Ростральные колонны скульптуры. Ростральные колонны - символ морского могущества россии

События, предвосхитившие появление в северной столице символов морских побед из Древнего Рима, восходят к XVIII веку, когда в 1733 г. с Берёзового на восточную оконечность Васильевского острова был перенесён морской порт.


Через 50 лет Екатерина II задумала облагородить этот участок, построив необходимые на портовой территории здания пакгауза и Биржи. Планы императрицы нарушила война с Турцией, и строительство продолжилось уже в XIX веке при Александре I.

Проект архитектора Ж.-Ф. Тома де Томона

Для проектирования нового облика Стрелки был приглашён архитектор из Франции Жан-Франсуа Тома де Томон, которому потребовалось несколько лет для создания будущего проекта.
Задумка оформить порт в древнеримском стиле пришла к архитектору в 1801 году – здание Биржи должно напоминать античный храм, а морскую мощь России обязаны подчеркнуть древнеримские колонны с носами побеждённых кораблей.


Тома де Томон разработал несколько проектов архитектурного решения Стрелки, в которых роль колонн кардинально менялась от небольшого декоративного элемента до величественных действующих маяков в стиле классицизма.

Строительные работы

Начались работы в 1805 г. под патронажем Совета Академии художеств во главе с русским архитектором А. Д. Захаровым. По утверждённому проекту уровень Стрелки был поднят над Невой для защиты берега от наводнений. Вместе с тем Стрелка вдалась в русло реки на 100 м и приняла строго симметричные очертания.

Ростральные колонны в Питере заняли своё место с двух сторон полукруглого спуска к Неве, обрамляя небольшую площадь на Стрелке и подчёркивая своим величием значимость здания Биржи. Открытие колонн состоялось в 1810 г.

Высота сооружений составила 32 метра, за счёт чего их было прекрасно видно на достаточно большом расстоянии.

Являясь действующими маяками, каждая из колонн освещала дорогу кораблям, направляя их в Неву и в Малую Невку. Факелы зажигались по ночам и в туманную погоду до перевода порта с острова в 1885 г.


Технология создания колонн

Тома де Томон предполагал для скульптурных элементов использовать бронзу, считая этот металл долговечным и подходящим по статусу для отведённой колоннам роли. Но мастера того времени не обладали технологиями, позволявшими отлить столь грандиозные конструкции.

Для замены бронзы был предложен пудостский известняк, залежи которого находились недалеко от Стрелки. Этот минерал имеет ценное для скульпторов свойство: на стадии добычи из карьера он очень мягок и легко поддаётся обработке простыми инструментами. Только действие воздуха и солнца заставляет камень твердеть, после чего он становится очень прочным.


Но достоинство пудосского известняка одновременно является и недостатком, так как мастер не успевает проработать мелкие детали и передать структуру изображаемых материалов.
Сами колонны выложены из кирпича и покрыты штукатуркой.

Ростральные колонны описание

Каждая колонна опирается на гранитное основание со ступенями, на которых располагаются каменные изваяния из пудостского известняка: пара мужских и пара женских фигур. Тональность желтовато – серого материала эффектно подчёркивает терракотовую окраску самих колонн.

От ступеней к вершине на колоннах закреплены медные имитации ростр – носов кораблей, побеждённых в морских баталиях. Они попарно поднимаются четырьмя ярусами, каждая пара повёрнута перпендикулярно относительно предыдущей. Между рострами на колоннах видны медные же якоря. От времени металл приобрёл зелёный оттенок, что на красновато – оранжевом фоне смотрится особенно торжественно.


В полости каждой колонны сооружены винтовые лестницы, ведущие на квадрат смотровой площадки. Здесь предусмотрено место для огромных чаш – жаровен, поддерживаемых металлическими треногами. Чтобы зажечь сигнальные огни, в этих чашах держали конопляное масло, и брызги от него постоянно обжигали проходивших мимо горожан.

В 1896 г. к жаровням подвели электричество. Но постоянное включение ламп требовало больших финансовых затрат, и привело к отказу от передового способа освещения.
С 1957 г. над колоннами в важные моменты загораются семиметровые газовые факелы.

