Где живут феи. Это очень важная работа, - сказала Королева, - чем же хочешь ты заниматься, маленькая Фея

Хотя феи чаще всего ассоциируются с Западной Европой (особенно с Британскими островами), подобные им существа — нимфы и дриады из классической мифологии, джинны из арабских сказок, пери из персидского фольклора — живут в преданиях различных народов мира.

Есть много теорий и мнений насчет этимологии слова «фея», которое восходит к латинским и французским источникам. Л. Спенс выразил уверенность, что «фея» имеет связь с fates (парками) в классической мифологии. Очевидно, что слово «фея» связано с латинским fata — судьба. Существительное fairy первоначально в английском языке значило волшебство, только позже стало употребляться для описания сверхъестественных существ.

Слово «эльф» является средневековой английской формой англо-саксонского слова aelf, родственно исландскому слову alfr, скандинавскому aIf и немецкому elf. Раньше слово «фея» использовалось как синоним «эльфа», но позже в фольклоре наметились различия.

Классифицировать волшебных человечков трудно из-за разнообразия их типов и мест обитания. Кроме того, на протяжении истории это слово претерпевало изменения, и в разное время могло трактоваться по-разному.

Выделяют четыре типа фееподобных существ:

1) волшебники;

2) существа, имеющие отношение к феям или обладающие их чертами;

3) существа, ассоциирующиеся с природой;

4) собственно феи.

Первую группу составляют волшебники и волшебницы со сверхъестественными способностями. Одни из них смертны, другие совершенно необычные существа или частично люди, -5 частично сверхсущества.

Вторая группа подразумевает монстров, демонов, существ, ассоциирующихся с феями или схожих с ними по каким-либо характеристикам. Джиннов из арабского фольклора тоже можно отнести ко второй категории. Они, как и феи, могут менять облик и крадут людей в свой мир. Некоторые относят в эту группу драконов и гигантов.

Следующая группа существ ассоциируется с животными или другими объектами мира природы. Это русалки, водяные, лешии, ведьмы.

Четвертая группа — самая важная, этих существ можно считать настоящими феями. Они живут либо группами, либо поодиночке, иногда привязаны к определенному месту или дому.

У некоторых общин фей не слишком организованная социальная структура, у других — строгая иерархия со своими королями и королевами. Группы с монархическим устройством содержат большой двор и поддерживают установленный порядок в своей стране, большую часть времени проводят в развлечениях: танцуют и поют.

Туата де Даннан (Ирландия) Племена богини Дану— наиболее известное поселение волшебных человечков с монархическим устройством. Туата де Даннан содержат богатый двор, любят пирушки и ведут праздный образ жизни. Иногда они устраивают пышные конные процессии. Считается, что все сказочные маленькие человечки Ирландии происходят от Туата де Даннан.

Представителей этого племени Туан МакКайрилл назвал кельтскими «богами», однако, назвать их богами можно только с натяжкой, несмотря на то что барды видели в них «самых красивых, самых изысканных в одежде и вооружении, самых искусных в игре на музыкальных инструментах, самых одарённых умом из всех, кто когда-либо приходил в Ирландию». «Книга Арма» (VIII в.) низводит это племя лишь до dei terreni, то есть сил земли, ведающих плодородием и водой, обитающих в холмах реках и озёрах. В таком понимании они именуются сидами, и сравниваются с фейри (феями) или эльфами.

«Всадники сидов». Джон Дункан, шотландский художник XIX в.


Карлики живут в подземных королевствах, у них есть свой король. У них морщинистая кожа и длинная борода, и, несмотря на свой маленький рост, они обладают большой силой. Многие из них уродливы, горбаты, с огромной головой, плоским носом и деформированными конечностями (а иногда с копытами), но есть и привлекательные карлики, с правильными пропорциями тела и приятной внешностью. Почти во всех легендах карлики — умелые ремесленники, чаще всего кузнецы. Они добывают руду и делают из нее мечи, копья и другие предметы, вкладывая в них волшебную силу.

В скандинавской мифологии alfar, или эльфы, имеют божественную природу. Прозаическая Эдда повествует о двух типах эльфов: темные эльфы, «чернее смоли», которые живут в земле, и светлые эльфы, «светлее солнца», живущие в доме эльфов.

Некоторые слывут хрупкими безобидными существами, другие вредные, причиняют зло человеку, например, стреляют стрелами с кремниевым наконечником.

Теперь поговорим о феях-одиночках. Некоторые из них сосуществуют с человеком, некоторые сторонятся людей. Домовые, дружественные существа, живут с человеком и выполняют некоторую работу по дому, например, помогают тесту подойти, заботятся о детях. Из них самые известные — брауни (от brown — коричневый), они одеты в лохмотья коричневого цвета. Если с ними хорошо обращаться, они могут выполнять различную работу, но если им что-то не нравится, они могут и напакостничать.

Если брауни покидает дом, то вместе с ним уходит удача. Еще одно похожее существо — Пэк, которого в елизаветинские времена называли Добрый Малый Робин. Банши - дух-одиночка, который своим воем предсказывает смерть членов семьи. Эльфы — сказочные сапожники, маленькие гротескные человечки, они носят кожаный передник, башмаки с серебряными пряжками и очки и избегают контактов с людьми. Если человек поймает эльфа, тот обязан показать, где хранит свои сокровища. Но нельзя сводить с него глаз даже на секунду, иначе он убежит.

Гномы и тролли более далеки от фей. Гномы — маленькие существа, которые живут под землей и охраняют сокровища. Слово «гном» часто используется как синоним эльфа или феи.

В скандинавской мифологии тролли — гигантские существа, ассоциирующиеся с подземным миром. Они живут в горных пещерах, выходят только ночью (солнечный свет превращает их в камень). Они поедают человеческую плоть и пьют кровь, но довольно глупы, и человек легко может их перехитрить.

Позже троллей стали считать карликовыми существами, которые селятся в пещерах или подземных жилищах. Карликовые тролли отнюдь не кровожадные монстры, они более умны и предпочитают красть женщин и детей, любят плясать, у них часто жены-красавицы и несметные сокровища.

Словом «гоблин» называют злых духов. Они чаще всего уродливы, гротескны, живут в темных сырых местах, обладают большой силой и хитры. Во французском фольклоре гоблины — домашние духи типа брауни, склонные к озорству.

В большинстве описаний волшебных человечков подчеркивается, что они имеют человеческую внешность, писатели говорят о них тоже как о людях. Однако некоторые из них имеют внешность животного или обладают способностью превращаться в зверей, другие совмещают черты человека и животного.

Например, Джимми Квадратная Ступня — полусвинья-получеловек; келпи — шотландское водяное существо, часто появляющееся в облике лошади; уриск с шотландского высокогорья — наполовину человек, наполовину козел. Бывает так, что феи выглядят как люди, но у них есть небольшие отличия: лесные жены Елле в скандинавском фольклоре — молодые привлекательные женщины, но у них необыкновенно впалый зад.

Феи могут менять свой облик. Более того, им приписывают способность становиться невидимыми. Их рост варьируется в различных преданиях. Некоторые феи выше человека, рост других лишь несколько дюймов или того меньше.

Хотя многие считают фей крылатыми существами, такому мнению нет подтверждения в современной науке. Возможно, такие ассоциации возникли тогда, когда ангелы считались преимущественно существами женского пола, скорее падшими духами, чем сверхъестественными созданиями. Люди в XIX в. часто представляли фей с прозрачными крылышками, о чем свидетельствуют произведения искусства того времени.

У фей зеленое одеяние, иногда и зеленые волосы и кожа. В елизаветинское время, судя по шекспировским произведениям «Сон в летнюю ночь» и «Виндзорские насмешницы», феи стали ассоциироваться с зеленым и белым цветами. Некоторые феи предпочитают другие расцветки и иногда носят довольно экзотическую одежду типа плаща из крыльев летучей мыши.

Феи также весьма преуспевают в строительстве. Они сами выращивают себе еду, но часто крадут пищу у человека или же получают ее в подарок. В Англии XVI в. существовал обычай выносить хлеб для фей. Особенно они любят молоко, масло и сливки.

Некоторые феи дружелюбны, другие открыто ненавидят человека. Впрочем, большинство фей не проявляют активной неприязни к человеку. Но они не выносят неуважения к себе и часто наказывают людей, нарушивших их моральные правила и табу. Например, нельзя называть фей по настоящему имени, нужно использовать различные уважительные прозвища: добрые человечки, добрый народ, крошечный народец и т.д.

Опасно вторгаться на территорию фей, они могут ущипнуть незваного гостя или причинить более существенный вред. В определенное время, преимущественно в середине лета, феи особенно активны, и человек, нарушивший границы их владений, подвергается серьезному риску.

Защититься можно с помощью креста или заклинания. А еще феи боятся железа.

Большинство волшебных человечков не видят ничего зазорного в краже, в том числе и людей. Они крадут женщин, которые ухаживают за их детьми, многие похищают красивых женщин и мужчин и используют их в качестве любовников.

