Все о сознании человека. Сознание в психологии Что такое сознание в психологии простыми словами

Психология сознания - наука о свойствах сознания, его элементах, связях между ними и законах, которым они подчиняются. Метод – интроспекция.

Особенности научной психологии в период ее становления: “-” резкое сужение предмета, “+” свойства предмета определены в понятиях, которые подкреплены методическими процедурами - возможность введения статистики. А) Структурная психология сознания. Психология – наука о непосредственном опыте. 1879 год - открытие института психологии (Германия, Лейпциг), В. Вундт. Опыт с метрономом - описание свойств сознания (впечатлений). Сознание - структура и эта структура состоит из определенным образом организованных элементов.

Свойства сознания

1) Ограниченность (оно вмещает ограниченное число простых впечатлений). Измерение объема сознания - объем внимания -7+-2 элементов, объем сознания – 16-40 элементов.

2) Неоднородность: две области: область смутного сознания и ясного сознания и точка фиксации, которая находится в центре области ясного сознания (это область наиболее яркого сознания). Это поле внимания и периферия.

3) Ритмичность. Отдельные элементы сознания имеют тенденцию к образованию групп элементов, связанных между собой. Это м.б. непроизвольно или управляемо вниманием. За счет группировки объем внимания и сознания могут увеличиваться.

Основные процессы сознания.

Перцепция - это процесс вхождения какого-либо содержания в поле сознания.

Апперцепция (связана с областью ясного видения) - сосредоточение сознания (внимания) на каком-либо содержании, т.е. содержание попадает в область ясного сознания. Организация единицы более высокого порядка - акт апперцепции (буквы - в слова, слова - во фразы и т.д., т.е. объединение мелких единиц сознания в крупные).

3 Цели программы Вундта:

1. Расчленение сознания на элементы, далее не делимые.

2. Выяснить в каких взаимоотношениях находятся эти элементы.

3. На этой основе сформулировать общие законы душевной жизни.

1. Элементы сознания:

Объективные (пришедшие извне, от объекта) – простые впечатления, ощущения и представления. Имеют свойства: качество, интенсивность, (Титченер добавил еще протяженность во времени, протяженность в пространстве).

Субъективные (связанные с испытуемым, его внутренние переживания) – чувства, эмоции. 3 параметра: удовольствие-неудовольствие; возбуждение-успокоение; напряжение-разрядка. Из этих элементов состоят более сложные чувства. Чувства обеспечивает связь между элементами, синтез элементов сознания. Свойства потока сознания:

Самонаблюдение

Метод интроспекции – метод изучения свойств и законов сознания с помощью рефлексивного наблюдения.

“Отец” интроспекции – Дж. Локк (1632 – 1704). Рефлексия – “наблюдение, которому ум подвергает свою деятельность”.

Преимущества метода интроспекции:

1/ в сознании непосредственно отражается причинная связь психических явлений.

2/ психологические факты поступают в чистом виде, без искажений. Лопатин: “в сфере непосредственных данных сознания нет различия между объективным и субъективным: ведь когда что-нибудь нам кажется, это и есть вполне реальный факт нашей внутренней душевной жизни”.

Требования к испытуемым Титченера:

1/ выделение простейших элементов сознания.

2/ избегание “ошибки стимула” (нельзя называть предметы).

Методы интроспекции подразумевают разные процедуры, группы методов.

Методы аналитической интроспекции (Вундт, Титченер)

Методы наивного самонаблюдения (Джеймс, гештальттерапия)

Методы субъективного отчета

Свойства потока сознания:

1.Каждое состояние сознания стремится быть частью личного сознания(каждая мысль связана со всеми мыслями)

2.В границах личного сознания его состояния изменчивы (все состояния сознания неповторимы, т.к. изменился и субъект и объект, тождественны объекты, а не ощущения).

3.Всякое личное сознание представляет непрерывную последовательность ощущений

(а) мы сознаем душевные состояния, предшествующие временному пробелу и следующие за ним как части одной и той же личности (Петр и Павел: прошлое у каждого свое);

б) перемены в качественном содержании мысли никогда не совершаются резко (гром и тишина: гром нарушает тишину – сознание того, что в этот момент прекратилась тишина)) Сознание неделимо на элементы.

4.Избирательность или направленность потока. Одни объекты оно воспринимает охотно, другие отвергает, делает между ними выбор – это процесс внимания. В потоке сознания впечатления не равны по значимости. Есть более, есть менее значимые. Содержания сознания связаны с интересами, увлечениями, привычками и намерениями. И те, что более значимые направляют поток в целом.

Жизнь человека целенаправлена. Это непрерывная постановка задач и их решение. Психика человека функциональна, она служит для решения этих задач.

В) Э.Титченер (США, ученик Вундта). Попытка объединения теорий Вундта и Джеймса. Душа - совокупность психических процессов, испытанных человеком в течение всей жизни. Сознание - совокупность психических процессов, происходящих в душе в данный момент времени. Сознание - поперечное сечение души. Есть уровень ясного сознания и уровень смутного сознания. Метафора - волна внимания. Ясность, сенсорная интенсивность – степень внимания, высота волны.

Основателем научной психологии является Вильгельм Вундт. Вундт был крупным ученым и занимался различными направлениями: философией, физиологией, физикой и т.д. В середине 70-х годов он отвоевал у своего начальства 4 комнаты, и где-то в 1875 году открылось отделение. А в 1879 году это отделение стало называться институтом, потому что туда впервые приняли студентов. Именно поэтому 1879 год считается годом рождения психологии.

У Вундта предметом исследования являлось сознание, а методом исследования – интроспекция. Вундт хотел построить психологию как естественнонаучную дисциплину. И тогда он определяет психологию с трех сторон: психология это наука о свойствах сознания (1), элементах сознания (2) и связях между ними (3).

Исходя из своих исследований, Вундт выделяет первое свойство сознания - организованность, структурированность. Сознание есть структура организованных элементов. Элементы сознания бывают объективные и субъективные.

В терминологии Вундта единичным объективным элементом сознания является простое впечатление. Простое впечатление - это значит не разложимое на более мелкие единицы, своеобразный неделимый атом.

Неделимым элементом сознания является ощущение. Например, ощущение это простое впечатление, которое возникает, когда мы слышим отдельный удар метронома. А если два удара или более, то это уже представление. Ощущения и представления являются объективными элементами сознания.

Субъективные элементы сознания – это элементы, связанные с самим субъектом. Субъективные значит внутренние, идущие от меня самого. Субъективными элементами сознания являются чувства(эмоции).

Чувства и эмоции Вундт подразделяет по трем параметрам, которые сформировались по результатам отчетов испытуемых.

Удовольствие – неудовольствие. Например, когда испытуемого просят вслушаться и выделить отдельный удар метронома, то в этот момент он, скорее всего, испытывает неудовольствие.

Возбуждение – успокоение. Вундт говорит, что чувства никогда не выступают как нечто самостоятельное. Чувство или эмоция это всегда отношение к какому-то предмету. Так и возбуждение-успокоение не проявляется само по себе, а является чувственной окраской какого-то впечатления. Например, чувственная окраска впечатления при восприятии цвета. Воспринимаем красный цвет – испытываем возбуждение, голубой – успокоение, фиолетовый – депрессию.

Напряжение – разрядка. Когда человек ожидает, что сейчас прозвучит удар метронома, то это ожидание вызывает эмоциональное напряжение. А когда событие происходит, то наступает разрядка.

