Первое кругосветное путешествие совершил в каком году. Первое кругосветное плавание крузенштерна и лисянского

Семья португальского рыцаря де Магальяйшна отличалась большой скромностью. Отец служил комендантом крепости, дополнительных доходов не было. Чтобы прокормить пятерых детей, приходилось частенько приносить в дом остатки от обеда крепостного гарнизона. Чтобы устроить будущее хотя бы старшего, всеми правдами и неправдами, через многочисленные унижения и просьбы, Магальяйнш устроил Фернана в королевские пажи. Во время службы получил отличное образование, обзавелся знакомствами и связями, но, как показала жизнь, ничем воспользоваться так и не смог. Всё дело в характере: Магеллан (так его фамилия звучала в , которой он служил большую часть своей жизни) не умел хитрить и интриговать, отличался настоящей рыцарской честностью и прямотой. Подобные качества привели к тому, что друзей при португальском дворе у него было немного, а вот враги плодились быстро. Век пажа недолог. Обычно те, кто состоял при особе королевы, получали назначения на другие придворные должности. С Фернандо Магелланом вышло иначе: ему было предложено попытать счастье в морских экспедициях. Всё дело в том, что после возвращения , корабли в отправлялись едва ли не каждую неделю. Путешествие это было небезопасным, возвращались немногие. К тому же, катастрофически не хватало моряков. Доходило до того, что у штурвала оказывались люди не вполне себе представляющие что такое "право", а что "лево". Магеллану предложили отправиться в путешествие в качестве "сверхштатного" офицера, с условием, что половина добытого им во время путешествия богатства останется ему (вторая половина — налоги, плата за стол и спальное место на корабле). Выхода не было и бывший паж отправляется в своё первое морское путешествие.


Солдат португальского короля

Романтические времена первооткрывателей быстро прошли. Разведку сменил захват земель. Теперь уже никто не искал союза с аборигенами, ведь путь был известен и нанесен на карты. Наступило жестокое время. Экспедиции искали богатств, строили укрепленные крепости и захватывали города. Путешествие Магеллана в Индию и Юго-Восточную Азию затянулось на долгие семь лет. Он принимал участие в захвате земель Восточной Африки, строил город в Мозамбике, воевал в Индии и дошел до . Всё это время служил честно, воевал храбро и за достаточно короткое время приобрел авторитет, пользовался доверием вице-короля и командующих крупными эскадрами. Во время одной из операций, в результате которой большая группа португальских моряков осталась без корабля, а спасательных шлюпок хватило только на половину несчастных, он оказался единственным дворянином, который согласился ждать с простолюдинами второй рейс, чем предотвратил бунт моряков. Индийско-Азиатская компания не прошла бесследно для здоровья: был ранен несколько раз, одно из ранений сделало его хромым на всю жизнь.Единственное, чего не удалось сделать Магеллану — разбогатеть. Он пытался заняться торговлей в Индии, поначалу даже удачно — ему даже удалось одолжить одному дворянину довольно солидную сумму (правда возвращал он её со скандалом, через суд). Но все попытки поправить своё материальное положение обернулись крахом. Воины редко бывают удачливыми коммерсантами. В 1512 году мореплаватель, теперь уже опытный и знающий, возвращается на родину. Ему 32 года, он хромает и снова нуждается в средствах. Королевский казначей назначает ему пенсию, самую маленькую, которую назначают дворянам за военные заслуги. Назначенное содержание было настолько унизительно малым, что само казначейство вскоре увеличивает его вдвое, что, разумеется, положение Фернана Магеллана не улучшает. За время отсутствия Магеллана его родная сильно изменилась. Страна процветала — пряности и богатства Востока сделали её такой. Нищенская пенсия заставляет Фернана Магеллана снова пойти на военную службу, на этот раз в Марокко. Окрепшая Португалия расширяла сферы своего влияния. Сражался мореплаватель славно, но ранение и потеря в бою коня привели к тому, что ему поручили охранять угнанный у мавров скот. Должность безопасная и весьма прибыльная: строгий учет не велся, а мавры были готовы свой скот выкупать. Магеллан воровство пресекал, нажил врагов. Скоро против мореплавателя было выдвинуто обвинение в воровстве и продаже скота врагу. Еще до суда Фернан Магеллан решается лично прибыть к королю и оправдаться. Его визит был неслыханной наглостью. Король был не просто недоволен, он был в бешенстве: его офицер покидает поле боя без приказа! Магеллан отправлен обратно в Марокко. Суд оправдал его, но отношения с монархом испорчены навсегда.


В Испанию за мечтой

После Марокканской компании, путешественник Магеллан продолжает активно искать способ поправить своё материальное положение, прославиться и занять подобающее место при дворе. Старательно изучая опыт испанских завоевателей, консультируясь с астрономами и капитанами, Фернандо Магеллан постепенно начинает понимать, что путь к Островам Пряностей короче, если плыть на Запад, по следам испанских конкистадоров.

Добиваясь аудиенции у короля, надеялся на поддержку и финансирование прибыльной экспедиции. Король отказал. Во-первых, португальцы не собирались воевать с испанцами, а в случае организации плавания к Новому Свету столкновение интересов было неизбежным, во-вторых, зачем финансировать рискованное предприятие, если проверенный путь в Азию вокруг Африки и так приносит баснословные прибыли. Магеллан не был нужен королю. Более того, сам монарх официально разрешил мореплавателю предложить свои услуги другим монархам. Больше с Португалией Магеллана ничего не связывало, он переселяется в Испанию. К этому времени в Испании образовалась целая колония португальцев, по тем или иным причинам покинувшим родину. Здесь в 1518 году Фернан Магеллан наконец женится, у него рождается сын. Но проект достижения Островов Пряностей через Запад всё больше захватывает португальца.

Доклад Фернана Магеллана испанской "Палате контрактов", которая занималась финансированием морских экспедиций, впечатления не произвел, его проект был отклонен. Дальнейшие события вполне укладываются в понятную и такую привычную нам схему: автора проекта приглашает к себе один из начальников палаты, некто Хуан де Аранда — аристократ и вельможа. Предложение у де Аранда такое — в обмен на 20% прибыли от экспедиции, поддержка проекта от "палаты" гарантирована. Истосковавшийся по морю Магеллан не торгуется. Проект поисков пути к Островам Пряностей представлен королю. Представлен "правильно", поэтому и поддержан монархом. Благодаря активному вмешательству соратника Магеллана, астронома Фалеру, аппетиты вельможного коррупционера были значительно "укрощены" и по условиям договора лишь восьмая часть чистой прибыли предназначалась для кошелька аристократического начальства.

