Храмовый комплекс мишон. Руины мишон

Камбоджийская святыня Ангкор Ват известна во всем мире и десятки тысяч туристов ежегодно приезжают в Камбоджу, чтобы побывать в самом известном и большом храмовом комплексе в мире.
Но далеко не все знают о существовании еще одного храмового комплекса, который по значению в индуистской религии приравнивают к знаменитому Ангкор Вату. Это Мишон - храмовый комплекс империи Чампа, который находится в центральном Вьетнаме.
К сожалению, простоявшие более 1000 лет храмы и башни Мишона были беспощадно разрушены американскими бомбардировками во время Вьетнамской войны в 1969 году. 50 из 70 построек. Практически полностью.
Нет слов...


2. Развалины храмового комплекса Мишон находятся в джунглях провинции Куангнам, примерно в 50 км на юго-восток города Хойан.
Находясь более 4 веков в забвении под покровом джунглей, Мишон был случайно обнаружен группой французских археологов в 1885 году.
В 1999 году Мишон включили ЮНЕСКО в Список всемирного культурного наследия и здесь начались активные исследовательские работы и работы по обустройству комплекса для возможности посещения туристами.

3. Между IV и XIII вв. в этом районе Вьетнама сложилась уникальная цивилизация, духовные основы которой были тесно связаны с индуизмом.
Чамы, или тямы ̣(cham - по-вьетнамски, а русское произношение разнится) изначально были индуистами, поклонялись Шиве и считали себя последователями Шиваизма, но после 10-го века что-то изменилось, и их религия стала больше похожа на ислам. Все их храмы и найденные реликвии говорят о том, что чамы были индуистами, более поздние постройки доказывают присутствие в их жизни ислама.
Мишон был столицей империи Чампа с 4-го по 12-й века.

4. Как же появился Мишон?
В V веке знаменитый чамский король Бхадравакман I решил найти спокойное, укромное место для того, чтобы построить храм для восхваления культа индуистских божеств. Храмовый комплекс Митхо построили в распадке между горами, недалеко от одноименной деревни.

5. Были возведены около 70 сооружений - храмы и башни, посвященные богам Шиве и Вишну, а также королевские усыпальницы. В каждой усыпальнице были установлены стелы, на которых были выгравированы имена, даты жизни и достижения королей и членов королевского двора, имевших заслугу строительства этого храмового комплекса.
Впоследствии Мишон стал также местом поклонения королевским династиям чамов

6. Самая известная башня высотой 24 метра была украшена скульптурами львов и слонов. Она была разрушена во время войны в 1969 году американскими бомбардировками. В ходе этих бомбардировок были полностью или частично разрушены 50 из 70 храмов, описанных в первой половине 20-го века археологами из Французского института Дальнего Востока.

7. Мишон был религиозной святыней до 13 века, потом государство Чампа было полностью уничтожено современными вьетами, остались лишь небольшие группы, которые до сих пор живут в горах центрального и северного Вьетнама. Соответственно, и про эти храмы практически забыли

8. По мнению некоторых исследователей, святилище Мишон было духовным центром древнего чамского государства, подобное тому, что сейчас сохранилось в Камбодже - знаменитые храмы Ангкор Ват. Здешние храмы и башни действительно очень похожи на Ангкор Ват, а в архитектуре четко видны изображения индийских богов

9. Изображений богов довольно много, они разные, а некоторые из них не имеют лиц

10. При внимательном взгляде на фигуры складывается ощущение, что лица "извлекли" из стен, заменив их "пустышками"

11. Впрочем, это касается не только отсутствующих лиц

12.

13.

14. Во многие усыпальницы сейчас можно попасть внутрь

15. Некоторым из них удалось сохраниться даже после американских бомбардировок, некоторые были отреставрированы

16. Одинаковых усыпальниц здесь нет. Кажда из них отличается от соседней

17.