Как уже говорилось, сознание организовано. Элементы в поле сознания образуют связи, они структурированы. Таким образом, поле сознания есть структура, и в центре этой структуры есть центральная точка – это то, на что мы в данный момент обращаем внимание. Эту фокусную точку, фокус внимания тоже окружает определенная область. Можно сказать, что вокруг этой фокусной точки есть центральная часть поля сознания, которое называется поле внимания.

Вундт установил, что это поле внимания является ограниченным. Количество элементов в поле внимания (которые может удержать в центре сознания человек), имеет прндел: от 3-4 до 6 элементов. В XX веке эти цифры изменили на 7±2.

1. Сознание человека

1. Природа человеческого сознания.

2. Сознательное и бессознательное.

1. Коренное отличие человека от животных состоит в том, что он обладает сознанием, с помощью которого происходит отражение окружающего мира.

Характеристики сознания:

1) содержит комплекс знаний об окружающем мире – в структуру сознания включены познавательные процессы, благодаря которым происходит постоянное обогащение человека новыми знаниями.

Если же происходит нарушение в деятельности какого-либо познавательного процесса или тем более его полный распад, это неизбежно влечет расстройство сознания (например, потеря памяти);

2) способность человека к познанию других и себя самого – человек, обладающий сознанием, способен давать оценку своих и чужих поступков, он осознает себя как отличное от остального окружающего мира существо, при нарушениях сознания (например, гипноз, сон) эта способность утрачивается;

3) способность к целеполагающей деятельности – перед началом любой деятельности человек ставит перед собой какие-либо цели, руководствуясь определенными мотивами, взвешивая свои возможности, анализирует ход выполнения и т. д., неспособность к подобным действиям по тем или иным причинам трактуется как нарушение сознания;

4) возможность давать эмоциональную оценку межличностным отношениям – это свойство лучше понять, анализируя патологию, так как при некоторых психических заболеваниях у человека меняется отношение к окружающим людям: например, он начинает ненавидеть своих близких, которых до этого очень любил и трепетно к ним относился;

5) способность к общению с помощью речевых или иных сигналов.

Приведенные выше характеристики используются в целом ряде наук при определении понятия «сознание» (психология, психиатрия и др.).

Обобщая эти характеристики, можно понимать сознание как способность человека ориентироваться во времени и пространстве, окружающей обстановке, адекватно оценивать собственную личность, уметь управлять своими желаниями и поступками, сохранять систему отношений с окружающими людьми, анализировать новую информацию, опираясь на имеющиеся знания.

Итак, сознание следует понимать как высшую форму отражения мозгом действительности при помощи абстрактно-логического мышления и речи.

2. Человек функционирует не только на уровне сознания.

Далеко не все он способен осознать и проанализировать. Существует еще и бессознательный уровень.

Бессознательное – это такое сочетание психических свойств, процессов и состояний, влияние которых человек не анализирует (не осознает).

Находясь в бессознательном состоянии, человек не ориентируется в месте действия, во времени, не способен дать адекватную оценку происходящему, нарушается регулирование поведения при помощи речи.

Наличие неосознанных побуждений рассматривалось в экспериментах по изучению поведения человека в постгипнотическом состоянии.

Загипнотизированному испытуемому внушалось, что после окончания сеанса гипноза ему необходимо выполнить определенные действия: например, подойти к рядом находившемуся человеку и развязать его галстук.

Испытывая неловкость, человек тем не менее выполнял это действия, хотя и не понимал, зачем он это делает.

Бессознательные явления:

1) бессознательные психические процессы – не всегда психические процессы (ощущения, восприятие, процессы памяти и мышления, воображение и установки) протекают под контролем сознания: например, забывание имен часто связано с неприятными воспоминаниями по отношению к человеку, носителю этого имени, или событию, связанному с ним, непреднамеренно возникает стремление не вспоминать этого человека или событие;

2) бессознательные явления, ранее осознаваемые человеком, но в течение определенного времени переместились на бессознательный уровень: например, большинство двигательных умений и навыков, которыми постоянно пользуется человек в своей жизнедеятельности (ходьба, письмо, речь, профессиональное владение различными инструментами и т. п.);

3) бессознательные явления, относящиеся к личностной сфере, – желания, мысли, потребности, намерения, которые под давлением «цензуры» были вытеснены на бессознательный уровень.

Очень часто вытесненные желания, потребности и т. п. проявляются в наших сновидениях в символическом виде, где и реализуются.

В случае если действие «цензуры» настолько сильно, что даже во сне блокируется общественными нормами и ценностями, то сновидение становится очень запутанным и непонятным и практически не поддается расшифровке.

В психологии существуют различные направления, интерпретирующие сновидения с позиции тех или иных научных школ. Особая заслуга принадлежит психоанализу и его основателю З. Фрейду.

Заслуга З. Фрейда заключается и в создании теории механизмов психологической защиты, которые также относятся к разряду неосознаваемых психических явлений.

Механизмы психологической защиты – это совокупность таких бессознательных приемов, благодаря которым человек обеспечивает свой внутренний комфорт, оберегая себя от негативных переживаний и психических травм.

В настоящее время эта теория продолжает активно развиваться и обогащаться.

Рассмотрим один из современных вариантов (Р. М. Грановская ) .

1. Отрицание – бессознательный отказ человека воспринимать неприятную для него информацию.

Человек может внимательно слушать, однако не воспринимать информацию, если она несет угрозу для его статуса, престижа.

Вряд ли можно достигнуть желаемого результата, высказывая человеку «правду в глаза», так как скорее всего он просто проигнорирует эту информацию.

2. Вытеснение – человек с легкостью забывает неприятные для него факты биографии и при этом в противовес дает ложное, но приемлемое толкование этих фактов.

Этот механизм описан в романе Л. Н. Толстого «Война и мир» на примере Николая Ростова, который совершенно искренне «забыл» о своем не героическом поведении в первом бою, однако с эмоциональным подъемом описывал свои подвиги.

3. Рационализация – обесценивание того, что недостижимо.

Например, невозможность приобретения какой-либо вещи из-за ее высокой стоимости оправдывается плохим цветом, кривой строчкой и т. п.

Хорошо описан этот механизм в басне И. А. Крылова «Лиса и виноград», где лиса, не сумев дотянуться до винограда, начала убеждать себя в том, что он кислый («На взгляд-то он хорош, да зелен – ягодки нет зрелой: тотчас оскомину набьешь»).

4. Проекция – бессознательное приписывание собственных, чаще всего социально осуждаемых качеств другому человеку.

Например, оговорив человека, мы оправдываем это тем, что и он распускает о нас сплетни, хотя это не соответствует действительности.

5. Идентификация – «сращивание» себя с другим человеком.

У ребенка этот механизм часто проявляется в их неосознанном подражании кому-то из взрослых, чаще всего родителю того же пола, у взрослых – в поклонении кумиру.

Иногда с помощью идентификации человек преодолевает свой комплекс неполноценности, видя вместо себя своего идола, кумира.

6. Замещение – возникшее внутреннее напряжение снимается в результате переадресовки с недоступного объекта на доступный.

Невозможность напрямую выразить свое недовольство высокому начальству человек вымещает на собственных подчиненных, близких людях, детях и т. п.

Поэтому психологи советуют найти способ или объект вымещения, безопасный для окружающих: например, занятие спортом, домашняя уборка, контрастный душ или просто мытье кистей рук холодной водой и т. д.

