Собор в Сантьяго-Де-Компостела (Испания). Кафедральный собор святого иакова

Расположенный на северо-западе Испании, буквально на краю земли (древние римляне так и называли эти места - «Finis Terrae», «конец земли»), город Сантьяго-де-Компостела считается третьим по значению святым городом христианского мира после Иерусалима и Рима, и до сих пор остается местом массовых паломничеств. Его называют «христианской Меккой». Здесь, в Сантьяго-де-Компостела, находится величайшая реликвия Испании - мощи святого апостола Иакова, небесного покровителя страны.

Само название города - Сантьяго - связано с именем святого Иакова (по-испански - Сантьяго). - «Сын Грома», как его именуют в Испании, был, как и его брат, , простым рыбаком и одним из первых учеников Христа. Рассказывают, что когда двенадцать апостолов двинулись во все концы Земли нести Благую весть, Иаков отправился проповедовать Евангелие в Испанию. В ту пору это была отдаленная римская провинция. Пройдя по дорогам Испании и создав здесь первые христианские общины, Иаков вернулся в Палестину. Там он был схвачен по приказу царя Ирода Агриппы и в 44 году обезглавлен. Ученики святого Иакова положили его останки в лодку и пустили по волнам Средиземного моря.

Эта лодка чудесным образом была выброшена на испанский берег в устье реки Улья, на том месте, где ныне находится город Сантьяго-де-Компостела. В 813 году живший здесь монах-отшельник по имени Пелайо, ведомый путеводной звездой, обнаружил ковчег с мощами святого Иакова. Несмотря на прошедшие восемь веков, они оставались нетленными. В 896-899 годах по распоряжению короля Альфонса III на месте находки над ковчегом была сооружена небольшая церковь, а само это место получило название Компостела - от латинского Campus Stellae - «место, обозначенное звездой».

Обретение мощей святого Иакова состоялось в чрезвычайно трудную и опасную для Испании пору: мавры покорили практически весь Пиренейский полуостров, в руках христиан оставался только небольшой клочок земли в горах Астурии. И явление мощей святого Иакова было воспринято испанцами как знак свыше. Действительно, с этого момента началось движение мавританского завоевания вспять - Реконкиста. В результате арабы были изгнаны с Пиренеев, а святой Иаков стал считаться покровителем Испании. Старинные хроники рассказывают, что во время битв с маврами испанцы не раз видели святого Иакова в образе Белого Рыцаря, который с мечом в руках и боевым кличем «Santiago y cierra España!» обращал в бегство многотысячные толпы арабов. Таким в Средние века чаще всего и изображали святого Иакова испанские скульпторы: верхом на коне, поражающим мавров.

Со дня обретения мощей святого Иакова Компостела стала особо почитаемой святыней Испании. Эту традицию, как считают, установил император Карл Великий. Папа римский Каликст II даровал Сантьяго-де-Компостела привилегию на индульгенцию (полное отпущение грехов), тем самым приравняв этот город к Риму и Иерусалиму. Сюда нескончаемым потоком шли паломники из Франции, Португалии, Италии, Польши, Ирландии, Англии и других европейских государств. Путь из Европы на Пиренейский полуостров, который пешком преодолевали богомольцы, чтобы попасть в Святой город, получил название «Путь Святого Иакова». Его главная магистраль берет свое начало на юге Франции и через Пиренеи, минуя испанские города Логроньо, Санто-Доминго-де-ла-Кальсада, Белорадо, Бургос, Леон, Асторга, Понферрада и Вильяфранка-дель-Бьерсо, ведет в Сантьяго-де-Компостела. Ныне «Путь Святого Иакова» на всем своем протяжении объявлен памятником всемирного значения, находящимся под охраной ЮНЕСКО.

Святого Иакова Компостельского, который первым предпринял дальнее странствие в Испанию, считали покровителем паломников. В средневековом искусстве он предстает то в образе путника в украшенной ракушками шляпе, с посохом и сумой, то как апостол в тоге и со свитком в руке, в окружении верующих. Подобно евангельским волхвам, ведомым путеводной звездой, идущие в Компостелу паломники по ночам ориентировались по Млечному пути, который в Испании называют «дорогой святого Иакова». Согласно народному поверью, святой начертал его в небе, чтобы указать направление Карлу Великому в походе против сарацин.

