Фашистская пропаганда в годы второй мировой войны. Чет не чет

Энциклопедичный YouTube

    1 / 5

    ✪ The Ducktators | World War 2 Era Propaganda Cartoon | 1942

    ✪ Мифы о великой войне. "Советские герои - выдумка пропаганды"

    ✪ Неудобные вопросы Второй мировой войны (Познавательное ТВ, Артём Войтенков)

    ✪ Первая мировая война и как работала пропаганда

    ✪ Ленд лиз, вторая мировая война, опровержение мифов пропаганды СССР

    В СССР в период войны в пропагандистских целях стало использоваться историческое наследие добольшевистской России , прежде всего военное. В армии была воссоздана гвардия , в изменённом виде вернулись георгиевские награды и символы, кадетские корпуса . Начиная с 1943 года советские военнослужащие стали носить погоны , были введены новые награды в честь исторических русских полководцев и флотоводцев - Александра Невского , А. В. Суворова , М. И. Кутузова , Ф. Ф. Ушакова , П. С. Нахимова . В большом количестве стали издаваться брошюры о героическом прошлом русского народа.

    Предпринимались попытки использовать в пропагандистских целях Церковь . В 1943 году после большого перерыва было разрешено избрание нового Московского патриарха . О патриотической позиции Церкви широко сообщалось в печати. В частности, широкую известность получил факт создания на средства верующих танковой колонны «Дмитрий Донской» .

    Враги в пропагандистских материалах

    Враги в пропагандистских материалах предстают то жалкими и беспомощными, то бесчеловечными монстрами. В некоторых случаях центральным звеном пропагандистского материала становится не сам враг, а бесчеловечность и разрушительность его действий. Это связано с необходимостью одновременно подавить в своих солдатах страх по отношению к врагу, вселить в них решительность и деперсонифицировать образ противника - сделать так, чтобы он не воспринимался как человек и в него было легче стрелять. Как правило, в таких материалах сильны мотивы защиты своей страны, своего дома, а также мотив мести.

    Часто использовались в неприглядном виде образы политических лидеров вражеского государства. В пропагандистской кинопродукции боевые и личные качества вражеских солдат описываются чаще всего как очень низкие. Зачастую, находясь в безопасности, они выглядят наглыми и глупыми, но проявляют трусость в бою. Врага в таком кинофильме оказывается очень легко убить. Так, например, в заключительном эпизоде советского фильма «Два бойца » (1943) главные герои вдвоём беспрепятственно расстреливают наступающие колонны немцев.

    Контрпропаганда

    Служит для отражения пропагандистских атак и действий противника, дезавуирует слухи и домыслы, распускаемые противником в пропагандистских целях, утверждает слабость, ложность и ошибочность позиции противника. В Великую Отечественную войну частым объектом контрпропаганды служил образ министра пропаганды фашистской Германии Йозефа Геббельса (тогда же возникло идеологическое клише «геббельсовская пропаганда»).

    Со времён библейской давности народы мира, не надеясь только на грубую военную силу или разум своих правителей, всегда дополняли их важным фактором психологического давления на общественное мнение противников. К сожалению, наша страна оказалась совершенно неподготовленной к тому, чтобы бороться с Геббельсом и его компанией, уже имевшей большой опыт в демагогии, признаюсь, я не раз удивлялся, как искусно в Берлине отмывали чёрного кобеля добела. С тотальным государством вообще труднее бороться.

    Пропаганда в нейтральных государствах

    Пропаганда «в стане врага»

    Пропагандистская работа против неприятеля имела целью снизить его боевой дух, заставить отказаться от продолжения вооружённой борьбы и склонить к сдаче в плен. С этой целью стороны вели при помощи громкоговорящей аппаратуры трансляции через линию фронта пропагандистских программ, иногда чередуя их с музыкой. В расположение вражеских частей забрасывались агитационные печатные материалы (листовки , которые также служили и «пропуском» в плен) . Чаще всего в таких материалах содержалась мысль об опасности или бессмысленности сопротивления. Пропагандисты сообщали солдатам противника о том, что они находятся в тяжёлом положении, непосредственно угрожающем гибелью, что в тылу у них осталась семья, которая ждёт, что они вернутся живыми и здоровыми.

    Часто в качестве мотива отказа от сопротивления предлагался тезис о «неправильности» политического режима в стране, которую защищает солдат. В случае сдачи в плен противник обещал достойные, а то и роскошные условия содержания до конца войны. Многие печатные пропагандистские материалы были оформлены как «пропуска в плен» - предполагалось, что сдающийся солдат должен предъявить такую листовку первому же военнослужащему неприятельской армии. Часто агитационные материалы для противника создавались от имени коллаборационистских организаций - таких как «Русская освободительная армия » или «Свободная Германия ».