7. Включение – сопереживание как способ облегчения собственного внутреннего напряжения. Например, сопереживая героям очередной «мыльной оперы», люди отвлекаются от собственных, порой более существенных и значимых проблем.

8. Изоляция – нарушаются, а иногда и совсем разрываются эмоциональные связи с окружающими людьми, таким образом защищая человека от травмирующих психику ситуаций.

Яркими примерами такого механизма часто могут служить алкоголизм, суициды, бродяжничество.

Человеку крайне важно понимать действие защитных механизмов.

Это поможет лучше понять мотивы поведения окружающих людей и разобраться в самом себе, так как очень часто искусственно создаваемый комфорт не дает возможности осознать, а значит, и преодолеть собственные недостатки и ошибки.

Итак, бессознательное, так же как и сознание, участвует в управлении поведением человека, однако их роли различны.

В сложных ситуациях, когда требуется постоянный контроль над происходящим, повышенное внимание, необходимо участие сознания.

К числу таких ситуаций относятся следующие:

1) необходимость принятия решения в интеллектуально сложных ситуациях;

2) в случаях преодоления физического или психологического сопротивления;

3) при разрешении конфликтных ситуаций;

4) при нахождении решения в неожиданно возникших ситуациях, содержащих физическую или психологическую угрозу.

Таким образом, рассматривая сознание как высший уровень психической регуляции поведения, следует помнить, что многие поведенческие акты функционируют и на бессознательном уровне.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги 50 великих мифов популярной психологии автора Лилиенфельд Скотт О.

сознание человека может наблюдать за покинутым телом С библейских времен, если не ранее, люди спекулировали на утверждении о том, что так называемый выход из тела (ВИТ) явно доказывает возможность отделения сознания человека от его тела. Посмотрите на следующий пример

Из книги Психографический тест: конструктивный рисунок человека из геометрических форм автора Либин Виктор Владимирович

ЧАСТЬ 1 ОСНОВЫ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕСТА «КОНСТРУКТИВНЫЙ РИСУНОК ЧЕЛОВЕКА ИЗ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ФОРМ™» (ТиГр). ОБРАБОТКА И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ПСИХОГРАФИЧЕСКИХ ИЗОБРАЖЕНИЙ ФИГУРЫ

Из книги Шпаргалка по общей психологии автора Резепов Ильдар Шамильевич

4. Сознание человека Сознание, как и психика в целом, является процессом отражения, однако этот процесс на уровне сознания совершается значительно сложнее и одновременно протекает в трех взаимосвязанных направлениях.Прежде всего отражение окружающего мира различно на

Из книги Психология: конспект лекций автора Богачкина Наталия Александровна

1. Сознание человека 1. Природа человеческого сознания.2. Сознательное и бессознательное.1. Коренное отличие человека от животных состоит в том, что он обладает сознанием, с помощью которого происходит отражение окружающего мира.Характеристики сознания:1) содержит

Из книги Психология экстремальных ситуаций автора Автор неизвестен

Сознание Страх беспощаден. Он показывает, что представляет собой тот или иной человек: не то, чего он хочет, а каков он на самом деле. Фридрих Ницше Задачи психологической подготовкиПсихологическая подготовка в боевых искусствах важнее всякой другой, ибо главная ее цель

Из книги Основы общей психологии автора Рубинштейн Сергей Леонидович

Глава VI СОЗНАНИЕ ЧЕЛОВЕКА

Из книги Лекции по общей психологии автора Лурия Александр Романович

Язык и сознание человека Другим условием, которое приводит к формированию сложно построенной сознательной деятельности человека, является возникновение языка.Под языком принято понимать систему кодов, с помощью которых обозначаются предметы внешнего мира, их

Из книги Базовый курс аналитической психологии, или Юнгианский бревиарий автора

Сознание По Юнгу, человеческая психика носит целостный характер и представляет собой единство взаимодополняющих сознательных и бессознательных процессов. В соответствии с этим в психическом выделяются сознательный и бессознательный аспекты. Эти аспекты, или

Из книги Общая психология автора Дмитриева Н Ю

45. Сознание Принципиальным отличием человека как вида от остальных животных является его способность абстрактно мыслить, планировать свою деятельность, размышлять о своем прошлом и оценивать его, строить планы на будущее, разрабатывая и реализуя программу выполнения

Из книги Тайны разума. История Разума. Разум Сталина, Ельцина, Путина, Березовского, бен Ладена автора Ткаченко Константин Владимирович

1. СУЩЕСТВУЕТ ЛИ В ОРГАНИЗМЕ ЧЕЛОВЕКА СВОЙ ВНУТРЕННИЙ МИР, ДУША? ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ РАЗУМОМ И ДУШОЙ ЧЕЛОВЕКА. Нас интересует: общается ли разум человека с душой человека, и есть ли вообще душа? Или, может быть, разум и есть душа? В таком случае, когда человек умирает, разум -

Из книги Толковый словарь по аналитической психологии автора Зеленский Валерий Всеволодович

Сознание В одной из своих лекций Юнг говорил: «Причина, по которой сознание существует и остается настоятельная необходимость в его расширении и углублении, довольно проста: без сознания дела идут не столь блестяще».Юнг определял сознание как собственно функцию, или

Из книги Иметь или быть? автора Фромм Эрих Зелигманн

Из книги Правила жизни от Альберта Эйнштейна автора Перси Аллан

2 Проблема человека не в атомной бомбе, проблема человека – в его сердце Любовь – это личный опыт, для которого не существует рецептов. Это искусство, требующее дисциплины, терпения и сопереживания. Чтобы любить, надо осознавать это – и работать ежедневно.В нашем

автора Кандель Эрик Ричард

Из книги В поисках памяти [Возникновение новой науки о человеческой психике] автора Кандель Эрик Ричард

Из книги Осмысление процессов автора Тевосян Михаил

Сознание в различных психологических школах трактовалось по-разному.

Психология сознания

Элементы сознания – это ощущения, представления, чувствования.

Сознание - это результат творческого синтеза основных процессов психики:

  • процесс непосредственного отражения объективной действительности органами чувств (перцепции)
  • активного процесса, с помощью которого сознание реализует свой потенциал к самоорганизации на качественно ином, чем простая сумма его элементов, уровне и приводит к образованию осмысленных и упорядоченных совокупностей психических элементов (апперцепции).

Структуралисты

В. Вундт и структуралисты искали природу сознания в самом сознании: они пытались разложить его на элементы и построить «химию души» - нечто вроде Периодической системы элементов для сознания. Однако выяснилось, что однозначное решение этой задачи невозможно - прежде всего потому, что выделение элементов сознания зависит от исходной позиции носителей сознания, пытающихся анализировать его содержание. Но даже если бы удалось преодолеть подобные методические трудности, все равно оставалось неясным: как же в сознании образуется новое знание - неужели просто новой комбинацией стандартных элементов?

Функционалисты

Сознание по Джеймсу – это жизненно важная функция человека, живущего в сложной среде. Джеймс ввел «личностное» измерение сознания, считая, что сознательный опыт всегда переживается как «мой», как «принадлежащий мне». У. Джеймс и функционалисты выводили природу сознания из биологических потребностей организма: сознание нужно, потому что оно полезно, потому что оно решает биологически важные задачи. Им возражали, что без контроля сознания организм иногда действует быстрее и точнее и в целом лучше решает задачи адаптации. При этом У. Джеймс понимал ограниченность возможностей сознания: «Сознание - это маленький остров посреди великого океана возможностей человеческой психики». Он же в итоге пришел к выводу, что сознание - не существующая в реальности фикция.