Первое кругосветное путешествие Магеллана: от подготовки до финала


Подготовка

К моменту подготовки экспедиции Магеллана , Европе была известна Центральная и часть Южной Америки, известно, что за новыми землями расположен океан (одна из испанских экспедиций преодолела Панамский перешеек и увидела безграничные воды нового океана), несколько экспедиций были отправлены на поиски пролива между Атлантикой и "Южным морем", во время одной из них было обнаружено широкое устье реки Ла Плата, которое исследователи приняли за пролив. Прибыли эти экспедиции не приносили, а приносили они постоянные конфликты между Испанией и Португалией. После открытия Америки, предчувствуя конфликт интересов между двумя католическими монархиями, папа римский разделил между Испанской и Португальской коронами сферы интересов: Восток — Португалии, Запад — Испании. Но даже папа не мог предположить, что возможен еще один путь — на Восток через Запад. Главная идея проекта Фернандо Магеллана — доказать, что Острова Пряностей находятся ближе к Новому Свету, а не к Азии, а значит источник пряного богатства располагается в сфере влияния Испании, а не Португалии. Фернан Магеллан и не думал совершать кругосветное путешествие. Его задачи были связаны с поиском пролива в Южной Америке, достижения Островов Пряностей, закупка этих самых пряностей и возвращение домой тем же путем. Для нужд экспедиции Магеллана были снаряжены пять крупных кораблей. Недостатка в финансах не было, поскольку в организации предприятия активно принимали участие многие европейские купцы, давно мечтавшие о прямом доступе к пряностям, в обход португальцев. В Лиссабоне засуетились. Настойчивый, отважный и честный Фернан Магеллан и правда мог найти новый путь к португальской вотчине в Азии. Разведка старалась во всю: что только не делали, чтобы очернить доблестного мореплавателя! К счастью, клевета не помогла, экспедиция была тщательно подготовлена. Всё было бы замечательно, если бы не скандал... Испанцы не испытывали никакого восторга от того, что руководителем плавания будет португалец (враг, конкурент, перебежчик). К тому же, Фернану Магеллану по договору полагалась пятая часть всех доходов экспедиции, двадцатая часть доходов от всех открытых земель, а также право собственности на треть всех открытых островов. Вознаграждение в глазах испанцев просто чудовищно огромное! Когда над флагманом был поднят личный штандарт Магеллана, схожий с португальским флагом, вспыхнул бунт. Благодаря хладнокровию командующего экспедицией, а также поддержке властей, бунт удалось подавить, но и на определенные уступки бунтовщикам пришлось пойти: количество португальцев на кораблях ограничивалось пятью моряками, штандарт на флагмане был изменен. И 20 сентября 1519 года экспедиция Магеллана отправилась в море.


Первый конфликт среди офицеров

Кроме адмирала эскадры в экспедиции принимал участие представитель королевской семьи, а по совместительству капитан одного из кораблей — Хуан де Картахена. Испанский дворяни, пользующийся неограниченным доверием короля, сразу невзлюбил Магеллана и ждал только повода, чтобы "совершить переворот". Повод нашелся быстро. Досконально и точно зная о морском пути португальцев и их стремлении всеми силами помешать экспедиции к Островам Пряностей, от Канарских островов повел эскадру не к Американским берегам, а в сторону Африки. Изменение намеченного маршрута возмутило де Картахену и других испанских офицеров. Заподозрив командующего в измене, испанские капитаны отказались выполнять приказы адмирала. На одном из совещаний произошла стычка между Магелланом и Картахеной, закончившаяся дракой. В результате скандальный испанец был смещен с должности капитана своего корабля и отправлен "пассажиром" на один из небольших кораблей. Увидев решительность и непреклонность Магеллана, капитаны приутихли и сложный путь до побережья Бразилии прошел относительно спокойно.


Ла плата — не пролив

Первым серьезным результатом экспедиции стало доказательство того, что устье Ла Платы — это не пролив. На исследование был отправлен один из кораблей эскадры, который вернулся с сообщением, что по мере продвижения вглубь суши вода становится всё менее соленой. Сообщение не просто расстроило моряков, многих оно напугало: зная настойчивость адмирала, можно было предположить, что экспедиция продолжится далее, а далее была полная неизвестность... Эскадра повернула на юг, подробно исследуя всякий залив, который мог оказаться проливом. Продвижению мешали постоянные штормы, а встреченные на пути пингвины (европейцы видели их впервые) добавили страха, как и всё невиданное ранее. В конце марта 1520 года эскадра остановилась, чтобы переждать наступающую в Южном полушарии зиму.


И снова бунт

Воспользовавшись недовольством матросов от уменьшения "кормовых" норм, испанские офицеры составляют заговор. На этот раз они действуют решительно и захватывают три корабля. Капитаны бунтовщиков доходят до убийства одного из офицеров, отказавшихся принять участие в заговоре. Фернан Магеллан начинает настоящую войну. Хитростью он захватывает крупный корабль заговорщиков и блокирует два других корабля. Заговорщики идут на попятную. Адмирал устраивает суд над бунтовщиками. Главные из них — де Картахена и один из священников, активно призывавшие к смещению командующего, — казнены не были. Когда эскадра двинулась дальше на юг, два главных бунтаря были оставлены на побережье Аргентины, среди пингвинов и скал. Больше этих людей никто и никогда не видел.


Зимовка

Зима принесла эскадре первые потери: потерпел крушение один из кораблей, предназначенный для разведки. Цинга и другие болезни унесли около тридцати жизней. Магеллан добивается, чтобы капитанами стали надежные ему люди (в конце концов, капитанами стали португальцы). Во время зимовки члены экспедиции контактировали с местными жителями. задумал нескольких представителей аборигенов взять на борт и отвезти в Европу. Индейцы отказывались посещать корабли, а испанцы не хотели портить отношения с местным народом. Пришлось идти на хитрость: аборигенам предлагались подарки, а когда рук, чтобы удержать все подношения, уже не хватало, испанцы "дарили" кандалы, которые сами надевали на ноги наивных индейцев. Увы, но из пятерых захваченных аборигенов до Европы не дожил ни один...


Долгожданный пролив

Эти 38 дней, за которые был впервые пройден Магелланов пролив, войдут в историю мореходства, как пример навигаторского искусства и безпримерной смелости великого мореплавателя. Ни одного корабля не было потеряно, ни одно судно не пострадало во время сложнейшего перехода. 28 ноября 1520 года эскадра из трех оставшихся кораблей выходит в Южное море, которое совсем скоро Фернан Магеллан назовет Тихим океаном. Почему же только три корабля? Всё дело в трусости и предательстве. Когда пролив был уже практически пройден, на одном из кораблей, под командованием португальца Мишкиты, поднялось восстание. Предводитель восстания — кормчий Гомеш (тоже португалец) — сумел убедить команду, что экспедиция достигла края света и если они не повернут обратно, то погибнут все как один. Команда поверила трусу и, арестовав капитана, повернула судно обратно в Испанию. Сам Магеллан и остальные участники были уверены в том, что корабль погиб в проливе и оплакивали своих товарищей. А товарищи благополучно достигли Испании и сообщили там об "измене" Фернана Магеллана. Донос был составлен настолько безграмотно и глупо, что власти решили арестовать всю команду, вернувшуюся без согласия адмирала. На всякий случай была установлена слежка за женой командующего эскадрой.


Тихий океан

Оказавшись в "Южном море", эскадра преодолела около 15-ти тысяч километров, не встретив на своем пути обитаемых островов. Команда голодала: в ход пошли крысы (за этот деликатес приходилось выкладывать по пол дуката и позволить их могли себе не все), а также кожаная обшивка бортов и матч. Переход длинною в три месяца измотал команду. Голодал вместе со всеми и Магеллан. Остров Гуам, населенный весьма приветливыми, но вороватыми аборигенами, позволил пополнить запасы провианта и пресной воды. Легкая стычка с местным населением, раздраженным невозможностью поживиться за счет того, что плохо лежит на кораблях пришельцев, не смогла испортить настроения команде, ожидающей главного — Островов Пряностей! Совсем скоро, в апреле 1521 года, испанцы достигли , на одном из островов раб Магеллана, уроженец Суматры, встретил людей, говорящих на его родном языке. Земля таки оказалась круглой!


