Схема подключения реверсивного пускателя пмл 2631. Схема магнитного пускателя. Принцип работы ↓.

Электродвигатели используются в подавляющем большинстве для приводных механизмов и самостоятельных агрегатов. Когда требуется изменение направления вращения его вала, для пуска применяют реверсивный пускатель, схема подключения которого является объектом изучения профессионалов и простых обывателей.

    • Принцип функционирования

Как устроен и для чего нужен пускатель?

Как можно логически определить из названия, это устройство предназначено для пуска электродвигателей различных приводных механизмов и техники. Это специфическое оборудование, которое необходимо для коммутации силовых целей с большими нагрузками, как на постоянном, так и на переменном токе. Пускатель обладает более широким функционалом, нежели базовый контактор и кроме обеспечения частых пусков и остановок, может выступать в роли защитного барьера при перегрузках. Кроме этого, реверсивный и нереверсивный пускатели, например, серии ПМЛ, нашел свое применение при организации дистанционных схем управления, пуска насосных, вентиляционных, крановых агрегатов, кондиционеров и т.д.

Любой магнитный пускатель состоит из следующих основных частей:

  • Электромагнитная часть. Она состоит из катушки и разъединенных магнитопроводов – неподвижного сердечника и подвижного якоря;
  • Блок главных контактов. Они нужны для замыкания/размыкания силовых мощных нагрузок. С учетом параметров пускателя, он может иметь до 5 пар контактов. Одна их половина расположена на траверсе якоря, а другая – на верхней части корпуса;
  • Блокирующие контакты. Они используются при коммутации управляющих цепей схемы, например, когда включение/остановка происходит пусковыми кнопками. Происходит блокировка основных контактов, а значит, устраняется необходимость удерживания кнопки управления;
  • Возвратный механизм. По сути, это просто пружина, которая при размыкании контактов возвращает якорь в исходное положение, обеспечивая необходимый зазор между парами.


Разница между прямым и реверсивным пускателями

Главное отличие нереверсивного и реверсивного пусковых устройств, состоит в схеме подключения. Также меняется комплектация. Контактор прямого типа является одиночным, тогда как реверсивный – блочным, состоящим из двух прямых, объединенных в одном корпусе. Визуальные отличия этих двух реле можно видеть на сравнении моделей ПМЛ-1100 (слева) и ПМЛ-1500 (справа):


При этом, должно соблюдаться одно крайне важное условие: реверсивное соединение пускателей должно полностью исключать возможность их одновременного срабатывания. Это неизбежно приведет к возникновению явления короткого замыкания.

Схема подключения реверсивного магнитного пускателя электродвигателей делится на два основных вида:

  1. Подключение к сети с напряжением 220 В;
  2. Запуск контактора на 380 В.

Вид и функционирование реверсивной схемы на 220 В

На этой монтажной схеме можно видеть следующие основные элементы (обозначены цифрами):

Для экономии на платежах за электроэнергию наши читатели советуют "Экономитель энергии Electricity Saving Box". Ежемесячные платежи станут на 30-50% меньше, чем были до использования экономителя. Он убирает реактивную составляющую из сети, в результате чего снижается нагрузка и, как следствие, ток потребления. Электроприборы потребляют меньше электроэнергии, снижаются затраты на ее оплату.

  1. Блокирующие или блок-контакты;
  2. Катушки магнитных пускателей, рассчитанные на напряжение питания 220 В;
  3. Контакты тепловой или токовой защиты (релейные элементы);
  4. Силовые контакты пускателей.


Кроме этого, буквенно-числовыми обозначениями выделяются:

  • МП-1, МП-2 – магнитные пускатели. Их границы на схеме выделены штриховыми линиями;
  • Стоп, Пуск – органы управления (сам блок выделен штриховой линией). Отдельно выделена лишь кнопка Стоп. Пусковые кнопки (прямой ход и реверс) обозначены, как две пары контактов, связанных с пускателями МП-1 и МП-2;
  • М – электродвигатель.

Принцип функционирования

Как можно видеть, на силовые контакты пускателей подводятся три разноименные фазы от сети 380 В. На приведенной схеме обозначения нет никакого, но в других случаях можно встретить символы А, В, С или L1, L2, L3. Организовывается блочная связка путем прямой перемычки центральных фаз реле, а также диагональных перемычек боковых фаз (условно 1 фаза МП-1 соединяется с 3 фазой МП-2 и т.д).