Впрочем, люди и сами иногда охотно уходят вслед за феями и не желают возвращаться в свой мир. Феи часто крадут человеческих детей и оставляют взамен своего ребенка или старуху (в английском языке есть специальное слово для такой замены — changeling). Замена, как правило, уродлива, с плохим злым нравом.

Что касается страны фей, то мнения тоже различаются, как и по другим вопросам. Это место или земля, удаленная от мира людей. Страна фей может быть под землей, на острове, в лесу, в замке, в стране, примыкающей к человеческому миру. Как описывает лорд Дунсани, в этой волшебной стране краски ярче, воздух играет и светится, и все выглядит как наши цветы и листва, отраженные в июньской воде.

Посещение волшебной страны смертными связано с опасностью. Если люди съели там что-то, они могут никогда не вернуться. Те же, кто вернулся, могут на всю жизнь лишиться рассудка или вскоре умрут.

В стране фей время течет гораздо медленнее. Несколько часов там равнозначны нашим нескольким годам. Поэтому считается, что феи бессмертны или, по крайней мере, живут очень долго. Человек, попавший в волшебную страну, тоже не стареет, но по возвращении все встает на свои места.

Феи. Полная энциклопедия!

Сообщение Верлиока

Фея - В мифологии западноевропейск их народов сверхъестественн ые существа в обличие прекрасных молодых женщин или омерзительных старух (иногда - с крыльями). Наделены способностью творить чудеса и менять по желанию свой внешний вид. Бывают как добрыми, так и злыми. Их название связано с латинским словом fatum (судьба, жребий). Феи считаются самыми многочисленными, самыми красивыми примечательными из всех второстепенных сверхъестественн ых существ. Вера в них не ограничена какой-либо одной страной, или эпохой. Древние греки, эскимосы и краснокожие индейцы рассказывают истории о героях, завоевавших любовь этих созданий фантазии. В такой удаче таится, однако, опасность - когда прихоть феи удовлетворена, она с легкостью может своего любовника погубить.

«Там прогуливались феи, воздушные и нежные, как сон. Их длинные волосы отливали золотом, алые уста улыбались; их легкие платья, сотканные из лепестков роз и лилий, были самых нежных оттенков. Легкие и воздушные, они носились, танцуя в воздухе, чуть шурша своими легкими крыльями, казавшимися серебряными в блеске майского дня… Не птичка, не мотылек, а веселая крошечная голубая девочка. У нее серебряные крылышки, за спиной и кудри, легкие, как пух. Я знаю ее - это фея голубого воздуха и весеннего неба, фея золотого солнца и майского праздника ». (Л. А. Чарская «Сказки голубой феи»)

Феи очень любят танцевать и устраивать веселые балы. Для этого они специально выравнивают поляны в лесу, чтобы не было ни рытвин ни кочек, и эти поляны становятся их танцплощадками. Едят феи цветочную пыльцу и пьют утреннюю росу.
Феи проводят все время, свободное от пляски и пения, в том, что сидят за пряжей или тканьем. Быстрота, тонкость и красота их работы вошли в пословицу. Их искусные руки, гласит предание, производят те плащи и ковры, одаренные всякими чудесными свойствами, те шапочки, колпачки-невидим ки и тонкие сорочки, защищающие тело лучше всякой кольчуги, которыми феи часто дарят своих любимцев. Поселяне в Норвегии рассказывают, что «как идешь поутру мимо холмов, так очень часто слышишь, как феи там прядут: колесо так и поскрипывает - видно, что не застаивается, и работа идет не по-нашему».
Все феи и эльфы, без исключения, одарены способностью мгновенно являться, мгновенно исчезать и становиться невидимыми либо принимать на себя наружный вид разного рода животных или неодушевленных предметов. Первые два свойства - мгновенное появление и исчезновение - заключаются в их волшебной одежде.

Феи, по поверьям кельтских и романских народов - фантастические существа женского пола, волшебницы. Феи, в европейской мифологии - женщины, обладающие волшебными знаниями и могуществом. Феи, обычно, добрые волшебницы, но есть и "темные" феи. Существует множество легенд, сказок и великих произведений искусства, в которых феи творят добрые дела, становятся покровительницам и принцев и принцесс, а иногда и сами выступают в роли жен королей или героев.
Согласно валлийских легенд феи существовали в облике обычных людей, временами прекрасных, но иногда и ужасных. По своему желанию, творя волшебство, они могли принять вид благородного животного, цветка, света или могли стать невидимыми для людей.
Собственно, происхождение слова фея остается неизвестным, но в мифологиях европейских стран оно весьма схоже. Слову фея в Испании и Италии соответствуют "fada" и "fata". Очевидно, они являются производными от латинского слова "fatum", то есть судьба, рок, что являлось признанием умения предсказывать и даже управлять человеческой судьбой. Во Франции слово "fee" происходит от старофранцузског
о "feer", которое видимо появилось на основе латинского "fatare", означавшее "очаровывать, околдовывать". Это слово говорит о способности фей изменять обычный мир людей. От этого же слова происходит английское слово "faerie" - "волшебное царство", которое включает в себя искусство колдовства и весь мир фей. Слова "fairy" и "fay", означающие фея, эльф, являются другими производными слова "faerie".

Фея (фр. fee, англ. fairy — также faery, faerie, fay, fae; «маленькие люди», «хорошие люди», «мирные люди», «прекрасные люди» и т. д.) — в кельтском и германском фольклоре — существо метафизической природы, обладающее необъяснимыми, сверхъестественн ыми способностями, ведущее скрытый (как коллективный, так и обособленный) образ жизни и при этом имеющее свойство вмешиваться в повседневную жизнь человека — иногда с добрыми намерениями, нередко причиняя вред. Образ феи как изысканно-привле кательной, как правило, миниатюрной женщины, сформировался в эпоху расцвета романтизма в западной литературе и получил своё развитие в викторианскую эпоху. В широком смысле под «феями» в западноевропейск ом фольклоре принято подразумевать всё многообразие родственных мифологических существ, нередко кардинально отличающихся друг от друга и внешностью, и повадками; иногда дружелюбных и приносящих удачу, чаще — лукавых и мстительных, склонных к злым шуткам и похищениям — прежде всего, младенцев.

Слово «фея», как и его английский аналог fairy, было заимствовано из старофранцузског о «faerie» (совр. — feerie, fee), охватывавшего всё, что так или иначе касалось места жительства и деятельности групп мифологических «маленьких людей» (faie; позже — fee). Источником французского термина считается латинское fata (дух-хранитель; отсюда же — итальянское fata, испанское hada). Fata, употребляющееся в женском роде в языках романской группы, оно первоначально являлось существительным среднего рода множественного числа («fates») и было производным от fatum («предсказанное» ; «пророческое»).

Терминология, связанная с феями, претерпевала изменения и не отличалась последовательнос
тью; так, в Англии первоначально преобладало представление об «эльфах», «феи» из французского фольклора пришли сюда позже. Кроме того, согласно «Оксфордскому словарю кельтской мифологии», «разговор о феях на английском языке крайне затруднён, потому что словом fairy здесь переводят десятки более специфических терминов, обозначающих всевозможных существ того же рода из ирландской, шотланской, галльской, валлийской, корнуоллской, манкской фольклорных традиций»

Первые сообщения о феях появились в средневековой Европе, а наибольшее распространение получили в Ирландии, Корнуолле, Уэльсе и Шотландии. Первые письменные пересказы историй о феях в фольклоре были сделаны Гиральдом Камбренсом (Giraldus Cambrensis, 1146—1223). Однако такие записи — большая редкость: в основном легенды и истории передавались изустно. При этом исследователями отмечалось поразительное сходство между описания фей и их характеристиками в кельтской, английской, скондинавской и континентальной фольклорных традициях.
С течением времени «документальные» свидетельства людей, якобы общавшихся с феями, перемешались с легендами и литературными образами, как средневековыми, так и сравнительно современными. Усложнял дело тот факт, что под видом «фей» в фольклор проникли персонажи древней мифологии и саг. Кроме того, такой авторитетный исследователь, как преп. Роберт Кирк, взявшийся за исследование фей в Аберфойле, Шотландия, оказался сам сторонником реальности их существования (более того, если верить легенде, кончил тем, что был унесён в их царство). Фольклористы собрали многочисленные данные об этом поверье, но их работы оставались широкой общественности практически неизвестными и всерьёз не воспринимались — до тех пор, пока Катарина М. Бриггc не собрала воедино все факты, касавшиеся этого явления, продемонстрирова в его распространеннос ть, а также ряд общих черт.

