Проявляется морская болезнь. Морская болезнь причины ее возникновения и профилактика

Морская болезнь – это неприятное явление, с которым сталкиваются многие люди при прогулке на катерах или путешествии на кораблях. Банальное укачивание может испортить все удовольствие от отдыха на воде. Можно ли избавиться от постоянной тошноты? Каковы основные причины морской болезни?

Причины морской болезни

Морская болезнь лечение которой возможно и в домашних условиях, возникает вследствие морской качки, которая воздействует на вестибулярный аппарат пациента. Возникновение морской болезни возможно далеко не у всех людей, это зависит от индивидуальных особенностей организма. Усугубляют симптомы морской болезни отсутствие свежего воздуха, повышенный уровень влажности и высокая температура.

Еще один фактор, который провоцирует тошноту – определенные запахи. Симптомы могут возникнуть при вдыхании запаха лака, табачного дыма и другой специфической продукции. Некоторые специалисты утверждают, что морская болезнь практически никогда не проявляется на голодный желудок. Другие же рекомендуют немного перекусить перед путешествием или прогулкой по воде. Тем не менее, жирная и сладкая пища – это еще одна из .

Симптомы морской болезни

Симптоматика заболевания, а также его интенсивность, зависят от индивидуальных особенностей человека, а также от условий, которые имеются в транспортном средстве. Вот лишь некоторые проявления морской болезни:

  • Ощущение слабости во всем теле.
  • Дискомфорт в области пищеварительной системы.
  • Сильная усталость и эмоциональная нестабильность.
  • Тошнота, которая нередко переходит в рвоту.

Медицинская статистика показывает, что только три процента населения планеты отличаются стойким к морскому укачиванию. У большинства людей морская болезнь обязательно проявляется при определенных условиях.

Обратите внимание: вышеуказанные признаки могут сигнализировать и о других патологиях (например, о заболеваниях нервной системы). Поэтому, если тошнота возникает слишком часто, рекомендуется обратиться к специалисту для уточнения диагноза.

Лечение морской болезни. Фото: yandex.ru

Существуют специальные средства, которые позволят вам улучшить самочувствие на борту корабля или катера. Вы можете воспользоваться ими непосредственно перед путешествием. Ниже приведены самые популярные народные средства для лечения морской болезни, которые используются несколько десятилетий:

  • Порошок имбиря. Измельченный употребляется в пищу за час до путешествия, достаточно взять одну чайную ложку.
  • Мятный чай с добавлением лимона. Этот ароматный напиток также позволит вам хорошо себя чувствовать. Обратите внимание: для максимального эффекта чай с мятой должен настояться 15-20 минут.
  • Соленые огурцы обладают успокаивающим действием и благотворно влияют на состояние пищеварительной системы. Употреблять в пищу этот продукт можно непосредственно во время прогулки по воде.
  • Соблюдайте определенную диету за несколько дней до путешествия. Откажитесь от жирных и острых блюд и замените их свежими фруктами и .
  • Прекрасный метод против морской болезни для детей – смесь из натурального меда и эфирного масла мяты. Чайная ложка меда перемешивается с несколькими каплями . При этом проследите, чтобы ребенок медленно пережевывал мед. После этого лекарство можно запить достаточным количеством воды.
  • Карамельки и жевательная резинка. Некоторым помогают леденцы (например, барбарис). Если поездка будет длительной, рекомендуется захватить с собой пакетик конфет для рассасывания.

Лекарства от морской болезни

Не привыкли лечиться народными методами? В этом случае попробуйте . За час до прогулки по воде можно принять таблетку (это популярный хорватский препарат, который продается в любых аптеках).

Аналогичным эффектом обладает средство . Эти таблетки от морской болезни практически не имеют противопоказаний, поэтому не принесут вреда вашему организму.

Также являются хорошими помощниками в борьбе с тошнотой при морской болезни. Специалисты во время путешествия рекомендуют принять большую дозу (приблизительно 5 г). Дело в том, что этот витамин блокирует синтез гистаминов, поэтому вы почувствуете улучшение своего самочувствия сразу же.

Профилактика морской болезни

Неприятное укачивание в транспорте гораздо легче предотвратить. Ниже приведены основные профилактические меры, которые позволят вам избежать морской болезни:

  1. Если вы склонны к тошноте в транспорте, рекомендуется не употреблять перед поездкой алкогольные напитки и тяжелую пищу. Можно устроить себе легкий завтрак за пару часов до планируемого мероприятия.
  2. В путешествии постарайтесь отвлечься от неприятных мыслей о тошноте и заняться чем-нибудь другим. Неплохо помогают настольные игры или непринужденная беседа с другим пассажиром.
  3. Путешествуете на корабле или лодке? В этом случае рекомендуется расположиться в области кормы и всю дорогу смотреть прямо перед собой (именно так и поступают матросы на вахте).
  4. Если вы склонны к укачиванию, ни в коем случае не садитесь в направлении, которое противоположно движению транспортного средства (это касается не только корабля, но и автобуса или поезда).
  1. Перед поездкой можно перетянуть область запястий эластичным бинтом или специальный . В этом случае организм перестанет реагировать на перепады давления. Китайская медицина гласит, что именно на запястьях расположены точки, которые предотвращают тошноту. Бинт напрямую стимулирует эти точки, что позволяет путешественнику чувствовать себя хорошо.
  2. Максимально отвлекитесь во время поездки. Некоторым морякам помогает от морской болезни жевание зубочистки во время движения корабля. За неимением зубочистки вы можете воспользоваться жевательной резинкой: смысл заключается в совершении механических отвлекающих движений.
  3. . Этот хитрый прием рекомендуется усвоить людям с плохим вестибулярным аппаратом. С помощью двух лейкопластырей заклейте область пупа (постарайтесь, чтобы он был полностью закрыт).

