Интересные факты о храме христа спасителя. Храм Христа Спасителя: история возведения

Адрес: Россия, Москва, ул. Волхонка, 15
Начало строительства: 1839 год
Окончание строительства: 1881 год
Архитектор: А.К. Тон
Разрушен: 1931 году
Построен вновь: 1994 - 1997 годах
Высота: 103 метра
Святыни: частица Ризы Господа и Спаса нашего Иисуса Христа, святые мощи митрополита Московского Филарета, ковчег с частицами святых мощей, риза Пресвятой Богородицы, глава святителя Иоанна Златоуста, мощи благоверного великого князя Александра Невского, мощи Святителя Ионы митраполита Московского, мощи Равноапостольного великого князя Владимира, мощи Иоанна Крестителя, гвоздь Креста Господня
Координаты: 55°44"40.9"N 37°36"19.1"E
Объект культурного наследия Российской Федерации

Появление храма было связано с желанием россиян увековечить победу над противником в войне 1812 года. А с инициативой его создания выступил армейский генерал Петр Андреевич Кикин. Предложение было рассмотрено государем Александром I, и он издал манифест о строительстве. Храм намеревались построить к годовщине победы российской державы над войсками Наполеона. Разработкой первого проекта святыни занимался художник и архитектор Александр Лаврентьевич Витберг, и уже в середине осени 1817 года на возвышенном месте Воробьевых гор состоялась закладка фундамента.

Вид на храм с Большого Каменного моста

В соответствии с архитекторским проектом церковное здание строили трехсоставным. Предполагалось, что каждая часть будет иметь собственное название: Воплощение, Преображение и Воскресение. В нижней церкви планировали проводить захоронения останков воинов, погибших в сражениях прошедшей войны. Однако почва на территории Воробьевых гор не выдержала тяжести огромного здания и стала оседать. Проект Витберга был признан неудачным, и возведение церкви доверили другому зодчему – Константину Андреевичу Тону.

Строительство перенесли на новое место - участок возле Московского Кремля , на котором ранее располагалась Алексеевская женская обитель. По легенде, одна из здешних монахинь предрекала, что новый храм на месте снесенной обители не простоит и полувека. Как бы там ни было, но закладка церкви в этом месте все равно состоялась. И произошло в начале осени 1839 года. Спустя 21 год, строительство храма подошло к концу. Немного позднее были закончены внутренняя роспись церковных помещений и обустройство прилегающей набережной.

Вид храма с Москвы реки

В 1880 году храм стал кафедральным, а в через три года, 26 мая, в праздник Вознесения Господня его освятили. В этот же день прошла коронация императора России Александра III. Летом освятили церковные приделы. В приделе Николая Святителя церемония прошла 12 июля, а в приделе Александра Невского - 8 июля. После этого богослужения здесь проводились каждый день.

С 1918 года храм лишили финансовой помощи со стороны государства, а в начале зимы 1931 года по приказу Сталина его публично уничтожили. Руины, оставшиеся от грандиозного памятника русского искусства, стали подтверждением слов монахини, ведь храм действительно просуществовал не более 50 лет. Место разрушенной святыни должен был занять Дворец съездов, но в связи с Великой Отечественной войной проект его строительства так и остался нереализованным. За годы войны из-за взрывов эта местность превратилась в огромную яму, и ее использовали для сооружения бассейна.

Вид храма с Патриаршего моста

В конце 80-х годов прошлого века в стране было создано общественное движение, активисты которого стали бороться за возрождение старинного храма. Летом 1992 года появился Фонд возрождения памятников Москвы , и в перечне архитектурных объектов, нуждающихся в восстановлении, в числе первых оказался Храм Христа Спасителя. Так началась его полная реконструкция. Первое богослужение во вновь отстроенном храме прошло на Рождество 2000 года, а освящение церкви - в августе этого же года.