После этого провода идут на электродвигатель М. На этом промежутке, в разрыв цепи подключается тепловое реле. Оно осуществляет контроль двух из трех фаз, чтобы при перегрузке отключить питание двигателя.

Блок управления с пусковыми кнопками подключается от одной из центральных фаз в разрыв теплового реле, и нулевого провода (заземления) от катушек . Защита от одновременного включения пускателей организовывается путем перекрестного соединения контактов кнопок пуска/реверса с блокирующими контактами противоположного контактора.

При включении с блока управления прямого хода, замыкаются контакты на первый пускатель, который запускает двигатель. Одновременно, контакты второго пускателя размыкаются, а на катушку не поступает должное напряжение.

Включение реверса происходит после остановки двигателя кнопкой Стоп с последующим нажатием обратного хода. Таким образом, мы имеем на катушках измененные местами боковые фазы, что приводит к вращению двигателя в обратную сторону. Блокирование первого пускателя происходит по аналогичному принципу.

Вид и функционирование реверсивной схемы на 380 В

Здесь мы имеем, фактически, все те же элементы, что используются для ПМЛ на 220 В, но катушки пускателей рассчитаны на более высокое напряжение (имеют больше витков). Кроме того, отличием от предыдущей схемы является подключение блока управления не через одну, а через две фазы, не используя общий ноль.


Где еще используются реверсивные пускатели?

Область применения двойных пусковых реле довольно широка. Она не ограничивается одними только электродвигателями. Необходимость изменения направления вращения или перемещения приводных механизмов может возникнуть также в других случаях.

К примеру, каждый человек имеет дома систему водоснабжения, отопления, где всегда есть место различной запорной арматуре. Для промышленных масштабов, при больших расходах, диаметрах трубопроводов, большой точности контроля расхода, обычными кранами не обойтись. Здесь используются задвижки электрической, а также механической системой управления рабочим органом. Вращение диска или перемещение задвижки происходит в разных направлениях, а значит, применение реверсивных схем пуска обосновано.

Не удаляясь далеко, можно найти реверсивные пускатели типа ПМЛ или другие в подъемной системе лифтов. Движение вверх-вниз происходит за счет изменения направления вращения главного барабана.

Изменение направления вращения двигателя, связанных с ним исполнительных механизмов – довольно востребованная процедура. При этом питание от трехфазной сети происходит через промежуточное коммутирующее реле – реверсивный магнитный пускатель типа ПМЛ 1500 или любой другой.

В каждой установке в которой требуются запуск электродвигателя в прямом и обратном направлении обязательно присутствует магнитный пускатель реверсивной схемы. Подключение такого компонента не является столь сложной задачей как, кажется, на первый взгляд. К тому же востребованность таких задач появляется довольно часто. К примеру, в сверлильных станках, отрезных установках или же лифтах, если это касается не бытового использования.

Принципиальным отличием такой схемы от одинарной является наличие дополнительной цепи управления и немного измененной силовой части. Также для осуществления переключения такая установка оснащена кнопкой (SB3 на рисунке). Такая система, как правило, защищена от короткого замыкания. Для этого перед катушками в силовой цепи предусмотрено наличие двух нормально - замкнутых контакта (КМ1.2 и КМ2.2) производные от контактных приставок, размещенных в позиции магнитных пускателей (КМ1 и КМ2).

Для того, чтобы приведенная схема была читабельной, изображения цепи на ней и силовые контакты имеют различное цветовое оформление. Также для упрощения, здесь не были указаны пары силовых контактов, обычно имеющие цифробуквенные аббревиатуры. Впрочем, с данными вопросами можно ознакомится в статьях, посвященных подключению стандартных магнитных пусковых систем.

Описание этапов включения


При задействовании выключателя QF1, одновременно все три фазы примыкают к силовым контактам пускателя (КМ1 и КМ2) и пребывают в таком положении. При этом первая фаза, представляющая собой запитку для цепи управления, проходя через автомат защиты всей схемы управления SF1 и кнопку выключения SB1 подает напряжение на контактную группу под третьим номером, который относится к кнопкам: SB2, SB3. При этом
существующий у пускателей (КМ1 и КМ2) контакт под аббревиатурой 13НО приобретает значение дежурного. Таким образом система является полностью готовой к работе.