Трагический финал

На Филиппинском архипелаге Магеллан развел бурную деятельность. Благодаря неожиданной поддержке арабских торговцев (они отговорили местных правителей воевать с испанцами), руководителю экспедиции удалось уговорить одного из правителей — Хумабон — принять христианство и стать вассалом испанского короля. А когда новый королевский подданный жалуется адмиралу на непокорность соседнего раджи, Фернан Магеллан берется "решить" эту проблему. Битва была жаркой и неожиданно сложной для испанцев. Аборигены не боялись огнестрельного оружия, пули едва пробивали их деревянные щиты. Противников же они легко поражали стреляя им в ноги, не защищенные броней. В жесткой схватке был убит и Фернан Магеллан . Когда же весть о смерти адмирала достигла ушей Хумабона, его отношение к "гостям" резко изменилось. Оставшимся в живых испанцам пришлось чуть ли не спасаться бегством.


Путь домой

Обратный путь эскадры не был легким. Нужно было закончить путешествие:

  • уберечься от португальцев, которые охотились за экспедицией Магеллана;
  • достичь Молуккских "пряных" островов и закупить товар;


12 февраля 1908 года в Нью-Йорке стартовал первый в мире кругосветный автопробег – весьма смелое и рисковое мероприятие в духе той эпохи великих технических открытий и достижений. Но авантюристы существовали всегда – они жили до 1908 года, они были после него, они прекрасно себя чувствуют и в наше время. И сегодня мы расскажем про историю кругосветных путешествий , начиная от Магеллана и заканчивая современными отважными рыцарями компаса и карты.

Кругосветное плавание Магеллана (1519-1522)

Уже в самом начале шестнадцатого века стало понятно, что открытые Христофором Колумбом земли не являются ни Индией, ни Китаем. Но предполагалось, что Азия со всеми ее многочисленными богатствами находится не так уж и далеко от Америки. Дело за малым – найти пролив, переплыть через «Южное море» (так называли в те времена водоем, ставший известным как Тихий океан) и добраться до искомых земель, полных пряностей и шелков. Взялся за это дело португальский и испанский мореплаватель Фернан Магеллан.



20 октября 1519 года пять кораблей под его командованием вышли из испанского порта Санлукар-де-Баррамеда. На борту суден насчитывалась команда из более чем двухсот человек. Экспедиции во главе с Магелланом, действительно, удалось обогнуть Американский континент с юга, преодолеть Тихий океан, добраться до Молуккских островов (Острова Пряностей) и вернуться 6 сентября 1522 года в Севилью.



Но во время кругосветного плавания экспедиция потеряла четыре корабля, а из 235 человек личного состава в Испанию вернулось всего тридцать шесть (18 на последнем оставшемся судне и еще столько же разными путями в течение последующих месяцев и даже лет). Погиб в стычках с туземцами сам Магеллан и большинство командиров. А завершил экспедицию капитан Хуан Себастьян Элькано – единственный выживший офицер.

Кругосветное путешествие на велосипеде (1884-1886)

Томас Стивенс стал первым человеком, совершившим кругосветное путешествие на велосипеде. И стоит понимать, что это был не байк в современном представлении – легкий, спортивный, эргономичный, а стандартный для тех времен «пенни и фартинг» (когда переднее колесо в восемь раз больше заднего). Да и с дорогами ситуация была куда более сложной.



Начав свое путешествие в Сан-Франциско, Стивенс пересек всю Америку с запада на восток до Нью-Йорка. Затем он изрядно поездил по своей родной Англии, проехал через Европу, Османскую Империю, перезимовал в Тегеране как личный гость шаха, побывал в Афганистане, вернулся в Стамбул, приплыл по морю в Индию, отметился в Китае и Японии, а затем вернулся в исходную точку путешествия, потратив на поездку более двух с половиной лет.


Кругосветное путешествие на яхте (1895-1898)

Ставшее легендарным кругосветное путешествие Джошуа Слокама стартовало 25 апреля 1895 года в городе Бостон. 10-метровая яхта Sprey, на которой в одиночку плыл канадско-американский путешественник и авантюрист, сначала пересекла Атлантический океан, приблизившись к Пиренейскому полуострову, затем прошла вдоль западного побережья Африки, снова преодолела Атлантику, прошла через Магелланов пролив, достигла Австралии, побывала в Новой Гвинее, обогнула мыс Доброй Надежды, а 27 июня 1898 года финишировала в городе Ньюпорт в штате Род-Айленд.



Но пышных почестей путешественник по возвращению в США не дождался. Бушевавшая в то время Американо-испанская война оттянула на себя все внимание прессы и общественности. Так что о достижении Слокама заговорили лишь после заключения мира. А в 1900 он выпустил книгу «Один под парусами вокруг света», ставшую всемирным бестселлером и переиздающуюся до сих пор.



Джошуа Слокам пропал без вести во время плавания на яхте в 1909 году в районе Бермудских островов, что стало одной из причин появления легенды о Бермудском треугольнике.

Первый кругосветный автопробег (1908)

12 февраля 1908 года стартовал первый кругосветный автопробег, организованный американской газетой New York Times и французской Matin. Это событие было приурочено к 99-летию со дня рождения Авраама Линкольна. Планировалось, что в нем примут участие 13 экипажей, но семь из них снялись в самый последний момент, до начала поездки.



Главной проблемой первых недель пробега стал холод. Автомобили тех времен не были оснащены обогревателями, а некоторые вообще были без крыши. При этом изначально планировалось, что экипажи переедут из США в Россию через замерзший Берингов пролив. Но жуткие погодные условия на Севере заставили сменить маршрут – машины были погружены на корабль в Сиэтле и транспортированы во Владивосток.



Участники автопробега пересекли всю Евразию. Первым достиг финиша в Париже немецкий экипаж на автомобиле Protos. Случилось это 11 июля, через 169 дней после начала. Но оказалось, что немцы нарушили условие соревнований, за что получили штраф в 15 дней. Так что победителями стали американцы на машине Thomas Flyer, приехавшие к последней точке аккурат 26 июля. Вот для американских участников заезд и стал кругосветным - после триумфа в Париже они вернулись в Нью-Йорк, замкнув, тем самым, круг.

Кругосветное путешествие на самолете (1924, 1957)

Это сейчас можно облететь вокруг Земного шара на авиалайнере чуть более чем за сутки. А в 1924 году четырем самолетам Douglas World Cruiser понадобилось почти полгода. Вернее, это вылетели из Сиэтла 6 апреля четыре летательных аппарата, а вернулись обратно 28 сентября всего два – остальные разбились по дороге.



А первый беспосадочный кругосветный перелет совершили в январе 1957 года , потратив на это 45 часов и 19 минут. По пути они трижды пополняли запасы топлива от самолета-дозаправщика.


Кругосветное путешествие пешком (1970-1974)

20 июня 1970 года братья Дэвид и Джон Кунсты вышли из собственного дома в городе Уосека в Миннесоте и отправились в пешее путешествие вокруг света. Они дошли до Нью-Йорка, где сели на корабль до Лиссабона. Затем они пересекли на своих двоих всю Европу и дошли до Афганистана. Но там на них напали бандиты, Джон был убит, а Дэвид попал на четыре месяца в больницу.