Удивительный природный и культурно-исторический ландшафт, через который пролегает «Путь Святого Иакова», сохранился до наших дней практически в неприкосновенности - с арочными мостами, переброшенными через горные потоки, поклонными крестами, паломническими церквами и часовнями, замками и крепостями, гостиницами и постоялыми дворами, старинными деревнями и городами, по улицам которых и в наши дни неторопливо шагают паломники с посохами, держащие путь в Компостела.

Открывающаяся перед глазами путника панорама города в один миг пленяет его, заставляя забыть об усталости и трудностях пройденного пути. Старинная Компостела - один из самых красивых средневековых ансамблей Европы, сохранившихся до наших дней. Сантьяго-де-Компостела называют «городом ста башен», «светочем христианского мира». А над его многочисленными башнями и шпилями ослепительно сверкают золотом купола сказочно прекрасного собора Святого Иакова.

Первый храм на могиле апостола Иакова был построен королем Альфонсом II и епископом Теодомиром в 829 году. Король Альфонсо III Великий в конце IX столетия заменил его на более красивую и значительную по размерам базилику, но в 997 году мавры под предводительством Аль-Мансура во время очередного набега разрушили церковь.

В 1078 году под руководством французского архитектора-монаха Бернара из Клюни началось сооружение нового собора. Оно имело несколько этапов (1077/78-1088 гг.; 1100-1128 гг.) и продолжалось несколько столетий. К 1521 году собор был в основном завершен.

Собор в Сантьяго-де-Компостела - наиболее важная постройка средневековой Испании. Его интерьер сохранил свой романский характер, хотя перестройки XVII-XVIII веков значительно изменили внешний вид храма. В 1676-1680-х годах была сооружена Часовая башня (архитектор Доминго Андраде), а в 1738-1750-х годах архитектор Фернандо Касас-и-Новоа полностью перестроил главный фасад собора - он носит название «Обрадорио» - и 75-метровой башни, придав им черты модного в ту пору пышного и величественного стиля в его испанском варианте - чурригереско.

Восточный фасад, известный под именем «Асабачерия», возведен в XVIII в. архитекторами Ферро Каавейро и Фернадесом Сарела на месте сгоревших романских Ворот Рая и впоследствии завершен в 1770 г. по проекту . Фасад украшают скульптуры Гамбино: в верхней части - короли Альфонсо III и Ордоньо II, возносящие молитву св. Иакову-паломнику, в центре - символическое изображение Веры.

В центре западного фасада, в глубокой нише, установлена фигура святого Иакова. Порталы, обрамляющие входы в собор, богато украшены скульптурами XI-XVI веков. Наиболее древние рельефы можно увидеть на южных вратах - Пуэрта-лас-Платериас. Но самые значительные памятники искусства украшают «Портик Славы» - Портико де ла Глория, находящийся на западном фасаде, который мастер-резчик по имени Матео создавал на протяжении 20 лет (1168-1188 гг.). Это вершина романской пластики в Испании. Мастеру Матео, судя по всему, были хорошо известны скульптурные порталы Бургундии и Иль-де-Франса.

Портик увенчивает большое скульптурное изображение Христа-Спасителя в окружении евангелистов, апостолов и музыкантов. На колонне, на высоте поднятой руки, имеется пять углублений - их считают следом руки Иисуса Христа. Существует поверье, что на паломника, который вложит в эти углубления пальцы своей руки, снизойдет благодать Святого Духа.

Главные ворота собора - Святые ворота («Пуэрта Санта») - открываются только в «Святой год» - т.е. в год, когда 25 июля, день поминовения святого Иакова, приходится на воскресенье. Входящего внутрь храма изумляют его громадные размеры. Собор выполнен в плане латинского креста, его протяженность составляет 97 м, высота центрального нефа - 24 м. Полумрак, царящий внутри, придает атмосфере собора некую таинственность, предваряющую встречу паломника с главной святыней - гробницей Святого Иакова. Она располагается в подземном этаже собора - крипте. Саркофаг выполнен из серебра и имеет довольно позднее происхождение.

В соборе действует музей, в котором собрана богатая коллекция испанского искусства IX-XIX веков, в том числе гобелены, выполненные по эскизам Рубенса, Гойи и других великих мастеров.

