Загадки к урокам русского языка для учащихся начальной школы. Главные загадки русского языка

Я учу. Смотрю в тетрадку.

У меня серьезный вид.

«А», «Б», «В», и по порядку

Повторяю... (алфавит)

А по русскому у нас

Очень сложная программа.

Мы в словах из разных фраз

Ищем дружно... (орфограммы)

Тридцать три подружки

Школьницы-девчушки.

Друг за другом встанут,

Все слова составят. (Буквы)

Если слог мы выделяем

При его прочтении,

Палочкой обозначаем

Сверху... (ударение)

Слова одной и той же части речи.

Но разное значение у них.

Скажу я «трусость»,

Ты ответишь - «храбрость»,

Скажу я «грусть»,

А ты в ответ мне - «радость». (Антонимы)

Если гласная плохо слышится,

Эта гласная очень коварная,

Ведь с ошибкою слово напишется,

Если гласная -... (безударная)

С вопросом предложения

Я обозвал «спросительные».

Я позабыл в волнении

Названье... («вопросительные»)

Он отвечает на вопрос «Что делать?».

Часть речи это. Например, «пошел».

Обозначает действие предмета

И гордо называется... (глагол)

Сложнее чтения, сложней математики.

Наука, что может язык изучать,

Называется просто - ... (грамматика)

Я главные члены ищу в предложении.

Подлежащего нет, где-то спряталось снова.

Оно со сказуемым в соединении

Составляет... (грамматическую основу)

Знак такой: крючок и точка,

Напишу его на строчке.

Если что-то я спрошу,

То его в конце пишу.

Сколько? Где? Когда? Все просто...

После слов тех - ... (знак вопроса)

Какая погода!

И снег замечательный!

Поставлю в конце

Знак другой -... (восклицательный)

Я один говорил,

Это был монолог.

Собеседник вступил,

Стала речь -... (диалог)

Часть слова, известная всем.

Не быть его может совсем,

Оно может быть звуковое,

А может быть и нулевое. (Окончание)

Она выражает значение слова

И называется просто - ... (основа)

По соседству два брата живут,

В слова то и дело встают.

Один брат звуки смягчает,

Другой брат их разделяет. (Твердый и мягкий знаки)

Я писал письмо Сережке,

О делах, друзьях немножко.

Не писал я много слов,

Ну а вышло пять листов.

В конце пятого листочка

Я закончил. Ставлю... (точку)

Если корень выделяем,

Суффикс мы определяем

И приставку мы найдем,

Окончанье обведем.

Наши действия - не вздор,

По составу то... (разбор)

Слова объяснение

Словарь зовет... («значение»)

Средний, женский и мужской бывает.

Как его, скажите, называют? (Род)

Ты части речи те - союз,

Предлог, частицу, - помни.

Ты, школьник, намотай на ус,

Названье их запомни.

Зовутся не волшебные,

А проще. Так:... (служебные)

Каждый абзац мы с нее начинаем.

Помним о ней и название знаем.

И правильно скажет школьник любой,

Что отступ зовется... (красной строкой)

Часть текста в учебнике нам не в новинку:

То, может, абзац, может быть, половинка.

Такой вот из текста любого «обрывок»

Мы все называем понятно - ... (отрывок)

Над ошибками работу

Делал целую субботу.

Иссякло уж терпение,

Готовы... (исправления)

Загадки с ответами для начальных классов к урокам русского языка.

Рябиченко Надежда Владимировна, учитель начальных классов МКОУ «Михайловская ООШ» Киквидзенского района Волгоградской области

Загадки к урокам русского языка для учащихся начальной школы.

Краткое описание:
Предлагаю вашему вниманию подбор загадок с ответами к урокам русского языка на различную тематику. Данный материал будет полезен учителям начальной школы, может быть использован на уроках русского языка в начальной школе при изучении нового материала, при закреплении изученного, а так же при проведении внеклассных мероприятий.

Цель: повышение учебной мотивации и познавательной активности обучающихся.

Задачи:
- развивать внимание, воображение, сообразительность, любознательность, логическое мышление;
- расширять кругозор детей;
- воспитывать интерес к предмету.

