Психология общения. Энциклопедический словарь - филонов лев борисович

Филонов Лев Борисович, 01.08.1925 - 11.04.2016

Доктор психологических наук, профессор. Почетный работник высшего профессионального образования РФ. Заслуженный профессор РГСУ.

Главный научный сотрудник Российского института культурологии. Профессор кафедры психологии труда и инженерной психологии факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова. Профессор кафедры юридической психологии и права факультета юридической психологии Московского государственного психолого-педагогического университета. Член диссертационного совета при МГППУ.

Известнейший специалист в области юридической психологии, социальной психологии, психодиагностики и психопрогностики. Основатель отечественной юридической психологии, автор множества методик, активно использующихся в спецслужбах, уголовно-исполнительной системой и в практике работ других правоохранительных органов.

Руководитель секции психологической антропологии Московского психологического общества. Действительный член Академии имиджелогии, Академии Сан-Марино, МАНПО. Член Ассоциации содействия Международной академии наук.

Член редколлегии серии «Педагогика. Психология» «Вестника ПСТГУ».

В 1942 г., не окончив 10 класс, ушел добровольцем в армию, после курсов подготовки артиллеристов отправлен на фронт. Демобилизован в 1944 г. после двух ранений.

В 1949 г. окончил Казанский юридический институт, в 1954 г. - отделение психологии философского факультета Ленинградского государственного университета, в 1963 г. - аспирантуру Института психологии Академии педагогических наук СССР.

В 1963 г. защитил кандидатскую диссертацию на тему «Зависимость скорости реакции выбора от числа различительных признаков объекта», в 1986 г. - докторскую диссертацию на тему «Развитие контактов между людьми в условиях затрудненного общения».

В 1949-1961 гг. - практикующий юрист, адвокат.

В 1955 г. начал профессиональную психологическую деятельность младшим научным сотрудником Института психологии АПН.

С 1963 г. возглавлял лабораторию судебной психологии МГУ.

В 70-80-е гг. работал психологом в системе МВД СССР.

В начале 1980-х гг. работал в лаборатории по изучению причин и предупреждению правонарушений учащихся Института общих проблем
воспитания АПН СССР.

В 1986-1990 гг. заведовал кафедрой психологии Московского государственного заочного педагогического института.

В 1987-1996 гг. работал на кафедре юридической психологии Академии МВД.

С 1990 г. работает в НИИ культурологии МК и РАН (Российском институте культурологии): с 1992 г. - заведующий лабораторией психологической антропологии, с 2000 г. - главный научный сотрудник.

В 90-е гг. преподавал на факультете педагогики и психологии МПГУ.

В 1992-1994 гг. - заведующий кафедрой психологии Университета Российской академии образования.

С 1992 г. - профессор кафедры психологии труда и инженерной психологии факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова.

В 2002-2012 гг. преподавал на кафедре социальной психологии Московского (сейчас - Российского) государственного социального университета.

С 2009 г. - профессор кафедры юридической психологии и права Московского городского (сейчас - государственного) психолого-педагогического университета, руководил магистерскими программами «Юридическая психология: технологии работы с детьми и подростками» и «Юридическая психология: судебно-экспертная практика».

Область научных интересов:

  • юридическая психология
  • социальная психология
  • психология личности
  • общая психология
  • дифференциальная психология
  • психодиагностика
  • процессы восприятия
  • особенности коммуникативного взаимодействия людей, развития контактов в условиях затрудненности общения
  • психология личности с отклоняющимся поведением

В 1961-1963 гг. занимался исследованием профессов восприятия в лаборатории восприятия и памяти Института психологии АПН СССР. Описал явление «броского признака». Зависимость скорости реакции от числа различительных признаков, установленная Л.Б. Филоновым в кандидатском исследовании, получила название «феномена Филонова».

В 1960-х гг. также вел исследования, связанные с проблемой «восприятия человека человеком», в лаборатории восприятия и памяти ИП АПН. В результате были сформулированы основные идеи концепции резонансной природы восприятия человека человеком. Эти идеи заложили основы науки о межличностных контактах - контактологии.

В 1964-1969 гг. совместно с В.Я. Дымерским и Л.Б. Ермолаевой-Томиной занимался проблемой диагностики характера человека по почерку посредством графометрических параметров. Задачей работы было установление возможности проявления черт личности в почерке и возможность определения их объективными методами. Был найден принцип разделения мужских почерков и женских через ряд параметров, также были установлены взаимосвязи между отдельными чертами характера человека и особенностями его почерка. Таким образом, Л.Б. Филонов создавал систему отечественной графометрики, использующую объективные параметры для определения характера личности по почерку.

