3 президент ссср. Избрание м.с

Правообладатель иллюстрации AP

15 марта 1990 года III внеочередной съезд народных депутатов СССР избрал президентом страны Михаила Горбачева. Ему довелось отработать лишь треть установленного пятилетнего срока.

Съезд открылся 12 марта. Кроме учреждения поста президента, он внес в конституцию еще одно историческое изменение: упразднил 6-ю статью о руководящей и направляющей роли КПСС.

В прениях выступили 17 депутатов. Мнения варьировались от "Мы видим в президентской власти важный залог единства нашей федерации" (Нурсултан Назарбаев) и "Наша страна вырастила лидера мирового масштаба, автора нового политического мышления, лидера, выступающего за разоружение, за мир" (Федор Григорьев) до "Перестройка захлебнется президентством" (Николай Джиба).

Не будем играть в прятки, сегодня речь идет об избрании президентом страны конкретного лидера - Михаила Сергеевича Горбачева Александр Яковлев

"Попытка наспех, тут, на съезде, ввести пост президента есть грубейшая, тягчайшая политическая ошибка, которая многократно усугубит наши трудности, тревоги и опасения", - заявил сопредседатель Межрегиональной депутатской группы Юрий Афанасьев. Академик Виталий Гольданский возразил: "Мы ждать не можем, нужна реанимация, а не санаторное лечение".

Предложение запретить совмещение поста президента и лидера политической партии, поддержанное как радикальными демократами, так и ортодоксальными коммунистами, мечтавшими увидеть в роли генсека соответственно Александра Яковлева и Егора Лигачева или Ивана Полозкова, получило 1303 голоса и прошло бы, если бы речь не шла о конституционной поправке, для чего требовались две трети голосов.

14 марта состоялся пленум ЦК КПСС, выдвинувший кандидатом в президенты Горбачева. Ряд депутатов съезда внесли кандидатуры премьера Николая Рыжкова и министра внутренних дел Вадима Бакатина, но те отказались, и выборы оказались безальтернативными.

Мы торопились с избранием Президента. Но, может быть, избрав, не стоило сразу же здесь, на сцене Кремлевского Дворца, возводить его на этот пост. Следовало отложить это на один день, объявив, что торжественное действо состоится, к примеру, в Георгиевском зале Кремля. В присутствии депутатов, правительства, представителей трудящихся столицы, воинов, дипкорпуса, прессы газета "Правда"

Из 2245 депутатов (пять мест на тот момент были вакантными) в съезде участвовали ровно две тысячи. За Горбачева были поданы 1329 голосов (59,2% общего числа депутатов). 495 выступили против, 54 бюллетеня оказались испорченными. 122 человека не стали голосовать.

По предложению сменившего Горбачева на посту председателя Верховного Совета Анатолия Лукьянова избранный президент тут же принес присягу - выйдя на трибуну и положив руку на текст конституции, произнес единственную фразу: "Торжественно клянусь верно служить народам нашей страны, строго следовать Конституции СССР, гарантировать права и свободы граждан, добросовестно выполнять возложенные на меня высокие обязанности Президента СССР".

Зарубежная реакция была сугубо оптимистичной.

"Внеочередной Съезд народных депутатов Советского Союза совершил величайшие революционные преобразования в жизни советского общества, равных которым не было в России со времен революции 1917 года", - указывало японское телевидение. "Решения Внеочередного Съезда народных депутатов СССР закрепили, возможно, наиболее важные изменения в политической и экономической системе СССР с момента революции большевиков в 1917 году", - вторила Washington Post.

В темпе военной операции

Кому принадлежала идея введения поста президента, неизвестно.

Тема обсуждалась в СМИ с декабря 1989 года, но в порядке гипотез и дискуссий.

Помощник Горбачева Анатолий Черняев писал в воспоминаниях, что в январе 1990 года "архитектор перестройки" и секретарь ЦК Александр Яковлев под страшным секретом ему рассказал: как-то Горбачев зашел в его кабинет, расстроенный, озабоченный, одинокий. Мол, что делать? Азербайджан, Литва, экономика, ортодоксы, радикалы, народ на пределе. Яковлев сказал: "Надо действовать. Самое главное препятствие перестройке и всей вашей политике - это политбюро. Необходимо в ближайшее время собрать съезд народных депутатов, пусть съезд изберет вас президентом". И Горбачев согласился.

Решение о президентском правлении созрело так срочно, что решили пойти на созыв внеочередного съезда. Я такой срочности не понимал, так как после II Съезда народных депутатов, где этот вопрос даже не обсуждался, прошло лишь два с половиной месяца Николай Рыжков

Как бы там ни было, 14 февраля, неожиданно для всех, Горбачев озвучил идею на сессии Верховного Совета, а уже 27 февраля парламент постановил созвать внеочередной съезд. Времени на подготовку и общественное обсуждение, прямо сказать, отвели маловато.

Поспешность вызвала критику со стороны как левых, так и правых, подозревавших какой-то подвох и настойчиво, но безуспешно пытавшихся получить от Горбачева внятное объяснение, зачем это ему понадобилось.

