Импульсное зарядное устройство автостандарт инструкция. Простейшее ЗУ с использованием адаптера. Инструкция по изготовлению импульсного ЗУ своими руками


Сейчас большой популярностью среди радио и автолюбителей пользуются зарядки не постоянным, а импульсным (пульсирующим) током. Современные устройства представляют из себя довольно сложные для повторения схемы, и повторить их нелегко, но так как принцип действия таких ЗУ в общем то простой, можно добиться того-же эффекта без усложнения схемы. Мной была разработана схема такого импульсного ЗУ, всего на одной микросхеме 155ЛА3 и двух мощных биполярных транзисторах. Почему использована именно 155-я серия? Потому, что выходной ток у микросхем 155 больше, чем у всех остальных для того, чтобы открылись транзисторы и мощности у нее хватит на продолжительную работу. Стабилизатор крен нужен только для питания микросхемы. Схема импульсного показана на рисунке, для просмотра в лучшем качестве скачайте файл spl.

На счет регулировки заряда по току. Здесь поставлен переменный резистор 2,2 К с помощью которого регулируется скважность, т. е. период заряда-разряда. По поводу резисторов 1,2 и 12 Ом. Аккумулятор должен больше заряжаться чем разряжаться. А они как раз и отвечают за за токоограничение. Схема проектировалась для кислотных аккумов емкостью от 4 до 65 А\ч. Для зарядного устройства можно использовать любое питание от 20 до 40 вольт, только фильтрованное. Трансформатор питания ставим любой на напряжение 20-30 В 3 А, плюс диодный мост и конденсатор 2000 мкф 50 В. Мне попался халявный блок питания на 24 В - его и приспособил.

Ток зарядки может быть любым (тем более, что импульс очень короткий), а вот напряжение контролируется триггером Шмидта с зоной нечувствительности. Поэтому, как только напряжение достигнет величин стабилитронов, он сработает и остановит генератор.


Конденсатор С4 сглаживает броски напряжения с ключей, поэтому и сбоила схема сначала. Здесь нет ничего из аналогового регулирования. Кстати С4 лучше поставить 1000 мкф, а R7 82-100 Ом. Будет увереннее отсечка при достижении заряда.

Собрал, устройство работает, схема завелась сразу. Два года назад убитый аккумулятор стал подавать признаки жизни. В процессе экспериментов намеренно переделал генератор. Теперь регулируем частотой, а не сважностью. Кто не захочет, впаяйте диод. Поставил емкости для формирования импульсов, чтоб избавиться от сквозного тока (много предохранителей сожжено). Использовал один элемент в качестве отсечки зарядки по напряжению на аккуме. В общем, жду отзывов. Автор схемы: Romans68

Современный автомобиль оснащен множеством функций, делающих его эксплуатацию более комфортной. Системы кондиционирования, мини-бар, и навигатор – это уже давно не новшество, однако все они бессильны перед одним из важнейших приборов в авто – аккумулятором. Его задача не только подавать заряд в мотор, чтобы тот запустился, но и обеспечивать электричеством многие другие приборы (фары, вентилятор, прикуриватель), использование которых приходится на незаведенный автомобиль.

Даже самые мощные аккумуляторы требуют периодической подзарядки .

Это объясняется невозможностью постоянного сохранения электричества, которое в авто расходуется довольно быстро. Какие способы зарядки АКБ существуют, а также в чем особенности и преимущества импульсной зарядки, разберем далее.

Задача зарядного устройства

Несложно догадаться, что если устройство зарядное, значит, его основная функция заряжать аккумулятор, чтобы последний мог работать в автономном режиме. Срок службы аккумуляторов невелик, максимум 5-6 лет, и приходиться его менять. Быстрый износ, а также продолжительность эксплуатации зависят от таких факторов, как:

  • марка авто и его технические характеристики (особенно играет роль, какое количество дополнительных функций оно имеет);
  • длительный простой машины с включенными фарами, магнитолой или другими приборами, работающими от электричества;
  • преобладание сильных морозов, которые снижают проводимость электролита в аккумуляторе, делая его заряд доступным не более 30 минут.

Но самым важным, и, пожалуй, ключевым фактором специалисты выделяют именно особенности и частота зарядки.

Неправильный процесс снижает эффективность АКБ на 20-30% , поэтому проблема не долгосрочного использования аккумуляторов может перестать быть проблемой, зная особенности и типы зарядных устройств.

Предлагаем посмотреть обзор на одно из импульсных зарядных устройств

Виды и типы

Выделяют три основных метода, благодаря которым, собственно и происходит зарядка аккумуляторов:

  1. Зарядка постоянным напряжением – производится при помощи непосредственного контакта АКБ и электросети. С помощью такого зарядного устройства можно не только полностью заряжать аккумулятор, но и частично его подзаряжать, когда требуется его максимальный запас энергии. Важно контролировать процесс, а также для обеспечения безопасности рекомендуется изъять аккумулятор из авто.
  2. Зарядка постоянным током – сила тока не должна превышать десятой части от емкости аккумулятора, иначе процесс может иметь массу нежелательных явлений, таких как кипение электролита, либо выделение обильных клубов пара. Чтобы этого не допустить, также важно знать уровень заряда самого аккумулятора. Главным недостатком метода является именно самостоятельный контроль за ходом всех процессов. Каждые 30-50 минут придется замерять силу тока и регулировать ее, относительно емкости заряжаемого аккумулятора.
  3. Комбинированный метод — его принцип крайне прост: вначале подается постоянное напряжение, сила которого регулируется автоматически. Спустя какое-то время завершение происходит при помощи воздействия постоянного тока. Это удобно, поскольку все процессы автоматизированы, и нет необходимости постоянно контролировать, на каком этапе находится процесс.

В зависимости от этого зарядные устройства принято делить на две группы:

  • зарядные или зарядно-предпусковые – осуществляют подзарядку непосредственно от сети, при этом аккумулятор в это время может свободно использоваться
  • зарядно-пусковые – зарядка происходит в автономном режиме, независимо от места нахождения автомобиля.

В первом случае аккумулятор удобно заряжать лишь тем, кто имеет в своем распоряжении большой просторный гараж, к которому подведено электричество. Если же аккумулятор подвел в заснеженной пробке, то второй вариант более удобен и практичен, позволяет отправиться в путь уже через 15-20 минут.

По принципу работы могут быть двух видов:

  1. Импульсные – воздействуют токами высоких частот, имеют небольшие габариты.
  2. Трансформаторные – громоздкие машины, 90% объема и веса которых занимает сам трансформатор. В автопрактике используются редко, поскольку неудобны в транспортировке.

Разберем, чем же так полюбились зарядники импульсного типа, оценив модельный ряд, среднюю стоимость и рейтинг наиболее удачных моделей.