Представление о фее как о человекоподобном крошечном существе, нередко с крылышками, возникло сравнительно недавно, во второй половине XIX века. Изначально фею описывали двояко — либо как высокую, светящуюся ангелоподобную сущность, либо как нечто маленькое и сморщенное, более всего подходящее под описание тролля. В шотландской сказке «Фея и котёл» сохранилось следующее описание: «…Эта фея была крошечная женщина с остреньким личиком, блестящими глазками и смуглой кожей орехового цвета. Жила она в зелёном, поросшем травой холмике, что возвышался неподалёку от дома пастуха».
При этом феей назывались существа как женского, так и мужского рода, а размер не принимался как постоянная данность: более того, считалось, что эту свою характеристику феи обретают магическими средствами, произвольно меняя её в зависимости от того, какое хотят произвести впечатление. Утверждалось, что фея способна принимать вид животных (selkie,kelpie). Если верить сообщению Жюстина Го (Justinian Gaux), способность фей к перевоплощению поистине не имеет границ: автор XIV века утверждал, что на его глазах фея превратилась сразу в две враждующих армии, которые тут же вступили в кровопролитное сражение, оставив на поле брани 700 трупов — и это после того, как фея, за всё это ответственная, уже успела принять первоначальный вид и с места событий ретироваться.

Преподобный Роберт Кирк, священник шотландского прихода Аберфойл в Стерлинге, о внешности фей писал в 1691 году («The Secret Commonwealth of Elves, Fauns and Fairies»): «Эти разумные подвижные духи обладают светящимися, видоизменяющимис я телами (родственные тем, что именуют „астральными“) и <консистенцией> густого облака; лучше всего видимы они в сумерки. Тела эти столь переменчивы благодаря утонченности духа, их населяющего, что могут по желанию последнего исчезать или появляться». Намек на «иллюзионистские » способности фей присутствует и в рассказах о снадобьях, которые те преподносят людям. Популярная героиня скандинавских сказаний — женщина, которую феи вызывают, чтобы принять роды (роженицей в таких случаях нередко оказывается женщина из числа смертных, феями похищенная). В награду повитухе дают целебную мазь, предназначенную, как правило, для глаз ребенка. Из любопытства (или по недоразумению) та решает испробовать на себе действие снадобья, после чего словно бы прозревает к реальности (одна такая акушерка рассказывала, что поняла: она приняла роды не у благородной дамы во дворце, а у нищенки в грязной пещере) и в собственный мир возвращается либо ослепшей, либо наделённой опасным свойством — видеть фей.

В кельтском фольклоре фея — крошечное или низкорослое существо, нередко становящееся невидимым — надевая волшебную шапочку. Любимый цвет фей — зеленый; это касается не только одежды — были сообщения о феях с зелеными кожей и волосами. Впервые изображать фей с крылышками, словно бы заимствованными у насекомых, начали иллюстраторы и художники викторианской эпохи, когда фея в массовом сознании стала превращаться в добрую красавицу из детских сказок. В древних сказаниях ничего похожего не описывалось: феи, как утверждалось, летали, но обходились без крыльев, нередко используя в качестве «аппаратов» стебельки растений (ннапример, амброзии) или птиц.

Принято считать, что феи подразделяются на два основных класса: «социальный» и «индивидуальный» , хотя первыми эту градацию провели сравнительно недавно — У. Б. Йейтс (1888) и Джеймс Макдугалл (1910). Феи первой группы (trooping fairies: сам же Йейтс и ввёл этот термин в обиход) живут сообществами и заняты коллективной деятельностью праздного толка: в основном, танцами, музицированием и участием в роскошных пиршествах. Смертные вполне способны подслушать звуки таких празднеств; достаточно лишь ступить на Курган фей; угадываются следы таких сборищ по кольцам на траве или на клумбах. В кельтских источниках утверждалось, что «музыка фей» имела «божественный характер»; более того, что «некоторые народные мелодии берут начало в музыке фей». «Общительные» феи предпочитают зелёный цвет и разнятся размером: самые крошечные из них могут быть размером с цветок, самые крупные способны вступать в интимную связь со смертными, о чем существовали и «документи рованн ые» свидетельства.

Одинокие феи, напротив, избегают сборищ и презирают необузданное веселье фей «семейственных»: они либо присоединяются к человеку и становятся частью жилища (брауни, brownie, ирландский лепрекон), стараясь помогать хозяевам и приносить удачу, либо населяют открытые пространства (боуги: bogey, boggart) и тут представляют в той или иной степени опасность для случайных прохожих. Домашняя фея-одиночка предпочитает красный, коричневый или серый цвета нарядов. Она нередко общается со смертными в угрожающем тоне и легко раздражается, но при этом всегда привязана к человеку и, судя по всему, испытывает зависимость от общения со взрослыми и детьми. Феи-одиночки любят делать добро: могут отобрать еду или деньги, чтобы отдать бедным; приносят игрушки детям или снимают порчу, насланную ведьмами.

Если «общительные» феи — своего рода «аристократы», при этом сравнительно добродушные, то их их «одинокие» сородичи — «рабочие»; последним народная молва приписывала особую раздражительност ь. «Домашние» сущности помогают хозяевам мыть посуду, разжигать огонь, но просят, чтобы к ним относились с почтением и вознаграждали чашечкой молока за их заботы. Во гневе они способны вызывать эффект напоминающий тот, что сопровождаетт полтергейст: швыряют камни, препятствуют созреванию пшеницы, задувают свечи, сбрасывают утварь с полок, напускают в дом дым

Страна «социальных» фей насчитывает огромное количество обитателей; во всех сообщениях это — монархия, управляемая королевами; Короли фей встречаются реже, однако были упоминания и о правителях — супружеских парах. Как отмечает «Оксфордский словарь кельтской мифологии», во многих отношениях «царство фей напоминает человеческое представление о жизни на небесах. Здесь не существует времени, как не существует уродств, болезней, возраста и смерти. Смертные, попадающие в царство фей могут провести здесь до 900 лет, которые кажутся им лишь одной ночью». Обители фей-«аристократо в» всегда богато украшены золотом и серебром. Самые романтические и трогательные фольклорные истории так или иначе обыгрывают «временной» аспект: повествуют о смертном, влюбившемся в Королеву фей, которая переносит его в своё царство, осуществляет все желания, но затем — с силу нарушения некоего табу — позвращает обратно, где тот и узнает, что на земле прошли уже сотни лет.

В шотландском фольклоре существовала градация морального толка: считалось, что представители Seelie Court (Seelie — «благословенный» , «священный»; аналог германского selig или староанглийского sælig) — это «добрые» феи. Несмотря на обидчивость и мстительность, они готовы оказать человеку помощь, обратиться к нему за помощью, а потом и щедро отблагодарить за неё. Их антиподы из Unseelie Court, напротив, готовы причинять вред, причём без всякого к тому повода. Они нападают ночью на путешественника, переносят его в иную местность по воздуху, избивают, заставляют стрелять в домашний скот (elf-shoot). Типичными представителями существ этого класса считаются bogle, boggar, Abbylubber.

Черты характера
Основной чертой фей считалась необычайная обидчивость; вместе с тем отмечалась и неизменная готовность феи отблагодарить человека за оказанную услугу. Правда, дары фей не заслуживали доверительного к себе отношения: так называемое «золото фей» таковым лишь выглядело в момент поднесения; очень скоро оно превращалось в листья, крошки имбирного пирога и т. п. В числе неприятных черт характера фей, которых следовало опасаться человеку, упоминалась склонность ко всевозможным проделкам. Феи могли спутать волосы спящему, похищать мелкие предметы, уводить путников с истинного пути. Приписывались им и более опасные черты поведения. Одной из причиной любой формы внезапной смерти считалось похищение феями; то, что выглядело трупом, считалось манекеном оставлявшимся феями вместо похищенного живого человека.

Считалось, что мстительные феи могут вызвать болезни (в частности, чахотку), вызвать паралич домашнего скота. Страх перед феями и эльфами, приносящими болезни, сохранялся в Англии до времен Стюартов и Тюдоров. Сохранились записи, свидетельствующи е о деятельности сельских целителей, лечивших детей, в которых «вселялись феи» — основными средствами служили молитва или «волшебные снадобья». С другой стороны, люди, обладавшие необычными способностями, нередко утверждали, что получили их в дар от фей; в XVI—XVII веках нередки были случаи, когда целители использовали снадобья, как они утверждали, принесенные феями, и теми же силами способны были разоблачать ведьм. Каменные наконечники стрел эпохи неолита считались «оружием фей»: вода, в которую окунали эти камни, приносила, как считалось, избавление от болезней.

Феи, известные как Peg Powler и Jenny Greenteeth, обитавшие в водах, могли утопить купавшегося; рекомендовалось избегать купания в местах, где они обитают. Феи, согласно кельтским поверьям, были способны вызвать «удар» (fairy stroke), который лишал жертву дара речи. Утверждалось, что оскорбленная фея страшна в своём гневе: она реагирует яростно и решительно, нередко поджигая дома и уничтожая урожай. При этом проделки фей часто оказывались не спровоцированным и: они исключительно шалости ради заставляли сворачиваться молоко, выдаивали коров в полях, выхватывали еду со стола, пачкали одежду, оставленную сушиться.

