Икона вознесение иисуса христа. Икона "вознесение господне" - гимн соединения человека с богом

Описание Вознесения Господа содержится в канонических текстах Нового Завета: подробно об этом рассказывается в Деяниях святых апостолов (Деян 1: 2–12) и Евангелии от Луки (Лк 24: 50–51), краткое изложение этого события приводится в конце Евангелия от Марка (Мк 16: 19). Согласно преданию, храм на месте Вознесения Христа - Елеонской горе близ Иерусалима - был воздвигнут стараниями святой императрицы Елены, которая побывала в Святой Земле около 327–328 года и организовала поиск святынь и строительство церквей.

Часовня на месте Вознесения, сооруженная крестоносцами там, где находился раннехристианский храм

В восточной части христианского мира до конца IV века празднование Вознесения и Пятидесятницы, вероятно, еще совершалось вместе, на пятидесятый день после Пасхи. Об этой традиции пишет западная паломница Эгерия, побывавшая в Святой Земле около 381–384 года. Она сообщает, что в вечер Пятидесятницы все христиане Иерусалима собираются на горе Елеон, идут «на то место, откуда Господь вознесся на небо», и совершается служба с чтением Евангелия и Деяний апостольских, повествующих о празднике.

Возможно, следствием этого единого празднования, стало встречающееся в раннехристианском искусстве изображение Вознесения и Пятидесятницы в одной композиции, например, на происходящей из Палестины ампуле, служившей сосудом для святынь, привозимых из паломничества. В этой миниатюрной композиции Бог Дух Святой изображен так, как Он был видим во время Крещения в Иордане - в виде голубя, нисходящего из широко раскрытой десницы Бога-Отца.

«Вознесение-Пятидесятница» Ампула. VI в. Собрание собора г. Монцы, Италия. Прорись

Источники V и последующих веков уже однозначно выделяют Вознесение как отдельный праздник на сороковой день после Пасхи. К V веку относятся и первые дошедшие до нас изображения Вознесения, например, датируемый началом V века аворий - резная планкетка из слоновой кости.

Аворий. Начало V в. Баварский национальный музей, Мюнхен, Германия

В прямоугольный формат авория вписано две сцены: внизу изображены жены-мироносицы у Гроба Господня, вверху - Вознесение, представленное настолько непривычно для современного зрителя, что непросто идентифицировать изображенное. Иисус Христос широкими шагами поднимается по склону горы, держась при этом за десницу Бога-Отца, протянутую из сегмента, символизирующего духовное Небо, Царство Небесное.

Такое изображение является практически дословной иллюстрацией слов проповеди апостола Петра, сказанной сразу после сошествия Святого Духа на апостолов: «Сего Иисуса Бог воскресил, чему мы все свидетели. Итак Он, Был вознесен десницею Божиею…» (Деян. 2:32–33). В искусстве Западной Европы такой вариант иконографии был достаточно популярен и удержался до времени готики, на Востоке же этот извод не прижился, видимо, из-за отсутствия мотива триумфа и теофаничности, необходимого в изображении этого столь важного события.

Деревянная дверь церкви Санта-Сабина. Vв. Рим, Италия. Фрагмент

На резной деревянной двери римской церкви Санта-Сабина (ок. 430 г.) Вознесение изображено уже в более традиционном виде, хотя и с некоторыми особенностями, характерными для раннехристианского искусства. В центре верхнего регистра представлен Спаситель, возносящийся стоя во славе, изображенной не просто как ореол (клипеус, медальон), а как большой лавровый венок.

Эта деталь создает акцент на теме триумфа, победы - венки из лавра традиционно могли получать только победители соревнований, или полководцы, возвращавшиеся в Рим после удачной кампании. С четырех сторон лавровый медальон как бы поддерживают на своих крыльях тетраморфы - четыре таинственные ангельские существа, имеющие лица льва, тельца, быка и человека, которых видел пророк Иезекииль во время явления ему Божественной славы (Иез. 1:1–26).

Художник пытается всячески подчеркнуть торжественный, триумфальный характер восшествия Господа во плоти на небеса. Размещенные ниже тетраморфов аллегорические изображения Солнца и Луны представляют весь тварный мир, созерцающий Вознесение своего Творца.