Выводы

Соблюдая эти советы, а также взяв с собой нужные лекарства от морской болезни, вы без труда перенесете продолжительное путешествие или небольшую прогулку. Вы можете выбрать собственный, лично вам подходящий метод от укачивания, ведь организм человека индивидуален, и то, что подходит одному, совершенно не подействует на другого. Допускается также воспользоваться одновременно несколькими методами для достижения максимального эффекта.

Вы едете в летний лагерь жарким днем в переполненном галдящими детьми автобусе. Автобус едет по длинной извилистой дороге, поднимаясь в гору между деревьями, окаймляющими шоссе. Каждый поворот автобуса и толчки на неровной дороге вызывают у вас в желудке очень неприятные ощущения. Очень странно то, что когда вы смотрите вниз, именно вниз, а не в окно, у вас возникает приступ тошноты, с которым вам довольно трудно справиться.

Если автобусные экскурсии вызывают у вас подобные ощущения, то вы отнюдь не одиноки. Одной болезнью с вами болеют астронавты и пассажиры лайнера «Королева Елизавета Вторая».

Возникает ли у вас тошнота в море или в автомобиле, или на деревенской телеге - все это проявления одной и той же болезни, которую мы, по старой памяти, будем называть морской болезнью. Нас не тошнит, если мы идем пешком по улице. Почему же иногда мы так плохо себя чувствуем, если едем по той же улице на такси или в городском автобусе?

Причины возникновения морской болезни

Проблема заключается в разнице между тем, что мы видим, и тем, что мы чувствуем, когда едем в каком – либо транспорте. Например, вы находитесь в каюте океанского лайнера. Вы испытываете качку - чувствуете, что поднимаетесь и опускаетесь вместе с волнами. Жидкость в вашем внутреннем ухе перемещается в такт качке и регистрирует ее, посылая соответствующую информацию в головной мозг.

Интересный факт: морская болезнь возникает от противоречия между тем, что вы видите, и тем, что вы чувствуете, при езде в движущемся транспорте.

Что происходит в организме при морской болезни?

Уши совершенно справедливо информируют мозг о том, что вы движетесь. Однако для ваших глаз каюта остается совершенно неподвижной. Глаза посылают мозгу справедливую и правдивую информацию о том, что вы не двигаетесь с места. Противоречивая информация, поступающая от органов чувств, которым мозг привык доверять, ставит его в тупик. Кому верить?

В кровь начинают выделяться гормоны стресса, такие, как адреналин. Скажем образно, что адреналин - это холодный пот мозга, находящегося в полной растерянности. Мышцы желудка получают мощные электрические импульсы и начинают сокращаться чаще и быстрее, чем обычно. Кончиться это может рвотой. Девять из десяти людей хотя бы один раз в жизни страдали морской болезнью.

Профилактика морской болезни

Чтобы свести к минимуму проявления этого недомогания, рекомендуется следующее. Находясь в автобусе или машине, смотрите в окно на проплывающий мимо пейзаж. Таким образом, ваши глаза, а не только вестибулярный аппарат, будут знать, что вы движетесь. Не читайте и не смотрите на предметы внутри движущегося транспорта.

Самое лучшее для вас место - впереди, около водителя, там вы сможете видеть движущиеся предметы впереди и еще по бокам. То же относится к морскому путешествию. Вам гораздо полезнее находиться на палубе океанского судна, чем в закрытой каюте. Через несколько дней, когда мозг разберется в том, что происходит, проявления болезни уменьшатся. То же происходит на космическом корабле.

Можно принять специальные лекарства против морской болезни. Но эти лекарства могут вызвать у вас сонливость, а иногда даже головокружение и тошноту. Можете попробовать «морские браслеты» - эластичные ленты, надеваемые на предплечья. Эти браслеты специальными кнопками давят на определенную точку кисти. По теории акупрессуры, нажатие на эту точку уменьшает тошноту. Поэтому эти браслеты рекомендуют морским путешественникам и беременным женщинам, если их беспокоит тошнота. Кажется, эти браслеты действительно помогают людям, хотя и никто не знает почему.

Укачивание - особое болезненное состояние, возникающее у некоторых лиц при качке на корабле или самолете, а также при езде на автомобильном и железнодорожном транспорте, главным образом вследствие воздействия на организм механических раздражителей, связанных с перемещениями корабля, самолета, автомобиля и т. д.

Для обозначения определенного болезненного состояния в зависимости от того, где развивается укачивание - на море, в воздухе или в автомобиле, в поезде и на другом сухопутном транспорте, издавна пользуются терминами «морская болезнь», «воздушная болезнь», «железнодорожная или автомобильная болезнь». Некоторые авторы называют это состояние просто укачиванием, или болезнью движения.

Каковы причины возникновения морской болезни?

Наиболее часто и полно клиническая картина укачивания бывает выражена на море, особенно когда водная поверхность неспокойна. Укачивание на море в первую очередь связано с качкой корабля и воздействием на человека прямолинейных и угловых ускорений. Другими факторами, способствующими развитию симптомокомплекса морской болезни, являются повышение реактивности организма, неустойчивость эмоциональной сферы, а также лабильность вегетативного отдела центральной нервной системы. Еще Плутарх отмечал отсутствие укачивания у детей в первые годы жизни. Подтверждением большого значения состояния психики при повышении реактивности организма являются случаи, когда клиническая картина морской болезни возникает при виде волнующегося моря с палубы корабля, или только при воспоминании об испытанных в прошлом болезненных ощущениях при передвижениях на корабле, самолете, автомобиле. Наряду с этим можно привести немало случаев, когда моряки, подверженные укачиванию, в условиях напряженной боевой деятельности корабля не страдали морской болезнью даже в штормовую погоду.

Морская болезнь чаще наблюдается среди лиц молодого возраста. По данным, только 1/3 молодых моряков в возрасте 18-25 лет не страдает от укачивания. Моряки более старшего возраста и особенно лица, часто отправляющиеся в длительные морские походы, в неблагоприятных метеорологических условиях укачиваются значительно реже.

