Венчание в церкви значение. Что делать с венчальными свечами и другими атрибутами после венчания? Смысл венчания в православной церкви

Пожалуй, венчание – это один из самых значительных, радостных и красивых христианских обрядов, который своей возвышенной атмосферой навевает даже просто присутствующим на нем чувство радости и любви, не говоря уже о молодых, которые решили скрепить свой союз перед Богом.

Само венчание определяется как богослужение в церкви, во время которого совершается Таинство Брака: благословляется и освящается христианский брак. В православном браке каждому из супругов надлежит занять свое место. Мужу надлежит быть главой семьи, отвечать за направление семейной жизни, за её благополучие и прочность. Жена же должна строить семейную жизнь, не допуская, чтобы повседневная суета разрушила его духовную основу. Если обобщить сказанное, то можно сказать, что женщина – душа любой семьи, а мужчина – тело.

Слово «брак» — славянского происхождения, и означает оно – «быть вместе». Брачной парой называли в старину упряжку лошадей идущих вместе, в связке. По церковным канонам супруги по заключении церковного брака соединяются «в плоть едину», т.е. становятся одним существом в своих стремлениях, определении ценностей, радости и горести.

Со времен Петра I вплоть до марта 1917г.
абсолютно для всех православных жителей Российского государства действительным считался только брак, заключенный в церкви путем венчания. В сегодняшнем обществе церковный брак не является обязательным, т.к. фактически не имеет юридической силы, однако огромное количество новобрачных стремятся зарегистрировать свой союз именно в церкви. Правда, и мотивация у всех пар совершенно разная, одни отдают дань моде, другие же выполняют родительские наставления. Третьи считают это просто необходимым для дальнейшей семейной жизни, по своим внутренним убеждениям.

В этой статье мне хотелось бы дать пояснения по некоторым вопросам, касающимся этого обряда, чтобы помочь молодым, только задумывающимся о семье, сделать правильные шаги.

Когда лучше венчаться?

Еще совсем недавно большинству людей, жившим в советском обществе, в принципе не приходило в голову венчаться, т.к. религия находилась в то время в «подполье». Но в начале девяностых годов началось её возрождение, а с ней и такого обряда, как венчание. И многие пары стали включать в свое свадебное торжество этот обряд, чтобы как-то его разнообразить и приукрасить. Однако понимание обряда, к сожалению, было у единиц, в принципе, как и сегодня. Конечно же, нынешние пары более просвещены в данном вопросе, но большинство по-прежнему не понимает сакрального смысла таинства. Для большинства это просто красивое «приложение» к свадьбе. Безусловно, таинство венчания весьма красивое и завораживающие действие, окутанное ореолом какой-то трогательности. И, конечно же, с регистрацией в Загсе его нельзя сравнивать. Сама обстановка в церкви, стены украшенные фресками, множество икон, везде горящие свечи – все это вызывает в человеке некое благоговение и трепет. Но внешняя атрибутика не должна браться за основу. Определяющим моментом должны являться те два человека, которые осознанно захотели прийти сюда и заключить брак.

Если ваша пара хочет венчаться в церкви, постарайтесь более осмысленно подойти к этому вопросу. Подумайте как следует, прежде чем сделать этот шаг, не торопитесь. Во главе угла должна стоять не красота обряда, а обязательства, которые берут на себя супруги. Гражданский брак официально регулируется семейным кодексом, в котором весьма четко прописаны все права и обязанности супругов. При венчании вы даете обещание любить друг друга всю жизнь, быть терпеливым и рассудительным, только даете вы это обещание ни кому-то, кто может в дальнейшем осудить вас за недостойное поведение, а по сути, самому себе. Вы всегда можете обмануть окружающих, но себя вряд ли. Не торопитесь со своими порывами, желание венчаться должно «вызреть в вашем сознании», стать необходимостью вашей жизни, а не просто одним из красивых моментов.

Многие пары сегодня совмещают официальную регистрацию в Загсе и венчание в церкви в один день. Это, на мой взгляд, не совсем верное решение по нескольким параметрам. Венчание – это в принципе праздник двоих , спокойствие и умиротворенность должны быть в его основе, а не шумное гуляние гостей.

Еще один параметр заключается в том, что этот обряд требует определенной подготовки , а хлопот вам и без того хватит. Правда тут многие возражают и говорят, мол, одним делом больше, одним меньше, какая разница? Но оказывается, что если все делать по правилам, то действительно хлопот будет не мало.

Кроме того, встает вопрос времени, я имею в виду то, что следует очень верно рассчитать, где и сколько вы будете находиться весь свадебный день. Одна знакомая пара из-за непредвиденного снегопада успела зарегистрироваться, но опоздала на венчание.

У другой пары наоборот все прошло успешно, однако были жалобы со стороны невесты, что тяжело все вместе в один день уложить, не только в свадебном расписании, но и в голове. Не говоря уже о физической усталости, которая возникнет после такого насыщенного дня.

Поэтому вполне разумным и удобным разделить эти два события как минимум по разным дням, а в некоторых случаях и годам. Правда и тут есть возражения со стороны молодых, которые говорят, что если не в этот же день произойдет венчание, то им потом некогда будет. На мой взгляд, это все глупости, потому как если вы вполне осознанно решили сделать такой шаг, то вам его в принципе никто и ничто не сможет помешать осуществить.