Похищения
В фольклоре, связанном с феями, значительное место занимают истории с похищениями. В народе считалось, что эта опасная для человека привычка имела отношение к «подчинённому» положению фей, которые вынуждены платить дань Дьяволу собственными детьми; чтобы спасти последних, они и крадут человеческих, оставляя взамен подкидышей. Последение, как считалось, имели внешнее сходство с похищенными детьми, но были бледнее, болезненнее и раздражённее. Иногда подкидыша удавалось обманом заставить признать своё происхождение, но существовал и более жестокий метод — пытка огнём, причём вера в её действенность сохранялась в некоторых сельских районах Великобритании вплоть до середины XIX века. «Нет сомнения в том, что некоторые дети получали смертельные ожоги, становясь жертвами исключительно собственного необычного темперамента», — отмечал Льюис Спенс.
Опасности похищения подвергались и взрослые, особенно роженицы, у которых ещё не был священник. Согласно распространённом у убеждению, в плену о фей можно было оказаться и всего лишь отведав угощения феи. Относительно судьбы похищенных в сказаниях существуют разночтения: согласно одному представлению они в царстве фей живут счастливо, без болезней и страха смерти; согласно другому — чахнут от тоски по родным и близким.

Народные средства защиты от фей
Значительная часть западноевропейск ого фольклора, связанного с феями, касается средств защиты от их гнева: первостепенная роль отводится здесь холодному железу, которого феи боятся. Страх фей перед железом связывался впоследствии с теорией о «феях»-потомках покоренных народов (захватчики пользовались железными орудиями, коренные жители — каменными). Известны были также магические свойства рябины, защищавшей от агрессии фей. В фольклоре существуют подробные инструкции, касающиеся от защиты от похищения феями детей и взрослых людей. В числе чар, отпугивавших фей, упоминалось надевание одежды наизнанку. Считалось, что феи боятся проточной воды, звука церковных колоколов, клевера-четырёхл истника. В подобных предписаниях замечались противоречия: так, рябина некоторыми сообществами почиталась как средство отпугивания фей, но в других верованиях упоминалась как растение, для фей священное.

В фольклоре Ньюфаундленда главным средством защиты от фей считался хлеб, как свежий, так и затхлый. Верование в особые магические свойства хлеба уходит корнями в глубокую древность. Хлеб, имеющий связь с домом и очагом, считается символом покорения природы и, следовательно, феям должен быть противен. Вместе с тем, именно свежеиспечённый хлеб (наряду с маслом и сливками) считался самой распространённой формой дара фее или домовому. Согласно К. М. Бриггс, «Первобытная пища и, следовательно символ жизни, — хлеб считался самым распространенным средством защиты от фей. Прежде чем направиться в место, населенное феями, считалось необходимым заручиться поддержкой силы хлеба, положив кусочек его себе в карман». В Ирландии (в частности, в графстве Вексфорд, согласно записям 1882 года), «если ребенка нужно было вынести из дому в тёмное время, ему в одежду или люльку вшивали кусочек хлеба в качестве защиты от злых сил». С другой стороны, категорически не рекомендовалось употреблять в пищу дары фей: считалось, что именно таким образом можно перенестись к ним в «царство» и остаться там навсегда.

Неоднозначную роль играли и колокола с колокольчиками: при том, что звук их, как считалось, отпугивал представителей «малого мира», Королевы фей часто использовали колокольчики в сбруе своих коней. Утверждалось, что некоторые (добрые) феи используют колокольчики для защиты от других, злых фей.

В качестве простейшего средства защиты от фей предлагалось избегать прохождения по местам их обитания. К. С. Льюис упоминал «нехороший дом», который вызывал ужас в округе, но не призраками, сравнительно миролюбивыми, а крайне злобными феями. Не рекомендовалось начинать раскопки на возвышенностях, предварительно не удостоверившись в том, что это — не «курган фей». Новые дома строились с притуплёнными углами: считалось, что острый угол может каким-то образом помешать фее на пути её следования. Коттеджи строились так, чтобы парадное и чёрный ход находились на одной линии. Предполагалось, что в случае экстренной необходимости владельцы смогут оставят обе двери на ночь распахнутыми, так, чтобы группа фей прошла через дом, не заблудившись. Крепости фей (fairy forts) рекомендовалось обходить стороной: даже срезать кусты вблизи их считалось крайне опасной оплошностью, которая может повлечь за собой смерть. Опасным считалось срезать и терновник: в Ирландии один такой куст на обочине в течение семидесяти лет оставался нетронутым, несмотря на то, что всё это время мешал расширению дороги.

Человеку, заметившему фею, предлагалось не глядеть на неё слишком пристально — в противном случае это могло быть истолковано как вторжение в частную жизнь. Между тем, необходимость ублажения фей сама по себе была чревата осложнениями. Катарина М. Бриггс приводит в пример сообщение о том, как некий фермер заметил, что феи взялись за молотьбу с таким усердием, что продолжали делать это, когда его собственные запасы пшеницы кончились, явно пополняя его запасы — соседскими. Фермер оказался перед нелегким выбором: оказаться соучастником кражи или обидеть фей отказом от даров. Необходимостью задобрить фей объясняется и обилие эвфемизмов: «хорошие люди», «красивые люди», «мирные люди» (daoine sithe — в Шотландии и Ирландии).

Теории происхождения
Относительно происхождения фей в фольклоре разных народов имеются существенные разночтения; в разные времена и в разных местостях их считали душами мёртвых (в частности, некрещённых детей), демонами, ангелами, существами промежуточной ступени; существовало и представление о феях (эльфах, троллях и т. д.) как и о независимой «расе», не имеющей отношения ни к человеческой природе, ни к божественным формам жизни.

Среди фольклористов распространена теория, согласно которой представление о феях могло возникнуть у завоевателей, потерявших из виду какую-то часть населения покорённого народа; постепенно внушавшим страх «невидимкам» (возможно, прятавшихся в пещерах и нападавших на пришельцев ночью) стали приписываться магические способности и фантастические характеристики. В кельтском фольклоре нередко упоминается некая «раса маленьких людей», которые, спасаясь от захватчиков, вынуждены были уйти под землю; здесь, согласно поверью, и прячутся они по сей день в основании особых возвышенностей, «курганов» — как правило, в местах древних погребений, и в основном вдоль британского западного побережья. Предпочтение зеленой одежде объяснялось при этом маскировочными мотивами, а использование магии рассматривалось как естественная компенсация неспособности противостоять хорошо вооружённым пришельцам.

Понятие земной формы «иного мира», где, соседствуя с миром смертных, живут бессмертные существа, было широко распространено у кельтов; это касается сказаний как о «сидхе» (людях-феях), так и о некоторых других сферах «иного мира», существующего на земле, так или иначе связанных с традициями магии и колдовства (Tuatha de Danaan; «Долина удовольствий», «Крепость яблонь», «Земля молодости»). Как область «иного мира» рассматривается и «Остров яблонь», Авалон из мифологии Короля Артура. Серебряную ветвь, позволявшую смертным входить в Иной мир (или Страну богов) и покидать это место, преподносила Королева Фей (Fairy Queen). Считается, что существование в кельтских местностях доисторических сооружений, явно построенных людьми меньшего роста, чем те, кто пришел им на смену, может считаться косвенным подтверждением этой теории. Шотландский поэт, антрополог и фольклорист Эндрю Лэнг считал, что вера в фей — «сложное психологическое явление, в основе которой — неосознанная мечта о встрече с "коренными" жителями Земли; мечта, выжившая благодаря любви человека к собственным фантазиям и сновидениям».

Феи — «потомки» древних божеств
Согласно другой теории фольклористов, феи — трансформировавш иеся божественные сущности язычников Западной Европы, которые с приходом христианства полностью не исчезли, но прежнее могущество низвели до уровня магии. Действительно, как отмечал Йейтс, многие мистические сущности, в более древних сказаниях именовавшиеся богами, позднее снизили статус до «фей». Развитие эта теория получила в эпоху викторианства, когда популярной стала идея о том, что древние боги — это метафорические воплощения природных явлений. Согласно одному представлению образ феи интерпретировалс я как символ ночного звёздного неба, согласно другому — как персонификация либо того или иного аспекта природной стихии, либо (в соответствии с классической традицией) таких понятий, как «любовь» или «победа».
Отмечалось, однако, что теория, согласно которой феи — «поверженные боги» древних религий, в отношении кельтских фей вызывает лишь дополнительные вопросы, поскольку об истинной природе кельтской религии известно мало. Принято считать, что персонажи древней кельтской литературы (Lug Lámfhada, Cúchulainn, Tuatha Dé Danann) перешли сюда из более ранних религиозных верований, но они определенно к миру фей отношения не имеют. Персонажи старых литературных источников, такие, как Medb и Midir, возникают в сказаниях о феях, но оказываются здесь трансформированн
ыми.