Архитектурные особенности и внешнее оформление храма

Храм Христа Спасителя считается самым большим церковных зданием в России, потому он может вместить около 10 тысяч верующих. Здание храма похоже на равноконечный крест. Его ширина превышает 85 м. Сооружение имеет высоту 103 м, при этом барабан поднимается на 28 м, а купол вместе с крестом уходит ввысь на 35 м. Стены здания достигают толщины в 3,2 м.

Декор фасадов состоит из двух рядов горельефов, сделанных из мрамора. Входные бронзовые двери украшают лики святых. В целом здание удалось восстановить максимально приближенным к старинному оригиналу. И это не удивительно, ведь его строительство велось по чертежам и рисункам, созданным в XIX и XX веках.

Тем не менее, некоторые отличия между постройками всё же имеются. Так, новое здание получило 17-метровую стилобатную часть (цоколь), где нашлось место трапезным, помещениям для технических служб, церкви Преображения, музею и двум залам, в которых проходят Церковные Соборы и совещания Священного Синода. При отделочных работах строители применили панели из мрамора и красного гранита.

Входные порталы храма

Интерьеры самого большого храма России

Общая площадь росписи стен храма превышает 22 тысяч кв. м, причем 9 тыс. кв. м из них – это золоченые поверхности. По периметру стен создана галерея, на стенах которой висят памятные доски с описанием сражений, проведенных русской армией. Здесь можно увидеть имена прославленных полководцев, а также отличившихся в боях солдат.

Внутри собора находятся украшения из декоративных камней, живописные работы и скульптуры. Высокие стены расписаны образами христианских святых и князей, которые не пожалели своей жизни ради Родины. В нижней галерее, на досках написаны имена героев Отечественной войны. Живописное оформление храма было создано целой группой мастеров, руководил которой академик и заслуженный художник страны Н.А. Мухин.

Скульптурная компазиция на стенах храма

Экскурсии по храму

Для туристов в храме организованы два экскурсионных маршрута. Они могут побывать на смотровой площадке, посетить музей и Зал Церковных Сборов, знаменитый своими новогодними ёлками. Экскурсии проводятся и для детей. Во всех экспозициях музея рассказывается об этапах создания храма.

Желающие осмотреть четыре смотровые площадки должны собраться в группы, так как подобные экскурсии не проводятся в индивидуальном порядке. Поскольку все смотровые площадки расположены на 4 этаже, для быстрого перемещения к ним предусмотрены лифты. С площадок кварталы столицы и Кремль видны как на ладони.

Дом 15 - 17 (недалеко от станции метро "Кропоткинская").

Сейчас Храм Христа Спасителя является одним из главных храмов страны. Его также упоминают в аббревиатуре - ХХС.

На уровне звонниц храма устроена смотровая площадка.

У Храма непростая история - по первоначальному проекту он должен был стоять на Воробьёвых горах , но этот проект так и не был реализован.

В 1883 году Храм был выстроен и освящен на том месте, где он и находится сейчас.

В 1931 году Храм взорвали, а на его месте началось возведение колоссального здания Дворца Советов, который так и не построили. Фундамент недостроенного дворца использовали для открытого плавательного бассейна «Москва».

Храм был восстановлен по сохранившимся чертежам в конце 1990-х годов.

Достопримечательности у ХХС

Памятник Александру II - Памятник открыт 7 июня 2005 года. Авторы памятника - скульптор Александр Рукавишников и архитекторы Игорь Воскресенский и Сергей Шаров. Александр II изображен в полный рост в военной форме и с царской мантией. Памятник располагается со стороны Всехсвятского проезда. Здесь же располагается красивый сквер с фонтанами.

Памятный знак в честь дружбы Русской православной церкви и Армянской апостольной церкви.

Патриарший мост - Пешеходный мост в Москве, который проходит от , через реку Москву до . С моста открывается замечательный вид на Москву. На стороне Берсеневской набережной находятся рестораны, а также комплекс ночных клубов и выставочных залов на бывшей территории .