Оправившись, Кунст продолжил свой поход ровно с того места, где погиб его родственник. Но сейчас к нему присоединился третий их брат – Питер. Впрочем, он пропутешествовал «всего» год – нужно было возвращаться домой на работу.



Дэвид Кунст вернулся в родную Миннесоту 5 октября 1974 года, преодолев на пути около 25 тысяч километров, став Послом Доброй воли ЮНИСЕФ, стоптав 21 пару обуви и познакомившись с австралийской учительницей Дженни Сэмюэл, которая сначала стала его спутницей в путешествии, а потом и в жизни.


Беспосадочный кругосветный перелет на воздушном шаре (1999)

В конце двадцатого века воздушные шары практически перестали существовать. Остались лишь те, что использовались в рекламных, туристических, спортивных и научных (стратостаты) целях. Но появлялись также аэростаты, созданные специально для установления рекордов. К примеру, Breitling Orbiter 3, на котором в марте 1999 года Бертран Пикар и Брайан Джонс совершили беспосадочный кругосветный перелет длиной 45755 километров и длительностью 19 дней 21 час и 47 минут.



Но этого рекорда Пикару мало! Достойный своего деда, отца и дяди авантюрист собирается в 2015 году совершить первый в истории кругосветный перелет на самолете, получающем энергию исключительно из установленных на нем солнечных панелей.


Фернан Магеллан - португальский мореплаватель . Родился в 1470 году в дворянской семье. В детстве служил пажом в свите португальской королевы, получил хорошее образование, изучал космографию, навигацию и астрономию. В марте 1518 года в испанском городе Вальядолиде, где за двенадцать лет до этого умер Христофор Колумб , Королевский совет рассматривал проект Фернана Магеллана о морском походе юго-западным путем к Островам Пряностей, к этим «чудесным Малаккским островам, обладание которыми обогатит Испанию!».

флагманская каравелла «Тринидад»

В сентябре 1519 года от Санлукар-де-Баррамеда отошла флотилия из пяти кораблей. Флагманским шел «Тринидад » водоизмещением 110 тонн. Маленький человек с жесткой бородой, холодными колючими глазами глядел на удаляющийся берег, и изредка отдавал короткие команды.

Сороколетний дворянин из португальского захолустья, ныне главный капитан флота Фернан-ди-Магальяниш достиг цели, которой добивался вот уже сколько лет. За его плечами участие в пиратских набегах на африканские города Килоа и Момбаса, походы в Индию и на Малайский архипелаг, остров Банда, где в изобилии произрастает мускатный орех, и остров Тернат - родина лучшей в мире гвоздики. Но золото шло в другие руки. Теперь же вот она, флотилия, которая принесет ему богатства. Его проект отверг португальский король Мануэль, но заключен договор с королем Испании Карлом V, по которому двадцатая часть дохода с новооткрытых земель буде поступать ему, Фернану Магеллану .

экспедиция Фернана Магеллана в океане

Корабли , конечно, были не новыми. И «Сан-Антоньо », «Консепсион », «Виктория », «Сант-Яго », все они не мало повидали на своем веку, да и команда в основном - посетители портовых таверн. Но свежий ветер наполнял паруса. Относительно благополучное плавание Магеллана длилось всего несколько дней, до Канарских островов. Главный капитан флота отказался от рекомендации португальских лоций и, дойдя до широты Гвинейского залива, его каравеллы повернули на юго-запад. Решение флагмана вызвало недовольство Хуана де Картахены, родственника короля, капитана «Сан-Антоньо », назначенного Карлом V инспектором экспедиции. Как только флотилия пересекла экватор, инспектор заявил, что Фернан Магеллан нарушает королевские инструкции. Горячий спор закончился приказом об аресте инспектора. Картахена затаил обиду. В конце ноября каравеллы достигли Бразилии, а 10 января вошли в устье Ла-Платы. На карту местности впервые наносится наименование «Монтвиди» (ныне здесь расположена столица Уругвая - Монтевидео). Великий первооткрыватель Магеллан лихорадочно ищет пролив в Южное море. Но ни Ла-Плата, ни залив Сан-Матиас не оправдали надежд экспедиции. Капитан решил укрыться на зимовку в гавани Сан-Хулиан. Ирония судьбы: мореплаватели находились буквально рядом с проливом, который искали. Второго апреля 1519 года среди участников экспедиции разразился мятеж, но благодаря силе и хитрости Магеллана восстановился порядок. Надо было обладать волевыми качествами, чтобы продолжать плавание с людьми, готовыми ради собственной выгоды на любые предательства. Именно настойчивость капитана флотилии привела к открытию прохода из Атлантики в Южное море. На 52 южной параллели открылась широкая выемка, разведка, состоявшая из двух судов, подтвердила, что это не река - везде была соленая вода.

карта мира Фернана Магеллана

После двадцатидневного плавания по проливу, в последствии назван именем первооткрывателя, корабли Магеллана увидели перед собой другое море - Южное. Желанная цель была достигнута. В необъятном океане капитан ни разу не встретился со штормом. Океан был удивительно тихим и спокойным. Его назвали «Пасифико»- «Тихий», «Мирный». В XVII веке это имя окончательно утвердилось вместо названия «Южное море». Жестокий голод и болезни преследовали путешественников. Три месяца потребовалось, чтобы пересечь океан и достигнуть цветущих Марианских островов. Начался новый этап экспедиции - знакомства и сражения, где в одном из них погибает предводитель. Вот так великий мореплаватель пересек два океана, чтобы найти свой конец в разбойничьей стычке! И только два судна закончили миссию Фернана Магеллана - они увидели Острова Пряностей, находившиеся на Молуккском архипелаге. Нагруженные пряностями корабли отправились в обратный путь. «Тринидад » пошел к берегам Панамы через Тихий океан, «Виктория» - через Индийский и Атлантический океан в Испанию. Шесть месяцев скитался корабль «Тринидад» в водах Тихого океана и вынужден был вернуться к Молуккским островам. Матросов захватили в плен, где они умерли в тюрьмах и на плантациях.

каравелла «Виктория»

Каравелла «Виктория » же, выдержав жестокую бурю у мыса Доброй Надежды, вошла в Атлантический океан. И только 6 сентября 1522 года в аванпорту Севильи, жители Санлукар-де-Баррамеда увидели одинокую каравеллу. Причалив, на берег сошло 18 изможденных человек - это были остатки экспедиции Фернана Магеллана .

пролив имени Фернана Маггелана

Путешествие Фернана Магеллана считается одним из величайших событий XVI века. Он доказал, что Земля имеет форму шара; впервые европейцы пересекли самый большой из океанов - Тихий, открыв проход из Атлантики. Кроме того, экспедиция выяснила, что большую часть поверхности земли занимает не суша, как думал Колумб и другие, а океаны. Именем Магеллана названы два звездных скопления Большие и Малые Магеллановы облака и пролив. Все морские путешествия Фернана Магеллана описал историограф и участник экспедиции Антонио Пифачетта.