Тема Теофании, явления Божества во всей Своей славе и силе, соответствует основному контексту события Вознесения. Ученики становятся свидетелями прославления Сына, свидетелями явления Божественной славы Сына миру. Вознесение Господа - это и образ Его Второго пришествия. Явившиеся апостолам ангелы сообщили, что: «Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, приидет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо» (Деян.1:11). Это эсхатологическое значение Вознесения передается через общий теофанический характер всей композиции.

Именно в силу своей теофаничности изображение Вознесения помещалось в самой иерархически значимой зоне храма - на своде купола. Существует предположение, что именно Вознесение было изображено в куполе ротонды Гроба Господня в Иерусалиме, возведенной святым Константином Великим. Эта композиция занимала свод купола в церкви Св. Софии в Фессалонике, храмов Каппадокии, церкви св. Апостолов в Пече, соборе Спасо-Преображенского Мирожского монастыря, церкви св. Георгия в Старой Ладоге, Преображенской церкви на Нередице (фреска разрушена), соборе Сан Марко в Венеции.

Мозаика купола церкви Св. Софии в Фессалонике. 880-885 гг. Греция

На миниатюре «Кодекса Раввулы», происходящем из Сирии, Вознесение изображается на фоне живописного горного пейзажа. Кроме крылатых тетраморфов у основания мандорлы (овала, символизирующего славу и сияние Божества) помещены некие огненные колеса, которые видел пророк Иезекииль. Вся изображенная «конструкция» напоминает античную колесницу, которой правит Господь.

Если вспомнить, что полководец, заслуживший церемонию триумфа, въезжал в город на колеснице, то подобная художественная аллегория становится вполне понятной. Два ангела, представленные в виде крылатых юношей, подносят Христу венки - награду триумфатора, другие два как бы поддерживают мандорлу.

Миниатюра Кодекса Раввулы. 586 г. Библиотека Лауренциана, Флоренция, Италия

Ниже огненных крыльев тетраморфов изображена десница Бога-Отца. Трепещущие в воздухе огненные всполохи могут истолковываться и как деталь упомянутого видения Иезекииля: «огонь ходил между животными, и сияние от огня и молния исходила из огня» (Иез. 1:13), и как огненные языки, сходящие на стоящих внизу апостолов. Таким образом, на этой миниатюре, как и на ампуле, присутствует изображение двух событий: Вознесения и Пятидесятницы.

Миниатюра Евангелиария (Athos Dionisiou 587). Византия. XI в. Монастырь Дионисиат, Афон

В искусстве средневизантийского периода Спаситель изображался восседающем на престоле, на радуге или на небесной сфере. Такой вариант изображения утвердился в иконографии, поскольку он наилучшим образом передает догмат, изложенный в тексте Символа Веры: «…И возшедшего на небеса и сидящего одесную Отца…».

Практически всегда в композиции наблюдается интересный анахронизм: в нижнем регистре, рядом с одним из двух указующих на Господа ангелов в белых одеждах изображается апостол Павел, который на тот момент не только не был учеником, но был гонителем христиан Савлом. Вскоре после Пятидесятницы он стерег одежды иудеев, побивающих камнями архидиакона Стефана, и одобрял это убийство.

Данное несоответствие хронологии объясняется тем, что икона никогда не понималась в Православии как точная, формальная иллюстрация текста Священного Писания. Икона не только «показывает» событие, но раскрывает его смысл и значение. Образ Вознесения - это образ Новозаветной Апостольской Церкви, основанной Христом и распространенной по всей земле проповедью апостолов и их преемников. Поэтому на иконе Вознесения всегда изображается апостол Павел.

Икона не призвана выражать только «букву» Писания, иначе, например, изображение Богородицы на иконе Вознесения было бы сомнительным, так как в тексте не говорится о Ее присутствии на Елеонской горе. Однако Богородица всегда изображается, поскольку икона должна передавать самую суть Священного Писания, выражать основы Христианского вероучения.

Церковь учит, что Вознесение - это окончание земного служения Спасителя, завершающий момент домостроительства Сына Божия. Оно началось в Вифлееме, когда Вторая Ипостась Пресвятой Троицы - Бог Сын - воплотился от Пресвятой Девы. Ее присутствие на иконе Вознесения напоминает о начале домостроительства Сына, логическое завершение которого произошло на горе Елеон. Далее, с момента Сошествия Святого Духа, начинается новый этап истории - домостроительство Бога Духа Святого.