18. Сейчас все храмовые сооружения Мишона почти полностью разрушены, остались только их основания. Комплекс состоит из нескольких групп храмов, но только один из них имеет четкие черты. В нем четко угадываются башни, а постройки сохранились практически в первозданном виде

19. Во время вьетнамской войны ВВС США их нещадно бомбили, т.к. у американского командования были предположения, что в Мишоне находится штаб вьетнамских партизан.
Большую часть уцелевших фигур танцовщиц и индуистских богов перевезли в Музей чамской скульптуры в Дананге.

20. Некоторые фигуры можно увидеть не только в Дананге, но и здесь, в Мишоне.
Несколько бывших усыпальниц оборудованы в экспозиции найденных на территории Мишона фигур и скульптур

21.

22.

23.

24. В этой архитектуре сохранилось очень много разных лингамов, в том числе и самый главный, как символ деторождения и поклонения богу Шиве.
О лингамах я в отдельно сюжете

25. Туристов в Мишоне совсем немного, что меня, как фотографа, несказанно порадовало.
Нечасто бывает в наше время так, что ты спокойно сможешь фотографировать в в подобных развалинах сосем без толп людей

26. Главная башня Мишона

27. Помимо центрельной группы храмов некоторые заросшие растительностью башни можно найти и на некотором удалении

28. Всего таких групп 6.

29. Индийские орнаменты на остатках храмовых стен

30. Что еще стоит отметить, так это то, что несмотря на то, что объект находится под охраной ЮНЕСКО, ходить можно везде. трогать можно все. Никаких заборов, оград, запретов и т.д.

31. По некоторым постройкам видно, что их ретаврировали - вместе со старой кладкой заметен свежий кирпич

32. Но природные и климатические факторы в этих краях быстро сделают свое дело и через десяток-другой лет "обновления" станут совершенно незаметны

33. Башня после реставрации

34. А вот так вьетнамцы реставрируют разрушенный башни. Под навесом, защищая от дождя и ветра, аккуратно и тщательно...

Официальным партнером является компания

(это мы) в славном городе Нячанг социалистической республики Вьетнам. Но так сложилось, что первая зимовка наша началась с культурно-развлекательной поездки в другой город, даже в два. Поэтому для соблюдения хронологии событий первый пост будет как раз об этом. Итак, в начале декабря 2016 посетили мы городок Хойан и город Дананг (день первый), а также развалины храмового комплекса Мишон — наследие культуры чампов, — расположенные примерно в 40 минутах езды от Хойана (день второй).

Стоимость экскурсии, важное уточнение и общее впечатление

Ездили мы в рамках двухдневной экскурсии от Русского Информационного Центра (РИЦ) в Нячанге (об основных у нас есть статья). Стоимость экскурсии на момент создания статьи для взрослого — 115 $, для ребенка ростом до 110 см — 65 $, для ребенка более высокого — как для взрослого. Общая продолжительность поездки, включая дорогу — два дня и три ночи, из них одна ночь в отеле, а две — в автобусе.

Важное уточнение состоит в следующем. Если сравнивать цены экскурсий «Хойан — Дананг — Мишон» от разных турфирм, то у РИЦ она одна из самых низких. Это объясняется тем, что экскурсию проводит партнер РИЦ, вьетнамская турфирма, т.е. оплачиваем экскурсию в офисе РИЦ, билеты на автобус покупаем там же, а в Хойане нас встречает представитель вьетнамской турфирмы, которая далее за нас отвечает до конца экскурсии. Гиды будут русскоговорящие вьетнамцы.

Такая организация имеет свои плюсы и минусы. Очевидным плюсом является стоимость экскурсии (напомним, двухдневка — 115 долларов). Для сравнения, у турфирмы «Дядя Ваня» , заточенной под интернет-маркетинг (то есть с минимальными затратами на аренду офиса и прочее), однодневка в Хойан с посещением Мраморных гор , обойдется в 139 долларов с человека, без учета стоимости билетов на автобус или поезд. Но гид будет отечественный, который вместе с вами перенесет все тяготы дороги. 😉

ТоЖе экскурсией от РИЦ (по факту, от вьетнамского партнера РИЦ), в целом, довольны. В первый день вьетнамский гид был неплохой, только с тихим голосом, а во второй день гид был отличный. Звали второго гида Роза, это вьетнамская дама в летах, когда-то учившаяся в СССР. Сейчас преподает в Дананге в вузе, а в свободное время работает гидом. Чудесная женщина!