Прекрасная схема, которая наглядно показывает механизм монтажа реальных элементов представлена на фото ниже.

Переключение системы при обратном вращении двигателя

Задействовав кнопку SB2, мы направляем напряжение первой фазы на катушку, которая относится к магнитному пускателю КМ1. После этого происходит задействование нормально -разомкнутых контактов и отключение нормально -замкнутых. Таким образом, замыкая контакт КМ1 происходит эффект самозахвата пускателя. При этом все три фазы поступают на соответствующей обмотке двигателя, который в свою очередь начинает создавать вращательное движение.


Созданная схема предусматривает наличие только одного рабочего пускателя. К примеру, может работать только КМ1 или же, наоборот, КМ2. На приведенном рисунке, вы можете увидеть схему, при которой двигатель работает в нормальном направлении. Указанная цепь обладает реальными элементами.

Изменение вращательного движения

Теперь для придания обратного направления движения, вам необходимо изменить положение силовых фаз, что удобно сделать при помощи переключателя КМ2.

Важно!!! В процессе изменения вектора вращения должна присутствовать функция остановки двигателя перед запуском нового цикла.

Все происходит благодаря размыканию первой фазы. При этом все контакты возвращаются в исходно положение обесточив обмотку двигателя. Данная фаза является ждущим режимом.


Задействование кнопки SB3 приводит в действие магнитный пускатель с аббревиатурой КМ2, который, в свою очередь, меняет положение второй и третьей фазы. Это действие заставляет двигатель вращаться в обратном направлении. Теперь КМ2 является ведущим и пока не произойдет его размыкание КМ1 будет не задействован.


Силовые цепи

Фотография, представленная ниже наглядно описывает работу силовых цепей. В таком положении двигатель имеет нормальное вращение.

Теперь же мы видим, что произошел переброс фазового напряжения и поскольку вторая и третья фазы изменили положение, двигатель приобрел обратное вращение.

На фотографии, где представлены реальные элементы вы можете увидеть схему подключения, на которой первая фаза отмечена белым цветом, вторая красным и третья голубым цветом.


Как производится защита силовых цепей от короткого замыкания

Как уже было сказано ранее, прежде чем произвести процесс изменения фазности, следует остановить вращение двигателя. Для этого в системе как раз и предусмотрены нормально -замкнутые контакты. Поскольку при их отсутствии, невнимательность оператора рано или поздно привела бы к межфазному замыканию, которое бы произошло в обмотке двигателя второй и третьей фазы. Предложенная схема является оптимальной, поскольку допускает работу только одного магнитного пускателя.

Заключение

Предоставленная информация может с первого взгляда показаться сложной. Однако, предоставленные схемы и фото являются наглядным примером решения подобной задачи. Их изучение гарантировано обеспечит успех создаваемой системы. Нередко в помощь начинающим отличным примером может служить видеокурс.

Поскольку информация, представленная в движении, имеет куда большую наполненность и структурную ценность.

Также не лишним будет ознакомится с информацией, касающейся защиты всей цепи электрического двигателя, что даст возможность к созданию надежных систем.

    В данной статье вы узнаете, что такое магнитные пускатели, схемы подключения их рассмотрите, а самое главное - уход за приборами. На сегодняшний день в промышленности получили широкое распространение электрические двигатели с КЗ ротором (их доля составляет примерно 95-96%). Именно они работают в дуэте с магнитными пускателями. Кроме того, пускатели расширяют возможности электропривода. Но обо всем по порядку, сначала нужно ответить на вопрос о том, для каких целей они предназначены.

    Предназначение пускателей

    Схема подключения однофазного магнитного пускателя позволяет проводить коммутацию любого потребителя. Конечно, если у него питание производится тоже от одной фазы. А если быть точнее, то МП позволяет осуществить дистанционное управление электроприводом или иным устройством. Например, нереверсивный пускатель способен только производить включение или отключение потребителя от сети

    Но вот реверсивные МП могут не только вышеперечисленное делать. Они способны изменить подключение фаз к электродвигателю. А это значит, что ротор начнет вращаться в обратном направлении. Управление МП осуществляется при помощи кнопок:

    • «Пуск»;
    • «Стоп»;
    • «Реверс» (при необходимости).

