Роспись по сырой штукатурке: опыт современного применения традиционных художественных техник. Домашнему мастеру: живопись по сырой штукатурке водяными красками Роспись стены выполненная по сырой штукатурке называется

В отличие от современных зданий типовой постройки и оформления, старинные сооружения славились своей индивидуальностью, можно сказать, что каждое из них претендовало на звание произведения искусства. Особенно, это нашло отображение в храмах, сохранившихся до наших дней в виде росписи на фасадах, внутренних стенах, куполах, которые до сих пор завораживают взгляд. Роспись по сырой штукатурке называется фреска. Еще четыре тысячелетия назад древние живописцы использовали данную методику живописи, которую и теперь с успехом применяют для украшения современного интерьера, в том числе и своими руками. Давайте разберемся, как осуществляется роспись по штукатурке красками?

Виды техник

В эпоху Возрождения в Италии фреска, как и многие другие виды искусства, приобрела новое «звучание». Она достигла апогея своего развития именно в период средневековья. В те времена художник, перед тем как сделать роспись стен по сырой штукатурке, изображал эскиз на плотном листе бумаги, воплощая свою задумку в масштабе один к одному. В случае, когда будущая фреска должна была получиться больших размеров – рисунок разделялся на сегменты. Линия разделения, обычно выбиралась с учетом контуров деталей эскиза, в более темных местах и участках перехода цвета. Затем способом отпечатывания или прокалывания изображение переносилось на поверхность и присыпалось угольной пылью. Основа для фрески составляла слой, толщиной 3-5 миллиметров. В некоторых случаях мастера наносили роспись по сухой штукатурке.

Роспись красками по сырой штукатурке на стенах может осуществляться художником, имеющим достаточный опыт в данной сфере. Кисть, во время движения по рабочей поверхности должна плавно скользить, чтобы консистенция раствора позволяла краске проникать в глубь штукатурки и закрепляться в ней. Применяя данную технику, следует накладывать сначала светлые тона изображения, в дальнейшем переходя на средние и лишь в последнюю очередь — темные. После этого процедура проделывается в обратном порядке: начиная с темных цветов, заканчиваем – светлыми. Такой способ позволяет светлым оттенкам проникнуть внутрь поверхности. Когда фреска полностью высыхает, начинается процесс шлифовки верхнего слоя, как показано на фото. Далее, законченное изображение тщательно натирается воском.

Процесс изготовления

Чтобы произвести роспись по декоративной штукатурке можно изготовить штукатурку своими руками. Основой является природный материал – известь, которая при высыхании водного раствора, сильно твердеет и прочно закрепляется на поверхности стен. Известь высшего сорта, прошедшую качественный обжиг, гасят в большом объеме воды и дают отстояться некоторое время.

В качестве наполнителя может служить крошка из кирпича. Данный компонент дает возможность смеси высыхать намного медленнее, таким образом, позволяя художнику дольше выполнять нанесение мазков и не прерываться на замену сырья.

В случае отсутствия кирпичной крошки, её можно заменить речным песком, не однородная фактура которого позволит материалу плотно прилегать к рабочей поверхности. Не менее значимыми составляющими штукатурки являются пенька и волокно льна. Благодаря своей пластичности, данные компоненты надежно связывают воедино все наполнители и препятствуют разрушению и осыпанию нанесенного слоя.

Для качественного нанесения штукатурки на поверхность, первым делом подготавливается стена. Поверхность бетонной стены, например, нужно совершенно лишить гладкости. Сцепление можно улучшить за счет выбитых и просверленных участков при помощи перфорации. Ранее штукатуреную или крашеную стену следует очистить от старого покрытия, тщательно удалив пыль и грязь.