Фигуры у подножия ростральных колонн

Колоссальные скульптуры на ступенях ростральных колонн по замыслу архитектора олицетворяют величие и мощь Российского государства. Созданы они скульпторами из Франции Ж. Камберленом и Ф. Тибо. Работа над фигурами была завершена в 1811 г., позднее сдачи колонн.
Автор архитектурного ансамбля Ж.-Ф. Тома де Томон называл фигуры у основания ростральных колонн божествами моря и коммерции.

Народное предположение о том, что скульптуры олицетворяют реки России, не может быть документально подтверждено. У самих фигур слишком мало атрибутики, которая указала бы на аллегорию рек или категорично отвергла бы такое предположение.


А пока учёные спорят о символическом значении фигур, экскурсоводы продолжают придерживаться красивой легенды, рассказывая гостям города, что скульптуры у южной колонны — «Нева» и «Волхов», а у северной – «Волга» и «Днепр».

Почему так названы?

Ростральные колонны – это творение скульпторов Древнего Рима. В те далёкие времена после грандиозных побед на море было принято воздвигать колонны в честь триумфа, которые украшали носами кораблей поверженных противников.

Ниже ватерлинии на носу римских кораблей прикреплялся таран в виде трезубца или аллегорической фигуры, назвавшийся ростром. От этого элемента название перешло на обозначение носа кораблей, а затем и на название колонны победителей.

Ростральные колонны интересные факты и загадки

За время существования ростральных колонн накопились необычные факты и загадки:

  1. Каждая пара ростр на колоннах украшена по-особому: нижняя – фигурами наяд, следующая – крокодиловыми головами и рыбами, третья – головами водяных, последняя – морскими коньками.
  2. Ростральные колонны выдержаны в стиле классицизма.
  3. Работы, связанные с кладкой кирпича и обработкой гранитных оснований, вела бригада русских каменотёсов мастера С.К. Суханова.
  4. Первоначально Елизавета Петровна на Стрелке Васильевского острова хотела воздвигнуть памятник Петру I.
  5. Последняя реставрация велась сотрудниками Эрмитажа и завершилась в 1999 году.
  6. Ростральные колонны СПБ нанесены на 50-рублевые купюры.
  7. Колонны дважды подвергались взломам, и оба раза в 2011 году. При втором взломе зажжён факел.
  8. Колонны включены в Единый государственный реестр памятников истории и культуры России.

К загадкам о ростральных колоннах СПБ относят вопрос об их первоначальном назначении. Многие исследователи сомневаются, что колонны выполняли роль маяков. Ещё одна загадка – о значении скульптур на ступенях колонн.

Когда:
Воздвигнуты в 1810 году

Кем:
Французским архитектором Жаном Тома де Томон

Что интересно:
скульптурные элементы, расположенные у подножия Ростральных колонн, были установлены по проекту архитектора Ж. Ф. Тома де Томона. Скульптуры символизируют четыре реки – Днепр, Волгу, Неву и Волхов.

Где:
стрелка Васильевского острова (ст. метро «Василеостровская»).

Далеко за пределами России известно о морской славе нашего легендарного города. Немало памятников морских побед, триумфальных колонн, маяков украшают побережье Невы и Финского залива.

Немного истории

В числе символов морской силы и мощи страны одно из первых мест принадлежит Ростральным колоннам. Традиционно колонны олицетворяют морское могущество державы и их стволы обязательно должны украшать носовые части побежденных кораблей (ростры) или их изображения. В 1810 году по проекту Тома де Томона в нашем городе были воздвигнуты две 32-метровые колонны, органично вписавшиеся в исторический ансамбль Стрелки на Васильевском острове. Чтобы придать парадность и торжественность полукруглой площади, колонны решено было установить в двух сторон. Основание колонны украшают мужские и женские фигуры, символично изображающие реки. Конструкция выполнена из пудосткого камня - местного популярного строительного материала, который применялся при строительстве царских дворцов. Камень добывали примитивным способом. Он легко поддавался обработке и оставался прочным при любых капризах северной погоды.

Горит сигнальный маяк

По проекту конструкция была служить портовыми маяками для судов, поэтому колонны внутри оснащены винтовыми лестницами, ведущими на верхние площадки. Там находятся треножники-жаровни для зажигания сигнальных огней. Жаровни зажигали конопляным маслом, позже электричеством, но сейчас на них установлены газовые горелки, факелы которых пылают над колоннами. В наши дни символичные сигнальные огни на маяках зажигаются в дни особых торжеств и праздников. Особым светом отсвечивают аллегорические изваяния основания колонн, величаво стремятся ввысь остроконечные символы морской державы.