Гештальт-психология

Сознание - результат сложных преобразований по законам гештальта. Сложный момент: неясно, Психоанализ, психоаналитический подходкак человек может, по выражению К. Левина, «встать над полем» и иногда действовать даже вопреки ситуации, в которой он находится. Ведь если содержание сознания является однозначным результатом вычислений или иных преобразований физических раздражителей, то какая-либо самостоятельная активность сознания невозможна.

Деятельностный подход в психологии

Принцип единства сознания и деятельности. Сознание (или шире – психическое) не управляет деятельностью извне, а составляет с ней органическое единство, будучи как предпосылкой (мотивы, цели), так и результатом (образы, состояния, навыки и т.д.) деятельности.

Психоанализ

Сознание - пространство, которое порождается бессознательным и из которого вытесняются элементы, конфликтующие с главенствующим в сознании содержанием.

Бихевиоризм

Сознание - это внутреннее поведение. Внутреннее поведение отличается от внешнего лишь тем, что в этом случае реакции столь слабы, что не могут быть замечены наблюдателем (например, мышление – это речь минус звук).

С другой стороны, в связи с тем, что никаких ясных критериев наличия психики и сознания не существует, бихевиористы отказались всерьез отказались этот предмет, как не соответствующий принципам научного познания.

Гуманистическая психология

К сознанию относились серьезно, как к научному понятию, но описывали его противоречиво. Смотри Ж.-П. Сартр: «Сознание есть то, что оно не есть, и не есть то, что оно есть».

Когнитивная психология

Сознание объясняется логикой процесса познания. Когда-то сознание самостоятельно включается в процесс переработки информации, когда-то оно лишь маркирует, т. е. специальным образом выделяет какую-то часть перерабатываемой информации. В предлагаемых ими конкретных схемах когнитивных процессов сознания, как правило, просто не фигурирует.

Культурно-историческая психология

Согласно Выготскому, именно сознание - главное условие и средство овладения собой: осознать - значит в известной мере овладеть, осознание и овладение идут рука об руку. «Конечно, жизнь определяет сознание. Оно возникает из жизни и образует только один из ее моментов. Но раз возникшее мышление само определяет или, вернее, мыслящая жизнь определяет сама себя через сознание. Как только мы оторвали мышление от жизни, от динамики и потребности, лишили его всякой действенности, мы закрыли себе всякие пути к выявлению и объяснению свойств и главнейшего назначения мышления: определять образ жизни и поведения, изменять наши действия, направлять их и освобождать их из-под власти конкретной ситуации» (Л. С. Выготский). Высшим психическим функциям «в такой же мере присуща иная интеллектуальная, как и иная аффективная природа. Все дело в том, что мышление и аффект представляют собой части единого целого - человеческого сознания». (Выготский).

Сознание - это высший уровень психического отражения объективной реальности, а также высший уровень саморегуляции, присущий только человеку как социальному существу Маклаков А.Г. Общая психология. - М: СПб, 2008 - С.88..

С практической точки зрения сознание выступает как непрерывно меняющаяся совокупность чувственных и умственных образов, непосредственно предстающих перед субъектом в его внутреннем мире. Однако, как мы уже отмечали ранее, можно предположить, что похожая или близкая к ней психическая деятельность по формированию психических образов происходит и у более развитых животных, таких как собаки, лошади, дельфины, обезьяны и др. Чем же психическое отражение объективного мира человеком отличается от аналогичных процессов у животных? Человека отличает от животных, прежде всего, не наличие процесса формирования психических образов на основе предметного восприятия объектов окружающей действительности, а специфические механизмы его протекания. Именно механизмы формирования психических образов и особенности оперирования ими обусловливают наличие у человека такого феномена, каким является сознание.

Чем характеризуется сознание? Во-первых, сознание всегда активно и, во-вторых, интенционалъно. Активность сама по себе является свойством всех живых существ. Активность сознания проявляется в том, что психическое отражение объективного мира человеком носит не пассивный характер, в результате которого все отражаемые психикой предметы имеют одинаковую значимость, а, наоборот, происходит дифференциация по степени значимости для субъекта психических образов. Вследствие этого сознание человека всегда направлено на какой-то объект, предмет или образ, т.е. оно обладает свойством интенции (направленности).

Наличие данных свойств обусловливает наличие ряда других характеристик сознания, позволяющих рассматривать его в качестве высшего уровня саморегуляции. К группе данных свойств сознания следует отнести способность к самонаблюдению (рефлексии), а также мотивационно-ценностный характер сознания.

Способность к рефлексии определяет возможность человека наблюдать за самим собой, за своим ощущением, за своим состоянием. Причем наблюдать критически, т.е. человек в состоянии оценить себя и свое состояние, поместив полученную информацию в определенную систему координат. Такой системой координат для человека являются его ценности и идеалы.

Следует подчеркнуть, что данные свойства сознания определяют возможность формирования в процессе онтогенеза человека индивидуальной "Я-концепции", которая является совокупностью представлений человека о самом себе и об окружающей действительности. Всю информацию об окружающем мире человек оценивает на основе системы представлений о себе и формирует поведение исходя из системы своих ценностей, идеалов и мотивационных установок. Поэтому не случайно "Я-концепцию" очень часто называют самосознанием Маклаков А.Г. Общая психология. - М: СПб, 2008 - С.88..

Самосознание человека как система его взглядов строго индивидуально. Люди по-разному оценивают происходящие события и свои поступки, по-разному оценивают одни и те же объекты реального мира. Причем оценки одних людей достаточно объективны, т.е. соответствуют реальности, а оценки других, наоборот, крайне субъективны. От чего зависит адекватность нашего сознания? Если мы постараемся найти ответ на этот вопрос, то будем вынуждены назвать множество причин, обусловливающих адекватность воспринимаемого человеком образа реального мира и его самооценок. Однако первопричиной большинства факторов, определяющих возможность построения адекватной "Я-концепции", является степень критичности человека.

Как было отмечено в предыдущих главах, в упрощенном виде критичность - это способность осознавать различие между "хорошо" и "плохо". Именно способность критически оценивать происходящее и сопоставлять полученную информацию со своими установками и идеалами, а также исходя из этого сопоставления формировать свое поведение, т.е. определять цели и программу действий, предпринимать шаги к достижению поставленной цели, отличает человека от животного. Таким образом, критичность выступает в качестве основного механизма контроля за своим поведением.

Необходимо отметить, что не вся получаемая информация об окружающей действительности и собственном состоянии осознается человеком. Значительная часть информации оказывается вне нашего сознания. Это происходит вследствие ее низкой значимости для человека или "автоматического" реагирования организма в ответ на привычный раздражитель. Проблема соотношения бессознательного и сознательного в поведении человека чрезвычайно сложна, и ей посвящена отдельная глава. Сейчас же мы должны ответить на вопрос, что обусловливает возникновение и развитие сознания у человека.

В отечественной психологии этот вопрос, как правило, рассматривают, основываясь на сформулированной А.Н. Леонтьевым гипотезе о происхождении сознания человека. Для того чтобы ответить на вопрос о происхождении сознания, необходимо остановиться на принципиальных отличиях человека от других представителей животного мира Маклаков А.Г. Общая психология. - М: СПб, 2008 - С.89..