Официальная версия, изложенная в проекте закона об учреждении поста президента и внесении соответствующих дополнений в конституцию: "В целях обеспечения дальнейшего развития осуществляемых в стране глубоких политических и экономических преобразований, укрепления конституционного строя, прав, свобод и безопасности граждан, улучшения взаимодействия высших органов государственной власти и управления СССР" никого не удовлетворяла. Можно подумать, у Горбачева прежде было недостаточно власти!

По мнению историков, ведущая причина лежала на поверхности: лидер хотел, оставаясь генсеком КПСС, ослабить свою зависимость от ЦК, который мог в любой момент собраться не пленум и поступить с ним, как в свое время с Хрущевым .

После избрания Горбачева президентом и отмены 6-й статьи уже не столько он нуждался в партии для собственной легитимности, сколько партия в нем.

Используя полномочия генсека, Горбачев как раз и укрепляет власть компартии. В том числе и власть ее над самим генеральным секретарем. Две идеи - отмена 6-й статьи и введение президентства - тесно связаны. Лишь получив всю полноту государственной, а не партийной власти, Горбачев может провести упразднение партийной монополии. Иначе он просто потеряет власть Анатолий Собчак

Поскольку КПСС утратила официальные властные полномочия, вакуум требовалось заполнить.

После событий в Тбилиси и Баку оказалось сложно выяснить, кто принимал решения использовать армию, и усилились разговоры о том, что нужен "человек, который за все отвечает". Впрочем, президентство не помешало Горбачеву уйти от ответственности за вильнюсскую драму.

Имелось еще одно практическое соображение.

По традиции, заложенной Леонидом Брежневым, генсек одновременно возглавлял высший представительный орган. Но, начиная с весны 1989 года, Верховный Совет перешел на работу в постоянном режиме. Председательствовавшему в нем Горбачеву пришлось проводить массу времени на заседаниях. Так же поступали другие члены руководства, всегда копировавшие поведение первого лица.

Призываю голосовать за президентскую власть и верю, что при этом условии будет социальная справедливость, национальная защищенность, в том числе и русского народа Депутат Иван Полозков, ортодоксальный коммунист

Естественно, это затрудняло управление страной. Да и в обществе возникал вопрос: кто же занимается делами, пока идут дебаты?

Между тем высказывалось мнение, что Горбачев по своему складу больше подходил для роли именно спикера, нежели главы государства. Манипулировать большой разнородной аудиторией и добиваться нужных ему результатов голосования он умел блестяще.

Анатолий Собчак в книге "Хождение во власть" отмечал, что при личном общении магия воздействия Горбачева была неотразима. "Поддайся этому обаянию, и ты начнешь действовать, как под гипнозом", - писал он.

Главная загадка

Основной вопрос, над которым по сей день ломают голову исследователи - почему Горбачев не пошел на всенародные выборы? Тем более, что это предусматривалось законом о введении поста президента, и лишь для первого случая сделали специальную оговорку.

Многие считают это роковой ошибкой. Как доказал впоследствии Борис Ельцин , всенародно избранного президента очень сложно законно отстранить от власти.

Правообладатель иллюстрации RIA Novosti Image caption По мнению ряда историков, Горбачев не хотел напрямую мериться популярностью с Ельциным

Избрание не гражданами, а депутатами сделало статус Горбачева недостаточно убедительным, поскольку легитимность самого съезда была подмоченной. Он избирался при 6-й статье, в отсутствие организованной оппозиции везде, кроме Москвы, Ленинграда, Свердловска и Прибалтики, треть депутатского корпуса составляли представители общественных организаций.

Одни историки предполагают, что Горбачев, даже при объективном преимуществе, испытывал мистический страх перед Ельциным, у которого как-то все получалось. Другие - что он пошел на поводу у номенклатурного окружения, в принципе не любившего прямую демократию и опасавшегося, что предвыборная кампания даст реформаторам дополнительную возможность пропагандировать свои взгляды.

В условиях политической и экономической нестабильности еще раз испытывать судьбу и идти на всенародные выборы - риск, и немалый Анатолий Собчак

В публичных выступлениях Михаил Сергеевич упирал в основном на то, что обстановка сложная, и страна без президента лишнего дня не обойдется.

"Они [депутаты-межрегионалы] тоже высказывались за президентство, но обусловили его такими оговорками и такими подходами, что можно надолго затормозить, если не похоронить этот процесс. Нельзя в создавшейся ситуации откладывать серьезные решения. Введение института президентства сегодня необходимо для страны", - заявил он на сессии Верховного Совета 27 февраля.

Позиция демократов

Считая в Принципе институт президентства прогрессивной по сравнению с нынешней формой государственного управления, вопрос о Президенте СССР и о процедуре его выборов нельзя решать наспех, без участия новых Верховных Советов республик, без развитой многопартийной системы в стране, без свободной прессы, без укрепления нынешнего Верховного Совета. Этот вопрос должен быть увязан с конституциями республик, с новым Союзным договором. Без этих непременных условий принятие решения о президентстве несомненно приведет к новому обострению отношений между Центром и республиками, к ограничению самостоятельности местных Советов и самоуправления, к угрозе восстановления в стране диктаторского режима Из заявления Межрегиональной депутатской группы

Сторонники перестройки и обновления по вопросу о президентстве Горбачева раскололись.