Поверхность перед нанесением раствора хорошо смачивается. Как показано на видео, штукатурка наносится на стену двумя, тремя слоями, предварительно дав высохнуть первому слою. После каждого слоя требуется очистить поверхность от образования высохшей извести при помощи шпателя. Так как роспись по сырой штукатурке имеет тенденцию к усадке, то нужно стараться использовать наименьший объем воды. При выполнении работ своими руками и проверки правильности замеса сырья, воткните в него шпатель, после этого он должен остаться сухим.

Технология росписи

Чтобы материал-основа не успевала высыхать написание фрески должно быть быстрым. Предварительно художнику требуется продумать весь технологический процесс декоративной росписи поэтапно, чтобы в дальнейшем не возвращаться к пройденному этапу и не переделывать. Работу мастера с красками можно разделить на три уровня действий:

  • Нанесение изображения;
  • Перенесение и разграничение тонов;
  • Изображение на фреске игры света и тени.

Прибегнув к данному способу, можно успеть уложиться во временные рамки высыхающей, но ещё не засохшей штукатурки.

Как изображено на фото, начиная роспись стен штукатуркой, основой живописи станет наложение рисунка на поверхность. Для создания контуров и объема фрески, делаются акценты на более светлые и более темные участки изображения. Последний этап работы являет собой разделение всех участков рисунка на окончательные цвета.

Живопись и роспись по штукатурке имеет итальянские корни и называется фресками. Но в действительности фреска предполагает нанесение краски только на влажную, еще не высохшую штукатурку. А техника, когда расписывают сухую штукатурку, имеет название fresco a secco, т. е. «фреска по-сухому». Аль секко или асекко (и то и другое произношение и написание являются верными) имеет много различий с традиционной фресковой росписью стен.

В современном мире роспись по сухому имеет большую популярность. Краски, используемые при этом, имеют в своей основе растительный клей или яичный желток, смешанный с известью, и природной среде противостоят значительно лучше, даже учитывая сильную загазованность воздуха и повышенную солнечную активность.

В настоящее время такое понятие, как «альфрейные работы» включает в себя очень много самых различных приемов декорирования. Это и роспись под камень или под ценные породы древесины, и нанесение различных орнаментов или пейзажей, портретов.

Знаменитая картина Леонардо да Винчи, Санта Мария делле Грацие, исполнена в технике сухой росписи авторским составом, ингредиенты которого не раскрыты до сих пор.

Порядок выполнения работ

Перед тем, как приступить к работам непосредственно на поверхности, нужно разработать эскиз росписи и проработать на нем все детали, делать это желательнее всего на листе плотного картона. Живопись по сухой штукатурке не требует такой скорости, как по сырой, но удалить уже написанное очень сложно.

Подготавливая поверхность стены, нужно удалить с нее краску или побелку, а затем затереть штукатурку так, чтобы она стала ровной и гладкой. После этого подготовленную поверхность грунтуют, используя известковое тесто в сочетании с 10%-ным водным раствором казеинового клея. Раствор, составленный для грунтования, должен быть жидким, как молоко по консистенции. Наносят его на стену не менее 3-х раз, тонким слоем, с обязательной просушкой каждого слоя. После этого на подготовленную поверхность накладывают трафарет и порошком в марлевом тампоне оббивают его контур.

Чаще всего для выполнения этих работ используют темперу, которая готовится на яичном желтке. Желток составляет 1 часть, льняное масло - 0, 25 части, масляный лак - 0, 25 части и раствор фенола 1% - 1, 25 части. Краска должна иметь консистенцию жидкой сметаны, и температуру не выше комнатной.

Палитра фрески, как правило, довольно сдержанна - используются охра, умбра, марс, синий и зеленый кобальт. При росписи по сухому же можно использовать полную палитру.

Можно применять не только темперу, но и обыкновенные масляные краски, клеевые краски или любые другие. Поверхность для каждого вида красок подготавливается особым образом.

Источники:

  • Фрески - история

Для декорирования современных помещений часто применяется настенная роспись. Нанесение рисунка на сухую штукатурку - это процесс, который вполне можно осуществить в домашних условиях. Только сначала потребуется освоить технику росписи по сухой штукатурке.