    Причем эти кнопки имеют напряжение питания не более 24 Вольт. Все управление осуществляется именно при помощи низкого напряжения. А для питания катушки электромагнита больше и не требуется.

    Типы магнитных пускателей

    Магнитный пускатель, схема подключения которого приведена в статье, может быть сделан в трех исполнениях. Все зависит от того, в каких условиях происходит его эксплуатация. Так, открытое исполнение пускателей предназначено для монтажа в Крепление производится на ДИН-рейку. Само собой, что электрощит должен быть защищен от попадания посторонних предметов, например пыли или жидкости.

    Второй тип корпуса - защищенный. Он хоть и предназначен для монтажа внутри помещений, а не щитов, но все равно недопустимо попадание на него большого количества пыли, а тем более жидкости. Если необходимо установить магнитные пускатели, схемы подключения которых приведены в статье, в условиях повышенной влажности, то разумнее использовать пылевлагонепроницаемые. Правда, у них имеется ограничение - разрешается монтаж на улице, но только при условии, что на него не попадает солнечный свет и дождь.

    Конструкция магнитных пускателей

    Состоит любой магнитный пускатель 220В, схема подключения которого приведена, из одной основной части - магнитной системы. Это катушка, намотанная вокруг металлического сердечника, и подвижный якорь. Все это находится в корпусе из пластика. Но это основа, еще имеется множество мелочей, например траверса, скользящая по направляющим осям. На ней находится якорь. Кроме того, с ней соединены блокировочные и главные контакты. Они оснащены пружинами, которые помогают размыкаться при отключении питания электромагнита.

    Как работает пускатель

    В основе работы МП лежит элементарная физика. Когда подаете напряжение на обмотку, возникает магнитное поле вокруг сердечника. В результате этого подвижный якорь начинает притягиваться к сердечнику. Так работает любой магнитный пускатель, схема подключения только может отличаться (в зависимости от наличия реверса). Между прочим, можно осуществить и при помощи двух обычных МП. Контакты пускателя нормально разомкнуты по умолчанию.

    Когда якорь движется к сердечнику, они замыкаются. Но существует и другая конструкция, в которой по умолчанию контактная группа нормально разомкнута. В этом случае картина противоположная. Следовательно, при подаче напряжения на катушку замыкается цепь и начинает работать электропривод. Но когда происходит отключение питания катушки, перестает работать электромагнит. Вступают в действие возвратные пружины, которые заставляют двигаться контактную группу в исходное положение.

    Схема включения пускателя

    Для начала стоит рассмотреть, как выглядит магнитный пускатель, схема подключения «реверс» если используется. По сути, это два идентичных устройства, объединенных в одном корпусе. С таким же успехом, как было сказано ранее, можно использовать и простые МП, если знать схему включения. В пускателях имеется блокировка, которая осуществляется посредством нормально замкнутых контактов. Дело в том, что недопустимо, чтобы они оба включились в одно время. Иначе произойдет замыкание фаз.

    Существует также и механическая защита, устанавливаемая в корпусе пускателя. Но ее можно не использовать, если предусмотрена электрическая степень защиты. Особенность осуществления реверса заключается в том, что необходимо полностью отключать электропривод от питания. Для этого сначала производится отключение от сети электромотора. После этого необходимо, чтобы ротор полностью прекратил вращение. И лишь после этого допускается включение двигателя в обратную сторону. Обратите внимание на то, что мощность пускателя должна быть вдвое больше, чем у двигателя, если применяется противовключение либо торможение.

    Тепловое реле

    А теперь рассмотрим типичный магнитный пускатель 380В. Схема подключения его не обходится без дополнительной защиты. И таковой является тепловое реле, устанавливаемое на корпусе пускателя. Главная задача теплового реле - это предотвратить температурные перегрузки мотора. Они, конечно, будут присутствовать, но незначительные, перегрев электродвигателя невозможен становится. В качестве измерителя тепловой перегрузки выступает Защита, впрочем, аналогична конструкции автоматического выключателя.