Историческая справка

Строительство Храма было задумано в декабре 1812 года, после бегства солдат Наполеона с территории России. Об этом сообщалось в специальном манифесте императора Александра I. Был объявлен международный конкурс на проект храма, по результатам которого в 1817 был утверждён проект молодого художника А.Л. Витберга. Проект предполагал строительство Храма на вершине Воробьёвых гор . Вскоре там и началось строительство, но оно сильно затянулось из-за грандиозных размеров задуманного сооружения.

Император Николай I, убедившись в разорительности этих работ для государства, в 1827 отказался от замысла Витберга. Император сам выбрал для храма новое место, на месте древнего Алексеевского монастыря. В 1831 архитектором К.А. Тоном был выполнен проект храма-памятника, его утвердили и 10 сентября 1839 состоялась торжественная закладка сооружения. 26 мая 1883 Храм Христа Спасителя на заново отделанной гранитной набережной был освящён. Ко дню освящения храма композитор Пётр Ильич Чайковский написал торжественную увертюру «1812 год».

Во времена СССР храм был взорван 5 декабря 1931, а на его месте началось возведение колоссального здания Дворца Советов. Строительство было прервано Великой Отечественной войной, после окончания которой фундамент недостроенного дворца использовали для открытого плавательного бассейна «Москва».

В 1994 правительством Москвы было принято решение о воссоздании храма в прежних архитектурных формах. Закладка состоялась 8 января 1995. В стилобатной части располагается - зал Соборов Русской православной церкви на 1200 мест, храм Преображения Господня с приделами, восстанавливающими посвящения престолов некогда снесённого Алексеевского монастыря, музей памяти павших в Отечественной войне 1812, зал заседаний Синода, другие административные помещения.

Вблизи набережной Москвы-реки в 1994-1995 был сооружён деревянный шатровый храм-часовня во имя иконы Богоматери «Державной» (архитектор А.Б. Барабанов).

Набор колоколов, установленных в храме, был отлит на АМО ЗИЛ . Звук колоколов максимально приближен к звуку ранее установленных колоколов.

Интересные факты

Автор первого проекта строительства ХХС на Воробьёвых горах , молодой архитектор Витберг, был невинно осужден и отправлен в ссылку - Проект строительства храма Христа Спасителя на Воробьевых горах «Былое и думы» (1868 г.)

Главный храм страны нередко выбирается как место проведения акций протеста:

21 февраля 2012 года солистки музыкальной группы Pussy Riot вошли в масках в Храм Христа Спасителя и под музыкальное сопровождение выступили у алтаря с импровизированным концертом. За эти действия молодые девушки были взяты под стражу и осуждены.

Храм Христа Спасителя - когда он был основан и какая его история? Правда ли, что сейчас это самый высокий православный храм в мире? Как выглядел первый храм Христа Спасителя и когда он был разрушен? Кто архитектор храма Христа Спасителя? Где этот собор расположен в Москве?

Отвечаем на все самые популярные вопросы и рассказываем самые важные факты!

Храм Христа Спасителя: кратко самое основное

Нынешний храм Христа Спасителя в Москве - по сути, третий.

Первый храм Христа Спасителя - спроектировали в 1817 году . Выглядеть он должен был совсем иначе, чем нынешний (причем - устрашающе иначе), и стоять он должен был совсем в другом месте. Его строительство остановилось, едва начавшись.

Второй - был воздвигнут в 1883 году , выглядел почти в точности, как нынешний, и был разрушен советскими властями в 1931 году.

Нынешний храм Христа Спасителя был достроен к 2000 году.

Храм Христа Спасителя - размеры

Это один из крупнейших православных храмов в мире, а по высоте - и вовсе первый из всех.

Высота храма Христа Спасителя - 103 метра, это почти 40 этажей в жилом доме. (кроме него, выше ста метров только Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге и, по некоторым данным, Троицкий собор Цминда Самеба в Тбилиси)

По вместительности (10 000 человек) он входит в пятерку в мире.

По площади - 60 на 60 метров - этот величественный храм тоже один из крупнейших в мире (крупнее: Цминда Самеба в Тбилиси - 77 на 65 метров; и храм святого Саввы в Белграде - 91 на 81 метр).