Одно из главных отличий человека от животного заключается в его отношениях с природой. Если животное является элементом живой природы и строит свои отношения с ней с позиции приспособления к условиям окружающего мира, то человек не просто приспосабливается к природной среде, а стремится в определенной степени подчинить ее себе, создавая для этого орудия труда. С созданием орудий труда изменяется образ жизни человека. Способность создавать орудия для преобразования окружающей природы свидетельствует о способности сознательно трудиться. Труд - это специфический, присущий только человеку вид деятельности, заключающейся в осуществлении воздействий на природу с целью обеспечения условий своего существования Там же. - С.89..

Основная особенность труда заключается в том, что трудовая деятельность, как правило, осуществляется только совместно с другими людьми. Это справедливо даже для простейших трудовых операций или деятельности, имеющей индивидуальный характер, поскольку в процессе их выполнения человек вступает в определенные отношения с окружающими его людьми. Например, труд писателя может быть охарактеризован как индивидуальный. Однако, для того чтобы стать писателем, человек должен был научиться читать и писать, получить необходимое образование, т.е. его трудовая деятельность стала возможна только вследствие включенности в систему отношений с другими людьми. Таким образом, любой труд, даже кажущийся на первый взгляд сугубо индивидуальным, требует сотрудничества с другими людьми.

Следовательно, труд способствовал образованию определенных человеческих сообществ, которые принципиально отличались от сообществ животных. Эти отличия заключались в том, что, во-первых, объединение первобытных людей было вызвано стремлением не просто выжить, что характерно в определенной мере и для стадных животных, а выжить путем преобразования природных условий существования, т. е. с помощью коллективного труда.

Во-вторых, важнейшим условием существования человеческих сообществ и успешного выполнения трудовых операций является уровень развития коммуникации между членами сообщества. Чем выше уровень развития коммуникации между членами сообщества, тем выше не только организация, но и уровень развития психики человека. Так, высший уровень человеческой коммуникации - речь - обусловила принципиально иной уровень регуляции психических состояний и поведения - регуляции с помощью слова. Человеку, способному общаться с помощью слов, для формирования своего поведения или представления о реальном мире нет необходимости вступать в физический контакт с окружающими его объектами. Для этого ему достаточно иметь информацию, которую он приобретает в процессе общения с другими людьми.

Следует отметить, что именно особенности человеческих сообществ, заключающиеся в необходимости коллективного труда, обусловили возникновение и развитие речи. В свою очередь, речь предопределила возможность существования сознания, поскольку мысль человека всегда имеет вербальную (словесную) форму. Например, человек, по определенному стечению обстоятельств попавший в детские годы к животным и выросший среди них, не умеет говорить, а уровень его мышления хотя и выше, чем у животных, совершенно не соответствует уровню мышления современного человека.

В-третьих, для нормального существования и развития человеческих сообществ законы животного мира, основанные на принципах естественного отбора, непригодны. Коллективный характер труда, развитие коммуникации не только повлекли вслед за собой развитие мышления, но также обусловили формирование специфических законов существования и развития человеческого сообщества. Эти законы известны нам как принципы нравственности и морали Сорокун П.А. Основы психологии. - Псков, 2010. - С.143..

Таким образом, существует определенная последовательность явлений, обусловивших возможность появления сознания у человека: труд привел к изменению принципов построения взаимоотношений между людьми. Это изменение выразилось в переходе от естественного отбора к принципам организации социального общежития, а также способствовало развитию речи как средства коммуникации. Появление человеческих сообществ с их моральными нормами, отражающими законы социального общежития, явилось основанием для проявления критичности мышления человека. Так появились понятия "хорошо" и "плохо", содержание которых определялось уровнем развития человеческих сообществ. Постепенно, с развитием общества, эти понятия усложнялись, что в определенной мере способствовало эволюции мышления. В то же время происходило развитие речи. У нее появлялись все новые и новые функции. Она способствовала осознанию человеком своего "Я", выделению себя из окружающей среды. В результате речь приобрела свойства, позволяющие рассматривать ее как средство регуляции поведения человека. Все эти явления и закономерности определили возможность проявления и развития сознания у человека.

Вместе с тем следует подчеркнуть, что подобная логическая последовательность является лишь гипотезой, изложенной с рационалистических позиций. Сегодня существуют и другие точки зрения на проблему возникновения сознания человека, в том числе излагаемые с иррациональных позиций. Это не удивительно, поскольку по многим вопросам психологии единого мнения не существует. Мы отдаем предпочтение рационалистической точке зрения не только потому, что подобных взглядов придерживались классики отечественной психологии (А.Н. Леонтьев, Б.Н. Теплов и др.). Существует целый ряд фактов, позволяющих установить закономерности, которые определили возможность появления сознания у человека Сорокун П.А. Основы психологии. - Псков, 2010. - С.143..

Прежде всего, следует обратить внимание на то, что возникновение сознания у человека, появление речи и возможности трудиться были подготовлены эволюцией человека как биологического вида. Прямохождение освободило передние конечности от функций ходьбы и способствовало развитию их специализации, связанной с хватанием предметов, их удержанием и манипулированием ими, что в целом способствовало созданию для человека возможности трудиться. Одновременно с этим происходило развитие органов чувств. У человека зрение стало доминирующим источником получения информации об окружающем мире.

Мы вправе полагать, что развитие органов чувств не могло происходить изолированно от развития нервной системы в целом, поскольку с появлением человека как биологического вида отмечаются существенные изменения в строении нервной системы, и прежде всего головного мозга. Так, объем головного мозга человека превышает объем мозга его ближайшего предшественника - человекообразной обезьяны - более чем в два раза. Если у человекообразной обезьяны средний объем мозга равен 600 см 3 , то у человека он составляет 1400 см 3 . Еще в большей пропорции увеличивается площадь поверхности больших полушарий, так как количество извилин коры головного мозга и их глубина у человека значительно больше (рис. 1) Там же. - С.144..

Однако с появлением человека происходит не только физическое увеличение объема головного мозга и площади коры. Происходят существенные структурные и функциональные перестройки мозга. Например, у человека по сравнению с человекообразной обезьяной уменьшилась в процентном соотношении площадь проекционных полей, связанных с элементарными чувствительными и двигательными функциями, и увеличилось процентное содержание интегративных полей, связанных с высшими психическими функциями.

Такое резкое разрастание коры головного мозга, ее структурная эволюция, прежде всего, связаны с тем, что ряд элементарных функций, которые у животных целиком осуществляются низшими отделами мозга, у человека уже требуют участия коры. Происходит дальнейшая кортикализация управления поведением, большее подчинение элементарных процессов коре по сравнению с тем, что наблюдается у животных. Можно предположить, что эволюция коры головного мозга в процессе филогенеза человека, наряду с его социально-историческим развитием, обусловила возможность появления высшей формы развития психики - сознания.

Рис. 1.

Сегодня благодаря клиническим исследованиям мы знаем, что сознательная деятельность и осознанное поведение человека в значительной степени определяется переднелобными и теменными полями коры головного мозга. Так, при поражении переднелобных полей человек теряет способность сознательно и разумно управлять своей деятельностью в целом, подчинять свои действия более отдаленным мотивам и целям. В то же время поражение теменных полей приводит к утрате представлений о временных и пространственных отношениях, а также логических связей. Интересен тот факт, что лобные и теменные поля у человека по сравнению с человекообразными обезьянами развиты в наибольшей степени, особенно лобные. Если лобные поля у обезьян занимают около 15 % площади коры головного мозга, то у человека они занимают 30 %. Кроме этого, переднелобные и нижнетеменные участки у человека имеют некоторые нервные центры, отсутствующие у животных Сорокун П.А. Основы психологии. - Псков, 2010. - С.145..