С 1979 г. исследует психологию личностей с отклоняющимся поведением и концентрирует внимание на анализе особенностей коммуникативного взаимодействия людей в условиях затрудненного общения, что характерно для сферы юридической практики. Одновременно он исследует вопросы развития и формирования асоциальных качеств личности, психологию подростковой преступности и в целом закладывает основы социальной психологии развития.

В начале 1980-х гг. Л.Б. Филонов интегрирует свой опыт работы юристом с психологическими идеями и создает методику контактного взаимодействия и технологию проведения тренинга по установлению межличностных контактов, которые описывает в докторской диссертации. «Методика контактного взаимодействия» легла в основу практики проведения сотрудниками МВД переговоров с террористами, используется при нарушении режимов в местах исполнения приговора.

В это же время Л.Б. Филонов разрабатывает первый отечественный учебный курс по юридической психологии, который впоследствии читался на факультете психологии МГУ им. М.В. Ломоносова.

В 90-е гг. разрабатывал проблемы психологической антропологии, в частности, модель диагностируемой личности, проблемы психологии в юридической сфере.

Многие годы является руководителем комплексных исследований личности и индивидуальности, в частности исследований по методологическому, коммуникационному и эмпирическому изучению девиации и девиантности в Российском институте культурологии. Изучаются возможности применения комплекса методик для изучения индивидуальности, были разработаны новые принципы интерпретации результатов экспериментов. Результаты коммуникационного направления исследований используются для снятия барьеров, сокращения психологических дистанций и установления доверительных отношений. Выявлена стадиальная природа развития и установления контакта, доказана связь между мерой воздействия и формированием асоциальных качеств личности.

С 2002 г. вел исследования проблем психологической антропологии на кафедре социальной психологии Московского государственного социального университета. Последние разработки связаны с обоснованием психолого-антропологического конструктивного подхода в психологии.

В процессе многолетних комплексных исследований Л.Б. Филоновым, его учениками и последователями были разработаны и стандартизированы 12 психодиагностических методик.

Вклад Льва Борисовича Филонова в развитие психологической науки составляют:

  • концепция признаковой постановки психологического диагноза;
  • концепция девиационной природы изменчивости;
  • концепция периодов возникновения отклонений в развитии личности;
  • концепция модели проявления утаиваемых обстоятельств;
  • концепция коммуникативных технологий развития контакта и эскалации конфликта;
  • концепция личностно-опосредованного формирования специалиста-психолога.

Читает курсы:

  • Юридическая психология
  • Психология личности с отклоняющимся поведением
  • Психология общения
  • Психодиагностика
  • Графометрика
  • Системный анализ
  • Технология установления контакта между людьми в условиях предварительного следствия
  • Психологические способы воздействия: приемы допроса

Основные публикации: более 190 работ, в том числе

  • О возможности установления характерологических особенностей личности по почерку (в соавт.)
  • Психологические способы выявления скрываемого обстоятельства. М.: МГУ, 1979
  • Детерминация возникновения и развития отрицательных черт характера у лиц с отклоняющимся поведением // Психология формирования и развития личности. М., 1981
  • Психологические аспекты установления контактов между людьми: методика контактного взаимодействия. Пущино, 1982
  • Психологические способы изучения личности обвиняемого: Учебное пособие. М., 1983
  • Тренинги делового общения сотрудников органов внутренних дел с различными категориями граждан. М.: АПО, 1992
  • Юридическая психология: Учебно-методическая программа // Сборник учебно-методических программ. М.: МГУ, 1998
  • Тренинг контактного взаимодействия: Учебно-методическая программа // Сборник учебно-методических программ. М.: МГУ, 1998
  • Психолого-педагогическая антропология: Курс лекций (в соавт.). М., 2003, 2007.
  • Словарь-компендиум психолого-антропологической диагностики (в соавт.), 2008.

Награды:

  • 6 правительственных наград за участие в Великой Отечественной войне
  • Отличник просвещения (1995)
  • медаль «За социальное служение» (2006)

Участие в конкурсе «Золотая Психея»

  • «Всероссийская конференция с международным участием "От истоков к современности" 130 лет организации психологического общества при Московском университете» , 29 сентября - 1 октября 2015 года (в номинации «Событие года в жизни сообщества», 2015 г.), победитель

Имеет 6 правительственных наград за участие в Великой Отечественной войне.