Магелланов пролив славится своими ветрами

Спросите любого школьника о том, кто первый совершил кругосветное путешествие, и услышите: «Конечно, Магеллан». И мало кто засомневается в этих словах. Но ведь Магеллан организовал эту экспедицию, руководил ею, а завершить плавание не смог. Так кто же первый мореплаватель, совершивший

Путешествие Магеллана

В 1516 году малоизвестный дворянин Фернан Магеллан пришел к португальскому королю Мануэлю I с идеей осуществить план Колумба — достичь островов Пряностей, как называли тогда Молуккские острова, с запада. Как известно, Колумбу тогда «помешала» Америка, оказавшаяся на его пути, которую он посчитал за острова Юго-Восточной Азии.

В то время португальцы уже совершали плавания до островов Ост-Индии, но в обход Африки и пересекая Индийский океан. Поэтому новый путь к этим островам им был не нужен.

История повторилась: осмеянный королем Мануэлем Магеллан отправился уже к испанскому королю и получил его согласие на организацию экспедиции.

20 сентября 1519 года флотилия из пяти кораблей вышла из испанского порта Сан-Лукар-де-Баррамеда.

Спутники Магеллана

Никто не оспаривает того исторического факта, что первое кругосветное путешествие совершила экспедиция под руководством Магеллана. О превратностях пути этой драматической экспедиции известно со слов Пигафетты, который вел записи все дни путешествия. Участниками ее были и два капитана, уже не раз побывавшие у островов Ост-Индии: Барбоза и Серрано.

И специально в этот поход Магеллан взял своего раба — малайца Энрике. Он был захвачен на Суматре и уже долго верно служил Магеллану. В экспедиции ему отводилась роль переводчика, когда будут достигнуты острова Пряностей.

Ход экспедиции

Потеряв много времени на пересечение и проход по скалистому узкому и длинному проливу, впоследствии получившему имя Магеллана, путешественники вышли к новому океану. За это время один из кораблей потонул, другой отправился обратно в Испанию. Был раскрыт заговор против Магеллана. Снасти кораблей нуждались в ремонте, а запасы еды и питьевой воды были на исходе.

Океан, названный Тихим, сначала встретил хорошим попутным ветром, но впоследствии он становился все слабее и, наконец, совсем стих. Люди, лишенные свежей пищи, погибали не только от голода, хотя им приходилось питаться и крысами, и кожей с мачт. Главная опасность заключалась в цинге — грозе всех мореплавателей того времени.

И только 28 марта 1521 года они добрались до островов, жители которых с изумлением отвечали на вопросы Энрике, говорившего на своем родном языке. Это означало, что Магеллан со спутниками прибыл на острова Ост-Индии с другой стороны. И именно Энрике — тот самый первый путешественник, совершивший кругосветное путешествие! Он вернулся на свою родину, обогнув земной шар.

Конец экспедиции

21 апреля 1521 года Магеллан был убит, вмешавшись в междоусобную войну местных вождей. Это имело самые дурные последствия для его спутников, которые были вынуждены просто бежать с островов.

Многие из матросов были убиты или ранены. Из 265 человек команды осталось лишь 150, их хватало только на управление двумя кораблями.

На островах Тидоре они смогли немного отдохнуть, пополнить запасы продовольствия, взять на борт пряности и золотой песок.

В обратный путь в Испанию отправился только корабль «Виктория» под управлением Себастьяна дель Кано. Обратно в порт Лукар вернулись всего 18 человек! Вот эти люди и есть те, кто первый совершил кругосветное путешествие. Правда, имена их не сохранились. Но капитан дель Кано и летописец путешествия Пигафетта известны не только историкам и географам.

Первое русское кругосветное путешествие

Начальником первой русской кругосветной экспедиции был Это плавание проходило в 1803-1806 гг.

Два парусных корабля - «Надежда» под командованием самого Крузенштерна и «Нева» во главе с его помощником Юрием Федоровичем Лисянским - вышли из Кронштадта 7 августа 1803 года. Главной целью было исследование Тихого океана и особенно устья Амура. Необходимо было выявить удобные места для стоянки русского Тихоокеанского флота и лучшие маршруты путей его снабжения.

Экспедиция не только имела большое значение для формирования Тихоокеанского флота, но и внесла огромный вклад в науку. Были открыты новые острова, зато стерт с карты океана ряд несуществующих островов. Впервые были начаты систематические исследования в океане. Экспедиция открыла Межпассатные противотечения в Тихом и Атлантическом океанах, измеряла температуру воды, ее соленость, определяла плотность воды... Были выяснены причины свечения моря, собраны данные о приливах и отливах, о компонентах погоды в разных районах Мирового океана.

Были внесены значительные уточнения в карту российского Дальнего Востока: части побережья Курильских островов, Сахалина, полуострова Камчатка. Впервые нанесены на нее некоторые из Японских островов.

Участники этой экспедиции и стали теми из россиян, кто первый совершил кругосветное путешествие.

Но для большинства россиян эта экспедиция известна по тому факту, что на «Надежде» отправилась в Японию первая российская миссия во главе с Резановым.

Великие вторые (интересные факты)

Англичанин стал вторым человеком, совершившим кругосветное путешествие в 1577-1580 гг. Его галеон "Золотая лань" впервые прошел из Атлантического океана в Тихий бурным проливом, впоследствии названным его именем. Этот путь считается гораздо более сложным, чем через из-за постоянных штормов, плавучих льдов, резких перемен погоды. Дрейк стал тем человеком, кто первый совершил кругосветное путешествие, обогнув мыс Горн. С тех пор среди моряков и пошла традиция носить серьгу в ухе. Если прошел оставив мыс Горн справа, то серьга должна была быть в правом ухе, и наоборот.

За свои заслуги был посвящен в рыцари лично королевой Елизаветой. Именно ему испанцы обязаны разгромом своей "Непобедимой армады".

В 1766 году француженка Жанна Барре стала первой женщиной, совершившей плавание вокруг света. Для этого она переоделась мужчиной и попала на корабль Бугенвилля, отправившегося в кругосветную экспедицию, в качестве слуги. Когда обман раскрылся, несмотря на все ее заслуги, Барре была высажена на Маврикии и домой вернулась уже на другом корабле.

Вторая русская кругосветная экспедиция под руководством Ф.Ф. Беллинсгаузена и М.П. Лазарева знаменита тем, что в ходе нее в январе 1820 года была открыта Антарктида.

Спросите любого, и он вам скажет, что первым человеком, совершившим кругосветное путешествие, был португальский мореплаватель и исследователь Фердинанд Магеллан, который погиб на острове Мактан (Филиппины) в ходе вооруженной стычки с туземцами (1521 год). То же самое написано и в учебниках по истории. На самом деле, это миф. Ведь получается, что одно исключает другое.
Магеллану удалось пройти только половину пути.

Primus circumdedisti me (ты первым обошел меня) - гласит латинская надпись на увенчанном земным шаром гербе Хуана Себастьяна Элькано. Действительно, Элькано был первым человеком, совершившим кругосветное плаванье.

В музее Сан-Тельмо города Сан-Себастьян находится картина Салаверрия «Возвращение «Виктории». Восемнадцать изможденных людей в белых саванах, с зажженными свечами в руках, пошатываясь, сходят по трапу с корабля на набережную Севильи. Это моряки с единственного корабля, возвратившегося в Испанию из всей флотилии Магеллана. Впереди - их капитан, Хуан Себастьян Элькано.