Следует также отметить, что на характере структурных изменений головного мозга человека отразились результаты эволюции двигательных органов. Каждая группа мышц тесно связана с определенными двигательными полями коры головного мозга. У человека двигательные поля, связанные с той или иной группой мышц, имеют разную площадь, размер которой напрямую зависит от степени развития той или иной группы мышц. При анализе соотношений размеров площади двигательных полей обращает на себя внимание то, насколько велика по отношению к другим полям площадь двигательного поля, связанного с кистями рук. Следовательно, кисти рук человека имеют наибольшее развитие среди органов движения и наиболее связаны с деятельностью коры головного мозга. Необходимо подчеркнуть, что подобный феномен встречается только у человека.

Таким образом, мы можем сделать двоякий вывод о взаимосвязи труда и психического развития человека. Во-первых, сложнейшее строение, которое имеет человеческий мозг и которое отличает его от мозга животных, скорее всего, связано с развитием трудовой деятельности человека. Подобный вывод является классическим с точки зрения материалистической философии. С другой стороны, учитывая, что объем мозга современного человека со времен первобытных людей существенно не изменился, можно говорить о том, что эволюция человека как биологического вида способствовала появлению у людей возможности трудиться, что в свою очередь явилось предпосылкой для появления сознания у человека. Отсутствие неоспоримых доказательств, подтверждающих или опровергающих один из выводов, породило различные точки зрения на причины возникновения и развития сознания у человека Там же. - С.145..

Однако мы не будем сосредоточивать наше внимание на теоретических спорах, а лишь отметим, что появление у человека сознания как высшей из известных форм развития психики стало возможным вследствие усложнения строения головного мозга. Кроме того, нужно согласиться с тем, что уровень развития мозговых структур и способность к выполнению сложных трудовых операций находится в тесной взаимосвязи. Поэтому можно утверждать, что появление сознания у человека обусловлено как биологическими, так и социальными факторами. Развитие живой природы привело к возникновению человека, обладающего специфическими особенностями строения тела и более развитой по сравнению с другими животными нервной системой, что в целом определило возможность человека заниматься трудом. Это в свою очередь повлекло за собой появление сообществ, развитие языка и сознания, т.е. той логической цепи закономерностей, о которой говорилось выше. Таким образом, труд явился тем условием, которое позволило реализовать психические потенциалы биологического вида Homo sapiens.

Необходимо подчеркнуть, что с появлением сознания человек сразу выделился из животного мира, но первые люди по уровню своего психического развития значительно отличались от современных людей. Прошли тысячи лет, прежде чем человек достиг уровня современного развития. Причем основным фактором поступательного развития сознания явился труд. Так, с приобретением практического опыта, с эволюцией общественных отношений шло усложнение трудовой деятельности. Человек постепенно переходил от простейших трудовых операций к более сложным видам деятельности, что влекло за собой и поступательное развитие мозга и сознания. Это поступательное развитие свидетельствует о социальной природе сознания, что отчетливо проявляется в процессе развития психики ребенка Дубровина И.В. Психология. - М, 2007. - С.209..

Человек, наделенный сознанием, в состоянии совершать мотивированные действия, добиваться поставленной цели или выполнять определенную работу, потому что он осознает и контролирует свое поведение или состояние. Однако для психики человека характерно наличие двух больших групп психических процессов и явлений, которые различаются степенью их осознания самим субъектом. Часть психических процессов и явлений человеком осознаются, но существует большое количество психических процессов и явлений, течение или проявление которых не отражается в сознании человека. Эти процессы относятся к группе так называемых неосознаваемых процессов, или к бессознательному.


Рис. 2.

Неосознаваемые психические процессы особенно активно стали изучаться в начале XX в. Этой проблемой занимались различные ученые, но уже результаты первых исследований показали, что проблема бессознательного настолько обширна, что вся осознаваемая человеком информация - это лишь верхушка айсберга, большая часть которого не видна глазу наблюдателя.

Все неосознаваемые психические процессы принято разделять на три класса: неосознаваемые механизмы сознательных действий, неосознаваемые побудители сознательных действий, "надсознателъные" процессы (рис. 2) Дубровина И.В. Психология. - М, 2007. - С.210..

В свою очередь, в первый класс - неосознаваемых механизмов сознательных действий - входят три подкласса: неосознаваемые автоматизмы; явления неосознаваемой установки; неосознаваемые сопровождения сознательных действий.

Под неосознаваемыми автоматизмами подразумевают обычно действия или акты, которые совершаются без участия сознания, как бы "сами собой". В этих случаях часто говорят о "механической работе", о работе, "при которой голова остается свободной". Вот это состояние - состояние "свободной головы" - и означает отсутствие сознательного контроля. Следует отметить, что процессы, входящие в подкласс неосознаваемых автоматизмов, имеют двоякую природу. Одни процессы никогда не осознавались, а другие сначала были осознаваемыми, но затем перестали фиксироваться в сознании. Первые процессы составляют группу первичных автоматизмов. Эту группу процессов еще иногда называют автоматическими действиями. В данную группу входят действия, которые являются врожденными или были сформированы в первый год жизни ребенка. К их числу относятся: сосательные движения, мигание и конвергенция глаз, схватывание предметов, ходьба и многое другое Дубровина И.В. Психология. - М, 2007. - С.210..

Вторая группа явлений, входящих в подкласс неосознаваемых автоматизмов, называется автоматизированными действиями, или навыками. К этой группе действий относятся те, которые вначале были осознаваемыми, т.е. осуществлялись при участии сознания, но затем в результате многократного повторения и совершенствования их выполнение перестало требовать участия сознания, они стали исполняться автоматически. Процесс формирования навыков имеет фундаментальное значение для каждого индивида, поскольку он лежит в основе развития всех наших умений, знаний и способностей Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. - М, 2008. - С.260..

Например, обучение игре на музыкальных инструментах. (Этот пример приводят многие исследователи проблемы неосознаваемых процессов.) Все начинается с простого - с обучения правильной посадке, правильному положению рук. Затем отрабатывается аппликатура пальцев и формируется техника исполнения. Постоянные тренировки со временем позволяют перейти на более высокий уровень исполнения музыкального произведения, которое начинает звучать выразительно и чувственно. Так, путем продвижения от простых движений к сложным, благодаря передаче на неосознаваемые уровни уже освоенных действий, человек приобретает мастерство исполнения Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. - М, 2008. - С.261..

Конечно, не надо думать, что в процессе освобождения действий от сознательного контроля человек совсем не знает, что он делает, - контроль за деятельностью остается. Дело в том, что поле сознания (поле - эта та область информации, которая осознается в определенный момент времени) не однородно. Можно выделить фокус сознания, периферию, а также границу, за которой начинается область бессознательного. При выполнении какой-либо деятельности часть действий, являющихся наиболее сложными и требующих постоянного контроля, находятся в фокусе нашего сознания. Более отработанные или более простые действия оттесняются на периферию нашего сознания, а наиболее освоенные или наиболее простые действия уходят за границу нашего сознания в область бессознательного. Таким образом, контроль сознания за деятельностью человека в целом сохраняется.

Соотношение отдельных компонентов деятельности и сознания не стабильно. Это происходит потому, что действия, находящиеся в фокусе нашего сознания, постоянно меняются. При достижении уровня навыков отдельные выполняемые человеком действия оттесняются на периферию, а затем и в область бессознательного, но когда человек начинает совершать много ошибок, например, при усталости или плохом самочувствии, то вновь начинает контролировать свои простейшие действия. Подобное явление можно наблюдать и после длительного перерыва в выполнении какой-либо деятельности.