Развитие морской болезни зависит и от некоторых других факторов. Так, среди моряков, живущих в помещениях, расположенных в носовой части корабля, морская болезнь наблюдается чаще, чем у матросов и пассажиров, размещенных в кормовых отсеках. Вот почему опытные моряки всегда стараются получить места в каютах кормовой части корабля.

Не менее важными факторами, способствующими укачиванию, являются недостаточная вентиляция закрытых и тесных помещений, высокая температура и повышенная влажность воздуха, а так же сотрясения корабля. Морская болезнь возникает реже и переносится легче открытом воздухе, когда имеется возможность наблюдать окружающую водную поверхность и линию горизонта.

Около 67% личного состава, списанного с кораблей на берег из-за морской болезни, составляют матросы и старшины электромеханической части, у мотористов укачивание встречается в два с лишним раза чаще, чем у боцманов. По другим данным, вообще только 3% людей не подвержены укачиванию, а все остальные в какой-то мере страдают морской болезнью.

Среди других факторов, способствующих появлению морской болезни, следует указать на различные запахи: табака, отработанного машинного масла, лаков, дыма, приготовленной пищи и др. Все эти запахи раздражают обонятельный анализатор и усиливают симптомы укачивания, делают их более тягостными.

Имеет значение качество и количество пищи: обильная, особенно жирная и сладкая пища, а также злоупотребление спиртными напитками путем воздействия на вкусовые рецепторы и интерорецепторы желудка способствуют проявлению симптомокомплекса укачивания.

Итак, целый ряд самых разнообразных факторов благоприятствует укачиванию, но, как мы указывали выше, основное значение в развитии морской болезни имеет качка корабля.

Различают три вида качки корабля: вертикальную - при погружении корабля вниз и подъеме кверху, бортовую - около продольной оси и килевую качку - около поперечной оси.

Бортовая качка увеличивается во время дрейфа и при положении корабля лагом (параллельно к волне), крен при этом может достигать 20-30° и наиболее значителен вблизи миделя (центра пересечения всех осей качания корабля). Килевая качка наиболее выражена, когда корабль идет навстречу волне.

Наибольший размах килевой качки бывает на оконечностях корабля и, особенно в носовой части его. При этом дифферент - угол продольного наклонения судна, вызывающий разность в осадках носа и кормы, может достигать 7-9°. При бортовой и килевой качках на человека воздействуют угловые и прямолинейные ускорения, немного превышающие пороговые физиологические раздражители.

Несколько слов о качке на так называемой мертвой зыби. Зыбь - волнение моря без ветра, достигающее иногда крупных размеров, наблюдается или после продолжительного ветра, когда море еще не успокоилось, или перед ветром, когда последний с силой дует по соседству и гонит перед собой волну. При этом амплитуда движения волн в вертикальной плоскости может достигать нескольких метров.

При вертикальной качке, которая более выражена на носу и корме, на человека воздействуют прямолинейные ускорения, которые в десятки раз превышают пороговые физиологические раздражители.

Прямолинейные, главным образом вертикальные, перемещения корабля нередко являются основной причиной развития морской болезни. На крупных кораблях движение судна по вертикали почти не ощущается, зато бывают значительными угловые перемещения, наблюдаемые при бортовой и килевой качках.

В развитии морской болезни наряду с видом качки не меньшее значение имеет и ее характер. Качка может быть медленной (плавной) или, наоборот, быстрой (стремительной). Особенно плохо переносится стремительная качка на кораблях небольшого тоннажа с малым естественным периодом (промежуток времени, в течение которого корабль перемещается из одного крайнего положения в другое и обратно).

Каждый корабль имеет свой, присущий только ему, естественный период качки. Величина этого периода зависит от длины, ширины, углубления корабля, а так же от конструктивных особенностей. Во время сильного волнения моря укачиванию способствуют также вынужденные колебания корабля, зависящие от величины волн, которые могут достигать 400 м. в длину и 11 м в высоту.

Как возникает морская болезнь?

Во время качки у человека прежде всего вследствие воздействия прямолинейных и угловых ускорений, связанных с перемещением тела, возникает ряд ответных соматовегетативных реакций, которые и определяют основные проявления морской болезни. Местом приложения этих раздражений в первую очередь является вестибулярный аппарат, отолиты и полукружные каналы которого с помощью рецепторов вестибулярного нерва, расположенных в преддверии внутреннего уха, осуществляют связь периферических органов-анализаторов с центральной нервной системой.

Основание этих клеток, обращенное к стенке ампулы, вступает в связь с волокнами вестибулярного нерва, а волоски этих клеток «купаются» в эндолимфе ампулы. При передвижении головы (полукружных каналов) токи эндолимфы являются раздражителями для клеток с волосками. Возникающие при этом импульсы передаются по вестибулярному нерву в центральную нервную систему.

Части преддверья составляют эллиптический (utriculus) и сферический (sacculus) мешочки, которые иннервируются вестибулярным нервом. В этих мешочках также имеются эпителиальные клетки с волосками, на концах которых, обращенных в полость, лежат кристаллы извести - отоконии. Центральные отрезки клеток этих мешочков интимно связаны с волокнами вестибулярного нерва. Весь этот аппарат носит название отолитов. Волокна вестибулярного нерва возникают от клеток узла Скарпа, лежащего во внутреннем слуховом проходе. Периферические волокна клеток этого узла связаны с рецепторными клетками отолитов и полукружных каналов, а центральные ветви входят в состав слухового нерва, который вступает в продолговатый мозг. Вестибулярные ветви слухового нерва заканчиваются в пяти ядрах. Медиальное ядро лежит под дном IV желудочка. Ядро Дейтерса располагается латерально от него. В наружном углу IV желудочка лежит ядро Бехтерева.