    Тепловое реле, устанавливаемое на магнитных пускателях, позволяет проводить небольшие регулировки. Так называемая уставка - настройка максимального значения потребляемого тока электродвигателем. Как правило, данная настройка производится при помощи отвертки. Движок имеет канавку под нее, а также градуировку. Процедура несложная, достаточно только установить стрелку на пластиковом диске напротив соответствующей метки со значением предельного тока потребления. Обратите внимание на то, что тепловые реле не способны проводить защиту от короткого замыкания. Для этой цели используйте

    Как монтируются пускатели


    Стоит заметить, что схема подключения магнитного допускает возможность их монтажа внутри электрощитов. Но имеются требования, предъявляемые ко всем конструкциям пускателей. Чтобы обеспечить высокую надежность функционирования, необходимо, чтобы производилась установка только на идеально ровной и жесткой поверхности. Причем она должна быть вертикально расположенной. Если выразиться проще, то на стенке электрощита. Если имеется тепловое реле в конструкции, то необходимо, чтобы разница температур между МП и электромотором была минимальной.

    Для исключения ложного срабатывания пускателя или его защиты недопустимо проводить монтаж устройства в местах, которые подвержены ударам, тряске, вибрациям, толчкам. В том числе запрещен монтаж на одной панели с электрическими пускателями, у которых ток составляет свыше 150 Ампер. Когда такие аппараты включаются и выключаются, происходит резкий удар. тоже необходимо проводить правильно. В целях улучшения контакта и для того, чтобы не произошло перекоса пружинистых шайб зажимов, необходимо провода изгибать в форме круга или буквы «П».

    Включение пускателя


    Старайтесь всегда соблюдать технику электробезопасности, никогда не работайте без отключения питания. Если у вас мало опыта, то под рукой всегда должна быть схема. Фото подключения магнитного пускателя приведено в данной статье, можете ознакомиться. Что нужно выполнить перед запуском пускателя? Самое главное - проведите визуальный осмотр на предмет наличия трещин, перекосов, замыканий фаз. Помните, что необходимо отключать от питания всю цепь привода. Попробуйте руками нажать на траверсу, она должна свободно перемещаться по направляющим. Проверьте внимательно в системе все магнитные пускатели, схемы подключения силовых проводников.

    Обратите внимание на подключение катушки электромагнита пускателя. Также сверьтесь, что оно в пределах допустимого значения. Если необходимо 24 В, то столько и подавайте. Проверьте все провода управления, верно ли они соединены с кнопками «Пуск», «Стоп», «Реверс» (при необходимости). Имеется ли на контактах раствор для смазки? Если нет, то нанесите его, иначе блокировка может не сработать своевременно. После этого можно осуществить включение цепи и провести запуск привода. Обратите внимание на то, что катушка электрического магнита может слегка гудеть в этом состоянии.

    Как проводить уход за пускателями


    Вот и все, рассмотрены полностью магнитные пускатели, схемы подключения, осталось упомянуть про уход за ними. Во время эксплуатации необходимо постоянно следить за состоянием магнитного пускателя. Основные работы по уходу - это недопущение образования слоя пыли, а тем более грязи, на поверхности пускателя или теплового реле. Время от времени проводиться должна затяжка контактов для подключения к сети и к приводу. Пыль необходимо удалять либо ветошью, либо сжатым воздухом (только не влажным). Запрещается проводить зачистку контактов, так как это отражается на ресурсе прибора. При необходимости проводится замена. Срок службы зависит от множества факторов, но самый главный - это режим работы. Если пускатель постоянно в движении, производит коммутацию, то он прослужит недолго. Его ресурс измеряется в количестве циклов включения и отключения, а в не в часах или годах.

    Для включения освещения применяются выключатели, для бытовых электроприборов — кнопки и переключатели. Это электрооборудование объединяет одно: они потребляют небольшую мощность. А также – не включаются дистанционно или устройствами автоматики. Эти задачи решаются с помощью магнитных пускателей .

    Cхема магнитного пускателя. Устройство

    Пускатель состоит из двух частей, расположенных в одном корпусе: электромагнита управления и контактной системы.

    Электромагнит управления включает в себя катушку с магнитопроводом, включающим в себя подвижную и неподвижную части, удерживаемых в разомкнутом состоянии пружиной. При подаче напряжения на катушку подвижная часть магнитопровода притягивается к неподвижной. Подвижная часть механически связана с контактной системой.