Еще один аргумент, который мне в свое время был приведен, это то, что слишком затратно разделять эти два праздника. На это мне хочется ответить следующее – как уже и было сказано – «венчание – это праздник для двоих» и на него в принципе не принято звать большое количество людей, обычно в список приглашенных входят только мамы, папы, бабушки, дедушки и родные братья и сестры. Само венчание вместе со всеми его составляющими частями обойдется вам примерно в три, ну максимум четыре тысячи (имеется в виду пожертвование для церкви, полотенце, иконы, свечи). Наряд при правильном, изначальном его выборе на регистрацию может и вовсе не потребовать покупки нового, а если что-то и потребуется приобрести, то это будут лишь аксессуары, которые так же не потребуют значительных финансовых затрат.

Банкет и вовсе можно будет организовать в домашних условиях, т.к. если следовать правилам и не приглашать большое количество людей, то всем вполне возможно уместиться и за одним столом дома. Но даже если вам захочется посидеть в кафе все в том же узком семейном кругу, то это так же обойдется вам не слишком дорого. Да и вообще, вы представьте, как это замечательно, когда в вашей памяти останутся два совершенно разных, но по духу единых праздника, а не один суматошный переполненный событиями день.

Как одеваться на венчание?

По возможности длина должна быть «в пол», максимальное допущение – это длина не выше колена. Некоторыми невестами рассматривается вариант платья со шлейфом. В принципе, это католическая традиция. На Руси платьев со шлейфами не шили, однако современные священнослужители вряд ли выкажут недовольство по этому поводу. Скорее всего, после венчания вы можете услышать множество претензий именно со стороны свидетельницы, т. к. на самом венчании достаточно сложно держать над головой венец и двигаться, одновременно не наступив на шлейф платья. Причем у той невесты, на чьём венчании присутствовала я в качестве свидетельницы, было платье без шлейфа, но достаточно объемное и до самого пола. И мне во время движения приходилось внимательно следить за тем, чтобы не наступить на него.

Само платье для венчания может быть любым, но предпочтительно закрытое. Не должны быть открытыми спина, декольте и плечи. В идеале это платье с длинными рукавами, неглубоким вырезом на груди и закрытой спиной. Хотя рукав может быть и коротким, самое главное, чтобы он прикрывал плечи.

Зачастую молодыми планируются в один день как гражданское бракосочетание, так и венчание, и здесь перед невестами встает достаточно сложный вопрос. Либо на обоих мероприятиях находиться в закрытом платье, либо приобретать два платья для двух мероприятий. Однако этот вариант может оказаться для многих весьма накладным. Правда, не стоит заранее расстраиваться, т.к. выход есть всегда. Например, открытое платье вполне можно дополнить аксессуарами, такими как длинные перчатки, на плечи можно накинуть палантин, кружевное болеро, которое сразу после венчания можно снять, красивую ажурную шаль или же специальную накидку для венчания. Не бойтесь прикрывать руки и плечи, вы вряд ли что-то потеряете в своей красоте, скорее приобретете, т.к. невесты в таком наряде выглядят достаточно нежно и трогательно. В принципе, можно обойтись и без всевозможных накидок, если у вас есть длинная и пышная фата, она и прикроет открытые участки тела.

Платье, в котором венчаются, не принято дарить, продавать, как и крестильные рубашки, все эти вещи, а так же венчальные свечи и иконы, хранят вместе.

Общеизвестно, что в православную церковь женщина должна входить с покрытой головой. Поэтому определяясь со свадебной прической и её украшением, следует учитывать этот момент. Следует заранее уточнить у вашего батюшки, будут ли венцы одеваться на голову или же их будут держать свидетели, т.к. от этого момента и будет зависеть ваш выбор головного убора и прически.

Прическа на венчание не должна быть высокой, исключается множество буклей и другие её элементы, которые могут быть примяты платком на венчании. Лучшим вариантом есть и остается фата, т.к. она позволяет невесте и прическу удобной сделать и выглядеть при этом великолепно. Правда и фата не должна быть слишком маленькой, она должна прикрывать макушку. Какой бы вы головной убор не выбрали, постарайтесь его закрепить, иначе во время церемонии он обязательно будет смещаться, а это вам непременно помешает, и вам то и дело придется поправлять его.

Невестам не рекомендуется одевать на венчание модельные туфли на большом каблуке, и дело тут не в обычаях, а в банальном удобстве ваших ног, т.к. в течение всего обряда вам придется простоять не мало времени. А выстоять на них будет довольно сложно, и после венчания вам уже ничего не захочется, кроме одного, как можно скорее избавиться от «колодок». Поэтому выбор стоит сделать в сторону туфель на сплошной подошве или же с минимальным каблуком.

Косметики на невесте должно быть минимальное количество. Кроме этого, макияж не должен быть слишком ярким, но большинство сегодняшних невест и без этого уточнения предпочитают естественные нотки. Единственным моментом на заметку является то, что женщинам запрещено целовать с накрашенными губами венец, крест, икону, но это поправимо простым снятием помады непосредственно перед входом в церковь. Поэтому запаситесь специальными средствами, как для её снятия, так и для повторного нанесения. В общем, во всем облике невесты должна проглядываться естественность.

Жених же на венчании должен выглядеть серьезно, поэтому для этого случая как нельзя кстати подойдет строгий костюм. Конечно, предпочтительными цветами как и в случае с невестой являются светлые, однако по отношению к женихам строгих правил в этом отношении нет. Безусловно, повседневная одежда спортивного типа, а также джинсовая – не подходящий наряд для венчания. Головного убора на женихе быть не должно.

Приглашенные гости так же должны соблюдать ряд требований. Для женщин обязательны головные уборы, закрытого типа одежда, желательно присутствие женщин в платьях и юбках, однако многими приходами не возбраняются и брючные костюмы. Все без исключения гости должны в этот день в обязательном порядке одеть свои нательные крестики включая, конечно же, как вы понимаете, свидетелей и молодых.