Родился 1 августа 1925 г. в Ориенбурге, закончил отделение психологии философского факультета ЛГУ (1954), доктор психологических наук (1986), профессор (1988), в 70-80-е годы Ф. работал в системе МВД СССР, преподавал в МПГУ, в 90-е гг. - главный научный сотрудник Российского Института Культурологии, профессор кафедры психологии труда и инженерной психологии факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова, член Ассоциации содействия международной академии наук (с 1993). Имеет 6 правительственных наград за участие в Великой Отечественной войне.

Области научных исследований: юридическая психология, социальная психология, психология личности, общая психология. Профессиональная деятельность в психологии началась с исследований процессов восприятия. Тема кандидатской диссертации: “О зависимости скорости реакции выбора от числа различительных признаков” (1963). Позже Ф. концентрирует внимание на анализе особенностей коммуникативного взаимодействия людей в условиях затрудненности общения, характерной для сферы юридической практики. Тема докторской диссертации Ф.: “Психология развития контактов в условиях затрудненности общения” (1986). В этой области Ф. разработана методика установления контактов воспитателя и воспитанника, в ситуации допроса свидетелей, а также в отношении лиц, подозреваемых в совершении преступлений (Филонов, 1979), исследует психологию личностей с отклоняющимся поведением (Филонов, 1981; 1983). Выявлены основные этапы, принципы и способы взаимодействия в затрудненных ситуациях (Филонов, 1979; 1982).

Ф. читает в МГУ и других вузах курсы: “Юридическая психология”, “Психология личности с отклоняющимся поведением”, “Психология общения”, “Психодиагностика (графология)”, подготовил 12 кандидатов наук.

Чтобы сузить результаты поисковой выдачи, можно уточнить запрос, указав поля, по которым производить поиск. Список полей представлен выше. Например:

Можно искать по нескольким полям одновременно:

Логически операторы

По умолчанию используется оператор AND .
Оператор AND означает, что документ должен соответствовать всем элементам в группе:

исследование разработка

Оператор OR означает, что документ должен соответствовать одному из значений в группе:

исследование OR разработка

Оператор NOT исключает документы, содержащие данный элемент:

исследование NOT разработка

Тип поиска

При написании запроса можно указывать способ, по которому фраза будет искаться. Поддерживается четыре метода: поиск с учетом морфологии, без морфологии, поиск префикса, поиск фразы.
По-умолчанию, поиск производится с учетом морфологии.
Для поиска без морфологии, перед словами в фразе достаточно поставить знак "доллар":

$ исследование $ развития

Для поиска префикса нужно поставить звездочку после запроса:

исследование*

Для поиска фразы нужно заключить запрос в двойные кавычки:

" исследование и разработка"

Поиск по синонимам

Для включения в результаты поиска синонимов слова нужно поставить решётку "# " перед словом или перед выражением в скобках.
В применении к одному слову для него будет найдено до трёх синонимов.
В применении к выражению в скобках к каждому слову будет добавлен синоним, если он был найден.
Не сочетается с поиском без морфологии, поиском по префиксу или поиском по фразе.

# исследование

Группировка

Для того, чтобы сгруппировать поисковые фразы нужно использовать скобки. Это позволяет управлять булевой логикой запроса.
Например, нужно составить запрос: найти документы у которых автор Иванов или Петров, и заглавие содержит слова исследование или разработка:

Приблизительный поиск слова

Для приблизительного поиска нужно поставить тильду "~ " в конце слова из фразы. Например:

бром~

При поиске будут найдены такие слова, как "бром", "ром", "пром" и т.д.
Можно дополнительно указать максимальное количество возможных правок: 0, 1 или 2. Например:

бром~1

По умолчанию допускается 2 правки.

Критерий близости

Для поиска по критерию близости, нужно поставить тильду "~ " в конце фразы. Например, для того, чтобы найти документы со словами исследование и разработка в пределах 2 слов, используйте следующий запрос:

" исследование разработка"~2

Релевантность выражений

Для изменения релевантности отдельных выражений в поиске используйте знак "^ " в конце выражения, после чего укажите уровень релевантности этого выражения по отношению к остальным.
Чем выше уровень, тем более релевантно данное выражение.
Например, в данном выражении слово "исследование" в четыре раза релевантнее слова "разработка":

исследование^4 разработка

По умолчанию, уровень равен 1. Допустимые значения - положительное вещественное число.