При этом, первый храм Христа Спасителя должен был быть еще более масштабным сооружением, и совершенно иным по архитектурному стилю.

Первый храм Христа Спасителя

Высота храма Христа Спасителя сейчас - 103 метра. Впечатляет. Но высота собора, который планировался изначально в XIX веке, предполагалась еще больше - 240 метров!

И должен это был быть, даже, не столько храм, сколько памятник о погибших солдатах в войне 1812 года. Целый комплекс, который включал в себя и собор, и инфраструктуру вокруг - колоннады, пантеоны (в том числе - монархам).

Похож он был на православный храм? Нет, совершенно. Его, даже, спроектировал не православный человек, а лютеранин Карл Витберг (хотя, ради того, чтобы стройка состоялась, он все-таки перешел в православие).

Как всё это вообще могло случиться?

Возможно, потому что Александр I, который объявлял конкурс, был поклонником западной архитектуры? Как раз при нем был разработан проект Исаакиевского собора, который тоже ничего общего с русской традицией не имеет…

Возведение храма Христа Спасителя было остановлено еще на стадии фундамента. Отчасти, потому что были крупные просчеты в организации, отчасти - из-за ненадежности почвы, а отчасти - из-за выплывших массовых растрат. Сам Витберг за это был арестован и отправлен в ссылку.

Храм Христа Спасителя до разрушения

В 1837 году началось строительство нового храма Христа Спасителя. Архитектором был Константин Тон (на его счету множество крупных проектов - включая Большой Кремлевский дворец и Оружейная палата, - один из крупнейших архитекторов в истории России).

Тот собор выглядел почти точно так же как нынешний и там же, где нынешний, располагался - на Волхонке, на берегу Москва-реки.

В этом проекте - уже никакой «латинской» архитектуры. Собор огромный, величественный, в некоторых вещах новаторский (а как иначе с такими размерами?), но - абсолютно в духе российский традиций. В это время в России правил уже Николай I. Считается, что он собственнолично выбрал этот проект храма Христа Спасителя.

Этот храм, как и первый проект, был воздвигнут в память о воинах, падших в битвах 1812 года и был в равной степени и храмом, и памятником им, но на этот раз это был именно собор, а не мемориальный комплекс.

Храм Христа Спасителя был взорван в 1931 году: чтобы на его месте построить еще более масштабное сооружение - Дворец советов - поражающее своими размерами архитектурное сооружение с гигантским Лениным и вертолетной площадкой на его руке. Высота планировалась 495 метров - в пересчете на жилые дома это более 150 этажей.

Бассейн на месте храма Христа Спасителя (фото)

Однако строительство Дворца советов не сложилось Причин было много, но все они - исключительно практического свойства, а не мистического (как кто-то верил в народе) - дороговизна, начавшаяся война итд…

В итоге появился открытый бассейн - кажется, самый крупный в Европе. Он был настолько большим, что испарения вызывали коррозию на близлежащих зданиях!

Бассейн на месте Храма Христа Спасителя назывался «Москва». И просуществовал с 1960 по 1994 год.

Нынешний храм Христа Спасителя

Собор, который мы видим сейчас, был открыт 31 декабря 1999 года, а на Рождество 2000-го года в нем была отслужена первая Литургия.

Храм строился исключительно на пожертвования.

Внешне - почти полная копия прежнего храма Христа Спасителя - за небольшими исключениями.

Храм Христа Спасителя вскоре после восстановления.

Храм Христа спасителя - расположение

Храм Христа Спасителя расположен на улице Волхонка, практически на берегу Москва-реки.

Метро возле храма Христа Спасителя - «Кропоткинская», 2 минуты пешком.

Так же можно дойти от станции «Боровицкая» или «Парк Культуры».