    В контактную систему входят подвижные и неподвижные группы контактов. При подаче напряжения на катушку пускателя магнитопровод притягивает подвижные контакты к неподвижным и силовые цепи замыкаются. При снятии напряжения с катушки под действием пружины подвижная часть магнитопровода вместе с контактами приводятся в исходное положение.

    К силовым контактам пускателя добавляется дополнительная контактная группа, предназначенная для использования в цепях управления. Контакты ее выполняются нормально разомкнутыми (обознаются номерами «13» и «14») или нормально замкнутыми («23» и «24»).

    Электрические характеристики магнитных пускателей

    Номинальный ток пускателя – это ток, выдерживаемый силовыми контактами в течение продолжительного времени. У некоторых моделей устаревших пускателей для разных диапазонов токов меняются габаритные размеры или «величина».

    Номинальное напряжение – напряжение питающей сети, которое выдерживает изоляция между силовыми контактами.

    Напряжение катушки управления – рабочее напряжение, на котором работает катушка управления пускателя. Выпускаются пускатели с катушками, работающие от сети постоянного или переменного тока.

    Управление пускателем не обязательно питается напряжением силовых цепей, в некоторых случаях схемы управления имеют независимое питание. Поэтому катушки управления выпускаются на широкий ассортимент напряжений.

    Напряжения катушек управления пускателей
    Переменный ток 12 36 48 110 220 380
    Постоянный ток 12 36 48 110 220

    Реверсивный магнитный пускатель, кнопочная станция

    Самое распространенное применение пускателей – управление электродвигателями . Изначально и название устройства образовано от слова «пуск». В схемах используются дополнительные контакты, встроенные в корпус: для подхвата команды от кнопки «Пуск». Нормально замкнутыми контактами кнопки «Стоп» цепь питания катушки разрывается, и пускатель отпадает.

    Выпускаются реверсивные блоки, имеющие в своем составе два обычных пускателя, соединенные электрически и механически. Механическая блокировка не позволяет им включиться одновременно. Электрические соединения обеспечивают реверс двух фаз при работе разных пускателей, а также исключение возможности подачи питания на обе катушки управления одновременно.


    Для удобства монтажа пускатели выпускают в корпусах совместно с кнопками управления . Для подключения достаточно подсоединить к ним кабель питания и отходящий кабель.

    В других случаях для управления работой используются кнопочные станции , коммутирующие цепь катушки управления и связанные с пускателем контрольным кабелем. Для обычных пускателей используются две кнопки, объединенные в одном корпусе – «Пуск» и «Стоп», для реверсивных – три: «Вперед», «Назад» и «Стоп». Кнопку «Стоп» для быстрого отключения в случае аварии или опасности выполняют грибовидной формы.


    В зависимости от назначения пускатели выполняют трех- или четырехполюсными. Но есть и аппараты, имеющие один или два полюса.

    Производители дополняют линейку выпускаемых аппаратов аксессуарами , расширяющими их возможности. К ним относятся:

    • дополнительные контактные блоки, позволяющие подключать к схеме управления сигнальные лампы и формировать команды, зависящие от состояния пускателя, для работы других устройств;
    • блоки выдержки времени, задерживающие срабатывание или отключение пускателя;
    • наборы аксессуаров, превращающих два пускателя в сборку реверсивных;
    • контактные площадки, позволяющие подключить к пускателю кабели большего сечения.

    Для защиты электродвигателей от перегрузок совместно с пускателями применяются тепловые реле . Производители выпускают их под соответствующие модели аппаратов. Тепловое реле содержит контакт, размыкающийся при срабатывании и разрывающий цепь питания катушки пускателя. Для повторного включения контакт нужно вернуть в исходное положение нажатием кнопки на корпусе. Для защиты от коротких замыканий перед пускателем устанавливается автоматический выключатель, отстроенный от пусковых токов электродвигателя.

    Пускатель, схема «звезда-треугольник»

    Сразу отсылаю читателя к статьям, которые предшествуют этой — , и . Очень рекомендую ознакомиться, перед дальнейшим чтением.

    Скажу также, что на языке электриков «контактор» и «пускатель» очень переплетены, и я в статье буду говорить и так, и эдак.