С уважением, Ирина Кравчук.

Обряд венчания в православной церкви относится к Таинствам Церкви, во время которого при взаимном обещании встающих под венец хранить верность друг другу в любых ситуациях, сам Бог благословляет пару быть единым целым на протяжении всей жизни с Христом.

Правила венчания требуют, чтобы принявшие решение будущие супруги были крещены по законам православия и осознавали важность этого обряда.

Духовная суть венчания

Иисус в Библии сказал о том, что благословленный Богом союз люди разрушить не могут. (Мат.19:4-8).

Обряд венчания в православной церкви - действие, совершаемое священниками как посредниками между Богом и людьми, во время которого происходит слитие двух душ в одно целое.

В Бытие 1:27 говорится, что Бог сотворил человека, обратите внимание, не двух людей, а одного - мужчину и женщину сотворил Господь.

Таинство прихода под венец пары состоит в призыве помощи Святой Троицы дать благословение на будущую семейную жизнь.

Во время проведения обряда благословения пара становится под духовную защиту Церкви, становясь Ее частичкой.

Главой семьи является муж, а ему - Иисус.

Венчанная пара - прообраз отношений Иисуса и Церкви, где Христос является женихом, а Церковь невестой, ожидающей прихода Своего суженного.

В малой церкви-семье так же происходят служения в виде общих молитв и чтения Слова Божьего, своя жертвенность супругов на послушание, терпение, покорность и другие христианские жертвы.

Дети, родившиеся от венчанной в православии пары, получают особое благословение при рождении.

Начиная общую жизнь, даже если христиане не являются истинными исполнителями Слова Божьего, редко посещают храмовые службы, они могут прийти к Богу через Таинство соединения двух в одно.

Только встав под венец Божьего благословения, можно ощутить силу Его благодати.

Порой пара влюблена один в другого только на физическом уровне, но этого мало для построения счастливой жизни вдвоем.

После обряда духовного соединения появляется особая связь, дающая сильный импульс для длительного брака.

Получая благословения в храме, пара доверяет себя покрову Церкви, впуская в свою жизнь Иисуса Христа как Господина дома.

Брак после совершенного обряда Бог берет на Свои руки и проносит через всю жизнь, но при соблюдении христианских законов членами семьи.

Венчание

В чем состоит духовный процесс подготовки к венчанию

Правила венчания в православной церкви гласят о том, что к важному событию в духовной жизни следует приготовиться. Говенье - христианский подвиг будущей семьи перед Святой Церковью.

Без исповеди и причастия к Святым Тайнам пара не может быть допущенной к обряду благословения перед Богом.

  • показать все грехи, явные и неявные и простить их;
  • отпустить из сердца всех обижающих;
  • попросить прощения у обиженных;
  • отдать долги.

После исповеди пара допускается к причастию.

Что надо приобрести перед венчанием

Существует целый перечень предметов, необходимых для совершения обряда.

  • Иконы являются важным атрибутом при благословении пары. В дальнейшем Святые образы Богоматери и Иисуса Христа станут оберегом и благословляющими святынями семейства.
  • Обручальные кольца не имеют ни края, ни конца. Надевая друг другу кольцо, жених и невеста клянутся в вечной любви и неразрывности освященного брака.

Кольца из золота являются символами солнечного сияния, серебряные - отражение лунного света, которое блистает в отражении солнца.

Так и православный род сияет в отражении любви Божьей Троицы.

  • Свечи для венчания.
  • Платочки, чтобы держать свечи и венцы.
  • Вышитые полотенца или плата, которые:
    • украшают иконы;
    • накрывают поднос с караваем;
    • кладут под ноги.

Икона для венчания

Является ли присутствие свидетелей обязательным

До революции брак заключался только в храме и имел все гражданские и юридические права.

Православное бракосочетание осуществлялось только в присутствии поручителей, нынешних свидетелей, которые записывались в церковных книгах как восприемники.

В свидетели брали, как правило, людей, хорошо знавших семьи жениха и невесты. Поручители не только подтверждали своими подписями совершенное Таинство, но в дальнейшем становились попечителями молодой пары.

В то время в свидетели не брались люди неженатые, молодые, которые еще сами не знают сложностей семейной жизни. При исчезновении церковных записей эти люди выступали свидетелями совершенного Таинства.

Ныне в храме не требуется обязательного присутствия свидетелей при бракосочетании, но приветствует, когда с молодыми разделить Таинство приходят родные, близкие и друзья.

Свидетели, православные, держат венцы над головами брачующихся.

Невеста или свидетельница заранее должны позаботиться о белоснежных праздничных платочках для этого действия.

При отсутствии поручителей венцы надеваются на головы венчающихся, поэтому молодая предусмотрительно делает такую прическу, которая не будет мешать возлежанию венца.

Можно ли венчаться православным, не строго придерживающимся церковных канонов

Обряд бракосочетания в храме некоторые люди превратили в модный атрибут свадьбы, относясь к нему без всякого благоговения.

Не понимая духовной ценности благословения будущей общей жизни, люди лишают себя духовной радости от пребывания под покровом Вседержителя.

Некоторые молодые люди отказываются от благословения в храме по причине охлаждения веры.

Творец открывает свои двери для всех православных, желающих получить освящение своего брачного союза. Никто не знает, в какое время Дух Святой коснется сердца грешника, возможно, это случится во время венчания. Не стоит ограничивать Бога в даровании милости.

Обязательный пост и причастие помогут жениху и невесте приблизиться с благоговением к престолу Божьему.

Как вести себя в храме во время Таинства

Люди, редко бывающие на храмовых служениях, порой ведут себя непочтительно к святыням в силу своей церковной безграмотности.