В соборе и вокруг него всегда многолюдно. За тысячу лет его существования здесь побывали миллионы паломников, в числе которых было и множество мировых знаменитостей - от святого Франциска Ассизского и папы Иоанна Павла II до писателя Пауло Коэльо и голливудской звезды Ширли Маклейн. Помимо главного, Французского пути, существует еще несколько путей, ведущих в Сантьяго-де-Компостела: Прибрежный, протянувшийся от Пиренеев вдоль побережья, через Страну Басков и Астурию; Восточный, ведущий от Севильи через Мериду и Саламанку; Английский - этим путем попадали в Компостелу паломники из Англии и Ирландии, высаживавшиеся в испанском порту Ла-Корунья; Португальский, берущий свое начало в столице Португалии Лиссабоне. Пересекая со всех сторон Пиренейский полуостров, эти дороги стягиваются к одной точке - в Сантьяго-де-Компостела, куда в наши дни ежегодно приходит и приезжает несколько миллионов человек - как паломников, так и туристов, привлеченных многочисленными историческими памятниками города. Недаром гласит старинная испанская пословица: «Все пути ведут в Компостела».

Расположенный на северо-западе Испании, буквально на краю земли (древние римляне так и называли эти места – «Finis Terrae», «конец земли»), город Сантьяго-де-Компостела считается третьим по значению святым городом христианского мира после Иерусалима и Рима, и до сих пор остается местом массовых паломничеств. Его называют «христианской Меккой». Здесь, в Сантьяго-де-Компостела, находится величайшая реликвия Испании – мощи святого Иакова, небесного покровителя страны.

Само название города – Сантьяго – связано с именем святого Иакова (по-испански – Сант Яго). Апостол Иаков Старший – «сын грома», как его именуют в Испании, был, как и его брат, апостол Иоанн, простым рыбаком и одним из первых учеников Христа. Рассказывают, что когда двенадцать апостолов двинулись во все концы Земли нести Благую весть, Иаков отправился проповедовать Евангелие в Испанию. В ту пору это была отдаленная римская провинция. Пройдя по дорогам Испании и создав здесь первые христианские общины, Иаков вернулся в Палестину. Там он был схвачен по приказу царя Ирода Агриппы и в 44 году обезглавлен. Ученики святого Иакова положили его останки в лодку и пустили по волнам Средиземного моря.

Эта лодка чудесным образом была выброшена на испанский берег в устье реки Улья, на том месте, где ныне находится город Сантьяго-де-Компостела. В 813 году живший здесь монах отшельник по имени Пелайо, ведомый путеводной звездой, обнаружил ковчег с мощами святого Иакова. Не смотря на прошедшие восемь веков, они оставались нетленными. В 896 – 899 годах по распоряжению короля Альфонса III на месте находки над ковчегом была сооружена небольшая церковь, а само это место получило название Компостела – от латинского Campus Stellae – «место, обозначенное звездой».

Обретение мощей святого Иакова состоялось в чрезвычайно трудную и опасную для Испании пору: мавры покорили практически весь Пиренейский полуостров, в руках христиан оставался только небольшой клочок земли в горах Астурии. И явление мощей святого Иакова было воспринято испанцами как знак свыше. Действительно, с этого момента началось движение мавританского завоевания вспять – Реконкиста. В результате арабы были изгнаны с Пиренеев, а святой Иаков стал считаться покровителем Испании. Старинные хроники рассказывают, что во время битв с маврами не раз видели святого Иакова в образе Белого Рыцаря, который с мечом в руках и боевым кличем «¡Santiago y cierra España!» обращал в бегство многочисленные толпы арабов. Таким в Средние века чаще всего и изображали святого Иакова испанские скульпторы: верхом на коне, поражающим мавров.