    Пропаганда, посвящённая союзникам

    В силу сложившихся обстоятельств, Вторая мировая война оставила особый пласт пропагандистских материалов - посвящённый союзникам [ ] . На время войны с общим врагом разногласия между странами Запада и Советским Союзом были забыты. Союзники, как и собственные воины, изображаются сильными, уверенными в себе. На первый план часто выходят тезисы о народах-братьях, общей борьбе за мир и свободу. Весьма примечательно, что пропагандистские штампы о «коммунистической угрозе» и «мировом империализме», которые вытеснялись «союзнической» пропагандой, после войны молниеносно оказались вновь востребованными, а плакат, на котором русский лётчик пожимает руку британскому в небе над Германией, стал восприниматься [кем? ] скорее как странный.

    • «Джеймс Кеннеди» - советская песня о британских союзниках

    Известные произведения

    Пропаганда союзников

    Вторая мировая война является одним из самых ярких примеров репрезентации образа врага в пропагандистских компаниях. От того как политики и их пропагандисты могли изобразить своих главных военных, политических и идеологических противников, намеренно исказить их образ, подчеркнуть негативные черты этого образа, мотивировать обычного человека на защиту не только интересов своей страны, но и определённой идеологии, зависели судьбы государств и народов, а также будущее всего человечества. Не являются исключением в этом плане и пропагандистские кампании союзников по антигитлеровской коалиции , в которых плакаты активно использовались в качестве основного инструмента визуализации вражеского образа.

    При анализе визуального отображения образа врага в пропаганде союзников, выделяются следующие черты:

    • Зооморфный образ врага, в особенности правящей верхушки нацистов. Эта особенность присуща большому числу советских плакатов времен Великой Отечественной войны и направлена на создание у гражданина СССР и бойца Красной Армии чувства отвращения к Гитлеру и нацистам. Эти приемы должны было привести к широкому восприятию оккупантов как зверей, неспособных на человечность. Тем самым оправдывалось отношение к захватчикам как к нелюдям, пресекалось всякое сочувствие к врагу.
    • Масштаб объекта в кадре - преувеличение и преуменьшение тех или иных элементов. Данная особенность характерна для практически любой визуальной пропаганды. Художники-пропагандисты показывали ту или иную сторону в конфликте преувеличенно сильной либо слишком ослабленной. Преувеличивались и преуменьшались личности (изображение сгорбленного карлика-Гитлера и огромного бойца рядом с ним), объекты (техника, вооружение) и географические величины (размер страны мог быть скорректирован, чтобы вселить в солдата ощущение скорой победы).
    • Особый акцент на больших потерях врага. Враг на пропагандистских плакатах часто изображался либо уже поверженным, либо близким к поражению.
    • Использование цветового контраста. Помимо масштаба, в визуальном отображении элементов образа врага учитывалась и цветовая палитра. Так, в контрасте с яркими (красными, белыми) союзными войсками, вражеские силы и персоналии чаще всего были затемнены и исполнены в темных тонах.
    • Присутствие исторических аллегорий и обращение к прошлому историческому опыту. Одним из ключевых приемов, используемых пропагандистами союзников для уничижения образа главного противника, являлось приравнивание его к уже поверженным врагам из прошлого страны. Проводя параллели между современными захватчиками и потерпевшими поражение историческими соперниками, пропагандисты стремились вызвать у человека мощный подъём патриотических чувств, возродить в его сознании миф об исторически обусловленной невозможности осуществления вражеских планов. [ ]
    • В пропаганде США и Великобритании активно использовался образ христианства как религии, противостоящей фашизму. В данном случае “добро”, представленное западными союзниками, стояло на защите христианского гуманизма от посягательств "сил зла” (германского нацизма). В основе данной плакатной тематики лежит утверждение о том, что нацисты, совершившие столько преступлений против народов мира и замышлявшие еще большие злодеяния, никак не могут быть признаны христианами. Можно заметить, что образ битвы добра и зла в христианстве переносится на схватку западных демократий и нацизма. Так, на британском плакате времен войны изображен христианский крест , противопоставленный нацистской свастике . При этом, крест свастику (которая изображена меньшей по размеру) заслоняет, донося до зрителя мысль о том, что христианство обязательно победит в этом глобальном противостоянии с нацизмом. Плакат должен был оказать воздействие на верующих в Бога солдат, показав им, что нацизм приравнивается к антихристу , несет миру лишь зло, и поэтому должен быть побежден во имя христианской веры. Американский плакат 1943 г., созданный Томасом Хартом Бентоном, также апеллирует к схватке христианства с «мировым злом». Плакатом “Снова!” автор хотел показать, что ценности христианской религии находятся в опасности из-за распространения "нацистской чумы". Изображенные на плакате германские солдаты, пронизывающие копьем тело распятого Христа и немецкий военный самолет, расстреливающий его с воздуха, олицетворяют попрание нацистами всяких норм морали и христианской этики. Своими действиями по уничтожению целых народов нацистская Германия бросает вызов самому Христу, христианской религии, что по мнению автора плаката должно быть остановлено. Как и британский плакат, американский нацелен на верующих солдат, но использует более яркую аллегорию, нежели противопоставление символов. Этот плакат эксплуатирует целый библейский сюжет . Советский Союз, по идеологическим причинам, не мог использовать образ христианства как гуманистической религии, противопоставленной "нацистскому варварству". Советские пропагандисты в основном прибегали к использованию коммунистических символов и образов, а также обращались к истории России, не затрагивая при этом православную тематику.