Поиск в интервале

Для указания интервала, в котором должно находиться значение какого-то поля, следует указать в скобках граничные значения, разделенные оператором TO .
Будет произведена лексикографическая сортировка.

Такой запрос вернёт результаты с автором, начиная от Иванова и заканчивая Петровым, но Иванов и Петров не будут включены в результат.
Для того, чтобы включить значение в интервал, используйте квадратные скобки. Для исключения значения используйте фигурные скобки.

11 апреля 2016 г. скончался Лев Борисович Филонов, доктор психологических наук, профессор, известный специалист в области юридической психологии, психологии труда, психологии личности и социальной психологии. Более 10 лет, с 1992 г., Л.Б. Филонов работал профессором кафедры психологии труда и инженерной психологии факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова (по совместительству). Многие поколения российских психологов будут с благодар­ностью помнить Льва Борисовича Филонова как человека мягкого и доброжелательного в общении, неизменно честного в делах и отношениях с людьми, сохранившего до преклонных лет живой интерес к людям и к психологической науке.

11 апреля 2016 г. скончался Лев Борисович Филонов , доктор психологических наук, профессор, известный специалист в области юридической психологии, психологии труда, психологии личности и социальной психологии. Более 10 лет, с 1992 г., Л.Б. Филонов работал профессором кафедры психологии труда и инженерной психологии факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова (по совместительству).

Родился Лев Борисович Филонов 1 августа 1925 г. в Оренбурге, в семье служащих. Отец - Борис Митрофанович Филонов, занимал ряд руководящих постов, был директором нескольких трестов, мать - Вера Николаевна Шумкова, работала библиотекарем. Л.Б. Филонов обучался в средней школе № 98 г. Казани, в которой много внимания уделялось изобразительному творчеству. В школе работали педологи. Интерес к психологии возник при рассмотрении многочисленных рисунков детей и их интерпретации школьными педологами, с которыми юноша поддерживал контакты. Участвовал в Великой Отечественной войне, награжден 6 медалями и орденами. После войны Лев Борисович окончил Казанский юридический институт (1949), получив квалификацию «юрист», работал адвокатом и одновременно заочно обучался на отделении психологии философского факультета Ленинградского государственного университета, которое окончил в 1954 г. с присвоением квалификации «психолог, преподаватель психологии». В студенческие годы интересовался философией, проблемой индивидуальных различий людей, истоками развития у человека девиантного характера.

С 1955 г. Л.Б. Филонов начал профессиональную деятельность как психолог в качестве младшего научного сотрудника лаборатории Д.А. Ошанина в Институте психологии АПН СССР. В 1970-1980-е гг. работал психологом в системе МВД СССР, здесь был собран материал докторской диссертации. После защиты докторской диссертации преподавал психологию в разных университетах. Помимо чтения лекций на факультете психологии МГУ имени М.В. Ломоносова, Л.Б. Филонов заведовал кафедрой психологии в Московском государственном заочном педагогическом институте (МГЗПИ) в 1986-1990 гг.; в 1992-1996 гг. заведовал кафедрой психологии в Университете РАО, в 1990-2000 гг. заведовал лабораторией психологической антропологии в НИИ культурологии РАН.

В последние годы Лев Борисович являлся главным научным сотрудником Российского института культурологии (РИК РАН), заслуженным профессором кафедры социальной психологии Российского государственного социального университета (РГСУ); преподавал психологию в качестве профессора на факультете юридической психологии Московского городского психолого-педагогического университета (МГППУ); был членом Ассоциации содействия Международной академии наук (с 1993 г.).