Триумфальное сооружение

Скульптурный ансамбль на Васильевском острове эффектно дополняет облик Биржевой площади. Обычные портовые маяки выполнены в форме античных триумфальных сооружений, озвучили тему морских триумфов России. Ростры колонн стилизованы, полые внутри и изготовлены из легкого металла, но это не умаляет их символического и аллегорического значения.

Знакомимся с триумфом воочию

Монументальные строгие силуэты Ростральных колонн на Васильевском острове лучше всего увидеть своими глазами. Для этого надо добраться до станции метро «Гостиный двор» или «Невский проспект» и, ориентируясь на Адмиралтейство по Дворцовому мосту перейти на Васильевский остров. От этих же станций метро можно доехать на автобусе № 7 или на троллейбусах №№ 10, 7, 1. От станции метро «Спортивная» тоже можно доехать до остановки «Биржевая площадь» на троллейбусе № 7. Колонны представляют собой историческое и легендарное наследие города. Ежедневно это место посещают тысячи горожан и гостей города - экскурсанты, туристы, бизнесмены. Их привлекает неповторимость экспозиции, уникальность и значимость символического сооружения.

В – неотъемлемая составляющая архитектурного комплекса Стрелки Васильевского острова. Название дано по прикрепленным на колоннах изображениям ростров (в переводе с латинского – «клюв») - носовых элементов кораблей. Традиция ставить ростральные колонны после победоносных битв идет с древнеримского периода. Таким «клювом» часто таранили корабль неприятеля и побеждали.

Этот символ города был сооружен по чертежам Тома де Томона в 1805-1810 г.г., вместе с возведением здания Биржи. Выбрать лучший проект ему помогал зодчий А. Захаров. У подножия колонн расположены по два изваяния, символизирующие реки.

Южный ростр украшен женской скульптурой, представляющей Неву, и мужской, изображающей Волхов. Кувшин с изливающейся из него водой, держит фигура Волхова. Подножие северной колонны украшают еще две фигуры: Волга и Днепр. Здесь тоже кувшин находится в руках у мужской статуи. Статую Днепра создал мастер Камберлен, остальные - французский мастер Тибо. Якоря и ростры выполнили кузнецы Корольков, Шапов и Васильев. Кирпичную кладку и отёс камней исполнила артель мастера С.Суханова.

Было время, когда 32-х метровые колонны служили маяками кораблям, приходящим в порт. Смотритель маяка по винтовой лестнице поднимался на верхнюю площадку, наливал смолу в треноги для сигнальных огней и поджигал. Иногда наливали конопляное масло, тогда брызги летели на головы проходящих мимо людей.

В 1896 году к рострам подвели электричество. Но электричеством колонны освещались недолго по причине его дороговизны. И только в 1957 году к Ростральным колоннам был подведен газ, тогда в горелках вспыхнули огнем 7-метровые мощные факелы. Огни на колоннах зажигают лишь только в самых торжественных случаях и при проведении праздников.

Во время войны Ростральным колоннам был нанесен немалый ущерб. Они были исковерканы снарядами и проржавели. После войны были отреставрированы украшения колонн и заменены площадки с чашами- светильниками. Руководство восстановлением Ростральных колонн было поручено скульптору И.Крестовскому. Последний раз колонны были отреставрированы в 1998-1999 годах.

Добраться до Ростральных колонн ближе всего от станции метро "Спортивная 2".

Фото достопримечательности: Ростральные колонны

Скульптуры гномов в Сестрорецке.Расположены по адресу: Россия, г. Сестрорецк, в сквере напротив детской библиотеки на ул. Токарева.

Эта композиция находится у центральной детской библиотеки. Его поставили ко дню рождения города Сестрорецка, пригорода Санкт-Петербурга.

Семь гномов всем своим видом выражают любовь к чтению и истории.

Главный гном-хранитель держит книгу в полтонны весом- походный журнал Петра I, где написано как первый император России побывал на реке Сестре.

Другой гном - сладко спит на дубовых листочках - символе Сестрорецка.