Со дня обретения мощей святого Иакова Компостела стала особо почитаемой святыней Испании. Эту традицию, как считают, установил император Карл Великий. Папа римский Каликст II даровал Сантьяго-де- Компостела привилегию на индульгенцию (полное отпущение грехов), тем самым приравняв этот город к Риму и Иерусалиму. Сюда нескончаемым потоком шли паломники из Франции, Португалии, Италии, Польши, Ирландии, Англии и других европейских государств. Путь из Европы на Пиренейский полуостров, который пешком преодолевали богомольцы, чтобы попасть в Святой город, получил название «Путь Святого Иакова». Его главная магистраль берет свое начало на юге Франции и через Пиренеи, минуя испанские города Логроньо, Санто-Доминго-де-ла-Кальсада, Белорадо, Бургос, Леон, Асторга, Понферрада и Вильяфранка-дель-Бьерсо, ведет в Сантьяго-де-Компостела. Ныне «Путь Святого Иакова» на всем своем протяжении объявлен памятником всемирного значения, находящимся под охраной ЮНЕСКО.

Святого Иакова Компостельского, который первым предпринял дальнее странствие в Испанию, считали покровителем паломников. В средневековом искусстве он предстает то в образе путника в украшенной ракушками шляпе, с посохом и сумой, то как апостол в тоге и со свитком в руке, в окружении верующих. Подобно евангельским волхвам, ведомым путеводной звездой, идущие в Компостелу паломники по ночам ориентировались по Млечному пути, который в Испании называют «дорогой святого Иакова». Согласно народному поверью, святой начертал его в небе, чтобы указать Карлу Великому в походе против сарацин.

Удивительный природный и культурно-исторический ландшафт, через который проегает «Путь Святого Иакова», сохранился до наших дней практически в неприкосновенности – с арочными мостами, переброшенными через горные потоки, поклонными крестами, паломническими церквами и часовнями, замками и крепостями, гостиницами и постоялыми дворами, старинными деревнями и городами, по улицам которых и в наши дни неторопливо шагают паломники с посохами, держащие путь в Компостела.

Открывающаяся перед глазами путника панорама города в один миг пленяет его, заставляя забыть об усталости и трудностях пройденного пути. Старинная Компостела – один из самых красивых ансамблей Европы, сохранившихся до наших дней. Сантьяго-де-Компостела называют «городом ста башен», «светочем христианского мира». А над его многочисленными башнями и шпилями ослепительно сверкают золотом купола сказочно прекрасного собора Святого Иакова.

Первый храм на могиле апостола Иакова был построен королем Альфонсом II и епископом Теодомиром в 829 году. Король Альфонсо III Великий в конце IX столетия заменил его на более красивую и значительную по размерам базилику, но в 997 году мавры под предводительством Аль-Мансура во время очередного набега разрушили церковь.

В 1078 году под руководством французского архитектора-монаха Бернара из Клюни началось сооружение нового собора. Оно имело несколько этапов (1077/78 – 1088 гг.; 1100 – 1128 гг.) и продолжалось несколько столетий. К 1521 году собор был в основном завершен.

Собор в Сантьяго-де-Компостела – наиболее важная постройка средневековой Испании. Его интерьер сохранил свой романский характер, хотя перестройки XVII – XVIII веков значительно изменили внешний вид храма. В 1676 – 1680-х годах была сооружена Часовая башня (архитектор Доминго Андраде), а в 1738 – 1750-х годах архитектор Фернандо Касас-и-Новоа полностью перестроил главный фасад собора – он носит название «Обрадорио» — и 75-метровой башни, придав им черты модного в ту пору пышного и величественного стиля барокко в его испанском варианте – чурригереско. Восточный фасад, известный под именем «Асабаче» (завершен в 1770 г.), — работа архитектора Луиса Монтеагудо.

В центре западного фасада, в глубокой нише, установлена фигура святого Иакова. Порталы, обрамляющие входы в собор, богато украшены скульптурами XI – XVI веков. Наиболее древние рельефы можно увидеть на южных вратах – Пуэрта-лас-Платериас. Но самые значительные памятники искусства украшают «Портик Славы» — Портико де ля Глория, находящийся на западном фасаде, который мастер-резчик по имени Матео создавал на протяжении 20 лет (1168 – 1188 гг.). Это вершина романской пластики в Испании. Мастеру Матео, судя по всему, были хорошо известны скульптурные порталы Бургундии и Иль-де-Франса.

Портик увенчивает большое скульптурное изображение Бога Отца, держащего на коленях распятого Сына, посланного Им в мир во имя любви к людям. На колонне, на высоте поднятой руки, имеется пять углублений – их считают следом руки Иисуса Христа. Существует поверье, что на паломника, который вложит в эти углубления пальцы своей руки, снизойдет благодать Святого Духа.