Области научных исследований: юридическая психология, психология труда, психология личности и дифференциальная психология, социальная психология, общая психология. Профессиональная деятельность Л.Б. Филонова в психологии началась с исследований процессов восприятия. Тема его кандидатской диссертации: «О зависимости скорости реакции выбора от числа различительных признаков» (1963). В этой работе были описаны явление «броского признака» и закономерности организации признаков, в совокупности эти явления были названы в Голландии «феноменом Филонова» (1968). Позже Л.Б. Филонов концентрирует внимание на анализе особенностей коммуникативного взаимодействия людей в условиях затрудненности общения, характерной для сферы юридической практики. Тема его докторской диссертации: «Психология развития контактов в условиях затрудненности общения» (1986). В этой области Л.Б. Филоновым разработана методика установления контактов в диалоге, определены основные этапы и принципы взаимодействия в затрудненных ситуациях, связанных с проблемами юридической практики - при взаимодействии воспитателя и воспитанника, в ситуации допроса свидетелей, а также в отношении лиц, подозреваемых в совершении преступлений. В настоящее время филоновская «методика контакта» применяется в деятельности специальных служб, является основой для выдвижения стратегии и тактики ведения переговоров с террористами, а также используется при нарушении режимов в местах исполнения приговора.

В 1990-е гг. Филонов разрабатывал проблемы психологической антропологии, в частности, модель диагностируемой личности, проблемы психологии в юридической сфере. Ученики Льва Борисовича продолжают развивать идеи учителя, по праву относя себя к «школе Филонова». Вклад Льва Борисовича Филонова в развитие психологической науки составляют «концепция признаковой постановки психологического диагноза»; «концепция девиационной природы изменчивости»; «концепция периодов возникновения отклонений в развитии личности»; «концепция модели проявления утаиваемых обстоятельств»; «концепция коммуникативных технологий развития контакта и эскалации конфликта»; «концепция личностно-опосредованного формирования специалиста-психолога». Последние разработки Филонова связаны с обоснованием «психолого-антропологического конструктивного подхода в психологии». Многолетняя научно-исследовательская и преподавательская деятельность Льва Борисовича была плодотворной, под его руководством успешно защищено свыше 38 кандидатских диссертаций. Лев Борисович Филонов отмечен наградами, среди них: знак «Отличник просвещения» (1995), медаль «За социальное служение» (2006).

Л.Б. Филонов читал на факультете психологии МГУ имени М.В. Ломоносова и в других вузах курсы: «Юридическая психология», «Психология личности с отклоняющимся поведением», «Психология общения», «Психодиагностика (графология)».

Л.Б. Филонов опубликовал свыше 100 научных работ, среди них основные труды: Психологические способы выявления скрываемого обстоятельства (М., 1979); Детерминация возникновения и развития отрицательных черт характера у лиц с отклоняющимся поведением (М., 1981); Психологические аспекты установления контактов между людьми (Методика контактного взаимодействия) (Пущино, 1982); Психологические способы изучения личности обвиняемого: Учебное пособие (М., 1983); Тренинги делового общения сотрудников органов внутренних дел с различными категориями граждан (М., 1992); Психолого-педагогическая антропология (в соавт.; М., 2007); Словарь-компендиум психолого-антропологической диагностики (в соавт.; М., 2008).

Многие поколения российских психологов будут с благодарностью помнить Льва Борисовича Филонова как человека мягкого и доброжелательного в общении, неизменно честного в делах и отношениях с людьми, сохранившего до преклонных лет живой интерес к людям и к психологической науке.

Сотрудники факультета психологии МГУ

Для цитирования статьи:

Коллектив факультета психологии МГУ. Памяти Льва Борисовича Филонова. // Вестник Московского университета.Серия 14. Психология. - 2016. - №1 - с.143-145

Поздравление юбиляру Льву Борисовичу Филонову – 90 лет.

Поздравление юбиляру Льву Борисовичу Филонову – 90 лет

Мечательному человеку, большому ученому

Льву Борисовичу Филонову, доктору психо-

Логических наук, профессору, специалисту

В области социальной и юридической пси-

Хологии, академику академий Сан-Марино,

МАНПО, Академии имиджелогии, члену Ас-

Социации содействия международной ака-

Демии наук.

Ста 1925 года в г. Оренбурге. Через неко-

Торое время семья поселяется в г. Казани

На окраине города. По рассказам Л.Б. Фи-

Лонова, это и определило его дальнейшую

Судьбу. Рядом находились две небольшие

Деревеньки, в которые выселяли лиц, от-

Бывших наказание. Приходилось отстаивать

Свою безопасность. Драки стали обычным

Делом. Но это не помешало иметь блестящие

Оценки в школе. Со школьной скамьи Лев

Борисович Филонов ушел на фронт. Дважды

Был ранен. Имеет шесть правительственных

Наград за участие в Великой Отечественной

Стремление узнать, что представляет со-

Бой преступность, заставило пойти учиться

В юридический институт г. Казани, закончил

Его с отличием, а затем также с отличием

Закончил отделение психологии философ-

Ского факультета Ленинградского государ-

Ственного университета.