Характеристики и преимущества

Импульсные ЗУ удобны и просты в эксплуатации. Имеют массу преимуществ, благодаря которым полюбились автовладельцам со всего мира. Чем же вызвана такая любовь и уважение? Попытаемся разобраться.

Особенности

По типу работы импульсные ЗУ подразделяются на следующие виды:

  • ручные – требуют контроля, а также самостоятельного регулирования силы тока, напряжения, и продолжительности зарядки;
  • автоматические – все процессы осуществляются путем программ, которые самостоятельно определяют все параметры аккумулятора, а также регулируют процесс;
  • полуавтоматы – помимо некоторых автоматических процессов, придется самостоятельно следить за продолжительностью зарядки.

Зарядные устройства импульсного типа также могут работать в трех направлениях:

  • заряжать аккумулятор при помощи постоянного тока;
  • производить зарядку постоянным напряжением;
  • использовать комбинированную систему зарядки.

Последний вариант наиболее удачный для зарядки авто и мототехники.

Хорошие отзывы и доступность делает комбинированный способ самым востребованным.

Специальный режим

Как и множество других современных видов зарядных устройств, импульсные зарядники имеют специальный режим «BOOST ». Он позволяет в течении 5-10 минут. Этого вполне достаточно, чтоб завести двигатель, аккумулятор которого был полностью разряжен. Однако, не рекомендуется использовать этот режим для полноценной зарядки, поскольку его пагубное воздействие на электролит приведет батарею в негодность всего за пару месяцев.

Преимущества и недостатки

Самым главным преимуществом зарядников этого типа является мобильность и компактность .

Его легко можно положить в бардачок и забыть о его существовании, вплоть до того момента, как появится в нем необходимость. Это крайне удобно, особенно когда планируется загородный недельный отдых или длительная поездка (что уже говорить о морозах -30 и выше).

Не менее важными эксплуатационными преимуществами можно назвать:

  1. Автоматизация процессов – не нужно стоять «над душой» автомобиля и ждать, когда же свершиться чудо. Импульсные ЗУ в большинстве своих моделей имеют такое программное обеспечение, позволяющее минимизировать человеческий фактор.
  2. Усовершенствованная система защиты – зарядка оснащена множеством стабилизаторов и регуляторов напряжения (преобразователей), которые не допустят преждевременных поломок АКБ, а также сведут к минимуму возможные неполадки.
  3. Существенное увеличение продолжительности эксплуатации аккумулятора – достигается за счет полного контроля процесса зарядки, а также исключения перегрева батареи или разрядки.
  4. Доступная цена – из-за небольшого веса и компактности, а также принципа передачи заряда, устройство вполне по карману любому владельцу авто.
  5. «Умные подсказки» — если вы случайно подсоединили что-то не так, или ошиблись с выбором тока, прибор начнет сигнализировать об ошибке, предлагая несколько доступных вариантов решения. Это помогает облегчить пользование прибором, а также упрощает жизнь новичкам.

Среди преимуществ выделяют также один, но крайне важный недостаток. Конструкция прибора, особенно если брать во внимание наиболее новые модели, усложнена всевозможными датчиками контроля процессов. Поэтому, любая поломка зарядного устройства или отказ от работы отдельной его части приводит к тому, что ремонт существенно бьет по карману.

В 95% случаев всех поломок зарядников импульсного типа, автовладельцы предпочитают купить новый агрегат, нежели возиться с поломкой, что в большинстве случаев безрезультатно.

Как правильно заряжать?


Зарядка импульсным ЗУ имеет свои особенности, которые рекомендуется соблюдать. Это не только обезопасит от нежелательных преждевременных поломок, но и увеличит срок эксплуатации аккумулятора на несколько лет.

  1. Извлечь аккумулятор с его места дислокации – даже если производитель гарантирует полную безопасность его использования в момент зарядки, лучше дополнительно перестраховаться.
  2. Подсоединить клеммы так, как указанно в схеме – не нужно пытаться соединить клеммы интуитивно, поскольку это может спровоцировать замыкание.
  3. Контролировать (хоть иногда) процесс зарядки – это важно, даже если система полностью автоматизирована.
  4. Следовать инструкции – использование зарядного устройства по собственному желанию и усмотрению может привести к порче аккумулятора.

Что нужно знать владельцу такого зарядного устройства?

Если ваш выбор пал именно на этот тип автомобильных зарядных устройств, то нужно знать некоторые нюансы:

  1. Наберитесь терпения – зарядка не может происходить быстро, ведь автомобиль это же мобильный телефон. Средняя ее продолжительность составляет примерно 15-20 часов. Быстрая зарядка, которую так рекламируют и советуют в авто салонах, имеет свои подводные камни, среди которых быстрый износ аккумулятора и недолгий срок эксплуатации самого ЗУ.
  2. Не введитесь на удочку маркетологов – иногда в магазинах продавцы, обладающие особыми навыками убеждения и навязывания товара, продадут такой агрегат, который не подходит ни по одному из желаемых параметров. Поэтому, перед покупкой точно определите, какими характеристиками должен обладать агрегат, а также проконсультируйтесь о наиболее качественных моделях и добросовестных производителях.
  3. Учитывайте особенности своего автомобиля и места проживания – температурный режим окружающей среды – это один из самых важных показателей при выборе АКБ. Если средняя температура зимой начинается от -30°С, то наличие импульсного зарядника такое же значимое как и ремни безопасности.
  4. Место покупки – чтобы избежать подделок, коих сейчас на рынке немало, рекомендуется приобретать такой товар только в сертифицированных точках продаж. Сам же товар должен в обязательном порядке проверяться при покупателе на исправность, а также иметь гарантийный талон на год. За это время любые поломки с устройством должны устраняться мастером бесплатно. Запомните – дешево, не значит качественно, но и завышения цена не дает полной гарантии на беспроблемную эксплуатацию агрегата.
  5. Внимательно читайте инструкцию – зачастую многие пользователи импульсных зарядных устройств считают, что если принцип работы идентичен, то и управление такое же, но это не так. Каждая модель имеет свои технические особенности и нюансы, от исполнения которых зависит не только исправность зарядного устройства, но и срок годности самого аккумулятора.

Самые популярные модели

Среди самых бюджетных, но крайне удобных и многофункциональных зарядных устройств для автомобиля, были выбраны пять моделей. Рейтинг составлен на основе отзывов о работе, а также зависит от личных убеждений пользователей.