Этот и другие посты читайте в нашей группе во

Идея постройки храма возникла зимой 1812 года на одном из заседаний общества «Беседа любителей русского слова» под председательством государственного деятеля и поэта Гавриила Державина. Предложение было передано царю Александру I, и уже через несколько дней, в Рождество 1812-го (25 декабря по старому стилю), появился манифест за подписью государя, в котором говорилось: «В сохранение вечной памяти того беспримерного усердия, верности и любви к Вере и к Отечеству, какими в сии трудные времена превознес себя народ Российский, и в ознаменовение благодарности Нашей к Промыслу Божию, спасшему Россию от грозившей ей гибели, вознамерились Мы в Первопрестольном граде Нашем Москве создать церковь во имя Спасителя Христа…» Манифест был широко поддержан самыми разными представителями российского общества.

Вскоре был объявлен международный конкурс на проект храма. Александр I хотел, чтобы в нем не просто была увековечена история войны и спасения. В каменной форме следовало отразить «миссию русского народа». И такой проект нашелся. Неожиданно для многих победил 28-летний архитектор шведского происхождения Карл Мангус Витберг. Его проект на фоне остальных выделялся масштабом - высота храма должна была составить 237 метров, почти на две трети выше, чем собор Святого Петра в Риме. Он включал площадь с колоннадами длиной более 600 метров и триумфальные колонны, отлитые из трофейных вражеских пушек. Оценив проект, Александр I сказал: «Вы заставили камни говорить!»

В 1817 году в присутствии практически всего населения Москвы того времени - около 400 тысяч человек - на Воробьевых горах был торжественно заложен первый камень. И если бы этому проекту было суждено воплотиться в жизнь, сегодня мы смогли бы увидеть храм из любой точки Москвы. Бодрый темп стройки, взятый на первых этапах, вскоре заметно снизился из-за проблем с инфраструктурой, а после смерти Александра I в 1825-м работы и вовсе прекратились. Вступивший на престол Николай I не был чувствителен к «мистическим откровениям» брата и остановил проект. По официальной версии, земли, на которых строился храм, были непригодны для строительства. Самого архитектора, успевшего сменить имя с Карла Мангуса на Александра Лаврентьевича, осудили за растраты и сослали на Вятку. О том, был ли он виноват или нет, историки спорят до сих пор. Однако храм Александра Невского, построенный Витбергом в Кирове в память об императоре, вплоть до уничтожения в XX веке свидетельствовал в пользу архитектора красноречивее любых других доводов.

От идеи строительства Николай I отказываться не стал, а решил рассмотреть новые проекты, среди которых особого внимания удостоился предложенный Константином Тоном, архитектором Николаевского вокзала (ныне Ленинградского), Большого Кремлевского дворца и других зданий в Москве и Петербурге. Проект был выполнен в русско-византийском стиле и с некоторым оговорками представлял собой тот храм, который можно сегодня увидеть на Волхонке. В качестве места для строительства было выбрано Чертолье (сегодня - район рядом со станцией метро «Кропоткинская»). Горожане связывали название с чертом и этим объясняли непростую судьбу находившегося здесь Алексеевского монастыря, который по разным причинам разрушался, сгорал и воссоздавался вновь несколько раз.

Однако Николая I суеверия не волновали. Более того, он был готов снести Алексеевский монастырь ради постройки нового. По легенде, игуменья Алексеевского монастыря, узнав, что все сооружения приказано снести, сказала: «Окромя большой лужи, здесь ничего не будет». По другой версии, она сказала о будущем храме Христа Спасителя: «Бедный. Недолго ему простоять». По третьей, и вовсе прокляла это место именем святого Алексия. События последующих лет подтвердили первую и вторую версии.