Одни продолжали видеть в нем единственный шанс и считали, что Горбачева надо поддерживать во всем, потому что он знает, что делает, и потому что иначе будет еще хуже. Точку зрения этих людей высказал в реплике с места на съезде не представившийся депутат: "Разве дело в том, что у нас нет продуктов? Самое главное, что мы нашли в истории такого, как Горбачев, человека чистого, какого нам больше не найти".

Некоторым просто импонировало слово "президент": вот, и у нас будет, как в цивилизованных странах!

Другие указывали, что этот термин ассоциируется не только с Америкой и Францией, но и с латиноамериканскими и азиатскими диктаторами, а главное, требовали всенародных альтернативных выборов.

"Я считаю, что только народ может принять соответствующее решение", - заявил в прениях на съезде член Межрегиональной группы Александр Щелканов.

Житель Зеленограда Шувалов в день открытия съезда объявил голодовку на Театральной площади "в знак протеста против избрания президента только депутатами".

Сторонником президентства Горбачева на выдвинутых им условиях был Анатолий Собчак, противниками - Юрий Афанасьев и Юрий Черниченко. Последний, в частности, опасался, что "мы вновь дадим себя облапошить; если депутаты не могут реально контролировать действия председателя Верховного Совета, то уследить за президентом тем паче не удастся".

Правообладатель иллюстрации RIA Novosti Image caption Одним из главных оппнентов Горбачев на съезде был депутат Юрий Афанасьев

Борис Ельцин, насколько известно, публично по данному вопросу не высказывался.

Собчак писал в воспоминаниях, что незадолго до кончины Андрея Сахарова пытался обсудить с ним перспективы президентства Горбачева, но академик интереса к теме не проявил, считая вопрос несущественным по сравнению с разработкой новой конституции.

Не новая идея

Нам надо отбросить страхи и уныние, обрести веру в свои силы и возможности. А они у нас огромные. Русский народ и все народы, объединившиеся с ним в великое многонациональное государство, сумеют возродить свою общую Родину. И обязательно добьются этого на путях перестройки и социалистического обновления Из речи Михаила Горбачева на съезде после избрания

Идея учреждения в СССР поста всенародно избираемого президента достаточно серьезно обсуждалась в прошлом: в ходе подготовки "сталинской" конституции 1936 года, в последние годы правления Никиты Хрущева и на заре перестройки.

Почему ее отверг Сталин, не вполне ясно. Уж ему-то 99,99% голосов были гарантированы, а всенародное изъявление поддержки "любимому вождю" можно было превратить в мощное воспитательно-пропагандистское мероприятие.

Хрущеву, по мнению исследователей, просто не хватило времени, а его преемники руководствовались отличавшим их глубоким консерватизмом и нелюбовью к нововведениям.

По свидетельствам знавших его людей, Леониду Брежневу во время зарубежных визитов нравилось обращение "господин президент", но узаконивать титул он не стал.

Третья попытка

В 1985 году "архитектор перестройки" Александр Яковлев предложил Горбачеву начать политическую реформу с партии и выдвинул развернутый план: устроить общепартийную дискуссию, по ее итогам разделить КПСС на две партии - реформаторскую народно-демократическую и консервативную социалистическую - провести выборы в Верховный Совет и поручить победителям формирование правительства.

Сейчас, как я наблюдаю, Горбачев нажимает на газ и одновременно нажимает на тормоз. Мотор ревет на весь мир - это наша гласность. А машина стоит на месте Олжас Сулейменов, депутат, казахский поэт

По замыслу Яковлева, обе партии должны были заявить о приверженности базовым ценностям социализма, вступить в альянс под названием Союз коммунистов, делегировать в состав его Центрального совета равное количество членов, а председателя совета выдвинуть совместным кандидатом на пост президента СССР.

Политическая конструкция, в которой две партии, соперничающие друг с другом на выборах, одновременно входят в некую коалицию с единым лидером, явила бы миру очередное "русское чудо". Вместе с тем некоторые исследователи полагают, что реализация "плана Яковлева" позволила бы плавно перейти к многопартийной демократии и избежать развала СССР.

Тогда Горбачев идею не поддержал. Через пять лет оказалось поздно.

Пиррова победа

Горбачев метался в поисках альтернатив, компромиссов, оптимального сочетания прежних и новых методов руководства. Были ошибки, просчеты, опоздания, просто нелепости. Но не в них причина начавшегося разложения общества и государства. Оно было неизбежно по самой природе уникального в мировой истории перехода общества, закомплексованного и развращенного долгой диктатурой, к свободе Анатолий Черняев, помощник Горбачева

Историки считают пиком политической карьеры Горбачева I Съезд народных депутатов в мае 1989 года, а избрание президентом - началом ее конца. Вскоре рейтинг лидера стремительно и необратимо пошел вниз.

То был последний кредит доверия, выданный обществом.

Консерваторы надеялись, что президентские полномочия нужны Горбачеву для "наведения порядка", демократы - для смелых реформаторских шагов. Когда не случилось ни того, ни другого, хотя он получил все, чего хотел, разочарование оказалось всеобщим и убийственным.