Сразу оговоримся, что двух дней для такого маршрута категорически мало. По-хорошему, надо приехать на несколько дней, теперь уже своим ходом, и бродить, гулять, исследовать. Ну а пока краткий обзор.

Дорога в Хойан

Добирались из Нячанга в Хойан вьетнамским спальным автобусом (он же слипинг-бас, слипбас или sleeping bus). Стоимость билетов НЕ включена в стоимость экскурсии, составляет около 25 $ с человека (это за оба билета — туда и обратно). В первый раз для неподготовленного русского человека поездка вьетнамским слипинг-басом — уже приключение, особенно если длится 10 — 11 часов.

Но о самой поездке, о плюсах и минусах слипбаса, о том, что стоит взять с собой в автобус, о том, где купить на него билеты в Нячанге и через интернет — .

Так выглядит междугородний спальный автобус внутри

Нетерпеливые и решительные, самостоятельные и привыкшие все делать онлайн путешественники могут найти билет в Хойан через форму ниже (сервис предоставлен сайтом 12go.asia )

Powered by 12Go Asia system

Отель, в случае самостоятельного путешествия (а не как у нас, с экскурсией), можно забронировать через форму ниже (она предоставлена сайтом hotellook , который сравнивает цены от нескольких поисковиков отелей, позволяя подобрать минимальную).

Об отеле, в котором мы провели ночь в рамках экскурсии обязательно расскажем, в конце данной статьи.

Дананг и Мраморные горы

Приехав в Хойан и позавтракав, сразу отправились в Дананг — город, расположенный примерно в часе езды от Хойана. Знаменит Мраморными горами, портом, промышленностью и мостами.

Мосты Дананга

Вот впечатляющий вантовый мост.


А это мост Дракона. Гид сказал, что в субботу и воскресенье вечером извергает пламя. Но мы были в пятницу днем, так что не видели. А на youtube , действительно, есть видео моста в его огненной ипостаси.


Мост Дракона в Дананге, который умеет извергать пламя

Пещеры Мраморных гор

В Дананге есть Мраморные горы. Место — потрясающе атмосферное, с богатейшей историей, обойти все закоулки за день нереально, а у нас, к сожалению, была всего пара часов.


В Мраморных горах огромное количество пещер и пещерок, в некоторых устроены алтари или даже небольшие храмы.


Небольшое святилище в Мраморных горах
Небольшой храм в Мраморных горах

В одном из закоулков есть источник, к которому приходят люди, желающие завести детей. А в войну в пещерах прятались вьетконговцы, даже есть дыры в «потолках» от взрывов авиабомб, которыми американские военные пытались выкурить партизан.


Дыры от авиабомб в «потолке» пещеры, Мраморные горы, Дананг

Мраморные чудеса вьетнамских мастеров

У подножия гор продают очень красивые изделия из мрамора (привозного, в Мраморных горах собственно мрамор уже давно не добывают). Обратите внимание на круглые тарелки с отверстием посредине (в левой верхней части снимка, на стеллаже). Это амулеты для привлечения денег.


Изделия из мрамора в лавочке у подножия Мраморных гор

А это БОЛЬШИЕ амулеты. Видимо, для привлечения БОЛЬШИХ денег (по центру яблоня тоже из мрамора).


Хойан и пешеходная экскурсия

После осмотра пещер и мраморной красоты мы вернулись в Хойан, где гид провел для нас пешеходную экскурсию. После экскурсии мы сделали два вывода:

  1. В Хойан нужно еще вернуться, чтобы побродить по узким живописным улочкам и насладиться атмосферой.
  2. Возвращаться нужно НЕ в декабре! Ибо влажный сезон здесь хоть и теплый, но очень мокрый.