Главные ворота собора – Святые ворота («Пуэтра Санта») – открываются только в «Святой год» — т.е. в год, когда 25 июля, день поминовения святого Иакова, приходится на воскресенье. Входящего внутрь храма изумляют его громадные размеры. Собор выполнен в плане латинского креста, его протяженность составляет 97 м, высота центрального нефа – 24 м. Полумрак, царящий внутри, придает атмосфере собора некую таинственность, предваряющую встречу паломника с главной святыней – гробницей Святого Иакова. Она располагается в подземном этаже собора – крипте. Саркофаг выполнен из серебра и имеет довольно позднее происхождение.

В соборе действует музей, в котором собрана богатая коллекция испанского искусства IX – XIX веков, в том числе гобелены, выполненные по эскизам Рубенса, Гойи и других великих мастеров.

В соборе и вокруг него всегда многолюдно. За тысячу лет его существования здесь побывали миллионы паломников, в числе которых было и множество мировых знаменитостей – от святого Франциска Ассизского и папы Иоанна Пвыла II до писателя Пауло Коэльо и голливудской звезды Ширли Маклейн. Помимо гласного, Французского пути, существует еще несколько путей, ведущих в Сантьяго-де-Компостела: Прибрежный, протянувшийся от Пиренеев вдоль побережья, через Страну Басков и Астурию; Восточный, ведущий от Севильи через Мериду и Саламанку; Английский – этим путем попадали в Компостелу паломники из Англии и Ирландии, высаживавшиеся в испанском порту Ла-Корунья; Португальский, берущий свое начало в столице Португалии Лиссабоне. Пересекая со всех сторон Пиренейский полуостров, эти дороги стягиваются к одной точке – в Сантьяго-де-Компастела, куда в наши дни ежегодно приходит и приезжает несколько миллионов человек – как паломников, так и туристов, привлеченных многочисленными историческими памятниками города. Недаром гласит старая испанская пословица: «Все пути ведут в Компостела».

Статья из книги «Величайшие храмы мира». А.Ю. Низовский. – М.: Вече, 2006. – 576 с.

Кафедральный собор Сантьяго-де-Компостела (Испания) - описание, история, расположение. Точный адрес и веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

  • Туры на майские по всему миру
  • Горящие туры по всему миру

Предыдущая фотография Следующая фотография

Этот собор настолько изумителен и богато отделан, что на описание всех особенностей его экстерьера и интерьера потребовалась бы отдельная книга. Как минимум собор Сантьяго - это конечная точка паломнического пути св. Якова, одного из апостолов Христа, и место его последнего упокоения. Плюс к тому при длине внутреннего помещения в 97 м это самая большая романская церковь в Испании и одна из крупнейших в Европе.

Первая церковь на этом месте была выстроена в 829 г. до н. э. по приказу короля Альфонсо III Леонского, и уже тогда пилигримы потянулись к могиле святого. Церковь была разрушена до основания в 997 г. войсками кордобского халифа, и то здание, которое мы можем увидеть сегодня, датируется 1075 г. Точнее, основная его часть, которая строилась по архитектурному плану собора Сен-Сернена в Тулузе, одного из величайших шедевров романского архитектурного стиля во Франции. Строительство было долгим, и церковь освятили только в 1211 г., а впоследствии расширяли и дополняли в 16, 17 и 18 вв.

Внутренняя отделка собора может производить впечатление более скромной - но это лишь до того момента, пока вошедший не увидит изумительно оформленные кружевные хоры, гигантский балдахин со статуей св. Якова 13 в. над главным алтарём и орган.

Надо сказать, что романскую постройку весьма оживляют более поздние дополнения, выполненные в готическом и барочном стилях. Каждый фасад может похвастать уникальным дизайном: барочный фасад на площади Обрадойро был завершен Фернандо де Казас Нова в 1740 г., другой барочный фасад Ачибекария был выполнен Ферро Кааверо и Фернандесом Сарелой, а впоследствии модифицирован Вентурой Родригесом. Фасад Пратариас, созданный мастером Эстебаном в 1103 г., и еще более интересный Портик славы с раннероманскими скульптурами были доделаны мастером Матео в 1188 г.