Ампула. VI в. Собрание собора г. Монцы, Италия. Прорись

Реликварий капеллы Санкта Санкторум. Конец VI – нач.VII в. Музеи Ватикана. Фрагмент

Золотое кольцо. Византия. VII в. Художественный музей Уолтерса, Балтимор,США

Центр триптиха. VII-IX в. Монастырь св.Екатерины на г. Синай, Египет

Византийская икона. VIII-IX в. Монастырь св.Екатерины, Синай, Египет

Миниатюра Хлудовской Псалтири. Византия. Середина IX (?) в. ГИМ, Москва

Серебряная пластина. XI-XII в. Музей изобразительных искусств им. Ш. Амиранашвили, Тбилиси, Грузия

Фреска Агакалти-Килисе. Начало XI в. Каппадокия, Турция

Фреска церкви Каранлик в Гёреме. XI-XIII в. Каппадокия, Турция

Фреска церкви Св.Софии в Охриде. Середина XI в. Македония

Фреска Спасо-Преображенского соб. Мирожского монастыря во Пскове. Ок. 1156 г. Россия

Фреска купола церкви св.Георгия в Старой Ладоге. 60-е годы XII в. Россия

Фрагмент амвона из кости. Германия. Кельн. XII в. Англия. Лондон. Музей Виктории и Альберта

Икона-эпистилий. Византия. 2-ая половина XII в. Монастырь св.Екатерины, Синай. Фрагмент

Мозаика центрального купола собора Сан-Марко. XII в. Венеция, Италия

Мозаика центрального купола собора Сан-Марко. XII в. Венеция. Фрагмент

Икона из Успенского соб. г. Владимира. А.Рублев, Д.Черный и мастерская. Ок.1408 г. ГТГ

Русская икона. Тверь. Середина XV в. ГТГ, Москва

Стилизация под византийскую эмаль. Европа. XIX в. Метрополитен Музей, Нью-Йорк, США

НАДЕЖДА НЕФЕДОВА

ПО МАТЕРИАЛАМ ПРАВОСЛАВНОЙ ПРЕССЫ

Одна из наиболее известных в православии икона «Вознесение Господне» являет в своём сюжете важнейшее событие Нового Завета. Иисус Христос, сочетая в Себе Божественную сущность с человеческой природой, совершает в Своём Лице вознесение и обожение человеческого естества, прежде повреждённого первородным грехом и обречённого смерти. несёт в себе наглядное обетование всем праведникам предстать у Престола Божия и унаследовать вечную жизнь.

Связь Новозаветного сюжета с иудейским законом

Событие, в память которого написана икона «Вознесение Господне», празднуется в христианском мире на сороковой день после Пасхи. Это соответствует Библейскому повествованию, так как, по свидетельству апостолов, именно сорок дней пребывал с ними Господь после Своего Воскресения, прежде чем вознестись к Престолу Отца Своего.

Следует отметить, что количество дней ― сорок, указано неслучайно. Оно вытекает из иудейской традиции. Согласно Закону Моисея, каждый младенец по истечении сорока дней от рождения должен был быть принесён в храм к Господу. Так как Воскресение Иисуса из мёртвых олицетворяет рождение к новой жизни, то в полном соответствии с Законом именно на сороковой день Он и вступает в Небесный Храм Своего Отца.

Значение праздника

Чем же особенно дорога нам икона «Вознесение Господне»? Значение её прежде всего в том, что она посвящена празднику, который можно в полной мере назвать «праздником Неба». Но не материального, а духовного Неба ― Царствия Божия, которое было затворено от нас грехопадением прародителей наших ― Адама и Евы. С тех пор тяжесть греха довлела над всеми людьми, обрекая их на земную жизнь с её страданиями, тленностью и смертью. Икона «Вознесение Господне» представляет именно открытие людям Неба как когда-то потерянного и вновь обретённого Вечного Дома.

Древнее установление праздника

Праздник, посвящённый этому важнейшему событию, был установлен ещё в период раннего христианства. Об этом известно в первую очередь из апостольских постановлений, предписывающих отмечать его на сороковой день после Пасхи. Кроме того, очень важны в этом плане свидетельства выдающихся отцов церкви, таких как и

Авторами же священных текстов к богослужениям этого дня были столь почитаемые во все века христианства авторитеты, как Иоанн Дамаскин и Иосиф Песнопевец. Нельзя не вспомнить и широко известные дневники западноевропейской паломницы Эгерии, посетившей Святую Землю в конце IV века и оставившей подробный рассказ о праздновании дня Вознесения Господня. Единственной отличительной чертой было то, что в те годы этот праздник отмечали одновременно с праздником Пятидесятницы.