Бракосочетание в храме - священнодействие, во время которого запрещено разговаривать, смеяться, перешептываться, тем более разговаривать по мобильному телефону.

Даже самые важные персоны обязаны выключить все средства связи перед входом в храм.

Находясь в середине храма, следует внимательно следить за передвижением по ней, чтобы случайно не повернуться спиной к святым образам, тем более иконостасу.

Во время обряда, который происходит после завершение Литургии, Церковь все Свое внимание отдает двум личностям - жениху и невесте, благословляя их на счастливую жизнь, при этом может совершаться молитва за родителей или людей, воспитавших жениха и невесту.

С благоговением и всем вниманием молодая пара горячо молится, чтобы произошло Таинство благословения их будущей жизни на многие лета, пока смерть не разлучит супругов.

Должна ли невеста покрывать голову во время венчания

Белоснежное платье, воздушная фата - традиционный образ для невесты, однако новые веяния моды внесли свои коррективы.

Нужно ли невесте покрывать голову при венчании, какой смысл в маленьком куске фатина?

История покрытия головы в храме идет от начала христианства, когда женщины легкого поведения, брившие волосы, обязаны накрываться покрывалом во время служения.

Со временем покрытие головы показывает статус женщины. Замужней даме неприлично показываться в обществе без платка, шляпы или капюшона. Королева Англии никогда не появится в обществе без покрытия волос.

В православии фата является символом чистоты и невинности.

Совет! Длинные волосы являются покрытием для женщины, поэтому каждая невеста сама выбирает свой наряд на свадьбу.

Что такое обручение перед венчанием

Обручение - событие, совершаемое после Литургии. Оно знаменует акт, подчеркивающий, что Таинство благословения совершается в присутствии Святой Троицы, перед Святым Божьим Ликом, по Его благоволению.

Священник сообщает паре важность происходящего события, подчеркивая, что к таинству благословения нужно приступать в трепетном ожидании, с особым благоговением.

Перед лицом Вседержителя жених должен понять, что он принимает жену из рук самого Спасителя.

Венчающаяся пара встает перед входом в храм, а священник, несущий в это время миссию самого Всевышнего, ожидает их в алтаре.

Жених и невеста, как прародители Адам и Ева, встают перед Лицом Бога, с готовностью начать свою общую жизнь в очищении и святости.

Как благочестивый Товия, отгонял бесов, противящихся церковному браку, так и священник благословляет молодых словами «Во Имя Отца, и Сына, и Святого Духа», зажигая церковные свечи, подавая будущему мужу и жене.

На каждое произнесенное священнослужителей благословение брачующаяся пара троекратно крестится.

Крестное знамение и зажженные свечи символизируют торжество Духа Святого, который невидимо присутствие в процессе совершения обряда.

Свет свечи означает, что пара обещает один другому хранить пламенеющую, не угасающую с годами любовь в чистоте.

Как того требуют правила, обряд обручения начинается со славословия Всевышнего возгласом «Благословен Бог наш».

Дьяконом произносятся обычные молитвы и моления о молодой паре от имени всех пребывающих в храме.

В молитве дьякон молит Творца о спасении людей, вступающих в обручение со Святой Троицей.

Важно! Супружество - благословенное действие, целью которого является продолжение человеческого рода при рождении детей.

В первой молитве по Слову Божиему Господь слышит все просьбы брачующейся пары относительно их спасения.

В благоговейной тишине тайно читается молитва о спасении. Иисус Христос является Женихом Своей невесты Церкви, которая обручена Ему.

После этого священнослужитель надевает кольца жениху, затем невесте и обручает их во имя Святой Троицы.

«Обручается раб Божий (имя жениха) рабе Божией (имя невесты) во имя Отца, и Сына, и Святого Духа».

«Обручается раба Божия (имя невесты) рабу Божиему (имя жениха) во имя Отца, и Сына, и Святого Духа».

Велик духовный смысл колец, которые перед обручением лежали на правой стороне престола, как бы перед ликом Спасителя Иисуса Христа, освятились, принявши силу Его благодати на единение. Как кольца лежат рядышком, так обрученные будут всю жизнь вместе.

Брачующиеся через освященные кольца принимают Божье благословение. После обручения пара меняется кольцами трижды.

Кольцо от жениха на руке невесты - символ его любви и готовности быть покровителем в семье. Как Иисус любит Свою Церковь, так и муж обязуется относиться к своей жене.

Невеста надевает кольцо на руку избраннику, обещая ему любовь, преданность покорность, готовность принимать его помощь. Обручение заканчивается прошением к Творцу благословить, утвердить обручение, осенить кольца, послать Хранителя - Ангела для нового семейства.

Венчальные аксессуары

Таинство Церкви - венчание

После обручения, с зажженными свечами как символом Таинства, молодые переходят в середину храма, шествуя за священником. Священнослужитель возносит фимиам Создателю при помощи кадильницы, показывая, что таким образом искренние исполнения заповедей Господних будут приятны для Творца.

Певчие исполняют псалом.

Псалом 127

Песнь восхождения.

Блажен всякий боящийся Господа, ходящий путями Его!

Ты будешь есть от трудов рук твоих: блажен ты, и благо тебе!

Жена твоя, как плодовитая лоза, в доме твоем; сыновья твои, как масличные ветви, вокруг трапезы твоей:

так благословится человек, боящийся Господа!

Благословит тебя Господь с Сиона, и увидишь благоденствие Иерусалима во все дни жизни твоей;

увидишь сыновей у сыновей твоих. Мир на Израиля!