Поэтому, например, велорикши заботливо укутывают клиентов (китайцев) от дождя


Вообще, Хойан признан ЮНЕСКО частью мирового культурного наследия. Практически на каждой улице есть минимум один объект, внесенный в какой-нибудь культурно-исторический список, много храмов и пагод.


Также Хойан знаменит текстильным производством: здесь изготавливают шелк и изделия из него. В рамках экскурсии мы посетили фабрику, где нам показали процесс получения шелка.

Это гусеницы шелкопряда в юном состоянии.


Вырастая, они окукливаются с образованием коконов, из-за которых, собственно, весь сыр-бор.


А потом уставшая тётенька прядет шелковую нить из коконов, размоченных в воде.


В общем, иногда фраза «Меньше знаешь — крепче спишь» действительно работает.

В 16-м веке Хойан был крупным центром, где пересекались торговые пути из Китая и Японии. Одной из главных достопримечательностей города является мост, соединивший в свое время (вроде бы, в том же 16-м веке) японскую и китайскую половины города. Строили его совместно японские и китайские торговцы в течение четырех лет (мы не знаем, почему столько времени потребовалось на строительство — расстояние-то между берегами небольшое… Но раз уж мост до сих пор сохранился, значит, оно того стоило).


Мост, соединивший японскую и китайскую половины Хойана

Китайские мотивы здесь сильны до сих пор. По иронии судьбы, вьетнамский Хойан теперь часто ассоциируется с китайскими фонариками, украшающими его улицы (тссс, они, конечно, вьетнамские, из вьетнамского шелка). И в сувенирных лавочках с вывеской «Товары из Хойана» такие фонарики непременно есть. Причем здесь ирония судьбы? При том, что вьетнамцы китайцев недолюбливают, ибо около 1000 лет Вьетнам находился под «игом» Китайской империи. А потом попал под «иго» французское… А потом была Американо-вьетнамская война… Но в настоящее время здесь рады туристам из всех стран мира. По крайней мере, у нас сложилось такое впечатление.

Слово «мишон» переводится как «красивая гора». Сам комплекс находится не на горе, а в долине, но окружающие его горы, заросшие непроходимыми джунглями, действительно представляют собой незабываемое зрелище.

Руины индуистского храмового комплекса

Руины Мишон - фрагменты заброшенного индуистского храмового комплекса времен королевства Чампа, в прошлом находившегося на территории нынешнего Вьетнама. Развалины храмового комплекса Мишон находятся в джунглях провинции Куангнам, примерно в 50 км к юго-востоку от другого исторического места страны - города Хойан.

Между IV и XIII вв. в этом районе Вьетнама существовала уникальная цивилизация, духовные основы которой были тесно связаны с индуизмом. Чамы, или тямы, изначально были индуистами, поклонялись Шиве и считали себя последователями шиваизма.

На протяжении многих лет политической столицей чамов был город Симхапутра - Львиная крепость, сегодня ее остатки находятся в деревне Чакьеу.

В V в. чамский король Бхадравакман I решил найти укромное место для постройки личного храма во славу индуистского бога Шивы. Такое место нашлось в межгорной долине шириной 2 км недалеко от стоявшей здесь деревни Мишон, давшей название всему храмовому комплексу. Постепенно Мишон, находившийся неподалеку от Симхапутры, стал крупнейшим культурным и религиозным центром государства чамов, а также служил местом захоронения чамских правителей, оставаясь таковым до самого конца существования Чампы.