Для начала предлагаем посмотреть видео об устройстве от Inelco, речь о подобном пойдет ниже

  1. Voin VL 155-6(12) В – стоимость не превышает 2000 рублей, что вполне доступно. Обладает дисплеем, который помогает полностью контролировать процесс и вносить в него свои коррективы. Имеет несколько режимов работы, а также компактные габариты. Трехуровневая защитная система предотвращает от замыканий и других неприятностей, созданных неопытным пользователем. Медленный заряд позволяет беречь аккумулятор от преждевременного износа электролита.
  2. Elegant – трехкилограммовый агрегат способен длительное время сохранять статическое напряжение, а также осуществлять медленную зарядку аккумулятора, всего за 3000 рублей. Дополнительные дисплеи отображают общее состояние аккумулятора, а также процессы, происходящие в нем при зарядке.
  3. Master Watt – украинский агрегат, качество которого проверено не одним поколением аккумуляторов. Поистине универсальное зарядное устройство, которое справляется с любыми новомодными батареями, находя к ним индивидуальный подход. Полуавтомат все же требует определенного контроля. Производитель заявляет о достаточно длительном сроке службы – 15-25 лет. Его цена от 1600 рублей.
  4. KeepPower Medium – полный автомат и настоящая находка для новичков. Все что потребуется – это правильно подсоединить клеммы и выбрать нужную программу зарядки: быстро, медленно или средне. Относится к более дорогостоящим приборам, цена которого начинается от 3000 рублей.
  5. Bosh C7 – полуавтомат, стоимость которого не превышает 3000 рублей. Обладает рядом дополнительных функций, а также может выступать в качестве блока питания.

Обзор данного устройство представляем на видео

Некоторые бюджетные модели зарядников не оснащены индикатором, который бы сигнализировал о завершении процесса. Однако об этом можно узнать самостоятельно. Достаточно замерять силу тока. Если она остается неизменной на протяжении 1-2 часов, то зарядка завершена и аккумулятор полностью готов к работе.

Подводя итог, можно сказать, что импульсные зарядные устройства полюбились автовладельцам не только своими компактными габаритами, но и качественным процессом зарядки. Многообразие выбора моделей требует особого внимания со стороны покупателя. Сделать правильный выбор помогут подсказки, указанные выше.

Здравствуйте! Если за свой водительский стаж вам, дорогие друзья, еще не приходилось сталкиваться с проблемой низкого разряда батареи, поверьте этот момент приближается с каждым днем . Одним прекрасным утром при повороте ключа в зажигании автомобиля вместо привычных звуков заводящегося мотора, вы услышите лишь тишину. В такой ситуации хорошо бы чтоб на полках вашего гаража нашлось место современному прибору, который всего за несколько часов способен восстановить утерянную энергию. Импульсное зарядное устройство для автомобильного аккумулятора, это оптимальный вариант для рядового автолюбителя – доступно, эффективно, безопасно!

Типы зарядных устройств

Разумеется, оптимальный, но не единственный, конкуренты все же имеются. В реализации можно встретить несколько разновидностей зарядных устройств для автомобиля, отличающиеся между собой габаритами, надежностью и стоимостью. Нам предлагают купить два типа на выбор:

  1. Предпусковое зарядное устройство – восстанавливает номинальную емкость источника питания, путем подачи тока агрегату единственным возможным способом, через клеммы. Здесь стоит отметить, что за счет того, что провода аппарата очень тонкие, через них во время зарядки может протекать ток самого низкого уровня, а это идет только на пользу всей процедуре в общем. С подключением разобраться несложно, все как обычно: плюс на плюс, минус на минус. В своем большинстве зарядно-пусковые устройства обладают компактной конструкцией, что позволяет осуществить процесс, не снимая аккумулятор с машины.
  2. Зарядно-пусковой механизм – позволяет не только зарядить батарею, причем в автоматическом режиме, но и запустить мотор даже при полной разрядке аккумулятора. Главное визуальное отличие данного от предыдущего варианта, это толстые провода.

В свою очередь, зарядно-пусковые устройства разделяются еще на несколько подтипов, о которых поговорим дальше.

Трансформаторные станции

Это габаритные, тяжелые устройства, занимающие немало места в любом гараже, но существуют и модели способные уместиться в багажнике обычного автомобиля. Однако туда его стоит перемещать только в случае одноразовой транспортировки, так как постоянное нахождение его в машине без сомнения, доставит вам немалую порцию дискомфорта. Принцип действия агрегата заключается в протекании больших зарядных токов, то есть напряжение преобразуется исключительно из высокого в низкое. Поэтому трансформаторная станция характеризуется, как мощное устройство, которое рекомендуется использовать стационарно.

Автоматическое зарядное устройство

Идеальный вариант для новичков и чайников, здесь найдется место и блокировке подачи напряжения в случае неправильного подключения полюсов, и подсветке, и стильному дизайну, ну и много чему другому. Автоматическое зарядное может использоваться с любым типом аккумулятора, но только в том случае если оно рассчитано на замеры уровня заряда батареи и ее емкости.
Уже из названия прибора становится ясным, что «балом правит» – автоматика. Так, благодаря специальному интегрированному таймеру зарядное может функционировать в трех разных режимах:

  1. Быстрая подзарядка ;
  2. Полная зарядка ;
  3. Восстановление АКБ .

Когда любой из перечисленных процессов подойдет к концу, система непросто даст вам об этом знать посредством светового сигнала, она еще и отключит нагрузку.

Еще одним ярким представителем группы зарядно-пусковых устройств, является так называемый импульсник, о нем мы и будем говорить до конца данной публикации. Механизм представляет из себя практичный и легкий прибор, обеспечивающий источник питания полным зарядом, чего не даст аккумулятору ни одна трансформаторная установка.

Чтобы зарядить импульсным зарядным АКБ, придется постоянно контролировать показания прибора. «И с этим ничего не поделаешь» – думали мы раньше, ведь этого требует сам процесс, который вмещает в себя несколько этапов. Как раз за их переключение между собой, должны отвечать мы. На первом этапе зарядка производится постоянным напряжением, на втором – постоянным током. Как работает схема думаю понятно, ничего сложного.

Однако, модернизация не стоит на месте! Стремительное развитие человечества, позволило в кратчайшие сроки получить более функциональный гибрид. Другими словами, современные импульсные устройства практически все, выпускаются с автоматикой. При этом цена на них, остается доступной, что стабильно подымают спрос на данный вид товаров.

Преимущества импульсных устройств

Конечно же, главное достоинство приборов такого типа – это компактность при малом весе. Но и функционал устройства, без сомнений, подкупает многих автолюбителей. Теперь не нужно волноваться за безопасность импульсного зарядного в случае неправильного подключения полюсов. В современных моделях все предусмотрено и навредить механизму, ремонт которого кстати абсолютно не рентабельный, еще нужно умудриться.

Простое управление – еще один фактор, интересующий не только новичков, но и не очень разбирающихся в новых инновациях водителей советской закалки. Разумеется, многим из них привычней бегать каждые полчаса вокруг заряжающегося аккумулятора с мультиметром. Однако, имея в своем арсенале такой прибор, можно себя избавить от лишних движений – вся необходимая информация демонстрируется на цифровом табло, а переключение режимов как вы уже поняли осуществляется в автоматическом режиме.