    Повторюсь, чтобы освежить в памяти. Магнитный пускатель — устройство, которое обязательно содержит контактор (как главный коммутационный элемент), а также может содержать:

    • мотор-автомат либо (как устройство рабочего или аварийного отключения),
    • (как устройство аварийного отключения при перегрузке и обрыве фазы),
    • кнопки «Пуск», «Стоп», различные переключатели режимов схемы,
    • схема управления (может содержать те же кнопки, а может — контроллер),
    • индикация работы и аварии.

    Различные схемы подключения магнитных пускателей и их отличия рассмотрим ниже.

    Типовая схема подключения двигателя через магнитный пускатель

    Этой схеме подключения трехфазного двигателя надо уделить самое пристальное внимание. Она наиболее распространена во всем промышленном оборудовании, выпускавшемся примерно до 2000-х годов. А в новых китайских станках и другом простом оборудовании на 2-3 двигателя используется и по сей день.

    Электрик, который её не знает — как хирург, не умеющий отличить артерию от вены; как юрист, не знающий 1-ю статью Конституции РФ; так танцор, не отличающий вальс от тектоника.

    Чтобы всем было понятно, о чем идет речь — вот ссылка , там можно посмотреть и заказать по почте контактор. Не забудьте сообщить продавцу напряжение катушки!

    Три фазы на двигатель идут в этой схеме не через автомат, а через пускатель. А включение/выключение пускателя осуществляется кнопками «Пуск » и «Стоп » , которые могут быть вынесены на пульт управления через 3 провода любой длины.

    Пример такой схемы — в статье про , см. последнюю в статье схему, пускатель КМ0.


    5. Схема подключения двигателя через пускатель с кнопками пуск стоп

    Здесь питание цепи управления поступает с фазы L1 (провод 1 ) через нормально замкнутую (НЗ) кнопку «Стоп» (провод 2 ).

    Часто в таких схемах пускатель не включается из-за того, что у этой кнопки «подгорают» контакты.

    На схеме не показан защитный автомат цепи управления, он ставится последовательно с кнопкой «Стоп», номинал — несколько ампер.

    Если теперь нажать на кнопку «Пуск», то цепь питания катушки электромагнитного пускателя КМ замкнется (провод 3 ), его контакты замкнутся, и три фазы поступят на двигатель. Но в таких схемах кроме трёх «силовых» контактов у пускателя есть ещё один дополнительный контакт. Его называют «блокировочным» или «контактом самоподхвата».

    Не путать с блокировкой в реверсивных схемах, см. ниже.

    Контакты «Самоподхвата» физически расположены на одном креплении с силовыми контактами контактора, и работают одновременно.

    Когда электромагнитный пускатель включается нажатием кнопки SB1 «Пуск», замыкается и контакт самоподхвата. А если он замкнулся, то даже если кнопка «Пуск» будет отжата, цепь питания катушки пускателя всё равно останется замкнутой. И двигатель продолжит работать, пока не будет нажата кнопка «Стоп».

    Часто в таких схемах бывает, что пускатель не становится на «самоподхват». Дело в том самом четвертом контакте.

    Схема подключения пускателя с тепловым реле

    В схеме выше я упустил из виду тепловую защиту ради простоты схемы. На практике обязательно применяют (по крайней мере, это было принято до 2000 г. у нас и до 1990 г. у «них»)


    6. Схема подключения пускателя с кнопками и тепловым реле

    Как только ток двигателя возрастает выше установленного (из-за перегрузки, пропадания фазы) — контакты теплового реле RT1 размыкаются, и цепь питания катушки электромагнитного пускателя рвётся.

    Таким образом, тепловое реле выполняет роль кнопки «Стоп», и стоит в той же цепи, последовательно. Где его поставить — не особо важно, можно на участке схемы L1 — 1, если это удобно в монтаже.

    Однако, тепловое реле не спасает от КЗ на корпус и между фазами. Поэтому в таких схемах обязательно ставят защитный автомат, как показано на схеме 7:


    7. Схема подключения пускателя с кнопками автоматом и тепловым реле. ПРАКТИЧЕСКАЯ СХЕМА

    Внимание! Цепь управления (цепь, через которую питается катушка пускателя КМ) должна обязательно быть защищена автоматом с током не более 10А. Данный защитный автомат на схеме не показан. Спасибо внимательным читателям!)

    Ток защитного автомата двигателя QF не надо подбирать так тщательно, как в схеме 3, поскольку с тепловой перегрузкой справится РТЛ. Достаточно, чтобы он .