Между аналоем с разложенными на нем Евангелием, крестом и венцами и венчающимися расстилает плат или полотенце.

Прежде чем встать на плат, жених и невеста еще раз утверждают свое решение принять венчание по собственной воле, без всякого принуждения. При этом подчеркивая, что никто из них не связан обещанием брака с третьими лицами.

Священник обращается к присутствующим на Таинстве с призывом сообщить о фактах, препятствующих данному союзу.

Ибо в дальнейшем обо всех препятствиях браку следует забыть, если они не были озвучены пред обрядом благословения.

После этого брачующаяся пара встает на полотенце, постеленное под ногами. Существует примета, кто первый встанет на плат, тот и будет главой дома. Все присутствующие, затаив дыханием, наблюдают за этими действиями.

Священник общается к жениху, спрашивая, по доброй воле, искреннему желанию он желает взять в жены, предстоящую перед ним девушку.

После положительного ответа молодой человек обязан подтвердить, что не обручен ни с какой другой девицей и не связан с ней никакими обещаниями.

Такие же вопросы задаются невесте, уточняя, не под принуждением ли она идет под венец и не обещана другому мужчине.

Принятое обоюдное положительное решение еще не является союзом, освященным Богом. Это решение пока что может быть основанием для заключения официального брака в органах государственной власти.

Над расписанными официально молодыми совершается Таинство освящение нового семейства перед Творцом, начинается чин венчания, звучит ектений, прошения благосостояния как духовного, так и телесного для только что рожденной семьи.

Первая молитва наполнена прошением к Иисусу Христу благословить брачующихся любовью друг к другу, долгими годами жизни, детками и чистотой супружеского ложа. Священник просит благословения на достаток в доме больше, чем росы в поле, чтобы было в нем все, от зерна до масла, позволяющее делиться с нуждающимися людьми.

«Благослови брак сей: и подай рабам Твоим сим жизнь мирную, долгоденствие, любовь друг к другу в союзе мира, семя долгожизненное неувядаемый венец славы; сподоби их увидеть чада чад своих, ложе их сохрани ненаветным. И даруй им от росы небесной свыше, и от тука земного; исполни дома их пшеницы, вина и елея, и всякой благостыни, так чтобы они делились избытками с нуждающимися, даруй и тем, которые теперь с нами, все, потребное ко спасению».

Во второй молитве следует обращение к Святой Троице даровать:

  • деток, как зерен на колосе;
  • изобилие, как винограда на лозе;
  • долгую жизнь, чтобы увидеть внуков.
«Даруй им плод чрева, доброчадие, единомыслие в душах, возвысь их, как кедры ливанские, как виноградную лозу с прекрасными ветвями, даруй им семя колосистое, дабы они, имея довольство во всем, изобиловали на всякое благое дело и Тебе благоугодное. И да узрят они сыновей от сынов своих, как молодые отпрыски маслины, вокруг ствола своего и благоугодивши пред Тобою, да воссияют как светила на небе в Тебе, Господе нашем«.

В третий раз звучит прошение к Триединому Богу благословить молодых как наследников Адама и Евы, сотворенных по образу и подобию Бога, сотворить из них одну духовную плоть и благословить чрево жены, даровав много плода.

В благоговении перед Великим Создателем освящается союз новой пары на Небесах, скрепляется самим Всевышним.

Настало время главного действия венчания - надевание венца.

Священник берет венец, трижды крестит молодого, давая тому образ Иисуса Христа, расположенный впереди венца, для целования и говоря, что венчается раб Божий (называет имя) рабе Божьей (имя) во Имя Отца, Сына и Святого Духа.

Такой же акт совершается над невестой, только для целования ей предлагается целование образа Пречистой Девы Марии.

Венчание

Покрытая благословением венцов, пара ожидает Божьего благословения, стоя перед лицом Всевышнего.

Настает самая волнующая и торжественная минута всего Таинства, когда священник от имени Бога венчает молодых, трижды провозглашая благословения.

Все присутствующие должны искренне, с благоговением повторять слова священника внутри себя, прося Творца о благословении нового семейства.

Священник запечатывает Божье благословение, провозглашая о рождении новой малой церкви. Теперь это ячейка единой Церкви, нерушимый церковный союз. (Матв.19:6)

В заключение венчания читается послание апостола Павла к христианам в Эфесе, в котором он говорит о том, что муж и жена подобны Иисусу и Церкви. Муж обязан заботиться о жене как о своем теле, задача жены - быть покорной любящему ее мужу. (Эфес. 5:20-33)

В первом послании церкви Коринф апостол оставил рекомендации паре по поведению в семье для достижения полной гармонии. (1 Кор.7:4).

Читается молитва «Отче наш», которую оставил Спаситель как образец обращения к Творцу.

После этого происходит испитие молодой парой вина из общей чаши, которое дарит веселие, подобно свадьбе в Кане, где Иисус обратил воду в вино.

Священник соединяет правые руки жениха и невесты при помощи епитрахили, накрывает своей ладонью. Это действие символизирует передачу жены Церковью, соединившую пару во имя Иисуса Христа.

Взяв молодых за правые руки, священник обходит трижды аналой, исполняя тропари. Хождение по кругу - пророчество вечной, нескончаемой земной жизни для нового рода.

После снятия венцов и целования икон священник читает еще несколько молитв, после чего молодые целуют друг друга.

В каких случаях церковный брак недопустим

По церковным канонам, не всякий брак может быть благословлен в храме. Существует несколько противопоказаний для венчания.