Алексеевский монастырь

Был основан во второй половине XIV века, до XVI века располагался на месте нынешнего Зачатьевского монастыря на улице Остоженке. Монастырь сгорел во время московского пожара 1547 года и был восстановлен по приказу Ивана Грозного на месте, где сегодня располагается храм Христа Спасителя. Позже монастырь и прилегающие постройки сгорали не раз и вновь восстанавливались. Долгое время в его церквах молились члены семьи Романовых и высокопоставленные вельможи. В XIX веке Николай I приказал перенести монастырь для того, чтобы расчистить место для храма Христа Спасителя, а новый, названный Ново-Алексеевским, построили в Красном селе (неподалеку от метро «Красносельская»). После революции 1917 года монастырь упразднили, часть его была разрушена. В уцелевших зданиях в разное время располагался Дом пионеров, научные учреждения и завод зонтов. В конце XX века здания вернули Русской православной церкви. Часть церквей действует и сегодня.

Храм возводили больше сорока лет. На его строительство снова были выделены грандиозные средства. Прежних ошибок с инфраструктурой уже не повторили. Чтобы удобно доставлять камень для стройки, был осуществлен один из проектов еще петровских времен по соединению каналом подмосковных рек Сестры и Истры.

Озеро Сенеж

Во время возведения храма Христа Спасителя у строителей возникли трудности с доставкой стройматериалов из других регионов России. Еще во время первой стройки под руководством Александра Витберга бывали случаи, когда из десяти барж с камнем до стройки доплывали одна или две. Проблему решил канал, прорытый в Подмосковье между реками Истра и Сестра. Он позволил подвозить стройматериалы по Москве-реке прямо к стройке. На строительство канала ушла четверть века. Однако уже через десять лет грузы стали возить по железной дороге. В результате рытья канала существенно увеличилось озеро Сенеж. Из маленького озерца оно превратилось в водохранилище площадью 15 км². Сегодня Сенеж является самым большим озером в Подмосковье. Сюда приезжают из Москвы и близлежащих городов купаться, ловить рыбу и охотиться. Самым известным среди ценителей красот этой местности был художник-пейзажист Исаак Левитан. Именно здесь он работал над своей последней картиной «Озеро. Русь».

Основные работы закончились в 1880 году. Константина Тона, к тому времени уже дряхлого старика, доставляли к храму на носилках. Не дожил до конца стройки и Николай I. Храм планировалось освятить в 1881 году. Однако церемония сорвалась из-за бомбы народовольцев, убившей Александра II. Освящение состоялось только в 1883-м, в день коронации Александра III, которая проходила в Успенском соборе Кремля. В последующие годы в храме Христа Спасителя отмечались все большие религиозные праздники: 300-летие дома Романовых, 100-летие со дня окончания войны 1812 года и другие. А Рождество Христово до 1918 года отмечалось как день спасения России и победы в Отечественной войне.

Храм простоял чуть больше 50 лет. Летом 1931-го по указанию Иосифа Сталина его было решено снести для постройки главного здания СССР - Дворца Советов. Так же, как и в прошлые столетия, был объявлен конкурс, но уже не международный, а всесоюзный. В нем победил Борис Иофан - архитектор Дома на набережной. Начались работы по демонтажу храма. Так как разобрать здание полностью не удалось, было решено его взорвать. Через несколько лет началась стройка, которая так и не была закончена. Во время Второй мировой войны металлические конструкции, предназначенные для стройки дворца, использовали для восстановления мостов. После войны в фундаменте, оставшемся от здания, было решено разместить бассейн.

Самый большой в Европе бассейн «Москва», в котором можно было плавать круглый год, был открыт в 1960-м. За спортивным объектом закрепилась дурная слава. Там периодически тонули люди - якобы действовала радикальная группировка, недовольная сносом храма Христа Спасителя. О храме за 30 лет никто не забыл. Говорили, что по ночам в воде бассейна отражается храм. Соседством с бассейном была недовольна администрация Музея им. Пушкина: эксперты жаловалась на то, что зимой испарения горячей воды оседали на здании и экспонатах музея, разрушая их. Однако ни слухи, ни просьбы не помешали бассейну проработать больше 30 лет, до начала работ по воссозданию храма Христа Спасителя в 1994 году.

