Древние руины: По следам потерянных цивилизаций. Самые впечатляющие древние руины

Цивилизация майя была одной из величайших доколумбовых цивилизаций. Ее масштабы простирались на весь северный регион Центральной Америки, включая территории современных государств — Гватемалы, Белиза, Сальвадора, Мексики и юго-западных окраин Гондураса.

Пика своего урбанизма и масштабного строительства большинство городов-государств майя достигли в классический период с 250 до 900 годов нашей эры. Наиболее заметными памятниками этого периода являются древние храмы, которые были построены почти в каждом крупном городе. По неизвестным до сих пор причинам большинство центров майя пришло в запустение в течение нескольких последующих столетий. А к моменту прибытия конкистадоров цивилизация майя была уже в глубочайшем упадке.

Есть несколько версий возможной причины гибели цивилизации, среди которых истощение почвы, потеря водных источников и эрозия, землетрясения, болезни, а также вероятные военные вторжения других высокоразвитых культур. Некоторые города майя имеющие высочайшую историческую и культурную ценность включены в . Особый туристический интерес сегодня представляет древняя архитектура, каменные скульптуры, барельефы и стилизованные религиозные росписи на стенах домов. А так же сохранившиеся массивные дворцы, древние храмы и пирамиды.

Мы уже рассказывали Вам о впечатляющих , сегодня Вы сможете познакомиться с самыми интересными древними городами цивилизации майя.

Древние города майя — ФОТО

Руины Тикаль находятся на территории одноименного национального парка. И это, пожалуй, один из крупнейших археологических объектов цивилизации майя в Центральной Америке. Именно это место стало вдохновителем, а потом нашло отражение в фильме Мела Гибсона «Апокалипсис». Поездка в Тикаль в финансовом плане довольно дорогое удовольствие, по сравнению с другими направлениями к руинам цивилизации Майя. Но сохранившиеся пирамиды, каменные королевские дворцы, картины и фрески стоят того, чтобы их увидеть. В 1979 году национальный парк Тикаль был объявлен объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО. Кстати, будьте на чеку, в густых лесах, окружающих парк, водятся хищные ягуары.

Большой доколумбовый город Чичен-Ица расположен в мексиканском штате Юкатан. Этот крупный разрушенный город, судя по всему, был одним из Толланов – место почитания мифологического божества Кетцалькоатля (пернатый змей). Об этом свидетельствуют изображения, найденные на стадионе для игры в мяч. Чичен-Ица известна большим разнообразием архитектурных стилей. Этот город был привлекателен для жителей, поскольку здесь имелось два глубоких сенота, обеспечивавших население водой круглый год. Один из таких природных колодцев — Священный сенот – место жертвоприношений и паломничества древних Майя. Чичен-Ица очень популярна среди туристов, ежегодно ее посещают более 1,2 миллиона человек.

Этот майянский город процветал на юге Мексики в 7 веке до нашей эры. После падения город был надолго поглощен джунглями, прежде чем вновь открыт и превращен в знаменитое место археологических раскопок. Паленке расположен на реке Усумасинта в 130 км к югу от Сьюдад-дель-Кармен. Он значительно меньше Тикаля, но зато может похвастаться своей архитектурой, сохранившимися скульптурами и барельефами древних майя. Многочисленные иероглифические надписи на памятниках позволили экспертам восстановить большую часть истории Паленке. Эти же эксперты и археологи утверждают, что в настоящий момент раскопано и изучено только 10% территории древнего города. Остальная часть находится поблизости, но скрыта под землей, в зарослях густых джунглей.

Древние руины города Калакмуль скрыты в джунглях мексиканского штата Кампече. Это один из крупнейших городов майя. На территории около 20 квадратных километров обнаружено более 6500 зданий. Самые большие пирамиды достигают высоты 50 метров и ширины основания в 140 метров. В классический период наблюдалась эпоха рассвета Калакмуля. В это время он находился в жестком соперничестве с Тикалем, это противостояние можно сравнить с выяснением политических амбиций двух сверхдержав. Получивший название Змеиное Королевство, Калакмуль распространил свое активное влияние в радиусе нескольких сотен километров. Об этом свидетельствуют характерные каменные эмблемы с изображением змеиной головы, найденные в небольших майянских деревнях.

Руины майя Ушмаль находятся в 62 километрах от Мерида, административного центра штата Юкатан. Руины славятся своими размерами и отделкой зданий. Но о них мало что известно, поскольку значительных археологических исследований здесь не проводилось. Ушмаль был основан в 500 годах нашей эры. Большинство сохранившихся зданий относится к 800 – 900 годам, пирамиды и различные сооружения можно наблюдать в почти первозданном виде. Преобладающий здесь архитектурный стиль пуук отличается многообразием украшений на фасадах зданий.

Руины расположены на берегу лагуны в округе Ориндж-Уолк в северо-центральной части Белиза. В переводе с языка майя название города, насчитывающего трех тысячелетнюю историю, означает «утонувший крокодил». В отличие от других майянских городов Ламанай был еще заселен, когда в 16 веке сюда вторглись испанские конкистадоры. Во время раскопок проводимых в 1970-х годах в центре внимания были три значительные структуры: Храм Маски, Храм Ягуара и Высокий храм. Чтобы оказаться среди этих развалин, расположенных глубоко в джунглях, необходимо присоединиться к организованной водной экскурсии из города Ориндж-Уолк. Здесь существует небольшой музей демонстрирующий древние артефакты и рассказывающий об истории Майя.

Название этого древнего археологического памятника в переводе означает «Каменная женщина». Оно связано с историей белизцев, согласно которой, в этих местах якобы с 1892 года периодически появляется призрак женщины. Призрак в белых одеждах с пламенно-красными глазами поднимается по лестнице на вершину главного храма и растворяется сквозь стену. Расположены руины в районе деревни San Jose Succotz на западе страны. В этой деревне нужно воспользоваться небольшим паромом, чтобы переправится через реку Мопан. Добравшись до руин, не откажите себе в возможности подняться на вершину Шунантуничского дворца – огромной пирамиды, с которой открывается потрясающий вид на долину реки.

Город-крепость Тулум, служивший портом для города Коба, расположен на восточном побережье полуострова Юкатан. Он был построен в 1200 годах, во времена, когда цивилизация майя уже находилась в упадке. Поэтому ему не хватает некоторой элегантности и изящества в архитектуре, характерной для классического периода развития. Но уникальное место расположения на берегу Карибского моря, близость многочисленных пляжей и мексиканских курортов, сделало портовый майянский город Тулум очень популярным среди туристов.

Большой город древних майя, служивший домом для 50 тысяч жителей на пике своего развития, расположен в 90 километрах восточнее Чичен-Ицы, примерно в 40 км к западу от Карибского моря и в 44 километрах северо-восточнее Тулума. Все направления сегодня связаны между собой современными удобными автодорогами. Большинство объектов были построены в период между 500 и 900 годами. В городе есть несколько высоких пирамид. Самая высокая пирамида Эль-Кастильо, относящаяся к группе зданий Нохоч-Мул, достигает высоты 42 метров. На вершину храма, где расположен небольшой алтарь, служивший местом жертвоприношений, ведут 120 ступеней, по которым желающие могут совершить восхождение.

Церемониальный и торговый центр майя Алтун-Ха находится в 50 километрах от города Белиз. Эта область, удаленная всего на 10 километров от Карибского побережья, известна своим богатым животным миром. Типичные обитатели здешних лесов это броненосцы, тапиры, агути, лисы, тайры и белохвостые олени. Помимо впечатляющей дикой природы Алтун-Ха известен артефактами, найденными здесь археологами из . Среди них огромное нефритовое изваяние изображающее голову бога солнца Кинич Ахау. Эта находка считается сегодня национальным достоянием Белиза.

Крупный центр археологических раскопок Караколь расположен в 40 километрах к югу от Шунантунича в округе Кайо. Руины простираются на высоте 500 метров над уровнем моря на плато Вака. Караколь в настоящее время известен как один из самых важнейших политических центров цивилизации Майя в классический период. В свое время Караколь простирался на площади более 200 квадратных километров. Это больше территории современного Белиза – самого большого города в стране. Еще более удивительно, что нынешнее количество жителей Белиза составляет лишь половину своих древних предшественников.