  1. Кто-то из молодых уже принимал обряд Таинства три раза. Церковь не венчает четвертый и последующие браки, разрешенные гражданским законодательством.
  2. Пара или один из членов будущей семьи относит себя к атеистам.
  3. Некрещеные люди не могут идти под венец, но они могут принять крещение уже во взрослом возрасте, непосредственно перед совершением обряда.
  4. Люди, не разорвавшие официально связь в предыдущем браке, как по гражданским, так и по христианским законам, не могут получить благословение на дальнейшую семейную жизнь.
  5. Родные по крови жених и невеста не могут создавать христианскую семью.

В какие дни венчание не совершается

Канонические правила четко определяют дни, когда не совершаются обряды благословения:

  • на протяжении всех дней постов, а их четыре;
  • семь дней после Пасхи;
  • 20 дней от Рождества до Крещения;
  • по вторникам, четвергам, субботам;
  • перед великими храмовыми праздниками;
  • за день и в сам праздник Усекновение головы Иоанна Крестителя и Воздвижение Креста Господнего.
Совет! Дату будущего венчания следует обговорить заранее со своим духовным наставником.

Что делать с венчальными аксессуарами после свадьбы

Что делать со свечами, платками и полотенцами, которые использовали во время венчания?

Свечи - не просто огонек, а воплощение веры в исполнение прошений перед Создателем . По традиции, венчальные свечи следует завернуть в платочки, с помощью которых их держали, и спрятать за образами или в другое благочестивое место.

Венчальные свечи зажигают на непродолжительное время всякий раз, когда дом посещают трудности, будь то ссоры, болезнь, финансовые проблемы.

Полотенцами, как правило, украшают иконы, которыми молодых благословляли в храме.

В некоторых семьях существует традиция передавать платки и полотенца для венчания из поколения в поколение как оберег рода. Полотенца можно оставить в храме для пар, которые не могут себе позволить приобрести этот аксессуар.

Совет! Все традиции остаются только традициями, главное для семьи - это любовь, взаимное уважение и поддержка друг друга.

Посмотрите видео о венчании

(25 голосов : 4.24 из 5 )

Затем читается Послание к Ефесянам святого апостола Павла (), где брачный союз уподобляется союзу Христа и Церкви, за которую предал Себя возлюбивший ее Спаситель. Любовь мужа к жене-это подобие любви Христа к Церкви, а любовно-смиренное повиновение жены мужу-подобие отношения Церкви ко Христу Это-взаимная любовь до самоотвержения, готовность пожертвовать собою по образу Христа, отдавшего Себя на распятие за грешных людей, и по образу истинных последователей Его, страданиями и мученической смертью подтвердивших свою верность и любовь к Господу.

Последнее изречение апостола: а жена да боится своего мужа - призывает не к страху слабого перед сильным, не к боязни рабыни по отношению к господину, но к страху опечалить любящего человека, нарушить единение душ и телес. Тот же страх лишиться любви, а значит, присутствия Божия в семейной жизни, должен испытывать и муж, глава которому - Христос. В другом послании апостол Павел говорит: Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена. Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим ().

Муж и жена - члены Церкви и, будучи частицами полноты церковной, равны между собой, повинуясь Господу Иисусу Христу.

После Апостола читается Евангелие от Иоанна (). В нем благовествуется о Божием благословении супружеского союза и освящении его. Чудо претворения воды в вино Спасителем прообразовало действие благодати таинства, которым земная супружеская любовь возвышается до любви небесной, соединяющей души о Господе. О нравственной перемене, необходимой для этого, говорит святой “Брак честен и ложе непорочно, ибо Христос благословил их в Кане на браке, вкушая пищу плотию и претворив воду в вино,- явив это первое чудо, чтобы ты, душа, изменилась” (Великий канон, в русском переводе, тропарь 4, песнь 9).

После прочтения Евангелия произносятся от лица Церкви краткое прошение о новобрачных и молитва священника, в которой мы молимся Господу о том, чтобы Он сохранил сочетавшихся в мире и единомыслии, чтобы брак их был честным, ложе их - нескверным, сожительство непорочным, чтобы сподобил их дожить до старости при исполнении от чистого сердца заповедей Его.

Священник возглашает: “И сподоби нас, Владыко, со дерзновением неосужденно смети призывати Тебе, Небеснаго Бога Отца, и глаголати…”. И новобрачные вместе со всеми присутствующими поют молитву “Отче наш”, основание и венец всех молитв, заповеданную нам Самим Спасителем.

В устах бракосочетавшихся она выражает решимость служить Господу своею малой церковью, так чтобы и через них на земле воля Его исполнялась и царила в их семейной жизни. В знак покорности и преданности Господу они преклоняют головы под венцами.

После молитвы Господней иерей прославляет Царство, силу и славу Отца, и Сына, и Святого Духа, и, преподав мир, повелевает преклонить головы пред Богом, как пред Царем и Владыкою и вместе с тем и перед Отцом нашим. Затем приносится чаша с красным вином, или, вернее, чаша общения, и священник благословляет ее на взаимное общение мужа и жены. Вино при венчании подается в знак радости и веселья, напоминая о чудесном превращении воды в вино, совершенном Иисусом Христом в Кане Галилейской.

Священник троекратно дает молодой паре испить вина из общей чаши - сначала мужу, как главе семьи, потом жене. Обычно вино отпивают по три маленьких глоточка: сначала муж, потом жена.

Преподав общую чашу, священник соединяет правую руку мужа с правой рукой жены, покрывает руки их епитрахилью и поверх нее кладет свою руку Это означает, что через руку священника муж получает жену от самой Церкви, соединяющей их во Христе навеки. Священник трижды обводит новобрачных вокруг аналоя.

При первом обхождении поется тропарь “Исаие, ликуй…”, в котором прославляется таинство воплощения Сына Божия Еммануила от Неискусобрачной Марии.