Многое в биографии Элькано до сих пор не выяснено. Как ни странно, человек, впервые обогнувший земной шар, не привлек внимания художников и историков своего времени. Нет даже его достоверного портрета, а из написанных им документов сохранились лишь письма королю, прошения и завещание.

Хуан Себастьян Элькано родился в 1486 в Гетарии - небольшом портовом городке в Стране Басков, недалеко от Сан-Себастьяна. Он рано связал собственную судьбу с морем, сделав нередкую для предприимчивого человека того времени «карьеру» - вначале сменив работу рыбака на долю контрабандиста, и позднее записавшись в военный флот, чтобы избежать наказания за свое слишком вольное отношение к законам и торговым пошлинам. Элькано успел поучаствовать в Итальянских войнах и военной кампании испанцев в Алжире 1509 года. Баск неплохо освоил морское дело на практике в бытность свою контрабандистом, но, именно в военном флоте, Элькано получает «правильное» образование в области навигации и астрономии.

В 1510 году Элькано, владелец и капитан корабля, участвовал в осаде Триполи. Но испанское казначейство отказалось выплатить Элькано причитающуюся для расчетов с экипажем сумму. Покинув военную службу, никогда всерьёз не прельщавшую молодого авантюриста низким заработком и необходимостью соблюдать дисциплину, Элькано решает начать новую жизнь в Севилье. Баску кажется, что впереди его ждет блестящее будущее, - в новом для него городе никто не знает о его не совсем безупречном прошлом, вину перед законом мореплаватель искупил в боях с врагами Испании, у него есть официальные бумаги, позволяющие ему работать капитаном на торговом судне… Но торговые предприятия, участником которых становится Элькано, оказываются все как одно убыточными.

В 1517 году в счет уплаты долгов он продал судно, находившееся под его командованием, генуэзским банкирам - и эта торговая операция определила всю его судьбу. Дело в том, что владельцем проданного корабля был не сам Элькано, а испанская корона, и у баска ожидаемо вновь возникают сложности с законом, на этот раз грозящие ему смертной казнью.в то время считалось тяжким преступлением. Зная, что никакие оправдания суд не примет во внимание, Элькано бежал в Севилью, где легко было затеряться, а затем укрыться на любом корабле: в те времена капитаны меньше всего интересовались биографиями своих людей. К тому же в Севилье было много земляков Элькано, а один из них, Ибаролла, был хорошо знаком с Магелланом. Он и помог Элькано завербоваться на флотилию Магеллана. Сдав экзамены и получив как знак хорошей оценки бобы (несдавшие получали от экзаменационной комиссии горошины), Элькано стал кормчим на третьем по величине корабле флотилии - «Консепсьоне».

20 сентября 1519 года флотилия Магеллана вышла из устья Гвадалквивира и направилась к берегам Бразилии. В апреле 1520 года, когда корабли расположились на зимовку в морозной и пустынной бухте Сан-Хулиан, недовольные Магелланом капитаны подняли мятеж. Элькано оказался втянутым в него, не смея ослушаться своего командира - капитана «Консепсьона» Кесады.

Магеллан энергично и жестоко подавил мятеж: Кесаде и еще одному из главарей заговора отрубили головы, трупы четвертовали и изуродованные останки наткнули на шесты. Капитана Картахену и одного священника, также зачинщика мятежа, Магеллан приказал высадить на пустынный берег бухты, где они впоследствии и погибли. Остальных сорок бунтовщиков, в том числе и Элькано, Магеллан пощадил.

1. Первое в истории кругосветное плавание

28 ноября 1520 года оставшиеся три корабля вышли из пролива и в марте 1521 года после беспримерно трудного перехода через Тихий океан подошли к островам, позднее получившим название Марианских. В том же месяце Магеллан открыл Филиппинские острова, а 27 апреля 1521 года погиб в стычке с местными жителями на острове Матан. Элькано, пораженный цингой, в этой стычке не участвовал. После гибели Магеллана капитанами флотилии были избраны Дуарте Барбоза и Хуан Серрано. Во главе небольшого отряда они отправились на берег к радже Себу и были коварно перебиты. Судьба снова - уже в который раз - пощадила Элькано. Начальником флотилии стал Карвалыо. Но на трех кораблях осталось всего 115 человек; среди них много больных. Поэтому «Консепсьон» сожгли в проливе между островами Себу и Бохоль; а команда его перешла на другие два судна - «Викторию» и «Тринидад». Оба судна еще долго блуждали между островами, пока, наконец, 8 ноября 1521 года не бросили якорь у острова Тидоре, одного из «островов Пряностей» - Молуккских островов. Затем вообще было решено продолжать плавание на одном корабле - «Виктории», капитаном которого незадолго до этого стал Элькано, а «Тринидад» оставить на Молукках. И Элькано сумел провести свой источенный червями корабль с изголодавшейся командой через Индийский океан и вдоль берегов Африки. Треть команды погибла, около трети было задержано португальцами, но все же «Виктория» 8 сентября 1522 года вошла в устье Гвадалквивира.

Это был беспримерный, неслыханный в истории мореплавания переход. Современники писали, что Элькано превзошел царя Соломона, аргонавтов и хитроумного Одиссея. Первое в истории кругосветное плавание было завершено! Король пожаловал мореплавателю годовую пенсию в 500 золотых дукатов и возвел Элькано в рыцари. Герб, присвоенный Элькано (с тех пор уже дель Кано), увековечивал его плавание. На гербе были изображены две палочки корицы, обрамленные мускатным орехом и гвоздикой, золотой замок, увенчанный шлемом. Над шлемом - земной шар с латинской надписью: «Ты первый обогнул меня». И наконец, специальным указом король объявил Элькано прощение за продажу корабля иностранцу. Но если наградить и простить отважного капитана было довольно просто, то разрешить все спорные вопросы, связанные с судьбой Молуккских островов, оказалось посложней. Долго заседал испано-португальский конгресс, но так и не смог «поделить» между двумя могущественными державами острова, находящиеся на той стороне «земного яблока». И испанское правительство решило не задерживать отправку второй экспедиции на Молукки.

2. Прощай Ла-Корунья

Ла-Корунья считалась самым безопасным в Испании портом, в котором «могли бы разместиться все флоты мира». Значение города еще более возросло, когда сюда была временно переведена из Севильи Палата по делам Индий. Эта палата разрабатывала планы новой экспедиции к Молуккам, чтобы окончательно утвердить испанское господство на этих островах. Элькано прибыл в Ла-Корунью полный радужных надежд - он уже видел себя адмиралом армады - и занялся снаряжением флотилии. Однако Карл I назначил командующим не Элькано, а некоего Хофре де Лоайса, участника многих морских сражений, но совершенно незнакомого с навигацией. Самолюбие Элькано было глубоко уязвлено. Вдобавок из королевской канцелярии пришел «высочайший отказ» на прошение Элькано о выплате пожалованной ему ежегодной пенсии в 500 золотых дукатов: король распорядился выплатить эту сумму лишь после возвращения из экспедиции. Так Элькано испытал на себе традиционную неблагодарность испанской короны к прославленным мореплавателям.