Потрясающие руины майя расположены на берегу реки Усумасинта в юго-восточном мексиканском штате Чьяпас. Йашчилан был в свое время мощным городом-государством, и составлял своеобразную конкуренцию таким городам как Паленке и Тикаль. Йашчилан известен большим количеством хорошо сохранившихся каменных декорированных элементов украшающих дверные и оконные проемы главного храма. На них, а так же на различных статуях присутствуют иероглифические тексты, рассказывающие о правящей династии и истории города. Имена некоторых правителей звучали угрожающе: Лунный Череп и Птица Ягуар господствовали в Йашчилане в пятом веке.

В департаменте Исабаль на юго-востоке Гватемалы есть трехкилометровая зона археологических раскопок Киригуа. В классический период развития цивилизации майя этот древний город находился на пересечении нескольких важных торговых путей. Интересной достопримечательностью этого места является Акрополь, строительство которого началось в 550 году. Археологический парк Киригуа известен высокими каменными монументами. Учитывая, что город расположен на месте трансформного геологического разлома и в древности был подвержен крупным землетрясениям и наводнениям, его стоит посетить, чтобы увидеть сохранившиеся памятники и оценить градостроительные навыки древних майя.

Археологический памятник цивилизации майя Копан расположен в западной части Гондураса на границе с Гватемалой. Этот относительно небольшой город известен серией хорошо сохранившихся архитектурных артефактов. Некоторые стелы, скульптурные украшения и барельефы относятся к числу самых лучших свидетельств искусства древней Мезоамерики. Некоторые каменные сооружения Копана датируются 9 веком до нашей эры. Самый высокий храм достигает высоты 30 метров. Рассвет городища приходится на 5 век, в это время здесь проживало около 20 тысяч жителей.

Руины Кахаль Печ расположены недалеко от города Сан-Игнасио в районе Кайо на стратегической возвышенности у слиянии рек Макал и Мопан. Большинство основных дат строительства относятся к классическому периоду, но существующие свидетельства говорят о непрерывном проживании в этих местах еще с 1200 годов до нашей эры. Город представляет собой сосредоточение на небольшой территории 34 каменных структур, расположенных вокруг центрального акрополя. Самый высокий храм составляет около 25 метров в высоту. Кахаль Печ, как и многие другие города, был заброшен в 9-м веке нашей эры по неизвестным причинам.

Это лишь небольшая часть того огромного историко-культурного наследия, которое оставила после себя загадочная цивилизация. Всего же в северном регионе Центральной Америки было обнаружено более 400 крупных археологических памятников, и свыше 4000 мелких, но не менее интересных древних поселений, относящихся к народам и культурам цивилизации майя существовавшей более 2500 лет.

Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Майя оставили после себя очень много загадок, которые до сих пор скрыты в их грандиозных сооружениях и зашифрованы в сотнях иероглифов. Не все постройки древних индейцев сегодня полностью изучены. Каждый год археологи и исследователи с помощью самых современных приборов пытаются разгадать тайны, которые скрываются за стенами храмовых комплексов майя или покоятся в глубинах их священных сенотов и пещер.

1. Пирамида Кукулькана, Чичен-Ица

Такой знаменитую пирамиду впервые запечатлели на фотопленку в 1880 году, практически полностью скрытую джунглями. Кукулькана состояла из 9 платформ и 4 лестниц, общее количество ступенек на которых соответствовало числу дней в году.

В дни осеннего и весеннего равноденствия с 17 часов можно наблюдать ползущую тень змея на камнях балюстрады пирамиды, причем в марте тень движется вверх, а в сентябре - вниз. Иллюзия продолжается в течение 3 часов и привлекает внимание тысяч туристов, которые приезжают посмотреть на это уникальное явление.

Еще одна тайна этого сооружения древних майя скрывается внутри. Если снять верхний слой камней, то можно обнаружить пирамиду меньших размеров, а в ней - еще и третью, самую маленькую, с потайным помещением. А совсем недавно ученые в результате электротомографического исследования грунта обнаружили подземное озеро на глубине 20 м под фундаментом пирамиды, которое может быть похожим на один из священных сенотов майя. Археологи предполагают, что в ближайшем будущем озеро может размыть грунт, что приведет к разрушению пирамиды.

Пирамида также служит своеобразным резонатором. Когда люди поднимались по лестнице, то внутри сооружения возникали звуки, которые походили на крики священной птицы кетцаль, которая водится в местных лесах и почитаема у народа майя. Но после того, как в 2006 году произошел несчастный случай с туристкой, которая упала с лестницы, пирамиду закрыли для посещения. Сегодня ею можно любоваться только со стороны.

2. Пещеры Баланканче

Место, которое обычно не входит в классический туристический маршрут по Чичен-Ице, но поражает своей таинственностью не меньше пирамид, - это пещеры Баланканче . Они расположены всего в 3 км от храмовых комплексов майя. Название переводится как «трон Священного Ягуара», где древние индейцы проводили свои религиозные ритуалы свыше 3 тыс. лет назад.

В 1959 году индейский сторож Чичен-Ицы Хосе Умберто Гомес нашел замурованный проход в одном из ответвлений пещеры. За ним находилось святилище майя, в котором располагались Алтарь Ягуара и множество древних артефактов.

Одно из самых знаменитых помещений в пещере - это Комната Мирового древа. На трехмерной модели можно увидеть весь грот с огромной известняковой колонной в центре, которая и символизирует древо майя - своеобразную ось мира, соединяющую подземный и небесный миры.

3. Сенот Ик-Киль

На обратном пути из Чичен-Ицы автобус с туристами обычно останавливается у священного сенота майя Ик-Киль, который древние индейцы использовали в качестве места для жертвоприношений.

4. Пирамида Эль-Кастильо, Коба

Если вы не мыслите своего путешествия по руинам майя без того, чтобы залезть на одну из десятков пирамид и сделать эффектный кадр, то в древнем городе Коба вам точно должно понравиться. Здесь расположена 42-метровая пирамида Эль-Кастильо , на вершину которой можно подняться по 120 очень крутым ступенькам.

Если вы сможете совершить восхождение, то увидите великолепную панораму древнего города майя и сможете заглянуть в небольшое ритуальное помещение с алтарем, где когда-то индейцы совершали жертвоприношения.

5. Древний город Тулум

Единственный город майя, построенный на берегу Карибского моря, расположился на 12-метровых утесах восточного берега полуострова Юкатан. Тулум ранее был известен под названием Сама, что означало «город рассвета». В отличие от других древних городов майя, Тулум был окружен неприступной стеной, защищавшей от нападений кочевых народов с севера.

Кроме древних памятников, туристов манят сюда многокилометровые белоснежные пляжи с чистой бирюзовой водой и отличная погода в любое время года.

6. Пирамида волшебника, Ушмаль

Доминантой древнего города Ушмаль является 40-метровая Пирамида волшебника, другое название - «Замок карлика». На самом деле это не одна пирамида , а целых 5, которые были построены друг на друге на протяжении нескольких веков. По древней легенде майя, пирамиду воздвиг волшебник Итзамна всего за одну ночь, а потом стал правителем этих мест.

7. Храм надписей, Паленке

Храм построен над гробницей бывшего правителя этих мест и украшен внутри 617 иероглифами, часть из которых на сегодняшний день так и не расшифрована. На самом верху пирамиды расположена постройка с тремя комнатами, в одной из которых в 1949 году был обнаружен скрытый туннель, ведущий в гробницу Пакаля с древними реликвиями и сокровищами.

Многое из того, что мы знаем о древних цивилизациях, сегодня приходит из археологии и письменных документов, оставленных нам как наследие древних. В некоторых случаях артефакты могут оставлять подсказки относительно того, кем были люди, которые создали древние памятники, ныне лежащие в руинах. Но зачастую мы имеем больше вопросов, чем ответов.

озеро Мичиган хранит на дне тайну Стоунхенджа

Историки, археологи и геологи имеют много теорий о руинах в этом списке, но они просто теории. У этих древних руин гораздо больше вопросов, чем ответов, и в некоторых случаях эксперты даже не уверены, что они созданы человеком земной цивилизации.

СТОУНХЕНДЖ ОЗЕРА МИЧИГАН.