При втором обхождении поется тропарь “Святии мученицы”. Увенчанные венцами, как победители земных страстей, они являют образ духовного брака верующей души с Господом.

Наконец, в третьем тропаре, который поется при последнем обхождении аналоя, прославляется Христос как радость и слава новобрачных, надежда их во всех обстоятельствах жизни: “Слава Тебе, Христе Боже, апостолов похвале, мучеников радование, ихже проповедь. Троица Единосущная”.

Это круговое хождение означает вечное шествие, которое началось в этот день для этой четы. Супружество их будет вечным шествием рука об руку, продолжением и явлением совершенного сегодня таинства. Помня об общем кресте, возложенном сегодня на них, “тяготы друг друга нося”, они всегда будут исполнены благодатной радости этого дня. По окончании торжественного шествия священник снимает венцы с супругов, приветствуя их словами, исполненными патриархальной простоты и потому особенно торжественными:

“Возвеличися, женише, якоже Авраам, и благословися якоже Исаак, и умножися якоже Иаков, ходяй в мире и делаяй в правде заповеди Божия”.

“И ты, невесто, возвеличися якоже Сарра, и возвеселися якоже Ревекка, и умножися якоже Рахиль, веселящися о своем муже, хранящи пределы закона, зане тако благоволи Бог”.

Затем в двух последующих молитвах священник просит Господа, благословившего брак в Кане Галилейской, воспринять и венцы новобрачных неоскверненными и непорочными в Царствии Своем. Во второй молитве, читаемой священником, с приклонением голов новобрачных, эти прошения запечатлеваются именем Пресвятой Троицы и иерейским благословением. По окончании ее новобрачные целомудренным поцелуем свидетельствуют святую и чистую любовь друг к другу.

Далее, согласно обычаю, новобрачных подводят к царским вратам, где жених целует икону Спасителя, а невеста - образ Божией Матери; затем они меняются местами и прикладываются соответственно: жених - к иконе Божией Матери, а невеста - к иконе Спасителя. Здесь же священник дает им крест для целования и вручает им две иконы: жениху - образ Спасителя, невесте - образ Пресвятой Богородицы.

Какой должна быть свадебная трапеза

Торжественно и радостно совершается Таинство брака. От множества народа: близких, родных и знакомых, - от блеска свеч, от церковного пения как-то невольно становится празднично и весело на душе.

После венчания молодые, родители, свидетели, гости продолжают праздник за столом.

Но как же неприлично при этом ведут себя иногда некоторые приглашенные. Нередко здесь упиваются, произносят бесстыдные речи, поют нескромные песни, дико отплясывают. Такое поведение было бы позорным даже для язычника, “неведущаго Бога и Христа Его”, а не только для нас, христиан. Святая Церковь предостерегает от такого поведения. В 53-м правиле Лаодикийского Собора сказано: “Не подобает на браки ходящим (то есть даже родственникам жениха и невесты и гостям) скакати или плясати, но скромно вечеряти и обедати, как прилично христианам”. Брачный пир должен быть скромен и тих, должен быть чужд всякого невоздержания и неприличия. Такое тихое и скромное пиршество благословит и Сам Господь, освятивший брак в Кане Галилейской Своим присутствием и совершением первого чуда.

Что может препятствовать христианскому браку

Зачастую готовящиеся к венчанию сначала регистрируют гражданский брак в загсе. Православная Церковь считает гражданский брак лишенным благодати, но как факт признает и не считает его незаконным блудным сожительством. Тем не менее условия заключения брака по гражданскому законодательству и по церковным канонам имеют различия. Однако не всякий гражданский брак может быть освящен в церкви.

Церковь не допускает вступление в брак более трех раз. По гражданскому законодательству разрешен четвертый и пятый брак, которые Церковь не благословляет.

Не благословляется брак, если один из брачующихся (и тем более оба) объявляет себя атеистом и говорит, что он пришел на венчание лишь по настоянию супруга или родителей.

Не разрешается венчание, если хотя бы один из супругов некрещен и не собирается принять крещения перед венчанием.

Венчание невозможно, если один из будущих супругов фактически состоит в браке с другим лицом. Сначала нужно расторгнуть гражданский брак, а если брак был церковный, обязательно взять разрешение архиерея на расторжение его и благословление на вступление в новый брак.

Еще одно препятствие к совершению браковенчания - кровное родство жениха и невесты и родство духовное, обретенное через восприемничество при крещении.

Когда не совершается венчание

Согласно каноническим правилам, не разрешается совершать венчание в течение всех четырех постов, в сырную седмицу, Пасхальную седмицу, в период от Рождества Христова до Богоявления (Святки). По благочестивому обычаю не принято совершать браки в субботу, а также накануне двунадесятых, великих и храмовых праздников, дабы предпраздничный вечер не проходил в шумном веселии и развлечениях. Кроме того, в Русской Православной Церкви браковенчание не совершается по вторникам и четвергам (накануне постных дней - среды и пятницы), накануне и в дни Усекновения главы Иоанна Предтечи (29 августа/11 сентября) и Воздвижения Креста Господня (14/27 сентября). Исключения из этих правил могут быть сделаны по нужде только правящим архиереем.
См. .

Уже на протяжении многих лет все большую силу и популярность приобретает обряд венчания. Некоторые из молодоженов отдает дань моде, другие подходят к этому таинству с полной ответственностью, делая этот шаг вполне осознанно, огни верят в духовную силу и понимают значение обряда. Бог дает молодым свое благословение на узы между супругами, рождение детей и воспитание их в христианстве.