Следует отметить, что именно в изменении степени представленности действий в сознании состоит отличие навыков от автоматических действий, которые при любых обстоятельствах не могут быть осознанными. Необходимо также подчеркнуть, что, рассматривая неосознаваемые механизмы сознательных действий, мы соприкасаемся с проблемой формирования навыка. В психологии проблема формирования навыка всегда привлекала пристальное внимание ввиду ее высокой практической значимости. Этой проблеме большое внимание уделяли представители бихевиоризма, утверждавшие, что навык вырабатывается за счет "проторения" путей в мозговых центрах в результате механического заучивания, или "зазубривания", одного и того же действия. В советской психологии этой проблеме также уделяли самое пристальное внимание.

Большой вклад в ее разработку внес известный отечественный ученый Н.А. Бернштейн, полагавший, что выработка навыков - это процесс, идущий как бы с двух противоположных сторон: со стороны сознания и со стороны организма. Если говорить в обобщенной форме о соотношении субъекта и сознания в рамках проблемы механизмов формирования навыков, необходимо отметить следующее: прежде чем совершить какое-либо действие, его исполнение должно быть отработано на уровне сознания. Поэтому мы произвольно и сознательно вычленяем из сложных движений отдельные элементы и отрабатываем правильное их выполнение. Одновременно, уже без участия нашей воли и сознания, идет процесс автоматизации действия Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. - М, 2008. - С.261..

Рассматривая проблему автоматизмов, мы должны поставить перед собой вопрос: существуют ли автоматизмы в других, не связанных с движением тела, сферах психической жизни и деятельности человека? Да, существуют, и с многими из них вы хорошо знакомы. Например, бегло читая какой-либо текст, мы, не задумываясь над значением отдельных букв, сразу воспринимаем смысл прочитанного. Трансформация графических символов (в данном случае - букв) в логические понятия проходит для нас совершенно незаметно. Аналогичным образом радист, работающий с азбукой Морзе, воспринимая звучание коротких и длинных сигналов, совершенно свободно переводит их в логическое сочетание букв и слов. Однако все это становится возможным лишь в результате длительной тренировки Там же. - С.262..

Теперь мы перейдем ко второму подклассу неосознаваемых механизмов сознательных действий - явлениям неосознаваемой установки. Понятие "установка" занимает в психологии очень важное место, потому что стоящие за ним явления пронизывают практически все сферы психологической жизни человека. В отечественной психологии существовало целое направление, разрабатывающее проблему установки в очень широких масштабах. Данное направление было создано основателем грузинской школы психологов Дмитрием Николаевичем Узнадзе (1886-1950), который многие годы разрабатывал его со своими учениками Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб, 2012. - С.373..

По мнению Д.Н. Узнадзе, установка - это готовность организма или субъекта к совершению определенного действия или реагирования в определенном направлении. В этом определении делается упор на готовность к действию или реагированию. Можно предположить, что скорость и точность реагирования человека на какой-то раздражитель зависит от навыка совершать определенные действия, поэтому навык и установка - это одно и то же. Однако следует подчеркнуть, что понятия "навык" и "установка" абсолютно не тождественны. Если навык проявляется во время осуществления действия, то готовность относится к периоду, предшествующему осуществлению действия Там же. - С.373..

Существуют различные виды установки: моторная установка - готовность к выполнению конкретного действия; умственная установка, заключающаяся в готовности решать интеллектуальные задачи с помощью известных и доступных вам способов; перцептивная установка - готовность воспринимать то, что вы ожидаете увидеть, и т.д.

Установка очень важна для человека, поскольку обеспечивает в случае внезапной необходимости выполнение заранее спланированного действия. Такая готовность даже при воздействии другого, не ожидаемого раздражителя может вызвать выполнение заранее предполагаемого действия, что, конечно, очень часто является ошибкой. Такое явление получило название "ошибки установки".

Но бывают явления другого рода, когда установка оказывается неосознаваемой, что для нас представляет сейчас наибольший интерес в контексте рассматриваемой проблемы. Например, при проведении одного эксперимента испытуемому предлагалось оценить объемы шаров. Шары разных объемов испытуемому давали одновременно - один шар в правую руку, другой - в левую. Предположим, что 15 раз подряд в левую руку испытуемому давали шар большего объема, а в правую меньшего. Затем в шестнадцатый раз ему предлагают оценить шары одинакового объема, но он не может этого заметить и по-прежнему утверждает, что объем у шаров различен. При этом разные испытуемые давали один из двух вариантов ответов: а) в левой руке шар меньше, а в правой больше; б) продолжали утверждать, что в левой руке шар больше. Здесь мы сталкиваемся с явлением иллюзии установки. В первом случае - это контрастная иллюзия установки, заключающаяся в том, что испытуемый ожидал, что рано или поздно в левую руку будет предложено взять шар меньшего объема. Поэтому, ощутив изменение объема шара, он, не задумываясь, начинал утверждать, что в левой руке оказался шар меньших размеров. Во втором случае мы сталкиваемся с ассимилятивной иллюзией установки, которая заключается в том, что испытуемый после пятнадцати одинаковых экспериментов ожидает повторения опыта.

В результате целой серии подобных экспериментов Д.Н. Узнадзе и его сотрудники пришли к выводу о том, что установка действительно неосознаваема. Подтверждением этого является один из вариантов эксперимента по оцениванию объемов шаров. Этот эксперимент проводился с использованием гипноза. Предварительно испытуемого вводили в гипнотическое состояние и в этом состоянии ему предлагали проделать первые пятнадцать установочных проб. Затем ему внушалось, что необходимо забыть все, что он делал. После выхода из гипнотического состояния испытуемый не помнил, что он делал, но когда ему предложили оценить объем шаров уже в состоянии бодрствования, он совершал ошибку, утверждая, что шары разные по объему, хотя на самом деле их объем был одинаковым Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб, 2012. - С.374..

Таким образом, неосознаваемые установки действительно существуют и имеют огромное значение для формирования осознаваемых действий.

Теперь перейдем к третьему классу неосознаваемых механизмов - неосознаваемым сопровождениям сознательных действий. Существует большое количество неосознаваемых процессов, которые просто сопровождают действие. Например, вы могли видеть, как человек, слушающий музыку, в такт покачивает ногой. Или человек, орудующий ножницами, одновременно с этим двигает челюстями. Лицо человека, который смотрит на другого, порезавшего руку, часто приобретает сочувствующее выражение, при этом сам человек этого не замечает. И таких примеров очень много. Все эти явления и есть неосознаваемое сопровождение сознательных действий. Следовательно, к неосознаваемым сопровождениям сознательных действий мы относим непроизвольные движения, тоническое напряжение, мимику и пантомимику, а также большой класс вегетативных движений, сопровождающих действия и состояния человека.

Многие из этих процессов, особенно вегетативные компоненты, являются классическим объектом изучения физиологии. Однако все они чрезвычайно важны и для психологии. Во-первых, эти неосознаваемые процессы могут рассматриваться как дополнительные средства коммуникации между людьми. В некоторых случаях такие средства не только придают речи эмоциональную окраску, но и заменяют саму речь. Во-вторых, они могут быть использованы как объективные показатели различных психологических характеристик человека.

Малоосознаваемые реакции могут быть весьма информативными и наиболее действенными как при общении и передаче информации, так и при изучении человека.