Один из гномов забрался по лесенке и светит фонарем над походной книгой. Фонарь светит и ночью, а работает за счет солнечной батареи.

Также в сквере установили четыре большие скамьи из натурального камня, а гномики расположились рядом.Один, очень забавный, в шапке викинга, другой - в треуголке петровских времён, гномики с интересом читают книгу...

Выглядят все гномы металлическими, но, на самом деле, сделаны из прочного и долговечного полимербетона, выкрашенного под чугун. Каждый высотой 1 м и весит около 200 килограммов.

Скульпторы - Николай Иванов, Вадим Сазонов, Тимур Юсуфов, Степан Коваленко и архитектурно-художественная мастерская Мастерпроф

Скульптура "Аллегория красоты"

Скульптура "Аллегория красоты", итальянского мастера Дж. Зорзони, (ок. 1719 года). Скульптура является украшением в Летнем саду, в городе Санкт-Петербурге.

Скульптура "Царь-плотник"

Бронзовая скульптура Петра I, общеизвестная как «Царь-плотник», стала подарком Санкт-Петербургу Королевством Нидерландов. Ее установили напротив восточного павильона Адмиралтейства в 1996 году к 300-летию Российского флота.

Дарение скульптуры имеет предысторию, в которой немудрено запутаться. К 200-летию Санкт-Петербурга Николай II заказал отливку двух жанровых фигур Петра в бронзе как дар городу. Автор «Петра, спасающего рыбаков близ Лахты» и «Петра-плотника» Леопольд Бернштам считался любимым мастером Николая Александровича.

Эти памятники установили в 1909-1910 годах, а год спустя Саардаму, городу где русский царь осваивал корабельное дело, Николаем II был подарен дубликат «Царя-плотника». Бронзовые изваяния в Петрограде чем-то не угодили большевикам и в 1919 году были демонтированы. Спустя сто лет с первого своего появления в городе на Неве «Царь-плотник», благодаря уже голландской копии, вновь занял почетное место на Адмиралтейской набережной.

Скульптура "Мир имейте между собой"

Памятник «Мир имейте между собою» посвящен жертвам советско-финской войны 1939 – 1940 годов. Из-за отказа отодвинуть границу на север от Ленинграда в те дни СССР напал на Финляндию. Возможно, поэтому финская сторона не поддержала предложение Зеленогорска о совместном создании памятника. Тогда власти города решили его установить только русским солдатам, но позднее отказались от этой идеи.

Бронзовая скульптура высотой более трех метров и весом 300 килограммов представляет собой две воткнутые в землю винтовки, из которых произрастают деревья, а между ветвями – прослеживаются очертания креста. Крест символизирует примирение двух народов. В праздничные дни в ветвях деревьев устанавливаются свечи.

Памятник установлен в Зеленогорске 31 июля 2004 года по инициативе «Общества ветеранов советско-финской войны». Автор – талантливый армянский скульптор – Арсён Аветисян, известный своими работами в России и за рубежом, который много лет жил и работал в Санкт-Петербурге.

Скульптура "Волга" у основания Ростральной колонны

В Древнем Риме существовал обычай: в честь морских побед возводили триумфальные колонны, украшенные рострами (носами) вражеских кораблей. В Петербурге Ростральные колонны были сооружены в 1810 году по проекту французского архитектора Тома де Томона. У основания колонн появились аллегорические скульптуры, олицетворяющие четыре русские реки: Неву и Волхов, Днепр и Волгу.

Сам Тома де Томон писал, что «база каждой колонны украшена огромными фигурами, которые символизируют божества моря и коммерции». Однако такое рациональное объяснение не слишком понравилось почтенной петербургской публике. Гораздо романтичнее выглядело сравнение с великими русскими реками, оно и закрепилось в истории.

Волгу олицетворяет статная женская фигура. Она основательна, массивна, даже несколько тяжела. Лицо ее серьезно, без намека на любое проявление легкомыслия. Однако Волгу по-другому трудно и представить: полноводная река-труженица, река-кормилица – она и должна выглядеть сильной и уверенной в себе.

Скульптура выполнена из белого пудостского камня (этот известняк добывали на реке Пудость в Гатчине). Автором проекта был сам Тома де Томон, а вот воплотил его в камне каменотес Самсон Суханов, простой вологодский крестьянин-самоучка, обладавший великим художественным талантом.