Сбылось предсказание, сделанное на съезде депутатом Теймуразом Авалиани: "Вы будете метаться туда и сюда, а в это время будет происходить то, что мы имеем сейчас".

Через 660 дней Горбачев ушел (точнее, был вынужден уйти) в отставку.

На уровне Союза ССР этот вопрос был решен в марте 1990 года. III Съезд народных депутатов СССР принял Закон СССР от 14 марта 1990 года № 1360-1 «Об учреждении поста Президента СССР и внесении изменений и дополнений в Конституцию (основной закон) СССР» . Согласно измененной Конституции (статья 127), главой Советского государства становился Президент СССР. Им мог быть избран гражданин СССР не моложе 35 и не старше 65 лет. Одно и то же лицо не могло быть Президентом СССР более двух сроков подряд. Конституция СССР предусмотрела выборы Президента СССР гражданами, то есть прямые выборы. Однако, избрание первого Президента СССР (оказавшегося и последним) в соответствии с Законом от 14 марта 1990 года произошло на Съезде народных депутатов СССР.

Фактически был взят курс на изменение формы правления - переход к президентской республике. Позднее институт Президента был введен в ряде бывших союзных республик, например, в Казахстане, Молдавии, Узбекистане. Институт Президента СССР предусматривался и в Договоре о союзе суверенных государств. В периодической печати было опубликовано несколько его проектов. Окончательный текст Договора был согласован 23 июля 1991 года. Его подписание было намечено на конец августа 1991 года. В проекте Договора Президент СССР трактовался как глава союзного государства, обладающий высшей исполнительно-распорядительной властью. Но события 19-20 августа 1991 года, т.е. выступление ГКЧП и связанный с этим политический кризис не дали этим надеждам оправдаться. Подписание договора о создании СНГ привело к аннулированию поста президента СССР.

Каковы были причины введения поста Президента СССР? Во-первых, демократизация процессов руководства страной продемонстрировала неспособность парламента и правительства принимать оперативные решения и быстро их осуществлять, и потому потребовалось иметь одного руководителя государства, который бы отвечал за текущие дела. Во-вторых, в условиях становления системы разделения властей на том историческом отрезке Съезд народных депутатов СССР и, особенно, Верховный Совет СССР, работавший на началах постоянства, присваивали, чуть ли не бесспорное право решать любые вопросы. В-третьих, при отсутствии парламентского большинства одной партии, либо союза нескольких партий в Парламенте, Президент объективно был бы вынужден брать на себя функцию формирования правительства и руководство его работой, поскольку конфликтующие партии могли бы попросту парализовать функционирование высшего органа исполнительной власти. В-четвертых, в процессе формирования идеологического плюрализма и отказа от политического монизма пост Генерального секретаря ЦК КПСС мало что значил, а руководство КПСС не желало ограничивать свои полномочия. Введение же должности Президента СССР рассматривалось значительной частью партийных функционеров как способ сохранения влияния партии в изменившихся общественно-политических и социально-экономических условиях жизни страны.

Таким образом, президентство предоставляло возможность бывшим партийным лидерам на уровне Союза и союзных (а также автономных) республик не только сохранить себя у власти, но и бороться с всесилием партии, а если они видели в партии угрозу своей власти, как, например, в РСФСР, вообще запретить ее.

ПРОДОЛЖЕНИЕ ПОЛИТИЧЕСКИХ РЕФОРМ

Полученные Горбачевым дополнительные полномочия несколько обесценивались становлением в 1990 г. оппозиционно настроенного к центру республиканского съезда депутатов. I съезд народных депутатов РСФСР выбирает своим главой Б. Н. Ельцина и 12 июня 1990 г. провозглашает "Декларацию о государственном суверенитете РСФСР". Процесс "суверенизации России" приводит 1 ноября 1990 г. к принятию постановления об экономическом суверенитете России. Уход из-под контроля центра российских структур власти (в крупнейших городах России руководство также перешло к демократам: в Ленинграде к А. А. Собчаку, в Москве к Г. X. Попову) дополнялось еще более радикальными решениями законодательных органов власти в Прибалтике и в других республиках. В рассматриваемый период происходило и становление многопартийной системы в СССР. В своем большинстве новообразованные партии находились в оппозиции к режиму. Сама же КПСС переживала серьезный кризис, XXVIII съезд партии (июль 1990 г.) привел лишь к выходу из нее наиболее радикальных членов во главе с Ельциным. Численность партии в последний год перестройки снизилась с 20 до 15 млн человек, самостоятельными себя провозгласили компартии Прибалтики.

В этих условиях центр попытался найти выход в наделении президента СССР чрезвычайными полномочиями. IV съезд народных депутатов СССР утвердил конституционные изменения, наделявшие Горбачева дополнительными полномочиями. Произошло фактическое переподчинение президенту Совета Министров, переименованного теперь в Кабинет Министров. Для контроля над усилившимся главой государства был введен пост вице-президента, на который съезд избрал Г. И. Янаева. Стремясь получить силовой вариант Кабинета Министров, Горбачев проводит кадровые изменения. Вместо В. Бакатина министром внутренних дел становится Б. Пуго, Э. Шеварднадзе на посту министра иностранных дел был заменен на А. Бессмертных.