Храмов и других культовых построек здесь было огромное количество: храмов Шивы и Вишну, а также королевских усыпальниц. Не были забыты и те из числа приближенных, кто участвовал в строительстве этого храмового комплекса: для их погребений на этой громадной территории тоже нашлось место. Одинаковых усыпальниц нет, каждая обладает множеством отличий и характерных деталей. В каждой усыпальнице были установлены стелы, на которых вырезаны имена, даты жизни и описания подвигов и завоеваний королей. Надписи похожи на письменность современного Таиланда, Камбоджи и Лаоса. Они сделаны почти тысячу лет назад, но хорошо сохранились до наших дней.

Монументальные чамские башни возводились на квадратном или прямоугольном основании. Каждый храм состоял из трех «ступеней». Первая - основа, представляющая мир людей. Вторая - сама башня, представляющая мир духов. Третья - верх башни, обычно в виде лотоса, представляющий область между двумя мирами. Вершину венчало скульптурное изображение человека, дерева, птицы или животного.

Строители Мишона черпали свое вдохновение почти исключительно из Индии в форме триады Брахма, Вишну и Шива. Шива был центральной фигурой культа - его изображения можно найти на любом из оставшихся чамских сооружений.

Храмы Мишона неоднократно подвергались изменениям, к ним достраивались новые и новые храмы и святилища. Для них характерен уникальный архитектурный чамско-индийский стиль. В одном строении можно заметить присутствие стилистических деталей определенной эпохи. Это объясняется тем, что каждый храм был посвящен определенному божеству или правителям разных династий.

Начиная с IX в. Чампа вступает в долгую череду войн с Ангкорской империей и вьетнамским Дайвьетом.

После X в. во взглядах чампа на веру происходит крутой перелом, и религия стала больше приближаться к исламу. Все их храмы и найденные реликвии говорят о том, что чамы были индуистами, но более поздние постройки доказывают присутствие в их жизни именно ислама.

В XIII в. государство Чампа было полностью уничтожено вьетами, остались лишь небольшие группы чама, которые до сих пор живут в горах центрального и северного Вьетнама.

Весь комплекс культовых построек Мишон делится на несколько групп, сооружения в которых не имеют названий и обозначаются латинскими буквами. Главные строения составляют три группы - A, B-C-D и E-F. Руины, обозначенные как G, Н и L, являются отдельно стоящими памятниками.

В 1960-х гг. каменные сооружения стали укрытием для партизан вьетнамских сил сопротивления. В августе 1969 г. американские бомбардировщики В-52 целую неделю утюжили Мишон бомбами, едва не погубив окончательно эти ценнейшие памятники мировой истории.

После падения государства Чампа на несколько веков эти постройки были преданы забвению.

Лишь в 1889 г. об этих постройках случайно узнали французские археологи, составили их описание и даже придумали название - Долина королевской династии. Они исходили из того, что в позднем периоде своего существования Мишон стал также местом поклонения королевским династиям Чампы.

Во время американских бомбардировок практически полностью было уничтожено около 50 из 70 построек. Громадные воронки от взрывов бомб видны и сегодня.

Большую часть уцелевших скульптур танцовщиц и индуистских богов вьетнамцы перевезли в Музей чамской скульптуры в Дананге.

В 1999 г. Мишон был включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Чересчур восторженные любители древностей иногда сравнивают Мишон с комплексом Ангкор-Ват в Камбодже и с древней столицей Таиланда Аютайя, однако масштабы Мишона куда скромнее. Несмотря на довольно большую общую площадь и на большую историческую значимость, руин здесь совсем немного. Да и от них мало что осталось, кроме груды камней, заросших травой. Но не следует забывать, что Мишон стал религиозным центром при короле Бхадравармане в конце IV в. и оставался им вплоть до XIII в., т. е. на протяжении восьми веков, тогда как камбоджийский Ангкор выполнял подобные функции только триста лет.

Мишон состоит из трех основных зон, образующих единый комплекс 70 религиозных сооружений, из которых сохранилось в различной степени разрушения лишь 25.

Первая - относительно полный храмовый комплекс из десятка строений. Они символизируют разные ступени поклонения Шиве и связаны с движением солнца по небу. На стенах сохранились резные изображения богов и различные символы индуизма.