Перед отплытием Элькано посетил родную Гетарию, где ему, прославленному моряку, без труда удалось завербовать на свои корабли много добровольцев: с человеком, обошедшим «земное яблоко», не пропадешь и у дьявола в пасти - рассуждала портовая братия. В начале лета 1525 года Элькано привел свои четыре судна в Ла-Корунью и был назначен кормчим и заместителем командующего флотилией. Всего флотилия насчитывала семь кораблей и 450 человек команды. Португальцев в этой экспедиции не было. Последнюю ночь перед отплытием флотилии в Ла-Корунье было очень оживленно и торжественно. В полночь на горе Геркулеса, на месте развалин римского маяка, зажгли огромный костер. Город прощался с моряками. Крики горожан, угощавших матросов вином из кожаных бутылок, рыданья женщин и гимны паломников смешивались со звуками веселого танца «Ла мунейра». Моряки флотилии надолго запомнили эту ночь. Они отправлялись в другое полушарие, и им предстояла теперь жизнь, полная опасностей и лишений. В последний раз Элькано прошелся под узкой аркой Пуэрто де Сан-Мигель и спустился по шестнадцати розовым ступенькам к берегу. Эти ступени, уже совсем стершиеся, сохранились до наших дней.

3. Несчастья главного кормчего

Могучая, хорошо вооруженная флотилия Лоайсы вышла в море 24 июля 1525 года. Согласно королевским инструкциям, а их в общем у Лоайсы было пятьдесят три, флотилия должна была следовать по пути Магеллана, но избегать его ошибок. Но ни Элькано - главный советник короля, ни сам король не предвидели, что это будет последняя экспедиция, посланная через Магелланов пролив. Именно экспедиции Лоайсы было суждено доказать, что это не самый выгодный путь. И все последующие экспедиции в Азию отправлялись из тихоокеанских портов Новой Испании (Мексики).

26 июля суда обогнули мыс Финистерре. 18 августа суда попали в сильный шторм. На адмиральском судне сломало грот-мачту, но посланные Элькано два плотника, рискуя жизнью, все же добрались туда на маленькой шлюпке. Пока ремонтировали мачту, флагманское судно столкнулось с судном «Парраль», сломав ему бизань-мачту. Плавание проходило очень тяжело. Не хватало пресной воды, провизии. Кто знает, как сложилась бы судьба экспедиции, если бы 20 октября впередсмотрящий не увидел на горизонте остров Аннобон в Гвинейском заливе. Остров был пустынным - лишь несколько скелетов лежало под деревом, на котором была вырезана странная надпись: «Здесь покоится несчастный Хуан Руис, убитый потому, что он этого заслуживал». Суеверные моряки увидели в этом грозное предзнаменование. Корабли спешно налились водой, запаслись провизией. Капитаны и офицеры флотилии по сему случаю были созваны на праздничный обед к адмиралу, который чуть было не кончился трагически.

На стол была подана огромная, неизвестной породы рыба. По словам Урданеты - пажа Элькано и летописца экспедиции, - у некоторых моряков, «отведавших мяса этой рыбы, зубы у которой были, как у большой собаки, так разболелись животы, что думали, что они не выживут». Вскоре вся флотилия покинула берега негостеприимного Аннобона. Отсюда Лоайса решил плыть к берегам Бразилии. И с этого момента для «Санкти-Эспиритус», судна Элькано, началась полоса несчастий. Не успев поставить паруса, «Санкти-Эспиритус» едва не столкнулся с адмиральским кораблем, а затем вообще на некоторое время отстал от флотилии. На широте 31º после сильного шторма исчез из виду адмиральский корабль. Командование оставшимися судами принял на себя Элькано. Затем от флотилии отделился «Сан-Габриэль». Оставшиеся пять судов в течение трех дней разыскивали адмиральское судно. Поиски оказались безуспешными, и Элькано приказал идти дальше, к Магелланову проливу.

12 января суда стали в устье реки Санта-Крус, и, поскольку ни адмиральское судно, ни «Сан-Габриэль» сюда не подошли, Элькано созвал совет. Зная по опыту предыдущего плавания, что здесь прекрасная стоянка, он предложил ожидать оба судна, как это и было предусмотрено инструкциями. Однако офицеры, стремившиеся поскорее войти в пролив, советовали оставить в устье реки только пинассу «Сантьяго», зарыв в банке под крестом на островке сообщение о том, что суда направились в Магелланов пролив. Утром 14 января флотилия снялась с якоря. Но то, что Элькано принял за пролив, оказалось устьем реки Гальегос, в пяти-шести милях от пролива. Урданета, который, несмотря на свое восхищение Элькано. сохранил способность относиться к его решениям критически, пишет, что такая ошибка Элькано его очень поразила. В тот же день они подошли к настоящему входу в пролив и стали на якорь у мыса Одиннадцати Тысяч Святых Девственниц.

Точная копия корабля «Виктория»
.

Ночью на флотилию обрушился страшный шторм. Разбушевавшиеся волны заливали судно до середины мачт, и оно едва держалось на четырех якорях. Элькано понял, что все потеряно. Его единственной мыслью было теперь спасти команду. Он приказал посадить судно на мель. На «Санкти-Эспиритус» началась паника. Несколько солдат и матросов в ужасе бросились в воду; все утонули, кроме одного, который сумел добраться до берега. Затем на берег переправились остальные. Удалось спасти часть провизии. Однако ночью буря разыгралась с прежней силой и окончательно разбила «Санкти-Эспиритус». Для Элькано - капитана, первого кругосветного мореплавателя и главного кормчего экспедиции - крушение, тем более по его вине, явилось большим ударом. Никогда еще Элькано не находился в столь тяжелом положении. Когда буря окончательно стихла, капитаны других судов послали за Элькано лодку, предложив ему вести их по Магелланову проливу, поскольку он здесь бывал и раньше. Элькано согласился, но взял с собой только Урданету. Остальных моряков он оставил на берегу…

Но неудачи не оставляли измученную флотилию. С самого начала один из кораблей чуть не наскочил на камни, и лишь решимость Элькано спасла судно. Через некоторое время, Элькано послал Урданету с группой матросов за оставленными на берегу моряками. Вскоре у группы Урданеты иссякли запасы провизии. Ночью стояли сильные холода, и люди вынуждены были зарываться по горло в песок, что тоже согревало мало. На четвертый день Урданета и его спутники подошли к погибающим на берегу от голода и холода морякам, и в тот же день в устье пролива вошли корабль Лоайсы, «Сан-Габриэль» и пинасса «Сантьяго». 20 января они присоединились к остальным судам флотилии.

ХУАН СЕБАСТЬЯН ЭЛЬКАНО
.

5 февраля снова разразился сильный шторм. Судно Элькано укрылось в проливе, а «Сан-Лесмес» было отброшено бурей дальше на юг, до 54° 50′ южной широты, то есть подошло к самой оконечности Огненной Земли. Южнее в те времена не заходил ни один корабль. Еще немного, и экспедиция смогла бы открыть путь вокруг мыса Горн. После шторма выяснилось, что адмиральский корабль сидит на мели, и Лоайса с командой покинул судно. Элькано немедленно отрядил на помощь адмиралу группу лучших моряков. В тот же день дезертировала «Анунсиада». Капитан судна де Вера решил самостоятельно добираться до Молукк мимо мыса Доброй Надежды. «Анунсиада» пропала без вести. Несколько дней спустя дезертировал и «Сан-Габриэль». Оставшиеся суда вновь вернулись в устье реки Санта-Крус, где моряки занялись ремонтом изрядно потрепанного бурями адмиральского корабля. В иных условиях его пришлось бы вообще оставить, но теперь, когда флотилия потеряла три крупнейших корабля, этого уже нельзя было себе позволить. Элькано, который по возвращении в Испанию критиковал Магеллана за то, что тот задержался в устье этой реки на семь недель, теперь сам вынужден был провести здесь пять недель. В конце марта кое-как подлатанные корабли снова направились к Магелланову проливу. В составе экспедиции были теперь только адмиральский корабль, две каравеллы и пинасса.