    Известные произведения

      За годы войны было выпущено 150-180 пропагандистских фильмов (из общего числа порядка 1300). В кинотеатрах перед каждым сеансом устраивался просмотр (обязательный, пропустить было невозможно) пропагандистского киножурнала «Die Deutsche Wochenschau » - в начале войны длительностью 10-15 мин., в конце - уже полчаса.

      В пропагандистских фильмах (и речах Гитлера), разъясняющих причины объявления войны Америке , проводились параллели между ней и «еврейским» правительством Советов , еврейским характером её капитала, жидобольшевистской направленностью её политики (направленной на поглощение третьих стран), а президент Рузвельт объявлялся евреем . США рисовалась как страна низкой морали , а основным источником благосостояния её граждан являлась игра на бирже .

      Направленная на армию противника

      На передовой широко применялись громкоговорящие рупорные установки, для распространения листовок - агитацонные бомбы , снаряды и реактивные мины . Листовки Третьего рейха для СССР большей частью распространялись самолетами люфтваффе .

      Активно использовались факты захвата в плен или гибели значимых фигур противника (немецкие листовки с Яковом Джугашвили , сыном Сталина, сына Хрущёва Леонида , крупных военачальников), в том числе и с элементами фальсификации материалов (фотоснимков, высказываний и т. п.).

      Распространение на неоккупированной территории слухов о том, что «евреи не воюют», что на фронте их нет, что все они устроились в тылу, в снабжении и т. п. .

      Пропаганда на оккупированных территориях

      Во время Второй мировой войны длительную оккупацию больших и разнородных густонаселенных пространств территории врага производила только одна сторона - Германия и её союзники. Именно опыт Германии в этом смысле представляет наибольший интерес. Поскольку к различным территориям, оказавшимся в оккупации, у немцев был разный интерес, соответственно различными были способы управления подвластными странами и применявшиеся пропагандистские приёмы. Так, жители захваченной Скандинавии считались «арийцами », полноценными гражданами Рейха , которые должны принимать активное участие в его делах. Французы считались цивилизованным, но чуждым народом, в котором следовало воспитывать лояльность к оккупантам. С этой целью, например, германский министр пропаганды Йозеф Геббельс позировал перед фотокамерами вместе со звёздами французской культуры [ ] .

      Политика на востоке, в Польше и захваченных районах Советского Союза была иной. Поскольку славяне считались неполноценной расой , то в перспективе предполагалось их уничтожение или онемечивание . В качестве первого шага в этом направлении проводилась работа по уничтожению наиболее сильных национальных культур и разобщению людей. С пропагандистской точки зрения это означало заигрывание с национальными движениями и натравливание граждан друг на друга. С этой целью создавались национальные протоправительственные учреждения (почти полностью безвластные - например, БЦР , Украинский национальный совет , УЦК), национальные воинские формирования (Белорусская краевая оборона , Киевский курень и др.), пропагандистские музеи (см. напр. Музей-архив переходного периода), издавалась националистическая и антисемитская литература, выпускались газеты соответствующего содержания , например, газета «За родину ». Вместе с тем, немцы пытались создать на оккупированных восточных территориях ощущение, что жизнь продолжается - работали кинотеатры, выходили газеты, проводились культурные мероприятия. Населению внушалось, что грабительская большевистская власть закончилась навсегда, предъявлялись фотомонтажи , на которых германские солдаты позировали якобы в Москве и Ленинграде . Проводилась серьёзная работа по предупреждению поддержки партизанского движения . В пропагандистских материалах партизаны представали ворами и убийцами, сотрудничество с ними каралось смертью. Отдельного упоминания заслуживают пропагандистские кампании, обеспечивавшие переселение жителей оккупированных районов в Германию. Немцы создавали и показывали специальные фильмы, в которых угоняемым обещали райскую жизнь вдалеке от фронта.

      Известные произведения

      Одна из самых знаменитых немецких листовок в ходе войны была «

    Из статьи: Мараховский Е.Л. Информационная политика в СССР, США и Германии в период Второй мировой войны (на примере плакатной пропаганды) // Проблемы национальной стратегии, № 2, 2016.

    Изучая плакаты, созданные художниками СССР во время Великой Отечественной войны, трудно не заметить, что их отличает особое отношение к отображаемой реальности, повышенное стремление показать жизнь так, как она есть, насколько это вообще позволяет жанр. Речь идёт не только об "окопной правде", стремлением к которой, кстати, отличались и российские плакаты времён Первой мировой, а о том, что даже собственно герои советских постеров взяты из жизни, предстают не абстрактными персонажами, а самыми обычными людьми, подчас гнев и горе делают их лица некрасивыми с точки зрения общепринятых канонов. На работах советских плакатистов часто можно увидеть рядовых бойцов, женщин-тружениц, стариков в тылу. Примечательно, что на одном из самых знаменитых плакатов Великой Отечественной "Родина-мать зовёт!" прототипом этого сильного собирательного образа стала жена художника И.Тоидзе. Он хорошо запомнил выражение её лица в тот момент, когда она вбежала к нему в мастерскую и сообщила, что началась война. Интересен этот факт прежде всего тем, что жена художника в жизни была красавицей, а на плакате мы видим суровое, гневное лицо, абсолютно лишённое красоты, т. е. художника волновала только внутренняя правда образа.