Как выбрать краску для росписи по сухой штукатурке?

Популярность настенной росписи в жилых помещениях растет с каждым годом. Существует два основных метода рисунка на поверхности – живопись по сухой и сырой штукатурке. Второй метод является намного более сложным. Поэтому на практике чаще наносят рисунок на сухую штукатурку.

Обычно для таких художественных работ используются масляные, известковые и восковые краски, имеющие основу из воска. Более современными красителями считаются материалы созданные на основе казеино-масляной эмульсии. А можно выбрать матовые, глянцевые или акриловые краски. Они очень быстро высыхают и потом образуют сверхпрочный слой. Такое защитное покрытие является влагостойким и нейтрализует действие ультрафиолетового излучения. Существуют даже специальные составы, которые имитируют растрескивание или светятся в темноте.

Перед непосредственным нанесением рисунка на сухую штукатурку потребуется создать эскиз. Для его создания определитесь с масштабом композиции, нарисуйте ее на бумаге и разбейте на квадраты. Это необходимо сделать для облегчения процесса переноса рисунка на стену. Затем максимально выровняйте поверхность стены. Для этого потребуется удалить следы побелки и затереть все неровности.

Обязательно проведите грунтование, используя известковое тесто и казеиновый клей. Состав для грунтовки зависит от разновидности выбранной краски. Кстати грунтовать поверхность нужно в три этапа. Не забывайте просушивать ее после каждого шага.

После этого разбейте «холст» на квадраты. Разметку можно нарисовать углем или наклеить малярный скотч по специальным меткам. Перенесите отправные точки на стену, если в рисунке много крупных элементов. Для этого будет нужна большая линейка. Теперь аккуратно прочертите контуры композиции

Находясь в старинных храмах на экскурсиях, просматривая фильмы об Испании, Италии, Греции и Египте, мы поневоле задерживаем свой взгляд на искусно выполненных фресках.

Удивительное искусство росписи на стенах когда-то было распространено повсеместно, отыскать фрески можно во Франции, Германии.

На Руси данное направление в искусстве возникло еще до того, как из природного камня начали строить здания.

На сегодняшний день живопись по сырой штукатурке вновь ожила, и благодаря ей ваш дом может стать предметом зависти многих владельцев соседних домов.

Кстати, а вы знаете, как называется живопись по сырой штукатурке? Удивительно, но слово «фреска» (а именно так и называется роспись, или живопись водяными красками по сырой штукатурке) в переводе с итальянского означает «сырой».

Секреты мастеров живописи по штукатурке

Многие из нас скажут в недоумении: «Зачем мне нужно знать секреты росписи на штукатурке, если есть профессиональные художники, которые выполнят это наилучшим образом?». Нет, оно так в принципе и есть, но представьте, что мастер отделал ваши стены великолепным узором, получил плату за свой труд, а вы теперь любуетесь изо дня в день результатом такой работы.

Проходит год, и фреска начинает лопаться, кое-где осыпается, а мастер уверяет вас, что данный вид отделки поверхностей стен недолговечен. И только после этого вы узнаете, что стены необходимо подготавливать заранее особым образом еще до нанесения на нее штукатурного раствора. Не обидно?

Вот именно поэтому вам нужно знать, что, намереваясь украсить свое жилище фресками, нанесению штукатурки на стену предшествует обязательная подготовка поверхности , когда предстоит по максимуму исковеркать различными выбоинами, глубокими пазами.

Но это будет только начало подготовки стен к росписи.

После предварительного увлажнения наносите раствор штукатурки, представляющий собой грубый известковый раствор с обязательным компонентом — крупным песком . Также в состав смеси добавляется измельченная солома и мелкая крошка битого кирпича. Теперь все это наносите на стену слоем 2-4 см без затирки так, чтобы поверхность стены осталась неровной и грубой.