Современная молодежь знает о таинстве бракосочетания по книгам и видео, которые сегодня можно посмотреть в интернете. На Руси этот обряд выполняли еще в древние времена. На свадьбе это действие было самым главным, и без венчания в церкви брак между женщиной и мужчиной не признавался. В те времена считалось, что только перед богом молодые люди могли стать супругами. Впервые о таинстве венчания человек узнал из книги «Бытие», посвященной женитьбе Исаака на Ревекке. Как проходил их обряд венчания сегодня можно узнать из видео.

Информация пришла к нам также из писаний Святых Отцов и сохранившимся документам, в которых оговаривались правила обряда. Проследить все изменения православной церкви, происходящие на протяжении веков, практически невозможно. Но выделить основные моменты историкам удалось.

  • На головы молодых возлагались брачные венцы. Впервые стали это делать на Востоке в IV веке. Сначала для этих целей использовали живые цветы. Позже венцы стали делать из металла. По внешнему виду они напоминали корону.
  • В западной части Византийской империи во время обряда венчания применяли брачные покрова.

Венцы и покрова означали святую веру в господа Бога. Предполагают, что до VII века бракосочетание между супругами проходило с благословенными кольцами и священной молитвой, похожей на современное песнопение. Обряд православного венчания церковь не разделяла до IX века. Между супругами заключался гражданский брак, после чего она участвовала в процессе богослужения в церкви. Таким чином они приобщались к Таинству Святых Христовых, что и означало символ брака. Молодожены брали на себя полную ответственность за семью, руководствуясь государственными законами того времени.

В конце X, начале XI веков в православном бракосочетании в церкви появился первый обычай, согласно которому жених и невеста получали свечи. На их головы стали возлагать венцы и произносились сопутствующие слова – «Христос венчает». Далее священник читал молитву, а по ее завершении соединял руки молодых, произнося слова – «Христос, приветствует».

На протяжении следующих лет процесс обряда венчания видоизменялся. Уже начиная с XIII века, он сопровождался словами: «Венчается раб Божий». Спустя 2 столетия появились новые традиции: читалась определенная молитва, а венцы в церкви, а не в доме.

Современный обряд венчания в церкви

Государственная власть разрешает проводить обряд венчания. Он может проводиться сразу после регистрации брака или в любой другой день. По церковным обычаям не все могут это сделать.

  • Православие не дает согласие на процедуру некрещенным людям, женихам младше 18 и невестам, которым не исполнилось 16 лет.
  • Если жених или невеста исповедует другую веру, необходимо получить разрешение на венчание. При этом муж или жена должна дать письменное обязательство воспитывать детей по православным законам.
  • Церковь не одобряет браки, заключенные между кровными родственниками (родство до третьего поколения включительно). Разрешение главы епархии понадобится и в том случае, если обвенчаться желают духовные родственники. Это могут быть крестные родители детей одной семейной пары.
  • Проводить церемонию можно не более трех раз. Но и во второй раз при венчании возникают определенные трудности.

Венчание проходит только на основании свидетельства о регистрации брака. Существуют определенные дни, в которые можно проводить обряд. Во время проведения многодневных постов и церковных праздников брак не заключается. Некоторые семьи венчаются после рождения своего первенца. Другие хотят проверить свои чувства и откладывают этот процесс на несколько лет.

Порядок церковного бракосочетания

Как только принято решение о проведении обряда венчания, следует обговорить со священником день бракосочетания. Венчание можно снимать на видео и делать фотографии. Со священником также следует обсудить, где во время церемонии может находиться фотограф и что можно снимать. Подготовка к венчанию должна быть проведена заранее. При этом следует учитывать некоторые моменты.


Очень важно к церковному бракосочетанию подготовиться морально: причаститься и исповедаться. Перед венчанием 3 дня следует поститься. В день соединения семейных уз перед Богом не рекомендуется курить, принимать спиртные напитки.

Правила поведения в храме

Венчающие и их гости должны придерживаться определенных правил:

  • Женщины должны быть в головном уборе. Одежда жениха, невесты и гостей должна прикрывать плечи и ноги. Женщинам не рекомендуется заходить в церковь в брюках.
  • Недопустим яркий макияж, он должен быть приближенным к натуральному виду.
  • Войти в храм желательно заранее, минут за 15 до начала церемонии.
  • Мобильные телефоны следует отключить.
  • Во время венчания передвигаться по храму не разрешается.
  • По левую сторону зала располагаются женщины, справа – мужчины.
  • К иконостасу не положено стоять спиной.
  • Для крещения используют правую руку.

Венчание длится в пределах часа. Не все гости могут выдержать столь длительную процедуру. Поэтому им лучше остаться вне храма или у его входа. Правила должны соблюдаться неукоснительно всеми людьми, присутствующими на бракосочетании в православном храме.

Процедура развенчания

К сожалению, не все семейные пары в состоянии сохранить брак и им приходится его разорвать. Церковь негативно относится к разводам и процесса развенчания, как такого для нее не существует. Но в некоторых случаях православная церковь может дать разрешение на повторное венчание. Это относится к вдовам и вдовцам. Причинами для расторжения церковного брака также могут быть:

  • Измена одного из супругов;
  • Невозможность зачать ребенка;
  • Принудительное заключение брака;
  • Угроза для жизни детей и супруги;
  • Душевные заболевания;
  • Избавление от ребенка без согласия на это действие мужа;
  • Различные виды тяжелых заболеваний, таких как алкоголизм, наркомания, СПИД и др.

Дается разрешение только тому супругу, кто невиновен в распаде семьи. Но прежде чем вступить в повторный брак, необходимо покаяться и исповедаться.