    Эта тенденция во многом связана с влиянием социалистического реализма: мастера этого направления искусства сознательно приближали визуальный ряд к реалиям, окружающим рядовых людей страны. Убедительнее наглядная агитация, которая показывает что-то знакомое и основана на достоверных фактах. Например, плакат В.Корецкого "Бей так: что ни патрон — то враг!" (1943 г.) изображает реального героя, прославившегося во время Сталинградской битвы, — снайпера Василия Зайцева (впоследствии его именем был назван теплоход).
    Совсем другой подход к отображению действительности был свойствен американским плакатистам. Вот один из довольно известных постеров того времени "Становись медсестрой! Твоя страна нуждается в тебе!". Дядя Сэм - этот национальный символ художники США использовали довольно часто - надевает шапочку на хорошенькую медсестру, та смотрит на него с неподдельным восхищением. Своеобразное "посвящение". Интересно, что постер создан с помощью раскрашенной фотографии, но тем не менее к реалиям жизни он имеет отдалённое отношение. Стоит отметить особенно "штатский" вид девушки: идеальная причёска, умело накрашенное лицо, отглаженная одежда. В таком виде не в медсёстры, скорее на подиум.
    Аналогичный советский плакат выглядит совсем иначе, да и сам призыв несколько другой, не абстрактный: "Вставай в ряды фронтовых подруг, дружинница — бойцу помощник и друг!" Плакат создан в похожей технической манере: используется фотография, помещённая на рисованный фон, но какая разница! На работе советского художника — реальные люди, с которыми легко отождествлять себя каждому, а не специально подобранные модели с безупречной причёской. Примечательна и разница в слоганах— в советском призывают служить не ради мифического Дяди Сэма и даже не во имя Родины — плакатисты обращаются к коллективистскому началу самосознания русского человека, предлагая вступить в боевое братство. Стоит также отметить динамику плаката и отлично использованный контраст между красными акцентами на флаг и буквы и чёрно-белым основным изображением.

    Медицинский уход является дорогостоящим.
    Покупайте облигации военного займа".
    А. Трейдлер (США)

    У немецких плакатистов ситуация с техническим подходом к созданию наглядной пропаганды обстояла несколько по-другому: к фотомонтажу прибегали значительно реже (что странно, ведь в Германии не было недостатка в хорошей фотоплёнке и фототехнике), да и само изображение отличал своего рода схематизм, художники явно не стремились реалистично нарисовать героев своих произведений. Среди плюсов такого подхода — большая эмоциональность. Портреты, написанные крупными мазками, не позволяли концентрироваться на деталях, оставаясь выразительными. Они чем-то напоминают современное граффити. Так, на плакате "Женщина в войсках ПВО" мы видим изображённую именно в такой манере женщину в военной форме, позади неё — знак свастики. Интересно, что на плакате нет ни самолётов, ни бомб, ни взрывов — всего того, с чем связана работа во время воздушных налётов. Наоборот, службу представляют как парад. Идеальная женщина служит в идеальных войсках ПВО — что-то подобное, как уже было сказано, часто встречается на американских плакатах (хотя манера письма заметно отличается) и почти никогда — на советских.
    Важный факт — службу в армии — художники сражающегося СССР не пытались подать как парад или нечто красивое. Апелляция шла в первую очередь к чувству благородного гнева народа. Очень характерны такие образцы плакатного искусства, как "Кровь ленинградцев взывает к мести!" или "Боец, Украина ждёт тебя!", "Боец, освободи от фашистского гнёта!" и многие другие. Плакатисты правдиво отображали ужасы войны и оккупации. Героями их работ становились раненые бойцы (художники не боялись рисовать поле боя с поверженными врагами) и их отвага, гораздо реже встречающаяся в работах их коллег с Запада. В США, которым война нанесла неизмеримо меньший ущерб, плакаты с такого рода иллюстрациями можно встретить в кампаниях рекламы гособлигаций, они взывали к жалости и изображали страдающих от ран бойцов или оставшихся без крова жертв войны, но в целом даже на таких постерах преобладали настроения, выраженные в слогане британского творения времён Первой мировой: "Вы покупаете облигации, мы сделаем остальное". Американские плакаты были не столь прямолинейны. "Если не можешь пойти, покупай военные облигации",— призывал их постер времён Второй мировой войны.