Нисходящее ядро расположено на уровне хвостовой части дейтерсова ядра и достигает уровня ядер задних столбов. Наконец, ядро Монакова лежит кнаружи от клиновидного канатика. Волокна вестибулярных ядер связаны с мозжечком, с ядрами спинного мозга, ствола зрительного бугра, глазодвигательных нервов, а также с корой головного мозга.

Как было указано выше, при вращении тела вокруг какой-либо оси эндолимфа полукружных каналов приходит в движение и раздражает их эпителиальные клетки с волосками. Движение эндолимфы по направлению к ампуле создает состояние повышенной возбудимости ее рецепторов, которое по волокнам вестибулярного нерва передается его ядрам и тем аппаратам, которые с ним связаны. В результате возникает ряд рефлекторных, так называемых вестибулярных соматических реакций, назначение которых заключается в ликвидации или снижении пассивного перемещения тела при воздействии на него внешних сил.

Биологическое значение отолитового аппарата состоит в том, что он является, по сути дела, основным рецептором в системе тонических рефлексов, определяющих положение тела при его покое и движении. Отолиты и полукружные каналы имеют то общее, что участвуют в регуляции положения тела по отношению центра тяжести, а также способствуют фиксации зрительной оси при передвижении головы. Иначе говоря, эти приборы обладают рецепторами постуральных, в частности антигравитарных рефлексов.

Наряду с приспособительными (ответными) соматическими рефлексами при раздражении вестибулярного аппарата может возникать большое количество висцеральных реакций, проявляющихся расширением зрачков, побледнением лица, изменением частоты пульса, тошнотой, рвотой и пр. Все это обусловлено тем, что при возбуждении вестибулярного аппарата импульсы передаются как на соматические, так и на висцеральные центры головного мозга. Головокружение, часто наблюдаемое при раздражении вестибулярного аппарата, по-видимому, обусловлено распространением возбуждения на корковые вестибулярные центры.

Если для полукружных каналов, как указывалось выше, раздражителем является угловое ускорение, то для отолитового аппарата - гравитационное ускорение и ускорение при прямолинейных перемещениях тела. При укачивании возбуждение и особое положение возникает не только в полукружных каналах, но и в отолитовом аппарате. Имеющиеся в нем скопления чувствительных клеток, слуховые пятнышки и лежащие на них известковые кристаллы - отоконии - меняют свои взаимоотношения, а именно: когда корабль находится на гребне волны, отоконии подтягиваются к пятнышкам, а когда он достигает подошвы волны, отодвигаются от пятнышек. В результате возникает раздражение волосковых клеток невроэпителия с последующей передачей импульсов по вестибулярному нерву в различные отделы центральной нервной системы и воздействием на соматовисцеральные органы. Ответная реакция со стороны последних состоит в двигательных и вегетативных расстройствах, совокупность которых в сочетании с корковыми реакциями внешне проявляется синдромом укачивания. Вполне понятно, что лица с неустойчивой нервной системой и вегетативными реакциями наиболее подвержены укачиванию.

О роли вестибулярного аппарата в возникновении укачивания говорит тот факт, что глухонемые с недоразвитым лабиринтом редко страдают морской или воздушной болезнью.

Малочувствительны к укачиванию дети (от грудного до 4-летнего возраста).

Кроме вестибулярного аппарата, который является основным, хотя и не единственным источником пространственного чувства и связанных с ним рефлексов (особенно вегетативных), в механизме укачивания известная роль принадлежит раздражению зрительного и к и нестатического анализаторов. Достаточно сказать, что раздражение рецепторного аппарата зрительного анализатора в этих условиях нередко вызывает головокружение, тошноту и рвоту.

Оптическая фиксация взглядом неподвижной точки горизонта, отдаленных волн и облаков уменьшает укачивание, тогда как большая часть поля зрения, занятая движущимися предметами, усиливает длительное головокружение. Иначе говоря, потеря зрительного контакта со статическими точками способствует укачиванию. Вот почему слепые более подвержены морской болезни.

Повышенная импульсация с проприорецепторов при качке вызывает вестибулярно-вегетативные реакции организма, а пребывание тела в горизонтальном положении содействует уменьшению укачивания, так как снимается добавочное ускорение, вызываемое активным и пассивным движением головы. Наряду с этим в горизонтальном положении уменьшаются раздражения чувствительных нервов в результате того, что смещения подвижных внутренних органов по отношению к диафрагме становятся менее значительными.

Реакции организма на статокинетические раздражители (изменение в положении и движении тела) находятся в зависимости от состояния и деятельности многих рецепторных систем (зрительной, вибрационной, тактильной, проприоцептивной, интероцептивной и др.), среди которых особое место занимает лабиринтная.

«Изменения в положении и движении тела (т. е. статокинетические раздражения) улавливаются одновременно и зрением, и лабиринтом, и мышечно-суставным чувством, и вибрационно-тактильным чувством, и чувствительными оболочками брюшной, грудной и черепной полостей с заключенными в них органами».

Каковы симптомы морской болезни?

Укачивание на море переносится по-разному. Описано более 20 различных симптомов укачивания. Одни торопливо ходят по наветренной стороне корабля, испытывая чувство тревоги и страха, другие лежат на койках, они апатичны и безразличны к окружающей их обстановке.

Появляется головокружение, диплопия, головная боль, зябкость, расширение зрачков, иногда спутанное сознание и другие мозговые симптомы. Извращаются вкус и аппетит. Нередко присоединяются расстройства функции кишечника: запоры, реже жидкий стул. Развивается общая слабость, появляется слюнотечение, нарастающая тошнота. Кожа лица становится бледной и покрывается холодным липким потом. Иногда наблюдаются различные расстройства сердечного ритма. Артериальное давление снижается. Больной дышит часто, глубоко и неритмично. Начинается рвота. В рвотных массах имеется примесь желчи, вязкой слизи, иногда кровь. После рвоты наступает кратковременное облегчение.