Загадки по теме «Правописание безударных гласных в корне слова».
1.На траве блестит роса,
Вышла девица – краса,
Траву режет и кладет,
Все вперед-назад плывет. (коса)
2.Хитрая плутовка, рыжая головка,
Хвост пушистый – краса!
А зовут ее … (лиса)
3.Лыко любит драть,
В огород скакать,
Бородой она трясет,
Дерезой себя зовет. (коза)
4.Сидит бабушка в очках на ореховых сучках.
О-хо-хо да ах-ах-ах – худо бабушке в очках.
Видит ночью в темноте и жучков, и паучков,
И ни зги не видит днем ни в очках, ни без очков. (сова)
5.Я и туча, и туман, и ручей, и океан,
И летаю, и бегу, и стеклянной быть могу. (вода)
6.Запорошила дорожки, разукрасила окошки,
Радость детям подарила и на санках прокатила.(зима)
7.Весной веселит, летом холодит,
Осенью питает, зимой согревает. (дерево)
8.Ни начала, ни конца, ни затылка, ни лица!
Знают все – и млад, и стар, что она – большущий шар. (Земля)
9.По морю идет, идет,
А до берега дойдет –
Тут и пропадет. (волна)
10.Рано утром на дворе,
Много бус на траве. (роса)

Загадки по теме «Правописание парных согласных в корне слова» .
1.Вот гора, а у горы
Две глубокие норы.
В этих норах воздух бродит,
То заходит, то выходит. (нос)
2.Старик – шутник
На улице стоять не велит,
За нос домой тянет. (мороз)
3.Свернешь – клин,
Развернешь – блин. (зонт)
4.За тобою он плетется,
Хоть на месте остается. (след)
5.Лежал, лежал,
Да в реку побежал. (снег)
6.То я в клетку, то в линейку,
Написать по мне сумей-ка,
Можешь и нарисовать
Называюсь я … (тетрадь)
7.Невысок и коренаст
Поглядеть решил на нас,
Приподняв с утра под елками
Лист с зелеными иголками. (гриб)
8.Под соснами, под елками
Лежит мешок с иголками. (еж)
9.Кверху дном – полная, книзу дном – пустая. (шапка)
10.Набитая пухом, лежит под ухом. (подушка)
11.Если я пуста бываю,
Про тебя я забываю,
Но когда несу еду
Мимо рта я не пройду. (ложка)
12.Унылая старушка
Живет в лесной избушке,
Одно и то же говорит,
Один слог всю жизнь твердит. (кукушка)
13.В беленьких платьях, желтые глазки…
Ты назовешь их без всякой подсказки. (ромашки)
14.Вот где спряталась подружка.
Под листом сидит … (волнушка)
15.Дождь и снег, гроза и ливень.
Одним словом как назвать,
Чтоб загадку отгадать. (осадки)
16.Вышла курочка гулять,
Свежей травки пощипать,
А за ней ребятки –
Их зовут … (цыплятки)
17.Острый кончик – ой, ой! На ноге его одной.
(гвоздь)

Загадки по теме «Правописание сочетаний жи, ши, ча, ща, чу, щу».
1.Где упрется хвостом,
Станет дырка потом. (шило)
2.Под гору – коняшки,
В гору - деревяшки (лыжи)
3.Что за звездочки такие
На пальто и на платке?
Все сквозные, вырезные,
А возьмешь – вода в руке. (снежинки)
4.Травка та растет на склонах
И на холмиках зеленых.
Запах крепок и душист,
А ее цветок и лист
Нам с тобой идут на чай.
Что за травка, отгадай! (душица)
5.Я на розу так похож,
Разве что не так хорош,
Но зато мои плоды
Всем пригодны для еды. (шиповник)
6.Горит столб, а дыму нет. (свеча)
7.Летит орлица по синему небу,
Крылья распластала, солнышко застлала. (туча)
8.Правду скажут, коль идут.
Остановятся – соврут. (часы)
9.Не шит, не кроен,
А на ниточке сборен. (чулок)
10.У нее во рту пила,
Под водой она жила.
Всех пугала, всех глотала,
А теперь в котел попала. (щука)

Загадки по теме «Правописание разделительного мягкого и твердого знаков».
1.В лесу у пня суетня, беготня:
Народ рабочий весь день хлопочет,
Себе город строит. (муравьи)
2.Корень в земле, тело на воле,
К солнцу тянутся много рук – не расстанутся! (деревья)
3.Спереди - пятачок, сзади – крючок.
Посередине спинка, а на ней щетинка. (свинья)
4.Я великан: вот ту громадную,
Многопудовую плиту
Я, словно плитку шоколадную,
Вмиг поднимаю в высоту.
И если я могучей лапою
Слона или верблюда сцапаю,
Я их обоих буду рад
Поднять, как маленьких котят. (подъемный кран)