    "С нашими знамёнами Победа!" (Германия)

    С удалённостью театра боевых действий от мест проживания американцев связан элемент "фантастичности", "сказочности" некоторых сюжетов в работах заокеанских художников. Так, например, на советских плакатах государственные символы не выступают в роли активных участников действия. Звёзды, серп и молот могут быть изображены на каких-то фрагментах плаката (как, например, на плакате Николая Долгорукова "Врагу не будет пощады!" (1941 г.), где государственные символы нарисованы на авиабомбах), но трудно найти место, где в бой вступает не сам человек. Однако в американских и нацистских работах подобное как раз не редкость. На постерах США тех времён распространён сюжет с символом Америки — Дядей Сэмом. Так, на знаменитом плакате из серии "Покупай военные облигации" мифический персонаж выступает даже в роли божества. Дядя Сэм, словно Зевс, высовываясь из-за туч, несёт американский флаг и строго указывает пальцем на того, кто взирает на плакат. Под ним бежит в атаку пехота, над ним летят самолёты. Обыгрывался плакатистами и образ орла — гербовой птицы США и Германии, на постерах орлы летят в одном строю с самолётами, атакуя противника.

    Кто на кого похож?

    В годы Великой Отечественной войны мир для людей творческих профессий уже был глобальным. Регулярные обвинения СССР в сходстве с гитлеровской Германией на основании того, что некоторые элементы пропаганды были похожи, уводят дискуссию по ложному пути. Дело в том, что при внимательном сравнении наиболее характерных приёмов изображения и их разнообразия можно скорее сделать вывод, что наглядная пропаганда СССР имеет больше общего с аналогами в США.
    В обеих странах — достаточно большое стилистическое и сюжетное разнообразие работ (от карикатур до авангардных стилей живописи), приёмы также схожи. В Третьем же рейхе преобладал очень характерный стиль исполнения плакатов, такого множества методов рисунка, как в СССР и США, там не было. Выше на примере плаката Л.Хольвайна уже говорилось об особенностях этого стиля. Связано такое "однообразие" и с невероятно ограниченным количеством исполнителей (широко известны лишь Хольвайн и Мьёльнер), и с особенностями идеологии нацизма. Эти особенности можно объяснить следующим образом.

    "
    Победа Германии — свобода Европы (Германия)

    Во-первых, в Германии в то время было крайне затруднительно представить еврея на должности, связанной с пропагандой, тогда как в Советском Союзе и в Штатах многие успешные художники были именно евреями. Они были космополитами, глобалистами, что позволяло им хорошо ориентироваться в мировых тенденциях.
    Во-вторых, фашизм вообще и немецкая его интерпретация в частности склонны к идеалистическому типу культуры (по П.Сорокину). Это — "переходный" тип между собственно идеациональным, свойственным Средним векам (в Европе), когда вся культурная жизнь была неотделима от религии, и чувственным, при котором внимание творцов в первую очередь обращено на эмпирически познаваемые явления и факты. Только "идеациональная" часть этой культуры у немецких фашистов — неоязыческая (обычно у поздней Российской империи и других европейских стран она была христианской). У СССР и США к тому времени можно отметить наличие устоявшегося чувственного типа культуры. Это объясняет некоторые отмеченные выше особенности, в том числе и плакатной агитации и пропаганды Третьего рейха, так как немецкие неоязычники стремились воспитать сверхлюдей-арийцев, войти в сверхчувственную связь с духами предков и древнегерманских богов, получив от них силу для выполнения своих планов.
    На стиль плакатной пропаганды влияло и художественное наследие трёх стран. Выразительное, но строгое и лаконичное исполнение немецких плакатов, которое в Первую мировую подчёркивалось традиционным готическим шрифтом; американские постеры, стилистически тесно связанные с традициями коммерческой рекламы; советские, сохранившие стремление к "окопной правде" и некоторые художественные приёмы дореволюционных российских плакатов.
    Отдельно стоит обратить внимание на схожие сюжеты и компоновочные подходы у плакатистов всех трёх стран. Именно такие плакаты и вводят часто в заблуждение неспециалистов, на их основе проводящих параллели между идеологиями. Отмечаемое сходство основано на архетипах и психологически обосновано, но во многом объясняется тем, что художники перенимали опыт коллег, изучая их работы.

    Кто с мечом к нам войдёт,
    от меча и погибнет!"
    В. Иванов, О. Бурова (СССР)

    Таковы были плакаты с "былинным витязем" или (в зависимости от страны) "сверхчеловеком", главный герой которых служил олицетворением силы, отваги, доблести, а также работы, изображающие героев в профиль (так художники показывали массовость народного порыва), плакаты, проводящие исторические параллели (у нацистов подобный приём активно использовался в странах, которые они считали "арийскими", например в Дании и Норвегии). Можно долго перечислять примеры сходства в работах художников трёх стран (например, плакаты с кулаком, крушащим врага, штыком или танком, солдатами, идущими в атаку, ранеными солдатами, медсёстрами), разница, конечно, будет, но — в деталях.
    Можно утверждать, что сюжеты и компоновка плакатов к моменту Второй мировой у лидирующих стран уже устоялись. Заметные отличия были в отдельных особенностях письма и превалирующих сюжетах. Так, в США плакатисты очень часто на постерах рисовали женщин (даже в тех сферах жизни, где они обычно в меньшинстве), значительная часть их постеров взывает не к праведному гневу или гордости, а к сочувствию, так как посвящены сбору средств. Влияние рекламы сказалось и на преобладающей идеализации образов, как, например, на вербовочном плакате Х.Хайдена, заставляющем вспомнить картины нашего художника А.Дейнеки.
    Наглядная агитация Советского Союза художественно выделялась активным использованием фотомонтажа, а также рифмованными лозунгами. Эта особенность — массовое присутствие поэзии на плакатах — присуща только СССР. Такая традиция берёт своё начало и в постреволюционных "Окнах РОСТА", создававшихся в том числе и великим поэтом В.Маяковским, и в более старых плакатах ещё Российской империи.