В 2007 году исследователь Марк Холли осматривал дно озера Мичиган в поисках причины кораблекрушений. Ведь кроме прочего, это место считается аналогом « ». На месте исследования он обнаружил, что озеро укрывает в своих водах структуру похожую на Стоунхендж. На 13 метрах ниже поверхности воды расположены крупные камни, расположенные в круговой форме.

Нам неизвестно кто построил эту структуру и почему она была построена. Месторасположение загадочного сооружения хранилось в секрете, чтобы следовать пожеланиям Американского индийского сообщества «Traverse Bay», которые стремятся сохранить область в тайне.

Камни выглядят не так замечательно, как хотелось бы, но они почти идеально совмещены друг с другом. В то же время если они были выложены людьми, то круговое горное образование должно было появиться между 6,000 и 10,000 годами.

Более 6,000 лет назад, район озера Мичиган был сухим и служил домом для охотников-собирателей. Причина, по которой некоторые предполагают, что образование горных пород может быть старше 6000 лет, связано с изображением на одном из внешних колец горного круга.

Подводные исследователи нашли четко вырезанный на большом гранитном блоке петроглиф, который выглядит как древнее животное «мастодонт». Древний слон — сам по себе серьезный артефакт, поскольку исчез около 10,000 лет назад, поэтому для древнего человека, который вырезал животное, нужно было жить в одно время с мастодонтом, чтобы встретиться.

К сожалению, специалисты по петроглифам обычно не являются дайверами и, следовательно, не смогли лично изучить любопытную резьбу и само изображение. Но если это подтверждается, то возникает вопрос: как древние люди могли так глубоко и точно вырезать рисунки на твердом граните?

С другой стороны, некоторые геологи утверждают, что все образования «построены» естественным образом. Йонагуни находится в зоне, подверженной частым землетрясениям, что вызывает разрушение песчаника и последующее движение плит в экзотические формы.

Они считают, что дороги — это просто каналы в скале, а вертикальные образования — просто камни, которые были горизонтальными, но поднялись вертикально, когда камни под ними перемещались.

Конечно, очень необычно видеть так много подобных типов образований в такой небольшой области. Но у нас нет никаких доказательств того, что образования в Йонагуни действительно является делом рук человека, поясняют скептики.

ГЁБЕКЛИ ТЕПЕ.

Гёбекли Тепе — уникальный археологический объект, способный полностью изменить то, как историки и археологи понимают историю человечества.

Пузатый холм (другое название Гёбекли Тепе) бросает вызов многим предположениям, сделанным в отношении охотников-собирателей, которые завершив эту фазу развития перешли к земледелию и выращиванию скота. Гёбекли Тепе — древний район, расположенный в Турции, но в отличие от других руин нашего списка здесь нет сомнений, что он был создан человеком.

Район был обнаружен в 1963 году, и как теперь подозревают строительство культового сооружения началось еще в мезолите, растянувшись на несколько тысяч лет. Изначально исследователи полагали, что это древняя стоянка людей. Однако более , что это нечто большее, чем средневековое захоронение.

В 1994 году Клаус Шмидт встретил обзорную информацию о Гёбекли Тепе и решил поближе посмотреть на древние руины. На месте он выяснил, что известняковые камни и плиты имеют потенциал не только надгробия, но и Т-образные столбы.

Начатые раскопки позволили команде археологов найти массивные колонны, которые были захоронены под поверхностью. Изучение удивительного артефакта займет около 50 лет, полагают специалисты. Шмидт, например, и вовсе предложил оставить большую часть комплекса нетронутым, сохранив сооружение учёным будущих поколений, когда археологические инструменты должны стать более совершенными.

Крупная конструкция была создан путем размещения кольца массивных 7-тонных каменных столбов на земле. Другое кольцо каменных столбов будет помещено поверх, продолжая создавать пологую конструкцию холма. Руины датируются 11 000 годами и были созданы в то время, когда в регионе не было оседлых жителей.

Интересная структура затребовала бы большое количество людей, работающих в течение длительного периода времени. Кости, найденные на месте раскопок, подтверждают, что строители много охотились на диких животных.

Удивительное дело, но мы видим в этом артефакте умение создавать большие структуры. Ведь на самом деле, вес некоторых частей комплекса достигает 50-тысяч тонн! До сих пор толком непонятно, как с таким огромным весом камней могли управляться древние люди.

Некоторые исследователи подозревают, что укладка столбов и общее строительство комплекса связано с открытием природного цемента и бетона на его основе, хотя этому сегодня нет подтверждения. В 2017 году ученые Эдинбургского университета изучив надписи на колоннах храмового комплекса Гёбекли-Тепе пришли к заключению, что рисунки означают положение небесных тел того времени.

Исследователи сопоставив изображения с картой созвездий того времени, также заключили, что около 10950 года до нашей эры на Землю могла упасть комета. О многочисленных жертвах давно минувшего события говорит изображение человека без головы, предположили ученые. Кроме того, за крупной катастрофой последовал период с конца XI до конца X тысячелетия до нашей эры, известный как «Поздний дриас», ознаменовавшийся резким похолоданием.

Сегодня археологический объект Гёбекли Тепе известен как «Пуп Земли». Огромный храмовый комплекс на Пупочной горе был возведен в эпоху докерамического неолита, насчитывая возраст в 12 тысяч лет. В самом деле, это старейшее сооружение на планете древнее Стоунхэджа и первых египетских пирамид. Памятник не просто наследие предков, он показывает нам насколько мало мы знаем о древних цивилизациях и удивительных технологиях древних людей.

Даны рисунки этих разрушенных сооружений. Правда, древними их можно назвать условно. Так как строительство этих сооружений относится ко 2-й половине 18-го века. И находятся они в районе Сибирских линий пограничных укреплений.

Имеются, правда, несколько странностей у этих линий. Первая заключается в том, что вместе они складываются в практически непрерывный вал, растянувшийся с Запада на Восток почти через весь континент – от Атлантического до Тихого океана, т.е. около 18 000 км. Вторая странность заключается в том, что начало этого вала (территория Европы) датируется 2 веком н.э. Конец его (в Китае) - тоже относят в глубокую древность. Самый молодой участок этой линии или стены, вала, дамбы (на разных участках ее называют по-разному) проходит по территории России и датируется 18-19-м веком. Хотя приемы строительства и внешний вид перекликается с более древними участками этого удивительного по своим масштабам сооружения.

Рисунки из альбома Г.И. Спасского:

Вид Бухтарминской крепости в Сибири

Эта крепость принадлежит Сибирской линии укреплений, построенную по официальной версии для защиты от вторжения синских (китайских) войск:

«В 1760-х гг. от Усть-Каменогорской крепости через реки Чарыш (Верхне-Чарышская крепость) и Катунь (Катунская крепость) к Бийской крепости и Кузнецку строится новая укрепленная линия, получившая наименование Колывано-Кузнецкая. Она огибала с севера Алтайские горы, завершив тем самым создание единой сибирской линии укреплений, призванной защитить Южную Сибирь от возможного вторжения цинских войск.

Для военного прикрытия Горного Алтая в 1793 г. при впадении реки Бухтармы в Иртыш возводится Бухтарминская крепость, а вверх от нее по Иртышу - несколько караулов, которые именуются Бухтарминской укрепленной линией. К концу XVIII в. весь Алтай был присоединен к России.»

Китай еще в начале 18-го века не был самостоятельным государством. Он входил в состав Тартарии, как и Сибирь, и некоторые другие азиатские территории. Об этом в статье «Тартарские императоры Китая». И цикле статей «Неизвестная Тартария», рассказывающем о более раннем периоде Тартарии.

Возможно, строились эти укрепления именно в 18-м веке, но возможно, что реконструировали и приспосабливали для военных целей древние сооружения, уже находящиеся в этой местности? Монастырь или крепость Аблайкит, расположенный недалеко от Бухтарминской крепости:

Вид развалин Аблайкида

Крепость Аблайкит, основанная по официальной версии в 1654 году ойратским вождем Аблаем, находилась в 85 километрах от Усть-Каменогорской крепости, но, тем не менее, не входила в состав укрепленной линии, так как принадлежала джунгарам. Было такое государство в 17-м веке – Джунгарское ханство.