Загадки по теме «Состав слова».
1.Не спорю, не белый – я, братцы, попроще,
Расту я обычно в березовой роще. (подберезовик)
2.Из-под снега расцветает,
Раньше всех весну встречает. (подснежник)
3.Я в красной шапочке расту
Среди корней осиновых.
Меня увидишь за версту,
Зовусь я … (подосиновик)
4.Ночью, в полдень, на рассвете,
Службу он несет в секрете.
На тропе, на берегу
Преграждает путь врагу. (пограничник)
5.Мастер, мастер, помоги -
Прохудились сапоги.
Забивай покрепче гвозди –
Мы пойдем сегодня в гости. (сапожник)
6.Его работа в глубине, на самом дне,
Его работа в темноте и тишине.
Пусть труд его нелегок и непрост,
Как космонавт, плывет он среди звезд. (водолаз)
7.Птица по небу летит,
Равномерно так гудит.
Крыльями она не машет,
Белый след за нею ляжет. (самолет)
8.По реке людей он возит,
В городах он в порт заходит. (теплоход)

Загадки по теме «Правописание мягкого знака после шипящих у имен существительных».
1.Махнула птица крылом
И накрыла весь свет одним пером. (ночь)
2.Хвост во дворе, нос в конуре.
Кто хвост повернет, тот и в дом войдет. (ключ)
3.Маленький шарик под лавкой шарит. (мышь)
4.Что две недели зеленится,
Две недели колосится,
Две недели отцветает,
Две недели наливает,
Две недели подсыхает. (рожь)
5.Стоит над водой, трясет бородой. (камыш)
6.Не похож на человечка,
Но имеет он сердечко.
И работе круглый год
Он сердечко отдает. (карандаш)
7.Он от битья не плачет,
А прыгает и скачет. (мяч)
8.Всех перелетных птиц черней,
Чистит пашню от червей.
Взад-вперед по пашне вскачь.
А зовется птица… (грач)
9.Человек в халате белом
Занят очень важным делом.
Ему здоровье доверяем
И надежду возлагаем. (врач)

Загадки по теме «Правописание безударных гласных, не проверяемых ударением».
1.Бежит, гудит, в два глаза глядит,
А станет - ярко-красный глазок глянет. (автомобиль)
2.Из края города в другой.
Ходит домик под дугой. (трамвай)
3.На припеке у пеньков
Много тонких стебельков.
Каждый тонкий стебелек
Держит алый огонек.
Пригибаем стебельки –
Собираем огоньки. (ягоды)
4.В поле родился,
На заводе варился,
В стакане растворился (сахар)
5.Русская красавица, всем нам очень нравится.
Бела она, стройна, одежда зелена. (береза)
6.Растут на ветках группками,
Покрытые скорлупками. (орехи)
7.Закутан ребенок в сто пеленок. (капуста)
8.Любопытный красный нос
По макушку в землю врос.
Лишь торчат на грядке
Зеленые прядки. (морковь)
9.Бусы красные висят, из кустов на нас глядят.
Очень любят бусы эти дети, птицы и медведи. (малина)
10.Он чирикает на крыше и забраться может выше.
По двору шныряет, корм там подбирает. (воробей)

Загадки по теме «Правописание непроизносимых согласных в корне слова».
1.День и ночь стучит оно, будто бы заведено.
Будет плохо, если вдруг прекратится этот стук. (сердце)
2.Когда лежу я на спине,
Нет пользы никакой во мне,
Но прислони меня к стене -
Найдется сразу дело мне. (лестница)
3.Ну-ка, кто из вас ответит:
Не огонь, а больно жжет,
Не фонарь, а ярко светит,
И не пекарь, а печет. (солнце)

Загадки по теме «Слова с удвоенными согласными».
1.Плещет теплая вода в берегах из чугуна.
Отгадайте, вспомните: что за море в комнате? (ванна)
2.Белая кошка лезет в окошко. (рассвет)
3.Движется большой вагон
На спине с усами.
А что это за вагон,
Догадайтесь сами. (троллейбус)
4.Он по виду брат баяну,
Где веселье, там и он.
Я подсказывать не стану,
Всем знаком … (аккордеон)
5.На ледяной площадке крик,
К воротам рвется ученик –
Кричат все: Шайба! Клюшка! Бей!
Веселая игра … (хоккей)
6.Аппарат летательный – дом ее желательный.
Перелет Москва – Одесса, вас обслужит …. (стюардесса)