Тема Вознесения в искусстве

Тема этого праздника нашла широкое отражение в изобразительном искусстве. Следует заметить, что иконография образа в настоящее время представлена в двух вариантах. Первый ― станковая иконопись, сложившаяся на самой заре христианства и получившая своё развитие сначала в работах византийских мастеров, а позднее и российских иконописцев. Второй же вариант представляет собой монументальную храмовую живопись. Вознесение Господне часто является в нём основным сюжетом росписи купола. Наиболее яркие его образцы относятся к XI-XIV векам.

Для того чтобы ясно представить, каким образом сформировался сюжетно-композиционный принцип, на основании которого написана практически каждая известная икона «Вознесение Господне», следует обратиться к самым ранним из дошедших до нас изображений. Среди них в первую очередь нужно упомянуть резную композицию на деревянных дверях римской церкви Санта-Сабина.

Ранние из известных ныне изображений Вознесения

Композиция представляет возносящегося Спасителя, изображённого в круглом медальоне, окружённом четырьмя Ниже изображён небесный свод со светилами, а под ним фигуры двух апостолов, держащих крест над головой женщины, в которой без труда угадывается Пресвятая Богородица.

Другое раннее изображение данного сюжета представлено на одном из сосудов VI-VII веков из сокровищницы собора в Монце. На нём фигура Христа в момент вознесения представлена в мандроле (вертикальный овал), и сама композиция дополнена изображениями ангелов, и Богоматери Оранты (фигура с молитвенно воздетыми руками). Подобная трактовка и легла в основу последующих композиций.

Господь во славе Своей

На всех существующих иконах «Вознесение», Спаситель изображён в ореоле славы и торжества и являет Собой образ Того Судии, который по обетованию придёт воздать «каждому по делам его». Такой иконографический тип изображения Иисуса Христа носит название Пантекратор, то есть Вседержитель. Державность Царя Небесного, ведущего всех верных своих в мир горний, ― вот главное чувство, которое рождает икона «Вознесение Господне».

Из янтаря и бронзы, из серебра и слоновьей кости выполняли мастера предметы с изображением этой сцены. Среди них встречаются подлинные произведения искусства. Их образцы можно видеть в крупнейших музеях мира. И это неслучайно, ведь едва ли можно найти в христианском искусстве более известный и узнаваемый сюжет, чем икона «Вознесение Господне». Хромолитография, начиная с тех времён, когда на основе её технологии стали тиражировать народные лубочные картинки, позволила этим изображениям войти в дом каждой православной семьи, независимо от её достатка, что, несомненно, послужило ещё большей популяризации сюжета.

Вознесе́ние Госпо́дне (греч. ᾿Ανάληψις τοῦ Κυρίου; лат. Ascensio Domini) — церковный праздник, принадлежит к числу двунадесятых. Празднуется на сороковой день после Пасхи — в четверг шестой недели.

В этот день вспоминается одно из главных событий Священной истории — восшествие Иисуса Христа на небо и обетование о Его втором пришествии. Явившись Своим ученикам после Воскресения, на сороковой день Иисус вывел их из Иерусалима «и, подняв руки Свои, благословил их. И когда благословлял их, стал отделяться от них и возноситься на небо». (Лк. 24, 51). «И облако взяло Его из вида их. И когда они смотрели на небо, во время восхождения Его, вдруг предстали им два мужа в белой одежде и сказали: мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, приидет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо» (Деян. 1, 9-11).