Субъективные ощущения больных крайне тягостны. Это состояние как нельзя лучше определяется старым изречением: «В начале морской болезни боятся умереть, а если она затягивается, то желают умереть».

По выраженности и разнообразию клинических симптомов некоторые авторы предлагают различать три степени проявления этого болезненного состояния. Однако все это очень условно.

Первая степень (легкая по своему течению) в основном проявляется головокружением, тошнотой и слюнотечением.

Вторая (средней тяжести) и третья степень укачивания. Тяжелое течение характеризуются наряду с указанными симптомами нарушением деятельности сердечно-сосудистой системы, которое проявляется различными расстройствами сердечного ритма, падением уровня артериального давления и бледностью кожи. Мучительная рвота, холодный липкий пот и резкие нарушения в эмоциональной сфере, пожалуй, полностью характеризуют тяжесть проявления и течения морской болезни.

Различают также три формы проявления морской болезни: астеническую, ажитированную и смешанную.

Чаще всего наблюдается астеническая форма укачивания. Проявляется она резким угнетением эмоциональной сферы, психической подавленностью, заторможенностью и сочетается с различной степенью выраженности вегетосоматических реакций со стороны разных систем организма.

Другой вид проявления морской болезни - ажитированная форма укачивания, характеризующаяся чрезмерной неустойчивостью эмоциональной сферы: излишней разговорчивостью, немотивированным смехом, «театральностью» позы, речи и пр. Кроме того, при этой форме часто наблюдается неоправданная обстановкой подвижность.

Смешанная форма укачивания характеризуется сменой эмоционального состояния, когда вслед за эректильной фазой быстро наступает астеническое состояние.

С прекращением качки все симптомы морской болезни исчезают, однако некоторые «укачавшиеся» лица продолжают чувствовать себя больными. В течение нескольких часов и даже дней они находятся в прострации, испытывая общую слабость, головную боль, головокружение, тошноту и ряд других болезненных ощущений.

Общее переутомление, повышенная чувствительность вестибулярного аппарата к ускорениям и некоторые болезненные состояния (хронические гастриты, желчнокаменная болезнь, камни почек, сердечно-сосудистые неврозы, а также различные функциональные и органические заболевания центральной нервной системы) особенно предрасполагают к укачиванию.

Самые незначительные ускорения могут вызывать раздражение рецептивных полей больного органа с низким порогом возбуждения, в результате чего возникает бурная, разлитая, ответная вегетосоматическая реакция организма на морскую качку.

Какие меры профилактики морской болезни существуют?

Лица, поступающие на морскую службу (плавсостав), должны подвергаться медицинскому обследованию для отбора менее страдающих от укачивания.

Коллективная профилактика экипажей кораблей, коммерческих и пассажирских судов в основном складывается из санитарно-гигиенических мероприятий, систематической физической подготовки и закаливания, а также проведения специальных (физических) тренировочных занятий.

Во время волнения на море необходимо усиленно проветривать жилые и служебные помещения корабля (судна).

Перед выходом в море целесообразно составлять специальное меню-раскладку с блюдами, содержащими в избытке солено-кислые продукты.

В штормовых условиях следует включать в суточный рацион питания сельдь, соленые огурцы, соленую воблу, кислую капусту. К питьевой воде и в горячий чай желательно добавлять клюквенный экстракт.

Такими тренировочными упражнениями обеспечивается повышение сопротивляемости к возникновению морской болезни путем развития устойчивости вестибулярного анализатора к действиям специфических раздражителей.

Комплекс упражнений, рекомендуемых на корабле, с целью профилактики морской болезни

1. Повороты головы направо и налево на месте и в движении - 10 раз.

2. Повороты корпуса тела на месте в пределах 45-180° - 10 раз.

3. Наклоны головы вперед и назад на месте и в движении - 10 раз.

4. Наклон туловища вперед и разгибание назад на месте и на ходу- 5-10 раз.

5. Наклоны головы в стороны на месте и в движении - 10 раз.

6. Наклоны туловища в стороны на месте и в движении (руки в замке над головой) -5-10 раз.

7. Наклон туловища под прямым углом и вращение в одну сторону- 10 раз, затем остановка, выпрямление туловища и ходьба по прямой на расстоянии 3-5 м (активная отолитовая реакция).

8. Прыжки на носках 40-50 раз за 30 секунд. Бег и ходьба на месте. Прыжки на месте с поворотом на 180-360° -5-10 раз.

Специальные упражнения в учебно-гимнастическом зале

1. Переворот боком («колесо») в обе стороны -6 раз.

2. Кюльбюты и кувыркание вперед и назад - 6 раз.

3. Стойка на руках (у стенки или с помощью товарища) -3 раза.

4. Обороты на перекладине завесой вперед и назад, а также верхом вперед или назад -6-8 раз.

5. Упражнения на параллельных брусьях: перевороты, стойка на плечах, подъем разгибом из размахивания.

6. Кружение в обе стороны на вертикальном канате или на кольцах с закручиванием веревки.

7. Передвижение по бревну для тренировки равновесия.

8. Качание на двубрусковых качелях Хилова в течение 15 минут.

9. Упражнения на гигантских шагах.

Физическая подготовка и закаливание экипажа предохраняют в определенных условиях личный состав от укачивания, хотя попытки достичь надежного привыкания в качке в искусственных условиях на берегу задолго до выхода корабля в море действительно оказываются малоуспешными.

Мощным средством профилактики укачивания является сон. Известно, что почти у большинства матросов и пассажиров явления укачивания проходят при засыпании.

Кроме того, опыт показывает, что моряки, подверженные укачиванию на кораблях большого тоннажа, с плавной, большого периода качкой, нередко чувствуют себя значительно лучше на кораблях малого тоннажа со стремительной, небольшого периода качкой, и наоборот.

Личная профилактика и лечение морской болезни

Необходимость в предохранительных мерах против укачивания обычно возникает в связи с предстоящим выходом в море или с появлением волнения на море во время пребывания на корабле.