Загадки по теме «Правописание мягкого знака, обозначающего мягкость согласного звука».
1.В воде купался, сух остался. (гусь)
2.Всем, кто придет,
И всем, кто уйдет,
Она ручку подает. (дверь)
3.- Ты откуда, ты откуда
Прилетел к нам, красногрудый?
- Облетел я всю Сибирь.
- Как зовут тебя? (снегирь )
4.Острый кончик – ой, ой! На ноге его одной.
В деревяшке хочет жить, сверху надо его бить. (гвоздь)
5.Огромная кошка мелькнет за стволами -
Глаза золотые и уши с кистями.
Но это не кошка – смотри, берегись!
Идет на охоту коварная … (рысь)
6.Хозяин лесной просыпается весной,
А зимой под вьюжный вой
Спит в избушке снеговой. (медведь)
7.Растет она вниз головою,
Не летом растет, а зимою.
Но солнце ее припечет –
Заплачет она и умрет. (сосулька )
8.У двух матерей по пять сыновей,
Одно всем имя. (пальцы)
9.Есть, ребята, у меня два серебряных коня.
Езжу сразу на обоих! Что за кони у меня? (коньки)
10.Без ног приходит, без языка рассказывает. (письмо)
11.Вот бочонок с шапочкой, с дерева упал.
Год прошел – и деревцем маленьким он стал. (желудь)
12.Что за дерево растет? Снег в июне нам несет.
Снег же тот не тает, в воздухе летает. (тополь)
13.Кто на льду меня догонит?
Мы бежим вперегонки.
И несут меня не кони,
А блестящие … (коньки)
14.За кудрявый хохолок лису из норки поволок.
На ощупь очень гладкая, на вкус, как сахар, сладкая. (морковь)
15.Шел долговяз, в землю увяз. (дождь)
16.В ледяном полу дыра дышать рыбам помогла. (прорубь)

Ненужное слово никогда не удержится в языке, сколько ни старайтесь ввести его в употребление.

(В. Белинский)

Современный человек должен обладать красивой грамотной и выразительной речью, а для этого необходимо знать значение слова, его происхождение и правильно употреблять его в речи. Тема бережного отношения к русскому языку была актуальна всегда. С. Маршак говорил: «Мы должны оберегать русский язык, помня, что слова, которыми мы пользуемся сейчас, будут служить многие столетия после нас для выражения неизвестных нам идей и мыслей, для создания новых, не поддающихся нашему предвидению поэтических творений. И мы должны быть глубоко благодарны предшествующим поколениям, которые донесли до нас это наследие - образный, емкий, умный язык».

Мы так привыкли к словам Читаем, пишем, разговариваем, смеемся, шутим, поём, а то и ругаемсяЯзык нужен нам, как воздух. Но как редко мы задумываемся о том, как слово появилось, каковы его история и происхождение. Почему мы так говорим? Какие загадки ранит русский язык?

А ведь это целая наука, очень интересная и серьезная – этимология, что в переводе с греческого означает «наука об истинном значении слов».

Интерес к этой науке у меня вызвала информация, прозвучавшая на уроках русского языка, о том, что буква «ф» - иностранка. Наличие в слове этой буквы – иноязычная черта. Меня это очень удивило, и я решила этот интересный факт проверить, а для этого пришлось обратиться к этимологическому словарю. И действительно, во многих справочниках и энциклопедиях говорится о том, что все слова с буквой «ф» иностранного происхождения.

Для начала решила проверить наугад слово «фонарь». Слово заимствованно из греческого – phanarion – «светящийся шар», от phanоs – «светильник». Следующим было слово «сарафан» - русский национальный женский костюм. Никак не может быть это слово иностранного происхождения. Читаю в словаре: – слово заимствовано из тюркских языков – sarapa – «длинная одежда», которое восходит к перс. Sapǎpǎ – «почетная одежда».

И так со всеми остальными словами, в которых «прячется» буква «ф».

Из французского пришли слова: афиша, жираф, портфель;

Из греческого: симфония, алфавит;

Из польского: фамилия, фантазия, фольга;

Из немецкого: фазан, графин, факел;

И даже из суахили (Африка) – сафари.