Третья - место, где была проведена или еще идет реставрация. В глаза бросается разница в цвете, текстуре и возрасте кирпичей культовых башен. Форма зданий была сохранена, но материалы используются современные. Однако вся работа по реставрации храмового комплекса Мишон проводится максимально аккуратно.

Постройки Мишона образуют группы, большинство из которых окружено квадратной стеной-антармандалой с гопурами-воротами. В каждой группе имеются отдельное строение кошагрху - хранилище обрядовой утвари и несколько мелких святилищ, посвященных различным богам.

Материалом для построек служили обожженный кирпич и песчаник.

Практически нетронутыми сохранились десятки лингамов - символов божественной производящей силы, которым придана фаллическая форма. Среди них и самый главный лингам - символ деторождения и поклонения богу Шиве.

В XX в. началась реставрация храмов Мишона, продолжающаяся и в наши дни. Как говорят вьетнамцы, продлится она еще не один десяток лет. Храмы стараются восстанавливать, используя те же материалы, из которых они были построены изначально. Кирпичи, что еще держатся на своем месте, не трогают. Все вытащенные аккуратно складывают в стороне, чтобы однажды вернуть на место, соблюдая древнюю технологию, которая во многом пока еще остается загадкой.

Реконструкция проводится по сохранившимся рисункам и фотографиям, сделанным французской экспедицией в конце XIX в.


Общая информация

Местонахождение : Центральный Вьетнам.

Административная принадлежность : уезд Зуисуен, провинция Куангнам.

Основан : IV в.

Заброшен : XIII в.

В списке Всемирного наследия ЮНЕСКО : с 1999 г.

Языки : вьетнамский, тямы, куой (куойтям), тхо (тхомон), поонг, мыонг, кату, бру, английский, французский.

Этнический состав : вьеты (кинь), тямы, тхо, мыонги, кату, бру.

Религии: буддизм, культ духа предков, анимизм.

Денежная единица : вьетнамский донг.

Цифры

Площадь : около 12,5 км 2 .

Высота над уровнем моря : максимум 51 м.

Постройки : общее количество - около 78.

Климат и погода

Субэкваториальный муссонный.

Сезон дождей : май-октябрь.

В апреле 2017 г. вьетнамские археологи обнаружили под землей древнюю дорогу и остатки еще одного храма. Древняя дорога шириной 8 м находится позади башни К, между двумя параллельными стенами шириной 0,6 м каждая. Части стен, изготовленные из терракоты, остались нетронутыми. По мнению археологов,этой дорогой пользовались только члены королевской семьи и высокопоставленные чиновники, работавшие в королевском суде, причем в особых случаях: например, когда в храмовом комплексе Мишон проводились ритуалы.

До настоящего времени среди специалистов нет уверенности в том, как именно крепятся кирпичи, из которых сложены храмы. Во многих местах постройки кажутся практически монолитными. На этот счет существуют различные гипотезы. Одна говорит о растворе на основе овощного клея. Другая утверждает, что сооружение изначально возводилось из необожженных кирпичей, а потом уже все это обжигалось. На первый взгляд, это покажется маловероятным, так как нижние ряды кирпичей в таком случае должны быть сильно деформированы. Но надо принять во внимание терпение и трудолюбие строителей: они плотно подгоняли друг к другу кирпичи и после этого обжигали их - ряд за рядом, по очереди, чтобы кирпичи затвердели и надежно закрепились на своем месте. При реставрации пока еще не удается так же прочно закреплять новые кирпичи в старой кладке, даже следуя древней технологии.

Внутри относительно целых храмов созданы музеи. В числе экспонатов - найденные среди руин неразорвавшиеся и обезвреженные американские авиабомбы.