В 1963 году Лев Борисович Филонов за-

Щитил кандидатскую диссертацию на тему:

«Зависимость скорости реакции выбора

От числа различительных признаков объ-

Екта». Установленная в исследовании за-

Висимость получила название «феномен

Филонова». Тема вызвала интерес у зару-

Бежных коллег. Л.Б. Филонов был пригла-

Шен на международную конференцию в Гол-

Ландию, посвященную памяти Ф. Дондерса,

Затем на конференцию в Болгарию по про-

Блемам избирательности в информации.

После защиты кандидатской диссертации

Возглавлял лабораторию судебной психоло-

Гии МГУ. Заведовал кафедрой психологии

Московского государственного заочного пе-

Дагогического института (1986-1990) и ка-

Федрой психологии Университета Россий-

Ской академии образования (1992-1994).

В это же время работал в академии МВД

На кафедре криминалистики и уголовного

Процесса, преподавал в МПГУ на факультете

Педагогики и психологии и работал в долж-

Ности заведующего лаборатории психологи-

Ческой антропологии Российского института

Культурологии. В течение десяти лет рабо-

Тал на факультете психологии МГУ имени

М.В. Ломоносова профессором на кафедрах

Психологии труда и инженерной психологии.

Длительное время Лев Борисович Фило-

Нов занимался изучением черт характера

Человека через анализ его почерка. При-

Менялся метод графометрии - измерение

Параметров почерка и соотнесение их с раз-

Ными методами получения информации

О личности. Интересные результаты были

Получены в связи с особенностями женского

И мужского почерков. Итогом исследований

Группы ученых в составе В.Я. Дымерского,

Л.Б. Ермолаевой-Томиной и Л.Б. Филонова

Стала работа «О возможности установления

Характерологических особенностей лично-

Сти по почерку». С 1979 года научный ин-

Терес Л.Б. Филонова обращен прежде всего

К проблеме личностей с девиантным поведе-

Нием и анализу особенностей межличност-

Ного взаимодействия в условиях затруднен-

Ного общения, в частности, в юридической

Практике. В 1986 году Л.Б. Филонов защи-

Щает докторскую диссертацию на тему «Раз-

Витие контактов между людьми в условиях


«методики контактного взаимодействия»,

Которая легла в основу практики сотрудни-

Ков МВД во время проведения переговоров

С террористами. Лев Борисович Филонов -

Один из первых разработчиков учебных кур-

Сов по юридической психологии.

Сегодня Лев Борисович Филонов актив-

Но трудится на факультете юридической

Психологии Московского городского психо-

Лого-педагогического университета, руко-

Водит магистерскими программами: «Юри-

Дическая психология: технологии работы

С детьми и подростками» и «Юридическая

Психология: судебно-экспертная практика»,

Член диссертационного совета Д-850.013.01.

Под его руководством защищены 38 кан-

Числе 7 монографий. Среди них: «Психоло-

Гические способы выявления скрываемого

Обстоятельства», (1979 г.); «Детерминация

Возникновения и развития отрицательных

Черт характера у лиц с отклоняющимся пове-

Дением / Психология формирования и раз-

Вития личности» (М., 1981); «Психологиче-

Ские аспекты установления контактов между

Людьми: методика контактного взаимодей-

Ствия» (Пущино, НЦБИ АН СССР, 1982); «Пси-

Хологические способы изучения личности

Обвиняемого: учебное пособие» (М., 1983);

«Тренинги делового общения сотрудников

Органов внутренних дел с различными кате-

Гориями граждан» (М., 1992); «Психолого-

Педагогическая антропология: курс лекций»

(в соавт., М.: МГОУ, 2003).

Л.Б. Филонов возглавляет секцию психоло-

Гической антропологии в Московском отделе-

Нии Российского психологического общества,

Объединяет психологов и педагогов разных

Научных школ через идею развития и станов-

Ления человека посредством различных сфер

Его социокультурных проявлений.

Дорогой Лев Борисович! От всей души

Мы - Ваши многочисленные ученики, друзья,

Коллеги поздравляем Вас с юбилеем! Же-

Лаем здоровья, долгих и плодотворных лет

Жизни, новых идей и творческих успехов!

Главный редактор журнала

«Ученые записки РГСУ»