Загадкой для ученых является только слово «филин». По мнению одних, это слово исконно русского происхождения. А так как филин частый герой русских народных сказок, то это вполне допустимо. По мнению других (и их большинство), происхождение этого слова уходит своими корнями к греческому имени «Филимон».

И все эти секреты хранит только одна буква. Что же скрывают в себе слова? Пока я раскрывала «секреты» буквы «ф», я узнала, что одни слова, ранее существовавшие исчезли, другие появились, третьи изменили свое значение, а некоторые, едва появившись, быстро устарели. Слова рождают другие слова, и поток их все нарастает, чтобы успеть назвать предметы, действия, явления безудержного взлета научной мысли и технических достижений.

Основной фонд нашего языка – это исконно русские слова. По подсчетам ученых, они «составляют более 90 % слов, употребляющихся в настоящее время в нашем языке». Но словарный состав русского языка непрерывно изменяется. Отмирание слов вызвано самой жизнью. Современный воин не может быть вооружен копьем, мечом, луком, стрелами. Не нужны стали эти предметы, постепенно ушли из жизни и слова, их называющие. Такие слова называют историзмами.

А есть другая группа устаревших слов, они называются архаизмы. Эти слова перестают употребляться не потому, что уходит из жизни предмет, понятие, а потому, что место этого слова заняло другое с тем же значением: перст – палец, ланита – щека, чело – лоб, рех – дыра, внимать – слушать, дщерь - дочь.

Некоторые устаревшие слова сохранились в пословицах и поговорках, устойчивых выражениях: беречь как зеницу ока, коломенская верста, как аршин проглотил, гроша медного не стоит. Встречаются такие слова в сказках, былинах, преданиях и других жанрах устного народного творчества.

В художественной литературе устаревшие слова используются в разных целях. Иногда они нужны для характеристики исторической эпохи, которую описывает автор. Устаревшие слова помогают нам совершить путешествие в прошлое.

Что значит, дедушка, «лакей»? -

Спросил один из малышей.

А что такое «камергер»? – спросил постарше пионер.

Лакей господским был слугой,

А камергер – вельможей,

Но тот, ребята, и другой –

Почти одно и то же,

У них различье только в том,

Что первый был в ливрее,

Второй - в мундире золотом,

При шпаге, с анненским крестом,

С Владимиром на шее.

/С. Маршак «Быль-небылица/

Чтобы понять смысл прочитанного, нам опять придется обратиться за к помощью этимологическому словарю. Слова «лакей», «камергер», «вельможа» стали не нужны, перестали употребляться и исчезли из русского языка. Уходит из жизни какой-нибудь предмет, понятие вместе с ним уходит и слово.

Чтобы в этом убедиться, я решила провести небольшой эксперимент. Предложила своим одноклассникам несколько устаревших слов и попросила объяснить их значение. Были предложены слова: челобитная, челядь, сусек, полушка, лабаз, фельдъегерь.

Эти слова давно исчезли из современной лексики, не встречались они пока нам и на уроках русского языка и литературного чтения, поэтому из 22 двух одноклассников с моим заданием справился только 1 человек /Настя Гостюхина/. Да и Настя смогла объяснить значение не всех слов.

Но самый большой интерес у меня вызвала группа слов, которую принято называть заимствованными словами. Заимствованные слова есть в каждом языке, это явление закономерное. Каждый язык неповторим, по-своему богат и прекрасен, самобытность языка никогда не страдает от проникновения иноязычных слов, они обогащают язык. Некоторые слова настолько подверглись внешнему звуковому изменению и получили такое широкое распространение, что говорящие по-русски и не подозревают в них «иностранцев».

Слово балаган – старинное народное театральное зрелище, появилось в русском языке так давно /в XIV веке/, что сегодня никто и не вспомнит, что пришло оно к нам из тюркского языка.

Мы радуемся приближающимся каникулам, не задумываясь о том, что и это слово пришло к нам из чужого языка. В древнем Риме, когда солнце проходило через созвездие «каникула», делали перерыв в работе. В русский язык пришло в 18 в. из польского языка.

Тетрадка, которую мы не задумываясь открываем на уроках русского или математики, ведь тоже носит иностранное имя. Слово «тетрадь» греческого происхождения. Сложите лист пополам, потом еще раз пополам. Теперь разрежьте эту книжечку, сшейте ее посредине – тетрадь готова. В ней будет четыре листа. Такими и были первые тетрадки, потом листов стало больше, а название осталось.