Скульптура "Рыцарь"Смерть и Дьявол"

В Александровском парке Царского Села,за Белой башней разместилась загадочная и жутковатая скульптура "Рыцарь, Смерть и Диавол", созданная по знаменитой гравюре величайшего мастера Северного Возрождения, немецкого графика и художника Альбрехта Дюрера. Это гравюра входит в тройку Великих гравюр мастера, созданных в начале XVI века. На фоне руины очень органично смотрится сложная четырехфигурная композиция. Невозмутимый рыцарь в латах на боевом коне, рядом с ним на костистой кляче - смерть в короне и песочными часами в руках, символизирующая быстротечность земного времени. Сзади уродливое чудовище - дьявол, символ пороков. Рыцаря сопровождает лишь один друг - его собака.

Скульптура "Организатор" ("Глашатай" или "Помреж")

Организатор (Глашатай или "Помреж"), ул. Правды, Санкт-Петербург

Парк современной скульптуры на улице Правды: скульптура «Помреж», скульптор Каминкер Д.Д., 2005 г.

напротив Университета кино и телевидения

Возможность выставлять свои работы в музее под открытым небом получили петербургские мастера монументального искусства: в пешеходной зоне улицы Правды открыт парк современной скульптуры. Идея выделения под парк свободного пространства в центре города принадлежит региональному Архитектурно-художественному фонду.

Первыми на шести бетонных постаментах появились бронзовые фигуры «Слепой» и «Организатор» Дмитрия Каминкера. Изваяния на аллее максимально приближены к прохожим. Вандалов авторы работ не боятся - они уверены, что доступность общения с новыми городскими «жителями» войдёт в привычку, и досаждать статуям не будут.

Скульптура "Нева" у основания Ростральной колонны

Ростральные колонны в Санкт-Петербурге на Стрелке Васильевского острова созданы в 1810 году архитектором Тома де Томоном как памятники морских побед России. Также они служили маяками. Колонны украшены носовыми частями кораблей - рострами,а также скульптурами,символизирующими четыре великие реки - Волхов, Волгу, Неву и Днепр.

Скульптура,символизирующая Неву, расположена у основания южной колонны. Она создана скульптором Самсоном Сухановым из пудостского камня по модели Ж.Тибо. Скульптура представляет собой женскую фигуру, сидящую на троне.

В 1926-1928 и 1947-1949 годах проводилась реставрация Ростральных колонн. В ходе реставрационных работ в 1998-1999 годах статуи южной колонны "Нева" и "Волхов" были возрождены и предстали в своей первозданной красоте.

Скульптура "Танец"

В Санкт-Петербурге, возле Конюшенного корпуса на Елагином острове установлена скульптура "Танец", созданная по картине Анри Матисса. Автор скульптурного произведения Александр Таратынов.

Скульптуры Клодта на Аничковом мосту

В 1841 году Петербургский скульптор Петр Карлович Клодт работал над композициями скульптур «Конь с идущим юношей» и «Юноша, берущий коня под уздцы», которые должны были установить на набережной Невы напротив Академии художеств. Но после того, как набережную украсили сфинксы, отлитые бронзовые скульптуры поместили с западной стороны Аничкова моста, ближе к Адмиралтейству. А с восточной стороны поместили их временные копии из гипса, которые планировалось заменить на бронзовые фигуры. Петр Клодт отлил скульптуры из бронзы, но прошло почти десять лет, прежде чем композиция была завершена. Коней несколько раз дарили и они украшали то один, то другой дворец.

Скульптура студента-политехника

Памятник студенту-политехнику торжественно открыли в Санкт - Петербурге в апреле 2010 года. Его установили у Первого учебного корпуса Политехнического университета. Идея создать образ студента-политехника появилась еще в 2005 году. Для того чтобы воплотить ее в жизнь, Михаил Радкевич - декан механико-машиностроительного факультета, изучил в архивах детали студенческого мундира, различные шинели и фуражки начала XX века, в которых посещали занятия лучшие студенты Петербургского Политехнического института имени Петра Великого.