«Джунгарское ханство- ойрат-монгольское государство, существовавшее в XVII-XVIII веках на территории, которая ныне относится к Казахстану, Киргизии, Китаю, России, Монголии и занимавшее земли от Тибета, и Китая на юге, до Сибири на севере, от Урала и Хивинского, а также Бухарского ханств на западе до Халха-Монголии на востоке, включая в себя озеро Балхаш, Семиречье, озеро Кукунор, горы Тянь-Шань, Алтай, долину реки Или, верховья Оби, Иртыша и Енисея и пр. До настоящего времени на указанной территории сохранились руины ойратских (зюнгарских, калмыцких) буддистских монастырей и крепостей (Семипалатинск, Зайсан), наскальные изображения Будды (под Алма-Атой, около Иссык-Куля) и пр.» Собрание исторических и этнографических трудов Н. Я. Бичурина

Существовало оно, правда, на территории Тартарии. И в источниках того времени, в частности в книге Николааса Витсена «Северная и Восточная Тартария» никак не упоминается. Ойратами здесь названы калмыки, или калмаки, как их называли в 17-м веке. О них у меня подробно описано в статье «Кто такие калмаки?». Аблайкит сохранился до наших дней вот в таком виде:

Аблайкит. Современное состояние

Недалеко от этого места ниже по течению Иртыша находились развалины Семи палат:

Вид развалин семи палат на берегу Иртыша

«Так называемые «Семь-Палат» лежат на восточном берегу Иртыша... Калмыки называют их Дархан-Зорджин-Кит, говоря, что здания эти построил некий жрец Дархан-Зорджи, который и пребывал в них. Когда это было, они не знают. В Тюмени я нашел в архиве грамоту царя Михаила Федоровича от 25 октября 7125 (1616) года , в которой эти здания упомянуты под именем «каменных мечетей». К этому времени они, может быть, и относятся. Судя по материалу, из которого они сделаны, они едва ли могут быть древнее. Я не придавал бы им даже такой древности, если бы в пользу её не говорила упомянутая грамота» Г. Ф, Миллер «История Сибири»

Еще одно описание этих построек путешественника подлекаря Барданеса посетившего Семипалатинск в 1771 г.:

«Развалины семи каменных Татарских или Монгольских домов, называемых Семипалат и давших крепости оное название, стоят в 2 верстах выше крепости, на горном берегу против меновнаго двора. Один из сих домов четырехугольный, шириною в 6 сажень (12,8м), стены вышиною в 10 (3м), а толщиною в 5 футов (1,5м), в нем одна дверь и два окна. Одна стена много обвалилась, прочия же все целы и выстроены из твердого серого кирпича с крепким мертелем. Другое строение походит на первое и шириною в 4 сажени. Третье в 8 саженях от второго, длинною в 7 а шириною в 4 сажени. Стены построены из черного плитника, вышиною в 1,5 сажени (3,2м), а толщиною в 3 фута (1м). От четвертого строения стоит только кирпичная стена с дверью и окном. От пятого виден только фундамент, доказывающий, что строение было длиною в 5½, а шириною в 2½ сажени с 3 отделениями; также и от шестого остался только фундамент, длинною в 15, а шириною в 34 сажени; все находятся поблизости. Седьмое строение стоит от прочих в 242 сажени, или полверсты. Оно гораздо новее, длиною и шириною в 3 сажени, а вышиною в 7 футов; стены выведены из новых и не крепких кирпичей, кровля дощатая и сгнившая и обвалившаяся. За несколько лет они были в лучшем состоянии, но после того Козаки брали из них кирпич для изращатных печей. На них находились Тангутские надписи, которые также изгладились. Историю сих развалин предоставляю я испытателям древности.» (Источник: Полное собрание ученых путешествий по России, издаваемое императорскою Академиею Наук, по предложению её президента.. - СПб.: Императорская академия наук, 1825. - Т. седьмой.)

Это описание, действительно, больше подходит к описанию обычных жилых домов, а не мечетей. Если только раньше мечетями не называли также и жилые дома, по аналогии, с храмами – хоромами? Для кого-то когда-то был просто жилой дом, который потом кому-то стал местом поклонения. Толщина стен впечатляет. Но в те времена было принято строить толстые стены. Это усиление и прочности здания, и комфорта пребывания внутри него. А черный плитняк – вероятно вот такой?

Плитняк – сланец черный, Казахстан

Размеры только его поражают: 3,2х1м. И сколько же весили такие плиточки? Тангутские рукописи находили и в Аблайките. Тангутское царство - Великое государство Белого и Высокого, по официальной версии. Под белым и высоким, очевидно, имеется виду пресвитер Иоанн или поп Иван, о котором у меня написано в статье «Неизвестная Тартария. Часть 2».

В том же районе:

Развалины Джалин-Обо

По-другому это сооружение еще называлось Калбасинской башней:

«В 1717 году, по распоряжению князя Гагарина, посланы из Тары, для постройки крепостей: сын боярский Павел Свиерский, с партиею казаков, и дворянин Василий Чередов; первый из них построил Железинскую, а другой Калбасинскую крепость, которая находилась между нынешними Кривозерскою и Подпускною станицами, около 165 верст ниже Семипалатинска. Там существовало калмыцкое здание в виде башни, в котором была ламайская кумирня. Калмыки называли это здание Джалин-обо, потому что, между 1689 и 1700 годами, там кочевал калмыцкий тайджа Джалин, изгнанный оттуда в 1702 году башкирами. Русские же называли то строение Калбазинскою башнею. Оно было построено из обожженного кирпича, основание имело четырехугольное, а верх состоящий из двадцати углов. Стены его простирались в вышину до четырех саженей, толщиною около полутора аршин. В верхней части ниже свода были два противоположные окна, а в самом верху свода одно отверстие. С одной стороны находилась дверь.» Н. А. Абрамов . Областный город Семипалатинск // Записки Императорского Русского географического общества, 1861, кн. 1.

Развалины храма, бывшего в г. Татаган

Развалины двух зданий на правом берегу реки Нуры

Развалины двух зданий на правом берегу речки Якшикун

Описание этих и других руин, взятое из «Описания киргиз-казачьих или киргиз-кайсацких орд и степей» А. И. Левшина:

«В степях киргиз-казачьих встречается столько развалин древних зданий , что мы не можем умолчать об оных в нашем описании.

Трудно и даже едва ли возможно определить, какой народ строил сии здания, ибо они разных родов. Одни, сохранив признаки капищ, ламайскому служению посвященных, очевидно, принадлежат мунгалам или зюнгарам, другие похожи на магометанские мечети, третьи суть остатки обыкновенных азиатских жилищ и, наконец, четвертые достигли такой степени разрушения, что не могут подать повода ни к каким заключениям. Материалы, из коих строились сии здания, также неодинаковы; от некоторых остались большие камни, от других кирпичи, третьи были глиняные. Нынешние киргиз-казаки вообще не говорят о них ничего правдоподобного, кроме того, что они не принадлежат их предкам, но должны быть приписаны народам, занимавшим сию страну прежде них. Только немногие из развалин, равно как все вообще древние могилы, называют они ногайскими (Киргиз-казаки иначе не называют татар, в России живущих, как ногаями. Слово "татары", совсем у них неупотребительно и принадлежит, по их мнению, какому-то подлому народу, проклятому одним магометанским пророком. Бухарцы и хивинцы то же думают, и так же называют татар российских ногаями)

В горах Кен-Козлан, на реке Кызылсу (Казахстан), впадающей в Талду, на прелестном местоположении стоит строение двухэтажное каменное, крестообразное, сложенное из дикого камня на извести ; потолки в нем обрушились, но приметно, что они были покрыты красной краскою, а стены штукатурены. На верхнем этаже вокруг всего строения была галерея и фронтон, поддерживаемый четырьмя деревянными колоннами, выкрашенными мастикою, предохранявшею их от гнилости. Около сего здания были и другие, но развалились до основания, стены поросли деревьями шиповника и таволги нарочитой величины. При самом Каркалинском приказе, в тесном ущелий, где протекает река Джирымсу, воздвигнута стена, преграждающая проход на обширную долину, окружаемою очень высокими горами, по гребням коих проведена стена из дикого плитного камня, в иных местах в 7, а в других в 5 аршин вышиною, и в 3 аршина толщиною.