А наши имена? Во времена крещения Руси в конце Х века Жданы и Храбры, Лебеди и Прекрасны, Молчан и Добрава сменили старославянские имена на греческие Александр и Анастасия, Зоя и Юрий, Татьяна и Василий, Евгений и Елена.

Наука, технический прогресс не стоит на месте, в нашу жизнь активно врывается сотовая связь, Интернет. Мы уже не представляем себе жизнь без ноутбука, флэшки, блютуза, ИК-порта, и многих других вещей и понятий, которые названы словами иностранного происхождения. 19 моих одноклассников с легкостью объяснили их значение потому, что всем этим мы активно пользуемся. Только мальчишки не смогли дать объяснение слову «кутюрье», у них другие интересы.

Русский язык представляется мне хлебосольным хозяином, чье радушие широко распахивает двери перед чужеземными словами и выражениями. С одними хозяин легко прощается, если не находит в них достойных качеств, других привечает. «Мой дом – твой дом, - говорит он полюбившемуся гостю. - Хочешь - смени иноземный наряд на русские одежды. А нет - что за печаль, оставайся самим собой»

Ненужное слово никогда не удержится в языке, сколько ни старайтесь ввести его в употребление. (В. Белинский)

Много разных слов в русском языке, и каждое по-своему интересно. Чем больше слов знает человек, тем точнее и ярче он выражает свою мысль. «Хромое слово – кривая речь», говорит русская пословица. Чтобы мы могли понять написанное, точно рассказать о прочитанном или увиденном, чтобы речь наша была не «кривой», а красивой, чтобы каждое слово стояло в ней на своем месте, надо знать много слов.

Но сегодня ученые бьют тревогу: количество заимствований в современном русском языке перевалило, по их подсчетам, за 10 %. Если в нашей речи заимствованные слова начнут преобладать (на 2-3 %), то возможно исчезновение языка. Но это уже тема для будущего исследования. Грозят ли заимствованные слова русскому языку? Есть над чем задуматься!

Мягкий знак - показатель мягкости

1. Немного печальный
Цветок музыкальный. (Колокольчик)

2. Веселая и строгая ходит,
Пол не трогая.

Кто ни выйдет, ни войдет,

Руку ей всегда пожмет. (Дверь)

3.Одной рукой всех встречает,
Другой провожает. (Дверь)

4. Притаились пичужки
Тесненько друг к дружке.

Что сутки - из стаи одна улетает. (Календарь)

5.Мчусь, как пуля, я вперед
Лишь поскрипывает лёд.
И мелькают огоньки,
Кто несёт меня?... (Коньки)

6.То я в клетку, то в линейку,
Написать по ним сумей-ка,
Можешь и нарисовать,
Называюсь я... (Тетрадь)

7. Чтоб тебя я повёз,

Мне не нужен овес.

Накорми меня бензином,

На копытца дай резину,

И тогда, поднявши пыль, побежит. (Автомобиль)

8. Тянусь я тонким столбиком

По трубке из стекла,

Сжимаюсь я от холода,

Расту я от тепла. (Ртуть в градуснике)

9. Меня частенько просят, ждут,

А только появлюсь, сразу прятаться начнут. (Дождь)

10. Ты за ней - она от тебя,
Ты от неё - она за тобой. (Тень)

11. У тебя есть, у меня есть, у дуба в поле.
И нет у рыбы в море. (Тень)

12. В этом белом сундучище

Мы храним на полках пищу.

На дворе стоит жара,

В сундучище - холодище. (Холодильник)

13. Новый дом несу в руке,
Дверца дома на замке.
Тут жильцы бумажные

Все ужасно важные. (Портфель)

14. В воде купался,

А сух остался. (Гусь)

15. Хозяин лесной просыпается весной.

А зимой под вьюжный вой

Спит в избушке снеговой. (Медведь)

16. Боится зверь ветвей моих.
Гнезд не построит птица в них.
В ветвях краса и мощь моя.
Скажите быстро: кто же я? (Олень)

17. Трав копытами касаясь,
Холит по лесу красавец.
Ходит гордо и легко,
Рога расставив широко. (Лось)

18. Не колода и не петь,

А лежит он целый день. (Лодырь)

19. Растет она вниз головою

Не летом растет, а зимою.