И.С. Ратьковский, М.В. Ходяков. История Советской России

СПОРЫ НА ПЛЕНУМЕ

По президентству. Товарищи, почему мы, в нашем большом партийном кругу, не могли первыми услышать и обсудить эти вопросы? Почему Генеральный секретарь ставит эти вопросы сначала на обсуждение с депутатами, а потом нам приходится собираться на «скорую руку» и «босу ногу» и определять: быть сегодня Президенту или не быть? Да, я за президентство. Правда, само название - оно для России в целом, как и всей страны, непривычно. Мне уже коммунисты сказали: лучше давайте изберем императора, как-то поближе будет... Но, товарищи, смех смехом, дальше что будет? Сегодня опять заботимся лишь о том, как на самом верху сформировать систему управления. А что ниже? Мы записываем уже в проект Закона, что у нас будут Председатели Верховных Советов союзных республик. Но нас спрашивают - а почему там не президент? А что на уровне области, района? Совмещать ли мне должность первого секретаря с постом председателя областного Совета, то есть вернуться к системе губернаторов? Ну надо же до конца продумывать. Выборы не сегодня завтра завершатся, но мы пока не знаем, кто и как будет формировать Советскую власть.

Из выступления первого секретаря Гродненского обкома Компартии Белоруссии В.М. Семёнова на пленуме ЦК КПСС (март 1990 г.)

СПОРЫ ВОКРУГ ВВЕДЕНИЯ ПОСТА ПРЕЗИДЕНТА

Два дня спустя я передал свой отзыв А. Лукьянову. Мое заключение было негативным. Стране был необходим сильный центр власти, это было очевидно из состояния дел. Однако президент мог бы стать таким средоточием власти только при наличии ряда условий, из которых одно из главных - это всенародные выборы президента. Но на сегодня народ может и не выбрать М. Горбачева. Или же это будет продолжительная и трудная процедура, которая опять-таки не послужит укреплению авторитета Горбачева. Если свою кандидатуру выдвинет также Борис Ельцин, то и победит Борис Ельцин. Я не советовал ставить вопрос о выборах президента даже на съезде, как это предусматривалось в новых разделах Конституции СССР. Настроение депутатов изменилось, и сегодня Горбачева уже не ждет тот триумф, который был при избрании его Председателем Верховного Совета СССР. Будет трудное обсуждение, будет критика. Горбачев не получит и 70% голосов. Но возможно, нам придется проводить два тура голосования. Надо расширить полномочия Горбачева, не меняя его статуса. Все перечисленные в проекте новые полномочия будущего президента надо передать М. Горбачеву как Председателю Верховного Совета. Еще через два-три дня А. Лукьянов передал мне, что М. Горбачев прочел мою записку. Он благодарил меня за советы, но не может со мной согласиться. Подобного рода аппаратная дискуссия шла больше месяца, и сам Горбачев признает, что у него порой возникали сомнения. Так, например, Н. Назарбаев соглашался на введение поста Президента СССР, но считал необходимым в этом случае вводить и в союзных республиках посты президентов, причем с расширенными полномочиями. Горбачеву пришлось согласиться, хотя это явно обесценивало его стремление поднять авторитет именно центральной, а вовсе не республиканской власти.

Р.А. Медведев. Советский Союз. Последние годы жизни. Конец советской империи

ОТМЕНА ШЕСТОЙ СТАТЬИ И ВВЕДЕНИЕ ПОСТА ПРЕЗИДЕНТА СССР

В целях обеспечения дальнейшего развития осуществляемых в стране глубоких политических и экономических преобразований, укрепления конституционного строя, прав, свобод и безопасности граждан, улучшения взаимодействия высших органов государственной власти и управления СССР Съезд народных депутатов СССР постановляет:

I. Учредить пост Президента Союза Советских Социалистических Республик.

Установить, что учреждение поста Президента СССР не меняет правового положения и не влечет ограничения компетенции союзных и автономных республик, закрепленной конституциями союзных в автономных республик и Конституцией СССР.

II. Внести в Конституцию (Основной Закон) СССР следующие изменения и дополнения:

1. Из преамбулы исключить слова "Возросла руководящая роль Коммунистической партии - авангарда всего народа".

2. Статьи 6, 7, 10, 11, 12, 13 и 51 изложить в следующей редакции:

"Статья 6. Коммунистическая партия Советского Союза, другие политические партии, а также профсоюзные, молодежные, иные общественные организации и массовые движения через своих представителей, избранных в Советы народных депутатов, и в других формах участвуют в выработке политики Советского государства, в управлении государственными и общественными делами.

Статья 7. Все политические партии, общественные организации и массовые движения, выполняя функции, предусмотренные их программами и уставами, действуют в рамках Конституции и советских законов.

Не допускаются создание и деятельность партий, организаций и движений, имеющих целью насильственное изменение советского конституционного строя и целостности социалистического государства, подрыв его безопасности, разжигание социальной, национальной и религиозной розни";

"Статья 10. Экономическая система СССР развивается на основе собственности советских граждан, коллективной и государственной собственности.

Государство создает условия, необходимые для развития разнообразных форм собственности, и обеспечивает равную их защиту.