В конструкции любого аккумулятора при длительной его эксплуатации, наиболее подверженными элементами являются пластины. Их структура становится идеальной средой для образования сульфитация, который препятствует накоплению нормального заряда. Импульсный цикл зарядки исключает вероятность возникновения солей в батареи, что положительно сказывается на сроке его службы. Более того, главная проблема зарядного процесса – высокая температура электролита решается с помощью импульсника. При его использовании закипание рабочей жидкости АКБ полностью исключается, это вам подтвердит инструкция, идущая в комплекте с прибором.

Каким образом осуществляется зарядка импульсным прибором?



Тем, кто все же решился и приобрел импульсное зарядное устройство, необходимо знать, как с его помощью зарядить аккумулятор и при этом не уменьшить эксплуатационный срок батареи. Здесь нужно понимать, что даже самый дорогой источник питания невечный. Да в хороших руках он с легкостью прослужит от 5, до 6 лет, но повторюсь это только в хороших! В среднем же этот счастливый для нас с вами период, длится не более 2-4 лет, по истечении которых мы снова задумываемся о приобретении новой модели.

Так вот, чтобы использовать возможности аккумулятора максимально долго, важно беспокоиться о его «здоровье», особенно во время подзарядки. Как это сделать? Да очень просто правильный выбор оптимального способа проведения процедуры из трех существующих на данный момент – это то, отчего не спрятаться, определиться придется! Все они имеют свои преимущества и недостатки, которые обязательно нужно учитывать перед началом зарядки. Дабы облегчить вам эту участь, коротко рассмотрим каждый из них.

Зарядка напряжением постоянного значения

По заявлению многих специалистов этот метод – лучшее решение для рядового водителя, позволяющее продлить срок службы источника питания. Такой эффект достигается за счет того, что зарядное устройство берет под полный контроль силу тока при постоянном напряжении, который к тому же производится в автоматическом режиме.

Разбирающиеся люди в электрике понимают – для проведения действительно качественной зарядной процедуры, крайне важно учитывать на какую степень аккумулятор разряжен. Не понимаете зачем это нужно? Все очень просто, при подзарядке этим методом, требуется снижать ампераж, но только по мере роста уровня заряда. За счет этого, аккумулятор не получает негативного воздействия, а наоборот, он максимально восстанавливается за довольно короткий отрезок времени.

Импульсное зарядное устройство рассчитано на проведение такой процедуры и более того, весь процесс проходит на автоматике. Способны справиться с такой задачей и трансформаторные станции, но это займет значительно больше вашего времени.

Зарядка постоянным током



В свою очередь зарядка постоянным током, выдерживает не самые лучшие отзывы. Хотя с другой стороны, в случае, когда зарядить АКБ нужно быстро, лучшего варианта и не придумаешь. Однако со временем, вы поймете – безопасная подзарядка не терпит спешки! Сомневаетесь? Не стоит, уж поверьте мне, большая часть испорченных аккумуляторов, стали таковыми именно от влияния постоянного тока.

Ну это вовсе не означает, что постоянным током невозможно заряжать АКБ без негативных последствий для него. Можно, только уровень тока не должен превышать показатель равный 10% от емкости батареи. То есть, напряжение на каждую банку в отдельности не должно превышать отметку в 2.5В, иначе пластины практически мгновенно рассыплются.

Именно об этом многие автолюбители забывают, но обладая современным автоматическим импульсным устройством для зарядки аккумулятора, помнить об этом и не нужно. Такой аппарат берет на себя всю ответственность по контролю напряжения поступающего к каждой банке, да еще и нивелирует все скачки напряжения сети, которые также влияют на показатели прибора на выходе. Другими словами, в небольшом устройстве, кроме всех основных элементов, производители нашли место и стабилизатору напряжения, что позволяет не только поддерживать нужный уровень тока, но и обезопасить само устройство от критического напряжения сети.

Комбинированная зарядка

Наверное, самый щадящий режим, который сопровождается минимальным выделением газов и отсутствием мощности для кипения рабочей жидкости источника питания. Эти безусловно положительные качества, достигаются за счет правильного сочетания нескольких режимов подзарядки. Так, изначально устройство воздействует на аккумулятор постоянным током, а в финале процедуры его заменяет переменный. Стабилизирует напряжение как раз-таки переменный ток за счет того, что он в определенный момент снижается до нуля. Таким образом, батарея медленно, но уверенно повышает уровень своей энергии.



Взглянув на любую схему современного импульсного зарядного устройства, становится понятно, что тут, далеко не каждый сможет разобраться. Причем совершенно неважно буржуйский это Bosch или отечественный Орион, Аида и Кото – все они представляют из себя сложные механизмы пульсирующего тока. Однако, несмотря на мудреное строение, в эксплуатации такое устройство очень простое. В его производстве зачастую изготовитель делает ставку на бюджетный сегмент, поэтому многие элементы конструкции прибора не только увеличивают функциональность зарядного, но и снижают его себестоимость.

Несмотря на относительно низкую стоимость импульсного зарядного устройства в сравнении с тем же трансформаторным, оно остается надежным, долговечным и эффективным прибором.

Уверен, вы наслышаны про самодельные аналоги импульсника, но как его сделать? Во Всемирной паутине можно встретить самые различные схемы от оригинальных заводских, до авторских, которые позволяют смастерить зарядное собственными руками из подручных средств. Не думаю, что найдутся те, кто захочет создать в собственном гараже копию того же немецкого экземпляра, хотя без сомнения, такие люди в нашей стране существуют. Я предлагаю вам куда более простой вариант! В финале сегодняшней публикации, будем говорить о том, как сделать своими руками настоящее импульсное зарядное устройство. Такого вы не найдете ни в одном автомагазине!



Импульсное зарядное устройство домашнего производства

Если в вашем имуществе найдется персональный компьютер, проведя нехитрые махинации с некоторыми его агрегатами, мы получим самое настоящее зарядное устройство, которое подойдет для аккумуляторов любого типа. Оставьте в покое работоспособный системный блок, нам нужен уже изживший себя агрегат. Да и нужен, это громко сказано, точнее – для наших целей будет достаточно блока питания компьютера, мощностью не менее 150 Вт. Кто не в курсе, он находится вверху системного блока и именно через него в этот «умный ящик» поступает напряжение. Крепится он 4 шурупами, поэтому демонтаж не составит каких-либо трудностей.

Первое, что нам нужно будет сделать после того, как крышка корпуса уже снята, это выпаять ненужные провода со следующих источников:

  • -5 В;
  • -12 В;
  • +5 В;
  • +12 В.