Вы можете только постучать по штукатурке бутылкой для уплотнения и сцепки со стеной, а после нанести царапины для лучшей притирки последующего слоя (стена должна выглядеть как будто «в косую клеточку»).

Таким образом, нанесен первый слой штукатурного состава.

Общее количество слоев – около семи, каждый последующий следует наносить только после полного высыхания предыдущего.

Последний, окончательный слой, в 1-3 мм толщиной, должен содержать в своем составе кварцевый песок, только без присутствия измельченной соломы с кирпичом. Наносите последний слой состава небольшими участками до 1 кв. м, чтобы роспись по сырой штукатурке успевала высыхать (3-5 часов).

Настенная живопись водяными красками по сырой штукатурке

По окончанию данного времени оштукатуренная таким способом поверхность возьмется кристаллической корочкой и краска прекратит впитываться.

Сущность росписи

В древние времена из-за быстрого подсыхания штукатурки художникам приходилось действовать очень быстро, а сегодня такая роспись допускает вдумчивость и неспешность.

Теперь совсем не требуется придавать стене узор «на глаз», так как вы можете не торопясь придумать рисунок, изобразив его на бумаге, а после перенести уже на стену.

Каким же образом? Для этого потребуется разрезать рисунок на отдельные части, одинаковые по размерам подготавливаемого для работы участка на один сеанс живописи. Далее вы переносите контур эскиза на только нанесенную штукатурку при помощи иглы методом выдавливания.

Есть второй способ перенесения рисунка на стену, используя методику припорашивания: прокалываете иголкой дырочки по контурам рисунка, при этом остаются следы на свежей штукатурке. Если хотите, чтобы основа для нанесения изображения была белой, как лист бумаги, можете нанести немного разбавленного известкового раствора на чистовой грунт.


Живопись по сырой штукатурке, фото

Когда вы нанесли контур рисунка на чистовой участок, начинайте работу мягкой кистью, слегка прижимая ворс, чтобы не повредить тонкий штукатурный слой.

Если пережмете кисть, существует вероятность того, что некоторая часть извести поднимется и перемешается с краской, которая, высохнув, побелеет.

Но и толстый слой краски совсем недопустим, так как она не сможет впитаться в штукатурку и потом, после полного высыхания, обязательно осыплется и растечется. Так что запомните все эти моменты и повнимательнее следите за процессом работы.

Альтернатива живописи на сырой штукатурке

Техника расписывания сырой штукатурки довольно своеобразна. Сначала накладывают светлые краски в тех местах, что предусмотрены на рисунке, потом средние оттенки, а на заключительном этапе — самые темные. Затем мастер приступает к работе в обратном порядке : красит сперва темными красками, потом наносит средние оттенки, а уже в конце — светлые.

Отчего же все так сложно? Дело в том, что по мере своего продвижения от светлого тона к темному мастер дает время светлым краскам впитаться в штукатурку, а потом, двигаясь в обратном направлении, наблюдает, где поблекли светлые тона, чтобы при необходимости подкрасить поврежденные участки.

Обратный ход на втором этапе дает возможность накладывать на высохшие светлые участки, если это требуется, цвета потемнее.

Когда требуется некоторые участки выполнить в бледном цвете, к примеру, для изображения туманной дымки, в краску добавляют известковые белила, хотя они в малых количествах присутствуют во всех красках, предназначенных для росписи на стенах и служат для лучшего закрепления.


Живопись по сырой штукатурке

Когда мастер завершает роспись, а штукатурка почти подсохла, незаполненные зоны чистового грунта осторожно срезают с предыдущего слоя наружу.

Следующий новый участок чистого слоя накладывать аккуратно и вплотную , чтобы швы не были заметны.

Читайте о том, как можно использовать с образцами готовой каменной отделки докажут даже скептикам прелесть и привлекательность такого оформления интерьера.

Фото квартир-студий после отделки можно посмотреть .