Остатки каменной мечети, находящейся в 95 верстах от Троицкой крепости за рекою Тогузак (Челябинская область), известны из путешествия Палласа. Недалеко от сих развалин есть и другие, но не замечательные.

На берегу реки Аягуз, впадающей в озеро Балхаш (Казахстан), стоит остроконечное здание, весьма тщательно построенное из каменных гладких плит. В нем три каменные статуи , из коих две, по словам киргиз-казаков, изображают прославляемых в сказках любовников Баян-хана и Куз-Кур-пяч, и третья - их служанку. Верующие в подлинность их изображений приносят им жертвы.

На берегу Кара-Кингиря есть развалины палат и мечети, называемые Джан-Ана. Говорят, что тут был дворец одного из потомков Чингисовых .

Белян-Ана - развалины города. Они лежат при реке Сарасу на один день езды от озера Телекуль (Южный Урал), в которое она впала. Длина сих развалин верст 6, ширина около одной версты.

На левой стороне Нуры, впадающей в озеро Кургал-джин (Казахстан), в 27 верстах от ее устья, был некогда город по имени Тотагай, или Ботагай, коего многие остатки доныне существуют . Г. Шангин видел их и описал (См.: Сибир. вестник. 1820 год.). Они простираются верст на десять. Одно из развалившихся зданий, по мнению сего путешественника, служило храмом, было построено из кирпича, имело внутри столпы и стены отштукатуренные. Близ сего храма стоял другой, подобный ему, а из развалин, несколько далее находящихся, некоторые имели до 300 сажен в длину.

Окрестности реки Нуры вообще богаты подобными остатками древности . На правом берегу ее, в 55 верстах от озера Кургалджина, еще видны значительные развалины, также описанные г. Шангиным (см. тот же вестник 1818 года), равно как и два укрепления, у горы Карт лежащие, и разрушенная башня в верховьях Нуры, близ древней копи медной руды.

Тем же путешественником осмотрены два здания, лежащие на реке Якши-Кун - одно от другого в 30 верстах. Одно из них кирпичное, другое каменное, оба с куполами и двумя отверстиями, одно - на юг, другое - на север. Киргизы приписывают построение сих зданий калмыкам или монголам и почитая оные святыми, совершают в них молитвы и жертвоприношения.

Весьма любопытны остатки древних полевых укреплений, лежащие близ речки Ак-Койрак. Их всего шесть. Г. Шангин говорит, что четыре находятся одно от другого сажен в 100, пятое против средины их близ речки, а шестое в 2,5 верстах от одного из крайних укреплений. Все они имеют вид эллипсов, но не сомкнутых: с восточной стороны бока отделяются один от другого пространством сажен в 60, а с западной в 25 сажен. Сии пространства были защищены четвероугольными башнями.

Полуостров озера Якши-Янгиз укреплен валом простым, но правильно устроенным, и большею частию из порфировых четвероугольных камней.

На берегах Тургая (Казахстан) есть несколько древних могил со строениями каменными и кирпичными. Одна из них особенно замечательна величиною. Она состоит из насыпи, более 15 сажен вышиною (32м) и до 135 сажен (288м) в окружности. Киргизы почитают ее святою и сказывали капитану Рыч-кову, видевшему ее в 1771 году, будто она скрывает в себе прах одного богатыря необыкновенного роста.

Несколько далее видно было (на Тургае же) четверо-угольное городище с развалившимися валами, воротами и зданием, коего стены имели до 9 сажен высоты (19м – примерно 6 современных этажей –прим. мое). Кругом его могилы.

На урочище Байтак , при реке Большой Хобде (Казахстан), по уверениям киргизов, был некогда город. Ныне тут видны развалины зданий, полуизглаженные каналы и признаки пашен . В 1750 году строения еще не все были разрушены: подпоручик Ригильман видел их и некоторые из них срисовал. Киргизы весьма уважают сие место и за счастие почитают быть здесь погребенными.

Такой же город был на реке Уиле, при урочище Мавли-Берди (или Мавлюм-Берди –Казахстан). Рычков, в своей "Оренбургской топографии" пишет, что в половине прошедшего столетия на сем месте еще были видны от 30 до 40 кирпичных зданий, каналы для пашен и огороды

Из этого и других описаний можно сделать вывод, что большое пространство Урала, Сибири, Алтая, Казахстана было некогда сплошь застроено городами, со всей сопутствующей инфраструктурой: дорогами, каналами, пашнями, кузнями, кирпичными заводами. Потом это все по какой-то причине разрушилось. Что это могла быть за причина? Стены, толщиной в 1-1,5 метра смело могут выдержать довольно таки мощные землетрясения. Тем более, что землетрясение происходят, как правило, локально: радиус района, охваченного разрушительным воздействием, достигает 80-160 км, но не тысячи километров. И обычно после землетрясений люди восстанавливают разрушенное и продолжают жить дальше на этом месте, но не становятся кочевниками. Значит, в данном случае произошло что-то помощнее землетрясения.

Николаас Витсен о разрушенных Сибирских городах

Множество описаний разрушенных городов и сооружений встречается у Николааса Витсена (Северная и Восточная Тартария, 1705г.). Вот некоторые из них:

«У устья реки Обь русские издавна построили город Обской город , но теперь он разрушен и [стоит] в развалинах .

Сибирское царство, носящее свое имя от реки Сибер, или Сиберской, или от города Сибер, который теперь разрушен . Собственно, это область, нанесенная на карты под этим названием, около широко известной реки Обь. Главный город ее – Тоболь. Но широко взятая, она охватывает и много других областей, лежащих в большинстве своем вне России, к северу и востоку, под правлением Их Царских Величеств. Так под названием Тартарии в Европе известны все страны к востоку от Оби и Каспийского озера, то и я их под этим названием охватываю, хотя, собственно говоря, Сибирь находится не в Тартарии. Однако ввиду того, что она расположена рядом, и по указанным причинам мы считали, что следует ее включить сюда. Она лежит приблизительно между 60° и 65° северной широты.

К тому же в Мугалии и на дороге между истоком реки Амур и Синской стеной находятся разрушенные города (как видно на некоторых моих рисунках), где встречаются обломки идолов. Таких же, как еще сегодня встречаются в Сине. Этот край теперь не имеет городов, крепостей или каменных зданий. Там ничего нет, кроме пустых земель, из чего видно, как все в мире меняется.

Говорят, что в Сибири в ряде мест видны развалины древних стен и груды обломков, где, очевидно, в древности стояли города . В них иногда, говорят, встречаются памятники, из чего можно было бы заключить, что раньше в этих странах жили народы с лучшими обычаями, чем теперь, но сейчас там не видно таких зданий. Передают, будто современные сибиряки говорят, что народы, которые раньше строили такие города и здания, совсем ушли отсюда на юго–восток.

Поселок Нарым, расположенный на Оби, очень маленький. Рыбный – это небольшая крепость или острог, теперь в основном разрушенная.

…. Нарым, расположенный неподалеку от берега, тоже маленькое, мало населенное и довольно разрушенное укрепление. С обеих сторон реки находится неплодородная и незаселенная земля. Там нельзя нигде достать съестные припасы, кроме монастыря, где можно запастись продуктами.

Нарымская крепость, расположенная выше Сургута, на реке Обь, построена в 1600 г. Теперь, однако, она разрушена и запущена.

В Калбазине, в Сибири, расположенном несколько ниже 60°, на озере, которое впадает в реку Итик (которая, в свою очередь, впадает в Иртыш) находится достопримечательный древний, теперь разрушенный, каменный дом, большого размера и прочности. Не знают, кем он был сделан, потому что теперь там таких домов не строят. »(Это, очевидно, о Калбасинской башне, см. рисунок выше –прим. мое)

Горные цепи: Аланус, Воросcус, Имаус, Сихиус, Белгиан, Рифеус, Алхас и др., известные в древности, – теперь трудно определимые из-за частого изменения названий, которое здесь происходит. То же и с названиями рек, например: Тахмин, Ухардес, Маргус, Коскар, Коссин, Сосса, и многие другие, которые были известны в древности, теперь можно узнать только предположительно. Было заблуждение, когда древние считали, что Каспийское море через Обь соединяется с Ледяным морем. Многих городов, о которых говорили древние, найти там невозможно. Или они разрушены, или произошла перемена названия. Например, Арбам, Сема, Айбаир, Сианфур, Наиман, Канткоракур и т. п. Да, целые области и народы, известные из древнейших описаний земли, теперь не обнаруживаются под их старыми названиями. Унг или Гог, Сиорза, Кавона, Байда, Баргу и бесчисленное множество других, можно видеть на старых картах и в описаниях. Я не указываю на них, так как я пытался показывать современное, а не прошлое.