Вознесение Господне как одна из тайн домостроительства спасения превосходит чувственный опыт и не ограничивается только событием ухода воскресшего Христа на небо. В Новом Завете имеется целый ряд указаний на прославление воскресшего Иисуса Христа или Его превознесенное положение на небесах (одесную Бога), которое тесно связано или является следствием Его Воскресения и Вознесения (о «вхождении во славу» говорится в Лк. 24, 26; Деян. 5, 31; (Еф. 4, 8-10; Флп. 2, 6-11; 1 Тим. 3, 16; Евр. 1, 3, 5; Евр. 2, 9; Евр. 5, 5; Евр. 12, 2; Откр. 3, 21; Евр. 12, 5; о «прославлении» после Воскресения — в 1 Пет. 1, 21; о «седении одесную Бога» — в Рим 8, 34; Еф 1, 20; Еф. 2, 5-6; Кол 3, 1). Нередко эти указания представляют собой прямые цитаты из Ветхого Завета или аллюзии на ветхозаветные прообразы. Так, Сам Спаситель еще прежде Крестных страданий, толкуя Пс 109, говорит о Своем «седении одесную Бога» (Мк. 12, 35-37; Мк. 14, 62). В Откр. 3, 21 со-восседание Христа с Отцом представлено как результат Его победы, а в Послании к Евреям Вознесение, вхождение в небесное святилище и седение одесную Бога входят в Первосвященническое служение Христа (Евр 4, 14; Евр. 6, 20; Евр. 7, 26; Евр. 8, 1; Евр. 9, 11-12, 24; Евр. 10, 12).

Предсказания о пришествии или возвращении с небес Сына Человеческого (Мф. 16, 27; Мф. 24, 30; Мф. 26, 64; Мк. 8, 38; Мк. 13, 26; Лк 21, 27) подразумевают предшествующее вознесение или восхождение на небеса. В Евангелии от Иоанна возвращение Христа к Отцу Небесному (Ин 3, 13; Ин 13, 1-3; Ин 16, 5, 28) предстает в теснейшем единстве с Его пришествием в мир (Ин 3, 17, 31; Ин. 6, 38; Ин. 8, 23; Ин 13, 3; Ин 16, 28). О нисхождении и восхождении Христа говорится в Еф 4, 8-10 и 1 Пет 3, 18-22 (ср.: Пс 67, 19 и Пс 138, 8).

Богословие Вознесения

Уже в древнейших вероисповедных формулах I-II веков о Вознесении Господнем говорится как об одном из основных событий земного служения Иисуса Христа . В большинстве древних Символов веры Вознесение Господне упоминается вслед за Воскресением (напр., в Никео-Цареградском Символе: «И воскресшаго в третий день по писанием. И восшедшаго на небеса и седящаго одесную Отца»). Важность события Вознесения подчеркивается и в большинстве древних евхаристических молитв (анафор).

После Своего Вознесения Христос не оставил мира, но пребывает в нем во Святом Духе, Которого Он послал от Отца. Через действие Св. Духа Его невидимое присутствие сохраняется в таинствах Церкви (евхаристический аспект Вознесения просматривается уже в беседе о «хлебе небесном» (Ин. 6, 22-71)).

Об искупительном значении Вознесения говорится в Послании к Евреям (Евр 1, 3; Евр 9, 12). Искупление завершилось после того, как Распятый и Воскресший Христос, вознесшись, вошел со Своей Кровию в небесное святилище (Евр 9, 12, 24-26). Видение первомучеником Стефаном Иисуса, стоящего одесную Бога, как Сына Человеческого (Деян 7, 55-56) говорит о том, что человеческая природа Христа не растворилась и не была поглощена Божественной. Приняв на Себя человеческую плоть, Господь Иисус не избежал смерти, а победил ее и сделал человеческую природу равночестной и сопрестольной Божеству. Он пребывает Богочеловеком вовеки и во второй раз придет на землю «таким же образом», каким взошел на небо (ср.: Деян 1, 11), но уже «с силою и славою великою» (Мф 24, 30; Лк 21, 27).

Вознесение Господне имеет особое значение и как образ обожения каждого верующего во Христа. Как отмечал свт. Григорий Палама, Вознесение Господне принадлежит всем людям — все воскреснут в день Его Второго пришествия, однако вознесены («восхищены на облаках»; ср.: 1 Фес 4, 16-17) будут только те, кто «распяли грех через покаяние и жительство по Евангелию» .

Установление праздника Вознесения Господня

До конца IV века празднование Вознесения и Пятидесятницы не разделялось. При этом Пятидесятница понималась как особый период церковного года, а не праздничный день (напр., Тертуллиан называет ее «laetissimum spatium» (радостнейший период) ). В IV веке Пятидесятница окончательно оформилась не только как особый период после Пасхи (ср.: 20-е правило I Вселенского собора), но и как самостоятельный праздник (напр., 43-е правило Эльвирского Собора (после 300 г.)). Вслед за Пятидесятницей в особое празднование выделилось и Вознесение Господне.

