведения от факторов среды или конституции (так называемая личностная статистика)".

Роль психиатра заключается в том, чтобы выявить и сообщить факты, имеющие значение для борьбы с преступностью, установления наказания и организации работ в местах наказания. Здесь цели определяются обществом и господствующими в нем воззрениями. Прикладная психология должна ответить на вопрос о том, насколько эти цели достижимы и какие в связи с ними возможны решения.

Как ученый, психиатр должен давать непредвзятые отчеты о фактах всякий раз, когда положение кажется «безнадежным». В таких случаях складывается трагическая ситуация, из которой не видно сколько-нибудь приемлемого выхода. Ветцелю удалось отчетливо показать это на примере аномальной личности-кверулянта («сутяги»)-\ Этот человек десять лет боролся за справедливость, невыносимо надоедая властям, которые, в свой черед, нередко бывали по отношению к нему неправы. Будучи психопатом, этот человек не имел абсолютно никаких преступных намерений; в конце концов, он покончил с собой, предварительно отослав в газеты сообщение о своей смерти: «Всю свою жизнь фон Хаузен мечтал служить Родине. Но волею жестокой судьбы жизнь его закончилась безрезультатно».