Многие из древних сибирских городов и селений разрушены , они сохранили, однако, свои названия, хотя в них почти нет домов.

Между Тоболом и Астраканью и между Астраканью и Синой имеется много рек, озер, дорог и пустынь, и еще много разрушенных городов и крепостей , около дороги. Названия этих мест, проезжая, трудно узнать.

Если идти на лодке вверх по реке Индига, напротив острова Колгуев, вблизи самоедов, живущих у океана, то придя к местечку Городище, где в прежние времена жили несколько народов, называемых чуди, которые воевали с русскими и больше уже не существуют. Остались только стены древнего города.

Так как в современной страны калмаков, к северу, к востоку или в центре страны совсем нет постоянных городов, то вероятно, калмакские короли, о которых говорят, якобы они жили в городах , жили в южной части Калмакии, ибо там, говорят, есть остатки деревень и городов.

Ввиду того, что писатель кроме перечисленных городов упоминает еще много государств, областей, городов, рек и вод тех стран. около или между Каспийским морем и Син или Синой, о которых теперь не знают и не помнят, то несомненно, что там произошли удивительные изменения, что города и народы разрушены и названия оставшихся изменились.

Северная часть гор Имай он называет Алкай. Это может быть маленькое, теперь разрушенное государство Алтын.

Тартария, уверяет он, получила свое название от реки Тартар, которая, придя из страны Мугал, якобы, впадает в Ледовитый океан.

Область Тюмень, говорит он, находится под Великим xаном Тартарии. Народы, жившие к северу, назывались мекриты, молгомсау, бадаи и самоеды, они поклоняются солнцу и красному сукну (говорит он). На Оби стоит известный купеческий город Грустина. Его теперь тоже не находят

Пётр Симон Паллас о древних сооружениях и рудниках

Писал это Витсен в конце 17-го века. Сам он в Сибири не был, поэтому эти сведения –отрывки из разных донесений, присланных ему из России. В 18-м веке количество «путешественников», лично исследующих районы Урала, Сибири, русского Севера и Дальнего Востока, увеличилось. Все они составляли свои отчеты, описывая эти места. И прежде всего, естественно, полезные ископаемые и еще чем можно поживиться – богатства, действительно, несметные, в представлении европейцев. Несметные в том смысле, что сколько бы не пытались их осметить, еще больше оставалось неосмеченных. Одним из таких путешественников-исследователей был Петр Симон Паллас (1741-1811) - немецкий учёный-энциклопедист. В течение 6 лет, с 1768 по 1774 гг. он путешествовал по центральным районам России, Крыму, Кавказу, Уралу и Сибири. Результатом этого путешествия стала книга «Путешествие по разным провинциям Российского государства», изложенная в 8-и томах, каждый из которых содержит примерно 400 страниц. 3-й том почти полностью посвящен описанию Уральских и Сибирских металлургических заводов и рудников. В остальных томах, при беглом просмотре, обнаружила описание народов, населяющих эти места (в основном экзотических, потому что смысл описывать те, которые и так все знают?), растительного и животного мира, прежде всего с позиции его пользы для производства и получения прибыли, и так же полезных ископаемых, шахт, рудников и металлургических заводов, древних разрушенных, современных работающих и планируемых построиться в будущем. Приведу некоторые выдержки из 3-го тома этой книги, касательно найденных в Сибири старинных сооружений и рудников:

«Я знаю, что было найдено много полезных ископаемых в соседних горах, которые имели блеск серебра; но собственники, считавшие их очень вредными для себя, очень заботились о том, чтобы прикрыть раскопки. Рядом с рудником, который в настоящее время эксплуатируется, мы видим, что древние раскопки полностью игнорируются. Сторожев, нынешний горный мастер, дал мне список пород, содержащих серебряную руду, которые он там обнаружил. Я был счастлив посетить эти места, чтобы посмотреть лично.

10. На возвышенности, в версте от рудника находятся древние раскопки, называемые раскопками Чуди или Скифов . Там имеется медная руда, содержащая серебро, проходящая довольно толстым слоем по восточному склону.»

«В руднике Гумещевской (район Косой Брод, Свердловская обл. – прим. мое) требуется много плотницких работ и частых ремонтов. Природа горы не позволяет сделать этот рудник более удобным; потому что нужно протискиваться внутрь и перемещаться по галереям. Во время открытия этого рудника, как утверждается, было обнаружено на поверхности земли гнездо из руды самого высокого качества; и в этом месте еще есть значительный котлован. Я предполагаю, что это древние раскопки руды, сделанные Чудью, так как несомненно, что эта нация, которая нам неизвестна, обыскала эти, богатые минералами, горы . Бесчисленные работы по раскопкам, совершенные по всей южной части Урала, и обрушенные, заваленные шахты являются определенным доказательством знания этого кропотливого человека в эксплуатации рудников, как я уже доказал в первой части этих «Путешествий». Встречаются также несколько раскопок еще дальше, в направлении завода Северской. Это следы тех же раскопок, в результате которых были основаны рудники, эксплуатирующиеся здесь с 1738 года. Есть все еще признаки старой эксплуатации, на глубине от 10 до 12 саженей (25м) . В прошлом были найдены проходы и галереи, которые еще не были полностью заполнены, с сосновыми щепками, вбитыми в глиняные стены. Древние шахтеры чуди зажигали их для освещения места работы. M. Турчанинов хранит перчатку и порванную кожаную сумку, найденные в мае прошлого года в западной части шахты, на глубине 10 саженей. Они сделаны из лосиной кожи. Перчатка размером около 6 вершоков (26,7см); сделанная из кожи головы животного, уши служат пальцами для больших пальцев. Оба конца перчаток открыты, так что их можно использовать обеими руками. Несмотря на влажность места, где они находились, ворс находился в естественном состоянии; сумка, размером 12 вершков в длину и 9 в ширину (53,3х40см), не так хорошо сохранилась. Эти древние раскопки, которые все еще существуют на востоке, вплоть до озера Северской, доказывают, что руды простираются до туда и, возможно, под всем озером. Поэтому владельцу шахты Гумещевской будет очень выгодно переместить сюда кузницы Северской; они не очень важны. Если высушить озеро, то рудники не будут подвергаться наводнениям, и можно будет производить выработки на гораздо большей глубине; также можно было бы провести раскопки в самой грунте озера. Экономия гидравлического оборудования в значительной степени компенсирует расходы на эту работу.»

«Вечером я вышел из кузницы Богословской, взяв направление на Туринскую шахту, чтобы осмотреть несколько объектов. Я снова спал на руднике Васильевской. Я спустился на следующий день в несколько колодцев этих шахт, а затем во Фроловскую, после чего я покинул эти минералогические районы. Здесь я заметил, что я не обнаружил следов древних раскопок Чуди, которые часто встречаются в южных частях Урала, вблизи гор Алтайска и в южных горах Сибири. Благодаря этим раскопкам нами было обнаружено большинство месторождений. Надо сделать вывод, что этот народ эксплуатировал месторождения по всей Сибири, но он не доходил до лесов севера, а выбирал для жилья более открытые горы и более мягкий климат.»