На Востоке

Несмотря на то что уже стараниями св. императрицы Елены на горе Елеон была построена церковь, в Сирии и Палестине до конца IV века Вознесение Господне и Пришествие Св. Духа, вероятно, еще праздновались вместе на 50-й день после Пасхи . Одной из последних, видимо, об этой практике пишет западная паломница Эгерия, сообщая, что в вечер Пятидесятницы все христиане Иерусалима собираются на горе Елеон, «в том месте, с которого Господь вознесся на небо», называемом Имвомон, и совершается служба с чтением Евангелия и Деяний апостольских, повествующих о Вознесении . Впрочем, Эгерия отмечает и совершение праздничной службы в Вифлееме на 40-й день после Пасхи , но, по мнению исследователей, в данном случае речь идет не о празднике Вознесения, а об иерусалимском празднике вифлеемских младенцев 18 мая (если это предположение верно, паломничество Эгерии следует относить к 383 г., когда эта дата приходилась на 40-й день после Пасхи — Devos. 1968). По мнению Ж. Даньелу, разделение 2 праздников произошло после осуждения ереси Македония на II Вселенском Соборе (381) и имело целью подчеркнуть особую роль Св. Духа в домостроительстве спасения.

Указания на отдельное празднование Вознесения встречаются у свт. Григория Нисского и в антиохийских проповедях свт. Иоанна Златоуста . Прямо о праздновании 40-го дня после Пасхи как Вознесесения Господня говорится в «Апостольских постановлениях» (ок. 380) . Высказывались не получившие полного подтверждения предположения о том, что под «четыредесятницей» (τεσσαρακοστή), о которой идет речь в 5-м правиле I Вселенского собора, следует понимать праздник Вознесения Господня . Источники V и последующих веков уже однозначно выделяют Вознесение в отдельный праздник на 40-й день после Пасхи.

На Западе

Первые сведения о праздновании Вознесения Господня встречаются в проповедях еп. Хроматия Аквилейского (388-407) и в «Книге о различных ересях» еп. Филастрия Брешианского (383-391) , где среди великих господских праздников названы Рождество, Богоявление, Пасха и «день Вознесения», в который «Он взошел на небо около Пятидесятницы», что может указывать на неразделенность 2 праздников (Вознесения Господня и Пятидесятницы). В другом месте Филастрий говорит, что Вознесение справляется именно на 40-й день, причем ему предшествует и последует пост. Видимо, появление нового рубежа в пасхальном периоде (Вознесения, празднуемого на 40-й день) вызвало недоумение относительно времени начала поста — до или после Пятидесятницы; к VI веку было признано правильным начинать поститься только после Пятидесятницы, хотя символически 40-дневный период радости противопоставлялся 40 дням Великого поста . К V веку практика празднования Вознесения Господня утвердилась на Западе окончательно — напр., блж. Августин называет «четыредесятницу Вознесения» (Quadragesima Ascensionis) праздником «древнейшим и повсеместным» .

Иконография

Самым ранним дошедшим до нас изображением Вознесения Господня является рельеф на деревянных дверях (ок. 430) церкви Санта-Сабина в Риме: стоящий Христос со свитком в руке окружен символами Евангелистов в медальонах, по сторонам фигуры буквы A и Ω , внизу — Богоматерь, над Ней 2 апостола держат крест в круге. Этот образ Богородицы традиционно истолковывают как символическое изображение Церкви ; подобная трактовка сохраняется и по отношению к памятникам средневековья. Описание Вознесения в Свящ. Писании и изображение этого события в христ. иконографии отличаются одной важной чертой, свидетельствующей о том, что в основе иконографии лежит литургическая традиция, прославляющая триумфальное вознесение плоти Христовой на небеса.

На рельефе и на всех последующих изображениях в центре композиции представлена Богородица; о Ее присутствии при Вознесении Господнем свидетельствует Церковное Предание: творения св. отцов, тексты службы праздника Вознесения. На ампуле Монцы представлена полностью сложившаяся композиция: мандорлу с возносящимся Христом, который сидит на престоле, поддерживают 4 ангела, внизу изображена Богоматерь оранта и 12 оживленно жестикулирующих апостолов. На миниатюре Евангелия Раввулы Христос со свитком в руке стоит в ореоле, под ним — колесница прор. Иезекииля (тетраморф и колеса), 2 ангела поддерживают ореол, 2 других подносят победные венки, внизу, в центре,- Богоматерь, по сторонам — ангелы и апостолы, в т. ч. ап. Павел с книгой в руках.