Ознакомиться с нюансами обустройства интерьера кухни-гостиной в современном стиле можно по адресу:

Живопись по штукатурке требует большой аккуратности и внимательности, так как потом переделать поврежденный участок фрески будет невозможно, можно будет только либо вносить исправления, если возможно, либо начинать все снова.

Живопись на сухой штукатурке – совсем иная технология, используется крайне редко . Это совсем неплохая альтернатива, так как чистовой слой можно наносить сразу на весь участок стены, а увлажнять только в той зоне, где будет проводиться роспись. А раствор здесь потребуется особый – известковое тесто плюс 10% водного раствора казеинового клея. Получается жидкая смесь, похожая на молоко.

Наносить ее на штукатурку нужно три раза, но помните, что наносить последующий слой нужно бережно и только после высыхания предыдущего.

Для живописи на сухой штукатурке можно использовать любые краски – клеевые, масляные, но идеальна в использовании темпера.

Профессиональные мастера древних времен пользовались темперой, изготовленной собственноручно, но сегодня секреты по ее приготовлению утеряны. Да они и не нужны, ведь на сегодняшний день существует большое количество способов росписи по штукатурке.

Предлагаем для вдохновения посмотреть галерею фото фресок — настенной живописи:

Периодически, прогуливаясь по улицам городов давней постройки, заходя в храмы или просто смотря фильмы, наш взор упирается в произведения искусства, которые выполнены прямо на фасадах зданий или внутри помещений на стенах и потолках. Данный стиль росписи называется живопись по сырой штукатурке или фреска. Данный тип живописи берет свое начало еще со второго тысячелетия до нашей эры, так как во время Эгейской культуры люди уже начинали роспись, только красками, где в качестве связующего вещества использовали казеин или клей.

Техника была похожа на «а секко» или стенная живопись по сухой штукатурке. Материалы в то время были легкодоступными, техника довольно проста, а долговечность и практичность изделий сильно повлияли на популярность фресковой росписи в античный период. В период зарождения и процветания христианства роспись по штукатурке приобрела популярность в украшении внутренних и внешних стен каменных храмов и соборов. В Древней Руси роспись по стенам была смешанной. Роспись водными красками по сырой штукатурке дополнялась темперно-клеевой техникой росписи (верхние прописки и фон) с разнообразными связующими материалами (животные, растительные клеи и яйцо). В период эпохи Возрождения владение искусством фрески стало основополагающим в измерении мастерства художника. Именно в это время в Италии фреска достигла наивысшей грани своего развития.

Живопись на штукатурке в ванной комнате

В Италии с давние времена после принятия решения по структуре и композиции письма и полного выполнения эскиза, делался макет из картона. На нем художник полностью воспроизводил свои мысли, цвета и структуру росписи в полном масштабе. Если роспись была больших размеров – поверхность делилась на участки. Разделение выполнялось по контуру деталей, обычно в области затемненных участков, дабы в последствие шов разделения цветов был малозаметен. Контуры цветов переносились посредством передавливания или проколов через кальку и присыпанием угольной пылью. Подготовительный слой, для исключения подтеков на роспись, наносился слоем от 3 до 5 мм и тщательно разглаживался.

Художественная штукатурка довольно трудоемка по своей натуре и требует большого опыта в работе с ней. Пока кисть с легкостью скользит по рабочей поверхности – роспись продолжается, а когда она начинает оставлять борозды на поверхности, значит, краска уже не приникает вглубь штукатурки и не закрепится. Данный участок срезают и наносят новый слой, а только потом продолжают роспись. Техника живописи на штукатурке очень своеобразна: первоначально накладываются только светлые цвета, по заготовленному эскизу, затем средние и только после этого темные. Затем, наоборот: от темного к светлому, давая, таким образом, светлым краскам впитаться и подкорректировать те места, где они оказались слишком блеклыми. После окончания росписи и полного высыхания раствора поверхность шлифуют и натирают воском, а высохшие участки незаполненного грунта аккуратно снимаются с предыдущего слоя.