Далее, пока паяльник еще в руке выпаиваем резистор R1, а вместо него устанавливаем аналогичный элемент со значением 27 кОм. Таким образом, напряжение, идущее с шины +12 В, будет поступать на верхний вывод. После, необходимо отключить от основного провода вывод № 16, в свою очередь номер 14 и 15 просто перерезаются.

Переходим непосредственно к задней крышке блока питания, где и будут выходить сетевой шнур, а также кабель подключения к клеммам батареи. Чтобы это воплотить в жизнь установите на ней потенциометр-регулятор тока R10. Теперь соединяем несколько токоизмерительных резистора 5W8R2J номинальной мощностью в 5Вт. То есть в итоге, мы получаем 10 Вт мощности, при сопротивлении в 0.1 Ом. Устанавливая блок резисторов на плату, обратите внимание, что связи с металлическим корпусом не должно быть! Если это так, можно подключать необходимую проводку.

Также не забудьте про выводы №1 и 14-16, которые находятся на микросхеме, их следует облудить и подпаять тонкие, но многожилистые провода. В завершение на концы, которые должны идти на клеммы аккумулятора устанавливается зажимы и устройство можно считать законченным. Но будьте осторожным, в отличие от заводских аналогов, этот – боится смены полярности, поэтому будьте осторожны не испортите многочасовой труд за одну минуту.

Тест такого зарядного устройства показывает довольно неплохие результаты . Так, напряжение холостого хода варьируется в пределах 13.8-14.2 В, что согласитесь очень неплохо. Регулировка этого значение осуществляется переменным резистором и потенциометром. Ну и самое приятное – заряжая аккумулятор таким самодельным агрегатом, человеческое вмешательство не нужно, причем на протяжении всей процедуры.

На этом моя эпопея об импульсных зарядных устройствах подошла к концу. Надеюсь, теперь вы не только понимаете преимущество такого оборудования, но умеете сделать его собственноручно! Производите зарядные процедуры только правильно и без лишней спешки и будет вам счастье! Всего доброго и до новых встреч!

Наверное, каждый автолюбитель сталкивался с проблемой разряженного аккумулятора. Иногда аккумулятор разряжается в самых неожиданных ситуациях, например, когда водитель собирается на работу и торопится, чтобы не опоздать. В такие моменты разряженный аккумулятор может привести к не самым приятным последствиям.

Для того чтобы можно было избегать подобных ситуаций, многие автолюбители прибегают к помощи специальных устройств, которые позволяются зарядить автомобильный аккумулятор. Такие зарядные устройства можно с лёгкостью приобрести в специальных магазинах или на рынках . Ассортимент широкий, цены разные.

Но многие автолюбители хоть раз задумывались об изготовлении зарядного устройства для своих аккумуляторов своими руками. А такая возможность действительно есть. По сути, каждый пользователь может собрать такое устройство своими собственными силами, потратившись разве что на компоненты всего прибора. К тому же, используя все нужные для этого схемы и инструкции, любой автолюбитель может изготовить зарядное устройство для аккумулятора своего автомобиля своими руками, особенно если у него уже есть определённый опыт работы с электротехникой.

Для начала можно представить вариант создания зарядного устройства на микросхеме LM137 , представляющей из себя линейный стабилизатор напряжениям, способный регулировать выходное напряжения. Этот вариант может называться одним из самых простых, так как само устройство такой самодельной зарядки не является сложным, что позволяет пользователю изготовить его без особых проблем.

В этом варианте устройства будут задействованы целых два стабилизатора. Делается это для того, чтобы один из этих двух стабилизаторов был подключён по схеме стабилизатора тока, в то время как на втором должен быть собран пороговый узел.

Схема

Выше представлена схема такого зарядного устройства. На ней можно заметить, что резисторы R2 и R3 , с помощью которых можно выставить необходимое пользователю напряжение на выходе, заменены тут на переменный резистор. Это делается для более удобной подстройки. Заряд аккумулятора будет завершён именно в тот момент, когда напряжение на самом аккумуляторе будет равно напряжения заряда устройства.

Максимально допустимое значение заряда тока равняется 1,5 Ампер. Несмотря на кажущуюся слабость, этого значения зарядного устройства хватит для зарядки аккумуляторов. Получившимся устройством можно будет заряжать бесперебойники, аккумуляторы для мотоциклов и автомобилей. В случае последних, процесс зарядки будет весьма продолжительным, но нужно признать, что вариант такого самодельного зарядного устройства - очень даже рабочий и может, несомненно, пригодиться.

В том случае, если ток с зарядного устройства будет более 500 мА , то микросхему рекомендуется устанавливать на теплоотвод.

Мощное зарядное устройство для аккумуляторов

Выше был указан очень простой вариант самодельного зарядного устройства для автомобильного аккумулятора, слабого, но допустимого. Сейчас будет представлен вариант одного из самых мощных устройств, которое можно сделать своими руками. Ток такого устройства будет равен до 50 Ампер, а выходная мощность - 350-600 ватт в среднем.

Схема

Схема такого устройства весьма проста. За основу берётся всем известная IR253, которая будет выполнять функции задающего генератора. Она будет управлять двумя силовыми ключами. Рекомендуется задействовать мощные N-канальные полевые высоковольтные транзисторы .

Как можно заметить, схема блока являет собой полумост. Сетевое напряжение поступает на выпрямитель через сетевой фильтр. Для ограничения пускового тока используется термистор, имеющий расчётный ток 5 Ампер и сопротивление 5 Ом. Плёночные конденсаторы и дроссель выполняют роль сетевого фильтра для сглаживания помех и сетевых пульсаций.

В качестве мостового выпрямителя можно взять уже готовый мост, но в то же время можно собрать его из четырёх отдельных диодов. В обоих указанных случаях мост должен быть рассчитан на ток 6-10 и напряжение 600-1000 Вольт (рекомендуемые значения). Для этого очень удобно будет использовать готовые сборки диодов, которые уже имеются в блоках питания компьютеров.

Электролиты полумоста имеют эффективную ёмкость 330-470 мкФ и рабочее напряжение, составляющее 200-250 Вольт. В случае если мощность блока будет выше, чем допустимые значения, то следует увеличить ёмкость вышеуказанных конденсаторов, которые, кстати, также можно обнаружить в блоках питания персональных компьютеров. Там же можно найти и готовый трансформатор, который не будет нуждаться в перемотке.

Силовые транзисторы могут быть установлены либо на общий теплоотвод, либо на отдельные. Кстати, в том случае, если пользователь решит подключить силовые транзисторы на теплоотвод общий, то придётся предварительно изолировать его ключи, для того чтобы избежать вероятность возникновения короткого замыкания.

Во время сборки микросхему рекомендуется устанавливать на специальную платформу. Это делается для лёгкой замены микросхем в том случае, если она неожиданно выйдет из строя. На устройство не будут оказывать влияние перепады напряжения в сети, что гарантирует его стабильную работу без каких-либо сбоев и шумов.