Понятно теперь, как были обнаружены полезные ископаемые Сибири, так быстро и на такой обширной территории: места эти были давно известны и разрабатывались местными жителями. А значит, были наиболее обжиты. И возможно, были еще и те, кого можно было об этом расспросить. Он называет чудь неизвестным народом, видимо, не отождествляет их со скифами. И действительно не знает, принадлежали ли эти разработки скифам или чуди? В настоящее время принято считать, что все древние рудники, найденные в Сибири, принадлежали таинственному и известному народу чуди, а скифы - дикие кочевники, заказывали все свое снаряжение и все свои украшения у греков. В то время, как скифы, тысячелетиями проживающие на этих территориях, оставили большое количество курганов и различных предметов, в том числе металлических, и в том числе золотых, выполненных по высоким технологиям, в количестве большем, чем все остальные европейско-азиатские народы вместе взятые. Считаю нелогичным при этом полагать, что у них не было своих рудников и развитой металлургической промышленности. Но читаем дальше:

«Я должен заметить, что первым проектом было построить Верхотурье на Лобве. Затем выбрать другое место на левом берегу Туры; он выглядел более пригодным к созданию там укреплений. Это место находилось в нескольких верстах от нынешнего города, выше устья устьем Неромки (речной бассейн реки Иртыш – прим. мое); там располагалась старая крепость татар или чуди. Развалины которой все еще существуют, и состоят из значительного рва, выкопанного частично в скале. Это крепость подобна крепости у Салды (приток Туры – прим. мое), в тридцати верстах от Верхотурья.»

Паллас не знает, были построены крепости тартарами или чудью. Возможно, в его время не было доподлинно известно, что именно кем было построено? Или он делает вид, что это не было известно. Или цензура не пропускала более точные формулировки.

Перевороты Земли

Мамонтов Паллас называет слонами:

«Среди объектов, представляющих интерес, у меня имеются некоторые кости слонов; они были найдены с окаменевшими белемнитами (вымершим головоногими моллюсками –прим. мое) и глоссопертами (окаменевшими зубами акулы –прим. мое) на берегу Туры, на значительном расстоянии от Верхотурья, вниз по реке. Это было недавно обнаружено, в двадцати милях к югу от города, недалеко от деревни Иурианская и речушки Иурия (или, возможно, Юрья? -прим. мое) , там много огнеупорной белой глины, которая подходит для использования на заводах, и даже предпочтительнее Салдинской; хороша также для изготовления фарфора.»

«На некотором расстоянии от Каменской, в лесу, расположенном на стороне Исети (левый приток реки Тобол –прим. мое) , находится отличная огнеупорная глина; она используется для литейных форм, тиглей и других испытательных емкостей для печей завода в Екатеринбурге. Я не мог знать, было ли что-то достойное моего любопытства. Я приведу краткое описание подземных открытий, недавно сделанных вблизи Исети. Полковник Бибиков, генеральный директор екатеринбургской канцелярии, любезно предоставил мне подробную информацию. В результате раскопок в поисках минералов, возле ручья Колчеданка, в 20 верстах от кузницы на глубине нескольких туазов (1 туаз = около 2м –прим. мое) под дном Исети, в глинистой черно-пышной земле, и над слоем белой глины, было обнаружено много кусков разбросанной древесины, почти превратившейся в уголь, и обильно смешанной с сернистыми пиритами. Эта древесина легко ломается; ее обломки похожи на сожженный уголь; он имеет сильное вскипание на воздухе коркой купороса. Говорят, во время раскопок были обнаружены крыши некогда существовавших в этих местах домов . Кости слонов были найдены в двух разных частях этой местности, примерно в пятидесяти верстах к востоку от Каменской и в деревне Тамакульская, на берегу Исети. Одним из таких мест является широкий заболоченный ров, называемый Винокуреной или Винокуркой. Это немного ниже Тамакульской. Этот ров врезается в ручей Aтуч, который впадает в Сувариш чуть дальше. Последний впадает в Исеть, ниже монастыря Долматова. Крестьяне этого района обнаружили в этом рву множество хорошо сохранившихся слоновьих костей и клыков . Человек, который был отправлен туда в этом году, все еще встречал много. Я видел в доме М. Бибикова несколько частей этой коллекции, состоящей из куска очень большого зуба, коренного зуба, с частью челюсти, половины лопатки, некоторых костях передней ноги и в некоторых позвонках. Все эти остатки принадлежали слонам. Были там и другие, более мелкие кости и позвонки, которые, как оказалось, принадлежали крупным буйволам. Несколько из этих костей были найдены в другом месте, о котором я буду говорить. Они были разбросаны на некотором расстоянии друг от друга. Поверхностный слой почвы состоит из черной земли, а под ним находится красноватая глина. Весенние дожди размывают почву, обнажая эти кости, которые не соединены между собой. И их нелегко обнаружить из-за грязи. Другое место еще более примечательно: мы нашли там удивительные остатки древних переворотов нашего земного шара , производя раскопки месторождения железа, не очень далеко от Тамакульской; мы видим там перекресток сухого канала, с ручьем Атуч, который вытекает из в небольшого озера. Раскопки, выполненные на глубине двух саженей на краю этого рва, показали природу слоев почвы:

  1. с поверхности до 22 вершков (1м) - темно-желтая глина, смешанная с песком;
  2. следующий слой - речной песок, желтый и слегка глинистый, и он имеет ту же глубину;
  3. слой чернозема, толщиной 8 вершков (35см), далее он смешивается с мелким песком и небольшим крупным гравием;
  4. смесь этой же земли с охрой, 4см,
  5. мергельная охра, немного слюдяная и смешанная с солью, 6 вершков (26см),
  6. желтая железная руда, компактная и немного слюдяная, с тонкими черными чешуйками, 5 вершков (22см)
  7. мергельная глина серовато-белого цвета, смешанная с небольшой охрой и более слюдяная, чем верхние слои, 12 вершков (53см),
  8. слюдяная глина, синевато-серая, с небольшими почками пиритов особой формы, некоторые из которых содержат небольшие ядра ​​природной серы, а некоторые имеют отпечатки морских раковин. Эта глина образует слой из 24 вершков (1м); он, кажется, простирается довольно глубоко с небольшими вариациями.

В нижней части крутого берега рва, который сухой, на несколько туазов выше раскопок, мы видим голубую глину, песчаную и твердую, в которой мы находим куски дерева, превратившиеся в угли, прорезанные жилами пирита, с костями слонов, гнилыми и почерневшими снаружи. Очень примечательно то, что там присутствуют также зубы акулы всех видов форм и размеров, имеющие голубовато-черный цвет. Подобные зубы и кости были найдены во рву, который служит каналом весной, чтобы добраться до Aтуча. Понятно, что слои, в которых были найдены кости, были дном глинистого моря и что верхние слои, которые их накрывают, могут быть образованы землями, унесенными с гор: их слюдяная природа доказывает это.»

Крыши домов были обнаружены вместе с костями мамонтов. Это говорит о том, что засыпаны они были в одно и тоже время. Но вряд ли крыши смогли бы сохраниться в течение длительного промежутка времени. Поэтому можно сделать вывод, что произошла катастрофа в относительно недалеком прошлом. Возможно, в 17-м веке, учитывая, что находки были сделаны в 60-х годах 18-го века. Сам Паллас, видимо, видит причину катастрофы в перевороте Земли. Не знаю, имеет ли он в виду сдвиг полюсов? Но называет это именно переворотом. Есть упоминание о перевороте и у Николааса Витсена:

«Встречаются там и маленькие ракушки, несколько похожие на ракушки Св. Якова, но более кривые и с выпуклым ребристым горбом, беловатого цвета. Все они теперь здесь не встречаются, но обычны для Ост- и Вест-Индии. О том, как эта морская живность и слоны попали так глубоко под землю, во время Всемирного потопа или при другом наводнении, перевороте земли или нарастании ее слоев, можно лишь гадать. Следует отметить, что если эти животные утонули, то они, вероятно, пошли бы ко дну и тогда не приплыли бы так далеко.»

«Опыт мне показал, что во Фрисландии, в некоторых местах, особенно в северном Волдене, на глубине 5–6 футов под торфом обнаружили целые леса, в том числе такой, в котором нашли целые участки, где деревья сгорели до половины человеческого роста, что ясно видно по древесному углю и окружающей золе. В этих краях видно и много подземных ореховых и других деревьев, над которыми много футов торфяной земли. Но по какой случайности это много веков назад произошло, неизвестно. Об этом мы можем лишь догадываться. Мне вспоминается, что в Суринаме и других местах Америки встречаются такие же вещи. Предоставим ученым все это подробно исследовать. Это свидетельствует о том, что поверхность земли подвергалась многим изменениям и переворотам

Здесь Витсен описывает Голландию, но вспоминает, что подобное встречается и в Америке. Т.е. это была катастрофа планетарного масштаба. Кардинально изменившая климат. Потому что, слоны, так же как и мамонты, все-таки травоядные животные. Со снегом у меня плохо ассоциируются.