    Политический контекст

    Наглядная агитация и пропаганда являются своеобразным "барометром" политики, своего рода индикатором настроений общества, демонстрирует и темпоральные изменения. Так, бравурные постеры Германии начала войны сменились гораздо менее радостными призывами. В советском плакате во время войны можно увидеть обратную тенденцию: от мрачных работ начала сороковых — до праздничных, посвящённых концу войны и Победе.
    На плакатах нашлось место и "национальному вопросу". Впрочем, если немцы в основном обвиняли евреев в начале войны и вели однотипную пропаганду на окружающие их "арийские народы", то СССР и США ставили совсем иную задачу. Так, плакатисты Соединённых Штатов выпустили целую серию плакатов, которую можно озаглавить "United We Win" ("Вместе мы победим"). Задачей серии было показать роль негров в производстве и армейской жизни, ослабить предрассудки в обществе. Серию можно считать весьма успешной, в том числе потому, что она обращалась к личностям реальных людей: героя Пёрл-Харбора Д.Миллера и Дж.Луиса, известного боксёра, который вступил в ряды армии США.
    Уместно отметить, что Д.Миллера наградили Военно-морским крестом США лишь под давлением негритянской прессы. Это не помешало использовать его личность в пропаганде. Что касается СССР, то на фоне межнациональных трений двух других стран народы, его населяющие, жили просто душа в душу. Это нашло своё отражение и в замечательном плакате В.Корецкого "Самед на смерть идёт, чтоб не погиб Семён…".
    Союзные отношения тоже специфически преломлялись сквозь призму наглядной агитации и пропаганды. Так, постеры США, посвящённые антигитлеровской коалиции, обычно содержат флаги многих стран. Таким образом достигался эффект, при котором в общественном сознании граждан размывалась роль Советского Союза (кстати, на одном таком постере он назван просто "Russia") в борьбе и победе над нацистской Германией. С другой стороны, так проявляло себя американское мессианство, которое со времён президента США В.Вильсона называется вильсонианством: американцы стремились представить ситуацию так, словно в одном строю с ними идут "свободные нации всего мира". Иначе обстояли дела на плакатах СССР, наши художники обычно изображали лишь три флага: советский, американский и британский. Причина также ясна — изображались страны, реально оказавшие влияние на ход боевых действий, Советскому Союзу не нужно было затушёвывать чью-то роль, в отличие от Соединённых Штатов. Особенно интересен плакат "Европа будет свободной", на которой мечи союзников рубят цепь, сковывающую женщину-Европу с разных сторон. Мечи Соединённых Штатов и Великобритании как бы противопоставлены мечу СССР. Таким образом В.Корецкий довольно прозрачно намекал на то, сколь неустойчив на самом деле союз с этими странами.

    Есть основания утверждать, что советские плакаты времён Великой Отечественной войны достигли вершин плакатного искусства. Художники СССР активно перенимали лучшее из наработок коллег по обе стороны фронта, совершенствуя собственные, и в результате сегодня перед исследователями предстаёт действительно замечательная коллекция графических работ. Находки советских художников оказали значительное влияние на развитие наглядной агитации, причём не только в нашей стране.
    В чём секрет этого успеха? Очевидно, в большом историческом опыте, в гибкости, в готовности учиться даже у противника, но особенно в том, что советские плакатисты переживали войну вместе со всей страной, со всеми её жертвами и героями. У них не было возможности, как у американских художников, рисовать свои плакаты, находясь в безопасности за океаном, или, как у немецких, подбадривать население государства, армия которого воюет далеко за его границами.
    Тем не менее с американскими плакатистами советских роднит относительный интернационализм: среди известных художников того времени в СССР присутствовали представители самых разных народов. Нацистской Германии такая "роскошь" была недоступна по идеологическим причинам.
    Что касается визуальной и сюжетной схожести советских плакатов с немецкими, на основании чего иногда делаются далеко идущие выводы, то не стоит увлекаться сравнениями такого рода, так как похожие плакаты и сюжеты можно найти у всех трёх стран.
    При этом немецкие постеры выделяются неповторимым стилем письма, который сохранялся в плакатах, созданных совершенно разными художниками. Резкие, угловатые черты лиц "арийцев", словно выточенные из камня, переходят из плаката в плакат, делая их невероятно узнаваемыми. Такая же строгость присуща и цветам, и линиям нацистских плакатов.
    Американские постеры, представляющие собой видоизменённую коммерческую рекламу, внесли в наглядную агитацию свой специфический вклад. Обилие симпатичных девушек на плакатах, активная идеализация действительности, рекламные приёмы, очень подходившие для целей многих работ — популяризации военных облигационных займов,— всё это подчёркивает основную особенность той войны для Америки: больше бизнеса, чем войны. При этом именно тогда появились интересные работы, которым было суждено надолго пережить своё время.