Следует запомнить тот момент, что в холостом режиме транзисторы должны быть холодными, даже ледяными . В противном случае это может означать ошибку в монтаже или какой-то компонент сборки не работает.

В качестве диодного выпрямителя на выходе прибора рекомендуется задействовать быстрые, импульсные или ультрабыстрые диоды с большим током (это 30 Ампер), также можно использовать диодные сборки шоттки, работающие на большой мощности. В случае этого устройства лучше не применять обычные выпрямители на 50 Гц, так как на выходе схемы имеется напряжение высокой частоты.

  • Внимание нужно заострить на том, что данный блок не оснащён защитой от возможных коротких замыканий, поэтому не следует замыкать провода на выходе, так как в противном случае схема может дать сбой и выйти из строя.

Вся схема довольно компактна и легка, что может обрадовать не самых опытных пользователей, не имеющих определённых навыков и большого опыта в этом деле. Имеющая схема сможет помочь в этом деле.

Импульсное зарядное устройство для аккумуляторов

Можно рассмотреть вариант с изготовлением импульсного зарядного устройства. Принцип создания такого устройства заключается в том, что следует просто заменить трансформаторный блок питания на импульсный. Это довольно компактное и лёгкое зарядное устройство, которое будет подробно рассмотрено ниже. Импульсный источник питания изготавливается посредством применения микросхемы IR2153 .

Эта схема отличается от других своих аналогов тем, что в данном случае вместо двух конденсаторов, которые подключены со средней точкой, после диодного моста применяется всего один электролит.

Схема

Этот вариант зарядного устройства рассчитан на сравнительно небольшую мощность, что в принципе можно исправить, если заменить некоторые компоненты на более мощные. В результате можно создать более мощное устройство.

В данной схеме могут быть использованы ключи серии 8N50. Эти ключи оснащены изолированным корпусом, так что в случае применения общего теплоотвода, можно не беспокоиться о слюдяных прокладках, так как их можно вообще не использовать.

Диодные мосты, опять же, можно взять от блоков питания от обычных персональных компьютеров, а можно собрать его их четверых выпрямительных диодов.

После можно упомянуть цепочку питания микросхемы. Питание можно взять с переменки, резистор для гашения тока на 18 кОм . После резистора находится простой выпрямитель на одном-единственном диоде и питание поступает сразу на микросхему.На питании также стоит электролит с параллельно подключённым керамическим или плёночным конденсатором, что делается для наилучшего сглаживания помех и пульсаций.

  • Кстати, и силовой трансформатор можно взять также из компьютерного блока питания. Он как раз превосходно подходит для таких целей, так как обеспечивает приличный ток на выходе и обеспечивает сразу несколько выходных напряжений.

Выходные выпрямительные диоды обязательно должны быть импульсными, так как обычные не смогут работать из-за повышенной частоты. Сетевой фильтр можно и не ставить, хотя пару ёмкостей и дроссель, представляющих собой фильтр, желательны к установке. Для снижения бросков на входе до фильтра можно использовать термистор Ом на 5, легко вытащить из компьютерного блока питания.

Электролитический конденсатор подбирается с учётом специального отношения 1 Ватт - 1 мкФ . Напряжение такого конденсатора должно быть равно 400 вольт.

Это довольно несложная схема, которая может быть выполнена даже пользователем, не обладающим опытом. К тому же при наличии необходимых схем и советов к созданию такого устройства, можно справиться без особых проблем.


У автомобильных аккумуляторов имеется ряд особенностей: непостоянство внутреннего сопротивления при процессе заряда, зависимость от силы тока и температуры, а так же наличие смены внутренних процессов при ходе подзарядки. Простыми словами, если возьмем типовой разряженный аккумулятор от автомобиля, к которому подсоединим зарядное устройство, потекут следующие процессы. В начальный момент из-за низкого внутреннего сопротивления, аккумуляторная батарея будет содействовать высокому значению тока заряда, которое в процессе накопления энергии начнет падать. Также, с увеличением уровня заряда, КПД будет понижаться, если вначале он доходит до 95% , то к завершению уже составит 80% , а разница пойдет на ненужный нагрев электролита.

На финальном этапе зарядки аккумулятора начнет происходить кипение . Это ничто иное, выделение газов в результате электролиза, что говорит об окончании зарядки. Нормальным значением заряда аккумуляторов считается одна десятая часть от общей емкости. Например, аккумулятор на 55 А/ч , следует заряжать током 5.5 А , в течение 10 часов .

Зарядка аккумулятора постоянным током осуществляется, как вы уже догадались, электрическим током с постоянной величиной в течение всего времени заряда. Этот способ хорош тем, что зная номинальную емкость аккумулятора и ток заряда, можно точно вычислить через какое время полностью зарядится аккумулятор. Учтите, что при достижении напряжения батареи 14.4 вольта, ток заряда следует понизить в два раза. Т.е, аккумулятор на 55. А/ч. ставится на зарядку приблизительно на 10 часов при токе 5.5 А, но спустя 8 часов, ток необходимо снизить до 2.75 А, это снизит нагрев электролита и выделение газов, обеспечит полноту заряда и увеличит срок службы.

Ускоренная зарядка это быстрый заряд в течение короткого временного интервала, но при этом уменьшается ресурс работы батареи. Ускоренный режим может зарядить аккумулятор на 70% за 30 мин . Зарядное устройство при этом, обязано контролировать температуру электролита и при 45°, автоматически прервать заряд.

Восстановительный заряд аккумулятора , это подзарядка со значением тока в 10% от емкости, но с небольшим перезарядом по времени. Такой способ нейтрализует глубокие разряды и восстанавливает активные массы в электродах. Заряд должна идти до того времени пока не установится постоянство напряжения и плотность электролита в течение трех часов.

Как зарядить аккумулятор автомобиля постоянным напряжением , при этом методе в течение всего времени заряда напряжение на ЗУ остаётся постоянным, а регулируется только сила тока. Причём в момент старта он может быть даже 100-150% от емкости и с течением времени плавно уменьшаться.

Постоянная зарядка аккумулятора , процесс зарядки идет на постоянной основе, например различные стационарные аккумуляторы. При этом возможно поддерживать батареи в постоянно заряженном состоянии, но и здесь есть свои минусы. Т.к отсутствует полный цикл заряд-разряд, а рабочие значения заряда меняются в небольшом диапазоне, то в итоге общий срок эксплуатации значительно сокращается.

Самая простая схема зарядного устройства

Собрав эту схему вы сразу поймете, как просто можно зарядить .

Сетевой выключатель питания является лишним элементом, поскольку "видимое" отключение вытаскиванием вилки из розетки обеспечивает большую безопасность. Предохранитель часто не может защитить первичную обмотку ЗАВЫШЕННОГО сетевого напряжения (вопреки плакатам все пользуются в гаражах сварочными трансформаторами, что приводит к завышению напря- жения на "чужих" фазах).