Согласно популярному квазирелигиозном у поверью, когда ангелы взбунтовались, Бог приказал запереть врата Рая; оставшиеся на небесах стали ангелами, поселившиеся в Аду — демонами; часть ангелов, оказавшихся посередине, сделалась феями. По другим источникам, (упоминавшимся, в частности, У. Б. Йейтсом), из Рая фей изгнали за недостаток добродетели, в Ад не пустили за то, что оказались не слишком порочны; представление о феях как об ангелах, за непослушание сброшенных на Землю и оставшихся жить на месте «падения», господствовало, в частности, в Корнуолле. «Считается, что те, кого именуют… феями занимают промежуточную ступень между человеком и Ангелом, подобно даймонам в прошлом», — писал преподобный Роберт Кирк в 1691 году. Прямое отношение к этой идее имеет и устойчивое представление о том, что феям приходится ежегодно платить дань (teind, tithe) Преисподней (считалось что дьявол уносит к себе десятую часть их населения). Таким образом, не будучи демонами, они, тем не менее, находятся всё же в её власти.

Представление о том, что феи есть демоны, сформировалось в эпоху становления пуританства, но не получило широкого распростарнения. Тем не менее, именно в эти годы многие «феи» стали «злее»: так, хобгоблин, в недавнем прошлом — дружественный человеку домовой, — приобрёл крайне неприятные черты. В этот же исторический период времени общение с феями стало рассматриваться как форма колдовства и соответствующим образом караться. Духовенство, как католическое, так и протестантское, сходилось на том, что существа такого рода могут быть только демонами, многие отмечали их сходство с фавнами, сатирами, нимфами из классической мифологии, — которым также приписывались демонические свойства.

Обратное представление — о том, что феи представляют собой ангельскую ветвь жизни, возникло и приобрело популярность в теософии. Теософия признает, наряду с devas, сущности меньшего масштаба: в их числе «духи природы», «элементали» и феи. Все они, как считают последователи теософии, могут наблюдаться людьми, обладающими даром «третьего глаза». В теософии считается, что все эти эволюционно недоразвитые существа никогда не были инкарнированы в человеческом сообществе, и считаются отдельной ветвью развития (deva evolution). Впрочем, и в некоторых христианских религиозных работах феи упоминались как сущности, не обладавшие собственными душами, но призванными сопровождать дух праведника к вратам Рая.

Феи — духи природы
Существовало и представление о феях как об элементарных «духах природы», самостоятельной ветви мыслящих существ. Как отмечается в «Оксфордском словаре кельтской мифологии», «…не исключено, что древние кельты (как и некоторые другие до-технологическ ие сообщества) наделяли каждый объект духовным смыслом, который антропоморфизиро вался с появлением христианства». В алхимии они (а также гномы и сильфы) рассматривались как элементали, духи стихий; в частности, упоминания об этом есть у Парацельса. В фольклоре также феи иногда именуются духами воздуха.
Представление о феях-духах природы подтверждала Осборн Леонард: «Да, это духи природы, и они существуют. Узреть их способен лишь тот, кто обладает даром ясновидения. Они одухотворены, но иначе, чем мы. Духи природы рождены — кто от земли, кто от огня, кто от трения. Они не умирают, подобно нам, и жизнь их — само движение», — утверждала медиум-спиритуал
ист, ссылаясь на «Феду», своего духа-посредника.

Феи — духи умерших
Представление о том, что феи являют собой некий подкласс духов умерших, получило широкое распространение во многих районах Шотландии и Ирландии. Ирландская банши или шотладская биншит (bean shith), — это и «женщина-фея», и призрак одновременно. Существо с Севера Англии, известное как Cauld Lad of Hylton, — дух убитого мальчика, но вместе с тем и разновидность эльфа. Согласно одному известному сказанию, человек, попавший в плен к феям, каждый раз когда пристально взглядывался в одно из существ, тут же узнавал своего умершего соседа. В Корнуолле к феям относились и как к духам умерших — прежде всего, некрещенных детей (Will-o"-the-Wis p).

Сообщения о встречах людей с феями фиксировались неоднократно. Доктор Эванс-Ветц: в своей книге «Вера в фей у кельтских народов» (1912) привёл свидетельства 102 человек, которые утверждали, что им эти мифические существа являлись воочию. По свидетельству А. Бирса, англиканский священник сообщал о том, что видел трёх фей неподалек от Колчестера в 1855, когда проходил по парку после ужина с хозяином поместья. В 1807 году целое «войско» фей вошло в лес в Экс-ан-Провансе и унесло девочку, дочь крестьянина. В 1907 году леди Арчибальд Кемпбелл имела беседу со слепым ирландцем и его женой, которые утверждали, что поймали фею и держали её в плену две недели, после чего той удалось бежать. Знакомый этой же супружеской пары утверждал, будто бы ранним утром нередко видел фей на горе Хоут (Hill of Howth); это были «маленькие люди примерно метрового роста на осликах соответствующего размера».

Считалось, что феи живут вне времени и потому бессмертны. Однако были люди, которые утверждали, что будто бы видели воочию церемонии похорон в мире фей. Согласно книге «Lives of Eminent British Painters» Аллана Каннингема, в их числе был поэт Уильям Блейк. В беседе со знакомой дамой он рассказал о том, как «у себя в саду вечером увидел процессию человекоподобных существо размером и цветом с зеленых и серых кузнечиков, которые несли тело, укрытое розовым лепестком. Они похоронили покойника с пением, после чего исчезли». В Англии считалось, что подобные видения предвещают скорую смерть.

О многочисленных случаях встреч человека с феями рассказал доктор Кирк, который (как пишет Л. Спенс) «…взялся за исследование фей в Аберфойле, Шотландия, как визитёр-антропол ог принимается изучать жизнь коренного населения». В книге «Тайное содружество фавнов, эльфов и фей» («The Secret Commonwealth of Elves, Fauns, and Fairies», 1691), долгое время считавшейся основным трудом по этой теме, Кирк весьма уверенно описал жизнь, род занятий и деятельность обитателей подземного царства фей. Героиней одной из них этих историй стала «…повивальная бабка из Швеции, чей муж, священник по имени Петер Рам, 12 апреля 1671 года сделал официальное сообщение, рассказав о том, как к нему явился маленький смуглолицый человечек, одетый в серое, и попросил оказать помощь жене, у которой начались родовые схватки. Питер Рам опознал тролля и благословил супругу на доброе дело. "Мне показалось, что ее унес порыв ветра, — пишет он. — Выполнив свою работу, она точно таким же образом была доставлена обратно"». Любопытно, что, если верить легенде, в конечном итоге пришлось встретиться с феями и самому преподобному Роберту Кирку. Могила Кирка находится в Аберфойле, однако известно, что он лишился чувств, пересекая некий холм («курган фей») и скончался на месте, не приходя в свознание. После смерти и погребения Кирк явился во сне своему кузену: сообщил, что он в качестве пленника пребывает у фей и дал подробные инструкции о том, как добиться его возвращения. Брат утверждал, что был слишком напуган, чтобы им последовать: таким образом Кирк остался среди фей навеки.

В Шотландии «пособниками» фей считали мельников: представителей профессии, которая управляет силами природы. Именно в Шотландии феи проявляли особую зловредность и издавна вызывали страх. Посторонние не могли и помыслить о том, чтобы после наступления темноты ступить на территорию мельницы, потому что точно знали: феи здесь уже начали заготовку пшеницы, которую будут молоть. По крайней мере мельники в местах, где такие верования господствовали, мог спать спокойно, точно зная, что не станет жертвой грабежа. Между тем, Джон Фрезер, мельник из Уайтхилла, утверждал, что однажды ночью спрятался и принялся наблюдать, как феи пытаются — причем безуспешно, — управиться с мельницей. Он вышел, чтобы помочь им, после чего одна из фей дала ему «гоупен» (gowpen, две пригоршни съестного) и приказала положить в склад, заявив, что после этого запасы его долгое время будут полны, вне зависимости от того, сколько он будет брать оттуда. Существовало и поверье, согласно которому, зная имя феи, можно вызвать её и даже заставить выполнить желание. С этим, однако, рекомендовалось проявлять осторожность: такого рода вызов мог фею оскорбить и спровоцировать на жестокую месть. С другой стороны, маги и колдуны утверждали, что посредством специальных ритуалов способны вызывать фей и с их помощью выведывать

Феи в литературе
В качестве персонажей феи стали появляться в средневековой романтической литературе, в основном, как существа, встречавшиеся странствующим рыцарям. Фея появилась перед сэром Лаунфалем и потребовала от него любви; подобно фольклорной «фее-невесте», она наложила на него обет, который он нарушил. Постепенно в средневековой литературе число персонажей-фей становилось все меньше; на их место пришли колдуньи и волшебницы. Тем не менее, феи не покинули поэзию и литературу окончательно («Sir Gawain and the Green Knight», «The Faerie Queene» Эдмунда Спенсера). Особую известность приобрела Фея Моргана, на чью связь с царством фей указывало само её имя (впрочем, в Le Morte d’Arthur она — женщина, которая обрела магические способности путём познания.