Особенно нуждаются в защитных, мерах те, кто подвержен укачиванию и в прошлом не раз испытал все тягостные ощущения этого состояния при передвижениях по морю, по железной дороге или в автомобиле по пересеченной местности.

Предохраняют и смягчают проявления укачивания следующие мероприятия: отвлечение (переключение) внимания от волнения на море (особенно предохраняет от укачивания физическая работа), пребывание на свежем, прохладном воздухе, размещение в средней части корабля, где качание слабее выражено, отдых на койке (в положении на спине), расположенной вдоль борта корабля, или в кресле со слегка запрокинутой назад головой. Старым способом, облегчающим общее состояние при укачивании, является наложение довольно тугой повязки на живот (бинтование живота производится снизу вверх).

Большое значение имеет режим питания. Натощак укачиваются чаще и сильнее, поэтому до выхода в море рекомендуется легкий завтрак и крепкий чай. Обильная, к тому же жирная пища может ускорить появление тошноты. Следует избегать курения и употребления алкогольных напитков.

Медикаментозное лечение морской болезни

Теоретически, исходя из патогенеза морской болезни, эффективными медикаментозными средствами против укачивания являются те из них, что понижают чувствительность нервных центров, с которыми в первую очередь связан вестибулярный аппарат. В силу этого в нашей стране и за рубежом с профилактической и лечебной целью для борьбы с укачиванием применяют лекарственные средства, действующие преимущественно на центральную нервную систему.

1. Медикаментозные средства, успокаивающие центральную нервную систему и одновременно оказывающие холинолитическое действие:

а) Скополамин бромистоводородный в дозах 0,0001-0,0005 г (высшая, разовая), суточная доза 0,0015 г.

б) Таблетки аэрона (вазано), содержащие камфарнокислый скополамин в дозе 0,0001 г и камфарнокислый гиосциамин в дозе 0,0004 г. Продолжительность действия около 10 часов. Суточная доза - не более 4 таблеток.

Порошки и таблетки, содержащие скополамин, необходимо принимать за час до выхода в море или до поездки. При волнении на море прием гиосциамина сам по себе нередко вызывает рвоту и может сопровождаться сухостью во рту и звоном в ушах.

2.Снотворные в комбинации с медикаментозными средствами, возбуждающими центральную нервную систему: мединал - диэтилбарбитурат натрия. Высшая разовая доза 1 г.

Продолжительность действия до 8 часов. При необходимости можно повторить прием этого лекарства в половинной дозе.

3. Лекарственные средства, действующие преимущественно на вегетативный отдел центральной нервной системы. К ним относятся холинолитические средства из группы атропина, в частности платифиллин виннокислый кислый, а также средства, блокирующие вегетативные узлы.

В целях профилактики укачивания препараты красавки малоэффективны. Более надежно действует платифиллин, обладающий выраженными холинолитическими и спазмолитическими свойствами. При правильной дозировке в отличие от атропина он не вызывает побочных явлений. Платифиллин рекомендуют применять в сочетании с другими лекарственными средствами.

Принять за 30-60 минут до выхода в море или поездки. В случае необходимости можно повторить прием смеси в той же дозе через 3-5 часов. Смесь назначается в порошках, желатиновых капсулах, таблетках, каплях и свечах.

В последние годы с профилактической и лечебной целью для борьбы с укачиванием пробуют применять ганглиоблокирующие вещества, которые обладают способностью временно ослаблять или полностью прерывать передачу нервного возбуждения через вегетативные ганглии. Ганглиоблокирующей активностью обладают не только соединения, содержащие четвертичные атомы азота, но и многие третичные амины, относящиеся к спазматическим, антигистаминным, местноанестезирующим средствам - спазмолитик, димедрол, новокаин и др. Эффективность антигистаминных препаратов для профилактики и лечения морской болезни невелика.

Применение таких ганглиоблокирующих средств, как пентафен, аминазин и др., нежелательно, так как они оказывают выраженное побочное действие. Пентафен может вызвать расстройство аккомодации, тахикардию, сухость во рту, инъекцию сосудов склер, дисфагию, запоры, задержку мочеиспускания, мышечную слабость и даже развитие постуральной гипотонии с переходом в ортостатический коллапс. Побочные явления при лечении аминазином выражаются аллергическим дерматитом, возможно также развитие токсического паренхиматозного гепатита, пеллагроподобного синдрома, ортостатического коллапса, явлений паркинсонизмава. Кроме того, применение пентафена и аминазина с профилактической целью против укачивания в результате развития побочных явлений может привести к снижению работоспособности 35-42% личного состава корабля.

Наибольшим позитивным эффектом и наименьшим побочным действием обладает дифазин, хотя и при применении этого препарата у 15-20% лиц, пользовавшихся им как профилактическим средством, наблюдалось головокружение и сонливость. Дифазин рекомендуется давать в сочетании с димедролом и кофеином. Время действия данной смеси 7-12 часов.

Совершенно очевидно, что выбор тех или иных лекарственных средств в целях профилактики и для лечения морской болезни в каждом конкретном случае будет зависеть не только от условий плавания (в поездки), от степени выраженности и характера проявления укачивания, от предшествовавшего состояния здоровья (анамнестические данные), но также и от функционального состояния различных физиологических систем организма.

Болезненное состояние укачивания (кинетоз), возникает у человека при передвижении на морском транспорте («морская болезнь»), при езде на автотранспорте, при полетах на самолетах («воздушная болезнь»), и при поездках в поездах («железнодорожная болезнь»). Также встречается при посещении экстремальных аттракционов, особенно при длительном нахождении на качелях.

Наиболее подвержены укачиванию женщины и дети в возрасте от 2 до 12 лет.

Официальная статистика утверждает, что кинетозом страдает до 10% населения земли.

Развиться это неприятное состояние может у каждого человека при длительном воздействии неблагоприятного фактора и ослабленном физическом состоянии, при проблемах с психикой.