Но солнце её припечет –

Заплачет она и умрет. (Сосулька)

20. Весной летает и жужжит,

То сядет на цветок,

То снова полетит. (Шмель)

21. Мету, мету - не вымету.

Несу, несу - не вынесу.

Пора придет - сама уйдет. (Тень)

22. Зимой и летом

Одним цветом. (Ель)

23. Красна девица

Сидит в темнице,

А коса на улице. (Морковь)

24. Легонькое, кругленькое,

А за хвост не поднять. (Сапожный гвоздь)

25. На воде не тонет,

А в земле не гниет. (Уголь)

26. Красный кочеток

По жердочке бежит. (Огонь)

27.Белое поле, черное семя,

Кто его сеет, тот разумеет. (Письмо)

28.Есть у меня работники.

Во всем помочь охотники.

Живут не за горой:

День и ночь со мной.

Целый десяток

Верных ребяток. (Пальцы)

29. Черная корова

Весь мир поборола.

Белая пришла –

Всех подняла. (Ночь и день)

30. Привинтил сталь,

Покатил вдаль. (Коньки)

31. Сеюсь, как из сита,

Но не порошок.

Заползаю в жито,

Но не червячок. (Дождь)

32. Чему на свете нет

Ни меры, ни весу, ни цены? (Огонь)

33. Все ломаю, все срываю,

Ничему пощады нет. (Вихрь)

34.Посмотрю я в окошко,
Идет длинный Антошка. (Дождь)

35. С неба пришел

В землю ушел (Дождь)

36. Тонок, долог, голенаст,

Прыгать горазд,

В траве не видать. (Дождь)

37. Клеть дыровата,

А выхода нет. (Сеть)

38. Семьсот ворот,

Да один выход. (Сеть)

39. Летит птица:

Не ест ни ржи, ни жита,

А ест тура да оленя

До красного дня. (Слепень)

40. Белые хоромы,

Красные подпоры. (Гусь)

41.Щиплет за пятки

Беги без оглядки. (Гусь)

42. Не земледелец, не кузнец, не плотник,

А первый не селе работник. (Конь)

43. Чего хочешь -
Того не купишь.
Чего не надо,
Того не продашь. (молодость и старость)

44. В новой стенке, в круглом окне.
Днем стекло разбито,

За ночь вставлено. (Прорубь)

45. Что на свете всех быстрее? (Мысль)

46. Под землей птица

Гнездо свила,

Яйца нанесла. (Картофель)

47. Г олова трясется,

Губы дрожат,

Зубы вертятся,

А из горла белый пар валится. (Мельница)

48. Не плеть плетена,

Не вязь вязана,

Не узлы знать,

А не развязать. (Цепь)

49. Без рук, без ног
Но гору ползет. (Огонь)

50. Когда нужен -.
в реку бросают,

А когда не нужен –

Наверх поднимают. (Якорь)

51. Солнце выглянет - заплачет.
Солнца нет - слезинки спрячет. (С осулька)

52. Кто приходит, кто уходит -

Все её за руку водят. (Дверь)

53. По лужку он важно ходит,

Из воды сухой выходит.

Носит красные ботинки,

Дарит мягкие перинки. (Гусь)

54. Маленький Ерофейка
Утонул до шейки. (Гвоздь)

55. Яичко в чашечке с дерева свалилось

И не разбилось. (Желудь)

56. Огромная кошка мелькает за стволами.

Глаза золотые, а уши с кистями.

Но это не кошка, смотри, берегись,

Идёт на охоту коварная... (Рысь)

57. Многим он ребятам нужен,

Чтобы начертить окружность.

На одной ноге стоит,

А другой ногой кружит.

Что же это за предмет?

Догадались или нет? (Циркуль)

58. Ты со мною не знаком?
Я живу на дне морском,
Голова и восемь ног,
Вот и весь я-... (Осьминог)

59, Стройный, быстрый,
Рога ветвисты,
Пасется весь день.
Кто же это? (Олень)

60. В нашей кухне
Круглы год
Дед Мороз

В шкафу живет. (Холодильник)

61. Красный петушок
По жердочке бежит. (Огонь)

62. Меня в лесу оставили,
Весь век торчать заставили.
В ушанке заячьей - зимой.
А летом - с бритой головой. (Тень)

63. Одну меня не съешь никогда,

А без меня невкусна еда. (Соль)

64. Если он на дне лежит,

Судно вдаль не побежит. (Якорь)