Во многих художественных произведениях феи фигурировали бок о бок с нимфами и сатирами классической традиции, в других — постепенно подменяли мифологических существ из классики. Поэт-монах XV века Джон Лидгейт писал, что Король Артур был коронован в «стране фей», и что после смерти унесли его четыре феи-королевы, в Авалон, где он покоится под Курганом фей и будет оставаться до тех пор, пока вновь не восстанет.
Персонажи-феи играют существенные роли в шекспировском «Сне в летнюю ночь»; действие здесь происходит одновременно в лесу и в стране фей; ссора фей создает хаос в природе и формирует «наркотически-зы бкую» основу сюжета. Феи действуют также в произведении современника Шекспира Майкла Дрейтона («Nimphidia»); сильфы — в «The Rape of the Lock» Александра Поупа. В XVII веке появился термин contes de fee («fairy tale»); так устная традиция передачи сказаний о феях была продолжена в сказках. Известно, что братья Гримм поначалу использовали фей в качестве персонажей, лишь в более поздних изданиях они заменили их на «волшебниц».

Широкую популярность получили баллады о феях, в большинстве своём рассказывавшие о судьбах смертных, пленёнными царством фей. В песне XIX века «Lady Isabel and the Elf-Knight», рыцарь-эльф являет собою некое подобие Синей Бороды: Изабель вынуждена обмануть и убить его, чтобы спасти себе жизнь. В другой сказочной балладе «Tam Lin» герой, хоть и живет с феями и обладает их способностями, в действительности , — «земной рыцарь». Жизнь его вполне приятна, но он опасается, что феи отдадут его в Ад в качестве элемента подати («тейнда»). Баллада Sir Orfeo повествует о том, как жена Сэра Орфео была похищена Королем Фей, лишь обманом и искусством игры на арфе мужу удалось вернуть ее обратно. Sir Degare рассказывает о трудной судьбе женщины, отдавшейся своему любовнику из царства фей (в более поздних версиях оказывается, что он лишь таковым притворялся, на самом деле — был смертным). «Thomas the Rhymer» спасается из царства эльфов, но прежде вынужден провести там семь лет.

Среди существ очень часто встречаются враждебные людям, поэтому отдельной категорией рассматриваются такие, которые склонны людям помогать, не несут вреда и вообще настроены очень дружелюбно. Вероятно, самым ярким примером таких существ могут послужить милые создания из германо-скандинавских мифов, которые называются общим названием - феи .

Феям приписывают самые разные облики. Иногда они предстают в таких же размерах, как и люди. Иногда это маленькие озорные создания, которые могут уместиться на ладони у ребёнка. Нередко им приписывают также и крылья, которые внешне схожи с крыльями бабочки. Но все описания сходятся в одном - каких бы размеров ни была фея, но она всегда похожа на человека. И еще во всех описаниях присутствует другая общая деталь - феи создания волшебные и магией владеют либо в совершенстве, либо просто очень хорошо.

Хорошие и злые феи

Да, этим существам свойственно деление на добрых и злых. Но вот если сравнивать с другими существами, например, с мстительными духами, то все феи однозначно добрые. Феи всегда приходят на помощь и выручку людям, иногда действуют открыто, а иногда скрываются и помогают тайком. Так что же такое злые феи? Это феи, которые преследуя добрые мотивы могут устраивать пакости и шалости. Например, такая фея может разбить фамильную вазу, которая дорога всей семье, и к счастью семья никогда не узнает, что в тот вечера эта ваза должна была упасть с полки на ребёнка и оборвать его жизнь. За мелкими проказами фей, которых считают злыми на самом деле скрываются исключительно добрые мотивы и тут вся проблема в непонимании людьми волшебных и мудрых созданий.

Разновидности фей

Подвидов этого существа описывается огромное количество. В единичной попытке их систематизировать случайным образом появилась книга, целиком и полностью посвящённая этим дивным созданиям. Дело в том, что в исходной мифологии под феями подразумевались все без исключения добрые духи, которые легко идут на контакт с людьми - начиная домовыми и заканчивая смотрителями троп. Но в устоявшемся стереотипе есть место для пары уникальных фей, не упомянуть о которых грешно.

Зубная фея

Весьма скрытная и очень добрая. В попытках разобраться в мотивах её действий исписаны тома и сняты многие часы фильмов. Эта фея занимается тем, что забирает детские молочные зубы, а взамен них оставляет деньги. Изначально, кстати, эта фея таким образом похищала воспоминания детей, поэтому зубы прятались. Но потом человечество сменило своё к ней отношение и пришло к решению, что будет лучше, если волшебное существо будет оберегать светлые воспоминания детей, тем более, что оно исправно платит за них.

Крёстная фея

Героиня и участница множества сказок. Добрая тётушка, которая помогает серым мышкам превратится в принцесс. Собирательный образ, который возник на стыке языческой и христианской мифологий и крепко закрепился в фольклоре. Рассматривается она по-разному. Иногда даже говоря о крёстной фее подразумевают ангела хранителя, и наоборот. Но тот факт, что в трудную минуту она оказывает волшебную помощь и поддержку подопечным неоспорим. Кстати, именно этот вид фей аналогичен по размерам человеку - все остальные виды совсем уж крохи.

Фея сновидений

Как и крёстная является собирательным образом и во многом перекликается с песчаным человечком, существом, которое дарит детям сны. Но это мнение активно оспаривается в классификациях. Феи сновидений в первую очередь стражницы ночных грёз. Сами они могут усыпить человека, но делают это крайне редко. Вся их жизнь непрерывная война, и вероятно это единственные феи, которые используют волшебство в качестве оружия. А сражаются они с огненногривыми кошмарами, чьё появление влечёт начало ужасных и пугающих снов, из-за которых просто не хочется больше засыпать. Эти феи, хоть и самые маленькие, но самые храбрые, потому как на своей войне постоянно одерживают победы.

Я бы с феями дружил.
Я бы жизнь свою прожил
Среди милых этих фей,
В поле, где цветёт шалфей
.

Феи - в кельтском и германском фольклоре — обладающие волшебными знаниями и силой женщины, сказочные волшебницы.
В мифологии различают два вида фей.
Одни Феи- миниатюрные девушки с крылышками, духи природы. Другие - женщины - волшебницы, владеющие магическими знаниями.

Слово «фея» (fairy, fay ,) - от старофранцузского "feer" - "очаровывать, околдовывать. Отсюда английское "faerie" - "волшебное царство". А латинское fata (дух-хранитель), от fatum («предсказанное, судьба»). Сравните: по-испански фея — фата , по-итальянски — фатум .
Переводится как «подвластный судьбе », но вернее - признание умения предсказывать или влиять на судьбу.

Первые сообщения о феях появились в средневековой Европе, больше всего в Ирландии , Уэльсе и Шотландии .
Фею описывали двояко — либо как светящуюся ангелоподобную сущность, либо как очень маленькое существо.

Изображать фей с крылышками, словно заимствованными у насекомых, стали сравнительно недавно, в XIX веке. Так их изображали иллюстраторы викторианской эпохи .


Итак
Фей представляют в образе красивых дев, часто с крыльями бабочки или стрекозы, в струящихся одеяниях. Размеры - от крошечных до обычных, человеческих.

Феи обладают волшебными способностями, могут летать, внезапно появляться и исчезать.
Возможна связь образа фей с существами персидской мифологии: фейрами (от персидск—пери).
Пери — прекрасные крылатые женщины в иранской мифологии, арабских сказках — нечто среднее между ангелом и феей.
Пери , пайрики духи огня и воздуха, добрые существа, помогающие людям. Появление пери сопровождается необыкновенным ароматом и благоуханием.

Пери способны победить злых демонов и джиннов . Падающие с небес звёзды являются признаком такой битвы.

ФЕИ ИЗ ЛЕГЕНД
Европейский фольклор сохранил немало легенд о волшебницах - феях.
В средневековой литературе особую известность приобрела Фея Моргана .


Фея Моргана , или Моргана Ле Фей, хозяйка мифического острова Авалон — в легендах артуровского цикла— волшебница, единоутробная сестра короля Артура и его враг.
В кельтской мифологии «остров блаженных » Авалон получил название «остров яблонь»- от уэльсского afal(яблоко). На Авалоне среди удивительно красивой природы, жили прекрасные феи, которые предлагали попавшим туда гостям волшебные яблоки, дарующие вечную молодость.
У Мэлори Моргана склоняет сэра Акколона похитить Экскалибур , священный меч Авалона. Король Артур встречается с Акколоном в поединке, без волшебного меча, но побеждает его с помощью Владычицы Озера . Моргана похищает ножны меча (обладали способностью заживлять раны), и Артур страдает от потери крови.
Джон Лидгейт писал, что король Артур был коронован в «стране фей », и после смерти унесли его четыре феи-королевы, в Авалон , где он покоится под Курганом фей.
Кретьен де Труа говорит, что Моргана обладает навыком целительства, оборотничества (отсюда фата-моргана) и умеет летать.