Изначально над памятником работали абитуриенты и студенты–дизайнеры, а затем к ним подключился член Союза художников, профессиональный скульптор Эвелина Соловьева. Монумент отлили из качественной бронзы на заводе «Монументскульптура». В настоящее время памятник установлен рядом с фонтаном «Мы», который был открыт в сентябре 2009 года. В ближайшее время композиция должна принять законченный облик - у фонтана появятся скамейки и фонари. Спонсорами этого проекта являются выпускники, окончившие университет в 1975 году.

Скульптура "Гаврюша" - собака счастья

Скульптура была открыта 8 октября 1999 г. и становлена во дворе дома № 3 по Малой Садовой ул. Материал: железо, ковка. Кузнечные работы выполнены худ. А. Г. Кузнецовым-Сергеевым. Высота скульптуры - 60 см, высота постамента - 18 см. 4 сентября 2001 года рядом был открыт "Почтовый ящик собаки Гаврюши". На ящике стальная пластина с гравировкой "Доброй собаке города Санкт-Петербурга от кузнецов творческой мастерской Юрия Круша. г. Гродно. Юрий Круш, Алесь Воробьев, Антон Вашкелевич". Материал: железо, ковка. 1 июня 2007 года "Добрая собака" установлена на новом месте в сквере у дома № 11 по улице Правды.

1 июня 2007 года памятник собаке Гаврюше, или как его часто называют «памятник доброй собаке» установлен у дома № 11 по улице Правды. Сюда он перенесен с Малой Садовой улицы, где впервые был открыт 8 октября 1999 г. Скульптор В. А. Сиваков. Позднее около памятника был укреплен «Почтовый ящик собаки Гаврюши», где те, кто приходили в гости оставляли письма для Гаврюши

Скульптура "Елисей Котович Питерский"

Скульптура обаятельного кота расположена в скрытом от глаз прохожих месте – на втором этаже гастронома «Елисеевский» (в Доме торгового товарищества «Братья Елисеевы»). Это милое животное петербуржцы назвали Елисеем Котовичем Питерским.

Многие местные жители шутят, что кот сбегал от Доброй собаки и забрался так высоко. Существует интересное мнение по поводу монумента – считается, кто кота создали, удостоив чести черного кота известного графа Шувалова - ранее, в середине XVIII столетия, на месте гастронома был расположен дворец Ивана Ивановича Шувалова.

Дмитрий Кокоринов, работавший над проектом здания, после постройки обнаружил, что в его чертежах наблюдаются нелепые ошибки. Елисей Котович, обитающий на втором этаже гастронома, будто насмехается над произведенными просчетами главного архитектора. Конечно, все это легенды, которые слагают петербуржцы, но от этих историй Санкт-Петербург становится только интересней.

Сфинксы

Сфинксы, украшающие гранитный спуск к Неве перед зданием Академии художеств, являются самыми знаменитыми в Санкт-Петербурге. Возраст этих статуй насчитывает около трех с половиной тысяч лет. Когда-то эти величественные скульптуры, высеченные из сиенита, украшали вход в храм в Фивах, сооруженный для фараона Аменхотепа III.

Сфинксы были обнаружены в 1820 году во время археологических раскопок, и французское правительство планировало приобрести их. Однако в 1831 году по решению императора Николая I и с одобрения Академии художеств они были выкуплены русским путешественником А.Н. Муравьевым для Санкт-Петербурга. И уже спустя три года сфинксы были перевезены на "постоянное местожительства" на Университетской набережной.

Вплоть до 1910-го года спуск к Неве рядом со сфинксами был задействован для разгрузки барж со строительными материалами, затем на этом месте выгружали дрова. В годы блокады, чтобы сохранить древние изваяния, над ними был построен специальный навес. Только спустя два года после окончания войны, спуск к Неве был полностью восстановлен.

В наши дни египетские сфинксы перед зданием Академии художеств стали одним из неофициальных символов северной столицы. А спуск к Неве на Университетской набережной входит в список обязательных для посещения мест у каждого, кто приезжает насладиться Петербургом.

Скульптура "Днепр" у основания Ростральной колонны

У подножия Ростральных колонн восседают величественные скульптуры, созданные в начале XIX века, одновременно со всем архитектурным ансамблем Биржевой площади. Четыре аллегорических статуи из пудожского камня (известковая порода, добываемая Ленинградской области) символизируют четыре великие реки: Волхов, Неву, Волгу и Днепр. Скульптуры были выполнены по моделям французских скульпторов И. Камберлена и Ж. Тибо.