Храмовый комплекс Мишон (Вьетнам) - описание, история, расположение. Точный адрес, телефон, веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

  • Горящие туры во Вьетнам
  • Туры на майские по всему миру

Предыдущая фотография Следующая фотография

Провинция Куангнам в центре Вьетнама известна на весь мир уникальным археологическим комплексом Мишон, выполнявшим в прошлом функции религиозного центра древнего государства тямов. Когда-то здесь находилось множество святилищ и храмов, а сегодня о былом величии напоминает пара десятков зданий из песчаника и обожженного кирпича. Объект признан памятником культурного наследия мирового значения и ежегодно притягивает к себе тысячи путешественников, интересующихся тайнами минувших веков.

Немного истории

Первые данные о комплексе датируются 7-8 веками. Согласно преданию, именно здесь когда-то располагалась столица империи Тямпа, существовавшей около 1,5 тыс. лет назад. Ученые полагают, что основателем был король Бхадраварману I, решивший создать возле города «Святую долину» в честь величия божества Шивы, а также как память о своем царствовании. Долгое время о Мишоне не знал никто, нашли его только в 20 веке французские археологи, занимавшиеся раскопками неподалеку от Дананга .

Из-за вьетнамских войн «Святая земля» серьезно пострадала, и в 60-х гг. ее чудом не уничтожили американские бомбежки. Но город сумел выстоять, и в 1975 г. древний памятник было решено восстановить. Для этого несколько лет жители окрестных земель собственными руками очищали истерзанные войной джунгли от мин и бомб.

На реставрацию ушло примерно 15 лет, и в 1996 г. состоялось торжественное открытие комплекса. А 3 года спустя его включили в Список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Что посмотреть

Древние тямы были поистине великим народом. Своими неимоверными усилиями они возвели монументальные постройки, причем в их расположении прослеживается четкая система, характеризующая культуру, мировоззрение и верования ушедшей цивилизации. Изначально на территории города было свыше 70 строений, но к настоящему времени осталось чуть более 20.

Пагоды, храмы и башни украшены уникальными по своему исполнению узорами и рисунками, высеченными древними мастерами. Удивительно и то, что каждый элемент создан вручную.

Узкие проходы и тропы, по которым когда-то ходили жители столицы Тямпа, сейчас используются для проведения экскурсий. Гуляя по ним, можно увидеть несколько скульптур индуистских божеств, как будто наблюдающих за туристами своими каменными глазами. А расположение места среди покрытых туманом холмов и густых джунглей только добавляет ему загадочности и таинственности.

Рядом с комплексом открыт музей, рассказывающий об истории тямской империи, а в культурном центре, также находящемся неподалеку, проводятся тематические фольклорные мероприятия.

Практическая информация

Комплекс расположен в провинции Куангнам. Лучше всего добираться сюда в составе экскурсионной группы из Дананга , что примерно в 80 км от Куангнама, однако можно доехать и на такси или арендованном мотобайке. К руинам ведут указатели. GPS-координаты: 15.791204; 108.107823.

Стоимость билетов: 100 000 VND - для взрослых и детей. Экскурсия из Дананга - примерно 180 000 VND (с учетом билета). Цены на странице указаны на ноябрь 2016 г.

После нескольких поездок во Вьетнам сложилось впечатление, что стране нечего предложить туристам в качестве исторических достопримечательностей. Все уничтожено либо при переходе на коммунизм, либо американскими бомбежками. Цитадель Хюэ и гробницы императоров , конечно, производят впечатление, но это никак не наследие древности, а столицы Вьетнама вообще начисто лишены каких-то артефактов далекой истории.

Все же такие места во Вьетнаме есть, правда относятся они к культуре не имеющей отношения к вьетнамцам, а к древнему народу Чампа (Тямпа) правившему центральным и южным Вьетнамом в 5-16 веках н.э. Чампа, подобно Бали, являлась осколком древней влиятельной культуры, исповедовавшей индуизм, населявшей большую часть ЮВА в начале-середине 1-го тысячелетия,

Одним из памятников этой ушедшей в историю империи является Мишон (или Мисон - My Son Sanctuary), расположенный недалеко от Дананга и Хойана . Мишон начали строить в 4 веке н.э. и продолжали строить и обновлять до 14в пока вся эта территория не перешла под контроль вьетнамцев, после чего Мишон был заброшен, забыт и практически уничтожен американскими бомбардировками. Эти храмы, как это ни странно для этих мест, построены последователями индуизма и посвящены Шиве.