В. Иванов «Исход гиперборейцев»

Одному взрослому слону требуется 250 кг растительной пищи в день. Причем круглый год, а не только летом. И думаю, не жестких иголок, а сочной травы и листвы. Кроме того, трудно представить себе слона, продирающегося сквозь бурелом, да еще и по болотистой местности. Габариты не те. Значит и растительность Сибири До… была совершенно иной. И не только растительность.

Вот еще одно интересное описание Палласа:

«Я не смог полностью изучить их старую религию, потому что они очень стараются отрицать и скрывать свои предрассудки: все они называют себя христианами. Однако есть уверенность, что у них имеется большое количество идолов, которым они поклоняются тайно, особенно когда они отправляются на охоту. Они сохранили большую часть своего старого идолопоклонства. Когда они отправляются на охоту на лося, соболя и т. д. они призывают конкретных божеств и убивают фигурки этих животных перед своими идолами или лигурами. Существует около Сосьвы, недалеко от юрты богатого вогула, по имени Детишкин, грубо высеченная каменная фигура, которая представляет собой молодого лося. Вогулы приходят к ней издалека, чтобы делать жертвоприношения и молиться об удачной охоте. Я был уверен, что у них были похожие фигурки, вырезанные из дерева; они отмечают их глаза двумя зернами свинца или кораллов. Шахтеры, занятые поиском месторождений, нашли год назад, пройдя через лес, поглощенный огнем, между Сосьвой и Лобвой, медную статую возле очень высокой сосны; она представляла собой мужчину, держащего копье; это был, вероятно, идол Вогулов . Эти люди, прежде чем быть обращенными (в другую веру –прим. мое) , обычно хранили своих идолов в каменных пещерах или на вершинах крутых скал, или возле высоких сосен, чтобы возбудить себя к большему почитанию. Рядом с Лобвой, выше ручья Шайтанка, имеется пещера в известкой горе, на которую все еще смотрят сегодня, как на храм Вогулов. Он заполнен костями жертв, а иногда там находят небольшие изображения, медные кольца с выгравированными фигурами и другие предметы, которые вогулы покупают у русских, которым они возвращают секретный культ. В этой части Сибири есть множество ручьев и мест, которые носят имя Шайтанка или Шайтанская, потому что русские, проживающие в этой местности, называют вогульских идолов шайтанами (шайтан в исламе злой дух, демон – прим. мое) .

Речь идет о районе Верхотурья. Вогулы - это манси, ближайшие родственники хантов, проживающие ныне в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре. Трудно себе представить, что идешь вот так по лесу, грибы собираешь, и вдруг встречаешь медную статую, стоящую возле дерева…. И даже не потому, что задаешься вопросом, кто же ее туда принес и поставил, а потому, что никто ее еще оттуда не унес, и она все еще там стоит… Да, даже вот такую каменную скульптуру в тайге сейчас трудно себе представить, которых, оказывается, раньше в тайге было очень много:

Идол, сменивший расу

«Археологи считают, что 2400-летний сибирский каменный идол подвергся «смене расы» в период раннего средневековья. Усть-Тасеевский идол когда-то имел большие выступающие ноздри, большой открытый рот, усы и густую бороду. Эксперты полагают, что около 1500 лет назад кто-то подверг его «пластической хирургии», чтобы сделать идола менее похожим на европейца, а больше на азиата. Ему сделали более узкие глаза, а бороду и усы «сбрили».

Археологи считают, что Усть-Тасеевский идол первоначально был вырезан во время скифского периода, когда жители данного региона были европейцами. Но во время раннего Средневековья население региона реки Ангара «выжали» пришедшие с нашествием монголы.»

Конечно, никакие монголы скифов из Сибири не «выжимали». И подвергли «пластической хирургии» идола вовсе не в период средневековья, а примерно в 19-м или даже в начале 20-го века. Но большинство «идолов» не «переделали», а попросту уничтожили. Именно для того, чтобы подогнать факты под придуманную версию «Золотой орды» и татаро-монгольского ига.

Без сомнений, современные постройки красивы, эстетичны и комфортабельны с точки зрения технического прогресса. Однако ничто не может сравниться со строениями прошлого, уже хотя бы потому, что они выдержали испытание временем. Многие из методов строительства древних городов, храмов и памятников и по сей день остаются для нас загадкой, тем самым привлекая туристов со всего мира. TravelAsk предлагает вместе насладиться великими достижениями человечества.

Проверьте себя на знание самых удивительных и стойких руин древних цивилизаций.

Мачу-Пикчу (Перу)

Мачу-Пикчу, «затерянный город инков» или, как его еще называют, «город среди облаков» был открыт американским археологом Хайрамом Бингемом в 1911 году. Руины расположены на вершине горного хребта на высоте 2450 метров. Археологи предполагают, что город был создан правителем инков Пачакутеком как священный горный приют за столетие до завоевания империи, то есть приблизительно в 1140 году, и функционировал вплоть до вторжения испанцев на территорию империи инков в 1532 году.

Чичен-Ица (Мексика)


Священный город народа Ица, основанный приблизительно в 7 веке н.э. Название «Чичен Ица» в переводе с языка местных племен значит «Устье колодца племени Ица». Руины города можно разделить на две группы: в первую включены строения, относящиеся к периоду культуры майя, вторая группа зданий относится к периоду тольтеков. Ежегодно в Чичен-Ицу приезжают более 1,2 миллиона туристов, что делает его одним из наиболее посещаемых археологических памятников Мексики.

Стоунхендж (Англия)


Этот доисторический памятник в английском графстве Уилтшир является одним из самых загадочных. Археологи полагают, что он был построен в период с 3000 по 2000 год до н. э. Существует около сотни версий возникновения и предназначения Стоунхенджа: алтарь, гробница, древняя обсерватория, предмет искусства, элемент навигационной системы и даже зашифрованное послание потомкам.

Та Прохм (Камбоджа)


Та Прохм (или Та Прум) изначально носил название Раявихара (Rajavihara). Как известно, большинство храмов древней столицы были в значительной степени перестроены, однако Та Прохм остался в нетронутым (если, конечно, не считать разросшихся здесь джунглей).

Лунмэньские каменные пещеры (провинция Хэнань, Китай)


Дословно «Каменные пещеры у Драконовых ворот» - это комплекс буддийских пещерных храмов, высеченный в 495-898 годах в известняковых скалах по берегам реки Ихэ. Размеры некоторых статуй здесь составляют всего один дюйм, в то время как самая большая статуя Будды достигает 57 футов.

Боробудур (остров Ява, Индонезия)

Самый большой в мире буддийский храмовый комплекс Боробудур представляет собой огромную ступу, выполненную в форме мандалы. У ступы имеются восемь ярусов: пять нижних - квадратные, и три верхних - круглые. Форма мандалы в соответствии с буддийским верованиями представляет схему мироздания.

Луксор (Египет)


Паган (Мьянма)


Паган или Баган был столицей одноименного царства с 9 по 13 век. В настоящее время здесь осталось более 2 200 храмов и пагод, которые можно найти в округе. Несмотря на очевидную культурно-историческую значимость, ЮНЕСКО не смогла объявить Паган объектом всемирного наследия по политическим причинам.

Микены (Греция)


Древний город в Арголиде датируется вторым тысячелетием до н.э. Микены были греческим военным оплотом и ныне считаются одной из самых важных достопримечательностей древней Греции.

Джераш (Иордания)


Город, построенный во времена Александра Македонского, служил домом для целого ряда империй. Но в 749 году нашей эры землетрясение разрушило большую его часть, а войны и последующие землетрясения привели к его полной разрухе. Руины обнаружили лишь в 1806 году.

Моаи из Рано Рараку (Остров Пасхи, Чили)


На склонах горы Рано Рараку, особенно в ее южной части, можно увидеть каменоломни, где высекались моаи, каменные статуи острова Пасхи (они датируются 1250 и 1500 годами). Самая высокая статуя моаи весит 82 тонны.