По поводу авторов скульптурного убранства здания Биржи и Ростральных колонн до недавнего времени почти не было точной информации. Известно, что когда Комиссия по постройке биржевого здания и облицовке берега Невы камнем обратилась с заказом в Академию художеств, Совет Академии определил коллектив лучших скульпторов того времени. Однако академические скульпторы запросили столь высокую цену за свою работу, что Комиссии пришлось отказаться, снизить цену и провести торги. В результате проект выиграли французские скульпторы, работавшие в то время в Петербурге.

В 1928 году была проведена реставрация скульптур Ростральных колонн. Исследователи, занимавшиеся реставрацией, обнаружили, что за годы после Октябрьской революции, скульптуры пережили непростые времена - "псевдореставраторы" красили их масляной краской, мазали гипсом, цементом и штукатуркой. В течение длительного времени скульптуры находились в аварийном состоянии, и были полностью восстановлены только в конце 1990-х годов.

Адрес: СПб, стрелка Васильевского острова

Как добраться от метро: от станции метро «Невский проспект» на автобусе № 7 или троллейбусе № 10, 11 в сторону Невы, выйти на первой остановке после Дворцового моста, 15 минут
От метро "Адмиралтейская" - до Невского проспекта, затем налево через Дворцовый мост. 10 минут пешком


Сегодня этот факт воспринимается с некоторым затруднением, но стоит напомнить, что величественный ансамбль Стрелки Васильевского острова это прежде всего порт. Да, здесь нет кранов, доков и других привычных нам портовых атрибутов, но именно сюда, под окна Зимнего дворца, на протяжение более чем 150 лет прибывали торговые и пассажирские суда. А все грандиозные здания, составляющие вместе ансамбль Стрелки, имеют сугубо утилитарное предназначение: Биржа , пакгаузы (там сейчас расположены Зоологический музей и музей почвоведения), таможня (Пушкинский дом) . Даже знаменитый гранитный пандус, спускающийся к воде, был устроен для быстрой и удобной разгрузки товаров. И конечно, трудно представить себе порт без маяков, которые архитектор Тома де Томон стилизовал под Ростральные колонны.

Впервые, такие колонны появились в Древнем Риме. Они служили символом морского триумфа и декорировались рострами (носовыми украшениями) вражеских кораблей. Появление Ростральных колонн в Петербурге подчеркивало величие русского флота того времени и морскую славу страны (в дальнейшем, ростральные колонны были установлены и в других городах России от Томск до Владивостока). Это было особенно актуально, после крайне неудачной для русских военно-морских сил, англо-русской войны 1808 года.

Строителем колонны был французский архитектор Тома де Томон, но в проекте кроме него участвовала, как бы мы сказали сегодня, большая команда мастеров.

Изначально Тома де Томон набросал несколько вариантов колонн. Они различались масштабом и декоративным оформлением. По поводу одного из этих вариантов весьма критически отозвался известный русский скульптор Андрей Захаров: «Ростральные колонны или маяки по конфирмованному масштабу выстроены быть не могут, потому что лестницы в них будут так тесны, что и человек по оным лезть будет не в состоянии, а стены их будут тонки и непрочны; если же их будет угодно выстроить, то непременно надобно сделать по большему масштабу…»

В своем окончательном виде, ствол каждой башни был декорирован накладными якорями и четырьмя парами металлических ростр. Высота колонн достигал 32 метра. На верхние площадки, где находятся треножники для сигнальных огней, вели расположенные внутри винтовые лестницы.

У подножия колонн находятся сидящие монументальные статуи: по две мужские и женские фигуры, олицетворяющие четыре русские реки - Днепр, Волгу, Неву, и Волхов (у южной колонны - «Волхов» и «Нева», у северной - «Днепр» и «Волга»). Фигура Днепра выполнена архитектором из Антверпена И. Камберленом. Остальные три - французом Ф. Тибо. Кстати, общепринятая «речная» трактовка этих образов появилось относительно недавно. Сам Тома де Томон писал, что «база каждой колонны украшена огромными фигурами, которые символизируют божества моря и коммерции».