Портик славы, одна из наиболее прекрасных частей собора, создавался по заказу короля Фердинанда II Леонского. Он включает три полукруглые арки, которые ведут в три нефа церкви. Колонны арок венчают изумительные скульптуры фантастических животных и апостолов, а над центральной аркой можно увидеть замечательный скульптурный тимпан. На нём изображен господь-вседержитель в окружении евангелистов, ангелов и символических фигур и предметов.

Барочный фасад, который выходит на площадь Обрадойро, датируется 18 в. Его отличают большие окна и невероятное количество скульптурных украшений, включая статуи святых. Ко входу этого фасада ведет лестница 17 в., выполненная в ренессансном стиле по мотивам работы Джиакомо Виньола в палаццо Фарнезе. Две рампы лестницы окружают вход в старую романскую крипту 12 в., сработанную мастером Матео и носящую имя «Старый собор».

Именно фасад Обрадойро стал символом Сантьяго-де-Компостела, и в этом качестве его изображение помещено на задник испанских евроцентов.

Название южного фасада Пратариас переводится с галисийского как «ювелирно дело», «серебряные изделия». Это единственный романский фасад, сохранившийся в соборе. Он был выстроен в период с 1103 г. по 1117 г. и выходит на площадь, окружённую клуатром. По скульптурам этого фасада сразу можно определить его более раннее происхождение, хотя многие рельефы были добавлены сюда позднее, в 18 и 19 вв. В частности, в их числе детали разобранного фасада Ачибекария.

Последний же фасад отличается романским порталом, выполненным казначеем храма, Бернардо, в 1122 г. После пожара 1758 г. ворота были разобраны, и новый фасад возводился сперва в барочном, а затем в неоклассическом стиле. Венчает фасад статуя св. Якова 18 в.

Также два входа в собор - Порта-Реал и Порта-Санта - есть в восточном фасаде, который выходит на площадь Куинтана. Через первый в собор входили короли Испании.

Особенное восхищение вызывают башни собора, а среди них - Часовая башня, которую также называют башней Троицы или Беренгуелой. Она возвышается над местом встречи площадей Пратариас и Куинтана. Считается, что строительство башни началось в 1316 г. и затем продолжалось из века в век до конца 17 в., когда башня достигла высоты 75 м. Часы с четырёх сторон башни были помещены в 1833 г. и соединены с двумя колоколами (увы, сегодня на их месте висят реплики, сделанные в Нидерландах в 1989 г.).

Кадило собора - самое большое в мире. Оно весит 80 кг и достигает 160 см в высоту. Его спускают с потолка с помощью специального блочного механизма только по большим праздникам.

Интерьер собора заслуживает не меньшего внимания, нежели внешний вид. Здесь сохранились оригинальные сводчатые потолки и ряды очень высоких арок и полуарок. В целом относительно экстерьера внутренняя отделка собора может производить впечатление более скромной - но это лишь до того момента, пока вошедший не увидит изумительно оформленные кружевные хоры, гигантский балдахин со статуей св. Якова 13 в. над главным алтарём и орган. А содержимое боковых часовен можно приравнять к собранию хорошего музея: статуи, картины и реликвии собирались в них столетиями.

Одна из самых священных реликвий находится в Капела-до-Реликарио, часовне Мощей: это золотое распятие 874 г., которое содержит частицу Истинного креста.

Конечная точка паломнического пути св. Якова - это крипта собора, расположенная под главным алтарём. Здесь можно увидеть фрагменты постройки 9 в. В крипте помещены мощи святого и двух его последователей, св. Теодора и св. Афанасия.

Практическая информация

Адрес: Praza do Obradoiro.

Время работы: собор открыт круглый год с 7:00 до 20:30. Музей при соборе работает ежедневно с апреля по октябрь с 9:00 до 20:00, с ноября по март с 10:00 до 20:00.

Собор Святого Иакова - католическая святыня Сантьяго Матамороса в галисийском городе Сантьяго-де-Компостела, где почивают его мощи.

Крупнейший паломнический центр средневекового католичества, конечный пункт на пути Св. Иакова. Историческая часть города, сложившегося вокруг собора, включена в список объектов Всемирного наследия.