Так же, как и 200 лет назад, в числе инициаторов воссоздания храма Христа Спасителя были литераторы. Указ был издан первым президентом России Борисом Ельциным. Деньги на храм собирали «всем миром». Стройка, которая в XIX веке заняла около сорока лет, была завершена в трехлетний срок. Здание восстановлено по проекту Константина Тона под руководством архитектора Алексея Денисова, позже - Зураба Церетели. Внешний вид и убранство храма отличаются некоторыми деталями, самая заметная из которых - барельефы. До 1931 года они были белокаменными, сейчас - бронзовые. Немного увеличилась высота храма. Внутреннее убранство изменилось существенно. Практически ничего из храма, стоявшего на этом месте до 1931-го, здесь нет. Однако это не значит, что ничего не осталось.

Что стало с храмом Христа Спасителя после взрыва

Убранство

Когда решение о сносе храма Христа Спасителя было принято окончательно, к работе приступила комиссия, которая должна была выбрать, что следует сохранить. Иконы, утварь и другие предметы было решено передать в Третьяковскую галерею, Русский музей, а также в Антирелигиозный музей искусств, который располагался в Исаакиевском соборе Петербурга.

Но и после взрыва в разных учреждениях Москвы продолжали появляться предметы убранства храма. Например, уцелевшие горельефы до сих пор можно увидеть на одной из стен Донского монастыря недалеко от метро «Шаболовская». Четыре яшмовые колонны алтаря, по одной из версий, находятся в здании ученого совета Московского государственного университета. По слухам, в подвалах одного из зданий МГУ на Моховой находятся и другие предметы из убранства храма. Алтарь, по легенде, был то ли подарен жене американского президента Элеоноре Рузвельт, то ли выкуплен ею и подарен Ватикану. По другой версии, его хотели продать, но так и не смогли демонтировать, поэтому он был уничтожен.

Колокола

Из четырнадцати колоколов храма уцелел только один. Некоторое время он был в здании Северного речного вокзала в подмосковных Химках. Другие колокола были переплавлены. По одной из версий, они были использованы при отливке знаменитых скульптур на станции метро «Площадь Революции».

Камень

Камень, оставшийся после взрыва, использовался при отделке станций метро «Кропоткинская», «Новокузнецкая» и, возможно, «Площадь Свердлова» (сейчас - «Театральная»), а также гостиницы «Москва». Скамейки и светильники из храма в несколько измененном виде находятся на станции метро «Новокузнецкая». Доски с именами героев войны 1812 года использовались для постройки лестниц в Третьяковской галерее, а также для отделки Института органической химии АН СССР. Оставшиеся таблички раскрошили и посыпали ими дорожки в Парке культуры и отдыха им. Горького.

Здание, как и люди, имеют свою неповторимую индивидуальность. У каждого из них своя судьба. Жизнь одних складывается на редкость удачно и счастливо, у других – течёт ровно и спокойно, судьба третьих бывает драматична. Жизнь кафедрального собора – таков официальный статус храма Христа Спасителя в Москве - была яркой, бурной и трагичной. Задуман храм в 1812 году как памятник освобождения России от войск Наполеона. Заложен в 1839 году по проекту архитектора К.А. Тона, отделка интерьера складывалась при участии архитекторов А.И. Рязанова, А.И. Каминского и других. Храм Христа Спасителя создавался как благодарственный храм-памятник Христу - Спасителю России, призванный увековечить в памяти грядущих поколений муки, жертвы и великий подвиг народа.

К его созданию были привлечены лучшие художественные силы, а закладка и освящение собора превратились во всенародный праздник. При подъезде к Москве с юга и юго-запада он был виден более чем за десяток верст. Его огромные размеры - сознательный прием. Они подчеркивали значительность выражаемого ими содержания, свидетельствовали также, что храм этот не чета обычным церквам, а что это своего рода Храм храмов. Скульптура на фасадах и живопись в интерьерах вошли в архитектуру на основе принципов, не известных не только древнерусскому искусству, в духе которого сооружался храм, но своему предшественнику - зодчеству классицизма, где скульптурный декор широко применялся в гражданском и культовом строительстве.