Технология изготовления штукатурки

Технология изготовления штукатурки основана на природных свойствах извести во время высыхания постепенно превращаться из жидкого в относительно твердое вещество. Большая часть всего процесса зависит по большей части от качества извести. Для изготовления штукатурки для фресковой росписи необходимо брать самую свежую известь высшего сорта, которая при изготовлении хорошо обожглась и «загасить» ее большим количеством воды. Во время процесса гашения необходимо быть крайне осторожными – известь при соприкосновении с водой очень нагревается. После того, как мы высыпали всю известь, ей необходимо время отстояться либо в воде, либо в мокрой среде как можно больше времени.

Наполнителями для штукатурки под живопись на штукатурке, часто используется кирпичная крошка. Преимущества ее в том, что при сыром растворе вода, в которой присутствует крошка, высыхает гораздо медленнее, чем продлевает время работы со штукатуркой во время нанесения изображения. Если кирпичная крошка отсутствует по каким-либо причинам, рекомендуется заменять ее речным песком, так как он обладает разнозернистостью с повышенной плотностью прилегания. А если учесть, что штукатурка выполняет во фреске роль клея, скрепляющего наполнители, то покрытие будет гораздо прочнее по своей натуре. Так же важными являются наполнители льняное волокно и рубленая пенька. Они сводят к минимуму хрупкость слоя, придавая дополнительную устойчивость к деформациям и пластичность.

Перед нанесением штукатурки на стену, необходимо сначала ее правильно подготовить. Если работа будет проводиться по бетонной стене, то необходимо сделать ее неровной, посредством выбоин, сколов и отверстий для лучшего сцепления с ней. Для этого можно использовать перфораторы или отбойные молотки. Если рабочая поверхность раннее штукатурилась – старое покрытие необходимо снять, а в местах, где не снимается, хорошо очистить от пыли и старой краски.

Раствор наносится в два или три слоя на обильно смоченную поверхность. Первому слою при таком нанесении дают хорошо просохнуть, а затем смачивают водой до полного впитывания и наносят два остальных. При нанесении последующих слоев поверхность штукатурки чистится шпателем от образований извести при высыхании. В процессе высыхания любая роспись по сырой штукатурке, как правило, дает немного усадки. Соответственно, чем гуще был замешан раствор, тем меньше уровень усадки. По факту, количество воды должно быть минимальным, чтоб шпатель, воткнутый в нее, выходил сухим (один из способов проверки).

Технология написания фрески

Написание фрески должно быть быстрым, но торопиться в этом деле не стоит. Для того, чтобы не тратить время на размышления и переделку, мастер должен заранее ознакомиться со всеми тонкостями и знать схему работы, последовательность и окончательный вид готового изделия. Есть метод, позволяющий разграничить всю работу на три этапа:

  • изготовление рисунка;
  • нанесение тонов;
  • отделка изображения отсветами и тенями.

Такая методика позволяет полностью выработать ресурс сохнущей штукатурки.

Началом живописи по сырой штукатурке является создание рисунка. Этот процесс подразумевает поиск затемненных и осветленных мест на фреске для лучшей выразительности работы. Окончанием этапа является полностью разграниченная область работы для каждого из цветов.

Когда поверхность фрески будет полностью раскрыта, необходимо первоначально заняться работой с тенями. В некоторых ситуациях есть вероятность пересыхания описей и теней, при которой в раствор вводится желток, разбавленный водой. Он не замедляет высыхание штукатурки, но образует клеящую смесь, удерживающую краски на поверхности.

В процессе написания мастеру приходится учитывать множество особенностей этой техники. первоначально важно помнить, содержащие известь колера после высыхания довольно сильно высветлятся. Увы, угадать окончательный тон довольно трудно, поскольку штукатурка каждый раз ведет себя по-разному. Это зависит от характера поверхности, на который она наложена. Если стена, продолжает быстро впитывать воду, фреска будет высыхать быстрее. Если штукатурка нанесена на не-впитывающую воду стену и если используется трехслойный грунт, время высыхания увеличится.