Имя Моргана ей, изучившей полезные свойства
Всякой травы, способной лечить телесную немощь;
Знает искусство она изменять обличье и может
В воздухе на новых крылах взлетать, подобно Дедалу...

В честь Морганы названо оптическое явление фата-моргана . Так на о. Сицилия в XIX в. стали называть миражи в Мессинском проливе, призрачные видения , возникающие из-за потоков раскаленного воздуха над горизонтом.

Владычица Озера , Озерная фея — также персонаж Артуровских легенд.


Вырастила Ланселота Озёрного после смерти его отца (отсюда его прозвище). Дала Артуру меч Экскалибур и забрала обратно после его смерти. Вместе с другими загадочными королевами отвезла Артура на Авалон .
Два характера: Вивьен или Нимуэ —лживая злодейка, губящая Мерлина, а Владычица Озера — воспитательница Ланселота и дарительница Экскалибура.
Эдвард Бёрн-Джонс. Нимуэ заколдовывает Мерлина («Зачарованный Мерлин»)

...................
Мелюзина — фея из кельтских и средневековых легенд, дух воды в источниках и реках.
Часто изображалась как женщина-змея или женщина-рыба от талии и ниже (ср. русалка),
Выходит замуж за смертного, поставив ему условием, чтобы он никогда не видел её в зверином обличье. Когда он застает ее в таком виде, бросает его.
Династия Плантагенетов , графов Анжуйских, ставших в XII в. английскими королями , считали Мелюзину своей прародительницей.

Персонажи-феи (Титания и Оберон ) играют существенные роли в шекспировском «Сне в летнюю ночь »; действие здесь происходит одновременно в лесу и в стране фей.
Королева Маб в английском фольклоре - владычица сна и грёз . Она мчится в ореховой скорлупке, запряженной комарами как в колеснице.


Шекспир сделал королеву Маб фигурой мифологической, своеобразной богиней фантазии и воображения. Феи в Сне в летнюю ночь говорят:

Все это плутни королевы Маб…

Мешаются все времена в смятеньи.
Весна и лето,
Рождающая осень, и зима
Меняются нарядом, и не может
Мир изумленный различить времен!
Все из-за наших ссор и несогласий:
Мы - их причина, мы их создаем.

А в трагедии Шекспира "Ромео и Джульетта" (1594) Маб называется "повитухой фей", поскольку помогает рождению снов.
……………………
В стране фей нет болезней, смерти, старения. Романтические истории повествуют о смертном, влюбившемся в Королеву фей, которая переносит его в своё царство, а когда возвращает обратно, тот узнаёт, что на земле прошли уже сотни лет…

Томас Лермонт или Томас Рифмач
Эрсилдун - находится на реке Твид в южной части Шотландии. На холме видны развалины старого замка. В нем жил в XIII веке поэт Томас Лермонт , прозванный Рифмачом.
До нас дошла его сказочная баллада, в которой поэт рассказывает о своем пребывании в царстве фей и эльфов. В ней рассказывается, как Томас своей песней пленил сердце Королевы фей , и она отвезла его в волшебную страну, где он пробыл 7 лет.

Как это случалось с поэтами, создававшими стихи на фантастические темы, Томаса Лермонта стали считать причастным к тайнам и провидцем. Говорят, он получил от королевы дар предвидения, и предсказал многие события в истории Шотландии. Некоторые историки полагают Лермонта родоначальником шотландской литературы.
Потомки Лермонта
В XVI веке предок Джорджа Байрона , адвокат Гордон Байрон, был женат на Маргарет Лермонт, что дало основание Байрону числить Томаса Рифмача в своих предках.
А в 1613 г. представитель рода, пленный поручик польской службы Георг (Джордж) Лермонт , поступил на службу к русскому царю Михаилу Фёдоровичу. Он стал родоначальником русской дворянской фамилии Лермонтовых , к ней принадлежал Михаил Лермонтов , который считается потомком Томаса Лермонта.
Этой историей навеяно стихотворение Лермонтова «Желание»:

Зачем я не птица, не ворон степной,

Пролетевший сейчас надо мной?

Зачем не могу в небесах я парить

И одну лишь свободу любить?

На запад, на запад помчался бы я,

Где цветут моих предков поля,

Где в замке пустом, на туманных горах,

Их забвенный покоится прах.

На древней стене их наследственный щит

И заржавленный меч их висит.

Я стал бы летать над мечом и щитом,

И смахнул бы я пыль с них крылом;

И арфы шотландской струну бы задел,

И по сводам бы звук полетел;

Внимаем одним, и одним пробуждён,

Как раздался, так смолкнул бы он…
1831
Полностью стихотворение - здесь:

…………….
ФЕИ - СИЛЬФИДЫ И ДРУГИЕ ЭЛЕМЕНТАЛИ
Образ феи как привлекательной миниатюрной женщины, сформировался в эпоху расцвета романтизма и получил развитие в викторианскую эпоху .
Викторианские «феи цветов » были во многом популяризированы Королевой Марией , интересовавшейся этой ветвью фольклора.
Знаменитый Парацельс считал, что феи - элементали , духи стихий . Например, сильф — дух воздуха , а ундина — воды.
Большинство фей - сильфы, сильфиды. Сильфида воздушная фея , она летает без помощи крыльев, катается на ветре.
Крылья пририсовали в XIX веке , чтобы подчеркнуть ее полет. А потом птичьи крылья заменили на насекомые, — «а то дети перепутают языческую фею с ангелом».

Лидия Чарская так описывает фей в сборнике «Сказки Голубой феи»:
«Там прогуливались феи, воздушные и нежные, как сон. Их длинные волосы отливали золотом, алые уста улыбались; их лёгкие платья, сотканные из лепестков роз и лилий, были самых нежных оттенков. Лёгкие и воздушные, они носились, танцуя в воздухе, чуть шурша своими лёгкими крыльями, казавшимися серебряными в блеске майского дня… Не птичка, не мотылёк, а весёлая крошечная голубая девочка.»
Оберон и Титания — король и королева фей и эльфов в шекспировском «Сне в летнюю ночь », повелители волшебной страны.


Образ фей близок к образу эльфов
Эльфы (нем. elf — от alb, белый) — волшебный народ в германском и кельтском фольклоре. Это волшебные существа, духи леса,воздуха, красивые маленькие человечки в шапочках из цветков, обитатели деревьев. Они любили водить хороводы при лунном свете. Словом, очень похожи на фей.
За такого эльфа вышла замуж Дюймовочка, и стала королевой эльфов.

«Он снял свою золотую корону, надел ее Дюймовочке на голову и спросил, хочет ли она быть его женой, королевой эльфов и царицей цветов?»
А вот у Толкиена эльфы выглядят по-другому: высокие и светловолосые, с острыми кончиками ушей.
У фольклористов есть интересная теория , по которой представление о феях могло возникнуть у завоевателей, потерявших из виду часть населения покорённого народа. Внушавшим страх «невидимкам» (прятавшимся в пещерах) стали приписываться магические способности…

В кельтском фольклоре упоминается «раса маленьких людей», которые, спасаясь от захватчиков, вынуждены были уйти под землю.
Из «Верескового меда» Стивенсона:
«В котлах его варили и пили всей семьей
малютки-медовары в пещерах под землей»…

…………..
ЦВЕТОЧНЫЕ ФЕИ
У каждой травинки есть свой ангел, который склоняется над ней и говорит: «Расти! Расти!»
(Талмуд)
Ангелы, о которых упоминает Талмуд, - это «природные ангелы», феи.
Цветочные феи - изящные крошечные существа, владеющие магией природы , содействующие росту цветов.

О цветочных феях - из книги Дорин Верче "Волшебное Царство Фей"
Живут феи в лесах, на полянах среди цветов, каждая группа имеет свою Королеву. Питаются пыльцой, нектаром, росой, ягодами и молоком.
Цветочные феи живут в цветах, в дупле дерева, или в домике на дереве.Они любят спать в цветах и танцевать при луне.

Лютик, Мята и Алтей,
Незабудка и Шалфей -
Имена цветочных фей.
Их дома из лепестков,
Паутинки гамаков
Так легки, что и пчела
Их бы в миг сломать могла.
Но они, создав уют,
Веселятся и поют. ..
...Я бы с феями дружил. Я бы жизнь свою прожил Среди милых этих фей,

В поле, где цветёт шалфей.
Роберт Льюис Стивенсон


Сад фей
Феи обожают цветы и помогают им расти и цвести. Особенно феи любят цветы в форме бубенцов: колокольчики, наперстянку, ландыши.