65. По крыше весело стучу,

И по пути, пока лечу,

Всё небо разрисую

В линеечку косую. (Дождь)

66. Видать глазами,

Да не взять руками. (Тень)

67. Что растет без коренья? (Камень)

68. Выросло, повыросло,
Из бороды повылезло,
Солнышко стало,
Ничего не стало. (Сосулька)

69. Шуба нова, на подоле дыра. (Прорубь)


На просторах Интернета есть очень много обучающих загадок по русскому языку. Тематика у этих задач самая разная. Существуют загадки:

  1. про буквы и алфавит;
  2. про слоги и морфемы (приставка, корень, суффикс и др.);
  3. про лексические единицы (антонимы, синонимы, омонимы и т.д.);
  4. про части речи;
  5. про знаки препинания и т.д.

Такие задачи делают уроки более интересными, тем самым помогают школьникам лучше усвоить школьную программу.

Давайте приведем несколько таких загадок с ответами.

Загадки про буквы

  • Черные, кривые,

От рождения немые.

А встанут в ряд –

Вмиг заговорят.

(Буквы).

  • Если гласная плохо слышится,

Эта гласная очень коварная,

Ведь с ошибкою слово напишется,

Если гласная -...

(Безударная).

  • Звуки тянутся, поют,

Без преград они живут.

Цветом они красные,

Это звуки...

(Гласные).

  • Такие буквы нелегко произнести,

Преграда - зубы и язык на их пути.

Их в алфавите двадцать штук. Они все разные,

А называются они...

(Согласные).

Загадки про части речи

  • Он отвечает на вопрос «Что делать?».

Часть речи это. Например, «нашел».

Обозначает действие предмета

И гордо называется...

(Глагол).

  • Все, что есть на свете,

Оно обозначает.

На вопросы «Кто?» и «Что?»

Четко отвечает.

Всегда оно имеет

И число, и род,

Чтоб не обижался

На него народ.

Падежей различных –

Сразу целых шесть.

На любые случаи

У него уж есть.

(Имя существительное).

  • Художницу эту

Знает весь свет.

Раскрасит талантливо

Всякий предмет.

Ответит всегда

На вопросы такие:

«Какой?», «Какая?», «Какое?», «Какие?»

(Имя прилагательное).

Загадки про знаки препинания

  • Знак простой – крючок и точка,

Я пишу его на строчке.

Если что-то вдруг спрошу,

То в конце его пишу.

(Знак вопроса).

  • Я писал письмо Сережке,

О делах, друзьях немножко.

В конце третьего листочка

Я закончил. Ставлю...

(Точку).

  • Какая погода!

И день замечательный!

Поставлю в конце

Знак другой -...

(Восклицательный).

Другие загадки про русский язык

  • Зовут его крылатым словом,

Его значение всем знакомо,

Название звучно с афоризмом.

Его зовем...

(Фразеологизмом).

  • Слово делим мы на части.

Это же – большое счастье.

Сможет даже грамотей

Составить слово из частей.

(Слоги).

  • Любого языка он государь – наш всезнающий...

(Словарь).

  • А по русскому у нас

Очень сложная программа.

Мы в словах из разных фраз

Ищем дружно...

(Орфограммы).

"Загадки о русском языке"

1. Черные стоят все в ряд,

С нами мудро говорят. (Слова)

2. В текст слова чужие вставим,

И в кавычки их поставим.

Вы же знаете, ребята,

Что в кавычках, то …(цитата).

3. Слово делим мы на части.

Это ведь – большое счастье.

Сможет каждый грамотей

Сделать слово из частей. (Слоги)

4. Черные, кривые,

От рождения немые.

А встанут в ряд –

Вмиг заговорят. (Буквы)

5. Он предметы оживляет, и в дела их привлекает. Что им делать – говорит. Строго сам за всем следит. Он три времени имеет, и спрягаться сам умеет. Дети долго ходят в школы, чтобы выучить…(глаголы).

6. Мы зашли в лесную чащу. Бродит там медведь рычащий. Там – протоптанные тропки. Еж испуганный и робкий. Там – ползущий муравей, и поющий соловей. В строках этих, я замечу, есть особая часть речи. (Причастие)

7. Все, что существует, оно обозначает. На вопросы «Кто?» и «Что?» четко отвечает. Всегда оно имеет и число, и род, чтоб не обижался на него народ. Падежей различных – сразу целых шесть на любые случаи у него уж есть. (Имя существительное)