5 апреля суда вошли в Магелланов пролив. Между островами Санта-Мария и Санта-Магдалена адмиральский корабль постигло очередное несчастье. Загорелся котел с кипящей смолой, на корабле возник пожар.

Началась паника, многие матросы бросились к лодке, не обращая внимания на Лоайсу, осыпавшего их ругательствами. Пожар все же удалось потушить. Флотилия шла дальше через пролив, по берегам которого на высоких горных вершинах, «таких высоких, что казалось, они простираются до самого неба», лежали вечные голубоватые снега. Ночью по обоим берегам пролива горели костры патагонцев. Элькано уже были знакомы эти огни по первому плаванию. 25 апреля суда снялись с якоря со стоянки Сан-Хорхе, где они пополнили запасы воды и дров, и вновь отправились в трудное плавание.

И там, где с оглушительным ревом встречаются волны обоих океанов, на флотилию Лоайсы снова обрушился шторм. Корабли стали на якорь в бухте Сан-Хуан де Порталина. На берегу бухты возвышались горы высотой несколько тысяч футов. Было страшно холодно, и «никакая одежда не могла нас согреть», - пишет Урданета. Элькано все время находился на флагманском судне: Лоайса, не имея соответствующего опыта, всецело полагался на Элькано. Переход через пролив продолжался сорок восемь дней - на десять дней больше, чем у Магеллана. 31 мая подул сильный северо-восточный ветер. Все небо было затянуто тучами. В ночь с 1 на 2 июня разразилась буря, самая страшная из бывших до сих пор, разметавшая все суда. Хотя погода потом улучшилась, им уже не суждено было встретиться. Элькано с большинством команды «Санкти-Эспиритус» находился теперь на адмиральском корабле, где было сто двадцать человек. Две помпы не успевали откачивать воду, опасались, что судно в любую минуту может затонуть. В общем океан был Великим, но отнюдь не Тихим.

4. Кормчий умирает адмиралом

Судно шло одно, на необъятном горизонте не было видно ни паруса, ни острова. «Каждый день, - пишет Урданета, - мы ждали конца. В связи с тем, что к нам перебрались люди с потерпевшего крушение судна, мы вынуждены сократить паек. Мы много трудились и мало ели. Нам пришлось пережить большие трудности, и некоторые из нас погибли». 30 июля скончался Лоайса. По словам одного из участников экспедиции, причиной его смерти был упадок духа; он так сильно переживал потерю остальных судов, что «становился все слабее и умер». Лоайса не забыл упомянуть в завещании своего главного кормчего: «Я прошу, чтобы Элькано были возвращены четыре бочонка белого вина, что я ему должен. Сухари и другую провизию, что лежит на моем судне «Санта-Мария де ла Виктория», пусть отдадут моему племяннику Альваро де Лоайса, который должен разделить ее с Элькано». Говорят, что к этому времени на судне остались только крысы. На судне многие болели цингой. Куда Элькано ни бросал взгляд, везде он видел опухшие бледные лица и слышал стоны моряков.

С того времени, как они вышли из пролива, от цинги погибло тридцать человек. «Все они погибли, - пишет Урданета, - из-за того, что у них опухли десны и они ничего не могли есть. Я видел человека, у которого так распухли десны, что он отрывал куски мяса толщиной с палец». У моряков была одна надежда - Элькано. Они, несмотря ни на что, верили в его счастливую звезду, хотя он был настолько болен, что за четыре дня до смерти Лоайсы сам составил завещание. В честь вступления Элькано в должность адмирала - должность, которой он безуспешно добивался два года назад, - был дан пушечный салют. Но силы Элькано иссякали. Настал день, когда адмирал уже не мог встать с койки. В каюте собрались его близкие и верный Урданета. При мерцающем свете свечи было видно, как они исхудали и сколько выстрадали. Урданета становится на колени и одной рукой касается тела своего умирающего хозяина. Священник внимательно следит за ним. Наконец он поднимает руку, и все присутствующие медленно опускаются на колени. Странствия Элькано окончены…

«Понедельник, 6 августа. Скончался доблестный сеньор Хуан Себастьян де Элькано». Так отметил Урданета в своем дневнике смерть великого мореплавателя.

Четыре человека поднимают обернутое в саван и привязанное к доске тело Хуана Себастьяна. По знаку нового адмирала они бросают его в море. Раздался всплеск, заглушивший молитвы священника.

МОНУМЕНТ В ЧЕСТЬ ЭЛЬКАНО В ГЕТАРИИ
.

Источенный червями, истерзанный бурями и штормами одинокий корабль продолжал свой путь. Команда, по словам Урданеты, «была страшно измучена и истощена. Не проходило дня, чтобы кто-нибудь из нас не умирал.

Поэтому мы решили, что лучшее для нас - идти к Молуккам». Тем самым они отказались от смелого замысла Элькано, собиравшегося осуществить мечту Колумба - достичь восточного побережья Азии, следуя кратчайшим путем с запада. «Я уверен, что если бы Элькано не умер, мы не достигли бы так скоро Ладронских (Марианских) островов, потому что его всегдашним намерением были поиски Чипансу (Японии)», - пишет Урданета. Он явно считал план Элькано слишком рискованным. Но человек, впервые обогнувший «земное яблоко», не знал, что такое страх. Но не знал он также и то, что через три года Карл I уступит за 350 тысяч золотых дукатов свои «права» на Молукки Португалии. Из всей экспедиции Лоайсы уцелели лишь два судна: «Сан-Габриэль», после двухлетнего плавания добравшийся до Испании, и пинасса «Сантьяго» под командой Гевары, прошедшая вдоль тихоокеанского берега Южной Америки до Мексики. Хотя Гевара видел только один раз побережье Южной Америки, его плавание доказало, что берег нигде не выступает далеко на запад и Южная Америка имеет форму треугольника. Это было самым важным географическим открытием экспедиции Лоайсы.

Гетарии, на родине Элькано, у входа в церковь стоит каменная плита, полустершаяся надпись на которой гласит: «… достославный капитан Хуан Себастьян дель Кано, уроженец и житель благородного и верного города Гетарии, первый обогнувший земной шар на корабле «Виктория». В память героя поставил эту плиту в 1661 году дон Педро де Этаве и Ази, кавалер ордена Калатравы. Молитесь за упокой души того, кто первый совершил путешествие вокруг света». А на глобусе в музее Сан-Тельмо обозначено место, где умер Элькано, - 157º западной долготы и 9º северной широты.

В учебниках истории Хуан Себастьян Элькано незаслуженно оказался в тени славы Фернана Магеллана, но на родине его помнят и почитают. Имя Элькано носит учебный парусник в составе Военно-морских сил Испании. В рулевой рубке корабля можно увидеть герб Элькано, а сам парусник успел осуществить уже десяток кругосветных экспедиций.