На общественном транспорте до Мишона добираться сложновато, многие не брезгуют поехать в Мишон в лучших вьетнамских традициях на мотобайке, но из Дананга это будет слишком утомительно, ничего особо живописного в дороге на Мишон нет, по этому мы ограничились такси через сервис hoianprivatecar.


Мишон теперь является объектом Всемирного Наследия ЮНЕСКО и тут все организовано очень цивильно с парковкой, электрокаром от нее до храмов, музеем и, естественно, платой за вход - 150 тыс. донгов.


Все памятники понятно размечены на английском. Территория не такая большая, но походить придется. У нас на то чтобы облазить руины ушло 2,5 часа.
Еще при первой попытке реставрации Мишона французами руины храмов были разбиты на группы по их расположению: наиболее изученные и сохранившиеся группы A, A", B, C, D, E, F, и G и все еще поглощенные джунглями группы H, K, и L. Если следовать указателям на плане, то тропа образует полный круг, но мы заметили, что местные жители сразу напрямую идут к наиболее сохранившимся группам BCD.


Мы последовали по указателям через аккуратно высаженную аллею. Природа здесь напоминала лаосский Пхонсаван .


От храма, обозначенного на схеме буквой К, практически ничего не осталось, а храм N мы так вообще не заметили, по этому эта длинная часть тропы особого интереса не представляет.

В северном конце тропы сконцентрировано большинство сохранившихся групп руин.

Группы F и E немногочисленны и очень плохо сохранились.


Во главе любой группы стоял основной храм, остальные постройки имели вспомогательное значение. Так видимо идет реставрация.


Реставрировать есть что. Всего французы нашли и описали 71 храм, при ковровых бомбардировках Вьетнамской войны 50 из них были практически полностью уничтожены. Воронки от бомб особенно заметны вокруг храмов групп F и Е.


На закладных камнях следы то ли от пуль то ли от шрапнели.

Чамы в культурном плане зависели от индийской культуры и религии, которая проникала к ним вместе с торговыми потоками из Сиама и Камбоджи. Мишон в архитектурном стиле родственен до-ангкоровским памятникам кхмеров (Rolous Group, Bakong), индуистским памятникам на яванском плато Диенг, мьянмарскому Багану .

Например, практически точно такая же коровка приковала наше внимание в Сием Реапе при осмотре храма Преа Ко (Preah Ko) в группе Ролуос.



Единственная увиденная нами в Мишоне скульптура.
Уцелевшие закладные камни служат одним из основных источников информации о Мишоне для ученых.


Группа G была построена в 12-м веке, может поэтому выглядит она более сохранившейся. Построена эта группа храмов на холме, что ученые считают заимствованием из Кхмерской архитектуры.


Храм отлично смотрится на расчищенном возвышении на фоне зеленых холмов и, вероятно, уже прошел какую-то реставрацию.


Основной храм украшен барельефами.


И с каждого угла его охраняет Гаруда, которую часто можно встретить в архитектуре яванской версии индуизма.


С утра в Мишоне устраивают традиционные чамские танцы. Не знаю какую ценность они представляют с культурной точки зрения, но смотрятся в декорациях храма они весьма органично.



Чамы даже в этническом плане очень далеки от вьетнамцев и представляют собой ответвление австронезийского этноса, даже их язык принадлежит другой группе и более схож с коренным яванским или малайским.
После падения империи Чампа, чамы переселились в Камбоджу, большая популяция продолжает проживать во Вьетнаме, по воле времени чамы теперь исповедуют ислам, но традиционные индуистские обряды по прежнему живут из поколения в поколение.