Художественная декоративная штукатурка требует повышенной внимательности и кропотливости, так как изменить участок фрески не получится, можно или внести небольшие коррективы или начать полностью все сначала. Поэтому если роспись выполняете не Вы, а наемный художник, стойте рядом с ним и полностью контролируйте процесс, хотя бы присутствием и видом, как будто Вы профессионал в этом деле.

Великие мастера прошлого времени использовали растворы по собственным рецептам приготовления, и большинство секретов, увы, утеряно. По большому счету они и не нужны для выполнения фрески в нашем времени, так как нынешние технологии уже хорошо продвинулись вперед. Выбирайте любой известный ныне, и пусть художественная штукатурка своими руками станет для Вас более, чем хобби и истинным произведением искусства.

Главное назначение штукатурки – это защита основного материала стен от активного воздействия агрессивных факторов окружающей среды. К таким факторам в первую очередь относится влага, ультрафиолетовое излучение и перепады температуры. С этой задачей успешно справляется всем известная штукатурная масса, состоящая из песка, извести и цемента. Однако, кроме защитной функции, никакой другой такой вид штукатурки не несет и требует последующего декорирования поверхности стен. Наиболее распространенным настенным декором являются обои. Из других видов облицовки стен можно еще выделить керамическую плитку, деревянную вагонку, различные декоративные панели.

Пример 1. При помощи специального валика с рисунком можно делать рельефные узоры на штукатурке.

Есть еще один вид отделки стен, который одновременно выполняет и защитные, и декоративные функции, – это художественная штукатурка. Бытует мнение, что художественная штукатурка стен своими руками невыполнима из-за сложности работ. Прежде чем делать такие выводы, необходимо разобраться в том, что подразумевается под этим понятием.

Виды художественной штукатурки

Под определением «художественная штукатурка» нужно рассматривать различные виды штукатурного покрытия:

  • декоративные;
  • фактурные;
  • покрытие с применением художественной росписи.

Техника исполнения у них слегка различается, но все они имеют общие эксплуатационные характеристики, которые относятся к их защитным свойствам:

  • такой вид покрытия обладает свойством отталкивать влагу, не впитывая ее своей поверхностью из окружающей среды; легко поддается чистке при помощи воды, моющего средства и поролоновой губки или обыкновенной тряпки;
  • под действием прямых солнечных лучей не меняется окраска и цветовая гамма, внешний вид на длительное время сохраняет свое первоначальное состояние;
  • может быть применена как для внутренней отделки стен, так и для покрытия фасадов зданий благодаря высоким показателям морозоустойчивости;
  • обладает многообразием фактурных покрытий как по структуре, так и по художественному оформлению;
  • декоративную штукатурку отличает прочность сцепления практически с любыми материалами, из которых изготавливаются или покрываются стены – бетоном, гипсокартоном, кирпичами, первичной штукатуркой на основе извести или цемента и другими;
  • состоит из экологически чистых компонентов без вредных примесей;
  • при воздействии открытого огня не возгорается и не выделяет ядовитого дыма.

Декоративная штукатурка

Условно декоративная штукатурка по конечному результату может подразделяться на следующие виды:

Пример 2. Небольшие неровности стены скрывает фактурная штукатурка.

  • гладкая поверхность с использованием цветных добавок, которые образуют хаотические разводы по декорируемой поверхности;
  • после нанесения на стены имеет фактурный внешний вид под изображение различных облицовочных материалов;
  • фактура поверхности имеет произвольный рельеф;
  • структурная разбивка поверхности на вкрапление фрагментов из различных декорирующих материалов;
  • флоки.

Используя в качестве конечной отделки стен декоративную штукатурку, можно получить следующие визуальные изображения:

  • покрытия из натурального камня;
  • отделки стен под старину;
  • античный стиль покрытия стен;
  • однотонного матового или глянцевого покрытия;
  • капель дождя, стекающих по оконному стеклу;
  • скальной породы.