Земля, ее недра, воды, растительный и животный мир в их естественном состоянии являются неотъемлемым достоянием народов, проживающих на данной территории, находятся в ведении Советов народных депутатов и предоставляются для использования гражданам, предприятиям, учреждениям и организациям.

Статья 11. Собственность гражданина СССР является его личным достоянием и используется для удовлетворения материальных и духовных потребностей, самостоятельного ведения хозяйственной и иной не запрещенной законом деятельности.

В собственности гражданина может находиться любое имущество потребительского и производственного назначения, приобретенное за счет трудовых доходов и по другим законным основаниям, кроме тех видов имущества, приобретение которых гражданами в собственность не допускается.

Для ведения крестьянского и личного подсобного хозяйства и других целей, предусмотренных законом, граждане вправе иметь земельные участки в пожизненном наследуемом владении, а также в пользовании.

Право наследования имущества гражданина признается и охраняется законом.

3. Дополнить Конституцию СССР новой главой 15.1 следующего содержания:

Глава 15.1. Президент СССР

Статья 127. Главой Советского государства - Союза Советских Социалистических Республик является Президент СССР.

Статья 127.1. Президентом СССР может быть избран гражданин СССР не моложе тридцати пяти и не старше шестидесяти пяти лет. Одно и то же лицо не может быть Президентом СССР более двух сроков.

Президент СССР избирается гражданами СССР на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на пять лет. Число кандидатов на пост Президента СССР не ограничивается. Выборы Президента СССР считаются действительными, если в них приняло участие не менее пятидесяти процентов избирателей. Избранным считается кандидат, получивший больше половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании, в целом по Союзу ССР и в большинстве союзных республик.

Порядок выборов Президента СССР определяется Законом CCСР.

Президент СССР не может быть народным депутатом.

Лицо, являющееся Президентом СССР, может получать заработную плату только по этой должности.

III. 1. Установить, что первый Президент СССР избирается Съездом народных депутатов СССР сроком на пять лет.

Кандидатуры на пост Президента СССР на этих выборах могут выдвигаться общественными организациями в лице их общесоюзных органов, Верховным Советом СССР, каждой из его палат, группами народных депутатов СССР не менее 100 человек и союзными республиками в лице их высших органов государственной власти. Избранным считается кандидат, получивший больше половины голосов от общего числа народных депутатов СССР. Если при голосовании никто из кандидатов не набрал больше половины голосов, проводится повторное голосование по двум кандидатурам, набравшим наибольшее число голосов.

2. Лицо, избранное Президентом СССР, вступает в должность с момента принесения присяги.

Утвердить следующий текст присяги Президента СССР:

"Торжественно клянусь верно служить народам нашей страны, строго следовать Конституции СССР, гарантировать права и свободы граждан, добросовестно выполнять возложенные на меня высокие обязанности Президента СССР".

Из закона СССР от 14 марта 1990 г. N 1360-I "Об учреждении поста Президента СССР и внесении изменений и дополнений в Конституцию (Основной Закон) СССР"

http://constitution.garant.ru/history/ussr-rsfsr/1977/zakony/185465/#text

ЕДИНСТВЕННАЯ КАНДИДАТУРА

Что касается способа избрания Президента, то социально-эконо-мическая и политическая обстановка в стране не позволяла идти на всенародные выборы. В некоторых районах было введено чрезвычайное положение, ряд образований (Литовская ССР, Нахичеванская АССР) в одностороннем порядке принял решение о выходе из состава СССР. Как сказал академик Д.С.Лихачев: "Страна объята эмоциями. В этих условиях прямые выборы Президента фактически приведут к гражданской войне". Поэтому первый (и последний) Президент СССР Горбачев был избран 14 марта 1990 года на Внеочередном третьем Съезде народных депутатов… При голосовании его кандидатура оказалась единственной, хотя на предварительном этапе были выдвинуты и другие кандидаты - В.В.Бакатин и Н.И.Рыжков.

С.Г. Паречина. Институт президентства: история и современность

РЕЗУЛЬТАТ ВЫБОРОВ

Общее число народных депутатов - 2245. Число народ-ных депутатов, получивших бюллетень, равно 2000. При вскрытии избирательных ящиков было обнаружено 1878 бюл-летеней, из них недействительных - 54.

Таким образом, Президентом СССР избран товарищ Гор-бачев Михаил Сергеевич. За кандидатуру Горбачева было подано 59,2% голосов от общего числа народных депутатов, 66,45 % голосов - от получивших бюллетени депутатов и 70,76% голосов от принявших участие в голосовании.

Из сообщения Председателя Счетной комиссии по выборам Президента СССР на III съезде народных депутатов СССР 15 марта 1990 г.