Главным фасадом храма всегда считался западный. Скульптуры на верху медальонах изображали в центре Христа Спасителя, благословляющего входящих в храм. По сторонам его в боковых медальонах располагались святые покровители императоров - святой Александр Невский, святитель Николай, святой блаженный Николай и святая праведная Елизавета. Скульптура над входными арками западного фасада символически изображала находящиеся под покровительством небесных сил русские войска. Тему, связанную с событиями, причиной которой явилось построение храма, продолжали многофигурные композиции. Восточный фасад храма с алтарем был обращён к Кремлю. Поэтому помещённые на его стенах барельефы выражали несколько иной аспект религиозно-исторической тематики. Здесь были представлены русские национальные святые - заступники и молитвенники за родную землю, избавители России от внешних врагов, особо чтимые иконы явлений Богоматери и священные картины двух важнейших событий из жизни Иисуса Христа: Рождество Христово (автор А. В. Логановский) и Воскресение (автор Н. А. Рамазанов). В центре восточного фасада, наверху в медальоне, помещался образ Владимирской Божией Матери как память о бородинской битве. В остальных медальонах были изображены святые: царица Александра, Мария Магдалина, Анна Пророчица и святая великомученица Екатерина. Все они были выполнены Рамазановым. История гибели храма Христа Спасителя началась почти за полтора десятилетия до его физического уничтожения. Здесь 5 ноября 1917 года был избран на патриаршество патриарх Тихон. В обстановке антирелигиозной истерии, развернутого наступления на религию и подъема безбожного ударничества 18 июля 1931 года «Известия» опубликовала Постановление Совета о том, что в Москве на месте храма Христа Спасителя будет построен Дворец Советов. С осени 1931 года разборка храма Христа Спасителя шла полным ходом, а 5 декабря 1931 года храм был взорван. Строение Дворца Советов, начавшееся в 1937 г., не суждено было завершить.

Дальнейшее проектирование Дворца Советов в 1960 г. решено было прекратить. В том же году на месте разобранного фундамента Дворца Советов начал функционировать плавательный бассейн «Москва». С середины 1980 г. наметился перелом: один за другим стали восстанавливаться закрытые храмы, монастыри, открываться новые приходы. Храм был заложен заново 7 января 1995 году и освещен заново 19 августа 2000 года.

Ныне это кафедральный собор патриарха. Внутреннее убранство храма соответствует внешнему величию. Высота внутреннего пространства - 79 м, общая площадь росписи - более 22 тыс. кв. м. Прямо по оси главного входа находится уникальный по композиции иконостас в виде беломраморной восьмигранной часовни, увенчанной позолоченным шатром. Главные святыни Храма: икона Рождества Христова, привезенная Святейшим Патриархом Алексием из Вифлеема, шесть подлинных отреставрированных полотен художника В.П. Верещагина и подлинный трон Святейшего Патриарха Тихона в главном алтаре.

Верхняя часть галереи, обрамляющей основную, трапезную часть храма - хоры. Как правило, посещение этой части храма для посетителей недоступно - только в составе небольших экскурсионных групп. Между тем, там есть что посмотреть. В южном крыле хор устроен придельный храм во имя Святителя и Чудотворца Николая, покровителя императора Николая, при котором начато строительства первого Храма. Придел в северном крыле посвящен Святому Благоверному Князю Александру Невскому, покровителю императоров Александра I, давшего обет воздвигнуть Храм Спасителю, Александра II, строившего этот Храм в течение 25 лет, Александра III, освятившего храм.

Уникальное местоположение Храма делает устроенные на нем смотровые площадки поистине уникальным местом. С высоты 40 метров открывается панорама центральной части Москвы. Кремль и Замоскворечье, кольцо московских высоток, планировка московских улиц и проспектов - все можно охватить взглядом. Зрелище получается захватывающее. Мы надеемся, что он простоит еще очень много лет. И будет радовать всех входящих в него. Сейчас, как и много лет назад в храме проходят торжественные богослужения, в том числе и Пасхальное.