Это довольно краткий перечень тех зрительных эффектов, которые возможно воспроизвести, используя декоративную штукатурку.

При данном виде отделки на поверхности образуется рельефный рисунок. Выступы могут по высоте достигать до 2 мм. Узор рельефа может быть различным и формируется методом многократного нанесения слоев.

Ввиду того, что после нанесения слоя дается время на его высыхание, данный вид отделочных работ довольно продолжителен по времени, но конечный результат оправдывает эти трудозатраты.

Венецианская штукатурка

Художественный вид декорирования стен с визуальным эффектом изображения шлифованного мрамора.

Поверхность штукатурки у венецианки может быть как глянцевая, так и матовая.

В качестве добавок могут использоваться перламутровые, золотые или серебряные имитаторы. Не исключается наличие небольшого рельефа для придания изображению натурального камня прозрачности и глубины – тех зрительных иллюзий, которые отличают этот вид настенного декора.

Настенные флоки

Достаточно оригинальный вид настенного покрытия. На стену наносится специальная клеящая масса, поверх которой еще до ее застывания набрызгиваются разноцветные частички неправильной формы, после чего наносится защитный слой лака.

Стили художественной штукатурки

Подготовительные работы и пример нанесения фактурного декора

Перед тем , необходимо тщательно подготовить рабочую поверхность стен.

Стена очищается от всех старых покрытий – краски или штукатурки. Производится грунтовка, при этом она должна иметь характеристику глубокого проникновения. Высыхание грунтовки должно быть естественным, без применения строительных фенов и обогревательных приборов.

Перепады поверхности более 3 мм подлежат устранению путем заделки штукатуркой.

Для нанесения фактурной штукатурки необходимо собрать следующий набор инструментов:

  • шпатели с различной шириной рабочей поверхности, от 400 мм до 10 мм;
  • терка;
  • гладилка;
  • шпатель для работы в углах;
  • строительный уровень;
  • отвес;
  • дрель;
  • насадка-миксер для дрели.

На данном этапе при помощи гладилки наносится базовый слой штукатурки. При этом должна быть учтена фактура будущего рисунка по высоте. На практике начальный слой наносится толщиной в 1-1,5 мм.

Полезный совет: перед тем как наносить рельеф на поверхность штукатурки, лучше опробовать технику на куске гипсокартона или небольшом участке стены.

Все растворы, которые применяются в декоративной отделке стен, имеют длительный срок схватывания, что позволяет выполнять формирование рельефа без спешки.

Один из простейших зрительных эффектов, который под силу воспроизвести любому начинающему штукатуру, – эффект скалы. Для данного декоративного оформления стены не требуется специальный состав, работы производятся с применением любой шпаклевки для финишной отделки на основе гипса или цемента. Главное требование к базовой шпаклевке – твердость и прочность после впитывания и высыхания.

В случае применения декоративной штукатурки в таких помещениях, как кухня, ванная или туалет, а также в других комнатах с нестабильным уровнем влажности и температурного режима базовый слой должен иметь в качестве основы цемент.

Шпаклевка наносится на стену слоем в 2-3 мм. Нанесение рисунка осуществляется при помощи гладилки. Для этого гладилка промывается от раствора и плотно прижимается к зашпаклеванной поверхности стены.

После этого нижний край гладилки приподнимается и делается движение вниз. Движение отрыва инструмента от шпаклевочного слоя должно быть плавным, без срыва раствора. После каждого обработанного участка гладилка должна промываться.

Освоив данную технику нанесения текстуры на поверхность штукатурки, уже можно переходить на более сложные визуальные эффекты, связанные с созданием рельефного изображения и структурных вставок.

Главным правилом при нанесении художественной штукатурки должно являться соблюдение времени полного высыхания каждого нанесенного слоя.