ДОВЕРЕННОЕ ЛИЦО ВСЕГО НАРОДА

Политика перестройки, как я думаю, - это единственно возможный для такой страны, как наша, мирный путь перехода в новое качественное состояние - от авторитарно-бюрократической системы к гуманному, демократическому социалистическому обществу... Речь идет о повороте исторического масштаба... Мы, естественно, не успевали делать все, как нужно. Свое негативное воздействие оказало стечение неблагоприятных обстоятельств... Немалым ущербом обернулись просчеты, допущенные в инвестиционной политике, при проведении антиалкогольной кампании. Огромные потери и человеческие жертвы стали следствием преступной халатности и еще более преступного разжигания межнациональной вражды... При всех трудностях экономического и социального порядка, остроте других проблем главным препятствием остается закостенелость сознания... Я сознаю драматизм ситуации, сложность и неординарность проблем, взбудораженность общества, но не вижу оснований для паники, тем более для того, чтобы менять политику. Напротив, очевидна необходимость радикализации политики перестройки… В моем понимании Президент должен чувствовать себя и действовать, как представитель не какого-то отдельного слоя и политического течения, но как доверенное лицо всего народа

Третий внеочередной съезд народных депутатов СССР избрал 15 марта 1990 года Михаила Горбачева президентом Советского союза. Этому событию предшествовали три дня активной работы и бурных обсуждений. Депутаты не без сопротивления приняли сразу две революционные поправки в конституцию: ввели пост президента и упразднили знаменитую 6-ю статью - о руководящей и направляющей роли КПСС.

Зачем

Тема возможного введения поста президента появилась в прессе в декабре 1989-го, но лишь на уровне дискуссий.

В январе 1990 года Михаил Горбачев оказался совершенно раздавлен проблемами в экономике и выступлениями оппозиции в Литве и Азербайджане. Было ощущение, что если бы не политбюро, то можно было бы действовать смелее и решительнее, искать и применять новые подходы. "Архитектор перестройки" и секретарь ЦК КПСС Александр Яковлев поддержал Горбачева и предложил в ближайшее время собрать съезд народных депутатов и организовать выборы президента. Горбачев согласился.

Идея была озвучена на сессии Верховного Совета в середине февраля и спровоцировала шквал критики. Официальное объяснение "в целях улучшения взаимодействия высших органов государственной власти и управления СССР" никого не убеждало, ведь у генсека и так было достаточно власти.

Со временем историки пришли к выводу, что причиной было желание Горбачева ослабить свою зависимость от ЦК КПСС, который мог в любое время отправить его в отставку, как поступил с Хрущевым.

Депутаты попротестовали, но тем не менее 27 февраля проголосовали за созыв внеочередного съезда народных депутатов.

Срочные непрямые выборы

Съезд открылся 12 марта. Некоторые депутаты приветствовали новые поправки: к примеру, Нурсултан Назарбаев увидел в президентской власти "важный залог единства нашей федерации". Другие протестовали, предупреждали, что перестройка захлебнется президентством. Сопредседатель Межрегиональной депутатской группы Юрий Афанасьев убеждал коллег: "Попытка наспех, тут, на съезде, ввести пост президента - есть грубейшая, тягчайшая политическая ошибка, которая многократно усугубит наши трудности, тревоги и опасения".

Тем не менее конституционная поправка, которая вводила пост президента, была принята. Она предусматривала избрание на этот пост гражданина СССР в возрасте от 35 до 65 лет процедурой прямого голосования. Но для первого раза решили сделать исключение и избрать первого президента прямо на съезде.

© Sputnik / Леонид Палладин

Михаил Сергеевич Горбачев в президиуме внеочередного III Съезда народных депутатов СССР

14 марта состоялось выдвижение кандидатов. Помимо Горбачева звучали фамилии премьера Николая Рыжкова и министра внутренних дел Вадима Бакатина, но они взяли самоотвод. Тайное голосование началось уже вечером и заметно затянулось. Его результаты стали известны лишь на следующее утро.

На съезде присутствовали две тысячи депутатов. За Горбачева проголосовали 1329 человек, то есть более 59%.

После оглашения результатов первый президент СССР вышел на трибуну и присягнул на верность народам, пообещал следовать конституции, гарантировать права и свободы.

Просчитался

Президентский пост и относительная независимость от ЦК не стали спасением, а наоборот, обострили ситуацию. Все ждали от Горбачева решительных шагов: консерваторы, что он, наконец, наведет порядок, либералы, что теперь начнутся настоящие реформы. А шагов не было. Пришло разочарование, причем повсеместное. Рейтинг Горбачева стал стремительно падать.

В 1990 году продолжился парад суверенитетов. Бывшие советские республики одна за другой принимали декларации о независимости. В итоге уже через год встал вопрос о новом формате взаимоотношений союзных и республиканских властей. Начались длительные и очень эмоциональные консультации.

Потом были августовский путч и социальные проблемы. Все это еще больше ослабило позиции президента.

© Sputnik / Федосеев

Защитники Белого дома в августе 1991 года

"Страна оказалась в очередях. На глазах разрушалось управление, нормальное функционирование государства. Но я и после Беловежского соглашения выступал против развала Союза, говорил, что не могут три человека закрыть целое государство, одним своим решением избавиться от него", - сказал через пять лет после путча Горбачев.

25 декабря 1991 года Горбачев вынужден был подать в отставку в связи с фактическим отсутствием страны, президентом которой он являлся. Пост президента СССР просуществовал 660 дней.