В миниатюрах Псалтири Вознесение Господне иллюстрирует несколько псалмов. Так, в Хлудовской Псалтири на миниатюре к Пс 23, 9-10 («Возмите врата князи ваша», л. 22) стоит Христос в сиянии, мандорлу несут 2 ангела, в небесном сегменте — двери; на другой, к Пс 46, 7 («Взыде Бог в воскликновении», л. 46 об.), Христос сидит на радуге. Последний тип изображения стал наиболее распространенным.
В храмовых росписях Вознесение Господне помещается в куполе или на сводах . В XII в. в композиции увеличилось число ангелов, которые несут ореол с возносящимся Христом .

В церкви вмч. Георгия в Курбинове (Македония), 1191 г., в мандорле Христа изображены фантастические облачные фигуры зверей и рыб. Сцена Вознесения на миниатюре из Слов Иакова Коккиновафского, XII в. , представлена в интерьере 5-купольного храма, в люнете которого — «Сошествие Св. Духа», в боковых пространствах — пророки Исаия и Давид с развернутыми свитками. На иконах XV в. Богоматерь, стоящая фронтально, обычно представлена не с воздетыми руками, а с раскрытой ладонью перед грудью .

Встречающееся у русских паломников («Хождение игумена Даниила», нач. XII в.) описание камня с оставленными на нем, по преданию, отпечатками стоп Спасителя оказало влияние на сложение иконографии Вознесения Господня в псковских иконах XVI в., где этот камень изображен на горе, под мандорлой возносящегося Спасителя (напр., икона 1542, ПИАМ).

Литература
Макарий. Православно-догматическое богословие. Т. 2. С. 176-177;
Benoit P. L’Ascension // RB. 1949. Vol. 56. P. 161-203;
Davies J. G. He Ascended into Heaven: A Study in the History of Doctrine. L., 1958;
Lohfink G. Die Himmelfahrt Jesu: Untersuch. zu den Himmelfahrts- und Erhöhungstexten bei Lukas. Münch., 1971. (StANT; 26);
Alsup J. E. The Post-Resurrection Appearance Stories of the Gospel Tradition. Stuttg., 1975;
Harris M. J. Raised Immortal: Ressurection and Immortality in the NT. Grand Rapids, 1983;
Kasper W. Christi Himmelfahrt: Geschichte und theologische Bedeutung // Communio: Intern. Katol. Zschr. 1983. Bd. 12. S. 205-213;
Fitzmyer J. A. The Ascension of Christ and Pentecost // Theol. Studies. Baltimore, 1984. Vol. 45. P. 409-440;
Parsons M. C. The Departure of Jesus in Luke-Acts. Sheffield, 1987. (JSOT. Sup.; 21);
Farrow D. Ascension and Ecclesia: On the Significance of the Doctrine of the Ascension for Ecclesiology and Christian Cosmology. Edinb., 1999;
Иерофей (Влахос), митр. Господские праздники / Пер. с новогреч. Д. Гоцалюка. Симферополь, 2001. С. 321-355
Schmid A. A. Himmelfahrt Christi // LCI. Bd. 2. Col. 268-276.

Использованные материалы
А. А. Ткаченко, А. А. Лукашевич, Н. В. Квливидзе. Вознесение Господне. Православная энциклопедия, т. 9, с. 197-203 (материал использован частично)
http://www.pravenc.ru/text/155108.html

1 Тим. 3, 16; Barnaba. Ep. 15. 9; Iust. Martyr. 1 Apol 1. 21. 1; 1. 31. 7; 1. 42. 4; 1. 46. 5; Dial. 63. 1; 85. 2; 126. 1; 132. 1

Greg. Pal. Hom. 22 // PG. 151. Col. 296

Tertull. De orat. 23

Euseb. Vita Const. 4. 64; см.: Kretschmar. 1954-1955

Eger. Itiner. 43. 5

Eger. Itiner. 42

Greg. Nyss. In Ascen. // PG. 46. Col. 689-693

Ioan. Chrysost. De st. pent. I, II // PG. 50. Col. 456, 463; in Ascen. // PG. 50. Col. 441-452; De beato Philogonio. 6 // PG. 50. Col. 751-753

Const. Ap. V 19

CCSL. 9A. P. 32-37

CCSL. 9. P. 304, 312

Ioan. Cassian. Collat. 21. 19-20; Leo Magn. Serm. 77. 3

Aug. Ep. 54; ок. 400 г.