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

Введение

Психика при эволюции живых существ развивалась как отражение действительности в мозгу. Наивысший уровень ее развития присущ человеческому сознанию. Психология возникновение сознания людей объясняет общественным способом жизни людей и их трудовой деятельностью, которые и побуждают развитие сознания. Сознание в психологии представляет собой достаточно сложное понятие. При его определении возникает много трудностей, которые связаны с различными подходами к изучению этого вопроса. Проблема сознания - одна из сложнейших в психологической науке.

Основная часть

По определению В.Вундта, сознание в психологии заключается в том, что мы находим в себе определенные психические состояния. С этой позиции сознание представляет собой внутреннее свечение, которое иногда бывает ярче или темнее, а может вообще погаснуть. У.Джеймс определяет сознание как хозяина психических функций, практически отождествляя его с субъектом. К. Ясперс считает сознание в психологии особым психическим пространством, своего рода «сценой». Стаут пишет о том, что сознание бескачественно, поскольку само является качеством психических процессов и явлений. Представителей французской школы (Хальбвакс, Дюркгейм, др.) также признают бескачественность сознания, но понимают его как плоскость, являющуюся основой для проецирования на нее понятий, концептов, которые составляют содержание сознания общественного. Они практически объединяют понятия сознания и знания (сознание – продукт общественного знания). Интересен взгляд на сознание в психологии Л.Выготского. По его определению сознание – это рефлексия человеком действительности, самого себя и собственной деятельности. Сознание не дается изначально, не порождается природой, оно – продукт деятельности общества, которое его производит.

Б. Ананьев пишет о сознании как о психической деятельности, динамическом соотношении логических и чувственных знаний, их системе. По его мнению, сознание выступает составной частью эффекта действия. Сознание является высшим уровнем саморегуляции и психического отражения, который присущ только человеку. Оно выступает как меняющаяся совокупность образов чувственного и умственного уровней во внутреннем опыте человека, которые способны предвосхищать его практическую деятельность. Сознание характеризуется интенциональностью (направлено на предмет), активностью, способностью к самонаблюдению, рефлексии, различными уровнями ясности, мотивационно-ценностным характером. Сознание любого человека уникально. Его изучение сталкивается с серьезными трудностями. Прежде всего, это связано с тем, что психологические явления представляются человеку и осознаются им в той мере, в которой он способен их осознать. Во-вторых, сознание не локализуется во внешней среде и его нельзя расчленить во времени. Поэтому его невозможно изучать стандартными психологическими методами (измерять, сравнивать).

Структура сознания в психологии разделяется на три уровня отражения действительности:

чувственно-эмоциональный (отражение объекта действительности органами чувств);

рационально-дискурсивный (отражение объекта опосредованное, то есть выделение в нем обобщающих существенных черт и свойств);

интуитивно-волевой (целостное восприятие объекта, определяет самосознание, приводит к единству чувства и разум).

Самосознание в психологии определяется как совокупность процессов психики, посредством которых человек осознает себя как субъект действительности. Самосознание отражает бытие личности не зеркально. Представление человека о себе не всегда адекватно. Мотивы человека не всегда отражают его действительные побуждения. Самопознание является результатом познания, то есть оно не дано только в переживаниях. Оно не присуще человеку изначально, а является продуктом развития.

С психологической точки зрения можно говорить о нескольких установленных свойствах сознания:

1) сознание индивида характеризуется активностью, которая обусловлена прежде всего спецификой внутреннего состояния субъекта в момент действия, а также наличием цели и устойчивой деятельностью для ее достижения;

2) сознанию присуща интенциональность, т. е. направленность на какой-либо предмет. Сознание – это всегда сознание чего-либо;

3) способность человеческого сознания к рефлексии, самонаблюдению, т. е. возможность осознания самого сознания;

4) сознание имеет мотивационно-ценностный характер. Оно всегда мотивированно, преследует какие-либо цели, что обусловлено потребностями организма и личности.

Одна из функций сознания заключается в формировании целей деятельности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, что обеспечивает разумное регулирование поведения и деятельности человека. Сознание развивалось у человека только в социальных контактах. В филогенезе сознание человека развивалось и становилось возможным лишь в условиях активного воздействия на природу, в условиях трудовой деятельности. Кроме того, и в филогенезе, и в онтогенезе субъективным носителем человеческого сознания становится речь, которая вначале выступает как средство общения, а затем становится средством мышления.

В психологии различают несколько видов сознания человека:

- житейское – формируется первым среди других видов сознания, возникает при взаимодействии с вещами, закрепляется в языке в виде первых понятий;

- проектное – охватывает круг задач, связанных с проектированием и реализацией конкретных целей деятельности;

- научное – опирается на научные понятия, концепции, модели, исследует не отдельные свойства объектов, а их взаимосвязи;

- эстетическое – связано с процессом эмоционального восприятия окружающего мира;

- этическое – определяет нравственные установки человека (от крайней принципиальности до аморальности). В отличие от остальных видов сознания, степень развития этического (нравственного) сознания человека с трудом оценивается им самим.

Заключение

Сознание, являясь первоосновой всего существующего, находится во всем, содержится во всем, оно же является и управляющей структурой – творящей информацией – и сознание же является продуктом активности различных психических структур, квинтэссенцией опыта человека. Таким образом, есть сознание первичное и есть сознание вторичное. Есть сознание творящее и есть сознание отражающее. Они неразрывно связаны друг с другом. Вторичное сознание создано первичным сознанием и стремится познать своего творца и все творения. Таким образом, с сознания всё начинается и сознанием всё заканчивается. Вероятно весь этот мир – это постоянное превращение сознания из одной формы в другую, постоянный рост, развитие, расширение, преобразование… сознания. Вместе с развитием цивилизации продолжает развиваться и сознание человека, причем в настоящий исторический момент это развитие ускоряется, что вызвано ускоренными темпами научно-технического и культурного прогрессов.

Используемые источники

    Библия. Новый завет. От Иоанна святое благовествование. 1: 1-5.

    Гомезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. – М.: Педагогическое общество России, 2004. – 276 с.

    Дельгадо Х. Мозг и сознание. – М.: Мир, 1971. – 264 с.

    Джеймс У. Психология. – М., 1991.

    Лазурский А.Ф. Классификация личностей // Психология индивидуальных различий. Тексты / Под ред. Ю.Б, Гиппенрейтер, В.Я. Романовой. – М., 1982.

    Марютина Т.М., Ермолаев О.Ю. Введение в психофизиологию. – М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2001. – 400 с.

    Платонов К.К. Система психологии и теория отражения. – М., 1982.

    Рамта Белая книга / Пререв. с анг. О.Громилиной. – М.: ООО Издательский Дом «София», 2006. – 352 с.

    Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. М., 1957.

    Саблин В.С., Слаква С.П. Психология человека. – М.: Экзамен, 2004. – 352 с.

    Симонов П.В. Мотивированный мозг: Высш. нерв деят-ть. и естеств. научн. основы общ. психологии / Отв. ред. В.С. Русинов. – М.: АН СССР Наука, секция хим.-технол. и биол наук, 1987. – 1987 с.

    Тихоплав В.Ю., Тихоплав Т.С. Начало начал. – СПб.: ИД «ВЕСЬ», 2003. – 288 с.

    Шипов Г.И. Явления психофизики и теория физического вакуума // Сознание и физический мир. – Вып.1. – М.: Агентство «Яхтсмен», 1995. – С. 86-103.