    Сегодня же наглядная политическая пропаганда в нашей стране чаще вызывает смех, чем искренние эмоции (когда, например, в очередной раз "неопытный дизайнер" использует "вражескую" технику в коллаже или допускает орфографическую, а зачастую и стилистическую ошибку в лозунге). Это печальная тенденция, и изменить её — наша общая задача.
    ________________________________________ ________________ __________
    Любителям исторического чтения предлагается моя новая книга исторических миниатюр

    Самая распространенный тип листовок листовок во время войны это пропуск в плен для солдат противника. Для доставки листовок к вражеским солдатам использовались специальные артиллерийские снаряды, авиабомбы, ружейные гранаты.

    Немецкие листовки с пропуском в плен для советских солдат широко известны. Но и наши пропагандисты в долгу не оставались. В начале войны русские пропуска не работали - немцы успешно наступали, да и обращения к классовой сознательности, призыв повернуть оружие против эксплуататоров не воспринимались немцами, считавшими себя представителями нации, а не определенного социального класса. Но советские пропагандисты умели учиться на своих ошибках. После первых поражений на Восточном фронте пропуска наконец заработали. Вашему вниманию предлагается небольшая подборка малоизвестных советских листовок для солдат вермахта.

    Немецких солдат информируют о зимнем разгроме Вермахта под Москвой. На обратной стороне стандартный пропуск в плен. Любопытен пароль на русском языке, который должны выкрикивать немцы, решившие сдаться: Прощай Москва! Долой Гитлера!

    На листовке на заднем плане тирольские партизаны времен наполеоновских войн. На переднем плане партизан советский. Текст гласит: Что вы скажете, глядя на их лица? Советские крестьяне делают то же самое сражаются за честь и свободу своей родины.

    А эта советская листовка рассказывает немецким солдатам на Восточном фронте о том, что их товарищи потерпели сокрушительное поражение в Ливии. Карта театра боевых действий, подробный рассказ о том, что на этом театре произошло. На оборотной стороне листовки констатация факта, что война на два фронта ни к чему хорошему Германию не приведет и призыв сдаваться в плен.

    А эта листовка сообщает немецким солдатам о скором открытии второго фронта.

    Серия листовок о том, как хорошо пленным немцам в советском тылу:

    Генералы не умирают, они сдаются в плен. Поступайте так же. Комментарии излишни звучит убедительно.


    Жену раненного солдата в тылу лапает эсэсовец. Попытка поссорить Вермахт и войска СС.

    Эта листовка рассказывает немцам о том, что творится у них в тылу тотальная мобилизация, итальянские союзники отправились домой, а немцами на фронте затыкают все дыры.

    "Вот что такое тотальная мобилизация.? Геббельс развлекается с девочками, а пожилые женщины отправлены как рабы на заводы" (хотя вместо пожилых немецких женщин на заводах Германии работали рабы, угнанные из оккупированных стран, использование рабского труда и позволило немцам провести тотальную мобилизацию).

    Мертвые обращаются к живым. "Товарищи, где бы не находились в окопе, в землянке, на посту, за вами неотступно будем следовать мы тени Сталинграда"

    С Гитлером война не кончиться никогда

    2019-01-10 | 1116

    27 октября 1942 года в газете "Боевой путь" вышла заметка "Немцы режут пленных и пьют их кровь". Уже 19 ноября 1942 г. советская военная цензура решила, что использовать эту статью для антифашистской пропаганды - это перебор.

    Диафильм "Диверсант с Юпитера", 1960 г.

    2018-07-04 | 845

    Советский диафильм 1960 г. Краткое содержание фильма: американские милитаристы создают секретную ракетную базу, в лагере начинается череда таинственных смертей - офицеры скрывают, солдаты выдвигают встречный план. Развязка неожиданна, однако материалистически обоснована.

    Наглядное пособие по расовой теории, преподававшейся в Третьем Рейхе

    2017-04-05 | 6718

    Ганс Фридрих Карл Гюнтер, немецкий антрополог и евгенист, оказал своими научными работами серьезное влияние на расовую политику немецких национал-социалистов. В Германии на уроках по расовой теории пользовались его учебными пособиями, представлявшими рисунки представителей различных "рас" и "субрас".

    Письмо партизан Пинской области Гитлеру

    2017-02-23 | 3597

    В начале декабря 1942 года немцами была выпущена листовка под заголовком "Слушай, партизан Иван", где наносились оскорбления советским вождям и партизанам. Как ответ на листовку немцев группой партизан штаба соединения Пинской области было написано письмо, адресованное Гитлеру.