Наиболее тяжелые формы кинетоза возникают при морских передвижениях. Вызваны они продолжительным воздействием качки. В самолете человек не находится длительное время, как и в автотранспорте, поэтому явления укачивания в них выражены менее интенсивно и быстро уходят. А вот многодневные, или недельные передвижения на корабле могут пагубно сказаться на здоровье человека. Возникающие переменные ускорения в разных плоскостях, при морской и океанической качках, замкнутое пространство, высокая температура атмосферы, повышенная влажность, духота и страх перед болезнью, усугубляют течение морского кинетоза.

Обратите внимание: люди более молодого возраста чаще болеют морской болезнью, чем средний и пожилой возраст. Склонностью к укачиванию обладает около 70% людей от 18 до 25 лет.

В каютах носовой части корабля морская болезнь возникает чаще, чем в жилых помещениях кормы. Наиболее благоприятные условия для жизни в средней части судна.

Способствуют развитию укачивания (болезни движения) , запахи ядовитых веществ и смесей, принятие алкоголя и жирной пищи, переедание, прием некоторых медикаментов.

Возникновение проявлений болезни движения связано с очень сложным механизмом разбалансированной работы вестибулярного аппарата, мозга и органов. Рецепторы, воспринимающие изменение положения тела, находятся в анатомически сложном вестибулярном аппарате, в специфической жидкой среде (эндолимфе) отолитового комплекса и полукружных каналов. Во время перемещения тела эндолимфа приходит в движение раздражая при этом рецепторы, которые передают сигналы в мозг. Таким образом, человек ощущает изменение своего положения.

Монотонные и периодические изменение положения тела, особенно с ускорением вызывают разбалансировку работы рецепторов, передающих в мозговую ткань сигналы. Мозг, в свою очередь, реагирует мощными и патологическими импульсами, посылаемыми на органы человека, с возникновением проявлений укачивания.

Дополнительным звеном развития кинетоза является несоответствие раздражителей, которые поступают в мозг из вестибулярного аппарата и информацией, получаемой через зрительный анализатор. Этот феномен происходит при нахождении человека в замкнутом пространстве, перемещающимся вместе с ним.

Обратите внимание: глаза в этом случае передвижения не видят, а тело (вестибулярный аппарат) его ощущает. Такое несоответствие вызывает дополнительную нагрузку на нервную систему с формированием болезненных признаков укачивания.

Степень выраженности жалоб при кинетозе зависит от многих причин, немаловажное значение при этом имеет характер и темперамент человека. Более спокойные люди переносят эту болезнь легче, чем возбудимые. Картина патологических признаков укачивания очень разнообразна и индивидуальна. Симптомы болезни могут быть изолированными и проявляться комбинациями описанных ниже проблем.

Морская болезнь может вызывать:


Условно выделяется три степени тяжести кинетоза:

  1. Лёгкая степень . Жалобы редко выходят за рамки признаков головокружения, тошноты и обильного слюнотечения.
  2. Средняя степень . К имеющимся в легкой степени симптомам присоединяются приступы рвоты, слабости, нарушения сна.
  3. Тяжелая степень . Болезненные проявления достигают максимума, у больного появляется страх смерти, мучительная рвота и комбинации вышеописанных проблем.

Психические формы проявления морской болезни:

  • астеническая . Для нее характерна подавленность больного, резкая заторможенность и эмоциональное угнетение;
  • ажитированная . При этом варианте человек, страдающий укачиванием излишне эмоционален, много и громко говорит, смеется без особых причин, в его поведении сквозит театральность, вычурность поз, наблюдается чрезмерная подвижность;
  • смешанная . Проявления этой формы состоят из посменного чередования астенической и ажитированной типов психических реакций, часто с преобладанием одной из них.

На течение морской болезни влияет общее физическое состояние человека и имеющиеся болезни. Сильная усталость, стрессы, физические и психические перегрузки усугубляют болезненные проявления укачивания. Хронические заболевания желудочно-кишечного тракта, сердца, мочевыделительной системы также способствуют ухудшению состояния.

Обратите внимание: вместе с уходом качки жалобы быстро исчезают.

В некоторых случаях больные продолжают плохо себя чувствовать еще некоторое время. Симптомы укачивания постепенно уходят.

Степень выраженности болезни зависит от индивидуального порога возбуждения рецепторов. Чем он ниже, тем чаще и быстрее возникает недомогание, даже от незначительных провоцирующих факторов.

Лечение морской болезни

Лечение морской болезни основано на уменьшении влияния патологических импульсов и, идущих в центральную нервную систему из рецепторов вестибулярного аппарата, а также на снижении чувствительности самих рецепторов.

Группы лекарственных препаратов, применяемых при укачивании:

  • лекарства, блокирующие ацетилхолин – Скополамин, Аэрон, Гиосциамин. Дозы, кратность и длительность приема этих медикаментов устанавливаются индивидуально, под наблюдением врача, так как эти препараты при неправильном назначении могут усугубить проблемы морской болезни.
  • Лекарства, действующие на уровне вегетативного отдела ЦНС – основной препарат этой группы Платифиллин.
  • Снотворные, успокаивающие (транквилизаторы) или стимуляторы ЦНС – лекарства из этих групп назначают с учетом тяжести и формы укачивания. А также, при преобладании в жалобах определенных выраженных симптомов. Допускается одновременное применение успокаивающих и стимуляторов ЦНС.

Некоторые медикаменты можно применять в профилактических целях, еще до попадания в условия, способствующие началу морской болезни. Дозу и препарат обязательно должен назначать врач, знающий все индивидуальные особенности пациента.

В продаже имеются комплексные таблетки от укачивания, включающие в разных комбинациях и дозах препараты перечисленных групп.

При необходимости лечение дополняют спазмолитическими медикаментами, антигистаминными препаратами и даже местными анестетиками.