История

Мощи Святого Иакова были обретены в Галисии отшельником Пелайо в 814 году, в правление астурийского короля Альфонса II. На месте открытия была воздвигнута временная часовня, которую в IX веке сменили друг за другом два каменных собора.

В 997 году храм сжёг хаджиб Аль-Мансур. Ворота и колокола церкви он увёз с собой в Кордову и передал в Месквиту.

Ныне существующий собор заложил в 1075 году кастильский король Альфонсо VI. Он строился из гранита по образу и подобию тулузской базилики св. Сернина. В 1895 году была опубликована найденная в соборе рукопись - кодекс Каликста, приписываемая перу одноимённого понтифика.

Она содержит ценные сведения о строительстве храма. В 1128 году романский собор - один из самых вместительных в Европе - был освящён.

Достопримечательности

Сами мощи святого почивают в серебряной раке в крипте, уцелевшей от храма времён Альфонса Великого. В 1589 году они были спрятаны от английской «анти-Армады», да так тщательно, что потом отыскать их не удалось.

Мощи были обнаружены только в январе 1879 года; через пять лет их подлинность подтвердил сам папа Лев XIII.

Достопримечательностью собора является подвешенное с потолка кадило, самое большое в мире - размером в человеческий рост. Оно весит 80 кг и приводится в действие путём раскачивания восемью служителями (tiraboleiros) в багряных одеждах. На наполнение этого кадила (известного как ботафумейро) уходит 40 кг угля и ладана.


Собор Святого Иакова

Собор Святого Иакова

Собор Святого Иакова

Собор Святого Иакова

Собор Святого Иакова

Собор Святого Иакова

Собор Святого Иакова

Собор Святого Иакова

Собор Святого Иакова

Собор Святого Иакова

Собор Святого Иакова

Собор Святого Иакова

Собор Святого Иакова

Собор Святого Иакова

Средневековые паломники ходили путем Святого Иакова в течение нескольких месяцев, чтобы прибыть в собор Сантьяго-де-Компостела, ставшим последним приютом мощей Иакова. Так много паломников облокачивалось руками о столб у входа, чтобы дать отдохнуть своим усталым костям, что протерлись глубокие следы в камне. И по сей день собор Святого Иакова в Сантьяго-де-Компостела остается важнейшим паломническим центром католичества.

Мифы и факты

По преданию, мощи Святого Иакова в 814 году обнаружил отшельник Пелайо на месте нынешнего собора и соорудил там небольшую часовню. Часовня была уничтожена в бою с мавританцами в 997 году. В 1075 году, во время правления кастильского короля Альфонсо VI, началось строительство нынешнего собора, и в 1128 году он был освящен.

Несмотря на барочный фасад, собор Иакова является лучшим образцом романского . Различные элементы были добавлены в XVI-XVIII века, что привело к частичному преобразованию интерьера в барокко. Захватывающий гранитный фасад собора, известный как Обрадоиро, был добавлен в 1738 году местным архитектором Фернандо-де-Касас.

Что посмотреть

Вход в собор украшает великолепный портик де-ла-Глория, вырезанный в 1188 году Матео и считается одним из лучших произведений средневекового искусства. Арки над боковой дверью изображают чистилище и страшный суд с Христом в центре. Огромная колокольня щедро декорирована статуями святого Иакова.

Контрастируя с фасадом, интерьер собора выполнен исключительно в ранне-романском стиле, со сводчатыми потолками крестообразной формы, двумя боковыми проходами вдоль нефа и многочисленными часовнями.

Алтарь впечатляет смесью готической простоты и изобилия XVIII века. В серебряной раке лежат священные мощи Иакова. У жертвенника стоит средневековая статуя святого, которую приветствовали паломники по прибытии в храм. Всем, прошедшим 100 километровый путь пешком, выдают сертификат Компостела.

Необычной достопримечательностью является подвешенное с потолка огромное кадило - размером в человеческий рост и весом 80 кг. Чтобы его раскачать приходится задействовать восемь служителей храма, а для наполнения требуется 40 кг угля и ладана.

Собор Святого Иакова в Сантьяго-де-Компостела, как и , один из наиболее знаменитых направлений среди паломников и туристов Испании, не уступающий по популярности