    Пример. Двигатель 1,5кВт, ток по каждой фазе 3А, ток теплового реле — 3,5 А. Провода питания двигателя можно взять 1,5 мм2. Ток они держат до 16А. И автомат вроде можно поставить на 16А? Однако, не надо действовать топорно. Лучше поставить что-то среднее — 6 или 10А.

    На схеме QF — это мотор-автомат, или автомат защиты двигателя, как в схеме 4. Только изобразил я его по современному. В данном схема подключения пускателя «спрятана» в пунктире. Там находится контроллер, который всем управляет, и включает двигатель согласно программе, заложенной в нём.

    При перегрузке двигателя мотор-автомат его отключает, и размыкает свой дополнительный (четвертый, сигнальный) контакт. Это необходимо только для того, чтобы «проинформировать» контроллер о аварии. Часто этот контакт просто-напросто входит в , и останавливает весь станок.

    Схема подключения реверсивного магнитного пускателя

    Фактически это два магнитных пускателя, объединенные электрически и механически, дальше подробнее.

    Реверсивное управление электродвигателем

    9. Схема подключения реверсивного магнитного пускателя на 220В с управлением от кнопок. ПРАКТИЧЕСКАЯ СХЕМА

    Когда включен пускатель КМ1, это будет «правое» вращение. Когда включается КМ2 — первая и третья фазы меняются местами, движок будет крутиться «влево». Включение пускателей КМ1 и КМ2 реализуется разными кнопками «Пуск вперед » и «Пуск назад «, выключение — одной, общей кнопкой «Стоп » , как и в схемах без реверса.

    Обратите пристальное внимание на треугольник между силовыми контактами КМ1 и КМ2. Он означает «защиту от дурака». Может произойти так, что по какой-то причине включатся оба пускателя сразу. Произойдёт короткое замыкание между фазами L1 и L3. Можно сказать, «Ну и что, у нас ведь есть мотор-автомат QF, он нас спасёт!» А если не спасёт? А пока он будет спасать, выгорят контакты пускателей!

    Поэтому реверсивный пускатель должен иметь механическую защиту от одновременного включения двух его половин. А если он состоит из двух отдельных пускателей, между ними ставится специальный механический блокиратор.

    Теперь посмотрите на контакты КМ2.4 и КМ1.4, стоящие в цепях питания катушек пускателей. Это — электрическая защита от того же дурака . Например, если включен КМ1, его НЗ контакт КМ1.4 разомкнут, и если наш дурак будет со всей своей дури жать на обе кнопки «Пуск» сразу, ничего не получится — двигатель будет слушаться той кнопки, которая нажата раньше.

    Механическая и электрическая защиты в схеме подключения реверсивного пускателя должны быть всегда, они дополняют друг друга. Не ставить одну либо другую — моветон среди электриков .

    Для реализации электрической блокировки одновременного включения и самоподхвата на каждый пускатель надо, кроме силовых, ещё один НЗ (блокировка) и НО (самоподхват). Но поскольку пятого контакта, как правило, в пускателях нет, приходится ставить доп. контакт. Например, для пускателя типа ПМЛ используют приставку ПКИ. А если, как в схеме 8, используется контроллер, самоподхват не нужен, и достаточно одного НЗ контакта на каждое направление вращения.

    здесь .

    Различие пускателей на 220В и 380В

    Катушки магнитных пускателей для работы в сетях 380В могут быть на 220 и 380 Вольт без особых переделок схемы. Во всех схемах, приведённых в этой статье, электромагнитные пускатели имеют катушку на напряжение 220 В. Что же делать, если в руки попал пускатель не на 220В, а на 380В?

    Всё очень просто — надо нижний (по схеме) вывод катушки пускателя на 380В подключить не к нулю (N), а к L2 или L3. Эта схема даже более предпочтительна, так как вся схема с пускателем на 380В может быть собрана вообще без нуля. Три фазы приходят, и три фазы уходят на двигатель, не считая управления.

    Варианты нагрузок

    К выходу магнитного пускателя можно подключить что душе угодно, не только двигателя, как в статье. Привожу примеры статей, в которых через пускатели включаются ТЭНы:

    На этом всё, жду комментариев и обмена опытом!