Н. В. Покровский

VI в., сокровищница собора св. Иоанна Предтечи в Монце, Италия

Laurent. Plut. I. 56. Fol. 13b, 586 г.

ГИМ. 129. Л. 22., сер. IX в.

Церковь Св. Софии в Фессалонике, 880-885 гг.,- 2 ангела несут ореол, Богоматерь, ангелы и апостолы — среди деревьев на склонах купола; храмы Каппадокии, X-XII вв.; церковь св. Апостолов в Пече (Сербия, Косово и Метохия), 1230-е гг.

Церковь Св. Софии, 840-е гг.; ц. Богородицы Перивлепты, 1295-1296 гг., в Охриде (Македония)

Спасский собор Мирожского монастыря, сер. XII в.; ц. вмч. Георгия в Ст. Ладоге, 1160-е гг.; церковь Спаса Преображения на Нередице, 1199, разрушена

Vat. gr. 1162. Fol. 2

2 иконы (одна из «Кашинского чина») XV в., ГТГ

Вознесение Господне, вспоминаемое на сороковой день по Пасхе, является одним из древнейших христианских праздников, установленным, по всей видимости, уже в IV веке. Великие отцы Церкви – святые Иоанн Златоуст и Григорий Нисский – являются авторами самых первых бесед на Вознесение, а блаженный Августин в своих сочинениях упоминает о повсеместном праздновании этого дня.

Композиция иконы делится на две смысловые части. В верхней изображен Спаситель в виде Господа Вседержителя, по-гречески - Пантократора. Вокруг фигуры возносящегося Господа - круглая, как правило, мандорла, которую поддерживают слева и справа двое или несколько ангелов. Мандорлу Спасителя поддерживают, как правило, два ангела. Однако на некоторых иконах их число может быть большим. Например, на новгородской иконе, датируемой 1542 годом, изображены шесть ангелов: двое поддерживают круг славы, четверо трубят в трубы. Ангелы расположены симметрично - по трое слева и справа. Вокруг их голов - нимбы. Изображение крестчатого нимба, то есть нимба с вписанным крестом обязательно имеется и вокруг головы Спасителя. Восседающий на невидимом престоле Спаситель облачен в традиционные для Его иконографии одежды - хитон и гиматий. Но на иконе праздника они, как правило, не синего и красного цветов, а золотисто-желтого. Правой рукой Спаситель благословляет всех остающихся на земле, в левой - свиток, обычно в свернутом виде.

В нижней части иконы - гора, на вершине которой изображен отпечаток стоп Спасителя. Горы в иконографии показывают место, где происходит изображаемое событие, но также они символизируют и ступени духовного восхождения. На фоне горок изображена Богородица в позе Оранты - с воздетыми в молении руками. И хотя в тексте Деяний нет прямого упоминания на присутствие Божией Матери в момент Вознесения, уже с самого раннего времени Она изображается на иконах праздника. Почему? Потому, что Богородица являет Собой самое совершенное из рожденных на земле и от земных родителей человеческое существо. И конечно, потому, что икона, являющая возносящегося Спасителя мира, не мыслима без Той, от Которой Сам Бог Слово воспринял человеческую плоть.

По сторонам от Нее помещены два ангела в белых одеждах, указывающие на возносящегося Христа апостолам. Сами же апостолы разделены на две симметричные группы по шесть человек. Характерная деталь: на большинстве икон апостолы не имеют нимбов, нимбы есть только у Спасителя, Ангелов в верхней части иконы, Божией Матери и двух Ангелов в нижней части - «мужей в белых одеждах», как описаны они в книге Деяний. Однако на иконах более позднего времени, как и на упоминавшейся нами новгородской иконе 1542 года, нимбы имеются и у всех апостолов. Отсутствие нимбов у апостолов на иконе «Вознесение» все же наиболее оправдано в богословском смысле - это свидетельство того, что на учеников Христовых еще не снизошла благодать Духа Святого - Утешителя, Который по обетованию Спасителя явился в день Пятидесятницы.

Многочисленные образы Вознесения передают главную радость праздника – радость о Христе, возведшем человеческое естество от смерти к нескончаемой жизни на небе, где Он воссел одесную Бога Отца.

Дата Празднования

Праздник связан с Пасхальным циклом и празднуется на сороковой день после Воскресения Христова (Пасхи).