Небольшое повышение напряжения не может сжечь предохранитель, зато насыщает железо трансформатора и греет первичную обмотку. Так появляется междувитковое замыкание. Выпрямительные диоды и амперметр сгорают при КЗ на выходе, а также при переполюсовке аккумулятора. Часто вслед за этим горит вторичная обмотка. В "умных" схемах с тиристорами вторичные цепи защищают плавкими предохранителями, которые могут и остаться целыми в момент перегорания тиристоров при кратковременных КЗ!

Переключатель выходного напряжения требует управления человеком, включая процесс раздумывания и ошибки от него. Все же "совковая" схема имеет два преимущества перед предлагаемыми: ПРОСТОТА - т. е. глупость конструкторов и наплевательское отношение изготовителя к пользователю; ЭКОНОМИЧНОСТЬ - т. е. малое потребление тока. А кто считал, сколько электроэнергии требуется для изготовления новых деталей, а то и всего устройства. Экономичность перемотки трансформатора и замены диодов тоже прелестны! Двадцатилетняя практика показала высокую потребительскую ценность предлагаемых ниже НАДЕЖНЫХ и простых в пользовании зарядных устройств.

Схема поможет желающим модернизовать "советское" ЗУ. В разрыв сетевого провода включена лампа накаливания на 220 В мощностью не больше, чем мощность силового трансформатора. Лампу устанавливают на верхней либо боковой стенке ЗУ, чтобы при перегрузках основная схема грелась МЕНЬШЕ. Сопротивление металлической спирали лампы пропорционально ее абсолютной температуре (в кельвинах). Таким образом, в нормальном режиме спираль накалена мало, сопротивление ее небольшое, и падение напряжения не превышает 10.23% сетевого (цвет свечения желтый)

При перегрузке ток и температура спирали растут, поэтому сопротивление лампы увеличивается, и падение напряжения доходит до 90% от сетевого (цвет свечения белый, яркость большая). При авариях в электросети такая схема работоспособна до напряжения 380 В, если же при этом на выходе будет КЗ - перегорит HL1, т.е. в ужасном случае размеры аварии минимальны - выходит из строя легко заменяемый элемент!

Перегорание первичной обмотки бывает в случаях бракованного либо перегретого ранее силового трансформатора, но это бывает редко. Для защиты устройства от КЗ достаточно HL1. В то же время против переполюсовки аккумулятора приходится ставить на выходе низковольтные лампы накаливания. Ток подзаряда обеспечивается HL2. Ее рабочее напряжение 28 В, чтобы при переполюсовке избежать перегорания. Ток заряда проходит через мощную лампу HL3, которая низковольтна, но в случае переполюсовки она не перегорает, так как подключается во вторую очередь - когда владельцу ясно, что все соединено верно. Это лампу подбирают из имеющихся, чтобы обеспечить необходимый ток заряда (владельцу решать - ограничить максимальный ток 10 А или меньшим).

В режиме подзаряда можно оставлять устройство включенным на несколько суток. Заряд проводить в присутствии владельца, поскольку нельзя допускать длительного кипения "банок"! Амперметр в схеме не показан. Это объясняется тем, что однажды измеренный ток в данном ЗУ для каждого положения переключателя S1 остается неизменным - лампы накаливания, подобно бареттерам, стабилизируют его при изменениях сетевого напряжения и степени заряда аккумулятора. Вольтметр играет важнейшую роль при контроле степени заряда. Так, при контроле напряжения в бортовой сети автомобиля и правильной работе реле-регулятора аккумулятор всегда остается в норме (это знают все, удивительно, почему же столько десятилетий "живет" схема ЗУ с амперметром?!).

Заметим, что один вывод выходных ламп соединен с "минусом" - корпусом. Это сделано для того, чтобы удобно было использовать любые найденный автолюбителем лампы, в т.ч. имеющие вывод на цоколе (лампы от автомобилей КРАЗ, осветительные на малые сетевые напряжения, из схем связи (60 В), тепловозные и др.). Если патрона для этих случайно найденных ламп не окажется в наличии, тогда просто закрепим их на корпус устройства с помощью хомутика).

Схема производит заряд импульсным током (однополупериодное выпрямление). Это благотворно сказывается на работе аккумуляторной батареи - в паузах между импульсами тока происходит некоторое "вы- равнивание" потенциала на отдельных участках пластин, т.е. электрохимическим путем устраняется их неоднородность, уменьшается количество "мусора" на пластинах. В схеме предусмотрено четыре режима работы: 1) подзаряд импульсным током через HL2; 2) заряд импульсным током (через замкнутый S1 под- ключаются лампы HL3); 4) подзаряд без пауз - замкнут S2; 5) заряд без пауз - замкнуты S1 и S2. Первые два режима обеспечивают медленный и качественный заряд - с десульфатацией пластин. Третий и четвертый режимы позволяют ускорить процесс.

Хорошее и достаточно малогабаритное ЗУ для автомобильных аккумуляторов можно сделать из 12 В электронного трансформатора но придеться переделать обычный трансформатор входящий в него.


Трансформатор от производителя имел во вторичной обмотке 8 витков, и выдавал 10,75 вольт. Поэтому он был выпаян, удалена родная вторичная обмотка и на ее место намотана новая, содержащая 23 витка, намотка осуществлялась шестью жилами с диаметром медного провода 0,5 мм каждая, то есть сумарное сечение обмотки будет 3мм. Этого вполне достаточно для зарядки автомобильного аккумулятора.

После модернизации трансформатор был обратно впаян на печатную плату. Для выпрямления в автомобильном ЗУ необходимо взять диоды с минимальным током в 8-10 Ампер, поэтому применем диодную сборку SR2040CT (к томуже в нашем электронном трансформаторе таких целых две), взять их также можно из компьютерного блока питания. Кроме того после диодной сборки добавил емкость на 3300мкФ 35 вольт.

Схема автоматически отключит аккумуляторную батарею от зарядного устройства. А в случае если вы подключите неисправный автомобильный аккумулятор или же батарею с перепутанной полярностью схема не перейдет в режим заряда, что защитит зарядное устройство и аккумулятор от повреждений. Если произойдет короткое замыкание клемм Х1 (+) и Х2 (-), то просто сгорит предохранитель. Схема устройства состоит из стабилизатора тока на первом транзисторе, контрольного устройства на компараторе 521СА3, тиристора КУ101Г для фиксации состояния и ключевого транзистора VT2 КТ529А, в коллекторную цепь которого подключено реле К1.