В комплекс лечения, особенно при тяжелых формах включают симптоматические средства, для устранения жалоб со стороны внутренних органов (сердца, желудка и кишечника, почек и т.д.).

Профилактические мероприятия по предупреждению морской болезни

Профилактика, прежде всего, касается молодых людей, которые решили приобрести профессию, связанную со службой на кораблях морского флота, летчиков, железнодорожников. Все желающие связать свою жизнь с этими видами деятельности должны пройти тщательную медицинскую комиссию, а также проходить периодические медицинские осмотры.

Моряки, летчики, машинисты железнодорожного транспорта должны следить за своим здоровьем, заниматься физической культурой, закаливанием, свести к минимуму прием алкоголя и табака, а также использовать специальные профилактические упражнения.

Во время выхода в море надо стараться чаще бывать на палубе, смотреть на предметы вне судна, чтобы восстанавливать нормальное взаимоотношение ощущений тела с окружающей обстановкой вне корабля.

Питание должно дополняться изобилием соленых и кислых продуктов, обладающих свойством «загружать» работой органы пищеварения и уменьшать патологические импульсы во время качки, идущие из мозга к органам.

Во время плавания и на суше необходимо выполнять специальные тренировочные комплексы упражнений для постоянной поддержки вестибулярного аппарата и его правильного взаимодействия с центральной нервной системой. В состав гимнастики входят наклоны и повороты головы, наклоны и вращения туловища, прыжки. Очень полезны акробатические упражнения – кувырки вперед и назад, стойка на голове и руках, «колесо» и т.д. Полезно тренировать вестибулярный аппарат на качелях.

Мощным профилактическим действием обладает достаточной продолжительности ночной сон и дневной отдых, особенно в условиях жаркого климата.

Все помещения корабля должны подвергаться регулярному проветриванию или кондиционированию.

Особое внимание следует уделять людям, которые находятся в море, или других условиях, вызывающих укачивание в качестве пассажиров, и не имеют специальной подготовки, а также у которых имеются болезни, способствующие возникновения кинетоза. Наиболее тяжело приходится тем, кто уже неоднократно испытывал тягостные ощущения укачивания в прошлом.

Возникающие у них страхи перед качкой следует устранять постоянным переключением внимания, особенно полезны физические упражнения, работа, пребывание на воздухе.

Морская болезнь — довольно распространенная проблема. Каждому человеку известен термин «укачивание», которое сопровождается тошнотой и головокружением. Интересно, что с морской болезнью можно столкнуться, путешествуя не только на корабле, но также в самолете, поезде, автомобиле.

Почему возникает морская болезнь?

Самая яркая симптоматика появляется именно при морской качке. Возникновение дискомфорта и тошноты связано с воздействием на человека углового и прямолинейного ускорения. Стоит отметить, что не последнее место среди причин подобной проблемы занимает и эмоциональное состояние. Например, еще несколько сотен лет назад было отмечено, что моряки, страдающие морской болезнью, быстро забывали о ней во время боевых действий.

Не остался не замеченным и тот факт, что люди, пребывающие в кормовых отсеках, страдают столь неприятными симптомами гораздо реже, чем те, которые остаются в носовой части корабля. А спертый воздух, повышенная влажность и температура в помещении лишь усугубляют основные симптомы.

На состояние человека могут влиять и запахи. Например, запах лака, табака, дыма, машинного масла или пищи может спровоцировать появление тошноты и прочих признаков. На самочувствии сказывается и употребляемая пища. На самом деле здесь мнения ученых и специалистов расходятся. Некоторые утверждают, что морская проявляется на голодный желудок. Другие же, наоборот, рекомендуют слегка перекусить перед началом путешествия. В любом случае жирные и сладкие блюда, а также спиртные напитки лишь усугубляют проблему.

Морская болезнь: симптомы

На самом деле как и интенсивность их проявления, зависят от индивидуальных особенностей человеческого организма, а также от условий в транспорте. В любом случае сначала возникает сильная слабость. Многие люди жалуются на дискомфорт в области желудка. Одним из самых распространенных симптомов является тошнота, переходящая в рвоту. Довольно часто люди жалуются и на сильные головные боли.

Морская болезнь может сопровождаться и другими симптомами. Например, некоторые отмечают сильную усталость, разбитость и эмоциональное напряжение. «Болезнь движения» часто в той или иной мере связана с какими-то страхами и фобиями, даже если они не полностью осознаны. У некоторых путешественников даже начинается депрессия.

Статистические данные утверждают, что лишь 3% населения Земли имеют «полный иммунитет» к подобному нарушению. У всех остальных морская болезнь проявляется хотя бы время от времени и связана с влиянием внешней среды (запахи, состояние здоровья, питание и т.д.).

Есть и еще одна важная вещь — все перечисленные выше симптомы могут быть связаны с уха или нарушениями в работе вегетативной нервной системы. Поэтому все-таки стоит обратиться к врачу, который сможет поставить окончательный диагноз.

Морская болезнь: лечение

Современная медицина предлагает массу средств и лекарственных препаратов, способных уберечь от укачивания. Есть специальные таблетки, которые значительно облегчают симптомы морской болезни. Интересен и тот факт, что во время путешествия на корабле (или любом другом транспорте) очень силен так называемый эффект плацебо — человеку достаточно поверить, что он принял лекарство, для того чтобы прийти в себя.

Существуют также специальные пластыри от укачивания. На сегодняшний день довольно популярными стали специальные браслеты, помогающие справиться с тошнотой и головокружением. Такие приспособления воздействуют на специальные расположенные на запястье, тем самым нормализуя работу пищеварительного тракта.

Стоит отметить, что «лечение» нужно начинать еще до начала путешествия, так как вероятность развития симптомов значительно уменьшается. Перед посадкой в транспортное средство не стоит пить много жидкости или употреблять алкоголь. Питайтесь исключительно легкой пищей, которая быстро усваивается организмом.