    Интервью с секретаршей Геббельса

    2016-08-17 | 5883

    105-летняя Брунгильда Помзель, в прошлом секретарша Йозефа Геббельса, дала интервью The Guardian. "Это одно из первых - и, вероятно, последних - подробных интервью в ее жизни", - замечает журналистка Кейт Коннолли. Помзель вспомнила, что в министерстве пропаганды была изящная мебель, а в приемной рядом с кабинетом Геббельса, где работали 6 секретарш, в том числе сама Помзель, царила беззаботная атмосфера.

    Освобождение Европы от фашистов в карикатурах американского сержанта Билла Молдина

    2016-07-19 | 6245

    В ночь с 9 на 10 июля 1943 года союзники высадились в Италии - началось освобождение западной Европы от нацизма. В числе десантированных был сержант Билл Молдин (Bill Mauldin). Он прошел всю войну в Европе, рисуя карикатуры. В отличие от обычных пропагандистов, Молдин не высмеивал противника, а шутил над тяготами войны и армейскими порядками, показывая жизнь фронта глазами Вилли и Джо - двух простых «джи-ай», уставших, оборванных, но всегда ироничных. Карикатуры были опубликованы в его книге "На фронте".

    2016-07-16 | 7840

    Во время Второй мировой союзникам СССР нужно было объяснить своим гражданам, почему их страны вместе с СССР сражаются против Гитлера, и для этих целей выпускались агитационные плакаты. Также пропаганда союзников была направлена и на советских граждан - для них выпускались плакаты на русском языке, рассказывающие о том, какой вклад эти страны вносят в победу над общим врагом.

    Плакаты иностранных добровольческих формирований СС

    2016-04-24 | 12638

    К июню 1941 г. в рядах СС было создано три добровольческих полка из иностранных граждан, а с началом военных действий количество иностранных подразделений стало неуклонно расти. Участие иностранных легионов в войне против СССР должно было показать по замыслу Гиммлера общеевропейское стремление уничтожить коммунизм.

    Пропагандистские плакаты Второй Мировой Войны

    Ну так вот вернемся к теме статьи. Плакаты во время Второй Мировой Войны стали особым видом искусства. С их помощью государства поддерживали свои армии, жителей страны и поднимали патриотизм. Давайте посмотрим плакаты того времени всех сторон конфликта.

    Плакаты Англии, СССР и США

    Эти плакаты были посвящены тому,что нужно быть осторожными со своими словами, кругом враги и не факт, что тот кому ты рассказываешь окажется тебе другом.

    Британский плакат — “Вот к чему может привести свободный разговор”.

    “Слушают вражеские уши”.


    “Слушают вражеские уши”.

    “Вы никогда не знаете, кто находится на проводах! Будьте осторожны с тем, что вы говорите”.

    Британские плакаты пропагандирующие экономию: “Когда ты едешь один, ты везешь с собой Гитлера. Вступай сегодня в клуб совместного использования машин”.

    К этому плакату так и хочется добавить, что нашей стране бы такие проблемы во время Второй Мировой Войны. Например как жители блокадного Ленинграда отреагировали бы на подобные заявления. Интересную тему про блокаду можете почитать.

    А вот наши советские художники постарались над образами Гитлера.

    Лицо Гитлеризма.

    Британцы тоже от нас недалеко ушли, изобразили Гитлера людоедом обгладывающим кости завоеванных стран.

    Вот тоже британский плакат изображающий Гитлера и его прихвостней всадниками апокалипсиса, которые разрушают все на своем пути.

    Всадники апокалипсиса

    Советский плакат показывающий предательскую сдачу Чехословакии Гитлеру в 1938.

    Предательски отдали Чехословакию

    Советские плакаты с Лавалем. В 1942 г Берлин поставил премьер-министром коллаборационистского правительства во Франции гражданина Лаваля, который хотел сотрудничества с фашистской Германией. По его распоряжениям уничтожались французские патриоты.


    Премьер-министр коллаборационистского правительства во Франции Лаваль

    На этих плакатах мы видим солидарность Союзных войск, в разгроме врага со всех сторон.



    Американские пропагандистские плакаты:

    В Америке во всем бизнес:

    «Не дайте этой тени коснуться их. Покупайте облигации военных займов»

    А вот сравнение на американском флаге второй мировой войны с их гражданским сопротивлением 1778 года.

    «Американцы всегда будут сражаться за свободу»

    Американцы всегда будут сражаться за свободу

    “Это — враг”.

    Это — враг.

    «Мы боремся за то, чтобы предотвратить это».

    Мы боремся за то, чтобы предотвратить это

    “Остановите этого монстра, который не останавливается ни перед чем. Он уже переступил предел. Это твоя война”

    Остановите этого монстра

    Советские плакаты подбадривающие боевой дух армии и поднимающие патриотизм населения.

    Сталин всегда рядом. Следит и поддерживает свой народ