Феи любят, когда в саду много птиц, бабочек и вознаградят вас, если вы держите во дворе кормушки для птиц, (особенно для колибри!))
Круги из цветов или гладких камней — «магические круги» — любимое место сбора фей.
Феям нравится, когда в саду ставят их статуэтки.

Феи герани

.
Выше - работы Сесиль Мэри Баркер. Английская художница, рисовала детей среди цветов в виде фей и эльфов. В серии книг “Цветочные феи” было 168 иллюстраций цветочных фей и эльфов.
ЛИТЕРАТУРА И КИНО
В викторианские времена сформировалось литературно-сказочное представление о доброй фее, которая становится крёстной принцев и принцесс, приносит им в подарок волшебные дары. Фея владеет волшебной палочкой , с помощью которой творит свои чудеса.

И братья Гримм использовали фей в качестве персонажей.

Феи - волшебницы
Всем известны добрые феи - волшебницы - из "Золушки" или "Спящей красавицы".
Фея-крёстная из «Золушки », фильма Н. Кошеверовой 1947г. Образ, ставший классическим в кинематографе.


Флора, Фауна и Мэривеза — три добрые феи, персонажи диснеевского мультфильма Спящая красавица , по мотивам сказки Шарля Перро.

Виллина и Стелла — феи волковского цикла об Изумрудном городе .
Изумрудный город — город, придуманный Лайменом Фрэнком Баумом , и описанный им в повестях о стране Оз , известен нам в переложении Александра Волкова .
Виллина — добрая волшебница, правительница Жёлтой страны .

Выглядит как старушка в остроконечной шляпе и белой мантии, с блестящими вёздочками.
Стелла — добрая волшебница Розовой страны , населённой Болтунами . Она обладает секретом вечной юности и редкой красотой.


Кристина фея дорог и мостовых, прекраснейшая из дорожных фей, современный мифологический персонаж. Наделена способностью прокладывать путь — люди с удовольствием путешествуют там, где прошла фея Кристина.


Чаще всего фей изображают маленькими человекоподобными существами, умеющими летать и окруженными сверкающими ореолами. Однако, в мифах различных народов представители этого маленького народца далеко не всегда настолько дружелюбны, как феи в фильмах Диснея. В фольклоре многих стран феи бывают очень жестокими и пугающими. О них и пойдёт речь в нашем обзоре

1. Лианан-Ши


Лианан-Ши по сути была феей-вампиром, которая охотилась на мужчин на острове Мэн. Она появлялась в образе привлекательной молодой женщины, чтобы соблазнить свою жертву. Если это ей удавалось, то мужчина становился ее любовником. Если же человеку удавалось сопротивляться ее чарам, то фея жестоко убивала его и выпивала всю кровь жертвы.

Для любовника же ситуация также была далека от радужной - Лианан-Ши во время занятий любовью высасывала из мужчины жизненную силу, пока тот в конце концов не превращался в пустую оболочку и умирал. Эта фея хранила кровь всех своих жертв в котле и использовала ее по мере надобности, чтобы вечно оставаться могущественной и молодой. Иногда она также давала немного крови своему любовнику, чтобы вдохновить того на написание романтических стихов.

2. Ганконер


Эта фея (точнее, фей) буквально вынуждал женщин умирать из-за него. Ганконер (Gan Ceanach), что означает "любовник-болтун", был крохотным Дон Жуаном, который тратил большую часть своего времени на поиски женщины, которую он бы мог соблазнить. Когда ему это удавалось, женщина оставалась навсегда безнадежно влюблена в него, а фей исчезал.

Соблазненные дамы становились одержимыми Ганконнером и увядали прямо на глазах. Мужчины также не оставались "обделенными" при встрече с этим необычным существом - они начинали тратить все свои деньги на подарки для своих женщин.

3. Бендит и Мамау


Название этого клана валлийских фей иронично переводится, как "благословение матери". Ирония заключается в том, что основным занятием этого клана являлось похищение детей. Если быть точнее, эти феи похищали человеческих младенцев и оставляли вместо них собственное деформированное потомство, которое называли "кримбилс".

Родители похищенного ребенка часто обращались к ведьмам, чтобы получить свое потомство обратно, хотя иногда Бендит возвращали детей после того, как обучали их писать и ценить хорошую музыку. Помимо похищения детей, эти феи также загоняли до смерти лошадей, катаясь на них. Чтобы успокоить Бендит, люди оставляли молоко на крыльце дома.

4. Штормовая ведьма


Штормовая ведьма - фея, которая то жил на озере Эри и считалась ответственной за многие кораблекрушения в этой области. Согласно преданий, она была очень некрасивой женщиной с зеленоватыми кожей и зубами, желтушными глазами и заостренными чертами лица. В ее ногтях содержался мощный парализующий яд.

До того, как Штормовая ведьма нападала на корабль, она пела жуткую песню, которая предсказывала гибель всех людей на борту, после чего насылала страшную бурю на беспомощных моряков. Как будто этого было недостаточно, Штормовая ведьма также ездила на волнах и хватала моряков своими вытянутыми руками.

5. Фачан


В шотландских сказках данная разновидность фей описывалась так, что можно было подумать, что речь идет о монстрах. Тем не менее, фачан выглядели именно так. Эти существа казались настолько чудовищно отвратительными, что только их вид мог якобы остановить сердце человека.

Фачан были с головы до пят покрыты шерстью, а также у них каждой части тела было по одной: один глаз, одна рука, одна нога и т.д. В отличие от других фей, фачан не могли летать и ненавидели тех, кто умел это делать. Они были склонны к насилию и просто не переносили людей, которые заходили на их территорию, избивая их дубинами или цепями, которые они всегда носили с собой.

6. Слуа


В шотландских историях слуа представляли собой фей, которые были душами злых людей, умерших не крещенными. Рой из этих злых фей обычно летал по ночам, сражаясь друг с другом и охотясь на жертв. Человека, которому не повезло оказаться их целью, поднимали на большую высоту и бросали на землю.

Слуа также имели склонность к садизму и иногда заставляли своих жертв стрелять друг в друга отравленными стрелами.Для того, чтобы защититься от слуа, люди закрыли свои окна, выходящие на запад, поскольку их рой, как правило, прибывал с этого направления. Также о том, что слуа где-то недалеко, предупреждало их трупное зловоние.

7. Берберока


Берберока - опасная раса фей, которая жила в болотах и реках Филиппин и охотилась главным образом на рыбаков, которые часто посещали эти водоемы. Они ловили своих жертв следующим образом: выпивали всю воду в определенной области, выставляя рыбу напоказ. Когда ничего не подозревающие рыбаки мчались за огромным уловом, берберока выплевывали всю воду назад и топили рыбаков.

8. Красные шапки


Красные шапки также жили в Шотландии и были известны своей кровожадностью и неудержимостью. Несмотря на то, что обычно их изображали как изможденных стариков, Красные шапки были вооружены острыми когтями и зубами, причем они были феноменально сильными и могли без проблем одолеть взрослого человека. Как будто этого не было достаточно, они также носили с собой косы, с помощью которых расправлялись с людьми.

После того, как они зверски убивали своих жертв, Красные шапки промокали свои шапки их кровью, откуда и произошло их название. Эти феи также предположительно были каннибалами, которые ели как людей, так и других фей. Единственным способом защититься от этих кровожадных тварей, было чтение библейских стихов, причем делать это нужно было очень быстро, поскольку Красные шапки были не только безумно сильными, но и невероятно быстрыми.

9. Анку


Воплощением смерти в кельтском фольклоре является Анку, который в смертной жизни был безымянным принцем, любящим охоту и риск. В один прекрасный день на охоте он повстречался со Смертью, которая вызвала Анку на состязание по охоте, победитель которого мог решать судьбу проигравшего. Принц проиграл и Смерть приговорила его к вечному собиранию душ. С тех пор Анку бродит по Земле на своей повозке, запряженной лошадьми, и собирает в нее души.

Анку изображается как жуткая фигура, одетая в черные одежды, а лицо Анку всегда скрыто. В некоторых вариациях рассказов, Анку сопровождают скелеты, которые помогают ему грузить души в повозку. Холодный ветер сигнализирует о приходе Анку и дает понять умирающему, что смерть является неизбежной.

10. Банник


Эта фея, а точнее дух, как несложно догадаться по названию, проводил большую часть своего времени в бане. Банник в русском фольклоре изображается в виде сварливого старика, который покровительствовал баням, мог изменять форму чего угодно и умел предвидеть будущее. Иногда, просто ради развлечения банник приводил других сверхъестественных сущностей в баню.

Если люди подозревали его присутствие у себя в бане, то они выносили из строения все христианские религиозные образы и оставляли баннику мыло и березовые веники. Если человек хотел узнать свое будущеу, то поворачивался к баннику спиной: если тот слегка постукивал по спине, то все будет хорошо, а если царапал, то это знаменовало что-то нехорошее.