Включении зарядного устройства осуществляется тумблером SA1 при этом загорится светодиод HL2, и схема будет ожидать подключения автомобильного аккумулятора к соответствующим клеммам. Затем, протекающий ток через диод VD7 и сопротивления R14, R15 в базу транзистора VT2, будет достаточным, чтобы он открылся и включил реле К1. Далее через замкнувшиеся контакты откроется и первый транзистор VT1, который начнет работать в режиме стабилизатора тока - об этом нам будет сигнализировать светодиод HL1. Ток стабилизации задается резисторами в эмиттерной цепи первого транзистора.

Стабилизатор тока работает на положительной полуволне сетевого напряжения. В течение отрицательной полуволны диоды VD1, VD2 заперты, и аккумулятор будет разряжаться через сопротивление R8. Номинал его подобран таким, чтобы ток разряда был около 0,5 А. Считается, что наиболее оптимальным является режим заряда аккумулятора током 5 А, разряда - 0,5 А.

В момент разряда батареи, компаратор контролирует напряжения на нем, и как только оно превысит уровень 14,7 В (задается резистором R10) он включит тиристор. При этом загорятся светодиоды HL3 и HL2. Тиристор зашунтирует базу второго транзистора через диод на общий провод, что приведет к отключению реле. Оно не включится, до тех пор,пока не нажмем кнопку СБРОС SB1 или же не отключим все зарядное устройство.

Для ускоренного заряда необходимо включить переключатель SA2, но пользоваться этой функцией надо осторожно и не злоупотреблять т.к заряд будет осуществляться током 10 ампер.

Если долгое время эксплуатировать NiCd-аккумуляторы (в меньшей степени NiMH, то происходит "эффекта памяти", другими словами возникает кристаллизация электродов, которая приводит к повышению внутреннего сопротивления аккумулятора, снижению емкости и сокращению срока службы.

Восстанавливает структуру пластин электродов и обеспечивает более полный режим заряд-разряд в автоматическом режиме. Цель форматирования - удаление кристаллов и очистка поверхности электродов. Эти функции позволяет выполнить предлагаемое устройство форматирования. Аккумулятор форматируется циклами заряд-разряд с дополнительной функцией: наложением импульсного тока на постоянный ток заряда, что повышает эффективность восстановления электродов. Ток восстановления в начальное время растет. После очистки пластин и зарядки аккумулятора наблюдается падение тока и рост напряжения. Контроль напряжения на аккумуляторе позволяет снизить вероятность его перезаряда и перегрева.



При подсоединении заряженной аккумуляторной батареи GB1 к схеме напряжение с нее поступает через делитель R4-R5-R8 на вход управления микросхемы DA1 параллельного стабилизатора тока. Конденсатор С5 корректирует время переключения таймера микросхемы. Открывание DA1 приводит к срабатыванию реле К1, которое своими контактами К1.1 переключает устройство из режима зарядки в режим разрядки, т.е к батарее подключается разрядный резистор R3.

Снижение напряжения на GB1 ниже 9 В вызывает выключение DA1, отпускание реле и подключение аккумулятора контактами К1.1 к источнику тока зарядки. Резистор R7 уменьшает предельный ток блока питания при неправильной полярности подключенной батареи или ее сильной разрядке (ниже рекомендуемого уровня).

Случайное отключение электросети в процессе форматирования не приводит к разряду аккумулятора из-за диода VD3, включенного в цепь заряда. При достижении напряжения на батарее 13 В микросхема DA1 включается, и реле переводит аккумулятор в режим разряда.

Контроль режимов выполнен на включенных встречно-параллельно светодиодах HL2 и HL3, что проще, чем установка контрольного амперметра. Вместо двух светодиодов можно применить один двухцветный. Источник зарядного тока выполнен на сетевом трансформаторе Т1, выпрямительном мосте VD1 и конденсаторе фильтра С4. Напряжение с вторичной обмотки Т1 выпрямляется диодным мостом VD1, сглаживается конденсатором С4 и через диод VD3 подается на заряжаемую батарею GB1. На постоянное напряжение заряда наложено импульсное, поступающее с обмотки Т1 через конденсаторную цепочку С2-СЗ. Электролитические конденсаторы соединены встречно, образуя неполярный конденсатор большой емкости. Цепочка R1-HL1 индицирует наличие напряжения.

В устройстве применен сетевой трансформатор от адаптера с напряжением вторичной обмотки 13...16 В и током около 0,5 А. Можно использовать промышленные трансформаторы типов ТПП, ТН, ТС с габаритной мощностью 10...20Вт и аналогичным выходным напряжением. Реле годится любое с напряжением срабатывания 7. ..12 В, например, РЭС47 или WJ107-1C-12DC. Резисторы R3 и R7 - проволочные, но подойдут и С5-37 (R3 составлен из двух резисторов сопротивлением по 15 Ом). Светодиоды - серии AJ1307 или КИПД41

Регулировка схемы начинается с установки сопротивления R5, при котором реле К1 отключено (напряжение на аккумуляторе менее 9 В), и идет процесс форматирования. По мере восстановления поверхности пластин аккумулятор набирает емкость, напряжение на нем растет, и при напряжении 13,2 В устройство должно переключаться на разряд После снижения напряжения на аккумуляторе при разряде процесс должен повториться. Схемой может форматироваться аккумулятор напряжением от 3,6 до 13 В(с подстройкой сопротивления R5).

Окончание форматирования сопровождается сменой режима заряд-разряд с повышенной частотой переключения светодиодов (0,1 Гц). В случае замыкания в цепи аккумулятора контрольные светодиоды будут гореть с повышенной яркостью и мигать с частотой 0,1 ...1 Гц.

Предположим, батарея составлена из семи аккумуляторов, среди которых один имеет реальную емкость, меньшую, чем остальные. При разряде этот аккумулятор достигнет 1 В раньше, чем остальные. Даже если разряд контролируют, этот факт не будет замечен, и разряд будет продолжен, что приведет к более быстрому выходу батаре из строя, чтобы этого избежать читаем статью полностью

Зарядное устройство на микросхеме MC78T12ABT

В представленной ниже схеме применяется мониторинг тока зарядки и напряжения на клеммах батареи. Конструкция базируется на специализированной микросборке MC78T12ABT - в принципе обычный стабилизатор LM7812, в корпусе ТО-3, но с существенно увеличенным выходным током до 3А.



Вторичная обмотка трансформатора со средней точкой, напряжение на каждой полуобмотки около 15 вольт при токе до 3А. Емкость С1 - фильтрирующая, конденсатор С2 применяется в роли развязывающего. Выходное напряжение с микросборки около 14.1В (12+2.1). Аккумулятор заряжается через защитный диод Д6, который также помешает разрядится батареи в случае проподания сетевого напряжения. Индикаторный светодиод Д7 говорит о готовность ЗУ к работе. Предохранитель в цепи первичной обмотки трансформатора должен выдерживать ток в 1А.