Первоначально, Тома де Томон предполагал отлить все скульптуры в бронзе или чугуне, однако из-за сложности работ от этой идеи пришлось отказаться. Был выбран известковый туф из-под села Пудость (вблизи Гатчины), известный также как пудосткий камень. В свежем, только добытом виде камень обладаем красивым ярко-желтым цветом. Благодаря пористой структуре он легко подавался обработке, за что приобрел особенное расположение скульпторов. Однако противостоять петербургскому климату и загрязненному воздуху пудосткий камень, увы, неспособен. Сегодня скульптуры на Ростральных колоннах уже утратили свой первоначальный цвет.

Сами колонны были сложены из кирпича артелью С.К. Суханова. Якоря и Ростры были выполнены кузнецами Васильевым, Шаповым и Корольковым.

До сих пор среди историков и краеведов ведутся споры, использовались ли Ростральные колонны как маяки, или с самого начала они имели только декоративное предназначение. Но огонь на вершине колонн, можно было зажечь всегда. Первоначально в жаровнях жгли конопляное масло, но в 1896 году колонны были электрифицированы. После Революции маяки на колоннах долгое время не функционировали, пока в 1957 году, к 250-летию города, к колоннам не подвели газ. С тех пор по праздникам и торжественным дням, на вершинах Ростральных колонн вспыхивают семиметровые языки пламени.


Жан-Франсуа Тома де Томон

О месте и дате рождения этого французского архитектора существуют разночтения. Одни утверждают, что он родился в 1759 году в Нанси, в других источниках говориться, что Жан Франсуа де Томон появился на свет в 1760-ом году в Берне.

Тома де Томон окончил Парижскую Академию архитектуры, и как лучший ученик получил право на стажировку в Италии. Затем, молодой зодчий был принят ко двору графа д’Артуа в качестве рисовальщика и архитектора, но начавшаяся Великая Французская революция круто изменило его судьбу.

Спасаясь от ужасов либерализма, Томон решил бежать в нормальную феодальную страну, и после несколько лет скитаний по Польше и Венгрии приехал в Россию.
Первоначально француз работал на князя Дмитрия Михайловича Голицина.

Главным творением Тома де Томона в России, разумеется, является ансамбль Стрелки Васильевского острова, но французский архитектор строил и другие объекта. Он перестраивал интерьеры Зимнего дворца , возводил новую императорскую резиденцию на Каменном острове, работал в Павловске, Одессе и в Царском Селе.

Завершилась жизнь мастера трагически. 1 января 1811 года Тома де Томон обследовал здание пострадавшего после пожара Большого театра, сорвался с лесов и серьезно разбился. Оправиться от травм он уже не смог и 23 августа 1813 года Тома де Томон скончался. Первоначально архитектор был похоронен на Смоленском кладбище, но в 1940 году, его прах был перенесен в Некрополь мастеров искусств в Александро-Невской лавре .


В 1928 год была проведена первая капитальная реставрация Ростральных колон. Скульптор И.В. Крестовский писал: «Скульптуры к моменту их реставраций, проводившихся после Октябрьской революции, оказались окрашенными масляной краской, и не один раз, а несколько, и каждый раз новым цветом <...> Все скульптуры из пудожского известняка были уродливо намазаны гипсом, цементом или штукатуркой не только в местах поломок, но и в совершенно целых местах. При реставрации каменных фигур Ростральных колонн с каждой из фигур было снято воза два-три посторонних цементных, гипсовых и штукатурных намазок».

В годы Отечественной войны Ростральные колонны сильно пострадали от бомб и осколков. Это повлекло за собой новые реставрационные работы в 1948-1949 года. Последний раз творение Тома де Томона реставрировалось в 1998-1999 годах.

Разумеется, в истории Ростральных колонн были и забавные моменты. В 1990-хх годах на них снимался один из эпизодов легендарного фильма «Белые ночи Санкт-Петербурга». А в 2011 году Ростральные колонны стали объектом нашествия любителей экстремальных развлечений. 7 июня 2011 года на южную Ростральную колонну взобрались любители руфинга. А спустя два месяца, 23 августа, неизвестный, проник внутрь одной из ростральный колонн где и зажег газовый факел. Жертв и разрушений все эти инциденты не повлекли.