Пост Президента СССР был учрежден на III Съезде народных депутатов. Соответствующая поправка к Конституции гласила, что Президент СССР избирается всенародным голосованием на пятилетний срок. При этом первый и последний Президент СССР М. С. Горбачев в порядке исключения был избран Съездом народных депутатов 15 марта 1990 г. Вице-президентом СССР стал Г. И. Янаев, который выполнял по поручению президента отдельные его функции и мог замещать последнего в случае его болезни или отставки.
Президенту отводилось важное место в системе высших государственных органов. Он являлся главой государства, обеспечивал взаимодействие органов власти и управления, представлял на утверждение Верховного Совета кандидатуры главы правительства, министров, Генерального прокурора, председателей Верховного и Высшего арбитражного судов СССР, персональный состав Комитета конституционного надзора СССР. Президент назначал и смещал высшее военное командование, вел международные переговоры, назначал и отзывал дипломатических представителей, имел право объявлять мобилизацию и состояние войны, вводить военное или чрезвычайное положение. Президент СССР мог активно влиять на деятельность Верховного Совета СССР, ограничивал его полновластие. Так, Президент обладал правом отклонять принятые Верховным Советом законы и направлять их на повторное обсуждение; он мог ставить перед Съездом народных депутатов СССР вопрос об избрании Верховного Совета СССР в новом составе. У Президента СССР было право издавать указы нормативного характера экономической и социальной направленности, он мог даже создавать новые органы и другие государственные структуры «для ускорения формирования союзного рынка».
В декабре 1990 г. VI съезд народных депутатов СССР наделил Президента СССР дополнительными полномочиями, предоставив ему право возглавлять систему органов государственного управления СССР и обеспечивать ее взаимодействие с высшими органами государственной власти страны. Совет министров СССР был переименован в Кабинет министров СССР, а Председатель Совета министров - в Премьер-министра СССР. Переименование повлекло и существенное изменение статуса Кабинета министров, который переставал быть высшим исполнительным и распорядительным органом СССР, поскольку данные функции переходили Президенту
Президент СССР возглавил Совет безопасности СССР - новый государственный орган, на который возлагалась « выработка рекомендаций по проведению в жизнь общесоюзной политики в области обороны, поддержанию надежной государственной, экономической и экологической безопасности, преодолению последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций, обеспечению стабильности и правового порядка в обществе».
Созданная в СССР в 1989 - 1990 гг. государственно-политическая система нового типа в целом оказалась неспособной к управлению страной в условиях кризиса. Конкретные меры подменялись пустыми разговорами о необходимости перестройки, ее историческом значении и трудностях переходного периода. Формально увеличив объем своих властных полномочий, М. С. Горбачев к 1991 г. фактически утратил личный авторитет и статус всесоюзного лидера.


Рис. 26. Государственное управление в СССР с декабря 1990 по декабрь 1991 гг.

Начало российских реформ. После избрания Б. Н. Ельцина Председателем Верховного Совета СССР руководство России попыталось осуществить рыночные реформы. Летом 1990 г. Верховный Совет РСФСР принял экономическую программу «500 дней» С. С. Шаталина и Г. А. Явлинского - программу перехода СССР к рыночным отношениям в максимально сжатые сроки. Для ее доработки была создана совместная российско-союзная группа экономистов во главе с академиком С. С. Шаталиным. При этом программа вызвала резкое противодействие в Совете министров СССР, так как предусматривала передачу широкого круга функций от центра республикам. Решительными противниками программы выступили руководители Совмина СССР Н. И. Рыжков и Л. И. Абалкин.
Отказ от совместных действий союзного и российского правительств вызвал нарастание противостояния и соперничества между союзными и российскими органами управления. В январе 1991 г. Верховный Совет РСФСР принял закон «О собственности в РСФСР». Этим законом в России возрождалась частная собственность, причем сфера ее действия не ограничивалась ни размерами, ни отраслями. Признавались права частной собственности на землю, капитал и средства производства, разрешалось создавать частные предприятия любых размеров и с широким диапазоном деятельности. Предприниматель получил право привлекать любое количество наемных работников.
Одновременно Совет министров РФСР и Верховный Совет РСФСР вели последовательную работу по переводу союзных предприятий, находившихся на территории РСФСР, под юрисдикцию России. Такие действия вызывали растерянность и возмущение союзных ведомств. Для союзного центра стала реальной перспектива утраты прав собственности на крупнейшие промышленные предприятия, определявшие экономический, финансовый и оборонный потенциал СССР.
Весной 1991 г. в России развернулась кампания по избранию первого Президента республики. На президентских выборах 12 июня 1991 г. Б. Н. Ельцин одержал убедительную победу: за него было подано 57,3% голосов, тогда как шедший вторым Н. И. Рыжков собрал 16,9%. 10 июля 1991 г. впервые в истории России состоялась процедура вступления в должность Президента России. Б. Н. Ельцин принес присягу, в которой обязывался соблюдать Конституцию, защищать суверенитет России, уважать и охранять права и свободы человека и гражданина.
Всенародное избрание на высший государственный пост дало Б. Н. Ельцину политическое превосходство над М. С. Горбачевым, легитимность которого в качестве Президента СССР была основана только на решении Съезда народных депутатов. Это обстоятельство выводило противостояние союзного и республиканского руководства на новый уровень

Лекция, реферат. Введение поста Президента СССР - понятие и виды. Классификация, сущность и особенности.